Пороги ощущений в психологии. Статистическая природа сенсорных явлений

Для того чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины или порога чувствительности. Выделяют два типа порогов чувствительности: абсолютный и дифференциальный (или порог чувствительности к различению).

Наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения .

Нижнему порогу ощущений противостоит верхний порог. Наибольшая сила раздражителя, при которой еще возникает ощущение данного вида, называется верхним абсолютным порогом ощущения . Верхний порог ограничивает чувствительность с большей стороны, причем до определенного предела, выше которого возникает болевое ощущение или не происходит изменений в интенсивности ощущений.

Пороги ощущений индивидуальны для каждого человека и изменяются на протяжении его жизни. Ощущения, кроме величины абсолютного порога, также характеризуются порогом к различению, который называется дифференциальным порогом.

Дифференциальный порог - наименьшая величина различий между раздражителями, когда разница между ними еще улавливается. Дифференциальный порог ощущений для разных органов чувств различен, но для одного и того же анализатора он представляет собой постоянную величину.

Значение константы Вебера для различных органов чувств приведены в таблице:

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) и дифференциальные пороги различения (относительная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности .

Наряду с этим различаются оперативные пороги ощущений - величина сигнала, при которой точность и скорость его различения достигает максимума. Эта величина на порядок больше, чем величина порога различения, и применяется в различных практических расчетах.

Патологическое изменение порогов чувствительности включает понижение порогов чувствительности - гиперестезии, повышение - гипостезии, полную утрату - анестезии и извращение - сенестопатии, психотических состояниях (острый галлюциноз, параноид и др.), начальных проявлениях непароксизмальных помрачнениях сознания (делирий, онейроид, аменция).


Гипостезия - понижение восприимчивости к внешним раздражениям, когда окружающий мир, отдельные предметы и свойства теряют яркость, красочность, сочность, отчетливость индивидуальность. Встречается при оглушенности, депрессивных состояниях, истерических синдромах, алкогольном и наркотическом опьянениях.

Гипералгезия - повышение болевой чувствительности, наблюдается при различных патологических состояниях, в частности, при депрессиях, особенно маскированных ("алгическая меланхолия" (Петрилович, 1970)).

Анестезия проявляется анатомическим и функциональным повреждением анализатора, начиная с рецепторного отдела и кончая корковым представительством, что клинически сопровождается потерей чувствительности кожи, потере вкуса, обоняния, слепоте, глухоте.

В неврологии выделяют зрительную агнозию (неузнавание зрительных образов, букв, слов), слуховую (неузнавание предметов при ощупывании), аутотопоагнозии (неузнавание частей своего тела), анозогнозии (непризнание болезни, повреждения), агнозию лица. При истерических невротических синдромах наблюдают психическую амблиопию (слепота), психическую аносмию (нечувствительность к запахам), психическую агейзию (утрату чувства вкуса), психическую глухоту, психическую тактильную и болевую анестезию (аналгезии).

Восприятие как психический процесс. Его характеристики. Патология.

Восприятие - отражение в сознании предметов и явлений при их воздействии на органы чувств.

Виды восприятия :

Зрительное

Слуховое

Осязательное

Обонятельное

Кинестетическое

1. Предметность - отнесение сведений к конкретному предмету.

2. Целостность. Восприятие всегда формирует целостный образ по отдельным деталям.

3. Структурность. Предмет всегда воспринимается в системе.

4. Константность - постоянство.

5. Осмысленность. Восприятие всегда имеет смысловое значение.

6. Апперцепция - зависимость восприятия от особенностей психики человека (домысливание).

Патология восприятия включает в себя психосенсорные расстройства, иллюзии и галлюцинации.

1) Свойство, извлеченное из конкретного факта, признается равнозначным факту.

2) Выделенное свойство наталкивает на определенный вывод, который нельзя получить из факта непосредственно.

Мышление подчиняется законам логики. Основными логическими формами являются:

Понятие (мысль, включающая существенные признаки предмета)

Суждение (отражение связи между понятиями)

Умозаключение (суждение на основе других суждений)

Процесс мышления включает в себя:

Синтез (объединение информации в целое)

Сравнение (установление сходства)

Обобщение (выделение общего, конкретизация)

Мышление не нужно, если нет цели. Потребность мыслить возникает тогда, когда появляется проблема. Проблема трансформируется в задачу, т.е. в конкретную задачу.

Виды мышления:

Наглядно-действенное (прагматики)

Образное (поэты)

Отвлеченное (философы)

Мышление является основной составной частью интеллекта (ума, мыслительных способностей). Индивидуальная характеристика мышления, то есть мышления в действии, качество ума (интеллекта), включает широту, глубину, самостоятельность, критичность и гибкость, последовательность и быстроту мыслительных операций. Собственно интеллект, способность образовывать новые умозаключения, схватывать различные точки зрения, включает предпосылки интеллекта (память, внимание, речь и др.), духовный инвентарь (запас знаний и навыков).

а) Ускорение мышления наблюдается при маниакальных состояниях и характеризуется многословностью, отвлекаемостью, поверхностным характером ассоциаций. Суждения возникают легко, носят легковесный, поверхностный характер, страдает глубина мысли. Ускорение мышления в выраженной степени достигает "скачка идей", речь не поспевает за мыслями и внешне может носить несвязный характер («маниакальная спутанность»)

б) заторможенное (замедленное) мышление наблюдается при депрессиях, состояниях оглушения, эпилепсии, органическом поражении мозга, и характеризуется бедностью ассоциаций, суждения формируются с трудом, речь лаконична, односложна.

