Преемственность в работе сада и школы. Создание целостной образовательной среды

Мы сегодня рассмотрим очень значимую и актуальную тему

« Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни ».Вы знаете, насколько важна подготовка детей к школе, особенно в наше время, так как с каждым годом растут требования образовательных программ.

(слайд 2)

Свое выступление хочу начать словами В.Сухомлинского «Творение человека- высшее напряжение всех духовних сил.Это и жизненная мудрость, и майстерство, и искусство.»

(слайд 3)

План:

1. Место ДОУ в системе образования. Значение преемственности в работе ДОУ и школы.

2. Нормативно-правовая база.

3. Содержание преемственности в работе ДОУ и школы.

4. Показатели готовности ребенка к школе.

5. Сотрудничество семьи, ДОУ и школы.

6. Направления преемственности дошкольного и начального образования

6. Педагогические ситуации.

7. Практическое занятие

(слайд 4)

Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые к ребенку, учет педагогами школы достигнутого общего уровня развития дошкольника.

Общественные дошкольные учреждения осуществляют широкую программу воспитательно-образовательную работу по подготовке детей к школе. Подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до поступления в школу, прежде всего, семьей и дошкольным учреждением. Условием успешного осуществления задачи подготовки детей к школе является наличие преемственности в работе д/с и школы, которая может быть определена – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в д/с с учетом школьных требований, а с другой стороны, опору учителя на уровень развития старших дошкольников.

Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается как определенный объем полученных знаний и умений.

На вопрос « Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы»? учителя часто отвечают так: « читающего», «знающего состав числа», «умеющего решать логические задачи, составлять рассказ, пересказывать, писать печатными буквами текст без ошибок». Тем самым, к детям предъявляют завышенные требования. В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место «обучению на занятиях».

Повышенные нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной мотивации, отсутствие творческого начала провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к школьному образованию.

Вот почему построение преемственности между детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует нового подхода.

(слайд5)

Под преемственностью понимают как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода,связь между различными ступенями, элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования. Именно с выходом государственных образовательных стандартов начального общего образования положено начало к обеспечению преемственности двух звеньев системы образования.

(слайд 6)

Задачи

На дошкольной ступени формировать :

*Приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

*Обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения.

*Развитие инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению.

*Формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и других форм активности детей в различных видах деятельности.

*Развитие компетентности в сфере отношения к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста).

(слайд 7)

Задачи

На ступени начальной школы формировать:

*Осознанное принятие здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;

*Готовность к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональная, интеллектуальная коммуникативная, деловая);

*Желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;

*Инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;

*Совершенствование достижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования).

Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.

Необходимо заметить, что в образовательном процессе используются единые формы работы:

Совместная деятельность детей;

Совместная деятельность взрослого и детей;

Самостоятельная деятельность.

Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, особое значение приобретает вопрос формирования универсальных учебных действий. В результате изучения всех предметов в начальной школе у выпускников должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться. В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки универсальных учебных действий. Предпосылки универсальных учебных действий дошкольника находят своё развитие на начальной ступени образования.

Это означает, что сегодня школа должна выстраивать работу не с нуля, а основываться на достижениях дошкольника. Организовывать учебную деятельность с учётом его накопленного опыта, т.к. содержание программы дошкольного образования и применение предметно-развивающей среды на занятиях дошкольников направлено на развитие тех качеств личности, которые определяют становление устойчивого познавательного интереса и успешного обучения в школе.

Точки соприкосновения деятельности детского сада и школы должны опираться на три направления:

1. Согласование целей и задач осуществления преемственности на дошкольном и начальном школьном уровне.

2. Отбор содержания образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста с учётом принципов непрерывности образования и психолого-педагогических условий реализации непрерывного образования в соответствии с Государственным образовательным стандартом.

3. Обогащение организационных форм и методов обучения, как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.

Сотрудничество воспитателя и учителя заключается в изучении и анализе программ начальной школы и детского сада, нормативных документов по подготовке детей к школе, в обмене опытом, в рекомендациях учителя воспитателю по подготовке детей к школе.

На современном этапе развития системы образования, в основе которой заложен гуманистический подход к организации педагогического процесса, одной из актуальных проблем является обеспечение преемственности в обучении и воспитании детей. Закон Донецкой Народной Республики "Об образовании" подчеркивает, что именно преемственность - одно из необходимых условий непрерывного образования, которая обеспечивает единство цели содер-жания, методов, форм обучения с учетом возрастных особенностей детей в смежных звеньях образования.

Проблемы преемственности между дошкольными и начальными звеньями образования имеют глубокие историко - педагогическое корни. Они свидетельствуют, что всегда правомерным был вопрос преемственности между начальными и дошкольными образовательными ступенями, где она выступала основным условием функционирования подготовки детей к школе, а подготовка - важнейшим условием практического обеспечения преемственности в содержании, методах и организации учебно-воспитательной работы дошкольного и школьного звеньев образования.

2) Нормативно - правовая база по вопросу преемственности между ДОУ и начальным звеном школы.

В современных законодательных актах признано, что преемственность -необходимое условие всего образовательного процесса.

(слайд 8)

На экране дан перечень источников нормативно–правовой базы по вопросу преемственности.

Нормативно – правовая база

Закон Донецкой Народной Республики "Об образовании" от 19 июня 2015 года (Постановление №I-233П-НС)

Государственный образовательный стандарт начального общего образования ДНР на 2015-

2017гг. (приказ МОН ДНР № 324 от 17.07.2015);

Программы Начального общего образования для общеобразовательных организаций.

Письмо №3517 от 20.08.2015 г. “Про методические рекомендации”

Государственный образовательный стандарт дошкольного образования ДНР на 2015-2017гг.

Типовая образовательная программа дошкольного образования “От рождения до школы”

(слайд 5)

Задачей д/с в данном случае состоит в том, чтобы обеспечить такой уровень всестороннего развития детей, опираясь на который учитель сможет успешнее разрешать стоящие перед ним задачи.

Цель и задачи общественного дошкольного воспитания /семья, ДОУ, школа/ определены общими целями воспитания с учетом специфики возраста детей. Какие же цели воспитания?

/цель-идеал – всестороннее развитие личности, стратегическая, тактическая задача, отражение в воспитании интересов ожиданий различных социальных групп, развитие способностей, духовных потребностей личности/.

Таким образом, значение преемственности в работе ДОУ и школе:

*Условие успешного осуществления задачи подготовки детей к школе.

создание условий для реализации в педагогическом процессе единой, динамичной и перспективной системы воспитания и обучения, которая обеспечивает формирование личности.

сближение условий воспитания и обучения, благодаря чему переход к новым условиям обучения осуществляется с наименьшими психологическими трудностями.

естественное вхождение детей в новые условия, что способствует повышению эффективности обучения с первых дней пребывания в школе.

2. Итак, условием успешного осуществления задачи подготовки детей к обучению в школе является наличие преемственности в работе детского сада и школы – содержательная, двусторонняя связь, предполагающая, с одной стороны, направленность воспитательно-образовательной работы в д/с с учетом школьных требований, а с другой стороны, опору учителя на уровень развития старших дошкольников. Работа по установлению преемственности со школой имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения.

Условием преемственности в методах и формах выступает единство их направленности на обеспечение сознательности, прочного усвоения знаний, развитие умственных способностей и творческой активности, как в школе, так и в д/с.

Общими чертами занятия и урока должны быть:

1. программность содержания;

2. четко организованная временная регламентация;

3. руководящая роль педагога;

4. использование научнообоснованных методов и приемов.

Также необходима преемственность педагогических требований и условий воспитания. Ведь приобретенные дошкольниками формы поведения, моральные представления и чувства являются фундаментом новых форм нравственного сознания в начальной школе.

Школа в свою очередь создает условия для дальнейшего воспитания:

Школа создает необходимые условия для дальнейшего качественного развития коллективизма.

