Поурочный план по предмету «Обществознание. Какие роли вы выполняли в семье? В школе? На улице? состояние здоровья общества

УДК 372.8:30
ББК 74.266.0
О-28

Авторы: Л. Н. Боголюбов (§ 20, 21, 25 (в соавт.), заключение); А. Ю. Лазебникова (введение); Н. Ю. Басик (§ 25,
в соавт.); Н. И. Городецкая (тематическое поурочное планирование, § 1, 2, 5, 7, 8, 9, 10, 11, 12); Е. И. Жильцова (§ 22, 23, 24, 28); Л. Ф. Иванова (§ 19); Т. В. Коваль
(§ 26, 27); Г. Э. Королёва (§ 3, 4); Е. С. Королькова (§ 14);
Т. Е. Лискова (§ 15, 17, 18); А. В. Половникова (§ 6);
Е. Л. Рутковская (§ 13, 16).

Обществознание. Поурочные разработки. 11 класс:
О-28 пособие для учителей общеобразоват. организаций:
базовый уровень / [Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. Ю. Басик и др.]. — М. : Просвещение,
2014. — 256 с. — ISBN 978-5-09-027906-2.
Поурочные разработки предназначены для обеспечения учебного процесса на основе учебника «Обществознание» для 11 класса,
созданного в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
В пособии представлены различные варианты организации уроков
на базе применения системно-деятельностного подхода и развития
у учащихся универсальных учебных действий. Предполагается использование современных образовательных технологий, подготовка школьников к сдаче Единого государственного экзамена. Пособие рекомендуется учителям общеобразовательных организаций.
УДК 372.8:30
ББК 74.266.0
ISBN 978-5-09-027906-2

Издательство «Просвещение», 2014
Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2014
Все права защищены

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение............................................................................. 4
Тематическое поурочное планирование курса
«Обществознание» ................................................................ 5
Глава 1. Экономическая жизнь общества.............................17
Уроки «Роль экономики в жизни общества» (§ 1) .................17
Уроки «Экономика: наука и хозяйство» (§ 2) .......................25
Уроки «Экономический рост и развитие» (§ 3) .....................33
Уроки «Рыночные отношения в экономике» (§ 4) .................40
Уроки «Фирма в экономике» (§ 5) .......................................52
Уроки «Правовые основы предпринимательской
деятельности» (§ 6) .............................................................61
Уроки «Слагаемые успеха в бизнесе» (§ 7) ...........................72
Уроки «Экономика и государство» (§ 8) ...............................80
Уроки «Финансы в экономике» (§ 9) ....................................88
Уроки «Занятость и безработица» (§ 10) ...............................96
Уроки «Мировая экономика» (§ 11) ................................... 104
Уроки «Экономическая культура» (§ 12) ............................ 113
Глава 2. Социальная сфера............................................... 122
Уроки «Социальная структура общества» (§ 13) .................. 122
Уроки «Социальные нормы и отклоняющееся поведение»
(§ 14) ............................................................................... 131
Уроки «Нации и межнациональные отношения» (§ 15) ....... 140
Уроки «Семья и быт» (§ 16) .............................................. 147
Уроки «Гендер — социальный пол» (§ 17) ......................... 158
Уроки «Молодёжь в современном обществе» (§ 18) ............. 163
Уроки «Демографическая ситуация в современной России»
(§ 19) ............................................................................... 168
Глава 3. Политическая жизнь общества............................. 177
Уроки «Политика и власть» (§ 20) ..................................... 177
Уроки «Политическая система» (§ 21) ................................ 186
Уроки «Гражданское общество и правовое государство»
(§ 22) ............................................................................... 195
Уроки «Демократические выборы» (§ 23) ........................... 202
Уроки «Политические партии и партийные системы»
(§ 24) ............................................................................... 209
Уроки «Политическая элита и политическое лидерство»
(§ 25) ............................................................................... 217
Уроки «Политическое сознание» (§ 26) .............................. 227
Уроки «Политическое поведение» (§ 27) ............................. 236
Уроки «Политический процесс и культура политического
участия» (§ 28) ................................................................. 243
Уроки «Взгляд в будущее» (заключение) ............................ 251

