Познавательная астрономия. Изучение астрономии детьми в детском саду

"" – удивительная и красочно иллюстрированная книга, подробно рассказывающая о современных достижениях астрономии и космонавтики, об историях и легендах, связанных с таинственным миром звезд и планет.

Автор книги, прекрасный современный педагог Ольга Шибка, вот уже более двадцати лет ведет детский кружок астрономии и начального аэрокосмического моделирования. Книга написана на основании ее многолетнего преподавательского опыта, в ней доступно и занимательно повествуется о небесных телах, тайнах космоса и далеких мирах.

Книга рассчитана на детей от шести до двенадцати лет, но не менее интересной она будет и для взрослых читателей, родителей и педагогов. Прочитав "Занимательную астрономию для детей", Вы сможете ответить на бесконечные детские вопросы, вместе с ребенком разобраться в сложных загадках Вселенной и провести настоящие астрономические наблюдения.

Ольга Шибка
Занимательная астрономия для детей

Об издании

Ольга Шибка

Занимательная астрономия для детей

ИЗ ГЛУБИНЫ ВЕКОВ

ЧТО ИЗУЧАЕТ АСТРОНОМИЯ

Астрономией называют науку, которая изучает все, что находится во Вселенной. Новую информацию о Вселенной получают, в том числе, и во время астрономических наблюдений.

Астрономические наблюдения проводят в обсерваториях. Обсерваторией называют специальное место или сооружение, где установлены приборы, с помощью которых учёные изучают звёзды, планеты и другие космические тела. Слово "обсерватория" переводится с английского как "наблюдение". В обсерваториях работают астрономы – это учёные, которые изучают Вселенную и её законы. Общая часть в словах "астрономия", "астроном" – "астро", в переводе на русский язык означает звезда.

Одна из самых древних обсерваторий, сооруженных людьми, – Стоунхендж, расположенный в Англии. Огромные валуны Стоунхенджа сложены так, чтобы можно было точно наблюдать движение Солнце в дни весеннего и осеннего равноденствий.

Древние жители Вавилона, Египта и Центральной Америки в качестве обсерваторий использовали пирамиды. Их основания сориентированы по сторонам света. Астрономические наблюдения в древнем мире проводили для того, чтобы точнее узнать время начала весны или зимы. На основании астрономических наблюдений жрецы составляли календари. Древние мореплаватели с помощью астрономических наблюдений могли определить свое местонахождение.

В Средние века во всех странах мира обсерватория считалась признаком образованности и богатства королевского двора. Самые известные астрономы Средневековья трудились на службе у ханов, герцогов и королей.

Астрономы наблюдают небесные тела с помощью специального прибора под названием телескоп. Это слово происходит от греческих слов "далеко" и "смотрю".

Телескоп увеличивает изображение далёкой планеты, словно приближает ее к глазу астронома. Первый телескоп соорудил итальянец Галилео Галилей 400 лет назад.

Астрономические наблюдения обычно проводят ночью. Для их проведения необходимо, чтобы на большом расстоянии вокруг обсерватории было темно, например, не было огней большого города. Тогда в телескоп можно рассмотреть даже очень слабые и далёкие небесные объекты.

Современные обсерватории строят высоко в горах, далеко от заселённых территорий. Перед тем, как строить новую обсерваторию, астрономы долго наблюдают за астроклиматом – так называют сочетание погодных и климатических условий, пригодных для работы обсерватории. Желательно, чтобы в выбранной местности на протяжении года было как можно больше ясных ночей.

Телескопы в обсерваториях стоят в специальных домиках. Сложные механизмы, управляемые компьютерами, позволяют даже большой и тяжёлый телескоп легко направить в любую точку небосвода.

Самые лучшие снимки звёздного неба получают на тех телескопах, над которыми находится самый тонкий слой воздушной оболочки Земли – атмосферы. Поэтому обсерватория есть и за пределами атмосферы – это автоматические космические станции. Такой телескоп, конечно, размещен уже не в домике, а в специальном космическом аппарате. Иногда космические наблюдения проводят космонавты, которые работают на Международной космической станции.

Ответь на вопросы и выполни задания:

1. Почему нельзя построить обсерваторию в самой глуши темного леса? (Ветви деревьев будут закрывать небосвод от наблюдателя.)

2. Какие ещё слова, кроме слова телескоп, ты знаешь с частичкой "теле-"? (телефон, телевизор, телефильм).

3. Нарисуй картинку с домиком для телескопа. Почему над входом в этот домик не может гореть фонарь? (Фонарь своим светом будет мешать астрономам наблюдать звёзды, потому что свет звезд слабее света фонаря.)

Отгадай загадки:

Стоит на горке круглый дом,

Не видно ночью света в нём.

За роем звёзд в полночный час

Следит неутомимый глаз.

(Обсерватория)

В него рассмотришь без труда

Далекий лес и города,

Планеты, звезды, край небес

И множество других чудес.

