Потом прошла еще неделя раз ночью. Стилистика речи (стилистика текста)

Лингвистический анализ текста

У каждого на столе текст. Прочитайте его и подумайте, как можно озаглавить.

Текст.

Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь а потом горячее солнце как-то сразу стремительно ворвалось вошло в силу весна пот…ряла свою кротость и бледность и все вокруг на глазах стало пре…бражаться не по дням а по часам. Стали распахивать пр…вращать в ч…рный бархат жнивья зазеленели полевые межи сочнее стала мурава на дворе гуще и веселее засинело небо быстро стал одеваться сад свежей мягкой даже на вид зеленью запахли серые кисти с…рени и уже по…вилось множество ч…рных мета…ически блестящих синевой крупных мух на (темно_ зеленой глянц…витой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях грушах еще видны были ветви их едва тронула мелкая сероватая и особе(н; нн)о мягкая листва но эти яблони и груши всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями уже закудрявились млечным снегом и с каждым днем этот цвет становился все белее все гуще и все благовоннее.

М.А.Алексеев.

- Приход весны.

- Какова идея текста?

- Стремительная радость весеннего обновления.

На этот вопрос мы ответим после лингвистического анализа текста.

Работать будем в парах и группе.

Прежде, чем вы приступите к работе, обратите внимание на текст.

- Есть ли в нем абзацы?

- Нет.

- Почему?

- Тогда скажите, к какому стилю относится данный текст?

- К художественному.

- Определите тип речи?

- Соединение повествования и описания.

Работа в группах.

1 группа.

Что значит выражение “обломный дождь”? Какова его роль? Почему автор его употребляет?

Толкование слов “кротость” и “благовоние”. Подберите к ним синонимы и антонимы.

Найдите в тексте фразеологизм. Какова его роль?

Художественно-изобразительные средства, используемые в тексте. Какова их роль?

Обломный дождь – внезапный, сильный, мощный, обламывающий ветви деревьев. Он хлынул с такой силой, как и весна разом потеряла кротость и бледность.

Кротость – незлобливость, покорность, смирение.

Синонимы : послушание, отсутствие кичливости, ровный нрав.

Антонимы : злоба, непокорность, непослушание, кичливость, буйство, отсутствие спокойствия.

Благовоние – аромат, приятный запах.

Антонимы : неприятный запах, зловоние.

Не по делам, а по часам – быстро, молниеносно, стремительно, мгновенно.

Эпитеты

черный бархат

темно-зеленая листва

глянцевитая листва

сероватая листва

млечным снегом

Рисуют картину в красках, передают настроение.

свежая, мягкая зелень

горячие пятна света

горячее солнце

мягкая листва

Олицетворение

    солнце вошло в силу

    весна потеряла кротость и бледность

    веселее засияло небо

    сад стал одеваться

    листва тронула ветви

    закудрявились яблони и груши

Природа становится живой и говорящей, создание поэтической картины живой природы .

Аллитерация

Выделение [р], , [л], [л’] создает образ бурлящего потока жизни.

Как вы думаете, какой весенний месяц описывает автор?

- Начало мая (последнее предложение) .

Вывод: Лексические особенности текста подчинены идее: автор показывает стремительную неизбежность весеннего обновления .

2 группа.

    Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их, сгруппируйте.

    Обозначьте вид глаголов. Какие из них преобладают? Объясните такое видовое соотношение.

    Найдите имена прилагательные в сравнительной степени. Какова их роль?

    Найдите наречия в сравнительной степени. Какова их роль?

1. Безударные гласные, проверяемые ударением:

    потеряла (потеря)

    появилось (появится)

2. Непроверяемые гласные и согласные:

    преображаться

    сирени

    металлически

3. о,ё после шипящих в корне и суффиксе:

    черный

    глянцевитый

4. н и нн в суффиксе:

    особенно

5. пре- и при-:

    превращать

6. Написание сложных прилагательных:

    темно-зеленой

Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?

- Существительные (39), обозначающие предмет. Автор показывает, что изменяется весной (солнце, весна, межи, мурава, сад, зелень, листва, деревья, яблони, груши и т.д.).

Прилагательные и причастия (24) помогают ярче передать те обновления в природе, которые бывают весной.

