Приход к власти большевиков: причины и последствия. У них не получилось войти в официальные органы власти

Каковы основные итоги политики, проводившейся большевиками в первый послереволюционный период?

Основными итогами политики большевиков в первый послевоенный период стало формирование новых органов власти, принятие декретов, которые закладывали социальные, политические, экономический основы нового общества и государства, и конституции РСФСР, создание новой армии.

Вспомните из курса новой истории или найдите в справочниках, когда был принят григорианский календарь?

Впервые григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII в католических странах 4 октября 1582 года

Как комплектовалась армия Российской империи?

Армия Российской империи комплектовалась на основе воинской повинности, которой подлежало всё мужское население без различия состояний с 21-летнего возраста. Срок службы в сухопутных войсках составлял 15 лет - 6 лет действительной службы и 9 лет в запасе (на флоте срок действительной службы составлял 7 лет). Призыв не распространялся на казаков, народы Закавказья, Средней Азии и Сибири

Как вы думаете, какие причины заставляли царских офицеров служить в Красной Армии?

Царские офицеры могли идти служить в Красную Армию по долгу сердца, желая служить своей Родине. Так генерал Бонч-Бруевич вспоминал ««Скорее инстинктом, чем разумом, я тянулся к большевикам, видя в них единственную силу, способную спасти Россию от развала и полного уничтожения». Многие шли от необходимости и нужды – служба в Красной Армии позволялал обеспеичивать себя и семью. Также многие служили по принуждению, при первой же возможности перебегая к антибольшевистским силам, но у многих семьи находились в положении заложников у большевиков.

1. Назовите первые декреты, постановления советской власти, укажите их основные задачи.

Декрет о власти

Декрет о мире – провозгласил выход России из войны, призывал все воюющие сторону к демократическому миру без аннексий и контрибуций.

Декрет о земле – отменил частную собственность на землю, установления уравнительного землепользования с периодическими переделами земли

Декрет об образовании Рабочего и Крестьянского правительства – образовал первый состав Совнаркома во главе с Лениным

Декрет о введении восьмичасового рабочего дня

Декларация прав народов России - провозглашала равенство народов России, их

право на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного

государства, отмену национальных и религиозных привилегий, свободное развитие национальных меньшинств

Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов – ликвидировано сословное деление общества, упразднены все чины и звания. Были уравнены в гражданских правах мужчины и женщины.

Декрет о суде – инициировал слом старой судебной системы

Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви – закрепил светский характер Российской республики, провозглашал свободу совести и вероисповедания, лишал религиозные организации каких-либо прав собственности

Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря

2. Как строилась Красная Армия? В чём было её основное отличие от армии Российской империи?

Красная Армия в отличие от Российской императорский армии строилась не на принципе всеобщей воинской повинности, а на добровольческой основе. Однако с началом гражданской войны, в июле 1918 г. был опубликован декрет о всеобщей воинской повинности мужского населения в возрасте от 18 до 40 лет. Основным отличием стал институт комиссаров, которые следили и контролировали деятельность командиров, особенно из бывших царских офицеров.

3. Почему большевики согласились на созыв Учредительного собрания?

Идея Учредительного собрания была очень популярна в народе, и большевики не могли просто отменить выборы. К тому же они надеялись получить большинство на выборах и добиться от Учредительного собрания признания своих декретов для их большей легитимности.

4. Объясните термины «демократический мир», «сепаратный мир».

Демократический мир – мир «без аннексий и контрибуций», то есть без захватов чужих территорий и без насильственного взыскания с побеждённых материальных или денежных возмещений.

Сепаратный мир – мирный договор, заключённый одним из участников воюющей коалиции без ведома и согласия союзников

5. Перечислите условия Брестского мира.

От России отторгались Западные районы Белоруссии,Украина, Эстония, Латвия и Литва,ВФинляндия.

На Кавказе Россия уступала Карсскую и Батумскую области Турции.

Советское правительство прекращало войну с Украинской Центральной Радой УНР, обязывалось признать независимость Украины в лице правительства УНР и заключало с ней мир.

Армия и флот демобилизовывались.

Балтийский флот выводился из своих баз в Финляндии и Прибалтике.

Черноморский флот со всей инфраструктурой передавался Центральным державам.

Россия выплачивала 6 миллиардов марок репараций плюс уплата убытков, понесенных Германией в ходе русской революции - 500 млн золотых рублей.

Советское правительство обязывалось прекратить революционную пропаганду в Центральных державах и союзных им государствах, образованных на территории Российской империи.

6. В чём заключались особенности Конституции РСФСР 1918 г.?

Особенности Конституции РСФСР 1918 г. заключались в законодательном установлении диктатуры пролетариата в форме советской власти, в федеративном характере устройства государства. За рабочими закреплялись преимущественные избирательные права, которых лишались те, кто использовал наемный труд.

Покажите на карте территории, которые отходили от России по условиям Брестского мира.

Финляндия, Польша, Эстония, Литва, Латвия, Белоруссия, Украина, Закавказье

1. Какие аргументы приводил В.И. Ленин в защиту заключения сепаратного мира с Германией?

Ленин считал, что страна не может более продолжать войны с Германией, т.к. этого не позволяли социальный, экономический и политический кризисы. Кроме того старая царская армия была деморализована и фактически перестала существовать, а новая Красная армия лишь начинала свое формирование. Также Ленин был уверен, что мир с Германией будет заключен лишь на время, и после ее неизбежного поражения его можно будет отменить.

