Правление красного солнышка. Неистовый креститель Руси

Владимир Святой почитается Русской Православной Церковью как равноапостольный. Но до крещения его жизнь напоминала если не триллер, то драму точно. Особенно тяжким испытания выпадали на долю его жен и наложниц.

Нашла немного материала именно о них.

Князь Владимир был бастардом – сыном князя Святослава и ключницы Малуши . Но князь сына признал и даже наделил его землями.

За два года до смерти Святослав раздал свои земли сыновьям:

Киев - Ярополку,

Древлянскую землю - Олегу,

Новгород - Владимиру.

Через три года после смерти отца Ярополк и Олег поссорились, брат пошел на брата, Ярополк убил Олега, по приказу Владимира был убит Ярополк. Так вся власть над землями Святослава оказалась в одних руках. А было в то время Владимиру и Ярополку около 15 лет, а Олегу - чуть больше.

К слову, мать Владимира, Малуша, была рабыней не по рождению, но в силу судьбы: дочь древлянского князя Мала, она была захвачена во время военного похода.

Но в глазах потенциальных невест Владимира это ничего не меняло. Его называли “робичич”, то есть ребенок рабыни.

На роль жены Владимир присмотрел дочь полоцкого князя Рогвольда Рогнеду. «Хочю пояти дщерь твою собе в жене», - с этими словами Владимир отправил посланцев к полоцкому князю, так рассказывает о «сватовстве» «Повесть временных лет».

Но Рогнеда проявила характер и на вопрос отца, согласна ли она выйти замуж за Владимира, ответила: «Не хочю розути робичича, но Ярополка хочю». Рогнеда пожелала стать невестою Ярополка и наотрез отказалась выйти замуж за сына рабыни и выполнить обряд разувания мужа в знак своей покорности.

Оскорблённое самолюбие киевского князя привело его в том же 976 году в Полоцк повторно, уже с большим войском. Полоцк был сожжён, Рогволод убит, Рогнеда стала женой Владимира против своей воли.

Впрочем, и женой она была далеко не первой, так как был Владимир в те времена язычником. И помимо даже официальных жён, имел достаточно большой гарем менее родовитых наложниц.

Но, тем не менее, прожила Рогнеда (под именем Гореслава) женой Владимира двенадцать лет, родив ему четырёх сыновей – Изяслава, Ярослава, Мстислава и Всеволода.

Но гордая Рогнеда вовсе не желала быть смирной рабой своего супруга. В Суздальской летописи рассказывается, как однажды Рогнеда чуть было не зарезала заглянувшего к ней на огонек и заснувшего мужа, но Владимир, внезапно проснувшись, успел схватить ее за руку и остался жив.

Разгневанный князь приказал Рогнеде готовиться к смерти, а перед смертью велел ей принарядиться, как в день свадьбы. Рогнеда выполнила приказ мужа, но успела научить маленького сына, чтобы он, как только войдет отец, появился перед ним с мечом в руках и сказал: «Ты тут не один, о родитель! Сын будет свидетелем».

Сынок так и сделал. Слова и вид ребенка настолько поразили Владимира, что он бросил меч, которым собирался пронзить жену, и не только оставил жизнь матери и ребенку, но построил им город Изяславль и Полоцкую землю отдал во владение.

Как уже было сказано, Рогнеда родила Владимиру еще трех сыновей (Мстислава, Всеволода и Ярослава) и двух дочерей (Предславу и Марию Доброгневу, впоследствии ставшую женой польского короля).

«Сам любя жены и блуженье многое», Владимир имел немало жен и несколько сот (говорят, до 800) наложниц. «Всякая прелестная жена и девица страшилась его любострастного взора», - писал Карамзин.

Сохранились имена некоторых из жен: Олофи (из Скандинавии), Адель (из Чехии), Манфреда (из Болгарии), Юлия (гречанка, жена Ярополка). С Юлией дело обстояло весьма печально: ее Владимир захватил беременной, и вскоре она родила Святополка.

По одному из вариантов «Корсуньской легенды», Владимир просил в жены дочь корсуньского князя. Но получил отказ. И тогда он взял Корсунь (Херсонес) хитростью, не побрезговав услугами предателя, обесчестил княжескую дочь на глазах родителей и выдал ее за предателя замуж.

Но вообще-то ужасаться и потрясать феминистическими мечами нечего – Владимир вел обычную жизнь обычного языческого правителя, ничем не отличаясь от своих европейских собратьев по трону и власти. Все изменилось в 988 году, когда, по свидетельству «Повести временных лет», Владимир женился еще раз.

Византийская принцесса Анна была единственной сестрой правящего императора Василия II Болгароубийцы (976-1025) и его брата-соправителя Константина VIII (976-1028).

Родилась она всего за 2 дня до смерти своего отца, императора Романа II, что отметил византийский историк Иоанн Скилица, благодаря чему стала известна дата её рождения: 13 марта 963 года.

Согласно «Повести временных лет», Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров сестру в жёны, угрожая пойти на Константинополь. Te согласились при условии его крещения.

