Проблема поднимаемая в произведении тарас бульба. Нравственная проблематика в повести Н.В.Гоголя " Тарас Бульба" (урок-суд)

Повесть “Тарас Бульба” Н.В. Гоголя: сюжет, герои, проблематика

Центральное место в сборнике “Миргород” Н.В. Гоголя за­нимает повесть “Тарас Бульба”. Это произведение воссоздает эпоху героической борьбы украинского народа за свою независимость. Центром освободительного движения в то время была Запорожс­кая Сечь, организация украинского казачества, сложившаяся в середине XVI века в низовьях Днепра. Это обращение Гоголя к истории перекликалось с отношением писателя к современнос­ти. “Бей в прошедшем настоящее, – писал впоследствии Гоголь Языкову, – и тройною силою облечется твое слово”. Духовной пустоте современного общества писатель противопоставляет нрав­ственную цельность и могучую силу народного духа.

Повесть “Тарас Бульба” привлекает читателей реалистичнос­тью повествования, истиной сильных, богатырских характеров, героическим началом, сочетанием жанровых элементов эпоса и трагедии. При этом ведущий пафос произведения – романти­ческий.

Тарас Бульба – главный герой повести. В этом образе Гоголь раскрыл лучшие черты

национального героического характера. Все мысли и надежды героя неразрывно слиты с помыслами его народа. Во всем: в суровой простоте быта, в широте натуры и в самом складе ума – Тарас близок к своему “товариществу”. Од­нако, создавая типический образ народного героя, писатель под­черкивает его индивидуальность. Тарас Бульба – яркая, сильная личность, активно влияющая на ход событий. Могучая жизнен­ная сила, кипучая энергия, мужество и в то же время непосред­ственность, искренность, добродушие, чувство юмора – все эти качества присущи герою. Все эти качества делают образ героя многогранным, жизненно правдивым. “У Гоголя, – писал В.Г. Бе­линский, – Тарас Бульба также исполнен комизма, как и траги­ческого величия; оба эти противоположные элемента слились в нем неразрывно и целостно в единую, замкнутую в себе лич­ность; вы и удивляетесь ему, и ужасаетесь его, и смеетесь над ним”.

Историки литературы, анализируя образ Тараса Бульбы, стре­мились найти исторический прототип этого героя. Так, И. Ка­манин предполагал, что таким прототипом является Богдан Хмельницкий. И некоторые черты биографии Хмельницкого (два сына его убиты польской шляхтой) действительно позволяют нам говорить о справедливости данного замечания. Однако в целом Тарас Бульба – это обобщенный образ народного героя, каким он предстает в народных песнях и сказаниях.

И этот образ действительно соотнесен у Гоголя с фольклор­ной традицией. Превыше всего герой ставит любовь к отечеству. Он беспощаден и к врагам, и к родным, когда дело касается ис­полнения долга. Тарасу чужда какая-либо внутренняя противо­речивость, душевная двойственность. Это натура сильная, цель­ная, духовно могучая. Так, он осознает всю тяжесть преступле­ния Андрия, несмотря на его любовь к сыну. Ослепленный сво­им чувством к красавице-полячке, Андрий отрекается от родины и предает идеалы “товарищества”. “Чем не козак был?” – с горе­чью говорит Тарас, смотря на “чудную красоту” казненного его рукой сына. Это горькое чувство, глубокая жалость к сыну, так человечно и реалистически показанные Гоголем, придают обра­зу Тараса большую правдивость. Верность родине герой ставит выше кровного родства. “Нет уз святее товарищества! – говорит Тарас. – Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя лю­бит отец и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей”.

Героическими качествами, по мысли писателя, обладают мно­гие запорожцы. Писатель представляет нам целую галерею храб­рых, достойных казаков в лице Мосия Шило, Степана Гуски, Бовдюга, Остапа. Остап – достойный преемник своего отца. Писатель подчеркивает его храбрость, воинскую смекалку, преданность своему народу. Всю силу своего характера проявля­ет Остап в сцене казни, когда его подвергают жестоким пыткам и мучениям.

Сцены убийства Тарасом изменника-сына, сцена казни Ос­тапа и сцена гибели самого Тараса на костре представляют собой трагические вершины повести. Центральным же эпизодом произведения является битва под Дубно. “Битва под Дубно из­лагается в форме сказа, в котором монументально-эпическая гиперболика, характеризующая подвиги богатырей из Запорожс­кой Сечи (битва – пир, воины – орлы), соединяется с высоким, проникающим в душу лиризмом(троекратное обращение Тара­са к казакам). Гиперболизируя, Гоголь применяет стилистику былин: “Там, где прошли незамайновцы, – так там и улица, где поворотились – так уж там и переулок!”. Усиливая образность и лиризм повествования, автор обращается к анафорическим фра­зам, к повторам, к риторическим восклицаниям: “Как же вски­нулись козаки! Как схватились все! Как закипел куренной ата­ман Кукубенко…”

На протяжении развертывающихся событий Гоголь неодно­кратно превращается в их очевидца, участника, заинтересован­ного свидетеля и комментатора, что было особенно свойственно романтизму. Так, предостерегая увлекшегося Шило, писатель просит: “Не добивай, козак, врага, а лучше поворотись назад!”. Захваченный драматизмом сражения, потрясенный потерями запорожцев, Гоголь призывает: “Козаки, козаки! не выдавайте лучшего цвета вашего войска!””.

