Попробуем составить план сочинения рассуждения. Вступление

Тезис может быть всего один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Кроме того, некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов

Просмотр содержимого документа
«КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ?»

КАК СФОРМУЛИРОВАТЬ ТЕЗИС В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ?

Тезис - это самое важное в сочинении, ведь от него зависит раскрытие темы.

КОЛИЧЕСТВО ТЕЗИСОВ В ИТОГОВОМ СОЧИНЕНИИ

Тезис может быть всего один. Однако не всегда удается развернуть рассуждение по одному тезису на 350 слов. Поэтому можно сформулировать два тезиса и более. Кроме того, некоторые темы уже предполагают наличие как минимум двух тезисов (например, тема «Война – печальней нету слова./ Война – святее нету слова…»).

При формулировке тезиса нужно учесть два аспекта:

    связь тезиса и темы,

    особенности формулировки самого тезиса.

ТЕМА И ТЕЗИС

Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от специфики темы. Рассмотрим несколько примеров.

Тема-вопрос

Если тема представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.

Тема-утверждение (в т.ч. цитата)

В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.

Тема - номинативное предложение (ключевые слова)

Вступительная часть заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нам нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

Тема

Тезисы

«Гармония природы и несовершенство человека».

(Во вступительной части задаем вопросы: В чем заключается гармония природы? В чем состоит несовершенство человека? Как они взаимосвязаны?

Природа – это пример гармонии, красоты, совершенства. В ней все разумно и соразмерно. Человек же, напротив, несовершенен, имеет множество пороков: жестокость, эгоизм, жадность. Более того, в силу темных сторон своей натуры он может наносить вред природе.

СПОСОБЫ ФОРМУЛИРОВКИ ТЕЗИСА

Формулировка тезиса традиционная

Стандартная формулировка тезиса предполагает прямое выражение мысли.

Формулировка тезиса оригинальная

Что касается претензии на оригинальность, то тут возможно несколько путей.

Так, можно рассказать о случае из жизни (если этот прием не был использован уже во вступлении).

Самый удобный и легкий способ – вопросно-ответный ход, когда мы сами себе задаем вопрос и сами на него отвечаем. Этот способ удобен тем, что позволяет не сбиться с мысли.

Можно использовать метод аналогии – сравнение с миром природы.

Варианты тезиса

Примеры

Пример из жизни

Великая Отечественная война коснулась в нашей стране каждой семьи, принесла горе и страдания в каждый дом. Не исключение и моя семья. Узнав, что моя бабушка-партизанка, фашисты пришли в дом к ее матери и пытали ее, чтобы узнать, где находится партизанский отряд. Прабабушка ничего им не сказала, и тогда немцы казнили ее. 9 мая в нашей семье – это не просто праздник, это напоминание о страданиях, перенесенных старшим поколением.

Вопросно-ответный ход

Что помогает человеку преодолевать трудности? Наверное, каждый ответит на этот вопрос по-своему. Мне кажется, что важную роль играет поддержка близких людей.

Аналогия (сравнение с миром природы)

На мой взгляд, именно любовь помогает справиться с трудностями. Любовь дает человеку крылья, с помощью которых ему становится легче преодолевать препятствия, возникающие на пути.

Примечание.

Важно, чтобы все формулируемые тезисы соответствовали заданной теме, не отклонялись от нее.

Рассказать о случае из жизни.

Образ-аналогия.

Вопросно-ответная форма (пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы).

|| Обязательно сначала проверяйте соответствие темы и тезиса. ||

В любом случае мой совет вам: если вы дочитали, перечитали своё сочинение и не смогли с уверенностью сказать, что аргументы, вами приведённые, доказывают именно ту мысль, которую вы вынесли в качестве тезиса, значит, вероятно, надо менять тезис (просто это порой сделать легче, чем подбирать новые аргументы). Ещё можно проверить, действительно ли эти аргументы вам подходят, по тому микровыводу, который вы пишете в конце каждого аргумента. Такую проверку делать нужно обязательно, чтобы соответствие «тезис-аргумент» было полным.

Основная часть

Аргументация

Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод.
Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.

Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

То есть если вы на вопрос по теме, например: «Что приносит людям любовь: страдание или счастье?», отве­тите, что, с вашей точки зрения, любовь может как осчастливливать человека, так и делать его несчастным, то вам необходимо привести два аргумента, в одном из которых любовь помогает обрести человеку счастье,
почувствовать всю наполненность жизни, а в другом она приносит грусть и страдание. И тогда в этом случае тезис будет доказан, причём полностью.

Структура аргумента

Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:

Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем - «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

Его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: «ге­рой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу...» и т.п.

Микровывод из аргумента должен соотноситься с тем тезисом, который вы привели в начале сочинения, а не просто быть выводом из аргумента!