В школе происходит формирование высоких гражданских чувств /патриотизм, чувство долга/.

В школе продолжается работа по эстетическому воспитанию.

В учебно-воспитательном процессе школы происходит преемственное развитие всех сторон личности

Таким образом, направленность всего педагогического процесса в д/с и школе на всестороннее развитие личности ребенка является основополагающим условием для достижения преемственности.

Педагогами составляется единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по этим направлениям: 2 части – содержание совместной работы воспитателя и учителя; ознакомление детей со школой.

Формами организации совместной работы воспитателя и учителя могут быть:

Посещения д/с, школы

Участие в пед.советах

Взаимное консультирование

Совместное проведение родительского собрания

Организация конференций

Изучение программ воспитания и обучения и т.д.

Вторая часть плана – ознакомление детей со школой включает: посещение подготовительных групп школы, 1 сентября, библиотеки, спортивного, актового зала, пустых классов в форме экскурсий, бесед.

Таким образом, важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей является доброжелательный деловой контакт между воспитателем и учителем.

3 . Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в д/с и семье. Она определяется системой требований, которые предъявляет школа к ребенку. Характер этих требований обусловлен появлением новой социально-психологической позиции школьника, новыми задачами и обязанностями, к выполнению которых ребенок должен быть подготовлен.

Школа требует от детей ни сколько специальных знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, высокого уровня развития нравственно-волевых качеств, способностей к управлению своим поведением.

Задача д/с состоит в том, чтобы всей системой воспитательно-образовательной работы обеспечить формирование у детей готовности к школе, соответствующей требованиям современного школьного обучения.

Подготовка детей к школе предполагает:

Такую организацию воспитательной работы в д/с, которая обеспечивает высокий уровень общего всестороннего развития дошкольников.

Специальную подготовку по усвоению тех учебных предметов, которые будут осваиваться в начальных классах школы.

Существуют общая, психологическая, специальная готовность к школе.

Общая готовность – выступает как важнейший итог всестороннего воспитания дошкольников, достижение ребенком определенного уровня умственного, нравственного, волевого, эстетического и физического развития, необходимого ему при поступлении в условия школы.

В содержании общей готовности выделяются нравственно-волевая, интеллектуальная и физическая готовность, которые имеют место при осуществлении связи ДОУ и школы, так как определяют качества, необходимые для обучения.

Содержание нравственно-волевой готовности определяется требованиями к поведению ребенка, обусловленными позицией школьника. Данные требования ставят учащегося перед необходимостью самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, быть организованным, дисциплинированным, управлять своим поведением. Выполнение этих требований осуществляется в процессе длительной, целенаправленной воспитательной работы в д/с и семье.

Итак, показатели нравственно-волевой готовности к школе:

1. Наличие таких черт поведения, как самостоятельность, организованность, дисциплинированность.

2. Умение ребенка строить взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами культуры общения.

3. Сформированность отношения дошкольника к труду: желание трудиться, чувство удовлетворения от выполненной работы, уважение к труду окружающих.

Значение интеллектуальной готовности обусловлено ведущим видом деятельности школьника – учением, требующим напряженного умственного труда, активизации способностей к познавательной деятельности.

Показатели интеллектуальной готовности:

1. наличие достаточно широкого запаса знаний об окружающем мире.

2. определенный уровень развития познавательной деятельности.

3. овладение элементами учебной деятельности / четко выполнять указания, уметь осуществлять контроль за своим поведением/.

4. высокий уровень развития речи: четкое звукопроизношение, разнообразие словаря, умение выражать свои мысли.

Показатели физической готовности:

1. хорошее состояние здоровья, закаленность, определенная выносливость, работоспособность организма.

2. овладение культурно-гигиеническими навыками, привычкой соблюдать правила личной гигиены.

Психологическая готовность включает в себя мотивационную готовность в стремлении ребенка к учению, желание быть школьником, определенный уровень волевого и социального развития.

Специальная готовность является дополнение к общей готовности, определяется наличием специальных знаний, умений, навыков.

4.Одним из важнейших условий практической реализации преемственности д/с и школы является установление делового контакта между воспитателями подготовительной группы и учителями 1 классов школы, что осуществляется в различных аспектах :

Информационно-просветительский аспект – взаимное ознакомление с задачами учебно-воспитательной работы.

Методический аспект – взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей, подготовительной группах и 1 классах школы.

Практический аспект – выражается с одной стороны в предварительном знакомстве с будущими учениками, с другой – в курировании бывших воспитанников во время их обучении в 1 классе школы.

Конкретными формами реализации данного содержания является непрерывное взаимодействие воспитателей и учителей и систематические посещения ими друг друга /школы, д/с/, т.е установление всестороннего содержательного сотрудничества между д/с и школой является залогом достижения высокого уровня подготовки детей к школе.

Роль семьи в развитии ребенка.

Семья играет большую роль в развитии личности ребенка: в усвоении норм поведения, развитии индивидуальных особенностей и способностей.

Достоинства семейного воспитания :

1. малое количество детей

2. атмосфера любви, психологический комфорт

3. возможность включиться в различные виды деятельности

4. возможность общения с людьми разных возрастов и опыта

Отрицательные стороны:

1. профессиональная неопытность родителей

2. отсутствие полноценного общения со сверстниками

3. наличие разных целей

Как мы видим, при всей своей универсальности семейное воспитание не обеспечивает всех условий для полноценного развития ребенка.

Поэтому семейное и общественное воспитание должны содействовать, максимально развивая ребенка и объединяя свои усилия для полноценного развития личности

Направления преемственности дошкольного и начального образования

Направления

Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны, дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует

фундаментальные личностные качества ребенка, а главное – сохраняет «радость детства». С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка и развивает накопленный им потенциал. Работа по организации преемственности проводится педагогическими коллективами совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности обеспечит решение проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделает переход с детского сада в начальную школу безболезненным и успешным для ребенка. Взаимодействие педагогов ДОУ и учителей начальных классов в осуществлении преемственности происходит по трем направлениям:

Информационно - просветительское

Методическое

Практическое

(слайд 9)

Информационно -

Просветительское ------- Методическое------- Практическое

Определение общих и специфических направлений образования на каждой из

данных ступеней и определение преемственных целей, сохраняющихся и

развивающихся на обоих этапах.

(слайд 10)

Направления обеспечения преемственности

(слайд 11

Реализация направлений осуществляется по следующим связям.

Психологическая связь:

изучение особенностей развития детей на переходном этапе;

определение специфики перехода от игровой к учебной деятельности;

обеспечение психологизация учебно-воспитательного процесса как условия формирования личности на двух уровнях.

Методическая связь:

взаимное ознакомление с методами и формами учебно-воспитательной работы в старшей группе и в 1-м классе учебного заведения;

обеспечение преемственности согласно методов и приемов работы с детьми по развитию речи, математике, ознакомлению с окружающим миром, физического, эстетического, социального воспитания.

Практическая связь:

предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками;

кураторство воспитателями своих бывших воспитанников;

формы взаимодействия педагогических коллективов: семинары, семинары-практикумы, тренинги (педагогического общения, коммуникативных умений), совместная работа психолога с учителями и воспитателями дошкольных групп);

система посещения учителями старших групп, наблюдение за деятельностью детей на

занятиях и вне их; беседы с детьми и их воспитателями; создание школы будущего

первоклассника; организация совместных концертов, спортивных соревнований; ремонт и

изготовление игрушек детьми и тому подобное.

Преемственность дошкольного и начального образования является многоаспектной категорией, обладающей сложным строением и широким спектром функций.

Задачи на современном этапе:

(слайд 12)

Развитие дошкольника

Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям

деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым

взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками. Меняется фактор места, то есть социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка.

Встречая первоклассников 1 сентября на пороге школы, нам, педагогам, очень часто приходилось видеть испуганные и растерянные мордашки ребятишек, а также тревогу и озабоченность на лицах их родителей. В глазах детей и родителей можно было прочитать вопросы: «Куда поведут?», «Какой учитель будет учить?», «А если будет трудно?», «Что ждет впереди?» и многие другие.