“Тарас Бульба” – глубоко трагическое произведение. Здесь гибнут все главные герои. Однако авторская позиция оптимис­тична: писатель считает, что сила и мощь украинского народа вечны, непобедимы.

Глоссарий:

  • Сочинение тарас бульба
  • тарас бульба сочинение
  • сочинение по тарасу бульбе

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Тарас Бульба является ключевым персонажем в одноимённом произведении Н. В. Гоголя, у которого было множество существовавших в реальности прототипов – его образ вобрал в себя...

Н. В. Гоголь - один из выдающихся писателей XIX века. Его творчество живет до сих пор, а знаменитые повести и комедии экранизируются не только в России, но и за рубежом. Произведения Н. В. Гоголя заключают в себе множество тайн. Не менее загадочной была и жизнь писателя.

Жизнь и творчество Н. В. Гоголя

Интерес к литературе у Н. В. Гоголя проснулся еще в детстве. Сначала писатель занимался сбором русско-украинского фольклора, в частности песен. Их он объединил в книге «Лексикон малороссийский». Над этим словарем Гоголь трудился несколько лет.

Н. В. Гоголь учился в гимназии, а после ее окончания переехал в Петербург. Город оказал огромное влияние на творчество писателя. Именно здесь начинается литературная карьера Н. В. Гоголя. Сначала он пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки». Произведение связано с романтикой жизни народа. В литературе Гоголь был одним из первых писателей, который так подробно описал радости и горе простого сельского люда.

Спустя несколько лет выходят два сборника рассказов, «Миргород» и «Арабески». В одно время с ними Н. В. Гоголь писал «Петербургские повести».

После премьеры комедии «Ревизор» Н. В. Гоголь на некоторое время прекратил писать: «Ревизор» был воспринят с ужасной критикой. Люди не поняли комедию и посчитали ее пустым анекдотом, насмешкой над людьми.

После Н. В. Гоголь пишет «Мертвые души», еще одно бессмертное произведение.

Умер писатель при загадочных обстоятельствах. По воспоминаниям, он был очень болен и умирал в муках. Спустя несколько десятков лет после его смерти провели эксгумацию тела. Существовала гипотеза, что это была летаргия, а на крышке гроба якобы даже обнаружили следы, напоминающие царапины от ногтей. Однако этот факт не был доказан.

«Тарас Бульба»: история написания повести

Повесть «Тарас Бульба» вошла в сборник рассказов «Миргород». Образ Тараса Бульбы считается одним из самых противоречивых в русской литературе.

При работе над повестью «Тарас Бульба» Гоголю пришлось изучить большое количество исторических материалов. Однако официальных документов ему не хватало: писателю хотелось почувствовать душу людей, узнать их менталитет, приметы и бытовую сторону жизни. Гоголь занимался поэтикой народной песни, и это оказало влияние на образ Тараса Бульбы и других персонажей.

Работа над повестью продолжалась около 9 лет, писатель трудился с перерывами. Работал Гоголь с 1833 года по 1842. Повесть была несколько раз отредактирована.

К Тарасу Бульбе приезжают его два сына - Остап и Андрий. Он едет вместе с ними в Запорожскую Сечь, чтобы молодые люди посмотрели, как живут настоящие казаки, и стали настоящими мужчинами. Образ Тараса Бульбы выписан в деталях: это настоящий суровый казак, который хочет постоять за свое Отечество. В Сечи Остап и Андрий сражаются с поляками, но Андрий страдает от любви к польке. В конце концов Андрий бежит в осажденный город к любимой, тем самым отрекаясь от своих. Андрий примыкает к полякам и сражается на их стороне. Тарас Бульба убивает Андрия за предательство. «Я тебя породил, я тебя и убью» - приводит его слова Гоголь («Тарас Бульба»). Образ Тараса все более раскрывается перед читателем. Он идет сражаться дальше. Остапа берут в плен и казнят на площади. Тарас Бульба идет мстить за смерть сына, но его полк разбит. Героя сжигают заживо на костре.