Все элементы аргумента последовательно располагаются друг за другом.

Например, тема: «Какой путь можно назвать дорогой в никуда?».

Примерное вступление У каждого из нас есть свой путь, и нет ни одного человека на свете, который не совершал бы ошибок, идя по этому пути. Мне кажется, что это вполне естественно. В течение своего жизнен­ного пути нам всё время приходится делать тот или иной выбор, чтобы дойти до какой-либо цели. Нередко случается так, что человек осознаёт, что он совершает бессмысленные действия и поступки. И всё равно упорно идёт по этой дороге. Часто и упрямство заставляет идти по невер­ной дороге. Но дороги могут и не привести туда, куда хотелось бы. Они могут вообще никуда не привести, если ты сам ничего не будешь делать для того, чтобы двигаться вперёд
Тезис Дорогой в никуда можно назвать тот путь, который не принесёт никаких значимых результа­тов

Теперь об аргументах.

Элементы 1-го аргумента Пример
Обращение к произведению На мой взгляд, ответ на вопрос о дороге в никуда мы можем найти в произведении И.А. Гон­чарова «Обломов».
Интерпретация фрагмента (желательно не менее 2 – 3 раз упомянуть ав­тора) Илья Ильич Обломов - помещик средней руки, «... с тёмно-серыми глазами, но отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица». По моему мнению, про­блема заключается в том, что он не ставит себе целей. И.Н. Гончаров обращает наше внимание на то, что общение с Ольгой - это своего рода последнее проявление личности Обломова, как бы последний взлёт, последнее счастливое время для него, а за всем этим - только лишь паде- ние и бесперспективное существование... Мягкая натура Обломова не способна слиться с фаль­шивым, жестоким внешним миром, потому что для него это слишком тяжело. Автор с сожалением говорит о том, что Илья Ильич решает погрузиться в апатию в загородном домике Агафьи Матве­евны, где он и находит свой «покой»
Микровывод Дорогу, по которой идёт Обломов, можно назвать путём в никуда, потому что он не может сделать ничего для достижения своей цели из-за собственной лени и нежелания двигаться вперёд
Элементы 2-го аргумента Пример
Обращение к произведению Теперь обратимся к замечательному произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и на­казание»
Интерпретация фрагмента (желательно не менее трёх раз упомянуть автора) Жизненный путь Родиона Раскольникова не привёл его ни к чему хорошему. В романе Ф. Достоевский изображает столкновение теории, придуманной героем, с реальной жизнью. Родион хочет помочь всем людям и в то же время узнать: «тварь я дрожащая или право имею...». Раскольников уже давно вынашивал свой ужасный замысел, но всё это до поры до времени оставалось лишь мрачной фантазией. На мой взгляд, как только мысли Раскольникова зашли об убийстве, ему надо было переосмыслить свою теорию и выбрать другой жизненный путь. Неужели он не догадывался, к чему может привести такое преступление? Порой нужно задумываться о последствиях сказанного или сделанного заранее
Микровывод Этот путь я также могу назвать дорогой в никуда, потому что убийство человека - величай­ший грех, который нельзя оправдать ничем, даже теорией всей жизни

Связки между абзацами (микротемами)

Чтобы избежать логических ошибок, не забывайте про «связки», «мостики» между аргументами. Всё должно быть последовательно и логично. Например, нельзя начинать абзац второго аргумента со слова «также», так как «так же», как и автор, о котором говорилось в предыдущем аргументе, новый автор не может раскрывать ту же проблему в своём произведении: другой автор, другое произведение - поэтому всё не «так же», а совсем по-дру­гому. Аргументы должны быть не просто нагромождением эпизодов из произведений, а именно логически свя­занными с тезисом примерами.

Примечание. В итоговом сочинении допускается приводить аргументы на основе зарубежной литературы. Об этом неоднократно говорили в передачах с участием министра образования и науки Д.В. Ливанова и предсе­дателя совета по школьным сочинениям Министерства образования и науки Н.Д. Солженицыной. Они согласи­лись с тем, что недопустимо запрещать аргументы на основе произведений мировой литературы.

Заключение

Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения.

Существует несколько способов закончить сочинение:

Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя по­вторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами! Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.

Заключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет уп­рекнуть в неэтичном отношении к адресату (ведь именно учитель будет вашим первым читателем).

Заключение - выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям».

