Порги и бесс. Страшная болезнь Бесс

В основу оперы Джорджа Гершвина «Порги и Бесс» лег роман Дюбоза Хейуорда «Порги», который позже был переработан в пьесу, рассказывающую о жизни бедных афроамериканцев. Опера вышла в 1935-м, но стала популярной лишь в 1950-х годах благодаря дуэту Эллы Фитцджеральд и Луи Армстронга, выпустившим альбом «Порги и Бесс» в 1957 году. Ария Summertime тут же стала международным хитом. А сам альбом, кстати, в 2001 году был занесен в Зал славы Гремми (Grammy Hall of Fame) и признан самой успешной обработкой оперы в стиле джаз.

В 1958 году Майлз Дэвис, джазовый трубач и звезда мировой величины, совместно с аранжировщиком Эвансом записал еще один джазовый вариант всей оперы. С Армстронга, Паркера и Дэвиса началось совершенно сумасшедшее шествие «Порги и Бесс» по планете.

В 1983 году известный советский хореограф и балетмейстер Михаил Лавровский, бывший премьер Большого театра, любимец Юрия Григоровича, танцевавший главные партии в его постановках, сам поставил балет «Порги и Бесс» в Тбилисском театре оперы и балета.

В 1978 году 37-летний Михаил Лавровский, чья карьера, как танцовщика уже подходила к завершению, окончил балетмейстерский факультет Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского. Как балетмейстер он начал с постановок телевизионных балетов. Первым стал спектакль «Мцыри» Давида Торадзе, где Лавровский сам исполнил главную роль, затем «Прометей – поэма огня» на музыку А.Н. Скрябина, «Хореографические новеллы» на музыку И.С. Баха и Ф. Листа (1986).

Джаз-балет «Блюз» («Порги и Бесс», 1983) на музыку Джорджа Гершвина был поставлен Лавровским на сцене Тбилисского государственного академического театра оперы и балета имени З. Палиашвили в пору, когда Михаил Леонидович возглавлял балетную труппу театра в 1982–1985 годах.

В 1987 году был снят фильм-балет «Фантазер» по мотивам «Порги и Бесс» Джорджа Гершвина – очень вольная фантазия собственного балета Лавровского 1983 года с тем же названием. Съемки проходили в павильонах «Мосфильма», дома у балетмейстера и в помещениях Театра «Московская оперетта». Критики писали, что Лавровский чутко нашел решение сложнейшей, неповторимой по богатству ритмического и мелодического колорита и импровизационному духу музыки композитора, достиг в лучших сценах балета стилевого единства языка джазового и классического танца.

Народный артист СССР Лавровский работал во многих театрах и балетных школах мира: в Академии танца в Риме, в «Токио-балете» в Японии, в хореографической школе Анны Барт в Берлине и в США, в том числе в Хьюстоне, где поставил своего знаменитого «Мцыри», и в Фениксе, где осуществил постановку «Хореографических новелл».

Юрий Григорович: «Его отличает необыкновенная трудоспособность, полное растворение в творческой задаче».

Из книги М. Лавровского «От первого лица» (2006 г.):

<...> «Порги и Бесс», или «Блюз» Гершвина. Опять помогла мне Грузия. <...> Мне удалось создать свой первый и покамест единственный полнокровный, масштабный спектакль (два акта).

Министерство культуры Грузии и мои американские друзья <...> помогли мне для проведения классов танца-модерн пригласить Мигеля Лопеса – педагога от компании Элвина Эйли (США). В Тбилиси это стало событием: Лопес приехал со своими тремя учениками.<...> Это была очень продуктивная и необходимая работа в подготовке спектакля. Хочу сказать, что артисты грузинского балета занимались одержимо.

Для достойного воплощения задуманного спектакля мне необходим был человек, обладающий огромным вкусом и талантом замечать все, даже самые малые, казалось бы, незначительные просчеты. Практически я нуждался в сорежиссере, тем более что я еще сам танцевал. Таким человеком и артистом являлся мой коллега, замечательный танцовщик и репетитор В.С. Лагунов. <...>