Проблематика повести «Тарас Бульба»

Прежде всего это проблема воспитания. Удивительно раскрывается образ Тараса Бульбы в повести, когда он велит сыновьям ехать на Сечь. При этом Андрий и Остап беспрекословно подчиняются отцу.

Вторая проблема - это любовь к Родине, патриотические чувства каждого героя. Читатель прекрасно видит, что между родственными отношениями и страной Тарас выбирает Отечество. Тарас не щадит своего сына, и, потеряв Андрия, продолжает воевать вместе с Остапом.

Третьей темой можно обозначить проблему выбора между патриотическими и любовными чувствами. Андрий настолько увлекся панночкой, что предал казаков. Он не смог бороться с влечением к этой девушке.

Образ Тараса Бульбы

Главный герой обладает всеми достоинствами человека описанной в повести эпохи. Он мудрый руководитель, который не создан для семейного очага. Непреклонный и решительный, он ненавидит врагов и отчаянно борется с польским гнетом. При этом Тарас не любил роскоши. Он предпочитал простую жизнь казаков.

Раскрываются основные черты Тараса Бульбы при конфликте с Андрием. Осознав, что его собственный сын предал Отечество, Тарас не колеблясь, убивает его без чувства жалости, уверенный в своей правоте. А сколько внутренней силы в Тарасе Бульбе читатель наблюдает при казни Остапа! Этот волевой человек видит, как выводят казнить его сына, его гордость, но ничем себя не выдает.

После смерти Остапа Тараса можно назвать жестоким. Но он боролся за правое дело: нужно было покончить борьбу с поляками и отомстить за смерть сына.

Это поистине созданная для народа повесть. "Тарас Бульба" (образ Остапа - тому подтверждение) - мастерски написанное, при этом близкое и понятное каждому произведение.

Образ Остапа

Тарас Бульба видел в Остапе хорошего воина с самого начала жизни в Запорожской Сечи. Бесстрашный, сильный, он производил впечатление даже на опытных казаков. Характером он походил на Тараса - такой же сильный и волевой. Стоит отметить, что когда Остапа казнили, он не проронил ни звука мольбы. Он стоически принимал свою смерть. Единственное, чего ему хотелось - это последний раз взглянуть на отца, самого близкого на тот момент человека.

Образы героев (Тарас Бульба - самый яркий из них) впечатляющи и естественны. Н. В. Гоголь смог идеально передать состояние людей, борющихся за независимость.

Тема: Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Цель: развивать навыки анализа текста, выразительного чтения; проверить знания учащихся по теме; развивать умение учащихся обобщать, грамотно отвечать на вопросы; развивать творческое воображение детей, навыки устной речи; воспитывать вдумчивого читателя; формировать гуманистические идеалы; подвести к вопросу решения проблемы добра и зла; воспитывать чувства патриотизма, любви к родителям и благодарности им, бережное отношение к хлебу, т.е. воспитывать нравственные понятия у читателя

Тип урока: урок-размышление, диалог учителя и ученика.

Ход урока.

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Сегодня у нас необычный урок. Он посвящен повести Н.В.Гоголя « Тарас Бульба». Тема урока: «Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Какую основную цель мы ставим на уроке? (Какие нравственные проблемы поднимает автор в произведении? Как решаются они в повести?)

Эпиграфом к уроку я взяла высказывание В. Г. Белинского

Эпиграф:

В повести Гоголь рад выставить наружу всё, что есть в жизни прекрасного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и её безобразия. В. Г. Белинский (Слайд 3)

Как вы понимаете слова Белинского? Какие ключевые слова вы выделите? Постараемся вслед с автором, работая с текстом, проследить за этим: что есть прекрасного, т.е. человеческого, в жизни героев повести.

І. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя. (Слайд)

Гоголь - писатель, влюблённый в русскую, украинскую культуру, знаток героического прошлого нашей страны, оставил творческое наследие, которое является свидетельством его любви к Родине.

ІІ. Актуализация мыслительной деятельности

1. Слово учителя . В статье «О малороссийских песнях» Гоголь писал о запорожских казаках: «Везде …в них дышит широкая воля казацкой жизни. Везде видна та сила, радость, могущество, с какою казак бросает тишину и беспечность жизни домовитой, чтобы вдаться во всю поэзию быта, опасностей и разгульного пиршества с товарищами. Ни чернобровая подруга, пылающая свежестью, вся преданная любви…, ни престарелая мать, разливающаяся, как ручей, слезами, которой всем существованием завладело одно материнское чувство, - ничто не в силах удержать его. Упрямый, непреклонный, он спешит в степи, в вольницу товарищей. Его жену, мать, сестру, братьев - всё заменяет ватага гульливых рыцарей набегов».

Вот из таких вольных казаков, а также из недовольных своим положением беглых крестьян образовалась знаменитая Запорожская Сечь.

