Придумайте фабулу научно фантастической новеллы запах мысли. V

После смерти Чехова Л. Н. Толстой ска­зал: «Достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всяко­му русскому, но и всякому человеку вооб­ще. А это главное». Действительно, пред­метом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутрен­ний мир человека. Но художественные ме­тоды, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писате­ли, различны.

Чехов по праву считается мастером ко­роткого рассказа, новеллы-миниатюры. В течение долгих лет работы в юморис­тических журналах писателю пришлось оттачивать мастерство рассказчика: в не­большой объем втискивать максимум со­держания. В маленьком рассказе невоз­можны пространные описания, внутрен­ние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку.

Давайте посмотрим, как буквально одна фраза может сказать все о человеке. Вспомним маленький юмористический рассказ «Смерть чиновника», главный ге­рой которого многими своими чертами на­поминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина. В театре, случайно чихнув, чиновник Червяков обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так сразило его, что он постоянно ходит и извиняется перед Бризжаловым. Генерал, человек не злой, сначала благосклонно принимает из­винения Червякова, но в конце, доведен­ный до исступления его назойливостью, выгоняет его вон. Червяков, не понимая, почему Бризжалов так раздражен, думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. В последней фразе дано прак­тически объяснение всему: «Придя ма­шинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван и... помер». Герой умира­ет, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил че­ловека.

Анна Сергеевна, героиня рассказа «Да­ма с собачкой», приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обста­новку своего дома и общества мужа, чело­века, которого она не любила и не уважа­ла. В определенном смысле она была под­готовлена к роману с Гуровым, которого она воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душного мира, откуда она пытается бежать, в рас­сказе является лорнетка: перед встречей с Гуровым Анна Сергеевна теряет ее, то есть это начало попытки «бегства». Позже в театре города С. Гуров увидел ее вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках - попытка «бегства» не удалась.

Беликов, «человек в футляре», в проти­воположность Анне Сергеевне не пытает­ся как-то изменить течение своей жизни, разнообразить ее, потому что в любом многообразии, в разрешении себе чего-то нового скрыта для него неопределен­ность. Окружающий мир вызывал у него непреодолимое стремление окружить се­бя «оболочкой», «футляром», чтобы защи­титься. Отсюда и чехлы и футлярчики, в которые были упакованы все его вещи. Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, потому-то после его смерти его лицо приняло простое, прият­ное, даже веселое выражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда вы­ходить.

В рассказе «Душечка» Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой, в не­скольких местах повторяет, что жила она хорошо и счастливо. Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь «ду­шечки» не казалась автору столь уж до­стойной восхищения и подражания. Геро­иня не имеет ни собственных желаний, ни мыслей. В последней части рассказа, повествующей об отношении «душечки» к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо, имея, может быть, в виду то, что наконец его нашла?

Оленька Племянникова в чем-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа «Попрыгунья». У нее та же зависимость от чужого мнения. Но если «душечка» не бы­ла чересчур привередлива в своих зна­комствах, то для Ольги Ивановны цен­ность представляли только знаменитости и прочие необыкновенные люди, к кото­рым она причисляла и себя.

В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни одной «лишней» де­тали. Например, в пьесе «Три сестры» На­таша впервые появляется на сцене в крас­ном платье с зеленым пояском - деталь, говорящая о полном отсутствии вкуса, го­ворящая о душевных качествах героини больше, чем развернутая характеристика. Чехов считает, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье, то в конце оно должно обязательно выстрелить. Так, использование детали важно и в «Вишне­вом саде». Вспомним «многоуважаемый шкаф», звук лопнувшей струны как раз пе­ред продажей вишневого сада, стук топо­ров в конце пьесы. Все они несут обяза­тельную смысловую нагрузку и важны для раскрытия как характеров персонажей, так и для самого действия пьесы.

Закончился XX век, человечество вступило в третье тысячелетие. Но Чехов остается для нас одним из самых бесспорных худо­жественных и моральных авторитетов.