Перед учителями нашей начальной школы встал ряд проблем:

I. Как лучше помочь детям подготовиться к обучению в школе?

II. Как обеспечить наименьший период и безболезненность адаптации детей к

условиям обучения?

III. Как снять состояние тревожности детей и родителей перед поступлением в 1 класс?

IV. Как организовать работу с родителями по оказанию помощи их детям на

V. Как избежать больших нагрузок на детей и уменьшить школьные трудности?

Исходя из названных выше проблем, в школе сложилась и вот уже успешно

действует определенная система подготовки детей к школьному обучению. Это «Школа будущего первоклассника»

(слайд 13)

Взаимодействие участников «Школы будущего первоклассника»

Важно осознавать, что самые первые шаги ребенка в школе должны находиться под пристальным вниманием родителей, педагогов, что эти шаги нелегко даются и организму, и психике ребенка и потому так важно и необходимо знать особенности развития в этом возрасте. Это необходимо для определения и сохранения ресурсов первоклассника. Адаптация ребенка в школе – процесс длительный, и не всегда успешно протека-ющий.

Поэтому задача школьных специалистов – выявлять трудности в адаптации первоклассников и совместно с родителями намечать пути преодоления этих трудностей.

Между родителями и школой должна быть позитивная степень доверия, родители должны осознавать, что все мы хотим, чтобы дети были здоровы, успешны, с радостью шли в школу и хотели в ней учиться

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(слайд 14)

Под моделью выпускника понимается предполагаемый результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения.

Реализация выпускника имеет большое значение:

выполняет интегрирующую роль по отношению к другим составляющим образам дошкольного учреждения;

является основой для разработки целевых ориентиров воспитательно- образовательного процесса, позволяющих максимально учитывать особенности окружающей среды, специфику учреждения, своеобразие педагогического

коллектива;

модель выпускника выступает в качестве основного критерия эффективности воспитательно-образовательного процесса, благодаря которому можно соотнести полученные результаты с мнением педагогов, медицинского работника ДОУ и родителей о желаемых результатах.

Модель выпускника 1-го класса. Универсальные учебные действия.

МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ПЕРВОГО КЛАССА

(слайд 15)

Реализация модели с овладением УДД.

Формирование универсальных учебных действий осуществляется с учётом:

а) индивидуальных возрастных особенностей первоклассников;

б) преемственности при формировании этих умений в предшкольном периоде.

К КОНЕЧНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ ПРИВЕДЕТ ТОЛЬКО НЕПРЕРЫВНОЕ

ДВИЖЕНИЕ ПО СТУПЕНЯМ

(слайд 16)

Таким образом, реализация преемственности между дошкольной подготовкой и начальной школой в условиях внедрения Государственных стандартов начального и дошкольного образования обеспечивает создание системы непрерывного обучения в учреждении.

Главное - помочь ребенку понять собственную личность и сформировать чувство ее значения в жизни большого школьного коллектива.

Сочетание дошкольного и начального образования создает предпосылки для

реализации индивидуальности каждого воспитанника.

Объединение в комплекс двух подсистем значительно усиливает его воспи-тательные возможности, создает условия для психологически комфортного перехода ребенка из детского сада в школу.

Вопрос ы

1.Как Вы думаете, кто из участников непрерывного образовательного пространства вовлечен в систему взаимодействия?

Вывод:

Администрация образовательных учреждений;

Воспитатели и учителя;

Родители подготовительной к школе группы;

Родители первоклассников – бывших воспитаников детского сада;

Специалисты дополнительного образования и учителя предметники школы;

Психологические службы дошкольного учреждения и школы;

Медицинские кадры.

2. Каких традиций в сотрудничестве со школой и родителями придерживаетесь вы и ваши коллеги-педагоги детского сада для выработки общности взглядов и согласования действий? В чем заключаются достоинства этих традиций?

6.Педагогические ситуации.

А теперь предлагаю вам рассмотреть педагогические ситуации. Попробуйте дать свои рекомендации с точки зрения готовности к школе и связи методов воспитания и обучения.

1 ситуация :

Дети старшей группы вышли на участок. Сегодня им предстояло потрудиться в саду: окопать фруктовые деревца. Радостные и шумные, они столпились вокруг молодой яблоньки. Она пользовалась у детей особым вниманием, так как в этом году на ней впервые появились плоды. Чуть ли не каждый день ребята подмечали, что изменилось в ней: вот сегодня у одного яблочка покраснел бок, а эти два, что на верхней ветке, совсем-совсем одинаковые! За это дети называют их «яблочки-сестрички». И вдруг чей-то звонкий взволнованный голос:

- Ребята, а здесь, на самой нижней ветке, кто-то яблоко сорвал!

Ребята зашумели. Теснее обступили яблоньку.

- Как же так? Ведь это самое большое яблоко было!

- Кто посмел?

- Может быть, это малыши?

Дети наперебой высказывали свои предположения.

Вмешалась воспитательница. Она предложила, чтобы тот, кто сделал это, честно признался в своем поступке.

- Тот, кто сорвал яблоко, поступил нехорошо. Но он поступает вдвойне плохо, если трусит в этом признаться.

Воцарилась тишина.

- Пусть подумает тот, кто так поступил, что лучше: честно признаться или свалить вину на своих товарищей, а то и на малышей?

Маргарита стояла с опущенной головой. Посмотрев внимательно на детей, воспитательница сразу догадалась, кто виновник происшедшего. Но она молчала, ожидая: признается или нет? Вдруг Маргарита решительно шагнула к воспитательнице:

- Валентина Васильевна, это я сорвала яблоко. Я не хотела, чтоб плохо вышло: просто нечаянно так получилось. Мама привела меня в детский сад раньше, и я решила посмотреть на яблоньку. Я сначала это яблоко только погладила и понюхала: оно холодное и пахнет вкусно. А потом. Я, ребята, больше никогда не буду, самое-самое честное слово даю!

1. Как бы вы реагировали на данный поступок девочки, соблюдая педагогический такт?

Если ребенок сам признался в своем проступке, сказал правду, надо отметить это. Однако необходимо сделать замечание ребенку за неправильное поведение и обязательно спросить, поняла ли она, за что просит прощения. Ведь дети часто просят прощения механически, не вникая в смысл происшедшего.

2. Какие чувства испытывала девочка?

Девочка испытывала чувство вины, неловкости и стыда.

2 ситуация:

Мальчик старшего дошкольного возраста - Сережа - принес в детский сад новую книгу. Он хотел, чтобы воспитательница почитала ее всем ребятам. Книга была в красивой обложке и со множеством цветных картинок.

Ребята сразу окружили Сережу, все наперебой просили дать им посмотреть книжку. Вдруг подскочил Кирюша, стараясь выхватить книгу из рук Сережи, и порвал ее.

Владелец книги очень огорчен, чуть не плачет, ребята возмущены: еще бы, даже и почитать не успели! А виновник случившегося, нимало не смущаясь, упрямо оправдывается:

- Я не виноват! Не надо было Сереже так крепко ее держать, она и не порвалась бы.

- По-твоему, значит, виноват Сережа? А как вы, ребята, считаете? - обращается воспитательница ко всем ребятам.

Дети возмущены Кирюшиным поведением, наперебой высказывают свое мнение:

- Наверное, ему хотелось одному ее смотреть? Ишь какой!

- Виноват, конечно, Кирюша. А признаться трусит! Нехорошо так.

Крепко досталось Кирюше от ребят. Мальчик стоял опустив голову. Что можно возразить? Ведь все ребята справедливо осудили Кирюшин поступок.

