Порт артур китайское название. «Большое орлиное гнездо»

В настоящее время этот небольшой китайский город на побережье Желтого моря носит название Люйшунь. Чем примечателен этот город? Начиная с 1898 года, согласно конвенции между китайским императором и Николаем II, эта местность на 25 лет переходила в пользование России. После город стал главной базой российского флота в Тихом океане и получил нынешнее название. Где находится Порт-Артур, город русских моряков? А какова его история? Об этом далее в статье.

Где находится г. Порт-Артур? Как туда добраться?

Туристам, желающим посетить музей-крепость, следует приготовиться к тому, что дорога не будет легкой. Имеются ввиду затраты по времени.

У жителей Владивостока дорога займет немного, всего пять-шесть часов. Авиарейс с пересадкой в Сеуле из Владивостока доставит путешественников в Далянь за четыре часа. Оттуда следует сесть на рейсовый автобус в Люйшунь, время в пути один час. Можно отправиться на такси, но это будет дороже.

Такой же маршрут, но на автомобиле займет практически целый день. Для путешествия по Китаю следует заранее подготовить маршрут или воспользоваться местными интернет-картами.

Жителям средней полосы России предстоит сначала авиаперелет до Пекина, это около восьми часов. Дальше тоже можно продолжить путешествие на самолете. Рейс "Пекин - Далянь", время в пути составит 1,5 часа. Поездка на автобусе или автомобиле займет не менее девяти часов, плюс еще час до того места, где находится Порт-Артур.

И для осмотра достопримечательностей понадобится как минимум три-четыре дня. Город растянулся по побережью, памятники и исторические места расположены далеко друг от друга, за пару дней не управиться.

История города

На месте китайского рыбацкого поселка Люйшунькоу в 1880-х годах началось строительство города с таким же названием. Двадцатью годами ранее поселок получил название Порт-Артур, после того как там был произведен ремонт корабля английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Это английское название и было принято впоследствии Россией и европейскими странами.

Решение построить город было продиктовано желанием Китая защитить свои подступы с моря от европейских держав, которые живо интересовались местом, где находился Порт-Артур.

В ходе первой китайско-японской войны в 1894 году город заняла Япония. Через год, благодаря давлению России, Франции и Германии Порт-Артур был возращен Китаю.

В конце 1897 года первые русские корабли появились в Желтом море. Еще через год было заключено соглашение между Китаем и Россией о том, что два портовых города, Люйшунь и Далянь (Порт-Артур и Дальний), на 25 лет отдаются в аренду российскому государству. Однако Япония не стала терпеть у себя под боком российский флот и в 1904 году без предупреждения напала на Порт-Артур.

Там, где находится Порт-Артур, история хранит память о героизме русских солдат.

Отвага российских моряков в японско-русской войне

Порт-Артур действительно является китайским городом русской славы. По количеству памятных мест, связанных с Россией, это место можно считать уникальным. В этой войне русские солдаты и офицеры проявили невиданную отвагу, героизм и преданность родине. После окончания, в 1905 году конвенция прекратила свое существование. Тогда Россия потерпела поражение, и город снова заняли японцы.

Осада Порт-Артура длилась почти целый год. В этой войне погибло более четырнадцати тысяч советских воинов. Их мужеством восхищались враги, которые понесли потери в несколько раз больше. Потери противника составили более ста тысяч человек. В 1908 году было проведено торжественное открытие памятного мемориала, посвященного отваге павших в той войне. Русское кладбище и памятная часовня возникли благодаря японским властям. Они приняли решение с почестями захоронить русских солдат и сохранить в истории память об их подвигах. На территории кладбища двенадцать братских могил, офицерские могилы украшают кресты из белого камня, солдатские - чугунные кресты. Японцы немало потрудились для того, чтобы собрать останки русских солдат на всей площади боевых действий. Пятью годами позже, в 1913 году, они обследовали затонувший в боях броненосец «Петропавловск». На нем были найдены останки погибших моряков. Они также были захоронены на Русском кладбище.

Позже на кладбище появились могилы советских солдат, памятники, которые венчают красные звезды. На некоторых надгробиях сделаны надписи на двух языках, по-русски и по-китайски, иероглифами. На этом же кладбище есть детские могилы. Вспышка чумы в Порт-Артуре унесла жизни целого поколения, родившегося от смешанных браков русских солдат с местными женщинами.

На территории кладбища установлен памятник советским летчикам, погибшим при освобождении города в 1945 году.

Там же, где находится Порт-Артур, на Перепелиной горе был создан комплекс в честь японских солдат. Были воздвигнуты памятник-мавзолей и храм на холмах горы.

