Презентация на тему преемственность между детским садом и школой. Презентация для учителей начальных классов "преемственность в работе детского сада и школы"

Ольга Цыгвинцева
Преемственность детского сада и школы

Презентация : "Преемственность детского сада и школы " Методическая разработка Цыгвинцевой О. А., воспитателя ГБОУ школы №555 Белогорье Приморского района Санкт-Петрербурга

2 слайд. Преемственность между детским садом и школой остаётся актуальной и сегодня. В системе образования дошкольное образование самая первая ступень. Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком. (Л. Выготский)

Ребёнок, переступающий порог школы , должен соответствовать определённому физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию. В этом залог его будущей школьной успеваемости .

Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы .

Выбор школы для обучения ребенка и выбор программы обучения. Среди сегодняшнего разнообразия общеобразовательных школ , гимназий, лицеев, которые предлагают широкий спектр образовательных услуг, множество программ. Учитывать особенности психики и физическое состояние ребенка, специфику предлагаемых программ, личностные качества будущего учителя.

Завышенные требования к готовности ребенка гимназии и лицеи. При поступлении в такую школу требуется , чтобы ребенок бегло читал, оперировал цифрами в пределах ста и многое другое.

Недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу . Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения.

Недостаточного количества специалистов-психологов в ОУ.

Недостаточной обеспеченности методическими материалами, дидактическими пособиями.

решения данной проблемы последовательное выполнение этапов :

1. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности ;

2. Мероприятия для родителей : - Оформляются информационные стенды, папки-передвижки “Учебная мотивация. Что это такое?”, “Советы будущим первоклассникам”, “Психологическая готовность ребенка к школе : параметры готовности и рекомендации родителям по их развитию

Проводятся родительские собрания, встречи за “круглым столом” где специалисты детского сада и школы (воспитатели, учителя будущих первоклассников, педагоги-психологи, социальные педагоги, медицинские работники, старшие воспитатели, завучи) затрагивают проблемы подготовки ребенка к школе , выбора школы и будущих программ обучения детей. Где социальный педагог, психолог школы отвечают на все вопросы родителей, после собраний для желающих проводятся индивидуальные консультации.

-"День открытых дверей", "День Знаний", совместные спортивные праздники, развлечения и т. д. ;

Мероприятия для учителя нач. классов и воспитателя подг. гр.

Проведение семинаров-практикумов, бесед, методических встреч по темам : “Психологическая готовность ребенка к школе” , “Задачи детского сада и семьи в подготовке ребенка к школе” , “Адаптация учащихся первых классов к обучению в школе” .

Совместные мероприятия учителя начальных классов и воспитателя.

Изучение воспитателем и учителем программ детского сада и I класса с целью выявления, какими знаниями, умениями и навыками овладели дети в дошкольном учреждении , обсуждение критериев «портрета выпускника» , изучение и обмен образовательными технологиями. Подробнее какие мероприятия проводим в течение года остановлюсь чуть позже.

Конечно, не все наши дети идут учиться в нашу школу 50% наших выпускников обучаются в других школах , где проделанная работа помогает детям легко адаптироваться и успешно учиться.

Диагностика : "Критерии готовность ребёнка 6-7 лет" показывает на сколько сформированы предпосылки учебной деятельности в октябре и мае.

Анкетирование родителей, позволяет узнать оценку готовности ребёнка к школьному обучению , в начале октябре и в конце мая.

Слайд 7 Для воспитания интереса дошкольников к школе проводятся совместно с учителем следующие мероприятия

Рождество воспитывать духовно-нравственные чувства : знакомить детей с обычаями и традициями на Руси, приучать детей бережно относиться к этим традициям.

Слайд 8 Блокада : воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.

Слайд 9 А. С. Пушкин воспитание нравственных качеств; умение сочувствовать, сопереживать, воспитание любви к сказкам.

Дошкольник узнаёт , как здороваются в школе ученики при входе учителя,

Что нужно сделать, прежде чем ответить вопросы, какие правила поведения ученика. Что сделать,если он выполнил задание

Слайд 11 Тема : «Сказка колобок» . Дети учатся взаимодействовать с учениками, договариваться о том какого персонажа будут лепить, не стесняются просить помощи.

Слайд 12 Библиотека в школе : дошколят знакомят с тем , какие бывают литературные жанры, формирование интереса к книге.

Слайд 13 Познакомить школьников с куклой «Ангелочек» , её предназначение, техникой изготовления сувенирной куклы.