ВВЕДЕНИЕ
Поурочные разработки адресованы учителям, преподающим курс обществознания по учебнику «Обществознание.
11 класс. Базовый уровень» под ред. Л. Н. Боголюбова,
А. Ю. Лазебниковой и В. А. Литвинова, который создан
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
Пособие охватывает разделы, которые в соответствии
с программой курса изучаются в выпускном классе: «Экономическая жизнь общества», «Социальная сфера», «Политическая жизнь общества». Как и в пособии для 10 класса,
в данной книге учтены все изменения, внесённые в обновлённый учебник. Она построена с учётом новой структуры
курса, содержит рекомендации по работе с темами, впервые включаемыми в учебное содержание.
К каждой урочной теме разработан комплекс личных,
метапредметных и предметных требований к результатам
обучения. Включение этой части в методические разработки поможет постепенному переходу на ФГОС для старшей
школы.
Применительно к каждой теме сформулированы задачи
изучения, показано её место в системе учебных занятий.
Сохранён принцип вариативности в организации учебной
деятельности, позволяющий осуществлять оптимальный выбор методических приёмов и средств с учётом уровня подготовки старшеклассников, их познавательных и предпрофессиональных интересов. Существенно обновлён материал,
отражающий реалии нашего общества, тенденции современного развития, приведены новые таблицы, схемы и диаграммы.
Расширены рекомендации по использованию материалов
СМИ и ресурсов Интернета. Продолжена введённая в пособие для 10 класса линия на включение в рубрику «Этап
закрепления» заданий для тематического и промежуточного контроля, построенных по моделям заданий Единого государственного экзамена по обществознанию.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
11 класс. Базовый уровень (105 ч)
Основное содержание
по темам

Характеристика основных
видов деятельности ученика

Глава 1. Экономическая жизнь общества (35 ч)
Роль экономики в жизни общества (3 ч)
Экономика как подсистема общества. Экономика
и уровень жизни. Экономика и социальная структура
общества. Экономика и политика

Характеризовать основные
проявления экономической
жизни, их взаимосвязь.
Называть показатели уровня
жизни населения.
Высказывать обоснованное
суждение о взаимосвязи жизни общества в целом и его
экономического развития.
Приводить примеры, иллюстрирующие основные тенденции развития экономической сферы жизни современного общества.
Аргументированно обосновывать взаимовлияние экономики и социальной структуры
общества, экономики и политики.
Использовать элементы причинно-следственного анализа
при характеристике экономической жизни общества,
в том числе для понимания
влияния экономики на уровень жизни

Экономика: наука и хозяйство (3 ч)
Что изучает экономическая
наука. Экономическая деятельность и её измерители.
Понятие ВВП

Характеризовать основные
проблемы экономической
науки, различные уровни их
изучения.
Различать и описывать
абсолютные и относительные
экономические величины.
Раскрывать и конкретизировать понятие «валовой внутренний продукт».
Называть различные факторы, влияющие на производительность труда, и приводить
их примеры

Продолжение
Основное содержание
по темам

Характеристика основных
видов деятельности ученика

Экономический рост и развитие (3 ч)
Экстенсивный и интенсивный
экономический рост. Факторы и темпы экономического
роста. Экономическое развитие. Экономический цикл.
Причины цикличного развития экономики

Раскрывать, используя современные факты и примеры,
понятия «экономический
рост» и «экономическое развитие».
Различать и сравнивать пути
достижения экономического
роста.
Объяснять сущность и причины цикличного развития
экономики.
Описывать фазы экономического цикла