Различные мнения были высказаны детьми, как поступить с виновным: «Не давать больше книг Кирюше», «Рассказать маме, как плохо он поступил». Наконец, было принято коллективное решение относительно поступка Кирюши. Услышав его, мальчик просветлел. Без напоминания воспитательницы он подошел к Сереже, взял за руку и сказал:

- Не сердись на меня. Я ведь не хотел, чтобы так случилось.

1. Выскажите предположения о том, каким было коллективное решение детей.

Дети решили, что необходимо извинится перед Валериком за порванную книгу.

2. Чем можно объяснить успех в развязке данной конфликтной ситуации?

Воспитатель прибегнула к общественному мнению, что является в данном случае – сильнейшим методом воздействия, формирующим детское поведение, но при этом она управляла мнением детского коллектива.

3 ситуация:

Как-то несколько ребят (4-6 лет, которых только что отчитала молоденькая воспитательница, «критиковали» ее поведение. Белобрысенький Саша осуждающе сказал:

- А еще учится на курсах воспитателей! (Они всегда все знают.)

- Зачем? - заинтересовался Вова. - Она и так воспитательница. - И после небольшого раздумья:- Знаю, знаю! Ее хотят сделать доброй, да?

1. О чем свидетельствует этот разговор малышей?

Можно предположить, что педагог большую часть времени находится в подавленном настроении, психологическом дискомфорте, из-за чрезмерной нагрузки. В следствии чего, в своей практике чаще использует негативные установки, что влияет на восприятие детей.

2. Какие выводы должна сделать для себя воспитательница, узнав об этом рассуждении?

Если педагог хочет сохранить уважение и любовь своих воспитанников, он не должен ни одним словом, взглядом, жестом показывать свою расположенность или неприятие к кому-то из них. Стремится, чтобы в процессе общения с детьми, чаще звучали поощрения, похвала, одобрение. Также необходимо контролировать свое эмоциональное состояние, педагог обязан перестраивать свое подавленное настроение .

4 ситуация

Шестилетней Маринке было очень весело: наконец-то упросила маму заплести ей косички. Это ничего, что они маленькие, что не все волосы схвачены ими. Зато их украшают белые банты. Чтобы волосы не попадали в глаза, мама завязала сверху еще один бант.

Посмотрев в зеркало, Маринка осталась довольна. Все было именно так, как ей хотелось. На радостях она подбежала к маме и крепко обняла ее. С улыбкой девочка вошла в групповую комнату. Ее окружили подруги. В их взглядах было неподдельное восхищение.

- Ой, как красиво! - воскликнула Рита.

- А какие пышные банты! - с восторгом произнесла Наташа.

Маринка стояла счастливая, улыбающаяся. И вдруг услышала:

- Кто это тебе столько бантов нацепил? Скажи своей маме, пусть не выдумывает. И так времени нет, а ты еще со своими косичками. Только и делай, что заплетай их тебе теперь!

На глазах Маринки появились слезы. Еще немного, и они полились ручьями.

Но воспитательница ничего этого не видела. Она уже была поглощена поисками чего-то в шкафу.

1. Объясните причину возникшего конфликта.

Из данной ситуации видно, что педагог не обладает самообладанием, доброжелательностью, порядочностью, педагогическим тактом, уважением к ребенку. В следствии чего, услышав восхищения детей, решила проявить свое превосходство над ними.

2. Какие чувства будет испытывать Маринка после встречи с воспитательницей?

Психологический дискомфорт, огорчение и обиду.

3. Почему воспитательнице не пришло в голову, что она обидела девочку?

Из данной ситуации видно, что воспитатель обладает авторитарным стилем общения, руководствуется в большинстве случаев отсутствием доброжелательности, гуманности, чуткости. Использует указ, упрек, наказание. Модель взаимодействия - учебно-дисциплинарная, о чем свидетельствует общение и отношение к ребенку. Также у воспитателя не развиты такие элементы педагогической техники, как саморегуляция, умение видеть себя и свое поведение со стороны, самоанализ своей педагогической деятельности и поведения, педагогическая этика.

5 ситуация:

Молодого педагога очень беспокоил развязный, самоуверенный, несосредоточенный мальчик Никитка из подготовительной группы. На занятиях он был недисциплинирован, его рисунки и поделки всегда отличались неряшливостью.

Однажды, когда Валентина Ивановна рассказывала детям, как рисовать орнамент, Никита поднялся и с шумом пошел что-то строить.

- Тебе кто позволил ходить по группе во время занятий? - опросил педагог.

- А я не хочу заниматься, - ничуть не смущаясь, ответил Никита.

- Сейчас же садись на место, - строго, с возмущением сказала воспитательница. Никита вздрогнул, попятился к столу и, пробормотав: «Я всегда у Марии Ивановны куда хотел, туда и ходил, чем хотел, тем и занимался», - сел на свое место.

В ответ на это Валентина Ивановна медленно, но строго, с соответствующей интонацией сказала: «А теперь всегда будешь сидеть на занятиях и заниматься вместе со всеми детьми».

1. Проанализируйте эту ситуацию и укажите, правильны ли действия педагога.

Действия педагога были с одной стороны правильны, но с другой стороны не стоит забывать о том, что педагогу необходимо считаться с индивидуальностью каждого ребенка, а тем более ярко выраженной индивидуальностью.

2. Как бы вы реагировали на поведение Никиты?

В общении с детьми возникают нередко ситуации, которые как бы специально испытывают педагога на сдержанность, терпение, умение владеть собой. В данном случае можно было попробовать заинтересовать ребенка …

3. Совместим ли педагогический такт с гневом педагога? Приведите соответствующие доводы.

Безусловно, педагогический такт не совместим с гневом. Однако в деятельности педагога могут присутствовать элементы авторитарного стиля руководства, в данном случае, при установлении порядка, дисциплины. Педагог не может абсолютно исключить из своего арсенала некоторые приёмы авторитарного стиля руководства, так как иногда они оказываются достаточно эффективными, особенно при работе с группой и отдельными воспитанниками относительно низкого уровня социально-психологического и личностного развития.

7. Практическая часть

*Составить мини-занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Позна-вательно- исследовательская деятельность. Тема: «Что мы знаем о воздухе?» с указанием цели, задачи, оборудования и структуры.

* Составить мини-занятие. Пересказ рассказа К.Д. Уши-нского «Четыре желаннния» и рассказыванние на темы из личного опыта.

*Составить мини-занятие по математике в подготовитель-ной группе детского сада по теме «Развитие пространстве-нно-го мышления».

*Интегрированное занятие «Экскурсия в зоопарк».

8 .Лист пожеланий

Горловская ОШ І-ІІІ ступеней №49

Доклад

«Преемственность

в работе детского сада и школы »

подготовила

учитель начальных классов

Долгая З.Н.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ.
(из опыта работы).

