Причины, цели и результаты реформаторской деятельности Петра I. Результаты преобразовательной деятельности Петра I Основные результаты деятельности петра 1

В политической системе реформы Петра Великого стали логическим завершением тенденций развития государственности, которые наметились еще в так называемый московский период. Речь идет о феномене, который разные исследователи называют «восточным деспотизмом» (Л. С. Васильев, М. П. Пав- лова-Сильванская), «деспотическим самодержавием» (В. Б. Кобрин, А. Л. Юрганов, В. М. Панеях), третьи «универсальным государством как целью» (английский историк А. Тойнби) или «государством-обществом» (французский историк Ф. Бродель). Отдельные историки, правда, идентифицируют политический строй России сложнее: в XVIII в. как дворянскую патерналистскую монархию, основанную на лидирующих позициях дворянства в социальной организации и на государственной службе, а также на попечительских функциях монарха по отношению ко всем подданным; в XIX в. как «правомерную монархию» - низшую ступень правового государства, в котором управление строится на основании закона, но власть находится в руках бюрократии при отсутствии или самом скудном участии общественных представителей (Б. Н. Миронов). Тем не менее какие бы особенности государственно-политического строя ни учитывали эти и другие определения, их общую основу составляет признание нескольких основополагающих позиций. Во-первых, государство в рамках такой модели выступает но отношению к социуму как самодовлеющая сила, а представители власти соединяют в себе сразу несколько функций - правителей, наставников. Выражением полной подчиненности общества государству стало огосударствление (этатизация) всех элементов общественного сектора. Любая социальная активность личности или коллектива могла развиваться только в русле государственного служения и только при опоре на те или иные звенья государственного аппарата. Исключением служили лишь низовые автономные коллективы вроде крестьянских сельских общин, сословно-корпоративные организации - органы дворянского самоуправления, учрежденные в 1785 г. Государственную монополию власти впервые подорвали лишь земские и городские учреждения, созданные в ходе «великих реформ» 60-70-х гг. XIX в. Во-вторых, для такой политической системы характерны глубокие структурные нарушения в области права, в частности, в регулировании отношений власти и собственности. В-третьих, значительное влияние в государстве приобретают политическая полиция и карательные органы, непосредственно подотчетные главе государства. В-четвертых, это милитаризация государственного аппарата и распространение военных принципов на сферу гражданской жизни. Армия становится не только эталоном для организации общества, но и своего рода «кузницей» кадров для всего бюрократического корпуса. В-пятых, главной социальной опорой власти и проводником реформ стала бюрократия, динамика роста которой в XVIII-XIX вв. значительно опере- 9 Курукии жала показатели прироста населения в масштабах всей страны. Преобразования Петра I сильно изменили характер и структуру политической системы России. Прежде всего, другим стало представление об объеме и правах верховной власти. Власть российских самодержцев до Петра I все же имела ряд ограничений. Например, таким ограничением служил «закон», или «чин», под которым подразумевался закрепленный традицией уклад жизни. В. О. Ключевский отмечал, что «московский царь имел обширную власть над лицами, по не над порядком». Кроме того, государственные институты, обрамлявшие верховную власть, - Земский собор, Боярская дума, Освященный собор - соучаствовали в управлении и законодательной работе. Наконец, отдельные монархи в XVII в. давали крестоцеловальные записи, содержавшие те или иные гарантии подданным. Эги обычаи решительно перечеркнул Петр I, противопоставив им собственную формулу власти: «Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете о своих делах отчету дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле п благомнению управлять». Подданным вменялось в обязанность «все от самодержца повелеваемое без роптания и прекословия творити» (Феофан Прокопович. «Правда воли монаршей», 1722 г.). Эта схема оставалась практически неизменной и весь XIX в., когда верховная власть в России, несмотря на стремление к правовому обоснованию предпринимаемых действий, обходилась даже без формального юридического ограничения своих полномочий. Одним из выражений этого узаконенного Петром I произвола верховной власти стал указ от 5 февраля 1722 г., отменявший прежнюю традицию престолонаследия и утверждавший право монарха самому назначать себе преемника. С этим указом, который, по оценке В. О. Ключевского, повернул государственное право России вспять, на вотчинную колею, многие политические деятели и историки связывали последующие потрясения трона. Обоснование неограниченной власти самодержца осуществлялось через сакрализацию (придание священного статуса) царской власти и присвоение ей особой харизмы, опосредованные ликвидацией в 1721 г. патриаршества и объявлением Петром I себя «крайним судией» духовной коллегии - Синода. Немалое значение имели и теория метаморфозиса - преображения России под благотворным воздействием Петра I, и личный культ монарха. Главный идеолог петровского времени Феофан Прокопович теоретически обосновывал всемогущество самодержавной власти. Воспитанник римской иезуитской коллегии, Прокопович соединял в своих рассуждениях все известные ему европейские учения о правах монарха. Используя идеи теоретиков школы естественного права абсолютистского направления - Г. Гроция, С. Пуффендорфа, Прокопович провозглашал такие прерогативы власти, как независимость и неподотчетность (не подлежит человеческому суду и наказанию), надзаконность (сама является источником законов), священность и неприкосновенность, единство и нераздельность. Эти исключительные свойства возводились к двум источникам - бо- гоустановленности («Богом бо царие царствуют») и общественному договору («всенародному намерению»), которым «монархия введена и содержима быть разумеется». Но в отличие от своих европейских учителей, толковавших об отдельных индивидах, жертвующих собственные исконные права правителю, Прокопович имел в виду не индивидуальное, а коллективное отчуждение собственных прав в пользу монарха. В многочисленных законодательных актах Петра I и сочинениях его сподвижников разработаны и другие теоретические положения, составившие ядро новой доктрины. Это, прежде всего, идея «общей пользы», или «всеобщего блага», подразумевавшая широкий спектр мер по всестороннему упрочению государства. Этой идее почти полностью соответствовало другое понятие - «государственного интереса». Таким образом, идеология петровского времени ставила знак равенства между государственными и общественными интересами. Данные идеи уточнялись по отношению к каждому из сословий. От крестьян «общая польза» требовала исправных занятий хлебопашеством (подобно «артерии», крестьяне питали все государство) и исполнения государственного тягла, включая уплату подушной подати и несение рекрутской повинности. Для горожан это означало активное участие в развитии торговли и промышленности, уплату податей, поставку рекрутов, содержание госпиталей, сиротских домов, постойную повинность. Для дворян - обязательную государственную службу на военном или гражданском поприще, овладение необходимыми для того знаниями и навыками. Не было обойдено вниманием и духовенство: ему вменялась в обязанность не только забота о нравственном здоровье народа, но и содержание за свой счет увечных и дряхлых воинов, а для монастырей - училищ. Идеологические выкладки Петра I, таким образом, были нацелены на максимально полную мобилизацию всего общества на службу государству. Перестройка государственного здания в первой четверти XVIII в. проводилась не планомерно, а по мере возникновения потребностей. При этом Петр I не мог опираться на пример проведения крупномасштабных реформ в странах с догоняющим типом развития (в Турции, Японии и других незападных странах мира они были проведены много позже). Отсюда вытекала необходимость ориентироваться на опыт развитых стран - Швеции, Франции, приспосабливая его к местным условиям. Вместе с тем реформы в России достаточно полно отразили основные принципы проведения так называемых неорганических модернизаций. В обобщенном виде эти принципы включали: рационализацию - необходимость введения разумных, целесообразных правил и норм, определяющих порядок деятельности любого государственного учреждения, унификацию, т. е. введение единообразия в структуре, штатах, приемах работы однотипных учреждений, централизацию и дифференциацию функций аппарата управления. (См.: Медушев- ский А. Н. Утверждение абсолютизма в России. Сравнительно-историческое исследование. М., 1994. С. 48.) Реформы власти и управления охватили все уровни: высший, центральный, местный. В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр I учредил Правительствующий сенат из девяти персон. Это был высший орган, он заменил Боярскую думу, переставшую собираться уже в начале XVIII в. Первоначально Сенат задумывался царем как временный орган, действующий в период «отлучек наших». Круг его обязанностей не был четко обозначен. В 1718 г. в состав Сената были включены по должности руководители коллегий - вновь учрежденных органов центральной власти. С 1722 г. в состав Сената могли входить те из сановников высшего ранга, которые не являлись руководителями центральных ведомств. Прежний принцип комплектования был признан ошибочным на основании вполне рационального довода: собранные в Сенате руководители коллегий вряд ли могли эффективно контролировать собственную же работу. С этого времени Сенат становится постоянным совещательно-распорядительным органом. Ему был поручен контроль за правосудием, а также предоставлены права высшей апелляционной инстанции (за попытку обжалования его приговора предусматривалась смертная казнь). Кроме того, в круг обязанностей Сената входил контроль за деятельностью центрального и местного управления, заведование государственным хозяйством, проведение ревизий, рекрутских наборов, межевания земли, изыскание новых доходов для казны, устройство