Профессиональная классификация Климова Е. Методика определения профессиональной направленности в классификации Климова Е.А

Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для вузов. – М.. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997 - 295 с.

Предисловие

«Во многой мудрости много печали» (Екклезиаст).

Знание научное (достоверное, обобщенное, прогностичное) не всегда приятно

Известный австрийский психолог Зигмунд Фрейд (1856–1939) заметил, что «наивное самолюбие человечества» вынуждено было претерпеть от науки некоторые «великие оскорбления». Во-первых, люди узнали, что наша Земля – не центр Вселенной, а крошечная частичка мировой системы. Во-вторых, наука указала на происхождение людей из животного мира (приятно ли сознавать, что обезьяны – это наши, так сказать, двоюродные братья и сестры?) В-третьих (и этот «самый чувствительный удар по человеческой мании величия» связан с психологией), стало ясно, что наше «Я» «не является даже хозяином в своем доме», а «вынуждено довольствоваться жалкими сведениями о том, что происходит в его душевной жизни». Мы пребываем в иллюзии: уж о чем другом, а своем-то внутреннем мире мы, дескать, все знаем и действуем здесь по принципу «куда хочу, туда поворочу».

Увы, в нашем сознании отображен прежде всего внешний по отношению к нему мир (психика и возникла в природе как средство ориентировки в среде и как система регулирования поведения организмов). Что касается фактов, закономерностей и «механизмов», характеризующих само сознание, то они открыты нам не более, чем другие явления природы. Их надо специально изучать, прежде чем сможем о них знать, чтобы рационально на них опираться. Мы ведь не обижаемся на то, что глаз не видит сам себя и нужно множество специалистов, чтобы знать и поддерживать в норме его функции. Композитора-музыканта или создателя ароматических композиций в парфюмерном деле не оскорбляет то, что они сами не знают, как приходят к оригинальным творческим продуктам – к появлению песни или духов «Южная ночь». Они называют при этом свои душевные состояния вдохновением, мастерством и живут дальше.

Другой вопрос: как сделать путь к мастерству, умелости не случайным7 Развитие профессионала идет через трудности, нелегкие переживания. И поэтому важно как-то дознаваться о неявных фактах и закономерностях динамики и становления наших психических регуляторов.

Точно так же обстоит дело буквально на каждом шагу жизненного пути – в быту, в семье, в повседневном взаимодействии людей, их общностей, групп: явления и закономерности групповой и индивидуальной психики далеко не очевидны, и большая часть их человеку неизвестна, если он специально не обращается к психологическим наукам. Принципиально дело обстоит здесь так же, как и в отношении других наук" было время, когда с холерой боролись заклинаниями, а благодаря науке стали знать, что неплохо, скажем, кипятить питьевую воду. Подобно этому важно иметь и некоторый минимум душеведческой грамотности и культуры.

Душевный мир сложен, многомерен, изменчив, и сведения о нем нельзя изложить аксиоматически, линейно. То или иное явление психики сначала может быть просто упомянуто в тексте учебника, потом не раз повторно рассмотрено в разных взаимосвязях. Задания и упражнения в тексте часто рассчитаны не на однозначный ответ и не на контроль усвоения, а на то, чтобы читатель просто задумался, поразмышлял. А ответы, возможно, он найдет в ходе дальнейшего своего развития. Вопрос о литературе для чтения оставляем на разумение преподавателя.

О субъективной и объективной реальности.

Удивительно, как мало у вас, в сущности, уважения к психическому факту! представьте себе, что кто-то произвел химический анализ вещества и обнаружил в его составе другое, весол1 в несколько миллиграммов Тканный вес дает возможность сделать определенные выводы Вели же налицо психологический факт, когда человеку приходит в голову определенная мысль, вы с этим, почему-то не считаетесь и говорите, что ему могла прийти в голову и другая мысль*. У вас есть иллюзия личной психической свободы, и вы не хотите от нее отказаться Мне очень жаль, но я в этом самым серьезным образом расхожусь с вами во мнениях

Зигмунд Фрейд. Введение в психоанализ. Лекция 3-я.

Психологическое знание в науке и практике

Несмотря на то, что возникновение психологии как особой науки датируют обычно второй половиной XIX в. (появление экспериментальных лабораторий), знание о внутренних, регуляторах поведения и деятельности людей производилось и применялось с незапамятных времен и продолжает порождаться, использоваться в повседневной жизни

Запускается «в оборот» не только мистическое, мифологическое, но и вполне рациональное и полезное знание (скажем, идея о важности для успеха дела побуждений, предварительной мысленной ориентировки в обстановке: «Без охоты не споро у работы», «Не зная броду, не суйся в воду»).

Пути движения от незнания к знанию о явлениях психики несколько отличны от методов изучения внешнего мира. Ы важно не переносить огульно стереотипы мышления, усвоенные при изучении наук о природе и технике, на область душеведения

Психология на службе развивающегося профессионала

Психика – система регуляторов поведения в сложной среде, возникшая в ходе биологической эволюции. 5 отличие от животных люди способны к преднамеренной совместной деятельности, речевому взаимодействию, использованию опыта человечества, сознательной саморегуляции, созидательной трудовой активности, познанию неявного; они имеют долгое детство и психически развиваются в течение жизни. Ориентировка в явлениях психики – органичное звено подготовленности профессионала, условие его деловой культуры, профессионалы различны по частным психологическим особенностям., но сходны по общей стриктуре психического склада.

Знание особенностей психики (своей и других) ориентирует человека в деле самосовершенствования и построения профессионального жизненного пути Но освоение фактов и закономерностей психологии идет не стихийно, а путем планомерного образования, саллообразования.

II Основные общие и обзорные представления, понятия, положения психологии

Система существует для того, кто это понимает.

Гюстав Гийом. Принципы теоретической лингвистики.

Сказать, что он врет, нельзя - он так видел.

В.Ф. Тендряков. Плоть искусства.

Пойдут ли двое вместе, не сговорившись между собою?

Книга пророка Амоса.

Предостеречь лине должно, дабы кто не подумал... якобы я с некоторыми нерассудными любительми одной своей должности с презрением взирал на прочие искусства. Имеет каждая наука равное участие в блаженстве нашем..

М.В. Ломоносов (Поли. собр. соч., т. 2, с. 368)

Человек и его среда

Привычная схема объяснения явлений, когда целое пытаются понять, рассматривая его все более дробные части, недостаточна (нельзя понять до конца «игрушку», разломав ее; остаются вопросы- почему это «кукла, а не «гильотина» и пр.). Jlpu объяснении явлений важно движение мысли и от своеобразия объемлющих систем. Объемлющей системой для нашей психики является среда, которая имеет сложное строение: включает далеко не только ери- 4Ь зические, химические, внешнебиологические, но и социально-контактные, инерорллационные, соматические (внутриорга-низменные) составляющие. Особый род объемлющих систем для человека составляют реальности организационные; они не вполне явны, а умопостигаемы и решающим образом определяют очень многое в психике людей; в то же время от нее закономерно зависят, важное значение имеют вопросы психологии групп, межгрупповых, отношений власти.

