Приемы самоанализа, самооценка. Самоанализ, самовнушение, самоконтроль, самосознание, самоуважение, саморегуляция

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ И САМОАНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ


  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

  • Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.

  • Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности. Задача школы – обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку не только в учебной деятельности, но и на протяжении всей жизни.


ПОДГОТОВКА К УРОКАМ, НА КОТОРЫХ БУДЕТ ФОРМИРОВАТЬСЯ УМЕНИЕ САМООЦЕНКИ

  • 1 шаг . Учитель выбирает уроки , на которых можно ограничить предметный материал до минимума (принцип минимакса). Оставшееся время отводится на выработку у учеников умения самооценивания (в дальнейшем менее подробное изучение нескольких тем компенсируется более осознанным отношением детей к учебе).
  • 2 шаг. При планировании урока учитель выбирает для первой демонстрации алгоритма самооценивания легковыполнимое задание по изученному материалу и ученика , психологически готового к публичному анализу результатов своей работы.

МАКС

МИНИ


ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ САМООЦЕНКИ (НАЧАЛО)

  • 1 шаг. На первых уроках учитель выбирает для оценивания результатов своей работы наиболее подготовленных учеников (на одном уроке по 1-3 ученика)
  • 2 шаг: Первое время учитель, помогает ученику: сам задает ему вопросы по алгоритму самооценки (указывая на опорный сигнал: Задание? Выполнил? Правильно? Сам? ). Ученик дает ответы, учитель, поправляет его, объясняет, если наблюдается завышение или занижение оценки.

Примечание: Все остальные ученики в этот момент наблюдают, как происходит самооценивание. Необходимо активизировать их внимание вопросами: «Какой шаг по оценке работы мы уже сделали?» и т.п.


Формирование умения самооценки (окончание)

  • 3 шаг. На последующих уроках самооценку по алгоритму предлагается произвести по очереди всем ученикам класса.
  • 4 шаг. Постепенно вместо проговаривания вопросов, учитель предлагает ученикам самим , глядя на опорные сигналы, задавать себе эти вопросы и отвечать на них.

Примечание: Помимо диалога самооценка может производиться при коллективной проверке письменных заданий. На доске появляется эталон правильного ответа, и каждый ученик в своей тетради оценивает свое решение .

  • 5 шаг. Когда ученики начинают оценивать себя, не глядя на опорные сигналы, учитель может убрать их и доставать, только если у кого-то возникают затруднения.

Базовое умение самооценки сформировано.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОГО УМЕНИЯ САМООЦЕНКИ (НАЧАЛО)

  • 1 шаг. Планируя урок, учитель перестает сокращать предметный материал.
  • 2 шаг. Алгоритм самооценки сворачивается : после предложения учителя: «оцени свой ответ», следует краткая фраза ученика: «цель достигнута, ошибок не было», или «решение я получил, но с помощью класса», или «полностью без ошибок решил задачу необходимого уровня, что соответствует отметке «4» - хорошо» и т.п.

Если мнение ученика и учителя совпадают , можно вести урок дальше .

Если мнение учителя отличается от мнения ученика, который завысил или занизил свою оценку, необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции


Использование сформированного умения самооценки (окончание)

  • 3 шаг. После проверки письменных работ , ученик получает право аргументировано оспорить оценку и отметку учителя: после фразы ученика «я не согласен с выставленной отметкой», учитель предлагает ему объяснить свое мнение, используя алгоритм самооценки.

Если ученик прав , учителю стоит поблагодарить его за то, что он помог учителю найти собственную ошибку при проверке.

Если ученик не прав , учителю необходимо объяснить ему на основании чего он принял соответствующее решение, постараться согласовать позиции.

Не все ученики будут готовы признать свои ошибки. Однако равный и честный разговор с ними, даже если он не заканчивается компромиссом, все равно способствует выработке у них адекватной самооценки, а авторитарное решение учителя – нет!


  • Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы, учебную задачу - проблемную ситуацию, с разрешением которой и было связано освоение нового познавательного метода).
  • Удалось выполнить задание? Удалось получить результат, решение, ответ? (Учимся сравнивать результат с целью - это и есть качество как соответствие цели и результата).
  • Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки, признаем право ребенка «на пробу и ошибку»).
  • Задание выполнил сам или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).




