Проект по здоровьесберегающим технологиям. Проект "Быть здоровыми хотим" (с использованием здоровьесберегающих технологий)

Проект : «Зелёная аптека » (группа «Сказка») Руководитель проекта : воспитатель - Черных Мария Тимофеевна.
Участники проекта : воспитатель, дети группы их родители.
Срок реализации проекта : апрель 2013 год.
Описание проекта :
Актуальность: Забота о здоровье ребёнка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Нашу группу посещают разные дети, есть и часто болеющие. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы .
Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.
Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека , решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Зелёная аптека». Цель проекта : Создание условий для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровительного человека. Задачи проекта :
  1. Сформировать представления о роли растения в оздоровлении и сохранении здоровья человека .
  2. Формировать умения проявлять познавательную и продуктивную инициалу.
  3. Развивать мышление.
  4. Развивать все виды речи детей.
  5. Развивать любознательность, наблюдательность.
  6. Развивать навыки моделирования и экспериментирования.
  7. Формировать эстетическое восприятие окружающего вида, экологически грамотное в природе.

Ожидаемый результат: Какие полезные растения растут вокруг нас (комнатные растения, растения в огороде, в лесу, на участке в детском саду). Рост и развитие лука, календулы. Как влияет в употребление лука, чеснока и настой шиповника в период эпидемий на организм человека.
Работа над проектом началась с модели трёх вопросов:

  1. Что мы знаем, что хотим узнать, где это можно узнать?
  2. Что мы знаем?(Щавель люди едят, чтоб быть сильными, в луке много витаминов).
  3. Что хотели бы узнать (какими растениями помогают, чтоб глазки хорошо видели, зачем мама меня заставляет, как дома можно вырастить лук, как можно есть семена шиповника).

Были применены следующие методы исследования:

  1. Наблюдение (в повседневной жизни был организован цикл наблюдений за луком в разные отрезки времени). Наблюдение было направлено на познание и практическое преобразование (осмотр объектов, заполнение дневников наблюдения).
  2. Словестный метод (Чтение книг по нашей тематике).
  3. Непосредственно образовательная, познавательная, продуктивная и трудовая деятельность.
  4. Совместная практическая деятельность (воспитание - дети, воспитатель - родители, родитель - дети).

Этапы проведения работы:
1 этап. Подготовительный
Мы познакомились с темой, выделили её актуальность, планировали деятельность , распределили обязанности.
2 этап. Практический этап
Дети проводили опыт, эксперименты.
3 этап. Аналитический этап. Заключительный
Совместно с родителями был выпущен «Сборник лекарственных растений»,
включающий в себя народные рецепты, фотоматериалы, рисунки, сказки, стихи о лекарственных растениях, выращенных на огороде.
Организационные формы работы над проектом :
Мероприятия
Подготовительный этап Сбор литературы о лекарственных растениях: стихи, загадки, пословицы, поговорки рассказы, сказки.
Родительское собрание, участвуем в проекте «Зелёная аптека».
Приобретение необходимого оборудования семян.
Трудовая деятельность - полив цветников.
Основной этап Экскурсии в лес, прогулки по экологической тропе.
Посадка лука в горшочки.
Посадка семян и рассады.
Опытно-экспериментальная деятельность : «Строение растений», «Размножение, рост, развитие лука», «Как заварить целебный чай».
Экскурсии в лес с родителями в выходной день.
Занятия с детьми «Зелёная аптека», « Комнатные лекарственные растения», «Лекарственные растения».
Тематическое занятие: «В мире лекарственных растений»
Занятия в гостях у доктора Айболита. Индивидуальная работа с детьми по проекту .
Сочинение сказок, загадок, рассказов о лекарственных растениях.
Проведение дидактических игр «Что лечит это растение?», «Узнай по запаху», «Какого растения часть?».
Разучивание с детьми стихов, загадок, песен о растениях.
Заключительный этап Оформление совместного альбома детских работ «Зелёная аптека».

Педагогический проект

По теме: «Использование здоровьесберегающих технологий

в начальной школе »

2. Постановка проблемы……………….….……...................…стр. 3

3. Цель и задачи.…………………………..…………................стр.3

4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта……...стр.4-5

5. Рабочий план реализации проекта……………………….....стр. 5

6. Принципы оздоровительной работы………..........................стр.6

7. Формы организации деятельности по формированию

здорового образа жизни ……… …............................... стр.6

8. Показатель результативности ……………............................стр.7

9. Прогнозируемый результат…………………….................…стр.7

10. Результаты практической деятельности……...................... стр.8

11. Список литературы…………………………........................стр.8

1. Актуальность проблемы

В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как «Состояние полного физического, духовного и социального благополучия», а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека – тема актуальная для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. По данным Всемирной организации здравоохранения состояние здоровья человека на 60% зависит от образа жизни, на 20% - от экологии, на 10% - от медицинского обслуживания и на 10% на него влияют все другие факторы.

Показателями хорошего состояния здоровья человека являются:

1) постоянно высокий уровень его работоспособности, а также умение быстро восстанавливать этот уровень за счет внутренних резервов организма;

2) способность сохранять внутренний покой или эмоциональную устойчивость, а также умение быстро восстанавливать душевное равновесие после стрессовых ситуаций;

3) высокий уровень физического состояния здоровья учащихся.

Главная задача школьного образования: помочь сформировать у ребёнка навыки здорового образа жизни. Стать не просто школой, а школой здоровья для ребёнка, где наряду с обучением существенное внимание уделяется максимальной реализации физического, психологического, социального потенциала и детей, и взрослых.

Сложившаяся система образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни, школа не имеет опыта ведения систематической работы по формированию привычек здорового образа жизни учащихся. А между тем в настоящее время доказано, что основным направлением профилактики заболеваний населения является работа по формированию здорового образа жизни. Международный опыт показывает, что в структуре факторов, определяющих здоровье, равно как и болезни, более 50 % приходится на образ жизни человека.