продовольственных магазинов и складов, борьба со стихийными бедствиями и т. д. Сообразно с направлениями деятельности в структуре Сената создавались два отделения: Расправная палата по судебным делам и Сенатская контора по вопросам управления. Кроме того, в конце петровского правления в состав Сената вошли две вспомогательные службы: Герольдмейстерская контора, или Герольдия, заменившая упраздненный Разрядный приказ (в ее компетенцию входил учет всех дворян, регистрация их служебных назначений и перемещений, а также разработка дворянских гербовников), и Рекетмейстерская контора (она занималась приемом и разбором жалоб на коллегии и канцелярии, проверкой основательности апелляций). Особое место в системе Сената отводилось фискалам и прокуратуре. Эти органы осуществляли общий надзор за работой всего бюрократического аппарата, за поведением граждан, выявляя все то, что «во вред государственному интересу быть может». Должность фискалов была введена как на местном, так и на центральном уровнях. В виде вознаграждения фискал получал половину конфискованного у изобличенного им преступника имущества. Бездоказательное обвинение списывалось на «производственный брак» и фактически сходило фискалу с рук. В конце 1720-х гг. институт фискалов был упразднен, а его кадры частично влились в состав прокуратуры. Должность прокурора была введена Петром I в 1722 г. в коллегиях и канцеляриях, во главе Сената был поставлен генерал-прокурор. Прокуратура учреждалась в целях предупреждения и оперативного реагирования на правонарушения. Генерал-прокурор рассматривался «яко око» императора и «стряпчий о делах государственных». Его должность в чиновной иерархии занимала первое место. Он отвечал за организацию надзора в государстве; будучи первым среди равных, направлял работу коллег-сенаторов, руководил сенатской канцелярией. С течением времени власть генерал-прокурора выросла до объема, который и не закладывался в учредительных актах Петра I. С середины XVIII в. и до начала XIX в. он фактически сосредоточил в своих руках руководство тремя отраслями управления - финансов, внутренних дел и юстиции. На протяжении всего XVIII в. генерал-прокуроры менялись нечасто - на этот высокий пост назначались лица, пользующиеся личным доверием монарха и способные нести тяжелое бремя служебной ответственности. Первым генерал-прокурором был Павел Иванович Ягужинский. Причина последовательного усиления роли генерал-прокурора заключалась в стремлении верховной власти влиять с его помощью на сенаторов, умеряя их амбиции и поползновения к самоуправству. Потенциальную склонность сенаторов к проявлению независимости или даже оппозиционности предвидел и Петр I, поэтому он не внес должность сенатора в номенклатуру должностных лиц Табели о рангах. Несмотря на то что Сенат не был законодательным органом, в отдельные периоды, например при Елизавете Петровне (1741-1761), он напористо вторгался в законотворческую сферу: подавляющее большинство законодательных актов императрицы возникло по его инициативе. Зачастую законотворческая роль Сената выступала в скрытых формах: в процедуре толкования законов, а также в удачно найденном (в условиях межведомственной волокиты) варианте - вынесении решения, имевшего нормативное значение вплоть до появления соответствующего высочайшего указа. Подобные прецеденты способствовали формированию концепции перехода политического суверенитета в периоды междуцарствия к Сенату, с последующим делегированием властных полномочий монарху. Эта идея была популярна среди высших сановников империи в последний год жизни Елизаветы Петровны. Подобный план, тяготевший к признанию правового приоритета сенаторской коллегии над верховной властью в момент ее легитимации, был отвергнут преемником Елизаветы Петровны. Однако сама мысль о расширении полномочий Сената, в том числе о превращении его в политическое представительство всего дворянства, оказалась на редкость живучей в среде либерального дворянства. При Петре I был создан также личный кабинет монарха, который в 1704 г. унаследовал некоторые функции Преображенского приказа и ближней канцелярии Боярской думы. Кабинет был преобразован в личную канцелярию царя, ведавшую его перепиской, в том числе внешнеполитической, учетом финансовых поступлений в личный доход и представлениями к должностям и наградам. Здесь составлялись акты, подлежащие публикации от имени монарха. Наряду с Сенатом, хотя и в несравненно меньшем объеме, Кабинет вырабатывал правительственный курс и следил за его проведением в жизнь. Как и генерал-прокурор Сената, кабинет-секретарь обладал огромным влиянием в бюрократической среде и стал объектом «искательств» со стороны мелких и крупных чиновников, частных лиц. В 1717-1718 гг. проводилась перестройка центрального аппарата управления. В основу ее был положен принцип камерализма, заимствованный из опыта европейских стран. Камерализм - это организация центральных учреждений путем четкого разграничения их функций по отраслям управления. (Каменский А. Б. От Петра I до Павла I. Реформы в России XVIII века. Опыт целостного анализа. М., 1999. С. 128.) Были созданы новые учреждения - коллегии, имевшие одинаковое штатное расписание и общие принципы работы. В их ведении находились общегосударственные вопросы. Во главе коллегий стоял президент, который в отличие от судьи старого приказа не распоряжался единолично в своем ведомстве. Гарантией от начальственного произвола служили коллегиальное обсуждение всех рассматриваемых вопросов и вынесение окончательного решения большинством голосов. Членами присутствия, или чиновниками с правом голоса, являлись вице-президент, четыре советника коллегии, четыре коллежских асессора (заседателя). Текущую техническую работу выполняли секретарь и так называемые приказные, или канцелярские служители. В некоторые коллегии в качестве экспертов назначались также советник и секретарь из иноземцев. Первона- .ально колле! ий было немного, но в начале 1720-х гг. их список расширился. Тремя главными считались коллегия Иностранных дел, Военная, Адмиралтейская (ведавшая делами флота). Финансами занимались три другие коллегии - Камер-коллегия (ведала казенными сборами), Штатс-контор-коллегия (курировала государственные расходы), Ревизион-коллегия (вела учет государственных расходов), две коллегии - Берг и Мануфактур - руководили промышленностью, первая - металлургическими заводами, вторая - предприятиями легкой промышленности. Коммерц-коллегия направляла внешнюю торговлю. Юстиц-коллегия ведала надворными и нижними судами, регистрировала различные частные акты (купчие, долговые обязательства, доверенности, завещания, документы о продаже вотчин и т. п.). Вотчинная коллегия, во многом перенявшая функции упраздненного Поместного приказа, разбирала земельные тяжбы, оформляла сделки на куплю и продажу земли и крепостных крестьян, вела дела о выморочных имениях, беглых крестьянах и т. п. В 172i г. была создана Духовная коллегия, или Синод. Этот орган занял место патриаршего престола, фактически упраздненного Петром I еще раньше. Отныне церковные дела решались государственными чиновниками, назначаемыми из духовных лиц (а иногда и из светских), включенными в те же дисциплинарные рамки, что и вся остальная бюрократия. По типу коллегии был устроен Главный магистрат, управлявший посадским населением и руководивший местными магистратами. Единственным отличием Главного магистрата от других коллегий являлся его выборный состав. В него входили представители высших торгово-промышленных корпораций города, и только обер-президент и президент являлись коронными (правительственными) чиновниками. Все новые центральные учреждения опирались в своей работе на Генеральный регламент (1720) - свод правил, разработанных Петром I. Позже общие основы деятельности были уточнены применительно к каждой коллегии в особом, к ней относящемся регламенте. Коллежская реформа Петра I была также и попыткой отделить управление от суда, что стало важным шагом навстречу утверждению принципа разделения властей. В 1708-1709 гг. была начата реформа местных органов власти. Территория страны была разделена на 8 неравнозначных по размерам губерний. Позже их количество было доведено до 11. В результате областных реформ 1708 г. и 1719 г. сложилось трехчленное административно-территориальное деление: губерния - провинция - уезд. Во главе губерний стояли губернаторы. При губернаторе действовали ландратские советы из 8-12 человек, избиравшиеся дворянством губернии. Совет ландратов рассматривался как необходимый противовес чрезмерному развитию личного начала в управлении губерний. При губернаторе также учреждалось губернское правление в составе ландрихтера - губернского судьи (с 1719 г. его заменил надворный суд), обер-комиссара, ведавшего финансами, обер-провиантмейстера, заведовавшего хлебными запасами для армии, и управителя дворцовыми имениями. Во главе провинций, число которых в 1719 г. достигло 50, стояли воеводы, при которых создавались земские канцелярии. С 1719 г. на провинции был перенесен центр тяжести в областном управлении, поэтому наиболее важные из них получили управление, аналогичное губернскому с генерал-губернатором во главе. Уездное управление представляли земские комиссары - выборные из числа местного дворянства. Связь с высшими органами, в частности с Сенатом, осуществлялась через губернских комиссаров. Несмотря на старания Петра I обеспечить стройную систему управления сверху донизу, многие областные учреждения в отличие от центральных едва пережили их создателя. Это было вызвано, во-первых, трудностями с кадрами - постоянный дефицит подготовленных чиновников еще резче проявлялся на местном уровне. Во-вторых, перегруженность налогами податного населения, особенно после 1725 г., делала весьма проблематичным дальнейшее содержание дорогостоящего местного бюрократического аппарата. В-третьих, в общественном сознании даже высших сословий была глубоко укоренена неприязнь к службе по выборам: этот феномен объясняет быстрое свертывание эксперимента Петра I с советом ландратов. Наконец, государственные нововведения Петра I, в частности его областная реформа, стали после его смерти объектом ожесточенной критики со стороны отдельных политических группировок при дворе.