Плешанова С.Б.,

Учитель-логопед МДОУ д/с № 9 «Берёзка», г. Углич

Наш детский сад №9 «Берёзка» располагается вблизи школы №5 г. Углича и поэтому родители выпускников отдают предпочтение этой школе, в связи с этим многие годы существует тесная связь детского сада и школы.
Можно выделить два направления, по которым идёт установление этой связи:
1) тесный контакт педагогических коллективов детского сада и школы
2) непосредственное сближение дошкольников и первоклассников в совместной деятельности (праздники, трудовые акции и т.д.)
Хочу поподробнее остановиться на взаимодействии логопеда детского сада с логопедом школы, так как сама являюсь логопедом ДОУ. Преемственность в работе логопедов имеет свои особенности в отличии от других специалистов так как логопедов объединяют дети, имеющие различные речевые нарушения. Я, как логопед д/с чётко представляю трудности, которые могут возникнуть у детей, имеющих речевые нарушения, в процессе обучения в школе и знакомлюсь с направлениями и методами коррекционной работы на школьном логопункте, стараюсь так построить свою работу, чтобы предупредить эти трудности.
К сожалению, не все дети выпускающиеся из логопедических групп достигают высокого уровня речевого развития из-за сложности речевого нарушения, поэтому они нуждаются в дальнейшей коррекционной работе и здесь на помощь приходит школьный логопед, который заранее обследует детей знакомится с характеристиками, общается с логопедом ДОУ с целью получения информации, для того чтобы выстроить дальнейшую систему коррекционной работы с каждым ребёнком, учитывая его индивидуальные особенности.
В течении года организуется взаимное посещение занятий.
Школьный логопед тесно взаимодействует не только с логопедом детского сада, но и родителями учащихся и с педагогическим коллективом своего образовательного учреждения., то есть существует целый комплекс мероприятий по эффективной коррекции речевых нарушений у школьников.
Таким образом, единая система логопедической работы по устранению речевых нарушений в детском саду с логопедическими группами и начальных классах массовой школы позволяет в значительной мере повысить эффективность коррекционного обучения, направленного на повышение грамотности.
Существуют и другие формы связи между педагогическими коллективами МДОУ №9 и школы №5.
1. Каждый год в конце I четверти проводится педагогический совет на тему «Успешность адаптации выпускников детского сада в школе» с одной стороны с участием: директора, учителей начальных классов, психолога, логопеда, а с другой зам. Зав. ДОУ №9, методиста, воспитателей выпустившихся детей, логопеда, психолога. Каждый специалист школы делится своей информацией, а именно: как проявляют себя дети в новом коллективе, как усваивают программу, какие встречают трудности. Я как логопед, обращаю внимание на трудности в речевом развитии выпускников, проанализировав свою педагогическую деятельность с данными детьми, делаю вывод, какие ошибки были допущены в коррекционном процессе, над чем предстоит работать более углублённо.
2. Мы совместно с педагогами обсуждаем и изучаем программу 1 класса и программу воспитания в детском саду, так как между программами существует преемственность.
3. Для того, чтобы преемственность осуществлялась более тесно приглашаем учителей начальных классов знакомиться с формами работы в подготовительной группе, а так же уровнем знаний и умений, приобретёнными детьми к концу старшего дошкольного возраста. Педагоги посещают занятия в детском саду; анализируют занятия с целью выявления преемственности. Мы приглашаем учителей на педсовет по итогам работы в подготовительных группах.
4. Проводим индивидуальные беседы учителей и педагогов ДОУ с родителями и их детьми.
5. Вместе с воспитателями наблюдаю за своими воспитанниками в первые месяцы обучения в школе, посещаем уроки беседуем с учителями.
Связь между детьми подготовительных групп и школьниками поддерживается в течении всего учебного года. Формы разнообразны: экскурсии в школу, посещение школьного музея, библиотеки, проведение совместных занятий, спортивных развлечений с первоклассниками и детьми подготовительных групп.
Каждый год в ДОУ организуем праздник «День победы» с привлечением учеников из школы.
Педагоги ДОУ №9 и специалисты школы №5 систематически повышают свою квалификацию в Государственном образовательном учреждении Ярославской области «Институт развития образования». Тематика многих курсов объединяет различных педагогов: учителей, логопедов, воспитателей, психологов и в прохождении курсов можно наблюдать преемственность.
Таким образом, такая система работы позволяет добиться высоких результатов.
Цель осуществления преемственности достигается на основе проведения совместных мероприятий, совместной деятельности педагогов ДОУ и начальной школы, совместной подготовки педагогов ДОУ и учителей начальной школы к осуществлению преемственности, организации единого образовательного пространства, использования преемственных технологий, форм и методов обучения и воспитания.

  • 8. Организация и этапы педагогического исследования.
  • 9. Методы педагогического исследования.
  • 10. Воспитание и развитие детей дошкольного возраста. Влияние разных факторов на развитие личности ребенка.
  • 11. Педагогическая возрастная периодизация. Характеристика возрастных этапов дошкольного детства.
  • 1 З. Структура семьи и ее влияние на формирование личности дошкольника.
  • 14. Типы современных семей и их влияние на воспитание дошкольников.
  • 15. Различные стили семейного воспитания и их влияние на воспитание детей дошкольного возраста.
  • 16. История создания системы общественного дошкольного воспитания в Беларуси.
  • 17. Совершенствование общественного дошкольного воспитания в р. Беларусь на современном этапе.
  • 18. Структурная характеристика системы дошкольного образования в Республике Беларусь.
  • 19, Традиционные и перспективные типы дошкольных учреждений в Республике Беларусь.
  • 20. Цель и задачи воспитания детей дошкольного возраста.
  • 21. Социальная роль воспитателя в обществе.
  • 22. Специфика работы воспитателя, его профессиональные умения.
  • 23. Гуманистическая направленность деятельности воспитателя, его личностные качества.
  • 24. История создания и совершенствования программных документов по дошкольному воспитанию.
  • 25.Программа "Пралеска" - государственная национальная программа воспитания и обучения в детском саду.
  • 26. Белорусские вариативные программы воспитания и обучения дошкольников.
  • 27. Значение раннего возраста в формировании личности ребенка, особенности этого этапа.
  • 28. Организация жизни детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение. Работа с родителями в этот период.
  • 29. Режим дня детей раннего возраста, методика проведения режимных процессов.
  • 31. Особенности воспитания и развития детей второго года жизни.
  • 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.
  • 34. Принципы обучения детей дошкольного возраста.
  • 35. Методы и приемы обучения дошкольников.
  • 3Б. Формы организации обучения дошкольников.
  • 37.Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.
  • 38. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.
  • 39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.
  • 40. Значение и задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 41. Воспитание у детей дошкольного возраста основ здорового образа жизни.
  • 42. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста (понятие, задачи, принципы).
  • 43. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
  • 44. Воспитание культуры поведения в дошкольном возрасте.
  • 45. Формирование у дошкольников основ безопасного поведения.
  • 46. Воспитание коллективизма у детей дошкольного возраста.
  • 47. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 48. Воспитание у дошкольников уважения к людям других национальностей.
  • 49. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста (цель, задачи, своеобразие).
  • 50. Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста.
  • 51. Виды и содержание трудовой деятельности в разных возрастных группах детского сада.
  • 52. Воспитание hpabctbeHho-lзолевых качеств у дошкольников.
  • 53. Половое воспитание детей дошкольного возраста.
  • 54. Эстетическое воспитание дошкольников.
  • 55. Теоретические основы игры дошкольников.
  • 5Б. Сюжетно-ролевая игра дошкольника.
  • 55. Режиссерская игра дошкольника.
  • 56. Театрализованные игры дошкольников.
  • 59. Роль дидактических игр в развитии дошкольников. Структура дидактической игры.
  • 60. Виды дидактических игр. Руководство ими в разных возрастных группах детского сада.
  • 6L.Значение игрушек в жизни ребенка, их классификация, требования к ним.
  • 66. Содержание, формы и методы работы детского сада с семьей.
  • 67. Преемственность в работе детского сада и школы.
  • 67. Преемственность в работе детского сада и школы.

    ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот, - учет учите­лем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформиро­ванное™ нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

    Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошколь­ников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обу­чающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структу­ра учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следую­щие компоненты:

    I) мотивационно-целевой, который обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

    3) учебно-операцио­нальный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

    4) организа­ционно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогно­зирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собствен­ной деятельности и товарищей.

    Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т.д.

    В осуществлении преемственности важно обратить внимание на выполнение педагогом возложенных на него функций (оздоро­вительных, организаторских, воспитательных и т.д.), на знание педагогики, психологии, методик воспитания, его эрудированность

    Реализации преемственности способствует существующая система образования, единые принципы образования: гуманизация, демо­кратизация, дифференциация обучения и воспитания на основе учета возрастных, психологических и индивидуальных особеннос­тей каждого ребенка; разработки и внедрения в практику инно­вационных преемственных по своей сути программ, перестройки системы подготовки и переподготовки педагогических кадров с ориентацией на различные профили и услуги образовательных учреждений.

    Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы - развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здо­ровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, созда­ние условий, при которых обучение становится для ребенка бла­гом, основной формой его самовыражения; для дошкольного - ран­нее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечи­вающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

    Проблема преемственности в воспитании и обучении дошколь­ников и младших школьников рассматривалась в работах Н.К.Круп­ской, А.В.Запорожца, Л.А.Венгера, А.Ф.Говорковой, Я.Л.Коломин-ского, А.А.Люблинской, А.М.Леушиной, В.Д.Лысенко, Н.Н.Поддъякова, В.А.Силивон, А.П.Усовой и др.

    "Промежуточное" положение шестилеток между дошкольниками и школьниками особенно явно проявляется в настоящее время, ког­да одни из них уже обучаются в школе, а другие продолжают по­сещать детский сад. В связи с этим актуализируются поиски но­вых подходов к проблеме преемственности между школьным и до­школьным образованием.

    В РБ разработано и утверждено примерное положение об учеб­но-воспитательном учреждении "школа-детский сад", создаются "центры развития ребенка" - эти новые интегративные типы учеб­но-воспитательных учреждений организуются с целью создания оптимальных условий для обучения и воспитания детей дошколь­ного и школьного возраста и обеспечения преемственности в ор­ганизации и содержании учебно-воспитательного процесса. Твор­ческими коллективами, утвержденными Министерством образования РБ, разрабатываются программы обучения и воспитания детей в подготовительной группе, программы специальной подготовки детей 5 лет к школе; стаадарты дошкольного образования. В справке Управления дошкольного воспитания Министерства образования РБ "Состояние и перспективы воспитания и обучения детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения и школы в связи с реформированием системы образования" отмечается, что "преемственность необходимо понимать, с одной стороны, как установление диалектической взаимосвязи между этапами развития, личности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, с другой стороны - создание медико-биологических и психолого-педагогических условий в работе детских садов и школ для обеспечения этого развития".

    Основными задачи преемственности являются:

    1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

    2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном,

    трудовом и эстетическом развитии.

    3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

    4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

    5. Осуществление преемственности детского сада и школы в фор­мировании общеучебных умений и навыков.

    6. Преемственность содержания образования и воспитания в дет­ском саду и первом классе школы.

    Наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются:

    I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсужде­нием, вынесением рекомендаций;

    2. совместные тематические совещания учителей начальных клас­сов и воспитателей дошкольных учреждений с участием руководи­телей учреждений;

    3. проведение родительских собраний в старших группах с учас­тием учителей и воспитателей;

    4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и на­выками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования

    школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании иуобучении

    дошкольников;

    5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

    6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сен­тября в школу, устная характеристика о слабых и сильных де­тях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллек­тивных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных ин­тересов, о волевом развитии, а также о развитии интеллекта: пытливости, любознательности, критичности и т.д.;

    7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

    8. взаимопосещения утренников и концертов.

    С целью более тесной и систематической работы школы и детского сада учителями совместно с воспитателями разрабаты­ваются планы преемственности, к выполнению которых привлекаются не только педагоги, но и родители.

    План преемственности включает следующие разделы:

    I. методическая и организационно-воспитательная работа;

    2. воспитание у детей интереса к школе;

    3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста;

    4. работа с родителями.

    Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Для решения этой проблемы необходимы согласованные действия работников дошкольных учреждений и семьи: все лучшее, что может дать семья (любовь, забота, уход, личное общение), детский сад и начальная школа должны сделать своим достоянием, и, наоборот, все хорошее, что приобретает ребенок в детском саду и школе (самостоятельность, организованность, интерес к знаниям и др.), должно находить продолжение и опору в семье. Только тогда улучшаться качество воспитания и обучения детей в школе и подготовка к школе в дошкольном учреждении, будет преодолен разрыв между семьей, детским садом и школой, являющийся серьезной преградой для правильного развития ребенка. Сотрудничество детского сада, семьи и юколы может решаться через следующие виды работ : общие родительские собрания , которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе;

    групповые родительские собрания , которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т.д.;

    лектории для родителей ,

    педагогические консультации ;

    семинары;

    открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе;

    совместные праздники ;

    встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

    б8.Готовность детей к обучению в школе.

    Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего, разностороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальной школе. В связи с этим в современной психолого-педаго­гической литературе понятие готовности определяется как много­гранное развитие личности ребенка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как "общая, психологическая готовность" и как "специальная готовность" к обучению в школе.

    Общая готовность к школе включает в себя: личностное, ум­ственное, нравственное, волевое, эстетическое, физическое раз­витие, которое создает необходимую основу дли активного вхожде­ния ребенка и новые условия школьного обучения. Общая готовность характеризуется определенный уровнем психического развития, ко­торое определяет мотивационную готовность (желание учиться, овладение ребенком элементами учебной деятельности).

    Личностная готовность детей к школе охватывает следующие три основные сферы жизненных отношений: отношение с окружающи­ми взрослыми людьми; взаимоотношения со сверстниками; отноше­ние ребенка к самому себе.

    Нравстненно-волевая готовность ребенка к обучению в школе выражается в достижении им к концу дошкольного возраста инте­реса к знаниям, стремления преодолевать трудности, наличии усидчивости, сдержанности, настойчивости, самостоятельности, организованности и дисциплинированности, умения ребенка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в соответст­вии с правилами. В состав нравственно-волевой готовности вхо­дит овладение дошкольниками необходимыми трудовыми умениями и навыками, сформированность общественных мотивов поведения, уме­ние планировать своп деятельность.

    В показатели умственной готовности входят хорошо развитое образное и словесно-логическое мышление, необходимый запас зна­ний об окружающем мире, о предметах, материалах и т.д., разви­тая сенсорика, общий уровень мыслительной деятельности, умение оперировать знаниями при решении учебных и практических задач, овладение элементами учебной деятельности.

    Важно развить эстетические чувства, творческое воображе­ние, умение воспринимать содержание разнообразных картин я т.д. Занятия по рисование, лепке, аппликации, музыке в наибольшей степени способствуют эстетической подготовке детей к школе.

    Физическая готовность является одним иэ важных компонен­тов общей готовности ребенка к обучению в школе. Для физичес­кой подготовки ребенка к школе имеет большое значение: хорошев состояние здоровья ребенка, нормальное физическое и нервно-психическое развитие; закаленность, определенная выносливость и работоспособность организма; правильное функционирование сердечно-сосудистой, пищеварительной и дыхательной систем; успешное овладение всеми видами основных движений; развитая мелкая моторика руки; овладение ребенком культурно-гигиеничес­кими навыками, воспитание привычек к соблюдению правил личной гигиены.

    Специальная готовность к школе является дополнением общей, психологической готовности ребенка к школьному обучению. Она определяется наличием у ребенка специальных знаний, умений и навыков, которые необходимы для изучения различных школьных предметов. Занятия по развитию речи, ФЭМП и др., проводимые в детском саду, обеспечивают необходимый уровень специальной готовности ребенка к школьному обучению.

    По данным физиологов, адаптационный период к школьной жизни и деятельности у шестилетних детей длится 3-6 месяцев, у семилетних же - 1-1,5 месяца. У 20-303» шестилетних детей процесс адаптации завершается на протяжении первого года обу­чения.

    Психологическую, педагогическую неготовность к школьному обучению определяют следующие группы показателей: незавершен­ность структурного и функционального развития коры головного мозга; тяжелые роды, заболевания на I году жизни; дисгармонич­ность развития интеллектуальных структур; несформированность познавательной мотивации, навыков и умений учебной деятельнос­ти; непонимание профессиональной роли учителя и неумение стро­ить отношения в учебной деятельности; неадекватное отношение к себе, неумение оценивать причины неудач; неспособность к про­извольной регуляции поведения, внимания, к учебной деятельнос­ти, к сотрудничеству и общению со сверстниками; неумение при­способиться к темпу школьной жизни.

