Профессиональная деятельность специалиста дефектолога. Самоанализ профессиональной деятельности учителя — дефектолога

  • Административная ответственность лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.
  • Б) матчи, в которых футболист не мог принять участие в связи с травмой или болезнью, которые не были напрямую связаны с его профессиональной деятельностью в качестве футболиста...
  • Банковский маркетинг в системе управления банковской деятельностью
  • Билет № 12. Деятельность Иоганна Гутенберга. Изобретение европейского способа книгопечатания.
  • Как и обычные дети ребёнок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной пед. помощи, которую может оказывать только специально подготовленный учитель - дефектолог. Профессиональная деятельность учителя - дефектолога выходить за рамки традиционной учительской деятельности, тесно взаимодействует с различными видами соц.-пед., реабилитационной, консультативно-диагностической, психотерапевтической, коррекционной и д. р. видами деятельности, направленной к одной цели - содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его соц. адаптации и интеграции средствами спец. образования.

    Педагогическое образование содержит широкий спектр пед. специальностей:

    Тифлопедагогика - с получением квалификации педагога слеп. и слабовид. (тифлопедагог).

    Сурдопедагогика - с получ. Квалиф. и педагога глухих и слабослыш. (сурдопедагог).

    Олигофренапед-ка - с получ. квалиф. педагога для работы с лицами имеющими различные виды наруш. умственного разв-я (олигофренопедагог).

    Логопедия - с получением квалификации логопеда;

    Спец. дошколь. пед-ка - с квалиф. педагога для работы с детьми дошколь. возраста с откл-ми.

    Спец. психология - психология обеспечивающая психологическое сопровождение лицам с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

    Учитель-дефектолог работает в спец. образ. учреж-и, в психолого-медико-соц-х, реабилитационных, консультативно - диагностических центрах, ПМПК, на логопунктах, а также в О.У. общего назначения, в дет. домах и школах-интернатах для введения корр-пед работы с различными категориями обучающихся и воспитанников, они могут вести индивид. обучение и воспит-е детей с откл. в раз-ии в домаш. условиях.

    Учитель - дефектолога - это человек с особым складом души, деятельный, инициативный, энергичный, уверенный в успешном результате своей профессиональной деятельности, доброжелательный и тактичный. Для него характерна гуманная оценка роли человека в современном мире, в том числе и человека с огран. Возможностями жизнедеятельности. Оптимизм профессионала прояв-ся в его социально активном отношении и к субъекту пед. воздействия (ребёнку или взрослому с огранич. возмож), и к нормальному большинству общества - среде, в которую должны включаться воспитанники учителя - дефектолога, м к себе самому как активной личности и решающему фактору положительных перемен в жизни людей с проблемами.

    Проф. опыт учителя - дефектолога обеспечивает ему квалифицированную проф. деятельность в различных коллективах, соц. группах - учащихся, воспитанников, их родителей, студентов, коллеги т.д.

    Сферы проф. деловой компенсации уч-дефектолога: профилактическая работа, пед. диагностика, консультирование, спец. пед. просвещение, участие в психологической и психотерапевтической помощи; образовательная и соц-педагогическая деятельность, организация и руководство образованием и т.д.

    Существует противопоказание к данной деятельности для тех кто имеет отклонения в состояние здоровья органов зрения, слуха, нервной, сердечно - сосудистой и иммунной системе так как деятельность уч-дефектолога оказывает влияние на состояние здоровья. Необходима и физич. выносливость, высокая сопротивляемость инфекционным заболеваниям, устойчивость психического здоровья. Необходимо иметь правильную речь бездефективное произношение звуков.

    Важнейшие черты профессионального уч. - дефектолога: доброта, ответственность, оптимизм, терпение, эмпатия, энергичность, верность жизненным интересам людей с ограниченными возможностями жизнедеятельности, уверенность в своей работе, уважение и любовь к своим воспитанникам, профессиональная честность и порядочность. Не должен распространять информацию о своих воспитанниках и их семьях, все должно быть конфиденциально.

    Профессиональная компетентность педагога-психолога выражает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей деятельности и характеризует его профессионализм.

    Квалификационная характеристика - это свод обобщенных требований к педагогу-психологу на уровне его теоретического и практического опыта.

    Психолого-педагогическая готовность заключается в:

    Знании методологических основ и категорий педагогики и психологии;

    Знании закономерностей социализации и развития личности;

    Знании целей и технологий воспитания и обучения;

    Законов возрастного анатомо-физиологического и психического развития детей, подростков, юношества.

    Психолого-педагогическая готовность является основой гуманистически ориентированного мышления педагога-психолога.

    Педагогические умения - это совокупность последовательно развертывающихся действий, часть из которых может быть автоматизирована (навыки), основанных на теоретических знаниях и направленных на решение задач развития гармоничной личности. Структура профессиональной компетентности может быть раскрыта через педагогические умения.

    Модель профессиональной компетентности выступает как единство теоретической и практической готовности педагога-психолога. Педагогические умения здесь объединены в 4 группы:

    1. Умение ставить задачи.

    2. Умение построить педагогическую систему (планирование, обоснованный отбор содержания, оптимальный выбор форм, методов и средств его организации).

    3. Умение выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания.

    4. Умение учета и оценки результатов психолого-педагогической деятельности:

    самоанализ, самоотчет и т.д.

    Аналитические умения - осмысление, диагностика, педагогическая задача (психологическая проблема) и способы их решения.

    Прогностические умения - прогнозирование результатов психолого-педагогической деятельности.

    Проективные умения - учет при определении задач и отборе содержания деятельности; планирование развития воспитательной среды и связей с родителями и общественностью...

    Рефлексивные умения - анализ собственных действий и состояний и т.п. Содержание практической готовности:

    Мобилизационные умения - создание специальных ситуаций, интерес к деятельности.

    Информационные умения - сбор информации, анализ источников и т.п. Развивающие умения предполагают определение ЗБР (Л.С. Выготский), стимулирование познавательной самостоятельности. Ориентационные умения - формирование научного мировоззрения. Перцептивные умения (Бодалев) - восприятие, понимание, оценка педагогами-психологами социальных объектов (группах людей, групп, самих себя). Умения педагогического общения - коммуникативная культура педагога-психолога


    | 2 | | | |

    Как и обычные дети, ребенок с особыми образовательными потребностями имеет право на получение квалифицированной педагогической помощи, которую может оказывать только спе­циально подготовленный педагог. Для успешной учебной и вос­питательной деятельности в структуре специального образования недостаточно обычной педагогической подготовки.

    Профессиональная деятельность педагога-дефектолога выходит за традиционные рамки работы учителя, тесно взаимодействуя и переплетаясь с различными видами социально-педагогической, реабилитационной, консультативно-диагностической, психотера-

    1 Азбукин Д. И. 20 лет подготовки педагогов-дефектологов // Советская педа­гогика. - 1939. - № 8-9. - С. 188.


    1 Кащенко В. П. На помощь дефективным детям // Народный учитель. - 1918. - №33-34.-С. 6.

    Певтической, собственно коррекционной и другими видами «не­учительской» деятельности, направленными к одной важнейшей цели -■ содействию человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его социальной адаптации и интеграции сред­ствами специального образования.

    Профессиональный опыт дефектолога, конечно, не совпадает с содержанием его профессиональной подготовки - он намного шире и глубже. Освоение всей глубины и всех сторон педагогичес­кой культуры в сфере специального образования, которая инте­грируется в структуру его собственной личности как готовность к избранной деятельности в единстве его потребностей и способно­стей, продолжается в течение всей его профессиональной жизни. Целью, к которой он постоянно стремится, является педагогиче­ское мастерство - сплав профессионально значимых личностных и профессиональных качеств.

    Выпускник педагогического вуза, подготовленный по той или иной дефектологической специальности, должен быть компетен­тен в выполнении следующих видов профессиональной деятель­ности:

    Преподавательской;

    Конструктивно-организаторской;

    Диагностико-аналитической;

    Консультативной;

    Проективной;

    Гностической;

    Психопрофилактической;

    Коррекционно-развивающей;

    Просветительской;

    Научно-исследовательской;

    Воспитательской;

    Координаторской.