3.1 Некоторые общие вопросы

Будем исходить из того, что мир – это множество внутренне связных, более или менее определенных целостностей (систем), которые возникают, сталкиваются, взаимодействуют, отчасти сохраняют свою определенность или изменяются, разрушаются. Складываются системы систем, когда одни из них включают в себя другие. Система –»множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство» (Большой энциклопедический словарь. Т. 2. М., 1991, С. 355).

В свою очередь, элементом называют составную часть некоторого целого (там же, с. 693). Элемент одновременно может быть и сложной системой относительно своих собственных частей. Например, семья, с экономической или социологической точки зрения, может пониматься как элемент общества, в то время как для специалиста-психолога по вопросам семейного консультирования это головоломно сложная система с ее трудно поддающимися исправлению отношениями между старшими и младшими членами, между супругами (включенными еще и в разные производственные группы), между детьми, которые сложно связаны со школой, улицей.

Ошибочно пытаться объяснить особенности системы исходя только из знания ее элементов, также как, например, пытаться понять зрительный анализатор человека только на основе знания его составляющих (глазодвигательных мышц, хрусталика, сетчатки, мозговых центров, проводящих путей).

Совершенно необходимо идти к пониманию любого объекта также и от знания об объемлющей системе. Вспомним «астрологическую» работу академика СИ. Вавилова (Глаз и солнце. М., 1981), где показано, что строение и работа глаза во многом определены спектром солнечного излучения. Точно также именно особенностями таких объемлющих по отношению к человеку систем, как цивилизация, культура, а не только самим по себе устройством мозга, органов чувств можно объяснить, почему человек в отличие от орла или мыши, скажем, различает жанры художественных произведений или марки цемента.

Психика обеспечивается работой телесных систем. Но в закоулках мозга вы психику не найдете и не потрогаете, поскольку это есть особая системная организация реальности.

Нечто, становясь частью целого, обретает свойства, возникающие именно в данной системе, а при включении в иную систему возникают другие характеристики этого же элемента. Такие свойства называют системными. Они определяются сложными связями элемента со своей средой в объемлющей системе. Например, системным свойством является то, что называют авторитетом человека, как бы его мы ни понимали. В группе подростков вы, скажем, авторитетное лицо в области математики, а в группе математиков – смиренный слушатель.

Важная общая идея состоит в том, что скрупулезные исследования элементов системы не ведут к ее пониманию, если не исследуется также и объемлющая система, суперсистема. А ее надо еще определить, а это не всегда легко: по отношению к человеку и его психике такими суперсистемами оказываются культуры, обычаи, традиции, культивируемые в профессиональной или иной общности стереотипы сознания, мышления, образа мыслей, решения типовых жизненных задач и многое другое, в том числе и неявное и пока неведомое.

Примеры разнотипных систем: атом, водоем, месторождение минералов, живая клетка, организм, технологическая линия на заводе, отрасль народного хозяйства, нация, народ, государство, профессия (как общность людей или как область приложения сил, как множество занятых или вакантных трудовых постов в обществе, или как живая деятельность знатока, умельца), система общего и профессионального образования молодежи, предприятие, фирма, организация, группа друзей.

Если мы отстроимся от личного виденья окружающего и представим мир (универсум) как множество систем, важное значение приобретает вопрос о своеобразии среды, в которую погружена каждая из них. Нет единого и единственного окружающего для всех. Каждая система существует, движется, изменяется в некоторых пределах и таким образом имеет свое своеобразное окружение. Так, для моего кота не существует многотомной серии «Психологи Отечества». И даже если эти книги положить перед ним, то для него это заурядные несъедобные, безопасные предметы, которые можно разве что пометить своим запахом.

Аналогичным образом и взрослые, просвещенные люди живут фактически, сами того часто не замечая, в разных жизненных мирах. На том, что «окружающее» для всех якобы одинаково, люди настаивают, когда либо не способны глянуть на мир глазами других, либо хотят навязать другим свое одностороннее виденье мира. А оно обусловлено наличными или недостающими знаниями, чувствами, складом ума и другим душевным багажом в связи с принадлежностью к общностям – к нации, профессии, малой группе, «слою»1.

При изучении предшествующих разделов книги, когда мы старались различить и противопоставить субъект объекту, нам могло показаться, что, с одной стороны, существуют готовые объекты внешнего мира, а с другой, – сложившиеся отдельные субъекты и что, далее, дескать, между этими реальностями разыгрываются взаимодействия, что и должно быть предметом психологии. Нет, это не совсем так. Полезно принять идею существования разных жизненных миров у разных людей, разных вселенных для разных систем.

Правда, процесс обучения, образования, воспроизводства культуры у подрастающих поколений предполагает некоторое «пересаживание» опыта, знаний, способов ориентировки в мире, свойственных старшим, в сознание младших. Без этого не было бы развития общества, и мы, возможно, по сей день считали бы Землю центром вращения Вселенной, приносили бы своим богам человеческие жертвы, волховали, заклинали злых духов и пр. Но в идеальном случае обучение и воспитание – это все же не тупое навязывание умонастроения одних людей другим, а создание таких условий, при которых развивающийся человек самостоятельно приходит к ценным знаниям, убеждениям, взглядам на мир.

Упражнения.

A. Постройте любую классификацию приведенного ниже беспорядочного перечня систем.

Молекула воды. Медуза. Ткацкий станок. Экипаж самолета. Робототехнологический комплекс. Дождевой червь. Атом водорода. Паскаль (язык программирования). Администрация факультета. Спектакль. Исполнение симфонии. Горилла. Семья. Хоровой кружок. План местности. Иллюстрации к книге. Чертеж. Слой озона в атмосфере. Математическая формула.

Б. Примените вашу классификацию также к перечню систем, перечисленных в данном параграфе несколько ранее.

B. Какие из приведенных ниже примеров иллюстрируют скорее а) внутренне простой и внешне трудный жизненный мир человека; б) внутренне сложный и внешне легкий? Если соответствующие понятия для вас не ясны, отложите пока это упражнение (и последующее задание).

1. Выпускник средней школы фанатически стремится поступить в вуз, много лет не проходит по конкурсу; стал уже обозленным, плохо спит, утратил былую работоспособность.

2. Выпускник школы не стал поступать в вуз, поскольку считал неловким для себя «сидеть на шее» у родителей; отслужил в армии, рассматривая это как средство возмужания; обзавелся семьей и работает, заботясь о ней, ориентируясь на скромный образ жизни; оптимистичен, добр и радушен.

