Причины и последствия культурной революции в ссср. Егэ

С 1920-х гг. культурную революцию стали называть «третий фронт» наряду с индустриализацией («первый фронт») и коллективизацией («второй фронт»). Целью культурной революции считалось формирование нового человека, нового типа личности.

Главными тенденциями культурного развития в этот период были следующие.
1. Полное огосударствление сферы культуры. Все в этой области финансировалось государством, контролировалось и направлялось им. Важнейшим инструментом контроля была цензура. В годы первой пятилетки было введено бесплатное обязательное начальное обучение. Во второй пятилетке вводилось неполное (семилетнее) среднее образование в городах, а затем и в сельской местности. В стране сложилась единая трудовая общеобразовательная политехническая школа. К середине 30-х гг. в учреждениях народного образования был установлен строгий внутренний распорядок, четко организован учебный процесс, введены единые учебники, экзамены, аттестаты зрелости, дипломы и т. д.

2. Политизация и идеологизация культурной жизни заключались в ее подчинении идейному контролю ВКП(б). В литературе и искусстве после творческого плюрализма и борьбы различных направлений в 1920-е гг., и в начале 1930-х гг. художественной интеллигенции стала навязываться идейно-творческая платформа социалистического реализма. Формалисты, модернисты и другие течения подверглись гонениям и были вытеснены из художественной жизни. Большое значение придавалось системе политического просвещения, через которую происходило распространение марксистско-ленинской идеологии, а фактически - сталинизма.

3. Демократизация культуры проходила под лозунгами «Культуру - в массы!», «Искусство принадлежит народу» и т. д. В стране массовыми тиражами издавались произведения признаваемых классиков русской и зарубежной литературы. В столичных театрах бронировались места для рабочих промышленных предприятий («рабочая полоса»). В областных центрах, в Средней Азии, на Кавказе открывались вузы, театры, спортивные сооружения. К середине 1930-х гг. в стране была ликвидирована неграмотность населения в возрасте от 9 до 60 лет. Получило распространение образование без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки и т. д.),
В связи с принятием Конституции СССР 5 декабря 1936 г. Сталиным был сделан вывод о том, что в СССР в основном победил социализм.

В конце 1930-х гг. произошли изменения во внешнеполитическом курсе страны. Заключены советско-германские договоры 1939 г., в соответствии с которыми позднее в состав СССР были включены Западная Украина и Западная Белоруссия, в 1940 г. - страны Прибалтики, Бессарабия и Северная Буковина. В результате начатой СССР советско-финляндской войны (30.11.1939 - 12.3.1940 гг.), которая нанесла сильный удар по международному авторитету страны, к СССР отошел Карельский перешеек и др.

22 июня 1941 г. Германия, нарушив договоры, напала на Советский Союз, что стало началом Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Великая Отечественная война, пройдя в своем развитии 4 крупных этапа - начальный (22 июня 1941 г. - 18 ноября 1942 г.); коренного перелома (19 ноября 1942 г. – 1943 г.); освобождения СССР и разгрома фашистской Германии (1944 г. – 9 мая 1945 г.); советско-японской войны (9 августа – 2 сентября 1945 г., стала суровым испытанием для советского многонационального государства, его общественно-политической системы и вооруженных сил.

С окончанием Второй мировой войны крутой поворот от сотрудничества к конфронтации, совершенный во внешней политике недавними союзниками, незамедлительно сказался как на внешней, так и на внутренней политике советского государства. Надежды на всестороннее послевоенное сотрудничество стран антигитлеровской коалиции рухнули, мир, разделенный «железным занавесом», вступил в эпоху «холодной войны », которая, то затихая, то обостряясь, продолжалась около полувека (1946 – 1991 гг.).

Со смертью В.И. Сталина начинается новый этап в жизни страны, связанный с решениями ХХ съезда КПСС (1956 г.), либерализацией политической жизни страны, «оттепелью». Определенные успехи были достигнуты в науке и технике: создана первая в мире атомная электростанция (1954 г.), запущены первый спутник Земли (1957 г.), первый космический корабль с летчиком-космонавтом Ю.А.Гагариным (12 апреля 1961 г.); расширились международные связи СССР, уменьшилась угроза ядерной войны (Договор о запрещении ядерного вооружения, 1963 г., и др.).

1970-е гг. в жизни страны могут быть охарактеризованы таким понятием как «застой», связанный с именем Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежневым. С 1985 г. М.С. Горбачев и его сторонники начали политику перестройки, резко выросла политическая активность народа, сформировались массовые, в т. ч. национальные движения и организации. Попытки реформирования советской системы привели к углублению кризиса в стране, была предпринята попытка государственного переворота (август 1991 г.), потерпевшая крах.

В декабре 1991 г. Белоруссия, Россия и Украина констатировали прекращение существования СССР и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) (8 декабря 1991 г.). 21 декабря 1991 г. Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Украина в Декларации заявили о приверженности целям и принципам Соглашения о создании СНГ.

Первый российский президент Б.Н. Ельцин находился на своем посту с 10 июля 1991 г. по 31 декабря 1999 г. Главной особенностью социально-экономического развития России в 1990-е годы была экономическая реформа, которая обеспечила переход страны от плановой экономики к рыночной, от социализма к капитализму.

К концу 1990-х гг. была проведена радикальная экономическая реформа, составными частями которой стали: свобода цен, свобода торговли, приватизация (разгосударствление, денационализация) государственной собственности и, таким образом, в стране сложилась многоукладная экономика.

В пока еще непродолжительной истории современной многопартийности можно условно выделить несколько этапов. Первый этап охватывает время с конца 1980-х гг. до 1991 года. Он характеризуется возникновением первых альтернативных политических объединений: от неформальных групп – до массовых партий и объединений. Перестройка, гласность, демократизация политической системы и возможность проведения альтернативных выборов во второй половине 1980-х гг. привели к возникновению множества политизированных групп.

