Природные объекты, природные ресурсы, природные комплексы. Конституционные основы охраны окружающей среды в российской федерации

Согласно закону «Об охране окружающей среды» (ст. 4), все охраняемые законом объекты земной природы можно подразделить на три категории: интегрированные, дифференцированные, особо охраняемые. К интегрированным объектам относятся естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы не подвергшиеся антропогенному воздействию. К дифференцированным объектам относятся отдельные природные объекты -- земли, недра, почвы, воды, леса, иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой, околоземное космическое пространство. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания

Охрана окружающей среды в ее интегрированном виде не отрицает, а предполагает дифференцированный подход к природопользованию и охране природной среды через ее отдельные компоненты.

Под окружающей средой понимают совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. При этом, природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства. Природно-антропогенный объект, это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;

Природные и антропогенные объекты образуют ту среду, в которой живет человек. И если антропогенные объекты являются продуктом человеческого труда, определяемые как социальные ценности, то природные объекты -- есть продукты эволюционного развития природы. Они не создаются человеком, а, следовательно, не имеют стоимости в смысле затрат общественно необходимого труда. В процессе длительного взаимодействия человека и природы появилась третья категория - природно-антропогенные объекты - которая предстает перед нами как результат взаимодействия общества и природы. Таковы сельскохозяйственные растения, животные, выращенные совместными усилиями человека и природы, лесопосадки, сделанные и выращенные человеком с помощью природы. Сейчас появляются люди, рождающиеся вне половых контактов женщины с мужчиной.

Встает вопрос: к какой из названных форм производства материальных ценностей, к какому виду объекта -- социальному или природному -- мы должны отнести подобные продукты «совместного труда» человека и природы? На наш взгляд, главное и определяющее значение должна иметь цель производства: экологическая или экономическая. Так, появление человека путем искусственного оплодотворения ничем не отличает его по социальному положению от обычных людей, родившихся нормальным путем. Лес, посаженный человеком и выросший таким образом в средозащитный фактор влияния на окружающую среду, является экологическим объектом охраны.

С другой стороны, сельскохозяйственные посевы, выращенные человеком для создания продовольственного и сырьевого фонда потребления, сельскохозяйственные животные, выведенные для пополнения стада и получения соответствующего экономического фактора, служат целям потребления. Такая продукция не относится к продуктам природы. Она является товароматериальной, социальной ценностью и, согласно существующей классификации, относится либо к группе производства, либо потребления.

Природный объект обладает тремя признаками: естественного происхождения; взаимосвязи с экологическими системами природы; выполнения функций жизнеобеспечения человека.

Естественное, происхождение объектов окружающей природной среды исходит из законов развития Вселенной, результатом действия которых явилось образование планеты Земля, создание биосферы и ее составных частей -- атмосферы, гидросферы, литосферы, появление растительного и животного мира, человека. Результатом данного процесса стала одна из важнейших особенностей природных объектов, отличающих их от товаро-материальных ценностей,-- отсутствие у первых стоимости как общественно необходимых затрат человеческого труда для производства вещи, их неповторимости, невоспроизводимости, необратимости изменений, производимых в природной среде.

Конечно, подобное свойство не безупречно. Оно не исключает возможность применения труда для восстановления или воспроизводства природного вещества некоторых объектов естественного мира (леса, животные). Но такая деятельность не создает, а возвращает то, что когда-то было создано природой и потреблялось человеком.

Но все же естественное происхождение, хотя и предполагает, еще не предрешает принадлежности элементов материального мира к природным объектам. Земля, заполняющая цветочные горшочки, вода, вытекающая из водопроводного крана, нефть, идущая по нефтепроводу потребителю, звери в клетках и вольерах зоопарка и другие природные компоненты природной среды также возникли естественным путем. Но относить их следует не к природным объектам, а к материальным ценностям.

В определении природного объекта решающее значение имеет второй признак -- экологическая взаимосвязь с окружающей природной средой, позволяющая им функционировать в составе естественных экосистем, обеспечивающих качество окружающей среды. Признак экологической взаимосвязи помогает разграничить объекты охраны окружающей среды от тех компонентов природы, которые, оставаясь в ранге естественного происхождения, по воле человека вышли из механизма взаимосвязи с природной средой и перешли из мира естественного в мир социальный, где действуют уже другие законы развития материи. Что это за компоненты? Грунт, взятый из почвы и помещенный на отдельное хранение; полезные ископаемые, добытые из недр и направленные на переработку или потребление в качестве природного сырья; вода, помещенная в резервуар, используемая для питья, полива, производственных целей и т.д.; деревья, вырубленные в лесу и перешедшие в категорию древесины; звери, птицы, отстрелянные или отловленные и помещенные в зоопарк; рыбы, отловленные в водоемах и переданные в аквариум; воздух, циркулирующий в закрытых помещениях; оранжереи, зимние сады и иные элементы, несущие на себе печать естественного происхождения, будучи «вырванными» человеком из экологической системы природы, перестали влиять на ход естественного процесса и по этой причине вышли из круга объектов природоохранительной защиты.

