Про что пишет прокопий кесарийский. Участие в важных событиях эпохи

У Исаака было два сына: Исав и Иаков. Исав был искусным звероловом (охотником) и часто жил в поле. Иаков был кротким и тихим, жил в шатрах вместе с отцом и матерью. Исаак больше любил Исава, который угождал ему пищей из дичи, а Ревекка больше любила Иакова. Исаву, как старшему сыну, принадлежало первородство, то есть преимущество над Иаковом в благословении от отца.

Но вот, однажды, Исав возвратился с поля усталым и голодным. Иаков в это время варил себе похлебку из чечевицы. И сказал ему Исав: «Дай мне поесть». Иаков же сказал: «Продай мне свое первородство», так как он очень хотел, чтобы к нему стало относиться благословение, данное Богом Аврааму, и тем самым ревностно послужить Богу. Исав ответил: «Вот я умираю от голода, что мне в этом первородстве?» Таким ответом Исав показал свое пренебрежительное отношение к благословению Божию. Иаков сказал: «Поклянись». Исав поклялся и продал свое первородство Иакову за чечевичную похлебку.

Когда же Исаак состарился и ослеп, то, чувствуя, что жизнь его подходит к концу, он захотел благословить Исава, как старшего сына. Но, благодаря хитрости, устроенной Ревеккой, он вместо Исава благословил Иакова. Исаак вскоре узнал свою ошибку, и, несмотря на это, все же утвердил за Иаковом свое благословение. За это Исав возненавидел брата и даже хотел убить его, так что Иаков должен был уйти из родной семьи. По совету родителей, он отправился на родину своей матери в Месопотамию, в землю Вавилонскую, к брату ее Лавану, чтобы пожить у него, пока не пройдет гнев Исава, и при этом жениться на одной из дочерей Лавана.

Иаков пришел в Харран к Лавану, брату матери своей. Иаков рассказал Лавану обо всем и остался жить и работать у него. Лаван спросил Иакова, какую он хочет плату за свою работу. Иаков согласился работать Лавану семь лет за дочь его, Рахиль, чтобы потом жениться на ней, так как он полюбил ее. Но по исполнении срока, Лаван хитростью отдал Иакову в жену не Рахиль, а старшую свою дочь, Лию, оправдываясь тем, что таков местный закон, чтобы не отдавать младшую дочь раньше старшей. Тогда обманутый Иаков согласился работать еще семь лет за Рахиль.

Через двадцать лет Иаков благополучно возвратился к отцу своему, в землю Ханаанскую, с большой семьей и имуществом. Исав же, давно не видевший брата своего, радостно встретил Иакова еще на пути.

Господь, при особых таинственных обстоятельствах испытав силу Иакова, дал ему новое имя Израиль, что значит «боговидец». И стал Иаков родоначальником народа Израильского, или, что то же, Еврейского.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Быт. 23-28, 10-22; 29-35.

Исаак и Ревекка

После смерти Сарры, любимой жены и матери, Авраам, чтобы утешить Исаака, посылает своего слугу Елиезера (в переводе "помощь Божия") на поиски невесты в Харран, где остался брат Авраама Нахор. От Исаака должен произойти "народ Божий", поэтому его женою должна стать девушка не из язычников-хананеян, а из среды "чистой" в отношении веры и благодетели.

В "Библейской истории" Лопухина опущена подробность, которая мне показалась важной и очень трогательной. Елиезер, прибыв в Харран, остановился возле колодца у ворот города; сюда к вечеру приходили женщины за водой. И он обратился к Богу с молитвой : пусть девушка, которая даст пить ему и его каравану, и станет женой сына его господина. Ею оказалась Ревекка, внучка Нахора, поступив точно так, как загадал перед этим Елиезер, натаскав воды для всего каравана, и даже пригласив остановиться на ночлег в доме ее отца; таким образом, этот брак был устроен и благословлен самим Богом.


