Правила, позволяющие сделать публичное выступление доступным для слушателей. Как написать черновой вариант

«Хорошо сказано! Презентации и разговоры, которые приносят плоды» (Well Said! Presentations and conversations that get results).

В начале выступления у вас есть всего 60 секунд, чтобы завладеть вниманием публики, войти в доверие к людям, сориентировать их в теме и настроить на дальнейшее прослушивание. Если вы потратите драгоценную вводную минуту на шутки, повестку дня, извинения, бесполезные детали, слова благодарности или бессвязные запинания, то внимание вашей аудитории будет безвозвратно потеряно. Вы должны творчески подойти к вступлению - самой важной части работы. Это трудная задача для любого спикера, и вам придётся хорошо репетировать и отрабатывать вызывающее начало.

Дарлин Прайс

1. Расскажите захватывающую историю

Повествование - один из самых мощных и успешных приёмов. С самого рождения людям нравится слушать и учиться на . Сказочные герои, злодеи из баек у костров или театральные персонажи увлекают нас своими диалогами, конфликтами и судьбами. С их помощью мы набираемся житейского опыта и проводим параллели с собственной жизнью, что с лёгкостью удерживает внимание любого человека.

В лучшем случае это должна быть личная история из первых рук, рассказывающая зрителям, почему вы озадачились темой доклада. Хотя подойдёт рассказ и о другом человеке, которого публика может узнать. Как вариант, раскройте басню, сказку, мудрость или историческое событие. Идея заключается в том, чтобы ваше вступление длиною в 60–90 секунд очаровало присутствующих и содержало в себе ключевую мысль всего последующего доклада.

С какими проблемами по теме выступления вы (или кто-то другой) столкнулись? Как вы (или кто-то другой) их преодолели? Кто или что помогло или помешало вам? Какие выводы были сделаны? Что ваша аудитория должна получить и почувствовать после ознакомления с историей?

2. Задайте риторический вопрос

И какой же русский не любит быстрой езды?

А судьи кто?

Мечты, мечты, где ваша сладость?

Риторические вопросы помогают убеждать. Если они продуманны и поданы в верной форме, аудитория последует тому пути, который задумал спикер. С их помощью легко склонить слушателей к своей точке зрения.


Monkey Business Images/Shutterstock.com

При этом не всегда вопрос должен давать однозначный ответ «да» или «нет». Можно пробудить любопытство людей и заставить их подумать над ответом, спросив что-то более «тяжёлое».

3. Озвучьте шокирующую статистику или заголовок

Смелое заявление или броский заголовок идеально убеждают аудиторию внять вашим рекомендациям и следовать им в дальнейшем. Главное, чтобы они точно отражали цель вашей речи.

Например, вице-президент по продажам ведущей американской компании в области здравоохранения успешно продаёт программное обеспечение для больниц в очень яркой манере. Он начинает с сухих, но до боли колких цифр: «Врачебные ошибки, приводящие к кончине пациента, стали третьей главной причиной смерти после болезней сердца и раковых заболеваний. Речь идёт о 400 тысячах случаев в год. Это гораздо больше, чем считалось ранее. Мы создаём мир без врачебных ошибок, и нам нужна ваша помощь».

4. Используйте вескую цитату

Приведите мудрые слова известного человека, чьё имя добавит вашей речи привлекательности и социального веса. Но важно понимать, что цитата должна быть уместной: иметь смысл и актуальность именно для вашей аудитории.

Представьте, что вы управляющий конфликтами и убеждаете группу достичь согласия. Открывая переговоры, вы бы могли привести слова Марка Твена, который однажды сказал: «Если два человека согласны во всём, в одном из них нет нужды». Следующее предложение должно добавить нотку единства: «Даже при том, что не все из нас одинаково видят выход из проблемы, усилия каждого из нас крайне важны в достижении соглашения».

5. Покажите эффектную фотографию

Картинка стоит тысячи слов. А может быть, и больше.

Используйте снимки вместо текста, когда это возможно. Качественное фото привносит эстетическую привлекательность, улучшает понимание, заполняет воображение аудитории и делает доклад более запоминающимся.


