Суффиксы -к-, -ек-, -ик-, -ок- встречаются в морфемном составе существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
В морфемном составе многих существительных нет суффикса -к- , например, не будем его искать в непроизводных словах:
- банк а
- почк а
- марк а
- тарелк а
- вилк а
- ложк а
- шапк а
- маск а
- кружк а
- куртк а.
Примеры слов с суффиксом -к-
Суффикс -к- имеет уменьшительно-ласкательное значение и образует от существительных новые слова с этим оттенком значения, например:
- береза - берёз к а;
- печь - печ к а;
- шапка - шапоч к а;
- подкова - подков к а;
- марка - мароч к а;
- куртка - курточ к а.
С помощью суффикса -к- от глаголов образованы существительные со значением процесса или результата действия, например:
- поездить - поезд к а;
- занавесить - занавес к а;
- побелить - побел к а;
- прополоть - пропол к а;
- покрасить - покрас к а;
- загородить - загород к а .
Примеры слов с суффиксом -ек-
Суффикс -ек- аналогично образует существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Встречается он после шипящих в словах:
- бараш ек
- венич ек
- ларёч ек
- ботиноч ек
- ореш ек
- кармаш ек
- платоч ек
- человеч ек
- лепесточ ек
- мешоч ек
- горош ек
В этом безударном суффиксе пишется буква «е» , если в нем выпадает гласная при образовании формы родительного падежа единственного числа существительного:
бара́ш е к - нет бара́ш к а.
Примеры слов с суффиксом -ик-
Напротив, в существительном мужского рода пишется суффикс -ик- , если в нем не происходит исчезновения гласной в форме родительного падежа единственного числа, например:
- но́л и к - нет но́л и ка;
- кре́ст и к - нет кре́ст и ка;
- ба́нт и к - нет ба́нт и ка.
Приведем примеры слов, имеющих суффикс -ик- в морфемном составе:
- лист ик
- холм ик
- стол ик
- куб ик
- мост ик
- дожд ик
- хвост ик
- карандаш ик
- луч ик
- двор ик
- сад ик
- нос ик
- шалаш ик
- прут ик
- рубл ик
- дом ик
- столб ик
- ковр ик
- ковш ик
- час ик и.
Примеры слов с суффиксом -ок-
В морфемном составе существительных под ударением после шипящих согласных «ж», «ч», «ш» , «щ» пишется суффикс -ок- :
- пры ж ок
- гребе ш ок
- зра ч ок
- бор щ ок
При образовании новых слов с помощью суффикса -ок- в корне происходит чередование согласных, например:
- дру г - дру ж ок;
- кру г - кру ж ок;
- сне г - сне ж ок;
- сапо г - сапо ж ок;
- балы к - балы ч ок;
- каблу к - каблу ч ок;
- пу х - пу ш ок;
- оча г - оча ж ок;
- сто г - сто ж ок;
- сунду к - сунду ч ок;
- родни к - родни ч ок;
- башма к - башма ч ок;
- жу к - жуч ок;
- барсук - барсуч ок;
- вол к - вол ч ок
Правописание суффиксов существительных
Этот видеоурок доступен по абонементу
У вас уже есть абонемент? Войти
На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик -, -чик — и —щик -, -ок- и -ек -, -оньк- и -еньк -, -ец- и —иц -. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.
Правописание большинства суффиксов существительных
Большинство суффиксов имён существительных пишутся всегда одинаково (без изменения в разных словах). Пример таких суффиксов:
желт а, тиш а, прочн , пуст а, бег я, болт я
Однако в русском языке существуют суффиксы, правописание которых подчиняется определённым правилам.
Правописание суффиксов -ек- / -ик- (-чик-)
Если при склонении слова гласная из суффикса выпадает, то это суффикс -ек- . А если при склонении существительного гласная не выпадает, а сохраняется, то это суффикс -ик- или -чик- .
Например: ключ – ключ а
сарай – сарай а
лист – лист а
замоч – замоч а
Правописание суффиксов —чик- / -щик-
Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ш . Например, вклад , автомат , смаз , перебеж , разнос .
Суффикс -щик- пишется в существительных, основа которых заканчивается не на: д, т, з, с, ш . Например, фонар , камен , барабан , дрессиров .
Запомнить данные согласные поможет предложение: «Здесь жить!» . Слова в этом предложении состоят из необходимых нам согласных.