(Пан Абель. Ревекка)

Близнецы Исав и Иаков


Ревекка была неплодной долгое время, но по молитве Исаака Господь послал ей детей, близнецов. Мотив чудесного, дарованного свыше (после молитв Богу, либо устроенного самим Богом) рождения от бесплодных до этого родителей начинает повторяться в Библии и подчеркивает особенную судьбу и миссию рожденных таким образом детей - не по "хотению плоти", а "по обетованию ".

Еще в утробе матери близнецы "сражались", толкались между собой; да так, что Ревекка смутилась, стала молиться, и Бог сказал ей: от ее сыновей произойдут два народа, и больший будет служить меньшему. Родились мальчики:

  • Исав ("косматый, красный"), родился не то красным, не то волосатым; он вырос охотником, "человеком полей"; олицетворяет земную, животную природу в человеке; грубое и дикое начало; "продал" брату право первородства за миску чечевичной похлебки (т.е. не придавал значения духовной миссии Авраама и Исаака); вопреки семье, взял в жены сразу двух девушек, к тому же язычниц-хеттеянок, нарушив установление жениться на девушках из своего рода (и своей веры).
  • Иаков ("идущий следом / оставляющий след"), родился, держась за пяту "старшего" брата; вырос "кротким, живущим в шатрах", где под шатром можно понять храм Божий; именно он предназначен свыше для наследования Исааку, и понимал значение миссии своего рода; за невестой он отправился в Месопотамию, по примеру отца.
Символически Исав и Иаков представляют собой не "хорошие" и "плохие" народы (ведь они братья-близнецы, "одной крови"!), а "хорошие" и "плохие" качества, желания, стороны человека.


(Исав продает право первородства за чечевичный супчег)

"Задумаемся: зачем же Иаков так хочет получить первородство, так жаждет его? Неужели ради того, чтобы иметь какие-то материальные преимущества? Ни в коем случае. Он знает нрав Исава, он предугадывает, что впоследствии ему самому придется бежать из дома и быть странником и скитальцем, опасаясь мести брата; он знает, что никаких материальных преимуществ он не получит. Когда мы до конца дочитаем историю Иакова, то узнаем, что он их так и не получил: богатство, которое он приобрел, было послано ему Богом, имуществом же отца, Исаака, завладел Исав.

Очевидно, Иаков, обучавшийся в шатрах Авраама и Исаака, знавший тайны Божьи, был прекрасно осведомлен о тех величайших духовных благах, которые принесет ему первородство, - он хотел стать наследником обетований , данных свыше Аврааму и Исааку, и понимал, что брат его, Исав, их недостоин. И потому он согласился перенести любые лишения — нужду, скитания, странничество,— только бы получить живое общение с Богом , это ни с чем не сравнимое благо, это величайшее благословение.

А Исав, как мы видим, относится к своему первородству с крайним пренебрежением. Он говорит: «Вот я умираю, что мне в этом первородстве?» Таково рассуждение плотского человека, который совершенно не верит ни в какие обетования : я смертен, я умру, к чему мне ваши призрачные духовные благословения? Зачем нужна духовная жизнь вообще? Дайте мне вот сейчас реальное, вещественное благо, дайте мне насытиться, и, как бы говорит он, я за это с удовольствием отдам все свои духовные преимущества.

Итак, Исав есть человек, не верящий в бессмертие духа, в будущую жизнь; человек, который хочет сейчас, в сей миг, насладиться миром материальным. Он полностью отождествляет себя со своим смертным телом, с животной природой: «Вот я умираю, что мне в этом первородстве?»" (Щедровицкий)

Благословение через обман

Любимым сыном Исаака был бойкий, ловкий и воинственный Исав; Ревекка же любила тихого, "домашнего" Иакова. Под старость Исаак ослеп (что можно понимать и как ослалбение духовного зрения), и, чувствуя приближение своего часа, решил дать благословение своему сыну и наследнику (таковым мог быть только один; по старшинству - первый из близнецов, Исав). Но Ревекка видела, что он не предназначен быть наследником, особенно в духовном смысле, и помогла своему любимцу Иакову обманом получить благословение отца (имевшее сакральное значение). Забавная деталь: Иаков выдал себя за брата, накрывшись козьей шкурой, имитирующей обильную волосатость Исава.

