Проект «Наши верные друзья – дорожные знаки» в подготовительной к школе группе. Занятие в подготовительной группе «Символы России

Конспект занятия на тему:«Государственные символы России»

Цель:
Формировать уважительное отношение к государственным символам России.
Задачи:
- закрепить знание о названии родной страны;
- закрепить знание о символике России: флаге и гербе;
- познакомить детей с новой символикой России – гимном;
- продолжить формирование начального представления о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении;
-продолжить работу над развитием связной речи;
-совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
-закреплять умение отвечать на вопросы;
-воспитывать патриотические чувства (любовь и уважение к Родине) через художественное слово, музыку.
Оборудование и материалы: плакат с нарисованной березкой, без листьев; березовые листочки из зеленой бумаги, кисточка, клей, подставка для кисти, иллюстрации с изображением символов России, запись гимна, дидактическая игра «Собери флаг России».
Предварительная работа: сообщение первоначальных знаний о государственной символике России; чтение художественных текстов; закрепление материала с использованием иллюстраций; рисование; выполнение аппликаций; дидактические игры.

Ход занятия.

1. Организационный момент.
Воспитатель: Дети, давайте возьмемся за руки и крепче сожмем ладони друг друга, чтобы почувствовать, какие мы дружные ребята, и проведем наш ритуал приветствия:
Собрались все дети в круг
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Замечательно! Какие вы у меня молодцы!
Подзарядились друг от друга положительной, доброй энергией! Усаживайтесь поудобнее: спины держим прямо, руки на коленях. Можно отправляться в страну «Знаний».
2.Основная часть.

Сегодня мы продолжим беседу о государственных символах России: что-то повторим, а с чем-то познакомимся впервые. А чтобы путешествие наше было не скучным, к нам в гости заглянула...………… .
Кто же эта таинственная гостья, догадайтесь сами. Для этого прослушайте загадки:
Стоит Алёна, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Ствол белеет, шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке, свесив серёжки.(Берёза)
Клейкие почки, зелёные листочки,
С белой корой, стоит под горой.(Берёза)
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а не человек. (Берёза)
Итак, наша гостья – это……….
Дети: Береза.
Воспитатель: Молодцы! Правильно. Дети, дерево береза – это тоже символ нашей Родины, только народный.


Сильный ветер сорвал листочки у нашей березы. Чтобы украсить березку новыми листочками, надо ответить на вопросы и выполнить некоторые мои задания.
Если вы правильно отвечаете на вопрос или правильно выполняете задание, то получаете право наклеить листочек на ветку березы.
Итак, ребята! Как много на нашем земном шаре разных стран. Но есть на нем лишь одна страна, которую мы любим, которую зовем своей Родиной.
Скажите, пожалуйста, в какой стране с удивительно красивым названием мы живем?
Дети: «Мы живем в стране, которая называется Россия».
(Правильно ответивший ребенок клеит листочек на берёзу)
Спрашиваю еще 2-3 воспитанников с целью закрепления материала:
Воспитатель: Правильно. Это Россия.
Кто может и хочет показать на карте границу нашего государства?
(Ребенок (2-3) с помощью указки показывает границу России.)
Тот, кто показывает верно, клеит лист березы.
Воспитатель: Велика наша страна. Далеко раскинула она свои просторы: с запада на восток, с севера на юг.
(Чтение стихотворения Н. Забила «Наша Родина»)
Как велика моя земля,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.
Когда глухая ночь у нас
Чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час
Уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей
К границе от границы
Не меньше чем за десять дней –
И то едва домчится…
Воспитатель: А что такое Родина?
Дети: Это наш дом, улица, поселок.
Родина – это место, где мы родились и живем
Родина – это страна, в которой мы живем.
Наша Родина – Россия.
Воспитатель:
Великую землю, любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем
Воспитатель: Ребята, знаете ли вы стихи о Родине?
Давайте почитаем их.
(2-3 человека рассказывают стихотворения и клеят листочки)
Дети: Я узнал, что у меня есть огромная семья:
И тропинка и лесок,
В поле каждый колосок!
Речка, небо голубое - Это всё моё - РОДНОЕ, Всех люблю на свете я! Это Родина моя!
Воспитатель: «Наша Родина, ребята, нас тоже очень любит».
«Все может родная земля –
Может накормить своим хлебом,
Напоить из своих родников,
Удивить своей красотой.
Накормить ягодами, грибами,
Напоить березовым соком.
Все может!
Не может только саму себя защитить».
Воспитатель: А кто же может защитить родную Землю?
Кто же может защитить Россию?
Дети: Военные, солдаты.
Воспитатель: Правильно, клей листочек. Давайте мы с вами тоже станем на время солдатами и немного по маршируем:
Физ.минутка:
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку!
А ты- баты, а ты -баты,
На парад идут солдаты.
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы.
А потом - пехота:
Рота за ротой,
Рота за ротой.
Возвращаемся на свои места. Усаживаемся поудобнее, спины держим прямо, руки лежат на коленях. Не забываем следить за осанкой.
Воспитатель: Деревце наше одето не полностью, поэтому продолжаем нашу беседу. У всех стран, в том числе и у России, есть свои символы. Давайте вспомним, какие это символы? Назовите государственные символы страны.


Дети: Государственные символы нашей страны – это флаг, герб, гимн.
Воспитатель: Верно, один из символов – это флаг.