    Это означает, что сформировавшийся специалист-дефектолог должен владеть:

    Умением проводить педагогическое обследование с целью уяснения особенностей хода развития ребенка и подростка, вы­явления имеющихся образовательных достижений;

    Методами дифференциальной диагностики для определения типа нарушения (без права постановки клинического и психоло­гического диагноза);

    Умением осуществлять педагогическое консультирование де­тей, их родителей, а также педагогов массовых общеобразователь­ных учреждений по проблемам обучения, воспитания, жизнен­ного и профессионального самоопределения воспитанников;

    Приемами и способами адаптации и трансформации учебно­го и дидактического материала и образовательных условий в соот­ветствии с возможностями и потребностями детей и подростков,


    имеющих нарушения и отклонения в развитии; умением созда­вать, поддерживать и эффективно использовать специальную об­разовательную среду;

    Технологиями и методами обучения и воспитания детей и подростков с особыми образовательными потребностями в раз­личных организационных формах процесса специального образо­вания;

    Навыками обеспечения экологически благоприятной, психо­логически и эмоционально комфортной среды во всех подсистемах специального образования и жизнедеятельности воспитанников;

    Знаниями приемов профилактики и методов коррекции при­вычек, наносящих ущерб здоровью, а также защиты от неблаго­приятного влияния социальной среды;

    Способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социально­го происхождения;

    Организаторскими умениями взаимодействия и сотрудниче­ства с родителями с целью повышения их психологической куль­туры;

    Навыками организации и проведения научно-исследователь­ской работы.

    Применительно к каждой дефектологической специальности эти общие компетенции дополняются в соответствии с особенно­стями профессиональной деятельности с детьми той или иной категории более конкретными специфическими компетенциями. К этому постоянно добавляется уникальный и неповторимый индивидуальный профессиональный опыт, приобретаемый и ос­мысливаемый педагогом в течение всей его профессиональной деятельности.

    Педагоги-дефектологи трудятся в специальных образователь­ных учреждениях (дошкольных, школьных, в учреждениях про­фессионального образования), в психолого-медико-социальных, реабилитационных, консультативно-диагностических центрах, психолого-медико-педагогических консультациях, на логопеди­ческих пунктах, а также в образовательных учреждениях общего назначения, в детских домах и школах-интернатах, осуществляя коррекционно-педагогическую работу с разными категориями обу­чающихся и воспитанников; они могут вести индивидуальное обу­чение и воспитание детей с отклонениями в развитии в домаш­них условиях и осуществлять надомное визитирование для оказа­ния ранней комплексной помощи семье, имеющей ребенка с на­рушениями развития.

    Заметно возросла потребность образовательных учреждений об­щего назначения в специальных психологах и педагогах в услови­ях развития интеграции и дифференцированного подхода к уча­щимся. Для педагога-дефектолога (особенно олигофренопедаго-

    Га) в силу специфики его профессионального образования не со­ставляет труда компетентно организовать процесс обучения и вос­питания детей в классах коррекционно-развивающего и компен­сирующего обучения, в то же время, как учитель массовой школы испытывает затруднения в работе с детьми, обнаруживающими признаки школьной дезадаптации.

    Необходимый уровень профессиональной компетентности пе-дагога-дефектолога постоянно поддерживается им как благодаря самообразованию, изучению передового опыта дефектологов-прак­тиков, так и через специально организованное обучение в системе повышения квалификации и переподготовки.

    Повышение профессиональной квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет. Важней­шей его задачей является пополнение теоретических знаний и про­фессиональных компетенций специалистов-дефектологов в соот­ветствии с регулярным обновлением, дополнением и совершен­ствованием Государственных образовательных стандартов высше­го профессионального образования, требованиям которых необ­ходимо всегда соответствовать.

    Повышение квалификации и профессиональная переподготовка (подготовка к ведению нового вида профессиональной деятель­ности) дефектологов осуществляется в институтах повышения ква­лификации (институтах усовершенствования) работников педа­гогического образования, в Академии повышения квалификации, а также в соответствующих структурных подразделениях педаго­гических вузов (факультеты повышения квалификации и пере­подготовки). Деятельность этой системы направлена не только на модернизацию уже имеющейся профессиональной квалификации, но и на расширение круга специализаций в соответствии с про­фессиональными потребностями самого специалиста или образо­вательного учреждения, в котором он работает.

    Занимающиеся в системе повышения квалификации дефекто-логи могут участвовать в формировании содержания образователь­ных программ в соответствии со своими потребностями и интере­сами и выбирать по согласованию с обучающим подразделением дисциплины для факультативной или индивидуальной формы обучения.

    15.3. Профессиональная подготовка педагогов-дефектологов

    Современное педагогическое образование имеет широкий спектр соответствующих педагогических специальностей:

    тифлопедагогика - получение квалификации педагога для обу­чения слепых и слабовидящих (тифлопедагог);


    сурдопедагогика - получение квалификации педагога для обу­чения глухих и слабослышащих (сурдопедагог);

    олигофренопедагогика - получение квалификации педагога для работы с детьми и подростками, имеющими различные виды и формы нарушений умственного развития - от незначительных до самых тяжелых (олигофренопедагог);

    логопедия - получение квалификации педагога, работающего с людьми, имеющими речевые расстройства различного генеза (логопеда, фониатра);

    специальная дошкольная педагогика - с квалификацией педаго­га для работы с детьми дошкольного возраста, имеющими откло­нения в развитии;

    специальная психология - с квалификацией психолога для пси­хологического обеспечения и сопровождения людей с ограничен­ными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

    В педагогических колледжах можно получить специальность вос­питателя дошкольного или школьного (школы-интерната) спе­циального учреждения для детей с особыми образовательными потребностями.

    Приобретение этих педагогических специальностей позволяет работать с разными категориями людей, имеющих отклонения в развитии в пределах данной типологической группы, начиная с раннего и дошкольного возраста и заканчивая социально-педаго­гической работой со взрослыми. Многочисленные специализации в рамках той или иной специальности позволяют оказывать ква­лифицированную коррекционно-педагогическую помощь детям и взрослым с комбинированными нарушениями.

    Педагог-дефектолог получает глубокое и разностороннее обра­зование. Системообразующим критерием комплекса необходи­мых научных и практических знаний выступает антропологиче­ский принцип. Этот принцип определяет отбор и интеграцию зна­ний о человеке и его социализации в норме, а затем и при откло­нениях в развитии в контексте специальной педагогики с после­дующей внутридисциплинарной конкретизацией применительно к той или иной специальной предметной области.

    Важнейшими характеристиками современного образования пе-дагога-дефектолога являются фундаментализация, гуманизация и стандартизация, а также дедуктивный путь освоения профессии.

    Фундаментализация предполагает такое построение профессио­нального образования, при котором на основе широкой общена­учной профессиональной подготовки происходит постепенный переход к специализации в области конкретной отрасли знаний (например, логопедии), а затем и к овладению методологией и методами научных исследований в этой сфере.

    Гуманизация рассматривается как социально-педагогический принцип современной системы образования, который особым

    образом ориентирует задачи, стоящие перед педагогом. Если раньше главным было передать ученику необходимые знания, то гумани­зация требует от учителя всемерного содействия разностороннему развитию и саморазвитию ребенка, его социализации и социаль­ной адаптации. Профессиональное образование педагога-дефек-толога призвано подготовить его к специфике будущей профессио­нальной деятельности в этом направлении.

    Широкий спектр особых образовательных потребностей, соот­ветствие которым и их удовлетворение предусматривает профес­сиональная деятельность дефектолога, в конечном счете сводится к социальному адаптированию человека и интеграции его в соци­ум, к обеспечению ему (с учетом характера ограничений) макси­мально полной социализации и достижения возможно более вы­сокого уровня достойной и независимой жизни.

    Реформирование высшего профессионального образования в 90-х гг. XX в. положило начало стандартизации системы отече­ственного высшего педагогического, в том числе и дефектологи­ческого, образования и приближения его к мировым образова­тельным стандартам.

    Назначение образовательных стандартов состоит в том, чтобы четко определить контуры федерального образовательного про­странства, которое должно быть единым для всей страны, чтобы российская высшая школа могла вписаться в мировое культурно-образовательное пространство, получить необходимые правовые средства для вхождения в международные механизмы признания собственных документов об образовании и таким образом решить проблему конвертирования дипломов о высшем образовании.

    Государственный образовательный стандарт высшего профес­сионального образования устанавливает:

    Структуру (уровни) высшего профессионального образова­ния, документы о высшем образовании;

    Общие требования к основным профессиональным образова­тельным программам и условия их реализации;

    Нормативы учебной нагрузки студента высшего учебного за­ведения и ее объем;

    Академические свободы высшего учебного заведения в опре­делении содержания профессионального образования;

    Общие требования к перечню направлений (специальностей) высшего профессионального образования;

    Порядок разработки и утверждения государственных требова­ний к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям (специальностям) в качестве фе­дерального компонента;

    Правила государственного контроля за соблюдением требова­ний Государственного образовательного стандарта высшего про­фессионального образования.