"Но что означает этот поединок? Действительно, с самого своего рождения и до сих пор Иаков постоянно боролся с обстоятельствами жизни, а для верующего человека это значит - с Богом. Бог постоянно подтверждал, что остается на его стороне, но ставил новые задачи и препятствия. Наверное, так и мудрый родитель напоминает ребенку, что он рядом и готов помочь, но в то же время дает и ребенку время и место приложить свои усилия. Богоборчество Иакова - не атеизм, не отрицание Бога, а форма диалога , в которой человек может сопротивляться и говорить Богу «нет», но в конечном итоге они приходят к согласию. Это общение между двумя личностями, Богом и человеком, которые очень дороги друг другу и только поэтому могут вступать в спор. И, кажется, Богу это нравится больше, чем почтительное безразличие.

Зачем же были все эти хитрости и обманы? Да просто так получилось, Иаков ведь очень торопился . Он не был идеальным человеком, как и прочие патриархи, как и мы сами. Но если человек стремится к Богу, в конечном счете, он найдет свой путь к нему. Да и как знать, может, если бы Иаков не хитрил, этот путь оказался бы намного короче?"
(Андрей Десницкий. Хитрец Иаков)

Так или иначе, отсюда начинается собственно история Израиля ("богоборец" или "воин Бога").

Двенадцать колен Израиля

Итак, Иакову было дано Богом новое имя: Израиль . Именно от него произойдет "народ Израиля"; двенадцать его сыновей (и их потомки) - это те и есть те самые двенадцать колен Израилевых (число символично: двенадцать колен Израиля - и века спустя появятся двенадцать апостолов ...)

После ассирийского плена (в 732-722 г. до н.э.) десять колен Израиля были "потеряны" , т.е. ассимилированы: это были колена сыновей Лии - Рувима, Симеона, Иссахара, Завулона; Манассии и Ефрема - сыновей Иосифа; сыновей Зелфы и Валлы - Дана, Неффалима, Гада. Асира.

Исав, получивший имя Эдом , стал прародителем эдомитян - идумеев , и с израильтянами у них будут очень непростые отношения. Что интересно, в I веке до н.э. на престол в Иудее впервые взойдет идумей, ставленник Рима Ирод - во исполнение пророчества Исаака при благословении своего внука Иуды, сына Иакова: "Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и ему покорность народов". (Быт. 49, 10) - "т. е. царь («скипетр» — символ царской власти) из Иудейского колена будет править, и полномочный законодательный совет в Иудее будет действовать, «доколе не придет Примиритель», т. е. Мессия. «…И ему покорность народов»: Мессия «покорит» народы, обратив их к вере в единого Бога.

Когда же, согласно этому пророчеству, нужно ожидать Мессию? Очевидно, тогда, когда «отойдет скипетр от Иуды» . Со времен Давида в Иерусалиме правили иудейские цари. Во время вавилонского пленения их царствование на время прекратилось, но потомки Давида считались «царями в изгнании». Его прямой потомок Зоровавель возвратился из Вавилона и стал правителем Иудеи, принимая участие в построении второго Храма. Во II в. до н. э. в Иудее воцарилась отечественная династия Хасмонеев. И только в 40 г. до н. э. римские власти назначили царем Иудеи идумея Ирода, который и воцарился в Иерусалиме в 37 г. до н. э. Будучи потомком Исава, а не Иакова, Ирод (иначе называемый Геродом Великим) свидетельствовал своим воцарением о том, что «отошел скипетр от Иуды». Это был царь над Иудеей, но не иудей по происхождению. И те, кто помнил пророчество Иакова, стали тогда ожидать появления Мессии , который и родился в Вифлееме Иудейском во дни Ирода (Мих. 5, 2; Матф. 2, 1)." (Щедровицкий)

Повторение - мать ученья:

Путешествия патриархов:

Вообще, путешествие по призыву Господа - прекраснейший библейский образ. "Был бродягой Господь, я хочу на него быть хоть в этом похожим..." (с) Кстати, а сами образы этих трех патриархов символически связывают с тремя христианскими добродетелями: Авраам - воплощенная Вера , Исаак - символ Надежды , Иаков - Любви .