Ленин надеялся на мировую революцию, которая охватит все воюющие страны, и прежде всего Германию. А значит временное перемирие с Германией приведет лишь к затягиванию войны, что обеспечит лучшие условия для революции. Также заключение мира отвечало интересам Советского государства, т.к. позволяло направить все усилия на борьбу с политическим противниками в начинавшейся Гражданской войне.

1. Как изменялась позиция большевиков по отношению к Учредительному собранию? Почему? Напишите от имени сторонника В.И. Ленина статью по этому вопросу для газеты.

Большевики всегда скептически относились к Учредительному собрание. Товарищ Ленин верно указал в своих знаменитых «апрельских тезисах», что только пролетариат, только рабочий класс, только трудовой народ может и должен взять всю власть в свои руки. Это должна быть советская власть. Никто иной, никакие дискредитировавшие себя политический партии и движения, кадеты, монархисты или меньшивики-оборонцы, не имеют права говорить от имени народа в учредительном собрании. Но такая позиция разделялась в партии до захвата власти в октябре 1917 г. Взяв власть в свои руки, большевистская партия приняла на себя ответственность за судьбу не только российского народа, но и мирового пролетариата. И эта ответственность потребовала от большевиков пересмотреть свою позицию по отношению к Учредительному собранию. Население с февраля 1917 г. готовилось к выборам новой государственности, а значит большевики не могли просто отмахнуться от требования народа. Товарищ Ленин верно рассудил, что Учредительное собрание, которое примет и одобрит принятые II Всероссийским Съездом Советов большевистские декреты, укрепит власть большевиков и позволит избежать борьбы с другими партиями, которые показали свою некомпетентность. Однако эта надежда не оправдалась. Обманутый народ в большинстве голосовал за партии меньшевиков и эсеров, но не за большевиков. Следовательно, Учредительное собрание из помощника в деле социалистического строительства превращалось в противника. Потеряв надежду использовать этот авторитетный орган для создания первого в мире социалистического государства рабочих и крестьян, и видя в нем лишь препятствие на этом пути, большевики приняли решение об упразднении этого органа власти. Прав ли был товарищ Ленина? Мы большевики отвечаем – конечно. Однако, мы не можем не понимать, что изгнанные из Учредительного собрания партии не сдадутся без боя. А значит нас, большевиков, ждет настоящая война за удержание у власти.

2. Какие шаги, предпринятые большевиками в политической сфере, демонстрируют их стремление к установлению однопартийной диктатуры?

Большевики продемонстрировали свое стремление к установлению однопартийной диктатуры, разогнав Учредительное собрание, а также исключив из ВЦИК представителей меньшевиков и эсеров, которые первоначально поддержали большевиков.

3. Почему В.И. Ленин называл Брестский мир «позорным», «чудовищным», но тем не менее настаивал на его подписании?

Ланин называл Брестиский мир «позорным» и «чудовищным», потому что он был крайне неблагоприятен и тяжел для России, и подписав его большевики навлекали на себя возмущение и гнев российского общества. Тем не менее он настоял на его подписании, т.к. страна не могла продолжать боевые действия с Германии в силу окончательного развала армии и экономики.

4. Какие действия и решения советского правительства способствовали развязыванию Гражданской войны в России? Всегда ли эти действия были вынужденными? Проведите дискуссию по данной теме.

Развязыванию Гражданской войны способствовали такие решения советского правительства: роспуск Учредительного собрания, заключение непопулярного Брестского мира, кардинальные преобразования в социальной и политической сферах. Последние действия не всегда были вынужденными, т.к. соответствовало общим взглядами и замыслам большевиков, которые намеривались построить социалистическое общество.

6. Дайте описание изображений герба и флага РСФСР Объясните смысл каждого из компонентов советских символов.

Государственный герб РСФСР представлял собой изображение серпа и молота на красном фоне в лучах солнца и в обрамлении колосьев с надписью: «РСФСР» и девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» В верхней части герба - пятиконечная звезда.Серп и молот означал единство рабочих и крестьян. Красный фон – цвет революции. Колосья являются символом жизнеспособности и процветания всего государства; солнце - это свет коммунистических идей и беззаботное светлое будущее. Девиз – интернациональный призыв к рабочим всего мира.

Государственный флаг РСФСР – красный прямоугольник с отношением ширины к длине 5:8, в верхнем левом которого были изображены расположенные крестообразно буквы Р, С, Ф, С и Р.

Приход к власти большевиков, дата которого совпала с датой Великой Октябрьской социалистической революции (7 ноября 1917 года по современному стилю), казался еще весной того же года невозможным событием для многих в Российской империи. Дело в том, что эта ветвь социал-демократической рабочей партии во главе с В.И. Лениным практически до самых последних месяцев перед революцией не пользовалась особой популярностью у самых значимых классов в обществе того времени.

Корни политической партии большевиков

Идейная основа партии возникла в начале 90-х годов 19 века в среде бывших народников, ходивших в народ и видевших проблемы крестьянства, которые хотели решить с помощью коренного передела земельных участков, в том числе и помещичьих. Эти аграрные проблемы просуществовали еще не одно десятилетия и отчасти обусловили приход к власти большевиков. В связи с неудачами народнического направления и активизацией рабочего класса, бывшие деятели народничества (Плеханов, Засулич, Аксельрод и др.) переняли опыт западноевропейской борьбы, пересмотрели революционные стратегии, ознакомились с трудами Маркса и Энгельса, перевели их на русский язык и стали разрабатывать теории обустройства жизни в России на основе марксистских теорий. Сама партия была учреждена в 1898 году, а в 1903 году, на втором съезде движение распалось на большевиков и меньшевиков по идейным соображениям.