ОБУЧЕНИЕ АЛГОРИТМУ САМООЦЕНКИ ПРОДОЛЖАЕТСЯ ВО 2-4-Х КЛАССАХ КОГДА УЖЕ УСЛОЖНЯЮТСЯ ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ПОСЛЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

  • Какое умение развивал при выполнении задания? (Учимся определять выполнение действий, например УУД).
  • Каков был уровень задачи? ( Такие задачи мы решали много раз, понадобились «старые знания» ( необходимый уровень )В этой задаче мы столкнулись с необычной ситуацией. Такие задачи мы никогда не учились решать, нам нужны новые знания ( повышенный уровень ) Такие задачи мы никогда не учились решать ( максимальный уровень )
  • Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу (Учим обосновывать самооценку, учим адекватно оценивать себя).
  • Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить (Учим переводить оценку в отметку и аргументировать ее).

ОЦЕНКА И ОТМЕТКА ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО УРОВНЯМ УСПЕШНОСТИ

Необходимый уровень – решение типовой задачи , подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего соответствующие гос.стандарту, что необходимо всем по любому предмету. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень – решение нестандартной задачи , где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - « отлично».

Максимальный уровень (необязательный) - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам - сверх школьных требований, «превосходно».



КАРТОЧКИ С ПОРЯДКОМ ПРОВЕДЕНИЯ САМОКОНТРОЛЯ , ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОВЕРКИ (В УКАЗАНИЯХ СОДЕРЖАТСЯ РАЗЪЯСНЕНИЯ О ТОМ, КОГДА И КАКИМИ СПОСОБАМИ УЧАЩЕМУСЯ СЛЕДУЕТ КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ И ИХ РЕЗУЛЬТАТ)

КАРТОЧКА – ВОПРОС Найди корень уравнения: Х+7=11 Х= Х= Сделай проверку:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТОЧКА

Чтобы найти корень уравнения,

нужно его решить. Для этого:

- обозначь в уравнении целое и части;

- определи, что тебе неизвестно, целое или часть;

- вспомни правила нахождения целого, части:

- чтобы найти целое, нужно все части сложить;

- чтобы найти часть, нужно из целого вычесть известную часть;

- выполни соответствующее действие;

КАРТОЧКА – ОТВЕТ

Х=4

  • сделай проверку: вместо переменной х в уравнении, подставь результат действия.
  • Если равенство получилось верным, то уравнение решено правильно. Если равенство неверно, то повтори всё сначала.

  • Детям предлагается готовое решение какой-либо математической задачи, но оно является неправильным. Ошибки предлагается обнаружить ученикам.
  • Учитель предъявляет неполное решение задачи, а ученикам предлагается завершить его.
  • Для решения предлагается задача с неполными или избыточными данными, ученики должны обнаружить это.
  • Предлагаемое решение задачи содержит принципиальные пробелы, которые необходимо найти ученикам.

ИГРА «ЛЕСЕНКА»

  • Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:
  • Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан:
  • Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

Учащиеся за 5 минут должны найти все ошибки и подчеркнуть их. Можно попросить, чтобы ошибки дети не только подчеркнули, но и исправили.


  • сравнить результат своей деятельности с образцом;
  • выполнить действия по развернутой инструкции;
  • сравнить промежуточный результат с эталоном;
  • составить проверочные задания для самоконтроля;
  • сравнить конечный результат с эталоном;
  • осуществить самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;
  • реконструировать ошибочное действие
  • редактирование текста и т.д.

  • Внешние выражения уровня самоконтроля и самооценки можно вносить на каждом этапе урока в индивидуальный лист успешности, который имеет несколько видов и функций. Заполняется самим ребенком.




«МОИ УСПЕХИ В 1-М КЛАССЕ»



Первый шаг:

Наблюдайте за своим поведением и ведите записи.

1. Как часто вам представляется случай действовать уверенно?

2. Как часто вы просите то, что вам нужно?

3. Как часто вы говорите то, что думаете?

4. Как часто вам приходится сожалеть о том, что вы были недостаточно уверены в себе?

Второй шаг:

Систематизируйте свое поведение.

1. В каких ситуациях вы действуете наиболее уверенно?

2. В каких ситуациях вы наиболее нерешительны?

3. С кем вы ведете себя более уверенно?

4. С какими людьми вы ведете себя пассивно?

5. Составьте список ситуаций, в которых вы хотели бы вести себя более активно. Расставьте их в порядке возрастания сложности.