"Шизофазия " - форма речевых нарушений на фоне ясного сознания (в отличие от аментивного, бессвязного мышления) появляющаяся в бессмысленном "нанизывании" отдельных слов, наименований, терминов, не имеющих "грамматической согласованности и ло-гической последовательности.

Эмоции. Патология эмоции.

Эмоции - это субъективное переживание человека, его отношение к действительности.

Эмоции включают в себя:

Собственно эмоция (оценочная реакция человека на действительность);

Аффект (сильное, бурное, кратковременное переживание);

Страсть (сильное, стойкое, длительное переживание)

Настроение (длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека);

Чувство (устойчивое психическое состояние, имеющее предметный характер);

Стресс (неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование).

Теории эмоций:

Теория ограниченности ощущений (Джеймс).

Энергетическая теория эмоций (Э. Гелингор) «Эмоция осуществляет энергетическую мобилизацию организма».

Регулирующая теория эмоций (П. Анохин) «Эмоция - это механизм, удерживающий жизненные процессы в оптимальных границах».

Теория рассогласования (П. Симонов) «Эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения».

Эмоция рассматривается как обобщенная оценка (реакция) личности на ситуацию.

Физиологический аффект - состояние выраженного аффекта (гнева), не сопровождаемого помрачением сознания, а лишь возможным сужением круга представлений, концентрирующихся на событиях, связанных с возникающим аффектом; эпизод не завершается сном, резким психофизическим истощением и амнезией. В этом состоянии часто совершают противоправные действия. Лица эти признаются вменяемыми, в отличие от перенесших патологический аффект.

Патологический аффект - кратковременное психическое расстройство с агрессивным поведением и раздражительно-злобным настроением на фоне сумеречного помрачения сознания. Такое состояние возникает в ответ на интенсивную, внезапную психическую травму и выражается концентрацией сознания на травмирующих переживаниях с последующим аффективным разрядом, за которым следуют общая расслабленность, безразличие и, часто, глубокий сон. Характеризуется частичной или полной амнезией. Лица соврешившие правонарушения в таком состоянии признаются невмняемыми.

Нарушение силы эмоций:

1. Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) - повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость. Может быть врожденным личностным свойством, особенно выраженным при психопатиях.

2. Эмоциональная холодность - нивелировка выраженности эмоций в виде ровного, холодное отношение ко всем событиям, независимо от их эмоциональной значимости. Выявляется у психопатов, при шизофрении.

3. Эмоциональная тупость - слабость, обеднение эмоциональных проявлений и контактов, оскуднение чувств, доходящее до безучастности. Встречается в рамках шизофренического дефекта.

4. Апатия - безразличие, полное отсутствие чувств, при котором не возникают желания и побуждения. Чаще наблюдается чувственное притупление, при котором эмоции становятся тусклыми, бедными. Преимущественной эмоцией больных является равнодушие. Встречается при шизофрении (дефект) и грубых органических поражениях головного мозга, а так же может быть ведущим проявлением депрессивного синдрома.

Нарушения устойчивости эмоций .

1. Эмоциональная лабильность - патологически неустойчивое настроение, которое легко меняется на противоположное в связи с изменением ситуации. Патологически неустойчивое настроение характерно для астенического синдрома, кроме того, может встречаться в рамках эмоционально-волевых расстройств при патологии личности.

2. Эксплозивность - повышенная эмоциональная возбудимость, при которой легко возникает переживание досады, гнева, вплоть до ярости, с агрессивными поступками. Может возникнуть по незначительному поводу. Эксплозивность характерна для эмоционально-волевых расстройств при патологии личности, органических (травматических) поражениях головного мозга.

3. Слабодушие - состояние легко колеблющегося настроения по ничтожному поводу от слезливости до сентиментальности с умиленностью. Может сопровождаться капризностью, раздражительностью, утомляемостью. Наблюдается при сосудистом поражении головного мозга, при соматогенной астении.

Воля. Мотивация. Патология воли

Воля как человеческое качество — это способность делать выбор и совершать действия.

Воля (психология) — свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.

Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли, проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности. К волевым качествам часто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание и другие. Понятие воля очень тесно связано с понятием свобода.

Сила воли - Это внутренняя сила личности. Она проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том, какие препятствия были преодолены с помощью волевых действий и какие результаты были получены. Именно препятствия являются показателем силы воли.

Мотивация (от лат. movere ) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.

Гипобулия - понижение волевой активности, сопровождающееся бедностью побуждений, вялостью, бездеятельностью, скудной речью, ослаблением внимания, обеднением мышления, снижением двигательной активности, ограничением общения.

Абулия - отсутствие побуждений, интересов, желаний влечений. Наблюдается при хронических заболеваниях со снижением интеллекта и ослаблением аффективной деятельности. Часто сочетается с такими симптомами, как:

Снижение социальной продуктивности - ухудшение в выполнении социальных ролей и навыков, т. е. функционально организованных черт поведения, разделяемых большинством индивидов, занимающих определенное социальное положение, и рассматриваемых как существенные для поддержания этого положения,

Снижение профессиональной продуктивности - ухудшение выполнения профессиональных обязанностей и навыков, т. е. специфических задач и обязанностей, знаний и стандартов в профессиональной области и ее продуктивности (материальное производство, обслуживание, сфера науки и искусства),

Социальное отчуждение - форма поведения, характеризующаяся настойчивой тенденцией к отказу от социальных взаимодействий и связей. В культуре индивида такое поведение обычно рассматривается как отклонение от нормы, указывающее на наличие психиче-ского расстройства или аномальных черт личности.

К патологии низшей волевой деятельности относятся патология влечений, формирующихся на основе инстинктов. Они происходят в форме усиления, ослабления или извращения инстинктов.