Правописание суффиксов —ок-, -ек-, -оньк-, -еньк-, -онок-
В суффиксах существительных -ок-, -ек-, -оньк-, -еньк- , -онок- после шипящих и ц под ударением пишется о , согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих будет писаться е .
Например: звоноч (суффикс находится в безударном положении, поэтому пишем е ); крюч (суффикс находится под ударением, поэтому пишем о ), горош , друж , собач а, доч а.
Правописание суффиксов —ец- / -иц-
Правописание суффиксов -ец- / -иц- зависит от рода существительного, в котором пишется этот суффикс.
Суффикс -ец- пишется у существительных мужского рода , например: красав , брат , мороз .
Суффикс -иц- пишется у существительных женского рода , например: красав а, метел а.
При склонении суффикс -ец- теряет гласную е, например: красав а, брат а.
А в суффиксе -иц- при склонении гласная и сохраняется, например: нет красав ы, нет метел ы.
У существительных среднего рода выбор суффикса -ец- / -иц- зависит от ударения.
Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода надо писать суффикс -ец- , например: письм .
Если ударение предшествует суффиксу, то надо писать суффикс -иц- , например: кр сл е.
Правописание суффиксов -оньк- / -еньк- , стоящих не после шипящих
Суффиксы -оньк- / -еньк- не всегда используются после шипящих.
Суффикс –оньк- пишется у существительных после твёрдых согласных , например: берёз а, Лиз а, лис а.
Суффикс -еньк- пишется только после мягких согласных или после шипящих , например: Вал а, туч а, Зо а.
Исключения из этого правила : за а, па а, ба и.
От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк- : маменька, папенька. Формы папанька и маманька являются просторечными, а значит, ненормативными .
Написания типа Анниньк а, Лизаньк а, Марфиньк а, полосыньк а, встречающиеся в произведениях художественной литературы, являются ненормативными, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном русском языке нет.
Правописание гласных в суффиксах существительных, образованных от глаголов
После шипящих под ударением в суффиксах существительных, образованных от глаголов, нужно писать гласную ё . Например: ночёвка, корчёвка.
Домашнее задание
1) Вставьте пропущенные буквы.
В училище готовили шлифов…иков, набор. иков и переплёт…иков.
Смаз. ик смазал колёса вагона.
Фонар…ик зажёг старые фонари.
Извоз…ик перевозит людей.
Камен. ик, стеколь. ик и водопровод…ик ремонтировали дом.
Рез…ик по дереву работал с краснодерев…иком, гранит…иком и облицов. иком.
2) Когда в суффиксах существительных пишется -ек-, а когда -ик- (-чик-)?
3) Вставьте пропущенные буквы.
Замоч…к, письм…цо, солом…нка, монаш…нка, полос…нька, хорош…нький, луж…ца, владел…ца, грузч…к, разносч…к, помощн…к, за…нька, строень…це, плать…це, лис…нька, топл…во, жар…во, докладч…к, рассказ…ц, дружоч…к, подароч…к, мешоч…к, шалаш…к, сарафанч…к, ул…чка (улица), умн…чка, сем…чко, врем…чко, баб…нька, Лиз…нька, Саш…нька, Зо…нька, солн. шко, пер…шко, своячен…ца, плохое здоровь…чко, горл…нка, толстолоб…к, тон…нький, ткач…ство, себялюб…ц.
- Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008.
- Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2010.
Ключик. замочек. ик или ек ?
Урок русского языка
Цели.
Ознакомить с суффиксами -ек
, -ик
, со способом действия при выборе суффиксов -ек
,
-ик
; повторить и закрепить знания о составе слова.
Оборудование. Учебник «Русский язык», 3-й класс, ч. 1 (авт. Л.М. Зеленина и др. М.: Просвещение, 2003); рисунки для словарной работы и выведения правила; карточки со словами; телевизор, видеомагнитофон, мультфильм «В стране невыученных уроков».
I. Организационный момент
II. Словарно-орфографическая работа
Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах. Внимание на доску:
– Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Какое вы прочитали слово? В чем секрет чтения?
Дети. Это слово «яблоко». Оно читается против хода часовой стрелки.
У. Что такое яблоко?
Д. Яблоко – это плод дерева яблони.
У. О многообразии слова «яблоко» расскажет.
Рассказывает подготовленный ученик.
