Пример психологической интерпретация тестов старшеклассников. «Психологическая диагностика в школе»

Тесты для детей

Определение школьной тревожности. Методики на исследование памяти. Тесты мышления. Вербальные методики. Детские проективные методики. Опросники межличностных отношений ребёнка. Данная анкета предназначена для разного рода случаев психологической практики, в которой требуется определить особенности взаимоотношений детей или подростков в диаде. Анкета направлена на выявление мотивации дружбы с конкретным человеком. Данная анкета предваряет психологическую консультацию родителей. Анкета предназначена для сбора сведений о неуспевающем ребенке со стороны работников образовательного учреждения. Дислалия. Дизартрия. Ринолалия. Методика предназначена для исследования работоспособности у дошкольников. Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире. Методика заучивания десяти слов была предложена А. Р. Лурия. Она позволяет исследовать процессы памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение. Методика состоит из 30 заданий на установление логических связей между словами по заданному образцу. Она предназначена для оценки особенностей вербального (понятийного) мышления. Другой вариант "Аналогий". В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по признакам: скорость процессов воображения, необычность, оригинальность образов, богатство фантазии, глубина и проработанность (детализированность) образов. Эта методика предназначена для детей в возрасте от 3 до 4 лет. Ребенку показывают рисунок и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. В шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. С помощью данной методики определяется динамика процесса заучивания. Ребенок получает задание за несколько попыток выучить наизусть и безошибочно воспроизвести ряд, состоящий из 12 слов. В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагается пять наборов слов по десять слов в каждом. Методика предназначена для оценки уровня развития вербального интеллекта у детей 6 – 8 лет. В задачу ребенка входит закончить начатое психологом предложение. Все предложения построены таким образом, что их можно закончить лишь определенным словом. С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Методика предназначена для определения объема кратковременной зрительной памяти. Дети в качестве стимулов получают картинки. Методика предназначена для оценки концентрации внимания у детей. Используется в батарее с другими тестами на внимание. Шкала для оценки уровня развития операции обобщения. Методика позволяет выявить уровень процессов обобщения и отвлечения. Оценка уровня зрительного восприятия. Эта методика предназначается для психодиагностики мыш­ления детей в возрасте от 3 до 4 лет. Эта методика предназначена для диагностики уровня разви­тия наглядно-действенного мышления. Представляемая далее методика определяет запас слов, ко­торые хранятся в активной памяти ребенка. Взрослый называет ребенку некоторое слово из соответствующей группы и просит его самостоятельно перечислить другие слова, относящиеся к этой же группе. Методика предназначена для оценки словарного запаса ребенка и беглости мышления. При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль. Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу. Ребенку предлагается любая картинка, на которой изображены люди и различные предметы (например, такая, которая изображена ниже). Его просят в течение 5 минут как можно подробнее рассказать о том, что изображено и что происходит на этой картинке. Оценивается объём зрительной памяти. Уровень развития понятийного мышления. Задача этой методики - определить исходную мотивацию учения у детей, поступающих в школу, т.е. выяснить, есть ли у них интерес к обучению. ... Методика предназначена для оценки долговременной памяти ребенка. Проводится индивидуально. Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора. В этом задании детям показывают рисунок и объясняют, что на нем изобра­жен лабиринт, вход в кото­рый указан стрелкой, рас­положенной слева вверху, а выход - стрелкой, распо­лагающейся справа вверху. Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Методика предназначена для оценки уровня развития когнитивного представления у ребенка. Применяется индивидуально. Цель данной методики - оценка образно-логического мышления ребенка. Оценивается фантазия ребёнка. Данная методика относится к классическим, использующимся для усвоения процессов анализа и синтеза. Может быть применена для изучения мышления школьников любого возраста. Цель: исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей и подростков. Материал: несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги. Эта методика - на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения. Оценивается уровень развития восприятия. Методика предназначена для оценки готовности к обучению. Ребенку предлагается серия рисунков, на каждой из которых не хватает какой-то существенной детали. Цель этой методики, основанной на прогрессивных матрицах Равена, - определить, насколько ребенок в со­стоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти об­разы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет. Она призвана исс­ледовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. Методика предназначена для примерной оценки уровня развития у ребенка технического мышления. Проводится индивидуально, используется в батарее с другими тестами. Общая тревожность в школе. Переживание социального стресса. Фрустрация потребности в достижение успеха. Страх самовыражения. Страх ситуации проверки знаний. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу. Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Программа содержит четыре методики, направленные на выявление психосоциальной зрелости, уровня развития аналитического мышления и речи, а также школьно-необходимых функций в форме способности к произвольному поведению. Произвольность внимания. Активность мышления. Данная методика применяется как для предварительного знакомства с ребенком, так и с целью выяснить степень выраженности познавательного или игрового мотивов в аффективно-потребностной сфере. Предлагаемая методика позволяет выявить три возможных «типа» восприятия индивидом группы. При этом в качестве показателя типа восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего.

психолога может строиться с опорой на пара-

Дигму психологического сопровождения, разработанную М. Р. Битяновой и опирающуюся на ее идею психолого-педагогического статуса школьника. Напомним, что сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, которая направлена на создание социально-психологических условий для успешного обучения

и психологического развития ребенка в ситуации школьного взаимодействия .

Психолого-педагогический статус учащегося предполагает совокупность психологических характеристик важнейших видов деятельности: поведения, внутреннего психического состояния школьника, которые оказывают влияние на успешность его обучения и развития в школьной среде.

Психолого-педагогический статус имеет следующие параметры:

  • - особенность познавательной сферы: включает в себя соотношение уровней развития когнитивных процессов педагогическим требованиям, а также умственную работоспособность и темп умственной деятельности;
  • - особенность поведения и общения школьников: включает в себя взаимодействие со сверстниками, педагогами, произвольность поведения, соблюдение социальных норм;
  • - особенность личностной сферы: включает в себя наличие и характер учебной мотивации, устойчивость эмоциональных состояний, волевые свойства личности;
  • - особенность отношения к миру, к другим и к самому себе: включает в себя отношение к окружающей действительности, сверстникам, педагогам и к самому себе.

Диагностика по методам включает в себя экспертные или стандартизованные виды, а по формам - наблюдение, опросные и проективные методы, а также эксперимент. Принципы построения психодиагностики опираются на прогностичность методов, развивающий потенциал методик, экономичность проведения диагностической процедуры и на конфиденциальность. Критерии выбора прогностических методик следующие: дифференциальные возможности методик, их точность, валидность, надежность и репрезентативность. Схематичная развертка психодиагностических процедур в школе может включать мониторинг и углубленную диагностику. При этом мониторинг по отношению к старшей школе может опираться на обследование подростков в период острого возрастного кризиса и на этапе профессиональной ориентации.