Когда Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русских. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть.»

По преданию, во время ожидания невесты у Владимира разболелись глаза, и он перестал видеть. Приехавшая в Корсунь Анна посоветовала ему побыстрее креститься, чтобы получить исцеление. Князь крестился (в крещении получил имя Василий) и выздоровел - он прозрел в ту самую минуту, когда святитель возложил на него руку (согласно Древнейшему своду 1039 года князь крестился в Киеве). «В вено за жену свою» вернул Владимир Корсунь грекам.

Анну в летописи именовали не как обычно - княгиней, но царицей, сохраняя за ней достоинство члена императорской семьи. Царицы, в обычном понимании титула как жены царя, появились на Руси лишь при Иване Грозном. Летописи ничего не сообщают о её детях, перечисляя подробно сыновей Владимира и их матерей. Возможно у неё была дочь, но точных данных нет.

По возвращении в Киев с молодой супругой Владимир крестил своих сыновей, а женам разрешил выйти замуж по своему разумению и выделил им приданое. Рогнеда основала монастырь и постриглась в монахини под именем Анастасии.

Анна умерла за четыре года до кончины супруга, летописи говорят, что князь Владимир женился еще один раз – в 1007 году на немке, внучке Оттона I Великого.

Однако похоронен князь рядом с могилой царицы Анны.

Князь Владимир красно солнышко

Чужбина родиной не станет.

Гёте Иоганн Вольфганг

Князь Владимир красно солнышко, именно так называл народ этого правителя, родился в 948 году. Еще при жизни своего отца, Святослава, Владимир правил Новгородом. В этом городе начались славные дела молодого правителя, который был любим народом.

Начало правления

В 980 году князь стал полноправным правителем всей Киевской Руси. Случилось это в результате первой в истории России междоусосбной войны между наследниками князя Святослава. Народ почитал и любил этого человека. Его заслуги перед Русью сложно переценить. В результате той политики, которая сопровождала правление этого человека, народ стал называть его, не иначе, как Великим. За заслуги же перед церковью он был удостоен звания «равно апостольского».

В начале своего правления Владимир красно солнышко в религиозном плане было направлен на язычество, ведь сам он был убежденным язычником. Придя к власти, этот правитель даже велел поставить в центре Киева новые истуканы славянского Бога Грома - Перуна. Он так же имел пять жен, которые родили ему двенадцать сыновой и несколько дочерей. Пытаясь разделить власть между своими сыновьями, Владимир делает каждого из них главой одного из двенадцати крупнейших городов Киевской Руси. Этим решение он фактически начал раздел страны, а также предпосылки для новых междоусобных войн.

Военные походы

В 981 году князь "Красно Солнышко" отправляется в поход на Волынь, которая находилась под гнетом поляк. В результате этого военного похода к владениям Киевской Руси были присоединены города Червен и Перемышль. Кроме того, для укрепления собственного влияния в этом регионе победитель закладывает город, который назвали Владимир-Волынский. Этим походом начались многочисленные войны для укрепления и расширения границ собственного государства. В 981 году случились новые походы, на этот раз на вятичей. Дважды в течении годы выдвигалася в наступление дружина Киевской Руси, пока не была одержана победа. Следующий год ознаменовал походами на ятвягов, которые покорились Руси и обязались платить дань Киеву. После этого настал черед другого постоянного противника - Волжскую Булгарию. По результатам этого похода было подписано мирное соглашение между булгарами и русичами. Немногим позже Волжская Булгария была завоёвана Золотой Ордой и вошла в ее состав. Покорителем булгар стал Хан Батый. Для сбора дани в этом регионе позже был построен город Казань. В 982 году князь Владимир отправился в Карпаты, где сумел покорить племена хорватов.

Крещение Руси

Одним из главных решение Владимира, как князя Руси, было решение креститься самому и крестить всю Киевскую Русь. Правление князя было величественным. Он одержалмного славныхпобед, которые позволяли ему ощущать сосбственное превосходство и превосходство его страны над соседями. Поэтому просить правителя Византии о крещении он не хотел. План был другой – завоевать Византию и, как победителю, принять христианство. Так таначался новый военный поход, на этот раз на Византию. В 988 году, собрав войско, Владимир отправляется по Днепру в византийский город Херсонес, находящийся в Крыму. Русские корабли окружили город, устроив его морскую блокаду. Войска высадились на берег и готовились к штурму. Жители Херсонеса высадке не препятствовали, поскольку были уверены в неприступности города. Русские войская дважды атаковал крепость, но безрезультатно. Тогда началась долгая осада города. В один день к ногам Владимира упала стрела, выпущенная видимо из осажденного города. К стреле был прикреплен пергамент, в котором говорилось о том, что невдалеке от лагеря есть колодец, который питает херсонцев водой. После этого, по приданию летописцев, князь Владимир сказал: «Если сбудется – крещусь!». Он приказал копать в указанном месте. Труба была найдена и разрушена. Жажда заставила жителей Херсонеса сдаться, что позволило Руси захватить город.