Рыночные отношения в экономике (3 ч)
Рынок в жизни общества. Рыночная экономика.
Как действует «невидимая
рука» рынка. Законы спроса
и предложения. Рыночные
структуры. Конкуренция
и монополия. Современная
рыночная система

Характеризовать рыночную
экономическую систему.
Объяснять механизм действия свободного ценообразования на рынке.
Приводить примеры действия законов спроса и предложения.
Оценивать влияние конкуренции и монополии на
экономическую жизнь, поведение основных участников
экономики.
Находить и извлекать социальную информацию о моделях, структуре, тенденциях
развития современной рыночной экономики из адаптированных источников различного типа

Фирма в экономике (3 ч)
Цели деятельности фирмы.
Факторы производства.
Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль.
Постоянные и переменные
издержки производства.
Налоги, уплачиваемые предприятием

Называть и иллюстрировать
примерами основные факторы производства и факторные доходы.
Обосновывать выбор форм
бизнеса в конкретных ситуациях.

Продолжение
Основное содержание
по темам

Характеристика основных
видов деятельности ученика
Различать и сравнивать экономические и бухгалтерские
издержки и прибыль.
Приводить примеры постоянных и переменных издержек
производства.
Моделировать практические
ситуации, связанные с расчётами издержек и прибыли
производителем.
Называть основные виды
налогов на предприятие

Правовые основы предпринимательской деятельности (3 ч)
Социально-экономические
функции предпринимательства в обществе. Условия
успешного предпринимательства. Правовые основы
предпринимательства. Организационно-правовые формы
бизнеса

Раскрывать роль и значение
предпринимательства как
двигателя экономического
развития.
Сравнивать организационно-правовые формы бизнеса,
выявляя их общие черты
и различия.
Анализировать практические
ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе.
Оценивать условия развития предпринимательства
в стране, возможности своего
посильного участия в предпринимательской деятельности

Слагаемые успеха в бизнесе (2 ч)
Источники финансирования
бизнеса. Основные принципы
менеджмента. Основы маркетинга

Различать внешние и внутренние источники финансирования, возможности финансирования малых и крупных
фирм.
Характеризовать функции
менеджмента.
Называть основные принципы маркетинга.
Объяснять методы изучения
рынка и проникновения на
рынок.
Описывать стратегию сбыта
товаров и услуг на рынке

Продолжение
Основное содержание
по темам

Характеристика основных
видов деятельности ученика

Экономика и государство (3 ч)
Экономические функции
государства. Общественные
блага. Внешние эффекты.
Какой инструмент регулирования экономики выбрать.
Денежно-кредитная (монетарная) политика. Бюджетно-налоговая (фискальная)
политика. Нужна ли рынку
помощь государства? Тенденции экономического развития
России

Анализировать различные
точки зрения на роль государства в экономике.
Конкретизировать задачи
современного государства
в рыночной экономике.
Раскрывать на примерах
механизмы государственного
регулирования экономической
жизни общества.
Объяснять цели и инструменты монетарной и фискальной
политики.
Высказывать обоснованные суждения о различных
направлениях экономической
политики государства и её
влиянии на экономическую
жизнь общества.
Находить и извлекать социальную информацию о состоянии,
тенденциях и перспективах развития российской экономики,
направлениях государственной
политики из адаптированных
источников различного типа

Финансы в экономике (3 ч)
Банковская система. Финансовые институты. Банки
и банковские операции.
Инфляция: виды, причины
и последствия

Характеризовать роль и значение финансов в структуре
рыночных отношений.
Объяснять действие финансов
как инструмента распределения и перераспределения
национального дохода.
Называть и иллюстрировать
примерами операции и услуги, предоставляемые банками.
Различать деятельность различных финансовых институтов.
Описывать формы и виды
проявления инфляции.
Оценивать последствия
инфляции для экономики
в целом, для различных
социальных групп

Продолжение
Основное содержание
по темам

Характеристика основных
видов деятельности ученика

Занятость и безработица (3 ч)
Рынок труда. Причины
и виды безработицы.
Государственная политика
в области занятости