(Телескоп)

Звезды все наперечет

Знает мудрый…

(Звездочет)

КАК ПОЯВИЛАСЬ АСТРОНОМИЯ

В наше время у людей все реже появляется возможность внимательно присмотреться к небесному своду. Все меньше мест на Земле, где яркий свет ночных городов не мешал бы увидеть звезды. А в древности небесные светила были такой же частью повседневной жизни человека, как домашние животные, как леса и поля. Ведь в те времена небо было для людей и календарем, и компасом, и часами.

В разных странах и в разное время люди приходили к одному и тому же выводу: чтобы правильно спланировать, например, время начала сева или начало охоты, нужно запомнить какие-то приметы, которые помогут определить подходящей для этого момент времени. Такими приметами чаще всего становились фазы Луны и появление на небе ярких звезд. Постепенно стали накапливаться знания о том, как измерять время, появились первые календари. Слово "календарь" происходит от латинского слова "calare" – выкрикивать. За движением светил в Древнем Риме, как и в других странах древнего мира, следили жрецы. Главный жрец должен был громко выкрикивать новость о наступлении первого дня каждого месяца.

В Древнем Египте жизнь людей зависели от разливов реки Нил. Эта река заливала на несколько недель поля, орошая их и оставляя на них ил, хорошо удобрявший землю. Очень давно было замечено, что воды Нила начинают прибывать в середине лета, одновременно с появлением на утреннем небе самой яркой звезды – Сириуса из созвездия Большого Пса. Все работы, связанные с обработкой полей, прекращались и начинались "каникулы" – время, которое позже получило название от латинского имени звезды Сириус. Римляне называли эту звезду Canicula, что переводиться как "собачка".

Вот так и получилось, что необходимость предсказывать смену времен года и наступление сезонов привела к зарождению астрономических наблюдений и появлению науки астрономии.

Жрецы-звездочеты не только составляли первые календари, но также искали способы измерения времени за промежутки более короткие, чем год. По восходам и заходам Солнца определяли начало и конец дня. Хотя очень скоро стало понятно, что летом и зимой день имеет неодинаковую продолжительность. Зимой Солнце над горизонтом проводит меньше времени и 21 или 22 декабря наступает день зимнего солнцестояния – случается самая длинная ночь в году. Летом, 21 или 22 июня, ночь самая короткая, а световой день самый длинный, это – летнее солнцестояние. Два раза в год, 21 или 22 сентября и 21 или 22 марта, день и ночь имеют одинаковую продолжительность. Астрономы называют эти дни осенним и весенним равноденствием. Многие народы в древности начинали отсчет дней нового года со дня весеннего равноденствия. В России традицию встречать наступление Нового года в день весеннего равноденствия отменил царь Петр I.

Очень долго течение времени измеряли сменой лунных фаз. Постепенно люди придумали, что сутки можно разделить на равные промежутки времени – часы. Появились простейшие приборы для измерения времени.

Когда первые путешественники отправились через пустыню, оказалось что гораздо проще искать конечную цель путешествия, если есть надежные ориентиры. К такому же выводу пришли и первые мореплаватели. Такими ориентирами стали яркие звезды. Древние астрономы составляли первые карты звездного неба, давая названия звездам и созвездиям, нанося их на небесные карты и описывая их взаимное расположение.

Постепенно стало понятно, что астрономия может дать ответы на очень многие вопросы повседневной жизни и разрешить многие загадки мироздания, может помочь человеку определить его место во Вселенной. Чем дольше и внимательнее человек вглядывался в звездные дали, тем стремительнее шло развитие человеческой цивилизации.

Астрономия - древнейшая наука о Вселенной предметом изучения которой являются космические объекты, а также связанные с ними процессы и явления.

Со времен первого полета человека в космос, главным детским ответом на вопрос "Кем ты хочешь стать?" был ответ "Космонавтом!".

Интерес людей к космосу не угаснет никогда, он манит нас своими тайнами и вселенским масштабом. Глядя на звездное небо, люди всегда задавались главными вопросами.

Сегодня, во времена космических ракет, спутников и луноходов нам есть что рассказать своим детям.

Однако, масштабы вселенной трудно представить даже взрослому человеку.

Осталось придумать как интересно рассказать ребенку о космосе и познакомить его с первыми основами астрономии.

Как рассказывать

Учитывая особенности детского возраста, очень важно сделать рассказ простым и эффектным. Для этого можно использовать наглядные опыты, пример таких опытов мы описываем ниже. Так, ребенку будет гораздо проще познакомиться с непростыми, для него, тематическими понятиями.

Сегодня родителям предлагается большое количество тематических материалов, которые также можно использовать в своем рассказе.

Дети дошкольного возраста отлично усваивают информацию, поданную в игровой форме, в форме сказки или стихотворения.

И если вам удастся удивить и очаровать детское воображение, возможно, ребенок не только заинтересуется астрономией, но и полюбит эту науку.

Впервые рассказывая ребенку о космосе, подумайте о том, что может быть, будучи уже взрослым человеком, посмотрев на звёзды, он вспомнит ваши занятия и улыбнётся.