Matej Kastelic/Shutterstock.com

Например, президент компании по продаже электрооборудования умело вдохновил своих менеджеров на сокращение расходов. Вместо того чтобы показать им обыденные диаграммы, графики и таблицы, он открыл заседание довольно странным вопросом: «Почему затонул „Титаник“?». В унисон прозвучало упоминание о столкновении с айсбергом. Тогда глава компании вывел на общий экран изображение айсберга: его верхушка была видна над водой, но гораздо большая часть скрывалась под поверхностью. «То же самое ждёт и нашу компанию. Скрытые расходы - та самая подводная опасность, которая и потянет нас на дно». Эта визуальная метафора вдохновила управленцев, а их предложения по в итоге спасли миллионы долларов.

6. Добавьте творчества

Тематический реквизит - это верный способ удержать внимание слушателей. Визуальная поддержка подчеркнёт вашу мысль.

Так, будучи заядлым любителем тенниса, руководитель крупной страховой компании начал своё выступление с эффектного удара ракеткой. Таким образом он выразил свою целеустремлённость, «выиграл очко у конкурентов», сплотил команду и конечном счёте «завоевал Большой шлем».

Подумайте о том, как бы вы могли использовать настенные часы, красочную сумку, пучок морковки, жонглирование шарами или манипуляции с картами, чтобы очаровать аудиторию, добавить юмора и донести главный посыл вашего сообщения.

7. Запустите короткое видео

Представьте: вы начинаете выступление перед производственным отделом с ролика, в котором довольные клиенты дают положительную характеристику вашему товару. Или вы открываете мероприятие по сбору средств для вымирающих видов животных мини-фильмом об амурском леопарде и его потомстве.

Видео вызывает эмоциональную реакцию. В отличие от слов и слайдов, короткометражка добавляет драмы и быстрее передаёт суть происходящего.

Как сказал Уолт Дисней:

Я бы скорее развлекал людей и надеялся, что они чему-то научились, чем обучал людей и надеялся, что они развлеклись.

Ораторские приёмы. Кульминация. Как закончить выступление?

Уже не раз было сказано о том, что любая речь состоит из трех частей: начала или вступления, основной части и кульминации или заключения. В средней части надо рассказывать подробно обо всех мелочах и предъявлять доказательную базу. А вот с началом и завершением все намного сложнее.

Вступление нужно для того, чтобы зацепить аудиторию, познакомиться с ней, вызвать доверие и анонсировать будущую речь. Именно с этого места начинается формирование успешности всего мероприятия. Вопрос — как закончить выступление?

Завершение речи – это самый важный момент всего выступления. На нем достигается высший эмоциональный пик. Цель оратора, чтобы после его речи все загорелись его идеей, поддержали начинания.

Нельзя закончить выступление банальным: «Я закончил. Всем спасибо». Это точно не произведет впечатления, даже если остальные части были на высоте. Даже, если вы ограничены по времени, все равно запланируйте хорошее начало и фееричное завершение. Лучше сократите основную часть.

Кульминация выступления усиливает эффект от всего мероприятия. Поэтому должно быть много эмоций. Нужно сподвигнуть всех в зале на какое-то действие.

В риторике есть два этапа завершения речи. Первый – это обобщение. Второй – побуждение. Что же они значат?

Обобщение – это своего рода подведение черты, то есть резюмирование. Надо подвести итог выступления, сделать выводы. Все это должно быть настолько технически продуманным, что даже, если человек проспал все мероприятие, ему должно быть понятно, о чем шла речь, какие цели преследовались, какие тезисы выдвигались и к чему это все привело. Должно стать всем понятно, что продолжения не будет, так как тема раскрыта и больше не о чем говорить. Одной из форм резюмирующего завершения — может стать открытый финал, когда вы задаёте вопрос, на который зритель сам должен найти ответ, уже после выступления, например, как часто делает В.Познер: «К чему я всё это? Да, так…к слову! Доброй ночи»

Побуждение – это призыв к действию или принятию решения. То есть от оратора к публике должен быть такой позыв, как «Купи!», «Голосуй!», «Действуй!» и т.д.