О восстании грезили больше десятилетия

Приход к власти большевиков готовился данной политической группой достаточно давно. Во время революции 1905-07 гг. эта организация собиралась в Лондоне (меньшевики - в Женеве), где было принято решение о В целом социал-демократы уже в тот период хотели разрушить царизм путем организации восстаний в войсках (на Черноморском флоте, в Одессе) и подрывом финансовой системы (призывали забирать вклады из банков и не платить налоги). Они поставляли в Россию оружие и взрывчатку (группа Красина), грабили банки (Гельсингфорсский банк, 1906 г.).

У них не получилось войти в официальные органы власти

Приход большевиков к власти России по «официальным каналам» сложился в дореволюционный период неудачно. Они бойкотировали выборы в первую Государственную Думу, во второй же получили меньше мест, чем меньшевики (15 должностей). В совещательном органе страны большевики задержались ненадолго, так как члены их фракции были задержаны при попытках поднять восстание с помощью петербургского гарнизона. Все думцы от большевиков были арестованы, а сама Дума того созыва распущена.

Что же сулил России потенциальный приход большевиков к власти? Кратко об этом можно узнать из решений Лондонского (пятого) съезда партии, где в 1907 году были приняты программы «максимум» и «минимум». Минимально для России была предусмотрена с укорачиванием рабочего дня до 8 часов, свержением самодержавия, установлением демократических выборов и свобод, введением местного самоуправления, предоставлением нациям права на самоопределение, отменой штрафов и возвращением крестьянам земельных отрезов. По максимуму в Российской империи должна была произойти пролетарская революция и переход к социализму с установлением диктата пролетарских масс.

Обстановка в России после 1907 года продолжала оставаться тяжелой. Причинами, по которым приход к власти большевиков в будущем стал возможным, было то, что царские реформы того времени не дали существенных результатов, аграрный вопрос не был решен, начавшаяся Первая мировая война после поражения под Таненнбергом велась уже на территории России и привела к гиперинфляции, нарушению снабжения продовольствием городов, голоду в деревнях.

Разложение армии способствовало революции

В войне погибло около 2 млн. солдат и почти миллион мирных жителей, была произведена огромная мобилизация (15 млн. человек), основную массу которой составили крестьяне, многие из которых, наряду с революционными рабочими, пришли в армию с симпатиями к эсеровским идеям о получении крестьянами земель помещиков. Набор был столь велик, что многих даже не привели к присяге, не говоря уже о патриотическом воспитании. А противники царского режима вели активную пропаганду своих идей, что привело к отказам казаков и солдат подавлять народные выступления еще в 1915 - 1916 гг.

У царского режима осталось мало сторонников

Причины прихода к власти большевиков или любых других политических сил к 1917 году заключались в том, что царский режим в создавшихся условиях был слишком слаб экономически и политически. При этом непосредственно Николай Второй занимал отстраненную позицию (или был лишен необходимого объема информации о действительном положении дел). Это дало, к примеру, возможность в феврале 1917 года закрыть Путиловский завод и «выбросить» на улицы Санкт-Петербурга около 36 тысяч человек, часть из которых была под влиянием революционных идей большевиков и стала вовлекать в забастовки рабочих на других фабриках. Император в то время уже не мог опираться даже на свою гвардию, так как большая часть ее довоенного состава была убита на фронтах и заменена мобилизованными солдатами из разных сословий. Против царя были многие политические силы страны, которые, однако, были и одновременно в оппозиции друг к другу, так как каждая партия имела свой собственный план развития государства.

Мало кто ожидал, что большевики победят

По состоянию на апрель 1917 года многим казалось, что приход большевиков к власти невозможен, так как основная масса населения, крестьяне в большей мере, поддерживала эсеров, у промышленников были свои партии, у интеллигенции - свои, существовало несколько партий, поддерживающих монархический строй. Апрельские тезисы Ленина не нашли отклика в среде эсеров, меньшевиков и многих большевиков, так как вождь предлагал отказаться от оборонительных позиций на войне и заключить мир (может быть именно для этого Германия «не заметила», как Ленин прибыл в Петроград через ее территорию в опечатанном вагоне). Поэтому причины прихода к власти большевиков были, в том числе, и внешнеполитическими. Кроме того, тезисы предлагали роспуск Временного правительства и передачу власти Советам, наряду с национализацией земли, вместо ее передачи в собственность крестьянским общинам, что не добавляло сторонникам Ленина популярности.

Неудачная попытка

Приход большевиков к власти (1917) сопровождался попытками возглавить страну еще до ноября месяца. В июне того же года, на Первом съезде рабочих и солдатских депутатов (Всероссийском) выяснилось, что большевики по своей значимости были на третьем месте в среде социалистов. На съезде делегаты отвергли предложение Ленина об окончании войны и упразднения действующих органов власти. Однако нужно учитывать, что к тому времени под влиянием большевиков уже находились солдатские полки, в том числе расквартированный в Петрограде Первый пулеметный полк (11, 3 тысячи солдат) и матросы Кронштадской морской базы. Влияние партии Ленина в военной среде привело к тому, что попытка взять (штаб-квартира Временного правительства) была предпринята в июле 1917 года. В эти дни к дворцу прибыли рабочие солдаты, матросы, но организация «наступления» была настолько плохой, что замысел большевиков провалился. Этому способствовало еще отчасти то, что министр юстиции Временного правительства Переверзев успел подготовить и расклеить по городу газеты, где Ленин и его сподвижники были представлены как германские шпионы.