Таким образом мы знакомим дошкольника деятельностью школьников , а совместные мероприятия способствуют развитию социально-коммуникативных навыков, умению договариваться, попросить помощи при необходимости, дети не боятся идти в школу , так как они уже знают требования к школьнику , правила поведения в школе .




Введение Федеральных Государственных Требований (ФГТ) к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образованияважный этап преемственности детского сада и школы. Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться


Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.


Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению Учителя должны Внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям


Задачи преемственности детского сада и школы Развитие любознательности Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками


Цель программы - создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу. - обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников. - создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.


Задачи укрепление и сохранение здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе. - всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. - создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.


Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.




Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по следующим причинам: · В дошкольном детстве ребенок мало играл и общался со сверстниками; · Имел маленький запас знаний об окружающем мире, не был заинтересованными и любопытными; · Был тревожным и имел низкую самооценку; · Присутствовали логопедические проблемы, которые не удалось решить к началу школьного обучения; · Не любил игры и занятия, требующие сосредоточения и умения доводить дело до конца.


Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ и школы. Организация работы по преемственности Методическая работа с педагогами Работа с родителями Работа с детьми




Экскурсии в школу; посещение школьного музея; знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; выставки рисунков и поделок; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; участие в театрализованной деятельности; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе. Работа с детьми


Совместные педагогические советы (ДОУ и школа); семинары, мастер- классы; круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; проведение диагностики по определению готовности детей к школе; взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения. Работа с педагогами


Целевые ориентиры дошкольного образования Инициативность и самостоятельность Уверенность в своих силах Положительное отношение к себе и другим Развитость воображения, фантазии, творчества Умение подчиняться социальным нормам Развитость крупной и мелкой моторики Проявление любознательности Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности Способность к принятию собственных решений


Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования


Ожидаемые результаты: портрет выпускника детского сада Деятельный и активный Креативный Любознательный Инициативный Открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах Чувство собственного достоинства




Используемая литература: 1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, – 304 с. 2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232 с. 3. Готов ли ваш ребёнок к школе / А.А. Венгер, А.Л.Венгер –М: Знание, 1994 г. – 192 с. 4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // 5. Преемственность в работе ДОУ и школы в рамках введения ФГОС НОО в начальной школе. sch177.pskovedu.rusch177.pskovedu.ru 6.Л. Н. Кравцова " Преемственность между детским садом и школой в связи с переходом на ФГОС второго поколения ".



Преемственность дошкольного и начального образования в свете внедрения ФГОС по ДО. Подготовила: педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № № 46 «Одуванчик» Катиркина Альфия Фаридовна г. Димитровград 2015г.

ФГОС. Понятие преемственности. «Преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержание, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка» . Одной из важных задач ФГОС – обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования ФГОС – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.

Дискомфорт Тревожность Низкая успеваемость Претензии НЕПОДГОТОВЛЕННОСТЬ К ШКОЛЕ Что такое ОТСУТСТВИЕ преемственности?

Цель преемственности Объединение усилий педагогических коллективов образовательных организаций для снижения признаков дезадаптации у школьников, повышения их эмоционального благополучия, сохранения здоровья учащихся повышение уровня качества образования

Основанием преемственности разных уровней образовательной системы может стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться.

Основы для реализации на практике решения проблемы преемственности в свете ФГОС. Единые теоретические основания Принципы организации работы с детьми. Создана нормативная основа преемственности в непрерывной системе ДОУ – начальная школа: Преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации образовательного процесса

Общая цель дошкольного и начального школьного образования – согласованность целей и задач воспитания и обучения Цель ДОУ Цель НОО Общее развитие ребенка в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека. Формирование предпосылок учебной деятельности. Продолжать общее развитие детей с учетом возможностей, специфики школьной жизни. Освоение важнейших учебных навыков и становление учебной деятельности (мотивация, способы общения и т. д.).