В эмоциональном плане выступление должно быть энергичным, оптимистичным. У аудитории должны «гореть» глаза. Ни в коем случае не опускайтесь до абсурда и излишней пафосности, не делайте завершение слащавым и приторным. Не затягивайте с окончанием, все должно закончиться на пике концентрации аудитории и ее заинтересованности.

В самом конце так же можно выразить свою благодарность публике. Яркий финал — это обязательный элемент речи, которая станет инструментом ваших достижений!

Оратор, владеющий навыками «оформления» начала и окончания речи, запомнится публике и зарекомендует себя как уверенный, опытный и знающий свое дело человек. Аудитория сохраняет в памяти, прежде всего, финальную часть выступления. Поэтому в ораторском мастерстве много внимания уделяется композиции, формулировкам, интонации окончания речи. Завершать ее нужно так, чтобы слушатели сохранили в памяти смысл, основное «послание» и запомнили говорящего как интересного, успешного, даже блестящего оратора. Для этого в финале должны быть и логика, и эмоциональность.

Тщательно продумайте концовку, уделите этому особое внимание. Выберите, что ближе теме и лично вам: четкое, подчеркнуто безэмоциональное подытоживание результатов или пламенный призыв к аудитории. Завершить выступление нужно краткой, емкой фразой, в которой продумано каждое слово. Поэтому при написании речи задайте себе вопросы:
  • в чем смысл и цель текста;
  • каков должен быть конечный результат речи - какие действия аудитория совершит после выступления;
  • каков образ, которым вы хотите запомниться слушателям;
  • какими инструментами вы подкрепите тезисы речи в концовке.
В независимости от стиля изложения и целей, заканчиваться речь должна призывом к действию. Аудитории необязательно разделять вашу точку зрения и незамедлительно отвечать на нее, но выделить «восклицательный знак» в финале нужно обязательно, чтобы не оставлять слушателям поле для переосмысления и неверной интерпретации ваших мыслей. Ораторы призывают слушателей вместе преодолеть трудности, порадоваться успехам, ответить на поставленные в речи вопросы самостоятельно и так далее. При затруднениях с формулированием финала можно сначала написать его, а затем - основные блоки текста. Необходимо логически связать начало и концовку речи, чтобы сделать для нее «рамку». Главный тезис концовки выделите интонацией, подчеркните «точку» голосом. Кроме общих рекомендаций для публичных выступлений, сформулируем конкретные советы для каждого стиля финала. Заканчивать речи можно:
  • логическим высказыванием - подводя итоги, обобщая тезисы текста, заостряя внимание на проблеме;
  • обращением к слушателям - к примеру, с благодарностью, комплиментом;
  • художественным или эмоциональным посланием - шуткой, крылатой фразой, иллюстрацией и так далее.

Обзоры и подведение итогов

Конкретные выводы и обобщения уместны в финале практически любого выступления. Нельзя обрывать речь на полуслове, и в качестве концовки хорошо подходит «закольцовывающая» ее фраза, напоминающая слушателям, о чем говорил и что хотел донести оратор. Этот прием использовали даже библейские рассказчики. Поэтому, заканчивая выступать, расставьте акценты темы одним из способов, не забыв о призыве к действию:
  • перечислите пункты текста («во-первых, во-вторых»): прием «работает» на неопытной публике, помогает ей запомнить ключевые мысли - но помните о позитивной восходящей аргументации от слабого к самому сильному тезису;
  • подчеркните главную мысль речи («итак...») - это особо уместно для убеждающего выступления, слабо подготовленной аудитории, плохо знакомой с темой;
  • подчеркните взаимосвязь между тезисами речи - выстроенная «цепочка» поможет четче усвоить мысль и призыв оратора;
  • суммируйте идеи и выведите из них конкретное предложение - это сильный призыв к действию, и он должен быть грамотно аргументирован;
  • заострите проблему или покажите пути выхода из нее - дайте совет, напомните о своей идее и так далее.
Формулируя логическое окончание, помните о классическом принципе речей: составление тезисов, раскрытие темы, о которой вы собираетесь рассказывать, и краткое ее резюме в концовке.