Смена органов власти и непосредственный захват

Какими еще процессами сопровождался приход к власти большевиков? Год совершения Великой Октябрьской революции был богат разными событиями. К осени становится очевидным, что Временное правительство не справляется с анархией, поэтому формируется новый орган - Предпарламент, в котором у большевиков только 1\10 часть мест. При этом партия Ленина получает большинство в Советах крупных городов, в том числе до 90% в Петроградском и около 80% в Московском. Ее поддерживают солдатские комитеты Западного и Северного фронтов, а в крестьянской среде она все так же малопопулярна - в половине Советов сельских депутатов-большевиков вообще не было.

Каким же непосредственно был приход большевиков к власти? Кратко события развивались так:

  1. тайно приезжает в Петроград, где начинает пропагандировать новое восстание, его не поддерживают Каменев и Троцкий. Второй при этом предлагает дождаться решений (Всероссийского), назначенного на 20 и перенесенного на 25 октября (по старому стилю).
  2. 18 октября 1917 года (по ст. стилю) в гарнизонах Петрограда произошло совещание полков, где было решено провести вооруженное восстание против действующей власти, если его инициирует Петросовет (где у большевиков было 90% голосов). Через пять дней на сторону большевиков перешел гарнизон Петропавловской крепости. На стороне же Временного правительства оказались юнкера из училищ и школ военных прапорщиков, ударная женская рота, казаки.
  3. 24 октября силы большевиков захватили телеграф, телеграфное агентство, посредством которого вызвали из Крондштата боевые корабли. Они же не дали юнкерам развести часть мостов.
  4. В ночь с 24 на 25 октября большевикам удалось захватить центральную телефонную станцию, Госбанк, Варшавский вокзал, отключить центральное электроснабжение правительственных зданий, вывести в Неву крейсер «Аврора». К полудню «революционные массы» захватили Мариинский дворец. Штурм же Зимнего дворца был произведен поздней ночью, после предварительного его обстрела из пушек крейсера «Аврора». В 2 часа 10 минут 26 октября Временное правительство сдалось.

Революция повлекла за собой увеличение числа жертв

Последствия прихода к власти большевиков были разрушительны для России, так как в результате победы к ним перешла власть в Петрограде (почти в полном объеме, за исключением Городской думы Петрограда), было сформировано новое правительство из большевиков во главе с Лениным (Совет Народных Комиссаров). Но большая часть страны ими не контролировалась, что привело к гражданской войне, дальнейшему развалу экономики, приведшему, в том числе, к голоду и многочисленным жертвам.

Цели урока:

  • Добиться усвоения и осмысления основных фактов урока (события Октября 1917 года, первые мероприятия Советской власти, созыв и роспуск Учредительного собрания);
  • На основе анализа событий выявить причинно-следственные связи;
  • Продолжать формировать приёмы умственной деятельности (выявление существенного, сравнение и обобщение фактов, доказательство);
  • Через осмысление прошлого формировать уважение к истории Отечества;
  • Через понимание исторических событий формировать понимание сути происходящего сейчас.

Для достижения этих задач необходимо применение следующих методов обучения:

  • Устный: рассказ (сюжетный и аналитический), беседа;
  • Печатно-словесный: анализ документа – вычленение главного, сравнение документов – сравнение и обобщение.

Для формирования ценностных ориентаций и убеждений учащимся предложены проблемные ситуации.

Приёмом изложения был выбран приём конспективного изложения материала для того, чтобы больше времени уделить работе с документами с применением сопоставительного анализа идей.

Настоящий урок является третьим из десяти уроков темы «Революция и гражданская война в России». При наличии трёх часов истории в неделю на эту тему отводится два урока, но при двух часов в неделю – отводится один урок.

По соотношению звеньев обучения – это урок изучения нового материала, по характеру действия – проблемный, по характеру материала – урок изучения фактов.

План урока:

  1. Анализ ситуации в России к сентябрю 1917 года.
  2. События в России: сентябрь-октябрь 1917 года.
  3. II Всероссийский съезд Советов. Первые Декреты новой власти.
  4. Первые мероприятия Советской власти.
  5. Судьба Учредительного собрания.
  6. Подведение итогов.

Понятия урока: Декрет, ВЦИК, СНК - Совнарком, народный комиссар, ВЧК, Учредительное собрание, РСФСР.

Проблемные вопросы:

  1. Причины Октябрьских событий.
  2. Закономерны ли эти события?
  3. Октябрь 1917 года – что это – переворот или революция?
  4. Причины победы большевиков.

Домашнее задание: по учебнику – параграф 15, по Хрестоматии – стр. 50-51, по рабочей тетради, ч.1 – задания к параграфам 14-15 (рабочий лист 1-6).

Для достижения большей результативности в работе на уроке в 9-ом классе применяется метод опережающего задания – учащимся даётся предварительное задание: сделать краткие записи темы в тетрадь, поэтому, работая на уроке, учащиеся пользуются и своими записями.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя: тема сложная, тема спорная – существуют диаметрально противоположные мнения.

Сообщается план урока, проблемные вопросы (запись на доске).

Вспомните самые важные события с февраля по сентябрь 1917 года:

  1. Февральская революция, падение монархии;
  2. Апрель – первый кризис Временного правительства и приезд Ленина;
  3. Июнь – второй кризис Временного правительства, провал наступления на фронте;
  4. Конец двоевластия;
  5. Август – поражение мятежа Корнилова.