За последние десятилетия уровень здоровья детей, как отмечает ряд авторов, неуклонно снижается.

По статистике 80 – 85% детей школьного возраста имеют плохое здоровье. Уже при поступлении в первый класс первая группа здоровья отмечается только у 12 – 15 процентов учащихся. К четвёртому классу число практически здоровых детей резко снижается.

Отсюда следует, что необходима системная профилактическая работа по формированию здоровой среды, здорового образа жизни, убеждения, что легче предотвратить болезнь, чем потом долго её лечить.

Новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ впервые был рассмотрен в работах А.Г. Щедриной и получил дальнейшее развитие в трудах Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзмана, Э.М. Казина, В.П. Казначеева и др.

Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. В стандартах второго поколения идея здоровьесбережения учащихся проходит красной нитью.

Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик». Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями.

Проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи, социальные педагоги и другие специалисты, наряду с профилактикой, требуется совершенствование системы первичной диагностики состояния здоровья и разработка специальных методов ее осуществления. Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная и ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс его социализации и воспитания, осознания нового, более высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для создания основ душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами.

Причины ухудшения здоровья детей:

1) Малоподвижный образ жизни.

2) Перегрузка учебного материала.

3) Монотонность, статические формы организации уроков.

4) Отсутствие ЗОЖ во многих семьях.

5) Трудности в организации правильного питания дома.

2. Постановка проблемы

Главной задачей учителя является не только обучение детей, но и сохранение их здоровья, которое зависит от правильно составленного расписания уроков, режима дня и питания, качества питьевой воды, спортивно-оздоровительных занятий, от создания здоровьесберегающей среды в кабинете.

3. Цель:

обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе путём создания необходимых условий.

Задачи:

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности

Привлечение родителей, медиков к решению вопросов оздоровления детей

Организация активного спортивного досуга детей

Формирование у ребёнка чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья.

Организация здоровьесберегающей среды

4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.

Механизм реализации проекта

1. В реализации проекта участвуют педагоги, работающие в классе, медицинский работник, родители.

2. Реализация программы осуществляется в ходе нескольких этапов:

1). Проектно-мобилизационный - сентябрь-октябрь

Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта. Он включает в себя:

Изучение литературы и материалов интернет по использованию здоровьесберегающих технологий;

Изучение современных технологий новаторов, обобщение их педагогического опыта;

Определение стратегии и тактики деятельности;

2). Практико-преобразовательный - ноябрь-февраль

Предполагает организацию деятельности по реализации целей и задач программы. Она предусматривает следующие направления работы:

Проведение первичной диагностики уровня здоровья учащихся с помощью медработника;

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках;

Создание системы взаимосвязи и сотрудничества со всеми школьными службами;

Посещение курсов повышения квалификации по здоровьесбережению;

Выполнение всех принятых санитарно-гигиенических норм и требований;

Оптимизация учебного процесса с целью преодоления негативных факторов и отрицательных воздействий на здоровье ребенка;

Совершенствование применения технических средств и методик мониторинга здоровья детей, обеспечивающих индивидуальную оптимизацию педагогических технологий и нагрузок;

Работа с семьей;

3). Рефлексивно-обобщающий - март – апрель

Проводится анализ деятельности по реализации проекта;

Проведение диагностики при выходе из начальной школы;

Постановка задач с целью дальнейшего сохранения и укрепления здоровья.

Формы работы с медработником в процессе реализации проекта:

Мониторинг здоровья учащихся при обучении в начальной школе

Взаимодействие в процессе профилактики заболеваний

Формы работы с учащимися:

Беседы, классные часы на тему здоровьесбережения;

Динамические паузы,

Подвижные игры

Гимнастика для глаз

Дыхательная гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Организация спортивных праздников;

Формы работы с родителями учащихся :

Родительские собрания на темы сохранения и укрепления здоровья;

Лекторий для родителей;

Проведение совместных спортивных праздников;

Индивидуальные консультации;

Помощь в озеленении класса

Урочная деятельность:

Строгое соблюдение режима школьных занятий

Построение уроков с учётом работоспособности детей

Использование средств наглядности

Смена видов учебной деятельности

Обязательное выполнение гигиенических требований,

Благоприятный эмоциональный настрой

Применение дидактических игр, физкультминуток, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика

Работа в группах и парах

Внеурочная деятельность:

Занятость в кружках и секциях

Экскурсии, походы

Дни здоровья, спортивные праздники

5. Рабочий план реализации проекта

Основной этап ( Практико-преобразовательный) - ноябрь-февраль

    Проветривание кабинета;

    Контроль проведения утренней зарядки (ежедневно в 8ч 15мин);

    Озеленение класса растениями выделяющими фитонциды (герань), очищающими воздух (хлорофитум);

    Проведение «Дня здоровья» (2 раза в год);

    Привлечение родителей к подготовке и проведению спортивных мероприятий;

    Катание на лыжах, санках, коньках;

    Посещение бассейна;

    Беседы по профилактике простудных заболеваний;

    Организация рационального питания питанием.

Примерные занятия родительского лектория

« Режим дня школьника»,

«Как преодолеть двигательный голод»,

«Закаливание ребёнка в семье»,

«Телевидение и дети»,

«Как помочь нашим детям быть здоровыми»,

«Компьютер - друг или враг?»

6. Принципы оздоровительной работы

Сознательности и активности (высокая степень самостоятельности, инициативы, творчества);

Наглядности;

Систематичности и последовательности;

Принцип «Не навреди!»;

Принцип повторения (выработка динамических стереотипов);

Постепенности (преемственность одной ступени с другой);

Доступности и индивидуализации;

Непрерывности;

Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих;

Стиль учителя – быть примером в осуществлении здорового образа жизни.

Место проведения

Время проведения

Форма организации

Первая половина учебного дня

Утренняя зарядка, физкультминутки во время уроков, динамические паузы во время перемен, уроки физкультуры.

