Потом прошла еще неделя. Урок "лингвистический анализ текста"

(Бунин И.А. « Митина любовь»)

Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный* дождь, а потом горячее солнце как-то сразу вошло в силу, весна потеряла свою кротость и бледность, и все вокруг на глазах стало меняться не по дням, а по часам. Стали распахивать, превращать в черный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава на дворе, гуще и ярче засинело небо, быстро стал одеваться сад свежей, мягкой даже на вид зеленью, залиловели и запахли серые кисти сирени, и уже появилось множество черных, металлически блестящих синевой крупных мух на ее темно-зеленой глянцевитой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях, грушах еще были видны ветви, их едва тронула мелкая, сероватая и особенно мягкая листва, но эти яблони и груши, всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями, все уже закудрявились млечным снегом, и с каждым днем этот цвет становился все белее, все гуще и все благовоннее. В это дивное время радостно и пристально наблюдал Митя за всеми весенними изменениями, происходящими вокруг него. …

(Бунин И.А. « Митина любовь»)

Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный* дождь, а потом горячее солнце как-то сразу вошло в силу, весна потеряла свою кротость и бледность, и все вокруг на глазах стало меняться не по дням, а по часам. Стали распахивать, превращать в черный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава на дворе, гуще и ярче засинело небо, быстро стал одеваться сад свежей, мягкой даже на вид зеленью, залиловели и запахли серые кисти сирени, и уже появилось множество черных, металлически блестящих синевой крупных мух на ее темно-зеленой глянцевитой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях, грушах еще были видны ветви, их едва тронула мелкая, сероватая и особенно мягкая листва, но эти яблони и груши, всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями, все уже закудрявились млечным снегом, и с каждым днем этот цвет становился все белее, все гуще и все благовоннее. В это дивное время радостно и пристально наблюдал Митя за всеми весенними изменениями, происходящими вокруг него.

(Бунин И.А. « Митина любовь»)

Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный* дождь, а потом горячее солнце как-то сразу вошло в силу, весна потеряла свою кротость и бледность, и все вокруг на глазах стало меняться не по дням, а по часам. Стали распахивать, превращать в черный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава на дворе, гуще и ярче засинело небо, быстро стал одеваться сад свежей, мягкой даже на вид зеленью, залиловели и запахли серые кисти сирени, и уже появилось множество черных, металлически блестящих синевой крупных мух на ее темно-зеленой глянцевитой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях, грушах еще были видны ветви, их едва тронула мелкая, сероватая и особенно мягкая листва, но эти яблони и груши, всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями, все уже закудрявились млечным снегом, и с каждым днем этот цвет становился все белее, все гуще и все благовоннее. В это дивное время радостно и пристально наблюдал Митя за всеми весенними изменениями, происходящими вокруг него. …

(Бунин И.А. « Митина любовь»)

прохладные. В городе наступила такая тишина, что было слышно,

как рвется под легким ветерком первая сентябрьская паутина.

И вот в такую-то (местоимение с то пишем через дефис) бесшумную (перед глухой корня приставка БЕС) ночь Таня, проснувшись,

услышала... Трудно объяснить, что она услышала, потому что

это были не звуки (противопоставление) , а как бы полузабытые (ПОЛУ всегда пишем слитно) воспоминания, незаметно переходившие одно в другое. И хотя Таня условилась разбудить Петьку, она полежала еще немного (наречие можно заменить синонимом без НЕ) , думая о том, как трепещут листья осины, как зеленый поблескивающий 2 лиственный дым окружает березу. Потом эти звуки стали влажными, точно по дороге к ней они окунулись в речку. И Таня помнила, как она с одной девочкой проплыла поздним (проверочное слово опозДать) вечером по серебряной (суффикс прилагательного ЯН) дорожке, которую по Немухинке проложила луна.

3.Как вы понимаете выражения звуки стали влажными, лиственный

Влажные звуки - приглушенные; лиственный дым - трепещущие листья дерева.

4.В каком значении употреблено слово трепещут? Какое еще значение имеет это слово?

Листья трепещут - колеблются, дрожат. Второе значение - сильно волноваться от переживаний.

Такие слова называются многозначными.

5.Какое значение играет в этом тексте многоточие? Когда оно еще ставится?

Здесь многоточие обозначает недосказанность .

Еще многоточие ставится в следующих случаях:

1) в начале текста для указания, что повествование продолжается после длительной паузы;

2) при неожиданном переходе от одной мысли к другой.