Окончание выступления обращением к публике

Логическую часть финала выступления можно усилить, прямо обратившись к аудитории. Речь идет не о смысловом призыве, а скорее об эмоциональном «послевкусии» от речи. Закончив выступать по теме, можно поблагодарить публику за внимание. Концовка нейтральна, не несет особой смысловой нагрузки, но эффективна и уместна для:
  • протокольных выступлений - правила вежливости усиливаются дипломатическим этикетом, требующим подчеркнутых церемониальных благодарностей;
  • круглых столов, обсуждений в нейтральном ключе (вы благодарите не конкурентов, а коллег);
  • профессиональных конференций и так далее.
Кроме благодарности, можно обратиться к публике с пожеланием для налаживания с ней контакта. Нейтральный призыв («желаю хорошо провести время на нашем бизнес-уикэнде») подойдет для информационного выступления. Побуждение к действию поможет достигнуть поставленной оратором цели. Развлекательно-нейтральную речь допустимо закончить комплиментом аудитории - сказать, что она хороша в целом, выделить индивидуальные нюансы.

Эмоциональность и художественные приемы

Художественно окрашенной, эмоциональной может быть даже узкопрофильная, насыщенная важной информацией речь. Использование таких приемов помогает выступлению, оно не превратиться в сухое изложение фактов, не «усыпит» аудиторию. Эмоциональные способы окончания речей можно объединять с другими - вы получите финал, насыщенный смыслом, уверенный, красочный и яркий. Используйте:
  • кульминацию - итоговая мысль произносится на повышенной эмоциональной ноте (прием подходит не для всех выступлений, но оставляет сильное впечатление);
  • иллюстрации - аналогии, сравнения, цитаты и даже двустишия пояснят идею, помогут запомнить ее, сделают эмоциональной и емкой;
  • «закругление» речи историей, кратким рассказом, который тоже иллюстрирует повествование, но содержит и элемент сравнения, поучительный смысл - способ подойдет для информационных, развлекательных, нейтральных выступлений;
  • остроумную шутку - она должна связываться с темой выступления, иначе станет неуместной и испортит финал, соответствовать типу и «настроению» аудитории, быть действительно смешной (здраво оцените анекдот или заранее проверьте его на сторонних слушателях).

Чего стоит избегать в заключении речи

Есть детали, которые испортят выступление, о чем бы в нем не говорилось. В финале речи стоит избегать:
  • констатаций факта финала («вот я и заканчиваю», «вот и все, что я хотел сказать») - говоря об очевидном, вы вызываете у аудитории обоснованное раздражение;
  • выражения неуверенности, «смазывающих» впечатление - избегайте вымученной улыбки, не разводите беспомощно руками;
  • банальностей, общеизвестных фактов и фраз;
  • новых мыслей и разделов - вы уменьшите силу воздействия тезисов речи;
  • извинений - избегайте упоминаний о нехватке времени на подготовку, своей неопытности и некомпетентности, иначе слушатели решат, что напрасно тратили время на вас;
  • длинных, затянутых заключений - финал становится неопределенным, теряется ощущение логико-эмоциональной «точки».
Если вы хотите научиться говорить правильно, емко, убеждать и впечатлять аудиторию, приходите в школу ораторского мастерства Антона Духовского . Мы приглашаем вас записаться на курсы для взрослых и детей, посетить пробное бесплатное занятие в Oratoris и присоединиться к тем, кто уже успешно применяет полученные у нас знания на практике.

«Конец – делу венец», гласит поговорка. Эффективное завершение устного выступления – половина дела. Вспомним закон края – последнее запоминается лучше, остается

и памяти прочнее. Отсюда и то огромное значение, которое имеет завершающая стадия выступления оратора.

О. Эрнст писал: «Слушатели ожидают от оратора заключения». Ф. Снелл справедливо считает, что «удавшимся можно считать то публичное выступление, после которого аудитория твердо знает, что нужно делать с полученной информацией. Аудитория должна хорошо представлять, что и как делать дальше. Должен быть результат вашего выступления. Обязательно в заключение объясните, зачем нужна слушателям полученная информация».

Таким образом, заключение имеет две основные функции – напомнить главную мысль и объяснить, что с ней «надо делать». Оратору необходимо помнить об обеих сторонах заключения.

Как же завершить выступление?