Спортплощадка школы, спортзал, бассейн, ледовый дворец

Вторая половина учебного дня

Прогулки, экскурсии, физкультурные праздники, спортивные кружки и секции

Лес, парки, спортплощадки

Прогулки, совместно со взрослыми или самостоятельная двигательная деятельность.

Учреждения дополнительного образования.

Вторая половина учебного дня. Выходные.

Детские спортивные секции и кружки

Школьные оздоровительные лагеря.

Спортплощадка школы

Каникулы.

Выходной день

Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности в соответствии с программой работы лагеря. День Здоровья – Праздник Спорта

8. Показатель результативности

воспитательный

развивающий

учебный

Учащиеся понимают: здоровье – важный показатель благополучия человеческой жизни.

    здоровье – одна из ценностей человеческого бытия.

    каждый человек ответственен за свое здоровье.

    сохранение и приумножение здоровья требует определенных знаний о нем.

    безопасное поведение связано с приобретением определенных умений

Учащиеся характеризуют

    признаки физического и душевного здоровья.

    называют основные правила личной и общественной гигиены.

    объясняют, как можно передать свои знания о здоровье другим людям (дать совет или оказать практическую помощь)

Учащиеся узнают:

    что здоровье свойство их организма.

    о здоровье физическом и душевном.

    теоретические и практические знания, которые они приобрели, можно использовать для сохранения и укрепления физического и духовного здоровья

9. Прогнозируемый результат

        Сформированность у детей стойкой установки на здоровый образ жизни.

    Овладение правильными формами поведения в различных жизненных ситуациях: овладение культурно-гигиеническими навыками, навыками безопасного поведения в окружающей действительности.

    Сформированность представлений о необходимости заботиться о своем здоровье.

    Снижение уровня заболеваемости.

    Повышение уровня компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения.

10. Результатом практической деятельности по проекту

«Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

    Сохранение здоровья учащихся

    Повышение функциональных возможностей организма учащихся.

    Повышение приоритета здорового образа жизни.

    Повышение активности учащихся в спортивных и оздоровительных мероприятиях класса, школы, города. Рациональное использование свободного времени

    Высокий уровень активности родителей по вопросам сохранения здоровья детей.

11. Список литературы

1. Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. « Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.» Самара, 2004г.

2. Вишневская Е.Л. и др. «Программа гигиенического обучения и воспитания школьников, формирование норм и навыков здорового образа жизни». М., 2000г.

3. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011. – 111с.

4. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии.» М., ВАКО, 2004г.

5.http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.

6.http://www.zpzr.ru/healthcare_education/

Ольга Ситенко
Педагогический проект по здоровьесберегающим технологиям «Быть здоровым - Здорово!»

Участники проекта: воспитанники группы, родители воспитанников, воспитатели группы, старшая медицинская сестра, учитель-логопед.

Возраст: дети старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Тип проекта: долгосрочный, групповой, практико – ориентированный.

Форма проведения: дневная (в рамках организации педагогического процесса на занятиях непосредственно образовательной деятельности и в повседневной жизни с учетом принципов частичной интеграции)

Цель проекта:

сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьясбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.

Задачи:

Укрепление здоровья детей;

Повышение активности функций организма и общей работоспособности;

Обеспечение психологического комфорта на протяжении всего времени

пребывания в детском саду;

Овладение детьми элементарными знаниями о своем организме, способах

укрепления собственного здоровья.

Актуальность:

Семья и детский сад - это тот микроклимат, в котором живет ребенок дошкольного возраста. Это та среда, в которой он черпает необходимую информацию и адаптируется к жизни в обществе. В любые времена педагоги работали с семьей своего воспитанника, ища поддержку и понимание проблем ребенка для всестороннего развития гармонически развитой и здоровой личности. В свое время В. А. Сухомлинский сказал: «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении. В силу этих причин проблемы сохранения здоровья взрослых и детей становятся особенно актуальными во всех сферах человеческой деятельности.

Как для отдельного человека, так и для общества в целом самое дорогое богатство – здоровье. Многие ученые отмечают, что в основе здоровья лежит способность организма приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды.

Фундамент здоровья и формирования тела закладывается в дошкольном возрасте.

Забота о здоровье детей дошкольного возраста складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на активизацию и совершенствование физических возможностей воспитанников. Это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Ожидаемые результаты

Повысится количество детей, самостоятельно использующих имеющиеся представления о здоровом образе жизни в повседневной жизни на 40%;

Повысится количество родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ по вопросам здорового образа жизни на 60%;

Повысится педагогическая компетентность родителей о факторах здорового образа жизни до 95%.

Основные пути реализации данного проекта:

Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей;

Выявление интересов и наклонностей детей;

Распространение передового опыта.

Принципы реализации проекта .

1. Доступность:

учет возрастных особенностей детей;

адаптированность материала к возрасту.

2. Систематичность и последовательность:

постепенная подача материала от простого к сложному;

частое повторение усвоенных правил и норм.

3. Наглядность:

учет особенностей мышления.

4. Динамичность:

интеграция проекта в разные виды деятельности.

5. Дифференциация:

создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

Этапы работы над проектом:

Первый этап - подготовительный

Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;

Формулирование задач и цели проекта;

Подбор методической. справочной, энциклопедической и художественной литературы по тематике проекта;

Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

Второй этап – основной

Анализ собранной информации, выделение главной мысли;

Организация работы над проектом;

Реализация проекта.

Третий этап – заключительный

Написание работы;

Оформление презентации;

Защита проекта.

Схема реализации проекта:

Сентябрь : «Личная гигиена»

Продолжать оздоровительную работу с детьми, начатую в летний период

Вести пропаганду среди родителей о здоровом образе жизни.

1. Консультация для родителей «Здоровая семья – здоровый малыш».

2. Фотовыставка «Лето. Ах, лето!»

3. Дидактическая игра "Умею - не умею" (по типу "Съедобное не съедобное").

4. Непосредственно образовательная деятельность "Из чего я сделан?" (познание).

5. Художественно эстетическая деятельность: рисование «Из чего сделан Я?»