После захвата Херсонеса Владимир отправил в Византию послание, что желает жениться на сестре императора Анне. Византийцы дали добро, но только в том случае если русский князь примет христианство. Тогда князь Владимир объявил о желании креститься. Вместе с Владимиром крестилась и вся Русь. Умер князь Владимир в 1015 году.

Князь Владимир - кровавое "Ясно Солнышко". Основой взяты материалы из "Никоновской Летописи", летописи "Повесть Временных лет" и Радзивилловского свода. А родился князь Влодимир Киевский согласно летописям приблизительно в 960 году полукровкой, как сказали бы современники. Отцом его был могучий князь Святослав Игоревич, а матерью простолюдинка Малуша, бывшая в услужении ключницей у княгини Ольги, из небольшого городка Любеч. Узнав, что Малушка ждёт ребёнка от Святослава, разгневанная княгиня сослала её толи под Псков, толи в село Будятине, толи в Гомель, сейчас точно уже не выяснить, так-как разные летописи описывают это по разному. Но факт один - Владимир родился не в Киеве. Далее летописи повествуют о том, что Владимира, годов трёх отроду, забрала к себе княгиня Ольга. Владимир так и рос под присмотром княгини Ольги и воспитывался старшим братом своей матери - варачем (витязем, т.е. офицером) княжеской охранной дружины Добрыней (что развеивает миф о том, что мать Владимира была рабыней). Такой обычай издревле существовал на Руси. Ровно, как и обычай, который давал право сыну, рождённому от простолюдинки, наследовать отцу. Большинство событий в жизни маленького князя Владимира предположительны, поскольку летописи рассказывают мало или были утеряны. В 969 году, повзрослевший князь Владимир оказался в центре тайного заговора против его отца. За это, был сослан в посёлок Орша, где неожиданно проявил себя, как не по возрасту умный и искусный правитель В том же году, князь Светослав, "сменив гнев на милость" направил на княжение в стратегически важный по тем временам, но весьма свободолюбивый город Новгород. Далее судьба князя Владимира складывалась очень стремительно. Предположительно в начале 972 года, вновь Владимир оказался в центре открытого восстания против князя Светослава, за что был изгнан из страны и буквально милостиво просил убежища в купеческих кварталах Царьграда. За это, в последствии, "расплачивался с купцами щедрой благодарностью. В этом же году, погибает князь Святослав Игоревич и на киевский княжеский престол становится Ярополк. Но Новгород убивает посадников Ярополка и призывает на княжение Владимира. Однако в 977 году, желая заполучить более могучие и прекрасные земли, разыгрывается между братьями междоусобная война, по итогам которой Олег погибает, а Владимир бежит с поля боя под покровительство короля Норвегии Олафа Трюггвасон. Вся Русь достается Ярополку Святославовичу. С этих пор и начинаются первые шаги к легендам о крещении Руси. Удрав в Норвегию, Владимир, заручается поддержкой Новгорода и вместе со своим дядей Добрыней, собирает варяжское войско великой численности и уже в 980 году выступает походом на Ярополка. В этом походе его сопровождает первая его жена Мора (единственная из жён князя, которая по непонятной причине совершенно "забыта" официальной историей). Неимоверно жестоким был его поход и методы достижения престола. Князь Владимир жестоко убивает всю семью правителя города Рогволода, который присоединился к Киеву. Насильно берёт в жены его дочь, которая ранее была обещана в жены Ярополку. В последней трети Х века Рогволод, отец Рогнеды, был одним из самых влиятельных князей Древней Руси, о котором летописи сообщают, что он "держащю и владеющю и княжащю Полотьскую землю". Современные исследователи установили, что имя "Рогволод" - чисто словянское, двусложное, наподобие имени "Володимер". И означает оно "владелец рога", то есть мыса. Древний Полоцк действительно возник в крутой излучине старицы Полоты, недалеко от места впадения её в Западную Двину. Древнее городище Полоцка по форме своей напоминало poг: излучина широкой дугой своих крутых откосов прикрывала его с трех сторон. Вот на этом мысе-роге и родилась дочь князя, "имяше свою волость в Полотьске" - Рогнеда. Полоцкая земля, которой вполне законно, по наследству, владел Рогволод, находилась в середине между Киевским и Новгородским княжествами - владениями Ярополка и Владимира. По Полоцкой земле проходил Великий Путь "из варяг в греки" - торговая артерия., жизненно необходимая как для северо-западных, так и для южных областей Древней Руси. Стремясь отнять друг у друга престол, братья-князья Светославичи искали союза с Рогволодом. Но не только политические и экономические соображения были тому причиной. Оба юных соперника желали взять в жены дочь полоцкого князя, прекрасную Рогнеду. Владимир был по природе своей жесток до такой степени, что публичные казни, совершавшиеся по его приказу доставляли ему истинное удовольствие. Он не знал ни милосердия ни пощады в тех случаях, когда мог действовать безнаказанно. Ярким проявлением этой черты его характера стала и первая жена Владимира Мора. Перед сватовством Владимира к Рогнеде, она неожиданно становится жертвой клеветы одного из приближённых своего мужа и обвинённая в готовящемся покушении, была публично казнена. Несмотря на то, что Ярополк был уже женат на привезенной ему Святославом прекрасной гречанке Юлии, расстриженной православной монахине, первым к Рогволоду отправил своих послов сватать его дочь Рогнеду Ярополк. Послы из Новгорода от Владимира пришли к Рогволоду вслед за киевскими послами Ярополка. Оба юные соперника-князя просили у полоцкого князя Рогволода руки его дочери Рогнеды. Оба стремились на союзе семейном основать союз политический, полезный для предстоящей борьбы. Рогволод, не зная, кому отдать дочь, спросил ее, за кого она сама согласна выйти замуж. По рассказу летописца, гордая Рогнеда, не