Характеризовать объекты
спроса и предложения на
рынке труда, механизм их
взаимодействия.
Различать виды и причины
безработицы.
Объяснять значение понятия
«занятость».
Приводить примеры особенностей труда молодёжи.
Оценивать свои возможности
трудоустройства в условиях
рынка труда

Мировая экономика (3 ч)
Что такое мировая экономика. Международная торговля.
Государственная политика
в области международной
торговли. Глобальные проблемы экономики. Тенденции
общемирового экономического развития

Объяснять предпосылки
международного разделения
труда.
Различать и сопоставлять
направления государственной
политики в области международной торговли.
Давать оценку противоречивым последствиям экономической глобализации.
Извлекать из СМИ и обобщать информацию для анализа тенденций общемирового экономического развития

Экономическая культура (3 ч)
Экономическая культура: сущность и структура.
Экономические отношения
и интересы. Экономическая
свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и деятельности. Рациональное поведение
участников экономической
деятельности

Анализировать практические
ситуации, связанные с реализацией гражданами своих
экономических интересов.
Различать морально-нравственную сторону социальноэкономических ситуаций.
Объяснять поведение потребителей и производителей
с точки зрения экономической рациональности.
Раскрывать на примерах
связь экономической свободы
и социальной ответственности участников экономики

Продолжение
Основное содержание
по темам

Характеристика основных
видов деятельности ученика

Уроки представления результатов проектной деятельности
по темам главы 1 (4 ч)
Повторительно-обобщающие уроки по главе 1 (2 ч)
Глава 2. Социальная сфера (20 ч)
Социальная структура общества (3 ч)
Многообразие социальных
групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальные интересы

Называть виды социальных
групп и их признаки.
Раскрывать на примерах
роль малых социальных
групп в обществе.
Объяснять причины социального неравенства в истории
и в современном обществе.
Называть критерии социальной стратификации.
Различать виды социальной
мобильности

Социальные нормы и отклоняющееся поведение (3 ч)
Социальные нормы. Социальный контроль. Отклоняющееся (девиантное) поведение.
Преступность

Перечислять виды социальных норм.
Характеризовать виды социального контроля и их социальную роль.
Различать санкции социального контроля.
Приводить примеры проявления отклоняющегося поведения.
Называть причины негативного отклоняющегося поведения.
Объяснять с опорой на
имеющиеся знания основные способы преодоления
негативного отклоняющегося
поведения.
Объяснять меры борьбы
с преступностью.
Оценивать роль толерантности в современном мире

Нации и межнациональные отношения (3 ч)
Что объединяет людей
в нацию.

Объяснять значение понятия
«нация».

Продолжение
Основное содержание
по темам

Характеристика основных
видов деятельности ученика

Россия — многонациональное
общество и единый народ.
Межнациональные конфликты и пути их преодоления.
Пути межнационального
сближения. Национальная
политика в России

Характеризовать особенности
этнических отношений в России.
Называть причины и последствия межнациональных
конфликтов.
Сравнивать различные проявления идеологии и политики
национализма.
Аргументированно показывать влияние этнических факторов на государственное развитие и развитие культуры.
Обосновывать антикультурную, антиобщественную
сущность этнической дискриминации.
Оценивать значение принципов демократической национальной политики государства

Семья и быт (2 ч)
Семья как социальный
институт. Функции семьи.
Семья в современном обществе. Бытовые отношения.
Дом, в котором мы живём

Характеризовать социальные
институты семьи и брака.
Объяснять функции семьи.
Раскрывать факторы, влияющие на развитие современной
семьи.
Сравнивать различные типы
семей.
Приводить примеры государственной поддержки семьи.
Высказывать обоснованное

Пособие представляет собой поурочные разработки по обшест-вознанию для 11 класса по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю. ЛазебниковоЙ, К.Г. Холодковского (М.: Просвещение) (профильный уровень). Издание содержит подробное поурочное изложение материала, творческие задания, темы эссе, тексты для анализа.
Для преподавателей, работающих в профильных классах гуманитарною направления, а также для учащихся, интересующихся социальными науками.