Диагностика в средней школе определяется особенностями возраста: «я действую сам» через раскрытие познавательной тяги к запретному, через обособление от взрослых с одновременной значимостью принятия референтной группы. Значимые особенности проявляются через социальную обусловленность познавательной мотивации, развитие социальных интересов, актуализацию самопознания и социальную сензитивность. В связи с этим в фокусе диагностики могут быть личностная, социальная и познавательная сферы. Подростки имеют следующие доминанты развития: «я понимаю, зачем я действую» в контексте личностной рефлексии и поиска смысла жизни, становления внутренней позиции личности, значимости социального взаимодействия со сверстниками и значимыми другими. Значимые особенности возраста характеризуются: особенностью деятельности, выраженной индивидуализацией способностей, сферой интереса и способов деятельности, выстраиванием мировоззрения через принятие определенных ценностных систем.

Фокусом диагностики у учащихся старшей школы могут быть: исследование стратегий профессионального выбора и жизненных перспектив; изучение и самоисследование мотивационной и волевой сферы личности; психосексуальной сферы; проблемы отношений в социальном пространстве семьи, группы сверстников.

Ядром мониторинга для учеников средней школы могут быть: выявление фаз подросткового кризиса с целью своевременной коррекции возможных отклонений; диагностика асинхронности развития; диагностика познавательных процессов через выявление восприятия, памяти и мышления.

Для диагностики взаимодействия в малых группах используются социометрические методы . Данное направление появилось в 1934 г. с опубликованием работы Дж. Морено «Кто выживет».

Социометрия - это вызванный исследователем акт выбора испытуемыми других членов группы для совместной деятельности в заданных контролируемых условиях.

Важно понимать, что с помощью социометрии диагностируются взаимоотношения членов группы, их межличностные предпочтения. Популярность метода делает необходимым осторожное отношение к результатам социометрической диагностики. Во-первых, наиболее предпочитаемый член группы, т.е. звезда, - это совершенно необязательно лидер коллектива, а если это так, то прогностическая возможность анализа этого статуса весьма ограничена. Во-вторых, коэффициент взаимности отношений, т.е. большое количество случаев взаимного выбора, отнюдь не свидетельствует о групповой сплоченности. Однако это не снижает положительного эффекта от применения метода, и при аккуратном и вдумчивом использовании социометрический метод может стать хорошим прогностическим инструментом. В социометрических исследованиях принято выделять три этапа:

  • 1) социометрия - измерение статусной структуры коллектива. Исследователи-практики отмечают, что сами по себе выявленные индексы ни о чем не говорят. Они приобретают смысл лишь при соотнесении показателей с возрастной нормой, с временем жизни коллектива, с индивидуальными характеристиками учащихся;
  • 2) установление закономерной связи между выявленными показателями и личностными и групповыми характеристиками. Исследователи используют разные методики, наиболее популярные из них - выявление ценностно-ориентационного единства группы, референтометрия, непосредственные наблюдения. Сопоставление социометрических индексов и данных социально-психологических характеристик группы позволяет составить социально-психологический портрет исследуемой группы;
  • 3) формирование и коррекция межличностных взаимоотношений в исследуемой группе.

Непосредственное измерение социометрических индексов - процедура, ставшая классической в социально-психологической диагностике 1 .

А. Н. Лутошкин предложил проективную эмоционально-символическую аналогию, выявляющую уровень развития коллектива. Движение групп от неколлектива к коллективу проходит пять этапов :

  • 1. «Песчаная россыпь». Нередко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь - сколько песчинок собрано вместе, но в то же время замечаешь, что ничто их не соединяет между собой. Подует легкий ветерок - отнесет часть песка, что лежит с краю, подальше. Дунет ветер посильнее - разнесет песчинки в стороны, пока кто-нибудь не сгребет их опять в кучу. Есть группы ребят, очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься - каждый сам по себе. Не находят эти ребята дела, которое бы их объединяло, неинтересно им быть вместе, не решаются пойти друг другу навстречу. В таких группах отсутствуют авторитетные люди, хорошие организаторы, вокруг которых могли бы сплотиться ребята. И потому «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
  • 2. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию. В руках хорошего мастера этот материал превращается в искусное изделие. Но он может так и остаться простым куском глины, если к нему не приложить достаточного усилия и умения. Когда в группе еще нет коллектива, ей особенно нужен хороший мастер - лидер, вожак, который смог бы повести за собой. Но этому лидеру нужна поддержка. Если его не поддерживают окружающие, ему трудно проявить себя. А самим ребятам без подсказки действовать трудно: нет опыта, не все понимают друг друга, не все готовы прийти другому на помощь. Нет еще у таких ребят и настоящей дисциплины. Скрепляют их в основном требования старших.
  • 3. «Мерцающий маяк». В штормящем море и начинающему, и опытному мореходу маяк приносит уверенность - курс выбран правильно. Важно только быть внимательным и не потерять световые всплески из виду. Маяки горят не постоянно, а периодически выбрасывая пучки света. Они как бы говорят: «Я здесь, я готов прийти на помощь». Формирующийся коллектив тоже озабочен, как ему держать правильный курс. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание - это еще не все. Для настоящих общих дел нужно постоянное горение, а не одиночные, пусть даже очень яркие вспышки. В таком коллективе есть на кого опереться, авторитетны «смотрители маяка», те, кто поддерживает горение маяка, - организаторы, актив. Однако ребятам не всегда хватает сил собрать свою волю, проявить настойчивость в достижении общей цели, подчиниться коллективным требованиям. Активность проявляется всплесками, да и то не у всех.
  • 4. «Алый парус». В романтической традиции алый парус - символ устремленности вперед, дружеской верности, неуспокоенности. В таком коллективе живут и действуют по принципу «один - за всех, все - за одного». Товарищеские взаимоотношения и искренняя заинтересованность делами друг друга и всего коллектива сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав «парусника» - знающие и надежные организаторы, верные товарищи. К ним идут за советом, за помощью, и они бескорыстно оказывают ее. Здесь нет пассажиров, все члены экипажа. Все вместе радуются удачам, огорчаются, когда кому-нибудь плохо. Коллектив интересуется не только собственными делами, но и теми событиями, которые происходят в других коллективах. Правда, не скажешь, что здесь готовы в любую минуту прийти на помощь другим коллективам, которые в этом нуждаются. Стремление к этому есть, но его еще надо подтвердить делом. Случается, что бури и ненастья нарушают на некоторое время ритм работы коллектива, но в борьбе выковывается характер.
  • 5. «Горящий факел». Настоящий коллектив - тот, который не удовлетворен собственным благополучием и, не дожидаясь просьб, спешит на помощь другим, который бескорыстно стремится принести пользу людям, всему обществу, высоко подняв над собой горящий факел, освещающий дорогу другим. Горючий материал для этого огня - дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив, и за дела всего общества.