Варианты заключения Примеры
Вывод Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что проблема оценки таланта до сих пор очень актуальна. Людям надо искать таланты, не дать им потухнуть, потому что именно они, эти талантливые люди, являются двигателями прогресса и общества в целом
Призыв Подводя итог, хочется верить, что каждый человек должен ставить перед собой высо­кие и благородные цели. Всегда нужно задумываться о том, нужно ли мне это вообще? Нельзя бездействовать, ведь это и называется дорогой в никуда. Не нужно бояться ошибок на протяжении нашего пути, ведь, как говорил один мудрец, «раз вы сбились с пути - зна­чит, путь у вас есть, человек, который никуда не идёт, не может заблудиться»
Выражение надежды Хочется надеяться, что проблема истинного понятия слова «красота» действительно должна быть очень актуальна в наше время. И если мы будем этому вопросу уделять как можно больше внимания, не забывать о таких важных понятиях, как благородство, доб­рота, смелость, то и мир наш станет чуточку лучше и красивее!

Завершение рассказа о случае, заставившем задуматься над темой (если в качестве вступления был приведён такой рассказ).

Цитата, подходящая по смыслу. Можно заранее подобрать цитаты по всем тематическим направлениям, мо­жет, какая-нибудь подойдёт.

Например:

«Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин).

«Защита Родины есть и защита своего достоинства» (Н.К. Рерих).

«Природа - творец всех творцов» (И.В. Гёте).

«Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил» (Антуан де Сент-Экзюпери)

«Любовь к родителям - основа всех добродетелей» (Цицерон).

«Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный - невозможно...» (А.С. Пушкин).

«Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его» (Н.Г. Чернышев­ский).

«Жить - значит чувствовать, мыслить, страдать...» (В.Г. Белинский).

«Человек - целый мир...» (Ф.М. Достоевский).

«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачёв).

«Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!» (Д.С. Мережковский).

«Нет счастья в бездействии...» (Ф.М. Достоевский).

«Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без неё не может обойтись» (И.С. Тургенев).

Важно, чтобы цитата обязательно соответствовала главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово (например, в сочинении о природе цитата со словом «при­рода»), и не учитывать её общий смысл.

Редактирование текста

Перед тем как переписывать сочинение с черновика в специальный бланк, необходимо его внимательно про­верить и отредактировать. Как это сделать?

Читаем текст по частям.

Сначала вступительную и заключительную части. Убеждаемся, что они соответствуют, во-первых, заданной теме, а во-вторых, друг другу, в них говорится об одном и том же. Хорошо, если во вступлении вы задаёте вопрос, а в заключении есть ответ на него.

Тезисы. Они должны быть компактно изложенными логическими ответами на вопрос, который вы задаёте во вступительной части сочинения. Желательно, чтобы последняя фраза тезиса была тем самым основным ответом, для доказательства которого вы и будете приводить аргументы.

Читаем пары «тезис + аргумент». Убеждаемся, что пример соответствует основной мысли, тезису, а не просто рассказывает о чём-то близком теме сочинения.

«Мостики», «связки». Читаем концовку каждого абзаца и начало следующего. Убеждаемся, что переход от од­ной микротемы к другой плавный, нет логических ошибок.

Только после того как мы убедились, что сочинение написано в соответствии с темой и не содержит логиче­ских ошибок, приступаем к проверке речевого оформления, т.е. обнаружению речевых, грамматических, пунктуа­ционных, орфографических ошибок. Здесь тоже будет несколько этапов.

Читаем текст по отдельным предложениям. Находим грамматические основы, задаём вопросы ко всем второ­степенным членам. Долго и нудно? Но зато это позволит проверить сочетаемость слов и их грамматическую связь. Определяем, простое предложение или сложное, чем осложнено. Одновременно обращаем внимание на знаки препинания. Если вы сомневаетесь в необходимости того или иного знака, изменяйте конструкцию. Ведь это сочинение, а не диктант! Не бойтесь изменять предложения, менять слова. Здесь можно и нужно изменять текст.

Читаем каждое слово по слогам. Так вами лучше будет усваиваться услышанное - сразу будут активизиро­ваться разные виды восприятия (слуховое, зрительное). Причём лучше читать текст не с первого предложения, а с конца. Или просто не с начала предложения, а с последнего слова в нём, тогда вы будете обращать внимание не на смысл, а именно на написание. Именно так можно отыскать орфографические ошибки. Это известный
способ проверки «с конца».

После этого желательно подсчитать количество слов. Учитываются все слова, в том числе предлоги, союзы и частицы. Цифры, например год (1978), а также слово с дефисным написанием рассматривается как одно. В случае, если получилось меньше 250 слов, придётся увеличивать объём до необходимого минимума, иначе работу не за­считают. Бывают случаи, когда не хватает пары слов, тогда очень обидно получать «незачёт» за хорошее в целом
по содержанию и по грамотности сочинение. Но есть правила оценивания, критерии, которые необходимо учи­тывать.

  • Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии тела. Закон сохранения энергии в тепловых процессах.