    Каждый вуз самостоятельно строит учебный процесс в соот­ветствии со своими возможностями и потребностями своей регио­нальной подсистемы специального образования, интересами пре­подавателей и самих студентов. Государственные стандарты вы­ступают в качестве наиболее общего регулирующего начала, ко­торое, сохраняя возможности для многообразия высшего образо­вания, гарантируют его необходимый уровень.

    Основная образовательная программа предусматривает изуче­ние студентами следующих циклов дисциплин и итоговую госу­дарственную аттестацию.

    1. Общие гуманитарные и социально-экономические дисцип­лины.

    2. Общие математические и естественно-научные дисциплины.

    3. Общепрофессиональные дисциплины.

    4. Дисциплины предметной подготовки (по той или иной от­расли специальной педагогики).

    5. Дисциплины дополнительной специальности (или специа­лизации).

    6. Факультативы.

    Содержание образования и последовательность его усвоения выстроены таким образом, что дисциплины фундаментального научного знания, необходимые для понимания процесса и меха­низма социализации нормально развивающегося человека, при­обретают на последующих этапах обучения прикладные аспекты, связанные с проблематикой воспитания, обучения и социализа­ции человека с ограниченными возможностями (такие дисцип­лины, например, как специальная психология, специальная пе­дагогика и др.), а затем выходят на соответствующие отрасли на­учного знания непосредственно в специальной педагогике (лого­педию, тифлопедагогику и др. - в соответствии с профилем спе­циальности).

    Большое значение в содержании профессионального образо­вания дефектологов имеет практическая деятельность. В разные исторические периоды объем практической профессиональной подготовки был различным, и, как показывает опыт, недостаток ее практической направленности отрицательно сказывался на про­фессиональной компетентности дефектолога.

    В отличие от других педагогических специальностей дефекто-логу надо усвоить ряд умений специального (применительно к детям с ограниченными возможностями в целом) и специфиче-

    Ского (применительно к конкретной категории) характера. Неко­торые из этих умений формируются достаточно долго (например, понимание устной речи маленьких глухих детей, навыки различе­ния на слух дефектов речи и др.), обеспечивая необходимый уро­вень профессионализма только в условиях непосредственной и регулярной практической деятельности с той или иной категори­ей детей и подростков с ограниченными возможностями. Все это требует длительного и регулярного педагогического взаимодей­ствия с воспитанниками. Не менее продолжительным и трудоем­ким является процесс формирования навыков воспитательной работы с детьми и подростками, имеющими особые образова­тельные потребности.

    В системе профессиональной подготовки педагогов-дефекто-логов практическая компетентность отчасти достигается как в ус­ловиях специально организованной педагогической практики, имеющей на разных этапах различающиеся цели и задачи, так и с помощью современных технических средств - соответствующих компьютерных программ, аудио- и видеотехники, тренажеров, позволяющих отрабатывать те или иные специальные умения в моделируемых условиях.

    Владение необходимой профессиональной компетенцией тео­ретического и практического характера еще не является достаточ­ным условием успешной профессиональной деятельности дефек-толога. Требуется личностная и профессиональная воспитанность, предполагающая наличие нравственной, познавательной, худо­жественной культуры, определяющей потребностно-мотивацион-ную сферу личности.

    Современная профессиональная подготовка дефектолога пре­дусматривает обязательное профессиональное воспитание, кото­рое реализуется через индивидуально-личностный подход к сту­денту, через воздействие на его личность не только обучающими средствами, но и привлечением к участию в благотворительных акциях, волонтерской деятельности в специальных (коррекцион-ных) учреждениях.

    Большим воспитывающим потенциалом обладает знакомство студентов с профессиональными традициями, с биографиями выдающихся представителей специальной педагогики, как отече­ственных, так и зарубежных, с судьбами трудовых династий в осваиваемой ими области (например, династия сурдопедагогов Pay). Известен воспитывающий эффект творческой атмосферы в «ака­демической среде» высшего учебного заведения, когда в процесс научных поисков и открытий активно вовлекаются и студенты. Именно в такой атмосфере происходит подлинное приобщение будущих педагогов к профессиональным ценностным установкам, у них формируется чувство причастности и преданности избран­ной сфере деятельности.


    В последние годы в содержании профессиональной подготовки дефектолога наметились изменения, связанные с развитием ин­теграционных процессов в системе специального образования. В подготовке педагогов на смену ориентации на работу в учрежде­ниях закрытого типа приходят все более заметные тенденции под­готовки специалистов нового типа, способных решать проблемы интегрированного образования детей и подростков с ограничен­ными возможностями и, следовательно, готовых трудиться в уч­реждениях инновационного характера, осваивать иные аспекты деятельности (например, работа в структурах, оказывающих ран­нюю комплексную помощь, работа с детьми, имеющими тяже­лые и множественные нарушения, или с обучающимися на дому). В арсенал профессиональных знаний дефектолога обязательно вхо­дят навыки глубокого и серьезного взаимодействия с родителями и близкими родственниками детей. Определенное место занимает и социально-педагогическая подготовка, так как дефектолог в первую очередь ответственен за создание экологически благопри­ятной социальной микро- и макросреды, в которой существуют и сам ребенок, и члены его семьи.

    9. Роль общественных организаций в решении проблемы наркомании: Материалы международной практической конференции. - Кострома: «Авантитул», 2005. - 64 с.

    10. Российские некоммерческие организации: лучший практический опыт / сост. М.А. Слободская. - М.: Институт проблем гражданского общества, 1998. - Вып. 1.

    11. Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (РБФ НАН). - Режим доступа: http://www.nan.ru

    12. Фонд «Город без наркотиков». - Режим доступа: http://stopcadr.net

    13. Фонд «Спасение». - Режим доступа: http:// spasenie74.ru/mission/.

    14. Фонд «Страна без наркотиков». - Режим доступа: http://www.fondsbn.ru

    Лавская Наталья Сергеевна

    кандидат педагогических наук Московский педагогический государственный университет

    kafppmospi@mail. ги

    ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-ДЕФЕКТОЛОГА

    В статье представлена специфика деятельности педагога-дефектолога, определены особенности социальной компетентности педагога-дефектолога с учетом специфики его профессиональной деятельности.

    Ключевые слова: социальная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность.

    Профессиональная компетентность педа-гога-дефектолога оказывает влияние на все области его педагогической деятельности, содержание которой в значительной степени определяется характером взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса. В современных условиях полноценное содействие развитию и образованию ребенка с особыми потребностями возможно только в широком социокультурном и межличностном контексте, следовательно педагог-дефектолог должен привлекать к учебно-образовательному и воспитательному процессу как различных социальных партнеров, так и множество узконаправленных специалистов. Успешность коррекционно-развивающего воздействия напрямую связана со способностями педагога-дефектолога строить позитивные отношения с родителями, детьми и коллегами в форме активного взаимодействия, а последнее, обусловлено, в том числе, и степенью сформированности у дефектолога социальной компетентности.

    Педагог-дефектолог, наряду с непосредственно педагогической деятельности призван реализовывать следующие функции:

    1. Диагностические (умения видеть разнообразные нарушения психического и физического здоровья ребенка; адекватно подбирать и использовать психодиагностические методики; проводить диагностику уровня психического развития ребенка; умения, исходя из полученных результатов составлять педагогическое заключение и разрабатывать маршрут коррекционно-педагогической работы; умения выбирать и использовать эффективные коррекционно-развивающие технологии).

    2. Прогностические (умения наблюдать за психическим развитием ребенка, навыки прогнозирования психического развития ребенка; способности предвидеть разнообразные затруднения в процессе учебно-воспитательной, образовательной и коррекционной работы с различными детьми; способности прогнозировать результаты учебной и коррекционной деятельности с ребенком с нарушениями развития).

    3. Дидактические функции (умения осуществлять пропедевтику, планировать учебный процесс, использовать современные технологии обучения и коррекционные технологии, с учетом психофизических особенностей каждого конкретного ребенка; умения осуществлять индивидуальный и дифференцированный подходы к ребенку с нарушениями развития).

    4. Трансформационные функции (умения педа-гога-дефектолога преобразовывать все компоненты учебно-воспитательного процесса исходя из принципа коррекционной направленности; выявление несоответствий и осуществление необходимой трансформации, адаптации учебного, речевого, дидактического и методического материала, методов и приемов, организационных форм работы, условий обучения и воспитания).

    5. Воспитательные функции (умения диагностировать особенности социального функционирования ребенка с нарушением развития, способности ставить и решать воспитательные задачи; владение методами социализации ребенка с нарушением развития).

    6. Организационные функции (умения рационально выстраивать учебно-воспитательный про-

    © Лавская Н.С., 2012

    цесс; вести необходимую документацию; осуществлять контроль за результатами; простраивать отношения между различными специалистами).