Глаголы (19) – действие предмета.

Глаголы совершенного вида чередуются с глаголами несовершенного вида. Преобладают глаголы совершенного вида которые передают стремительность действий, законченность процесса. При помощи глаголов несовершенного вида автору важно показать, что действие происходит здесь и сейчас.

Прилагательные и наречия в сравнительной степени.

стала сочнее мурава

цвет становился белее, гуще, благовоннее

засинело гуще и веселее

Помогают передать цвет травы, неба, ветвей, чтобы мы могли себе ярче представить весеннее обновление.

Вывод: Морфологические особенности текста тоже помогают раскрыть идею.

3 группа.

    Расставьте знаки препинания, объясните их.

    Выделите основы предложений.

    Найдите все виды осложнения предложений.

    Проанализируйте первое предложение по структуре. Чем оно отличается от остальных?

    Какова роль однородных членов предложения и обособленных определений, выраженных причастными оборотами?

    Для чего в тексте используются повторы?

Первое предложение по структуре простое, так как оно является аккордом, вступлением. Все остальные предложения сложные, но связаны они только сочинительной и бессоюзной связью. Здесь нет подчинительной связи, потому что автору важно показать стремительность, последовательность действий.

Однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства “расширяют” рамки прихода весны.

Повторы:

    потом прошла

    потом вошло

    мягкая зелень

    мягкая листва

    горячие пятна

    горячее солнце

усиливают процесс наступления весны.

Вывод: Через синтаксические и пунктуационные особенности автор доносит до читателя стремительные весенние потоки. Он даже не хочет делать пауз (не повествует простыми предложениями, кроме первого). Все на одном дыхании, неразрывно едино.

Итак, у нас в руках ключ, с помощью которого мы сможем написать сочинение-миниатюру. Это ваше домашнее задание.


любое слово все слова вместе

Любое слово - ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется) .

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ("строгий" поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*

Литература

реферат

Образная система пейзажной живописи в творчестве И.А.Бунина

1. ПЛАН

1. ЖИЗНЬ И СУДЬБА И.А.БУНИНА. ИСТОКИ
ЕГО ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ. 3
2. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
В ПРОЗЕ БУНИНА 5
3. ЖИВОПИСНЫЕ ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ И.А.БУНИНА 19
4. ЖИВОПИСНЫЕ ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ ЭКЗОТИЧЕСКИХ
СТРАН В ТВОРЧЕСТВЕ БУНИНА 20
5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПЕЙЗАЖА
В ТВОРЧЕСТВЕ БУНИНА И ИХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.

Русский язык является одним из самых сложных для изучения языков. Почему?

Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте высказывания о русском языке.

  • “Дивишься драгоценности нашего языка: что низвук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг”.
  • Н.В.Гоголь
  • “Богатый, звучный, живой отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии”.
  • П.Мермие

Действительно, русский язык уникален, в нем все важно: и произношение слова, и его написание, и лексическое значение, и порядок в предложении, и его морфемный состав.

Он, наш язык, подобен легкой паутинке, нити ее незримы, но попробуй, потяни за одну из них – сразу изменишь весь узор. Но! Если вы научились не только знать , понимать его, но и чувствовать , то перед вами открывается такой уникальный мир, что уходить из него уже не хочется.

До сегодняшнего дня вы смотрели в замочную скважину, а сегодня получите в руки ключ, который называется лингвистический анализ текста . Тема нашего урока : “Лингвистический анализ текста”.

А какова практическая цель нашего занятия?

Подготовка к ЕГЭ.

У каждого на столе текст. Прочитайте его и подумайте, как можно озаглавить.

Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь а потом горячее солнце как-то сразу стремительно ворвалось вошло в силу весна пот…ряла свою кротость и бледность и все вокруг на глазах стало пре…бражаться не по дням а по часам. Стали распахивать пр…вращать в ч…рный бархат жнивья зазеленели полевые межи сочнее стала мурава на дворе гуще и веселее засинело небо быстро стал одеваться сад свежей мягкой даже на вид зеленью запахли серые кисти с…рени и уже по…вилось множество ч…рных мета…ически блестящих синевой крупных мух на (темно_ зеленой глянц…витой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях грушах еще видны были ветви их едва тронула мелкая сероватая и особе(н; нн)о мягкая листва но эти яблони и груши всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями уже закудрявились млечным снегом и с каждым днем этот цвет становился все белее все гуще и все благовоннее.