  • Методика обучения написанию сочинения-рассуждения

    Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку включает задание творческого характера – сочинение – рассуждение на заданную тему с привлечением информации, извлеченной из прослушанного и прочитанного текстов, объединенных основной мыслью, которую нужно раскрыть в сочинении. Как успешно выполнить это задание?

    Попробуем составить план сочинения – рассуждения.

      Вступление. Тезис (формулировка проблемы в виде положения, нуждающегося в доказательстве).

      Основная часть. Доказательство (собственная аргументированная оценка проблемы):1, 2, 3.

      Заключение. Вывод (подтверждение правильности выдвинутого тезиса).

    Вступление.

    С чего можно начать сочинение? Предметом обсуждения в сочинении-рассуждении по двум текстам является проблема, заявленная в названии темы и объединяющая прослушанный и прочитанный тексты. Учащийся должен её выявить и показать в сочинении, как она связана с основной мыслью текстов. Следовательно, во введении необходимо назвать проблему, сформулировав её в форме тезиса.

    Рассмотрим возможные варианты формулировки проблемы и приведем примеры.

    Проблема может быть сформулирована:

      в виде предложения-тезиса, нуждающегося в доказательстве: В наше время особенно остро стоит нравственная проблема – проблема взаимоотношения людей в обществе . Или: Проблема воспитания является актуальной в наше время . Или: Уважительное отношение к людям – проблема, без сомнения, актуальная в наши дни;

      в форме предложения констатирующего характера, содержащего сообщение об актуальной проблеме: Д. Лихачев и Т. Тэсс поднимают в своих произведениях актуальную проблему, связанную с поведением человека в обществе;

      с использованием стилистических фигур:

    Именительного темы: Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этими понятиями?;

    Градации: Нужно ли воспитывать в людях терпимость, внимательность, уважение?;

    Парного соединения однородных членов: Человек и общество, долг и обязанность, нравственность и гуманизм – вечные темы классической литературы, вечные проблемы общественной жизни .;

    Антитезы: Добро и зло, любовь и ненависть, альтруизм и эгоизм – нравственные категории, которые характеризуют человека;

    Умолчания: Два текста… Такие разные и такие похожие… Они связаны общей мыслью: призывом уважительно относиться к людям;

    Вопроса и ответа на него: Какая из проблем социальной жизни наиболее актуальна в наши дни? Пожалуй, проблема человеческих взаимоотношений;

    Риторического вопроса: Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Эти вопросы задают себе многие;

    4) путем сообщения сведений об авторе (авторах) текста и определения места проблемы в его (их) творчестве: Академик Д. С. Лихачев - крупнейший ученый-филолог и выдающийся педагог-просветитель наших дней. Огромное место в его творческом наследии занимают труды, связанные с гуманистическим воспитанием подрастающего поколения;

    5) с помощью пословиц, поговорок, афоризмов и т.д.: Всем известна поговорка «Не желай другому того, чего не желаешь себе». В ней скрывается глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей . Или: Народная мудрость отражается в пословицах. Как вести себя в обществе? Как относиться к людям? Ответами на эти вопросы могут стать пословицы: «Как аукнется, так и откликнется»; «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»;

    6) в виде небольшого отступления, которое может подвести к проблеме текста: Каждый человек хочет, чтобы его ценили, уважали, любили. Но чтобы добиться такого отношения к себе, нужно самому уметь быть внимательным к другим;

    7) путём подбора соответствующих примеров из классической литературы: «Что сделаю я для людей?» - сильнее грома крикнул Данко». Эти слова из известного произведения А. М. Горького знакомы каждому школьнику. Два героя: Данко и Лара. Две позиции: любовь к людям и любовь к себе. Какая из них правильная? Как жить в обществе? Каким правилам следовать? На эти вопросы пытаются дать ответы многие, в том числе Д. С. Лихачев и Т. Тэсс. Или из личного опыта: Каждый из нас часто бывает в городском парке. Как похорошел он в последнее время! Повсюду чувствуется забота о нас, жителях города. Аккуратно подстриженные кустарники, новые удобные скамейки, ухоженные цветочные клумбы. И вдруг – исписанные стены летнего театра, вытоптанные газоны, разбросанный возле пустых урн мусор… проблема воспитания, к сожалению, остается актуальной и сегодня;

    8) как описание впечатления, вызванного прочитанным и прослушанным текстами: Большое впечатление произвели на меня очерк Т. Тэсс и письмо Д. С. Лихачева, посвященные одной проблеме – проблеме бережного отношения ко всему, что нас окружает . Или: Тексты о хороших манерах и о голубой ели очень интересны и поучительны. В них поднимается проблема уважительного отношения к миру: людям, животным, птицам, растениям.