Из каких цветов состоит флаг России?
Дети: Флаг России состоит из трех цветов: белого, синего, красного.
(С целью закрепления материала, отвечают 2-3 ребенка.)
Дети, дающие правильные ответы, наклеивают листочки на ветви березы.
Воспитатель: А как расположены полосы на флаге? (если затрудняются отвечать, задаю наводящий вопрос: полосы расположены горизонтально или вертикально?)
Дети: Полоски расположены горизонтально: белый, синий, красный.
Воспитатель: Что означает белый цвет на Российском флаге?
Дети: Белый цвет на флаге России означает мир.
Воспитатель: Да, наша страна миролюбивая, ни на кого не нападает.
А что означает синий цвет?
Дети: Синий цвет означает веру и надежду, воду и небо.
Воспитатель: Что означает красный цвет?
Дети: Красный цвет означает Победу добра над злом.
Воспитатель: Предлагаю чуть-чуть отдохнуть.
Давайте поиграем в игру «Кто быстрее соберет флаг России».
Дидактическая игра «Собери флаг России».
(Первый правильно собравший флаг ребенок получает право приклеить лист березы на наглядное пособие.)
Воспитатель: К государственным символам России относится и герб России.


Государственный герб России устанавливают на специальных пограничных столбах.
Что изображено на гербе России?
Дети: На гербе России изображен двуглавый орел.
Воспитатель: Двуглавый орел - это символ мощи и могущества нашей страны. Всадник же – святой Георгий Победоносец, пронзающий своим копьем змея, символизирует вечную победу добра над злом.
Подведение итогов.
Итак, подведем небольшой итог.
Флаг России, герб России – что это такое?
Дети: Флаг России, герб России – это государственные символы нашей страны.
Воспитатель: Какой еще символ я забыла отметить?
Дети: Вы забыли сказать о Гимне России.


Воспитатель: Что такое гимн?
Дети: Гимн – это самая главная музыка в нашей стране.
Гимн – это торжественная песня о нашей стране, о том, как мы ее любим.
Воспитатель: Молодцы, верно! Хочу еще добавить, что, когда играет гимн России, то нужно вставать и слушать его стоя и молча. Таким образом мы проявляем уважение к своей стране.
Гимн всегда звучит на торжественных мероприятиях, различных соревнованиях.
Давайте послушаем один куплет Гимна России.
(звучит гимн, все слушают стоя)
Присаживайтесь на свои места.
Воспитатель: Ну вот, ребята. Березу мы нарядили в новое платье. А теперь давайте вспомним, о чем мы с вами говорили?
Дети: Мы с вами говорили о государственных символах России.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Я думаю, березка – народный символ нашей Родины, очень рада новому красивому наряду.Занятие окончено. Большое спасибо за внимание.
Непосредственная образовательная деятельность

«Государственные символы» (старшая и подготовительная группа)

Программное содержание:

1. Закрепить знания о названиях разных стран, о названии родной страны.

2. Познакомить детей с символикой России – гимном и гербом.

3. Повторение знаний о гербе города Архангельска, знакомство с гербом другого государства – Украины.

4. Формирование начальных представлений о происхождении современного государственного герба, о его функциональном назначении.

5. Воспитание эстетического отношения к цветам российского флага; повторение знаний о символическом значении цвета российского флага.

6. Развивать внимание, мышление, речь.

7. Обогащать словарь детей (стяг, гимн, флаг, штандарт, копьё).

8. Воспитывать любовь и уважение к Родине

Материал:

глобус, карта мира, указка;

портреты композитора Александрова и поэта С. Михалкова;

магнитофон, аудиозаписи государственного гимна России и песни Н. Расторгуева «Берёзы»;

герб СССР, герб России;

монеты с гербом России на каждого ребёнка;

листы бумаги с тремя видами герба – герб России, герб города Архангельска и герб другого государства (Украины);

флаг России, иллюстрации с изображением первых стягов;

портрет президента России Д. А. Медведева;

иллюстрация с изображением штандарта Президента;

цветная бумага, клей, ножницы, салфетка для аппликации.

^ Словарная работа:

государство;

мероприятия;

символ Георгий Победоносец;

всадник;

президент;

штандарт.

^ Предварительная работа:

беседа о странах мира;

рассматривание карты мира и глобуса;

работа с картой России;

занятия «Герб города Архангельска», «Флаг России».

Дети сидят за столом.

Воспитатель крутит глобус и говорит:

Посмотрите, как много на нашем земном шаре разных стран. Какие страны вы знаете? (Ответы детей.) Но есть на нём лишь одна страна, которую мы любим, которую зовём своей Родиной. Ребята, как эта страна называется? (Ответы детей.)

Правильно, – это Россия. Кто хочет показать на карте нашу страну? (Показ ребёнком.)

У каждой страны на земле, у каждого государства есть свои символы. Кто знает, какие они? Зачем они нужны? Как вы думаете? (Ответы детей.)

Сегодня мы ещё раз поговорим с вами о нашем гимне, гербе и флаге.

Ребята, гимн это самая главная музыка в нашей стране. Это песня о нашей стране, о том, как мы её любим. Когда играет гимн России, то нужно встать и слушать его стоя. Когда мы встаем во время звучания гимна – мы выражаем своё уважение к нашему государству, нашей стране. Послушайте слова нашего гимна. Наш гимн написали: композитор Александров и поэт Сергей Михалков.