Россия конца 17 века самим ходом исторического развития была поставлена перед необходимостью коренных реформ, так как только таким путем могла обеспечить себе достойное место среди государств Запада и Востока. Ее отсталость представляла собой серьезную опасность для независимости русского народа. Промышленность по своей структуре была крепостнической, а по объему продукции значительно уступала промышленности западноевропейских стран. Русское войско в значительной своей части состояло из отсталого дворянского ополчения и стрельцов, плохо вооруженных и обученных. Сложный и неповоротливый приказной государственный аппарат, во главе которого стояла боярская аристократия, не отвечал потребностям страны. В народные массы просвещение почти не проникало, и даже в правящих кругах немало было необразованных и вовсе неграмотных людей.

Обновление России, проведенное Петром, было его личным делом, делом беспримерно насильственным, но в то же время и необходимым. Реформы коснулись буквально всех сторон жизни русского государства и русского народа.

Существуют разные взгляды на последствия реформ Петра Великого.

В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре: «Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть».

Вольтер также писал неоднократно о Петре. Главной ценностью петровских реформ Вольтер определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500.

Западники также положительно оценивали петровские реформы, благодаря которым Россия стала великой державой и приобщилась к европейской цивилизации.

Известный общественный деятель П.Н. Милюков, в своих произведениях развивает мысль, что реформы проводились Петром спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой-либо логики и плана, были «реформами без реформатора». Также он упоминает о том, что только «ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы». По мнению Милюкова, в период правления Петра, население России в границах 1695 года сократилось в силу беспрестанных войн.

Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696--1715 годы и 1715--1725.

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни.

Во втором периоде реформы были более планомерными и направленными на внутреннее обустройство государства.

Средневековая Московская Русь превратилась в Российскую империю. В ее экономике, уровне и формах развития производительных сил, политическом строе, структуре и функциях органов власти, управления и суда, в организации армии, в классовой и сословной структуре населения, в культуре страны и быту народа произошли огромные перемены. Коренным образом изменились место России и ее роль в международных отношениях того времени.

Сложность и противоречивость развития России в этот период определили и противоречивость деятельности Петра и осуществленных им реформ. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать то страны, которые встали на капиталистический путь развития. Преобразовательная деятельность Петра отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленностью, смелостью в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. Прекрасно понимая большое значение развития торговли и промышленности, Петр осуществил ряд мероприятий, удовлетворявших интересы купечества. Но он же укреплял и закреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма.

В целом реформы Петра были направлены на укрепление Российского государства и приобщение правящего слоя к западно-европейской культуре с одновременным усилением абсолютной монархии. К концу правления Петра Великого была создана мощная Российская империя, во главе которой находился император, обладавший абсолютной властью. В ходе реформ было преодолено технико-экономическое отставание России от ряда других европейских государств, завоёван выход к Балтийскому морю, проведены преобразования во всех сферах жизни российского общества. В то же время, народные силы были крайне истощены, разросся бюрократический аппарат, были созданы предпосылки (Указ о престолонаследии) для кризиса верховной власти, приведшие к эпохе «дворцовых переворотов».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В ведение

Период правления Петра Первого (его преобразования и реформы) сопровожден со сложностью и противоречивостью исторического развития страны в это время. С одной стороны, его действия имели огромное прогрессивное значение, шли навстречу общенациональным интересам и потребностям, способствовали значительному ускорению исторического развития страны и были нацелены на ликвидацию её отсталости. С другой стороны - осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Именно поэтому прогрессивные преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в дальнейшем выступали всё сильнее. В результате преобразований Петра I Россия быстрыми темпами догоняла развитие европейских стран, в которых преобладало господство феодально-крепостнических отношений.

Эта сложность и противоречивость со всей силой проявилась и в преобразовательной деятельности Петра I, которая отличалась неисчерпаемой энергией, невиданным размахом, смелостью в переломе уже сложившихся законов, устоев, уклада жизни и быта. Прекрасно понимая значение развития торговли и промышленности, Пётр I осуществил ряд мероприятий, соответствовавших интересам купечества. Но он, же укреплял крепостные порядки, обосновывал режим самодержавного деспотизма. Действия Петра I отличались не только решительностью, но и крайней жестокостью.

1. Форм ирование личности Петра Первого

Петр Первый родился 30 мая 1672 года. В этот день по всей Москве служили благодарственные молебны, стреляли из пушек. Счастливый отец, царь Алексей Михайлович Романов прощал казенные долги, одаривал своих ближних, отменял суровые приговоры преступникам. Ото всюду в царский дворец ехали люди со всевозможными дарами.

Царь Алексей Михайлович возлагал на своего младшего сына огромные надежды. Сам он был женат во второй раз на Наталье Кирилловне Нарышкиной. От первого брака с Марьей Милославской у него уже было трое детей - Федор, Иван и Софья. Но они были не в состоянии воплотить в реальность отцовские планы, так как один из них был больной, а другой слабоумный.

До смерти своего отца, царя Алексея, Пётр жил баловнем в царской семье. Ему было всего три с половиной года, когда умер отец. Царь Фёдор был крёстным отцом своего маленького брата и очень любил его. Он держал Петра при себе в большом московском дворце и заботился о его обучении. В 1676 году Алексей Михайлович умер. Петру тогда было три с половиной года, и на престол вступил его старший брат Федор, но в 1782 году умер и он, не оставив наследников престола.

Вскоре, патриарх Иоаким и бояре провозгласили царём младшего царевича Петра, которому на тот момент было 10 лет. Однако права царевича Ивана были нарушены и его родные не могли примириться с происшедшим. Самыми умными и решительными среди них были царевна Софья Алексеевна и боярин Иван Михайлович Милославский. Против своих врагов - Нарышкиных они подняли стрелецкое войско.

Стрельцам заявили о том, что царевич Иван задушен и дали в руки список «изменников-бояр». В ответ на это стрельцы начали открытый мятеж. 15 мая 1682 года они, вооружившись, пришли в Кремль. Царица Наталья Кирилловна вывела на Красное крыльцо дворца царя Петра и царевича Ивана и показала их стрельцам. Однако последние не успокоились, вломились в царский дворец и на глазах членов царской семьи зверски убили боярина Матвеева и многих родственников царицы Натальи.

Пётр, оказавшись очевидцем этих кровавых сцен, вызвал удивление своей стойкостью - стоя на Красном крыльце, когда стрельцы подхватывали на копья Матвеева и его сторонников он не изменился в лице. Но майские ужасы неизгладимо врезались в память Петра, вероятно, отсюда берут начало и известная нервность, и его ненависть к стрельцам.

Через неделю после начала бунта - 23 мая, победители потребовали от правительства, чтобы царями были назначены оба брата, а еще через неделю, по новому требованию стрельцов, за молодостью царей правление было вручено царевне Софье. Партия Петра была отстранена от всякого участия в государственных делах.