Исходя из этого – какая ситуация складывается в России? Каковы альтернативы развития событий? – беседа с учащимися, создание схемы (на доске и в тетради):

После этого учащиеся делают вывод о том, что наилучшее политическое положение у партии большевиков.

2. Действия большевиков.

  1. Сентябрь 1917 – большевизация Советов лозунг «Вся власть Советам!» лозунг вооружённого восстания.
  2. Начало октября – письма Ленина в ЦК с требованием готовить восстание, приезд его в Петроград.
  3. 10 октября – заседание ЦК курс на подготовку восстания (против Каменев и Зиновьев – их выступление в газете).
  4. 12 октября – создание Военно-революционного комитета для подготовки вооружённого восстания.
  5. 22 октября – переход гарнизона и Балтфлота на сторону Петроградского Совета. Читаем первый документ на листе – Что требуют солдаты?
  6. 24 октября:
  • утро: закрытие по приказу Временного правительства газеты большевиков «Рабочий путь»;
  • день: захвачены мосты, вокзалы, телеграф, телефон, почта и другие важные объекты;
  • вечер: Ленин пробирается в Смольный и руководит восстанием.
  1. 25 октября:
  • утро: столица в руках восставших. Читаем второй документ на листе.
  • вечер 10.40: открытие II съезда Советов и одновременно идёт взятие Зимнего дворца, который окончательно был взят в 02.04 часа 26 октября.

3. II Всероссийский съезд Советов.

Открыл Дан, печально сказав: «Власть в наших руках…».

739 делегатов:

  • 338 большевиков;
  • 127 левых эсеров;
  • остальные – ушли, осудив большевиков. Читаем «Резолюцию фракции меньшевиков» (стр. 116 учебника).

26 октября 8.40 вечера началось второе заседание II-го съезда Советов, которое открыл Ленин. Съезд принял первые декреты:

О мире О земле О власти
- демократический мир без аннексий и контрибуций;

Отмена тайной дипломатии договоров.

- читаем и сравниваем документы из учебника (стр. 107 и стр. 117).

общее: уничтожение частной собственности.

различие: - крестьянский наказ призывает к возвращению к общине (общинный социализм Герцена и Чернышевского).

Ленин выступает за национализацию земли создание коллективных хозяйств.

«Вся власть Советам!» - объединение законодательной и исполнительной власти.

Всероссийский съезд Советов – ВЦИК (Каменев).

Совет народных комиссаров - Совнарком (Ленин);

Народные комиссариаты:

На местах: Советы -

республика Советов.

Переходим к решению проблемных вопросов (после обсуждения ученики делают выводы):

  1. Причины событий Октября 1917 года:
  • временное правительство не решило проблем (общенациональный кризис);
  • слабые либеральные силы;
  • слабый средний класс;
  • господствующая психология – жажда справедливости.
  1. Закономерны ли эти события: - Да. Проблемы, которые были в стране, требовали решения, а большевики взялись их решать.
  2. Эти события: переворот или революция: - Революция, так как первые декреты изменили экономическую основу общества, т.е. форму собственности, и политическую основу, т.е. форму правления.
  3. Причины победы большевиков.

Задание: Читаем и анализируем документы из книги «Документы к учебнику по Отечественной истории» (1-й вариант – стр. 42, 2-ой вариант – стр. 43 1-3 абзацы).

Вопросы к документам :

  • В чём видит Керенский причину победы большевиков? Согласны ли вы с этой точкой зрения?
  • В чём видит причину победы большевиков Деникин? Согласны ли вы с этой точкой зрения?

Работа над хронологической таблицей, которую учащиеся делают по учебнику:

  • октябрь 1917г. – Советская власть узаконена во многих городах центра России;
  • ноябрь 1917г. – Советская власть установлена в Москве, узаконена в Поволжье;
  • декабрь 1917г. – Советская власть установлена в Калужской и Тульской губерниях, Западной Сибири;
  • январь 1918г. – Советская власть установлена в Центрально-Чернозёмном районе, Казани, Саратове, Астрахани;
  • февраль 1918г. – Советская власть установлена на Алтае, в Чите, Верхнеудинске, Забайкалье;
  • март 1918г. – Советская власть установлена на Дальнем Востоке, в Крыму.

5. Первые документы Советской власти.

Работа с учебником – составление таблицы.

  • 2 ноября 1917г. – «Декларация прав народов России»: - право наций на самоопределение, вплоть до отделения, - равенство народов России и т.д. распад Российской империи (национальная политика).
  • 10 ноября 1917г. – Декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» (социальная политика).
  • 20 ноября 1917г. – Обращение СНК «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока» (религиозная и национальная политика).
  • 18 декабря 1917г. – Декрет о равенстве гражданских прав мужчин и женщин (социальная политика). Декабрь 1917г. – Декрет об изменении летоисчисления. Декабрь 1917г. – Декрет о создании при Совете народных комиссаров Всероссийской чрезвычайной комиссии для борьбы с контрреволюцией, саботажем и спекуляцией (политическая сфера).
  • 23 января 1918г. – Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (социальная и религиозная политика).

После работы с таблицей учащиеся указывают на последствия этих мероприятий – вхождение правых эсеров во ВЦИК и левых эсеров – в Совнарком.

6. Учредительное собрание.

До Октября все партии – за созыв Учредительного собрания, после Октябрьской революции большевики были против его созыва, но не рискнули отменить. Результаты выборов разочаровали большевиков: 40% - у эсеров и только 24% - у большевиков. Это означает, что население России за Советы, но не за большевиков.

3 января 1918г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой были зафиксированы все изменения, происшедших в стране.