Урок в 7 классе Р.Шекли «Запах мысли».
Учитель: Лунин И.И. МОУ лицей с.Долгоруково Липецкая область.
Цель: знакомство с творчеством Роберта Шекли; рассмотреть особенность мировосприятия писателя; развитие представления учащихся о жанре фантастики в мировой литературе; формирование интереса к произведениям художественной литературы; развитие культуры чтения школьников; развитие навыков анализа текста; воспитание творческого читателя.Оборудование: выставка книг Р.Шекли, презентация, портрет писателя; выставка книг фантастического жанра, мультимедиаоборудование.
Ход урока.

    Оргмомент.
- Знакомы ли вы с произведениями в жанре фантастики? - Какие произведения этого жанра вы читали? - Какие из них вам понравились? - Можете ли вы назвать известных русских и иностранных писателей-фантастов? - Знакомы ли вы с произведениями в жанре фэнтэзи?
    Знакомство c биографией писателя.
1. Слово учителя. Фантастику надо уметь читать. Современная фантастика включает многие поджанры. Главная ошибка состоит в том, что требования, закономерные для одного поджанра, предъявляют к другому поджанру. Например, о фантастико-приключенческой книге говорят, что она "не научна", а прогностическую фантастику ("Туманность Андромеды") упрекают в недостаточной художественности и т.д. Каждое НФ-произведение надо оценивать по законам того поджанра, к которому оно относится. Если в книге фантастические приключения - нужно требовать остроты, напряженности сюжета, но никак не научности. Прогностическая фантастика должна быть сильна именно научностью, обоснованностью. Логикой прогнозов. Сатирическая фантастика ценна силой сатиры и имеет право на любые ненаучные допущения. И т.д. Хорошо рассказано о поджанрах фантастики в книге Г.И. Гуревича "Беседы о научной фантастике"
2. Чтение статьи в учебнике. -Как можно определить жанр фэнтэзи?-Что же там больше науки или волшебства?-В каком жанре пишет Роберт Шекли?-Какие вопросы волнуют писателя?-Каким видит человека в своих произведениях Шекли?
3. Биография писателя (презентация) (запись плана в тетрадь)
Роберт Шекли (16 июля 1928 - 9 декабря 2005) - американский писатель, автор множества философско-сатирических рассказов и нескольких романов. Родился в Бруклине (Нью-Йорк) и вырос в Нью-Джерси. В детстве он был очарован произведениями Рэя Бредбери, Теодора Старджона и Генри Каттнера После окончания школы проходил армейскую службу в Корее (с 1946 по 1948 годы), затем учился в Нью-Йоркском университете, специализируясь в гуманитарных дисциплинах. Он также прослушал факультативный курс литературного творчества у Ирвина Шоу. По окончании университета работал на металлургическом заводе. Начиная с 1951 года Шекли стал предлагать свои рассказы во многие научно-фантастические журналы, выпустив за последующие несколько лет сотни произведений. В этот же период Шекли написал также 15 эпизодов для телесериала «Капитан Видео» и 60 пятиминутных новелл цикла «По ту сторону зеленой дверик. Рассказы Шекли составили авторские сборники «Где не ступала нога человека» 1954), «Гражданин в космосе» (1955), «Паломничество на Землю» (1957), «Идеи: Без ограничений» (1960), «Лавка бесконечности» (1960), «Осколки космоса» (, 1963), «Ловушка на человека» (1967), «Чувствуешь что-нибудь, когда я делаю вот так?» (1971), «Робот, который был похож на меня» (1978), «Удивительный мир Роберта Шекли» (1979) и другие. Рассказы Шекли отличает парадоксальный взгляд, позволяющий представить, казалось бы, самые обычные обстоятельства с необычной стороны и благодаря этому ярко показать человеческий или социальный тип. Одним из основных интересов Шекли всегда было социальное поведение конкретного человека, его стереотипы, которые писатель высмеивал безжалостно и ярко. Эти же черты ярко проявились и впоследствии, когда писатель начал работать и в крупной форме. Это позволило Шекли делать более серьезный и углубленный художественный анализ социального поведения человека, сохранив при этом иронические и сатирические интонации. Его первый роман "Корпорация «Бессмертие»" 1958), рассказывающий о человеке, который был реанимирован в отдаленном будущем в чужом теле, стал сюжетной основной поставленного в 1992 фильма «Беглец»). Также по его произведениям сняты художественные фильмы «Десятая жертва» (1965), «Побег с Адского Острова» (1963), «Цена риска» (1983) и другие. Хотя произведения Шекли и публиковались постоянно, но его известность на родине никогда не была особенно широка - возможно, сюрреалистические сюжеты рассказов, самоирония автора и его несвязанность обычными приемами научной фантастики затрудняли их восприятие массовым читателем. Однако удивительным образом эти же произведения, опубликованные на русском языке, мгновенно сделали Шекли одним из самых читаемых и любимых в СССР зарубежных писателей-фантастов - его популярность вполне могла соперничать с популярностью Станислава Лема. Из его творчества, помимо рассказов, наиболее известны романы "Корпорация «Бессмертие»" (1958), «Цивилизация Статуса» (1960) и «Путешествие в послезавтра» (другой перевод названия - «Хождение Джоэниса», 1962), повести «Обмен разумов», «Координаты чудес») и «Билет на планету Транай» . Совместно с Роджером Желязны им была написана серия из трех книг «Принеси мне голову прекрасного принца» , «Если с Фаустом вам не повезло» и «Пьеса должна продолжаться». Им написаны также три юмористических детективных романа о частном сыщике Бобе Дракониане: "Детективное агентство «Альтернатива»" , «Между Сциллой и Харибдой» и «Сома-блюз». Роберт Шекли также работал над сценарием компьютерной игры «Netrunner». Всего за свою жизнь Роберт Шекли написал около 65 книг. В 1991 году Роберт Шекли был отмечен наградой имени Даниэля Галана за вклад в жанр научной фантастики. В 1998 в Санкт-Петербурге ему была вручена премия «Странник» за вклад в области юмора и научной фантастики. В последний период жизни Роберт Шекли был женат на писательнице Гэйл Дана и жил в Портленде, штат Орегон. Иногда приезжал в Россию, поскольку там находились основные его читатели. Кстати, гонорары из России, где Роберта всегда помнили, ценили и переиздают, составляли в конце жизни основную часть его скромных доходов. Весной 2005 во время визита на Украину на фан-конвент «Портал» Шекли попал в украинскую больницу без медицинской страховки. Денег на лечение у бедного в прямом смысле Шекли не было. В результате немалые украинские больничные счета оплатили поклонники творчества мастера из СНГ. Роберт Шекли скончался 9 декабря 2005 года в Покипси, штат Нью-Йорк, от последствий инсульта.