После этих событий Царица Наталья вместе со своим сыном уехала в подмосковное село Преображенское. Петр с детства пристрастился к военным играм. Там он сформировал из своих ровесников два «потешных» батальона, которые в будущем стали настоящими военными подразделениями - Семеновским и Преображенским полками - основной гвардии Петра. Их выучкой занимались иностранные офицеры, и сам Петр прошел все солдатские чины, начиная с барабанщика. С большим интересом царь стал изучать арифметику, геометрию, военные науки, которым обучал его голландец Тиммерман. Сохранившиеся тетради Петра свидетельствуют о его настойчивых усилиях усвоить прикладную сторону арифметической, астрономической и артиллерийской премудрости: те же тетради показывают, что эти премудрости так и остались для Петра тайной. Зато токарное искусство и пиротехника всегда были любимыми занятиями Петра. Широко известна страсть Петра к лодкам и кораблям. После того, как Пётр нашёл в селе Измайлове заброшенный мореходный ботик и научился плавать на нём, он весь ушёл в это дело и под руководством корабельного мастера голландца Бранта Петр плавал на своем ботике сначала по реке Яузе, а потом на Переяславском озере, где заложил первую верфь для строительства судов. Многим это казалось пустой забавой. Осуждали в Петре и его близость к немцам. Пётр часто бывал в немецкой слободе, ведь именно там он мог найти объяснения многим непонятным для русских людей вещам. Пётр особенно сблизился с шотландцем Гордоном, генералом русской службы, учёным, и со швейцарцем Лефортом, полковником, человеком очень способным и весёлым. Под влиянием Лефорта Пётр привык к шумным пирам и разгулу. К сожалению, ни князь Борис Алексеевич Голицын воспитатель Петра, ни его воспитатель Никита Зотов не могли удержать молодого царя от кутежей и шумных пирушек.

Вследствие неблагоприятных условий детства Пётр остался без правильного образования и вместо богословско-схоластических познаний приобрёл военно-технические. Молодой государь представлял собой необыкновенный для московского общества культурный тип. У него не было любви к старым обычаям и порядкам придворной московской жизни, зато образовывались близкие отношения с “немцами”. Пётр не любил правительство Софьи, боялся Милославских и стрельцов, которых считал опорой и друзьями Софьи.

Царевна Софья считала военные занятия Петра глупым сумасбродством, но была довольна, что он не лезет в царские дела. Мать до поры до времени тоже спокойно относилась потехам сына, но потом решила, что ему пора остепениться, вести жизнь, достойную царского звания, и подыскала ему невесту. Это было единственное крупное и неудачное вмешательство матери в личную жизнь Петра. В 1689 году, раньше достижения своего семнадцатилетия, Петр женится на дочери московского боярина Евдокии Лопухиной. Царица Наталья надеялась отвлечь сына от пустых забав и сделать его более солидным. По русскому обычаю он теперь, считался совершеннолетним и мог претендовать на самостоятельное правление.

С женитьбой Пётр не изменил своих привычек. Несходством характеров супругов и нелюбовью двора к Лопухиной объясняется то, что любовь Петра к жене продолжилась весьма недолго, а затем Пётр стал предпочитать семейной жизни - походную, в полковой избе Преображенского полка. Новое занятие - судостроение - отвлекло его ещё дальше: с Яузы он вместе со своими кораблями переселился на Переяславское озеро и весело проводил там время даже зимой.

Однако царевна Софья не хотела лишаться власти и подняла против Петра стрельцов. Петр узнал об этом ночью и, как бы в ночной рубашке сел на коня и ускакал в ближайший лес, а оттуда в Троице-Сергиеву лавру. По мнению историков, это был единственный случай, когда он смертельно испугался за свою жизнь, вспомнив свой детский ужас уже после смерти отца, когда у него на глазах стрельцы подняли на копья его родного дядю, поубивали других его родственников. С того же времени у него появились - нервный тик и судороги, которые время от времени перекашивали его лицо и сотрясали тело.

Но вскоре Петр пришел в себя и жестоко подавил восстание. В результате - царевну Софью сослали в Новодевичий монастырь, наиболее активных сторонников казнили, а остальных отправили на вечную каторгу. Так началось царствование Петра.

2. Реформы Петра Первого

В своих реформах Пётр I не мог держаться заранее выработанного плана и точной последовательности, потому что все его преобразования происходили под давлением военных нужд данного момента. И каждая из них порождала недовольство, скрытое и открытое сопротивление, заговоры и борьбу, отличавшуюся крайним ожесточением с обеих сторон.

Война со шведами приняла затяжной характер, была трудной, убыточной и опасной. Пётр полностью втянулся в военные дела. Он, то сражался в первых рядах своего войска, то бросался в Архангельск и в Воронеж для того, чтобы организовать оборону северных и южных границ страны от возможных нападений врага. В таких условиях правитель не мог думать о систематических преобразованиях. Его главной заботой являлось - добыть достаточно людей для успешного продолжения войны. Война требовала регулярных войск: он искал способы их увеличения и лучшего устройства, - и это обстоятельство подталкивало его к реформированию военного дела и переустройству дворянского сословия и, в частности, дворянской службы.

Война требовала денег - и в процессе их поиска Пётр всё больше осознавал необходимость проведения податной реформы и осуществлении перемен в положении народов страны и крестьянства в целом. Под давлением военных нужд Пётр спешно совершил ряд нововведений, разрушавших старые порядки, но не создававших ничего нового в управлении государством.

2.1 Реформа органов управления и власти

Из всех преобразований Петра центральное положение занимала именно эта реформа. Старый приказной аппарат был не в состоянии справиться со сложившимися задачами управления. Сущность же реформы сводилась к формированию дворянско-чиновничьего централизованного аппарата абсолютизма.

Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках царя. В 1711 году Боярская дума была заменена высшим органом исполнительной и судебной власти - Сенатом. Члены Сената назначались царём по принципу служебной пригодности. В порядке осуществления исполнительной власти Сенат издавал постановления - указы, имевшие силу закона. В 1722 году во главу Сената был поставлен генерал-прокурор, на которого возлагался контроль за деятельностью всех правительственных учреждений. Этот контроль он выполнял через прокуроров, назначаемых во всех правительственных учреждениях. К ним добавлялась система фискалов, возглавлявшихся обер-фискалом. В обязанности фискалов входило донесение обо всех злоупотреблениях учреждений и должностных лиц и нарушении ими “казенного интереса”.

В 1717-1718 годах устаревшая система приказов была сменена коллегиями. Каждая коллегия ведала определённой отраслью или сферой управления. Главными считались три коллегии: иностранная, военная и адмиралтейство. Вопросами торговли и промышленности ведали: Коммерц-, Мануфактур- и Берг-коллегии. Последняя из них ведала металлургией и горной промышленностью. Три коллегии ведали финансами: Камер-коллегия - доходами, Штатс-коллегия - расходами, а Ревизион-коллегия контролировала поступление доходов, сбор податей, налогов, пошлин, правильность расходования учреждениями отпущенных им сумм. Юстиц-коллегия ведала гражданским судопроизводством, Вотчинная, учреждённая несколько позднее, - дворянским землевладением. К ним добавлялся Главный магистрат. Особое место занимала Духовная коллегия, или Синод, управляющая церковью. Коллегии получили право издавать указы по тем вопросам, которыми они ведали.

В 1708 году Пётр впервые ввёл в России деление губернии. Несколько прежних уездов соединялись в провинцию, а несколько провинций - в губернию. Во главе губернии стоял губернатор (или генерал-губернатор), подчинённый Сенату; во главе провинций и уездов - воеводы. При них состояли выборные от дворян ландраты, позже - земские комиссары, помогавшие им в управлении общим советом и в уездах.

Новая система управления закрепила активное участие дворянства в осуществлении своей диктатуры на местах. Но она одновременно расширила объём и формы службы дворян, что вызвало его недовольство. Таким образом, после реформы государство управлялось вверху чиновниками, а внизу выборными властями, как и до Петра. В целом дело управления значительно усложнилось, и не во всех частях было достаточно выработано.

2.2 Военная реформа

Военная реформа была крайне необходима. Пётр постепенно упразднил войска старого типа. Он уничтожил стрелецкие полки сразу после стрелецкого розыска 1698 года. Он постепенно упразднил дворянские конные ополчения, привлекая дворян к служению в регулярных полках.

