Повседневная жизнь в ссср 70 80. Приобрести диплом в России очень легко! Культура в ссср

Восьмидесятые годы стали особым периодом в жизни столицы. Ведь это было последнее десятилетие существования Советского Союза. Этот период ознаменовался проникновением и распространением элементов западной свободы.

Главным же событием начала десятилетия стала Олимпиада. Конечно, данное событие несколько омрачил бойкот многих ключевых государств данного мероприятия. Но для рядовых граждан столицы это событие не было столь вопиющим, ведь его всячески скрывали. Подготовка же и проведение мероприятия стало настоящим праздником столицы. Город получил множество новых сооружений спортивного и инфраструктурного назначения. Москва значительно преобразилась, приблизившись к европейским столицам.

Начало 80-х ознаменовалось расцветом русского рока. К этому времени роковое движение уже стало полноценным и достаточно существенным. Власти уже не могли это скрывать. Потому группам давалась возможность легально записываться и давать небольшие концерты. Появились новые рок-группы «Алиса», «Аукцыон», «Кино» и пр.

Правда, в середине десятилетия начались массовые гонения участников рок-движения. Участники групп, а также их поклонники преследовались и даже арестовывались. Но начавшийся процесс уже нельзя было остановить, потому во второй половине десятилетия началась некоторая оттепель и рок-группы могли вести легальную деятельность. Рок-движение захватило Москву.

Кооперативное движение стало еще одной яркой страницей жизни москвичей 80-х годов. В связи с дефицитом многих товаров было принято решение о разрешении на организацию кооперативов. По сути это была предпринимательская деятельность, потому многие предприимчивые москвичи занялись этим ремеслом. Вследствие, многие из них стали знаменитыми предпринимателями и основателями промышленных групп.

В 80-е же многие кооперативы занимались откровенной спекуляцией, а также финансовыми операциями. Хотя были и многие, осуществляющие производство различной продукции. Правда она отличалась откровенно низким качеством при достаточно высокой цене.

Еще одна яркая страница жизни Москвы 80-х – молодежные субкультуры. С наступлением эпохи гласности они стали активно развиваться. Первая и, пожалуй, самая безобидная – это металлисты. Участники движения объединялись вокруг музыки в стиле Metal, которая проповедует самостоятельность, уверенность в себе, культ сильной личности. Эти идеалы и стали основополагающими в этом движении.

Любера – это еще одно движение, возникшее в Люберцах и распространившееся на столицу и остальную страну. Представители данного движения занимались культуризмом, боксом, другим бойцовскими видами спорта. Носили характерную одежду: кожаные куртки, белые рубашки с черными узкими галстуками и широкие клетчатые штаны. Любера отличались агрессией ко всем другим неформальным движениям.

Еще одна яркая молодежная субкультура столицы 80-х – панки. Они протестуют против общества и политики. Отличаются эпатажным и очень пестрым стилем. Характерная прическа панков – ирокез. Они носят грязную и рваную одежду.

В общем, в 80-х годах, особенно во второй половине отмечалась так называемая «новая свобода».

Молодежь, как самая активная и прогрессивная часть населения воспринимала это «потепление» очень положительно и активно, объединяясь в неформальные движения, участвуя в кооперативах и слушая популярную рок-музыку. Властям уже не удавалось остановить начавшиеся процессы, так как они уже активно развивались во всем мире.

Одежда и дрова

Х уже всего обстояло дело с одеждой и другими промышленными изделиями. Костюмы, платья, пальто и прочие вещи добывали по специальным талонам в крупных универмагах. С ночи у дверей скапливалась туча народу, при открытии возникала давка, многие получали травмы, а иные махали рукой и возвращались восвояси. Но даже по талонам готовые вещи бывали редко и, как правило, не того размера. Их все равно брали и несли к знакомым портнихам, которые подрабатывали втихую у себя дома. Милиция, конечно, знала об этой "теневой экономике", но никогда их не ловила. Значительно легче было достать отрезы материала. О расцветке не заикались и хватали что повезет. Старые вещи не выкидывались, а сперва перелицовывались : портниха распарывала их на составные детали, поворачивала протершуюся сторону ткани лицом к подкладке и сшивала все заново.