Относительная легализация альтернативных общественно-политических структур произошла в период выборов на I Съезд народных депутатов СССР весной 1989 года. Второй относительно непродолжительный этап охватывает период с момента распада СССР до 1993 года. Основная тема общественно-политического дискурса в это время перемещается с борьбы против компартии к проблеме выбора определенной социально-экономической модели.

Третий этап российского партогенеза охватывает десятилетний период: с конца 1993 по 2003 гг. Он знаменуется проведением электоральной реформы (сентябрь-ноябрь 1993 г.) и введением так называемой «смешанной несвязанной» (мажоритарно-пропорциональной) электоральной формулы. Новое избирательное законодательство было включено Б.Н. Ельциным в известный Указ № 1400 от 21 сентября 1993 г. «О поэтапной конституционной реформе в РФ».

Период, последовавший за выборами в Государственную Думу первого созыва, может характеризоваться как время относительной стабилизации партийной системы, когда на политической арене устойчиво доминировали 4-5 объединений.

Четвертый этап в истории новой российской многопартийности отсчитывается с начала работы IV Думы (2003 г.) и продолжается по сей день. С начала 2000-х гг. кардинально меняются правовые основы современной российской многопартийности, а само партийное строительство превращается в важный фактор государственной политики. Повышается правовой статус партий как особого субъекта политического процесса, впервые введено их государственное финансирование. В 2005 г. в результате принятия нового Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы» осуществился переход к пропорциональной системе, что дало партиям исключительную привилегию на выдвижение кандидатов в нижнюю палату парламента. Вместе с тем, государство ужесточило критерии «партийной селекции»: был повышен до 7% электоральный барьер (в 2005 г.), запрещены электоральные блоки в период подготовки к выборам, увеличены требования к минимальной численности партии и необходимому количеству региональных отделений. Следствием этого стало резкое сокращение числа политических партий РФ.

Важной особенностью современной российской партийной системы стало доминирование так называемой «партии власти» в лице «Единой России». Другие партии оказались отодвинуты на периферию политической жизни. 26 марта 2000 г. состоялись досрочные выборы Президента РФ, на которых был избран В.В. Путин, находившийся в этой должности до 7 мая 2008 г. «Опорными точками» нового этапа развития государства и консолидации российского общества были названы рыночные отношения, патриотизм, социальная солидарность. Результатом социально-экономических реформ 90-х годов стало развитие рыночной экономики в России, начало интеграции страны в мировой рынок, но «шоковая» терапия имела негативные последствия: обнищание громадных масс населения, инфляцию, разрыв уровня доходов и потребления. Зарождение рыночной экономики изменило социальные условия жизни и ценностные ориентации людей.

Избранием в 2000 году президентом страны В.В. Путина было положено начало выхода России из затянувшегося кризиса. Приоритетными направлениями стали: укрепление власти в стране, восстановление территориальной целостности России, усиление её позиций на международной арене.

Культурная революция как изменение идеологии общества была начата вскоре после Октябрьской революции. 23 января 1918 года появился декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. Из системы образования были удалены предметы, связанные с религиозным образованием: богословие, древнегреческий язык и другие. Главной задачей культурной революции было внедрение в личные убеждения советских граждан принципов марксистско-ленинской идеологии.

Для реализации программы в первые месяцы советской власти была создана сеть органов партийно-государственного управления культурной жизнью общества: Агитпроп (отдел ЦК ВКП(б)), Главполитпросвет, Наркомпрос, Главлит и другие. Подверглись национализации учреждения культуры: издательства, музеи, кинофабрики; была отменена свобода печати. В области идеологии была широко развёрнута атеистическая пропаганда, начались гонения на религию, в храмах устраивались клубы, склады, производства.

Большая часть народных масс была необразованна и неграмотна: так, из результатов переписи населения 1920 года следовало, что на территории Советской России умело читать всего 41,7 % населения старше 8 лет. Культурная революция предполагала прежде всего борьбу с безграмотностью, что было необходимо для последующего научно-технического развития и одновременно отторжение масс от усвоения высших культурных ценностей. Культурная работа намеренно ограничивалась лишь элементарными формами, поскольку, по мнению ряда исследователей, советскому режиму нужна была культура исполнительская, но не творческая. Однако темпы ликвидации безграмотности в силу целого ряда причин были неудовлетворительными. Всеобщее начальное образование в СССР де-факто было введено в 1930 году. Массовая безграмотность была ликвидирована после Великой Отечественной войны.

В это время были созданы национальные алфавиты нескольких народностей (Крайнего севера, Дагестана, киргизов, башкир, бурят и т. д.). Была развёрнута широкая сеть рабочих факультетов для подготовки трудящейся молодёжи к поступлению в ВУЗы, в которые сначала был открыт путь молодёжи пролетарского происхождения независимо от наличия начального образования. В целях воспитания новой интеллектуальной элиты учреждены Коммунистический университет, Истпарт, Коммунистическая академия, Институт красной профессуры. Для привлечения «старых» научных кадров создавались комиссии по улучшению быта учёных, издавались соответствующие декреты.

Вместе с тем принимались репрессивные меры по устранению интеллектуальных политических противников: так, более 200 видных представителей российской науки и культуры были высланы из страны на «Философском пароходе». С конца 1920-х годов проводилось «вытеснение» буржуазных специалистов: «Академическое дело», «Шахтинское дело», «Дело Промпартии» и т. п. С 1929 года начали свою деятельность «шарашки» - организованные органами внутренних дел особые технические бюро из заключённых для проведения важных научно-исследовательских и конструкторских работ.


Большую роль в выполнении задач партии по проведению культурной революции играл комсомол.

Итоги культурной революции в СССР

К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87.4% населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды.

Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия.

С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным.