    Примечание: если учащийся хочет, чтобы сочинение – рассуждение было оригинальным по форме и интересным по содержанию, не следует начинать его словами «Основная мысль, которая объединяет прослушанный и прочитанный тексты,…» или «Оба текста объединены общей мыслью:…»

    Тезисная часть должна отличаться краткостью и сжатостью. В ней будут преобладать простые предложения (чаще вопросительные или восклицательные).

    Основная часть

    В основной части нужно прокомментировать сформулированную проблему с опорой на предложенные тексты или имеющийся жизненный опыт, высказать собственную точку зрения и привести аргументы (доказательства, факты, примеры), убеждающие нас в её правомерности.

    Для этого необходимо этически корректно сформулировать собственное мнение по анализируемой проблеме, согласившись или не согласившись с позицией авторов. Аргументируя собственную позицию, пишущий должен привести не менее двух доказательств (аргументов), опираясь на жизненный или читательский опыт, и выстроить их в логической последовательности. Чтобы правильно построить систему аргументов, нужно хорошо представлять, какую мысль мы доказываем, т.е. понимать суть проблемы.

    В качестве аргументов могут быть приведены примеры из прочитанного и прослушанного текстов, художественной литературы, жизненного опыта, собственные суждения, изречения великих людей и т.д. При этом аргументы (примеры, доказательства) должны быть краткими, точными, вескими.

    Можно построить систему аргументации, выразив свое согласие с авторами текстов, используя предложения с вводными словами, указывающими последовательность доводов, фактов, например: Трудно не согласиться (я согласен и т.п.) с авторами. Во-первых,…; во-вторых,…; в-третьих,…

    Целесообразно употребление сложноподчиненных предложений с придаточным причины, например: Я разделяю точку зрения авторов (мне близка мысль авторов, позиция авторов убедительна и т.п.), потому что…

    Можно применить синтаксические конструкции с доказательством от противного, например: Попробуем не согласиться с авторами текстов . Или: Представим, что авторы текстов не правы…

    Уместно использовать вопрос и ответ на него: Разве можно не согласиться с авторами текстов? Конечно, нет. Они правы, поднимая актуальную проблему и подсказывая нам пути её решения. Они правы, убеждая нас быть внимательными к другим, доброжелательными и терпимыми. Они правы, показывая уровень нашей воспитанности через призму наших взаимоотношений.

    В целях вовлечения в сорассуждение уместно частое использование вопросительных предложений в значении восклицательных.

    Следуя кольцевой композиции рассуждения, необходимо использовать слова и выражения вывода: Вот почему, Вот поэтому, Значит…

    С точки зрения синтаксиса в доказательной части сочинения-рассуждения должны преобладать распространенные, осложненные простые предложения, а также сложные (ССП, СПП, БСП) над простыми.

    Заключение.

    В заключении необходимо сделать общий вывод, подвести итог всему сказанному. Этот вывод будет зависеть от того, о чем говорится во введении. Нужно помнить, что вывод в рассуждении – доказанный тезис. Введение и заключение сочинения должны быть связаны между собой. Кроме того, вывод должен быть связан с темой сочинения и основной мыслью. Наличие вывода обеспечивает соблюдение такого признака текста, как завершенность.

    В целом сочинение, написанное учеником, должно нести определенную информацию. Информативный план сочинения по прочитанному и прослушанному текстам – сообщение об актуальной проблеме и её оценке авторами двух текстов и пишущим сочинение в виде системы доказательств. Информативность текста типа рассуждения состоит в обоснованной оценке предмета речи, т.е. обсуждаемой проблемы.

    В процессе написания сочинений учащимся может быть предложена следующая памятка (составитель Трунцева Т.Н.):

    Памятка к написанию сочинения – рассуждения

      На какой общий вопрос отвечает сочинение?

      Ты заявил в самом начале текста о проблеме, которую хочешь исследовать, задал вопрос, на который хочешь ответить?

      Составь композиционную схему рассуждения (тезис-доказательство-вывод), выдели её составные части цветной пастой.

      Ты привел доказательства своему предположению, утверждению (2, 3, и более). Подставь в начало каждого доказательства карандашом слова потому что, так как.

      Ты заканчиваешь своё рассуждение выводом? Использовал конструкции вывода вот потому и, поэтому ?

      Проверь наличие конструкций причинно – следственного содержания почему – потому что.

      Использовал ли ты в качестве доказательства высказывания авторитетных авторов, пословицы, поговорки?

      Экспрессия убеждения – вот основной тон твоего рассуждения, так ли это?

      Перечитай свою работу. Прочти её своим товарищам: убедил ли ты их?

    В качестве примера текста – рассуждения девятиклассникам может быть предложен отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и дано задание отыскать в нем основные признаки этого типа речи:

    Её сестра звалась Татьяна…

    Впервые именем таким

    Страницы нежные романа

    Мы своевольно освятим.

