(Бунин И.А. « Митина любовь»)
Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный* дождь, а потом горячее солнце как-то сразу вошло в силу, весна потеряла свою кротость и бледность, и все вокруг на глазах стало меняться не по дням, а по часам. Стали распахивать, превращать в черный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава на дворе, гуще и ярче засинело небо, быстро стал одеваться сад свежей, мягкой даже на вид зеленью, залиловели и запахли серые кисти сирени, и уже появилось множество черных, металлически блестящих синевой крупных мух на ее темно-зеленой глянцевитой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях, грушах еще были видны ветви, их едва тронула мелкая, сероватая и особенно мягкая листва, но эти яблони и груши, всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями, все уже закудрявились млечным снегом, и с каждым днем этот цвет становился все белее, все гуще и все благовоннее. В это дивное время радостно и пристально наблюдал Митя за всеми весенними изменениями, происходящими вокруг него. …
(Бунин И.А. « Митина любовь»)
Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный* дождь, а потом горячее солнце как-то сразу вошло в силу, весна потеряла свою кротость и бледность, и все вокруг на глазах стало меняться не по дням, а по часам. Стали распахивать, превращать в черный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава на дворе, гуще и ярче засинело небо, быстро стал одеваться сад свежей, мягкой даже на вид зеленью, залиловели и запахли серые кисти сирени, и уже появилось множество черных, металлически блестящих синевой крупных мух на ее темно-зеленой глянцевитой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях, грушах еще были видны ветви, их едва тронула мелкая, сероватая и особенно мягкая листва, но эти яблони и груши, всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями, все уже закудрявились млечным снегом, и с каждым днем этот цвет становился все белее, все гуще и все благовоннее. В это дивное время радостно и пристально наблюдал Митя за всеми весенними изменениями, происходящими вокруг него.
(Бунин И.А. « Митина любовь»)
Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный* дождь, а потом горячее солнце как-то сразу вошло в силу, весна потеряла свою кротость и бледность, и все вокруг на глазах стало меняться не по дням, а по часам. Стали распахивать, превращать в черный бархат жнивья, зазеленели полевые межи, сочнее стала мурава на дворе, гуще и ярче засинело небо, быстро стал одеваться сад свежей, мягкой даже на вид зеленью, залиловели и запахли серые кисти сирени, и уже появилось множество черных, металлически блестящих синевой крупных мух на ее темно-зеленой глянцевитой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях, грушах еще были видны ветви, их едва тронула мелкая, сероватая и особенно мягкая листва, но эти яблони и груши, всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями, все уже закудрявились млечным снегом, и с каждым днем этот цвет становился все белее, все гуще и все благовоннее. В это дивное время радостно и пристально наблюдал Митя за всеми весенними изменениями, происходящими вокруг него. …
(Бунин И.А. « Митина любовь»)
прохладные. В городе наступила такая тишина, что было слышно,
как рвется под легким ветерком первая сентябрьская паутина.
И вот в такую-то (местоимение с то пишем через дефис) бесшумную (перед глухой корня приставка БЕС) ночь Таня, проснувшись,
услышала... Трудно объяснить, что она услышала, потому что
это были не звуки (противопоставление) , а как бы полузабытые (ПОЛУ всегда пишем слитно) воспоминания, незаметно переходившие одно в другое. И хотя Таня условилась разбудить Петьку, она полежала еще немного (наречие можно заменить синонимом без НЕ) , думая о том, как трепещут листья осины, как зеленый поблескивающий 2 лиственный дым окружает березу. Потом эти звуки стали влажными, точно по дороге к ней они окунулись в речку. И Таня помнила, как она с одной девочкой проплыла поздним (проверочное слово опозДать) вечером по серебряной (суффикс прилагательного ЯН) дорожке, которую по Немухинке проложила луна.
3.Как вы понимаете выражения звуки стали влажными, лиственный
Влажные звуки - приглушенные; лиственный дым - трепещущие листья дерева.
4.В каком значении употреблено слово трепещут? Какое еще значение имеет это слово?
Листья трепещут - колеблются, дрожат. Второе значение - сильно волноваться от переживаний.
Такие слова называются многозначными.
5.Какое значение играет в этом тексте многоточие? Когда оно еще ставится?
Здесь многоточие обозначает недосказанность .
Еще многоточие ставится в следующих случаях:
1) в начале текста для указания, что повествование продолжается после длительной паузы;
2) при неожиданном переходе от одной мысли к другой.