Д. Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко; сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко («попасть в яблочко»); рукоятка меча – яблоко; кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко.
Многообразие значений слова «яблоко» объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях XI века. Существует мнение, что слово «яблоко» в древнерусском языке означало «шар».
У.
Найдите словарное слово «яблоко» в учебнике на с. 152, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемую безударную гласную (ябло
ко
).
Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты.
1. Яблоку негде упасть
2. Яблоко раздора
3. Конь в яблоках
4. Как румяное яблочко
5. Яблоко от яблони недалеко падает
Так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами
Очень красивое
Это то, что приводит к ссоре
Тесно
Д. Пословица записана под номером 5, остальные словосочетания являются фразеологическими оборотами.
У. Объясните смысл пословицы.
Д. Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.
У. Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.
Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание.
– А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке, пофантазируйте и предложите картинки-ассоциации, которые нам помогут в запоминании правильного написания слова «яблоко».
Выслушиваются предложения детей. Учитель предлагает свои варианты.
– Посмотрите на картинки-помощницы и «сфотографируйте» их глазками на память.
Дети выполняют задание.
– Молодцы! Я думаю, что теперь вы не сделаете ошибку в слове «яблоко».
III. Сообщение темы урока
У. Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.
– Запишите эти слова.
– Какие корни в словах ключик, замочек ?
У. Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем.
Д. -ик , -ек . В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный.
У. Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?
Д. В слове «ключик» – совпадает, а в слове «замочек» – расходится.
У.
Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ек
,
-ик
?
Д. Гласные в суффиксах -ек , -ик надо проверять.
У.
Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: «Правописание суффиксов
-ек
,-ик
«.
IV. Знакомство с новым материалом
У.
Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями. Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим изобрести это правило.
– Каким путем мы пойдем и почему?
Д. Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.
У.
Хорошо. Итак, мы сами изобретаем правило.
Посмотрите внимательно на данный ряд существительных.
На доске в один ряд прикреплены карточки со словами:
Правило суффиксов ек ик
Неударяемые гласные в суффиксах
Правило и примеры правописания суффиксов -ик- и -ек-
Следует различать суффиксы существительных -ик (-ник,-чик) и -ек .
Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например:
столик - столика, дворник - дворника, стаканчик - стаканчика, но: ножичек - ножичка, овражек - овражка, барашек -барашка.
В помощь школьнику
Упражнение: раздел морфология, слов 225
Не знаю, случалось ли вам когда-нибудь наблюдать лунную ночь в горах, когда из-за скалы только что прорежется красный диск и по всему ущелью побегут тени и блики, а над рекой разольётся жиденький туман, сквозь который слабо угадываются каменистые берега и чуть-чуть виден тусклый свет чабанского костра,- в такую минуту всё предстаёт перед вами картиной заманчивой и новой. Какая-нибудь паршивая, до крайности облысевшая круча, на которую при дневном свете и смотреть не хочется, теперь выглядит такой скалой, такой великолепной и гордой, что нельзя к ней и приступиться. Невысокий кустарник, такой, что днём, проезжая мимо, никто на него не поведёт и глазом, в лунном же сиянии сделался таким нарядным, закурчавился так пышно, что уже напоминает собой виноградник где-нибудь на берегу Чёрного моря. Сосновый лес на горе темнеет грозной тучей, а поверх этой тучи переливается горячая бронза, пастушья кошара у скалы, самая простая кошара, каких здесь немало, кажется не иначе, как сказочным теремом, приютившимся на красивом взгорье. Но вот наступает утро, на синем-синем небе играет солнце - и обман вмиг исчезает. Нет ни тумана над рекой, ни розовых бликов: всё под ярким светом обрело и обычную форму и должную окраску; и жёлтые, опалённые зноем скалы, и небольшая глиняная круча, изрытая, как оспой, щуровыми гнёздами, и тощий кустарник, и река в глубоких берегах, и серые стволы сосен, и тёмная, обмазанная кизяком кошара - всё, всё было просто и обыденно.
С. Бабаевский, Свет над землёй.
Подчеркни:
написание -тся и -ться в глаголах (6);
наречия (6);
частицы не и ни (8).
xn--80abl6aqcjc8ic.xn--p1ai
§ 69. Правописание существительных с суффиксам
Примеры
Правило
Суффиксы
1. -ЧИК, -щик
В существительных, которые обозначают людей по роду их занятий или действий, после согласных д, ж, з, с, т пишется -чик, после других согласных пишется -щик.