2. « Мозговая атака»:

В какой век переносит нас повесть «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя?

(Повесть переносит нас в далёкое прошлое. Гоголь воскресил Запорожскую Сечь XVI - XVII столетий, когда украинский народ, полный гнева и ненависти к своим угнетателям - польским панам и турецким хищникам, взялся за оружие в защиту своих человеческих прав и национальной свободы.

Он показал начало национально- освободительного движения на Украине 30-х - 40-х годов ХVІ столетия. В повести запорожцы - настоящие былинные богатыри. Гоголь передал дух того времени, историю народа в её величии.)

О чём рассказывается в повести? Какова её центральная тема? (Дать краткий ответ).

героических подвигах сынов украинского народа, об их мужестве и непреклонности в борьбе за родной край. Это повесть не об одном герое, а рассказ о целом народе, о его могучих силах.

Это, как сказал В. Белинский, «поэма о любви к родине, о ненависти к захватчикам».

Тема произведения: героическая борьба украинского народа за своё национальное освобождение.

(Н. В. Гоголь писал: (Слайд)«Так вот она, Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы,птицы! Вот откуда разливается воля и козачество на всю Украйну!»)

Звучит начало песни о Запорожской Сечи Є й нам про що згадати.

ІІІ. Обобщение изученного. Формирование умений и навыков.

    Вновь обращаемся к теме урока «Нравственные проблемы в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Что такое нравственность?

2. Словарная работа:

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Нравственный – 1. Соблюдающий нормы общественного поведения, требования морали.

2. Относящийся к внутренней, духовной жизни человека.

Основная часть урока. Учитель: Внутренние, духовные качества, которыми руководствуется козаки - запорожцы, ярко иллюстрируют законы, по которым они жили . Расскажите о законах Запорожской Сечи. Что главное в отношениях запорожских казаков? (Доверие, честность, бескорыстие)

А. Доверие, честность, бескорыстие в жизни запорожцев

Приведите примеры из текста, подтверждающие эту мысль .

Вывод: (Слайд 5 –): «Быть честным человеком для каждого - значит жить для блага общего, жертвовать общему личным интересом» (Н. Огарёв)

«Самое дорогое в человеке - это то, что называется совестью» (Л. Толстой)

Следующий актуальный вопрос. Большую часть своей жизни козак-запорожец проводит в битве. Что превыше всего для них? (Товарищество, Родина)

Б. Проблемы патриотизма, воинского братства, товарищества в повести

1. Словарная работа (Слайд)

«Патриот – это человек, служащий Родине, а Родина – это, прежде всего, народ»

(Н. Чернышевский)

«Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.

Патриот - человек, проникнутый патриотизмом.

2. Работа над эпизодами, которые повествуют о храбрости запорожцев . (ІХ глава).

Выразительное чтение отрывков текста о том, как погибали многие запорожцы: Шило, Гуска, Бовдюг, Балабан. (С какой целью так подробно описывает Гоголь последние минуты и слова козаков? Что этим достигается? Какие чувства рождает у вас это прочтении?

3. Работа над образом Остапа (Слайд) Можно ли Остапа считать настоящим патриотом? Информация ученика об Остапе-казаке .

(Остап – молодой казак, красивый, сильный, умный, как и его брат Андрий. Скоро братья стали на хорошем счету у казаков: метко стреляли в цель, переплывали Днепр против течения. Оба были храбрыми воинами и в стычках с неприятелем показали своё бесстрашие и воинское умение. Остап был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки. В бою он сохраняет хладнокровие, умеет взвесить свои силы и силы противника и принять верное решение. Тарас видит в нём задатки настоящего полководца. До самой смерти он верен родине, боевым товарищам. Во время казни Остап выносит нечеловеческие пытки. Ни крика не издал он, ни стона.

Ученик выразительно читает эпизод. (Варвара)231 стр.

Рассматриваем иллюстрацию художника Е. Кибрика «Остап перед казнью». (Слайд 8)

(Главное - это мужественный воин, изображённый на фоне массы народа, который сочувствует ему).

5. Работа над образом Тараса Бульбы (Слайд)

Кто такой Тарас –куренной атаман и какими качествами обладает? (Он отличный воин, восхищающий товарищей по оружию своим мужеством и находчивостью в боях с врагами. Он выделяется из рядов запорожцев своей дальновидностью, знанием врага - теми качествами, которые более всего нужны казацкому атаману.

Моральная сила Тараса - в его несокрушимой вере в силу товарищества.

Рассказать наизусть «Речь о товариществе». В чём же главная сила запорожцев?

(Главное - в том чувстве товарищества, которое ни одному запорожцу не позволит оставить товарища в беде, а толкнёт его с риском для собственной жизни броситься на выручку.