Иосиф Прекрасный

История Иосифа - настоящий авантюрный роман. Он был любимым сыном Иакова; его братья от других жен отца ревновали и не любили его, и однажды вовсе задумали со свету сжить; замыслили убить, но в итоге продали его за 20 сребренников в рабство проезжим купцам, следующим в Египет. Иакову же принисли его запачканную кровью козленка одежду...


(Mosaic triptych, Chapel, Keble College, Oxford, designed by William Butterfield)

В Египте Иосиф делает "карьеру" домоправителя у знатного жреца, но, отвергнув приставания его жены (а Иосиф был божественно красив), оказывается ею оклеветан и брошен в тюрьму. Там он, с помощью Божией, растолковавает сны служащим фараона; впоследствии его призывают и к самому фараону, и правильно истолковав его сон, он спасает страну от голода и становится вторым лицом в Египте после фараона...


(Фараон награждает Иосифа за толкование сна. Иллюстрация, 1869 год)

Тогда же он снова встречается с братьями, прощает их, и все они вместе с Иаковым переселяются в Египет...

Вот и ответ на вопрос: как евреи оказались в Египте, откуда их потом выводил Моисей! Но это уже совсем другая история (с) :)


Эта история пересказывается в Коране, где Иосифу - Юсуфу посвящена целая сура.

Мистическое толкование: "История Иосифа, которого братья продали по промыслу Божьему для того чтобы и самим спастись от смерти, и спасти весь Египет, есть история о событиях, посредством которых зло, совершенное людьми, Бог обратил в добро.
...Символически Египет означает языческие народы, а Иосиф, отведенный в плен и страдающий в рабстве,— народ Израиля, рассеянный между язычниками... Вспомним, что возможность для проповеди Христианства, а потом и Ислама возникла именно благодаря существованию иудейской диаспоры...
Другой глубочайший символический смысл жизни Иосифа в том, что она прообразует жизнь Иисуса Христа ... Иисус Христос был предан за тридцать сребреников, подобно Иосифу, которого продали за двадцать сребреников. Иисус Христос послал своих учеников к языческим народам — в «духовный Египет»... Тот, кто считался умершим, оказался жив — он словно бы ожил, воскрес и теперь властвует над всем Египтом! Но сказано, что сердце Израиля «смутилось» от этой вести, не сразу поверил он ей, не сразу принял ее, какое-то время оставался в неверии, требовал доказательств..."
(Щедровицкий)

***
Внеклассное чтение: Томас Манн, роман-тетралогия "Иосиф и его братья" (читать или скачивать - ).

Это талмуд изрядного веса, написанный сложным, но вкусным языком (с предложениями на абзац:) - но натур утонченных, Достоевским увлеченных и Толстым закаленных, этим не напугаешь:) Предвкушаю погружение в атмосферу древнего Ближнего Востока и настоящее литературное пиршество!