    И что ж? оно приятно, звучно;

    Но с ним, я знаю, не разлучно

    Воспоминанье старины

    Иль девичьей! Мы все должны

    Признаться: вкусу очень мало

    У нас и в наших именах

    (Не говорим уж о стихах);

    Нам просвещенье не пристало,

    И нам досталось от него

    Жеманство, - больше ничего.

    Итак, она звалась Татьяной.

    И в заключение хочется обратить внимание на одну важную вещь. Работая над сочинением – рассуждением, выпускники девятого класса должны не только показать свою орфографическую и пунктуационную грамотность (хотя и это важно), но и хорошо сформированную коммуникативную компетенцию, которая проявляется в следующих умениях: умении свободно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста; способности адекватно выражать своё отношение к услышанному и прочитанному; умении оценивать позицию автора, т.е. адекватно откликаться на предложенные тексты как на языковое и духовное явление.Документ

    ... тезис ... сочинениях ... рассуждениях ... эта формулировка снова... вида : Естественная Монополия: Существует по воле рынка; вступление ... составили планы ... Попробуй ... положение ... проблемы , эволюционисты продолжают выставлять данные окаменелостей как доказательство ... нуждающегося ...

    Не во всех школах обучают столь нужному и важному навыку, как составление тезисов. Часто одним текстом, с которым ученики выступают перед одноклассниками, становится реферат – освещение положений в мире науке в соответствии с определенной темой.

    Но после окончания школы ученики превращаются в студентов. И в этот раз научный руководитель говорит, что нужно составить тезисы к курсовой работе или для конференции. Но при этом он не уточняет о том, как именно написать эти тезисы. Он полагает, что эти знания должны быть еще со школьной скамьи или должны быть у нас априори. Но научиться этому можно, это не так сложно. 2-3 страницы тезисов не просто рисуют портрет исследователя, но и являются основой успешного текста.

    Тезисы и как они пишутся

    Одни студенты считают, что это краткий обзор курсовой или научной статьи. Другие – что это записанный материал конференции или обычный список базовых пунктов. Все они и верны, и заблуждаются.

    Тезисы – не большая, но полноценная статья. В нее входят главные положения научной статьи/диссертации. Тем не менее она пишется ясным и конкретным языком, это краткая выжимка из всей огромной работы. Разумеется, существуют определенные правила по написанию тезисов к разнообразным видам научной деятельности, но, по сути, их цель едина – ознакомить читателя с содержанием работы, пояснить, в чем заключается ее актуальность и уникальность, какие вопросы решаете и какая у вас доказательная основа. Кроме этого, такая статья должна строиться логически, чтобы слушающие, понимали то, что вы хотите им донести.

    У слова «тезис» есть несколько значений. Но, как правило, чаще всего его применяют к науке.

    В мире науки тезисы представленных работ, постоянно печатают в инфо бюллетенях. Их роль для научных сотрудников огромна: подобная печать учитывается при соискании следующего научного звания.

    Но тезисами пользуются не только в науке. Если взять тезисы как интернет-продукт, то необходимы для обзора основной темы сайта или его окна. Помимо этого, заказчики зачастую предлагают небольшие утверждения, которые копирайтер обязан расширить. Как видите – столь короткое слово содержит множество различных смыслов.

    Строим тезисы – выбираем тему

    Это 2-3 страницы печатного текста, который написан «12 тиглем» в вордовском документе (до десяти минут неспешного прочтения). На доклад, как правило, отводят около 15 минут, поэтому есть возможность сказать про то, что не получилось внести в выжимки. У данной статьи должна быть четко построена. Тема – первый шаг к составлению тезисной статьи. Она должна быть конкретной и прямо относится к смыслу статьи. Кроме этого, она должна подходить и к теме самого мероприятия Она обязательно должна включать уникальность. На тему отводится не больше 1,5 строк. Есть 2 подхода к составлению тезисов:

    1) выбрать тему, которую хочется исследовать, и, основываясь на ней, писать маленькую статью;

    2) сначала написать тезисы, а потом придумать заглавие.

    Можно делать так, как удобно и нравится вам. Это сугубо индивидуально. Однако у студентов очень часто нет такой возможности, потому что тему, в основном, им дает руководитель.

    Вступление

    Актуальность. В этой маленькой по объему статье не должно быть никакой лирики. Уже первая строка текста должна нести ценные информационные данные. Все должно быть строго по теме. Первое предложение очень важное, и должно отвечать в одно время на 2 вопроса: «О чем я пишу?» и «Почему это важно?» . Благодаря такому вступлению слушатели/читатели узнают, что есть актуального в вашей работе, или же это обычный реферат, который перечисляет давно известные факты. Докладчики, которые неоднократно выступали, начинают тезисную статью с определенных клише. Как правило, вступление не занимает больше одного абзаца.