При общих закономерностях и национальных особенностях культурная революция имеет конкретные задачи. И их очень много.

Главную задачу культурной революции В.И. Ленин видел в том, чтобы сделать культуру подлинно народной. Для этого требуется, - указывал он, - во-первых, ликвидировать пропасть, которая разделяет в условиях эксплуататорского общества народ и культуру, превратить все богатства культуры, завоевания науки и искусства в безраздельное достояние народа, решительно поднять образовательный и культурный уровень всей массы трудящихся; во-вторых, открыть широкий простор для народных талантов, для полного развития творческих сил народа и превращения его в активного субъекта культурного прогресса.

Первейшей задачей культурной революции В.И. Ленин считал приобщение трудящихся масс к достижениям культуры прошлого, ибо только на этой основе можно делать новые шаги в культуре, дальше развивать науку и искусство.

Среди других важнейших задач культурной революции следует выделить следующие:

подготовка новой интеллигенции из числа рабочих и крестьян и перевоспитание старой интеллигенции;

преодоление влияния старой идеологии и утверждение социалистической идеологии, создание новой, социалистической культуры, нового быта;

создание необходимых духовных предпосылок для победы коммунизма (коммунистическое воспитание трудящих, полное преодоление пережитков старого в сознании и поведении людей всестороннее развитие способностей каждого).

Мы не случайно называем революцией процесс, призванный сделать культуру достоянием масс. Задача состояла не только в том, чтобы научить людей читать и писать. Надо было утвердить новую, социалистическую идеологию во всех сферах духовной жизни общества. Надо было подготовить свои, советские высококвалифицированные кадры. Надо было создать социалистическую культуру, которой предстояло не только вобрать в себя все лучшее, передовое, что создали люди на протяжении тысячелетий, но и сделать новый шаг вперед в духовном развитии всего человечества Брежнев Л.И. Ленинским курсом. Т 2. - М., 1971. .

Решающее условие культурной революции Ленин видел в целенаправленной руководящей деятельности Коммунистической партии. «Мы, - говорил Владимир Ильич на IX съезде РКП (б), - должны весь аппарат государственный употребить на то, чтобы учебные заведения, внешкольное образование, практическая подготовка - все это шло, под руководством коммунистов, для пролетариев, для рабочих, для трудящихся крестьян» Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 4 изд., т. 40. - М., 1967. - С. 254..

Ряд исследователей рассматривают культурную революцию в узком смысле, лишь в той ограниченной сфере, которая относится, так сказать, к ведению министерств культуры, образования и просвещения, т.е. к сфере «обслуживания» населения культурными ценностями. При таком подходе культурная революция характеризуется ими, с одной стороны, изменением содержания культурных ценностей, создаваемых интеллигенцией (переходом художников на рельсы социалистического реализма, ученых - на позиции диалектического и исторического материализма и т.д.), а с другой, преобразованием системы, способов и принципов распределения этих ценностей и потребления их основной массой людей. В этом случае для большинства исследователей вопрос сводится в основном к количественным показателям к перераспределению ценностей, к расширению их потребления, к усвоению уже накопленных человечеством знаний. Разумеется, само количественное изменение несет в себе основу и качественных превращений. Однако установление качественных критериев при таком подходе оказывается отодвинутым на второй план, а то и вообще невозможным.

И не случайно при перечислении задач культурной революции у сторонников этой точки зрения в большинстве случаев преобладают такие критериальные характеристики, как «рост», «повышение», «расширение», «совершенствование» и т.п.

Выделить этапы культурной революции при этом оказывается невозможным, поскольку «нет предела совершенству», поскольку рост, расширение и т. п. происходят, и будут происходить всегда. Отсюда и вытекают споры о противоречии между тем, что культурная революция совершилась, и тем, что она не завершилась.

Тем не менее, исходя из конкретного содержания и задач культурной революции в ходе социалистического строительства, проблемы периодизации являются исходным моментом для определенной части научных разработок.

А.И. Арнольдов считает, что культурная революция проходит два основных этапа, составляющих единый процесс становления и формирования культуры коммунистической формации. Хронологически первый этап культурной революции охватывает период от взятия политической власти пролетариатом до построения и утверждения в стране основ социализма. Культурные преобразования, начатые на первом этапе культурной революции, расширяются и углубляются на ее втором этапе, когда социализм достигает стадии зрелости. На этом этапе в идеологической жизни общества утверждается научное мировоззрение, идеи марксизма - ленинизма становятся внутренними убеждениями многих людей, происходит количественный рост и осуществляется качественное совершенствование материально-технической базы культуры, что способствует ликвидации остатков социального неравенства в этой области. Характерная черта этого этапа - прогрессирующая интернационализация духовной жизни на основе расцвета, тесного взаимовлияния, взаимообогащения и постепенного сближения социалистических национальных культур; возрастает руководящая роль Коммунистической партии в развитии культуры, повышается научный уровень управления процессами культурного строительства, растет влияние общественности Арнольдов А.И. и др. Марксистско-ленинская теория культуры. - М., 1984..

Аналогичную точку зрения отстаивает И. Писаржовский, высказывая следующие положения: «В Советском Союзе было два этапа развития культурной революции; …речь идет, прежде всего, о ликвидации неграмотности и приближении основ культуры к народным массам» Оскоцкий В. История против антиисторизма //Вопросы литературы. - 1984. - №4..

С.А. Галкин утверждает, что культурная революция проходила в три этапа. Первый ее этап - от победы Великого Октября до середины 30-х годов. Это был переходный период от капитализма к социализму в СССР. Характерен он тем, что произошло революционное преобразование общественного сознания широких народных масс в сознание социалистическое. Социалистическая идеология одержала победу над буржуазной и мелкобуржуазной идеологией.