^ Зачитываются слова гимна.

Россия – священная наша держава,

Россия – любимая наша страна.

Могучая воля, великая слава

Твоё достоянье на все времена!

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая –

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни

Грядущие нам открывают года.

Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,

Братских народов союз вековой,

Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Сейчас я предлагаю вам послушать гимн России.

(Звучит гимн.)

Какие чувства у вас возникли, когда вы слушали гимн России? Где вы его ещё слышали? (Ответы детей.)

Гимн включают на торжественных мероприятиях, на соревнованиях.

А сейчас я хочу рассказать вам о другом нашем символе – о гербе России. Раньше в нашей стране был вот такой герб (показ). Страна наша называлась СССР. А теперь наша страна называется как? (Россия.) И герб у нашей страны вот такой. Посмотрите, что вы видите на гербе России, давайте рассмотрим его. (Рассматривание.) На нашем гербе вы видите птицу – это орёл, орёл с двумя головами, что означает, что мы независимое государство, что в нашей стране живут люди разных национальностей. Например, как в нашей группе. Какие национальности у детей нашей группы? Правильно, русские и татары. Но всех нас связывает одна Родина, родина у нас общая. Вот эта лента как раз говорит об этом, связывает две разные головы. Обратите внимание на значок в центре орлов - этого всадника называют Георгием Победоносцем. Он сидит на белой лошади, с копьём в руках. Этим копьём он убивает змея. Вся эта картина символизирует победу добра над злом. Наш герб это эмблема, символ России. Государственный герб устанавливают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Герб страны печатают на российских монетах. Как вы думаете зачем? У вас на столах лежат монеты, посмотрите на них внимательно, что на них отпечатано? Двуглавый орёл символизирует мощь и могущество нашего государства. А что означает всадник? Монетки положите на место, и возьмите квадратные листы бумаги. Что вы видите на них? (Ответы детей.) Какие гербы вы узнали? Правильно это герб Архангельска, это герб России. А это герб другого государства – Украины. Герб нашей страны используют на печатях, которые подтверждают подлинность документов.

Давайте немного поиграем. Я посмотрю, какие вы внимательные:

поднимите печать, на которой изображён герб Архангельска;

поднимите печать, на которой изображён герб России.

Молодцы! Все выполнили задание правильно.

Посмотрите, какой красивый флаг у нашей страны. Мы с вами уже говорили о флаге. Давайте вспомним, где мы часто встречаем флаг? (Вывешивают на серьёзных государственных мероприятиях, на зданиях, на соревнованиях.) Давайте мы с вами тоже станем на время спортсменами и сделаем зарядку.

^ Физкультурная минутка «Зарядка».

«А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись

Через правое плечо,

Через левое ещё,

Дружно присели

Пяточки задели,

На носочки поднялись

Опустили руки вниз».

А теперь мы продолжим беседу о нашем флаге. Флаг нашей страны – это тоже отличительный знак. Много лет, веков назад вместо флага использовали шест, привязывали к нему пучок травы и конский хвост. К этому флагу стягивались войска – и назывались они стяги. Потом стяги стали делать из ткани, чаще всего красные. А при царе Петре I появился вот такой трёхцветный флаг. Что означают цвета на нашем флаге? (Выслушать ответы детей.) Давайте повторим: белый цвет означает мир и чистоту совести; синий – небо, верность и правду; красный – огонь и отвагу. Флаг является знаком власти. Есть он и у главы нашего государства. А кто глава нашего государства? (Президент.) Как зовут нашего президента? Флаг, который находится у президента, называется штандартом. Давайте повторим это название. Штандарт имеет квадратную форму, в центре находится орёл двуглавый, края украшены золотой бахромой.

Сейчас я предлагаю вам сделать аппликацию нашего российского флага. (Самостоятельная деятельность детей.)

Покажите, какие флаги у вас получились. Их можно отнести домой и рассказать своим родителям о том, что вы знаете о флаге.

^ Чтение стихотворения о Родине.

А. Дементьев

Что такое Россия?

Это знойное лето …

Когда много цветов

На зелёном лугу,

Когда брызги на море

Жемчужного цвета,

Когда хлеб созревает

И косят траву.

Что такое Россия?

Это чудная осень…

Когда в небе, курлыча

Летят журавли,

Когда шишки созревшие

Падают с сосен,

Когда кружатся листья

До самой земли.

Что такое Россия?

Это зимняя сказка…

Когда снег серебристый

Лежит на земле,

Когда мчатся мальчишки

С горы на салазках,

Когда виден узор

На морозном стекле.

Что такое Россия?

Это полная жизни,

Счастья, бодрости, радости, света весна,

Когда дождик прохладный

На землю вдруг брызнет,

Когда лес зашумит,

Отошедший от сна,

Когда ветер траву молодую волнует,

Когда птицы поют

Снова в нашем краю…

Я Россию свою,

Мою землю родную,

Словно мать дорогую,

Очень нежно люблю!

http://olga190780.narod2.ru/muzikalnim_rukovoditelyam/igroteka_muzikalno-didakticheskih_igr/

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №17 «Светлячок» г. Дмитров, Московская область

Названия пособий издательства «ДРОФА», использованных при подготовке конспекта: Основы безопасности жизнедеятельности серия «Азбука дорожного движения. Программа и методические рекомендации » Рабочая тетрадь «Азбука дорожного движения»

Подготовительная группа (6-7лет)

Тема: Путешествие в страну Дорожных знаков"

Цель: Задачи:

Образовательные задачи: Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть», машины движутся по проезжей части, пешеходы по тротуару;

Развивающие задачи:

Закреплять знания детей о функциях светофора: регулирует движение транспорта и пешеходов с помощью сигналов; о функциях дорожных знаков: Предупреждающие знаки: «Внимание дети», «Дорожные работы», «Скользкая дорога». « Железнодорожный переезд» Запрещающие знаки. Знак "Движение пешеходов запрещено» «Движение на велосипеде запрещено», «Въезд запрещен», « Движение запрещено»

Систематизировать знания о правилах перехода через проезжую часть: переходим дорогу через пешеходный переход.