Что рассказывать

Вступление

Посмотри на небо. Кажется, оно совсем близко - протяни руку и дотронешься до солнца или луны, ну а если залезть на макушку высокого дерева, то и вовсе окажешься рядом с ними. Но на самом деле это не так. Ни мы своей рукой не можем дотянуться до неба, ни деревья своими макушками. Солнце, луна и звезды очень далеко от нас. Это большие планеты, до которых нужно лететь на космическом корабле.

В солнечной системе 8 планет. Все они кружатся вокруг Солнца, причем постоянно по одному и тому же пути, который называется орбитой. И одна из этих планет - наша Земля.

Что рассказать:

Солнце - это большая и очень горячая планета - это звезда, - огромный, раскаленный шар. Она очень далеко, но тепло от ее лучей доходит до всех кружащихся вокруг нее планет, и до нашей тоже. Именно поэтому у нас тепло.

Не все звезды такие, как Солнце. Бывают и маленькие звездочки, и средние, и огромные - больше Солнца.

Самые яркие среди всех звезд на небе - это Полярная звезда и Сириус.

Солнце намного больше нашей планеты. Если сравнить их, то это словно арбуз и маленькая горошина.

Наглядный материал:

Чтобы сравнить размеры Солнца с размерами Земли, можно взять тыкву или арбуз и горошину. Горошина - это наша Земля, тыква - Солнце.

Земля настолько меньше солнца, насколько горошина меньше тыквы.

Луна

Что рассказать:

Луна - это спутник нашей планеты, она находится всего в трёх днях пути.

Луна двигается вокруг Земли против часовой стрелки.

Мы видим луну только ночью. Луна, как мы видим ее в небе, не всегда одинаковой формы. Есть следующие фазы луны: новолуние, серп растущей луны, первая четверть растущей луны, растущая луна, полнолуние и далее на уменьшение: убывающая луна, четверть убывающей луны, серп убывающей луны, снова новолуние.

Если серп в небе похож на букву С, то луна "старая", убывающая. Если визуально мы проведем палочку и получится буква Р, то луна растущая.

Эти фазы можно изобразить для ребенка на бумаге или вырезав их из цветного картона.

Наглядный материал:

Чтобы продемонстрировать, почему луна иногда круглая, иногда в форме полумесяца, возьмите обычную настольную лампу и мяч. Проведите вместе опыт, создав в домашних условиях луну. Покажите ребенку, что мы видим лишь освещённую часть шара.

Наша планета

Что рассказать:

Нашу планету - планету Земля - окружает атмосфера. Это такой защитный слой, который спасает обитателей от солнечного ультрафиолетового излучения, а также от большинства метеоритов. Его можно сравнить с воздушным покрывалом. Именно благодаря ему на нашей планете есть воздух, которым мы дышим.

Самое главное отличие нашей планеты от других - это наличие на ней жизни.

Считается, что все остальное пространство безжизненно. Вера и желание людей найти жизнь на других планетах заставляет нас конструировать космические корабли для путешествия в космос, с целью его изучения.

Наглядный материал:

Можно отварить куриное яйцо и на его примере объяснить ребенку что представляет собой атмосфера Земли. Наша планета окружена многослойной атмосферой, подобно тому, как в яйце желток окружен белком.

Другие планеты солнечной системы

Что рассказать:

В Солнечной системе всего 8 планет.

Самая большая из них - это Юпитер. А самая интересная - Сатурн, потому что у него есть огромные кольца вокруг.

Юпитер, Уран и Нептун также имеют кольца, однако их невозможно увидеть с Земли.

Одним из последних был обнаружен Плутон. Сначала его считали Его открыли в 1930 девятой планетой. Но, со временем, его отнесли к другой категории космических тел, "карликовые планеты".

Планетой считаются космические тела, которые:

  • вращаются вокруг какой-то звезды (в случае с Солнечной системой это Солнце);
  • имеют собственную гравитацию, которая объясняет их сферическую (круглую) или приближенную к сферической форму;
  • не находятся вблизи других подобных крупных тел;
  • не являются звездой.

Наглядный материал:

Чтобы запомнить названия всех планет солнечной системы, можно выучить небольшой стишок:

По порядку все планеты

Назовёт любой из нас:

Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Звезды

Что рассказать:

Самая близкая к нам звезда - это солнце.

В космосе есть огромное количество звезд, которое невозможно сосчитать.

Любая звезда - это раскаленный газовый шар, который сформировался из молекул водорода, соединившихся вместе.

Скопление звезд образует созвездия.

Наглядый материал:

Чтобы рассказать, почему солнце так ярко светит, возьмите обычный фонарик или люминофоровые звёздочки. При выключенном свете поднесите их близко к малышу, чтобы он посмотрел, как ярко они горят.

Потом медленно отойдите в конец комнаты, демонстрируя, что светящиеся предметы, удаляясь, становятся маленькими и блёклыми. Объясните, что звёзды только кажутся маленькими, потому что они очень далеко от нас.

Увидеть их поближе помогают телескопы, которые приближают изображения звезд и позволяют нам лучше рассмотреть их.

Как летит ракета

Что рассказать:

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу мечта людей о полете в космос сбылась - первый в истории космонавт, Юрий Алексеевич Гагарин, совершил полет в космос на корабле "Восток-1". Его полет вокруг Земли длился 108 минут. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики.