Третий шаг:

Берите пример с уверенной личности.

1. Что вам нравится в уверенном в себе человеке?

2. Чем его поведение отличается от вашего?

3. Что делает его таким результативным?

4. Поинтересуйтесь, как он будет вести себя в той ситуации, которая вам кажется неудобной?

5. Если вы не хотите брать пример с реального человека, выберите для себя образец теле-, кино- или литературного героя.

Четвертый шаг:

Вспомните ситуацию, в которой вы должны были бы вести себя более уверенно.

1. Запишите, как вы реагировали в данной ситуации.

а) Как вы себя вели?

б) Что вы чувствовали?

в) О чем вы думали?

г) Каков был результат?

2. Как можно было выйти из положения лучшим образом?

Пятый шаг:

Представьте себе, что вы в данной ситуации действуете успешно и эффективно и чувствуете себя спокойно и уверенно.

1. Представьте себе ситуацию зрительно, в подробностях.

а) О чем вы думаете?

б) Как вы себя чувствуете?

в) Что вы будете говорить?

2. Представьте себе результат.

3. Что вы почувствуете, когда цель будет достигнута?

4. Представьте себе иную адекватную реакцию на данную ситуацию (в каждом случае существует несколько эффективных путей решения).

а) Чем они различаются?

б) Каковы их преимущества и недостатки?

в) Вообразите себе свое поведение при других реакциях.


Шестой шаг:

Попробуйте справиться с реальной ситуацией так же, как с воображаемой.

1. Начните с простой ситуации.

2. Создайте вокруг себя благоприятную обстановку.

Седьмой шаг:

Оценивайте результаты.

1. Если возможно, добейтесь обратной связи.

2. Если вы довольны результатом:

а) Запомните, что именно помогло получить его.

б) Обратите внимание на то, как хорошо вы себя чувствуете.

в) Вознаградите себя.

3. Если вы не достигли желаемого результата:

а) А чего вы достигли?

б) Как отреагировали на вашу неудачу окружающие?

в) В чем заключалась ошибка?

г) Что привело бы к лучшему результату?

д) Если вы зашли в тупик и не знаете, что делать, попросите помощи.

е) Представьте себе, как вы могли бы отреагировать иначе.

ж) ПОВТОРИТЕ ПОПЫТКУ!

Восьмой шаг:

Попробуйте применять свою новую реакцию в постепенно усложняющихся ситуациях.

Идите от простого к сложному, чтобы у вас было больше успехов, чем неудач.

Переходите к более сложной ситуации только тогда, когда вы будете уверены в том, что в простых случаях у вас все получается.

Не падайте духом, если вас постигает неудача. Время от времени провалы случаются у всех.

Иногда бывает довольно трудно. Подтолкните себя, если нужно, но не бросайте своих попыток.

Девятый шаг:

Каждый результат оценивайте по методу, предложенному в седьмом шаге.

1. Ведите дневник, описывая в нем все ваши попытки вести себя уверенно и достигнутые результаты.

2. Не жалейте времени для оценки каждой ситуации:

а) Что помогло?

б) Что помешало?

в) Что вы думали?

г) Что вы чувствовали?

Десятый шаг:

Продолжайте занятия.

1. Проявите терпение. Не торопитесь и не ждите слишком быстрого результата

2. ВСЕГДА награждайте себя за успех.

3. Если вы провалились, поздравьте себя с совершением попытки и попытайтесь снова.

Опыт работы Лукьяновой ИриныБорисовны

Самоанализ и самооценка – путь к развитию личности.

Необходимость самооценки основывается на 2 факторах.

Первое – успешное позиционирование себя в социуме зависит

От оптимального использования своих внутренних ресурсов.

Второе - человек на протяжении всей жизни стоит перед

осознанным выбором: думать или не думать над принятием

решения, действовать рационально или нерационально,

согласно обстоятельствам или вопреки им. Отсюда и

проистекает необходимость в самооценке - необходимо знать

сильные и слабые стороны потенциала собственной личности

Чтобы на их основе и в соответствии с требованиями жизни

Выстраивать дальнейшую, успешную, личную карьеру.