Приведите свои примеры жизненных миров, различающихся по внутренней сложности и внешней трудности.

Человек «сам с собой».

Психика человека и обеспечивается телесными его * системами и в то же время влияет на них. Хулительные и тяжкие переживания, вызванные чисто социальными, моральными обстоятельствами (утрата общественного признания, шок отставки, идейные, научные разногласия), закономерно ведут к телесным деструкциям., заболеваниям. И наоборот, болезни тела и даже беспечное отношение к «соме» – путь к утратам, психического статуса (ялы не говорил*, уж о заболеваниях, нарушениях нервной системы, которые напрямую влияют на психику).

Существование и развитие организма в среде обеспечиваются процессами познания (гнозиса) и исполнения (праксиса), системой психических регуляторов поведения. Q-lo социальная среда так изменчива, необозримо сложна и распределена во вреллени за пределы длительности человеческой жизни, что нужен особый блок регуляции – личность.

О чувствах и потребностях

В предыдущих главах мы редко вспоминали о том, что соответствует словам радость, печаль, гнев, страх, удивление, сомнение, уверенность, симпатия, антипатия, усталость, бодрость, презрение, восхищение, – речь идет о чувствах, эмоциональных переживаниях

Мы мало уделяли внимания человеку и со стороны того, в чем он испытывает нужду: потребностей, потребностных состояний, неразрывно связанных с чувствами, эмоциями (скажем, симпатия – это и подъем чувств по отношению к человеку, и выражение потребности быть рядышком).

Словесное определение чувств мало что сообщает; чтобы дать человеку о них представление, надо найти способ вызвать у него соответствующие переживания (дать почувствовать...). Припомнить чувство – это значит его заново пережить; в ином случае происходит не припоминание самих чувств, а обозначающих их слов (впрочем, слова-названия влекут из памяти и представления и хотя бы слабые тени чувств). Положимся здесь на жизненный и общеязыковой опыт.

Чувства выступают в функции интегральных показателей, сигналов благополучия или неблагополучия чего-то для человека. А именно раньше, чем человек рассудит «что и как», переживание приятного или неприятного, спокойствия или тревоги, уверенности или сомнения как бы подсказывает ему некую вероятность блага или вреда. В этом смысле чувства отображают некоторые особенности отношения субъекта и среды, дают своего рода образы субъектно-средовых отношений. Эта система отображения совершенствуется с опытом. Возможно, вам приходилось замечать, что чувства реже обманывают опытного человека, чем новичка. Как вы догадались, чувства составляют важную часть того таинственного личного качества, которое именуют интуицией. В частности, интуиция профессионала – это не дар, а естественное следствие многотрудных столкновений с разнообразными задачами в определенной области.

Чувства сопровождают наш праксис и гнозис, хотя это не всегда сознается. При взгляде на окружность и треугольник нам труднее оценить, какой из этих хорошо различимых объектов приятнее, чем в случае, если нам попадет (шибанет) в нос «дух» тухлого окуня или тухлой щуки; тут на первом месте осознаются не тонкости ароматических различий, а острое переживание: «это противно!».

Эмоциональное сопровождение непосредственного познания (отображения в сознании отдельных прикосновений, запахов, звуков, цветов, болевых воздействий) давно называют аффективным тоном ощущений (от лат. affektus – душевное волнение, страсть). Но аффективный тон сопровождает и более сложные (в конечном счете все) формы познания и практической активности. В этих случаях часто употребляют термин «чувства» (интеллектуальные чувства как, скажем, переживание сомнения, уверенности; моральные чувства, эстетические, праксические, если речь идет соответственно о включенности человека в совершение поступков, восприятие художественных образов, какую-либо практику).

Эмоциональные переживания группируют, в частности, и по их длительности, нечетко выделяя относительно краткие эмоциональные реакции (минуты), эмоциональные состояния (часы, дни), эмоциональные отношения (годы, вся жизнь). Примерами отношений (это одновременно и черты характера) могут быть патриотизм, трудолюбие, человеколюбие, скромность. Эмоциональные отношения не демонстративны внешне, но глубоко укоренены в психическом складе человека.

Примеры состояний – удовлетворенность жизнью, тоска, бодрость, усталость. Состояния более демонстративны, чем отношения, и возникают на стыке сложившегося отношения и определенной жизненной ситуации (тоска из-за разлуки; бодрость как следствие сносного здоровья и оптимистического отношения к будущему, усталость после отдачи сил). Эмоциональные реакции – наиболее демонстративные, иногда бурные проявления чувств; они также зависят от ситуации и сложившихся эмоциональных отношений. Скажем, факт воровства глубоко возмутит, выведет из себя одного человека, а другого восхитит – «ловко обтяпал и не попался!», третьего оставит равнодушным – «сроду так было, никуда не денешься: диалектика».

Потребность включает:

а) переживание человеком напряжения, беспокойства;

б) более или менее ясное представление его о своем желаемом состоянии;

в) некоторые представления о видах активности, предметах, посредством которых может быть улучшено актуальное переживание и достигнуто желаемое состояние.

Потребности варьируют в зависимости от множества факторов – общественного положения, профессиональной, национальной, микрогрупповой принадлежности, уровня и стиля полученного

воспитания, образования, привычного семейного уклада, от пола, возраста, индивидуально-типологических особенностей нервной системы, состояния здоровья человека. Например, один тяготится без частых контактов с людьми, у него обострена потребность в общении, желание побыть на людях, поговорить. Другого как раз тяготят частые контакты, шумная компания; ему важно побыть одному, иначе он быстро утомляется. С точки зрения профессиональной пригодности, разные варианты могут быть равно благоприятны (скажем, склонность к риску – это внутренняя помеха для взрывника на геофизических работах и в то же время желательное качество для пожарного при боевой работе).

Изменение потребностей сильно зависит от доступных способов их удовлетворения. Так, потребность в новых сведениях у одного может развиться за счет чтения, у другого – за счет слушания пересудов окружающих, у третьего – в ходе самочинных попыток разобраться в природе вещей. Нет смысла требовать проявления каких-то потребностей; надо доставлять человеку доажные способы удовлетворения имеющихся у него побуждений.

Есть врожденные (природные) и социогенные (прижизненно формирующиеся) потребности. К числу врожденных отнесем такие: влечение к новизне (любопытство), влечение к двигательной активности, влечение к пище, влечение к противоположному полу, влечение самосохранения. Направленность влечений обычно не вполне осознается. При хорошем воспитании они включаются в систему социогенных потребностей, меняя при этом формы своего проявления (съесть не как попало, а чтобы было приготовлено красиво; казалось бы, жиры, белки и углеводы не изменяются от красоты блюда. А вот извольте удовлетворить эстетическую потребность). Включение природных потребностей в системы социогенных называют одухотворением первых.