Труппа Тбилисского балета работала со мной и Лагуновым по семь часов в день без перерыва. Ни один артист не брал бюллетень. Значит, работа всем нравилась, нравился и спектакль. Мне удалось успешно и логично найти сочетание классики и модерна в этом спектакле: страстная натура проститутки Бесс (классика-модерн) и то, что Порги видит в ней за внешней развратностью – чистую, хрупкую и ранимую душу – Белую Бесс (классика). Сам Порги (калека) в своих мечтах поднимается над своим обезноженным уродством и вместе со своей мечтой (Белой Бесс) парит в танце на сцене. И Спортинг Лайф (модерн), и Краун (демиклассика-модерн), и эксцентричная пара Сирина и Роббинс – все как-то сразу стало «складываться» у меня в либретто. И зрителю было интересно: наркомания, драки, азартные игры... казалось бы, и тема отрицательная, и эмоции. Но через все это просматривалась огромная духовность и любовь – настоящая, одного живого существа к другому. И все было проникнуто блистательной, чрезвычайно эмоциональной музыкой Гершвина. Я очень был рад тому, что талантливый М. Мурванидзе, став моим единомышленником, создал для этого спектакля блистательную сценографию, а И. Чаурели и М. Одзели замечательно прочли произведение Дж. Гершвина. <...>

Мне удалось с труппой театра все-таки съездить на гастроли в Финляндию и Москву. Везде был громкий успех, а один из именитых критиков США и Лондона Клайв Барнс написал о спектакле и обо мне самые возвышенные слова. Это переполнило чашу терпения моих «друзей» в Грузии, и мне пришлось самому уйти из театра им. 3. Палиашвили, чтобы уже новая дирекция не выгнала меня вон. Тем не менее о труппе театра, где я проработал замечательных три года, у меня остались самые лучшие воспоминания. Наш спектакль был если и не первый, то уж точно один из первых джаз-балетов, поставленных на сцене советского театра.

Я считаю спектакль «Порги и Бесс» своей удачей и удачей всего коллектива театра: и музыканты, и артисты, и художник, и репетиторы – все были на высоте».

"Порги и Бесс" является не только первой в истории США национальной оперой, но и принадлежит к десятке лучших музыкальных произведений XX в.

В основу либретто, написанного старшим братом Гершвина Айрой в соавторстве с Дюбозом Хейвордом, лег довольно популярный в то время роман Дюбоза и Дороти Хейворд - «Порги».

Авторы первоисточника ярко и правдиво изобразили жизнь бедных афроамериканцев, живущих в убогих лачугах Кэтфиш-Роу. Образ калеки Порги списал Хэйворд с нищего безногого афроамериканца, которого часто встречал по дороге на работу, когда тот разъезжал по улицам в тележке, запряженной козой. Жители Чарлстона знали несчастного под кличкой Козлиный Сэмми.

Главные герои книги - добрые, хорошие люди, которые, однако, обречены на страдания в современном мире. Это глубоко гуманистическое произведение взывало к сочувствию и пониманию, вызывая сострадание к судьбе героев у читателей.

Роман Хэйворда поразил Джорджа Гершвина с первых страниц. Он сразу почувствовал удивительную силу поэтических образов. Непроизвольно в голове композитора стали возникать мелодии на тему «Порги».

Не долго думая, Гершвин написал Хэйворду письмо, в котором сообщил о намерении сочинить оперу на его сюжет. Писатель эту мысль одобрил.

Уже через неделю они встретились, чтобы лично обсудить будущую оперу. Идея захватила художников, но большая загруженность обоих помешала сразу приняться за работу.

Описанная встреча произошла в 1926 г., и лишь в 1935 г. оперу «Порги и Бесс» услышали зрители.

Публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения Гершвина. Четверть часа гремели аплодисменты, и не смолкали восторженные возгласы. Все без исключения бостонские критики восхищались драматическим и мелодическим даром композитора, а Элинор Хьюгес назвала «Порги и Бесс» народной оперой.

«Вот, наконец первая настоящая и вполне американская опера», - резюмировала критика.

С самого начала своего триумфального шествия по оперным сценам Америки - сперва в Бостоне, затем на Бродвее - она неизменно остаётся в современном оперном репертуаре.

ПОРГИ И БЕСС

Музыкальная драма в двух действиях (девяти картинах)

Либретто Дю-Боза Хейуарда и Айры Гершвин

по пьесе Дю-Боза и Дороти Хейуард

Действующие лица

Порги, нищий.....................................................................................................баритон

Бесс, молодая негритянка..................................................................................сопрано

Кроун, портовый грузчик....................................................................................баритон

Спортинг Лайф, торговец наркотиками....................................................................тенор

Обитатели Кэтфиш-Роу:

Роббинс, грузчик................................................................................................баритон

Сирина, его жена...........................................................................драматическое сопрано

Питер, продавец меда............................................................................................тенор

Лили, его жена...................................................................................................сопрано

Мария, соседка Порги...............................................................................меццо-сопрано

Фрезиер, адвокат.............................................................................................. баритон

Джейк, рыбак................................................................................... лирический баритон

Клара, его жена.................................................................................................сопрано

Владелец бюро похоронных принадлежностей …………………………...................................баритон

Нельсон..............................................................................................................баритон

Торговка спелой клубникой.................................................................................сопрано

Минго, Анни, Джим и другие обитатели негритянского квартала, сыщики, следователь, полицейский, торговец крабами, дети.