Борьба за форт

Порт-Артур, согласно Питсмутскому договору, отходил Японии на 40 лет на правах аренды, так же, как когда-то России. По истечении срока Япония оккупировала эту территорию, не желая уходить из форта. В 1945 году Красная Армия выгнала оккупантов из Порт-Артура. Был подписан советско-китайский договор, по которому город передавался в аренду Советскому Союзу на тридцать лет под военно-морскую базу. Но через десять лет под влиянием Запада российское правительство вернуло город Китаю.

На Русском кладбище в 1955 году жители страны построили памятник советским воинам-освободителям от японских оккупантов. Скульптуры солдат со знаменами китайские мастера создавали с реальных участников боевых действий.

Музей-крепость Порт-Артур

Русской колонией этот город был недолго. Однако присутствие русских ощущается до сегодняшнего дня. В городе сохранились постройки времен дореволюционной России и времен СССР. Некоторые кварталы города целиком и полностью напоминают русские. Есть в этом месте и железнодорожный вокзал постройки 1903 года. В настоящее время он не действует. Десять лет назад была запущена новая ветка метро, по которой из Даляня можно доехать до Порт-Артура.

Есть в городе здание тюрьмы. Строительство ее начали русские в 1902 году, а завершили ее в 1905 году победившие японцы. В настоящее время в тюремном комплексе расположен музей. Тюрьма носила название русско-японской. Туда отправлялись в заключение русские пленные, местное китайское население и даже японские военнослужащие.

Самое заметное место в Порт-Артуре - это мемориал, возведенный в честь японской боевой славы на Перепелиной горе. Памятник сделан в виде артиллерийского снаряда.

«Большое орлиное гнездо»

Сопка «Большое орлиное гнездо» - одна из основных точек обороны Порт-Артура. Здесь можно посмотреть разрушенные военные постройки, японские памятники и музей. На вершине сопки установлены русские пушки. Они были сняты с одного из броненосцев при подготовке к обороне крепости.

На склонах сопки «Большое орлиное гнездо» расположены полуразваленные сооружения форта. Стены и укрепления сохранены в том виде, в котором они остались после первой войны с японцами. Множество следов от снарядов и пуль. В некоторых местах форта сохранились остатки казематов.

С вершины этой сопки открывается отличный вид на город Люйшунь. Становится понятно, что такое Порт-Артур. Эта местность имела огромное значение в обороне побережья.

Русское кладбище. Описание памятного места

Главное историческое место в Люйшуне - это Русское кладбище. Самое крупное захоронение русских воинов за пределами государства. На кладбище захоронено семнадцать тысяч человек. При входе на кладбище установлен памятник русским воинам-освободителям Китая от японских оккупантов. Внутри мемориала расположен музей. Его открыли стараниями китайских граждан. В музее много фотографий и экспозиций, посвященых послевоенному времени. Россия помогала Китаю восстанавливаться после оккупации. В музее все тексты выполнены на русском и китайском языках.

Общая площадь кладбища составляет 4,8 га. На его территории расположено 1600 скульптур и памятников. Это кладбище признано самым большим российским мемориалом на территории Китая. Весь комплекс признан объектом, имеющим большое историческое значение. В 1988 году правительство Китая приняло решение, что мемориал будет сохранен как памятник провинциального значения.

Наиболее значительные достопримечательности

Ранее город Люйшунь был закрыт для иностранцев. В настоящее же время посетить историческую местность, где находится Порт-Артур, не составит трудности.

Туристам обязательно стоит посетить:

  1. Русскую 15-ю батарею Электрического утеса.
  2. Форт на сопке «Большое орлиное гнездо».
  3. Гору Высокая, легендарная высота 203.
  4. Русское кладбище с часовней.
  5. Железнодорожный вокзал, построенный русскими в 1903 году.

Отдельно хотелось бы сказать о высоте 203. Именно после того как была она взята в 1905 году, русские войска капитулировали. Тогда победа осталась за Японией. За эту высоту велись отчаянные бои в течение полугода. Солдаты с обеих сторон проявляли невообразимую отвагу и преданность своему делу.

Постройки того времени. Сохранились или нет? Особенности

В городе сохранены постройки, дома, усадьбы начала двадцатого века. Правда, большая часть из них не отреставрирована и находится в запущенном состоянии, за исключением редких зданий, которые облюбовали современные китайцы.