Нижнюю одежду и постельное белье в каждой семье по возможности шили себе сами. Дом, где имелась дореволюционная швейная машинка "Зингер" , считался благополучным.

Сейчас даже трудно представить эти полотняные дамские панталоны с пуговицами на талии; эти сатиновые мужские трусы длиной до колен. Многие вместо трусов круглый год носили бя зевые армейские кальсоны из жесткой желтоватой материи, с застежками на поясе и на щиколотках. Они были такими прочными, что Алексей Ларионов, имея несколько пар, не сносил их за шестьдесят лет.

Женские чулки были шерстяными или хлопчатобумажными; они постоянно рвались, и домохозяйки целыми днями их штопали . Давно забытое искусство штопки, требовавшее китайского трудолюбия, состояло в заделывании обширной прорехи идущими в двух направлениях переплетенными между собой нитками. Безнадежно испорченные шерстяные чулки распускались , чтобы из полученной шерсти связать новые. Со времен нэпа появились полупрозрачные фельдипе рсовые и фельдико совые чулки приторно-розовой и голубой окраски; их считали роскошью и одевали в исключительных случаях.

Валентина Авдышева. "Натюрморт с утюгом", 1964

Без специальной карточки нельзя было даже помыться в бане. Ванн дома почти ни у кого не имелось; люди занавешивали угол кухни и ополаскивались из таза. В баню же ходили как следует отпариться, а главное, потому, что там каждому выдавали маленький обрезок мыла на помывку . Им пользовались осмотрительно и остатки приносили домой. Иногда в баню захватывали мелкое белье и стирали прямо в шайке.

Одна типография в обмен на керосин поставляла для Наркомнефти невостребованные плакаты идейного содержания. Их разрезали и сшивали в тетрадки, где можно было писать на обороте; с этими тетрадями дети сотрудников ходили в школу. Чтобы экономить бумагу и карандаши, школьники решали домашние задания угольком на белом кафеле печки и потом переписывали в тетрадь.

Большинство домов имело печное отопление и дровяные плиты. Поэтому домоуправление раз в несколько месяцев выдавало каждой семье ордера на дрова . Дрова измерялись полными кубометрами (без десятых долей); положенное количество вычислялось исходя из кубатуры помещения (на топку) и из количества членов семьи (для плиты).

В каждом большом квартале был свой дровяной склад, куда завозилась пересортица любой толщины и разделывалась на метровые обрубки. Иногда, впрочем, они оказывались по два метра , и их, для экономии собственного труда, старались не брать. Квартиросъемщик предъявлял ордер и сам набирал приглянувшиеся ему поленья, заполняя ими вертикальную мерную раму , которая обозначала квадратный метр древесины с учетом зазоров между стволами. Поленья были различных пород деревьев; особенно ценились дубовые и березовые, давашие сильный жар. Подавляющая масса поленьев была хвойного происхождения и горела удовлетворительно; зато все шарахались от ольхи и осины. Неподалеку переминались мужики с большими тачками; покупатель грузил добычу на тачку и в сопровождении мужика следовал домой. Здесь дрова разделывали на 3-4 части двуручной пилой и укладывали сохнуть в дровяной сарай , а по утрам кололи колуном (невероятно тяжелым топором на длинной ручке), сколько нужно на данный день.

Печи

Т рудно представить, что из современной бытовой техники и удобств люди тридцатых годов имели только электрическое освещение, канализацию и холодную воду в кухне, да и то не везде. Множество домов, главным образом деревянных, жило с выгребными ямами. В разных местах города (за пределами Садового кольца) были специальные станции, где золотари сливали свои бочки в городскую канализацию. Водопроводные трубы, не заходя в избы и бараки, тянулись под асфальтом вдоль тротуаров от одной колонки до другой. Жильцы приходили с ведрами, подставляли их под кран и отжимали вниз тугой железный рычаг. О горячей воде никто даже не заикался. Самые крупные дома для партийной знати имели автономное паровое отопление из собственной котельной.

Центром всякой московской квартиры была печка . Точнее, печей имелось как минимум две: большая (русская ) в кухне и малая (голландка ) в жилой части. Чтобы равномерно отапливались все комнаты, планировку квартир делали от печки : она стояла посередине, от нее расходились перегородки, и в каждую комнату смотрела какая-нибудь сторона печки. На самом деле это был целый куст отдельных печек , прижатых друг к другу и растапливавшихся каждая из своей комнаты.