Одни из них перешли в категорию товаро-материальных ценностей, включились в систему социально-экономических связей, получили соответствующую цену. Другие (при отсутствии какой-либо ценности) стали просто элементами человеческого окружения, полезными либо вредными, желательными или нежелательными для человека и его окружения (голуби в городах, бродячие животные и т.п.).

Особое место занимают природно-антропогенные объекты, которые образуются в процессе взаимодействия человека и природы. Как уже отмечалось, признак экологической взаимосвязи позволяет относить или не относить эти объекты к природной среде. Цель воспроизводства природной среды свидетельствует о наличии такой связи. Цель потребления -- об ее отсутствии.

Сложнее там, где обе эти цели переплетаются одна с другой. Например, изменение русла рек, строительство каналов, гидроузлов, водохранилищ, иных ирригационных сооружений, произведенное с учетом законов естественного мира. Эти вновь созданные объекты нельзя отнести исключительно к природным объектам, но вместе с тем они не являются чисто хозяйственными сооружениями.

Третий признак природного объекта -- выполнение функции жизнеобеспечения -- носит социализированный характер. Он проявляется в способности природного объекта выполнять указанные функции, работать на качество окружающей среды. Таким образом, те явления природы и стихийные силы, исходящие от охраняемого природного объекта, которые противостоят интересам человека и требованиям качества среды его обитания, не могут входить в охраняемую законом окружающую природную среду. Это: эрозия почв, заболачивание земель, опустынивание земель, пылевые бури, селевые потоки, наводнения, землетрясения, извержение вулканов и прочие экологически опасные для человека процессы, идущие от охраняемого им природного объекта. Более того, эти явления становятся объектами борьбы человека с нежелательными и экологически вредными для его существования естественными процессами.

Подводя итог сказанному, можно было бы определить природный объект как составную часть окружающей среды, охраняемую действующим законодательством, обладающую признаками: естественного происхождения; экологической взаимосвязи с окружающей природной средой; способности выполнять экологические, экономические, культурные и оздоровительные функции и обеспечивать качество среды обитания человека.

Признаки природного объекта находят свое проявление в трех выполняемых им функциях -- экологической, экономической, культурно-оздоровительной. Экологическая функция -- единственная, главная и определяющая, выполнение которой позволяет природному объекту находиться в естественной взаимосвязи с окружающей средой. Потеря такой связи влечет за собой переход объекта в категорию социальных предметов. Сохранение за природным объектом экологической функции предопределяет существование экономической функции, а затем и культурно-оздоровительной, которые способны выполнять практически все природные объекты в рамках своих возможностей.

Рассмотрим подробнее некоторые отдельные объекты природы с позиции природопользования и охраны окружающей среды.

Земля. Понятие «земля» употребляется в различных значениях: планеты, поверхности, почвы, грунта, местности, территории, объекта собственности, пользования, аренды, составной части окружающей природной среды.

В юридическом значении земля -- это поверхность, охватывающая плодородный слой почвы. Экологическая функция земли -- взаимосвязь неорганической и органической материи, поглощение углекислоты, переработка органической материи в неорганическую; экономическая функция земли -- средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственный операционный базис строительства зданий и сооружений; культурно-оздоровительные функции земли -- размещение культурных и оздоровительных учреждений, использование лечебных свойств для лечения.

Недра. По Закону РФ 1995 г. о недрах, недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения -- добавим: а также часть поверхности земли, если она содержит запасы полезных ископаемых.

По данным 1990 г., в России добывается около 17 % нефти, 25 % природного газа, 15 % каменного угля, 14 % железной руды от всего объема этих ископаемых, добываемых в мире. Государственный фонд недр, являющийся государственной собственностью.

Воды. По закону (Водный Кодекс, 1995 г), воды определяются как ограниченный природный ресурс, содержащийся в подземных и поверхностных источниках -- реках, озерах, морях, океанах, ледниках, снежном покрове, и входящий в состав водного фонда. Экологическая функция вод многообразна. Воды создают гидрологический режим жизни на Земле. Они являются средой обитания растительного и животного мира, служат средством и условием промышленного и сельскохозяйственного производства, необходимым условием отдыха и лечения населения. В этом их экономическая и культурно-оздоровительная функции. Проблемы использования и охраны вод исходят от сложившейся структуры водопользования.

Леса. В понятие леса, по закону, включаются три признака:

биологический -- совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности,

юридический -- произрастающие на землях лесного фонда, выделенных в установленном законом порядке,

экологический -- оказывающий влияние на состояние окружающей природной среды.

Наличие подобных признаков позволяет отличать лес как фактор окружающей среды от парка, сада, дендропарка и иных биологических совокупностей.