Заключительная часть публичного выступления должна логично вытекать из предыдущего изложения. Не надо говорить: «А теперь я сделаю заключение» или «Теперь я перехожу к завершающей части своей лекции», концовка должна быть очевидной для слушателя без специальных вводных слов. Можно предложить следующие варианты концовок.

Подытоживающее повторение. Основная мысль повторяется в развернутой словесной форме в виде тезиса или перечисления – во-первых, во-вторых, в-третьих. «Как слушатели, мы большей частью ленивы. У нас короткая память. Мы всегда благодарны за краткое повторение, сделанное в любой форме» (П. Сопер, с 255).

Иллюстрация. Основная идея поясняется примером, аналогией, притчей, аллегорией.

Цитата, крылатое изречение, поговорка, народная мудрость. Данная концовка особенно хорошо запоминается в аудитории среднего и ниже среднего уровня.

Кульминация. Главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте, например: «И история яркими буквами напишет имя этого человека над именами всех тех, кто пытался ему помешать!». Специалисты отмечают, что кульминация как концовка подходит не для всех типов публичных выступлений, но она неизменно производит сильное впечатление на слушателей.



Обобщающий вывод: «Итак, ...». Основной вывод при этом формулируется кратко и в полной словесной форме.

Комплимент аудитории. Д. Карнеги приводит такой при-

мер подобной концовки: «Великий штат Пенсильвания должен возглавить движение за то, чтобы ускорить приход нового времени!».

Обращение к слушателям. Можно завершить выступление пожеланием слушателям хорошо провести выходные или летний отпуск, хорошо провести сегодняшний вечер и т. д., поздравить их с праздниками и др. В таком случае слушатели запоминают оратора в большей степени, нежели выражаемые им идеи.

Юмористическая концовка – шутка, анекдот, смешная: история. «Если сможете – оставьте аудиторию смеющейся», – советовал Д. Карнеги.

Благодарность за внимание. Это традиционная концовка. Несколько менее традиционной ее может сделать некоторое расширение – если оратор не просто произнесет дежурную фразу «Благодарю за внимание», но и скажет несколько слов, положительно характеризующих сегодняшнюю аудиторию, ее уровень, интересные вопросы, которые были заданы, и др.

Чего не следует делать в конце выступления?

Не следует извиняться: «я понимаю, мне не удалось все охватить...», «я вижу, несколько утомил вас...» и др.

Не надо ничего вспоминать дополнительно после того, как вы сформулировали уже вывод – все впечатление от вывода будет смазано.

Нельзя обрывать речь без заключения.

Ни в коем случае нельзя оставлять аудиторию в настроении безнадежности и беспросветности в связи с нарисованными вами мрачными картинами – обязательно надо дать аудитории некоторую перспективу, наметить выход из положения и выразить уверенность в том, что худшее не произойдет. Завершать выступление надо только на оптимистической ноте.

Ответы на вопросы аудитории

Как отвечать на вопросы? Это проблема для многих ораторов. Начинающие, неопытные ораторы боятся вопросов, а иногда даже считают удачным такое свое выступление, которое не вызвало вопросов слушателей. Это ошибка. Вопросов не стоит бояться, а в интересах усиления воздействующей силы выступления вопросы аудитории даже следует стимулировать, а иногда и «провоцировать».

Каковы же основные принципы ответа оратора на вопросы?

Отвечать надо на все вопросы. Отметим при этом, что не обязательно на все вопросы отвечать немедленно.

Отложить ответ можно словами: «Я понял вас, я вам отвечу несколько позже. Это не совсем относится к нашей теме, но я постараюсь вам в конце нашей беседы ответить...» Можно сказать и так: «Это частный вопрос, подойдите, пожалуйста, ко мне в перерыве, мы обсудим это».

Отвечать на вопросы надо на равных. Это означает, что оратор должен продемонстрировать уважение к любому, задающему вопрос, признать любой вопрос аудитории как законный, правомерный. Нельзя показывать свое пренебрежительное отношение к вопросу, демонстрировать несерьезность или глупость вопроса – любой вопрос законен и требует ответа. Даже на не очень серьезный вопрос лучше ответить серьезно, найдя в нем некоторое рациональное зерно.