Старый вояка очень любит своих товарищей. Нет такого товарищества между людьми, как на Русской земле, ни на какой другой земле.)

Ярче всего патриотизм козака Тараса показан в эпизоде смерти Тараса . Смотрим отрывок из к/ф «Смерть Тараса»

Учитель. Погиб Тарас героической смертью в битве с поляками. Тарас был предан родине и народу до конца жизни. Уже огонь лизал его ноги, а он думал не об огне. Он давал последний совет товарищам к спасению и прощался с ними.

Вывод: Так пламенная любовь к отчизне в сочетании с ненавистью к врагу-угнетателю и верой в великие силы своего народа выковали из Тараса Бульбы, его сына Остапа и его товарищей подлинных национальных героев.

Рассматриваем иллюстрацию Е. Кибрика «Смерть Тараса» (Слайд 10)

Что защищали казаки? (свою Украину и свою малую родину).

Вывод. Тема любви к родине - это вечная тема. Автор показал, как надо любить свою родину.

(Слайд 11) «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» (К. Паустовский)

Учитель :Трагичная, но славная судьба главных героев. Сильными и отважными являются все запорожцы. Все они презирают смерть. Это Тарас Бульба, его сын Остап, его единомышленники и друзья: Мусий Шило, Кукубенко, Попович, Степан Гуска, Бовдюг и другие. Для них дружба, воинское братство дороже всего на свете. Так, старый товарищ Товкач две недели вёз изрубленного, без сознания Тараса на Сечь, оберегая, как ребёнка. Сам Тарас говорит об этом так:

«Нет уз святее товарищества».

«Дружба и братство дороже богатства» (Народная мудрость)

В этом отражена высокая идея духовного единства борцов за народное дело.

Перед вами репродукция картины Ильи Ефимовича Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

(Слайд 13)Эта картина близка повести Гоголя. Не являясь иллюстрацией к ней, она помогает лучше понять повесть, заговорить с её героями. Эти великие произведения взаимно дополняют друг друга и обогащают наше представление о могучих запорожцах, героях повести Гоголя. Над картиной художник работал в общей сложности 13 лет (1878 - 1891 г.)

Изучая документы истории Украины, Репин прочитал однажды письмо запорожцев турецкому султану. (Конец ХVІ в. Турецкий султан Мухаммед шлёт запорожцам «грозную грамоту», в которой приказывает им сдаться добровольно. Но запорожцы отвечают ему письмом, дерзким и полным юмора.) Познакомившись с этим документом, художник сразу же сделал наброски будущей картины.

Кто из запорожских казаков, изображённых на картине, по вашему мнению, больше всех напоминает Тараса Бульбу?

Отвечает ученик, который выполнял индивидуальное задание):

(Это добродушный казак в красном жупане и белой папахе, который заразительно хохочет. В его бесхитростном, громком, от всей души смехе звучит широта и удаль казацкой вольницыХудожник сосредоточил внимание не на отдельных личностях, а на народной массе. Он создал собирательный образ свободолюбивого народа, и картина его звучит торжествующим гимном казацкой вольнице.

Можно ли утверждать, что Репин показывает крепкую боевую сплочённость запорожских рыцарей, великую силу их товарищества.)

В) Проблема войны и мира в произведении

1. Беседа по вопросам:

Что несла война людям?

Что происходило в душах запорожцев, когда они видели, как гибнут их товарищи?

(Война несла горе, гибли люди, месть порождала месть, сердца ожесточались. Война разрушает не только строения, но и сердца людей. Человек должен содрогаться от прочитанного о войне.)

Вывод. Мы увидели, как разрушительна война, какие беды несёт она людям. Вражда опустошает душу, уничтожает в человеке человеческое.

(Слайд) «Человек создан природой для мира, а не для войны, рождён для радости, для наслаждения…» (Рабле)

(Слайд) «Быть противником войны - это означает быть честным человеком». (Э. Хемингуэй)

И только война за национальную независимость, за веру и народ может быть оправдана.

(Слайд 16) «Известно, какова в Русской земле война, поднятая за веру: нет силы сильнее веры», – пишет Н. В. Гоголь.

Г. Проблемы нравственного выбора, предательства, доброты, милосердия, любви в повести

Беседа по вопросам:

Учитель. Проблема нравственного выбора обязательно встаёт перед каждым человеком. Тарас Бульба, его старший сын Остап, их товарищи, запорожские казаки, сделали свой выбор: они проливали кровь в боях, прошли через муки пыток и погибли, защищая от врагов землю родную, мать и веру христианскую.

Мать и Родина - те святыни, без которых не может жить человек.

Учитель. Мы низко кланяемся тем, кто защищал родную землю во все времена, и их матерям.