пожелавшая выйти замуж за князя Владимира, ответила: "Не хочу разути робичича, хочу за Ярополка". Быть может, если бы речь шла о мести за личное оскорбление, события не развивались так стремительно. Но не допустить военного союза Ярополка и Рогволода было делом первейшей важности. Как только был получен отказ Рогнеды, Владимир и взбешенный Добрыня двинули новгородскую дружину на Полоцкие земли, собрав почти все силы Северной Руси. А Рогнеду в то время уже собирались вести в Киев, за Ярополка. Рогволод вышел навстречу Владимиру, но потерпел поражение и укрылся в Полоцке. После непродолжительной осады город был взят, вся княжеская семья захвачена в плен. Рогволод с двумя сыновьями были лишены жизни. А Рогнеду Владимир взял в жены. Так против своей воли Рогнеда стала женой Владимира и отправилась с ним и с полоцкими войсками, которые усилили его новгородскую дружину, к Киеву. Поход на Киев покрыт мрачными легендами, гласящими о предательстве, продажности и безнравственности. И как бы ни было в действительности, но летописцы зафиксировали - князь Владимир зверски убивает Ярополка, а его беременную жену берёт к себе в наложницы. Датируется этот поход в разных исторических источниках разными цифрами. Согласно одним летописям это произошло 980 года, согласно другим 978 года. Вступление в княжество киевское князь Владимир также ознаменовал предательством. Исторические заметки говорят о том, что варяжское войско за свою службу запросило себе дань с киевлян. Владимир, якобы согласившись, в дальнейшем хитростью, не выполнив соглашение, рассредоточил войско по разным местам. Одной из основных черт князя Владимира была крайнее суеверие. Бич, который часто терзает людей, отказавшиеся исполнять традиции Веры. Владимир ни когда не пытался успокоить преступную совесть, изменив свои цели, но тщательно старался заглушить муки раскаяния исполнением суеверных обрядов, строгими покаяниями и щедрыми дарами. Он воздвиг по всей Руси многочисленные капище и Светилища, реформировал даже сам культ, уничтожал первые зачатки христианства, массовыми убийствами создавая первых словянских "мучеников", и этим даже ввёл практику человеческих жертвоприношений. В "Повести Временных лет" описаны его жестокость, приверженность похоти, блуду и неуёмный нрав. В некоторых источниках приводятся различные цифры о количестве его наложниц, развращенных девиц и чужих жен (количеством около 800). Но: "... был князь Владимир "ненасытен в блуде" и после крещения...". Самый яркий случай, по некоторым летописям, произошедший уже после принятия крещения, как и само крещение, связан с знаменитым Корсуньским походом Владимира. В крымской крепости Корсуни (Херсонес), принадлежавшей Византии, находился императорский наместник и греческий гарнизон. И была у этого византийского наместника красавица дочка (чьё имя летописи умалчивают). Решил Владимир отправить послов в Корсунь. Действуя по уже имевшему место плану, Владимир обвинил свою жену Рогнеду в покушении на него (о действительности этого покушения проповедал лишь в своей поэме "Рогнеда" К. Рылеев, но других источников не найдено) и собирался было казнить. Но помешал его планам их сын четырехлетний княжич Изяслав, став, тоже с мечом, на защиту матери. Бесстрашно преградив путь родителю, Изяслав сказал ему: "...отец, или ты думаешь, что ты один здесь ходишь? Коль можешь - убей, жестокий, мать при сыне..." Смилостивившись над Рогнедой, "воздвигнул ей отчину", "устроил город и нарече имя городу тому Изяславль" - по имени своего отважного сына. Но Владимир не отказался от своей цели - женитьбы на дочери Корсуньского наместника. Для этого, он решил принять христианство и "отпустить жену язычницу". Но всё равно и Корсуни получил отказ. И тогда Владимир взял Корсунь (Херсонес) хитростью, как обычно, не побрезговав услугами предателя, обесчестил княжескую дочь на глазах родителей и выдал её за предателя замуж. "...а князя Корсуньского и с княгинею поймал, а дщерь их к себе взял в шатер, а князя и княгиню привязал у шатерной сохи и с дщерию их перед ними беззаконство сотворил. И по трёх днях повелел князя и княгиню убить, а дщерь их за предателя замуж выдал и дал со многим имением, а в Корсуни наместником его поставил...". Если все житие князя Владимира окутано тайной, то его приход к христианству, крещение Руси вообще носит легендарный и почти мифологический характер. И вновь, как будучи язычником, так и приняв христианство, проявилась его суеверная сущность. Летописи повествуют - князь Владимир прошёл "испытание верой". Каждый день ко двору призывались проповедники, слушая их проповеди и общаясь о вере, князь пришёл к мысли, что христианской станет верой и его народа. И тогда на совете бояр (987 год) было принято решение о крещение по закону "греческому". Однако само действо состоялось год спустя, когда в 988 году (в некоторых источниках 2 годами ранее), а сам Владимир возжелал в жены себе сестру императора Василия ІІ Анну, угрожая в случае неповиновения пойти походом на Константинополь. Согласие было дано, потому-ка князь Владимир уже принял крещение, и ни чего не мешало ему "...быть с женой одной веры...". С намерением желанием женится на девице от византийских императоров, князь прибыл в Константинополь. Существует не одна запись и не одного историка (летописца) тех времён рассказывающих о крещении, его якобы точной дате и посылках. Одни уверяют, что крестился князь Владимир Красное Солнышко до взятия Херсонеса, другие что после. Одни утверждают, что год был 986, другие 988. Наречён Владимир был в крещении именем Василий и так совпало, что и у корсуньского князя и у брата Византийской невесты было именно это имя. А иные вообще излагают историю по-своему. Разногласий множество, но факт неизменен князь был крещён, и крещена была Киевская Русь. Так свершилась история!