Стресс и стрессоустойчивость

1) стресс — состояние организма, его возникновение предполагает взаимодействие между организмом и средой;

2) стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное; оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

3) явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна.

Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

Тревога, обозначаемая как

Ощущение неопределенной угрозы;

Чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;

Неопределенное беспокойство, представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса.

Стрессоустойчивость — представляет собой совокупность личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Вместе с тем, искусственное занижение уровня чувствительности к внешним раздражителям, сопряжённое с этим качеством, в некоторых случаях может привести к чёрствости, отсутствию сильных эмоций и безразличию — то есть к свойствам, которые нередко приводят к негативным результатам в семейной и общественной жизни человека.

Стрессоустойчивость — качество непостоянное, и следовательно его можно развивать (повышать) тренировкой (психотренинг), привычкой к ежедневному напряженному творческому труду.

Понятие и структура деятельности. Общение как вид деятельности.

Человек в повседневной жизни проявляет немалую активность, являясь созидателем и творцом, независимо от его вида деятельности. Не проявляя активность, невозможно приобрести все богатство духовной жизни. С помощью деятельности раскрываются глубины чувств и ума, силы воли и воображения, черт характера и воображения. Понятие деятельности в психологии раскрывает социальную категорию, раскрывающую познание и закономерности окружающей природы. Человек, выступая в качестве личности, должен ставить цели и осознавать мотивы для побуждения к активности.

Принцип единства деятельности и сознания объединяет ряд осознанных теоретических положений. Сознание содержит объекты и стороны любой познаваемой деятельности. Таким образом, получается, что структура и содержание самого сознания напрямую взаимосвязаны с деятельностью. Каждый вид деятельности несомненно связан с активными движениями, являющимися физиологической функцией живых организмов. Одними из наиболее ранних проявляются двигательная и моторная функции.

Физиологическая основа позволяет делить все движения на две группы: врожденные и приобретенные, поскольку часть движений мы приобретаем с рождения, а часть - при получении жизненного опыта. Умственная деятельность начинает развиваться с младенческого возраста, поскольку человек, перед желанием что-либо сделать, продумывает действия, планирует и зачастую оперирует речевыми символами и образами.

Отсюда ясно, что внешняя деятельность зависит от умственной деятельности и контролируется внутренним планом действий, т.к. все проявления волевых действий обдумываются относительно целей и последующих возможных результатах. Понятие деятельности в психологии составляет совокупность всех действий, которые объединены одной общей целью и которые выполняют конкретную общественную функцию.

В психологической теории деятельности общение рассматривается как один из ее видов. Оно имеет ту же структуру, что и любая другая деятельность: возникает на основе соответствующей потребности и побуждается отвечающим ей мотивом, включает действия, направленные на имеющие смысловое отношение к мотиву цели. В каждом возрастном периоде общение имеет свои специфические особенности, определяемые развитием потребностно-мотивационной сферы.

Первые годы жизни человека наполнены общением с близкими взрослыми людьми. Родившись, ребенок не может сам удовлетворить ни одной своей потребности — его кормят, купают, укрывают, перекладывают, переносят, ему показывают яркие игрушки. Вырастая и становясь все больше самостоятельным, он продолжает зависеть от взрослого, который учит его ходить и держать ложку, правильно произносить слова и строить башни из кубиков, отвечает на все его «почему?». И т.д.

Возрастная психология. Понятие возраста в психологии.

Возрастная психология - область психологии, изучающая психологические особенности людей разного возраста.

Развитие человека происходит постепенно, сказывается закон перехода количества в качество.

Социализация - начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой скорости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.

Социализация - обучение в жизни (роль семьянина, делового партнёра и т.п.)

Книги играют значительную роль в социализации.

Социализация - рассказ на индивидуальном уровне о том, что происходило с обществом на всём протяжении его жизни.

Понятие возрастных особенностей связано с изменением во времени возрастных свойств.

Выделение периодов:

1) биогенетический принцип: выделение этапов, связанных с биологическими особенностями;

2) принцип органического биосексуального развития;

3) принцип интенции (Ш. Бюллер);

4) принцип исследования сензитивных и критических периодов (Игорь Кон);

5) принцип отечественной периодизации (Эльконин): выделение ведущего вида деятельности.

До сих пор шла речь о качественном различии видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественное исследование, иначе говоря, их измерение. Человеческие органы чувств — удивительно тонко работающие аппараты. Так, человеческий глаз может различать световой сигнал в 1/1000 свечи на расстоянии километра. Энергия это раздражения настолько мала, что потребовалось бы 60000 лет, чтобы с его помощью нагреть 1 см3 воды на 1о.

Однако не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным порогом ощущения . Раздражители, которые не достигают ее, лежат под порогом ощущения. Так, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на нашу кожу. Световые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают зрительных ощущений.

Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств. Чем слабее раздражители вызывающие ощущения (т.е., чем меньше величина абсолютного порога), тем выше способность органов чувств реагировать на эти воздействия. Таким образом, абсолютная чувствительность численно равна величине, обратно пропорциональной абсолютному порогу ощущений. Если абсолютную чувствительность обозначить буквой Е, а величину абсолютного порога Р, то связь абсолютной чувствительности и абсолютного порога может быть выражена формулой Е=1/Р.

Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для соответствующих пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется по крайней мере в 25000 раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения. У человека очень высока чувствительность зрительного и слухового анализаторов.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает болевое ощущение (сверхгромкий звук, слепящая яркость). Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т. д.

От абсолютной чувствительности надо отличать относительную , или разностную , чувствительность, т.е. чувствительность к изменению раздражителя. В первой половине XIX в. немецкий ученый М. Вебер, исследуя ощущение тяжести, пришел к выводу, что, сравнивая объекты и наблюдая различия между ними, мы воспринимаем не различия между объектами, но отношение различия к величине сравниваемых объектов. Равным образом и изменения в освещенности комнаты мы замечаем в зависимости от исходного уровня освещенности. Если исходная освещенность составляет 100 лк (люксов), то прибавка освещенности, которую мы впервые заметам, должна составлять не менее 1 лк. Если, же освещенность составляет 1000 лк, то прибавка должна составлять не менее 10 лк. То же самое относится и к слуховым, и к двигательным, и к другим ощущениям.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения, или разностным порогом. Как уже было сказано, разностная чувствительность — величина относительная, а не абсолютная. Это значит, что отношение добавочного раздражителя к основному должно быть величиной постоянной. При этом, чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней.

Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это соотношение составляет приблизительно 1/1000, для слухового — 1/10, для тактильного — 1/30.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, другой немецкий ученый — Г. Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя формулой.У = К lg j + С, (где S — интенсивность ощущения; j — сила раздражителя; K и C — константы). Согласно этому положению, которое носит название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (закон Вебера-Фехнера).

Разностная чувствительность, или чувствительность к различению, также находится в обратной зависимости к величине порога различения: чем порог различения больше, тем меньше разностная чувствительность.

Явление адаптации

Было бы неправильно думать, что как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств остается неизменной и ее пороги выражаются в постоянных числах. Так, известно, что в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет или из ярко освещенного помещения в темноту. Как показали исследования, это изменение очень велико и чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200000 раз.

Описанные изменения чувствительности, зависящие от условий среды и носящие название адаптации органов чувств к окружающим условиям, существуют и в слуховой сфере, и в сфере обоняния, осязания, вкуса. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Лишь после этого человек приобретает способность хорошо ориентироваться в темноте. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже перестает восприниматься уже через несколько секунд).

Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к. изменению температуры). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре также, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места. Известны и явления адаптации к запахам.

В учебнике под редакцией А. В. Петровского выделяется три разновидности явления адаптации.
  1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя.
  2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя.
    (Эти два вида адаптации объединяют термином “негативная адаптация”, так как в результате ее снижается чувствительность анализаторов.)
  3. Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация. В зрительном анализаторе темновая адаптация глаза, когда увеличивается его чувствительность под влиянием темноты — это позитивная адаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.

Взаимодействие ощущений

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя их уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений .

Исследования, проведенные С. В. Кравковым, показали, что ни один орган чувств не может работать, не оказывая влияния на функционирование других органов. Так, оказалось, что звуковое раздражение (например, свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией . А. Р. Лурия выделяет две стороны повышения чувствительности по типу сенсибилизации: первая носит длительный постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; вторая — временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта — физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20-30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.

В другом эксперименте были получены факты, изменения электрической чувствительности глаз и языка в ответ на предъявление испытуемым слов “кислый как лимон”. Эти изменения, были аналогичны тем, которые наблюдались — при действительном раздражении языка лимонным соком. Зная закономерности, изменения чувствительности органов чувств, можно, подбирая побочные раздражители, — сенсибилизировать тот или иной рецептор.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией — возникновением под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты “окрашенного слуха”, который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как “светлые”, а низкие как “темные”.

Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. Один из таких субъектов с исключительной выраженностью синестезии — известный мнемонист Щ., был подробно изучен А. Р. Лурия. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, “желтый и рассыпчатый”. Тоны, которые он слышал, вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Воспринимаемые цвета ощущались им как “звонкие” или “глухие”, как “соленые” или “хрустящие”. Подобные, явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции “окрашивать” числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.

Совершенствование ощущений в процессе упражнений

Мы уже упоминали, что сенсибилизация органов чувств возможна путем упражнений. К такой сенсибилизации обычно приводит два пути: во-первых, необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота); во-вторых, специфические требования некоторых профессий. Так, утрата зрения или слуха в известной мере компенсируется развитием других видов чувствительности. Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимались скульптурой, что свидетельствует о высокоразвитом осязании. К этой же группе явлений относится и развитие вибрационных ощущений у глухих. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная Чувствительность, что они даже могут слышать музыку. Для этого они кладут руку на инструмент или поворачиваются спиной к оркестру. Слепоглухая О. Скороходова, держа руку у горла говорящего собеседника, могла таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорил. У многих слепоглухонемых и у слепых хорошо развита обонятельная чувствительность. Они могут по запаху узнавать знакомых им людей.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профессиями. Так, установлено, что красильщики могут различать до 50-60 оттенков черного цвета; сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металла, указывающие на присутствие посторонних примесей. Известно, какой тонкости может достигнуть определение вкусовых нюансов у дегустаторов или способность музыкантов улавливать различия в тонах, совершенно не воспринимаемых обычным слушателем.

Все эти факты показывают, что в условиях развития сложных форм сознательной деятельности острота абсолютной и разностной чувствительности может существенно изменяться и что включение того или иного признака в сознательную деятельность человека может в значительных пределах изменить остроту этой чувствительности.

Ощущения - простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосред-ственном воздействии на соответствующие рецепторы

Рецепторы - это чувствительные нервные образования, которые восприни-мают воздействие внешней или внутренней среды и кодируют его в виде набора электрических сигналов. Эти сигналы затем поступают в мозг, который их расшифровывает. Этот процесс сопровождает возникновением простейших психических явлений - ощущений.