Некоторые кварталы в китайском городе выглядят совсем как в России: жилые дома «сталинки» и «хрущевки», административные строения в советском стиле. Улицы Ленина и Сталина, после того как прекратил свое существование Советский Союз, никто не переименовывал. Все скорее наоборот. Здесь, вдали от России, эти улицы сохранили свои исторические названия. Отметим, что находятся в отличном состоянии.

Небольшое заключение

Теперь вы знает, что Порт-Артур - китайский город русской славы. Надеемся, что информация о нем была вам интересна и полезна.

Одним из ключевых сражений неудачной для России войны с Японией 1904-1905 годов стала оборона Порт-Артура. Этой битве, как и всей войне, на протяжении вот уже более века даются весьма противоречивые оценки.

Расположенный на Ляодунском полуострове китайский город-порт Порт-Артур Россия получила на 25 лет в аренду в 1898 году на основании русско-китайской конвенции.

К самому факту этой аренды в России было разное отношение. Если военные были довольны получением незамерзающей базы флота на побережье Жёлтого моря, то дипломаты полагали, что участие России в экспансии империалистических держав в Китай может иметь для страны негативные последствия.

Тем не менее, дело было сделано, и 16 марта 1898 года на Золотой горе был водружён Андреевский флаг.

К моменту русской аренды Порт-Артур представлял из себя неблагоустроенный посёлок, в котором проживали около 4 тысяч жителей. Развёрнутое русскими активное строительство кардинально изменило данный регион: к 1904 году в Порт-Артуре проживали более 50 тысяч человек, не считая военных.

Согласно замыслу русских адмиралов, силы Тихоокеанского флота России были распределены между Владивостоком и Порт-Артуром. К началу войны с Японией в Порт-Артуре были сосредоточены 7 эскадренных броненосцев, 6 крейсеров, 3 старых парусно-винтовых клипера, 4 канонерские лодки, из них 2 броненосные, 2 минных транспорта, 2 минных крейсера и 25 эскадренных миноносцев.

Война началась с атаки на Порт-Артур

Военное командование Японии, начиная войну с Россией, главной задачей первого периода видело разгром русского флота в Порт-Артуре при сохранении самого порта, который предполагалось использовать в интересах ВМФ Японии. Главную роль в захвате Порт-Артура планировалось отвести японской пехоте, а не флоту — ресурсы японского императорского флота были ограничены, в то время как в солдатах Япония недостатка не испытывала.

Русское военное командование в течение шести лет, что Порт-Артур находился в аренде до начала войны, прилагало усилия по созданию новых укреплений вокруг порта и города. Русский генералитет полагал, что Порт-Артур способен выдержать длительную осаду в полной изоляции от остальных войск, стянув к себе крупные силы противника. Возможно, именно такое мнение и стало причиной того, что японцам позволили сравнительно легко отрезать Порт-Артур от основных русских сил.

Первая атака на Порт-Артур произошла 27 января 1904 года, и именно с неё и началась русско-японская война. Скрытно подошедшие к гавани японские корабли выпустили торпеды по русским кораблям, в результате чего были серьёзно повреждены броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич», а также крейсер «Паллада». Попытка русского флота осуществить прорыв из блокированного Порт-Артура потерпела неудачу.

Гибель адмирала

В течение первых месяцев 1904 года японцы предприняли серию попыток заблокировать русский флот непосредственно в порту путём установления мин и затопления старых судов, однако эти планы были сорваны.

С началом войны командующим Тихоокеанской эскадрой был назначен вице-адмирал Степан Макаров , один из наиболее выдающихся русских флотоводцев. Прибыв в Порт-Артур, он в считанные недели сумел восстановить боеспособность флота и воодушевить моряков.

Но 31 марта 1904 года адмирал Макаров погиб вместе с броненосцем «Петропавловск», наскочившим на японскую мину. Вместе с Макаровым погибли также около 30 офицеров и 650 матросов. Среди погибших оказался и русский художник-баталист Василий Верещагин .

Адекватной замены Макарову среди руководителей обороны Порт-Артура не нашлось. Трагедия 31 марта серьёзно повлияла на конечный исход обороны.

В блокаде

Вопрос командования обороной остро стоял с самого начала сражения и до его окончания. Начальником сухопутной обороны крепости был назначен командир 7-й Восточно-Сибирской стрелковой дивизии генерал-майор Роман Кондратенко . Общее руководство обороной крепости формально должен был осуществлять комендант крепости генерал-лейтенант Константин Смирнов , но фактически верховное командование с самого начала находилось в руках начальника бывшего Квантунского укреплённого района генерал-лейтенанта Анатолия Стесселя .