Уроки 1-3. Социальная структура и социальные отношения.
Цели и задачи: 1) познакомить с тремя видами социальной стратификации, социальной мобильностью, показать, какие социальные «лифты» способствуют социальным перемещениям человека, выявить тенденции в развитии социальных отношений для различных групп; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблемам социального неравенства.

Оборудование: схемы, пакет документов.
Тип уроков: вводный урок.
Ход уроков
I. Организационный момент.
Один вельможа в скромном будничном кафтане отправился на праздник к знатному горожанину. Он очутился среди людей, блистающих великолепием нарядов из шелка и бархата. С презрением гости смотрели на его бедную одежду. Вельможу умышленно не замечали, презрительно морщили нос и оттесняли от стола, ломившегося от великолепных яств. Тогда вельможа пошел домой, надел свой самый красивый кафтан и вернулся на праздник, исполненный достоинства, как какой-нибудь правитель. Гости сразу же стали заискивать перед ним. Каждый старался вступить с ним в разговор, или по крайней мере, запомнить одно из его мудрых слов. Можно было подумать, что праздничный стол приготовили только для него. Со всех сторон ему предлагали самые вкусные кушанья.

Содержание
От автора.
Тематическое планирование.
Глава I. Социальное развитие современного общества
Уроки 1-3. Социальная структура и социальные отношения.
Уроки 4-6. Социальные институты.
Уроки 7-9. Роль экономики в жизни общества.
Уроки 10-12. Социальные статусы и роли.
Уроки 13-15. Социальные ценности и нормы.
Уроки 16-18. Отклоняющееся поведение и социальный контроль.
Уроки 19-21. Социальные интересы и формы социального взаимодействия.
Уроки 22-24. Этнос и нация.
Уроки 25-27. Межэтнические отношения и национальная политика.
Уроки 28-29. Демография современной России.
Уроки 30-32. Институт семьи и брака.
Уроки 33-35. Быт и бытовые отношения.
Уроки 36-38. Молодежь в современном обществе.
Уроки 39-41. Социальная структура российского общества.
Глава II. Политическая жизнь современного общества
Уроки 42-44. Политическая система и политический режим.
Уроки 45-47. Демократия.
Уроки 48-50. Государство в политической системе.
Уроки 51-53. Правовое государство и гражданское общество
Уроки 54-55. Роль СМИ в политической жизни.
Уроки 56-59. Политическое сознание и политическое поведение.
Уроки 60-63. Политические партии и движения.
Уроки 64-66. Лидеры и элиты в политической жизни
Уроки 67-70. Выборы в демократическом обществе.
Уроки 71-73. Человек в политической жизни.
Уроки 74-75. Политический конфликт.
Уроки 76-77. Политический процесс.
Глава III. Духовная культура
Уроки 78-80. Духовное развитие общества.
Уроки 81-83. Духовный мир личности.
Уроки 84-86. Мораль и нравственность.
Уроки 87-88. Наука.
Уроки 89-90. Образование.
Уроки 91-92. Роль религии в жизни общества.
Уроки 93-94. Место искусства в духовной культуре.
Уроки 95-96. Массовая культура.
Глава IV. Современный этап мирового развития
Уроки 97-98. Многообразие современного мира.
Уроки 99-100. Глобализация и ее последствия.
Урок 101. Сетевые структуры в современной мировой политике.
Урок 102. Целостность и противоречивость современного мира. Литература.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Поурочные разработки по обществознанию. профильный уровень, 11 класс, Сорокина Е.Н., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Обществознание. 9 класс. Поурочные разработки. Боголюбов Л.Н., Жильцова Е.И. и др.