6. Подвижные игры на свежем воздухе.

7. Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка чумазая».

8. Беседа с врачом о болезнях грязных рук и мерах профилактики.

9. Экскурсия в прачечную детского сада.

Октябрь : «Закаливание детского организма»

Формировать у детей потребность к здоровому образу жизни, навыки гигиены и профилактики заболеваний.

1. Беседа с родителями: «Если хочешь быть здоров…»

2. Подвижные, динамические игры.

3. Профилактическая гимнастика (дыхательная, корригирующая, на предупреждение плоскостопия, осанки, зрения).

4. Игры с водой, ежедневные прогулки.

5. Закаливающая гимнастика после дневного сна.

6. Тематическое занятие «Страна волшебная – здоровье!»

7. Беседа с врачом о болезнях кожи, мерах профилактики.

8. Оформление стенгазеты: «В здоровом теле – здоровый дух!»

Ноябрь «Врачи – наши помощники»

Изготовить картотеку дидактических иллюстрированных пособий для родителей с целью их просвещения в вопросах физкультурно-оздоровительной работы с детьми.

1. Папка-передвижка «Виды гимнастик в детском саду и нашей группе».

2. Семинар-практикум для родителей «Пальцами играем – речь развиваем».

3. Использование картотеки пальчиковых, дыхательных игр на занятиях с детьми, в режимных моментах.

4. Экскурсия в медицинский кабинет

5. Игра-занятие «Айболит в гостях у детей»

6. Беседа с детьми «О здоровой пище».

7. Дидактические игры: «Отгадай на вкус»; «Чудесный мешочек»

8. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Айболит», Ю. Тувим «Овощи», загадки о фруктах и овощах.

9. Сюжетно-ролевая игра "Больница", «Поликлиника».

Декабрь «Играем – здоровье укрепляем!»

Удовлетворять потребность детей в двигательной активности;

воспитывать привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье;

пополнить ФИЗО уголок нетрадиционным оборудованием, дать рекомендации родителям по использованию данного оборудования.

1. Оформление участка снежными постройками: «Зимняя сказка»

2. Изготовление картотеки подвижных игр и использование её в режимных моментах, на занятиях физической культуры.

3. Пополнение физкультурного уголка атрибутами для подвижных игр.

4. Привлечение родителей к изготовлению физкультурного оборудования из бросового материала.

5. Выставка нетрадиционного физкультурного оборудования

6. Игры-забавы, подвижные игры.

7. Игры-тренинги «Давай с тобой подружимся».

8. Физкультурный праздник «Зимние забавы»

9. Фотоколлаж «Игры детей дошкольного возраста»

10. Чтение художественной литературы: Ю. Кушак «Снежная баба», Г. Х. Андерсен

"Снежная королева", русская народная сказка «Снегурочка».

Январь «Психологическое здоровье детей»

Обеспечивать благоприятные условия, способствующие предупреждению эмоционального неблагополучия детей.

Снизить уровень возбуждения, снять эмоциональное и мышечное напряжение.

1. Индивидуальные беседы с родителями «Сказкотерапия в установлении положительных эмоций детей».

2. Игры, которые лечат: песочная терапия, игры с водой (использование стола «Песок-вода»).

3. Использование методов нетрадиционного рисования (рисование пальчиками, ладошками).

4. Выставка детских творческих работ.

5. Психогимнастика.

6. Конструирование и лепка из книги Г. Юдина "Главное чудо света".

7. Практические упражнения и простейшее экспериментирование «Пойми себя».

8. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Радость», «Ежики смеются».

9. Родительское собрание «О здоровье всерьёз».

10. Экскурсия "За здоровьем в зимний лес".

Февраль «Безопасность»

Познакомить детей с элементарными правилами поведения на улице, в группе, в повседневной жизни.

1. Изготовление макета дороги;

2. Привлечение родителей к изготовлению дидактических пособий на тему «Огонь-друг, огонь-враг»;

3. Консультация для родителей «Источники опасности для детей».

4. Дидактическая игра «О чём говорит светофор»

5. Тематическое занятие «Юные пожарные спешат на помощь»

6. Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль».

7. Чтение художественной литературы: К. Чуковский «Путаница», «01- пароль отважных», Л. Толстой «Пожарные собаки».

8. Беседы с детьми: «Безопасность в нашей группе», «В мире опасных предметов».

Март «Спортом заниматься целый день не лень!»

Укреплять здоровье детей в течение дня, используя здоровьесберегающие технологии;

информировать родителей о проводимых оздоровительных мероприятиях в режимных моментах.

1. Консультация для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

2. День открытых дверей для родителей - участие родителей в утренней гимнастике, на ФИЗО занятии, на прогулке, в гимнастике после сна «Мечты о лете».

3. Мастер-класс для родителей по физкультурно-оздоровительной работе

с использованием здоровьесберегающих технологий «В весеннем лесу».

4. Тематическое занятие «Здоровье в порядке, спасибо зарядке!»

5. Физкультминутки.

6. Динамические паузы.

7. Выставка детских работ: «Быть здоровыми хотим!»

Апрель «Самомассаж в жизни детей»

Продолжать использовать в работе нетрадиционные формы оздоровления детей: приёмы массажа биологически активных точек; самомассажа тела.

Воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

1. Изготовить картотеку разнообразных видов игрового массажа.

2. Пополнить физкультурный уголок нестандартным оборудованием из бросового материала, атрибутами для самомассажа.

3. Консультация - практикум для родителей «Обучение приёмам массажа»

4. Использование игр- релаксаций.

5. Массаж биологически активных зон (лица, рук, головы) с использованием художественного слова.

6. Пальчиковая гимнастика.

7. Использование музыкального сопровождения во время самомассажа.

8. Чтение художественной литературы: С. Прокофьев «Румяные щёчки», В. Бондаренко «Язык и уши».