В многоэтажных домах печи ставились друг над другом, образуя единый кирпичный столб , опиравшийся внизу на собственный фундамент (а не на перекрытия). Поэтому на них сверху не могло быть никаких лежанок, столь характерных для деревенских изб. Печные стены, облицованные белым кафелем, вертикально тянулись от пола до потолка. В центре печного столба прятался общий дымоход , выходивший на крышу и регулярно прочищавшийся от сажи трубочистами . Чтобы дым с нижних этажей не залетал в верхние, каждая топка имела в пределах дымохода свой отдельный вытяжной канал , как это и сейчас делают с вентиляцией.

Невысоко над полом в печке имелась вместительная полость, называемая топкой , где горели дрова. Отверстие в топку было достаточно широким и прикрывалось чугунной заслонкой . В русских печах она снималась и одевалась, в более миниатюрных голландках подвешивалась на петлях. Дрова горели на чугунной решетке, которая прикрывала подпечье . Оно выполняло две функции: туда из топки сыпались головешки и пепел, настречу поступал воздух, создавая тягу . По окончании топки печная зола выгребалась из подпечья кочергой (загнутым на конце прутом) через специальную дверцу. Вверх из топки вел дымоходный канал, причудливо извиваясь в кирпичной толще; горячий воздух, проходя по бесконечным извивам и поворотам, успевал отдать печке бо льшую часть своего тепла. На высоте человеческого роста канал проходил сквозь небольшую камеру, в которую снаружи вела третья дверца. Туда можно было заглянуть и накрыть отверстие канала круглой чугунной вьюшкой для прекращения тяги. Когда печь не топилась, открытая дверца позволяла использовать дымоход для проветривания комнаты. Пол перед печкой обыкновенно делали цементным или укладывали жестяной лист во избежание пожара.

Летом голландку, служившую для обогрева комнат, использовали редко, разве что в затяжное ненастье для удаления сырости. Осенью, по мере того, как температура падала, частота топок нарастала и наконец, когда ложился снег, топить приходилось каждое утро. В сильные морозы еще дополнительно подтапливали на ночь, чтобы не окоченеть к рассвету. С другой стороны, следовало беречь дрова, получаемые по карточкам. Печь медленно нагревалась и медленно отдавала тепло, однако при любом раскладе к вечеру она остывала, так что приходилось ложиться в холодную, сырую постель. Отсюда возникло множество малопонятных нам бытовых предметов: теплые грелки, вязаные ночные колпаки, длиннейшие ночные рубашки и даже полог над кроватью, сберегавший выдыхаемое спящими тепло. Выбираться поутру из постели в нетопленую комнату было мучительно, зато сон моментально улетал прочь.

Растопка печи составляла особое искусство, которым владели далеко не все, а кто не умел - не брался. В сущности, оно мало чем отличалось от разжигания лесного костра. В семействе Ларионовых топить печь умели Алексей да Ираида Петровна. С вечера кто-нибудь притаскивал из сарая существенную охапку наколотых накануне дров. От них ножом щепали лучинки на растопку. Всю ночь дрова подсыхали в передней. Утром Алексей открывал вьюшку и нижнюю дверцу для создания тяги, в топку укладывал лучинки домиком и поджигал спичкой. За лучинками следовали поленья потоньше, потом все прочие, и наконец заслонка закрывалась в целях безопасности, чтобы не стрельнул шальной уголек. Внутри бушевало пламя, воздух свистел в дымоходе, унося ядовитый угарный газ (СО). Он выделялся до тех пор, пока на дровах плясали голубоватые языки пламени. Наконец поленья прогорали, пламя гасло, и лишь багровые узоры мерцали в темноте топки на обугленных головешках. Тогда закрывалась вьюшка, чтобы тепло перестало уходить в дымоход. (Тот, кто после вечерней топки слишком спешил ее закрыть, нередко расплачивался жизнью, угорая во сне. В лучшем случае дело обходилось отчаянной головной болью.) Головешки еще долго тлели внутри, сполна отдавая свой жар. Наконец к вечеру остатки выгребали из подпечья и вместе с прочим мусором выносили на двор.