Пётр увеличивал число регулярных полков, постепенно сделав их основным видом полевых войск. Для комплектования этих полков была введена всеобщая воинская повинность, поголовная для дворян, рекрутская для прочих сословий. От службы были освобождены только семьи духовенства. Также, Пётр приобщил к своей армии казачьи войска в качестве постоянной составной части.

Результаты военных преобразований Петра были поразительны: в конце царствования он располагал армией, в которой было около 200 тысяч регулярных войск (полевых и гарнизонных) и не менее 75 тысяч казачьих регулярных; кроме того, на флоте служило 28 тысяч человек, было 48 крупных кораблей и до 800 мелких судов.

2.3 Преоб разования в устройстве сословий

1. Служивое сословие. Борьба со шведами требовала устройства регулярной армии, и Пётр понемногу перевёл на регулярную службу всех дворян и служивых людей. Служба для всех служивых людей стала одинаковой, они служили поголовно, бессрочно и начинали службу с низших чинов.

Все прежние разряды служивых людей были соединены вместе, в одно сословие - шляхтехство. Все нижние чины одинаково могли дослужиться до высших чинов. Порядок такой выслуги был точно определён “Табелем о рангах” (1722 г.). В этом табеле все чины были распределены на 14 рангов или по их служебному старшинству. Каждый, достигший низшего 14 ранга, мог надеяться занять высшую должность и высший ранг. “Табель о рангах” заменил принцип родовитости принципом выслуги и служебной пригодности. Но Пётр сделал выходцам из высшего старого дворянства одну уступку. Он позволил знатной молодёжи поступать по преимуществу в его любимые гвардейские полки Преображенский и Семёновский.

Пётр требовал, чтобы дворяне обязательно учились грамоте и математике, а не обученных лишал права жениться и получать офицерский чин. Пётр ограничил землевладельческие права дворян. Он перестал давать им поместья из казны при поступлении на службу, а предоставлял им денежное жалование. Дворянские вотчины и поместья запретил дробить при передачи сыновьям (закон “О майорате”, 1714).

Меры Петра относительно дворянства отягчали положение этого сословия, но не меняли его отношения к государству. Дворянство и прежде и теперь должно было расплачиваться за право землевладения службой. Но теперь служба стала тяжелее, а землевладение стеснённее. Дворянство негодовало и требовало облегчить свои тяготы. Пётр же жестоко карал попытки уклониться от службы.

2. Городское сословие (посадские и городские люди). До Петра I городское сословие составляло очень малочисленный и бедный класс. Пётр хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, что он видел в Западной Европе.

Пётр расширил городское самоуправление. В 1720 году был создан главный магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Все города были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на “регулярных” и “нерегулярных” (“подлых”) граждан. Регулярные граждане составляли две “гильдии”: в первую входили представители капитала и интеллигенции, во вторую - мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники делились на “цехи” по ремёслам. Нерегулярными людьми или “подлыми” назывались чернорабочие. Город управлялся магистратом из бургомистров, избираемых всеми регулярными гражданами. Кроме того, городские дела обсуждались на посадских сходах или советах из регулярных граждан. Каждый город был подчинён главному магистрату, минуя всякое другое местное начальство.

Несмотря на все преобразования, русские города так и оставались в том же жалком положение, в каком были и раньше. Причиной этого был далёкий от торгово-промышленного строя строй русской жизни и тяжелые войны.

3. Крестьянство. В первой четверти века выяснилось, что подворный принцип налогообложения не принёс ожидаемого увеличения поступления податей.

В целях повышения своих доходов помещики сселяли несколько крестьянских семей на один двор. В результате, во время переписи в 1710 году выяснилось, что число дворов с 1678 года сократилось на 20% (вместо 791 тыс. дворов в 1678 году - 637 тыс. в 1710). Поэтому был введён новый принцип обложения. В 1718 - 1724 гг. осуществляется перепись всего податного населения мужского пола независимо от возраста и работоспособности. Все лица, внесённые в эти списки («ревизские сказки»), должны были платить по 74 копеек подушной подати в год. В случае смерти записанного подать продолжали платить до следующей ревизии семья умершего или община, в которую он входил. Кроме того, все податные сословия, за исключением помещичьих крестьян, платили государству по 40 копеек «оброка», что должно было уравновесить их повинности с повинностями помещичьих крестьян.

Переход к подушному обложению увеличил цифру прямых налогов с 1.8 до 4.6 млн., составляя более половины бюджетного прихода (8.5 млн.). Введение подушной подати увеличило власть помещиков над крестьянами, так как представление ревизских сказок и сбор подати был поручен помещикам.

Помимо подушной подати, крестьянин платил огромное количество всевозможных налогов и сборов, призванных пополнить казну, опустевшую в результате войн, создания громоздкого и дорогостоящего аппарата власти и управления, регулярной армии и флота, строительства столицы и других расходов. Кроме этого государственные крестьяне несли повинности: дорожную - по строительству и содержанию дорог, ямскую - по перевозке почты, казённых грузов и должностных лиц и так далее.

В конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в жизни сословий. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных землях слилось с холопами. А государство определяло их жизнь повинностью, а не правом.

2.4 Церковная реформа

Важное место в становлении абсолютизма занимала церковная реформа. В 1721 году патриаршество было ликвидировано, и его место заняла Духовная коллегия, или “Святейший правительствующий синод”. Его главой был назначаемый царём обер-прокурор Синода. Ликвидация патриаршества, учреждение Синода означали ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть государственного аппарата.

Параллельно с этим государство усилило контроль над доходами церкви с монастырских крестьян, систематически изымало значительную их часть на строительство флота, содержание армии, инвалидов, школ и на другие расходы. Было запрещено создание новых и ограниченно число монахов в существующих монастырях. Эти действия Петра вызвали недовольство церковной иерархии и чёрного духовенства, и явилось одной из главных причин их участия во всякого рода реакционных заговорах.

2.5 Финансовые изменения

Пётр I не только изменил прямую подать, сделав её подушной, но и значительно повысил косвенные налоги, изобретал новые источники получения доходов.

За 8 лет войны он набирал около 200 тысяч солдат, доведя численность армии с 40 до 100 тысяч. Стоимость этой армии обходится в 1709 году почти вдвое дороже, чем в 1701- 1.810.000 руб. вместо 982.000. За первые 6 лет войны было заплачено более 1,5млн. польскому королю в виде субсидий. Расходы на флот, артиллерию, содержание дипломатов, вызванные войной составляли 2.3 млн. в 1701 году, 2.7 млн. в 1706 году и 3.2 млн. в 1710. Уже первая из этих цифр слишком велика по сравнению с теми средствами, которые получал Пётр в виде налогов от населения (около 1.5 млн.). Надо было искать дополнительные источники доходов.

Первое время Пётр брал для своих целей из государственных учреждений не только их свободные средства, но и те суммы, которые расходовались прежде на другие назначения: этим расстраивался правильный ход государственной машины. Армия содержалась из главных доходов государства - таможенных и кабацких пошлин. Для содержания кавалерии понадобилось назначить новый налог “драгунские деньги”, для флота - “корабельные” и т.д. Однако этих прямых налогов скорее оказалось недостаточно, тем более что они собирались очень медленно. Поэтому придумывались и другие источники налогов.

Самая ранняя выдумка этого рода, введённая по совету Курбатова - гербовая бумага, не дала ожидавшихся от неё барышей. Тем большее значение имела порча монеты. Новой мерой для повышения доходов была «переоброчка» в 1704 году старых оброчных статей и отдача на оброк новых. Общая цифра казённых поступлений по этой статье поднялась к 1708 году с 300 до 670 тыс. руб. ежегодно. Далее, казна взяла в руки продажу соли, принесшую ей до 300 тыс. руб. ежегодного дохода, табака (это предприятие оказалось неудачным) и других продуктов, дававших до 100 тыс. руб. ежегодно. В результате в конце царствования Петра государственные доходы возросли до 10 с лишним миллионов.

Разумеется, этот рост нелегко пришёлся народу. Пётр хотел прийти на помощь своим подданным, улучшить условия их труда, поднять благосостояние. Он всячески поощрял торговлю. Зная бедность русских горожан, он советовал им соединяться в компании и привлекал к торговле дворян. Кроме того Пётр поощрял и развитие промышленности, сам заводил фабрики, пускал их в ход, а затем отдавал в частные руки. При нём были впервые оценены минеральные богатства Урала, на Юге был найден уголь.