III. Комментированное чтение рассказа. (словарная работа с незнакомыми словами, понятиями)
1 . Анализ рассказа «Запах мысли».
В рассказах Роберта Шекли "Запах мысли" космонавт совершает вынужденную посадку на неисследованной планете. Происходит встреча с хищниками, похожими на волков. У этих "волков" (как и у других животных на планете) нет обычных органов чувств: они слепы, глухи, не чувствуют запаха. Космонавту кажется, что он в безопасности, однако "волки" уверенно преследуют безоружного человека, улавливая его мысли. Мир животных-"телепатов" - сам по себе блестящая находка, но Шекли идет дальше, последовательно моделируя поведение человека, которому нужно уцелеть в этом мире. Герой рассказа начинает представлять себя деревом, и "волки" прекращают погоню. Однако к "дереву" слетаются птицы, вновь возникает конфликтная ситуация...
2. Беседа по вопросам: - Где разворачивается действие рассказа? (В космосе на неизведанной планете)- Кто является главным героем произведения? (Космонавт Кливи)- С какой проблемой неожиданно сталкивается потерпевший аварию космонавт? (с необычным внеземным разумом – животными-телепатами и т.д.)- Что в рассказе противопоставлено человеческому интеллекту?- В чем особенность этой творческой находки писателя?- Какими качествами автор наделяет своего героя? Почему именно такими качествами?- Верит ли автор в человеческий разум? Докажите примерами из рассказа.- Какие вопросы нравственного характера поднимает в своем рассказе Р.Шекли?- Почему для выражения своих исканий, своих размышлений писатель выбрал жанр фантастики?- Что в рассказе писателя фантастического, а что – из реального мира?
3. Беседа по вопросам учебника.
4.Творческое задание. Определите художественные приемы, которые помогают автору создать образ.
IV. Подведение итогов урока.
Каждый рассказ Шекли - это новый шедевр литературы. Острый, необычный, очень емкий. И это произведение не является исключением. Рассказы Шекли отличает парадоксальный взгляд, позволяющий представить, казалось бы, самые обычные обстоятельства с необычной стороны и благодаря этому ярко показать человеческий или социальный тип. Шекли всегда волновал вопрос социального поведения конкретного человека, его стереотипы, которые писатель высмеивал безжалостно и ярко.
Роберта Шекли забыли. А ведь это - Классик! Именно так – писатель с большой буквы.Современная молодежь плохо знакома (а многие вообще не знакомы) с творчеством этого писателя.
V . Д/задание: подготовить сообщение о других писателях-фантастах; прочитать статью учебника; эссе «Мои размышления»