Оборудование:

Материал:

Аудио запись. «Правила движения»,

Дорожные знаки на подставке. (Пешеходный переход, подземный переход, автобусная остановка)

Макет машин или машины – игрушки: легковые, грузовые, автобус.

Три сигнала светофора. (Из картона)

Плакат « Дорожные знаки» Предупреждающие знаки: «Внимание дети», «Дорожные работы», «Скользкая дорога». « Железнодорожный переезд»

Запрещающие знаки. Знак "Движение пешеходов запрещено» «Движение на велосипеде запрещено»,: «Въезд запрещен», « движение запрещено»

Информационные знаки: «Пешеходный переход». « Подземный переход» «Пункт питания», «Больница»

Раздаточный материал: дорожные знаки на каждого ребёнка.: «Въезд запрещён», « Пешеходный переход» « Движение пешеходов запрещено», «Подземный переход», «Больница», «Автобусная остановка»

Подземный переход « тоннель»

Напольное полотно с дорожной разметкой.

Предварительная работа

Беседы: «Сигналы светофора », «Дорожные знаки», «Правила поведения на дороге», «Правила поведения в общественном транспорте » и т. д.

Рассматривание иллюстраций «Опасные ситуации»; «Азбука ПДД», карточек с изображением дорожных знаков, транспорта.

Чтение стихов, загадок, художественных произведений по правилам дорожного движения, таких как: С. Маршак «Светофор», С. Михалков «Дядя Степа –милиционер», А. Иванов «Как неразлучные друзья дорогу переходили», «энциклопедия воспитанных детей» и т. д.

Дидактические игры: Рабочая тетрадь «Азбука дорожного движения» «Четвертый лишний», «Геометрический транспорт», «Собери картинку из частей», «Кто больше найдет и назовет дорожных знаков».

Ожидаемый результат занятия: в результате изучения правил дорожного движения ребёнок должен знать/понимать: Где должны ходить пешеходы. Почему нельзя ходить на проезжей части. Части улиц и дорог.

Как надо переходить улицу. Назначение светофора, сигналы светофора. Места ожидания общественного транспорта. Для чего служат дорожные знаки. Группы дорожных знаков.

Уметь: Применять на практике полученные знания.

"Путешествие в страну Дорожных знаков"

План занятия


Дорожно-транспортные происшествия и их причины. Проблемная ситуация: «Что произойдёт на улице города, если не будут соблюдаться Правила дорожного движения? Правила дорожного движения – закон улиц и дорог. Основные термины и понятия. Элементы дорог: «Улица», «Дорога», «Тротуар», «Полоса движения», «Разделительная полоса», «Пешеходный переход», «Пешеход», «Регулировщик». Светофоры для пешеходов. Обязанности пешехода. Где разрешается ходить? Места, где разрешается переходить проезжую часть. Обязанности пассажиров. Где надо ожидать транспортное средство при посадке. Дорожные знаки. Значение дорожных знаков. Классификация дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные знаки.

Ход занятия:

Звучит аудио запись «Правила движения».

Под музыку дети вместе с воспитателем входят в группу. Встают по периметру напольного полотна.(3X3)

Воспитатель:

Ребята, сегодня, я приглашаю вас в страну, где все люди, взрослые и дети знают и выполняют правила дорожного движения. (Звучат звуки аварий и сирен)

Ой, письмо. Давайте его прочтем: «Мы, жители страны Дорожных знаков, находимся в беде. Нас заколдовал злой волшебник. Он похитил все дорожные знаки. И все люди нашего города перестали соблюдать правила дорожного движения. Беспорядок на улицах сделал нашу жизнь трудной и опасной: машины постоянно создают заторы, наезжают на пешеходов, сталкиваются друг с другом. Помогите, пожалуйста, нам!»

Ребята, мне кажется, надо обязательно помочь. Поможем? Тогда отправляемся в путь, дорога будет не лёгкая. Сначала мы пойдём пешком. (Дети встают в колонну и идут за воспитателем)

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

На месте стой! (Дети встают в шеренгу)

Ребята, а вы, знаете правила дорожного движения? (Да) Как называются люди, которые идут по улице? (Пешеходы). По какой части дороги надо идти пешеходам? (По тротуару) Совершенно верно! Кажется, мы пришли с вами на главную улицу! (Дети рассматривают напольное полотно)

Давайте найдём тротуар и встанем на него. (Дети встают на тротуар)

Ребята, как называется часть улицы, по которой ездит транспорт? (проезжая часть) Вы обратили внимание, что проезжая часть разделена белой линией?

Когда машины движутся в обе стороны, какое это движение? (двустороннее движение).

Воспитатель разводит руками.