Символическое описание уровня развития коллектива является своеобразным аутосоциометрическим диагностическим методом. Эта методика может быть адаптирована под различные задачи исследования и практики. Например, психолог может предложить ученикам самостоятельно найти метафору, с помощью которой можно охарактеризовать положение класса. Далее подросткам предлагается подобрать метафору, описывающую идеальный коллектив - тот, в котором подросткам было бы интересно находиться. После такой самостоятельной творческой работы психолог знакомит учеников с предложенными А. Н. Лутошкиным метафорами и предлагает им выбрать метафору, описывающую положение дел в их коллективе, а также метафору, описывающую желанный идеал. Данная методика может применяться в коррекционно-развивающих целях. Использование социометрического метода вообще и аутосоциометрического метода в частности актуализирует у подростков понимание своей проблемы социальной идентичности.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия №3

г. Ставрополь

«Психологическая диагностика в школе»

сборник тестов

Часть 2
Методическое пособие

Разработала

Педагог-психолог

Бондаренко Инна Юрьевна

г. Ставрополь, 2013

Предлагаемое методическое пособие «Психологическая диагностика в школе » представляет собой сборник тестов и методик, используемых при проведении психодиагностики.

В сборнике представлен примерный план диагностической работы в школе, методики и тесты для диагностики первоклассников на этапе их адаптации в школе, пятиклассников на этапе адаптации при переходе в среднее звено, для общей диагностики различных категорий учащихся, и т.д.

Сборник будет удобен и полезен для психологов школ, занимающихся практической психологией, а также для всех интересующихся психологической диагностикой школьников.
Содержание
Введение

Глава 2. Психологическое обследование детьми «группы риска».

2.1. Выявление предпосылок развития девиантного поведения.

2.1.1. Анкета по выявлению уровня педагогической запущенности.

2.1.2.Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел).

2.1.3.Опросники Т. Ахенбаха (для родителей и учителей).

2.1.4. Шкала враждебности» (В. Кука, Д. Медлей).

2.2. Оценка характерологических особенностей.

2.2.1.Методика определения акцентуации характера (К. Леонгард, Х. Шмишек)

2.2.2.Методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э. Г. Эйдемиллер).

2.2.3.Методика диагностики типа акцентуации характера "Чертова Дюжина".

2.2.4.Опросник EPQ (Г. Айзенк).

2.2.5. Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В).

2.2.6.Тест «Дом. Дерево. Человек».

2.2.7.Тест «Несуществующее животное».

2.3. Диагностика социально-психологической адаптации, межличностных отношений и представлений о себе.

2.3.1.Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

2.3.2.Методика «Q-сортировка».

2.3.3.Модифицированный вариант опросника межличностных отношений (ОМО) (В. Шутца).

2.3.4.Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд).

2.3.5.Тест для определения стратегий поведения в конфликте (К. Томас).

2.3.6.Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса, А. Дарки).

2.4. Выявление эмоциональных состояний, стрессовых ситуаций и их преодоления.

2.4.1.Тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк).

2.4.2.Опросник для оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

2.4.3.Личностна шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор).

2.4.4.Шкала депрессии (Т.И.Балашова).

2.4.5.Методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин).

2.4.6.«Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний».

Глава 3. Психологическое обследование детей - сирот, и детей оставшихся без попечительства родителей.

3.1. Карта наблюдений Д. Стотта.

3.2. Тест «Дом. Дерево. Человек».

3.3. Тест «Несуществующее животное».

3.4. Тест Кеттелла (детский и подростковый вариант).

3.5. Тест Будасси.

3.6. Опросник Казанцевой Г.Н.

3.7. Детский и подростковый вариант шкалы явной тревожности.

3.8. Личностна шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор).

3.9. Опросник для оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

3.10. Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд)

3.11. Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

3.12. Изучение особенностей Я – концепции.

3.13. Тест «Подростки о родителях».

3.14. Тест «Рисунок семьи».

Глава 4. Диагностика родителей.

4.1. Тест - опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

4.2. Опросник для родителей «Типы воспитания детей».

4.3. Самодиагностика типового семейного воспитаний.

4.4. Самодиагностика родительского отношения к детям.

4.5. Опросник АСВ для родителей.

Глава 5. Диагностика педагогов.

5.1. Ориентировочная анкета (ОА) В. Смекалова и М. Кучера.

5.2. Оценка уровня общительности учителя.

5.3. Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога («Прогноз»).

5.4. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (Бойко).

5.5. Оценка профессиональной направленности личности учителя.

5.6. Методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин).

5.7. Тест на профессиональный стресс (Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышников).

Введение
Диагностическая работа является традиционным звеном работы школьного психолога. Исторический опыт использования психодиагностических данных в решении школьных проблем – убедительная основа для конкретной организации этой деятельности.