При рождении он получил имя Владимир , при крещении — Василий , народные предания называют его Красным солнышком. В историю правитель россии вошёл как равноапостольный князь Владимир Святой.

Владимир родился между 960 и 962 гг. от незаконного союза рабыни и князя Святослава Игоревича . Малуша (так звали мать будущего князя) была сослана матерью возлюбленного — княгиней Ольгой — в её псковские владения. Там и родился мальчик, наречённый отцом Владимиром, что означает «великий в своей власти». 1000 лет назад речка Черёха была полноводной рекой. Юный княжич, играя у воды, был сбит с ног сильной волной и унесён течением. Однако, как гласит предание, чудесным образом мальчик зацепился рукой за камень. Сегодня, как и сотни лет назад, к этому камню съезжаются люди, жаждущие прикоснуться к святыне. Ведь она, как говорят, даёт силы и даже исполняет заветные желания.

Ход конём

Характер будущего великого князя во многом был сформирован его бабкой, грозной и власт-ной псковитянкой княгиней Ольгой . Задолго до рождения внука князь древлянского племени Мал с невероятной жестокостью казнил мужа Ольги — князя Игоря , привязав его за ноги к верхушкам согнутых деревьев. По верованиям славян, казнь давала право убийце жениться на вдове убитого. В качестве свадебного дара Ольга потребовала от жителей древлянской столицы Искоростеня по голубице от каждого двора. Дружинники привязали к ним горящие труты, и испуганные птицы полетели назад в свои гнёзда. Менее чем через час город сгорел дотла.

Летом 957 г. Ольга совершает очень опасное и изнурительное путешествие в Царьград. Но для византийского императора Константина Багрянородного переговоры с язычником, тем более с женщиной, — всего лишь дипломатический казус. Он не принимает её всерьёз. И Ольга просит императора Константина стать её крёстным отцом. Ольга проходит обряд крещения, а затем проводит очень плодотворные переговоры о сотрудничестве. Вернувшись домой, она неутомимо проповедует веру Христову. Так что восточное христианство вполне могло прийти на Русь с крещением Ольги. Но её сыну, князю Святославу Игоревичу, христианские ценности были чужды. Князь Святослав не имел шатра, спал под открытым небом, подложив под голову конское седло. В многочисленные походы не брал с собой продовольствия и питался сырым мясом, кониной — при желании он мог пообедать и собственным конём. Хронология его походов насчитывает всего 8 лет (с 964 по 972 г.). Его войско разбили печенеги, а из черепа самого князя сделали резную чашу с надписью: «Чужого ища, своё погубил».

В 969 г., когда великий князь находился в походе, стольный град русов осадили печенеги. На вече было принято решение сдать город. Единственным оружием, оставшимся у княгини и её внуков, была молитва. И чудо произошло. На противоположный берег Днепра пришла небольшая дружина воеводы Претича, но печенеги, приняв её за грозное войско Святослава, в страхе бежали. Однако до бесславной кончины Святослав успел поделить русские земли между своими малолетними сыновьями. Старшего, Ярополка, он посадил княжить в Киеве, среднего, Олега, — в древлянской земле, Владимиру достался Новгород. С гибелью отца вотчины юных правителей распадались на отдель-ные княжест-ва.