Да! Хорошо поработал злой волшебник. Убрал все дорожные знаки. Где же нам дорогу перейти? (по пешеходному переходу)

Правильно! Вот - пешеходный переход. Его еще называют "Зеброй". А где же знак «Пешеходный переход»

Миша, помоги мне, пожалуйста, найти знак «Пешеходный переход». (Ребёнок находит знак « Пешеходный переход», воспитатель ставит знак на своё место).

Ребята, а ведь у пешеходов есть помощники при переходе улицы. А что это за помощники, вы узнаете, отгадав загадки.

Никто на свете так не может

Одним движением руки

Остановить поток прохожих

И пропустить грузовики.

(Милиционер-регулировщик.)

Правильно ребята! Предлагаю вам, превратиться в милиционера – регулировщика. Сделайте, пожалуйста, шаг назад. Повторяйте все за мной.

Физкультминутка.

Постовой стоит упрямый (шагаем на месте)

Людям машет: Не ходи!

(движения руками в стороны, вверх, в стороны, вниз)

Здесь машины едут прямо (руки перед собой)

Пешеход, ты погоди! (руки в стороны)

Посмотрите: улыбнулся (руки на пояс)

Приглашает нас идти (шагаем на месте)

Вы, машины, не спешите (хлопки руками)

Пешеходов пропустите! (прыжки на месте)

Молодцы, ребята. Сделали разминку, приключения нас ждут. Вот вам следующая загадка.

Днем и ночью я горю

Всем сигналы подаю

Есть три цвета у меня

Как зовут меня, друзья?

(Светофор)

Давайте ребята, покажем, на какой сигнал светофора, надо переходить улицу.

(Разложить «Пешеходный переход»)

Игра «Светофор»

Воспитатель поочерёдно показывает сигналы светофора. Дети переходят улицу по сигналу.

Красный свет – дороги нет!

Жёлтый свет – готов к пути!

А зелёный свет – ИДИ!

Воспитатель:

Молодцы, ребята, вы все примерные пешеходы. Вы знаете, как правильно переходить дорогу. Скажите, а какие ещё вы знаете пешеходные переходы? (подземные и наземные). Давайте найдём знак «Подземного перехода» и вернём его на место. (Дети находят дорожный знак «Подземный переход»)

А сейчас мы, с вами поиграем. Я всем ребятам, предлагаю пройти по подземному пешеходному переходу. Но, не забывайте, пожалуйста, ребята, что мы с вами пешеходы, поэтому, выходя из подземного перехода вставайте на тротуар.

Подвижная игра «Подземный переход»

Воспитатель выкладывает тоннель. Дети по одному проходят через «тоннель»

(Дети возвращаются на тротуар)

Воспитатель:

Вы, наверно, устали идти пешком, я предлагаю вам поехать дальше на автобусе. Как же узнать, где он останавливается? А! я знаю! Надо расколдовать дорожный знак. Отгадайте загадку.

Если ты собрался с другом

В зоопарк или в кино,

Подружиться с этим знаком

Вам придется все равно,

Он домчит вас быстро, ловко

Знак…. (Автобусная остановка)

Саша, помоги, мне найти знак « Автобусная остановка» (Ребёнок находит дорожный знак « Автобусная остановка» воспитатель ставит знак на место)

Подвижная игра. «Автобус» диск «Музыка с мамой».

Воспитатель берёт макет автобуса, дети встают друг за другом и выполняют движения под музыку. Воспитатель уводит и сажает детей за столы.

Воспитатель:

Мы, сели с вами в автобус и стали кем? (Пассажирами)

Воспитатель:

Приехали. Остановка «Дорожные знаки». (Дети садятся за столы). (На полу стоят дорожные знаки) Предупреждающие знаки: «Внимание дети», «Дорожные работы», «Скользкая дорога». «Железнодорожный переезд»

Запрещающие знаки. Знак "Движение пешеходов запрещено"«Движение на велосипеде запрещено»,: «Въезд запрещен», « движение запрещено»

Информационные знаки: «Пешеходный переход». « Подземный переход» «Пункт питания», «Больница»

Воспитатель:

Вот где спрятал злой волшебник дорожные знаки! Сейчас мы их расколдуем, показав свои знания! Знаки все мы знать должны. Чтобы не было беды.

В красном треугольнике

Знаки осторожные,

Они предупреждают

К вниманию взывают!

Это предупреждающие знаки.

Кто из вас знает,

О чём предупреждает этот знак?

Запрещают знаки

Разное движение

И в красные кружочки

Обводит их народ

Кто из вас знает,

Что запрещает этот знак?

А ещё есть знаки,

Добрые друзья.

Укажут направление

Вашего движения.

Где поесть? Поспать?

И как в деревню к бабушке попасть?

О чём сообщает нам этот знак?

Воспитатель читает каждое стихотворение и знакомит детей с запрещающими, информационными, предупреждающими знаками. Предложить детям объяснить каждый знак, если дети затрудняются, воспитатель помогает им.

Игра «Где спрятался дорожный знак»

На доске прикреплены дорожные знаки обратной стороной. «Пешеходный переход» «Подземный переход» «Автобусная остановка» «Больница» « Движение пешеходов запрещено».