    7. Консультативные функции (умения взаимодействовать с родителями ребенка с нарушением развития, воспитателями, педагогами, узконаправленными специалистами; навыки обучения взрослых).

    Кроме вышеперечисленных направлений деятельности педагога-дефектолога следует отметить социальные и коммуникативные функции. Социальная деятельность предполагает сформирован-ность умений изучать и анализировать проблемы, условия и возможности социальной интеграции детей с нарушениями развития; проводить профессиональную ориентацию и профконсультирование; осуществлять социальную деятельность в соответствии с реальными потребностями детей. Коммуникативная деятельность включает в себя навыки педагога-дефектолога строить отношения с детьми с нарушениями развития, их родителями, коллегами и другими специалистами, участвующими в сопровождении ребенка.

    Таким образом, в целом содержанием деятельности педагога-дефектолога является содействие психическому и физическому развитию ребенка, коррекция и компенсация имеющихся у него отклонений.

    На основе анализа психолого-педагогической литературы и собственного практического опыта профессиональную компетентность педагога-де-фектолога мы представляем как интегративное структурное образование его личности, проявляющееся в готовности и способности реализовывать такие профессиональные функции как развитие личности ребенка с нарушениями в развитии, его социализация, профилактика и коррекция нарушений психического здоровья и компенсация имеющихся у ребенка нарушений.

    Профессиональная компетентность педагога-дефектолога, с нашей точки зрения, включает ряд составляющих.

    1. Предметная компетентность - владение нормативно-правовой и директивной базой организации воспитательного, образовательного и коррекционно-развивающего процесса, которая является основой планирования, организации и осуществления контроля за психическим развитием детей с особыми потребностями.

    2. Психолого-педагогическая компетентность -знание особенностей психического развития условно здоровых детей и детей с нарушениями в развитии; знания о психофизиологических, психологопедагогических особенностях детей с различной патологией и психофизиологических, психологопедагогических особенностях детей с сочетанной патологией; владение современными нейропсихо-логическими методиками; умение создавать «здоровую коррекционно-развивающую среду»; владе-

    ние умениями педагогического общения; умения собирать и систематизировать информацию, необходимую для детей с особыми потребностями; умения вести профилактическую и просвещенческую работу с родителями детей с особыми потребностями.

    3. Научно-методическая компетентность - знание актуальных проблем дефектологии и теоретических основ работы с детьми дошкольного, школьного возраста (тифлопедагогические, сурдопедагогические, олигофренопедагогические, логопедические); знания концепций и технологий коррекционно-развивающего обучения и умение их использовать с учетом особенности психофизического развития детей с особыми потребностями; владение умениями отбирать и систематизировать, ясно и логично излагать задачи и учебный материал, доступно объяснять факты и явления, основываясь, прежде всего, особенностями психического и физического здоровья детей с особыми потребностями; умение выбирать методы воспитания, формы и приемы работы с детьми с особыми потребностями, коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии.

    4. Личностная компетентность - вера в потенциал ребенка, креативность, эмпатия, способности к саморефлексии, уровень личностной зрелости, социально-нравственная ответственность.

    5. Самообразовательная компетентность - профессиональная и личностная потребность в самосовершенствовании, стремление к освоению новых профессиональных знаний, способность к работе с профессионально значимой информацией.

    6. Коммуникативная компетентность - способность к межличностной коммуникации и продуктивному профессиональному взаимодействию.

    7. Социальная компетентность - умение устанавливать и развивать контакты с родителями, детьми, коллегами, узконаправленными специалистами, представителями разных организаций, способность к участию в общественной работе, адаптация к жизненным условиям.

    8. Деонтологическая компетентность - способности и готовность к осуществлению нормативного профессионального поведения в области коррекционно-педагогической деятельности с помощью сформированной системы ценностных мотивов, деонтологических знаний, умений, навыков и профессионально значимых качеств.

    Профессиональная компетентность педагога-дефектолога оказывает влияние на все области его педагогической деятельности, содержание которой в значительной степени определяется характером взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса. В современных условиях полноценное содействие развитию и образованию ребенка с особыми потребностями возможно только в широком социокультурном и меж-

    Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

    личностном контексте, следовательно педагог-дефектолог должен привлекать к учебно-образовательному и воспитательному процессу как различных социальных партнеров, так и множество узконаправленных специалистов. Успешность коррекционно-развивающего воздействия напрямую свя-

    зана со способностями педагога-дефектолога строить позитивные отношения с родителями, детьми и коллегами в форме активного взаимодействия, а последнее, обусловлено, в том числе, и степенью сформированное™ у дефектолога социальной компетентности.

    Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 3

    Серьезную тревогу сегодня вызывают проблемы здоровья дошкольников и младших школьников. По данным Государственного доклада «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации» 20 % дошкольников имеют отклонения в состоянии здоровья, а в начальных классах этот процент увеличивается до 50%. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, растет число детей с близорукостью, нервно -психическими расстройствами, нарушениями осанки и т.д.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья на тему «Компетенции дефектолога в профилактике нарушений развития ребёнка»

    Введение

    Серьезную тревогу сегодня вызывают проблемы здоровья дошкольников и младших школьников. По данным Государственного доклада «О состоянии здоровья детей в Российской Федерации» 20 % дошкольников имеют отклонения в состоянии здоровья, а в начальных классах этот процент увеличивается до 50%. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, растет число детей с близорукостью, нервно -психическими расстройствами, нарушениями осанки и т.д.

    Причины нарушения развития детей во все времена интересовали человечество. Вопрос систематизации этих сведений до сих пор незаслуженно оставался без должного внимания. В настоящее время большая часть этих причин установлена и отражена в медицинской литературе. Но до сих пор нет единого мнения о том, на каком этапе развития индивида и какие причины (или их группы) доминируют. Например, когда речи идёт о нарушениях интеллекта, 90% случаев приписывают пренатальным проблемам, 3% - перинатальным и 7% - постнатальным.

    Спектр нарушений развития очень широк. Для биологической полноценности индивида существенны социально - психологические факторы, а с психолого-социальной точки зрения для полноценно развивающейся личности существенны и биологические факторы .

    Проблема здоровья детей на сегодняшний день как никогда актуальна. Мы, взрослые, привыкли считать, что для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом. Очевидно, что только медицинские нововведения не могут в полной мере обеспечить существенного улучшения детского здоровья, если не произойдут определенные изменения на уровне образовательных учреждений в организации учебно-воспитательного процесса.

    В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто свою деятельность педагог должен построить так, чтобы обучение и воспитание детей в учреждении не наносило ущерба здоровью. Ведь только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть образовательной программой. А нарушение здоровья, как правило, приводит к трудностям в обучении, особенно если в классе, в группе не созданы условия для нормальной жизнедеятельности организма обучающихся, воспитанников.

    В настоящее время учитель-дефектолог не может быть просто источником знаний, т.к. запросы современного общества идут в разрез с тем академическим образованием, которое даёт школа. Поскольку в нашей стране необходимы люди нового качества, способные действовать самостоятельно, обеспечивать себя и других, быть ответственными за своё дело, и прежде всего, должен выступать как организатор и координатор воспитательного процесса и научить детей добывать знания, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно и отвечать за результаты своего труда. А чтобы добиться уважения и любви со стороны детей, надо доказать, что ты стоишь этого. Как это сделать? Для каждого педагога очень важны эмоционально-ценностная и творческая сфера деятельности, а также, знания компетентностей. У профессионального педагога должна быть внутренняя мотивация к качественному осуществлению своей деятельности. Одним из главных качеств учителя - дефектолога является готовность помочь. Одним из неотъемлемых качеств является и его профессионализм. В настоящее время дети могут получить практически любую информацию самостоятельно, поэтому нам просто необходимо обновлять и расширять свои знания. Образовательная деятельность становится ярче, живее и интереснее, если мимика и пантомимика педагога показывают, что он сам заинтересован в образовательном процессе. Дети чувствуют, что в них заинтересованы. Одним из важнейших факторов, влияющих на профессионализм является - самообразование. Поиск новых приёмов, методов и технологий актуален особенно в наше время. Ребёнка - представителя нового поколения практически невозможно заставить что-то сделать, если с ним не договоришься или не заинтересуешь. Следовательно, необходимо выбирать такие технологии, которые давали бы возможность это осуществить. Технологии должны способствовать развитию ключевых компетенций детей: исследовательских, социально–личностных, коммуникативных, организаторских, личностно–адаптивных, информационных и ключевых компетентностей: способность работать без постоянного руководства, способность брать на себя ответственность по собственной инициативе, способность осваивать какие – либо знания по собственной инициативе, умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для анализа и обобщения.