9. Игра-занятие «В стране Лёгких" или "Путешествие воздушных человечков»

Выяснить, насколько осознаны полученные представления; опираются ли они на них при решении возникшей проблемы;

Прослеживается ли в поведении детей направленность на здоровый образ жизни;

1. Обобщённые занятия

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» - Здоровьесберегающие технологии. Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Цель здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Направления работы по здоровьесбережению в ДОУ. Система здоровьесбережения в ДОУ. Формы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Гимнастика пальчиковая. Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья.

«Здоровьесберегающие технологии» - Анималотерапия. Игровая терапия. Целебная сила и негативное влияние цвета. Виды здоровьесберегающих технологий и их классификация по важности. Использование здоровьесберегающих технологий. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка. Куклотерапия. План проведения. Арт-терапия.

«Здоровье дошкольника» - Физкультура. Биоэнергопластика. Организация двигательной активности. Кроссворд. Способы укрепления и сохранения здоровья. Цель анкетирования. Физкультурный калейдоскоп. Анализ состояния здоровья воспитанников. Итоги тематической проверки. Деловая игра. Дистанция. Жан-Жак Руссо. Черный ящик. Результаты анкетирования родителей.

«Санитарные требования к детским садам» - Определение режима питания детей. Организация медицинского обслуживания детей. Вид деятельности. Функционирование дошкольных образовательных организаций. Организация работы пищеблока. СанПиН. Минимальный набор служебно-бытовых помещений. Возрастная категория детей. Семейные группы. Санитарно-эпидемиологические требования.

«Здоровье детей в детском саду» - Гимнастика после сна. Работа с родителями. Принципы организации питания. Первые представления. Основные факторы закаливания. Режим дня. Ходьба по тактильным дорожкам. Создание представлений о здоровом образе жизни. Разработка комплексной стратегии. Обширный комплекс закаливающих мероприятий. Формы работы с родителями.

«Создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ» - Проектная деятельность. Проект «Азбука здоровья». Знания педагогов о формах работы с детьми. Рубрика. Воспитатели. Педагогический совет. Участники проекта. Безопасность. Проект решения. Организация работы по здоровьесбережению. Растишка. Лучший завтрак. Будь здоров. Создание условий для здоровьесберегающего пространства в ДОУ.

Физическое и психическое здоровье «маленького человека» – важнейшая тема, вызывающая пристальное внимание как родителей, так и педагогов. Ребёнок большую часть дня проводит в садике, следовательно, дошкольная организация в значительной степени отвечает за сохранение и укрепление его здоровья. Здоровый, полный сил и энергии малыш с энтузиазмом включается в игру, развивающую деятельность, он активен и жизнерадостен, поэтому тема применения методических наработок и технологий, обеспечивающих сохранность здоровья детей, расценивается как важнейшая в современном дошкольном образовании. Ниже расскажем, какие здоровьесберегающие технологии есть и как их правильно применять в ДОУ согласно правилам ФГОС.

Что это такое и как применять в ДОУ

Гимнастика и физические упражнения должны прочно войти в повседневность каждого, кому дороги работоспособность, здоровье, полноценная и радостная жизнь.

Гиппократ

Цели и задачи

Здоровьесберегающие технологии - это инструмент реализации профилактических мероприятий, нацеленных на сбережение, поддержание и обогащение ресурса здоровья воспитанников дошкольных образовательных организаций.

«Научным отцом» самого понятия стал профессор, кандидат медицинских наук Н.К. Смирнов, по его мнению, оно включает в себя комплекс взаимосвязанных мер, совокупность педагогических приёмов, решающих задачи сбережения и роста потенциала физического и психического здоровья детей и педагогов.

Усилия работников ДОУ сегодня направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни

Формирование привычки грамотного и заботливого отношения к собственному организму, уважения к здоровому образу жизни начинается с раннего детства. Этап дошкольного детства в физиологическом и психосоматическом развитии ребёнка является определяющим в формировании основ здоровья на перспективу всей жизни человека. В настоящее время, по информации системы здравоохранения, вызывают тревогу статистические показатели, свидетельствующие о проблеме снижения качественных показателей здоровья детей. По результатам медицинских осмотров только 50 % старших дошкольников в возрасте 6–7 лет можно считать здоровыми, у остальных были выявлены различные врождённые или приобретённые нарушения. Сегодня особенно значимым является поиск эффективных мер совершенствования оздоровительных методик в детском саду.

Цель - сохранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учётом индивидуальных потребностей и способностей, формирование ответственности за своё здоровье у детей, родителей, воспитателей.

Задачи:

  • создать условия для физического и психического благополучия воспитанников и педагогического коллектива;
  • в доступной форме закладывать базовые знания о пользе занятий физической культурой, необходимости соблюдения гигиенических правил;
  • развивать двигательные навыки и физические способности детей;
  • формировать теоретические знания и практические навыки основ безопасности жизнедеятельности;
  • оказывать поддержку семье в её желании сохранить здоровье ребёнка и привить ему культуру здорового образа жизни.

Весёлые костюмированные уроки гигиены могут проводиться в игровой форме с участием сказочных персонажей и ярких образов

Виды

Основные группы мер по сохранению здоровья:

1. Медико-профилактические - направлены на сохранение здоровья воспитанников при непосредственном участии администрации садика и коллектива медицинских работников, руководствующихся медицинскими нормами и использующих медицинские средства.

