Придаточное сопутствующего действия русский язык. Придаточное предложение в русском языке


В русском языке представлен еще один тип придаточных предложений, не нашедший отражения ни в одном из учебных комплексов. Это придаточные присоединительные. Их особенность заключается в том, что они не эквивалентны ни одному из членов предложения, к ним не может быть поставлен вопрос от главной части, что является причиной их выделения в отдельную группу.
Средства связи придаточной части с главной в этом типе придаточного - союзные слова что (в форме любого падежа с предлогом или без него), отчего, почему, зачем, вмещающие в себя содержание главной части; средства связи в ПП присоединительных могут быть заменены для диагностики на местоимение это:
И каждый раз в течение семи лет старик хватался за сердце, что (= это) очень всех потешало (И. Ильф и Е. Петров) - средство связи - союзное слово что, являющееся подлежащим.
Я здоров, чего (= этого) и вам желаю - средство связи - союзное слово чего, являющееся дополнением.
Он опаздывал, отчего (= от этого) мы не могли начать представление вовремя - средство связи - союзное слово отчего, являющееся обстоятельством.
Представим информацию о типах придаточных предложений в виде сводной таблицы. При перечислении средств связи жирным шрифтом выделены основные союзы и союзные слова, использующиеся в данных типах придаточных. При определении типа придаточного неосновные средства связи могут быть заменены на основные.
Типы придаточных предложений в русском языке
тип прида-
точного вопрос связь присловная / неприсловн. средства связи указа-
тельные слова в ГП пример
союзы союзные слова
1. опреде-
лительное какой? сущ. или мест. в главной части
который, какой, чей, когда, где, куда, откуда, что такой, тот Тот дом, к которому мы шли, стоял на горе. Дом, что стоял на горе, был хорошо виден.
2. изъясни-
тельное падеж-
ные вопросы глагол, пред. наречие, сущ. со знач. речи, мысли, чувства что, как, будто, как будто, как бы, как бы не, чтобы, чтобы не, ли, не... ли, ли... или, то ли... то ли что, кто, как, какой, почему, где, куда, откуда, насколько то (во всех формах) Известие о том, что я приеду, его не обрадовало. Я не знаю, как ему об этом сказать. Надо, чтобы он пришел.
3. времени когда, как долго, с каких пор, до каких пор? - когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг когда (если относится к тогда или др. наречию со знач. времени в главной части) тогда Когда она выходила из гостиной, в дверь позвонили.
4. места где, куда, откуда? мест. (см. указательные слова), наречие где, куда, откуда там, туда, оттуда Я был там, где никто из вас не был. Пойду, куда глаза глядят.
5. причины почему, отчего? - потому что, оттого что, так как, ибо, благо, благодаря тому что, поскольку, тем более что Я очень нервничал, так как был не до конца готов к ответу.
6. следствия каково след-
ствие? - так что Было холодно, так что из дома мы не выходили.
7. условия при каком условии?
-
если (...то / так / тогда), когда (=если), коли, коль скоро, раз, в случае если Если ты не позвонишь, я буду волноваться.
8. цели зачем, с какой целью? - чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы, лишь бы только затем Они пришли, чтобы проститься.
9. уступки несмотря не что, вопреки чему? - хотя (хоть), несмотря на то что, даром что, пусть, пускай что (бы) ни, кто (бы) ни, какой (бы) ни, сколько (бы) ни, как (бы) ни, где (бы) ни, куда (бы) ни Хотя я болел, но задание выполнил. Как я ни стремился домой, поехать туда мне не удалось.
10. срав-
нения как что, подобно чему? - как, будто, словно, точно, подобно тому как, так же как, как будто, как бы, будто бы, словно бы, как будто бы так Листья зеленеют, словно их кто-то вымыл. Было так тихо, как бывает только в осеннем лесу.
11. меры и степени в какой мере, степени? мест. (см. указательные слова), наречие что, чтобы, любой сравнительный союз насколько, сколько так, такой, настолько, (не) столько Было так тихо, что становилось не по себе. Мы поднялись на такую высоту, что захватывало дух.
12. образа действия как, каким образом? так как так Я всё сделал так, как ты мне сказал.
13. присое-
динитель-
ное - - что (в любой падежной форме), отчего, почему, зачем Отец долго не приезжал, что всех беспокоило. Я здоров, чего и вам желаю.
Сложноподчиненное предложение с двумя или несколькими придаточным
В СПП с двумя и более придаточными возможны следующие способы связи этих частей друг с другом:
1) последовательное подчинение: соединение частей в составе СПП представляет собой цепочку, то есть главной части подчиняется придаточная (придаточная часть первой степени), от которой в свою очередь зависит следующая придаточная часть (придаточная часть второй степени), и т. д. При таком соединении каждая придаточная часть становится главной по отношению к последующей, но исходной главной частью остаётся только одна:
Я понял 1/, как непросто на самом деле то 2/, что мне предстоит сделать 3/.
Линейная схема приведённого выше предложения выглядит следующим образом:
Вот как выглядит вертикальная (иерархическая) схема того же предложения:
2) параллельное подчинение:
а) к одной главной части относятся разнотипные придаточные:
Когда учитель отвернулся 1/, Александр наклонился 2/, чтобы поднять записку3.
Линейная схема:
Иерархическая схема:
б) присловные придаточные одного типа относятся к разным членам предложения главной части:
Я понял всё не в ту минуту 1/, когда она мне отказала 2/, а в ту минуту 1/, когда она на меня посмотрела 3.
Линейная схема:
Иерархическая схема:
3) однородное подчинение: придаточные предложения являются однотипными и относятся или к одному и тому же члену главного предложения, или ко всему главному предложению в целом (их также называют соподчинёнными придаточными). Между собой однородные придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью (интонационно):
Я так и не понял 1/, в каком случае надо звонить 2/ и что надо сказать3.
Линейная схема:
Иерархическая схема:
В СПП с несколькими придаточными могут быть представлены комбинации указанных способов подчинения, например:
Когда я пробовал разогнать этот мрак 1/, то она доходила до таких страданий 2/, что мое сердце никогда не заживет 3/, пока я буду помнить об этом ужасном времени 4/ (Ф. М. Достоевский).
Линейная схема:
Иерархическая схема:
СПП с параллельным ( - 1, 3) и последовательным ( - 3 - 4) подчинением.