Примечание. 1. Мягкий знак перед суффиксом -щик пишется только после л.
- После т в некоторых словах пишется -щик.
/1 ер еводч ик, перебежчик, возчик, разносчик, переплетчик; но: каменщик, наборщик, строгальщик
стекольщик, угольщик; но: банщик, сменщик
ремонтщик, брилли- антщик
Примеры
Правило
Суффиксы
2. -ек, -ик (-чик)
Если при склонении существительного гласный выпадает, пишется -ек, если сохраняется - пишется -ик(-чик) носочек (носочка), горошек (горошка), крючочек (крючочка); но: стулик, стульчик (стулика, стульчика), кирпичик (кирпичика);
- -ец, -иц-а
- -ец-о, -иц-е
- -ечк-, -ичк-
и
-ЄНК-, -инк-
- -оньк-, -еньк-
(суффиксов
-ыньк-,
-иньк-
в современном русском языке нет)
- -енк-, -онк-
Суффикс -ок пишется после шипящих под ударением
В словах мужского рода пишется -ец, в словах женского рода -иц-а
В словах с ударением на окончании пишется -ец-о, в словах с ударением на основе-иц-е
В словах, образованных от существительных на -ИЦ-, -ин-, пишутся -ИЧК-, -инк-. В остальных случаях -ечк-, -енк-
Уменьшительно-ласкательные суффиксы -оньк-, -еньк- пишутся всегда с ь. Суффикс -оньк- пишется после твердых согласных, а -еньк- пишется после мягких согласных, шипящих и после гласных. Исключение: паинька, баиньки, заинька.
Суффиксы, придающие слову пренебрежительное значение, пишутся без ь.
сапожок,
петушок, сучок;
ушица, лу-
хлебец, жица:
письмецо, пальтецо, но: креслице, маслице;
луковица - луковичка, рукавица - рукавичка, соломина- соломинка, горошина - горошинка, завалина-зава
линка: но: семечко, кошечка, Зоечка, черкешенка
кисон ька, лисонька,
полосонька, козояька, детон ька,
но: маменька, Петенька, рученька, ноженька, М ишенька,
Зоенька:
Суффиксы
Правило
- -ышк-, -ушк-, -юшк-
- -ин-а, -изн-а, -ин, -ств-о
- -ет-а, -есть, -еств-о
Примеры
Суффикс -онк- пишется после шипящих под ударением, после остальных согласных пишется -енк-
От слов на -ня уменьшительные существительные образуются путем прибавления к основе род. пад. множ, числа суффикса -к-
В существительных ср. рода пишется -ышк-,
-юшк-, в существительных мужск. и женск. рода пишутся -ушк-, -ЮШК-,
-ышк-, а также -ишк-
После этих суффиксов в одушевленных существительных мужского рода и в словах женского рода пишется окончание -а
В словах среднего рода и в неодушевленных существительных мужского рода пишется окончание -о
пишется с буквой и
пишется с буквой е
мальчонка, ручонка, ножонк а, клячонка,
но: хатенка, избенка, шубенка:
готовальня - готова- вами - готова.генка, вишня - вишен -вишенка, пашня - пашен - пашенка, башня - башен - башенка,
но: деревня -дере
вень-деревенька, кухня- кухонь- кухонька:
солнышко, перышко, морюшко; соловушка, коровушка, клинышек;
сынишка, соседушка, дедушка, девушка, матушка;
полюшко, заборишко, сукнишко, донышко
низина, крутизна, меньшинство:
суета, нищета, плавучесть, че.гоеечество
scicenter.online
- Цели и задачи юристов Общероссийская общественная организация Ассоциация юристов России Московское областное отеделение ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «АССОЦИАЦИИ ЮРИСТОВ […]
- Подтверждение права собственности на домен с помощью Google Analytics Если вы используете Google Analytics для отслеживания трафика веб-сайта в домене, вы можете подтвердить право собственности на домен и активировать G Suite с помощью […]
- Как составить брачный договор или брачный контракт (образец)? Образец брачного договора может пригодиться лицам, которые собираются в ближайшее время вступить в брак или готовятся к этому событию заранее. Контракт регламентирует многие […]
- Образец заявления на отгул по семейным обстоятельствам Понятие «отгул» не определено в законодательстве. Поэтому под ним подразумевают отпуск без сохранения зарплаты. Как известно, ежегодный оплачиваемый отпуск планируется заранее и […]
- Пенсии работающим инвалидам Начисление материальных выплат категории граждан, имеющих инвалидность, - одно из приоритетных направлений социальной политики государства, в основу которой заложена забота о наиболее уязвимой в материальном […]
- Договор-купли продажи. Как правильно заполнить Экономьте время на оформлении договоров! Бесплатная программа для автоматического заполнения всех документов. Узнать больше >> Автоматическое заполнение типовых форм документов Фирменные […]
Правописание суффиксов существительных – одна из самых сложных тем в русском языке, которая из-за своего объема и разнообразия требует очень внимательного подхода. Например, чтобы грамотно писать, важно знать, в каких случаях используется суффикс – ек-, а в каких – ик-, понимать значение этих словообразовательных единиц и то, как они работают. Их правописание регулируется достаточно простым правилом, которое нужно запомнить.