6.Найдите в тексте обособленные члены предложения. Какие это члены предложения?
И вот в такую-то бесшумную ночь Таня, проснувшись , услышала... (обособленное обстоятельство).
Трудно объяснить, что она услышала, потому что это были не звуки, а как бы полузабытые) воспоминания, незаметно переходившие одно в другое. (обособленное определение)
И хотя Таня условилась разбудить Петьку, она полежала еще немного, думая о том , как трепещут листья осины, как зеленый поблескивающий 2 лиственный дым окружает березу. (обособленное обстоятельство)
7.Начертите схему последнего предложения.
И Таня (подлежащее, выражено существительным) помнила , как она (подлежащее, выражено местоимением) с одной девочкой (дополнение, выражено сочетанием существительного с числительным) проплыла (сказуемое, выражено глаголом) поздним вечером по серебряной (определение, выражено прилагательным) дорожке (обстоятельство, выражено существительным) , которую (дополнение, выражено местоимением) по Немухинке (обстоятельство, выражено существительным) проложила (сказуемое, выражено глаголом) луна (подлежащее, выражено существительным) .
Предложение повествовательное, сложноподчиненное, состоит из 3-х частей:
1) главное, двусоставное, нераспространенное, полное, не осложнено;
2) придаточное изъяснительное, двусоставное, распространенное. полное, не осложнено;
3)придаточное определительное, двусоставное, распространенное. полное, не осложнено;
, (как), (которую) СПП с последовательным подчинением.
8.Найдите в тексте слово, в котором все согласные звуки звонкие.
Неделя, другая.
9.Выполните указанные виды разборов.
Поблескивающий2 - основа - поблескива , окончание - ий ; приставка - по , корень - блеск , суффиксы - ива, ющ .
Лингвистический анализ текста
У каждого на столе текст. Прочитайте его и подумайте, как можно озаглавить.
Текст.
Потом прошла еще неделя. Раз ночью был обломный дождь а потом горячее солнце как-то сразу стремительно ворвалось вошло в силу весна пот…ряла свою кротость и бледность и все вокруг на глазах стало пре…бражаться не по дням а по часам. Стали распахивать пр…вращать в ч…рный бархат жнивья зазеленели полевые межи сочнее стала мурава на дворе гуще и веселее засинело небо быстро стал одеваться сад свежей мягкой даже на вид зеленью запахли серые кисти с…рени и уже по…вилось множество ч…рных мета…ически блестящих синевой крупных мух на (темно_ зеленой глянц…витой листве и на горячих пятнах света на дорожках. На яблонях грушах еще видны были ветви их едва тронула мелкая сероватая и особе(н; нн)о мягкая листва но эти яблони и груши всюду простиравшие сети своих кривых ветвей под другими деревьями уже закудрявились млечным снегом и с каждым днем этот цвет становился все белее все гуще и все благовоннее.
М.А.Алексеев.
- Приход весны.
- Какова идея текста?
- Стремительная радость весеннего обновления.
На этот вопрос мы ответим после лингвистического анализа текста.
Работать будем в парах и группе.
Прежде, чем вы приступите к работе, обратите внимание на текст.
- Есть ли в нем абзацы?
- Нет.
- Почему?
- Тогда скажите, к какому стилю относится данный текст?
- К художественному.
- Определите тип речи?
- Соединение повествования и описания.
Работа в группах.
1 группа.Что значит выражение “обломный дождь”? Какова его роль? Почему автор его употребляет?
Толкование слов “кротость” и “благовоние”. Подберите к ним синонимы и антонимы.
Найдите в тексте фразеологизм. Какова его роль?
Художественно-изобразительные средства, используемые в тексте. Какова их роль?
Обломный дождь – внезапный, сильный, мощный, обламывающий ветви деревьев. Он хлынул с такой силой, как и весна разом потеряла кротость и бледность.
Кротость – незлобливость, покорность, смирение.
Синонимы : послушание, отсутствие кичливости, ровный нрав.
Антонимы : злоба, непокорность, непослушание, кичливость, буйство, отсутствие спокойствия.
Благовоние – аромат, приятный запах.
Антонимы : неприятный запах, зловоние.
Не по делам, а по часам – быстро, молниеносно, стремительно, мгновенно.
Эпитеты
черный бархаттемно-зеленая листва
глянцевитая листва
сероватая листва
млечным снегом
Рисуют картину в красках, передают настроение.