6.Найдите в тексте обособленные члены предложения. Какие это члены предложения?

И вот в такую-то бесшумную ночь Таня, проснувшись , услышала... (обособленное обстоятельство).

Трудно объяснить, что она услышала, потому что это были не звуки, а как бы полузабытые) воспоминания, незаметно переходившие одно в другое. (обособленное определение)

И хотя Таня условилась разбудить Петьку, она полежала еще немного, думая о том , как трепещут листья осины, как зеленый поблескивающий 2 лиственный дым окружает березу. (обособленное обстоятельство)

7.Начертите схему последнего предложения.

И Таня (подлежащее, выражено существительным) помнила , как она (подлежащее, выражено местоимением) с одной девочкой (дополнение, выражено сочетанием существительного с числительным) проплыла (сказуемое, выражено глаголом) поздним вечером по серебряной (определение, выражено прилагательным) дорожке (обстоятельство, выражено существительным) , которую (дополнение, выражено местоимением) по Немухинке (обстоятельство, выражено существительным) проложила (сказуемое, выражено глаголом) луна (подлежащее, выражено существительным) .

Предложение повествовательное, сложноподчиненное, состоит из 3-х частей:

1) главное, двусоставное, нераспространенное, полное, не осложнено;

2) придаточное изъяснительное, двусоставное, распространенное. полное, не осложнено;

3)придаточное определительное, двусоставное, распространенное. полное, не осложнено;

, (как), (которую) СПП с последовательным подчинением.

8.Найдите в тексте слово, в котором все согласные звуки звонкие.

Неделя, другая.

9.Выполните указанные виды разборов.

Поблескивающий2 - основа - поблескива , окончание - ий ; приставка - по , корень - блеск , суффиксы - ива, ющ .

Лингвистический анализ текста

У каждого на столе текст. Прочитайте его и подумайте, как можно озаглавить.

Текст.

Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь а потом горячее солнце как-то сразу стремительно ворвалось вошло в силу весна пот…ряла свою кротость и бледность и все вокруг на глазах стало пре…бражаться не по дням а по часам. Стали распахивать пр…вращать в ч…рный бархат жнивья зазеленели полевые межи сочнее стала мурава на дворе гуще и веселее засинело небо быстро стал одеваться сад свежей мягкой даже на вид зеленью запахли серые кисти с…рени и уже по…вилось множество ч…рных мета…ически блестящих синевой крупных мух на (темно_ зеленой глянц…витой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях грушах еще видны были ветви их едва тронула мелкая сероватая и особе(н; нн)о мягкая листва но эти яблони и груши всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями уже закудрявились млечным снегом и с каждым днем этот цвет становился все белее все гуще и все благовоннее.

М.А.Алексеев.

- Приход весны.

- Какова идея текста?

- Стремительная радость весеннего обновления.

На этот вопрос мы ответим после лингвистического анализа текста.

Работать будем в парах и группе.

Прежде, чем вы приступите к работе, обратите внимание на текст.

- Есть ли в нем абзацы?

- Нет.

- Почему?

- Тогда скажите, к какому стилю относится данный текст?

- К художественному.

- Определите тип речи?

- Соединение повествования и описания.

Работа в группах.

1 группа.

Что значит выражение “обломный дождь”? Какова его роль? Почему автор его употребляет?

Толкование слов “кротость” и “благовоние”. Подберите к ним синонимы и антонимы.

Найдите в тексте фразеологизм. Какова его роль?

Художественно-изобразительные средства, используемые в тексте. Какова их роль?

Обломный дождь – внезапный, сильный, мощный, обламывающий ветви деревьев. Он хлынул с такой силой, как и весна разом потеряла кротость и бледность.

Кротость – незлобливость, покорность, смирение.

Синонимы : послушание, отсутствие кичливости, ровный нрав.

Антонимы : злоба, непокорность, непослушание, кичливость, буйство, отсутствие спокойствия.

Благовоние – аромат, приятный запах.

Антонимы : неприятный запах, зловоние.

Не по делам, а по часам – быстро, молниеносно, стремительно, мгновенно.

Эпитеты

черный бархат

темно-зеленая листва

глянцевитая листва

сероватая листва

млечным снегом

Рисуют картину в красках, передают настроение.

свежая, мягкая зелень

горячие пятна света

горячее солнце

мягкая листва

Олицетворение

    солнце вошло в силу

    весна потеряла кротость и бледность

    веселее засияло небо

    сад стал одеваться

    листва тронула ветви

    закудрявились яблони и груши

Природа становится живой и говорящей, создание поэтической картины живой природы .