Преемственность ДОУ и школы в свете реализации ФГОС предусматривает преемственность на уровне ООП ДО и ООП НОО. Совокупность требований к ООП К структуре ООП К условиям реализации ООП К результатам освоения ООП ФГОС

ООП ДО и ООП НОО направлено на ООП ДО ООП НОО Охрана и укрепление физического и психического здоровья Формирование общей культуры Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка Духовно-нравственное развитие Социальное развитие Формирование общей культуры воспитанников Личностное развитие Интеллектуальное развитие Обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ Создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности обучающихся

Преемственность на уровне структуры ООП ДО ООП НОО Обязательная часть ООП 60% 80% Часть, формируемая участниками образовательного процесса 40% 20%

Разделы ООП 1. Целевой раздел пояснительная записка планируемые результаты пояснительная записка планируемы результаты учебный план 2. Содержательный раздел описание образовательной деятельности по 5 образовательным областям описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации ООП коррекционная работа программа формирования УУД программы отдельных учебных предметов, курсов программа духовно-нравственного развития программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы 3. Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения ООП система оценки планируемых результатов

Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и / или созданных ими самостоятельно Внеурочная деятельность: Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное, Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное

Преемственность на уровне требований к условиям реализации ООП ДО ООП НО Требования к кадровым условиям реализации ООП Требования к материально-техническим условиям реализации ООП Требования к психолого-педагогическим условиям реализации ООП Иным: информационно-образовательна я среда образовательного учреждения, учебно-методическое и информационное обеспечение реализации ООП. Требования к развивающей предметно-пространственной среде

В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: Формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества Активную познавательную деятельность детей Построение образовательного процесса с учетом индивидуальных, возрастных, психологических особенностей детей Если мы рассмотрим стандарт НОО, то их особенностью является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

Результаты освоения ООП ДОУ Начальная школа Предметные ЗУН по предметам 5 образовательных областей Метапредметные или надпредметные Личностные Предпосылки УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Целевые ориентиры 7 качеств личности (портрет выпускника начальной школы)

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Целевые ориентиры дошкольного образования Инициативность и самостоятельность Развитость воображения, фантазии, творчества Положительное отношение к себе и другим. Уверенность в своих силах Умение подчиняться социальным нормам Развитость крупной и мелкой моторики Способность к волевым усилиям в разных видах деятельности. Проявление любознательности Способность к принятию собственных решений

Личностные характеристики выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Сравнивая модели выпускника ДОУ и начальной школы, мы приходим к выводу, что педагоги ДОУ и учителя начальной школы способствуют формированию у детей одних и тех же качеств личности, обеспечивая тем самым преемственность.

Мы вам подготовили таких замечательных детей, а вы… Да ваши дети ничего не знают и не умеют!!! Педагог ДОУ Педагог начальной школы Содержание. Задачи Методы. Цели Форма организации воспитания и обучения. Что такое ОТСУТСТВИЕ преемственности?

Каковы реальные проблемы преемственности? 1. Отсутствие знаний родителей о подготовке детей к школе. 2. Формальность договоров о преемственности ДОУ и школы. Программа ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ

Формы осуществления преемственности Методическая работа с кадрами — Взаимопосещения открытых занятий в ДОУ и уроков в нач. школе; — Рекомендации работающих в ДОУ воспитателей, педагогов- психологов, учителей- логопедов, др. специалистов по выпускникам; — Проведение Дней открытых дверей в ДОУ для учителей начальной школы; — Совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы; — взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; — открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; педагогические и психологические наблюдения.

Участие в совместных педсоветах, семинарах- практикумах, круглых столах, конференциях, консультаций (ДОУ и школа) Совместные МО творческих групп воспитателей и учителей начальной школы

Формы осуществления преемственности Работа с семьей совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные» ; консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей; анкетирование, тестирование родителей; образовательно — игровые тренинги и практикумы для родителей визуальные средства общения; заседания родительских клубов

Формы осуществления преемственности Работа с детьми: знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада; посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе. Посещение праздника «Прощания с Букварем» , «Посвящение в первоклассники» ; Посещение дошкольниками секций и кружков школы; Шефская помощь учениками старшим дошкольникам; Совместное участие школьников и дошкольников в проектной деятельности.

«Масленица» в начальной школе Совместные праздники и спортивные соревнования «День Победы» в детском саду

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, первый шаг в открытии малышом своего Я: собственных чувств, переживаний, побед, разочарований, открытий. Рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребенка в детском саду. Введение портфолио позволит воспитателю целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребенке, фиксировать индивидуальные неповторимые субъектные проявления детей. Цель портфолио ученика: создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию. Портфолио дошкольника — как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школой.

Ожидаемые результаты: Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения. Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению. Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым ребенком. Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей. Мотивационная готовность детей к обучению в школе. Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования.