Проблемы формирования ключевых компетенций на уроках информатики. Формирование информационных компетенций на уроках информатики

Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации многих социальных институтов, и в первую очередь системы образования. Новые задачи, поставленные сегодня перед школьным образованием, сформулированы и представлены в образовательном стандарте.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2010 года общеобразовательная школа должна формировать "новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции". Определенные таким образом цели образования, ориентирующие педагогов на компетентностный подход к организации учебно-воспитательного процесса, предполагают смену требований к существующим образовательным технологиям, критериям оценки результатов обучения и воспитания, достижение качественно нового уровня образования.

С 1992 года, когда впервые на официальном уровне термин "ключевые компетенции" появился в проекте Совета Европы "Среднее образование в Европе", проблема описания состава ключевых компетенций и процесса их формирования решалась, в основном, в рамках профессионального образования как в зарубежной теории и практике (С. Шо, Б. Оскарссон, А. Шелтон, Р. Селман и др.), так и в отечественной (В.И. Байденко, А.М. Новиков, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, Э.Ф. Зеер, В.А. Кальней и др.).

Отмечая неразработанность данной проблемы в образовательном пространстве средней школы, в качестве примера реализации направлений компетентностного подхода в отечественной педагогике и психологии в Стратегии модернизации общего образования указаны работы И.Я. Лернера, В.В. Краевского, Г.П. Щедровицкого, В.В. Давыдова и их последователей.

Такие исследователи как В.А. Болотов, В.В. Сериков, С.Е. Шишов, И.Г. Агапов, А.А. Хуторской раскрывают основные направления в процессе реализации компетентностного подхода в средней школе. Однако, несформированность подходов к определению базовых компетенций, неразработанность дидактического объема универсальных умений и навыков затрудняют разработку и применение в образовательном процессе технологий, формирующих эти ключевые компетенции.

Таким образом, возникло противоречие между требованиями стратегии модернизации образования в компетентностном подходе к процессу и результатам образования и неразработанностью его методологии, теории и практики в образовательном процессе, в частности, в обучении информатике.

Данное противоречие говорит об актуальности.

Проблема исследования заключается в разработке приемов формирования у учащихся ключевых компетенций на уроках информатики.

Объект - ключевые компетенции на уроках.

Предмет - урок информатики как средство формирования ключевых компетенций.

Цель - рассмотреть урок информатики как средство формирования ключевых компетенций.

Задачи.

Провести анализ литературы по компетентностному подходу.

Рассмотреть классификации ключевых компетенций различных авторов.

Рассмотреть урок информатики как средство формирования ключевых компетенций.

Методы исследования:

эмпирические: анализ педагогической, психологической, методической литературы, изучение нормативной документации по изучаемой теме.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем рассмотрена возможность реализации компетентностного подхода и формирования ключевых компетенций, выделенных А.В. Хуторским, на уроках информатики.

Курсовая работа состоит из введения, четырех параграфов, заключения, списка литературы, включающего 24 наименования, приложения.

§1. Понятие компетентностного подхода к обучению

В последнее время все чаще стали употребляться термины "компетенция", "компетентность", "компетентностный подход". Их широкое применение вполне оправдано, особенно в связи с необходимостью модернизации содержания образования. Например, в Стратегии модернизации содержания общего образования читаем: "... основными результатами деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе. Речь идет о наборе ключевых компетенций учащихся в интеллектуальной, правовой, информационной и других сферах" . Есть специальные статьи, посвященные этому вопросу.

В концепции модернизации российского образования на период до 2010г. в качестве одного из оснований обновления образования значится компетентностный подход. Что же представляет собой это нововведение?

Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации. Цель школы - формирование ключевых компетенций.

То есть в основе компетентностного подхода лежат понятия "компетенция"/"компетентность". Многообразие подходов к определению данных терминов создает определенные проблемы для их осмысления и понимания содержания самого компетентностного подхода. В научно-исследовательской среде данные понятия либо отождествляются (Л.Н. Болотов, B. C. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков), либо дифференцируются. Подробно этот вопрос рассматривается И.А. Зимней, которая выделяет основанный на компетенции подход, подчеркивающий "практическую, действенную сторону, тогда как подход, основанный на понятии "компетентность", оно включает собственно личностные (мотивация, мотивационно-волевые и др.) качества, определяется как более широкий, соотносимый с гуманистическими ценностями образования" .

Толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова трактует слово "компетентность" как "осведомленность, авторитетность", знание в какой-либо области, а "компетенция" рассматривается как "1) круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом;

2) круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений (право)" .

Более подробную трактовку этих терминов дает А.В. Хуторской: "Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности" . Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией - значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.

И.А. Цецорин рассматривает компетентность как комплекс "освоенных личностью" компетенций".

В документе "Стратегия модернизации российского образования" рекомендуется не противопоставлять компетентности знаниям или умениям и навыкам, поскольку понятие компетентности шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой аддитивной сумме знания - умения - навыка, это понятие несколько иного смыслового ряда). Отмечается также, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентации, привычки и др. .

Исходя из всех данных выше определений, можно сказать, что наиболее полную трактовку понятий "компетенция" и "компетентность" дал А.В. Хуторской, поэтому их мы и будем придерживаться в данной работе.

Таким образом, можно дать следующее определение компетентностному подходу: компетентностный подход - подход в обучении, для которого характерны овладение учеником знаний и умений в комплексе и ориентация образования и воспитания на конечный практический результат.

§2. Ключевые компетенции учащихся

Важнейшая цель образования, отраженная в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" - это: "формирование общеобразовательной школой системы универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современных ключевых компетенций, что и определяет современное качество содержания образования" .

Компетенция , в переводе с латинского, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.

В настоящее время нет точного перечня ключевых компетенций человека, которые необходимо формировать в общеобразовательной школе. Наиболее распространенной является классификация А.В. Хуторского. Он выделяет следующие типы компетенций:

Распопова С.В.

МОУ «Мало-Каменская СОШ»

Большесолдатского района

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНФОРМАТИКИ

За последние годы кардинально изменилась политическая и социально-экономическая ситуация в стране, что вызвало необходимость выработки новых подходов к образованию. Рынок рабочей силы требует таких качеств личности, как профессиональная самостоятельность, способность к профессиональному росту, умения ставить цели, анализировать результаты, ответственность за качество труда.

Традиционный подход к образовательному процессу в основном ориентирован на формирование комплекса знаний, умений и навыков. Это зачастую приводит к тому, что выпускник становится хорошо информированным специалистом, но не способен использовать эту информацию в своей профессиональной деятельности.

Решением этой проблемы является использование новых образовательных технологий. Это позволяет, помимо необходимых специалисту знаний, умений и навыков, вырабатывать и развивать так называемые ключевые компетенции, которые представляют собой сумму знаний, умений и навыков, предусмотренных стандартом образования, профессионально важных качеств и способностей, необходимых для успешной адаптации и продуктивной деятельности.

Рассмотрим, каким образом можно строить учебный процесс так, чтобы каждая группа компетенций заняла свое место на уроке информатики. Видов компетентностей очень много, но чаще учителя-предметники используют типологию ключевых компетенций, предложенную А.В. Хуторским:

Ценностно-смысловые компетенции;
общекультурные компетенции;
учебно-познавательные компетенции;
информационные компетенции;
коммуникативные компетенции;
социально-трудовые компетенции;
компетенции личностного самосовершенствования (Хуторской А.В., 2003 г.).

Список компетенций может меняться со временем, но всегда должны оставаться такие важные моменты, как самоуправление, саморегуляция, самоконтроль, собственная активность обучающегося.

Целью работы школы должна стать подготовка конкурентоспособного выпускника через формирование ключевых компетенций.

Сферой моей профессиональной деятельности в школе является преподавание информатики и ИКТ. Считаю, что мне повезло с выбором предмета. Сейчас, когда появилось такое понятие, как «компьютерная грамотность», в век бурного развития технического прогресса компьютеры прочно вошли в нашу жизнь, причём, как в профессиональную, так и в бытовую. Навыки работы с компьютером необходимы специалисту любой профессии. Это обусловливает специфику преподавания информационных технологий.