Подчеркнуто внимательно следует выслушивать каждый вопрос, даже если видно, что слушатель задает вопрос, чтобы «показать себя».

Отвечая на вопрос, никогда не следует говорить спрашивающему: «Вы меня не так поняли», нужно сказать: «Видно, я неудачно выразился», или «Видимо, я не смог хорошо объяснить свою мысль» и др.

Отвечать кратко. Не превращать ответ в лекцию! Мы уже отмечали, минута-полторы – предел для ответа на вопрос.

Можно дать некоторые рекомендации, как отвечать на «трудные вопросы» – такие, которые, как правило, самой своей формой ставят нередко оратора в трудное положение. Разумеется, все зависит от содержания вопроса, но некоторые технические приемы могут быть рекомендованы на-

чинающим ораторам. А. В. Стешов дает следующие рекомендации.

Вопрос-капкан. Вопрос задается с уверенностью, что оратор на него ответить не сможет. Лучший ответ на такой вопрос – ирония. К примеру, С. Михалкова в Италии спросили: «Почему Вы, известный при Сталине человек, уцелели? Д. Кугультинов был репрессирован, а Вы нет?» – «Даже самые злостные браконьеры не могут отстрелять всех птиц», – ответил С. Михалков. Это – классический прием возвратного удара, который не позволяет противнику втянуть вас в дискуссию, от которой противник наверняка выиграет.

Контрвопрос. Это вопрос, который собеседник задает оратору в ответ на его вопрос. В таком случае рекомендуется сказать так: «Я охотно отвечу вам, но после того, как вы ответите на мой вопрос, который, согласитесь, был задан раньше».

Блокирующий вопрос. Это вопрос, который ставит целью подтолкнуть мысль оратора только в одном направлении, исключить альтернативу. Фактически это риторический вопрос, вопрос-мнение. Например: «Можем ли мы надеяться, что кто-либо добровольно откажется от привилегий и льгот? Будем ли мы независимы, если будем принимать финансовую помощь Запада?» На такие вопросы можно реагировать двояко. Во-первых, можно отреагировать на данный вопрос как на смысловой, а не риторический, то есть отнестись к нему серьезно, как к вопросу по существу: «Очень интересный вопрос. Я понял ваш вопрос. Это сложный вопрос, но можно было бы ответить так...» и т. д. Второй способ – показать, что идея, содержащаяся в вопросе, верна (вы правы), но она верна лишь для определенных условий, а в вашем случае имеются в виду другие условия.

Каверзный вопрос. Это вопрос-укус, попытка разоблачить в чем-то оратора, показать всем его слабость: «Вы читаете нам об искусстве общения, а у вас у самого разве не бывает конфликтов в общении?» На каверзные вопросы тоже можно отвечать двояко: либо пойти на полную откровенность, доверительность (это очень хорошо нейтрализует такие вопросы), либо прибегнуть к иронии: «Я понимаю ваши проблемы... Видите ли, изобретатель гоночной машины не всегда самый лучший гонщик...» и т. д.

Вымогающий вопрос. Такой вопрос представляет собой попытку «нажать» на оратора, уговорить его принять точку

зрения задающего вопрос. Вымогающие вопросы обычно начинаются с фраз типа: «Вы же не станете отрицать, что... Кто же.может отрицать, что...? Вы же не можете не признать тот факт, что...» и др. А Стешов считает в таком случае лучшим ответ типа: «Не занимайтесь вымогательством!» с. 128). Можно предложить и другой вариант: «Да, но...», или: «Это не совсем так...»

Вопрос-несогласие. Это вопрос типа: «Почему вы говорите..., в то время как...?» На подобные вопросы лучше отвечать, признавая правомочность высказанной точки зрения: «Да, есть и такаяточка зрения. Мне неоднократно приходилось слышать такое мнение, оно довольно распространено». Но дальше следует представить эту точку зрения лишь как одну из возможных, одну из существующих: «Но у меня другая точка зрения. Моя позиция мне кажется более обоснованной. Не хотелось бы повторять приведенные мною аргументы».

Если оратор получил письменные записки, а ответить на них не успел из-за дефицита времени, лучше сказать: «Товарищи, задавшие письменные вопросы, будьте добры, подойдите ко мне сейчас, после того, как я закончу, я отвечу на ваши вопросы».