Но забыл об этих святынях Андрий. (Слайд 19) Перед ним тоже встала проблема морального выбора: с кем быть – с отцом, братом и товарищами защищать родину или спасать от голодной смерти прекрасную полячку, отказавшись от матери и отчизны, став предателем?

Какой выбор сделал Андрий? (Звучит текст)

О чём думал он в последние мгновения своей жизни?

Чьё имя шептал перед смертью? (Звучит текст)

Андрий предал свою родину, и мать, и отца, и товарищей.

2.Тарас Бульба не простил своему сыну предательства, вынес ему приговор и сам привёл его в исполнение.

А как вы оцениваете поступок Андрия?

Жаль ли вам молодого казака, младшего сына Тараса Бульбы?

(Тарасу жаль сына: («Чем бы не козак был?- сказал Тарас.- И станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!» Остапу жаль брата:

(« Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались бы над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы».

Автору жаль: «И погиб казак! Пропал для всего казацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать её»;

«Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву…»;

«Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жён очарованья, всё ещё выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.

Мне жаль).

Учитель делает вывод. Да, предательство - это страшный грех, непростительное преступление.

(Слайд 21 «Люди, которые отрекаются от своей родины, отрекаются тем самым и от своей совести» (Я. Галан)

«Человек без родины, что земля без семени» (Народная мудрость)

Но желание осудить Андрия не должно убить в вас жалости к погибшему духовно и физически человеку. Нам остаётся только пожалеть его. Вспомним мать, которая всю свою любовь отдавала дорогим сыновьям и молилась о них каждую минуту.

И этот эпизод воспитывает в нас сочувствие, доброту, милосердие.

Именно этого добивается Гоголь, описывая страдания матери Остапа и Андрия в ночь накануне отъезда сыновей в Запорожскую Сечи.

3. Выразительное чтение ученицей эпизода (Гл. І).стр.177

Эти страницы написаны так проникновенно, что они заслуживают самого пристального внимания.

Какую ночь провела мать перед отъездом сыновей в Сечь?

Каким настроением проникнут этот отрывок? (печалью).

Какие языковые средства использует Гоголь, чтобы подчеркнуть глубину переживаний матери?

(а) патетические, торжественные слова: «сыны», «очи»;

б) глаголы, расположенные в порядке нарастания действия: «приникла, расчёсывала, смачивала, глядела, превратилась, не могла наглядеться, вскормила, взрастила, взлелеяла»;

в) повторы: «Её сыновей, её милых сыновей берут от неё»;

г) сравнения: «Как степная чайка, вилась над детьми своими»).

Мать отдавала детям всю свою нежность, доброту, любовь, преданность. Она молилась за своих сыновей днём и ночью. Есаулы привезли Остапу и Андрию «благословенье от старухи матери и каждому по кипарисному образу из Межигорского киевского монастыря».

4. А каким отцом был Тарас Бульба?

Он был суровым, строгим и хотел воспитать сыновей настоящими воинами-козаками, патриотами своей земли, защитниками родины и веры христианской. Он гордился своими детьми. Но в Тарасе нет ничего половинчатого: если любовь - то до конца, отцовские чувства - до предела, ненависть - без отступления. Никогда не простит сердце Тараса измены. Поэтому он сам вершит суд над Андрием.

И в то же время Тарас всячески старается поддержать другого своего сына - Остапа, отбивающегося от шестерых, а потом восьмерых ляхов: «Добре, сынку!.. Добре, Остап!.. Вот и я следом за тобою!... Остап!.. Остап, не поддавайся!..»

А когда все его попытки спасти Остапа не увенчались успехом, он решил сам увидеть, как достойно (Тарас был в этом совершенно уверен!!!) будет умирать его старший сын. И, рискуя быть пойманным, он ответил на последний возглас Остапа:

« - Батько! Где ты! Слышишь ли ты?

А после казни сына Тарас мстил за него полякам до последнего мгновения.

Такова сила родительской любви

5. Есть ли в повести примеры ответного чувства детей к своим родителям?

Да, сыновья любят свою мать, хоть и стесняются открыто проявлять свои чувства, скучают по ней, с нежностью вспоминают мать, получив переданные ею образы. А Остап в самые тяжёлые моменты своей жизни мысленно обращается за поддержкой именно к своему суровому и справедливому отцу.

А этот момент часто ускользает от внимания читателей. Расскажите о заботе панночки о своих родителях.

(Гл. V)Панночка посылает к Андрию свою служанку с такой просьбой:

«…чтобы дал… кусок хлеба для старухи, моей матери, потому что я не хочу видеть, как при мне умрёт мать. Пусть лучше я прежде, а она после меня… У него также есть старая мать,- чтоб ради ее дал хлеба!»