Когда используются суффиксы ек ик в существительных
Эти суффиксы в основном необходимы для того, чтобы образовывать от имен существительных слова с уменьшительно-ласкательным значением: барашек, конвертик и так далее. Таким образом, благодаря суффиксам -ек- и -ик- русский язык обогащается существительными с отдельным коннотативным значением. Но почему бы для его передачи не использовать только один из них?
Это объясняется исторически сложившимися особенностями русского языка, которые проявились в процессе его развития, и оттенками значения.
Суффикс -ек-используется не только для того, чтобы придавать слову уменьшительно-ласкательные оттенки – в некоторых случаях он добавляет им пренебрежительную окраску: работничек, разбойничек. То же и с суффиксом -ик- – он используется для того, чтобы передать принадлежность лица к какой-либо области – науке, религиозному или литературному течению, учреждению, области искусства и так далее, а также подчеркнуть его возраст или физическое состояние: электрик, еретик, старик, дальтоник.
Правописание суфффиксов -ек-/-ик-
Гласные в суффиксах существительных ек и ик подчиняются определенному грамматическому правилу. Так, буква е в этой единице словообразования употребляется, когда гласная при склонении “убегает”: листочек – листочка, ботиночек – ботиночка, вареничек – вареничка.
Если же при склонении гласная остается, то в суффиксе пишется буква и: нолик – нолика, кролик – кролика.
При этом предшествующая согласная не влияет на то, какая гласная будет писаться, правило действует и для слов с корнем на шипящую, и для всех остальных.
Необходимо не путать суффиксы ек и ик, где гласные чередуются, с таким суффиксом, как -чик-, который всегда пишется с и: телефончик, пенальчик. Чтобы такой путаницы не происходило, необходимо правильно выделять корень слова.
Что мы узнали?
В русском языке есть чередующиеся суффиксы -ек- и -ик-, которые придают слову уменьшительно-ласкательную окраску. При этом у каждого из них есть свое значение: суффикс -ек- может добавлять словам пренебрежительности, а ик – указывать на принадлежность человека к какой-либо области деятельности либо его состояние. В любом случае их использование подчиняется простому правилу: если при склонении слова гласная становится беглой, то пишется е, если она остается – пишется и. Также есть суффикс -чик-, который всегда пишется с и и который часто путают с суффиксом ик. Чтобы применить грамматическое правило, нужно верно выделить корень слова.
Слова с суффиксами -ек-/-ик- всегда вызывают массу вопросов у школьников. Более того, далековато не каждый взрослый человек знает, в каких случаях пишется та либо другая морфема. Вот поэтому представленную статью мы решили предназначить этой теме.
Общие сведения
Назовите 2 слова с суффиксом -ик-. Необходимо подчеркнуть, что сделать это нетрудно, но исключительно в том случае, если вам понятно основное правило российского языка, которое разъясняет правописание буковкы «и» и «е» в данной морфеме. Ведь некая часть людей повсевременно совершает одни и те же ошибки, и заместо «ключик» пишут «ключек», заместо «куст» – «кустек», «мячик» – «мячек» и проч. Вот поэтому в школьной программке этой теме уделяется повышенное внимание.
Когда следует ставить буковку «и»?