    Компетентностный подход – относительно новый ракурс исследования проблем образования. Понятия «компетентность», «компетенция», «компетентностный подход» как системно-образовательные и педагогические категории вошли интенсивно в понятийный аппарат наук об образовании.

    Профессиональная компетентность педагога-дефектолога оказывает влияние на все области его педагогической деятельности, содержание которой в значительной степени определяется характером взаимодействия со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса. В современных условиях полноценное содействие развитию и образованию ребенка с особыми потребностями возможно только в широком социокультурном и межличностном контексте, следовательно, педагог-дефектолог должен привлекать к учебно-образовательному и воспитательному процессу, как различных социальных партнеров, так и множество узконаправленных специалистов. Успешность коррекционно-развивающего воздействия напрямую связана со способностями педагога-дефектолога строить позитивные отношения с родителями, детьми и коллегами в форме активного взаимодействия, а последнее, обусловлено, в том числе, и степенью сформированности у дефектолога социальной компетентности .

    1. Направления работы дефектолога

    Диагностическое направление. Диагностическая работа педагога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Основная задача этого направления – прогноз возможных трудностей обучения и развития каждого ребенка, определение причин и механизмов уже возникших проблем. Диагностическая деятельность включает: изучение личных дел учащихся (педагогическая характеристика, заключение о нервно-психическом состоянии школьника); посещение семьи (установление контакта с родителями ребенка, изучению условий жизни ребенка, индивидуальных особенностей и положительных сторон ребенка); наблюдение за ребенком в урочное и внеурочное время; изучение продуктов деятельности ребенка (тетрадей, рисунков, поделок); использование стандартизированных методик. Диагностическая деятельность специалиста может решать разные задачи. В связи с этим выделяются: Первичная диагностика учащихся. Цель: определение уровня актуального и «зоны ближайшего развития» ребенка, причин и механизмов трудностей в обучении, выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи. Динамическое изучение учащихся. Цель: отслеживание динамики развития ребенка, определение соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения и воспитания уровню развития учащегося (2 раза в год).

    Этапная диагностика. Цель: констатация результативности и определение эффективности коррекционного воздействия на развитие учебно-познава-тельной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

    Текущая диагностика. Цель: обследование учащихся по запросу родителей, педагогов, специалистов школьного консилиума (по мере необходимости).

    Коррекционное направление. Представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность, личностную сферу ребенка с ОВЗ в динамике учено-воспитательного процесса. Основные направления коррекционно-развивающей работы: сенсорное и сенсомоторное развитие; формирование пространственно-временных отношений; умственное развитие (мотивационный компонент, операционный и регуляционный компоненты); нормализация ведущей деятельности возраста; формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи. Ориентировочные формы и методы работы могут быть следующими: индивидуальные и групповые коррекционные занятия, беседы; социально-психологический тренинг межличностного общения; имитационные, профориентационные и деловые игры, учебные дискуссии; вовлечение детей в творческие объединения по интересам; вовлечение родителей в работу с детьми. Нет единой, уникально успешной методики, приема или формы работы с учащимися и их родителями. Все зависит от конкретной ситуации, мимо которой нельзя пройти, а иногда следует и специально создать.

    Консультативно-просветительское и профилактическое направление

    Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы дефектолога проводятся для оказания помощи родителям, педагогам ДОУ в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями .

    Принципы работы дефектолога:

    1) Использование комплексного подхода к мониторингу, коррекции и реабилитации, основанного на соблюдении принципа единства диагностики и коррекции. Мониторинг является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ. Результаты дефектологического обследования обязательно сопоставляются с психологическими, логопедическими, медицинскими, педагогическими данными и обсуждаются на заседаниях консилиума.

    2) Осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушений. Мозаичность поражения центральной нервной системы при задержке психического развития церебрально-органического генеза приводит к значительной неоднородности нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности ребенка, к выраженной неравномерности формирования разных ее сторон и определяет необходимость дифференцированного подхода в работе учителя-дефектолога по преодолению трудностей воспитанников.

    3) Учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития». Содержание образовательной деятельности строится в рамках ведущей деятельности дошкольного возраста, на материале, соответствующем требованиям дошкольной программы. Коррекционно-развивающие упражнения подбираются таким образом, чтобы, с одной стороны, они были бы доступны для выполнения воспитанниками, а с другой – уровень их сложности позволял бы активизировать потенциальные возможности ребенка. На занятиях широко используются различные виды помощи – от минимальной до максимальной.

    4) Осуществление междисциплинарного взаимодействия специалистов, характер которого определяется структурой нарушения и первоочередными задачами коррекционного воздействия. В процессе комплексного мониторинга выявляются стороны ребенка, нуждающиеся в коррекции, составляются комплексные программы его развития, которые должны предусматривать приоритетные направления коррекционной работы каждого специалиста, суммарную нагрузку на воспитанника, рекомендации педагогу и родителям.

    5) Организация динамического наблюдения за развитием детей, которое проводится с целью отслеживания динамики развития ребенка, определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития учащегося. В процессе динамического изучения также решаются задачи дифференциации сходных состояний нарушений развития.

    6) Систематическое проведение соотносительного анализа состояния сформированности знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка. Сопоставление реальных достижений ребенка с развитием познавательной сферы позволяет корригировать коррекционные программы, намечать «обходные пути» в обучении, варьировать приемы работы педагога, выбирать адекватные формы обучения в каждом отдельном случае.

    1. Содержание и уровни овладения компетенциями

    Способность проектировать профилактические и коррекционно-развива-ющие программы для детей с разными типами ОВЗ;

    Знание основных принципов разработки профилактических и коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ;

    Понимание сущности, задач, методов профилактической и коррекционно-развивающей работы с детьми с разными типами ОВЗ;

    Умение проектировать программы деятельности на основе современных научных подходов к профилактической и коррекционно-развивающей деятельности, отслеживать результаты реализации профилактических и коррекционно-развивающих программ;

    Готовность конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков с ОВЗ;

    Иметь представление об особенностях работы с детьми с нарушениями развития дефектологов, социальных работников, социальных педагогов, психологов, учителей ИЗО, физкультуры и др. Знание основ психологии группового взаимодействия. Понимание специфики работы педагога-психолога в общей команде специалистов;

    Умение организовать взаимодействие специалистов в вопросах развития способностей детей и подростков с ОВЗ, отслеживать эффективность взаимодействия специалистов и вносить соответствующие коррективы;

    Знание структуры образовательной среды, методов диагностики компонентов образовательной среды, способов выявления нарушений в поведении и развитии детей и подростков с ОВЗ. Понимание взаимосвязей между особенностями функционирования образовательной среды и затруднений, возникающих у субъектов образования нарушений в поведении и обучении детей и подростков с ОВЗ;

    умение проводить мониторинг образовательной среды, анализировать результаты диагностики, выявлять и объяснять причины затруднений в обучении детей и подростков с ОВЗ;

    умение оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса в коррекционных образовательных учреждениях;

    Умение оказывать психологическую поддержку участникам педагогического процесса, проводить обсуждение и анализ существующих проблем для решения задач оптимизации педагогического процесса;

    Способность консультировать педагогов, администрацию, воспитанников / обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса в коррекционных образовательных учреждениях:

    Знание основ психологического консультирования;

    Понимание взаимосвязей использования способов учебно-воспитательного процесса и механизмов учебно-познавательной деятельности ребенка;

    Умение подбирать приемы взаимодействия со специалистами, родителями, детьми в ходе консультирования, отслеживать эффективность проводимой работы.

    В течение последних десятилетий нарастают негативные явления в состоянии здоровья детей. При аномалиях развития, при длительных заболеваниях раннего возраста могут возникнуть выраженные нарушения, которые приводят к ограничению жизненных и социальных функций, в наиболее тяжелых случаях приводящие к социальной недостаточности. В литературе отмечена высокая распространенность нарушений развития у детей. Этот процент без существенных изменений отмечается по всей протяженности раннего и дошкольного возраста – в среднем по всем параметрам – 65%. Расстройства развития у детей раннего возраста влияют на дальнейшее психическое и интеллектуальное формирование, и проблема приобретает не только медицинскую и педагогическую, но и социальную значимость. Проблема интеграции детей с расстройствами развития в общеразвивающую среду ставит перед специалистами задачу – поиск новых, целостных форм ранней профилактики, одновременно предупреждающей усугубление общего недоразвития и способствующей формированию развивающейся личности человека во всех проявлениях.