Каждый из нас с детства учился оценивать себя и делает это, зачастую, уже не задумываясь над сущностью процесса самооценки, Однако исходя из концепции саморазвития и совершенствования важно, чтобы ставший для многих привычным делом процесс самооценки не проходил незаметно, а обретал динамику. Внимательное отношение к ресурсам своей личности, рефлексия собственного потенциала, самодиагностика и самоанализ должны стать первым шагом на пути к дальнейшему развитию и личному росту. Личная самооценка способствует формированию критичности, требовательности к себе, является залогом личностного роста, который по мнению известного психолога М. Литвака, можно считать лекарством от всех болезней, решением всех проблем и простым путем к человеческому счастью. Поэтому с целью развития у школьников потребности в самоконтроле и критической самооценки своих действий в процессе учебной деятельности я стараюсь создавать ситуации, где учащиеся активно размышляя, учатся оценивать и контролировать себя и свою деятельность. В таких ситуациях ребята организуют свою деятельность, проверяя и оценивая её на основе рефлексии, выполняют обобщения и сопоставления, осмысливают критерии анализа, ищут причины своих ошибок. Такая работа приводит к тому, что

  1. у учащихся формируется устойчивая потребность в самоконтроле и критической самооценке себя и каждого своего шага.
  2. развиваются мыслительные и творческие умения
  3. пробуждается внутренняя инициатива, появляется желание самоуправления учебным процессом

Обучение и воспитание… эти понятия еще со времен Я.А Коменского стоят в одном ряду неразлучной парой. Педагогическое взаимодействие учителя и воспитателя играет огромную роль в воспитании успешной личности. И взаимодействие это происходит каждую секунду на уроке. Считаю, что воспитывающий потенциал урока очень высок. Воспитание на уроке происходит благодаря комплексному воздействию: стиля образовательного общения, культуры управления, методам и приёмам. Благодаря демократически – требовательному и сотруднически поддерживающему стилю я формирую у учеников свою жизненную стратегию- стратегию достижения успеха и сопутствующие этой стратегии черты характера, такие как: инициатива, независимость, ответственность, смелость, стремление помочь отставшему, взять на себя часть интересной работы, уважения к себе и другим. Культура управления на уроке отвечает за формирование внутренней организации жизни ученика. На своих уроках я использую структурно – плановую и совместно проектно – рефлексивную культуру управления. Мы совместно с ребятами формируем цели урока, определяем и выделяем проблемное поле, анализируем влияние деятельности каждого на ход урока. Преимущество этой культуры управления в том, что воспитание на уроке перерастает в самовоспитание. Ученики приобретают способность проектирования собственного пути. С помощью дидактической структуры и методических приемов на каждом уроке я стараюсь формировать у учащихся креативную и проектно – продуктивную ментальность, стараюсь воспитывать взаимопонимание, стремление услышать другого, понять и принять его мотивы, разобраться в себе самом. Ведь « помочь детям быть личностями более важно, чем помочь им стать математиками или знатоками французского языка». Каждый человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью. Развитие самоконтроля позволит ученику действовать логично и в соответствии с правилами поведения. На своих уроках я развиваю умения самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы её реализации. Как я формирую эти навыки? Прежде всего ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. Чтобы достичь этого я сообщаю ребятам нормы и критерии оценивания (индивидуально и для работы в группе), объясняю цель контроля, прошу учащихся самостоятельно оценить свою деятельность, учу ребят различным видам проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, проверка по образцу), прошу ребят оценить ответ товарища. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу, учатся анализировать и оценивать объективно. После каждого модуля ребята готовят блок вопросов, которые формулируют друг другу на уроках обобщения, выслушивают ответ и даёт оценку и комментарий. Приучаю ребят контролировать и мою деятельность, для этого использую задания с неверными ответами, использую прием «найди ошибку». Систематически провожу рефлексию среди учащихся: «Удовлетворены ли они уроком», «Что вызвало трудности», «Рекомендации учителю» Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в своей, а полученные навыки самоконтроля ученик переносит на свою деятельность. От способности самоанализа и самооценки во многом зависит успешность обучения. Требовательность к своей деятельности приводит к самокоррекции своей деятельности. Мы вместе с ребятами диагностируем результаты усвоения каждого блока модуля и составляем совместный план по ликвидации пробелов в знаниях. Часто для ликвидации пробелов используется помощь консультантов, помощь учителя, помощь группы, используются карточки – тренажеры. Таким образом учащиеся приучаются исследовать свою учебную деятельность и создавать мотивы для её перестройки.