Пётр I искал средств народного обогащения и желал подъёма производительности труда. Для этого он применял политику протекционизма, опекая каждый шаг торговли и производства.

2.6 Реформа культуры и быта

Первая светская школа была открыта в 1701 году в московской Сухаревой башне «Школа математицких и навигацких наук», послужившая основой для Морской академии в Петербурге. В след за ней создаются медицинские, инженерные, кораблестроительные, горные, штурманские, ремесленные школы. Возникновение светской школы требовало создания новых учебников. Огромное значение имело создание в 1703 году «Арифметики сиречь науки числительной» Л.Магницкого, являвшейся учебником по всем разделам математики. Первоначально, когда необходимость в специалистах была особенно велика, правительство допускало в школы детей податных сословий, но уже в конце XVII века школы приобретают характер сословных дворянских учебных заведений. Рядом с ними вырастает система духовных семинарий.

Для печатанья светской учебной, научной, политической литературы и законодательных актов были созданы новые типографии в Москве и Петербурге. Развитие книгопечатанья сопровождалось началом организованной книготорговли, созданием в 1714 году государственной библиотеки, легшей в основу библиотеки Академии наук, появлением крупных библиотек у многих аристократов. С 1703 года систематически выходила первая русская газета «Ведомости», публиковавшая информацию о международной, внутренней и культурной жизни того времени, ходе военных действий.

Созданная Петром I Кунсткамера положила начало сбору коллекций исторических и мемориальных предметов и редкостей, оружия, естественнонаучных коллекций и так далее. Это было началом музейного дела в России.

Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения была подготовка к открытию Академии наук в Петербурге. Поскольку в стране отсутствовала система общеобразовательной школы, то её составной частью являлись академический университет и гимназия. Открытие академии, большинство членов которой составляли приглашённые в Россию иностранные учёные, состоялось в самом конце 1725 года.

С первой четверти XVIII века осуществляется переход к градостроительству и регулярной планировке городов. Облик города определяет уже не культовая архитектура, а дворцы и особняки, дома правительственных учреждений и аристократии в живописи на смену иконописи приходит портрет. К тому же времени относятся попытки создания русского тетра. Прочнее вошли в жизнь торжественные праздники с иллюминациями, исполнением кантат, строительством триумфальных арок.

Старая привычная долгополая одежда с длинными рукавами была запрещена и заменена новой. Камзолы, галстуки и жабо, широкополые шляпы, чулки, башмаки, парики быстро вытесняли в городах старую русскую одежду. Большое сопротивление и недовольства вызвало запрещение носить бороды.

Учреждение ансамблей положило начало утверждению в среде русского дворянства «правил хорошего тона» и «благородного поведения в обществе», и разговора на иностранном, преимущественно французском языке.

Изменения в быту и культуре имели огромное прогрессивное значение. Но они ещё более подчеркнули выделение дворянства в привилегированное благородное сословие, превратили использование благ и достижений культуры в одну из дворянских сословных привилегий и сопровождались широким распространением галломаний и презрительного отношения к русскому языку и русской культуре в дворянской среде.

Вывод

Мнения о правлении и реформах Петра сильно расходились уже при его жизни. Небольшая кучка ближайших соратников Петра держалась мнения, что они были весьма успешными. Народная масса, напротив, готова была согласиться с утверждением раскольников, что Пётр был антихристом. И те, и другие исходили из того общего представления, что Пётр совершил радикальный переворот и создал новую Россию, не похожую на прежнюю.

Новая армия, флот, сношения с Европой, наконец, европейская внешность, европейская техника - всё это были факты, бросавшиеся в глаза: их признавали все, расходясь лишь коренным образом в их оценке. То, что одни считали полезным, другие признавали вредным для русских интересов; что одни считали великой заслугой перед отечеством, в том другие видели измену другим преданиям. Оба взгляда могли приводить фактические доказательства в свою пользу, так как в реформах Петра были перемешаны оба элемента - и необходимости, и случайности.

Масштабы изменений, произошедших за время правления Петра огромны. Значительно выросла территория страны, которая после многих веков борьбы получила выход к морю и ликвидировала состояние политической и экономической изоляции, вышла на международную арену, заняла видное место в системе международных отношений и превратилась в великую европейскую державу. В России в это время возникла мануфактурная промышленность, в которой особое значение приобрела мощная металлургия. Коренным образом изменился характер и размеры внутренней и внешней торговли и объём экономических связей с другими странами. Были созданы мощная регулярная армия и флот, сделан огромный шаг в развитии культуры и просвещения. Был нанесён сильный удар духовной диктатуре церкви в культуре, просвещении и других областях жизни страны. Осуществлялась ломка старого рутинного патриархального быта.

Все эти изменения происходили в условиях вступления феодально-крепостнических отношений в стадию разложения и зарождения в их недрах новых буржуазных отношений. Направленные на ликвидацию технико-экономической и культурной отсталости страны, на ускорение и развитие, они имели огромное прогрессивное значение.

Их осуществление было в немалой степени связано с деятельностью и личностью Петра Первого, - пожалуй, самого крупного государственного деятеля дореволюционной России, с его исключительной целеустремлённостью, энергией смелостью, с которой он ломал рутинные порядки и преодолевал бесчисленные трудности. Выдающийся политик, военный деятель и дипломат, он умел правильно оценивать обстановку, выделять главное, делать правильные выводы из ошибок и неудач.

Обладавший широкими знаниями, проявлявший большой интерес к литературе, истории, праву, искусству, ремёслам и естественным наукам, он прекрасно знал военное дело, кораблестроение, кораблевождение и артиллерию. Он умел подбирать деятельных и энергичных поклонников в каждой из отраслей и сфер государственной деятельности.

Но все изменения и реформы осуществлялись на крепостнической основе, крепостническими методами, и были направлены на сохранение и укрепление феодально-абсолютистского строя, сословной структуры общества, сословных прав и привилегий господствующего класса. Они сопровождались распространением крепостнических отношений на новые территории и новые категории населения, на новые сферы экономической жизни. Это тормозило формирование капиталистических отношений в стране, экономическое и культурное развитие народа и не позволяло ликвидировать технико-экономическую и культурную отсталость нации. Негативная сторона изменений и преобразований была органически связана и с деятельностью самого Петра I, для которого была характерна крайняя жестокость, произвол, обоснование и осуществление принципов ничем не ограниченного самодержавного произвола.

Думаю, что девизом того времени могли бы стать строчки Пушкина: «Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы!» Пётр Великий не жалел ни сил, ни здоровья во имя процветания России, старался, чтобы его сподвижники и весь российский народ следовал его примеру.

Список используемой литературы

1. История СССР с древнейших времён до конца XVIII века. Под ред. Б.А.Рыбакова. М., Изд-во «Высшая школа», 1975.

2. Ключевский В.О. «Исторические портреты», М., Изд-во «Правда», 1991.

3. Павленко Н.И. «Пётр I и его время», М., Изд-во «Просвещение», 1989.

4. Платонов С.Ф. «Учебник русской истории для средней школы. Курс систематический», М., Изд-во «Звено», 1994.

5. Соловьёв С.М. «Чтения и рассказы по истории России», М., Изд-во «Правда», 1989.

6. Сыров С.Н. «Страницы истории», М., Изд-во «Русский язык», 1983.

Подобные документы

    Обзор периода правления первого царя всея Руси Иоанна IV Васильевича, его реформ военной службы, судебной системы и государственного управления. Анализ государственной деятельности и особенностей характера последнего царя из династии Романовых Петра I.

    доклад , добавлен 11.05.2012

    Формирование личности царя-реформатора и начало самостоятельного правления Петра I. Сущность проведения областной, судебной, военной, церковной и финансовой реформ в России. Реформы в промышленности и торговле, образовании, изменение положения крестьян.

    реферат , добавлен 18.03.2017

    Этапы жизни и государственной деятельности великого реформатора, первого абсолютного монарха-самодержца в истории государства Российского - Петра Первого. Законодательные указы царя и роль их в развитии политического и технического потенциала страны.