Часть рецепторов человека объединены в более сложные образования - органы чувств. У человека есть орган зрения - глаз, орган слуха - ухо, орган равновесия - вестибулярный аппарат, орган обоняния - нос, орган вкуса - язык. В то же время некоторые рецепторы не объединяются в один орган, а разбросаны по поверхности всего тела. Это рецепторы температурной, болевой и тактильной чувствительности. Большое количество рецепторов находятся внутри тела: рецепторы давления, химического чувства и т. д. Например, рецепторы, чувствительные к содержанию глюкозы в крови, обеспечивают возникновение чувства голода. Рецепторы и органы чувств - это единственные каналы, через которые мозг может получать информацию для последующей переработки.

Все рецепторы можно разделить на дистантные , которые могут воспринимать раздражение на расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные) и контактные (вкусовые, тактильные, болевые).

Анализатор - материальная основа ощущений

Ощущения являются продуктом деятельности анализаторов человека. Анализатором называют взаимосвязанный комплекс нервных образований, который осуществляет прием сигналов, их трансформацию, настройку рецепторного аппарата, передачу информации к нервным центрам, ее обработку и расшифровку. И.П. Павлов считал, что анализатор состоит из трех элементов: органа чувств , проводящего пути и коркового отдела . Согласно современным представлениям, в состав анализатора входит как минимум пять отделов:рецепторного, проводникового, блока настройки, блока фильтрации и блока анализа. Так как проводниковый отдел, по сути представляет собой всего лишь электрический кабель, проводящий электрические импульсы, наиболее важную роль выполняют четыре отдела анализатора. Система обратной связи позволяет вносить корректировку в работу рецепторного отдела при изменении внешних условий (например - тонкую настройку анализатора при разной силе воздействия).

Пороги ощущений

В психологии существует несколько понятий порога чувствительности

Нижний абсолютный порог чувствительности определяют как наименьшую силу раздражителя, которая может вызывать ощущение.

Рецепторы человека отличаются очень высокой чувствительностью к адекватному раздражителю. Так, например, нижний зрительный порог составляет всего 2-4 кванта света, а обонятельный равен 6 молекулам пахучего вещества.

Раздражители, имеющие силу менее пороговой, не вызывают ощущений. Они называются подпороговыми и не осознаются, однако могут проникать в подсознание, определяя поведение человека, а также составляя основу его сновидений, интуиции, неосознанных влечений. Исследование психологов показывают, что подсознание человека может реагировать на очень слабые или очень короткие раздражители, которые не воспринимаются сознанием.

Верхний абсолютный порог чувствительности меняет сам характер ощущений (чаще всего - на болевую). Например, при постепенном увеличении температуры воды, человек начинает воспринимать не тепло, а уже боль. То же самое происходит при сильном звуке и или давлении на кожу.

Относительным порогом (порог различения) называют минимальное изменение ин-тенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях. Согласно закону Бугера-Вебера, относительный порог ощущений является постоянным, если измерять его в процентах от исходной величины раздражения.

Закон Бугера - Вебера : «Порог различения по каждому анализатору имеет

постоянную относительную величину»:

D I / I = const , где I- сила раздражителя

Классификация ощущений

1. Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды («пять чувств»). К ним относят зрительные, слуховые, вку-совые, температурные и тактильные ощущения. На самом деле, рецепторов, которые обеспечивают эти ощущения, больше пяти, и так называемое «шестое чувство» здесь ни при чем. Например, зрительные ощущения возникают при возбуждении палочек («сумеречное, черно-белое зрение») и колбочек («дневное, цветовое зрение»). Температурные ощущения у человека возникают при раздельном возбуждении рецепторов холода и тепла . Тактильные ощущения отражают воздействие на поверхность тела, и они возникают при возбуждении или чувствительных рецепторов прикосновения в верхнем слое кожи, или при более сильном воздействии на рецепторы давления в глубоких слоях кожи.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутрен-них органов. К ним относят ощущение боли, голода, жажды, тошноты, удушья и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздраже-ниях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.

3. Проприоцептивные ощущения (мышечно-двигательные). Это ощущения, отражающие положение и движения нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о поло-жении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслабле-нии мышц, состоянии суставов и связок и т. п. Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения: раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного то-нуса при выполнении движения; ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончаний сухожилий; раз-дражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направ-ления, формы и быстроты движений. К этой же группе ощущений многие авторы относят и ощущения рав-новесия и ускорения, которые возникают в результате возбуждения рецепторов вестибу-лярного анализатора.

Свойства ощущений

Ощущениям присущи определенные свойства:

·адаптация,

·конт-раст,

·пороги ощущений,

·сенсибилизация,

·последовательные образы.

Общие свойства ощущений

Как уже известно, существует большое количество видов ощущений, которые имеют свои специфические свойства. Но, кроме того, они характеризуются и общими для них свойствами. К ним относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество - это главная особенность ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирует в пределах данного вида ощущений. Примером качеств ощущений служат различные цветовые тона и оттенки, различные запахи (приятные, неприятные, цветочные, фруктовые и т.п.), звуки различной высоты, разные вкусы и тому подобное. Качество каждого ощущение определяется субъективными и объективными факторами. К объективным относятся свойства того объекта, который его вызывает. Субъективными факторами ощущение является строение определенных анализаторов человека, определенных участков мозга и субъективные предпочтения, которые человек отдает тем или иным качествам объекта (нравятся определенные блюда, запахи и т.д.).

Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. По качеству ощущения могут быть одинаковыми, но сильнее или слабее. Зависимость между силой раздражителя и интенсивностью ощущения сложная и неоднозначная (слабый запах духов может вызвать приятные ощущения, а тот же, но слишком сильный запах - неприятные и даже раздражать человека).