Практические меры:

  • Проведение врачом поликлиники и медсестрой детского сада мониторинга детского здоровья и подготовка рекомендаций для педагогов и родителей.
  • Контроль уровня физического развития, который осуществляет заведующая, старший воспитатель и медицинский работник.
  • Организация и контроль полноценного трёхразового питания. Материально-технические условия пищеблока должны соответствовать СанПину 2.4.13049–13 (раздел XIII), за утверждение картотеки питания и создание условий отвечает администрация детского сада и медсестра, контроль за качеством и соблюдением меню осуществляет старшая медсестра.
  • Пропаганда и распространение оздоровительных техник в образовательных учреждениях. Это направление работы включает создание специальных информационных стендов, папок-передвижек для родителей, например «Проблемы правильной осанки у детей», «Движение - это жизнь», организацию лектория для родителей и педагогов. Актуальными будут практические занятия, например, по проблеме плоскостопия или неправильной осанки с демонстрацией комплекса оздоровительных упражнений.
  • Проектирование и создание специальной среды, способствующей заботе о здоровье, т. е. спортивной площадки, зала для физической культуры, специальных уголков в группах.
  • Организация работы в соответствии гигиеническим стандартам СанПиН - комфортная температура и свежесть воздуха, достаточный уровень освещения группы. За соблюдение нормативов отвечает администрация дошкольного учреждения и медицинский работник, контроль проводит санстанция.

Спортивный уголок группы должен быть оснащён стендами и папками передвижками с информацией о разных видах спорта, правилах безопасного поведения на дорогах

2. Физкультурно-оздоровительные - опираются на природные свойства двигательной активности ребёнка, стремятся к повышению качественных характеристик физических данных, воспитанию навыков заботы о здоровье и формированию физической культуры детей.

Практические меры:

  • Оздоровительные процедуры закаливания, водные процедуры и воздушные ванны (сон, прогулки). Закаливание, бесспорно, является одной из эффективнейших оздоровительных методик, но важно придерживаться основных правил её проведения: постепенность, систематичность, учёт медицинских показаний, индивидуальной восприимчивости ребёнком процедуры, например, если малыш испытывает психологический барьер пред обливанием холодной водой, то не стоит ускорять события.
  • Солнечные процедуры (только в утреннее и послеобеденное время), которые способствуют укреплению иммунитета, улучшают сон и аппетит.
  • Профилактика проблемы плоскостопия и неправильной осанки.
  • Упражнения по дыхательной гимнастике и гимнастике для глаз.
  • Изучение техник массажа и самомассажа.
  • Организация и проведение дней здоровья и спортивных мероприятий, например, «Мама, папа, я - здоровая семья».

На улицу берут только тех, кому исполнилось хотя бы 4 года. Обливания в помещении продолжаются не менее года

3. Методический комплекс социальной самореализации и психологического комфорта ребёнка - обеспечивает психическое здоровье воспитанника. Основная цель этих методов работы состоит в создании позитивного настроя эмоционального благополучия и гармоничного психологического самочувствия ребёнка в ситуации общения с окружающими сверстниками и взрослыми. Реализует эти технологии психолог в сотрудничестве с коллективом воспитателей.

Практические меры:

  • Создание условий для релаксации, воспитатель должен вовремя обратить внимание на возникшее перенапряжение и усталость у детей и посвятить несколько минут снятию умственного и эмоционального напряжения с помощью физкультминутки.
  • Нестандартные занятия, внедрение педагогических приёмов с использованием ролевых и дидактических игр, которые сделают процесс познания и развития увлекательным.
  • Психологическая поддержка ребёнка в период адаптации и разъяснительная работа с родителями по поводу их правильного поведения, которое минимизирует эмоциональные травмы, связанные с началом нового этапа жизни малыша.
  • Работа консультативной психологической службы в помощь детям и родителям, которая включает проведение психологического тестирования по определению уровня интеллектуального и психоэмоционального развития ребёнка и выявление особенностей, о которых должны знать родители и учитывать их в своём общении с ребёнком. Кроме того, психолог при необходимости разрабатывает комплекс коррекционных мероприятий персонально для ребёнка и осуществляет их во взаимодействии с семьёй малыша.

Уголок психологической разгрузки - это пространство, организованное особым образом. Это целый мир, находясь в котором, каждый ребенок ощущает себя спокойно, комфортно и безопасно

4. Бережное отношение к потенциалу здоровья педагогического коллектива школы - развитие здравоохранительной профессиональной культуры и популяризация мировоззрения здорового образа жизни. За реализацию этого направления отвечает администрация, психолог и старшая медсестра.

Практические меры:

  • Практикумы по ознакомлению с методами нейтрализации негативных последствий нервной перегрузки.
  • Мастер-классы по валеологии и фармакологии.
  • Организация работы клубов здоровья при дошкольном учреждении.
  • Использование методов ароматерапии, арттерапии для создания благоприятной эмоциональной атмосферы и снятия психологического и физического напряжения, а также методов фитотерапии для профилактики инфекционных заболеваний.

Организационные аспекты работы по здоровьесбережению, организация специальной среды

Усилия педагогического коллектива детского сада и медицинских работников, нацеленные на заботу о здоровье своих воспитанников, базируются на данных диагностического исследования. Результаты фиксируются в персональной карте развития малыша и в дальнейшем эти данные определяют направление и допустимые формы работы с ребёнком. Желательно, чтобы каждая группа имела свою тетрадь здоровья, куда заносятся результаты работы, проанализированные на совместном совещании педагогов и медиков.

Медицинская сестра наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм и режима

Мониторинг состояния здоровья и физического состояния воспитанников осуществляют:

  • заведующая дошкольной образовательной организации;
  • старший воспитатель;
  • медсестра;
  • врач поликлиники, к которой относится детский сад по месту расположения.

Все результаты диагностического исследования в обязательном порядке заносятся в журнал выводов, рекомендаций и предложений для работников дошкольного учреждения и родителей. Этап диагностики может включать анкетирование родителей, например, по такой теме: «Роль физической культуры в жизни вашей семьи» с целью популяризации интересного опыта, а также выявления проблем и установления их причин. Конкретизация подобной информации позволит выработать эффективную стратегию, уточнить ближайшие задачи комплексной работы с семьями детей.

Для создания полноценных условий осуществления политики здоровьесбережения детей важнейшей задачей является организация специальной среды, которая будет способствовать, с одной стороны, повышению двигательной активности малышей, а, с другой, позволит вовремя подключить режим расслабления и отдыха.