В голландке никогда не готовили пищу, для этого в кухне существовала гораздо более удобная русская печь с очень вместительной топкой. Однако на нее расходовалось столько дров, что в бедственные революционные годы горожане совершенно в ней разочаровались и стали искать замену. Некоторые пользовались самодельными буржуйками - железными бочками на ножках с прорезанной в боку дверцей для дров. В верхний торец бочки вделывалась жестяная труба типа водосточной и уходила в форточку. Буржуйка была как бы антиподом русской печи, противоположной крайностью. Поленья для нее приходилось крошить до микроскопическоих размеров, тепла она вовсе не держала да еще норовила поджечь комнату.

После революции в московских домах развернулась борьба с кухонными печами. Их выламывали по всей высоте здания, не трогая магистральных дымоходов. Вместо них выкладывали простенькие и гораздо более экономные дровяные плиты - подобие невысокого кирпичного камина с чугунной верхней крышкой. Через боковую дверцу в топку подкладывали поленья и разводили огонь; дым удалялся вбок через общий дымоход. Пламя било в чугунную крышку, где были проделаны круглые отверстия с решеточками. Они назывались конфорками ; площадь отверстий могла увеличиваться или уменьшаться, смотря по надобности. На конфорки ставили кастрюли, и пламя лизало их снизу. Если конфорка не использовалась, ее закрывали специальной крышечкой. Внутри камина, рядом с топкой, находился духовой шкаф .

Поскольку сила пламени в топке непрестанно колебалась, хозяйка не могла отойти от своих кастрюль или наперед рассчитать необходимое для варки время, как это делаем мы. В зависимости от тысячи причин кушанье могло оказаться готовым и через десять минут, и через полчаса. Человек у плиты находился в положении водителя, который не отрываясь глядит на дорогу, не зная, какие неожиданности подстерегают его впереди.

Ну и обещанные карты:

Современный вид со спутника. Путеводитель 1938 года. Немецкая карта 1941 года.

Текст (с сокращениями)

В 30-х годах американский фотограф Джеймс Эббе (James Abbe) посетил СССР для ознакомления и освещения советской театральной жизни. В 1932 году выходит его книга с фотографиями и личными описаниями о времени проведенным в Советском Союзе.

Сенсационный портрет Сталина с личной подписью. За время своего правления, опасный и холодный, как сталь, таинственный и далекий, Сталин, никогда до этого и после не соглашался позировать для фотографа и подписал за время своего правления всего две фотографии.

Ночь в Москве вид из гостиницы,где проживал Джеймс Эббе


Ледоход на Москве-реке


Двадцатилетний юбилей правительственного органа газеты Правды. Гигантский транспарант напоминает, что "пресса должна служить орудием социалистического воспитания."


Женщины-рабочие более эффективны и надежны, чем мужчины


На Первого мая более миллиона солдат Красной Армии и рабочих проходят по Красной Площади, чаще всего в приказном порядке.


"Нам нечего терять, кроме своих цепей" написано на трнаспарантах. Проходя через Красную Площадь, эта группа рабочих должны изображать, что "разрывают свои цепи".


Пионеры продают облигации госзайма для второй пятилетки.


Снимать различные аварии на улицах Моквы было под строгим запретом, фотограф рисковал своей свободой, когда делал этот снимок. Во время торжественного парада на Красной Площади произошло столкновение, конная артиллерия, галопировавшая на бешеной скорости, врезалась в другую конницу. Лозунг на китайском гласит "Да здравствуют Советская Республика."


Группа на мавзолее Ленина, справа налево: Калинин, Орджоникидзе, Ворошилов, Сталин, Молотов и Горький.


Литвинов, министр иностранных дел.Главный дипломат СССР и активный пропагандист большевизма на Женевских конференциях, который "никогда не дает интервью". Огромная карта мира на заднем плане.


В свой выходной день москвичи собираются на спортивных площадках. Сила, ловкость, скорость и выносливость приветствуются в стране советов.


В ожидании пригородной электрички.Такие фотографии тоже делать запрещено!


На фасаде отеля Метрополь плакат: церковь охраняет богатства, украденные у эксплуатируемых масс. Дети несут транспаранты: священник - брат свиньи.

Жена и дети фотографа Джеймса Эббе.