А какие слова с суффиксами -ек-/-ик- понимаете вы? К ним относятся последующие: диванчик, внучек, сыночек, кирпичик, горошек, ножичек, карандашик, звоночек, листик, комочек, молоточек, цветочек, листочек, куст, огонёчек, свисточек, стебелёчек, ключик, мальчишка, носик, огурчик, стульчик, пальчик, кусок, лицо, мешочек, мячик, платочек, пирожочек, мостик, калачик, самолётик, винтик, бантик, дождь, орех, садик, котёночек и пр.
Как вы могли увидеть, каждое упомянутое слово с суффиксом -ик- вызывает огромные сомнения по поводу его правильного написания. Ведь данная морфема стоит в безударном положении, а как следует нереально найти, какую гласную нужно ставить в конце – «и» либо «е» (а, может быть, и «о»?). Вот поэтому советуем ознакомиться с надлежащими правилами российского языка.
Основное правило
Слово с суффиксом -ик- следует писать исключительно в том случае, если при его склонении гласная буковка «и» сохраняется. Для наглядности приведем определенные примеры:
- карандашик - карандашИка;
- диванчик - дивана;
- огурчик - огурчИка;
- калачик - калачИка;
- куст - куста;
- носик - носИка;
- стульчик - стульчИка;
- пальчик - пальчИка;
- лицо - лица;
- мальчишка - мальчугана;
- ключик - ключИка;
- мячик - мячИка;
- самолётик - самолётИка;
- листик - листИка;
- винтик - винтИка;
- бантик - бантИка;
- мостик - мостИка;
- кирпичик - кирпичИка;
- дождь - дождя;
- садик - садИка и пр.
Когда следует ставить буковку «е»?
О том, как можно проверить слово с суффиксом -ик-, мы поведали чуток выше. Но необходимо подчеркнуть, что в российском языке часто встречаются и такие лексические единицы, которые имеют морфему -ек-. И для того чтоб удостовериться, что в этих словах вправду пишется буковка «е», их также рекомендуется просклонять. Если она является беглой (другими словами выпадает), то следует ставить только суффикс -ек-.
Приведем приятные примеры:
- звоночек - звоноЧКа;
- внучек - внуЧКа;
- огонёчек - огонёЧКа;
- горошек - гороШКа;
- ножичек - ножиЧКа;
- комочек - комоЧКа;
- свисточек - свистоЧКа;
- молоточек - молотоЧКа;
- листочек - листоЧКа;
- орех - ореха;
- сыночек - сыноЧКа;
- стебелёчек - стебелёЧКа;
- кусок - куска;
- мешочек - мешоЧКа;
- цветочек - цветоЧКа;
- платочек - платоЧКа;
- пирожочек - пирожоЧКа;
- котёночек - котеноЧКа и проч.
Видите ли, достаточно просто найти, какое пишется слово с суффиксом -ик-, а какое - с суффиксом -ек-. Кстати, такие морфемы в российском языке именуют чередующимися. В отличие от неизменяемых, их правописание находится в зависимости от тех либо других ситуаций (в этом случае от сохранности гласной при склонении слова).
Имена существительные с суффиксом -ок-
Выше мы разглядели слова с суффиксом -ик-. -Ок- так же является морфемой имен существительных. Но во время словообразования таковой суффикс не вызывает никаких колебаний. С чем это связано? Дело в том, что представленная морфема фактически всегда занимает ударное положение. В итоге, буковка «о» в суффиксе -ок- слышится очень ясно. Для наглядности приведем несколько примеров:
- кулачОк;
- волчОк;
- сынОк;
- молотОк;
- стрелОк;
- петух;
- дурачОк;
- бережОк;
- мелОк;
- знатОк;
- снежОк;
- крючОк;
- теремОк и пр.
Суффиксы -ек- и -ок- после щипящих согласных
О том, какие слова с суффиксом -ик-, -ек- и -ок- есть, вы понимаете. Но тут появляется новый вопрос: “В каких случаях в 2-ух последних морфемах после шипящих следует ставить буковку «е», а в каких - «о»?” Ведь достаточно трудно найти, как будет верно: петух либо петушЕк. С чем это связано? Дело в том, что во время произношения таких лексических единиц и буковка «е», и буковка «о» после шипящих согласных слышатся, как [о].