Аллитерация

Выделение [р], , [л], [л’] создает образ бурлящего потока жизни.

Как вы думаете, какой весенний месяц описывает автор?

- Начало мая (последнее предложение) .

Вывод: Лексические особенности текста подчинены идее: автор показывает стремительную неизбежность весеннего обновления .

2 группа.

    Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их, сгруппируйте.

    Обозначьте вид глаголов. Какие из них преобладают? Объясните такое видовое соотношение.

    Найдите имена прилагательные в сравнительной степени. Какова их роль?

    Найдите наречия в сравнительной степени. Какова их роль?

1. Безударные гласные, проверяемые ударением:

    потеряла (потеря)

    появилось (появится)

2. Непроверяемые гласные и согласные:

    преображаться

    сирени

    металлически

3. о,ё после шипящих в корне и суффиксе:

    черный

    глянцевитый

4. н и нн в суффиксе:

    особенно

5. пре- и при-:

    превращать

6. Написание сложных прилагательных:

    темно-зеленой

Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?

- Существительные (39), обозначающие предмет. Автор показывает, что изменяется весной (солнце, весна, межи, мурава, сад, зелень, листва, деревья, яблони, груши и т.д.).

Прилагательные и причастия (24) помогают ярче передать те обновления в природе, которые бывают весной.

Глаголы (19) – действие предмета.

Глаголы совершенного вида чередуются с глаголами несовершенного вида. Преобладают глаголы совершенного вида которые передают стремительность действий, законченность процесса. При помощи глаголов несовершенного вида автору важно показать, что действие происходит здесь и сейчас.

Прилагательные и наречия в сравнительной степени.

стала сочнее мурава

цвет становился белее, гуще, благовоннее

засинело гуще и веселее

Помогают передать цвет травы, неба, ветвей, чтобы мы могли себе ярче представить весеннее обновление.

Вывод: Морфологические особенности текста тоже помогают раскрыть идею.

3 группа.

    Расставьте знаки препинания, объясните их.

    Выделите основы предложений.

    Найдите все виды осложнения предложений.

    Проанализируйте первое предложение по структуре. Чем оно отличается от остальных?

    Какова роль однородных членов предложения и обособленных определений, выраженных причастными оборотами?

    Для чего в тексте используются повторы?

Первое предложение по структуре простое, так как оно является аккордом, вступлением. Все остальные предложения сложные, но связаны они только сочинительной и бессоюзной связью. Здесь нет подчинительной связи, потому что автору важно показать стремительность, последовательность действий.

Однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства “расширяют” рамки прихода весны.

Повторы:

    потом прошла

    потом вошло

    мягкая зелень

    мягкая листва

    горячие пятна

    горячее солнце

усиливают процесс наступления весны.

Вывод: Через синтаксические и пунктуационные особенности автор доносит до читателя стремительные весенние потоки. Он даже не хочет делать пауз (не повествует простыми предложениями, кроме первого). Все на одном дыхании, неразрывно едино.

Итак, у нас в руках ключ, с помощью которого мы сможем написать сочинение-миниатюру. Это ваше домашнее задание.


любое слово все слова вместе

Любое слово - ищутся работы, в названии которых встречается любое слово из запроса (рекомендуется) .

Все слова вместе - ищутся работы, в названии которых встречаются все слова вместе из запроса ("строгий" поиск).

Поисковый запрос должен состоять минимум из 4 букв.

В запросе не нужно писать вид работы ("реферат", "курсовая", "диплом" и т.д.).

!!! Для более полного и точного анализа базы рекомендуем производить поиск с использованием символа "*".

К примеру, Вам нужно найти работу на тему:
"Основные принципы финансового менеджмента фирмы".

В этом случае поисковый запрос выглядит так:
основн* принцип* финанс* менеджмент* фирм*

Литература

реферат

Образная система пейзажной живописи в творчестве И.А.Бунина

1. ПЛАН

1. ЖИЗНЬ И СУДЬБА И.А.БУНИНА. ИСТОКИ
ЕГО ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ. 3
2. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
В ПРОЗЕ БУНИНА 5
3. ЖИВОПИСНЫЕ ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ И.А.БУНИНА 19
4. ЖИВОПИСНЫЕ ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ ЭКЗОТИЧЕСКИХ
СТРАН В ТВОРЧЕСТВЕ БУНИНА 20
5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПЕЙЗАЖА
В ТВОРЧЕСТВЕ БУНИНА И ИХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.