Действие происходит в Кэтфиш-Роу, бедном негритянском квартале одного из южных городов США.

Краткое содержание

Действие первое.

Картина первая. Кэтфиш-Роу - бедный негритянский квартал одного из южных городов США. Теплый летний вечер опустился на приземистые постройки, серые неказистые домишки, узкие улички и тупики. Откуда-то доносится тихая песня. Это убаюкивает своего маленького сына Клара, бедная негритянка, живущая вместе со своим мужем-рыбаком в одном из ближайших домов.

Постепенно на пустыре перед домами собираются жители квартала, возвращающиеся после тяжелого трудового дня. Каждый вечер они занимаются здесь своим любимым развлечением - игрой в кости. Вот появляется вместе с женой Сириной грузчик Роббинс. Не обращая внимания на протесты супруги, он тотчас же вступает в игру. Выбирается из своего убогого жилища и нищий калека Порги, передвигающийся на тележке инвалида. Он тоже хочет попытать счастья в игре.

На пустырь приходит портовый грузчик Кроуи. Недобрая слава сопутствует этому человеку. Если верить слухам, много нечистых дел лежит на его совести. На этот раз Кроун не один. Его сопровождает возлюбленная, красавица Бесс. Как и ее спутник, молодая негритянка тоже пользуется в Кэтфиш-Роу дурной репутацией..

Включается в игру и пронырливый торговец наркотиками, которого все здесь знают под прозвищем Спортинг Лайфа из Гарлема. Вот и теперь он приехал из Нью-Йорка, чтобы выгодно продать партию кокаина. Играя, он то и дело поглядывает на Бесс.

Постепенно страсти игроков разгораются. Кому-то кажется, что его партнер сыграл нечестно. Вспыхивает драка. Кроун, доведенный до неистовства напитками Спорганг Лайфа, наносит-Роббинсу смертельный удар, В мгновение ока на пустыре не осгается ни одного из играющих. Только резкие трели полицейских свистков оглашают улицы негритянского квартала. Воспользовавшись суматохой, Кроун, наскоро простившись с Бесс, скрывается.

Оставшись одна, Бесс пытается спрятаться, но обитатели ближайших домов в страхе захлопывают перед ней двери. Пользуясь растерянностью девушки, Спортиаг Лайф уговаривает Бесс бежать с ним в Нью-Йорк. Молодая негритянка отвергает гнусное предложение... Все ближе свистки полицейских. Еще минута - и Бесс попадет к ним в руки. Но в последнее мгновенье появляется на своей тележке Порги. Он не может покинуть в беде ту, которую давно и горячо любит. Вместе с ним Бесс скрывается в убогом жилище калеки.

Картина вторая. На квартал опускается черная ночь. Леденит в жилах кровь протяжный вой Сирины, причитающей над телом убитого Роббинса. Один за другим подходят соседи. Они бросают в стоящую на земле миску деньги, потом и кровью заработанные медяки, - иначе бедной Сирине не на что похоронить мужа. Пришедшие подхватывают погребальный плач сраженной горем негритянки - пение становится все громче и громче. Откуда-то появляется сыщик. Он грубо предупреждает Сярину, чтобы она не задерживалась с похоронами, - пусть они состоятся завтра же. Затем начинает допрашивать очевидцев убийства. В качества основного свидетеля он задерживает добродушного продавца меда Дитера и заставляет его следовать за собой. А в миску с глухим звоном все падают и падают трудовые монеты бедняков. Но денег мало даже для самых скромных похорон. Выручает хозяин магазина погребальных принадлежностей, который, смилостившись, соглашается устроить похороны Роббинса даже в ущерб своему карману.

Картина третья. Прошло несколько недель. Многое изменилось за это время в жизни Порги. К нему пришло настоящее человеческое счастье. Теперь жалкое жилище, в котором Порги ютится вместе с любимой, кажется ему раем. Никто из соседей не узнает в добродушном весельчаке прежде угрюмого и мрачного инвалида...

Рыбаки готовятся к выходу в море. Порги желает им счастливого лова, шутит с друзьями. Жизнь кажется ему безоблачной, И не беда, что он по-прежнему беден: пока рядом с ним Бесс - ее глубокие, как небо, глаза, ее улыбка, ласки, песни,- его не етрашит ничто на свете!