Именно оценка действий Стесселя вызывает большего всего споров. Одни полагают, что командующий действовал соответственно обстановке, по мнению других, он проявлял нерешительность, граничащую с трусостью.

Так, в мае 1904 года японцам всё-таки удалось на несколько дней запереть русские корабли в гавани, что позволило осуществить высадку в Маньчжурии 2-й японской армии численностью около 38,5 тыс. человек. При этом Стессель никаких мер к срыву десанта не предпринимал.

Это позволило японцам прервать железнодорожное сообщение между Порт-Артуром и русскими силами в Манчжурии, после чего было развёрнуто наступление в направлении Порт-Артура с целью его полной блокады с суши.

Первый штурм

Методичное продвижение японских войск вперёд завершилось к первым числам августа 1904 года, когда, захватив Волчьи горы, пехотные части противника вышли на подступы к Порт-Артуру. Дальнобойная артиллерия японцев начала обстрел порта.

Силы обороняющихся русских войск не превышали 38 тысяч человек, в распоряжении командующего японской армией генерала Ноги было более 100 тысяч человек, при этом японцы имели возможность подвоза подкреплений.

7 августа 1904 года японцы открыли ожесточённый огонь по передовой позиции Восточного фронта — редутам Дагушань и Сяогушань — и к вечеру их атаковали. Весь день 8 августа там шёл бой — и в ночь на 9 августа оба редута были оставлены русскими войсками. Русские потеряли в боях 450 солдат и офицеров. Потери японцев, по их данным, составили 1280 человек.

19 августа японцы начали бомбардировку Восточного и Северного фронтов, и последний был атакован. В течение последующих трёх дней японцы атаковали с большой энергией Водопроводный и Кумирненский редуты и Длинную гору, но отовсюду были отражены, успев занять лишь Угловую и укрепление Панлуншань.

К 22 августа японцам удалось овладеть передовыми редутами Восточного фронта. Ободрённый этим успехом генерал Ноги в ночь на 24 августа начал генеральный штурм Порт-Артура, растянувшийся на четыре дня. Японцы бросали в бой всё новые и новые силы, однако потерпели неудачу, потеряв около 20 тысяч солдат и офицеров.

Бойня на Высокой

Второй штурм Порт-Артура был предпринят 19 сентября 1904 года. Под контроль японцев перешли Водопроводный и Кумирненский редуты и Длинная гора, однако 22 сентября у Высокой горы наступление захлебнулось.

Потери японцев были чрезвычайно велики, однако они не испытывали проблем с резервами, в то время как русская армия сражалась в условиях дефицита боеприпасов и продовольствия.

С 1 октября 1904 года японская армия стала применять против осаждённых 11-дюймовые гаубицы, снаряды которых пробивали бетонные своды фортов и стены казематов. Ситуация для обороняющихся стала неуклонно ухудшаться.

30 октября 1904 года при поддержке осадной артиллерии начался третий штурм Порт-Артура. Несмотря на благоприятные условия, японцы вновь потерпели неудачу.

Генерал Ноги взял паузу, ожидая прибытия свежей 7-й пехотной дивизии. Именно она стала ударной силой 4-го штурма, начавшегося 26 ноября. Атаки японцев велись по двум направлениям — на Восточный фронт и на гору Высокая. Потери японской армии росли, но Ноги повторял атаки снова и снова. Убедившись в бесплодности атак на Восточном фронте, он сосредоточил усилия на захвате горы Высокая. После десяти дней боёв, потеряв более 12 тысяч солдат и офицеров, Ноги овладел Высокой.

11-дюймовая мортира, использовавшаяся при осаде Порт-Артура. Фото: Public Domain

Капитуляция

Ситуация стала критической для русской армии. Уже на следующий день японцы оборудовали на Высокой позиции тяжёлой артиллерии, которая уничтожила остатки русской эскадры.

15 декабря 1904 года случилось и ещё одно событие, повлиявшее на итог битвы. В этот день от прямого попадания гаубичного снаряда в каземат форта номер 2 погиб один из руководителей обороны генерал Роман Кондратенко.

В отличие от Стесселя, Кондратенко умело руководил войсками, сыграл ключевую роль в отражении штурмов и пользовался огромным авторитетом среди солдат и офицеров.

Существует версия, что обстрел японской артиллерии, приведший к гибели генерала, не был случайным — Кондратенко являлся противником капитуляции и намеревался продолжать оборону, несмотря на тяжелейшие условия.

2 января 1905 года генерал Стессель объявил о намерении капитулировать перед японцами. После смерти Кондратенко помешать этому решению не мог никто.