Наглядный материал:

Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Воздушный шарик летел как ракета - он двигался вперед, пока в нем был воздух.

Примерно по-такому принципу и ракета летит в космос, только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Ракету делают из нескольких частей, которые называются ступенями и в каждой ступени есть свой бак с горючим.

В первой ступени закончилось топливо- она отпадает и тут же включается двигатель второй ступени и несет ракету еще быстрее и еще выше. Так до космоса добирается только третья ступень - самая маленькая и легкая. Она и выводит на орбиту кабину с космонавтом.

Игры по теме

1. Игра "Что возьмем с собою в космос"

Разложите перед ребенком рисунки и предложите выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль.

Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.

2. Игра "Космический словарь"

Игра поможет ребенку пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса.

Кто больше назовет слов, связанных с космосом тот победил.

Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.

3. Игра "Скажи наоборот"

Цель игры - научить ребенка выбирать слова с противоположным значением - антонимы.

Например:
Далекий -…
тесный -…
большой -…
подниматься -…
яркий -…
улетать -…
высокий -…
известный -…
включать -…
темный -…

4. Игра "Ориентируемся по звездам"

Вместе с ребенком представьте, что вы моряки, заблудившиеся в Тихом океане. Попросите ребенка вырезать из бумаги маленькие звёздочки и помогите приклеить их с обратной стороны столешницы так, чтобы получились созвездия Малой и Большой Медведицы.

Накройте стол покрывалом - это будет ваш корабль, возьмите фонарик и залезай туда. Сейчас ночь, единственный компас утонул, и всё, что вы видите, это звёзды над вашими головами (их можно подсветить фонариком).

Покажите ребенку как можно ориентироваться на звезды, чтобы найти дорогу.

Попробуйте вместе, глядя на звезды, определить, в какую сторону вам плыть, если вы держите путь на восток.

5. Игра "Космические камни"

На каждой кухне есть фольга для запекания. Такой материал может легко превратиться в космические шарики-камни.

Разбросайте их на видных местах, чтобы ребенок затем собрал эти космические камни. Затем их можно метать в цель или просто в миску, тренируя меткость.

Книги для детей по теме

1. "Удивительное звездное небо. Атлас с наклейками", С. Андреев.

2. "Открываем космос", Мортон Дженкинс.

3. "Профессор Астрокот и его путешествие в космос", Доминик Воллиман и Бен Ньюман.

4. "Космос", Д. Костюков, З.Сурова.

5. "Увлекательная астрономия", Е.Качур.

6. Серия "Твоя первая энциклопедия", книга "Чудесная планета", издательство "Махаон".

7. Серия "Самая первая энциклопедия", книга "Планета Земля", издательство "Росмэн".

8. "Моя первая книга о космосе", К. Порцевский, М. Лукъянов.

9. "Звезды и планеты. Энциклопедия для детей", Э. Прати.

10. "Необыкновенные приключения Пети в космосе", А. Иванов, В. Мерзленко.

Мульфильмы по теме

1. Цикл мультфильмов "Дети и космос"

2. Развивающий мультфильм "Планета Земля"

3. Занимательные уроки Саакаянца "Астрономия для самых маленьких"

4. "Тайна третьей планеты"

5. "Незнайка на Луне"

7. "Свинка Пепа", серия "Путешествие на Луну"

8. "Звездные собаки: Белка и стрелка"

9."Белка и Стрелка: лунные приключения"

10. "Эгон и Дончи"

11. "Лунная экспедиция Христофора Кулламбуса"

12. "Том и Джерри: Полет на Марс"

13. "Тайна красной планеты"

14. "Планета 51"

15. "Большое космическое приключение"

16. "Планета ветра"

17. "Мухнём на Луну"

18. "Валли"

19. "Планета сокровищ"

20. " Смешарики: пин-код сборник"

Обучающий материал по теме

  • Журнал "Школа 7 гномов - 4+: Малышам о звездах и планетах";
  • Журнал "Мир вокруг нас", №1,5,7;
  • Карта солнечной системы;
  • Тематические карточки;



Космические поделки для детей

1. Ракета с фотографией вашего ребенка-космонавта.

Нужны: фотография вашего малыша, цветной картон или бумага.



2. Ракета из пластиковой бутылки.

Нужны: пластиковая бутылка, носок, картон, фольга и нитки.



3. Прожектор созвездий.

Нужны: фонарик, вырезанные по диаметру фонарика круги с проделанными в виде созвездия дырочками, бумажные формочки для капкейков, шнурок.



4. Сенсорная космическая коробка.

Нужны: прозрачная пластиковая коробка, чечевица, черная фасоль, декоративные стеклянные шарики, блестящие пайетки, космические игрушки, маленькие фонарики.

5. Костюм космического робота.

Нужны: большая картонная коробка, скотч, старые провода, фольга, наклейки, маркеры, фантазия.



Где посмотреть на звезды в Москве

1. Обсерватории

Обсерватория - специализированное научное сооружение и/или учреждение, используемое для наблюдения земных и/или астрономических явлений.