Пока Владимир мирно правил в Новгороде, его старшие братья ввязались в кровавую междоусобную войну. В 977 г. во время панического отступления своей дружины князь Олег трагически погибает, свалившись с моста в глубокий ров. По свидетельству летописей, Ярополк ужаснулся тому, что сотворил, и рыдал над телом Олега: «О люто мне, брате мой дорогой, лучше бы мне умереть, а тебе живу быть». Братоубий-ство было чудовищным делом даже для того сурового времени. Преступление брата давало Владимиру право на битву за главный престол — Киев-ский.

980 г. Для финальной битвы за власть настал идеальный момент. Киев хорошо укреплён и готов к длительной осаде. Но Владимир делает ставку не на мечи и стрелы, а на корыстолюбие. Владимир заявляет, что борется с Ярополком, а не с горо-жанами. И вскоре киевского князя сдаёт его же воевода по имени Блуд. Дружина Владимира поднимает его брата на мечи, а 18-летний Владимир становится правителем Руси.

Князь был страстным абсолютно во всём. Согласно «Повести временных лет», у него было несколько жён и 800 наложниц в разных городах! Владимир мог бы остаться в истории этаким древнерусским Калигулой, но Бог, видя мощь его натуры, готовил князя к иной миссии.

Князю, чтобы объединить земли русские, был нужен новый бог. Владимир приступает к детальному изучению религиозных систем государств, окружавших древнюю Русь. Отправляет своих послов и в христианский Царьград, где они стали свидетелями пышной литургии в главном храме Второго Рима, соборе Святой Софии. Отчёт послов донесла до нас «Повесть временных лет»: «Не можем забыть красоты той, ибо каждый, если вкусит сладости, не возьмёт потом горького».

Выбор сделан. Но Владимир хочет вместе с новой верой обрести статус, равный правителям Византийской империи. Он хочет жениться на родной сестре императора Василия II . Это требование неслыханно. Анна Византийская — порфиро-родная дочь василевса и по законам империи не может вступить в брак с варваром, ведь тогда тот автоматически становится претендентом на императорский престол.

Греческого бога Владимир собирался получить в качестве трофея, но князю было уготовано обрести его сердцем. С Владимиром происходит чудо. Подобно апостолу Павлу, князь слепнет. Ещё вчера великий и могущественный, сегодня он ничтожен и беспомощен.

Как прозреть

Царевна Анна, узнав о случившемся, обращается к князю со словами: «Хочешь избыть болезнь свою? Крестись скорее». Крещение сильно изменило Владимира. Он принял новую веру горячо, искренне, со всей страстью своей незаурядной натуры. Принял не только внеш-ние яркие атрибуты, но и новые для себя представления о добре и зле, грехе и добродетели. Единственной законной супругой Владимира теперь стала царевна Анна, остальной гарем награждён и распущен. Всякому нищему и убогому разрешено приходить на княжий двор и брать еду, питьё и даже деньги. А главным качеством, присущим новому христианскому правителю, стало его миролюбие. Мирное крещение Руси и сегодня, 1000 лет спустя, удивляет и восхищает историков. Крещение Руси было совершено не силой, но убеждением. Сначала за Владимиром потянулись элита, бояре, дружина, а затем и народ. Постепенно княжеские храмы заполнялись прихожанами. И через 1000 лет святой князь Владимир пребывает с нами, чтобы напоминать о сохранении отечества земного как порога отечества небесного.

Мнение церкви

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

— В год 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира мы обращаемся к наследию, которое он нам оставил. Очевидно, что основной и самый ценный для нас смысл наследия равноапостольного князя — смысл религиозный: это принятая народом Руси вера Христова. Наследие любого человека — а тем более такого выдающегося, как святой Владимир — это не просто некое богатство, физическое или духовное, переданное потомкам. Наследие всегда содержит в себе завет, побуждает потомков к действию. Видимо, не только эстетическое чувство определило выбор в пользу Восточной церкви.

В этом выборе не могло не проявиться и нравственное чувство князя, чувство национального достоинства и уважения к своему народу. Ведь именно в восточной христианской традиции предполагалось полное сохранение национальной независимости. Византия и Русь взаимодейст-вовали как равный с равным, и это было важнейшим условием крещения. Невозможно отрицать, что, принимая христианство, Русь сделала шаг навстречу истине. Однако крещение не означает, что наши предки вошли в некое особое, элитарное сообщество народов. У Христа нет избранных народов, Он любит и ждёт всех. Он любит и те народы, которые приняли христианство в апостольские времена, и те, что крестились во времена князя Владимира, и те, что услышали благую весть гораздо позже.