Русский язык традиционно считается одним из самых сложных. Иностранцы, пытаясь его освоить, приходят в изумление от огромного количества правил и форм образования текста.

В русском языке предложения могут быть нескольких типов. Среди них можно выделить:

1. Простые предложения. В них представлено лишь одно действующее лицо, т.е. синтаксическая связь установлена между одной парой подлежащего и сказуемого. Они могут быть двусоставными (есть и подлежащее, и сказуемое) и односоставными (только один главный

2. Они, в зависимости от связи составных частей, делятся на сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные. Если говорить в общем, то это предложения, которые состоят из нескольких простых, соединенных союзами и логическими связями.

Наиболее сложными представляются сложноподчиненные предложения. Существуют разные типы придаточных элементов в зависимости от логической совместимости предложения. Зачастую они отделяются знаками препинания и могут размещаться в любой части предложения.

Типы придаточных частей

Очень много разных вариаций построения предложений. При этом используются всевозможные приемы и методы. Среди основных можно выделить следующие типы придаточных частей предложений.

Определительная часть

Отвечает на вопрос «какой?». Образуется при помощи соединительных слов "тот", "который", "чей", "когда", "откуда", "что". Пример:

Мой сын - умный и симпатичный парень (какой?), который любит гулять по крыше.

Изъяснительная часть

Используются Подчинение придаточных предложений осуществляется при помощи вспомогательных слов "что", "как", "как будто", "чтобы". Пример:

Несмотря на свою вспыльчивость и агрессивность, она с нетерпением ждала, что родители простят ей такое поведение.

Придаточное времени

Вопросы «когда?», «как долго?», «до каких пор?» и прочие. Образуется при помощи слов "тогда", "как только", "с тех пор как". Пример:

Все мои несчастья начались, как только я окончил университет и принял приглашение от странного и загадочного мистера Вольфера Вон Дюбершира.

Придаточное места

Подчиненная связь образуется при помощи слов "где", "откуда", "куда" и соответствующих вопросов. Пример:

Как же хочется вернуться в где никто не осудит за не начищенную до идеального блеска обувь.

Придаточные причины. Основные слова: "потому что", "так как", "оттого что" и другие. Отвечает на вопросы «почему?» и «отчего?».

Мой брат уже не выглядел таким обеспокоенным и нервным, потому что его проблемы решило появление прекрасной леди в синем комбинезоне.