На улице появляется Спортинг Лайф. Он пытается пофлиртовать с Бесс, но испуганный грозным видом Порги, удаляется восвояси. Соседи заводят разговор о ежегодном пикнике церковной общины. Зная, что Бесс любит развлечения, они предлагают молодой женщине принять участие в празднике. К ним присоединяется и Порги, которому от души хочется, чтобы его любимая повеселилась. Согласившись, Бесс, радостная и счастливая, отправляется в путь.

На улице остается лишь один Порги.

Действие второе.

Картина первая. Небольшой зеленый остров. Здесь обычно проходят все празднества и народные гулянья. Вот и сейчас сюда приехали почти все обитатели Кэтфищ-Роу и других бедных кварталов города. Пикник в разгаре. Веселье парит на острове. Счастливы липа людей, красочны их наряды.

Появляется, пошатываясь, Стортинг Лайф. Он явно нетрезв. Направо и налево сыплет он плоскими, пошлыми шутками, издевается над церковными притчами и обрядами, задирает гуляющих.

Звучит пароходный гудок. Праздник окончен. Народ спешит на пристань. В числе последних идет Бесс. Неожиданно из придорожных кустов выскакивает Кроун, Молодая негритянка испугана. Она уже давно забыла своего любовника. Бесс просит-Кроуна оставить ее. Но грузчик, не слушая девушку, силой уводит ее с собой.

Картина вторая. Жизнь в Кэтфиш-Роу идет своим чередом. Рыбаки собираются на очередной лов. Торговка ягодами громко зазывает покупателей. Продавцы рыбы и крабов тоже стараются сбыть свой товар...

А в это время в темной комнатушке Порги лежит в горячки Бесс. Рядом с ней Порги и Сирина. Безысходное горе написано на лице несчастного калеки: ему кажется, что любимая никогда уже больше не выздоровеет... Сирина пытается, как только может, утешить Порги. Горячо и страстно звучат ее молитвы.

Бесс приходит в сознание. Она ужасается при одном воспоминании о Кроуне. Боится, что он снова вернется. Порги и Сирина всеми силами успокаивают больную. За окном звучит тревожный колокольный звон - предупреждение о надвигающейся буре. Слышен свист усилившегося ветра. В жилище становится совсем темно.

Картина третья. Ураган разыгрался страшный. Перепуганные женщины набились в комнату Сирины, чтобы спастись от разбушевавшейся стихии. Внезапно раздается грубый стук в дверь. Это Кроун. Погода не остановила его, - он разыскивает Бесс. Грузчик смеется над страхом женщин... Но вот буря как будто затихает. Соседка Порги - Клара выглядывает в окно и туг же в ужасе отшатывается: набежавшая волна принесла перевернутую рыбачью лодку ее мужа. Не накинув на себя даже покрывала, несчастная выбегает на улицу. За ней устремляется Кроун.

Картина четвертая. Глубокая ночь. Буря стихла. Но Порги и Бесс, на руках у которой ребенок Клары, не спят. 3а окном пробегает Спортинг Лайф. Он предупреждает: к жилищу Порги приближается Кроун...

Появляется грузчик. В руках у него нож. В ту же минуту Порги ловко выбивает оружие и сам наносит Кроуну смертельный удар. «Теперь у Бесс настоящий муж!» - восклицает он.

Картина пятая. Хмурое утро застает жителей Кэтфиш-Роу за необычным занятием: они тщательно скрывают следы кровавого происшествия. Появляется полиция, которой уже удалось что-то узнать... Однако к кому бы ни направились стражники, тотчас же двери и окна захлопываются перед ними. Сыщики пытаются что-нибудь выведать у тех, кто остался на улице. Но обитатели квартала словно воды в рот набрали: нет, они ничего не слышали о ночном происшествии. Притворившись другом Порги, следователь узнает, где его жилище. Полицейские уводят калеку, чтобы тот опознал убитого.

Отсутствием Порги стремится воспользоваться Спортинг Лайф. Он уверяет Бесс, что ее возлюбленного взяли как преступника, что он уже никогда не вернется. Ловкий торговец вновь предлагает молодой женщине уехать с ним в Нью-Йорк, обещает роскошную, беспечную жизнь. Ему удается вырвать согласие у обезумевшей от горя Бесс.

Картина шестая. На исходе недели возвращается Порги. Он истосковался по дому, по любимой. Радостно приветствует Порги соседей. Для каждого у него находится ласковое слово или маленький подарок. А Бесс он привез красивое платье...