(Гл. VІ) «В это время вошла в комнату татарка. Она уже успела нарезать ломтями принесённый рыцарем хлеб, несла его на золотом блюде и поставила перед своею панною».

Прекрасная полячка прежде, чем поднести ко рту кусок хлеба, посланного ей Андрием, спросила татарку:

А мать? Ты отнесла ей?

Она спит.

Отнесла..»

В этом эпизоде - дочерняя благодарность, тихо выраженное чувство любви, нежности к матери и отцу).

Учитель. Вот он, (Слайд 23) душистый хлеб, без которого мы не представляем жизни. Сейчас вы имеете его вдоволь. Но никогда не забывайте о тех, кто умирал от голода, и помните: в хлебе – пот и труд земледельца. Так уважайте же этот труд и относитесь к хлебу очень бережно.

А вот ещё слова панночки: «.. перед концом своим я должна видеть, как станут умирать в невыносимых муках отец и мать, для спасенья которых двадцать раз готова бы была отдать жизнь свою...»

В чьих образах мы видим бескорыстную родительскую любовь, в каких –идею сыновней и дочерней любви и благодарности?

Вывод. В образе украинской женщины-матери и Тараса Бульбы Гоголь воплотил идею бескорыстной родительской любви, в образах Остапа и прекрасной полячки - идею сыновней и дочерней любви и благодарности.

ІV. Итог урока. Так, какие нравственные проблемы поднял в своем произведении Гоголь? Какие нравственные уроки мы извлекли по повести?

V. Домашнее задание

Сочинение на тему:

«Над чем заставила меня задуматься повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»?»

Гоголя — это историческая повесть, раскрывающая перед читателем быт казаков Запорожской Сечи. Повесть рассказывает о героическом прошлом страны, где рождались настоящие патриоты. Это одна из знаменитых работ Гоголя, которую мы изучили на уроке и теперь сделаем анализ произведения, раскрывая проблематику и главную мысль работы автора.

Краткий анализ произведения

Анализируя произведение Тарас Бульба читатель переносится в 16-18 век, когда украинский народ ведет борьбу с польской шляхтой. В центре произведения главные герои — два сына , а также сам Тарас Бульба, который был не только отцом и патриотом, но и казацким полковником. Повесть переносит нас в Запорожскую Сечь, куда после учения приезжают сыновья Бульбы. Это уже повзрослевшие, сильные парни, настоящие казаки, которые будут воевать рядом со своим отцом. К несчастью Андрий полюбил дочь врага и переступил через все клятвы и законы казаков. Он предатель и единственным исходом могла быть только его смерть. Можно только представить, насколько тяжело далось Тарасу Бульбе убийство своего сына, но иного выход не было. Предательство не прощалось, особенно среди казачества того времени. В отличие от брата, Остап оказался настоящим патриотом, который в плену не проронил ни слова и умер, как герой.

Из анализа произведения Тарас Бульба Гоголя мы видим, насколько мужественным, праведным и справедливым был полковник, который породил сына, и сам же его убил за предательство. Подобное было нормой в военное время, хотя сегодня сложно принять такие обычаи. Но ведь мы и живем в другие времена, поэтому не имеем права осуждать кого-либо из персонажей. Такие уж были законы и правила.

Проблематика повести Тарас Бульба

В своем произведении Тарас Бульба Гоголь раскрывает разную проблематику. Это борьба с врагом, когда приходилось защищать родные границы. Здесь и нравственный выбор, когда приходится выбирать между чувствами и долгом. Показывает автор и важность сплоченности, которая приводит к победе. Здесь же автор раскрывает темы отношения детей и родителей. Раскрыта проблема самопожертвования, любви и верности.

Главная мысль

Познакомившись с этим шедевром мировой литературы, можно выделить и главную мысль повести. Заключается она в непоколебимой любви к Родине, необходимости ее оберегать и защищать. Именно этим занимались казаки, самоотверженно бросаясь на поле боя.

Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» является частью цикла повестей «Миргород». К написанию этого произведения писатель подошел весьма ответственно, тщательно изучив множество хроник того времени. В исторической повести Гоголь поднял серьезные проблемы, которые не перестают быть актуальными и в наши дни. Приведенный ниже анализ произведения «Тарас Бульба» будет весьма полезен при подготовке к уроку литературы в 7 классе или написании сочинения на данную тему.

Краткий анализ

Год написания – 1835 г.

История создания – Идею написать историческую повесть о запорожском казачестве Гоголь вынашивал давно. Он был недоволен опубликованным вариантом, и в течение семи лет упорно работал над произведением.

Тема - Основная тема «Тараса Бульбы» – беззаветная любовь к своей родине, земле, где ты родился и вырос. Особенно полно она раскрывается через призму взаимоотношений Тараса и его сыновей.