За долгие годы работы в юмористических журналах Чехов отточил мастерство рассказчика, научился в небольшой объем втискивать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны пространные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку.

Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема.

В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения,"как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Например, в рассказе “Ионыч” Чехов показывает деградацию главного героя Стар-цева, в частности, через портрет. В начале рассказа он “шел пешком не спеша... и все время напевал” песню. В конце произведения Ионыч “пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову”, “пухлый, красный”.

Здесь очень важна цветовая деталь: и Старцев, и его кучер - оба стали красными, и у читателя появляется к ним отвращение. В рассказе “Человек в футляре” при описании Беликова Чехов использует только бледные, серые тона. Этим писатель хочет подчеркнуть, что Беликов - неяркая, неинтересная личность.

Художественной деталью может быть не только цвет, но и запах . В рассказе “Ариадна” главной характеристикой героя является то, что от него пахло вареной говядиной.

Множество художественных деталей встречается в речи персонажей. Любая незначительная на первый взгляд фраза может иметь важное значение, тем более если она стоит в соответствующем обрамлении. Это можно снова проследить в рассказе “Ионыч”. После неудавшегося свидания Старцев думает не о Екатерине Ивановне, его мысли заняты совершенно другим: “Ох, не надо бы полнеть!” Или когда он ждал ее, а она долго не выходила, Старцев размышлял о приданом: “А приданого они дадут, должно быть, немало”. Эта деталь показывает начало деградации героя: его душа очерствела, он уже не был способен любить по-настоящему.

Писатель использует также прием усиления, зрительного укрупнения детали. Например, в новелле “В родном углу” при описании тети Даши первоначально мы узнаем, что она молодится и хочет нравиться мужчинам, затем, что она ходит мелкими шагами и что у нее вздрагивает спина. При этом у читателя возникает неприязненное отношение к ней. Потом нам становится известно, что служанки не выдерживают ее характер больше недели, что она безбожно штрафует мужиков. И, наконец, в конце появляется деталь, которая подытожила все сказанное ранее: Чехов замечает, что у нее деспотические руки. Эта деталь максимально метко определяет характер героини.

Чехов никогда не навязывал свое мнение читателю. С помощью художественной детали он оставлял читателю возможность домыслить образ, представить общую картину самостоятельно. Он никогда не отзывался плохо о своих героях. Если они ему не нравились, он показывал это с помощью детали. Например, в рассказе “Ионыч” речь Ивана Петровича Туркина насыщена якобы остроумными фразами. Он говорил: “Покорчило вас благодарю”. Эта деталь помогает читателю понять, что перед ним недалекий человек.