5 января 1905 года была заключена капитуляция, согласно которой русский гарнизон в составе 23 000 человек сдавался военнопленными со всеми запасами боевого снаряжения. Офицеры могли вернуться на Родину, дав честное слово, что не будут участвовать в дальнейших военных действиях.

Затопленные русские корабли в гавани Порт-Артура. На переднем плане «Полтава» и «Ретвизан», далее «Победа» и «Паллада». Фото: Public Domain

«Стессель сдаст и эту крепость!»

Как уже говорилось, существуют прямо противоположные оценки поступка Стесселя. Согласно мнению одних, генерал спасал своих подчинённых в безнадёжной ситуации, избегая ненужных жертв. Основные русские силы никакой помощи Порт-Артуру оказать не могли, и дальнейшее сопротивление вылилось бы в кровавую бойню.

Сторонники другой версии полагают, что Стессель, сдавший крепость тогда, когда все средства к обороне ещё не были исчерпаны, фактически склонил чашу весов в войне в пользу Японии. Сдача Порт-Артура принудила 2-ю русскую Тихоокеанскую эскадру идти во Владивосток через Цусимский залив, где и произошло трагическое для русского флота сражение. Японская экономика к началу 1905 года, по мнению критиков Стесселя, уже была подорвана войной, и продержись Порт-Артур, Япония была вынуждена заключать мир на русских условиях.

Овладение Порт-Артуром обошлось японцам чрезвычайно дорого. По разным оценкам, убитыми и ранеными они потеряли от 65 до 110 тысяч человек. Потери защитников Порт-Артура убитыми и ранеными не превысили 15 тысяч человек.

Генерал Стессель по возвращении в Россию предстал перед военным трибуналом и был приговорён к расстрелу, который был заменён на 10-летнее заключение в крепости. Но, проведя в тюрьме только год, Стессель был помилован Николаем II и освобождён.

Отношение к Стесселю выражает анекдот, популярный в России в начале XX века: «Вы знаете, генерала Стесселя приговорили к заключению в крепости! — О, Боже мой, совершенно напрасно — он ведь и эту крепость сдаст!»

Возвращение

После окончания русско-японской войны был заключён Портсмутский мирный договор, по которому права на аренду Порт-Артура и всего Ляодунского полуострова перешли к Японии.

Японское владычество продлилось до 22 августа 1945 года, когда Порт-Артур на завершающем этапе Второй мировой войны заняли советские десантники.

В сентябре 2010 года президент России Дмитрий Медведев принял участии в открытии отреставрированного памятного мемориала в честь павших в Порт-Артуре русских и советских воинов.

Китайской Народной Республики.

Предыстория

Порт Артур. Внутренний восточный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Общий вид. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Поселение на месте Люйшунькоу, существовавшее со времен династии Цзинь (晋朝, 266-420) носило название Машицзинь (кит. упр. 马石津 ). В период Тан (唐朝, 618-907) его переименовали в Дуличжэнь (кит. упр. 都里镇 ). В годы существования монгольской империи Юань (元朝, 1271-1368) город носил название Шицзыкоу (кит. упр. 狮子口 , букв. «Пасть льва»), предположительно, по статуе, ныне находящейся в парке, примыкающей к военному порту. В эпоху империи Мин (明朝, 1368-1644) поселение подчинялось управлению береговой обороны (кит. упр. 海防哨所 ) Цзиньчжоуского вэя (кит. упр. 金州卫 ), а на территории современного города размещались левый и центральный со этого вэя (кит. упр. 金州中左所 ). Тогда же появилось название «Люйшунь» - в 1371 г. будущий император Китая Чжу Ди , возглавлявший оборону северо-восточных границ, направил в эти места 2 посланников для ознакомления с местностью. Поскольку путь их был спокоен и удобен (люйту шуньли - кит. упр. 旅途顺利 ), то по приказу Чжу Ди эта местность была названа Люйшунькоу (букв. «бухта спокойного путешествия»)

Английское название Port Arthur это место получило в связи с тем, что в августе 1860 года в этой гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура (англ. ) . Существует также версия, что китайское местечко Люйшунь было переименовано англичанами в честь члена британской королевской семьи Артура Коннаутского во времена Второй Опиумной войны . Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.

Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством по настоянию Бэйян дачэнь Ли Хунчжана , в 1880-е годы. Уже в 1884 г. для охраны побережья от возможных высадок французского десанта в городе был размещен отряд китайских войск, а командир стоявшего в бухте китайского военного корабля «Вэйюань» Фан Боцянь выстроил одну из первых земляных береговых батарей крепости силами своего экипажа. Батарея получила название «Вэйюань паотай» (букв. «форт Вэйюань»).