Психологическая диагностика представляет собой углубленное психолого-педагогическое изучение обучающихся на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации. Психологическая диагностика проводится специалистами как индивидуально, так и с группами обучающихся.
Сегодня диагностическая работа психолога в школе преследует решение следующих задач:
- составление социально-психологического портрета школьника;
- определение путей и форм оказания помощи детям, испытывающим трудности в обучении, общении и психическом самочувствии;
- выбор средств и форм психологического сопровождения школьников в соответствии с присущими им особенностями обучения и общения.
Из форм организации диагностической работы можно выделить следующие.
1. Комплексное психолого-педагогическое обследование всех школьников определенной параллели - так называемое «фронтальное», плановое обследование. Такая форма представляет собой первичную диагностику, результаты которой позволяют выделить «благополучных», «неблагополучных» детей в отношении измеряемых характеристик.
Примером такого обследования в средней школе может служить отслеживание динамики адаптации школьников к обучению в среднем звене, составление социально-психологического статуса школьника в период острого подросткового кризиса, обследование старшеклассников и т. д. Такая форма диагностической работы является плановой и проводится в соответствии с графиком работы психолога с каждой из параллелей школы. Основными способами получения информации о психолого-педагогическом статусе школьника при комплексном обследовании являются:
- экспертные опросы педагогов и родителей;
- структурированное наблюдение школьников в процессе обследования;
- психологическое обследование школьников;
- анализ педагогической документации (классный журнал, ученические тетради) и материалов предыдущих обследований.
2. Углубленное психодиагностическое обследование используется при исследовании сложных случаев и включает применение индивидуальных клинических процедур. Такая форма работы проводится по результатам первичной диагностики либо, как правило, является обязательным компонентом консультирования педагогов и родителей по поводу реальных трудностей ребенка в общении, обучении и др. Углубленное психодиагностическое обследование имеет индивидуальный характер с использованием более сложных методик с предварительным выдвижением гипотез о возможных причинах выявленных (или заявленных) трудностей, с обоснованием выбора стратегии и методов обследования.
3. Оперативное психодиагностическое обследование применяется в случае необходимости срочного получения информации с использованием экспресс - методик, анкет, бесед, направленных на изучение общественного мнения.
Основные параметры диагностической работы соответствуют разделам психологического паспорта и включают изучение личности учащегося, познавательных психических процессов, эмоционально-волевых особенностей, межличностных отношений в классном и школьном коллективах. При проведении диагностических процедур используются типовые психологические методики, адаптированные к условиям данной школы.
В связи с тем, что численность обследуемого контингента учащихся достаточно большая, психолог должен использовать в качестве своих помощников-экспертов завучей по учебной и воспитательной работе, классных руководителей, предварительно обучив их проведению диагностических процедур и умению интерпретировать полученные данные.

В главе 1 данного пособия представлен примерный план диагностической работы психолога в школе. В плане представлены основные направления диагностической работы; методики, анкеты и тесты, а также сроки проведения того или иного исследования (обследования).

В главах 4-5 представлены методики для работы с родителями и педагогами.

Глава 1. Примерный план психологической диагностики.
Примерный план диагностической деятельности психолога в школе




Направление диагностики

Название методик

Срок проведения

1.

Психологическое обследование детьми «группы риска».

1. Выявление предпосылок развития девиантного поведения:

Анкета по выявлению уровня педагогической запущенности.

Методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (А. Н. Орел).

Опросники Т. Ахенбаха (для родителей и учителей).

Шкала враждебности» (В. Кука, Д. Медлей).

2. Оценка характерологических особенностей:

Методика определения акцентуации характера (К. Леонгард, Х.Шмишек).

Методика аутоидентификации акцентуаций характера (Э.Г.Эйдемиллер).

Методика диагностики типа акцентуации характера "Чертова Дюжина".

Опросник EPQ (Г. Айзенк).

Многофакторный личностный опросник FPI (модифицированная форма В).

Тест «Дом. Дерево. Человек».

Тест «Несуществующее животное».

3. Диагностика социально-психологической адаптации, межличностных отношений и представлений о себе:

Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

Методика «Q-сортировка».

Модифицированный вариант опросника межличностных отношений (ОМО) (В. Шутца).

Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд).

Тест для определения стратегий поведения в конфликте (К. Томас).

Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса, А. Дарки).

4. Выявление эмоциональных состояний, стрессовых ситуаций и их преодоления:

Тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк).

Опросник для оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

Личностна шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор).

Шкала депрессии (Т.И.Балашова).

Методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин).

- «Клинический опросник для выявления и оценки невротических состояний».


В течение года

2.

Психологическое обследование детей-сирот, и детей оставшихся без попечительства родителей

1. Карта наблюдений Д. Стотта.

2. Тест «Дом. Дерево. Человек».

3. Тест «Несуществующее

животное».

4. Тест Кеттелла (детский и подростковый вариант).

5. Тест Будасси.

6. Опросник Казанцевой Г.Н.

7. Детский и подростковый вариант шкалы явной тревожности.

8. Личностна шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор).

9. Опросник для оценки самочувствия, активности и настроения (САН).

10. Методика диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд).

11. Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).

12. Изучение особенностей Я – концепции.

13. Тест «Подростки о родителях».

Тест «Рисунок семьи».


В течение года

3.

Диагностика родителей

1. Тест - опросник родительского отношения (А. Я. Варга, В. В. Столин).

2. Опросник для родителей «Типы воспитания детей».

3. Самодиагностика типового семейного воспитаний.

4. Самодиагностика родительского отношения к детям.

5. Опросник АСВ для родителей.




4.

Диагностика педагогов

1. Ориентировочная анкета (ОА) В. Смекалова и М. Кучера.

2. Оценка уровня общительности учителя.

3. Анкета оценки нервно-психической устойчивости педагога («Прогноз»).

4. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (Бойко).

5. Оценка профессиональной направленности личности учителя.

6. Методика для определения вероятности развития стресса (Т. А. Немчин).

7. Тест на профессиональный стресс (Т. Д. Азарных, И. М. Тыртышников).


В течение года (по необходимости)

Глава 2. Психологическое обследование детьми «группы риска»
2. 1. Выявление предпосылок развития девиантного поведения
2. 1. 1. Анкета по выявлению уровня педагогической

запущенности
Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитусмости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.

Поэтому первый этап диагностики трудного - это общее изучение личности всех воспитанников.

В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение "комплекса трудного". Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога.

Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе - анкета, дополняемая наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение её одновременно с учащимся, учителем, классным руководителем, родителями, общественным активом класса.

Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкеты учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношения с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).

При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивания отрицательного в поведении ученика.
Анкета 1

1.Интересно ли тебе на уроках?
2.Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
3.Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
4.Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
5.Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
6.Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
7.Сам ли стираешь себе рубашки?
8.Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
9.Помогаешь ли дома по хозяйству?
10.Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
11.Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
12. Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
13. Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
14. Куришь ли ты?
15. Приходилось ли убегать из дома?

Переход из младшей школы в среднюю - сложный период в жизни школьника. В 5 классе ко всем проблемам подросткового возраста добавляется проблема адаптации к новым условиям обучения, им необходимо приспособиться к новым условиям школьной действительности (кабинетная система, установление контактов с разными учителями, усвоение новых предметов).

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не переживали», «радовались», «чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала и не плакала»), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к концу занятий в начальных классах, «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это столь похвальное желание .

Педагогам и родителям важно знать основные причины трудностeй, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их преодолевать.

Учебный процесс в лицее насыщен многообразными эмоциями. Иногда оптимальная степень возбуждения способствует хорошим результатам, но если появляется перевозбуждение или апатия, то последствия оказываются отрицательными.