Среди других писателей А. П. Чехова выделяет необыкновенная наблюдательность. Глубокое знание жизни и людей помогало ему при помощи мелких подробностей, отдельных штрихов изображать правдиво, и ярко характер человека, предметы, природу. Поэтому художественная деталь имеет важное значение в творчестве Чехова. Он был очень строг в отборе подробностей, проверял все до мелочей - в его произведениях не может быть ничего случайного. Писатель говорил, что если в первом действии на стене висит ружье, то в конце оно обязательно должно выстрелить.

Жанр рассказа Чехов довел до совершенства. В маленьком произведении он мог передать большое количество информации, это было важно для писателя. Художественная деталь способствовала сокращению объема.

В своих произведениях Чехов опускал такие важные сведения, как родословная, биография героев. Основным средством характеристики был портрет, хотя он тоже не соответствовал привычному представлению. Это было не описание цвета волос, глаз и тому подобное, писатель выбирал две-три наиболее точные и меткие детали, и этого было достаточно для яркого представления образа в целом. Например, в рассказе «Ионыч» Чехов показывает деградацию главного героя Старцева, в частности, через портрет. В начале рассказа он «шел пешком не спеша... и все время напевал» песню. В конце произведения Ионыч «пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову», «пухлый, красный».

Здесь очень важна цветовая деталь: и Старцев, и его кучер - оба стали красными, и у читателя появляется к ним отвращение. В рассказе «Человек в футляре» при описании Беликова Чехов использует только бледные, серые тона. Этим писатель хочет подчеркнуть, что Беликов - неяркая, неинтересная личность.

Художественной деталью может быть не только цвет, но и запах. В рассказе «Ариадна» главной характеристикой героя является то, что от него пахло вареной говядиной.

Множество художественных деталей встречается в речи персонажей. Любая незначительная на первый взгляд фраза может иметь важное значение, тем более если она стоит в соответствующем обрамлении. Это можно снова проследить в рассказе «Ионыч». После неудавшегося свидания Старцев думает не о Екатерине Ивановне, его мысли заняты совершенно другим:»Ох, не надо бы полнеть!» Или когда он ждал ее, а она долго не выходила, Старцев размышлял о приданом: «А приданого они дадут, должно быть, немало». Эта деталь показывает начало деградации героя: его душа очерствела, он уже не был способен любить по-настоящему.

Вообще, художественная деталь всегда стоит в особом месте, специально подготовленном для нее: «Это был человек среднего роста, с пухлым лицом и маленькими глазами, бритый, и казалось, что усы у него были не бриты, а выщипаны» («О любви»).

Пейзаж у Чехова не богат разнообразными описаниями природы. Писатель, следуя своей творческой манере, своим принципам, стремясь к наиболее выразительному изображению, отбирает только легкие детали. Так, например, в рассказе «Степь» Чехов описывает грозу: «Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то очень далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо».

Ярко представить общую картину помогает и бытовая обстановка. Желая показать нищету крестьян, их тяжелую жизнь, в рассказе «Студент» писатель вводит маленькую деталь - «дырявые соломенные крыши», - которая ярко и точно изображает ситуацию.

В своих рассказах Чехов показывает только основные, наиболее важные моменты, а остальное опускает. Художественная деталь помогает ему уплотнять время. Например, в рассказе «О любви» Алехин рассказывает, что первоначально он поселился в парадных комнатах и завел так, что после завтрака и обеда ему подавали кофе и ликеры, а перед сном он читал «Вестник Европы». Но со временем Алехин мало-помалу перебрался вниз, стал обедать в людской кухне, ликеры кончились, читать не хватало времени, и из прежней роскоши осталась только прислуга. Жизнь его сильно изменилась. Чехов не говорит об этом прямо, но читатель ярко представляет эти перемены, и все это благодаря художественной детали.