К группе социогенных отнесем следующие разновидности их: потребности в определенных, излюбленных предметах питания, одежды, условиях быта (материальные потребности). Далее следует подгруппа социальных потребностей: потребность занять достойное место среди людей и реализовать свое к ним отношение; потребность принять моральные нормы, идеалы, образ мыслей определенной общественной группы, избранной в качестве образцовой (эталонной, референтной) для себя; потребность в продуктивной общественно-ценной деятельности, в труде (толочь воду в ступе, оказывается, очень тягостно; и это было наказанием у монахов-иезуитов); потребность создать семью, воспитать детей.

Потребности следующей группы иногда называют духовными: потребность в более или менее самостоятельном упорядочении картины мира, в выработке системы убеждений – мировоззрения; потребность в познании какой-либо специальной области явлений действительности (один ненасытно и бескорыстно интересуется технологией плазменного нанесения жаростойких материалов на металлические поверхности, другой – закулисной жизнью актеров, третий – категорией дательного самостоятельного в грамматике древнерусского языка и т.п. без видимого конца); потребность h творческой, преобразующей, созидательной деятельности в какой-либо специальной области; потребность в восприятии красивого, прекрасного и в эстетическом оформлении среды обитания; потребность в овладении все более высокими уровнями мастерства, продуктивности в своем деле.

Особенность социогенных потребностей – в том, что хотя одной из основ, на которых они возникают, являются врожденные влечения, они в отличие от последних связаны с достаточно полным, ясным осознанием предпочитаемых объектов, действий.

Потребности – побудители поведения, источник активности. Поэтому всегда важен вопрос об их воспитании, самовоспитании.

Упражнение.

Рассмотрите комплект своих потребностей.

Отметьте сходство и различие двух знакомых вам людей по признакам их типичных чувств и потребностей.

Предварительный обзор основных психических регуляторов человека

Есть выражения такого рода, что предметы «действуют на наши органы чувств» или даже «бросаются в глаза» и пр. В действительности дело обстоит иначе. Усмотрит или не усмотрит человек в своем окружении предмет, и какой именно, это зависит от наполнения его сознания. Окружность для изучавшего математику – это некоторое множество точек; а для человека, не слыхавшего о математике, это может быть изображением луны или монеты; тире, знак минуса для него – «дорога», а две параллельные прямые или знак равенства – «арык»1. Среда представляется нам упорядоченной, а не хаосом, потому что мы с детства вместе с доступным нам опытом человечества усвоили и определенную субъективную категоризацию впечатлений.

Разные субсистемы человека (как организма и как субъекта, социального существа) открыты среде в том смысле, что взаимодействуют с ней (человек погружен в хаос химических, физических, биологических, социальных явлений: атмосфера имеет некоторый состав, в ней «носятся» молекулы веществ, которые мы называем ароматическими. В нашем окружении есть множество колебательных процессов – электромагнитных, акустических, механических, стационарных и нестационарных состояний разных взаимодействующих систем). Соответственно этому у нас есть некоторые анализаторы среды – органы чувств с соответствующими им мозговыми центрами, позволяющие отделять одни факторы среды от других (глаз чувствителен к электромагнитным колебаниям некоторого диапазона частот, но слеп к периодическим колебаниям воздушной среды; ухо, наоборот, будучи глухо к этим электромагнитным колебаниям, ориентирует нас в акустических и т.д.). Встречи, столкновения с людьми, с их разнообразной предметной и процессуальной, в частности, информационной продукцией тоже отображаются в нашем сознании. И есть средства ориентировки в общее (венной среде: знание норм поведения, владение речью, твердые взгляды (убеждения), жизненно необходимые умения, привычки. Во всех органах нашего тела тоже есть чувствительные нервные приборы, сигналы от которых в норме сливаются в интегральное самочувствие; они важны, кстати, для сохранения сознания тождества человека самому себе в разное время (Вчера был Я, и сегодня, и завтра это буду Я, а не Наполеон и пр.); в отдельных случаях в сознание поступают некоторые специальные сигналы, переживаемые как боль, жажда, голод и т.д.

Все это так, но в целом среда хаотична и противоречива относительно человека даже в данный момент времени (тело просит отдыха, а у меня неотложная работа; радисту-оператору надо слышать морзянку, а в эфире шумы от грозовых разрядов; исследователь хочет погрузиться в фундаментальный поиск, а от него требуют срочной прикладной отдачи и пр.). Дело осложняется еще и тем, что среда сильно распределена по параметру времени (человеку приходится ориентироваться не только в наличной ситуации, но и в том, что произойдет по его представлениям через минуты, часы, месяцы и годы; иногда это жестко задано: скажем пилот намерен через полтора часа приземлить без приключений тяжелый самолет с множеством пассажиров; кстати, стюардесса знает, что она не может оставаться на своей должности до старости – не принято). В связи с явлениями указанного рода у человека развиваются и функционируют некоторые специальное системы субъективного отображения (моделирования) и субъективной интеграции не только наличных, сиюминутных, но и более сложных ситуаций в жизненном мире.

Чтобы быть системой, открытой для взаимодействия с подобными целостностями, человек должен быть лишь относительно открыт для взаимодействия с наличными ситуациями. Образно говоря, ему для ориентировки и поведения в мире нужны далеко не только процессы познания и скорость реакций, но и какой-то весьма мудрый «царь в голове» или, если угодно, специальная система психической регуляции. Функцию соответствующих регуляторов выполняют свойства личности, что существенно отличает человека от любых саморегулирующихся технических автоматов.

Можно выделить три основные разновидности психически* регуляторов активности человека:

Отображения (как субъективные модели и в этом смысле образы) субъектно-субъектных и субъектно-объектных отношений: ценностные представления, направленность личности, образ мира, мировоззрение; характер как система устойчивых отношений человека к разным сторонам действительности; эмоции, чувства; потребности, потребностные состояния.

Отображения самого субъекта: актуальный «Я-образ» (знание о своем функциональном состоянии в данный момент, своем месте в системе межлюдских отношений, своих возможностях и ограничениях); обобщенный «Я-образ» («Я-концепция»: я в прошлом, я ныне, я в будущем, я среди других, я как представитель профессиональной общности, я как организм, как неповторимая индивидуальность, как член группы, общества).