5 января 1918г. утром была расстреляна демонстрация в защиту Учредительного собрания, что вызвало напряжение в городе. В 16 часов было открыто Учредительное собрание, которое заседало без фракций большевиков –и левых эсеров до 4-х часов утра, назначив следующее заседание на 10 часов. Но в назначенное время двери Таврического дворца были закрыты.

10 января 1918г. началась работа III Всероссийского съезда Советов, который принял «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», объявил Россию советской федеративной социалистической республикой (РСФСР).

На разгон Учредительного собрания существуют разные точки зрения:

от мнения, что разгон собрания не имел никаких последствий до мнения о том, что разгон собрания явился причиной гражданской войны в стране.

Выводы:

Большевики быстро установили власть Советов по всей стране. Они, зная устремления народных масс, провозгласили декрет о мире и декрет о земле, Декларацией прав народов России ликвидировали национальное неравенство, декретом от 10 ноября 1917 года ликвидировали сословное неравенство.

Роспуск Учредительного собрания показал, что большевики не намерены делиться властью с кем бы то ни было.

К чему привели действия большевиков – это тема последующих уроков.

Приложение к уроку

1. Резолюция солдат Петроградского гарнизона с требованием передачи власти Всероссийскому съезду Советов (22 октября 1917 года).

…гарнизон Петрограда заявляет:

Время слов прошло. Страна на краю гибели. Армия требует мира, крестьяне требуют земли, рабочие требуют работы и хлеба. Коалиционная власть против народа. Она – орудие в руках врагов народа. Время слов ушло. Всероссийский съезд Советов должен взять власть в свои руки и обеспечить народу мир, землю и хлеб. Этого требует спасение революции и народа.

Власть Советам.

Немедленное перемирие на всех фронтах.

Земля крестьянам.

Честный созыв Учредительного собрания в назначенный срок.

Петроградский гарнизон торжественно обещает Всероссийскому съезду в борьбе за эти требования отдать в его распоряжение все свои силы до последнего человека.

Надейтесь на нас… Мы все на своих постах, готовые победить или умереть.

Газета «Рабочий путь» №43.

Из книги «Хрестоматия по истории СССР», Москва, 1988, стр 148.

2. К гражданам России!

Временное правительство низложено. Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства – это дело обеспечено.

Да Здравствует революция рабочих, Солдат и крестьян!

Хлеб – Голодным!
Землю – Крестьянам!
Заводы – Рабочим!
Мир – Народам!

Военно-Революционный Комитет при Петроградском Совете Рабочих и Солдатских Депутатов 25 октября 1917г. 10 часов утра.

Всем! Всем! Всем!

Граждане России!

Временный Совет Российской Республики, уступая напору штыков, вынужден был 25 октября разойтись и прервать на время свою работу.

Захватчики власти со словами «свобода и социализм» на устах творят насилие и произвол. Они арестовали и заключили в царский каземат членов Временного Правительства, в том числе и министров-социалистов…

Кровь и анархия грозят захлестнуть революцию, утопить свободу, республику и вынести на своём гребне реставрацию старого строя…

Такая власть должна быть признана врагом народа и революции…

Из книги «История России» (советское общество), М., Терра, 1997, стр. 63-64.

4. А. Ф. Керенский о причинах падения Временного правительства.

… после безуспешной для заговорщиков и столь несчастной для государства попытки свергнуть Временное правительство вооружённой рукой генерала Корнилова общественные группы, поддерживающие «диктатора» и связанные с ним, постановили: не оказывать правительству в случае его столкновения с большевиками никакой помощи. Их стратегический план состоял в том, чтобы сначала не препятствовать успеху вооружённого восстания большевиков, а затем, после падения ненавистного Временного правительства. Быстро подавить большевистский «бунт»...

Военные и штатские стратеги, авторы этого замечательного плана, были твёрдо убеждены в том, что большевистский триумф не представит собой никакой серьёзной опасности и что в три-четыре недели «здоровые элементы» русского народа справятся с бунтующей массой и установят в России «сильную власть». Увы, выполнив блестяще первую, так сказать, пассивную часть своего плана – свергнув руками большевиков Временное правительство, - наши «патриоты» оказались совершенно не способными к осуществлению его второй, активной, действенной части – оказались неспособными победить большевиков не только в три месяца, но и в три года!

Лебедев О.Е. «Документы и материалы к учебнику по Отечественной истории 10 класс», М., Просвещение, 1992, стр. 42-43.

5. А.И. Деникин. Из «Очерков русской смуты».

Власть падала из слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы…

Троцкий имел все основания сказать в Совете за неделю до выступления: «Нам говорят, что мы готовимся захватить власть. В этом вопросе мы не делаем тайны… Власть должна быть взята не путём заговора, а путём, а путём дружной демонстрации сил»…

Когда 25-го в столице началось вооружённое столкновение, на стороне правительства не оказалось никакой вооружённой силы. Несколько военных и юнкерских училищ вступили в бой не во имя правительства, а побуждаемые к тому сознанием общей большевистской опасности; другие, считавшиеся лояльными части, вызванные из окрестностей столицы, после моральной обработки их посланными Троцким агитаторами отказались выступить; казачьи полки сохраняли «доброжелательный» к большевикам нейтралитет. Весь остальной гарнизон и рабочая Красная гвардия были на стороне Совета; к ним присоединились прибывшие из Кронштадта матросы и несколько судов флота…

Литература:

  1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России. XX век», учебник для 9-го класса, М., 1999;
  2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Хрестоматия по истории России XX век, пособие для 9-го класса, стр.50-51. (статья Г.В. Плеханова);
  3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рабочая тетрадь, часть 1;
  4. Подборка фрагментов документов (тексты прилагаются).