    В основу концепции профилактики нарушений развития у детей положен принцип дифференцированного подхода с учетом состояния здоровья, комплексности использования медицинских, психологических, педагогических и социальных методов реабилитации с использованием всех возможностей, то есть создание общего коррекционного пространства. Предлагаемая нами система ранней комплексной профилактики структурно является медико-психолого-педагогической. Приступать к комплексной профилактической работе, по нашему мнению, нужно уже в женской консультации, где наблюдается будущая мама. Учитывая ограниченные возможности женских консультаций, отсутствие в этих учреждениях неонатологов–педиатров, неврологов, дефектологов, психологов и детских психиатров необходимо использовать наглядно-стендовые формы просвещения, просветительские буклеты для будущих родителей о нормальном развитии ребенка и возможных отклонениях. Эти стенды и буклеты в доступной форме могут помочь разобраться родителям в следующих вопросах: в чем проявляются отклонения в развитии, почему ребенок может попасть в группу риска, как и когда надо начинать общаться с младенцем, как семейная ситуация может влиять на развитие. Кроме того, они могут выполнять координационную, диспетчерскую функцию и сформировать у взрослых установку на необходимость своевременного обращения к специалистам – логопеду, психологу, психиатру, неврологу , что дает возможность конкретизировать ранние формы абилитации. Чрезвычайно важной задачей в этом плане является предупреждение эмоциональной и сенсорной деприваций.

    Вместе с тем, положительные результаты комплексного коррекционного воздействия непосредственно связаны с правильной организацией коррекционного воздействия в домашних условиях. В первую очередь – это налаживание под руководством специалистов партнерских отношений: врач – родители, коррекционный педагог – родители, психолог – родители, с целью активного участия родителей в активизации психического и общего развития ребенка . Во-вторых, комплексность и целостность воздействия позволяют стимулировать, «наблюдать» и направлять развитие ребенка не только в организованной форме, но и в естественных, домашних условиях. Разработанная, апробированная в различных организационных формах система и методологические подходы разрешают не только получать адекватную адаптацию, коррекционный эффект, но, что особенно важно – устранять диагностические ошибки в оценках познавательной деятельности, приводящие к ограничению социальной перспективы ребенка и его семьи. При этом фармакологическое воздействие и психотерапевтическая поддержка, – необходимые звенья общей коррекционной программы, способствующей восстановлению или улучшению состояния речевой деятельности, коммуникативной сферы, нервно-психических процессов, эмоциональных и поведенческих реакций.

    Поведенческие трудности у детей этой группы связаны с нарушениями нервной системы и высших психических функций, с имеющимся эмоциональным дискомфортом. Неправильный стереотип поведения ребенка закрепляется неправильным и неадекватным отношением взрослых к нему. Родителям необходимо понять, почему ребенок развивается нетипично, отличается от остальных детей поведением, отставанием в развитии. Такие дети доставляют своим поведением много неприятностей взрослым. Родители, как правило, тяжело переживают негативную реакцию окружающих на поведение своих детей. Они испытывают чувство беспомощности, растерянности, стыда за своего ребенка. Это оборачивается раздражением против ребенка, приводит к конфликтам в семье на почве воспитания. Каждый член семьи начинает обвинять других в баловстве, излишней строгости и т.д. В дальнейшем это приводит к неровному поведению взрослых по отношению к ребенку, что усугубляет ситуацию и пагубно сказывается на состоянии ребенка, приводя к закреплению патологических поведенческих реакций. Именно поэтому психотерапевтическая поддержка требуется как перестройка, реконструкция факторов риска у ребенка, как воссоздание гармоничных отношений в семье. Психотерапевтической поддержке подвергаются все составляющие факторов риска и связи между ними; нормализуется психологический климат семьи, реконструируются родительские позиции в отношении к детям, расширяется осознание родителями мотивов семейного воспитания, происходит гармонизация самого хода психического развития детей в семье, развиваются и гармонизуются самосознание и самооценка ребенка.

    В свою очередь, оригинальная коррекционно-педагогическая программа структурно включает две части: 1 – подготовка родителей к сотрудничеству со специалистами; 2 – непосредственные (с коррекционным педагогом) и опосредованные (с родителями) занятия с ребенком.

    Работа с родителями условно делится на пропедевтический и основной периоды. Цель пропедевтического периода не только в подготовке ребенка к новым формам воспитания, обучения и интеграции (полной, неполной или частичной) в социальную среду, но и адаптация родителей к состоянию ребенка. Воздействие родителей на ребенка в основной период может иметь опережающий, параллельный и закрепляющий характер. В связи с этим разработка содержания программы комплексного медико-психолого-педагогического воздействия включает моделирование адекватного социального и ролевого поведения, как взрослого, так и ребенка; обучение новому модусу интрапсихических, межличностных и коммуникативных взаимоотношений. Оригинальность программы заключается в том, что вся жизнедеятельность ребенка с отклоняющимся развитием охвачена стимулированием появления речи, развитием развернутого высказывания, языкового чутья, языковой компетенции, формирования творческих форм речевой и познавательной деятельности. Важная особенность программы – стимулирование появления речи у детей путем обучения чтению.

    Программа построена из взаимодополняющих методических блоков, построенных по концентрическому принципу. Содержание блоков динамично, что позволяет включать не только постепенное усложнение материала, но и учитывать индивидуальные особенности ребенка и когнитивный стиль восприятия, осознания и усвоения информации. Каждый блок предполагает параллельность работы логопеда, других специалистов и родителей. Эффективность и оптимальность применения предложенных подходов подтверждена положительными результатами нашей работы с детьми, страдающими тяжелыми нарушениями развития: расстройствами развития экспрессивной и импрессивной речи, задержками темпов речевого и интеллектуального развития, задержками психического развития.

    Для предупреждения нарушений развития у детей специалистам и особенно будущим родителям следует знать основные направления профилактики данного феномена.

    При планировании семьи полезны генетические консультации. Такие консультации необходимы родителям, входящим в так называемые группы риска. Факторы, обуславливающие риск:

    Наследственные заболевания у родителей или у членов их семей;

    Врожденная умственная отсталость;

    Врожденные нарушения слуха или зрения;

    Нарушения физического развития: деформации костей, изменения подвижности суставов;

    Первичное бесплодие или аменорея (отсутствие месячных);

    Два или больше выкидышей;

    Хотя бы одна беременность была прервана из-за нарушения развития плода;

    Внезапная смерть младенца из-за неясных причин;

    Возраст матери свыше 35 лет;

    Кровные браки и др.

    Родителям из группы риска следует посещать медико-генетические консультации, специалисты которых информируют их о возможностях рождения детей с наследственными нарушениями развития, а также о рисках рождения детей с патологией развития.

    Всем женщинам необходимо пройти пренатальную диагностику, которая имеет важнейшее значение для решения проблемы планирования семьи.

    По возможности беременным женщинам целесообразно посещать прена- тальные центры по психологическому сопровождению беременности.

    Весьма важное значение имеет иммунопрофилактика детей. Своевременная иммунизация детей предупреждает опасные инфекционные заболевания, приводящие к нарушению развития.

    Одна из немногих причин нарушения развития, предупреждение которой прямо зависит от родителей и педагогов, - это травмы детей. Опасными являются все виды травм, как бытовые, так и уличные, и спортивные. Самые опасные - открытые и закрытые травмы головы, которые вызывают не только сотрясение мозга, но и могут быть причиной повреждения центров (зрения, речи и т.п.), из-за чего могут быть нарушены определенные функции. Семьям, имеющим маленьких детей, мы посоветовали бы не приобретать двухэтажных детских кроваток. В таких кроватках не должны спать дети до 6 лет. Дети этого возраста еще спят неспокойно, поэтому могут упасть с кровати. Шотландские врачи-травматологи отмечают, что в течение месяцев в этой стране их пациентами стали 85 тыс. малышей, из которых лишь 85 получили легкие ушибы, остальные оказались в больнице из-за сотрясения мозга, переломов костей или других ранений. Половина пострадавших детей были младше лет. Даже если дошкольник и не спит на втором ярусе, такая мебель остается фактором риска, так как она очень привлекательна для игры. Даже в обыкновенную детскую кроватку не следует класть большие игрушки и подушки, так как, встав на них, малыши могут выпасть.

    Когда малыши начинают ходить, во избежание несчастных случаев, родителям следует продумать безопасность каждого жилого помещения, так как дети этого возраста становятся настоящими исследователями.

    Лишь при рациональном подходе к профилактике причин нарушения развития родителями и воспитателями детских учреждений удастся свести к минимуму часть приобретенных нарушений развития у детей .

    Заключение

    Первоначальной задачей сегодняшнего дня становится задача разработки стратегии и тактики создания единой государственной системы профилактики раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.