Мои уроки дают возможность при работе с новым материалом и при закреплении и тренировке создавать множество ситуаций критической самооценки, активизирующей поиск школьников, требующей активной умственной работы, развивающей потребность в самоконтроле и критической самооценки деятельности, вместе с тем, способствует развитию мыслительных способностей учащихся

В современном обществе отмечается рост процента слабоуспевающих детей, большинство которых из социально- неблагополучных, неполных семей. В классе есть хорошисты, отличники и слабоуспевающие, поэтому на уроках математики я использую уровневую дифференциацию и технологию проблемно – модульного обучения, которые позволяют раскрывать фактические и потенциальные возможности каждого ученика. На этапе подготовки к восприятию нового материала, включаются дифференцированные задания, направленные на актуализацию имеющихся знаний, на формирование мотивации познавательного процесса. При изучении нового материала создается проблемная ситуация, в решении которой принимает участие каждый ученик на доступном для него уровне. Избегается «дискомфортность» у слабых и средних учеников, связанная с ощущением своей «неполноценности». На этапе закрепления всегда знакомлю ребят с обязательными умениями и навыками по каждому модулю. Закрепление организуется на 3 уровнях в неоднородной форме, так как учитывается разный темп и качество усвоения программного материала. Домашние задания дозируются тоже по уровням. Технология проблемно – модульного и дифференцированного обучения позволяет мне работать без неуспевающих, у учащихся не падает интерес к знаниям

(задания посильны каждому), формируется положительная познавательная мотивация, в каждой индивидуальной группе достигается более высокий уровень развития внимания, восприятия, памяти, мышления и речи каждого ученика.

Анализ результатов работы по использованию уровневой дифференциации и модульного обучения отражает результаты совместной деятельности учителя и учеников и дает возможность для корректировки и дальнейшего совершенствования.