Внезапно Порги замечает ястреба, парящего над его жилищем. Недоброе предчувствие сжимает его сердце; это вестник несчастья... От соседей Порги узнает всю правду. Бесс больше нет с ним...

Калека не в силах с этим смириться. Молча связывает он в котомку немногочисленные пожитки и на своей неизменной старой тележке отправляется в дальний, неизвестный путь - на поиски возлюбленной. Он уверен, что найдёт свою любимую Бесс - ведь его ведёт любовь.

Опера завершается хором «Господи, я еду в Небесную страну». Он звучит в духе мужественных, полных веры спиричуэлсов.

Многие мелодии из оперы «Порги и Бесс» получили самостоятельную жизнь. «Колыбельная» - «Summertime» (ария Клары) звучит в самых разных вокально-инструментальных интерпретациях. Музыкальные темы оперы стали очень популярными после того, как прозвучали в исполнении джазовых исполнителей - Чарли Паркера, Луи Армстронга и Эллы Фитцджеральд, Майлса Девиса, Оскара Питерсона и Джо Хэндерсона

Summertime

And the livin" is easy

Fish are jumpin"

And the cotton is high

Your daddy"s rich

So hush little baby

Don"t you cry

One of these mornings

You"re going to rise up singing

Then you"ll spread your wings

And you"ll take to the sky

But till that morning

There"s a"nothing can harm you

With daddy and mamma standing by

Summertime,

And the livin" is easy

Fish are jumpin"

And the cotton is high

Your daddy"s rich

And your mamma"s good lookin"

So hush little baby

Don"t you cry

Содержание оперы Гершвина перекликается с лучшими произведениями американской реалистической литературы - творчеством Гарриет Бичер-Стоу, Марка-Твена, Уильяма Фолкнера, О. Генри и других американских писателей, рассказывающих о жизни негритянской бедноты. Чутьем истинного художника композитор понял, что именно на таком материале должна строиться национальная американская опера. В основе сюжета «Порги и Бесс» - картины быта маленького афроамериканского рыбацкого поселка, затерянного в глуши Юга США. Здесь живут со своими семьями рыбаки, портовые грузчики, уличные торговцы, нищие.

Либретто оперы создано Дюбозом Хейвардом и Айрой Гершвиным на основе пьесы Дороти и Дюбоза Хейварда «Порги». Пьеса, в свою очередь, является переработкой одноименного романа Дюбоза Хейварда.

Действие разворачивается в конце 1920-х годов. Главный герой, добрый и доверчивый нищий калека Порги, любит красотку Бесс, любовницу грузчика Кроуна. Когда в ходе уличной драки Кроун убивает своего партнера по игре в кости Роббинса и скрывается от полиции, все отворачиваются от Бесс. Порги сердечно предлагает ей свое убогое жилище, и она уходит к нему. Через некоторое время дешевый адвокат совершает нехитрый свадебный обряд, закрепляя союз Порги и Бесс.

Жители поселка отправляются на пикник на соседний остров. После пикника неожиданно появляется Кроун, он застает Бесс одну и насильно уводит в лес.

Спустя неделю, защищая Бесс от домогательств прежнего сожителя, Порги убивает Кроуна. Пока он находится под арестом, наркоторговец Спортин-Лайф при помощи «порошка счастья» убеждает Бесс уехать с ним в Нью-Йорк.

Освобожденный за недостатком улик Порги возвращается в свою трущобу. Он узнает от соседей о том, что произошло в его отсутствие, и отправляется на поиски возлюбленной в неведомый, сказочный Нью-Йорк.

В либретто бережно сохранены колоритный народный язык пьесы, смесь доверчивой наивности, набожности, суеверия и неудержимого темперамента, характерная для ее героев.

Сочиняя музыку оперы, Гершвин несколько месяцев прожил в одном из захолустных негритянских местечек, стремясь к возможно большей аутентичности в изображении быта его жителей. Он принимал участие в их хоровом пении, прислушивался к особенностям афроамериканской речи, постигал характерные детали быта, психологии.

Жанр и драматургия оперы

Гершвин назвал свою оперу народной , хотя ее конфликт носит сугубо частный характер. Это душевные «метания» Бесс между подлинной любовью к ней Порги и развращенной моралью Спортин-Лайфа, представителя нью-йоркских кабаков. В трактовке Гершвина Порги олицетворяет беспредельность человеческой любви и веры. Его наивность - не простота глупца, а проявление по-детски чистой, цельной, неискушенной души. Музыка оперы заставляет слушателя поверить в то, что отправившись за тысячу километров искать «иголку в стоге сена», Порги сумеет найти свою любимую.