В некоторых обсерваториях наблюдения проводятся только при наличии ясной погоды.

Режим работы обсерваторий следует уточнять в учреждении, обратите внимание, что некоторые обсерватории работают только 2 летних месяца в году, другие с мая по сентябрь.

Московский городской дворец детского и юношеского творчества

М. Университет, ул. Косыгина, д. 17, кор. 1
Цена: бесплатно.

Астрономическая обсерватория МГУ (Государственном астрономическом институте имени П.К. Штернберга при МГУ)

Москва, Университетский проспект, д. 13
Цена: бесплатно.

Обсерватория при Московском планетарии

М. Баррикадная, Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: в будни 250 рублей, в выходные 300 рублей.

Народная обсерватория на территории Парка Горького

М. Парк Горького, Октябрьская.
Цена: 200 руб.

Народная обсерватория на территории парка Сокольники

М. Сокольники, территория парка
Цена: 150 руб.

С четверга по воскресенье можно взять в прокат выносной телескоп за 50 рублей.

2. Планетарии

Планетарий - научно-просветительное учреждение, в котором демонстрируется небесная сфера со звёздами, планетами и спутниками, кометами и метеорами; а также явления, связанные с небесными телами.

Московский планетарий

Г. Москва, ул.Садовая-Кудринская, д. 5, стр. 1
Цена: от 100 руб.

Планетарий Центрального Дома Российской Армии

Г.Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 32
Цена: 200 руб.

Планетарий культурного центра Вооруженных Сил РФ

Москва, Суворовская пл., д. 2, стр. 32.
Цена: 200 руб.

Привет всем!

Очень интересная подборка фактов о космосе для детей.

Откуда взялась Вселенная

Вселенная так велика, что мы даже не знаем, есть ли у нее границы. Она возникла около 13,7 миллиарда лет назад, когда случился Большой взрыв. В тот момент всё и появилось: материя, из которой сделаны звезды и планеты, силы взаимодействия между частицами материи, даже время и пространство родились в процессе Большого взрыва. Почему это произошло, люди пока объяснить не могут.

Шло время. Вселенная расширялась во все стороны и наконец начала обретать форму. Из вихрей энергии родились крошечные частицы. Спустя сотни тысяч лет они слились и превратились в атомы - «кирпичики», из которых сложено все, что мы видим. Тогда же возник и свет, который начал свободно перемещаться в пространстве.

Солнечная система

В нашей Солнечной системе восемь планет, и все они вращаются вокруг Солнца в одном и том же направлении. Сила притяжения огромного Солнца будто невидимой веревкой удерживает планеты, не позволяя им вырваться и улететь в космос. Первые четыре планеты - если считать по порядку от Солнца - состоят из горных пород и находятся достаточно близко к светилу. Их называют планетами земной группы. По твердой поверхности этих планет можно ходить. Другие четыре планеты целиком состоят из газов. Если встать на их поверхность, можно провалиться и пролететь всю планету насквозь. Эти четыре газовых гиганта намного больше планет земной группы, и расположены они очень далеко друг от друга.

Долгое время считалось, что самая отдаленная планета нашей Солнечной системы - это Плутон, который находится за Нептуном в области под названием «пояс Койпера». Но не так давно учёные решили, что Плутон всё же нельзя считать планетой, ведь в поясе Койпера есть и другие небесные тела такого же размера и даже больше (например, Эрида - планетоид, открытый в 2005 году).

Если бы Земля была помидором черри, то какого размера были бы остальные планеты? Если бы мы держали Землю - помидор черри - в руках, то Солнце находилось бы от нас на расстоянии 500 метров и имело бы диаметр всего 4,5 метра.

Млечный Путь

Все звезды, которые видны нам с Земли, входят в состав больших групп - галактик, похожих на гигантские космические водовороты. Наша галактика называется Млечный Путь, или просто Галактика, и формой напоминает фейерверк-вертушку. В ней столько звезд, сколько человек не сможет пересчитать за всю свою жизнь. Наша Галактика постоянно вращается, только очень медленно: для полного оборота ей нужно целых 225 миллионов лет. Млечный Путь можно увидеть собственными глазами. Для этого нужно выехать на природу, подальше от городских огней, и посмотреть на небо. Там будет видна молочно-белая полоса света. Это и есть Млечный Путь.

Первая прогулка по Луне

21 июля 1969 г. астронавты Нил Армстронг и Базз Олдрин первыми из людей прогулялись по Луне. На них были скафандры, многослойное покрытие которых защищало от холода и космического излучения, и баллоны с воздухом, позволявшие дышать в условиях вакуума. Скафандры были персональными, и ходить в них можно было до 115 часов. На Земле носить такие скафандры очень тяжело, но на Луне они почти невесомы.

Солнце и Земля

Каждый день мы видим, как Солнце проходит по небу, но это обман зрения. На самом деле Солнце стоит на месте, а Земля вращается вокруг него и вокруг собственной оси. За сутки Земля совершает полный оборот вокруг своей оси, подставляя Солнцу разные бока. Вот почему нам кажется, что Солнце то восходит, то заходит. Это всё равно что кружиться около яркой лампы: создается впечатление, что она то появляется, то исчезает.

Елена Титоренко
Конспект семинара «Астрономия для детей: как превратить научные факты в интересные игры?»

Цель работы : повышение образовательной компетентности родителей и педагогов, укрепление детско-родительских отношений.

Оборудование :

Мультимедиа оборудование (экран, проектор, ноутбук) .

Готовые атрибуты для игр, поделки.

Наверное, каждый из вас, взрослых, также как и ваши дети, любите смотреть на звезды. Кто-то просто восхищается их красотой, кто-то о чем-то мечтает, кто-то хочет разгадать загадки, которые таит в себе космос.

Астрономия многим взрослым представляется очень сложной и несколько туманной наукой. Многие даже не представляют, как можно обо всём этом понятно и доступно рассказать ребёнку. «Ты ещё мал для этого, не поймешь» , - частый ответ.

Но от этого космос не становится для детей менее интересным ! Дети живо интересуются тайнами космоса и готовы подолгу вглядываться в звёздное небо.

Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение…

Здесь Вы узнаете много интересной информации о том , как рассказать детям о космосе, научитесь играть в весёлые «космические» игры , прочтёте смешные «космические» стихи и загадки!

Детям необходимо рассказывать о Вселенной и о нашем месте в ней. А начинать знакомство нужно с простых рассказов в хорошей книге, а не с теории «большого взрыва» . Нужны доходчивые рассказы о планетах и звездах, о том, что наша Земля – это огромный шар, на котором нашлось место и рекам, и горам, и лесам, и пустыням, и конечно всем нам, его жителям. Рассказать о полете человека в космос, о пришельцах и интересных явлениях в нашей жизни, связанных с пространством за пределами нашей планеты.

Благодаря новейшим открытиям в исследовании космоса, человечество узнало много нового об образовании и эволюции Вселенной. Постепенно меняется и мировоззрение людей. Они осознают себя не только жителями Земли или Солнечной системы, но и Вселенной в целом.

Необходимо формировать это мировоззрение и в детях, тем более что практически каждый ребёнок готов к восприятию этой информации!

Любознательный малыш уже в возрасте 3-х лет (а то и раньше) может огорошить родителей вопросом о том, зачем на небе Луна и звёзды, и почему вечером солнышко уходит?

Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца. Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли.

Если ребенок будет интересоваться , насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины. Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета.

Когда ребенок интересуется космосом лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке. Для того, чтобы ответить на многочисленные «почему?» и «отчего?» , мы рекомендуем вам прочесть вместе с ребенком детские книги о космосе.

Игры на тему «Космос»

«Космическая считалка» . Разучите с ребенком считалку. Используя её можно определить очередность запусков ракет на планеты.

На луне жил звездочёт,

Он планетам вёл отсчет.

Раз-Меркурий, Два - Венера,

Три - Земля, четыре- Марс,

Пять - Юпитер, Шесть- Сатурн,

Семь – Уран, восьмой- Нептун,

Кто не видит- выйди вон!

«Портрет пришельца» . Рисуем портрет пришельцев. А кто живёт на других планетах? Давайте пофантазируем! Возьмём лист бумаги, попросите ребенка обвести свою ладошку, переверните. Кто это? Может пришелец с других планет? Дорисуем детали – портрет пришельца готов!

Модель нашей планеты изнутри. Берем пластилин желтого, красного и коричневого цвета и лепим модель нашей планеты. Внутри ядро, дальше магма, а потом земная кора. Когда шарик готов, можно отрезать кусочек и посмотреть на строение Земли своими глазами.

Модель солнечной системы. Интересно и полезно при изучении астрономии с детьми сделать модель солнечной системы. Берем большой ватман. С краю делаем кусочек солнца (иначе, если соблюдать размеры оно все место на ватмане займет) . Затем в нужном порядке делаем планеты, стараясь соблюдать пропорции и цвет. Также модель солнечной системы можно сделать из ниток и воздушных шариков. Надуваем воздушный шарик нужного размера, произвольно обматываем его нитками подходящего цвета, которые предварительно пропитали клеем ПВА. Спустя 12-24 часа (в зависимости от толщины ниток и намотанного слоя) шарик лопаем и вытаскиваем его за хвостик. В руках остается модель планеты. Когда все 9 планет и Солнце будут готовы, подвешиваем их на вышедший из строя зонтик или обруч.

Полет на картонной ракете. Можно сделать ракету из коробки от бытовой техники, или из листов гофра картона и отправится в путешествие на Марс или на Луну!

Ракета из рулончиков туалетной бумаги. Вариант ракеты попроще - из рулончиков бумаги. К ним можно привязать воздушный шарик и ракета полетит по-настоящему на «реактивном двигателе» .

Лунные кратеры. В чашку или тарелку насыпать горку муки. Бросаем туда пластилиновый шарик на верёвочке. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера. Это происходит потому, что Луна не защищена атмосферой и об неё с огромной скоростью ударяются все космические обломки.