М.А.Алексеев.

- Приход весны.

Какова идея текста?

- Стремительная радость весеннего обновления.

На этот вопрос мы ответим после лингвистического анализа текста.

Работать будем в парах и группе.

Прежде, чем вы приступите к работе, обратите внимание на текст.

Есть ли в нем абзацы?

Тогда скажите, к какому стилю относится данный текст?

К художественному.

Определите тип речи?

Соединение повествования и описания.

Работа в группах.

1 группа.

Что значит выражение “обломный дождь”? Какова его роль? Почему автор его употребляет?

Толкование слов “кротость” и “благовоние”. Подберите к ним синонимы и антонимы.

Найдите в тексте фразеологизм. Какова его роль?

Художественно-изобразительные средства, используемые в тексте. Какова их роль?

Обломный дождь – внезапный, сильный, мощный, обламывающий ветви деревьев. Он хлынул с такой силой, как и весна разом потеряла кротость и бледность.

Кротость – незлобливость, покорность, смирение.

Синонимы: послушание, отсутствие кичливости, ровный нрав.

Антонимы: злоба, непокорность, непослушание, кичливость, буйство, отсутствие спокойствия.

Благовоние – аромат, приятный запах.

Антонимы: неприятный запах, зловоние.

Не по делам, а по часам – быстро, молниеносно, стремительно, мгновенно.

Эпитеты

Олицетворение

  • солнце вошло в силу
  • весна потеряла кротость и бледность
  • веселее засияло небо
  • сад стал одеваться
  • листва тронула ветви
  • закудрявились яблони и груши

Природа становится живой и говорящей, создание поэтической картины живой природы.

Аллитерация

Выделение [р], , [л], [л’] создает образ бурлящего потока жизни.

Как вы думаете, какой весенний месяц описывает автор?

Начало мая (последнее предложение).

Вывод: Лексические особенности текста подчинены идее: автор показывает стремительную неизбежность весеннего обновления .

  1. Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их, сгруппируйте.
  2. Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?
  3. Обозначьте вид глаголов. Какие из них преобладают? Объясните такое видовое соотношение.
  4. Найдите имена прилагательные в сравнительной степени. Какова их роль?
  5. Найдите наречия в сравнительной степени. Какова их роль?

1. Безударные гласные, проверяемые ударением: потеряла (потеря)

  • появилось (появится)
  • 2. Непроверяемые гласные и согласные:

    • преображаться
    • сирени
    • металлически

    3. о,ё после шипящих в корне и суффиксе:

    • черный
    • глянцевитый

    4. н и нн в суффиксе:

    • особенно

    5. пре- и при-:

    • превращать

    6. Написание сложных прилагательных:

    • темно-зеленой

    Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?

    Существительные (39), обозначающие предмет. Автор показывает, что изменяется весной (солнце, весна, межи, мурава, сад, зелень, листва, деревья, яблони, груши и т.д.).

    Прилагательные и причастия (24) помогают ярче передать те обновления в природе, которые бывают весной.

    Глаголы (19) – действие предмета.

    Глаголы совершенного вида чередуются с глаголами несовершенного вида. Преобладают глаголы совершенного вида которые передают стремительность действий, законченность процесса. При помощи глаголов несовершенного вида автору важно показать, что действие происходит здесь и сейчас.

    Прилагательные и наречия в сравнительной степени.

    Вывод: Морфологические особенности текста тоже помогают раскрыть идею.

    1. Расставьте знаки препинания, объясните их.
    2. Выделите основы предложений.
    3. Найдите все виды осложнения предложений.
    4. Проанализируйте первое предложение по структуре. Чем оно отличается от остальных?
    5. Какова роль однородных членов предложения и обособленных определений, выраженных причастными оборотами?
    6. Для чего в тексте используются повторы?

    2 человека у доски.