С одной стороны, преподавать этот предмет несколько легче, чем другие. Например, компьютерные игры, Интернет, on-line-общение, электронная почта, мультимедийные возможности компьютера привлекают обучающихся в кабинет информатики, вызывают повышенный интерес к предмету. Но, с другой стороны, именно в изучении информатики особенно остро проявляется недостаточность традиционного подхода к обучению с выработкой только определённого набора знаний, умений и навыков.

В своей работе я выделяю три основные ключевые компетенции: информационную, коммуникативную и самообразовательную. Компетентностный подход в данном случае заключается в формировании трех названных компетентностей и позволяет проверять не знания и умения, а умения ребенка применять знания в незнакомой ситуации, решать проблемы, выражать мысли, работать с информацией, делать выводы.

Нет никакого сомнения в том, что уроки информатики призваны влиять на формирование и развитие информационных компетенций .

Это – знакомство с компьютером как с устройством по работе с информацией (наушники, колонки, принтер, сканер, web-камера и т.п.),
владение способами работы с информацией (поиск в каталогах, поисковых системах и т.д.). Обучающиеся систематизируют, анализируют и отбирают информацию (разные виды сортировки, фильтры, запросы, проектирование баз данных и т.д.). На практике приобретают навыки сохранения, удаления, копирования информации. Работая за компьютером, преобразуют информацию из графической в текстовую, из аналоговой – в цифровую. Ученики овладевают навыками работы с различными устройствами информации (мультимедийные справочники, электронные учебники, Интернет-ресурсы, и т.п.), учатся критически относиться к получаемой информации, вырабатывают умение выделять главное, оценивать степень достоверности, применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения широкого класса учебных задач.

Говоря о коммуникативной компетенции, можно выделить следующие виды деятельности, которые способствуют её формированию: владение формами устной речи; ведение диалога «человек» - «техническая система» (понимание принципов построения интерфейса, работа с диалоговыми окнами, настройка параметров среды и т.д.); умение представить себя устно и письменно. Например, на уроке при открытии собственной Интернет-странички ребята по заданной форме заполняют анкету, помещают свою фотографию, рассказывают о себе. Также на практических занятиях овладевают приемами оформления текста при электронной переписке, формируют привычку соблюдать сетевой этикет. Учащиеся отрабатывают навыки создания текстовых документов по шаблону, правила подачи информации в презентации. Кроме того, овладевают телекоммуникациями для организации общения с удаленными пользователями; воспитывают толерантность, умение строить общение с представителями других взглядов.

В составе самообразовательной компетенции можно выделить:


умение осуществлять планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей деятельности, выдвигать гипотезы, ставить вопросы к наблюдаемым фактам и явлениям, оценивать начальные данные и планируемый результат (моделирование и формализация, численные методы решения задач, компьютерный эксперимент, и т.п.;
владение навыками использования измерительной техники, специальных приборов, применение методов статистики и теории вероятностей (практикум по изучению внутреннего устройства ПК, моделирование работы логических схем и т.п.);
умение работать со справочной литературой, инструкциями, знакомиться с новыми видами ПО, устройствами, анализировать ошибки в программе;
создание целостной картины мира на основе собственного опыта (Скрипкина Ю. В., 2007 г.).

Для выработки вышеназванных ключевых компетенций в своей работе я применяю такие методики, как метод проектов, игровые и интегрированные технологии. Обучающиеся работают в небольших группах, а это позволяет создать благоприятную среду для формирования коммуникативных качеств, развития инициативы, так как в группе многим учащимся легче высказать своё мнение, чем наедине с преподавателем; любая из этих методик предполагает самоорганизацию, самостоятельную деятельность, самоконтроль обучаемых. Каждая из методик предполагает постановку задачи максимально приближенной к реальной производственной ситуации, что повышает мотивацию обучающихся, понимание ими целей обучения; работу от постановки задачи до анализа и оценки результатов работы.