В этот период сложилась социалистическая система народного образования, культурно-просветительных учреждений, творческих союзов. Была достигнута грамотность большинства населения, введено всеобщее начальное образование. Значительное развитие получили средняя и высшая школа, наука, художественная литература. Успешно решались задачи создания советской интеллигенции, свободного развития социалистических по содержанию и национальных по форме культур всех наций и народностей Союза ССР.

Время второго этапа культурной революции - с конца 30-х до конца 50-х годов. В этот период осуществляются дальнейшие культурные преобразования.

Третий - завершающий этап социалистической культурной революции - совпадает по времени с периодом создания в СССР развитого социалистического общества Галкин С.А. В.И. Ленин о культурной революции. - М., 1980..

М.П. Ким и многие другие исследователи при крупномасштабной периодизации в истории культурной революции в СССР выделяются три основных этапа:

  • 1. Этап становления советской культуры (1917 - 1927 гг.).
  • 2. Этап решающих успехов и победы культурной революции (1928 - 1958 гг.).
  • 3. Завершающий этап (с 1959 года) Культурная революция в СССР. Под ред. М.П. Кима и др. - М., 1967..

В литературе, однако, до сих пор существуют разногласия по вопросу о том, может ли революция протекать на протяжении многих десятилетий. Ведь революция - это коренной и резкий переворот в общественно-политических отношениях, насильственным путем разрешающий назревшие противоречия между способом производства и производственными отношениями и приводящий к захвату государственной власти общественно-передовым классом Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1953. - С. 619..

А культурная революция - это коренной переворот в области культурной жизни, и его временные рамки, как показывает практика, несравненно больше, чем время осуществления политического переворота.

В философии под «революцией», «скачком» понимают любое качественное изменение, - независимо от того, сколько времени оно длится и в каких специфических формах оно протекает. Любой скачок - это коренное, качественное изменение.

Несмотря на то, что перед советской республикой стояли труднейшей задачи, на решение которых требовалось длительное время, преобразования, которые планировалось осуществить имели революционный характер. Поэтому В.И. Ленин этот довольно длительный процесс называл «революцией»: «...За великим политическим переворотом, - говорил он, - встает, однако, другая задача, которую нужно понять: нужно этот переворот переварить, претворить его в жизнь... Тут надо быть трезвым и отдавать себе отчет, что это завоевание сделано, но в плоть и кровь экономики обыденной жизни и в условия существования масс еще не вошло. Тут работа целых десятилетий, и на нее нужно потратить огромные усилия» Ленин В.И. Полное собрание сочинений. 4 изд., т. 42. - М., 1967. - С. 326-327.

Тем не менее, ряд авторов склоняется к тому, что изменениям, происходившим в области культуры, больше подходит термин «культурное строительство», более логично характеризующий процесс осуществления всех преобразований в культурной жизни страны.

Выводы

  • 1. Научное содержание понятия «культура» включает в себя весь многообразный комплекс материальных и духовных богатств и ценностей, выработанных человечеством за длительный период его общественно-исторического развития. Культура является, во-первых, совокупностью всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатом этой деятельности, воплотившимся в материальных и духовных ценностях, а, во-вторых, комплексом норм и правил, регулирующих отношения между членами общества, и определяющим способы удовлетворения потребностей людей.
  • 2. Методологическую основу научной теории культуры и практики культурного строительства, осуществленного в нашей стране после свершения социалистической революции, составлял марксизм-ленинизм. Культура в марксистском понимании есть совокупность различных форм преобразовательной общественно-исторической материальной и духовной деятельности человека.

Материальная область культуры охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты, все то, что создает условия материальной жизни общества и физического существования человека (средства труда, орудия производства, средства потребления, жилища, предметы повседневного обихода и т.д.). В духовною культуру как целостную систему входят политические, философские, социальные идеи и взгляды людей, просвещение и образование, наука, нравственная культура, эстетика (искусство и литература, художественное конструирование, техническая эстетика), а также культура труда, научно-техническое творчество.

3. Культура помимо гуманистической, развивающей, эстетической, нравственной и образовательной и других функций имеет определенную идеологическую детерминанту, которая непосредственно определяет характер культуры народа и который формируется в ходе проведения в обществе культурной политики.

В нашей стране социалистическая культура 20-х - 30-х годов создавалась через распространение коммунистической идеологии и организации на ее принципах всей духовной жизни парода. Осуществление коренных изменений в сознании многомиллионных народных масс, преодоление буржуазных взглядов и нравов - составляло главное содержание культурной революции.

4. Культурное строительство как материальное и духовное воплощение идеологических принципов культурной революции было направлено:

на ликвидацию неграмотности и развитие народного образования;

на создание широкой системы новых, социалистических учреждений культуры в сфере коммунистического воспитания, народного образования, науки, искусства и культурно-просветительной работы;

на формирование народной социалистической интеллигенции;

на привлечение трудящихся к созидательному творчеству, первую очередь в областях материальной и духовной культуры;

на обеспечение развития культуры всех наций и народностей, населяющих нашу страну.

  • 5. Одна из важных сторон ленинской программы культурной революции - возрождение национальных культур советских народов, духовное развитие всех малых наций и народностей, которые до победы Октября не имели даже своей письменности. Осуществление социалистических культурных преобразований должно было стать мощным ускорителем развития всех сторон жизни бывших национальных окраин России, ликвидации их культурной отсталости.
  • 6. Проводимые партией коммунистов культурная революция и культурное строительство имели общие цели и задачи, а также специфические формы революционного утверждения, реформирования и развития всей совокупности культурных проявлений жизни, достижений и творчества отдельных людей и народов, населяющих нашу страну.

Культурная революция в СССР

В первые годы советской власти – 1920-1930-е г.- в культурной жизни страны главным событием была культурная революция .

Культурная революция

Культурная революция – это мероприятия, которые проводились в СССР с целью коренной перестройки культурной и идеологической жизни в стране.