В промежутке между 1884 и 1889 годами Люйшунь стал одной из баз Бэйянского флота империи Цин. Работами руководил немецкий майор Константин фон Ганнекен. В Люйшуне размещались основные ремонтные мощности Бэйянского флота - 400-футовый (120 м) док для ремонта броненосцев и крейсеров, и малый док для ремонта миноносцев. Дноуглубительные работы, проведенные в бухте, позволили довести глубину внутреннего рейда и входа в бухту до 20 футов (6.1 м).

Одновременно Россия разрешила проблему незамерзающей военно-морской базы, что было настоятельной необходимостью в военном противостоянии с Японией. В декабре 1897 года русская эскадра вошла в Порт-Артур. Переговоры о его занятии велись одновременно в Пекине (на дипломатическом уровне) и в самом Порт-Артуре. Здесь командующий эскадрой Тихого океана контр-адмирал Дубасов под «прикрытием» 12-дюймовых орудий броненосцев «Сисой Великий» и «Наварин» и пушек крейсера 1-го ранга «Россия» провел непродолжительные переговоры с начальством местного крепостного гарнизона генералами Сун Цином и Ма Юйкунем.

Дубасов проблему высадки русских войск в Порт-Артуре и уход оттуда китайского гарнизона решил быстро. После раздачи взяток мелким чиновникам генерал Сун Цин получил 100 тыс. рублей, а генерал Ма Юйкунь - 50 тысяч (не ассигнациями, разумеется, а золотой и серебряной монетой). После этого местный 20-тысячный гарнизон покинул крепость менее чем за сутки, оставив русским 59 пушек вместе с боеприпасами. Часть из них потом будет использована для обороны Порт-Артура.

С прибывшего из Владивостока парохода Добровольного флота «Саратов» на берег сошли первые русские воинские части. Это были две сотни забайкальских казаков, дивизион полевой артиллерии и команда крепостной артиллерии.

Статистические данные на начало XX века : 42 065 жителей (на 1903 год), из них 13 585 военнослужащих, 4 297 женщин, 3 455 детей; русских подданных 17 709, китайских 23 394, японцев 678, различных европейцев 246. Жилых домов 3 263. Кирпичные и известковые заводы, спиртоочистительная и табачная фабрики, отделение Русско-Китайского банка , типография, газета «Новый край», конечная станция южной ветви Маньчжурской железной дороги. Городские доходы в 1900 году составили 154 995 руб.

Осада Порт-Артура

Виды Порт-Артура

    Порт Артур. Вход в гавань и вид на Большой рейд. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

    Порт Артур. Дворец Наместника на Дальнем Востоке. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

    Порт Артур. Углубленный западный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

    Порт Артур. Вид на бухту и причалы. Почтовая открытка

Около Порт-Артура ночью на 27 января 1904 года начались первые боевые столкновения Русско-японской войны , когда японские корабли выпустили торпеды по русским военным кораблям, стоявшим на внешнем рейде Порт-Артура. При этом были серьёзно повреждены броненосцы «Ретвизан » и «Цесаревич », а также крейсер «Паллада ». Оставшиеся корабли предприняли две попытки вырваться из порта, но обе оказались неудачными. Нападение японцев было совершено без объявления войны и было осуждено большинством стран мирового сообщества. Только Великобритания , являвшаяся в то время союзником Японии, праздновала нападение как «великое деяние».

В ходе войны японская армия под предводительством генерала Марэсукэ Ноги , при поддержке японского флота под командованием адмирала Того , начала осаду крепости Порт-Артура, которая длилась 11 месяцев, несмотря на то, что японцы использовали самые современные на то время гаубицы калибра 280 мм.

Японское владение

После окончания русско-японской войны, по Портсмутскому мирному договору 1905 года арендные права на Порт-Артур и весь Ляодунский полуостров были уступлены Японии. Позже Япония оказала давление на Китай и вынудила последний продлить срок аренды. В 1932 году город формально вошел в состав Маньчжоу-го , но де-факто продолжал управляться Японией (официально считалось, что Япония арендует Квантунскую область у Маньчжоу-го). При японской власти название города писалось теми же иероглифами «Люйшунь», но читались они теперь по-японски -Рёдзюн (яп. 旅順 ).

Советские морпехи в Порт-Артуре, октябрь 1945

Сталин считал договор, заключённый с Чан Кайши, неравноправным , и в конце 1940-х годов предлагал Мао Цзэдуну передать Порт-Артур, а равно Дальний и Чанчуньскую ЖД обратно Китаю, но Мао опасался, что вывод советских войск из Манчжурии поставит под угрозу позиции КПК на северо-западе Китая, и убедил Сталина отложить передачу .