Правило правописания гласных «е» и «о» после шипящих
Если на суффикс, стоящий после шипящей согласной, падает ударение, то следует писать только морфему -ок-. Приведем приятный пример:
- бережОк;
- петух;
- кулачОк;
- волчОк;
- мужичОк;
- волчОк;
- старичОк;
- червячОк;
- сапожОк;
- дурачОк;
- прыжОк;
- косячОк;
- сынОк;
- снежОк;
- крючОк и другие.
Что касается суффикса -ек-, то он ставится только в тех словах, в каких на него не падает ударение, и если такая лексическая единица теряет гласную буковку во время склонения.
Для наглядности приведем пример:
- нОжичек
- внУчек;
- горОшек;
- звонОчек;
- комОчек;
- молотОчек;
- листОчек;
- огонЁчек;
- свистОчек;
- сынОчек;
- цветОчек;
- стебелЁчек;
- кусок;
- мешОчек;
- оврАжек;
- платОчек;
- пирожОчек;
- котЁночек и другие.
Методы образования слов с помощью суффикса -ок-
Как образуются такие слова? Существительные с суффиксом -ик-/-ек- появляются с помощью прибавления морфемы к базе слова. В конечном итоге мы получаем новейшую лексическую единицу, но в уменьшительно-ласкательном значении (к примеру, диванчик, комочек, внучек, листочек, молоточек, звоночек и пр.).
Что касается суффикса -ок-, то он присваивает несколько другие значения:
- Уменьшительность, сопровождаемая экспрессией ласкательности (приведем пример: чаёк, брато?к, зятёк, грибо?к, листо?к и пр.).
- Действие (приведем пример: зево?к, бросо?к, пино?к, глото?к, рыво?к, мазо?к, толчо?к, прыжо?к, шлепо?к, скачо?к, щелчо?к, хлопо?к и пр.).
- Предмет, а поточнее итог деяния (приведем пример: обло?мок, мото?к, обру?бок, набро?сок, сле?пок, отпеча?ток, стежо?к, посёлок, вы?селок и пр.).
- Предмет, а поточнее орудие деяния (приведем пример: свисто?к, звоно?к, гудо?к и пр.).
- Предмет, а поточнее субъект деяния (к примеру, поплаво?к, движо?к, росто?к и пр.).
- Место деяния (като?к).
- Уменьшительно-ласкательное либо только ласкательное значение (к примеру, Нино?к, Витёк, Лидо?к, Игорёк, Сашо?к и пр.).
- Лицо, которое производит действие (к примеру, ездо?к, едо?к, стрело?к, игро?к, ходо?к и пр.).
- Лицо, которое появляется в итоге деяния (к примеру, недоно?сок, вы?родок, переро?сток, недоро?сток, подро?сток и пр.).
- Лица, характеризуемые качеством, которое заключено в мотивирующем слове (к примеру, пре?док, пото?мок и пр.).
- Предмет, характеризуемый признаком, который назван мотивирующим именованием прилагательным (к примеру, дичо?к, бело?к, желто?к и пр.).
- Вещество, которое названо мотивирующим именованием существительным (к примеру, мело?к).
- Единица, которая выделяется в именах существительных и обозначает группу схожих предметов. При всем этом их ровно столько, сколько именуется мотивирующим именованием числительным (к примеру, пято?к, деся?ток и пр.).
Масалова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов
Белгородская область Белгородский район село Беломестное
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту
Масалова Татьяна Сергеевна
Учитель начальных классов
МОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»
Методическая разработка урока русского языка по теме «Правописание суффиксов –ик, -ек» во 2 классе.
КЛЮЧИК…ЗАМОЧЕК… ИК ИЛИ ЕК?
Цели:Ознакомить учащихся:
с суффиксами –ек, -ик;
со способом действия при выборе суффиксов –ек, -ик;
повторить и закрепить знания о сотаве слова.
Оборудование:
учебник «Русский язык, 2 класс;
рисунки для словарной работы и выведения правила;
карточки со словами;
телевизор;
видеомагнитофон;
мультфильм «В стране невыученных уроков».
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Словарно-орфографическая работа
У:Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах.Внимание на доску.
Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.
Какое слово вы прочитали?
В чем секрет чтения?
Д:Это слово «яблоко». Оно читается против хода часовой стрелки.
У:что такое яблоко?
Д:Яблоко - плод дерева яблони.
У:О многообразии слова яблоко расскажет …
Рассказывает подготовленный ученик.