Миниатюра «Святой князь Владимир» и поморский полуустав золотом из Месяцеслова с Пасхалией. Лекса. 1820 год

Народ прозвал его Красным Солнышком, а историки и церковь — Крестителем. На самом деле князь Владимир был человеком крутого нрава. Обид он не прощал, женщин и новые земли брал силой. И ещё он одним из первых придумал этнические чистки. Также следует напомнить, что именно герб Владимира стал государственным гербом Украины. В первых числах января 989 года Русь приняла христианство

Разврат по идеологическим соображениям

Уже в первые годы своего правления князь Владимир окончательно ликвидировал племенные пережитки на Руси. Мужчины из племени радимичей, восставших в 984 г. против централизованной княжеской власти, были истреблены. Женщин дружинники брали в наложницы. Понятно, что их дети уже не были чистокровными радимичами. Та же участь постигла и часть вятичей, и другие непокорные племена.

В 988 г. Владимир начал застраивать княжество новыми городами на Десне, Остре, Трубеже, Суле и Стугне. Города эти, как свидетельствуют летописи, заселялись лучшими мужами из северных славянских и финно-угорских племен: словен, кривичей, вятичей и чуди. То есть князь в порядке воинской повинности отбирал их и отправлял на Полесье и Среднее Поднепровье.

Тем не менее простолюдины обожали князя. Вот что писал об этом Нестор-летописец: «Владимир повелел всякому нищему и убогому приходить на княжой двор и брать всё, что надобно: питьё, и пищу, и деньги из казны. Сказал он так: «Немощные и больные не могут добраться до моего двора, — и повелел снарядить телеги, наложить на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, и развозить по городу, спрашивая: «Где больной, нищий, или кто не может ходить?».

И раздавали тем всё необходимое.И ещё больше делал он для людей своих: каждое воскресенье завёл он на дворе своём в гриднице (помещение для дружинников, или гридей, где также проводили праздничные застолья) пиры, чтобы приходили туда бояре, гриди, и сотские, и десятские, и лучшие мужи — при князе и без князя. Бывало там множество мяса — говядины и дичи, в изобилии были там всякие яства».

Владимир был известный на Руси многожёнец. Только «официальных» жён у него было с десяток: Рогнеда (вдова убитого брата — князя Ярополка), две чешские княжны, княжна-болгарка, от которой появились впоследствии канонизированные церковью братья Борис и Глеб, греческая принцесса Анна и т.д. А ещё летописец приписывает князю Владимиру 300 наложниц в Вышгороде, 300 - в Белогороде, 200 - в загородной киевской резиденции Берестово (в районе нынешнего Парка Славы рядом с Киево-Печерской лаврой).

Князь-язычник Владимир и «Гора Богов» (сейчас на этом месте Андреевская церковь) представлении В. Васнецова

Вероятно, по отношению к женщинам князь Владимир не испытывал чувства собственничества — иначе не брал бы в жёны беременную супругу Ярополка и не усыновлял бы их ребёнка. Кроме того, как показывает история с покорением радимичей, Владимир открыто поощрял разврат — с точки зрения идеологии: для скорейшего смешения всех племён Руси. Поэтому, вполне возможно, сотни наложниц в различных резиденциях принадлежали не только Владимиру, но и могли быть доступны его приближённым, дружине и т.д. Ведь все они были добычей Владимира и его воевод в результате походов против вятичей, радимичей, а также хорватов и болгар. Зато их дети становились уже русами.

«Вино есть веселие Руси...»

Князь Владимир увлечённо, как ребёнок, «пробовал» разные веры. Сначала он всерьёз взялся за язычество: «И стал Владимир княжить в Киеве и поставил кумиры на холме за двором теремным: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, и Дажбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокоша. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, а жертвы эти шли бесам, и оскверняли землю жертвами своими».

Историки свидетельствуют, что Владимир даже устраивал человеческие жертвоприношения, что на Руси до того было большой редкостью. Летописец подробно рассказывает, как Красное Солнышко как-то решил позабавить публику — сжечь в честь языческих кумиров сына высокопоставленного православного варяга. Варяг с юношей затворились в своем доме, но разгорячённая чернь взяла его штурмом и растерзала их.

Иван ЭГГИНК (1787-1867). Великий князь Владимир выбирает веру.

Через несколько лет князь Владимир переболел язычеством, и обратился к другим религиям. Вера волжских булгар, исповедовавших ислам, его не устроила, в частности из-за запрета употреблять алкоголь: «Вино есть веселие Руси, без него не можем быть!». Хазарских гонцов, предлагавших иудаизм, высмеял: мол, чего же вы стоите без собственного государства?

Виктор Васнецов "Крещение Владимира"

Василий Верещагин. «Закладка Десятинной церкви»

И лишь христианские проповедники нашли подход к князю Владимиру — его впечатлил рассказ о Страшном суде, который ждёт всех грешников. Однако долгое время князь не мог определиться между западным (католическим) и восточным (православным) обрядами.

Собственно, восточный обряд христианства Владимир принял играючи. В 988-м пошёл войной на главный город Византии в Крыму — Корсунь, более известный как Херсонес (сейчас— на территории Севастополя) и, хитростью взяв его, почти полнос-тью разорил. Множество икон, предметов культа, произведений античного искусства были переправлены в Киев и впоследствии пошли на украшение строящихся храмов. Но главной добычей Владимира стали две медных античных статуи и четыре медных коня, торжественно установленные потом на центральной площади древнего Киева, которую назвали Бабин торжок (между Андреевской церковью и ул. Десятинной). Судьба медных коней — загадка истории. По киевским преданиям, во время нашествия Батыя их закопали где-то в районе Старокиевской горы. Но с тех пор прошло семь с половиной столетий, но пока никто ничего не нашёл.