14 февраля 1950 года одновременно с заключением договора о дружбе, союзе и взаимной помощи между СССР и КНР было заключено соглашение о Порт-Артуре, предусматривающее совместное использование указанной базы СССР и КНР до конца 1952 года.

В конце 1952 года правительство КНР, учитывая обострение обстановки на Дальнем Востоке, обратилось к Советскому правительству с предложением продлить срок пребывания советских войск в Порт-Артуре. Соглашение по этому вопросу было оформлено 15 сентября 1952 года.

12 октября 1954 года правительство СССР и правительство КНР заключили соглашение о том, что советские воинские части выводятся из Порт-Артура. Вывод советских войск и передача сооружений правительству КНР были завершены в мае 1955 года.

В составе КНР

После передачи под юрисдикцию КНР Люйшунь в 1960 году был объединён с Далянем в единую агломерацию, получившую название «город ЛюйДа» (旅大市). Постановлением Госсовета КНР от 9 февраля 1981 года город Люйда был переименован в Далянь; бывший город Люйшунь стал районом Люйшунькоу в его составе.

Современное состояние

Люйшунь и гавань в 2009 году

Железнодорожный вокзал

В настоящее время район Люйшунькоу города Даляня более не является закрытым для иностранцев. Наиболее значительными достопримечательностями на месте бывшего Порт-Артура являются:

  • русская 15-я батарея Электрического утёса
  • форт № 2 - место гибели генерала Р. И. Кондратенко
  • высота 203 - мемориальный музей и русские позиции на горе Высокая
  • Мемориальное русское военное кладбище с часовней (15 тыс. солдат, матросов и офицеров порт-артурского гарнизона и флота; посвящение: «Здесь покоятся бренные останки доблестных русских воинов, павших при защите крепости Порт-Артура»)
  • железнодорожный вокзал (построен в 1901-03 гг.)
  • русская батарея на горе Вантай (Орлиное гнездо).

Кроме того сохранилась значительная часть домов русской постройки 1901-04 гг. и большая часть русских укреплений: фортов, батарей и траншей.

Порт-Артур. Сухой док и доковая мастерская. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Железная дорога и вокзал. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Туземный город - китайский. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Набережная. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Внутренний восточный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Общий вид. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Вход в гавань и вид на Большой рейд. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Дворец Наместника на Дальнем Востоке. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Порт Артур. Углубленный западный бассейн. Фотография из журнала «Нива» 1904 года

Расположен на юго-восточной оконечности Ляодунского полуострова в Гуаньдуне (Квантунская область), под 38° 48’ северной широты и 121° 20’ восточной долготы. Порт при довольно мелководной, но достаточно глубокой для крупных океанских судов бухте в 1,5-2 км в поперечнике, образует прекрасную, частью искусственно углублённую гавань с широким рейдом в открытом море. На начало XX века город состоял из двух частей: старый - восточный, новый - западный, с предместьем Тигровый нос .

Возникновение города

Портовый город возник на месте китайского рыбацкого поселка Люйшунь в 1880-е годы («был сооружен для китайцев немецкими инженерами только в 1884»). Английское название Port Arthur получил в связи с тем, что в августе 1860 года в тамошней гавани чинился корабль английского лейтенанта Уильяма К. Артура. Это английское название позже было принято в России и в других европейских странах.

Строительство военно-морской базы в стратегически важном заливе Люйшунь было начато китайским правительством, однако 21 ноября в ходе Первой Японско-китайской войны этот район заняла Япония , и база была разрушена. В 1895 году по Симоносэкскому договору Порт Артур перешел к Японии, но из-за сильного давления со стороны России , Германии и Франции (Тройственная интервенция) Япония вскоре была вынуждена вернуть залив Китаю.

Российское владение

С. Ю. Витте протестовал против такого предложения: после российско-китайских секретных договоров об обороне, в которых мы «обязались защищать Китай от всяких поползновений Японии занять какую-либо часть китайской территории… после всего этого подобного рода захват явился бы мерою возмутительною и в высокой степени коварною… Мера эта является опасною… Занятие Порт-Артура или Да-лянь-вана несомненно возбудит Китай и из страны крайне к нам расположенной и дружественной сделает страну нас ненавидящую, вследствие нашего коварства».