Д:Не только плод яблони называют Яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко; сердцевина мишени для стрельбы в цель – яблочко («попасть в яблочко»); рукоятка меча – яблоко; кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко.
Многообразие значений слова «яблоко» объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях 11 века. Существует мнение, что слово «яблоко» в древнерусском языке означало «шар».
У:Найдите словарное слово «яблоко» в учебнике на стр.152, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемую безударную гласную (яблоко). Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты.
Д:Пословица записана под номером 5, остальные словосочетания являются фразеологическими оборотами.
У:Объясните смысл пословицы.
Д:Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.
У:Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.
Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание.
А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке и предложите картинки-ассоциации, которые нам помогут в запоминании правильного написания слова «яблоко».
Выслушиваются предложения детей. Учитель предлагает свои варианты (карточки см. приложение).
Посмотрите на картинки-помощницы и «сфотографируйте» их глазками на память.
Дети выполняют задание.
Молодцы! Я думаю, что теперь вы не сделаете ошибку в слове «яблоко».
III. Сообщение темы урока.
У:Сейчас мы проанализируем два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.
Запись на доске:
Запишите эти слова.
Дети записывают.
У:Какие корни в словах ключик, замочек?
Д:-ключ-, -замоч-.
У:Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный звук в нем.
Д:-ик, -ек. В суффиксе –ик- безударный глассный звук, в суффиксе – ек – тоже безударный.
У:Скажите, совпадает или расходится произношение сффикса с его обозначением на письме?
Д:В слове «ключик» - совпадает, а в слове «замочек» - расходится.
У:Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах –ик, -ек?
Д:Гласные с суффиксах –ик, -ек нужно проверять.
У:Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: «Правописание суффиксов –ик, -ек».
IV. Знакомство с новым материалом.
У:Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями.
Взять готовое правило.
Самим изобрести это правило.
У:Каким путем мы пойдем и почему?
Д:Лучше самим попробовать выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.
У:Хорошо. Итак, мы сами изобретаем правило. Посмотрите на данный ряд существительных.
На доске прикреплены карточки со словами
У:Как выбрать нужную букву, чтобы правильно написать суффикс? Как вы думаете? Для этого проанализируйте слова второго столбика. Что интересного вы заметили?
Д:Я думаю, что если при изменении формы слова гласный остается, то его и надо писать в суффиксе –ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать –ек.
У:Подтвердить наше научное предположение поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».
Д:Это было единственное правило, которое знал Витя.
У:Если при склонении слова – изменении по падежам – гласный выпадает, то пишется –ек, а если не выпадает, пишется –ик. Посмотрим фрагмент мультфильма.
У Вити было слово-помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика.
Учитель прикрепляет на доску рисунки (см. приложение 2)
У:Прочитайте правило в учебнике на стр. 154 и сравните с нашим выводом.
Дети читают текст упражнения 108.
У:Верно ли мы с вами сформулировали правило?
У:Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.
Читает подготовленный ученик.
Д:В одном сказочном городе жили суффиксы, и была там соя школа, где они учились. Суффикс –ик был прилежным учеником, а его друг – суффикс –ек, был самым настоящим прогульщиком, вернее К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз, когда Е опять убежал, учитель, суффикс – тель, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе – ек.
И сейчас, когда мы начинаем склонять слова в суффиксом –ек, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Вот посмотрите: платочек – платочка - платочку.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление нового материала.
У:Еще раз прочитайте внимательно правило в учебнике. «Свернем» его в инструкцию, алгоритм-предписание наших действий.
Дети с учителем составляют алгоритм написания суффиксов –ик, -ек, и записывают его на доске и в тетрадях.
1 шаг: Измени форму слова.
2 шаг: Определи «убегает ли гласный:
1. нет – пиши – ик
2. да – пиши –ек
У:Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного правила, выполним упражнение 109.
Упражнение выполняется с комментированием.
VII. Итог урока.
У:Доскажите слова по алгоритму. Если при изменении формы слова существительного с суффиксом –ек гласный выпадает, то в суффиксе пишется…
У:В суффиксе –ик пишем букву и, если…
Д:При изменении формы слова гласный не выпадает.
У:Самым лучшим результатом урока будет ваше безошибочное написание суффиксов –ек, -ик.
VIII. Домашнее задание.
При составлении методической разработки дополнительные материалы не использовались.