Писатель использует также прием усиления, зрительного укрупнения детали. Например, в новелле «В родном углу» при описании тети Даши первоначально мы узнаем, что она молодится и хочет нравиться мужчинам, затем, что она ходит мелкими шагами и что у нее вздрагивает спина. При этом у читателя возникает неприязненное отношение к ней. Потом нам становится известно, что служанки не выдерживают ее характер больше недели, что она безбожно штрафует мужиков. И, наконец, в конце появляется деталь, которая подытожила все сказанное ранее: Чехов замечает, что у нее деспотические руки. Эта деталь максимально метко определяет характер героини.

Стиль писателя также содержит множество художественных деталей. Например, конец рассказа «Студент» насыщен восклицательными знаками. Здесь Чехов выражает идею произведения, и он хочет выделить ее, обратить на нее внимание читателей.

Сравнения, метафоры, встречающиеся в новеллах, способствуют более выразительному изображению предметов, картин природы: «Это был дождь. Он и рогожа, как будто поняли друг друга, заговорили о чем-то быстро, весело и препротивно, как две сороки» («Степь»).

Чехов никогда не навязывал свое мнение читателю. С помощью художественной детали он оставлял читателю возможность домыслить образ, представить общую картину самостоятельно. Он никогда не отзывался плохо о своих героях. Если они ему не нравились, он показывал это с помощью детали. Например, в рассказе «Ионыч» речь Ивана Петровича Туркина насыщена якобы остроумными фразами. Он говорил: «Покорчило вас благодарю». Эта деталь помогает читателю понять, что перед ним недалекий человек.

Развитие художественной детали - важная заслуга Чехова, он внес огромный вклад в мировую литературу. Этот прием введен в новеллистику с высоким мастерством. Чехов рисовал обыденную, будничную жизнь и добился максимального приближения к ней. Из маленьких штрихов, мазков создается красочная реалистическая картина. Читатель забывает, что перед ним текст, настолько ясно он представляет себе все описанное.

Если домашнее задание на тему: » ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ В НОВЕЛЛИСТИКЕ А. П. ЧЕХОВА оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Мастер-класс новогоднего украшения для интерьера. Автор: Хабибуллина Ильгиза, 14 лет. Руководитель: Глинская Екатерина Ивановна, педагог дополнительного образования, МОАУ ДОД Чехов - виртуозный и искусный мастер малой формы. Секрет его необычайной популярности в том, что в своих коротких рассказах он
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Ги де Мопассан – современник многих известных французских писателей второй половины ХIХ века.Исключительно интенсивный и краткий по времени (около 10 лет) творческий путь Мопассана, в основном развернувшийся в 80-е годы, совпал с распространением во Франции натурализма.В ярком и многообразном творческом наследии Мопассана, в его трагической писательской судьбе отразилась вся сложность и противоречивость его эпохи. Мопассан написал свыше 300 новелл, составивших 16 сборников ("Заведение Телье", "Мадемуазель Фифи", "Рассказы вальдшнепа", "Лунный свет", "Мисс Гарриет", "Иветта" и др.). Трудно классифицировать все новеллы Мопассана по принципу художественного жанра, хотя есть среди них и сюжетные, новеллы характера, лирико-психологические и другие.

Некоторые из сборников были составлены самим Мопассаном по тематическому принципу (например, новеллы об охоте – "Рассказы вальдшнепа"), но в большинстве это не выдержано, и тематика новелл в сборниках отличается исключительным разнообразием.

При всем разнообразии новеллистики французского писателя нельзя не выделить главные тематические сферы.

Среди них, в первую очередь, заявляет о себе тема патриотизма французского народа и осуждение захватчиков в новеллах о франко-прусской войне . Только участием в войне, ненавистью к захватчикам и любовью к родине можно объяснить глубину содержания, серьезность и зрелость мастерства Мопассана в его новеллах на эту тему, написанных в первой половине 80-х годов.