Определение «народная» отражает самую суть оперы Гершвина. Сложные человеческие взаимоотношения разворачиваются в ней на широкой канве массовых и диалогических сцен, рождаются как бы в гуще народной жизни и потому так жиз-ненно убедительны. Существенно то, что хоровые сцены, рисующие образ народа, являются мощной опорой всего спектакля, ее идейно-смысловыми центрами.

Композиция оперы складывается из де-вяти картин, действие которых замкнуто в одном про-странстве, именуемом «двор в Кетфиш Роу» . При этом имеет место сквозное развитие сцен как цепи событий.

Драматургия спектакля коренным образом связана с националь-ными традициями. Она опирается на характерное для американского театра, в том числе для «комедии менестрелей» , соче-тание разговорных сцен и песенных номеров. Истоки подобной драматургии восходят к приемам «балладной оперы» , сложившейся еще в XVII веке. Балладная опера широко распространилась в США, породив, в частности, музыкальную комедию Бродвея. Таким образом, в «Порги и Бесс» Гершвин мастерски трансформировал тот многообразный опыт, который приобрел, сочиняя музыку для бродвейской эстрады.

С массовыми жанрами американского театра связаны и другие особенности произведения:

1. преобладание «речевых» сцен, их огромная роль в раскрытии образов;

2. динамика и целеустремленность в развитии сюжета, сценичность ситуаций;

3. комедийный облик многих эпизодов. В духе американского фольклора трагедия и шутка здесь неразрывно переплетаются;

4. родство образов главных героев, Порги и Спортин-Лайфа, с характерными типажами театра менестрелей. В трактовке Гершвина эти менестрельные прототипы преображаются в жизненно правдивые образы.

Все персонажи оперы характеризуются широким спектром эмоций от горя, страдания до радости, веселья, правдиво отражающих осо-бенности негритянского характера. В работе над музыкой композитор основывался на обширном круге национально-бытовых жанров: песенок из ревю, комедий, джаза. Но главным источником вдохновения для Гершвина стали оригиналь-ные образцы афроамериканского фольклора, хотя музыка оперы не содержит прямых цитат. Стилизованные образцы ряда фольклорных жанров интегрированы в структуру полноценной оперы с ариями (по большей части в простой песенной форме), ансамблями, речитативами и лейтмотивами.

Композитор обращается к широкой палитре афроамериканского фольклора: лирическим блюзам и «языческим» пляскам, негритянским гимнам, псалмам и замечательным хоровым песням - спиричуэлс.

Спиричуэл (от англ. spiritual - духовный) - основной жанр афроамериканского фольклора, возникший в южных штатах США в период рабства. Это духовные песнопения негров, исполняемые хором a cappella как коллективная импровизация.

Поэтические тексты спиричуэлов в большинстве случаев основаны на библейском материале, однако библейские мотивы в них снижены, фольклоризированы, сочетаются с повествованием о собственной повседневной жизни.

Мелодика спиричуэлов глубоко своеобразна. Пентатонические попевки сочетаются в ней с типичными для блюзового лада колебаниями между мажорной и минорной терциями. Часто используются нетемперированные звуки, глиссандирование. Ритмическое своеобразие определяется характерным синкопированием.

Именно с опорой на спиричуэлс связана потрясающая выразительность трагедийных сцен, которые являются художественными вершинами всей оперы. Такова, в первую очередь, сцена похоронного причитания над телом убитого Роббинса, обобщающая образ всенародного горя и молитва во время грозы.

Высшая драматическая точка похоронной сцены - ее заключение, где восходящее хоровое глиссандо звучит на фоне нисходящих хроматических аккордов оркестра. А далее наступает естественная разрядка, выраженная, на первый взгляд, наивно, но психологически очень правдиво для данной среды. На неожиданный призыв Бесс занять места в поезде, уносящем в «обетованный рай», отвечает радостный «желез-нодорожный» псалом хора. Подобные внезапные эмоциональные модуляции, как уже отмечалось, весьма типичны для американского фольклора.

Оперные формы

Главный план музы-кально-сценического действия «Порги и Бесс» составляют диалогические сцены. Изучив до тончайших деталей особенности негритянской речи с ее своеобразным «детонированием», Гершвин тщательно отобрал для характеристики своих героев ярко индивидуализированные попевки . Эти попевки отражают характерный прием «скольжения» натуральной и хроматической ступеней лада, глиссандирование (например, в окончании плача Сирины).