"Юный Иосиф, к примеру, сын Иакова и миловидной, так рано ушедшей на Запад Рахили,
Иосиф, что жил в ту пору, когда на вавилонском престоле сидел весьма любезный сердцу Бел-Мардука коссеянин Куригальзу, властелин четырех стран, царь Шумера и Аккада, правитель строгий и блестящий, носивший бороду, завитки которой были так искусно уложены, что походили на умело выстроенный отряд щитоносцев;
а в Фивах, в преисподней, которую Иосиф привык называть «Мицраим» или еще «Кеме, Черная», на горизонте своего дворца, к восторгу ослепленных сынов пустыни, сиял его святейшество добрый бог, третий носитель имени «Амун-доволен», телесный сын Солнца;
когда благодаря могуществу своих богов возрастал Ассур, а по большой приморской дороге, что вела от Газы к перевалам Кедровых гор, между двором фараона и дворами Двуречья, то и дело ходили царские караваны с дарами вежливости — лазуритом и чеканным золотом;
когда в городах амореев, в Бет-Шане, Аялоне, Та"Анеке, Урусалиме служили Аштарти, когда в Сихеме и в Бет-Лахаме звучал семидневный плач о растерзанном Истинном Сыне, а в Гебале, городе Книги, молились Элу, не нуждавшемуся ни в храме, ни в обрядах;
итак, Иосиф, что жил в округе Кенана, в земле, которая по-египетски называлась Верхнее Ретену, неподалеку от Хеврона, в отцовском стойбище, осененном теребинтами и вечнозелеными скальными дубами,
этот общеизвестно приятный юноша, унаследовавший, к слову сказать, приятность от матери, ибо та была прекрасна, как луна, когда она достигает полноты, и как звезда Иштар, когда она тихо плывет по ясному небу,
но, кроме того, получивший от отца недюжинные умственные способности, благодаря которым он даже превзошел в известном смысле отца, —
Иосиф, стало быть, в пятый и шестой раз называем мы это имя, и называем его с удовольствием: в имени есть что-то таинственное, и нам кажется, что, владея именем, мы приобретаем заклинательскую власть над самим этим мальчиком, канувшим ныне в глубины времени, но когда-то таким словоохотливым и живым, —
так вот, для Иосифа, например, все на свете, то есть все, что касалось лично его, началось в южновавилонском городе Уру, который он на своем языке называл «Ур Кашдим», что значит «Ур Халдейский»."
(самовольно разбила это растянувшееся на огромный абзац предложение на параграфы, для облегчения чтения утомленными нарзаном и жжешечкой читателями, начиная с меня же:)

Роман Манна - конечно, художественное произведение (и судя по прологу, автор не напирает на идею истинности этой истории как часте Священного Писания, для него это, скорее, легенда). Так что за религиозным (а именно православным) толкованием и комментарием этой истории - можно, например, сюда: одноименный цикл бесед протоиерея Олега Стеняева "Иосиф и его братья" . На этом пока прощаюсь. Следующая остановка - Исход народа Израиля из Египта, куда они пришли как приближенные любимца фараона, а поколением спустя, со сменой династии, оказались в положении рабов на долгие четыреста лет...
This entry was originally posted at

Спрашивает Максим
Отвечает Александра Ланц, 04.03.2010


Максим спрашивает:

Помогите разобраться, пожалуйста. Вопросы о борьбе Иакова с Богом:
1 Зачем боролись?
2 С кем боролся: с Богом или с ангелом?
3 Как происходила борьба:физически, умствено или духовно?
4 Почему Иаков победил ангела, если ангелы превосходят людей?
5 Почему ангел отомстил, повредив состав бедра Иакова?
6 Как мог Иаков не отпустить Бога/ангела и причем тут заря?

Здравствуйте!

Отрывок Библии, о котором вы спрашиваете (), считается одним из сложнейших для понимания, поэтому рассматривая его, необходимо постоянно молиться к Отцу, о том, чтобы Он не допустил в наши сердца неверные, искажающие Его образ мысли. Хотя, конечно, мы должны молиться об этом постонно, как только открываем Священное Писание.

С КЕМ БОРОЛСЯ ИАКОВ?

То, что Иаков боролся именно с Богом, не подлежит сомнению. На это указывают слова Иакова: «я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» () и слова Того, с Кем Он боролся: «ты боролся с Богом» () А так же у пророка Осии читаем: «Еще во чреве матери запинал он брата своего, а возмужав боролся с Богом» (). Видите? Три ясных свидетельства о том, что перед Иаковом был именно Бог.

Однако, мы знаем и такие слова Осии:

Как же это понимать? Думаю, что именно так, как мы понимаем то, Кем является Христос. Христос – видимое отражение невидимого Бога. Ведь мы знаем и верим, что Бога не видел никто и никогда, Бога в принципе невозможно увидеть, объять умом, полностью познать... но для того, чтобы иметь общение со Своим сотворённым миром, Вседержитель сделал Себя явленным через Христа. «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (). Христос назван Единородным Сыном Божиим именно потому, что Христос является нам изнутри Самого Бога и имеет в Себе всю Божию полноту: бесконечную и беспредельную мудрость, силу, славу, любовь...