С целью определения эмоционального состояния и отношения к учебным предметам проводилась диагностика по методике С.В. Левченко, которая состоит из опросников: «Черты идеального учителя», «Отношение к учебным предметам», «Чувства в школе» и диагностика отношения к учителям – предметникам, работающим в классе, на основе ЦТО Эткинда.

Количество диагностируемых: 111 человек (согласно, полученных согласий от родителей (законных представителей).


класс











Согласие

20

30

19

23

19

Отказ

10

30

9

1

10

Нет заявлений

-

-

-

4

-

Об эмоциональном благополучии большей части пятиклассников свидетельствуют и результаты диагностик «Чувства в школе», «Отношение к учебным предметам»:

50% (в прошлом году 80%) учащихся чувствуют себя в пятом классе спокойно, они уверены в себе, испытывают чувство симпатии к учителям – предметникам, у них ярко выражено желание учиться в пятом классе;

34,4% пятиклассников с интересом изучают все предметы;

65% (в прошлом году 55%) учащихся равнодушны к нескольким предметам (3-4), а остальные предметы им интересны.

Опросник «Чувства в школе» представляет собой перечень16-ти чувств, из которых ребёнку предлагалось выбрать только восемь, которые он чаще всего испытывает в лицее.

На основе полученных данных видно, что в детском коллективе превалируют чувства радости (84,6%), желание приходить в лицей (80%), симпатия к учителям (73%), спокойствие (65%). Также присутствует усталость (65%), беспокойство (35%), неудовлетворённость собой (27%), что является нормой для переходного возраста. Выбор диаметрально противоположных чувств, как - то спокойствие (73%) – тревога (42%);

Сомнение (13%) – уверенность в себе (73%), говорят о сильном эмоциональном напряжении учащихся. Всё это отмечается на фоне всеобщего чувства радости (84,6%), положительные эмоции у учащихся преобладают.

Когда прошёл первый месяц учебных занятий, мы попросили ребят написать, с какими чувствами они закончили его.

«Первый месяц было немного тяжело привыкнуть к разным учителям и кабинетам. Мы иногда опаздывали на уроки, и я волновался. Прошло совсем немного времени, от волнения не осталось и следа. Мне кажется, за эту неделю мы все повзрослели. Мне нравятся новые предметы, учителя. Я стал самостоятельным и ответственным».

«Я с нетерпением ждала нового учебного года. Новая школа, новые учителя, новые предметы. Сначала было немного страшно. Ведь мы учимся в одной школе со старшеклассниками. Но нас никто не обижает, и учителя у нас добрые. А новые предметы интересные. Этот месяц для меня был полон впечатлений. Я успела получить много оценок. Думаю, что мне здесь всегда будет хорошо».

Но был и такой ответ:

«Я уже месяц проучилась в 5классе. Мы ходим по кабинетам. Я часто вспоминаю свой уютный класс, чудесную обстановку, свою первую учительницу. Мне было так хорошо в начальной школе! Я себя чувствовала как дома. Но теперь всё изменилось. Портфель стал тяжёлым, и уроков стало больше. Я скучаю по старому классу».

Результаты диагностики ЦТО Эткинда показали, что практически все учителя, работающие в классах, ассоциируются у пятиклассников со светлыми, теплыми, радостными цветами (желтый, оранжевый, розовый, красный). Таким образом, ожидания пятиклассников по отношению к учителям – предметникам, высказанные в опроснике «Черты идеального учителя» (Хорошо знает свой предмет; Считается с моими возможностями; Относится ко мне по – человечески; Даёт работать самостоятельно) оправданы.

Данные эмоционального комфорта в классе и на уроках представлены в таблице (конец 1 четверти):

Таблица результатов проведения анкеты в 5 классах (после 1 месяца обучения)



Вопросы анкет

Популярный ответ











Итого

Для чего люди учатся?

Чтобы в будущем получить профессию

19

27

16

18

12

92

У тебя есть любимый урок ?

Мне интересно на нескольких уроках

15

30

15

20

19

89

Есть ли учитель, которого ты уважаешь больше других?

Да, таких несколько

10

25

19

14

18

86

Для меня все учителя равны

10

5

-

9

1

25

Какие трудности тебе встретились в 5 классе?


Увеличилось домашнее задание

20

30

19

23

19

111

Поменялся состав учащихся в классе

-

-

19

-

19

38

Новые учителя

20

30

19

23

19

111

Сложная программа

19

22

19

23

10

93

Что изменилось в твоём характере?


Стал более самостоятельным

9

11

8

8

15

51

Стал тревожным, нервничаю по любому поводу (переживаю за то, что не успеваю сделать всё д/задание)

14

23

17

22

12

88

Как ты оцениваешь свою успеваемость в 5 классе?

Также как и

в 4 классе



8

14

8

4

3

37

Лучше, в 5 классе учиться интереснее

12

16

-

-

16

44

Хуже в 5 классе

-

-

11

19

-

30

С каким настроением ты обычно идёшь в школу?

Зависит от того, какие уроки в этот день

18

27

19

23

10

97

С удовольствием, интересно, что будет нового

2

3

-

-

9

14

Как, по твоему мнению, к тебе относится классный руководитель?

Доброжелательно и справедливо

15

27

-

-

19

61

Нормально, также как и к другим ученикам

4

2

10

20

-

36

Не всегда внимательно и справедливо

1

1

9

3

-

14

Нравятся ли тебе ученики в твоём классе?

Да, нравятся, у меня несколько верных друзей

20

27

12

12

18

89

Школьная мотивация играет большую роль в адаптации учащихся. Были получены следующие результаты:

У 52% учащихся 5 класса сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная активность

У 32% учащихся отношение к себе как к школьнику практически сформировано

У 10% учащихся положительное отношение к школе, но школа привлекает с внеучебной стороны.

У 4% учащихся 5 классов низкий уровень мотивации отношение к себе как к школьнику не сформировано.

Дезадоптированных учащихся 2%.

Проблемой исследования также стало выяснение вопроса, каков уровень и характер тревожности у учащихся пятых классов в период адаптации.

Методика: Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой проводилось по методике Филлипса .

Данные по классам и параллели в целом приведены в гистограмме и таблице.

По результатам диагностики видно, что 8% пятиклассников испытывают низкий уровень тревожности, что говорит о том, что адаптация к средней школе не является стрессовой для учащихся.

52% ребят в параллели имеют средний уровень тревожности, что помогает им быть максимально включенными в процесс обучения, не испытывая трудностей с адаптацией к средней школе.

32% учеников имеют повышенный уровень тревожности, что говорит о незавершенном процессе адаптации и влиянии стрессовой ситуации на настроение и поведение обучающихся.