На протяжении творческого пути Мопассана пессимистические настроения писателя приобретали все более углубленную и обостренную форму.

Пессимизм Мопассана обусловливался глубоким отвращением писателя-гуманиста к буржуазной действительности и вместе с тем сознанием своего бессилия в борьбе с существующим порядком вещей. Мопассан был убежденным, непримиримым, страстным отрицателем буржуазной цивилизации с ее убожеством, низменностью и бесчеловечностью. "Мы живем в буржуазном обществе, - писал он. - Оно ужасающе посредственно и трусливо. Никогда еще, может быть, взгляды не были столь ограниченны и менее гуманны". Мопассан постоянно показывал, как бесконечно несчастно громадное большинство людей при буржуазном строе, которых угнетают, держат в плену и уродуют "гнусные предрассудки, ложные понятия о чести, более отталкивающие, чем само преступление, целая гора лицемерных чувств, показной благопристойности, возмутительной честности".

Необыкновенная разносторонность художественных средств Мопассана особенно широко проявилась вегоновеллистике. Наряду с сильной комической струей рассказам Мопассана присущи - и в еще большей степени - грустные, элегические настроения. Эти настроения, как и смех Мопассана, также были формой его оценочного, глубоко страстного отношения к действительности, помогшего ему преодолеть влияния натурализма. Мопассан был проникновенным и чутким изобразителем человеческих страданий, полным жалости и сочувствия к своим мучающимся героям.

Центральное место в новеллистике Мопассана занимает любовная тема. Писатель видел в любви драгоценнейший дар природы ("Любовь"), высокое поэтическое чувство, которое пробуждает в человеке его душевную красоту - искренность, бескорыстие, готовность к самопожертвованию, к подвигу ("Лунный свет", "Счастье", "В пути", "Фермер", "Калека" и др.). Стремясь оправдать те физиологические потребности человека, которые лицемерно замалчивала или осуждала мещанская литература, Мопассан смело, увлеченно, с рубенсовской плотоядностью воспевал - особенно в сборнике своих стихотворений - ту чувственную страсть, которая стихийно бросает людей в объятия друг к другу. Жизнерадостно славя пыл этой страсти, он обрисовывал и те смешные или печальные положения, в которые она ставит его персонажи, а порою показывал, как эта страсть, туманя разум человеку, способна привести его к страшной катастрофе, к преступлению ("Маленькая Рок"). Великий изобразитель любви, Мопассан воспроизводил ее в бесконечном разнообразии вариантов. При этом одна из драматичнейших тем его творчества заключается в показе писателем того безобразного, уродливого, извращенного характера, который приняла любовь в буржуазном обществе, где она превратилась в предмет купли-продажи и из величайшей радости человека - в источник жестоких его мучений. Тема любви в творчестве Мопассана стала острейшим оружием писателя-гуманиста в его борьбе с буржуазным варварством.

Блестящее повествовательное мастерство Мопассана можно видеть почти в каждой его новелле. Мастерство Мопассана как художника проявилось в том, что обладая необыкновенно тонкой наблюдательностью, умением отбирать яркие "говорящие" факты, умением обобщать, типизировать, - он сумел в маленьких новеллах, на небольшом материале раскрыть большие темы, сделать важные социальные обобщения.

Композиция его новелл очень искусна . Большую роль в них играет развязка, которую Мопассан всегда разнообразит, неизменно стремясь к тому, чтобы заинтриговать читателя, но и для того, чтобы направить его мысль на понимание идейного смысла новеллы. Иногда развязки в точном смысле этого слова в новеллах вообще нет. Читатели должны сами предложить её.