Отображения объектов (предметов, процессов природы и культуры, социальных процессов и систем, людей как предметов рассмотрения, партнеров, сотрудников, любых «изделий» людей, включая и теоретические, информационные): чувственные образы (результат работы органов чувств); репрезентативные конкретные образы (представления памяти, воображения); репрезентативные отвлеченные образы (понятия, схемы, системы понятий, усвоенные алгоритмы действий; эту группу психических регуляторов часто не называют образами, относя это слово только к конкретным представлениям – мысленным картинкам. Здесь мы используем этот термин в широком теоретическом смысле для обозначения любых субъективных моделей действительности).

Системообразующее звено психической регуляции взрослого человека – твердые, т.е. сознательно обоснованные определенными доводами, взгляды человека на мир (универсум) – убеждения. Убеждения являются основой характера и вместе с ним обеспечивают прежде всего надситуативную (т.е. иногда даже вопреки наличной ситуации, во имя, скажем, перспектив) регуляцию поведения, обеспечивают устойчивую направленность активности независимо от частных обстоятельств.

Черты направленности (системы побуждений) и характера составляют у человека относительно устойчивую конструкцию, в результате чего он становится способным к инициативной, активной деятельности, способным сохранять свое лицо (свою качественную определенность как деятеля) в самых разных частных обстоятельствах, преследовать далекие цели несмотря на внешние и внутренние трудности, сопротивление окружающих. Иначе говоря, человек оказывается личностью.

Образы самосознания (наряду с образами окружающего мира) – основа саморегуляции человека в мире природы и культуры. Оглядка на себя важна для построения взаимодействия с людьми, для самоорганизации учения и труда, выработки индивидуального стиля деятельности как условия ее успешности. Профессиональное самосознание, связанное с положительным эмоциональным отношением к делу, – важный критерий подготовленности специалиста. Профессионал – это не просто «процессор», но тот, кто с гордостью причисляет себя к определенной общности делателей: «Мы, швейники, всех одеваем!», «Без нас – математиков – не полетят космические корабли!».

Роль знаний (чувственных и репрезентативных образов реальности) как регуляторов действий, поведения очевидна и отображена даже в народной мудрости: «Не зная броду, не суйся в воду». «Не поглядев в святцы, не звони в колокола» и др.

Упражнение.

Подумайте:

1) Какие познавательные регуляторы срабатывают, на- * пример, при пришивании человеком пуговицы, дегустации чая, прыжке с вышки в воду.

2) Какие личностные регуляторы необходимы, чтобы человек много лет собирал факты для проверки гипотезы о зависимости особенностей воображения человека от возраста.

1. «Примерьте» к себе приведенную выше группировку, психических регуляторов и опишите их отдельные проявления.

2. О какой категории психических регуляторов (или их несовершенстве) свидетельствуют следующие проявления: а) болельщик футбола отказывается идти на матч, если его другу не достался билет на стадион; б) один студент приглашает в комнату общежития шумных друзей, хотя его соседи по комнате готовятся к завтрашнему зачету.

Вопросы и темы для размышления

1. Физкультура – это господство над телом?

2. Культура тела не есть ли уважение к нему?

3. В чем проявляется моя личность?

Тема 1. Не все важные сведения нужно помнить. , Тема 2. Чтобы мастерски уметь, надо знать. Тема 3. Чтобы иметь знания, надо уметь их добывать и даже порождать.

Тема 4. Меньше личностей – меньше хлопот руководителю группы профессионалов.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.

2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека.

3. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях. – М., 1981.

4. Мерлин B.C. Психология индивидуальности. – Москва-Воронеж, 1996.

5. Магун B.C. Потребности и психология социальной деятельности личности. – J1., 1983.

6. Палей ИМ., Гербачевский В.К. Проблемы личности в курсе психологии. – J1., 1972.

7. Петухов В.В. Природа и культура. – М., 1996.

8. Платонов К.И. Слово как физиологический и лечебный фактор.

9. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности: Учебн пособ. для вузов. – М., 1995.

10. Соколова ЕЛ., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. – М., 1995.

11. Телесность человека: Междисциплинарные исследования/ Под ред. В.В Николаевой и П.Д. Тищенко. – М., 1991.

12. Тхостов А.Ш. Интрацепция в структуре внутренней картины болезни: Автореф. дис. докт. психол. наук. – М., 1991.

Действия

Житейские слова используются и в науке, но с определенным значением Это относится и к терминам психологии, включал «действие» Qiaiua активность может быть непреднамеренной и преднамеренной, а в последнем случае человек может либо принуждать себя к делу, либо так «втянуться» в него, что активность протекает и без его волевых, усилий над собой (как бы вдохновенно) Действие как одна из единиц анализа психики имеет сложную неявную структуру, включающую и познавательные, и исполнительные составляющие Разнообразны и виды действий вопреки распространенному житейскому мнению не только предметно-практическая активность людей, но и познавательная (включая мышление, фантазирование), и социально-контактная строятся из специальных действий.Мастерство в любом практическом или теоретическом деле зависит от того, как мы осознали и освоили действия

Понятие о действии

Как мы уже отмечали выше, даже в активности человека по решению собственно двигательных задач (переместиться или переместить что-то, поднять, ударить, нажать и т.п.) есть и ориентировочная, или гностическая (от греч. gnosis – знание, познание), или информационная, когнитивная (англ. cognition – знание) составляющая, т. е. познавательная составляющая двигательной, моторной (от лат. motor – приводящий в движение) активности, явно относящаяся к категории внутренних – психических – явлений.

В результате развития субъектно-деятельностного подхода в теории и практике расширились возможности его применения в сфере профессионального труда как в теоретико-методическом, так и на научно-практическом направлениях.

Психологическое изучение профессиональной деятельности приобретает качественно новые теоретические основы исследования. Появляется возможность изучения психических регуляторов труда, выявляющих характер взаимосвязей мотивационных, когнитивных, операторных и эмоционально-волевых, обусловливающий успешность деятельности человека как субъекта труда.

Литература

Абульханова-Славская К. А., Рубинштейн С. Л. Ретроспектива и перспектива // Проблема субъекта в психологической науке. М.,2002.

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.

Анохин Л. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем // Избранные философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.

Анцыферова Л. И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке. М., 2000.

Архангельский С. Н. Очерки по психологии труда. М., 1958.

Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947.

Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М.,2001.

Голиков Ю. Я., Костин А. Н. Методология и теория психологического анализа проблемностей // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. М., 1999.

Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.

Зараковский Г. М., Медведев В. И. Психофизиологическое содержание деятельности оператора // Инженерная психология. М., 1977.

Зеер Э. Ф. Психология профессий. Екатеринбург, 1999.

Зинченко В. П. Функциональная структура исполнительных (перцептивно-моторных) действий // Эргономика. Труды ВНИИТЭ. 1978. № 16.

Зинченко В. П., Майзель Н. И., Назаров А. И., Цветков А. А. Анализ деятельности человека-оператора // Инженерная психология. М., 1964.