    Наиболее распространенными причинами школьной дезадапта­ции являются:

    неправильное отношение к ученику;

    неправильная организация учебного процесса и учебной деятельности;

    неблаго­приятные условия организации жизни детей (нарушение режима, плохое питание, переполняемость классов);

    неблагоприятная се­мейная микросреда

    Т.В.Дорожевец выделяет 3 сферы школьной адаптации : ака­демическую, социальную и личностную

    . Академическая адаптация характеризует степень принятия учебной деятельности и норм школьной жизни.

    Социальная адаптация отражает успешность вхож­дения ребенка в новую социальную группу.

    Личностная адаптация характеризует уровень принятия ребенком самого себя как пред­ставителя новой социальной общности (Я - школьник).

    Школьная дезадаптация выступает как результат преоблада­ния одного из стилей приспособления. В структуре поведения старших дошкольников и первоклассников выделены три дезадаптационных стиля: аккомодационный (отражает стремление ребенка к полному подчинению своего поведения требованиям среды), асси­миляционный (отражает стремление ребенка подчинить социальную среду своим потребностям), "незрелый" (неспособность ребенка к принятию новой социальной ситуации развития). Повышенные по­казатели каждого из стилей приспособления ведут к дезадаптации во всех трех сферах школьной адаптации.

    Преемственность между детским садом и школой предполагает ориентацию, направленность работы дошкольного учреждения на требования, предъявляемые в школе и, наоборот: учет учителем достигнутого общего уровня развития дошкольника, сформированного нравственного поведения, волевой, личностной сферы ребенка.

    Преемственность может рассматриваться как внутренняя связь, которая выражается в учебной деятельности обучаемых (дошкольников и школьников), и внешняя, связанная с деятельностью обучающих (воспитателей и учителей). В первую связь входит структура учебно-воспитательной деятельности, в которую входят следующие компоненты:

    I) мотивационно-целевой, обуславливает взаимосвязь мотивации и целеполагания учения;

    3) учебно-операциональный, обеспечивающий развитие общеучебных и специальных умений и навыков, наличие мыслительных операций;

    4) организационно-рефлексивный, - включающий навыки планирования, прогнозирования деятельности, само-взаимооцеики результатов собственной деятельности и товарищей.

    Во внешнюю связь входит преемственность в деятельности воспитателей и учителей, которая проявляется в определенном типе отношения педагогов к детям, в отношении к педагогической деятельности, к родителям воспитанников и т.д.

    Главная цель интеграции деятельности детского сада и школы - развить в ребенке добрые чувства, глубокий ум и здоровое тело. Но специфическое приоритетное направление для начальной школы - формирование у детей умения учиться, создание условий, при которых обучение становится для ребенка благом, основной формой его самовыражения; для дошкольного - раннее развитие комплекса личностных качеств и свойств, обеспечивающих легкий, естественный переход ребенка в школу.

    Основными задачи преемственности являются:

    1. Установление связи между программами, формами и методами работы детского сада и школы.

    2. Установление связи в физическом, умственном, нравственном,

    трудовом и эстетическом развитии.

    3. Установление связи в развитии личности ребенка в целом.

    4. Сформированность активно-положительного отношения к детям со стороны педагогов и родителей.

    5. Осуществление преемственности детского сада и школы в формировании общеучебных умений и навыков.

    6. Преемственность содержания образования и воспитания в детском саду и первом классе школы.

    В дошкольном учреждении ведется целенаправленная работа по установлению преемственности между детским садом и школой. Эта работа имеет следующие направления: содержание, методы, формы обучения.

    Детский сад и школа составляют единый совместный план, целью которого и является конкретизация работы по названным трем линиям. План включает в себя две части: 1) содержание совместной работы воспитателя и учителя. Воспитатель подготовительной группы и учитель знакомятся с работой друг друга, с условиями, в которых находятся и будут находиться дети. Воспитатель помогает учителю узнать детей, их индивидуальные особенности, склонности, интересы. Воспитатель может посоветовать учителю, какие методы воспитания и обучения наиболее приемлемы по отношению к тому или иному ребенку. Учитель же поможет воспитателю заметить, на какие стороны подготовки детей к школе следует обратить особое внимание. 2) Вторая часть плана - ознакомление детей со школой. Воспитатель намечает посещение детьми подготовительной группы той школы, в которой они предположительно будут учиться. Первое посещение можно провести 1 сентября. Наблюдение за торжественной церемонией первого дня нового учебного года, после посещения школы можно провести беседу, о том, что такое событие ждет их в след. году. Новое посещение школы может уже быть непосредственно связано с содержанием учебной работы в школе. При этом не обязательно вести детей на урок можно познакомить их с библиотекой, посетить спортивный зал, посетить актовый зал, зайти в пустой класс посидеть за партами. В мае беседу о школе может провести учитель. Вся эта работа равномерно распределяется в течение года, ее не должно быть много. Так как детям нужно оставить возможность узнавать что-то новое и во время обучения.

    План преемственности включает следующие разделы: I. методическая и организационно-воспитательная работа; 2. воспитание у детей интереса к школе; 3. воспитание у школьников заботливости и внимательности к детям дошкольного возраста; 4. работа с родителями.

    Наиболее действенными формами работы школы и детского сада являются:

    I. посещение воспитателями детских садов уроков в школе, а учителями школ занятий в детском саду с последующим обсуждением, вынесением рекомендаций;

    2. совместные тематические совещания учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений;

    3. проведение родительских собраний в старших группах с участием учителей и воспитателей;

    4. изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении. Изучая программу I класса, воспитатели дошкольных учреждений узнают требования школы к первоклассникам, учитывают их в воспитании иобучении дошкольников;

    5. организация различных мероприятий по подготовке детей к школе с участием родителей;

    6. беседы учителей с воспитателями о детях, уходящих I сентября в школу, устная характеристика о слабых и сильных детях, о состоянии здоровья детей группы, о характере коллективных взаимоотношений, об усвоении детьми правил поведения, об отношении детей к старшим, о развитии познавательных интересов, о волевом развитии, о развитии интеллекта, любознательности и т.д.;

    7. совместная подготовка к конференциям, организация выставок;

    8. взаимопосещения утренников и концертов.

    Неотъемлемой частью работы по преемственности школ и дошкольных учреждений является сотрудничество с семьей, что позволит добиться высокого уровня общего развития ребенка. Сотрудничество детского сада, семьи и школы может решаться через следующие виды работ: общие родительские собрания, которые ставят своей целью познакомить родителей с основными требованиями школы, детского сада к содержанию проводимой работы дома, сообщение основных положений концепции развития личности, информация об основных педагогических, психологических, медицинских аспектах подготовки ребенка к юколе; групповые родительские собрания, которые позволяют конкретизировать общие проблемы, уделить внимание диагностическим методикам определения готовности ребенка к школе. Воспитатели рассказывают о результатах проводимой работы с детьми, демонстрируют достижения детей, организуя выставки детских работ, концерт художественной самодеятельности и т.д.; лектории для родителей, педагогические консультации; семинары; открытые занятия и беседы с родителями о результатах, которые дети достигли, выставки детских работ, информация о специальной литературе; совместные праздники; встречи учителей с родителями будущих первоклассников.

    Елена Белалы
    Преемственность между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой

    «Школьное обучение никогда не

    начинается с пустого места, а всегда

    опирается на определённую стадию

    развития, проделанную ребёнком».

    Л. С. Выготский

    Время дошкольного детства является благоприятным периодом для формирования и развития основополагающих навыков и умений. Ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника является игровая . Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, мышления, воображения - также происходит активно в период дошкольного возраста . При переходе из детского сада в школу в организме и психологии ребёнка происходит перестройка. Переход от игры к учебной деятельности связан с возникновением некоторых трудностей в восприятии ребёнком самого процесса обучения. С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта актуальным становится обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования , в том числе и преемственности психологического сопровождения образовательной деятельности в детском саду и начальной школе .