Рассказы явились значительным вкладом Мопассана в мировую литературу. Его новелла стала средством глубокого познания жизни. Необычайно разнообразные по тематике и социальной принадлежности персонажей, по типу повествования и жанровым особенностям (история судьбы, воспоминания, письмо, законченная сценка, размышление и т. п.), новеллы Мопассана отмечены неизменным интересом их автора к человеку. Отдельные факты и эпизоды, на которых строятся рассказы, отражают социальные закономерности, исполнены нравственно-философского смысла. Характеры и психология персонажей переданы через действие, неповторимый склад речи, выразительную деталь. Отточенное мастерство новелл Мопассана выражено в законченности сюжета, резких поворотах действия и неожиданных развязках, острых характеристиках, смелых портретных зарисовках. Многообразие новеллистики Мопассана определяется и диапазоном настроений, интонаций - от грустных и трагических до всевозможных оттенков юмора, зачастую переходящего в иронию и язвительный сарказм. Воспевая могущество и красоту земной любви ("Лунный свет", "Счастье"), Мопассан много раз с горечью писал о профанации любви, превращении ее в средство наживы или грязной забавы, об адюльтере и проституции - спутниках брака ("Реванш", "Знак", "Иветта"). Его глубоко волновало одиночество людей в обществе, беззащитность "маленького" человека ("Одиночество", "Верхом", "Прогулка"). Целый ряд новелл посвящен жизни простых людей. Не идеализируя своих героев, Мопассан показывал, однако, что в их среде можно найти подлинную человечность и чистоту чувств ("Папа Симона", "Буатель"). В рассказах о франко-прусской войне именно простые люди оказываются способными на героические и патриотические поступки ("Пышка", "Мадемуазель Фифи", "Дядюшка Милон"). Писатель изображал не только жадность и невежество деревенских собственников ("Бочонок", "Дьявол"), но и извечную драму крестьянина-бедняка ("Отец Амабль"), и трагические судьбы людей, оказавшихся на "дне" жизни ("Бродяга", "Нищий", "В порту").

Герои новелл Мопассана - люди всех рангов, всех состояний - чиновники и аристократы, священники и бродяги, богатые фермеры и батраки, старики и дети. Читатель словно бы видит своими глазами глухие и тёмные, подозрительные закоулки и изысканно обставленные гостиные в особняках французской столицы, шумные таверны и старинные дворянские замки.

Мопассан - великолепный мастер психологического портрета, мастер художественной детали. Писатель мог чётко, сжато отобрать материал, создавая картины действительности. "Для меня, говорил он, - психология в новелле сводится к следующему: выявить тайное в человеке через показ его жизни".

Тематика новелл Мопассана:

Рассказы из жизни чиновников, где место действия - Париж.

"Ожерелье", "Драгоценности", "Прогулка". Под рутинной повседневностью таятся неблагополучие и трагедия.

Новеллы из светской жизни. Во многих новеллах неприглядная изнанка внешне благопристойной жизни решительно обнажена, и люди "света" осмеяны без пощады.

"Знак", "Окно", "Гарсон, кружку пива!".

Новеллы о крестьянстве. Крестьянин в изображении Мопассана нередко во власти земли, во власти своей собственности. Писатель хорошо понимает всю тяжесть положения крестьянина, обречённого на темноту и невежество.

"Бочонок", "Признание", "Дочка Мартена", "Возвращение".

Новеллы о франко - прусской войне. Мопассан с глубоким чувством патриота воспел духовную красоту народных воителей.

"Пленные", "Пышка".

Тема любви. Тема любви для Мопассана - одно из средств проникновения в мир человеческой психики, в мир страстей, один из путей познания современного читателю общества. Любовь в буржуазном мире изуродована и опошлена.

"Дом Телье", "Поездка за город".

Лучшая новелла о любви - "Лунный свет", настоящий гимн душевной чистоте и искренности, гимн поэзии любви. Форма исповеди, форма монолога придаёт новелле оттенок особой искренности, а позиция автора не остаётся для читателей секретом.

Умение Мопассаном выбора точной детали, точного слова сделало его одним из лучших новеллистов, определило особый ритм его прозы. Лиризм и тонкий психологизм отличают его лучшие произведения с их задушевностью и человечностью.