Зинченко В. П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М., 1979.

Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону, 1996.

Климов Е. А. Введение в психологию труда. М., 1998.

Крылов А. А. Системный подход как основа исследований по инженерной психологии и психологии труда. Л., 1974.

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1975.

Леонтьев А. Н., Панов Д. Ю. Психология человека и технический прогресс // Вопр. философии. 1962. № 5.

Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

Ломов Б. Ф. Системный подход и система детерминизма в психологии // Психол. журн. 1989. № 4.

Мясищев В. Н. Психология отношений. М.; Воронеж, 1995.

Пушкин В. Н. Оперативное мышление в больших системах. М.; Л., 1965.

Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.

Стрелков Ю. К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.

Суходольский Г. В. О требованиях к психологическому изучению деятельности // Личность и деятельность. Экспериментальная и прикладная психология. Л., 1982. Вып. 2.

Теплов Б. M. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.

Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. М., 1966.

Шадриков В. Д. Психологический анализ деятельности как системы // Вопр. психол. 1980. № 3.

Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002.

Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. М, 1978.

Е. А. Климов
Обзорная классификация профессий для информационного обеспечения профессионального самоопределения молодежи

Общие положения

Уже отмечалось, что в делах человеческих, в мире профессий далеко не все доступно глазу: состояния заинтересованности субъекта деятельности, ход его мысли, динамика внимания, способности. Мало того, что люди очень различаются между собой (и не всегда об этом думают и знают), разные занятия требуют очень разного, иногда противоположного психического склада от человека.

<…> Разнообразные классификации, группировки профессий по экономическим, хозяйственно-отраслевым, технологическим, социальным признакам, разработанные для целей руководства обществом, мало пригодны для того, кто подбирает профессию себе.

<…> Очевидно, что психологически сходные профессии могут распределяться по самым разным отраслям хозяйства и, наоборот, в данной отрасли обычно имеются самые разнородные в психологическом отношении профессии.

<…> Для целей информационного обеспечения профессионального самоопределения нужны специальные классификации профессий.

Как показал опыт, для предварительного различения и «примеривания» каждым, оптантом к себе разных возможных профессий пригодна четырехъярусная обзорная их классификация по четырем признакам (особенностям предмета, целей, средств и условий труда; варианты ее изложения см. в кн. Е. А. Климов. Школа… а дальше? Л., Лениздат, 1971, или его же – Путь в профессию. Л., Лениздат, 1974; его же Как выбирать профессию. Книга для учащихся. М., изд. «Просвещение», 1984 и 1990; его же – Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.). Суть ее в следующем.

Первый ярус классификации. Типы профессий

В соответствии с различимыми разновидностями объектных систем (о них шла речь в главе 6) выделяются пять типов профессий:

1. «Человек – живая природа» («П»). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

2. «Человек – техника и неживая природа» («Т») Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры – слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

3. «Человек – человек» («Ч»). Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры – продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

4. «Человек – знаковая система» («3»). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы – вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры – оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

5. «Человек – художественный образ» («X»). Явления, факты художественного отображения действительности – вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры – художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра…

<…> И еще одна оговорка. Нельзя, конечно, строго распределить по пяти типам большое (многотысячное) множество сложных многопризнаковых объектов, каковым является и все буйно цветущее древо профессий.

Более правилен такой подход к делу – надо исходить из того, что профессия может характеризоваться одновременно признаками разных типов, но в разной мере. Так, дирижер хора – это и собственно музыкант, и организатор группы людей. Агроном это и специалист в области растениеводства, и организатор производства, и знаток сельскохозяйственной техники, и в какой-то мере и картограф (кто, кроме него, составит, специальные карты угодий данного хозяйства?), да еще и «пророк», поскольку по местным приметам он должен предвидеть динамику погоды.

<…> Второй ярус классификации. Классы профессий

В пределах каждого типа профессий выделяются их классы по признаку целей (определяемых операционально, то есть в ответ на вопрос «что делать» распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи). Вот три класса:

Гностические профессии («Г») (от др. греч. «гнозис» – знание). Примеры в типе «Человек – природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая; в типе «Человек – техника»: иирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники; в типе «Человек – человек»: судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог; в типе «Человек – знаковая система»: корректор типографии, бухгалтер-ревизор; в типе «Человек – художественный образ»: искусствовед, театровед.

Преобразующие профессии («П»). Примеры в типе «Человек – природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер; в типе «Человек – техника»: слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана; в типе «человек – человек»: учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, психолог-практик, экскурсовод; в типе «Человек – знак»: чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер; в типе «Человек – художественный образ»: цветовод-декоратор, художник-оформитель.

Изыскательные профессии («И»). Примеры в типе «Человек – природа»: летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь; в типе «Человек – техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор; в типе «Человек – человек»: воспитатель, организатор производства, организатор торговли, агент по снабжению; в типе «Человек – знак»: программист, математик; в типе «Человек – художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.

Здесь границы между подразделениями (таксонами) классификации также могут бить размыты. Отнесение профессий к тому или иному классу – результат экспертной оценки, а не использования единственно верного «аршина», измерителя. Здесь мы преследуем цель минимального упорядоченья сложных объектов, чтобы их множество сделать удобообозримым. Можете группировать профессии по своему разумению.

Третий ярус классификации. Отделы профессий

По признаку основных орудий, средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

Профессии ручного труда («Р»). Примеры в классе гностических профессий: лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант… и здесь мы рано или поздно сталкиваемся с «пустой клеткой» классификации. Мыслимо ли ручное орудие труда при распознании свойств социальной системы или художественного изделия? Как не основное – да. Например, контролер художественных изделий может воспользоваться, скажем, лупой. Но, во-первых, «язык не повернется» назвать это средство ручным (оно уж скорее «глазное»!), а во-вторых, ясно, что основные средства труда здесь, если уж выражаться в принятом стиле, скорее «головные» – это мысленные эталоны художественной ценности изделия, то есть средства не вещественные, а психологические (мы их уже условились называть функциональными; см. табл. 6). Итак, реальность мира профессий не обязана соответствовать классификации. Классификация – приблизительное пособие для ориентировки во множестве профессий; большего от нее ждать не следует. Конечно, никому не возбраняется улучшать классификацию.

Примеры в классе преобразующих профессий: ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец (в последнем случае опять видны ограничения любой классификации сложных явлений – еще в басне И. А. Крылова «Квартет» показано, что можно вооружиться вещественными инструментами – «две скрипки», «альт», «бас», а дело не пойдет на лад, поскольку мастерство в некоторых случаях обеспечивается не внешними, а внутренними средствами деятельности).

Примеры в классе изыскательных профессий… ручные средства здесь могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, «карандаш – бумага» в руках конструктора.