На свободном взаимодействии коротких музыкальных реплик нескольких персонажей выстраиваются многие колоритные бытовые сценки (игра в кости в 1-й картине, комическая стычка женщин с полицейским в 8-й или сборы на пикник в 3-й картине).

Песенные номера явились жанровой основой как сольных партий действующих лиц (Порги, Кроуна, Джека, Спортин-Лайфа), так и больших хоровых сцен. Подчас небольшая песня в эпизоди-ческой партии обретает серьезный образный смысл для всей оперы. Такова колыбельная Клары «Summertime» , являющаяся своеобразной лирической экспозицией спек-такля. Характерные «качающиеся» интонации афроамериканских блюзов придают ее музыке настроение одновременно и меланхолическое, и чувственное.

Музыка этой прекрасной колыбельной песни появляется в опере несколько раз (в том числе в партии Бесс).

Именно на песнях, основанных на оборотах негритянского фольклора, строится характеристика главного героя, Порги. Так, глубокая искренность и чистота его души раскрывается в веселой песенке из 3-й картины («Богат я только нуждою»), мелодически ясной и свежей, с наивно- радостным напевом в стиле спиричуэлс-славлений.

Партия Порги выделена в сольную в ряде хоровых сцен. Например, в сцене похорон он возносит молитву (в кла-вире ремарка - «поет как псалом»). Венчающий оперу торжественный спиричуэл («Господь, я на пути в твой небесный рай...») в устах Порги звучит подлинным гим-ном душевной стойкости народа.

На выразительной певучей фразе, будто заимствованной из подлинных спиричуэлс, основан лейтмотив Порги.

Лирические черты образа Порги господствуют в его дуэте с Бесс (3-я картина).

В ха-рактеристике Спортин-Лайфа преобладают элементы эстрадного джаза. Яркий пример - его знаменитая песенка на пикнике (4-я картина). Острошаржированный текст, полный издевки над библейскими притчами, прокомментирован «кривляю-щейся» мелодической линией.

Национальная самобытность вокального стиля «Порги и Бесс» подчеркнута ее специфическим ладоинтонационным строем. Выразительность множества тем оперы связана с блюзовыми нотами , характерными для афроамериканской музыки.

Особенно широко применен Гершвином мажоро-минор с низкой септимой (например, в дуэте Порги и Бесс из 3-й кар-тины или в заключительном спиричуэле в том же E-dur).

Специфика ладового строя афроамериканской музыки проступа-ет и в гармоническом языке оперы. Почти во всей партитуре преобладает аккордика особого строения, отмеченная терпкостью колорита благодаря применению кварто-квинтовой или квинто-секстовой структуры в сочетании с интервалами септимы, секунды. Часто звучат в партитуре «жесткие» параллельные гармонии, характерные для спиричуэлс.

Национальную самобытность стиля Гершвина во многом определяет изумительно разработанная ритмика, со всей достоверностью передающая этот едва ли не самый характерный элемент афроамериканской му-зыки. Подлинным апогеем виртуозного владения Гершви-ном стихией ритма является сцена пикника (4-я карти-на), вступление к которой исполняют три африканских барабана. Их дополняют губная гармошка и гребенки.

Закономерно, что создавая музыку своей оперы, композитор с самого начала рассчитывал на темнокожих исполнителей. Именно поэтому он отказался от контракта с театром Метрополитен-опера: на его сцене выступали только белые певцы. Премьера «Порги и Бесс» состоялась в 1935 году в малоизвестном небольшом театре в Бостоне.

Исключение - 4-я картина, пикник на острове.

«Театр менестрелей» («минстрел-шоу») - разновидность комедийного балаганного театра, распространившаяся в США с середины XIX века. Изначально участниками этих представлений были исключительно белые артисты, гримировавшиеся под негров и пародировавшие негритянскую манеру музицирования. Со временем в минстрел-шоу всё чаще стали выступать чернокожие исполнители, утрированно гримировавшиеся «под негров». Значение минстрел-шоу определялось тем, что они привлекли внимание широкой публики к негритянской музыке, которая неизмеримо возвышалась над балаганным сюжетным фоном (c сюжетной стороны многие номера носили оскорбительный для негров характер).

Балладная опера - это английская разновидность комедийного театра. Ее характерной особенностью является включение в разговорные сцены музыкальных вставок в виде замкнутых песенных и танцевальных номеров, заимствованных из фольклора или же сочиненных композиторами в народном духе. Первый классический образец - «Опера нищих» на текст Дж. Гея с музыкой Дж. Пепуша.