Церковь в деревне Клязьма, типичный русский храм. В городах те немногие колокола, что не были переплавлены, уже не звонят, но в провинции 60% церквей ещё работает.

Пригородный газетный киоск. У вас нет шанса найти здесь журнал New York Times, Fortune или Harper"s Bazaar. Зато здесь продается свежая земляника.

Церковные похороны на улицах запрещены, кроме как только на территории кладбища, куда настоящие большевики никогда не ходят. Крестьяне оплакивают своих умерших, лежащих в картонных гробах.

Церковь посещают в основном только женщины

Рука святого с разрушенного коммунистами памятника, как будто просит небеса о помощи.

Директор антирелигиозного музея в московском Донском монастыре. Он сидит в кресле отца настоятеля и за его столом. Но у него совершенно другие задачи.


Товарищ Смидович, советский Антихрист, генеральный директор антирелигиозной деятельности. Его тень на стене кабинета распространяется на русскую землю, чтобы потушить тот свет, которым люди жили двадцать столетий.


Гравировщики по металлу перебивают бессмертные имена на произведениях искусства вековой давности. Надпись "Романовы" они заменяют на "Новый отель Москва". Туристы, ворующие серебряные ложки на сувениры, в полном восторге от таких сувениров.


Деревянные резные статуи Христа из трёх ликвидированных церквей. Темное пятно руке центральной фигуры - место где её веками целовали крестьяне. "Абсурдно и антисанитарно" утверждают власти.


Женщины и мужчины купаются практически голые, но только в разных местах.

Воздушные шарики продаются даже при тридцати градусов ниже нуля,а маленьких большевиков выносят подышать свежим воздухом, закутывая их в плотные одеяла с головой, что заставляет задуматься над определением "дышать".

Ветераны - революционеры, мечтавшие, боровшиеся, строившие заговоры и бросавшие бомбы в царское время, сейчас живут в роскошных домах для ветеранов.


Красивый жест нынешней власти - популярное раньше московское кабаре, отдали под дом крестьянина.


Если повезет и лошадь победит на скачках, советский человек может исполнить заветную мечту - наесться в ресторане ипподрома до отвала.

Бывший дворец Екатерины Великой, затем служивший гаремом для царских сановников, а сейчас в нем размещается академия военной авиации. Тоже запрещенная фотография.


Рота красных командиров, передовых советских войск, на параде перед зданием штаба. Угловая комната на втором этаже служила спальней Наполеону, когда он посетил Москву в 1812 году.


Это не солдат из музыкальной комедии, это товарищ майор Сумарокова, единственная женщина-пилот в Красной Армии.

В Донбассе, одно из лучших автомобильных шоссе в СССР. И тоже запрещенная фотографии с электростанциями.


Фотографировать очереди в магазин тоже под запретом. Магазин одежды.


Лубянская площадь. Часть стены Китай-города. Большевики бы разрушили и ее, если бы не иностранные туристы, любящие посмотреть на старину.


Солдаты ГПУ выстроились возле кремлевской стены. На заднем плане памятник Джону Риду, американскому коммунисту, похороненному рядом с Лениным. Запрещенная фотография.

Экспонаты Кремля. Самый большой колокол и самая большая пушка в мире. Колокол упал при установке на колокольню и разбился прежде чем в него звонили. Из пушки никогда не стреляли из-за ошибок конструкции.


Похороны жены Сталина. На каждой крыше снайперы с винтовками. Приказ был стрелять по окнам, если их откроют. Фотограф пятнадцать раз рисковал жизнью, сделав 15 снимков из Гранд Отеля.


Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем
Мы наш, мы новый мир построим, —
Кто был ничем, тот станет всем.
Построение социализма означает разрушение всего старого, даже если это двор знаменитого Зимнего Дворца в Ленинграде или ещё одна приговоренная к разрушению церковь.

В московском студенческом городке

Украинское правительственное здание в Харькове - прекрасный образец архитектуры.


Антропологический музей московского университета гордится крупнейшей коллекцией человеческих черепов в мире. Работники музея каталогизируют солдат ещё одной войны.