    реферат , добавлен 04.05.2011

    История государственной и журналистской деятельности Петра Великого. Характеристика петровской эпохи. Формирование личности императора. Основные государственные, дипломатические и культурные реформы и преобразования, их значение для развития России.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2016

    Реформы Петра Первого: административные преобразования, военные реформы, церковная реформа, судебная реформа. Итоги петровских преобразований. Выход к Балтийскому морю. Россия стала великой европейской державой. Власть монарха.

    реферат , добавлен 20.06.2004

    Биография и особенности формирования личности Петра I. Предпосылки, этапы и исход Северной войны. Внешняя, экономическая и социальная политика, реформы армии и органов власти, преобразования в сфере культуры и быта в эпоху царствования Петра Великого.

    реферат , добавлен 23.11.2009

    Изучение биографии Петра I (Великого) - царя Московского из династии Романовых (с 1682 года) и первого императора всероссийского. Его детство, юность, образование и начало самостоятельного правления. Реформы управления, преобразования в области культуры.

    реферат , добавлен 07.10.2010

    Характеристика природно-географических условий и причин потребности в проведении реформ в России. Деятельность Петра Первого как политика и полководца, его вклад в развитие страны. Итоги и сущность петровских преобразований, их историческое значение.

    реферат , добавлен 29.05.2013

    Принцип законности как основа реформы управленческой мысли в России Петра I. Российское крестьянство в период реформ Петра I и при его преемниках в XVIII в. Преобразования структуры государственного управления в ходе развития реформаторской деятельности.

    реферат , добавлен 07.07.2014

    Причины возникновения реформ в сфере налогообложения в период царствования Петра Первого в XVIII в. Реформы косвенных и прямых налогов, финансового аппарата. Оценка налоговой реформы, ее историческое, политическое и экономическое значение для России.

Среди достойных внимания личностей, связанных с незабываемыми страницами летописи государства, немало звучных фамилий, однако особого внимании заслуживают деяния Петра Великого.

Равно как и те методы, стили, посредством которых они были достигнуты, итоги правления Петра 1 носят неоднозначный характер. Хватает приверженцев его реформаторских практик, несмотря на то, что намеченные в них цели достигались жесточайшей эксплуатацией, принуждением. Немало критиков, утверждающих непреодоление рубежа отсталости Государства Российского. Но, в любом случае, невозможно недооценивать ключевую роль этого Великого правителя в становлении России, как государства с принципиально новым режимом правления.

Подводя черту под деятельностью Петра Великого

Итак, подводя итоги правления Петра 1, в первую очередь, необходимо отметить, что основная совокупность его деятельности определяется сменой правящего режима власти. Титаническими усилиями был достигнут стройный механизм управления государством, основан оплот мощного, сильного, победоносного флота, армии. Словно птица Феникс, воскресшая из пепла экономика страны не просто громко заявила о себе на всем мировом пространстве торговли, но и получила возможность оказывать немалое влияние на отдельные вопросы мировой политики. Для кого-то режим казался абсолютизмом, но именно такая его интерпретация кардинально изменила суть управления.

Не изменяя по жизни принципам капитана, Петру 1 удалось преобразовать огромную, необузданную страну в корабль военного предназначения, где единовластное командование капитана определяет успешность маневра. Венец преобразований охарактеризовался изменениями 1721 года, когда Россия примерила на себя новый титул «Империя», а самого государя стали величать Императором.

Благодаря неординарным данным самодержца, Россия не просто преодолела болотистые места. Не сев на мель, виртуозно обойдя подводные камни, рифы, она победоносно вошла в просторы бурлящего мирового океана.

Период Великого правления

Безусловно, непростыми, но сумевшими занять достойное место в истории, называют годы правления Петра 1. Боевое крещение произошло в глубоком детстве, когда начавшийся Стрелецкий бунт в Москве, произвел неизгладимое впечатление на будущего монарха. Вынужденный находиться вместе со своей матерью в селах, принадлежащих дворцовой семье, подросток не терял времени даром. Милое детское увлечение боевым ремеслом трансформировалось в серьезное преобразование полков Семеновского и Преображенского, многократно превосходящих по количеству и мастерству войско стрельцов.

История правления Петра 1 началась с возрождения страны нищей, отсталой, разоренной, без определенных перспектив на будущее. Реабилитационный путь был выбран жесткий, отличный от европейского реформирования общества, когда изменения шли снизу от мало защищенных слоев общества к его верхушке. Так называемый путь по-русски предполагал диктатуру правящего слоя власти, с поэтапным ростом степени деспотизма, на каждом новом витке развития.

Сама деятельность руководителя, полководца условно может быть поделена на несколько периодов. Во время первого, который охватывает временной промежуток с 1695 по 1715 года, зачастую имело место принятие необдуманных решений. Единственным аргументированным объяснением этого может быть Северная война, в которую была втянута Россия. Отсюда поспешные, не всегда обоснованные действия. Потребность в вооружении армии стала предпосылкой жесткого способа сбора денег для данных целей.

Временные рамки второго промежутка правления припадают на 1715-1725 годы. Основная цель деятельности государя предусматривала необходимость внутренней реорганизации страны. С этой целью были проведены ряд реформ, молниеносных, поверхностных, но оказавшихся в результате достаточно действенными.

Реформаторские преобразования России

Характеризуя в целом положительно реформы Петра 1, кратко необходимо отметить ряд наиболее значимых изменений, затронувших разные сферы хозяйственной, производственной деятельности страны.

Перемены в управлении государством

Прообразом будущего Сената Правительства можно рассматривать создание Совета Министров, принявшего на себя выполнение обязанностей Думы Бояр, которая давно утратила доверие, да и эффективность ее собраний сводилась к нулю. В число непосредственных целей Совета включались управление сбором и расходованием денежных средств, с обязательным учетом целесообразности предстоящих затрат. Причем приоритетным направлением всегда оставалось оснащение армии.

Преобразование исполнительной власти предусматривало создание 11 коллегий, праотцов нынешних министерств.

Политика Петра 1 предполагала укрепление местного самоуправления, чему поспособствовало разделение Российского государства на несколько губерний, во главе каждой из которых стоял губернатор. В первоначальной интерпретации указы не приводили ни к чему, кроме дополнительных затрат на содержание административного аппарата. А вот вторая волна реформ оказалась более действенной, позволившей действительно оформить абсолютную монархию, в прочном тандеме с бюрократическим аппаратом, на который и опирался правитель.

Доносы и тайное обличение легли в основу контроля над деятельностью государственных служащих с целью уличения их в казнокрадстве, взяточничестве, коррумпированности.

Преобразование армии, флота

Добиться создания мощной регулярной армии и могучего военно-морского флота удалось благодаря опыту иностранных специалистов. Именно он лег в основу Морской академии, открывшейся для воспитания собственного офицерского состава, набираемого их сословия дворян.

Грамотная подготовка общего набора рекрутов аналогична той, по которой шло формирование Семеновского и Преображенского полков, завершилась триумфом Российской армии в Северной войне.

Церковь - реформаторские нововведения

Коснулась политика Петра 1 церковного реформирования, предусмотрев усовершенствование иерархии управления церковью. Святейший Синод заменил деятельность патриаршества, оказалась ликвидированной автономия духовенства. Церковь перешла в беспрекословное подчинение государству.

Наметилась стойкая тенденция к терпимости вероисповедания. Зеленый свет был дан отличным от христианства верам и конфессиям.

Экономические преобразования

Россия при Петре 1 получила новую денежную единицу - копейку, подворное обложение было заменено подушной податью. Это дало возможность увеличить сборы денежных средств на восстановление и содержание армии. Под подать попадали не только представители крестьян, но и помещики.

Промышленность, торговля - принцип кардинального реформирования

Бедой Российской промышленности был явный недостаток квалифицированных специалистов. Итоги правления Петра 1 на развитии этой отрасли хозяйственной деятельности государства ознаменовались привлечением специалистов из-за рубежа, а также обучением и повышением квалификации собственных сил за границей. Побочно это дало подоплеку развития еще одной сферы - образования.

В приоритете стал отечественный производитель, а вот на продукцию иностранного производства был наложен значительный налог.

Результат преобразований был более чем убедителен - первое место Российского государства на просторах мирового промышленного рынка.

Преобразования социальной политики

Россия при Петре 1 перестала слыть крепостной державой, поскольку реформы его правления предусмотрели перевод части крепостных крестьян в категорию лично свободных.

Крестьяне могли прикрепляться к мануфактурным учреждениям, работая на них, либо к земле.

Поменялся принцип управления местом. Введенное городское самоуправление представлялось Городским Магистратом, который носил выборной характер.