Летающие тарелки. Берем одноразовую бумажную тарелочку, переворачиваем вверх дном, посередине прикрепляем половинку киндер яйца. Украшаем по желанию. Также можно использовать ненужный CD диск.

Вулкан. Лепим из пластилина форму. Внутрь кладем шарик из 2 чайных ложек соды, красителя и 1 чайной ложки лимонной кислоты. Льем 50 мл. воды и наблюдаем извержение вулкана.

Рассмотреть и поиграть с пемзой – вулканической породой. Попробуйте, плавает ли обычный камень? А пемза? Сравните их по весу. Есть ли что-то внутри дырочек пемзы? (Воздух)

Камень из песка. Для этого находим бело-серый песок, просеиваем и прокаливаем в духовке. Затем остужаем и смешиваем с клеем ПВА. Получается пластичная масса, из которой делаем камешек. Высохнув, он станет твердым и очень похожим на настоящий, только шершавый.

Стихотворение «Планета Земля»

Планета Земля – родимый наш дом.

Но много ли, дети, мы знаем о нём?

Загадки её постоянно решаем.

Но форму Земли до конца мы не знаем.

А форма Земли без рек и морей

Зовётся геоид! Учи и умней!

А что там внутри?

Принимаем на веру : не видно ядро. Летим в атмосферу!

Мы ей благодарны, что можем дышать

И много проблем с нею можем решать.

Прекрасно, что мы атмосферой закрыты

От злых и коварных метеоритов.

От трения в воздухе камни сгорают

И звездным, красивым дождём выпадают.

Озоновый слой, без всяких сомнений,

Нас защищает от плохих излучений.

Земля несравненная! Чудо природы!

Её заселяют зверьё и народы.

Жизнь на Земле беззащитна, хрупка,

Плохо её защищаем пока.

Надо стараться её не грязнить!

А сколько уж лет говорят год от году :

«Не надо сорить! Берегите природу!»

Благодаря серии таких игр, астрономия из сложной , «взрослой» науки превращается в занимательное детское времяпрепровождение!

Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал , после таких бесед ребенку будет интересно все , что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнётся.

Публикации по теме:

Тема урока: Пейзаж с изображением деревьев. Тип урока: комбинированный. Цель урока: Нарисовать пейзаж с изображением деревьев. Задачи:.

Конспект мастер-класса для детей подготовительной и младшей групп «Изготовление масок для хороводной игры «Теремок» Цель мастер – класса: повышение профессионального уровня педагогов, обмен опытом. Формирование у детей подготовительной группы навыков.

Конспект мастер-класса для детей старшей группы и их родителей по нетрадиционным техникам рисования. Тема: «Пейзаж». Маслова Людмила Анатольевна.

Конспект мастер-класса для педагогов по развитию мелкой моторики рук у детей младшего возраста «Волшебные пальчики» Цель: показать приемы и способы развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Познакомить педагогов с играми и.

Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процессе наблюдения различные органы чувств, а значит активизировать начальные моменты познания - ощущение и восприятие. В настоящее время необходимо формировать познавательную активность у детей через разные формы деятельности: игры, эксперименты, опыты, наблюдения.

М.И. Богомолова исследовала генезис космического воспитания детей в педагогике. В основу отбора содержания, средств и методов космического воспитания детей положен принцип историзма. На протяжении тысячелетий знания о Вселенной входили в систему подготовки подрастающего поколения. В развитии личности миропонимание занимает одно из центральных мест. В формировании основ миропонимания роль астрономии как науки трудно переоценить. В ходе овладения начальными астрономическими знаниями в сознании ребенка формируется картина мира. Мир открывается как бескрайний Космос. Через заложенный природой в человеке интерес к звездному небу, к Вселенной, астрономии у детей формируется стремление к естественнонаучным знаниям на следующей ступени образования.

Формирования у детей 5-7 лет основ миропонимания в процессе ознакомления с явлениями окружающего мира на социалъно- педагогическом уровне продиктована тем, что социальный заказ государства в дошкольном образовании направлен на развитие социально-активной личности ребенка, способной к познанию окружающего мира,

"Детская астрономия" стремительно молодеет, что связано с рядом факторов разной природы (акселерация, появление богатой астрономической информации в Интернете, необходимость использовать естественный интерес к астрономии как мотив учебы в школе и т.д.). Давно известно, что личность формируется в детском и юношеском возрасте, но лишь сравнительно недавно психологи выяснили, что мышление ребенка уже дошкольного возраста перестает быть только наглядно-образным, оно может быть и в какой-то мере абстрактным, позволяющим ему достаточно адекватно воспринимать то, что ранее считалось недоступным для ребенка. Поэтому и предлагаются воспитателям различных детских дошкольных учреждений, родителям, бабушкам, дедушкам и просто неравнодушным к астрономии взрослым, проводить с дошкольниками занятия по астрономии (и тесно связанной с ней космонавтике). При это учитывается и то, что дети старшего дошкольного возраста с удовольствием наблюдают за различными природными явлениями. Следовательно, их легко заинтересовать простейшими астрономическими наблюдениями, которые, как правило, должны быть не одноразовыми, а продолжаться на протяжении довольно длительного времени. О том, что такие занятия не только доступны, но и интересны старшим дошкольникам, свидетельствуют их бесчисленные "почемучкины" вопросы, их желание читать вместе со взрослыми адресованные им книги, посещать планетарии и музеи космонавтики. Занятия астрономией не только доступны и интересны дошкольникам, но и полезны им, поскольку способствуют развитию любознательности и познавательных способностей малышей, внося тем самым существенный вклад в подготовку детей к учебе в школе.