М.: 201 4. - 1 76 с.

Пособие входит в учебно-методический комплект по курсу "Обществознание" для 9 класса, созданный авторским коллективом под руководством академика РАО Л.Н. Боголюбова. Рекомендации подготовлены к новому учебнику "Обществознание" для 9 класса, соответствующему требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В пособие включены различные варианты организации уроков с использованием в образовательном процессе современных информационно-коммуникационных технологий, методов проектной и исследовательской деятельности. Особое внимание авторы уделили реализации системно-деятельностного подхода в обучении и развитию у учащихся универсальных учебных действий. В книге педагог найдёт советы по организации индивидуальной и групповой учебной деятельности. Пособие предназначено для учителей общеобразовательных организаций.

Формат: pdf

Размер: 2,3 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Тематическое поурочное планирование 8
Урок 1. Вводный урок 17
Тема 1. Политика 18
Урок 2. Политика и власть (§1) -
Урок 3. Государство (§2) 25
Урок 4. Политические режимы (§3) 33
Урок 5. Правовое государство (§4) 41
Урок 6. Гражданское общество и государство (§ 5) 46
Урок 7. Участие граждан в политической жизни (§ 6) 53
Урок 8. Политические партии и движения (§7) 59
Уроки 9-10. Практикум по теме «Политика» 65
Повторительно-обобщающий урок по теме «Политика» (резервный час) 66
Тема 2. Право -
Урок 11. Роль права в жизни человека, общества и государства (§8) -
Урок 12. Правоотношения и субъекты права (§ 9) 72
Урок 13. Правонарушения и юридическая ответственность (§10) 80
Урок 14. Правоохранительные органы (§11) 88
Урок 15. Конституция Российской Федерации (§ 12) 95
Урок 16. Основы конституционного строя Российской Федерации (§13) 100
Уроки 17-18. Права и свободы человека и гражданина (§ 14-15) 104
Урок 19. Гражданские правоотношения (§16) 111
Урок 20. Право на труд. Трудовые правоотношения (§17) 117
Урок 21. Семейные правоотношения (§ 18) 124
Урок 22. Административные правоотношения (§ 19) 132
Урок 23. Уголовно-правовые отношения (§ 20) 138
Урок 24. Социальные права (§ 21) 145
Урок 25. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов (§ 22) 153
Урок 26. Правовое регулирование отношений в сфере образования (§ 23) 161
Уроки 27-28. Практикум по теме «Право» 168
Повторительно-обобщающий урок по теме «Право» (резервный час) 169
Урок 29. Заключительный урок 171
Список интернет-ресурсов 173

Курс «Обществознание» для 9 класса является продолжением начатого в 8 классе систематического, целостного рассмотрения общества в единстве экономической, социальной, духовной и политической сфер человеческой деятельности, её правового регулирования. Изучение курса в 9 классе расширяет для учащихся возможность самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, поднимает на новый уровень их правосознание, способствует их предпрофильной подготовке. Использование методического пособия позволяет реализовать подготовку девятиклассников к ГИА (государственной итоговой аттестации).
Рекомендации к урокам темы «Политика» помогут учителю дать обобщённое представление о власти и отношениях между органами власти, раскрыть роль государства, возможности участия граждан в управлении делами общества.
Рекомендации к изучению материалов второй темы «Право» направлены на интеграцию учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков посвящена изучению вопросов теории права, другая - отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации защиты прав и свобод гражданина РФ. Учащимся даются в определённой мере систематизированные знания о праве.
На каждом этапе реализуются межпредметные связи с курсом истории и другими учебными дисциплинами.
У старших подростков иные запросы, чем у младших, они более подготовлены к постижению относительно сложного учебного материала, характеризующего современные общественные отношения. При создании поурочных разработок были учтены требования к результатам обучения, предусмотренным примерной программой1 по обществознанию, созданной на основе ФГОС основного общего об¬разования.