Иаков боролся со Христом. Иаков очень хорошо понял, с Кем он имел дело: с Самим Богом, явившем Себя в Личности Христа. Ветхий Завет не оперирует словом «Христос», но для обозначения Того, Кто, принимает образ Ангела, но при этом говорит как Сам Бог, обычно употребляется словосочетание «Ангел Господний», а иногда и просто Ангел. И только по контексту , по параллельным текстам можно понять, Христос ли это или какой-то сотворённый ангел.


КАК ПРОХОДИЛА БОРЬБА? ЗАЧЕМ БОРОЛИСЬ? и пр.

Думаю, что то, как она проходила реально, мы сможем узнать только в Вечности у самого Иакова. Хотя уже сейчас можно сделать некоторые предположения. Да поможет нам милостивый Спаситель смотреть только на Правду.

Давайте вспомним то, что предшествовало той ночи борьбы. За почти 20 лет до этого Иаков, желая добиться преимуществ первородства и главное – отцовского благословения, совершил грех, из-за которого все в его семье стали несчастны. И хотя по дороге в Месопотамию, куда Иакову пришлось бежать от гнева своего брата, он покаялся и получил Божие заверение в том, что он не оставлен, что будет под защитой Вседержителя, Иаков всё же продолжал носить в себе страх перед встречей с братом, ведь он своим обманом лишил Исава самого важного благословения, которое только мог получить сын от своего отца.

Этот страх достиг своего апогея в ночь борьбы. До этого, желая узнать намерения брата, Иаков послал к нему вестников, но «возвратились вестники к Иакову и сказали: мы ходили к брату твоему Исаву; он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек. Иаков очень испугался и смутился... И сказал Иаков: Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака, Господи, сказавший мне: возвратись в землю твою, на родину твою, и Я буду благотворить тебе! Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана. Избавь меня от руки брата моего, от руки Исава, ибо я боюсь его , чтобы он, придя, не убил меня [и] матери с детьми» () .

Далеко не глупый Иаков, хорошо понимает, что он и его семья находится на волоске от смерти, т.к. ни он, ни его люди не смогут противостоять вооружённым и сильным людям вспомившего обиду Исава, поэтому Иаков предпринимает все возможные меры для того, чтобы спасти от руки Исавы хотя бы самое дорогое для его сердца – жён и детей.

Собрав все свои силы и возможности, как мы бы сказали, собрав самого себя в кулак, Иаков уединился для молитвы. Библия не описывает нам его состояние, она просто говорит: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним» (). Я могу предложить вам лишь мою личную интерпретацию того, что происходило с Иаковом в ту ночь. И пусть Всемогущий Спаситель всегда пребывает с вами, когда вы осмысляете библейские слова.

Иаков был силён и физически, и духовно, он знал Бога своих отцов в действии, он знал, что Бог простил его грехи, знал о Божьем всемогуществе, он так же лучше многих сегодняшних христиан знал, что бороться с Богом, в принципе невозможно, это всё равно, что капле воды пытаться победить океан. Но в Иакове всё ещё было нечто, от чего он должен был быть избавлен. Иаков всё ещё не до конца отдал свою жизнь Богу. Оставалось что-то, что мешало Иакову получить мир в сердце и навсегда расстаться со страхом.

Мы не знаем, о чём он молился в ту ночь, но мы знаем, что в в начале той ночи он всё ещё надеялся на себя , на свои способности, на свою силу и пр. больше, чем на Бога. Звучит как парадокс: хотя Иаков понимал, что не сможет противостоять своему брату, что не сможет спасти сам себя, но всё же пытался это сделать.