Спортивная площадка должна быть частью игровой зоны. На ней обычно присутствуют мячи разных размеров, горки для ходьбы, коврики для фитнеса

Двигательная развивающая среда включает:

  • Физкультурный зал, оснащённый необходимым оборудованием (мини-комплекс, горка) и спортивными снарядами, которые усилят эффективность занятий, разовьют спортивный характер, повысят интерес к подвижным играм и физическим упражнениям.
  • Спортивная площадка, включающая беговую дорожку, яму с песком для прыжков, полосу препятствия, создаст материально-технические условия проведения занятий с ребятами на свежем воздухе.
  • Динамические уголки в группах, представляющие собой комбинацию различных дорожек и гимнастических модулей, оснащённые страховочными матами для профилактики травматизма. Разнообразные «косички», дуги, обручи помогут развить гибкость, укрепить мышцы спины, усовершенствовать пластические навыки, кроме того, снимут психологическое напряжение от умственных занятий.
  • Небольшие подручные тренажёры, часть которых является плодом творчества и изобретательности педагогов, будут работать в направлении профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики. Подобные пособия должны быть доступными для детей.
  • Уголки уединения и умиротворения создадут комфортную для малыша обстановку, располагающую к созерцанию, расслаблению на мягких ковриках, телефонной задушевной беседе с мамой, если вдруг почувствовал себя одиноким.
  • Кабинет психолога, где профессионал проводит с детьми тренинги и занятия, которые помогут ребёнку овладеть своими эмоциями, минимизировать спонтанные реакции, держать под контролем своё поведение.
  • Медицинский кабинет, оснащённый специальным физиотерапевтическим оборудованием (кварцевые лампы, ингаляторы) для оздоровительных процедур, направленных на профилактику простудных, инфекционных заболеваний и укрепление иммунитета детей.

Лечебная физкультура позволяет оказывать общеукрепляющее воздействие на детский организм, осуществлять своевременную коррекцию имеющегося патологического процесса

Список литературы в помощь педагогу:

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья. 2000.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
  3. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения. / Под ред. М.М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М., 2002.
  4. Сухарев А.Г. Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России.
  5. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях/А.М. Сивцова //Методист. – 2007.
  6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога.

Применение здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС

1. Профилактические и оздоровительные технологии.

Методика В.Ф. Базарного

К практическим методам разрешения здравоохранительных проблем в дошкольной образовательной организации относятся технологии, предложенные доктором медицинских наук Владимиром Филипповичем Базарным, который в своих исследованиях аргументированно доказал, что существующая система обучения и развития детей игнорирует природу ребёнка, что приводит к угасанию его жизнеспособности и активности. Его авторская методика сохранения здоровья предполагает такие нововведения:

  • Включение в работу ритмической сменяемости динамических и статических поз. Для решения выше обозначенной задачи используются специальные ростомерные столики и конторки с наклонённой поверхностью с углом наклона в среднем до шестнадцати градусов, таким образом, у ребёнка возникает возможность менять положение тела, стоя за конторкой или периодически сидя за столиком, сохраняя комфортные условия для занятия лепкой или рисованием. Ребёнок сам определяет временной промежуток, который он проведёт за столом или за конторкой, обычно дети среднего и старшего дошкольного возраста могут выдержать за конторкой не более пяти минут, постепенно этот временной показатель увеличивается. Такой необычный подход, меняющий традиционно статические сидячие позы детей во время занятий на режим свободной моторики, позволяет добиться укрепления мышечного каркаса спины, улучшить осанку детей, активизировать работу нервной системы, гармонизировать сердечно-сосудистую систему.
  • Практика «расширения зоны зрительного восприятия». Работа с наглядностью организована с помощью методической подвески крест, на которой в подвешенном положении располагается сенсорно-дидактический материал на уровне, который позволяет ребёнку дотянуться до неё на цыпочках и снять необходимую карточку. Такое методическое изобретение является эффективной профилактикой близорукости, поскольку для выполнения учебной задачи дети должны совершить многочисленные поисковые движений глазами.
  • С целью расширения пространства зрительной активности детей, совершенствования творческого мышления и воображения, формирования целостной картины мира на занятиях применяется настенное панно «Экологическое путешествие», состоящее из изображений природных объектов, расположенных по законам перспективы.
  • В проведении физкультурных пауз применяется тренажёр, состоящий из изображения разноцветных траекторий, которые дети зрительно прорисовывают, совмещая движения головы и движения глаз. Дети с увлечением ищут глазами нарисованных «гостей» своей группы, которые в виде ярких изображений солнышка, облаков, цветов, радуги или сказочных героев разместились на потолке или на стенах помещения группы.
  • Использование массажных ковриков, по которым дети ходят или стоят во время занятий в носочках.
  • Раздельное обучение мальчиков и девочек, этот подход основан на убеждении в том, что у мальчиков и у девочек разные способы восприятия информации и мироощущения. В условиях смешанных групп обычных садиков можно разделить игровые зоны, соответственно девочкам подбираются игрушки, развивающие женскую природу, а мальчикам - мужскую.

Видео: детский сад по системе доктора В. Ф. Базарного

Технологические приёмы

Для разных возрастных групп существует своя направленность и длительность физкультурных занятий:

  • Младших дошкольников важно научить элементарным приёмам безопасности и грамотной страховке на случай падения, развивать навыки ориентации в пространстве, привить вкус к регулярным занятиям физической культурой. Утренняя гимнастика длится 4–5 минут, все упражнения показывает воспитатель. Занятия физической культурой проводятся дважды в неделю по 20 минут.
  • Для воспитанников средней группы актуальны будут упражнения, развивающие физическую силу и выносливость. Продолжительность утренней гимнастики увеличивается до 7 минут, физкультура - три раза в неделю по 20–25 минут.
  • Старших дошкольников необходимо нацеливать на совершенствование своих двигательных способностей, стимулировать проявления самостоятельности. Утренний оздоровительный комплекс длится от 10 до 15 минут в подготовительной группе, продолжительность занятий по физкультуре 30 минут трижды в неделю.