История термина

    Впервые термин появился в мае 1917 года в «Манифесте анархизма» братьев Гординых

Цели

    Создание новой культуры, отражающей особенности социалистического строя

    Формирование кадров интеллигенции среди рабочих и крестьян

    Ликвидация безграмотности

    Приобщить к достижениям культуры как можно более широкие массы населения

    Идеологизация культуры в соответствии с принципами социализма, насаждение идеологического единообразия

    Отказ от культурного наследия прошлого

Мероприятия

    23 января 1918- Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви . Из системы образования были удалены предметы, которые были связаны с религией. Развёртывание атеистической пропаганды, начались гонения на религию. В храмах создавались клубы, склады.

    Созданы государственно - партийные органы для управления культурной жизнью: Агитпроп - отделы агитации и пропаганды в партии, Главполитпросвет – Главный политико-просветительный комитет РСФСР (действовал с 1920-1930 г, затем реорганизован в Наркомпрос, председатель – Крупская Н.К ., жена Ленина В.И.), Наркомпрос – Народный комиссариат просвещения(государственный орган РСФСР, который контролировал деятельность учреждений культуры, председатель – Луначарский А.В .), Главлит – Главное управление по вопросам литературы и издательства- осуществлял цензуру печатных изданий в СССР с 1920-1991г.

    Национализация учреждений культуры: издательства, музеи.

    Отменена свобода печати, установлена жёсткая цензура.

    Борьба с безграмотностью. По переписи 1920 г. в России умело читать 41.7 % населения. В 1930- введено всеобщее начальное образование . По всей стране создавались ликбезы - центры по ликвидации неграмотности людей до 40 лет. Развернулось массовое движение по борьбе с неграмотностью под лозунгом: « Грамотный обучи неграмотного»»

    Создание национальных алфавитов народностей окраины страны. Приобщение их к культуре (Дагестан, Крайний север, киргизы, башкиры, буряты и др).

    Создание условий для обучения рабочих в вузах – открывались рабфаки (рабочие факультеты), в которых готовили к поступлению.

    Начала формироваться научная элита, создавались новые учреждения: Коммунистический университет, Коммунистическая академия, Институт Красной профессуры.

    Активно привлекались к работе учёные царской России.

    Проводились репрессии по отношению к идеологическим противникам. Из страны на «Философском пароходе » (обобщённое названии операции по высылке интеллигенции в 1922-1923 г.) были высланы более 200 деятелей науки и культуры

    С конца 1920-х годов начались проводиться судебные процессы против интеллигенции - «врагов народа»: «Академическое дело» (дело против учёных Академии наук в 1929-1931), «Шахтинское дело» (обвинялись специалисты угольной промышленности. 1928), «Дело Промпартии» (о вредительстве в промышленности группы инженеров и научно-технических работников, 1930).

    С 1929 начали работу шарашки - технические бюро из репрессированной интеллигенции для проведения научной деятельности.

    Создан Пролеткульт (работал с 1917-1932).

    В искусстве был утверждён единый метод - социалистический реализм

Итоги

    К 1939 году грамотных в стране стало 87.4% населения.

    Создана большая сеть школ, других учебных учреждений.

    Сформирована официальная культура и идеология, в основе которой лежали принципы марксизма-ленинизма.

КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, процесс коренной перестройки культурной и идеологической жизни общества в период строительства социализма в РСФСР и СССР. Термин «культурная революция» впервые употребил В. И. Ленин в работе «О кооперации» (1923), подразумевая под ним, прежде всего, распространение грамотности, развитие массовой просветительной работы среди сельского населения. Впоследствии термин утвердился для обозначения политики замены «буржуазной» культуры на новую, социалистическую, сформированную, по словам Ленина, «с точки зрения миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры». Важнейшей целью культурной революции являлось превращение принципов марксистско-ленинской идеологии в личные убеждения человека. Культурная революция включала перестройку народного образования и просвещения на социалистических началах, «перевоспитание» буржуазной и формирование социалистической интеллигенции, создание основанных на марксистской идеологии литературы, искусства и науки, утверждение новой морали и атеистического мировоззрения, преобразование быта и т.п.

Задачи политики в области культуры сформулированы в первых декретах советской власти, Конституции РСФСР 1918 и программе РКП(б) 1919. Для её осуществления создана система партийно-государственного руководства культурной жизнью общества, включавшая агитационно-пропагандистский отдел ЦК РКП(б) (Агитпроп), Народный комиссариат просвещения РСФСР (Наркомпрос; в его системе были сосредоточены все учебные заведения), Главный политико-просветительный комитет (Главполитпросвет), отделы народного образования Советов, Главлит и др. Были национализированы издательское, театральное и музейное дело, кинопроизводство. Ликвидирована свобода печати.

Система коммунистической пропаганды и агитации включала организацию в промышленных центрах и на предприятиях профсоюзных культотделов и культурно-просветительных комиссий, библиотек, клубов, пролетарских университетов, «красных уголков» и пр. В деревне действовали передвижные и стационарные школы политграмоты, группы политграмоты и пр. По всей стране курсировали агитпоезда, агитпароходы, «красные повозки» и «красные обозы». Огромное значение и для города, и для села имела радиофикация, благодаря которой резко расширились горизонты знания для населения и одновременно партия получила мощнейшее средство идеологического воздействия на массы. В 1920-е годы широко распространились марксистские кружки низшего, среднего и повышенного уровня, где слушателей знакомили с целями социалистической революции, разъясняли политику РКП(б)-ВКП(б) и Коммунистического интернационала. Ещё в 1920-е годы возник культ В. И. Ленина, который упрочился и дополнился в 1930-х годах культом И. В. Сталина, ставшим неотъемлемым атрибутом культурной революции в СССР.