8% попали в группу с высоким уровнем тревожности, что говорит о сильной эмоциональной включенности ребят в процесс обучения и незавершенной адаптации.

Таблица №3.


класс

Уровень тревоги

низкий

средний

повышенный

высокий



0

11

7

2



3

19

8

0



1

9

7

2



2

10

8

3



3

9

5

2

В параллели

9

58

35

9

Результаты исследования характера тревожности представлены в таблице:

Виды тревожности











Итого

1 место

Страх ситуации проверки знаний

66%

52%

64%

61%

58%

59%

2 место

Страх самовыражения

52%

46%

55%

56%

56%

53%

2 место

Проблемы и страхи с учителями

48%

46%

62%

51%

59%

53,3%

3 место

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих

63%

45%

50%

53%

43%

50,8%

4 место

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

37%

30%

46%

53%

34%

40%

5 место

Переживание социального стресса

40%

38%

34%

40%

29%

36,2%

6 место

Потребность в достижении успеха

37%

30%

37%

36%

31%

34,2%

У учащихся страх ситуации проверки знаний на первом месте (59%), чаще всего они бояться выглядеть нелепо, получить негативную оценку со стороны учителя, страх самовыражения (53%), так как всегда волнует мнение окружающих об их личности.

Страх «не соответствовать ожиданиям окружающих» характерен для 50,8% учащихся. Это указывает на то, что учащиеся бояться получить оценку ниже, чем ждут от него родители (законные представители). Возможно, это связано с высокими требованиями родителей (законных представителей) к знаниям своих детей, поэтому у учащихся возникает неуверенность в том, что они справились с заданием (62% опрошенных указали на данный синдром). Малая доля учащихся переживают социальный стресс (36,2%), большинство же из них довольно быстро развивают социальные контакты, прежде всего, со своими сверстниками.

У 53,3% учащихся доминируют проблемы и страхи в отношениях с учителями , что указывает на общий негативный фон отношений со взрослыми в лицее, снижающий успешность обучения ребёнка. По их мнению, те ученики, которые не справляются с учёбой, теряют свой авторитет (расположение учителя). Некоторые из них (18%) недовольны, как учитель относятся к ним. Поэтому учителям очень важно видеть состояние ученика, с которым он вовлекается в работу. Психическое состояние в значительной степени определяет восприятие учебного материала и педагогического воздействия.

Не следует обходить вниманием показатель, находящийся на 6 месте, который говорит о неблагоприятном психическом фоне, не позволяющем развивать потребности в успехе, достижении высокого результата – 34,2%. Поэтому учащиеся делают акцент на то, что «хорошо бы учитель объяснял новый материал, не торопясь, до тех пор, пока не поймём».

Результаты диагностики отношения к учебным предметам

Большинство предметов ребята изучают с интересом.

Позитивные эмоции у большинства учащихся (84%) вызывает уроки математики (5А, 5Б, 5В классы), физкультуры, музыки. Характерно общее снижение эмоционального фона у 50% учащихся на уроке истории, у 45% - на уроках биологии, у 18% на уроках русского языка, у 15% на уроках иностранного языка, у 14% на уроках литературы. Проблемными предметами у ребят являются уроки ИЗО и технологии (девочки).

Результаты диагностики отношения в группе.

В классах преобладает коллективистический тип восприятия индивидом группы (64%), что говорит о том, что учащиеся воспринимают группу как самостоятельную ценность, на первый план для многих выступают проблемы группы и отдельных её членов, наблюдается заинтересованность как в успехах каждого члена группы , так и группы в целом, стремления внести свой вклад в групповую деятельность, проявляется потребность в коллективных формах работы.

8% учащихся воспринимают группу как помеху своей деятельности или относятся к ней нейтрально. Для них группа не представляет собой самостоятельной ценности, что проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов.

8% учащихся воспринимают группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей, группа оценивается с точки зрения ее «полезности» для них. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной необходимой информации.

Построение отношений 20% респондентов с классом отражает особенности нескольких типов восприятия.

Некомфортно в группе с одноклассниками 4% учащихся. Комфортно и нормально себя в группе ощущают 24% и 72% соответственно.

Итоги 1 четверти

67% учащихся считают, что учиться интереснее в 5 классе, чем в четвёртом. 49% учащимся нравится, когда учат много учителей. На вопрос, с какими трудностями ты столкнулся в 5 классе, ответили так: 41% (61% в прошлом году) – трудностей нет, 100% (в прошлом году 20%) – трудно приспособиться к новым учителям, 36% (а было 6%) – слишком высокий темп на некоторых уроках. 47 % учеников не очень устают после уроков, 40% – очень устают и 13 % не устают совсем.

На вопрос, много ли задают на дом, 21% ответили – средне, 69% – да, много и 10% – нет, не много. 67% успевает выполнять все домашние задания.

Педагог-психолог старшего звена С.А. Толстик

«Стресс - это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете».

Г. Селье

И их сдача вызывают у выпускников сильное эмоциональное напряжение, связанное с переживанием за результаты, которые напрямую влияют на возможность реализации дальнейших жизненных планов. Это выражается в чувстве повышенной тревожности; неустойчивой самооценке; утрате способности видеть положительные результаты своего труда, ресурсы организма, личностные достоинства; в отрицательной установке по отношению к результатам экзамена. Подготовительным этапом для прогнозирования возникновения возможных трудностей при подготовке к основному государственному экзамену (далее - ОГЭ) и к сдаче экзамена можно считать итоги плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах.

Сдача экзаменов ОГЭ и прогнозирование возможных трудностей учащихся на ранних этапах обучения

Психологическая диагностика учащихся на ранних этапах обучения позволяет отследить динамику показателей социальной успешности каждого ученика, каждого класса, параллели и в целом по уровням образования. Кроме того, она позволяет выявить учащихся группы риска при подготовке к и организовать их психологическое сопровождение на протяжении всего обучения.

Педагогу-психологу на заметку

С 2014 г. государственная итоговая аттестация (далее - ГИА) стала обязательной для всех девятиклассников России. Согласно приказу Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» (ред. от 16.01.2015) ГИА проводится в двух формах:
а) в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) с использованием контрольных измерительных материалов - для обучающихся образовательных организаций освоивших образовательные программы основного общего образования (далее - ОП ООО);
б) в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов (далее - государственный выпускной экзамен, ГВЭ) - для обучающихся, освоивших ОП ООО в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, освоивших ОП ООО.

Психологическая диагностика учащихся проводится с использованием диагностического комплекса Л. А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения в школе» в 1-м и 5-м классах.