    Основа текста

    Примеры и аргументы. Неопытный выступающий обычно хочет, и привести примеры для подтверждения своих исследований, и сказать глубокие выводы. В этом моменте очень важно правило «золотой середины». Обычный перечень фактов будет бессмысленным, а не аргументированные выводы будут выглядеть громкими утверждениями. Для написания отличного текста поможет структурированная логика. Есть несколько способов для правильного написания тезисов. Самая известная, и часто используемая – анализ логики хода мысли. Как и почему у вас получились такие выводы? Из чего вы исходили? Как происходил их анализ? Не страшно, если поначалу вы будете расписывать ход мыслей пунктами. Исходя из них, вам гораздо проще будет составить презентацию и подготовить раздаточный материал. Но непосредственно пункты, лучше изложить живым языком, а не фиксированным. Что касается примеров, то их нужно не более двух для подтверждения каждого пункта.

    Заключение

    Это итог всего ранее сказанного. В нем повторяется вступление, но перефразированное в прошедшее время. «Итак, мы обосновали…» — самая известная фраза заключения. Не будет лишним снова напомнить слушателям/читателям об актуальности работы. Выводы должны быть категоричными. Упоминать весь список литературы, который вы использовали очень глупо. Вполне хватит назвать 4-5 работ, которые вы использовали или, которые очень авторитетны в какой-то области.

    Как оформлять тезисы

    Организационный комитет конференции определяет основные требования по оформлению тезисов, и доводит их к сведению возможных участников. Их выполнение строго обязательно, поскольку малейшее нарушение ведет к большим затратам по составлению сборника тезисов докладов, и это может стать причиной для отказа организационного комитета.

    Как правило, их объем составляет 1-2 страницы машинного текста. Но ведущую роль играет заголовок, фамилии авторов и названия организаций.

    Доклады на конференции

    На таких мероприятиях участникам заранее рекомендуют составить тезисы. Иногда их публикуют в сборниках. Несмотря на то, будут ли текст печатать, он имеет свою специфику. Этот текст должен быть, как можно более сжат – потому что в этом случае, у докладчика есть время на раскрытие темы. Зачастую тезисами для конференции ограничиваются одной страницей, иногда двумя. Это необходимо для того, чтобы подготовить читателя к вашему докладу, вести его в курс дела. Нужно быть готовым, что после выступления вам будут задавать вопросы. Поэтому следует заранее подумать о слабых местах в аргументах, чтобы быть готовым к неожиданным вопросам. Доклад, разумеется, должен быть шире и глубже, чем тезисы. В противном случае нет никакого смысла в вашем выступлении, так как аудитория и так держит в руках то, о чем вы сказали кратко. Но и превышать отведенное время это признак дурного тона. Подготовьте речь и тренируйтесь – на нее должно уйти до 15 минут.

    Помните!

    Тезисы должны быть составлены логически. Их аргументированность иногда подают в основной части текста. Они должны отражать суть огромного исследования, но не пересказывать его. Нет необходимости писать всю работу снова, но и вырывать некоторые фразы из контекста тоже не нужно. Прежде чем приступать к их написанию, полностью разберитесь в проблеме, которую вы исследуете. От иных текстов они отличаются своим лаконичным объемом.

    Существуют тезисы 2-х видов:

    — первые пишут к чужой работе;

    — вторые – к своей.

    Тезисы обязательно должны писаться короткими, но очень емкими. Положения обязательно аргументировать. Аргументы могут приводиться в устной форме, или они присутствуют в тексте.

    В них должна отсутствовать эмоциональная оценка. Это должен быть строгий текст научного стиля, но при всем этом ясный. Любая аудитория должна иметь возможность вникнуть в сущность проблемы и принять участие в ее решении.

    Если у вас нет опыта в составлении тезисов, и вы не знаете с чего начать, обратитесь за помощью к научному руководителю, не бойтесь этого. Важно с самого начала вникнуть в суть работы, и не терять даром времени. Написать тезисы не сложно, если вы хорошо разобрались в теме и проблеме своей работы, действительно исследовали ее, а не ознакомились поверхностно. Если это так, то ваши тезисы дадут полный объем информации о работе, и к вам не возникнет множества лишних вопросов. Поэтому работайте над этим с самого начала, важно набить руку, и в дальнейшем никаких трудностей не будет возникать. Пробуйте писать тезисы не только к научным работам, но и к художественным текстам.

    Научный термин «тезис» знаком каждому учащемуся различных учебных заведений.Это результат исследования, написанный в форме краткого изложения. Обычно объем такого изложения примерно 2 страницы печатного текста. Многие знают значение данного термина, но как сформулировать и правильно изложить результаты, известно не всем. Но это легко исправить.