Взяв Корсунь, Владимир послал гонцов в Константинополь с заманчивым предложением к греческим царям: обменять город на их сестру — Анну. Естественно, девица не хотела идти за князя, и цари дали ответ: «Не пристало христианам выдавать жён за язычников». Но Владимир не растерялся: «Кто придёт с сестрою вашею, пусть и крестит меня». Грекам пришлось согласиться: безутешную Анну погрузили на корабль вместе с константинопольскими владыками и по прибытии в Корсунь окрестили князя Владимира в церкви Святого Василия. Вместе с ним крестилась и значительная часть княжеской дружины.

На одном из кораблей — византийская принцесса Анна, на других — ее приданное: золотые кубки, грецкие иконы, мощи святых.

Этот кортеж плывет на свадьбу, но невеста плачет. В Крыму ее ждет князь Владимир — мужчина, которого она никогда не видела, но за которого вынуждена выйти замуж. Ночью один из кораблей византийской принцессы исчезает.

К берегам Крыма прибыли только две галеры. Куда девалась третья, никто не знает.

Корабль принцессы Анны.

Этот корабль забрал на дно Черного моря огромну тайну о действительной истории крещения Руси и тайных планах византийских императоров. Именно они отправили корабли с грузом и своей сестрой Анной к берегам Крыма.

А вот что тогда происходило на берегах Крыма, точно доподлинно неизвестно.

Владимир также ожидал прибытия таинственной галеры из Царьгорода, но не дождался. Если бы этот корабль достиг города, то принятие христианства Киевской Русью пошло бы совсем по другому пути. Но случилось как случилось: тысячу лет назад корабль пошел ко дну возле берегов Херсонеса.

Почему он так и не достиг берега и какую тайну хранит его груз? Ответ на этот вопрос хранится на глубине 139 метров, там, куда ранее не достигал ни один исследователь.

В Черном море обычно все сохраняется в идеальном состоянии, и этому способствует химический состав воды. Черное море — единственный водоем во всем мире, где присутствует огромное количество сероводорода.

Это вещество сотворяет идеальные условия для консервации корабля. "Дори" — так называется аппарат для исследования морского дна, идеально воспроизводит картину дна. В помощь также используется дистанционный аппарат "Геркулес", который может работать на глубинах до четырех тысяч метров.

Наконец корабль был обнаружен. Впервые в истории ученым удалось найти на дне Черного моря древний корабль. В последний раз этот корабль видели люди, которые жили тысячу лет назад.

Археологи испытали шок — на глубине ста тридцати девяти метров лежит византийская галера и ее груз полностью сохранился. На борту находится несколько сотен древних амфор.

Почему он оказался на дне и что было в найденных амфорах, еще предстоит узнать.

Крещение водой, огнём и мечом

С принятием христианства нравы князя Владимира не претерпели особых изменений. Он всё так же кутил, как и во времена язычества, поэтому несчастной Анне Грекине остаётся лишь посочувствовать. Но с поганством князь Владимир распрощался моментально — идолов, сбросили с постаментов, изрубили и предали огню.

В тот же день князь Владимир приказал объявить по городу: «Если не придёт кто завтра на реку креститься — будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб — станет мне врагом».

Естественно, быть врагом князю никто не хотел. И народ собрался на Днепре и Почайне: «Вошли в воду и стояли одни по шею, а другие по грудь, молодые у берега, иные держали младенцев, а совершенные летами бродили по воде, попы же стояли и совершали молитвы».

Впрочем, крещение Руси происходило не только ледяной водой — огнём и мечом тоже. Дружинники Владимира объехали все земли славянских и финно-угорских племен, чтобы низвергнуть идолов и начать строить церкви. Естественно, без кровавых эксцессов не обходилось. Но были в этом и положительные моменты. Например, Владимир приказал отбирать детей «в ученье книжное». То есть — учить грамоте. Может быть, именно в такой ситуации и родилась знаменитая русская поговорка «Худо без добра не бывает».

Но всё же, несмотря на тиранию и самодурство, Владимир Красное Солнышко внёс неоценимый вклад в культурное развитие Руси. В Киеве было возведено более 400 церквей, действовало 8 торжищ — базаров, а народу жило «неисчислимое множество». Считается — что никак не менее 10 тысяч.

Князь Владимир умер в своей загородной резиденции, в Берестово, 15 июля 1015г. Простой народ настолько любил Владимира, что его сыновья и ближайшие советники решили сразу не сообщать о смерти князя — чтобы не возникла давка на похоронах. Прах его упокоился в ныне не существующей Десятинной церкви на столичной улице, носящей его имя.