Типы подчинения придаточных предложений

Зачастую типы придаточных со стороны подчинения рассматривают в зависимости от их связи в предложении. Так, можно выделить:

Подчиняется главному и расположено непосредственно за ним, а последующие подчиняются предыдущему;

Параллельное подчинение: все придаточные части подчинены главному предложению, но разным его словам;

Неоднородное подчинение: имеют отношение к одному слову, но имеют разные типы придаточных, т.е. отвечают на разные вопросы;

Подчиняются одному и тому же слову в главном предложении;

Комбинированное подчинение: совокупность нескольких типов.

Как мы видим, русский язык имеет огромное количество типов предложений и связей между ними, из-за чего могут возникнуть трудности не только в грамотном составлении фразы, но также и в ее понимании. Это объясняет сложность обучения иностранцев всем аспектам русской речи.

1. Вопросы: придаточные следствия отвечают на вопрос что из этого следует?

2. Средства связи: придаточные следствия прикрепляются к главному предложению при помощи союза так что .

3. Место в предложении: придаточные следствия стоят после главного предложения.

Снег становился всё белее и ярче , так что ломило глаза, глядя на него (Л. Толстой).

, (так что - союз).

Обратите внимание!

1) Так что - единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.

2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.

Ср.: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен - придаточное следствия с союзом так что ; Он оделся так , что мороз ему не страшен - придаточное образа действия и степени, так - указательное слово в главном предложении, что - подчинительный союз в придаточном.

Примечание. В ряде пособий выделяются также придаточные присоединительные :

1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?

2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему .

3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).

Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.

    Например:

    Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.

    Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.

    для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.

В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это ; отчего → оттого ; зачем → затем .

Cр.: Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу. - Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для этого идёт по берегу ).

План разбора сложноподчинённого предложения

  1. Указать тип сложного предложения (сложноподчинённое предложение).
  2. Назвать главное предложение и придаточное предложение (выделить грамматические основы).
  3. Указать, к чему относится придаточное предложение (ко всему главному предложению или к одному слову в главном предложении).
  4. Определить тип придаточного предложения.
  5. Указать средства связи: союз или союзное слово; указательное слово (если оно есть в главном предложении).
  6. Указать место придаточного предложения по отношению к главному предложению.
  7. Построить схему сложноподчинённого предложения.

Образец разбора

Молодые люди так потрясены этой встречей, что некоторое время молчат , глядя на нас (Гинзбург).

Предложение сложноподчинённое, состоит из двух простых. Главное предложение: Молодые люди так потрясены этой встречей , грамматическая основа - молодые люди потрясены . Придаточное предложение: что некоторое время молчат , глядя на нас ; грамматическая основа - молчат , опущено подлежащее молодые люди . Придаточное относится к сказуемому потрясены , выраженному кратким причастием. Придаточное образа действия и степени. Средства связи - союз что и указательное слово так (в главном предложении). Придаточное предложение стоит после главного.

[кр. прич. + указ. сл.], (что - союз).
образа действия и степени

Мир синтаксиса неисчерпаем: как в лексике, в нем есть синонимы, только это синтаксические синонимы. Как и в морфологии, в нем необходимо знать части речи, чтобы определить слово, к которому прикрепляется придаточное. На уроке вы отработаете навык нахождения придаточного присоединительного. Научитесь находить синтаксические синонимы к нему. Рассмотрите, чем отличается придаточное присоединительное от других придаточных с похожими союзами и союзными словами; узнаете о переходе некоторых придаточных присоединительных в устойчивые словосочетания

Придаточные присоединительные - это предложения, которые содержат попутное, добавочное сообщение.

Они прикрепляются к главному при помощи союзных слов что, почему, отчего, зачем, вследствие чего и др., относятся ко всему главному. К ним нельзя задать вопрос, но можно подобрать синонимичные сложносочиненные предложения:

что должно было поднять настроение маме . - СПП с придаточным присоединительным. - Дети старательно убирали игрушки, и это должно было поднять настроение маме. - Сложносочиненное предложение.

Придаточные присоединительные, как правило, стоят после главного (иногда в середине главного).Некоторые присоединительные придаточные превратились в устойчивые обороты: что и следовало ожидать; что и требовалось доказать; с чем вас и поздравляю.

Список литератур ы

  1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: «Дрофа», 2011.

Домашнее задание

  1. Можно ли задать вопрос к придаточному присоединительному?
  2. Как придаточные присоединительные присоединяются к главному?
  3. Каково место придаточного присоединительного по отношению к главному?
  4. Какую информацию вносит придаточное присоединительное в предложение?