    Тезисы можно назвать небольшой научной статьей, вобравшей в себя основные положения проведенного исследования. Это визитная карточка вашей основной работы. В большинстве случаев они пишутся для научной конференции, где студенту нужно отчетливо и в форме доклада изложить суть своей работы. Существуют определенные правила оформления, обязательные к выполнению, а также структура написания.

    Структура

    В тезисах вы подводите итоги, затрагивая только одну тему, выбранную вместе с руководителем. Писать нужно только о личных достижениях или разработках во время исследования, учитывая всех его участников, если помимо вас таковые имеются. Как и любой другой письменный текст, тезисы состоят из определенных разделов:

    1. Вступление. Здесь нужно очень кратко описать причину выполнения исследования. По вступлению читатель сразу должен понять, о чем идет речь, и почему это важно. Отсюда вытекает научная новизна, без которой данная работа будет обычным . Обычно вступление занимает не более одного абзаца.
    2. Теор-часть, в которой тезисно следует отразить самые основные аспекты, касающиеся теории, чтобы читатель имел четкое представление о предмете и объекте проведенного исследования. Лишние высказывания в данной части не приветствуются, так как они и так будут представлены в основном докладе.
    3. Основная часть, где опять-таки кратко излагается анализ проведенного исследования. Излагая те или иные факты, автор всегда должен их подтверждать аргументами. Поэтому он заранее должен подумать, как сформулировать тезис.
    4. Выводы, сформулированные по полученному анализу. Всегда задавайте себе вопрос, почему вы пришли именно к таким выводам. В заключении можно опять кратко упомянуть вступление и научную новизну в прошедшем времени. Пример фразы: «И так мы обосновали…» подойдет как нельзя лучше.
    5. . Важно обратить внимание на правильное оформление, так как частой ошибкой является именно невнимательное отношение к требованиям по оформлению. Научный руководитель обычно уточняет этот момент со студентом.

    Типы тезисов

    Существует три типа написания :

    • формулирование понятия к постановке проблемы;
    • результат проведенного исследования;
    • представление новой методики работы.

    Постановку проблемы можно назвать самым нестабильным жанром. Попадут ваши тезисы докладов в сборник или нет зависит от того, насколько ваше описание проблемы понравится куратору. Если ему покажется, что вы были недостаточно убедительны, их не опубликуют. Поэтому стоит принимать во внимание все аспекты работы, даже то, какой у вас научный руководитель.

    Тезисы в литературе

    О том, что такое тезис в литературе, мало кто задумывается. Но это достаточно интересный момент, который никак не сравнить с традиционным пониманием понятия.

    В Древней Греции литераторы называли тезисом ниспадающую фазу .

    На вопрос, что такое тезис в , можно ответить только то, что это кратко и четко формулированные мысли, изложенные в одном предложении. Такие понятия используют для написания сочинений. Относительно стихосложения данным термином называется момент, когда рассказчик использует краткие слоги, понижая голос во время прочтения стихотворения.

    Как правильно писать?

    Для того, чтобы процесс написания проходил без всяких затруднений и была грамотен в исполнении, нужно соблюдать определенный алгоритм действий:

    • Первое, что нужно сделать, это определиться к какому тексту вы пишите тезисы. В них к докладу вся информация излагается очень кратко, переписывать абсолютно все из научного труда будет неправильным подходом к заданию.
    • После следует заново прочитать ваш доклад, выявить актуальность работы и ее цель.
    • Понять и сформулировать проблематику, затрагиваемую в научной работе.
    • Далее нужно аргументировать свой выбор относительно проблематики.
    • Описать методы исследования, если можно - предложить свою новую методику.
    • Сформулировать выводы.

    Важно! Тезисы к статье можно писать либо по выбранной теме, либо подобрать ее к уже написанным работам и придумать название. Любой способ написания имеет место быть. Но в любом случае все будет зависеть от куратора, который будет вас направлять и выбирать способ написания для научной конференции.

    Тезисный план

    Тезисный план станет при правильном выполнении хорошим помощником в написании любого научного текста. Он должен выражать суть проведенного исследования, конкретные аспекты и голые факты. Без тезисного плана все аргументы автора, приведенные в научном труде, потеряют свой вес. Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что тезисы пишутся как к готовой работе, так и к совершенно неготовой.

    Важно! Тезисы - это отдельный жанр научного письменного труда, а тезисный план их верный спутник.

    Тезисный план должен быть дискуссионного характера, то есть вызывать у слушателей ответную реакцию или споры. Это можно назвать неким анонсом, разогревом перед подачей основной работы и информации на научную тематику. Слушатель уже будет знать о чем конкретно будет идти речь в докладе и так далее.