Приход к власти большевиков . Осенью 1917 г. Россия переживала острейший кризис: экономика оказалась в состояния паралича, обострился голод, национальные окраины не контролировались центральной властью, стачечное движение в городах, «крестьянская война» против частных землевладельцев, отказ многих провинциальных советов от сотрудничества с официальными властями, развал армии. Правительство (23 сентября Керенский сформировал 3-е коалиционное социал-либеральное правительство с преобладанием умеренных социалистов) утрачивало способность влиять на положение дел.

После упорной борьбы Ленину при поддержке Л.Д. Троцкого (многолетний оппонент Ленина в социал-демократическом движении, вступил в РСДРП/б летом 1917 г.) удалось навязать большевистскому руководству решение о взятии власти (видные деятели партии Г.Е.Зиновьев, Л.Б.Каменев и др. считали, что даже в случае успеха в столице удержать власть не удастся).

24-25 октября силы Военно-революционного комитета (ВРК) при Петросовете - гарнизон, матросы, «красная гвардия» - практически без сопротивления (Керенский покинул столицу) овладели стратегическими центрами города. Утром 25 публикуется воззвание о переходе власти к ВРК. В ночь с 25 на 26 октября в зимнем дворце были арестованы министры. В это же время работавший II Всероссийский съезд Советов, на котором большинство составляли большевики (их поддерживали «левые эсеры», отколовшаяся часть партии, выступающие за переход власти к советам), провозгласил установление советской власти в России. Было сформировано советское правительство - Совет народных комиссаров - во главе с Лениным, в состав которого вошли большевистские руководители - А.И.Рыков, И.В.Сталин, Л.Д.Троцкий и др.

Поскольку к власти пришли силы, исповедующие социалистическую доктрину, победившая революция может быть определена как социалистическая.

Причины победы большевиков: - лидерство Ленина, разработавшего стратегию взятия власти;

Политико-организационное единство большевистской партии (не смотря на разногласия в руководстве) в общероссийском масштабе;

Резкое ослабление консервативных сил после падения монархии;

Противоречия в социал-либеральном блоке;

Неукорененность либеральных ценностей в массовом сознании, следствие политической слабости политически малоопытной буржуазии и стойкости общинного менталитета;

Разрушительное воздействие на социально - экономическую сферу военных действий;

Соответствие большевистской платформы доминирующим антивоенным и уравнительно-коллективистским настроениям в обществе, позволившее им «оседлать» стихийное движение масс.

Приход к власти «социалистических модернизаторов» большевиков с программой ликвидации краеугольных институтов цивилизации (право собственности, товарно-денежные отношения, разделение властей и т.д.) означал «цивилизационный» реванш традиционалистских сил, не принимавших траекторию развития, заложенную петровскими преобразованиями. Преодолеть культурный раскол между элитой и низами общества дореволюционной России не удалось.

Первоочередные мероприятия Советского режима. Действия победителей определялись доктринальными (вытекающими их программных целей) и ситуативными (определяемыми складывающейся обстановкой) факторами.

На рубеже 1917-1918 гг. большевикам, используя перевес в политизированной части общества и выжидательную позицию большинства россиян (разгон большевиками в январе 1918 г. демократически избранного Учредительного собрания, подавляющим большинством голосов отказавшегося признать новый режим, не вызвал серьезной реакции в обществе), в относительно мирных внутренних условиях удалось:

Вывести страну из Мировой войны (З марта 1918 г. в Бресте был заключен сепаратный мир с Германии на тяжелых для России условиях, позволивший сохранить большевистскую власть);

Начать осуществление ситуативных (борьба с голодом) и доктринальных мероприятий. На основании Декрета о земле II съезда Советов, учитывающего крестьянские требования эсеровского толка, проводилась конфискация частновладельческих земель с передачей крестьянам в уравнительное землепользование, национализация (передача в собственность государства) всей земли и недр; началась национализация в сфере промышленности и финансов.

Принятием «Декларации прав и трудящегося и эксплуатируемого народа», развитой и закрепленной Конституцией Российской Советской Социалистической Федеративной Республики (РСФСР) летом 1918 г. (оформившей построение власти в виде системы мастных съездов советов, венчаемой Всероссийским съездом, формирующим правительство), началось оформление основ государственности «трудящихся»: диктатура пролетариата в форме советов, в течение переходного периода от капитализма к социализму ликвидирующая частную собственность.

1. Как и почему большевикам удалось взять власть в октябре 1917 г.?

Основными причинами взятия власти большевиками были: медлительность и непоследовательность действий Временного правительства после Февральской революции в решении рабочего, аграрного, национального вопросов и продолжавшееся участие России в войне, острейший кризис власти, вызванный падением самодержавия и двоевластием. В то же время отсутствие полноценного частнособственнического строя в деревне, мощные пережитки традиционного, общинно - уравнительного сознания и глубокое недоверие народных масс к высшим и образованным слоям общества - все это способствовало быстрому распространению социалистических идей. Это привело к углублению общенационального кризиса и созданию предпосылок для усиления крайне левых партий в центре и националистических партий на окраинах страны. Наиболее энергично действовали большевики. Они выдвинули популярные лозунги: «Мир - народам», «Земля - крестьянам», «Фабрики - рабочим»; к концу августа - началу сентября завоевали большинство в Советах Петрограда и Москвы и приступили к подготовке вооруженного восстания, приуроченного к открытию II Всероссийского съезда Советов. В результате быстрой радикализации масс, отсутствия твердой государственной власти формировавшаяся демократия быстро превращалась в безвластие. Большевики в этих условиях сумели полностью реализовать свои преимущества: твердую политическую волю, стремление к власти, гибкую, но единую партийную организацию и широчайшую сверхпопулистскую агитацию.