К сожалению, часто забывают о том, что учеба в школе должна быть интересной школьникам, а потому до сих пор скуку не удалось изгнать из стен школы, хотя к этому призывали великие педагоги прошлого, например, К.Д. Ушинский. Между тем вряд ли может быть что-нибудь более интересное, чем изучение астрономии. Познание тайн Вселенной и приобщение к ним - источник постоянного и глубочайшего интеллектуального и эмоционального наслаждения, которого не должны лишать себя ни взрослые, ни дети. Вселенная весьма неохотно раскрывает свои тайны. Они глубоки и сложны, но, к счастью, суть их может быть популярно и увлекательно изложена. Благодаря этому знания о Вселенной, когда-то являвшиеся достоянием горстки посвященных, могут в наши дни стать доступными каждому. Могут, но далеко не всегда становятся, ведь не секрет, что знания по астрономии у многих взрослых людей, живущих в космической эре, остаются на уровне, очень далеком от современного. Нередко вопросы о космосе, задаваемые в наши дни маленькими "почемучками", ставят взрослых в тупик.

…Хорошо было первобытному папаше, который, нарисовав на песке семизвездие ковша Большой Медведицы, практически уже осуществил астрономическое образование своих детишек. Этот папаша нарисовал то, что видел на небе, но при всем желании он не мог рассказать детям о том, что такое звезды, что представляют собой Луна и Солнце и т.д.

Сегодня трудно себе вообразить, что всего 500 лет назад Н. Коперник открыл, что Земля - одна из планет Солнечной системы. За столетия, прошедшие со времени открытия Коперника, астрономы узнали много важного и интересного о природе Солнца, планет, астероидов и комет, то есть небесных тел, входящих в Солнечную систему. Во времена Коперника еще не был изобретен телескоп, а сейчас в распоряжении астрономов огромные наземные и космические телескопы, которые позволяют заново открыть и Солнечную систему, и Галактику, и, наконец, необъятную Вселенную, крошечной частью которой являются Солнечная система, наша Земля и мы все, живущие на ней.

Вселенная XXI в. Поражает воображение. За красивым "занавесом" из наблюдаемых нами созвездий телескопы позволяют увидеть грандиозный Мир звезд и галактик, удаленных от нас на невообразимые расстояния и обладающих поистине удивительными свойствами. Этот Мир "населяют" звезды-гиганты и звезды-карлики, в нем есть множество чудовищных черных дыр, в нем встречаются самые разнообразные галактики (в том числе "галактики-каннибалы")… Уже давно стало известно, из-за чего происходят затмения Солнца и Луны, почему Луна меняет свой вид, появляются "падающие звезды" и кометы. И, конечно, не только это, ведь мы, например, поняли, как велика Вселенная, какое место в ней занимают наша Солнечная система и наша Галактика. Мы узнали, что наша Вселенная, несмотря на весьма почтенный возраст (ей примерно 14 млрд лет), остается вечно молодой.

На наших глазах осуществляется многовековая мечта человечества - полеты в космос. Люди могут работать пока только в околоземном космическом пространстве, и лишь несколько человек летали на Луну. В недалеком будущем облет Луны смогут совершать космические туристы, которые уже выстроились в очередь. Вначале это будет, конечно, шоу для богачей, но со временем все большее число людей сможет участвовать в подобных развлечениях.

Космические туристы будут развлекаться, а космонавтам и астронавтам предстоят полеты на Луну и Марс с пользой для науки.

Людей в космосе опережают роботы. Именно такими, по сути, являются автоматизированные искусственные спутники Земли и автоматические межпланетные станции, которые уже сейчас успешно летают к близким и далеким планетам, астероидам и кометам.

Незаметно освоение космоса вошло в нашу жизнь, ведь без искусственных спутников Земли сейчас невозможно представить себе, например, современные теле- и радиовещание, метеорологию, навигацию и т.д. И, конечно, не случайно именно космические сюжеты положены в основу современных фантастических фильмов, мультфильмов и многих литературных произведений. Не случайно потому, что просто ничего не может быть интереснее. Однако было бы преувеличением, если бы мы утверждали, что астрономией и космонавтикой легко заинтересовать всех детей, тем более дошкольников. Дело в том, что все дети разные, а потому не только воспитатели детских садов, но и родители прекрасно понимают, что одним детям интересно узнавать о звездах и космонавтах, а другим - о цветах и бабочках. Поэтому, предлагая заниматься с дошкольниками астрономией и космонавтикой, мы, по сути, предлагаем проводить своеобразные дошкольные факультативы, которые должны предназначаться не для всех детей, а лишь для тех любознательных старших дошкольников, которые интересуются Космосом.