    Первое предложение по структуре простое, так как оно является аккордом, вступлением. Все остальные предложения сложные, но связаны они только сочинительной и бессоюзной связью. Здесь нет подчинительной связи, потому что автору важно показать стремительность, последовательность действий.

    Однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства “расширяют” рамки прихода весны.

    • потом прошла
    • потом вошло
    • мягкая зелень
    • мягкая листва
    • горячие пятна
    • горячее солнце

    усиливают процесс наступления весны.

    Вывод: Через синтаксические и пунктуационные особенности автор доносит до читателя стремительные весенние потоки. Он даже не хочет делать пауз (не повествует простыми предложениями, кроме первого). Все на одном дыхании, неразрывно едино.

    Итак, у нас в руках ключ, с помощью которого мы сможем написать сочинение-миниатюру. Это ваше домашнее задание.

    прохладные. В городе наступила такая тишина, что было слышно,

    как рвется под легким ветерком первая сентябрьская паутина.

    И вот в такую-то (местоимение с то пишем через дефис) бесшумную (перед глухой корня приставка БЕС) ночь Таня, проснувшись,

    услышала... Трудно объяснить, что она услышала, потому что

    это были не звуки (противопоставление) , а как бы полузабытые (ПОЛУ всегда пишем слитно) воспоминания, незаметно переходившие одно в другое. И хотя Таня условилась разбудить Петьку, она полежала еще немного (наречие можно заменить синонимом без НЕ) , думая о том, как трепещут листья осины, как зеленый поблескивающий 2 лиственный дым окружает березу. Потом эти звуки стали влажными, точно по дороге к ней они окунулись в речку. И Таня помнила, как она с одной девочкой проплыла поздним (проверочное слово опозДать) вечером по серебряной (суффикс прилагательного ЯН) дорожке, которую по Немухинке проложила луна.

    3.Как вы понимаете выражения звуки стали влажными, лиственный

    Влажные звуки - приглушенные; лиственный дым - трепещущие листья дерева.

    4.В каком значении употреблено слово трепещут? Какое еще значение имеет это слово?

    Листья трепещут - колеблются, дрожат. Второе значение - сильно волноваться от переживаний.

    Такие слова называются многозначными.

    5.Какое значение играет в этом тексте многоточие? Когда оно еще ставится?

    Здесь многоточие обозначает недосказанность .

    Еще многоточие ставится в следующих случаях:

    1) в начале текста для указания, что повествование продолжается после длительной паузы;

    2) при неожиданном переходе от одной мысли к другой.

    6.Найдите в тексте обособленные члены предложения. Какие это члены предложения?

    И вот в такую-то бесшумную ночь Таня, проснувшись , услышала... (обособленное обстоятельство).

    Трудно объяснить, что она услышала, потому что это были не звуки, а как бы полузабытые) воспоминания, незаметно переходившие одно в другое. (обособленное определение)

    И хотя Таня условилась разбудить Петьку, она полежала еще немного, думая о том , как трепещут листья осины, как зеленый поблескивающий 2 лиственный дым окружает березу. (обособленное обстоятельство)

    7.Начертите схему последнего предложения.

    И Таня (подлежащее, выражено существительным) помнила , как она (подлежащее, выражено местоимением) с одной девочкой (дополнение, выражено сочетанием существительного с числительным) проплыла (сказуемое, выражено глаголом) поздним вечером по серебряной (определение, выражено прилагательным) дорожке (обстоятельство, выражено существительным) , которую (дополнение, выражено местоимением) по Немухинке (обстоятельство, выражено существительным) проложила (сказуемое, выражено глаголом) луна (подлежащее, выражено существительным) .

    Предложение повествовательное, сложноподчиненное, состоит из 3-х частей:

    1) главное, двусоставное, нераспространенное, полное, не осложнено;

    2) придаточное изъяснительное, двусоставное, распространенное. полное, не осложнено;

    3)придаточное определительное, двусоставное, распространенное. полное, не осложнено;

    , (как), (которую) СПП с последовательным подчинением.

    8.Найдите в тексте слово, в котором все согласные звуки звонкие.

    Неделя, другая.

    9.Выполните указанные виды разборов.

    Поблескивающий2 - основа - поблескива , окончание - ий ; приставка - по , корень - блеск , суффиксы - ива, ющ .