Упражнение 1. Найдите СПП с придаточным присоединительным, замените его ССП.

1. Надо было ехать в гости, чего Лене совсем не хотелось. 2. Он говорил о том, что волновало его. 3.Дети старательно убирали в комнате, что должно было поднять настроение маме. 4. Ребята пошли в лес, где всегда было много грибов. 3.Ребята пошли в лес, где и заночевали. 5. События, которые последовали далее, были вполне ожидаемы.4. Поезд, что и следовало ожидать, задерживался.

Упражнение 2. Выделите грамматические основы, расставьте знаки препинания, подчеркните союзные слова как члены предложения.

1. Обе девицы надели желтые и красные башмаки что бывало у них только в торжественные случаи. (А. Пушкин.) 2. Он вежливо поклонился Чичикову на что последний ответил тем же. (Н. Гоголь.) 3. Мы усердно готовились к экзаменам вследствие чего получили высокие баллы. 4. Вы успешно справились с контрольной с чем вас и поздравляю. 5. Он много читал отчего и поражал всех глубокими знаниями. 6. На экскурсии мы увидели и узнали много нового и интересного зачем и поехали на нее.

Упражнение 3. Найдите СПП с придаточными присоединительными, объясните правописание омонимичных частей речи.

1. В следствии по делу Петрова обнаружен недостаток фактов. 2. Вследствие плохой погоды мы не пошли гулять. 3. Был сильный мороз, вследствие чего в школе отменили занятия. 4. Отчего так плачет Варя? 5. От чего мы должны отказаться, чтобы найти верный путь решения проблемы? 6. Мы отказались от долгих прогулок, отчего появилось время для дополнительных занятий. 7. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной вступил он в этот свет завистливый и душный... (М. Лермонтов.) 8. Человек должен творить добро, зачем и приходит в этот мир. 9. Бабушка забыла, за чем она пошла в комнату.

Придаточное предложение - синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово.

Например: Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время , очень трудно (Короленко). Используемый в учебной практике термин “придаточное предложение” обычно заменяется в теоретических работах термином “придаточная часть” (соответственно вместо “главное предложение” - “главная часть”); тем самым избегается употребление одного и того же термина “предложение” применительно ко всему целому и к отдельным составляющим его частям, а также подчеркивается взаимосвязанность структурных частей сложноподчиненного предложения.

Придаточное предложение может быть связано с отдельным словом (группой слов) главного предложения, выполняя функцию распространения или пояснения этих членов.

Например: Ей снится, будто бы она идет по снеговой поляне (Пушкин) (придаточное предложение распространяет сказуемое главного предложения снится). Его натура была одна из тех, которым для хорошего дела необходима публика (Л. Толстой) (придаточное предложение поясняет группу слов одна из тех).

В других случаях придаточное предложение соотносится со всем составом главного предложения.

Например: Если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания (Горький) (придаточное предложение относится к главному в целом).

Придаточное предложение может разъяснять слово в главном, не являющееся членом предложения.

Например: Расти, страна, где волею единой народы все слились в один народ! (Лебедев-Кумач) придаточное предложение относится к слову-обращению страна).

Придаточное предложение может относиться к двум главным предложениям в целом.

Например: Уже совсем рассвело и народ стал подниматься, когда я вернулся в свою комнату (Л. Толстой).

Классификация видов придаточных предложений

В школьных учебниках представлено два типа классификаций придаточных предложений.

В комплексах Т.А. Ладыженской и М.М. Разумовской придаточные делятся на три группы: определительные , изъяснительные и обстоятельственные ; последние подразделяются на подгруппы.

В комплексе В.В. Бабайцевой придаточные делятся на подлежащные , сказуемные , определительные , дополнительные и обстоятельственные в зависимости от того, какой член предложения замещен придаточным предложением (для определения типа придаточного используются вопросы, задаваемые к различным членам предложения).

Поскольку более распространенной в практике школьного и довузовского преподавания является классификация, принятая в комплексах Т.А. Ладыженской и М.М. Разумовской, обратимся именно к ней.

Представим информацию о видах придаточных предложений в виде сводной таблицы.