И последнее: как быть, если вы получили оскорбительную, грубую записку – отвечать на нее или нет? Принцип остается единым: на все вопросы надо ответить. Либо вы превратите этот вопрос в серьезный, содержательный (в таком случае передайте вопрос своими словами) и ответите на него всерьёз, либо зачитайте вслух начало вопроса, а затем скажите: «Я что-то не совсем понял тут один вопрос. Есть тут автор вопроса? Будьте добры, повторите вслух свой вопрос, и я с удовольствием отвечу». Вы можете быть полностью уверены в том, что вопрос повторен не будет.

Хороший разговор или публичное выступление - это как хорошая игра, кино, или песня. Он захватывает внимание слушателя, излагает материал по пунктам, а затем блестяще заканчивается. Но если вы не знаете, как закончить выступление, основные идеи, которые вы пытаетесь донести, будут утеряны.

Слова, которые вы говорите в начале, и особенно в конце вашей речи, будут помнить дольше, чем любую другую часть вашего выступления. Некоторые знаменитые общественные деятели так заканчивали свою речь, что даже сегодня многие ее помнят.

Как же закончить речь и получить овации?

1) Тщательно продумайте заключительные слова

Чтобы убедиться в том, что ваше заключение произведет сильное впечатление на публику, нужно спланировать каждое слово.

Задайте себе вопрос: "В чем заключается цель этой речи?" В ответе нужно указать на действия, которые вы хотите, чтобы ваши слушатели выполняли, послушав вашу речь. Когда вы четко осознаете, какой конечный результат желаете получить, то становится намного легче спланировать такое заключение, которое наталкивает ваших слушателей на мысль о том, что надо действовать так, как вы предлагаете.

Лучшая стратегия планирования убедительного и яркого завершения речи состоит в том, чтобы спланировать завершение в первую очередь, а потом уже построить весь текст речи. Затем вернитесь в начало и сделайте вступление, которое готовит почву для этого заключения. В основной части выступления вы просто раскрываете свои идеи и призываете аудиторию мыслить и действовать согласно вашим желаниям.

2) Всегда завершайте речь с призывом к действию

Очень важно говорить слушателям о том, что вы хотите, чтобы они делали после того, как послушают вас. Призыв к действию является лучшим способом впечатляюще закончить речь. Например:

У нас есть серьезные испытания и большие возможности, и с вашей помощью мы преодолеем все трудности, и этот год станет лучшим годом в нашей истории!

Что бы вы не говорили, представьте себе восклицательный знак в конце, и по мере приближения к завершению, подберите соответствующий темп и ритм речи. Выделите интонацией самое важное в окончании. Поставьте финальную точку.

Независимо от того, собираются ли присутствующие в аудитории разделить вашу точку зрения или готовы ли они сделать то, что вы просите, вы должны четко и последовательно излагать свои мысли.

3) Подведите итог

Существует простая формула итога любой речи:

  • Перечислите то, о чем вы собираетесь рассказывать.
  • Расскажите об этом.
  • Подведите итоги того, что рассказали.

По мере приближения выступления к концу, скажите что-то вроде: "Позвольте мне кратко изложить основные моменты..." Затем перечислите ваши ключевые моменты, один за другим, и повторите их для аудитории, показывая взаимосвязь между ними.

Слушатели положительно воспримут последовательное повторение того, что они только что услышали. Они понимают, что вы подводите итоги.

4) Завершите речь какой-то пикантной историей

Когда завершаете свое выступление, вы можете сказать:

Позвольте мне рассказать вам историю, которая иллюстрирует то, о чем я говорю...

Расскажите краткий поучительный рассказ, и скажите слушателям, в чем состоит его поучительный смысл. Они не должны сами пытаться понять смысл вашего рассказа.

Вы можете завершить речь историей, которая иллюстрирует все ключевые моменты и связана с ключевым сообщением, которое вы собираетесь донести аудитории.

5) Заставьте всех смеяться

Расскажите анекдот, который связан с вашей темой и подчеркивает главную мысль или основные моменты, и к тому же может всех рассмешить.