1-й класс. Обследование позволяет получить углубленную индивидуальную характеристику интеллектуальных, личностных и нейродинамических особенностей учащихся, их творческого потенциала, спрогнозировать основные трудности каждого ребенка при обучении в 1-2-м классе.

Обследование проводится в первой четверти, через 2 недели после начала учебного года - во время адаптационного периода. По результатам диагностики педагог-психолог проводит индивидуальные консультации с учителями, педсовет с педагогами, работающими в первых классах, а также родительские собрания.

5-й класс. Обследование дает возможность оценить вероятность и выявить причины затруднений в образовательной деятельности детей при переходе из начальной школы в среднюю и в дальнейшем осуществить мероприятия, направленные на их предупреждение и коррекцию.

Обследование и психологическая диагностика учащихся проводится во второй половине сентября, во время адаптационного периода. По результатам диагностики в конце первой четверти педагог-психолог проводит родительские собрания, педсовет для педагогов, работающих в 5-х классах, на который приглашаются педагоги начальных классов - для совместного решения проблем, связанных с адаптацией пятиклассников, анализа работы с каждым ребенком группы риска, выработки стратегии взаимодействия с этими детьми.

Оформление результатов диагностики и сдача экзаменов ОГЭ

Для оформления результатов диагностических обследований используются:
1. Индивидуальный бланк ответов учащегося (остается у педагога-психолога).
2. Психологическая характеристика (выдается родителям на родительских собраниях).
3. Сводная ведомость результатов по классу (один экземпляр остается у педагога-психолога, второй - у классного руководителя).

Обобщенные результаты по классу и по параллели для родителей и педагогов оформляются в форме презентаций. Таким образом, родители имеют возможность видеть информацию по классу, могут сравнить индивидуальные результаты своего ребенка с результатами его сверстников.

Использование подобной формы работы имеет важный психотерапевтический эффект: родитель осознает, что проблемы, схожие с проблемами у его ребенка, переживают и другие.

В свою очередь, педагоги видят параллель в целом и проблемы, имеющиеся в том или ином классе.

Здесь важно отметить: психологическая диагностика учащихся представляет собой систему. Инструментом системы является один и тот же диагностический комплекс, т. е. замеряются одни и те же показатели интеллектуального и личностного развития ребенка (конечно, с каждым последующим этапом обследования количество показателей увеличивается), что позволяет педагогу-психологу вместе с педагогами и родителями увидеть ребенка на протяжении всего обучения в школе.

С другой стороны - результаты диагностики должны работать не единожды, например во время педсовета, а быть рабочим материалом педагога, учитываться и использоваться им в работе. Подобная диагностика позволяет педагогу выстраивать индивидуальные стратегии работы с детьми, т. к. диагностический комплекс Л. А. Ясюковой позволяет выявить и детей с ЗПР, и детей с ММД, и одаренных детей.

Психологическая диагностика учащихся 9-х классов при сдаче ОГЭ

Для диагностического обследования учащихся 9-х классов в рамках подготовки к сдаче ОГЭ также используется диагностический комплекс, разработанный Л. А. Ясюковой. Обследование позволяет определить сильные и слабые стороны учащихся, причины учебных затруднений по различным предметам школьного цикла, выявить задатки способностей более чем к 20 направлениям профессиональной деятельности.

Диагностика проводится в ноябре - декабре, дополнительно в январе - по вопросам профессиональной ориентации, личностных особенностей, межличностных отношений, в том числе эмоционального состояния в предэкзаменационный период.

Обобщенные результаты диагностики предъявляются на родительских собраниях, на которые приглашаются и учащиеся. Таким образом, каждая пара родитель - ребенок получает возможность сравнить индивидуальные результаты на протяжении всего обучения в школе, понять, с чем - с какими успехами, трудностями, проблемами - они подошли к сдаче ОГЭ.

Кроме того, в ходе подобной совместной работы педагога-психолога, родителей, учащихся выявляются особенности семейного воспитания, учебной мотивации ребенка, его эмоционального состояния. Такие родительские собрания запускают дополнительный механизм осознания учащимся себя как выпускника школы, помогают реально оценить его работу по подготовке к ОГЭ, выявить проблемы перед тем, как наступает сдача экзаменов ОГЭ. Именно после такой работы повышается запрос на работу педагога-психолога по сопровождению подготовки учащихся к экзаменам.

Поскольку подростки в силу своих возрастных особенностей легче общаются со своими сверстниками, то в МОУ «Лицей № 3» г. Галича в 2009 г. был организован и реализован вместе с учащимися 10-х классов социально-психологический проект «Мы готовимся к экзамену, или Как справиться с экзаменационным стрессом». Одним из результатов проекта стала разработанная психологическая диагностика учащихся путем методик для выявления эмоционального состояния учащихся (педагогов и родителей) в предэкзаменационный период:

методика «Мир переживаний девятиклассника (старшеклассника)»;анкета для учащихся 9-го класса;анкета для родителей;анкета для педагогов.

Рассмотрим содержание каждой методики.

Сдача экзаменов ОГЭ и методики психологической работы с учащимися

Методика «Мир переживаний девятиклассника (старшеклассника)»

Методику можно использовать в течение учебного года, в любое время перед проведением психологической работы с учащимися (профилактика экзаменационного стресса, профориентация, коррекция личностных проблем и т. п.).

Кроме того, ее можно использовать для выступлений на родительских собраниях по тем же проблемам, чтобы проиллюстрировать представляемую родителям информацию на примере результатов диагностики их собственных детей.

В нашем случае психологическая диагностика учащихся и выбранная методика использовалась перед запуском проекта, чтобы доказать актуальность психологической помощи учащимся и работы по сопровождению учащихся в период подготовки к экзаменам. В дальнейшем - для набора в группу психологического лагеря.

Процедура проведения. Время работы с методикой - 5–10 мин. Учащиеся получают готовые бланки. Если педагог-психолог намерен в дальнейшем использовать результаты опроса в целях просвещения, чтобы озвучить информацию на родительских собраниях, классных часах, то процедура заполнения анонимная. Если планируется коррекционная работа с учащимися, бланки подписываются.

Бланк методики

Уважаемый друг!

Просим тебя принять участие в исследовании «Мир переживаний девятиклассника (старшеклассника)».

В графе «Ранговое место» определи для каждой ситуации (проблемы) место от 1-го до 20-го в зависимости от того, насколько часто ты сталкиваешься с ней в жизни. На 1-м месте у тебя окажется ситуация (проблема), с которой ты сталкиваешься постоянно, на 20-м - ситуация (проблема), которая в твоей жизни практически не встречается.