Лес -- это система экологических комплексов, выполняющая многообразные экологические (средозащитные, климаторегулирующие, водоохранные и почвозащитные и т.п.), экономические (древесная продукция, продукты охоты, плоды и ягоды, лекарственные растения, техническое сырье и т.п.) и культурно-оздоровительные (средство рекреации, лечения, восстановления здоровья, эстетического образования) функции.

Животный мир. В законе РФ О животном мире 1995 г. животный мир определяется как единый объект, объединяющий все живые организмы -- от низших форм до высших, находящиеся в состоянии естественной свободы.

Закон выдвигает пять основных экологических требований охраны животных: сохранение видового многообразия, охрана среды обитания и условий размножения, сохранение целостности животных сообществ, рациональное использование и регулирование численности в целях предотвращения ущерба народному хозяйству.

Атмосферный воздух. Занимает своеобразное положение как объект охраны окружающей среды. По существу в нем воплощается вся естественная среда, окружающая человека. Атмосферный воздух в значительной степени и есть та окружающая естественная среда, которую мы охраняем.

1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации,

порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности

являются:

земли, недра, почвы;

поверхностные и подземные воды;

леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое

пространство.

2. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

3. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного

наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные

заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники,

памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические

сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы,

исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности

коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое

природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное,

оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная

экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под

угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие

организмы и места их обитания.

О лечебно-оздоровительных местностях и курортах см. также:

Принятый 19 декабря 1991 г. Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» знаменует новый этап в развитии российского экологического законодательства как законодательства нового поколения.

Характер нарушения природной окружающей среды при возведении подземной части зданий и сооружений разнообразен, причем на этот характер существенное влияние оказывает вид выполняемых … Федеральный закон Об охране окружающей среды.

В Законе РФ «Об охране окружающей среды» содержатся наиболее общие принципы оценки и возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде в результате экологического правонарушения.

Юридическая ответственность является следствием совершенного экологического правонарушения. Понятие его содержится в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды».

Так, Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. был назван «Об охране окружающей природной среды». Во многих отечественных работах правильно указывается на некорректность понятия «окружающая среда».

В общем виде направления экономического стимулирования охраны окружающей среды определены в ст. 24 Закона «Об охране окружающей природной среды». Они включают: установление налоговых и иных льгот, предоставляемых государственным и другим...

Согласно ст. 89 Закона об охране окружающей природной среды, при определении величины вреда здоровью граждан должны учитываться необходимые затраты на восстановление здоровья, упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с...

При этом под лимитами понимаются нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, предусмотренные ст. 27 Закона «Об охране окружающей природной среды» и временно согласованные нормативы (ст.45).

В то же время Закон «Об охране окружающей природной среды» предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью граждан неблагоприятным воздействием окружающей среды (ст. 89).

Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» выделяет два вида экологического страхования – добровольное и обязательное государственное страхование предприятий, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и...

Статья 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет следующие объекты охраны окружающей среды:

1. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются:

· земли, недра, почвы;

· поверхностные и подземные воды;

· леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд;

· атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Их называют классическими объектами

2. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию – объекты, не тронутые антропогенной деятельностью.

3. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Глава 9 ФЗ устанавливает природные объекты, находящиеся под особой охраной.

Статья 58. Меры охраны природных объектов

1. Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

2. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

3. Государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.

4. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

5. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

Статья 59. Правовой режим охраны природных объектов

1. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации.

2. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Статья 60. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов

1. В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования. В целях сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов их генетический фонд подлежит сохранению в низкотемпературных генетических банках, а также в искусственно созданной среде обитания. Запрещается деятельность, ведущая к сокращению численности этих растений, животных и других организмов и ухудшающая среду их обитания.

2. Порядок охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, порядок ведения Красной книги Российской Федерации, красных книг субъектов Российской Федерации, а также порядок сохранения их генетического фонда в низкотемпературных генетических банках и в искусственно созданной среде обитания определяется законодательством в области охраны окружающей среды.

3. Ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации и транзитная перевозка через Российскую Федерацию, а также оборот редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, их особо ценных видов, в том числе растений, животных и других организмов, подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации, регулируется законодательством Российской Федерации с учетом общепризнанных принципов и норм международного права.

Статья 61. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений

1. Зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.

2. Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

3. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда городских и сельских поселений осуществляется в соответствии с законодательством.

Статья 62. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв

1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения почвы подлежат охране государством, и в целях их учета и охраны учреждаются Красная книга почв Российской Федерации и красные книги почв субъектов Российской Федерации, порядок ведения которых определяется законодательством об охране почв.

2. Порядок отнесения почв к редким и находящимся под угрозой исчезновения, а также порядок установления режимов использования земельных участков, почвы которых отнесены к редким и находящимся под угрозой исчезновения, определяется законодательством.