Воспитатель читает стихотворение по каждому знаку, дети находят этот знак у себя на столах и несут к доске, где его прикрепляют. Затем воспитатель переворачивает главный знак, и сравнивает, все ли правильно выполнили задание. (У детей на столах такие же дорожные знаки). (На каждого ребёнка)

Воспитатель:

Крепко, видно заколдовал, волшебник дорожные знаки, не хочет их отдавать. Давайте, ребята, узнаем, какие дорожные знаки спрятались от нас? Я буду загадывать загадки, а отгадки вы найдёте у себя на столе и принесёте нужный знак к доске. Посмотрите, ребята, на свои картинки. Это наши с вами друзья, дорожные знаки.

Ну что, начнём?

Воспитатель читает четверостишие по каждому знаку.

Здесь наземный переход,

Ходит целый день народ.

Ты, водитель, не грусти,

Пешехода пропусти!

Знак "Пешеходный переход":

Знает каждый пешеход

Про подземный этот ход.

Город он не украшает,

Но машинам не мешает!

Знак "Подземный пешеходный переход":

В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать.

Знак "Место остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и такси":

Если нужно вам лечиться,

Знак подскажет, где больница.

Сто серьезных докторов

Там вам скажут: "Будь здоров!"

Знак "Дети":

Знак "Больница":

В дождь и в ясную погоду

Здесь не ходят пешеходы.

Говорит им знак одно:

"Вам ходить запрещено!"

Знак "Движение пешеходов запрещено":

Итог занятия:

Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения. Благодаря своим знаниям, вы помогли жителям страны Дорожных Знаков избавиться от злого волшебника. И в город вернулся покой и порядок, потому что, жители города снова стали соблюдать Правила Дорожного Движения. А вы, ребята, будите соблюдать правила дорожного движения? (Да)

На память я хочу подарить вам книжку о правилах дорожного движения.

Правила из этой книжки

Нужно знать не понаслышке.

И учить их не слегка.

А всерьез, наверняка.

А ещё, ваши друзья, из города Дорожных знаков, дарят вам вот такие волшебные палочки. Когда наша прогулка по городу закончится, эти палочки будут светиться разноцветными огоньками. Не верите мне? Пойдёмте за мной. (№1)(Воспитатель, под музыку, уводит детей из зала)

Анализ занятия.

Выбранная тема посвящена актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города.

Своё педагогическое кредо я сформулировала так: «Безопасность детей на дорогах – это обязанность, которая требует большой ответственности от взрослых и родителей и педагогов»

Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым.

Цель данного занятия сформировать у детей представления о том, что Правила дорожного движения направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять. А это значит, грамотно, разумно, ответственно вести себя всюду, где существуют риск и опасности.

Как же сделать так, чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными?

Конечно же, рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих тонкостях, проводя мероприятия в различных формах, включая дидактические, подвижные игры, физкультминутки, загадки, стихотворения.

Своё занятие я построила в виде дорожной сказки, где дети стали непосредственными участниками в развитии событий. Таким образом, они быстрее поймут и усвоят Правила дорожного движения и выработают положительные привычки поведения на дороге. Привычка ходить по тротуару, переходить дорогу по пешеходному переходу на разрешающий сигнал светофора. Привычка останавливаться перед проезжей частью. Все эти положительные привычки и есть – навыки безопасного поведения на дороге. И совсем не обязательно вести ребёнка к проезжей части. Изучая правила не только теоретически, но и во время практических занятий, дети, достигнут несомненных успехов в изучении "Дорожной азбуки". Надеюсь, мне удалось, с помощью этого занятия, выработать у детей навыки безопасного поведения на дороге.

Людмила Магжанова
Педагогический проект «Загадочные знаки и символы»

«МБДОУ «Полазненский детский сад №8»

Проект

«Загадочные знаки и символы » Разработали : Магжанова Л. А.

Холод И. И.

Вид проекта : информационный, долгосрочный.

Участники проекта : педагоги старшей группы № 4 Магжанова Л. А., Холод И. И.

Целевая группа : воспитанники группы и их родители.

Актуальность : В различных разделах реализуемой нами программы предусматривается освоение дошкольниками разнообразных моделей, различных , развитие умений их создавать и применять в процессе познания. Овладение моделированием обеспечивает более эффективное освоение свойств, отношений, зависимостей, развитие компонентов познавательной деятельности, активизацию познавательных интересов и самостоятельности у детей дошкольного возраста. Развитие знаково- символической деятельности рассматривается в качестве показателя готовности к школе, критерия интеллектуального развития. Однако, без специальной работы у значительной части детей отмечается низкий уровень развития умений моделирования- затруднения в последовательном сравнении объекта с моделью, отсутствие предварительного анализа модели, непонимание правил моделирования, буквальное восприятие символов и знаков . Речь идет об освоении практических действий по использованию модели (применение готовых моделей, воспроизведение их в знакомых ситуациях , внесение простейших изменений, замещение, кодирование и декодирование модели, символов , знаков .

Цель : Создание мотивации к освоению знаково- символических систем и средств , уточнение опыта их освоения детьми.

Задачи :

1. Развивать познавательную деятельность детей за счет освоения различных знаково- символических средств и моделирования;

2. Активизировать освоение различных знаково- символических средств ; подвести к пониманию их функций, правил построения, активизировать желание их осваивать и использовать в процессе познания;

3. Развивать умения и действия : моделирования, замещения, кодирования, декодирования, создания и преобразования модели, предварительный анализ объекта и заместителей, сравнение и обследование объекта и модели, изменение модели.