Композиция - В центре сюжета - непростая судьба казацкого полковника Бульбы и двух его сыновей, Остапа и Андрия. Завязка - возвращение молодых людей в отчий дом. Кульминаций в повести несколько. Развязка - трагическая гибель Тараса Бульбы.

Жанр – Историческая повесть.

Направление – Эпос.

История создания

Николай Васильевич долгое время вынашивал план «Тараса Бульбы». В 1830 году, почувствовав в себе силы к написанию масштабной исторической повести, он приступил к работе. Спустя пять лет была опубликована первая часть «Миргорода», куда вошла авторская версия повести.

Однако писатель остался крайне недоволен напечатанным вариантом. В течение последующих семи лет он занимался правкой произведения, каждый раз подвергая жесткой критике свои труды. Он пытался оправдать смысл названия своего произведения, воплотив в образе старого вояки весь украинский народ. Гоголь стремился не только продемонстрировать свой писательский талант, но и, прежде всего, проникнуть в глубины характеров своих персонажей, ярко и точно передать идеалы описываемой эпохи.

В результате кропотливой работы произошло значительное увеличение объема произведения от трех до девяти глав. Благодаря красочным художественным средствам и неподражаемому языку писателя образы героев стали более яркими и полными, быт Запорожской Сечи наполнился интересными подробностями, а батальные сцены приобрели большую выразительность.

Гоголь проводил много времени за изучением самых разнообразных исторических источников. В основу своего произведения он положил казацкое восстание 1638 года, которое было подавлено гетманом Потоцким. Для придания особенного национального колорита Николай Васильевич гармонично вплел в свой рассказ украинский фольклор: различные песни, думы, сказания.

Тема

Основная мысль , которую автор хотел передать в своей повести - это безграничная любовь к своей родине, готовность служить ей верой и правдой. Однако Гоголь делает акцент не только на борьбе за Отчизну: прежде всего, это способность защитить и не предать самое дорогое, и при этом остаться человеком.

Кроме того, в своей повести Гоголь затрагивает такую важную проблематику как взаимоотношение отцов и детей, сложность нравственного выбора, самопожертвование, единство нации, честь и предательство.

«Тарас Бульба» стал отображением надежд и мечтаний всего украинского народа, который находился в состоянии борьбы с иноземными захватчиками. Повесть наполнена глубоким смыслом, патриотическими идеями, призванными воодушевить читателя на проявление сильных искренних чувств к своей родине.

Композиция

Завязка повести знаменуется возвращением в родительский дом двух братьев - Остапа и Андрия, которые проходили обучение в бурсе. Сразу же после их прибытия Тарас намеревается отвести сыновей на Запорожскую Сечь, чтобы проверить уровень их боевой подготовки. Он прекрасно знает, чему учит Сечь молодых казаков, и хочет, чтобы и его орлы прошли эту школу. Однако братьям не удается как следует познакомиться с местными обычаями - практически сразу они призываются на службу в Запорожское войско и отправляются на войну с польской шляхтой.

Кульминационных моментов в повести несколько. Это и сцена осады города Дубно, в ходе которой как нельзя лучше показаны жизненные ценности главных героев, и страшное предательство Андрия, безумно влюбленного в польскую панночку. Не выдержав подлой измены младшего сына, Тарас собственноручно убивает его: по его мнению, предательство Родины может быть искуплено только горячей кровью.

Еще одним испытанием для бравого казака становятся мучения Остапа, попавшего в плен к врагу. Развязкой повести становится душераздирающая смерть Тараса Бульбы, заживо сожженного на костре. Свои последние слова он обращает к товарищам, предрекая величие своей Отчизны.

В повести «Тарас Бульба» анализ образов двух братьев прослеживается очень четко. По сути, это два разных жизненных пути, перед выбором которых так или иначе становится каждый человек. Это либо вечная слава и бессмертие во благо своего народа, либо позорная смерть предателя, выбравшего личное счастье в ущерб интересам Родины.

Главные герои

Жанр

По своему жанру произведение «Тарас Бульба» относится к исторической повести , для которой характерна невероятная многоплановость действующих лиц. Но, несмотря на большое количество задействованных персонажей и важных исторических событий, в центре сюжета все-таки находится старый казак Тарас Бульба и его сыновья, общая характеристика которых прекрасно отображена в повести.

«Тарас Бульба» является довольно сложным литературным произведением, как по своей конструкции, так и по сюжету. Невзирая на относительно небольшой объем, в нем присутствуют характерные признаки эпической прозы: подробное описание быта казаков, баталий, сцен народной жизни, природы. Вывод напрашивается сам собой - по своему направлению историческая повесть «Тарас Бульба» относится к эпосу, в котором яркой чертой проходит драматическая судьба Бульбы и его семьи.