Среди самых популярных персонажей менестрельного театра были «Джим Кроу» - «негр-простак», воплощавший «здравый смысл», и негр-дэнди, изведавший пороки городской жизни.

2-я картина: прощаясь с по-койным, соседи бросают в чашку последние гроши, чтобы можно было его похоронить. Вдова Роббинса Сирина заводит плач по умершему, все присутствующие присоединяются к погребальному пению.

6-я картина: в комнатке Сирины спасаются от бури испу-ганные жители Кетфиш Роу; они молятся об избавлении и укрощении стихии.

1-я картина: Летний вечер. Молодая негритянка Клара, жена рыбака Джека, баюкает своего ребенка.

Песня «Summertime» известна в разных вокально-инструментальных интерпретациях. Самые знаменитые исполнительские версии созданы такими джазовыми исполнителями как Чарли Паркер, Луи Армстронг и Элла Фицджеральд, Майлс Девис, Оскар Питерсон.

Это опера о необыкновенной любви инвалида Порги и красавицы Бесс. В первую очередь, все-таки это песнь его любви.

До встречи с Бесс (точней, до появления у несчастного надежды на счастье) Порги был угрюмым инвалидом, который с трудом передвигался на инвалидной коляске. Бесс для него стала солнцем - у Порги появилась энергия, силы, он начал улыбаться, говорить людям приятное и даже делать мелкие подарки просто так. А уж как он заботился о своей Бесс!

Героев соединила судьба однажды вечером - при страшных обстоятельствах. Бесс пришла в бедный квартал Порги со своим ухажером Кроуи. Этот грузчик пользуется недоброй славой. Впрочем, и Бесс не любят тут. Они пришли на игру в кости. Разгорается спор, драка... все кричат о мошенничестве. Кроуи (на препаратах от хитрого торговца Лайфа) в ярости наносит бедняку и трудяге смертельный удар. Преступник убегает, скрывается. Бесс брошена, она стучится в дома, но ей никто не открывает. Лайф предлагает ей с ним в Нью-Йорк уехать, но она отвергает его... и тут ей на помощь приходит Порги. Его дом стал ее домом.

Жена убитого рыдает, ей бедняки скидывают гроши на похороны. В этом негритянском квартале часто происходят несчастья. Например, в шторм разобьется лодка местного рыбака, кормилец семьи погибнет.

Через довольно долгое время Порги отпускает свою Бесс на церковный пикник, чтоб ей было не скучно. Там несчастную Бесс подкараулил Кроуи, заставил пойти с собой. Она уже почти ведь забыла о нем, поверила в свое счастье.

Бесс вернулась к Порги в горячке. На улице страшный ураган, в котором они даже не сразу услышали, что к ним в дом ломится ее бывший. Тут Порги приходится вступиться за свою женщину и убить Кроуи.

Соседи понимают ситуацию. Никто не хочет выдовать инвалида, все делают вид, что ничего не знают. Полиции никто не подсказывает. Более того, жители квартала даже стараются скрыть следы преступления. Все же бедного Порги офицеры забирают, но просто для допроса. Бесс очень переживет, боится остаться в одиночестве.

Появляется тот самый торговец наркотиками - Лайф. Он убеждает ее, что Порги посадят надолго в тюрьму. Лайф снова предлагает девушке прехать с ним... и она соглашается.

Когда Порги возвращается домой, его ждет только эта неприятная новость. Он собирается и на инвалидной коляске едет искать свою любимую Бесс.

Опера учит никогда не сдаваться в жизни и еще не сдаваться на лесть лживых людей.

Картинка или рисунок Гершин - Порги и бесс

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Толстой Лев и собачка

    В рассказе Льва Николаевича Толстого повествуется об обыкновенной маленькой собачке. Она совершенно случайно оказалась в клетке у льва. Произошло это следующим образом.

  • Киплинг

    Джозеф Редьярд Киплинг родился в Индии 30 декабря 1965 года. Своё имя получил от английского озера Редьярд. Все детство он прожил в Индии, в дружной семье.

  • Краткое содержание Тайна заброшенного замка Волкова

    На землю летит странного вида звездолет, на котором, как после оказалось, находятся пришельцы. Эти пришельцы очень опасны, потому что они хотят завоевать территорию на Земле. Но они никак не могли подозревать, что на самом деле оказалось

  • Краткое содержание Шекспир Сон в летнюю ночь

    Комедия «Сон в летнюю ночь» была написана У.Шекспиром в 1590 году. Пьеса состоит из пяти актов. Он написал это произведение в честь свадьбы известного аристократа.