2. Проанализируйте первые действия большевиков после прихода к власти, в том числе содержание и цели первых советских декретов.

После прихода к власти первоочередными задачами большевиков стали ликвидация существующих общественных структур, оформление пролетарской государственности, утверждение собственной власти.

Большевики, придя к власти, создали принципиально новую политическую систему. Они ликвидировали все старые государственные учреждения (Государственный совет, министерства, местные органы самоуправления - городские думы и земства). Были отвергнуты прежняя система судопроизводства, принципы формирования и функционирования армии. Реализация диктатуры пролетариата (политической власти рабочих), провозглашенной большевиками, и укрепления их власти требовали создания новой государственной машины.

Национальная политика определялась "Декларацией прав народов России", принятой Совнаркомом РСФСР 2 ноября 1917 г. В ней провозглашалось равенство и суверенность народов России, их право на самоопределение и образование самостоятельных государств.

Первыми декретами большевиков, после прихода к власти стали: декрет о мире, о земле, о власти, о 8-мичасовом рабочем дне и о народах, а так же декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.

Декрет о мире

· Провозглашение выхода России из войны;

· Обращение ко всем воюющим сторонам с целью заключить мир без аннексий и контрибуций;

Декрет о земле

· Отменена частная собственность на землю;

· Установлено уравнительное землепользование с периодическими переделами земли;

Декрет о власти

· Провозглашение прихода к власти рабочих, солдатских и крестьянских депутатов;

· Передача исполнительной власти Совету народных Комисаров;

· Избрание нового состава ВЦИК;

Декрет об установлении 8-мичасового рабочего дня

· Декламация прав народов России:

· Установление равенства и суверенности всех народов России;

· Право народов на свободное самоопределение;

· Отмена национальных привилегий и ограничений;

· Свободное развитие национальных меньшинств;

Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви.

Необходимость столь радикального решения вопросов о мире и о земле была обусловлена необходимостью установления авторитета большевиков у народа.

3. Почему большевики созвали Учредительное собрание и сразу же его разогнали?

Большевики созвали Учредительное Собрание 5 января. Но когда увидели, что они набрали только четверть голосов в Собрании, они разогнали его.

Совет Народных Комиссаров, без согласия народа и даже не запросив согласия Всероссийского Совета, издал декрет о закрытии Учредительного Собрания

4. Какие последствия имел разгон Учредительного собрания?

Разгон Учредительного собрания имел далеко идущие последствия для будущего России.

Надежды на демократическое обновление страны были окончательно развеяны, возможность политического компромисса исчезла. Противоборствующие политические силы вступили в жестокую схватку.

Устранение его с политической арены с помощью силы в конечном счете усилило раскол российского общества, ибо еще немало людей связывали свое будущее с деятельностью Всероссийского Учредительного собрания. Разгон Собрания дал противникам большевиков уникальный идеологический ресурс - лозунг "защиты демократии". Без этого ресурса гражданская война не могла бы обрести столь быстро и необратимо тотальный характер. Разгон Учредительного собрания в определенной степени стимулировал процесс развертывания Гражданской войны, т.к. противные стороны приступили к решению оружием того, что не удалось решить политическими средствами.

Был еще один побочный результат разгона Учредительного собрания.Эта силовая акция внесла в сознание советской политической элиты и народа устойчивое предубеждение (и без того подготовленое беспомощностью дореволюционных Государственных дум) против представительных и законодательных институтов западной демократии, и в первую очередь институтов парламентаризма. Утвердился стереотип о ценностях парламентаризма как о чем-то несерьезном, формальном, стоящем в стороне от реального дела. Иначе говоря, это способствовало тому, что в течение многих лет в нашей стране была в значительной степени сужена дорога к развитому правовому государству.

5. Почему большевики последовательно уничтожили другие политические партии и организации?

Однако захватив власть, большевики сплотились, стремясь сосредоточить все управление страной в своих руках и даже встать во главе всемирной революции. Однако захватив власть, большевики сплотились, стремясь сосредоточить все управление страной в своих руках и даже встать во главе всемирной революции.

6. Почему в России 1917 года из двух возможных альтернатив развития: буржуазно-демократических основ организации власти и общества и установления диктатуры - реализовалась именно последняя? Какие факторы этому способствовали? Что обеспечило успех большевиков?

Временное правительство 1917г

Название Время действия Партийный состав Председатель
Временное правительство 2 марта – 26 октября Члены Гос. Совета Буржуазия и Демократические элементы (Октябристы и Кадеты) Г.Е. Львов – Первый председатель А.Ф. Керенский – Последний председатель
1-е коалиционное правительство 5 мая – 24 июля Буржуазные партии – 10 мест и Социалисты (Эсеры, Меньшевики) – 6 мест Г.Е. Львов
2-е коалиционное правительство 24 июля – 25 сентября 7 эсеров и меньшевиков, 4 кадета, 2 радикальных демократа и 2 беспартийных А.Ф. Керенский
3-е коалиционное правительство 25 сентября – 26 октября 4 кадета, 2 эсера, 3 меньшевика, 1 трудовик, 1 «независимый» и 2 военных специалиста. А.Ф. Керенский