Один из важнейших аспектов культурной революции - атеистическая пропаганда и внедрение материалистического миропонимания вместо религиозного. Их начало положено Декретом об отделении церкви от государства (1918), отменившим преподавание Закона Божьего в школе. Антирелигиозная кампания была призвана разрушить крестьянскую патриархальную культуру. В рамках образованного в 1928 году рабоче-крестьянского радиоуниверситета действовал антирелигиозный факультет. По решению 2-го съезда безбожников (1929) при вузах, коммунистических вузах и техникумах открывались антирелигиозные отделения, а при биологических, агрономических и медицинских факультетах институтов - специальные курсы и семинары. Во многих городах создавались антирелигиозные музеи. В 1932 массовой организацией (5,5 миллионов человек) стал Союз воинствующих безбожников. Выросли тиражи антирелигиозной литературы, организовывались кружки юных безбожников. Для детей, пытавшихся придерживаться семейных религиозных традиций, в учебных заведениях создавалась невыносимая обстановка. Духовенство подвергалось шельмованию и преследованиям. Многие церкви, особенно в годы коллективизации, были разрушены или переоборудованы под клубы, склады и производственные объекты.

В области образования упор делался на внедрение классового принципа в высшей школе и ликвидацию неграмотности в массовом масштабе. Последней проблеме В. И. Ленин придавал особое значение в связи с критикой большевистских планов построения социализма в Советской России со стороны российских и западноевропейских социал-демократов, утверждавших, что подобные планы обречены на провал из-за культурной отсталости населения. Согласно декрету СНК «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР» от 26.12.1919, все неграмотные в возрасте от 8 до 50 лет были обязаны обучаться грамоте. В таком случае для взрослых рабочий день сокращался на 2 часа, а в РККА занятия по обучению грамоте приравнивались к строевой подготовке. При Наркомпросе образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (1920; с 1917 действовал отдел внешкольной работы во главе с Н. К. Крупской, созданный также для ликвидации неграмотности), организована сеть внешкольного образования: школы ликбеза (ликвидации безграмотности), избы-читальни, добровольное общество «Долой неграмотность» (1923). По данным переписи 1939, доля грамотных в РСФСР в возрасте от 9 до 49 лет достигла 89,7% (по данным хозяйственной переписи 1918, грамотных среди рабочих было 64%, среди крестьян - 30%).

Перед школой при осуществлении политики культурной революции ставилась задача быть не только «проводником принципов коммунизма вообще, но и проводником идейного, организационного воспитательного влияния пролетариата на полупролетарские и непролетарские слои трудящихся масс». Повсеместное создание комсомольских и пионерских организаций сыграло существенную роль в распространении коммунистического мировоззрения. При организации школьного образования учитывался опыт функционирования учреждений начального образования, сложившихся ещё в дореволюционной России: согласно «Положению об единой трудовой школе РСФСР», принятому ВЦИК 30.9.1918, в Советской России предполагалось бесплатное, совместное для мальчиков и девочек обучение в 9-летней 2-ступенчатой школе (1-я ступень - 5-летняя начальная школа, 2-я ступень - 4-летняя средняя школа). Однако реализация «Положения...» встретила значительные трудности. Около 50% детей в 1920 оставалось вне школы. В 1921 финансирование школ переведено на местный бюджет, возложено на население (так называемое самообложение). Началось сокращение числа школ, а также преподавателей. В 1923 году введена плата за обучение (освобождались дети необеспеченных граждан и инвалидов) в начальных 4-летних (иногда 3- или 5-летних) и средних (9-летних) общеобразовательных школах; одновременно стали создаваться производственно ориентированные 7-летние школы при совхозах и кооперативах, с 1925 - при промышленных предприятиях. К концу 1920-х годов значительно увеличились ассигнования на общеобразовательную школу. В 1930-34 введено всеобщее обязательное 4-летнее (в промышленных городах и рабочих посёлках - 7-летнее) обучение (всеобщее обязательное 7-летнее - повсеместно, в 1956). Огромное значение для развития школьного обучения на родном языке имело создание в 1920-30-х годах письменностей для десятков народов (киргизов, башкир, бурят, народов Дагестана, Крайнего Севера и др.), перевод с арабского на латинскую, а затем на кириллическую графическую основу письменности отдельных народов Средней Азии и Кавказа (узбеков, таджиков, туркмен, казахов, азербайджанцев и др.). В 1940 в СССР действовало 65 тысяч школ, в которых обучалось почти всё (свыше 20 миллионов) подрастающее поколение, работали 1216 тысяч учителей. В связи с ростом вовлечённости женщин в производственную деятельность увеличилось число дошкольных детских учреждений (46 тысяч в 1940).

Доступ в вузы декретом СНК от 2.8.1918 был открыт для лиц старше 16 лет (в том числе для женщин), независимо от наличия у них среднего и даже начального образования, отменялись вступительные экзамены, а также плата за обучение (возобновлена для большинства студентов и учащихся старших классов средней школы на период 1940-56). Одновременно Наркомпросу предписывалось принимать в вузы преимущественно «лиц из среды пролетариата и беднейшего крестьянства» в случае, если число желающих учиться в них превысит обычное число мест в вузе. Чтобы подготовить выходцев из социальных низов к обучению в вузе, с 1919 стали создаваться рабочие факультеты (рабфаки), являвшиеся также центрами формирования студенческих первичных организаций РКП(б), которые оказывали воздействие на решения приёмных комиссий, препятствуя поступлению в вузы «классово чуждых» элементов. В 1921 ликвидирована автономия высшей школы. За годы 1-й пятилетки (1928/29-1932/33) число вузов в РСФСР увеличилось с 94 до 498 (главным образом за счёт разделения политехнических вузов на несколько отраслевых институтов и преобразования техникумов в вузы). К концу 1930-х годов 15,9% населения имело высшее, незаконченное высшее, среднее и неполное среднее образование, эта группа составляла около 80-90% общего числа специалистов.