    Список используемой литературы

    1. Аксёнова, Л.И., Архипов, Б.А., Белякова, Л.И. Специальная педагогика: Уч. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений [Текст] / Л.И. Аксёнова, Б.А. Архипова, Л.И. Белякова и др.: Под ред. Н.М. Назаровой. – 2 –е изд.,- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-400с.
    2. Байденко, В. И. Болонский процесс: проблемы, опыт, решения. − М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. Борытко, Н. М. Человек как предмет воспитания: современные подходы // Педагогическая антропология: концептуальные основания и междисциплинарный контекст. Материалы Межд. науч. конф. (Москва, 30 сентября–2 октября 2002 г.) / Сост. В. Г. Безрогов − М.: Изд-во УРАО, 2002. − С. 40−43.
    3. Гудонис, В.П. Анализ причин нарушения развития детей и некоторые пути их профилактики. [Тест] / В.П. Гаврилов // Дефектология. – 2004. №4. – с. 16-17.
    4. Сунцова, А. С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. − Ижевск: Удмуртский университет, 2013.
    5. Профессиональный стандарт педагога. − Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от «18» октября 2013 г.
    6. Профилактика, диагностика и коррекция нарушений развития / Под ред. Лынской М.И., Покровской Ю.А. – М.: ЛОГОМАГ, 2012. – 284 с.
    7. К.п.н., доцент МПГУ, Давидович, Л.Р . Комплексная профилактика нарушений развития детей раннего возраста [Текст] / Л.Р. Давидович [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pik100.ucoz.ru/konf/patologia/davidovich.htm


    МИР ПРОФЕССИИ

    ДЕФЕКТОЛОГ
    Содержание труда.

    Профессия дефектолога находится на стыке медицины и педагогики. Дефектология {лат. defektus недостаток) - наука, изучающая закономерности и особенно­сти развития детей с физическими и психическими недостат­ками и вопросы их обучения и воспитания. Дефектолог -спе­циалист, который работает с такими детьми. Целью работы является максимально возможные в силу имеющихся особен­ностей развитие и адаптация в социальной, учебной, бытовой, профессиональной и пр. сферах.

    Существует несколько дефектологических специальнос­тей - сурдопедагогика, олигофренопедагогика, тифлопедаго­гика, логопедия.

    Сурдопедагог обучает детей с недостатками слуха, от со­вершенно глухих до слабослышащих; олигофренопедагог обучает детей с недостатками умственного развития; тифлопе­дагог - с недостатками зрения. Логопед - специалист ши­рокого профиля, работающий со всеми видами речевых на­рушений.
    Условия труда.

    Дефектолог работает в условиях высокой психологической и коммуникативной нагрузки. Общение в труде интенсивно.
    Области применения:

    дефектологи работают в специаль­ных школах и интернатах, медико-психологических центрах, центрах развития, медицинских учреждениях, специальных учреждениях и социальных службах в образовании и т. д.
    Доминирующая профессиональная направленность - на работу с людьми.

    Профессиональный тип личности

    Социальный, иссле­довательский.
    Доминирующие интересы -

    педагогика, психология, медицина;

    сопутствующие - экономика, право.
    Необходимые качества .

    Специалист должен обладать терпением, состраданием, иметь выраженную гуманистическую направленность. Необходимы эмоциональная устойчивость, наблюдательность, такт, умение анализировать, настойчивость,

    нацеленность на результат.

    Требуются хорошие знания по педагогике, психологии, спе­циальной и возрастной педагогике и психологии, по разделам медицины в области имеющихся нарушений, по социальным, правовым вопросам, по профессиональной ориентации, социальной адаптации и перспективам трудоустройства.
    Перспективы профессионального роста - научно-методи­ческая работа, административное продвижение.

    Профессия дефектолога востребована на рынке труда. В дальнейшем предполагается высокий устойчивый спрос на специалистов данного профиля.
    Профессию дефектолога можно получить в следующих

    высших педагогических учебных заведениях:


    • Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, факультет коррекционной педагоги­ки (специальности: сурдопедагогика, тифлопедагогика, оли­гофренопедагогика, логопедия). Санкт-Петербург, наб.
      р. Мойки, д. 48. Тел. 314-69-84;

    • Ленинградский государственный областной университет им. А. С. Пушкина, факультет коррекционной педагогики и спе­циальной психологии (специальности: тифлопедагогика, сурдопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия), г. Пуш­кин, Петербургское шоссе, д. 10. Тел. 465-66-99, 466-05-07;

    • Институт специальной педагогики и психологии междуна­родного университета семьи и ребенка им. Р. Валленберга (специальности: логопедия, специальная дошкольная педа­гогика и психология, олигофренопедагогика). Санкт-Петер­бург, ул. Воронежская, д. 42. Тел. 325-57-12, 325-57-13.

    МИР ПРОФЕССИИ

    лингвист
    Содержание труда.

    Лингвист всесторонне изучает язык, его природу, функции и внутреннюю структуру, историческое развитие и классификацию. Языкознание делится на общее и частное, теоретическое и прикладное. Общее языкознание собирает универсальные данные по всем языкам, а частное - это наука об одном языке. Прикладное языкознание - это приме­нение лингвистических знаний на практике. Например, препо­давание языка, создание учебников и словарей, перевод с одного языка на другой. Одним из перспективных прикладных (направлений является применение математического аппарата;при описании языка для создания специальных компьютерных программ.
    Области применения.

    Работает в научно-исследовательс­ких институтах, учебных заведениях, в редакциях и библиоте­ках, а также в различных общественных, культурных и произ­водственных организациях, в качестве преподавателя, научно-ro сотрудника, литературного редактора или переводчика.

    Доминирующие интересы - русский язык и литература, иностранный язык;

    сопутствующие интересы - история, право, журналистика.

    Профессиональная направленность на работу со знаковы­ми системами, текстами.

    Необходимые качества : грамотная, четкая устная и письменная речь, хороший слух и память, терпение и усидчивость. Препятствовать успешной работе будут такие качества, как невнимательность.

    Родственные профессии : учитель русского языка и литературы, учитель иностранного языка, редактор.

    Карьерные перспективы зависят от выбранной специаль­ности. Например, для переводчика они могут быть связаны с работой по художественному переводу литературы.

    Постоянный, устойчивый спрос на рынке труда.

    Образование можно получить:
    Санкт-Петербургский государственный университет, фило­логический факультет. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 7-9. Тел. 328-20-00;


    • Невский институт языка и культуры. Санкт-Петербург,
      ул. Б. Разночинная, 27. Тел. 230-38-44;

    • Высшая административная школа правительства Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург, пр. Вознесенский, 5. Тел. 312-31-75,314-83-97;

    • МГУ, филологический факультет. Москва, Ленинские горы.Тел. 939-32-76;

    • Институт иностранных языков Российского университета Дружбы народов. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 9. Тел. 434-71-60,432-75-08;

    • Российский государственный гуманитарный университет. Москва, ул. Миусская, 6; ул. Чаянова, 15. Тел. 250-61-18;

    • Ярославский государственный университет им. П. Г. Деми­дова, г. Ярославль, ул. Кирова, 8/10. Тел. 30-32-10;

    • Поморский государственный университет им. М. В. Ломо­носова, г. Архангельск, пр. Ломоносова,4. Тел. 44-20-56;

    • Калининградский государственный университет, г. Кали­нинград, ул. А. Невского, 14. Тел. 43-64-32, 46-59-17;

    • Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, г. Новгород, ул. Б. Санкт-Петербургская, 41. Тел. 2-04-57, 2-72-44.
    Полный список высших учебных заведений смотрите в спе­циальных справочниках.



    МИР ПРОФЕССИИ

    «Дефектолог»


    Наименование профессии

    дефектолог

    Доминирующий способ мышления

    адаптация - анализ

    Область базовых знаний № 1 и их уровень

    медицина, уровень 3, высокий (теоретический)

    Область базовых знаний № 2 и их уровень

    педагогика и психология, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

    Профессиональная область

    педагогика

    Межличностное взаимодействие

    частое по типу «рядом»

    Доминирующий интерес

    социальный

    Дополнительный интерес

    исследовательский

    Условия работы

    в помещении, сидячий

    • воспитание и обучение детей, имеющих физические и умственные
      недостатки: олигофренопедагогика - воспитание и обучение умствен­но отсталых детей, сурдопедагогика - работа с глухими и слабо­
      слышащими детьми, тифлопедагогика - работа со слепыми и слабо­
      видящими детьми, логопедия - постановка правильной и устной
      речи, исправление ее недостатков.

    • работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста
      по предупреждению и коррекции отдельных нарушений;

    • отбор детей в специальные группы с учетом их отклонений;

    • диагностика и последующая коррекция имеющихся нарушений
      у детей;

    ♦ составление программ деятельности специализированных учебно-воспитательных учреждений;

    ♦ организация деятельности учебно-воспитательных учреждений для детей с физическими и умственными недостатками;

    ♦ адаптация (подготовка) аномальных детей к жизни в обществе; разработка различных программ адаптации детей с отклонениями; подготовка детей, имеющих какие-либо нарушения, к трудовой деятельности.