Итоги правления Петра 1 более чем очевидны. Преобразования никогда не проходили ровно, гладко, особенно в условиях впавшей в анархию страны, которую пытались оккупировать соседние государства.

Однако, реформы Петра 1 кратко говорят о неординарных способностях правителя, которые смогли направить Россию на принципиально новый путь развития, что стало немаловажным фактором для всех будущих поколений.

Цели урока: 1.Повторить, обобщить изученный материал по теме «Эпоха Петра I». Дать оценку деятельности Петра I. 2. Показать умения и навыки использования ИКТ при подготовке к уроку, а также умения и навыки ведения активной поисковой и исследовательской деятельности, работы с источниками и литературой. 3. Показать свои творческие способности, интерес к истории; развитие речевой культуры публичных выступлений, развитие умений защищать своё убеждение, уважительно относиться к мнению других, отвечать на вопросы, вести дискуссию.


Проблемные вопросы: Какова роль Петра I в истории России? Можем ли мы сказать, что его роль в истории России была противоречивой? Какова роль Петра I в истории России? Можем ли мы сказать, что его роль в истории России была противоречивой? Почему имя Петра I не победило в конкурсе «Имя России»? Почему имя Петра I не победило в конкурсе «Имя России»?


Содержание урока Повторение, обобщение, контроль изученного материала Повторение, обобщение, контроль изученного материала Защита творческой работы (Сагнгалиева А.) Защита творческой работы (Сагнгалиева А.) Решение проблемных вопросов Решение проблемных вопросов


Вот уже почти триста лет фигура Петра I, его преобразования вызывают споры среди учёных. В споре с самого начала наметились два противоположных подхода: апологетический (восхищение) и критический, которые временами сходились, но потом расходились вновь. Видимо, более реальной является компромиссная оценка деятельности Петра I.


Детство. Юность. Начало правления 27 апреля 1682 года десятилетний царевич Петр был провозглашен царем, но вскоре он был утвержден 3 емским собором "вторым царем", а Иоанн – "первым". Правительницей при них стала их старшая сестра царевна Софья. До 1689 года Петр с матерью, Натальей Кирилловной Нарышкиной, жил в подмосковном селе Преображенском, приезжая в Москву только на время официальных церемоний. В 1689 году Софья была отстранена от власти и заключена в Новодевичий монастырь. До 1694 года от имени Петра I правила его мать, Наталья Кирилловна. В 1696 году, после смерти Иоанна V, Петр стал единодержавным царем.


Личность Петра I Характерными чертами Петра были ум, воля, энергия, широта взглядов, целеустремленность, любознательность, невероятная работоспособность. Петр, не получив в юности систематического образования, учился всю жизнь. Вместе с тем Петр был вспыльчив и жесток, принимал личное участие в пытках и казнях. Царь не считался с интересами и жизнью отдельной личности.


Великое посольство В 1697 году царь снарядил "Великое посольство" в Европу и сам присоединился к нему под именем Петра Михайлова. В Пруссии царь обучался артиллерийскому делу и получил аттестат огнестрельного мастера. Изучать кораблестроение Петр направился в Англию и Голландию. Во время пребывания в Европе Петр осматривал фабрики, библиотеки, слушал лекции в университетах. В 1698 году царь спешно вернулся в Россию.


Первые преобразования В 1699 была осуществлена реформа календаря. В Амстердаме была создана типография для издания светских книг на русском языке. Основан первый русский орден Св. апостола Андрея Первозванного. Царь распорядился отправить на учебу за границу юношей из знатных семейств. В 1701 в Москве была открыта Навигацкая школа.


Преобразования в экономике Петр I отчетливо понимал необходимость преодоления технической отсталости России и всячески способствовал развитию русской промышленности и торговли, в том числе внешней. Его покровительством пользовались многие купцы и промышленники, среди которых наиболее известны Демидовы. Было построено много новых заводов и фабрик, возникли новые отрасли промышленности.


Уроки Северной войны Война началась с поражения русской армии под Нарвой в 1700 г. Однако этот урок пошел Петру впрок: он понял, что причина поражения прежде всего в отсталости русской армии. Началось строительство металлургических и оружейных заводов, поставлявших для армии высококачественные пушки и стрелковое оружие. Вскоре Петру I удалось одержать первые победы над противником, захватить и опустошить значительную часть Прибалтики. В 1703 в устье Невы Петр основал Санкт- Петербург новую столицу России.


Реформа управления В 1711, отправляясь в Прутский поход, Петр основал Сенат. Сенат. В 1714 был издан Указ о единонаследии. В 1714 был издан Указ о единонаследии. С 1717 началось создание коллегий центральных С 1717 началось создание коллегий центральных органов отраслевого управления, органов отраслевого управления, В 1718 г. в России была введена подушная подать. В 1718 г. в России была введена подушная подать. В 1720 был издан Генеральный регламент В 1720 был издан Генеральный регламент детальная инструкция по организации работы новых детальная инструкция по организации работы новых учреждений. учреждений. В 1721 Россия была провозглашена империей, а Сенат В 1721 Россия была провозглашена империей, а Сенат удостоил Петра титулами «Великий» и «Отец удостоил Петра титулами «Великий» и «Отец отечества». отечества». В 1722 Петр подписал Табель о рангах, определившую В 1722 Петр подписал Табель о рангах, определившую порядок организации военной и статской службы. порядок организации военной и статской службы.


Преобразования в области культуры Время Петра I это время активного проникновения в русскую жизнь светской европейской культуры. Стали появляться светские учебные заведения, основана первая русская газета. Успех по службе Петр поставил для дворян в зависимость от образования. Специальным указом царя были введены ассамблеи, представлявшие новую для России форму общения между людьми. Изменилось внутреннее убранство домов, уклад жизни, состав питания и пр. Постепенно в образованной среде складывалась иная система ценностей, мировосприятия, эстетических представлений.


Личная жизнь царя В январе 1689 года по настоянию матери Петр I женился на Евдокии Федоровне Лопухиной. Через 10 лет заключил её в монастырь Впоследствии он сошелся с пленной латышкой Мартой Скавронской (Екатерина I). Она родила ему нескольких детей, из которых выжили лишь дочери Анна и Елизавета. Петр, по-видимому, был очень привязан к своей второй жене и в 1724 короновал ее императорской короной, намереваясь завещать ей престол. Не складывались отношения царя с сыном от первого брака, царевичем Алексеем Петровичем, который погиб при не выясненных обстоятельствах в Петропавловской крепости в Годы тяжелого труда и вредные привычки подорвали здоровье императора. 28 января 1725 года в результате болезни Петр I скончался, не оставив завещания. Он был похоронен в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.




Итоги петровских реформ 1) Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны. 2) Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. 3) Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом правителя- реформатора. 4) Вместе с тем, главным инструментом проведения реформ было насилие. 5) Петровские реформы не избавили страну от сложившейся ранее системы социальных отношений, воплощенной в крепостничестве, а, наоборот, консервировали и укрепили его институты.










2. Результатом реформаторской деятельности Петра I считается 1) преодоление экономической отсталости России от стран Запада 2) превращение Росси в сильную европейскую державу 3) бурный рост российской экономики 4) начало демократизации политической жизни Верный ответ: 2






5. В числе явлений, побудивших Петра I к проведению преобразований в России, не было такого, как 1) экономическое отставание России от передовых стран Запада 2) отсталость в организации и вооружении русской армии 3) изолированность русской культурной жизни от европейской 4) обещание европейских держав поддержать реформы в России своими капиталовложениями Верный ответ: 4


6. К. причинам восстания под руководством К. Булавина нельзя отнести 1) попытки властей ограничить казачье самоуправление 2) массовую мобилизацию крестьян на строительство флота 3) усиление репрессий против беглых крестьян 4) недовольство засильем иностранцев на русской службе Верный ответ: 4


7. Повышение производительности сельского хозяйства при Петре I было связано в первую очередь с 1) присоединением более плодородных земель 2) усилением государственного принуждения крестьян 3) заменой при уборке урожая серпа литовской косой 4) оказанием помощи крестьянам со стороны государства Верный ответ: 2


8. В результате государственных и административных реформ Петра I в России 1) усилилась абсолютная власть монарха 2) были заложены основы конституционной монархии 3) император стал править вместе с Верховным тайным советом 4) расширились функции Земских соборов Верный ответ: 1