Хотя ключевые компетенции имеют в своей основе деятельностную составляющую, часто вид деятельности нельзя однозначно представить в виде конкретной ключевой компетенции. Например, деятельность по презентации проекта требует развития данной предметной компетенции, которая находится на стыке нескольких ключевых компетенций:


коммуникативной (монолог выступления, ответы на вопросы…),
информационной (выбор ключевых моментов для отображения на слайде, систематизация данных, структурирование доклада…),
учебно-познавательной (непосредственно создание слайд-шоу с помощью соответствующего ПО на основе предварительного плана),
общекультурной (создание дизайна презентации, подбор иллюстративного ряда, культура речи…).

Формирование ключевых компетенций в своей работе предлагаю рассмотреть на примере повторительно-обобщающего урока «Час суда над Интернетом» по разделу «Коммуникативные технологии» в 10 классе. Вид урока – урок-ролевая игра, используется игровая технология.

Цели урока:

Повторить и обобщить знания о компьютерных сетях и Интернете, о правовых аспектах работы с информацией на основе самостоятельного поиска и осмысления дополнительного материала для игры;

Развитие познавательного интереса, творческой активности обучающихся; умение излагать свои мысли, моделировать ситуацию;

Повторение и закрепление основного программного материала, выраженного в неординарных ситуациях;

Связать информатику с другими предметами;

Воспитывать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде (Распопова С.В., 2010 г.)

Для подготовки урока обучающимися была проделана большая работа по созданию проектов-презентаций, проведен социологический опрос и обработка статистических данных, интервью с администрацией школы. Обучающиеся класса максимально задействованы, оказывали помощь друг другу внутри микрогрупп.

Таким образом, можно увидеть, что при подготовке и во время урока применяются приёмы и организуются те виды деятельности учащихся, которые способствуют формированию ключевых компетенций.

Подводя общий итог, скажем, что предмет информатики может быть реализован с применением компетентностного подхода. Скорректировать содержание может и сам учитель, изменив, в первую очередь, цели урока, так как компетентностный подход делает главным участником образовательного процесса именно обучающегося с его индивидуальными целями. Тем самым, имея пока ещё небольшой педагогический опыт, я с уверенностью могу сказать, что использование педагогических технологий обучения служит достижению основной цели - формированию ключевых компетенций, призванных помочь ученику стать не только компетентным специалистом, профессионалом, но и личностью, способной адаптироваться в различных жизненных ситуациях .

Литература:

  1. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября.
  1. Распопова С.В. «Разработка открытого урока по обобщению темы «Компьютерные сети» // Педагогический поиск.- 2010г.- №10-11с. 52- 56.
  1. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58

Бондаренко Алла Анатольевна,
учитель информатики
МБОУ СОШ №37 с углубленным изучением отдельных предметов г. Ставрополя

На современном этапе развития образования компетентностный подход стал ответом на появившееся противоречие между необходимостью обеспечения современного качества образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем из-за увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Компетентностный подход - это совокупность общих положений, определяющих логику образовательного процесса, ориентированного на развитие системного комплекса осведомленности, умений, смысловых ориентации, адаптационных возможностей, опыта и способов преобразовательной деятельности с получением конкретного продукта.
О.Е. Лебедев в своей работе «Компетентностный подход в образовании» отмечает, что применительно к компетентностному подходу: смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся; содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем; организация образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования; образовательный результат основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

Проводя анализ образовательных стандартов по отражению в них идей компетентностного подхода, Т.В. Иванова в своем исследовании «Компетентностный подход к разработке стандартов для 11-летней школы: анализ, проблемы, выводы» выявила, что информатика входит в группу предметов, в которых практически весь стандарт строится на основе компетентностного подхода, то есть это предмет, нацеленный на формирование ключевых компетенций. Компетенции, формируемые на уроках информатики, могут быть перенесены на изучение других предметов с целью создания целостного информационного пространства знаний учащихся.

А.В. Хуторской отмечает, что формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы - от бытовых до производственных и социальных.