Продолжительность ощущение - это его временная характеристика. Она определяется функциональным состоянием органов чувств, но главное - времени действия раздражителя и его интенсивностью. Ощущения возникают не сразу после того, как раздражитель начинает действовать на орган чувств, для возникновения ощущения необходимо латентный период, который различен для разных видов ощущений: для тактильного ощущения - 130 мс, для болевых - 370 мс, для вкусовых - 50 мс.

Пространственная локализация является одним из свойств ощущения. Она заключается в том, что образ ощущение содержит элементы пространственного размещения раздражителя. Такие показатели объекта, как цвет, свет, звук, соотносятся с источником. Напротив, тактильные, болевые, температурные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую влияет раздражитель.

Ощущение взрослых характеризуются сочетанием знаний и переживаний, поэтому можно выделить еще одну особенность ощущения-эмоциональную окраску (вспомним хотя бы о влиянии различных цветов и запахов на эмоциональное состояние человека).

Пороги ощущения. Чувствительность

Кроме качественных различий между видами ощущений, не менее важное значение имеет их количественное исследование или измерения.

Человек способен уловить лишь очень незначительную часть из тысячи возможных сигналов, которые нам посылает окружающую среду. Способность наших органов чувств к возбуждению ограничено, и они могут различать лишь малую долю сигналов, поступающих из окружающей среды.

Человеческое ухо не способно воспринимать слишком высоких звуков, как их, например, слышат собаки, дельфины и летучие мыши. Наши глаза чувствительны лишь к небольшому участки спектра цветов, хотя электромагнитные волны имеют значительно более широкий спектр - от коротких (гамма-лучи, рентгеновские лучи) до самых длинных (радиоволны).

Следовательно, не каждое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен иметь определенную величину. Очень слабая действие раздражителя не вызовет ощущения, а очень сильная может вызвать боль и даже привести к разрушению определенных органов чувств (например, очень слабый звук человек не услышит, а очень сильный звук может привести к потере слуха). Для характеристики зависимости между интенсивностью ощущения и силой раздражителя в психологии существует понятие порог ощущения, или порог чувствительности.

Различают два вида порогов чувствительности: порог абсолютной чувствительности и порог чувствительности к различению. Порог абсолютной чувствительности в свою очередь делится на нижней и верхней абсолютный порог чувствительности.

Нижний абсолютный порог чувствительности это наименьшая сила раздражителя, при которой возникает едва заметное ощущение. Чем слабее есть раздражитель, который вызывает ощущение, тем вуза способность органов чувств реагировать на эти воздействия.

Верхний абсолютный порог чувствительности - это самая большая сила раздражителя, при которой еще существует ощущение данного вида, адекватное действующему раздражителю. Дальнейшее увеличение силы раздражителя вызывать ощущение другого вида (например, болевые).

Величина порогов абсолютной чувствительности ограничивает зону чувствительности анализатора к данному виду раздражителей. Например, глаз способен отображать волну длиной, соответствует спектру цветов от фиолетового до красного, ухо способно воспринимать звуки от 20 до 20000 герц. Действие раздражителей, которые не достигают пороговой величины, не осознается человеком, но может влиять на подсознание, изменяя движения и действия человека.

Таким образом, только раздражитель определенной силы вызывает соответствующее ощущение. Кроме этого, имеет значение еще и такая характеристика раздражителя, как длительность воздействия, то есть тот отрезок времени, в течение которого он действует на орган чувств. Существует зависимость между силой раздражителя и продолжительностью его воздействия, необходимыми для достижения пороговой величины: чем слабее по силе раздражитель, тем больше времени необходимо для того, чтобы возникло ощущение.

Пороги абсолютной чувствительности развиваются в детском возрасте, достигая наивысшего уровня в юношеском возрасте.

От порогов абсолютной чувствительности следует отличать чувствительность к различению. Порогом чувствительности к различению называется тот самый приложение к силе действующего раздражителя, благодаря которому возникает едва заметное различие в силе или качества ощущений.

В первой половине XIX в. немецкий ученый М. Вебер, исследуя ощущение тяжести, пришел к выводу, что, сравнивая объекты и наблюдая за различиями между ними, человек воспринимает не различия между объектами, а отношение различия величин объектов сравнения. В повседневной жизни мы постоянно замечаем увеличение или уменьшение освещенности, звука, температуры и т. Так, изменения в освещенности комнаты человек замечает в зависимости от исходного уровня освещенности. Если исходная освещенность составляет 100 люксов, то приложение освещенности, который человек начинает замечать, должен составлять 1 люкс; при освещенности +1000 люксов приложение должно составлять 10 люксов и т.д. Подобные закономерности были выявлены и при исследовании других анализаторов. Это позволило сформулировать такой закон: отношение дополнительной силы раздражителя к основной есть величина постоянная для данного вида чувствительности.

Что происходит с сигналами, интенсивность которых недостаточна для того, чтобы они могли сознательно восприниматься?

Подпороговое восприятия, очевидно, позволяет организму отвечать на сигналы, поступающие так, как он не смог бы ответить, если бы они воспринимались сознательно. Эта гипотеза была использована в рекламе товаров. Например, было показано, что можно внушить кинозрителям желание употреблять газированные напитки или попкорн определенных фирм, показывая неоднократно в течение фильма кадр продолжительностью 1/24 сек (так называемый эффект 25 кадра), в котором хвастаются достоинства этих продуктов. Считается также, что можно вызвать у публики большее желание приобрести продукты, в рекламе которых используются звуковые или зрительные подпороговые сообщение сексуального или угрожающего характера.