Подготовкой новой административной, научной и преподавательской элиты, преданной марксистским идеям, занимались специально созданные научные и высшие учебные учреждения: Социалистическая академия общественных наук (1918; с 1924 Коммунистическая академия), Институт К. Маркса и Ф. Энгельса (1921; в 1931 объединён с Институтом В. И. Ленина), Институт В. И. Ленина (1923-31), Истпарт, Институт красной профессуры, коммунистические университеты. Одной из главных проблем стало написание новых учебников и учебных пособий, основанных на коммунистической идеологии. Преподавание истории в школах и вузах было заменено изучением обществознания. В вузах вводилось обязательное изучение исторического материализма, истории пролетарской революции, истории партии и основ ленинизма, в 1921 вместо юридических, исторических, экономических факультетов образованы факультеты общественных наук (с середины 1930-х годов гуманитарные факультеты в университетах стали восстанавливаться; было возобновлено преподавание истории в школе и вузах). В 1922-23 при ЦК РКП(б) образовано Центральное бюро коммунистического студенчества и его общегородские объединения, способствовавшие усилению влияния партии в вузах.

В сфере науки советское руководство исходило из тезиса о приоритетном развитии производительных сил. В интересах экономического развития страны правительство поддерживало деятельность Комиссии по изучению естественных производительных сил России (КЕПС; учреждена в 1915), в состав которой входили ведущие учёные. В 1918 началась разведка нефти на территории между Волгой и Уралом, в 1920 развернулись работы по комплексному изучению Курской магнитной аномалии. При ВСНХ был создан Научно-технический отдел для централизации всех конкретных исследований, который привлёк к работе свыше 250 учёных-профессоров, 300 инженеров и около 240 других специалистов. Свыше 200 учёных и инженеров участвовали в составлении ГОЭЛРО плана. К 1921 в РСФСР действовало свыше 70 НИИ (не считая имевшихся при вузах). Постановлением ВЦИК и СНК СССР от 27.7.1925 Российская академия наук получила статус Академии Наук СССР, была признана высшим научным учреждением страны и передана в ведение СНК. В том же году решением Политбюро ЦК ВКП(б) утверждена межведомственная Комиссия по содействию работам АН, которая осуществляла политическое и организационное руководство академией, участвовала в планировании её работ, контроле над финансами и т.д.

Внедрение марксистского сознания в среде учёных с уже сложившимися взглядами и мировоззрением представляло особую трудность. Советское руководство, нуждаясь в интеллектуальных силах, с одной стороны, привлекало учёных и специалистов-техников к сотрудничеству (в 1921 приняты декреты СНК «Об улучшении быта учёных», «О мерах к поднятию уровня инженерно-технического знания в стране и к улучшению условий жизни инженерно-технических работников РСФСР», в 1921-31 действовала Центральная комиссия по улучшению быта учёных при СНК), а с другой стороны, стремясь подчинить их целям выполнения планов социалистического строительства, прибегало к методам устрашения и репрессий. В ходе операции, получившей в литературе название «Философский пароход», за границу в 1922-23 принудительно отправлено свыше 200 человек, в которых большевики видели своих политических противников, - видные юристы, врачи, экономисты, деятели кооперации, писатели, журналисты, философы, преподаватели высшей школы, инженеры. В конце 1920-х - начале 1930-х годов процесс «вытеснения» буржуазных специалистов был ускорен. В ходе организованных политических процессов преследованию и репрессиям подверглись учёные-гуманитарии («Академическое дело»), представители в основном старой технической интеллигенции («Шахтинское дело», Промпартии дело), учёные в сфере экономических наук (Трудовой крестьянской партии дело), краеведы («краеведов дело») и др. Многие были расстреляны или отбывали заключение; с 1929 часть заключённых занимались научными исследованиями в «шарашках» - Особых технических бюро ОГПУ - НКВД - МВД СССР. Такая политика нанесла огромный ущерб интеллектуальному потенциалу страны, однако, несмотря на потери, советская наука внесла существенный вклад в социалистическую индустриализацию страны, создание могучего оборонного потенциала.

В области литературы и искусства революция открыла дорогу «новой» культуре, зародившейся ещё в 1910-х годах, в частности Пролеткульту (образован в 1917), в основе деятельности которого лежали идеи о чисто пролетарской культуре и нигилистическое отношение к культурному наследию прошлого и его носителям. Идея тотальной переделки общества, невиданный социально-политический эксперимент большевиков нашли отклик среди представителей и идеологов футуризма и других направлений авангардизма. В 1922 был создан «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), деятельность которого характеризовалась отрицанием «буржуазного» искусства и «буржуазной» эстетики и стремлением к созданию социально полезного искусства. Продолжался поиск в русле других направлений искусства, представители которых объединялись в собственные творческие союзы и организации - Ассоциация художников революционной России (АХРР), «Перевал», «Серапионовы братья» и др. Политический плакат, в создании которого участвовали многие известные художники и поэты, эффективно использовался для пропаганды революционных идей и новой идеологии. Одновременно с формированием моделей революционной культуры происходил процесс сужения сферы воздействия на общественное сознание традиционных для русской классической культуры гуманистических ценностей.