Публикация в американском журнале New York Times



Новый социалистический быт в СССР

Выполнил:

Проверил:

Волгоград 2009

Введение. 3

1. Быт и жизненный уклад населения Советской России 1920-30 гг. 5

2. Культура и искусство, как модель социалистического общества. 7

3. Реформирования в области образования и науки. 8

4. Изобразительное искусство, архитектура, театр и киноискусство в 1920-30 гг. 11

Заключение. 15

Список используемой литературы.. 16

Введение

Коренной переворот в духовном развитии общества, осуществленный в СССР в 20-30-е гг. XX в., составная часть социалистических преобразований. Теория культурной революции была разработана В.И. Лениным. Культурная революция и построение нового социалистического быта направлено на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия через идеологизацию культуры. На передний план выдвигалась задача создания так называемой «пролетарской культуры», основанной на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры.

Построение нового социалистического быта предусматривало ликвидацию неграмотности, создание социалистической системы народного образования и просвещения, формирование новой, социалистической интеллигенции, перестройку быта, развитие науки, литературы, искусства под партийным контролем. В результате осуществления культурной революции СССР были достигнуты значительные успехи: по переписи 1939 г. грамотность населения стала составлять 70%; в СССР была создана первоклассная общеобразовательная школа, численность советской интеллигенции достигла 14 млн. чел; наблюдался расцвет науки и искусства. В культурном развитии СССР вышел на передовые рубежи в мире.

Отличительной особенностью советского периода истории культуры является огромная роль в ее развитии партии и государства. Партия и государство установили полный контроль над духовной жизнью общества.

В 20-30-е годы в СССР, несомненно, произошел мощный культурный сдвиг. Если социальная революция уничтожила в стране полусредневековую сословность, разделявшую общество на «народ» и «верхи», то культурные преобразования за два десятка лет двинули ее по пути преодоления цивилизационного разрыва в повседневной жизни многих десятков миллионов людей. В невообразимо короткий срок материальные возможности людей перестали быть существенным барьером между ними и по крайней мере элементарной культурой, приобщение к ней значительно меньше стало зависеть от социально-профессионального статуса людей. И по масштабу, и по темпам эти изменения и в самом деле можно считать общенародной «культурной революцией».

Существенные изменения произошли в 20-е гг. в быте населения России. Быт, как уклад повседневной жизни, нельзя рассматривать для всего населения в целом, ибо он различен у разных слоев населения. Ухудшились бытовые условия высших слоев российского общества, занимавших до революции лучшие квартиры, потреблявших качественные продукты питания, пользовавшихся достижениями образования и здравоохранения. Был введен строго классовый принцип распределения материальных и духовных ценностей и представители высших слоев лишались своих привилегий. Правда, Советская власть поддерживала нужных ей представителей старой интеллигенции через систему пайков, комиссию по улучшению быта ученых и т.п.

В годы нэпа зарождались новые слои, которые жили зажиточно. Это так называемые нэпманы или новая буржуазия, уклад жизни которых определялся толщиной их кошелька. Им было предоставлено право тратить деньги в ресторанах и других развлекательных учреждениях. К этим слоям можно отнести и партийную, и государственную номенклатуру, доходы которой зависели от того, как они исполняли свои обязанности. Серьезно изменился уклад жизни рабочего класса. Именно ему предстояло занять ведущее место в обществе и пользоваться всеми благами. От Советской власти он получил права на бесплатное образование и медицинское обслуживание, государство постоянно повышало ему заработную плату, обеспечивало социальное страхование и пенсионное содержание, через рабфаки поддерживало его стремление к получению высшего образования. В 20-е гг. государство регулярно проводило обследование бюджетов рабочих семей и следило за их наполняемостью. Однако часто слова расходились с делами, материальные трудности ударяли прежде всего по рабочим, чьи доходы зависели только от размеров заработной платы, массовая безработица в годы нэпа, низкий культурный уровень не позволяли рабочим серьезно улучшить свои бытовые условия. Кроме того, на быте рабочих сказывались многочисленные эксперименты по насаждению «социалистических ценностей», трудовые коммуны, «общие котлы», общежития.