Так, Роберт Вуд выяснил, что инфразвук вызывает у людей болезненные реакции. Низкие частоты способны вызвать панику или приступ безумия. Исследователи, проводившие изучение влияния низкочастотных колебаний на человека, собирали большую аудиторию на лекцию, а потом, когда слушатели были особенно поглощены рассказом, излучали с помощью специального аппарата инфразвук. И люди выходили из зала, выдерживая его действия, хотя и не понимали, почему они это делают. В природе такие колебания порождают грозы и сильные ветры, солнечные вспышки и штормы, сопровождают выстрелы, землетрясения и тому подобное. Однако определенные низкочастотные звуки, действуя на слуховой анализатор и не усвидомлюючись человеком, "убеждают" ее бросить курить, спокойно спать, соблюдать диету, чувствовать нежные чувства. Это используется, в частности, в Японии, где выпускаются музыкальные магнитофонные кассеты с наложенным на пленку низкочастотным текстом, неуловимым для слуха человека.

Однако, несмотря на значительное количество исследований, которые ведутся в этом направлении, ничего определенного относительно подобной практики воздействий установить не удалось.

Пороги чувствительности. Виды порогов. Психометрическая кривая. Методы измерения порогов. Статистическая природа сенсорных явлений. Прямые и косвенные измерения и шкалирования ощущений. Основной психофизиологический закон.

План ответа

    Пороги чувствительности.

    Виды порогов

    Психометрическая кривая.

    Методы измерения порогов.

    Прямые и косвенные измерения и шкалирование ощущений.

Ответ:

    Пороги чувствительности.

Работа каждого анализатора имеет свои специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям .

ПСИХОФИЗИКА раздел психологии, изучающий количественные отношения между силой раздражителя и величиной возникающего ощущения. Основана Г. Фехнером во 2-й пол. 19 в. Охватывает две группы проблем: измерение порога ощущений, т. е. предела чувствительности сенсорной системы человека (закон Вебера - Фехнера и др.), построение психофизических шкал (С. Стивенс и др.).

Для возникновения какого-либо ощущения раздражитель должен иметь определенную величину интенсивности. Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв.мм поверхности кожи.

Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность - чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения.

Порог различения, или дифференциальный порог, едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

Порог различения – это минимальное различие между двумя различными раздражителями, которое уже вызывает раные ощущения в 75% случаях.

    Виды порогов

Существует 2 вида порогов: 1. Абсолютный (минимальный раздражитель, вызывающий ощущение). Нижний абсолютный порог характеризуется критерием «вижу – не вижу» - это раздражитель, который уже вызывает ощущения в 75% случаях., верхний абсолютный порог – это раздражитель, который ещё вызывает ощущения в 75% случаях.это болевые ощущения. 2. Дифференциальный - минимальная разница в раздражителях, которая нами ощущается (при сравнении 2 стимулов,).

Допустим, что мы представляем индивидуальные результаты измерения абсолютного слухового порога, отмечая значения вероятности ответов испытуемого о том, что он слышит звук по оси ординат, а соответствующие значения интенсивности звука – на оси абсцисс. Если бы существовал абсолютный порог в прямом смысле, то мы получили бы график, представленный на рис.1. Существовал бы ряд интенсивностей звука, на которые испытуемый никогда не давал бы ответа, а при некоторой пороговой интенсивности наблюдался бы резкий переход к постоянным ответам, когда все предъявленные раздражители воспринимаются. Однако, в реальных экспериментах такого не происходит. По мере нарастания интенсивности звука происходит постепенное увеличение вероятности ответа испытуемого о том, что он слышит звук (рис.2). В этом случае абсолютный порог определяется как уровень стимуляции, при котором обнаружение происходит при 50% случаев. Если предположить, что сигналы подаются на фоне шума, то из этого следует, что 0 на оси абсцисс обозначает уровень фоновых шумов.

Нижний порог ощущений - минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение (обозначается J 0). Если интенсивность раздражителя меньше J 0 , то он не ощущается организмом.

Верхний порог ощущений - максимальная величина, которую способен адекватно воспринимать анализатор (J m m).

Диапазоном чувствительности называется диапазон между J 0 и J mm .

Дифференциальный, разностный порог - наименьшая величина (*J) раз­личий между раздражителями, когда они еще ощущаются как различные.

Величина *J пропорциональна интенсивности сигнала J, величина шага, то есть разности порогов, зависит от величины исходного раздражителя. Единицы на шкале интенсивности раздражителя будут не равными, но будут возрастать по мере увеличения раздражителя. подчиняясь закону Вебера: *J/J = К. Для зрительного анализатора коэффициент К = 0,01, для слухового К = 0,1.

Оперативный порог различимости сигналов - та величина различия между сигналами, при которой скорость и точность различения достигают макси­мума. Оперативный порог в 10 - 15 раз выше, чем дифференциальный, или разностный, порог.

Интенсивность ощущения определяется законом Вебера-Фехнера: интен­сивность ощущения (Е) прямо пропорциональна логарифму силы раздра­жителя (J): Е = k log J + с

Временной порог ощущений - это минимальная длительность действия раздражителя, которая необходима для возникновения ощущений.

Пространственный порог - минимальный размер раздражителя, едва ощутимого органом восприятия.

Латентный период реакции - это промежуток времени от момента подачи сигнала до того момента, когда возникает ощущение.

    Психометрическая кривая.

    Методы измерения порогов.

    Метод установки. Испытуемый сам изменяет интенсивность раздражителя, то увеличивая, то уменьшая его, до тех пор, пока не получит едва заметное ощущение (при определении абсолютного порога) или ощущение, равное по силе заданному (при определении разностного порога). Чувствительность при этом повышается, а пороги понижаются.