Советское руководство и партийные верхи первоначально уделяли главное внимание массовой культуре, призванной донести до городских слоёв наглядную идеологическую информацию (с 1918 осуществлялся монументальной пропаганды план), и мало вмешивались в деятельность различных литературных и художественных группировок. В постановлении Политбюро ЦК РКП(б) от 18.6.1925 говорилось, что партия в целом не может связывать себя «приверженностью к какому-либо направлению в области литературной формы», вместе с тем деятелям культуры, ещё сохранявшим относительную независимость, не позволялось в прямой или косвенной форме критиковать правящую партию. Со 2-й половины 1920-х годов власть перешла к очевидному ограничению свободы творческого поиска; проводниками этой политики стали Российская ассоциация пролетарских писателей, Российская ассоциация пролетарских музыкантов, Российская ассоциация пролетарских художников. В период свёртывания НЭПа и с началом коллективизации от деятелей культуры уже требовалась прямая и активная поддержка партийных и государственных начинаний. В 1932 многочисленные литературно-художественные объединения, представлявшие различные течения и направления в искусстве, были распущены, вместо них созданы отраслевые творческие союзы на единой идеологической основе. Ведущим художественным методом стал социалистический реализм. Не соответствовавшие методу (с точки зрения власти) произведения писателей, поэтов и художников не издавались и не популяризировались. Пристальное внимание партийное руководство и лично И. В. Сталин уделяли кинематографу. Для укрепления морально-политического единства советского народа популяризировались классические и современные образцы национальных культур народов Советского Союза, особое значение придавалось пропаганде пролетарского интернационализма. Рассчитывая привлечь творческую интеллигенцию к участию в социалистическом строительстве, партия коммунистов и советская власть выработали систему, с одной стороны, поощрения и поддержки лояльных деятелей культуры, а с другой - ограничения и давления, вплоть до травли и физического уничтожения, тех, кто не желал поступиться своими убеждениями, был чужд партийной идеологии. С середины 1930-х годов востребованным оказалось классическое наследие русской и мировой культуры, особенно в той части, где содержалась критика феодального или буржуазного строя. Стал приветствоваться патриотический настрой в творчестве писателей, драматургов, артистов, композиторов. В то же время были искусственно ограничены прежние связи между отечественной и зарубежной культурой, которая подразделялась на «прогрессивную» и «реакционную» в зависимости от отношения тех или иных иностранных мастеров к СССР. Советские читатели и зрители не имели доступа к произведениям «реакционеров», среди которых было немало выдающихся деятелей культуры, а также оказавшихся в эмиграции или репрессированных на родине русских писателей.

Значительные перемены произошли в сфере повседневной жизни. Строились дома-коммуны, фабрики-кухни, вводились коллективные формы общественно полезного неоплачиваемого труда (субботники, воскресники). Создавались сети домов отдыха, санаториев и профилакториев. Юношество вовлекалось в различного рода кружки при домах пионеров и учебных заведениях. Широко распространялась художественная самодеятельность. Физическая культура и спорт, рассматривавшиеся властью не только с точки зрения физического оздоровления и военной подготовки молодёжи, но и как средство сплочения «рабочих и крестьянских масс» вокруг тех или иных партийных, советских или профессиональных организаций, были включены в план деятельности профсоюзов, комсомола, армии, школы, органов здравоохранения, стали играть большую роль в жизни советских людей (создавались массовые спортивные общества, строились стадионы, организовывались спортивные секции для молодёжи). Сформировалась система военно-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Основные задачи советского руководства по революционному преобразованию культуры были решены к концу 1930-х годов. Сложилась новая культура, в основе которой лежала единая официально принятая обязательная идеология. Культурная революция, осуществлявшаяся на фоне значительного роста городского населения, внесла принципиальные изменения в условия и образ жизни, быт трудящихся, прежде всего рабочих и государственных служащих, которые заняли устойчивое и обеспеченное место в обществе, получили доступ к образованию и социальному продвижению, приняли массовую советскую культуру. К 1940 существенно выросли тиражи выпускаемых книг и газет, увеличилось количество массовых библиотек и киноустановок. Государство устанавливало низкие цены («дешевле табака и хлеба», по словам поэта Б. А. Слуцкого) на книги, газеты, билеты в кино, музеи, театры и др.

Опыт, вынесенный из культурной революции, оказался востребован советским руководством и в дальнейшем, он был также распространён правящими коммунистическими партиями в других социалистических странах.

Лит.: Великая Октябрьская социалистическая революция и становление советской культуры, 1917-1927. М., 1985; Советская культура в реконструктивный период, 1928-1941. М., 1988; Максименков Л. В. Сумбур вместо музыки: Сталинская культурная революция, 1936-1938. М., 1997; Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине, 1917-1932. М., 1998; Манин В. С. Искусство в резервации: Художественная жизнь России 1917-1941 г. М., 1999; Плаггенборг Шт. Революция и культура: Культурные ориентиры в период между Октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб., 2000; Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. История русской культуры. М., 2002. Ч. 2.

«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ» 1966-76 годов, идейно-политическая кампания, развёрнутая Мао Цзэдуном под лозунгом борьбы с «ревизионизмом» и «остатками буржуазии в партии, правительстве и армии». Преследовала цель устранить политическую оппозицию Мао Цзэдуну и установить режим его личной власти (подробнее смотри в статье Китай, раздел Исторический очерк). 6-й пленум ЦК Коммунистической партии Китая 11-го созыва (1981) квалифицировал «Культурную революцию» как «смуту», возникшую «по вине руководителя».

Лит.: The Cultural revolution in China / Ed. Т. W. Robinson. , 1971; The Cultural revolution in the provinces. Camb., 1971; Lee Hong Yung. The politics of the Chinese Cultural revolution: а case study. Berk., 1978; Усов В. Н. К вопросу об оценке маоистской «культурной революции» // Вопросы истории. 1982. №2; он же. Культурная революция в Китае // Китай: история в лицах и событиях. М., 1991; он же. История КНР. М., 2006. Т. 1-2; Гао Гао, Янь Цзяци. История десяти лет «великой культурной революции». Тяньцзинь, 1986 (на китайском языке); Ван Няньи. Эпоха великих потрясений. Хэнань, 1989 (на китайском языке); Маомао. Мой отец Дэн Сяопин в годы «культурной революции». М., 2003; Тайные известия беспокойных лет: Люди, умершие и посаженные в тюрьмы в период «великой культурной революции». Хух-Хото, 2003 (на китайском языке).