Крестьянский быт в годы нэпа изменился незначительно. Патриархальные отношения в семье, общий труд в поле от зари до зари, желание приумножить свое достояние характеризовали уклад основной массы российского крестьянства. Оно стало более зажиточным, у него развивалось чувство хозяина. Маломощное крестьянство объединялось в коммуны и колхозы, налаживало коллективный труд. Крестьянство больше всего волновало положение церкви в Советском государстве, ибо с ней оно связывало свое будущее. Политика Советского государства в отношении церкви в 20-е гг. не была постоянной. В начале 20-х гг. на церковь обрушились репрессии, изымались церковные ценности под предлогом необходимости борьбы с голодом. Затем в самой православной церкви произошел раскол по вопросу об отношении к Советской власти и группа священников образовала «живую церковь», отменила патриаршество и выступила за обновление церкви. При митрополите Сергии церковь встала на службу Советской власти. Государство поощряло эти новые явления в жизни церкви, продолжало проведение репрессий против сторонников сохранения старых порядков в церкви. В то же время оно проводило активную антирелигиозную пропаганду, создало разветвленную сеть обществ и периодических изданий антирелигиозного толка, внедряло в быт советских людей социалистические праздники в противовес религиозным, даже пошло на изменение сроков рабочей недели, чтобы выходные дни не совпадали с воскресеньями и религиозными праздниками.

2. Культура и искусство, как модель социалистического общества

В начале ХХ века В.И. Лениным были сформулированы важнейшие принципы отношения Коммунистической партии к творческой деятельности, которые легли в основу культурной политики Советского государства. В работе “Партийная организация и партийная литература” (1905 г) В.И. Ленин утверждает, что несостоятельным является стремление некоторых творческих людей быть “вне” и “над” классовой борьбой, поскольку “…жить в обществе и быть свободными от общества нельзя”. Классовой подход к культуре - определяющий принцип коммунистов к культурному наследию и происходящим культурным процессам. Основной целью культуры, по мнению В.И. Ленина, является не служение “…пресыщенной героине, не скучающим и страдающим от ожирения “верхним десяти тысячам”, а миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее “будущность”. Таким образом, культура и, в частности, такая ее сфера как искусство, должны стать “частью общепролетарского дела”, выражать интересы этого класса.

В марксистской концепции содержалась мысль о взаимосвязи всемирно-исторической миссии пролетариата с перспективами развития культуры: в какой степени пролетариат как революционный класс выразит интересы общества в целом, усвоит, переработает, разовьет “…все, что было ценного в более чем двухтысячелетнем развитии человеческой мысли и культуры”, в такой мере зависит ее развитие. Отсюда следует вывод, что гуманистической, в полном смысле этого слова, становится та культура, которая порождена классом, борющимся за свое освобождение. “Класс, совершающий революцию, - писал В.И. Ленин, - уже по одному тому, что он противостоит другому классу, с самого начала выступает как класс и как представитель всего общества”.

Вместе с тем Ленин обращал внимание на следующее крайне важное обстоятельство: “С точки зрения основных идей марксизма интересы общественного развития выше интересов пролетариата, интересы всего рабочего движения в целом выше интересов отдельного слоя рабочих или отдельных моментов движения”.

Серьезной задачей культурной революции провозглашалось приобщение народа к культурным ценностям, изменение его сознания, перевоспитание самого человека. “Раньше, - говорил В.И. Ленин, - весь человеческий ум, весь его гений творил только для того, чтобы дать одним все блага техники и культуры, а других лишить самого необходимого - просвещения и развития. Теперь все чудеса техники, все завоевания культуры станут общенародным достоянием, и отныне никогда человеческий ум и гений не будут обращены в средства насилия, в средства эксплуатации…”.

Государство взяло на себя финансирование всех отраслей культуры: образование, материально-техническое обеспечение, все виды искусства, установив строжайшую цензуру над литературой, театром, кинематографом, учебными заведениями и т.п. Была создана стройная система идеологической обработки населения. Средства массовой информации, оказавшись под жесточайшим контролем партии и государства, наряду с достоверной информацией использовали прием манипулирования сознанием населения. Внушалась народу мысль о том, что страна представляет осажденную крепость, и право находиться в этой крепости имеет лишь тот, кто ее защищает. Постоянный поиск врагов становится отличительной чертой деятельности партии и государства.

3. Реформирования в области образования и науки

В рассматриваемый период культурная жизнь страны развивалась весьма неоднозначно. Вместе с тем, во многих областях культурного развития были достигнуты значительные успехи. К таковым прежде всего относится сфера образования.