Поэтому, когда Бог пристуил к Иакову в попытке устранить мучающую его «занозу» самоспасения, Иаков воспринял это как нападение на него и вступил в борьбу. Физическую? Возможно, что даже так. Возможно, он даже начал размахивать руками, пытаясь отделиться от Того, Кто хотел стоять прямо рядом с ним. Иаков напряг все свои физические силы, чтобы противостоять попытке Бога объяснить истину: сражаться и действовать должен Всевышний, а задача человека – полностью доверять Господу.

Посмотрите на следующий стих: «И боролся Некто с ним... и, увидев, что не одолевает его...». Бог увидел, что не может одолеть Иакова. Мы точно знаем, что Бог может одолеть любого человека, знаем, что однажды Он уничтожит грех и пересотворит землю. Значит в слове «одолеть» скрыт какой-то иной смысл. Не самого Иакова пытался одолеть Бог, а его понимание того, что происходит, и как надо себя вести в сложившейся ситуации, его недоверие к Богу, его попытку спасти себя за счёт своих сил. Физически сильный Иаков никак не мог полностью понять и принять, что его сила ничего не даст ему, а вот полное доверие Богу сдвинет и разрушит в прах гору ненависти его брата. Да, Иаков знал своего Бога, любил Его, служил Ему, хотел быть с Ним, но он всё ещё не доверился Ему полностью, всё ещё где-то как-то пытался положиться на свои силы.

И тогда, чтобы отвлечь Иакова от себя самого, от своей силы Богу пришлось причинить ему физическую боль и даже повредить его сильное тело. Именно тогда Иаков понял, что его "противник" сражается с ним не ради того, чтобы убить, а для того, чтобы разрушить в нём остатки его неправильного понимания того, Кто есть Бог, разрушить страхи, Иаков понял, что его неверному мышлению противостоит Тот, Кто желает сражаться вместо него, потому что только Он может реально победить чужую ненависть и обиду. И для Иакова наступил момент Истины! Он понял своего Бога, понял, где находится настоящая сила! ...и ухватится за Господа так крепко, как только мог: и руками, и сердцем, и душой, и разумом, всею силою своею ().

Господь, проверяя насколько сильно желание Иакова быть с Ним, сказал: «отпусти Меня» . Это не значит, что Бог хотел уйти от него, не значит, что Иаков мог как-то удержать Всемогущего, просто Бог хотел, чтобы сам Иаков убедился в правильности своего решения. Иаков отвечает так, как ответит любой человек, познавший Бога: «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня» . Это не требование, это смиренная, идущая из самой глубины измученного сердца просьба. Пророк Осия «дорисовывает» картину: «Он боролся с Ангелом - и превозмог; плакал и умолял Его» () Плакал и умолял о благословении. Но превозмог не Ангела, а себя ! Иаков превозмог своё желание самоспасения, полностью положился на Бога и тогда начал искренне плакать и умолять о настоящем спасении, которое может прийти только от Всемогущего. Это была его слёзная просьба о благословении: делай со мной всё, что хочешь, но я «не отпущу Тебя, пока не благословишь меня».

Далее опять происходит что-то странное. Бог спрашивает: «как имя твоеНеужели Бог не знает имени того, с кем Он борется и кого собирается благословить? Значит, дело в чём-то ином. Спрашивая об имени, Господь хотел, чтобы Иаков ещё раз задумался обо всей своей жизни, ведь мы знаем, что в еврейской традиции имя – это попытка отразить характер человека, его жизнь. Произнося своё имя, Иаков вновь оказался там, где постоянно запинал своего брата, где был его грех и его страх. (Имя Яков древнееврейского происхождения, переводится как «запинатель», «препона»).

"И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков".

Бог спрашивает человека: каков ты, как ты живёшь, что ты делал в прошлом, что собираешься делать сейчас, каков твой характер? Человек отвечает: я постоянно, с самого рождения, был причиной проблем моего брата, я запинал его во всём, был постоянной препоной для него и сейчас буду. Я не могу от этого избавиться!

И тогда Бог меняет имя человека, т.е. полностью меняет всю его судьбу : «отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль». Теперь, как утверждает Бог, этот человек не будет никого запинать, его характер, его взаимоотношения с людьми полностью изменятся.