Выступление на МО по теме: «Самоанализ, самооценка учащихся на уроках». Человек наделен уникальной способностью управлять своей деятельностью, то есть совершать действия и контролировать их. Посредством собственного опыта, через общение с окружающей средой у человека формируется внутренний механизм самоконтроль, который позволяет ему действовать логично и в соответствии с правилами поведения. Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы ее реализации (т.е. осуществлять компетентностный подход). Следовательно, школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека - самоконтроль. Существуют две формы самоконтроля. 1) внешняя (осознаваемая) произвольная; 2)внутренняя (автоматическая) непроизвольная. В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно формирование только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знание, которое требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную после совершения ошибочного действия, то есть механизм самоконтроля не доведен до совершенства. Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне - от учителя или учащихся. Конечно, механизм caмоконтроля до определенной степени может формироваться стихийно. Однако стихийное становление этой способности человека требует от него больших затрат и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым и целенаправленным. Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля: 1-й этап Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. Для этого учитель должен: - показать учащимся, что любое обучение - органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения; что только проявление приемлемого уровня обученности учащегося по пройденному материалу допускает переход к последующему этапу обучения, и только при этом условии можно рассчитывать эффективность обучения, без чего целесообразность процесса обучения и затраты на него выглядят сомнительными; ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков; сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля; выставляя ту или иную оценку, объяснять ее, исходя из критериев оценки; просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку; просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии; научить учащихся пользоваться различными видами проверки. 2-й этап Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающих самостоятельных упражнений, домашних работ. В процессе взаимопроверки учащиеся сверяют ответы, ищут ошибки, объясняют их друг другу. После того, как взаимопроверка окончена, на доске следует записать верные ответы и решения трудных задач, а ученикам еще раз верить свои ответы и решения. При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать чужую работу. Необходимо практиковать решение у доски одной и той же задачи несколькими учениками. Остальные учащиеся в это время наблюдают за работой своих товарищей. После окончания работы у доски написанное обсуждается всем классом, каждое решение оценивается, его выбор обосновывается. Необходимо: предлагать учащимся оценить ответ товарища, задать ему вопросы, сделать замечания по существу ответа, высказать свои соображения относительно полученного результата, идеи и хода решения, а также попытаться предложить другой вариант ответа или решения; приучать учащихся контролировать деятельность учителя, стимулировать постановку вопросов учителю; демонстрировать учащимся типичные ошибки. Такую демонстрацию можно провести в явном виде, но можно предложить учащимся рассказ с сознательным нарушением логических связей, которое ученики должны обнаружить. Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля - ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль). 3-й этап Ученик должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее самоанализ, самооценку и самокоррекцию. От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем. Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности. Самокоррекция является необходимым этапом учебной деятельности ученика для успешного продолжения образования. Учащийся, осуществляя самокоррекцию, регулируя производимые им действия, создает внутренний образец, эталон знания, действия, который в случае необходимости мгновенно извлекает из памяти для сличения с внешней деятельностью. Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и самокоррекцию своей деятельности учитель должен: приучать учащихся при выполнении домашней работы проверять степень усвоения материала путем составления плана прочитанного и пересказа главных мыслей, отвечать на контрольные вопросы учебника, составлять дополнительные контрольные вопросы к тексту, уметь находить ответы на вопросы в учебнике, сопоставлять новую информацию с ранее изученной; вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические для каждого учебного предмета приемы; не торопиться с выставлением оценки, если ученик дал неверный ответ, решение с ошибкой, а по возможности дать ученику найти свою ошибку. Если ошибка найдена, то оценку можно не снижать; не спешить с упреками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке. В таком случае надо вместе с учеником рассмотреть, почему он себе поставил эту, а не другую оценку, и помочь разобраться в нормах оценки, чтобы ученик мог правильно пользоваться ими в дальнейшем; при обнаружении трудностей механического запоминания правил, формул, теорем, формулировок и т.д. рекомендовать учащимся делать карточки, предназначенные для активной тренировки и самоконтроля. На одной стороне карточки пишется вопрос, а на другой стороне - правильный ответ. При самоконтроле происходит сличение ответа с эталоном, учащиеся откладывают в сторону карточки, на вопросы которых дали верный ответ, фиксируют зону, где совершена ошибка, и продолжают работать с оставшимися карточками. После 5-6 прокручиваний карточек почти не остается. Так можно готовиться к тестам, марафонам, диктантам и т.п.; - приучать учащихся контролировать свою деятельность по результату. С этой целью в классе вывешивается таблица всех письменных, зачетных работ с указанием полученных результатов. Путей предупреждения и ликвидации пробелов предлагается несколько: а) прийти на групповое занятие-консультацию по теме (указывает учитель); б) прийти на консультацию с заранее подготовленными вопросами по теме; в) взять у учителя дополнительное задание для отработки неустойчивого навыка; г) использовать имеющиеся у учителя контрольные материалы для самопроверки (тесты, контрольные карточки с ответами и рекомендациями); Неудовлетворительные оценки в журнал сразу не выставляются, ученику дается две недели на устранение обнаруженного пробела и проведение повторного контроля знаний. Ученик контролирует свои задолженности и учится спрашивать себя: "Что мне надо сделать, чтобы повысить свой уровень?" д) самостоятельно подкорректировать свои знания, используя конспекты, учебник. Учащийся должен самостоятельно оценить трудность работы, вычленить объект, в котором допускается ошибка, обнаружить и изучить свои затруднения и решить, что же надо сделать, чтобы повысить свой уровень. Таким образом, учащийся приучается исследовать свою деятельность и создавать мотивы для перестройки своей учебной деятельности, у ученика формируется стремление выполнить работу после того, как он понял и принял задачу, приучать учащихся постоянно спрашивать себя: «Почему так?», «Что требуется?», «Как это делают другие?», «Как это делали на уроке?», «Какие есть рекомендации по этому вопросу?»; - формировать у учащихся умение контролировать свою деятельность непосредственно в ходе занятия, выполнения упражнения. Для этого необходимо предлагать учащимся специальные задания, в которых надо найти допущенные ошибки и неточности; предлагать задания разной сложности. Учащиеся должны оценить свои возможности, сознательно выбрать свой уровень и работать индивидуально. Предварительно следует сообщить критерий оценки и требования к выполнению заданий. При формировании у учащихся навыков самоконтроля и самоанализа учителю важно руководствоваться принципом посильности и доступности, вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов деятельности, затем усложнять задачу включением в контроль двух и более аспектов и направить контроль учащегося на содержание конечного продукта его деятельности. Результаты самоконтроля по отдельным темам можно вносить в журнал. Это содействует формированию таких качеств, как точность, четкость, объективность. Учителям не следует забывать, что деятельность учащихся, связанная с самоконтролем, является неотъемлемой частью обучения, совершенствования ученика и требует внимания со стороны учителя, как и любая другая учебная деятельность.