4. Развивать познавательную активность, самостоятельность в процессе познания, освоения моделирования, знаково- символических средств .

5. Мотивировать родителей на участие в проблемно-игровом общении с детьми в процессе освоения знаково- символических средств .

Образовательные области :

1. Познание

2. Коммуникация

3. Чтение художественной литературы

4. Социализация

5. Художественное творчество

7. Безопасность

8. Физическая культура

Реализация проекта

Информационно-мотивирующий

1. Разработка проекта , ознакомление с его основными идеями детей и их родителей;

2. Определение задач, которые необходимо решить в процессе реализации проекта , планирование деятельности;

3. Изучение специальной литературы, сбор материалов по теме.

Формирующий

Совместная деятельность педагога с детьми :

1. В рамках поиска ответа на вопрос «Зачем нужны знаки провести беседу «Знаки вокруг нас » .(программа «Радуга» с. 118)

2. Работа с пособием «Познаю мир»

3. Прогулки и экскурсии по улицам поселка «В поисках знаков » ;

«О чем рассказывают знаки на улицах » (программа «Радуга» с. 119)

4. Рассматривание детских иллюстрированных энциклопедий с целью поиска сведений о появлении символов и знаков .

5. Экскурсия на кухню «О чем рассказывают знаки на упаковке

С обсуждением назначения знаков , символов , уточнением их содержания.

6 Упражнения в использовании моделей, знаков , символов в раз-

ных образовательных областях : «Познание» , «Коммуникация» ,

«Чтение художественной литературы» ;

7. Фиксирование результатов деятельности придуманными знаками и символами в Блокноте Открытий ;

8 Упражнение «Кто больше заметит знаков и символов

9. Знакомство со знаками и символами в повседневной жизни (обозначать символами коробки с игрушками , пособиями, схемы-последовательности выполнения действий).

Самостоятельная деятельность :

1. Игры и упражнения для развития умений моделирования, кодирования, декодирования разнообразных знаков и символов :

- «Выбери (придумай) знак к предмету , слову»

- «Где чей контур?» ;

- «Тени» ;

- «Рисунок для другого» ;

- «Делаем зарядку» ;

- «Составь картинку» ;

- «Отгадки» ;

- «Что чем узнаем?» ;

- «Волшебный компьютер» ;

- «Волшебная фотография» ;

- «Похожи - не похожи» ;

- «Найди семейку» ;

- «Найди клад» ;

- «Куда залетела пчела?»

Игры с блоками Дьенеша

Продуктивная деятельность :

Рисовать и украшать первую букву имени и фамилии;

Конструирование из деталей «Чудо- крестиков» -2, 3, «Чудо- сот» ,

«Конструктора букв» , «Прозрачного квадрата» , игры с «Геоконтом» ,

«Игровизором» и другими пособиями В. В. Воскобовича с зарисовкой и раскрашиванием фигурок.

Раскрашивание знаков дорожного движения для последующих ролевых игр;

Конструирование по схеме, сопоставление схемы и постройки (поделки) .

Работа с родителями :

Организация выставки букварей, азбук в центре грамотности;

Родители мальчиков оформят выставку (альбом) : «Модели машин и их символика » .

Встречи с интересными людьми «Профессиональная символи-

Обогащение развивающей среды за счет дидактических игр с ис-

пользованием знаков и символов ;

Помощь в создании коллекций значков, календариков.

Диагностический :

1. Осуществление рефлексии процесса и результатов деятельности в

ходе реализации проекта .

Презентационный :

1. Обобщение и презентация в досуге «Веселые пираты»

2. Определение перспектив :

Продолжить работу по данной теме в подготовительной группе.

Темы для изучения :

Спортивная символика ;

Разные алфавиты;

Космическая символика ;

Гербы- тоже символы ;

Рисуем схемы построек;

Временные ориентировки.

Ожидаемый результат :

1. Наличие интереса к знакам и символам , понимание их роли и

значения для человека.

2. Наличие знаний и сформированность навыков в расшифровке знаков , создании своих символов , использовании символики в повседневной жизни.

3. Обогащение развивающей среды за счет различных знаков и символов .

4. Создание атмосферы сотрудничества, доверительности, взаимо-

действия с родителями воспитанников.

Литература :

Вербенец А. М. «Освоение свойств и отношений предметов детьми пятого года жизни посредством моделирования»//Методические советы к программе «Детство» .-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

Лаврентьева Т. В. «Формирование способности к наглядному моделированию при ознакомлении с пространственными отноше-

ниями//Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. -М.:Педагогика ,1986.

Лебедева С. А. «Развитие познавательной деятельности дошкольника на основе схематизации» Вопросы психологии. -1997.-№5

А. М. Вербенец «Освоение моделирования» //Дошкольник 5-7 лет в детском саду// СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» ,2010

Конспект непосредственно образовательной деятельности в рамках проекта по патриотическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе

Тема: «Государственные символы России - флаг, гимн, герб»

Задачи:

1. Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России - флаге, гимне и их отличительных особенностях.

2. Познакомить детей с историей герба, его значением в прошлом и настоящем России, развивать познавательный интерес к истории государства.

3. Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, уважительное отношение к символике нашей страны.

Предварительная работа: создание в группе центра патриотического воспитания, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом России, значением цветов флага; беседы о дружбе; чтение художественной и исторической литературы о России; изобразительная деятельность, просмотр видеоматериалов и презентаций по теме проекта.