    СПОСО6НОСТИ:

    ♦ умение грамотно выражать свои мысли (вербальные способно­сти);

    ♦ навыки общения и взаимодей­ствия с людьми;

    ♦ ораторские способности;

    ♦ хороший слух (способность улавливать мельчайшие изме­нения и особенности произно­шения различных звуков);

    ♦хорошее владение артикуля­цией (способность правильно показать мимикой способы и особенности произношения слов и звуков);
    ♦ хорошее развитие кратковре­менной и долговременной па­мяти;

    ♦ высокий уровень концентра­ции и переключения внима­ния (способность в течение длительного времени сосредо­точиваться на одном предмете при одновременном отключе­нии от других и способность быстро переходить с одного вида деятельности на другой); логическое мышление;

    ♦ высокий уровень развития творческого мышления.

    ♦ умение слушать и понимать дру­гих людей;

    ♦ тактичность;

    ♦ доброжелательность, этичность;

    ♦ бескорыстность;

    ♦ терпимость к недостаткам лю­дей;

    ♦внимательностьотзывчивость;

    ♦ чуткость;

    ♦ креативность (творческое начало)


    • дефекты речи, слуха у специалиста данной профессии;

    • необщительность;

    • отсутствие склонности к работе с детьми;

    • эмоциональная неуравновешенность;

    • агрессивность;

    • ригидность мышления (неспособность корректировать программу
      деятельности в соответствии с требованиями ситуации).

    • поликлиники;

    • детские учебно-воспитательные учреждения (детские сады и школы
      интернаты);

    • специализированные детские сады для детей с недостатками раз
      вития;

    • специальные школы для детей с различными нарушениями;

    • частная практика.
    История профессии

    Понятие «дефект» произошло от латинского слова defectus , что означает изъян, недостаток. В свою очередь, слово «дефектология» содержит в себе две части («дефект» и «логия») - это педагогическая наука изучающая особенности развития, обучения и воспитания аномальных детей. Она включает в себя логопедию, олигофренопедагогику, сурдо­педагогику и тифлопедагогику.

    Изучением детей с нарушениями развития занимаются медицина педагогика и психология. Среди известных психологов, посвятившго часть своей деятельности данной проблеме, можно назвать Л. С. Выгот­ского, Г. Е. Сухареву, В. В. Лебединского. Особенностями развития обучения и воспитания аномальных детей начали активно заниматься еще в начале XX века, так как только своевременная диагностика может помочь ребенку с нарушениями развиваться практически так же, как и обычному. Дефектолог с помощью специальных средств, коррекционной работы может достигнуть значительной компенсации - восставления или замещения нарушенной у ребенка функции.

    Учебные заведения, обучающие данной профессии:

    Профессию дефектолога можно получить в следующих высших учебных заведениях педагогического профиля.

    1. Московский государственный педагогический университет им. В. И. Ле­нина. Москва, ул. Кибальчича, 16. Тел. 245-03-10, 246-81-63.

    2. Московский государственный заочный педагогический институт. 109004, Москва, ул. Верхняя Радищевская, 18. Тел. 376-32-21.

    3. Московский городской педагогический университет. Москва, проезд 2-й Сельскохозяйственный, д. 4. Тел. 181-77-21.

    4. Московский педагогический государственный университет. 119435, Москва, ул. М. Пироговская, 1. Тел. 932-47-53, 246-60-11.

    МИР ПРОФЕССИИ




    Социальный

    педагог


    Доминирующие виды деятельности:

    работа с трудными детьми и подростками;


    • постоянный контроль жизни, учебы, быта трудного ребенка, под­ростка;

    • выяснение причины отклоняющегося поведения;

    • беседы с классным руководителем;

    • беседы с ребенком, подростком;

    • поддержание связи с детской комнатой милиции;

    • беседы с инспектором по делам несовершеннолетних, совместное решение проблем ребенка с целью разрешения вопроса снятия с учета;

    • поддержание связи со школьным психологом (работа с ребенком,
      подростком на основе психологического обследования);

    • работа с родителями;

    • выяснение причины создавшейся ситуации;

    • консультации родителей;

    • организация и проведение мероприятий по воспитанию трудных
      детей и подростков на окружном и территориальном уровне (трудовые лагеря);

    • беседы с ближайшим окружением ребенка, подростка (друзья,
      родственники, знакомые).


    Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

    СПОСО6НОСТИ:

    любовь к детям; развитые коммуникативные способности (навыки обще­ния с людьми); развитые вербальные способ­ности (умение говорить чет­ко, ясно, выразительно); хорошая память; психическая и эмоциональ­ная уравновешенность;


    • развитые организаторские спо­
      собности;

    • способность к сопереживанию;

    • гибкость поведения;

    • умение держать дистанцию;

    • преподавательские способности;

    • высокий уровень распределе­
      ния внимания (способность
      уделять внимание нескольким
      объектам одновременно).

    Личностные качества, интересы и склонности:


    склонность к работе с детьми; умение повести за собой; высокая степень личной от­ветственности;

    самоконтроль и уравновешен­ность;

    терпимость;

    безоценочное отношение к лю­дям;


    • интерес и уважение к другому
      человеку;

    • настойчивость;

    • коммуникабельность;

    • эмпатия;

    • активность;

    • тактичность;

    • требовательность к себе и другим;

    • наблюдательность.

    Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:


    • агрессивность;

    • брезгливость;

    • эгоистичность;

    • отсутствие организаторских способностей;

    • отсутствие любви к детям;

    • психическая и эмоциональная неуравновешенность;

    • неспособность к сопереживанию;

    • безответственность;

    • ригидность мышления (неспособность изменять способы решения
      задач в соответствии с изменяющимися условиями среды).
    Области применения профессиональных знаний:

    • образовательные учреждения (школы, техникумы, колледжи, ПТУ,
      вузы);

    • детские лагеря;

    • детские турбазы;

    • детские военные учреждения;

    • детские колонии;

    • социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские
      центры творчества и досуга);

    • городские и муниципальные учебно-методические центры.
    История профессии

    Педагогика в виде правил и наставлений взрослым по уходу за детьми появилась очень давно. Первые системы педагогического воспитания зародились в Древней Греции (IV-V века до н. э.).

    В Европе в средние века, в новое время и в эпоху Возрождения появляется большое количество различных педагогических теорий. Наиболее известными педагогами того времени являются Песталоцци, Дж. Локк, Руссо и др. В России большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко и др.

    Должность «социальный педагог» была введена в 2000 году. Это нововведение было продиктовано такими фактами, как увеличение количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступ­ности. Раньше этой проблемой занимались классный руководитель и организатор по внеклассной работе.


    Учебные заведения, обучающие данной профессии:

    Профессию социального педагога можно получить в средних специаль­ных или высших учебных заведениях.

    Средние специальные учебные заведения:


    1. Московский государственный профессионально-педагогический
      колледж. 109382, Москва, ул. Люблинская, 56/2. Тел. 351-39-12.

    2. Московский учебно-педагогический комплекс «Педагогическое
      училище-лицей № 1 им. К. Д. Ушинского». 113095, Москва, ул. Б. Ор­
      дынка, 47. Тел. 959-17-33.

    3. Московский педагогический колледж № 3.103051, Москва, ул. Са­
      довая-Самотечная, 8. Тел. 299-04-72, 202-69-73.

    4. Университетский педагогический колледж №5. 123022, Москва,
      пер. Столярный, 16. Тел. 255-02-27, 253-50-79.

    5. Учебно-педагогический комплекс «Педагогический колледж-лицей
      № 10». 109457, Москва, ул. Федора Полетаева, 2, корп. 7. Тел. 175-42-54.

    6. Московский учебно-педагогический комплекс «Педагогический кол­
      ледж-лицей №13». 125183, Москва, ул. Б. Академическая, 77а.
      Тел. 482-98-28.

    Высшие учебные заведения:


    1. Российский университет дружбы народов. 117198, Москва, ул. Мик­
      лухо-Маклая, б. Тел. 433-40-29.

    2. Московский государственный открытый педагогический университет
      им. М. А. Шолохова. 109004, Москва, ул. Верхняя Радищевская, 16/18.
      Тел.376-16-68.

    3. Московский педагогический государственный университет. 119882,
      Москва, пер. М. Сухаревский, 6. Тел. 207-00-97.

    4. Православный Свято-Тихоновский богословский институт. Москва,
      ул. Новокузнецкая, 236. Тел. 951-67-84.