Тогда предложение графа Муравьева было отклонено, однако «через несколько дней после заседания… Государь Император, по-видимому немного смущенный, сказал мне <С. Ю. Витте>…: „А знаете ли, Сергей Юльевич, я решил взять Порт-Артур и Да-лянь-ван и направил уже туда нашу флотилию с военной силой, - причем прибавил: - Я это сделал потому, что министр иностранных дел мне доложил после заседания, что, по его сведениям, английские суда крейсируют в местностях около Порт-Артура и Да-лянь-ван и что, если мы не захватим эти порты, то их захватят англичане“».

Китайцам сперва было объявлено, что русские суда с войсками «пришли защищать Китай от немцев и как только немцы уйдут - и мы уйдем… Но вскоре китайское правительство от своего посла в Берлине узнало, что мы действуем по соглашению с Германией и поэтому начало к нам относиться крайне недоверчиво». Китайское правительство сначала не соглашалось на передачу Квантунской области России, но не имело сил воспрепятствовать этому.

Вот что пишет А. В. Шишов в своей книге :

Одновременно Россия разрешила проблему незамерзающей военно-морской базы, что было настоятельной необходимостью в военном противостоянии с Японией. В декабре 1897 года русская эскадра вошла в Порт-Артур. Переговоры о его занятии велись одновременно в Пекине (на дипломатическом уровне) и в самом Порт-Артуре. Здесь командующий эскадрой Тихого океана контр-адмирал Дубасов под «прикрытием» 12-дюймовых орудий броненосцев «Сисой Великий» и «Наварин» и пушек крейсера 1-го ранга «Россия» провел непродолжительные переговоры с начальством местного крепостного гарнизона генералами Сун Цином и Ма Юйкунем.

Дубасов проблему высадки русских войск в Порт-Артуре и уход оттуда китайского гарнизона решил быстро. После раздачи взяток мелким чиновникам генерал Сун Цин получил 100 тыс. рублей, а генерал Ма Юйкунь - 50 тысяч (не ассигнациями, разумеется, а золотой и серебряной монетой). После этого местный 20-тысячный гарнизон покинул крепость менее чем за сутки, оставив русским 59 пушек вместе с боеприпасами. Часть из них потом будет использована для обороны Порт-Артура.

С прибывшего из Владивостока парохода Добровольного флота «Саратов» на берег сошли первые русские воинские части. Это были две сотни забайкальских казаков, дивизион полевой артиллерии и команда крепостной артиллерии.

Статистические данные на начало XX века : 42 065 жителей (на 1903 год), из них 13 585 военнослужащих, 4 297 женщин, 3 455 детей; русских подданных 17 709, китайских 23 394, японцев 678, различных европейцев 246. Жилых домов 3 263. Кирпичные и известковые заводы, спиртоочистительная и табачная фабрики, отделение Русско-Китайского банка, типография, газета «Новый край», конечная станция южной ветви Маньчжурской железной дороги. Городские доходы в 1900 году составили 154 995 руб.

Осада Порт-Артура

Около Порт-Артура ночью на 27 января 1904 года начались первые боевые столкновения Русско-японской войны , когда японские корабли выпустили торпеды по русским военным кораблям, стоявшим на внутреннем рейде Порт-Артура. При этом были серьёзно повреждены броненосцы «Ретвизан» и «Цесаревич» , а также крейсер «Паллада» . Оставшиеся корабли предприняли две попытки вырваться из порта, но обе оказались неудачными. Нападение японцев было совершено без объявления войны и было осуждено большинством стран мирового сообщества. Только Великобритания , являвшаяся в то время союзником Японии, праздновала нападение как «великое деяние».

Широко известен подвиг команды крейсера «Варяг» , потопившей свой корабль для того, чтобы он не достался японцам в гавани Чемульпо (ныне Инчхон, Южная Корея).

Русским тихоокеанским флотом вплоть до своей гибели 31 марта 1904 года командовал вице-адмирал Макаров .

В ходе войны японская армия под предводительством генерала Марэсукэ Ноги, при поддержке японского флота под командованием адмирала Того , начала осаду крепости Порт-Артура, которая длилась целых пять месяцев, несмотря на то, что японцы использовали самые современные на то время гаубицы калибра 280 мм.

Японское владение

После окончания русско-японской войны, по Портсмутскому мирному договору 1905 года арендные права на Порт-Артур и весь Ляодунский полуостров были уступлены Японии. В 1923 году, после окончания срока аренды, территория не была возвращена Японией Китаю, а осталась оккупированной.

Ссылки

  • Ветераны из стран бывшего СССР у памятника павшим советским войнам в Люйшуне. Сентябрь 2005 г. (англ.)