Словарная работа: Россияне, символы, миролюбивый народ, двуглавый орёл, Георгий Победоносец, стяги, эмблема, скипетр, держава.

Материал: Карта России, политическая карта мира, глобус, иллюстрации природы, народного костюма, изображение герба и флага Российской федерации, символические изображения флагов других стран, аудиозапись гимна Российской федерации.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Воспитатель читает стихотворение (Я.Абидов «Мать Земля»).

Скажи мне, как правильно землю назвать? Земля дорогая? Земля золотая?

Нет, лучше сказать ей: «Родная!». Земля - наша милая, добрая мать!

Так ласковей будет звучать и вернее, ведь всё, что мы любим,

Всё создано ею - и горы, и реки, и лес, и цветы, и осень, и лето, и дождик и ты…

Воспитатель:

Ребята, скажите, а в какой стране мы с вами живём? (Ответы детей).

Россия - самая большая и прекрасная страна в мире. Россия - наша родная страна. Но страна - это не только природа, города и сёла, в которых живут люди, Россия - это государство, со своими законами, традициями, правительством. На этой карте видны страны. Чёрные точки - это города. Видите, страна на карте огромная, а город - маленький. В каждой стране много городов, но есть главный город - это столица.

Как называется столица нашего государства? (Ответы детей).

В Москве работают правительство Российской Федерации и наш президент. Как зовут президента РФ? (Ответы детей).

Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы. Что это за символы? (флаг, герб и гимн). У России тоже есть государственные символы, и сегодня мы поговорим о них.

Воспитатель обращает внимание детей на слайды

Слайд 1 . Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест с привязанным к его верхушке пучком травы, окрашенным яркой краской. Называлась это стягом. Как вы думаете, какое главное назначение было у стягов? (Ответы детей).

Слайд 2. Затем стяги стали делать из ткани. Впервые знакомое нам расположение полос бело-сине-красного цвета ввёл царь Пётр 1 .

Слайд 3. Полосы на флаге расположены горизонтально. Цвета связаны с народными представлениями о красоте. Эти цвета издавна считались на Руси самыми красивыми, и даже использовали для украшения праздничной одежды.

Слайд 4. Посмотрите на русский народный костюм. Какие цвета вы видите? (Ответы детей).

Слайд 5. Цветам флага люди придавали огромное значение, поэтому они выбраны неслучайно.

Вспомните, что означает белый цвет флага? Что означает синий цвет флага? Что означает красный цвет флага? (ответы детей).

А о чём можно рассказать по цветам флага? (О том, какие люди живут в нашей стране?). Так какие же люди живут в России? (Ответы детей).

Российский флаг - символ доблести и чести российского народа. Скажите, пожалуйста, где можно увидеть российский флаг?

Дидактическая игра «Узнай наш флаг»

Цель: закрепить знания детей о государственном флаге, научить узнавать флаг России среди флагов других стран.

Ход игры:

На магнитной доске выставляются крупные изображения флагов разных стран (около 10). Воспитатель предлагает детям найти российский флаг и назвать местоположение на магнитной доске.

Затем воспитатель предлагает детям закрыть глаза, в это время меняет расположение флага РФ. Открыв глаза, дети снова пытаются найти наш флаг среди других и назвать его местоположение.

Молодцы, хорошо узнаете свой Российский флаг. А ёще у каждой страны есть особенная, торжественная песня. Что это за песня? (Гимн).

Гимн страны - это тоже государственный символ. В каких случаях исполняется гимн страны? (Дети приводят примеры).

Гимн России очень красивый и величественный. Автор стихов гимна С. Михалков, музыку написала А. Александрова.

Чему посвящён гимн? (Предложения детей).

Гимн посвящён нашей стране, её бескрайним просторам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поётся о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна. Ребята, а почему нужно слушать стоя и не разговаривать? (Предложения детей).

Звучит аудиозапись гимна Российской федерации

Слайд 6. Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе? Кто изображён в самом центре? Почему у орла две головы? Правой лапой орёл сжимает скипетр. Вы знаете, что это такое? (жезл - посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти, почётного положения). В его левой лапе держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны - крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце. В давние времена короны, скипетр и держава служили символами царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины.

Что на груди у орла? Какого цвета щит? Кто изображён на щите? Какого цвета конь? Какого цвета плащ у всадника? Что напоминают вам эти три цвета: белый, синий, красный.

Как зовут всадника? Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества! Что в руках у Георгия Победоносца?

Зачем оно ему? Чёрный змей символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого змея. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче? (Ответы детей). Чем всегда заканчиваются эти сказки? Добро побеждает зло! Так и наш герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом!

Дидактическая игра «Собери герб»

Воспитатель: Страна - это большая дружная семья, которая отличается от других стран своим народом, традициями и обычаями. Так зачем же, ребята, нужны символы страны? (Ответы детей).

Наша группа - это тоже большая семья. Какие у нас дети? (Ответы детей).

А как об этом узнают все окружающие люди? Что можно придумать, чтобы отличаться от других групп детского сада? (Предложения детей).

Можно придумать свою эмблему, свой символ, на который посмотрят окружающие и сразу определяет, какие дети у нас в группе.

Дома вместе с родителями подумайте, как нам изобразить эмблему нашей группы и мы все вместе ее создадим.

Используемая литература:

1. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

2. Е.А. Позднякова «Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении.

Составитель - Ю.А.Кортунова- воспитатель