В графе «Степень переживания» определи, насколько сильно каждая ситуация вызывает у тебя беспокойство, тревогу, волнение. Обведи соответствующую цифру, где 5 - «для меня это очень большая проблема, она вызывает самое сильное беспокойство, тревогу, волнение»; 1 - «у меня такой проблемы нет, меня это совсем не тревожит»; 2, 3, 4 - промежуточные баллы.

Жизненные ситуации (проблемы), которые могут вызвать беспокойство, волнение, тревогу Ранговое место Степень переживания
1 Экзамены 1 2 3 4 5
2 Поступление в учебное заведение после школы 1 2 3 4 5
3 Выбор профессии 1 2 3 4 5
4 Моя учеба 1 2 3 4 5
5 Досуг (мое свободное время) 1 2 3 4 5
6 Отношения с друзьями 1 2 3 4 5
7 Отношения с противоположным полом 1 2 3 4 5
8 Вредные привычки 1 2 3 4 5
9 Отношения с родителями 1 2 3 4 5
10 Способы совладания со стрессом 1 2 3 4 5
11 Внешний вид (как я выгляжу) 1 2 3 4 5
12 Взаимоотношения с одноклассниками 1 2 3 4 5
13 Влияние дурной компании 1 2 3 4 5
14 Мое будущее (как сложится моя жизнь) 1 2 3 4 5
15 Мое здоровье (заболевания) 1 2 3 4 5
16 Недостаток времени 1 2 3 4 5
17 Отношения с учителями 1 2 3 4 5
18 Правильное питание 1 2 3 4 5
19 Состояние усталости, утомления, эмоционального напряжения 1 2 3 4 5
20 Самовыражение (реализация своих возможностей) 1 2 3 4 5

Благодарим за участие в исследовании!

Цель: выявить учащихся, переживающих экзаменационный стресс.

Анкетирование оптимально проводить в начале второго полугодия (январь - февраль), когда сдача экзаменов ОГЭ не за горами, и можно выявить учащихся с низкой стрессоустойчивостью.

Результаты диагностики используются для организации индивидуального консультирования, групповых занятий по профилактике экзаменационного стресса с учащимися, в рамках просветительской работы с родителями, педагогами.

Процедура проведения. Учащиеся получают бланки с текстом анкеты и работают по инструкции. Время работы - 3–5 мин.

При 7–9 утвердительных ответах можно предположить наличие стрессовых переживаний у участника опроса. Следовательно, необходима просветительская работа педагога-психолога по информированию учащихся о способах совладания со стрессом либо индивидуальная коррекционная работа.

Анкета для учащихся 9-х классов

Уважаемый друг!

Прочитай внимательно каждое утверждение. Если ты согласен с утверждением, поставь напротив +, если не согласен - поставь –.

1. Я испытываю неприятные ощущения, когда проверяются мои знания.
2. Я беспокоюсь, когда выполняю тест по какому-либо предмету.
3. Мысли об экзаменах вызывают у меня тревогу, напряжение.
4. Я временами боюсь, что мне станет плохо на экзаменах.
5. Бывало, что мысли об экзаменах не давали мне долго заснуть.
6. Когда учитель говорит об экзаменах, я чувствую, что мое сердце начинает сильно биться.
7. Часто бывает так, что я не могу сразу справиться с заданием, я чувствую, что вот-вот расплачусь.
8. Работая над трудным заданием, порой я чувствую, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше.
9. Я считаю, что уровень моих знаний не позволит мне успешно сдать ОГЭ.

Спасибо за участие!

Психологическая диагностика учащихся: анкеты для родителей

Цель: выявить родителей, переживающих экзаменационный стресс.

Анкетирование оптимально проводить одновременно с анкетированием учащихся и педагогов.

Результаты диагностики можно использовать для индивидуального консультирования родителей, на родительских собраниях в рамках просветительской работы, на методических семинарах с педагогами.

При 4–5 утвердительных ответах можно предположить наличие стрессовых переживаний у участника опроса: родитель не готов оказать эффективную психологическую поддержку своему ребенку. Следовательно, необходима просветительская работа педагога-психолога по информированию родителей о способах совладания со стрессом в момент, когда близится сдача экзаменов ОГЭ.

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Приглашаем вас принять участие в психологическом исследовании «Мы готовимся к ОГЭ!». Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Если вы согласны с утверждением, поставьте напротив «да», если не согласны - «нет».


2. Волнует ли Вас возможность того, что Ваш ребенок не сможет сдать ОГЭ?
3. Бывало ли так, что мысли о предстоящих экзаменах, которые будет сдавать Ваш ребенок, не давали вам долго заснуть?

5. Считаете ли Вы, что то, как выполняет Ваш ребенок домашние задания, не позволит ему успешно сдать экзамены?

Спасибо за участие!

Психологическая диагностика учащихся: анкеты для учителей

Цель: выявить учителей, переживающих экзаменационный стресс.

Психологическая диагностика учащихся и анкетирование проводится с педагогами, работающими в 9-х классах, одновременно с анкетированием учащихся, родителей.

Результаты диагностики можно использовать для индивидуального консультирования педагогов, на методических семинарах.

Процедура проведения. Участники опроса получают бланки с текстом анкеты и работают по инструкции. Время работы - 3–5 мин.

При 4–5 утвердительных ответах можно предположить наличие стрессовых переживаний у участника опроса: учитель не готов оказать эффективную психологическую поддержку своим ученикам, склонен усиливать стрессогенность ситуации. Следовательно, необходима просветительская работа педагога-психолога по информированию учителей о способах совладания со стрессом, стратегиях поддержки учащихся в момент, когда близится сдача экзаменов ОГЭ.

Анкета для учителей

Уважаемая ______!

Приглашаем Вас принять участие в психологическом исследовании «Мы готовимся к ОГЭ!». Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Если Вы согласны с утверждением, поставьте напротив «да», если не согласны - «нет».

1. Правда ли, что мысли о ОГЭ вызывают у Вас напряжение, тревогу?
2. Волнует ли Вас вопрос о том, что кто-то из Ваших учеников не сможет сдать ОГЭ?
3. Бывало ли, что мысли об экзаменах, которые будут сдавать Ваши ученики, не давали Вам долго заснуть?
4. Кажется ли Вам, что сдавать экзамены в форме ОГЭ труднее, чем в традиционной форме?
5. Считаете ли Вы, что уровень знаний Ваших учеников не позволит им успешно сдать экзамены?

Спасибо за участие!