Профессии машинно-ручного труда («М»). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями в этом подразделении классификации будут машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем («А») – оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда («Ф»). Надо полагать, вы не скажете, что орудием труда дирижера является дирижерская палочка? Тем более, что многие выдающиеся мастера превосходно обходятся и без нее (она им просто мешает). А у певца, у мастера художественного слова, у акробата, у балерины… что же, у них нет орудий, средств труда или эти люди не трудятся?

Мы зайдем в теоретический тупик, если не признаем внутренних, психологических средств труда (мысленных схем решения задач, разного рода мысленных эталонов – образцов результатов деятельности). Эти средства есть у представителя каждой профессии, но в некоторых случаях они являются основными.

Очень часто секрет профессионального успеха или неуспеха коренится в недооценке именно внутренних функциональных средств деятельности, недостаточном владении ими, а они есть в каждом виде профессионального труда – даже подметая улицу, важно иметь не только метлу, но и ориентировку в том, откуда дует ветер, иначе продуктом работы будет зрелище клубов пыли, а не чистота; мысленная схема ориентировки в обстановке – одно из важных средств любого труда.

Четвертый ярус классификации. Группы профессий

По условиям труда профессии можно разделить (разумеется, очень грубо, «с птичьего полета», обзорно) на четыре группы:

Работа в условиях микроклимата, близких к бытовым, «комнатным» («Б»): лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ.

Работа, необходимо связанная с пребыванием на открытом воздухе в любую погоду («О»): агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор госавтоинспекции.

Работа в необычных условиях (на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т. п.) – («Н»): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей – взрослых или детей, большие материальные ценности («М»): воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Ясно, что выделенные четыре группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими – они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными.

Вариант обзорной классификации профессий по признакам предметной области труда и формы необходимого образования

Для целей профессионального просвещения молодежи, информационного обеспечения профессионального самоопределения на начальных его этапах можно использовать еще более простую, чем изложенная выше, классификацию, учитывающую только два ряда признаков: типы профессий и основные уровни необходимого образования. Последнее обстоятельство, быть может, более существенно в ситуации выбора профессии, чем знание о тонкостях познавательной активности профессионалов, соотношениях гнозиса и праксиса в их работе, соотношениях внутренних и внешних средств труда.

Этот упрощенный вариант классификации может быть представлен в виде приводимой таблицы. Столбцы таблицы соответствуют рассмотренным нами ранее типам профессий, а «строки» (горизонтальные графы) некоторым условно выделяемым трем уровням необходимого профессионального образования.

Таблица 1. Обзорная «карта профессий»


Традиционная несколько высокомерная интерпретация некоторых форм профессионального образования как «высших», «средних» и подразумевается хотя уже и не произносится) – «низших» нам представляется мало уместной при обсуждении вопросов трудовых жизненных путей.

Дело в том, что мастерство специалиста-практика (например, электрогазосварщика, фрезеровщика, оптика, кулинара) может быть недосягаемо высоким для человека, окончившего институт и погруженного в обширное книжное, теоретическое знание, что тоже, конечно, важно и нужно.

Уникальный многолетний опыт работника-практика может быть вполне равноценен продуктивному сидению за академической партой. Поэтому одни профессии могут быть «высшими» по уровню практических умений работников, а другие – по уровню теоретической подготовки.

<…> Пронумеровав «клетки» таблицы, мы как бы подразделили весь мир профессий на 15 зон. Это небесполезно для уменьшения неопределенности выбора при обдумывании профессиональных жизненных путей.

Зоны, расположенные в каком-либо одном столбце (например, 1, 6, 11 или 4, 9, 14), соответствуют профессиям, которые родственны по предметной области, хотя и различаются по соотношению теоретической и практической подготовки. Так, например, мастер-животновод (1), зоотехник (6) и зооинженер (11) явно более близки по предметной области труда, чем, скажем, мастер-животновод (1), мастер по ремонту бытовой техники (2), проводник пассажирского вагона дальнего следования (3), наборщик (4), маляр по отделке зданий и помещений (5).

Но и признак необходимого образования тоже может быть важным для оптанта. Скажем, он не располагает возможностью долго учиться и должен, вынужден думать о скорейшем обретении экономической самостоятельности. Тогда он может выбрать для начала те профессии, которые не предполагают длительного теоретического образования (верхняя из трех основных граф таблицы), но иметь в виду как перспективные запасные варианты (для «профессионального роста») другие зоны в пределах избранного столбца («поработаю животноводом, потом выучусь на зоотехника или зооинженера…»; «поработаю проводником пассажирского вагона, а потом стану инженером путей сообщения по эксплуатации железных дорог или инженером-организатором дорожного движения…»; «поработаю оператором ЭВМ, а потом буду учиться на программиста-математика»… и т. д.). <…>

Литература

Архангельский С. Н. Схема профориентационного описания профессии // Школа и производство. 1966. № 10. С. 24–25.

Гаврилов В. Е. Опыт таксономического анализа гностических профессий // Вопросы психологии. 1975. № 3. С. 84–91.

Каверина Р. Д. Опыт психологической классификации некоторых профессий в целях профконсультации // Вопросы психологии. 1978. № 4. С. 64–72.

Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.

Лоос В. Г. Психологическая классификация профессий для целей профессиональной ориентации школьников // Вопросы психологии. 1974. № 5. С. 121–129.

Методы психологического анализа профессиональной деятельности. Обзор. (Сост. С. Н. Левиева). Л., 1973.

Титова И. П. К вопросу о классификации профессий // Вопросы теории и практики профориентации в средней школе. М., 1972. С. 77–83.

Чебышева В. В. Классификация профессий и профориентация // Вопросы психологии. 1971. № 4. С. 143–147.

Раздел IV. Психологические особенности профессиональной деятельности

Е. М. Иванова
Развитие принципов и методов психологического изучения профессиональной деятельности

С 20-х г.г. XX в. и по настоящее время психологическое изучение различных видов профессиональной деятельности занимает центральное место в ряде научно-прикладных направлении отечественной психологической науки (психотехнике, психологии труда, инженерной психологии, психологии управления, эргономике, организационной психологии и др.).

<…> Зарубежные психотехники того времени начали разрабатывать новые средства психологического изучения профессиональной деятельности для решения задач профотбора. К ним относятся: а) аналитический и синтетический подходы к исследованию профессий (Мюстенберг, 1924); б) попытки построения психологии профессий по образцу – дифференциальной психологии с выделением способов ее исследования, соответственно которым анализировались полученные результаты; в) психографический метод, направленный на получение полной сводки всех психических качеств, необходимых для конкретной профессии (Липман, 1923; Шпильрейн, 1930); г) построение систематики профессий (Баумгартен, 1926; Струмилин, 1957); д) идея о подходе к деятельности профессионала как к активной и целенаправленной (Древер, 1926).