Развитие компетентности - процесс, который «не заканчивается однажды по причине ее окончательной сформированности, он не прерывается в течение всей жизни человека, так как в сферу его деятельности попадают новые, более сложные проблемы, требующие новых подходов к решению».

Практика показывает, что ключевые компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому образовательная среда должна выстраиваться таким образом, чтобы ребенок оказывался в ситуациях, способствующих их становлению. Речь идет как о содержании учебных курсов, так и о формах организации образовательного процесса.
Таким образом, цель современной школы - обеспечить образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для ее достижения необходимо кардинально поменять отношения ученика и учителя в учебном процессе.

Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель - осуществлять мотивационное управление его учением, т.е. мотивировать, организовывать, консультировать, контролировать. Для решения этой задачи требуется такая педагогическая технология, которая бы обеспечила ученику развитие его самостоятельности, коллективизма, умений осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Такой технологией является модульное обучение.

Суть модульного обучения состоит в том, что каждый ученик работает самостоятельно, имея возможность проконсультироваться у учителя, получить помощь товарища, в результате значительно глубже познается учебное содержание и, кроме того, все время можно себя контролировать.

Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого учащегося исключает нарушения дисциплины. Важное место при проведении модульных уроков оказывает ситуация успеха, ощущение учащимся собственного развития. При данной технологии учитель создает условия для личной заинтересованности учащегося не только в конечном результате его деятельности, но и в самом процессе его достижения.

Минимальной единицей учебного процесса в модульно - блочной технологии является не урок, а цикл уроков или модуль. Модуль разделен на учебные элементы (УЭ). УЭ создается как проблемно-деятельностная практическая работа по решению поставленной задачи с учетом индивидуально-личностных качеств учащихся. Учащийся выполняет задание с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.

В разработанной мною модульной программе по теме «Кодирование и обработка текстовой информации» материал разбит на 12 модулей. В начале каждого модуля перед учащимися ставится интегрирующая дидактическая цель, степень достижения которой оценивается учащимися самостоятельно по окончании работы с модулем в разделе «Рефлексия». УЭ №1 - это входной контроль, проверка изученного материала. Здесь используются тесты, как с выбором ответа, так и те, в которых учащийся сам записывает ответ.

Каждый последующий УЭ начинается с постановки учебной задачи (УЗ), результат выполнения которой вносится в учебную карту ученика.

Каждый учащийся, работая с УЭ, выполняет различные теоретические и практические задания. Файлы с выполненными на компьютере проблемно-деятельностными практическими работами, сообщениями, проектами он сохраняет в папке личных достижений, что позволяет получать рефлексивно отображенное каждым учащимся содержание усвоенного учебного материала.

Модульный подход дает ребенку чувство успеха, и ученики стараются закрепить этот успех на последующих уроках.
Использование модульной технологии повышает эффективность преподавания. Результаты наблюдений показали, что на уроках активнее работают все учащиеся: и «слабые», и «сильные». Для слабоуспевающих учащихся появляется возможность продвинуться вперед в получении новых знаний. Для «сильных» - возможность расширить свои знания, используя дополнительную литературу по предмету. Учитель имеет возможность на уроке уделить внимание как «слабым», так и «сильным» ученикам. Смена видов деятельности, а также выполнение учащимися заданий различного уровня сложности делают урок интересным, устраняют психологическую нагрузку. Роль учителя на таком уроке сводится к управлению работой школьников, к корректировке путей решения поставленных задач.

Можно сделать вывод, что модульная технология является наиболее продуктивной в развитии ключевых компетенций и личностно-ориентированной, позволяющей учащимся лучше усвоить материал программы. Практика показывает, что эффективность процесса обучения много выше, если школьник овладеет приемами самообразования. Ведь одна из основных задач учителя - научить своих подопечных самостоятельно добывать знания, то есть развить у учащихся информационную компетенцию и компетенцию личностного самосовершенствования.

Основным итогом работы по модульной технологии является учение без двоек, что очень нравится и учащимся, и учителю.