Виды придаточных предложений

1. Определительные (в том числе местоименно-определительные) Отвечают на вопросы какой? чей? кто именно? что именно? и относятся к существительному или местоимению в главной части; присоединяются чаще всего при помощи союзных слов какой, который, чей, где и др. и союзов что, чтобы, будто и др.
Родные места, где я вырос , навсегда останутся в моем сердце; Тот, кто ничего не делает , ничего не достигнет; Она посмотрела с таким видом, что все замолчали .
2. Изъяснительные Отвечают на вопросы косвенных падежей и относятся обычно к сказуемому в главной части; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, будто, ли, если бы и др. и союзных слов где, куда, сколько, который и др. Скоро я понял, что заблудился ; Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью .
3. Обстоятельственные:
образа действия, меры и степени Отвечают на вопросы как? каким образом? в какой мере? в какой степени? насколько? и относятся обычно к одному слову в главном предложении; присоединяются при помощи союзов что, чтобы, словно, точно и союзных слов как, насколько, сколько. Мы так устали, что не могли идти дальше .
времени
Отвечают на вопросы когда? с какого времени? до какого времени? как долго? когда, пока, как, в то время как, по мере того как, покамест, покуда, после того как, едва, с тех пор как, лишь, чуть, прежде чем, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, раньше чем, перед тем как. Пока дождь не прекратится , придется сидеть дома.
места Отвечают на вопросы где? куда? откуда? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзных слов где, куда, откуда. На фольклорную практику едут туда, где еще живы народные традиции песни, сказа.
цели Отвечают на вопросы зачем? с какой целью? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, да, только бы. Чтобы не заблудиться , мы вышли на тропинку.
причины Отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, затем что, так как, ибо, благо, поскольку, в связи с тем что, тем более что. Оттого что свеча горела слабо , в комнате было почти темно.
условия Отвечают на вопрос при каком условии? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов если, ежели, когда, коли, кабы, как, раз, как скоро, ли... ли. Если в течение суток погода не улучшится , поход придется перенести.
уступки
Отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть и сочетания местоименных слов с частицей ни как ни, куда ни, сколько ни, где ни . Несмотря на то что было уже далеко за полноч ь, гости не расходились; Как ни гни дерево , оно все вверх растет.
сравнения
Отвечают на вопросы как что? как кто? чем что? чем кто? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союзов как, подобно тому как, словно, будто, точно, как будто, как если бы, что.
Ветви березы тянутся к солнцу, как будто протягивают ему свои руки .
следствия Отвечают на вопросы вследствие чего что произошло? что из этого следует? и относятся обычно ко всему главному предложению; присоединяются при помощи союза так что. Лето было не очень жаркое, так что урожай грибов должен быть хорошим .

Придаточные изъяснительные могут присоединяться к главному при помощи частицы ли , употребленной в значении союза.

Например: Он не знал, придет ли завтра. Союз-частица ли может служить для передачи косвенного вопроса: Они спросили, поедем ли мы с ними.

ЗАПОМНИТЕ: главным для определения типа придаточных предложений является смысловой вопрос.

Союзы и союзные слова могут вносить в сложноподчинённое предложение дополнительные оттенки значения.

Например: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок. Это сложноподчиненное предложение с придаточным определительным , имеющим дополнительный пространственный оттенок значения.

В русском языке выделяется группа сложноподчинённых предложений, придаточные части которых нельзя назвать ни определительными, ни изъяснительными, ни обстоятельственными. Это сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными .

Такие придаточные содержат дополнительное, попутное, добавочное сообщение к содержанию главной части сложноподчинённого предложения. В этом смысле такие придаточные часто приближаются по значению к вставным конструкциям.

Средством связи в них служат союзные слова что, отчего, зачем, почему, вследствие чего и др., которые как бы повторяют в обобщённой форме содержание главной части.

Например: Враги его, друзья его, что, может быть, одно и то же , его честили так и сяк. (А. Пушкин) Ямщику вздумалось ехать рекою, что должно было сократить наги путь тремя вёрстами. (А. Пушкин)
К присоединительным придаточным нельзя поставить вопрос, так как в главной части сложноподчинённого предложения нет слова, словосочетания, которые бы требовали наличия придаточной части.

Алгоритм определения вида придаточного предложения

1. Определите главную часть сложноподчинённого предложения.

2. Определите опорное слово в главной части (если оно есть).

3. Задайте вопрос от главной части к придаточному предложению:

б) от сказуемого в главной части;

в) от существительного или местоимения в главной части;

г) невозможно задать вопрос к придаточному (при присоединительных и сопоставительных).

4. Укажите средства связи в придаточной части (союзы или союзные слова).

5. Назовите вид придаточного предложения.