Гимнастика в постели может включать в себя такие элементы, как потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. д

  • Динамические паузы - проводятся в течение десяти минут во время занятий по мере утомляемости детей. Можно комбинировать гимнастические упражнения для глаз, дыхания, на тренировку мелкой моторики в зависимости от востребованности именно этих упражнений. Цель подобных упражнений - понижение умственного и эмоционального напряжения и профилактика переутомления.
  • Пальчиковая гимнастика - рекомендована в индивидуальной или групповой форме ежедневно, особенно необходимо проводить с детьми, имеющими речевые проблемы.
  • Дыхательная гимнастика (отлично себя зарекомендовала методика А. Н. Стрельниковой) – система ритмических упражнений, состоящая из поочерёдной смены фаз вдоха через нос и выдоха через рот, обязательной паузой после выдоха, применяется как часть разнообразных форм оздоровительных процедур для всех детей. Такого рода гимнастика очень важна, поскольку способствует укреплению дыхательных мышц грудной клетки, формирует правильное дыхание. Необходимым требованием является хорошо проветренное помещение, желательно, пред началом упражнения проконтролировать гигиеническую процедуру очистки полости носа.
  • Гимнастика для глаз - используется для всех детей в качестве профилактики зрительного утомления, расслабления глазных мышц, практикуется ежедневно на занятиях по 3–5 минут. Желательно включать в работу демонстрацию иллюстраций. Гимнастика для глаз Э.С. Аветисова состоит из набора упражнений для профилактики близорукости и укрепления мышц глаза.

Видео: дыхательная гимнастика Стрельниковой в ДОУ

Комплекс гимнастики для глаз (каждое упражнение повторять три раза):

  1. Поочерёдно зажмуривать и открывать глаза с периодичностью 3–5 секунд.
  2. Скоростное моргание в течение 10–15 секунд, затем остановиться на 7–10.
  3. Круговыми движениями указательного пальца массажировать закрытый глаз.
  4. Спокойные плавные горизонтальные движения глазами справа налево и наоборот, движения глазами по вертикали вверх-вниз.
  5. Необходимо вообразить вращающееся колесо, «поймать» взглядом точку и следить за её движением.
  6. Сконцентрировать взгляд на кончике носа, зафиксировать и держать до возникновения чувства утомления, затем расслабиться.
  7. Смотреть на указательный палец вытянутой правой руки до пяти секунд, закрыть левый глаз и, сгибая и разгибая правую руку, т. е. меняя расстояние продолжать сосредотачивать взгляд на указательном пальце правой руки. Сменить руки и повторить до восьми раз.
  8. «Точка на стекле». На уровне глаз поставить точку диаметром до пяти миллиметров, затем концентрировать взгляд в течение двух секунд на объекте за стеклом, находящимся за меткой, потом перевести взгляд на точку, затем вновь на объект. Это упражнение практикуем в течение семи минут.

Видео: зарядка на коврике в детсаду

Для осанки:

  1. Принимаем ровную осанку, идём с высоко поднятыми руками.
  2. Лёгкий бег на носках.
  3. Ходьба на носках, сочетая с разведением рук в стороны, сдвигая лопатки.

Профилактика плоскостопия:

  1. Неглубокое приседание на наружных сводах стопы.
  2. Встать на носки, сгибая колени, из положения пятки наружу, носки внутрь.
  3. Поднять ногу из положения стоя с разворотом стопы наружу, затем внутрь.

Видео: подвижные игры для малышей

Самомассаж, точечный массаж:

  1. Выполнение поверхностного кругового поглаживания от запястья к плечевому суставу и вниз.
  2. Кулачками слегка постукиваем по бедру в течение двадцати-тридцати секунд.
  3. Стретчинг - комплекс упражнений на растяжку и гибкость под музыку, создающую хорошее настроение, продолжительность занятий у младших дошкольников не более 15 минут. Желательно проводить утром или после дневного сна, особенно с детьми, имеющими проблемную осанку и склонностью к плоскостопию. Проводится в просторном, хорошо проветренном помещении, например, зале для музыкальных или физических занятий.
  4. Спортивные игры разного уровня подвижности - используются ежедневно как часть занятия в группе, на прогулке или в физкультурном зале. Игры выбираются в зависимости от возраста детей, развивают ловкость, координацию, благотворно воздействуют на эмоциональный настрой, стимулируют активность, способствуют бодрости тела и духа.
  5. Релаксация - для всех воспитанников, в зависимости от потребности детей в эмоциональном расслаблении, умиротворении. Для проведения подойдёт любое помещение с атмосферой уюта и покоя, рекомендуется использовать классические музыкальные произведения (Моцарт, Шопен), звуки природной среды.
  6. Ортопедическая гимнастика - предусмотрена для детей с проблемами плоскостопия, а также патологией опорного свода стопы, применяется как дополнительный компонент различных упражнений физкультурно-оздоровительного комплекса.
  7. Видео: гимнастика пробуждения

    2. Обучающая группа технологий, решающая задачи формирования правильного понимания здорового образа жизни и закрепление теоретических знаний как осознанного опыта:

  • игровые тренинги;
  • беседы и встречи с интересными людьми.

Воспитатели уделяют особое внимание формированию навыков безопасного поведения детей в быту, природе, на улице

3. Коррекционная группа мероприятий, которые проводит психолог и педагог:

  • сказкотерапия, арттерапия, аромотерапия, цветотерапия;
  • психогимнастика, комплекс ритмических упражнений логопедического профиля.

Видео: песочная терапия и комната релаксации

Главная задача взрослых состоит в том, чтобы создать для детей целостную психолого-педагогическую систему образования, оздоровления, базирующуюся на традициях и инновационных технологиях, которые будут способствовать полноценному и гармоничному развитию личности каждого ребёнка. Именно физкультурно-оздоровительная работа призвана решать важнейшие задачи формирования физически развитой и творчески активной личности, ориентированной на успех и сохраняющей жизненный оптимизм.

Поделитесь с друзьями!