свежая, мягкая зелень
горячие пятна света
горячее солнце
мягкая листва
Олицетворение
солнце вошло в силу
весна потеряла кротость и бледность
веселее засияло небо
сад стал одеваться
листва тронула ветви
закудрявились яблони и груши
Природа становится живой и говорящей, создание поэтической картины живой природы .
Аллитерация
Выделение [р], , [л], [л’] создает образ бурлящего потока жизни.
Как вы думаете, какой весенний месяц описывает автор?
- Начало мая (последнее предложение) .
Вывод: Лексические особенности текста подчинены идее: автор показывает стремительную неизбежность весеннего обновления .
2 группа.
Вставьте пропущенные орфограммы и объясните их, сгруппируйте.
Обозначьте вид глаголов. Какие из них преобладают? Объясните такое видовое соотношение.
Найдите имена прилагательные в сравнительной степени. Какова их роль?
Найдите наречия в сравнительной степени. Какова их роль?
1. Безударные гласные, проверяемые ударением:
потеряла (потеря)
появилось (появится)
2. Непроверяемые гласные и согласные:
преображаться
сирени
металлически
3. о,ё после шипящих в корне и суффиксе:
черный
глянцевитый
4. н и нн в суффиксе:
особенно
5. пре- и при-:
превращать
6. Написание сложных прилагательных:
темно-зеленой
Слова каких частей речи чаще используются в тексте? Почему?
- Существительные (39), обозначающие предмет. Автор показывает, что изменяется весной (солнце, весна, межи, мурава, сад, зелень, листва, деревья, яблони, груши и т.д.).
Прилагательные и причастия (24) помогают ярче передать те обновления в природе, которые бывают весной.
Глаголы (19) – действие предмета.
Глаголы совершенного вида чередуются с глаголами несовершенного вида. Преобладают глаголы совершенного вида которые передают стремительность действий, законченность процесса. При помощи глаголов несовершенного вида автору важно показать, что действие происходит здесь и сейчас.
Прилагательные и наречия в сравнительной степени.
стала сочнее муравацвет становился белее, гуще, благовоннее
засинело гуще и веселее
Помогают передать цвет травы, неба, ветвей, чтобы мы могли себе ярче представить весеннее обновление.
Вывод: Морфологические особенности текста тоже помогают раскрыть идею.
3 группа.
Расставьте знаки препинания, объясните их.
Выделите основы предложений.
Найдите все виды осложнения предложений.
Проанализируйте первое предложение по структуре. Чем оно отличается от остальных?
Какова роль однородных членов предложения и обособленных определений, выраженных причастными оборотами?
Для чего в тексте используются повторы?
Первое предложение по структуре простое, так как оно является аккордом, вступлением. Все остальные предложения сложные, но связаны они только сочинительной и бессоюзной связью. Здесь нет подчинительной связи, потому что автору важно показать стремительность, последовательность действий.
Однородные подлежащие, сказуемые, дополнения, определения и обстоятельства “расширяют” рамки прихода весны.
Повторы:
потом прошла
потом вошло
мягкая зелень
мягкая листва
горячие пятна
горячее солнце
усиливают процесс наступления весны.
Вывод: Через синтаксические и пунктуационные особенности автор доносит до читателя стремительные весенние потоки. Он даже не хочет делать пауз (не повествует простыми предложениями, кроме первого). Все на одном дыхании, неразрывно едино.
Итак, у нас в руках ключ, с помощью которого мы сможем написать сочинение-миниатюру. Это ваше домашнее задание.
Литература |
реферат |
Образная система пейзажной живописи в творчестве И.А.Бунина
1. ПЛАН
1. ЖИЗНЬ И СУДЬБА И.А.БУНИНА. ИСТОКИ
ЕГО ОБРАЗНОЙ СИСТЕМЫ. 3
2. ОБРАЗНАЯ СИСТЕМА ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ
В ПРОЗЕ БУНИНА 5
3. ЖИВОПИСНЫЕ ОБРАЗЫ В ПОЭЗИИ И.А.БУНИНА 19
4. ЖИВОПИСНЫЕ ОБРАЗЫ ПРИРОДЫ ЭКЗОТИЧЕСКИХ
СТРАН В ТВОРЧЕСТВЕ БУНИНА 20
5. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПЕЙЗАЖА
В ТВОРЧЕСТВЕ БУНИНА И ИХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Работа на этой странице представлена для Вашего ознакомления в текстовом (сокращенном) виде. Для того, чтобы получить полностью оформленную работу в формате Word, со всеми сносками, таблицами, рисунками, графиками, приложениями и т.д., достаточно просто её СКАЧАТЬ.