Вопрос о том, что означает имя «Израиль» до сих пор остаётся открытым. Но для меня это имя означает «победитель», только не « не воинством и не силою, но» Духом Божиим, за счёт Духа Божьего (). Иаков победил не Бога, а свои страхи, свою неуверенность, он победил свои надежды на спасение по плоти, и поэтому смог дать Всемогущему возможность действовать в его жизни и реально спасти его.

То, что происходило с Иаковом в ту ночь я делю на 2 части. Сначала Бог боролся с Иаковом для того, чтобы победить в нём страхи и губительную для него надежду на собственные силы. А потом Иаков боролся с Богом, чтобы получить от Него благословение. Но заметьте, что Бог боролся именно с Иаковом, но не против него. А потом Иаков боролся не против Бога, а с Ним, для того, чтобы показать Ему, что он, Иаков, действиетльно желает благословения, действительно желает спасения, исходящего от Царя царей. Можно даже предположить, что Иаков боролся вместе с Богом, т.е. находился на Его же стороне. Ведь Иаков хотел победить в себе все страхи и всю свою неуверенность! А это то же самое, чего желал Бог.

ПРИ ЧЁМ ТУТ ЗАРЯ?

Я полагаю, что в контексте всей истории слово «заря» указывало Иакову на то, что его встреча в братом уже совсем близко. Мы знаем, что именно в этот день, после ночи борьбы, Иаков должен был увидеть Исава, а т.к. Исав явно поспешал, то они должны были увидеться уже утром.

«отпусти Меня, ибо взошла заря» . Я читаю это так: отпусти Меня, потому что тебе уже пора идти туда, где ты встретишься с Исавом, Исав уже очень близко.

С уважением,
Саша.

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

21 фев

Почитается во всех авраамических религиях: в иудаизме, христианстве и исламе.

Происхождение имени

Имя Иаков интерпретируется как производное от слова акев «пята, след», так как Иаков вышел из чрева матери, ухватившись за пяту старшего брата, Исава (Быт. 25:26).

Помимо имени собственного, ивритское יעקוב является глаголом в будущей форме третьего лица мужского рода и переводится «(он) будет следовать, последует».

Жизнеописание

Получение первородства

История Иакова излагается в Книге Бытие (гл. 25, 27-50). Она начинается с того, что Бог открыл беременной Ревекке, что та родит близнецов, которым предназначено стать родоначальниками двух народов, причём народ, который произойдет от старшего из братьев, будет подвластен потомкам младшего.

Zacarias Gonzalez Velazquez , Public Domain

Будучи любимцем матери Ревекки, Иаков хитростью добился от отца Исаака благословения на первородство и сделался родоначальником избранного народа израильского. Вся дальнейшая жизнь Иакова рассказана в книге Бытие.

Бегство в Харран

Избегая мести брата Исава, Иаков по совету матери удалился в город Харран (Северная Месопотамия - Арам-Нахараим) и женился там на двух дочерях своего дяди Лавана, Лии и Рахили.

William Dyce (1806–1864) , Public Domain

От них и их служанок Зелфы и Валлы имел двенадцать сыновей ( , Левий, Иосиф, ) и дочь Дину.

Схватка с Богом

По возвращении из Месопотамии, он проживал в , держась со своими стадами становищ и Исаака. Однажды во время ночного бдения ему явился Бог в лице ангела, с которым Иаков боролся до рассвета, требуя благословить его.


Rembrandt (1606–1669) , Public Domain

В схватке он повредил свое бедро, но Бог остался удовлетворен его рвением. Иаков получил благословение и новое имя - Израиль («Борющийся с Богом»), с напутствием: « ...ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.» (Быт.32:27,28).

Судьба его круто изменилась, когда он переселился со всем семейством к сыну своему Иосифу в Египет; ему отведен был богатый округ Гесем.

Там от его сыновей произошло народа израильского, судьба которых пророчески указана была им в предсмертном благословении его каждому из них.