    Проблема обеспечения непрерывности и преемственности на этапах «детский сад – школа » не нова. Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально – педагогическом, так и в физическом плане. Поступление ребенка в школу очень напряженный период, т. к. школа с первых же дней ставит перед учеником ряд задач, не связанных непосредственно с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

    Под преемственностью между детским садом и школой подразумевается система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

    Преемственность в работе детского сада и школы - это создание особой, целостной образовательной среды между этими звеньями непрерывного образования в единой системе . Главная цель, преследуемая образовательными учреждениями при организации такой единой образовательной среды , – это обоснованная выработка единого подхода к обучению и воспитанию.

    Процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон :

    на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства , и формируются фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешного школьного обучения ;

    школа как преемник дошкольной ступени не строит свою работу с нуля, а подхватывает достижения дошкольника и организует педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

    Такое понимание преемственности позволяет реально осуществлять непрерывность в развитии и обучении детей, а именно :

    координировать цели, задачи, содержание, методы, средства и формы организации образовательных процессов детского сада и школы ;

    обеспечивать условия, направленные на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого ребёнка.

    Основанием преемственности между детским садом и школой являются :

    развитие любознательности;

    развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

    формирование творческого воображения , направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

    развитие коммуникативности (умение общаться с взрослыми и сверстниками)

    Работа по преемственности между дошкольным и начальным образованием :

    создание системы непрерывного обучения, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное обучение и воспитание на основе связи и согласованности компонентов образования (целей, задач, содержания, методов, средств и форм организации) ;

    создание условий, благоприятных для адаптации к школьному обучению , эмоциональному благополучию, развитию индивидуальности каждого ребёнка;

    развитие ведущей деятельности каждого периода жизни;

    формирование психологической готовности к школе ;

    разработка «сквозных» учебных планов и программ для дошкольного и младшего школьного возраста ;

    создание комплекта учебно-методической документации;

    формирование структуры учебного процесса в условиях непрерывного образования ;

    создание новых творческих мастерских и проектов.

    На сегодняшний день проблема взаимодействия ДОУ, семьи и школы актуальна . Серьезная работа по подготовке детей к школе проводится в рамках сотрудничества педагогических коллективов МБДОУ «Детский сад № 34 «Золотой ключик» (заведующий Н. В. Петрушина, старший воспитатель Белалы Е. Н.) и МБОУ «Школа № 17 » г. Феодосии Республики Крым. Педагоги совместно определяют и обсуждают круг вопросов по преемственности . Такой подход позволит в детском саду сохранить самоценность этого периода детства и сформировать фундаментальные личностные качества для последующего успешного школьного обучения , а в начальной школе – совершенствовать и развивать достижения дошкольного этапа , формируя у детей желание и умение учиться. В результате сложились три направления взаимодействия :

    выработка единых психолого - педагогических требований и подходов;

    объединение усилий по сохранению и укреплению здоровья;

    совместная деятельность по психолого - педагогическому просвещению педагогов и родителей, работа с семьей.

    Совместная работа по преемственности начинается с взаимодействия руководителей учреждений . В самом начале построения совместной деятельности были приняты важные, на наш взгляд, управленческие решения (между руководителями , на которых базируется сотрудничество :

    1) школа не будет диктовать свои условия детскому саду, хотя это в духе времени – на каждой последующей образовательной ступени даётся рекомендация, как должна работать предыдущая;

    2) конечная и общая цель школы и ДОУ – благополучие ребёнка. Многие проблемы, которые решались параллельно, разобщенно, будем решать вместе.

    Прежде всего были определены общие цели и задачи, такие как воспитание нравственного человека, охрана и укрепление физического и психического здоровья ребёнка, сохранение и поддержка индивидуальности детей, их физическое и психическое развитие.

    Организуя взаимодействие между педагогами двух учреждений , мы использовали различные формы работы :

    1) совместные педагогические советы;

    2) коллегиальные заседания методических объединений, «круглые столы» , индивидуальные консультации;

    3) общие семинары, которые позволяют познакомиться с инновационными технологиями, используемыми как в начальной школе , так и в детском саду;

    4) мастер - классы, в ходе которого педагоги оказались в роли учеников и выполняли практические задания, учились распределять обязанности в группе и выполнять их, оценивать собственные действия и действия группы. Данная форма, по мнению педагогов, оказалась наиболее эффективной и является самой востребованной на сегодняшний день;

    5) традиционное посещение уроков в 1-х классах в адаптационный период и НОД в подготовительной группе детского сада для наблюдения за работой детей, их успехами, развитием, а также для профессионального обогащения педагогов.

    Коллективы также работают над стыковкой содержания программ и, как следствие, – над созданием непрерывного образования . Возникла необходимость выбора единых педагогических, психологических, дидактических и методических принципов образования и воспитания согласно возрастным особенностям детей в детском саду и школе . В начале сентября каждый год в ДОУ проводится педагогическая диагностика силами воспитателей. Параметрами диагностики, например, являются :

    зрительное восприятие;

    пространственное восприятие;

    выбор и выполнение арифметических действий;

    сравнение множеств;

    классификация предметов;

    фонематический слух;

    предпосылки к овладению звуковым анализом.

    Организация взаимодействия дошкольников и младших школьников – важное направление в работе по обеспечению преемственности . Ежегодно 1 сентября дети подготовительной группы провожают выпускников на линейку, выступают там с концертными номерами, дарят цветы. После линейки они знакомятся со школой , видят радостные лица вчерашних дошкольников . У детей остаётся первое и самое яркое впечатление о школе , которым они делятся друг с другом. Последующие тематические занятия, беседы, совместные развлечения, посещения – всё это создаёт условия для более подробного знакомства детей со школой . В результате этого ряда мероприятий у дошкольников пробуждается интерес к школе , снижается уровень тревожности при переходе в новый статус, кроме этого, создаются условия для благоприятных эмоциональных контактов с учениками и учителями, что помогает настроить ребят на успешное школьное обучение .

    О благоприятном течении адаптации ребёнка к школьной жизни в первую очередь говорит состояние его физического здоровья. Специалисты-медики констатируют рост нарушений здоровья и возникновения заболеваний именно в первый период после поступления ребёнка в первый класс. Это даёт основания предполагать психосоматическую основу таких расстройств, особенно в тех случаях, когда у ребёнка ранее симптомы заболевания не проявлялись. В тех образовательных учреждениях , где педагогические коллективы всесторонне организовали преемственность детского сада и школы , психологи констатируют минимальное количество психосоматических нарушений здоровья у первоклассников.

    Следовательно, организация сотрудничества детского сада и школы с целью обеспечения преемственности в работе учебных учреждений помогает не только улучшить качество учебного процесса, но и сохранить физическое здоровье учеников.

    Огромное значение мы уделяем повышению уровня педагогических знаний у родителей. В работе с родителями, с семьёй в целом используются как традиционные, так и нетрадиционные формы. Традиционно педагоги школы и детского сада проводят родительские собрания и конференции («На пороге школы » , «Готовность к школьному обучению » ). Традиционными стали выпуски газеты для родителей по проблемам развития, обучения и воспитания детей.

    Наряду с этим разработана программа «Родительской школы » для родителей будущих первоклассников.

    Цель программы : психологическая подготовка родителей к новому этапу в жизни ребёнка. Задачи :

    1. Обучение родителей эффективным способам общения с детьми.

    2. Просвещение по вопросам возрастной психологии и психологии общения.

    3. Формирование отношений доверия с родителями с целью дальнейшего взаимодействия.

    4. Профилактика дезадаптации.

    Многолетняя работа по данной программе показывает высокий интерес к темам «Безусловное принятие ребёнка» , «Как общаться с ребёнком» , «Детские страхи» .

    Практика показывает, что положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там , где налажены тесные контакты учителей и воспитателей, организован обмен опытом, постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе , уровень развития их способностей.

    Таким образом , совместная работа двух учреждений позволяет решить многие проблемы, возникающие при переходе ребёнка из дошкольного образовательного учреждения в начальную школу .