Литература |
реферат |
Образная система пейзажной живописи в творчестве И.А.Бунина
1. ПЛАН
1. ЖИЗНЬ И СУДЬБА И.А.БУНИНА. ИСТОКИ
ЕГО ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ. 3
2. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
В ПРОЗЕ БУНИНА 5
3. ЖИВОПИСНЫЕ ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ И.А.БУНИНА 19
4. ЖИВОПИСНЫЕ ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ ЭКЗОТИЧЕСКИХ
СТРАН В ТВОРЧЕСТВЕ БУНИНА 20
5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПЕЙЗАЖА
В ТВОРЧЕСТВЕ БУНИНА И ИХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.
(Бунин И.А. « Митина любовь»)
Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный* дождь, а потом горячее солнце как-то сразу вошло в силу, весна потеряла свою кротость и бледность, и все вокруг на глазах стало меняться не по дням, а по часам. Стали распахивать, превращать в черный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава на дворе, гуще и ярче засинело небо, быстро стал одеваться сад свежей, мягкой даже на вид зеленью, залиловели и запахли серые кисти сирени, и уже появилось множество черных, металлически блестящих синевой крупных мух на ее темно-зеленой глянцевитой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях, грушах еще были видны ветви, их едва тронула мелкая, сероватая и особенно мягкая листва, но эти яблони и груши, всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями, все уже закудрявились млечным снегом, и с каждым днем этот цвет становился все белее, все гуще и все благовоннее. В это дивное время радостно и пристально наблюдал Митя за всеми весенними изменениями, происходящими вокруг него. …
(Бунин И.А. « Митина любовь»)
Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный* дождь, а потом горячее солнце как-то сразу вошло в силу, весна потеряла свою кротость и бледность, и все вокруг на глазах стало меняться не по дням, а по часам. Стали распахивать, превращать в черный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава на дворе, гуще и ярче засинело небо, быстро стал одеваться сад свежей, мягкой даже на вид зеленью, залиловели и запахли серые кисти сирени, и уже появилось множество черных, металлически блестящих синевой крупных мух на ее темно-зеленой глянцевитой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях, грушах еще были видны ветви, их едва тронула мелкая, сероватая и особенно мягкая листва, но эти яблони и груши, всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями, все уже закудрявились млечным снегом, и с каждым днем этот цвет становился все белее, все гуще и все благовоннее. В это дивное время радостно и пристально наблюдал Митя за всеми весенними изменениями, происходящими вокруг него.
(Бунин И.А. « Митина любовь»)
Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный* дождь, а потом горячее солнце как-то сразу вошло в силу, весна потеряла свою кротость и бледность, и все вокруг на глазах стало меняться не по дням, а по часам. Стали распахивать, превращать в черный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава на дворе, гуще и ярче засинело небо, быстро стал одеваться сад свежей, мягкой даже на вид зеленью, залиловели и запахли серые кисти сирени, и уже появилось множество черных, металлически блестящих синевой крупных мух на ее темно-зеленой глянцевитой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях, грушах еще были видны ветви, их едва тронула мелкая, сероватая и особенно мягкая листва, но эти яблони и груши, всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями, все уже закудрявились млечным снегом, и с каждым днем этот цвет становился все белее, все гуще и все благовоннее. В это дивное время радостно и пристально наблюдал Митя за всеми весенними изменениями, происходящими вокруг него. …
(Бунин И.А. « Митина любовь»)
Русский язык является одним из самых сложных для изучения языков. Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируйте высказывания о русском языке.
- “Дивишься драгоценности нашего языка: что низвук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг”. Н.В.Гоголь
- “Богатый, звучный, живой отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, русский язык кажется нам созданным для поэзии”. П.Мермие
Действительно, русский язык уникален, в нем все важно: и произношение слова, и его написание, и лексическое значение, и порядок в предложении, и его морфемный состав.
Он, наш язык, подобен легкой паутинке, нити ее незримы, но попробуй, потяни за одну из них – сразу изменишь весь узор. Но! Если вы научились не только знать , понимать его, но и чувствовать , то перед вами открывается такой уникальный мир, что уходить из него уже не хочется.
До сегодняшнего дня вы смотрели в замочную скважину, а сегодня получите в руки ключ, который называется лингвистический анализ текста . Тема нашего урока : “Лингвистический анализ текста”.
А какова практическая цель нашего занятия?
Подготовка к ЕГЭ.
У каждого на столе текст. Прочитайте его и подумайте, как можно озаглавить.
Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь а потом горячее солнце как-то сразу стремительно ворвалось вошло в силу весна пот…ряла свою кротость и бледность и все вокруг на глазах стало пре…бражаться не по дням а по часам. Стали распахивать пр…вращать в ч…рный бархат жнивья зазеленели полевые межи сочнее стала мурава на дворе гуще и веселее засинело небо быстро стал одеваться сад свежей мягкой даже на вид зеленью запахли серые кисти с…рени и уже по…вилось множество ч…рных мета…ически блестящих синевой крупных мух на (темно_ зеленой глянц…витой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях грушах еще видны были ветви их едва тронула мелкая сероватая и особе(н; нн)о мягкая листва но эти яблони и груши всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями уже закудрявились млечным снегом и с каждым днем этот цвет становился все белее все гуще и все благовоннее.
М.А.Алексеев.
- Приход весны.
Какова идея текста?
- Стремительная радость весеннего обновления.
На этот вопрос мы ответим после лингвистического анализа текста.
Работать будем в парах и группе.
Прежде, чем вы приступите к работе, обратите внимание на текст.
Есть ли в нем абзацы?
Тогда скажите, к какому стилю относится данный текст?
К художественному.
Определите тип речи?
Соединение повествования и описания.
Работа в группах.
1 группа.
Что значит выражение “обломный дождь”? Какова его роль? Почему автор его употребляет?
Толкование слов “кротость” и “благовоние”. Подберите к ним синонимы и антонимы.
Найдите в тексте фразеологизм. Какова его роль?
Художественно-изобразительные средства, используемые в тексте. Какова их роль?
Обломный дождь – внезапный, сильный, мощный, обламывающий ветви деревьев. Он хлынул с такой силой, как и весна разом потеряла кротость и бледность.
Кротость – незлобливость, покорность, смирение.
Синонимы: послушание, отсутствие кичливости, ровный нрав.
Антонимы: злоба, непокорность, непослушание, кичливость, буйство, отсутствие спокойствия.
Благовоние – аромат, приятный запах.
Антонимы: неприятный запах, зловоние.
Не по делам, а по часам – быстро, молниеносно, стремительно, мгновенно.
Эпитеты
Олицетворение
- солнце вошло в силу
- весна потеряла кротость и бледность
- веселее засияло небо
- сад стал одеваться
- листва тронула ветви
- закудрявились яблони и груши
Природа становится живой и говорящей, создание поэтической картины живой природы.
Аллитерация
Выделение [р], , [л], [л’] создает образ бурлящего потока жизни.
Как вы думаете, какой весенний месяц описывает автор?
Начало мая (последнее предложение).
Вывод: Лексические особенности текста подчинены идее: автор показывает стремительную неизбежность весеннего обновления .
- Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их, сгруппируйте.
- Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?
- Обозначьте вид глаголов. Какие из них преобладают? Объясните такое видовое соотношение.
- Найдите имена прилагательные в сравнительной степени. Какова их роль?
- Найдите наречия в сравнительной степени. Какова их роль?
1. Безударные гласные, проверяемые ударением: потеряла (потеря)
2. Непроверяемые гласные и согласные:
- преображаться
- сирени
- металлически
3. о,ё после шипящих в корне и суффиксе:
- черный
- глянцевитый
4. н и нн в суффиксе:
- особенно
5. пре- и при-:
- превращать
6. Написание сложных прилагательных:
- темно-зеленой
Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?
Существительные (39), обозначающие предмет. Автор показывает, что изменяется весной (солнце, весна, межи, мурава, сад, зелень, листва, деревья, яблони, груши и т.д.).
Прилагательные и причастия (24) помогают ярче передать те обновления в природе, которые бывают весной.
Глаголы (19) – действие предмета.
Глаголы совершенного вида чередуются с глаголами несовершенного вида. Преобладают глаголы совершенного вида которые передают стремительность действий, законченность процесса. При помощи глаголов несовершенного вида автору важно показать, что действие происходит здесь и сейчас.
Прилагательные и наречия в сравнительной степени.
Вывод: Морфологические особенности текста тоже помогают раскрыть идею.
- Расставьте знаки препинания, объясните их.
- Выделите основы предложений.
- Найдите все виды осложнения предложений.
- Проанализируйте первое предложение по структуре. Чем оно отличается от остальных?
- Какова роль однородных членов предложения и обособленных определений, выраженных причастными оборотами?
- Для чего в тексте используются повторы?
2 человека у доски.
Первое предложение по структуре простое, так как оно является аккордом, вступлением. Все остальные предложения сложные, но связаны они только сочинительной и бессоюзной связью. Здесь нет подчинительной связи, потому что автору важно показать стремительность, последовательность действий.
Однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства “расширяют” рамки прихода весны.
- потом прошла
- потом вошло
- мягкая зелень
- мягкая листва
- горячие пятна
- горячее солнце
усиливают процесс наступления весны.
Вывод: Через синтаксические и пунктуационные особенности автор доносит до читателя стремительные весенние потоки. Он даже не хочет делать пауз (не повествует простыми предложениями, кроме первого). Все на одном дыхании, неразрывно едино.
Итак, у нас в руках ключ, с помощью которого мы сможем написать сочинение-миниатюру. Это ваше домашнее задание.