    Метод границы (минимальных изменений). Испытуемому предъявляется последовательный ряд раздражителей, минимальными и равными ступенями, возрастающей и убывающей интенсивности. При определении абсолютного порога определяют: 1. Величину раздражителя, впервые ощущаемую испытуемым (при возрастающей интенсивности); 2. Величину раздражителя, впервые не ощущаемую испытуемым (при убывающей интенсивности). Средняя арифметическая этих 2 величин и есть абсолютный порог. При определении дифференциального порога находят 4 величины. Если взять в качестве примера нисходящий ряд, то сначала находят значение раздражителя, при котором он перестает казаться большим по сравнению с данным, а затем доводят до уровня, при котором он впервые начинает казаться меньше, чем данный. То же самое определяют с восходящим рядом.

    Метод постоянных раздражителей (констант). Этот метод основан на статистической обработке большого количества ответов испытуемого. Испытуемому предъявляются в беспорядочном порядке раздражители. При определении абсолютного порога испытуемый должен говорить, ощущает он что-нибудь или нет. При определении разностного порога, раздражители чередуются с нормальным. Величина порога определяется с помощью подсчета «правильных» и «неправильных» ответов испытуемого.

    Статистическая природа сенсорных явлений.

Статистическая теория решений (теория обнаружения сигнала) основана на положении о том, что сенсорные системы всегда работают на фоне шума и для разных уровней шума существуют разные пороги. Таким образом, мы имеем 2 кривые распределения: 1. Когда имеется только шум, 2. Когда имеется сигнал на фоне шума. В опытах по обнаружению сигнала испытуемый должен был указать, слышит ли он сигнал. При таких пробах возможно 4 исхода:

    Сигнал есть и испытуемый говорит да.

    Сигнала нет и испытуемый говорит да

    Сигнал есть и испытуемый говорит нет

    Сигнала нет и испытуемый говорит нет

При ответе испытуемый использует некоторый критерий. Например, на рисунке критерий А1 является «решительным», т.е. испытуемый не пропускает сигналы, но и имеет большое количество ложных тревог. Критерий А3 – осторожный: испытуемый не дает ложных тревог, но и пропускает практически половину сигналов. Из этого следует, что критерий А2 – оптимальный, он позволяет давать наибольшее число правильных ответов, при минимуме ошибок. Но это так, только исходя из допущения, что плата за правильные ответы и штраф за неправильные равноценны. Однако, если мы предположим, что испытуемому платят за правильные ответы, но не берут штраф за неправильные, то критерий принятия решений сдвинется вправо (испытуемый будет указывать, что он слышит сигнал каждый раз, и, хотя, это ведет к большому количеству ложных тревог, за это он не будет никак платить). Рассмотрим эксперимент, называемыйплатежной матрицей . Согласно этой матрице испытуемый получает 10 центов за каждый обнаруженный сигнал и 4 за каждый правильный ответ об отсутствии сигнала. При этом он сам должен платить по 2 цента за каждую ошибку любого типа. В этом случае наиболее выигрышным будет критерий, смещенный от А1 к А2. Таким образом, испытуемый располагает свой критерий в точке, где ожидаемая величина оплаты максимальна.

Критерий – это точка на шкале ощущения, которая отделяет ответы испытуемых да и нет, на вопрос о наличии ощущения.

Рассмотрим опыт, в котором все пробы были бы пустыми, а награды и штрафы давались таким образом, что зависимость вероятности попадания от вероятности ложных тревог изображается диагональю А. Тогда, если в пробах действительно будет предъявлен сигнал, диагональ сместится выше (А1). Это говорит о том, что форма кривой отражает чувствительность человека к сигналу и может быть использована как ее мера. Такая диагональ называется рабочей характеристикой приемника (РХП).

    Прямые и косвенные измерения и шкалирования ощущений.

Существует 3 способа шкалирования ощущений:

    Метод фракционирования. Испытуемому предъявляют эталон определенной интенсивности, который он должен сравнить с рядом других стимулов и выбрать тот, который равен половине эталона.

    Оценка отношения. Испытуемому предъявляют 2 различных по интенсивности стимула и просят оценить отношение между ними. Например, составляет ли слабый звук по громкости 0,2; 0,5; или 0,7 сильного звука.

    Прямой метод называется «оценка величины». Испытуемому предъявляют тон умеренной громкости, например, равный 80 децибелам и сообщают, что этот тон должен быть оценен 10 единицами. Испытуемый должен численно оценивать относительную громкость всех последующих тонов, приписывая более слабым числовое значение меньше 10, а более сильным – больше.

    Основной психофизиологический закон.

Основной психофизический закон. В 1834 Вебер, повторив опыты Бугера (1760), выяснил, что минимально воспринимаемая разница в весе представляет собой постоянную величину, равную 1,30. Таким образом, Вебер вывел формулу

R = константа (где R – минимально воспринимаемый прирост веса, а R – вес исходного груза). Преобразовав эту формулу, Фехнер вывел следующее – величина ощущения пропорциональна логарифму величины раздражения: S = k logR. Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фехнером.

Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера). При этом он допускал, что минимальный прирост ощущения всегда одинаковый. Однако Стивенс опроверг этот закон. Он утверждал, что ощущения всех модальностей возрастают не одинаково с увеличением интенсивности стимуляции. Например, если удвоить освещенность пятна на темном фоне, то его яркость увеличится не очень сильно (по оценке типичного наблюдателя – на 25%), а если удвоить силу тока, пропускаемого через палец, ощущение увеличивается в 10 раз. Исходя из этого Стивенс вывел, что психологическая величина S относится к физической величине R следующим образом: S= kR n . Показатель n принимает значение 0,33 для яркости и 3,5 для удара. Значение k зависит от выбранных единиц