Изучив опыт работы зарубежных психотехников в области психологического исследования профессий и частично апробировав его, советские психотехники достаточно быстро обнаружили методическую слабость этих работ: эмпиризм; отсутствие научно-обоснованного подхода к психологическому изучению профессий; отсутствие системы понятий, создающей возможность однозначно характеризовать психологические свойства профессий, т. е. профессионально важные признаки. Профессиональная деятельность человека разлагалась зарубежными психотехниками на отдельные элементы, рассматриваемые как реакции на определенный стимул, каждый из которых относился к какому-нибудь навыку, требующему определенной способности. Отсюда создавалось мнение о зависимости развития навыка только от врожденных способностей. Упускалось из виду то, что профессия не сводима к совокупности реакций человеческого организма на профессиональные раздражители <…>.

Начиная с 1922 г., отечественные психотехники работают над созданием собственного подхода к психологическому исследованию профессиональной деятельности. Разработка принципов и методов психологического анализа профессиональной деятельности проводится в рамках двух основных направлений. Задача первого направления состояла в исчерпывающем описании и тщательном психофизиологическом анализе различных профессий для решения психотехнических задач: профотбора, профконсультации; профутомления и профобучения; рационализации рабочего места, реконструкции и проектирования профессий. В этом направлении развернулись работы методического и практического характера <…>.

Задача второго направления – создание психологической классификации профессий, – хотя и планировалась как задача будущего, но некоторые принципы психологической систематики профессий уже начали разрабатываться психотехниками (Геллерштейн, 1926, 1968; Гусев, 1935; Струмилин, 1957; Шпильрейн, 1928).

Во второй половине 20-х гг., несмотря на отсутствие общеметодических и теоретических основ исследования в советской психологической науке, советские психотехники формулируют некоторые принципы, методы и приемы психологического изучения профессиональной деятельности и оформляют их в специальный подход профессиографию. Сущность этого подхода выражена в самом понятии «профессиография» – описательно-техническая и психофизиологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности <…>. В результате профессиографирования составлялись профессиограммы профессий – сводки знаний (социально-экономических, технологических и психофизиологических) о профессии и организации труда, а также и психограммы профессий. Психограмма - психологический «портрет» профессии, представленный группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией <…>.

В качестве одного из основополагающих принципов профессиографирования был установлен принцип дифференцированного подхода к изучению профессиональной деятельности, указывающий на необходимость целенаправленного исследования психологических особенностей профессионального труда. Сущность этого принципа заключается в том, что программа профессиографирования должна быть направлена на выявление тех психофизиологических характеристик, изменение которых в процессе деятельности позволило бы подойти к решению конкретных практических задач <…>. Например, для целей профотбора и профконсультации нужно выделить те профессионально важные признаки, которые допускают дифференциацию испытуемых в отношении их пригодности к той или иной профессии. Для изучения профессионального утомления выделяются признаки, обнаруживающие наибольшую «хрупкость», являющиеся наиболее лабильными в условиях профессиональной работы. Принцип целенаправленного профессиографирования обусловливает, таким образом, и объем данных, получаемых о профессиональной деятельности.

В целом профессиографический подход к изучению психологических особенностей профессиональной деятельности включал в себя следующие компоненты:

1) схемы изучения профессиональной деятельности;

2) комплекс методов изучения, анализа и экспериментального исследования профессиональной деятельности;

3) правила организации экспериментального исследования в профессиографии.

Схемы профессиографирования позволяли осуществлять сбор, описание и систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации, а также анализировать ее с разных сторон: социально-экономической, производственно-технической, психологической, психофизиологической и т. п. Схемы представляли собой своеобразную программу исследования профессиональной деятельности, включающую перечень вопросов. Состав вопросов схемы был обусловлен конкретной целью исследования. Так, составлялись схемы профессиографирования для решения различных научно-практических задач: схема «ориентировочного профессиографирования» для установления психофизиологический функций активируемых конкретной профессиональной деятельностью <…>; «аналитический график» (схема-таблица) для решения задач профобучения, профотбора и рационализации производственного процесса <…>; схема систематизации профессиографического материала для решения задач профконсультации <…>.

В различных схемах профессиографирования отразилась многогранность подхода отечественных психотехников к психологическому исследованию профессий, так как с помощью этих схем изучались и описывались не только специфические психофизиологические параметры профессиональной деятельности, но и организационные характеристики условий труда, воздействующих на человека в профессиональной деятельности. Кроме того, в этих схемах отразилась определенная методическая ориентация на изучение профессиональной деятельности совместными усилиями различных специалистов. Некоторые исследования профессиональной деятельности проводились совместно различными специалистами (инженер, психолог, врач-профпатолог и профгигиенист). Поэтому можно считать, что идея о комплексном подходе к изучению трудовой деятельности, выдвинутая В. М. Бехтеревым в 1921 г., и опыт работы психотехников сыграли определенную роль в формировании комплексного подхода.

Сформулировав принцип комплексного применения методов в профессиографии, отечественные психотехники показали специфичность применения каждого метода <…>. Так, метод опроса позволял психологу выявить личное отношение работников к выполняемой ими работе, получить предварительную ориентировку в профессии и некоторые сведения из жизни и трудового пути профессионала. Метод наблюдения позволял осуществить разложение процесса труда на отдельные операции с целью дальнейшей психологической расшифровки отдельных трудовых действий, составляющих основу профессии. Метод наблюдения является адекватным также для описания и изучения отдельных трудовых действий и движений при условии, если применяемая регистрация даст возможность изучать движения во времени и пространстве (хронометраж, хроноциклография и др.).

Трудовой метод изучения профессий, созданный И. Н. Шпильрейном (1923, 1930), давал возможность психологу, исполнявшему одновременно и функции рабочего, выделить активируемые профессией психические функции, проследить влияние утомления, упражнения и адаптации на протекание этих функций в процессе трудовой деятельности. Ограничение применения трудового метода состояло в том, что достаточно сложные профессии практически не могли стать объектом изучения из-за длительного времени, необходимого психологу для их освоения.

Завершающим в группе методов психологического анализа профессий выдвигался экспериментальный метод (Руководство…, 1929), задача которого состояла в экспериментальной проверке выделенных в ориентировочной психограмме психических и психофизиологических процессов, установлении меры их функционирования, необходимой для успешного выполнения профессиональной работы, путем подбора и испытания их адекватными приемами исследования <…>. При этом использовались как тесты из зарубежной практики (Бурдона, Винклера, Гизе, Мак-Кола, Марбе, Меде, Руппа, Термана, Фридриха и др.), так и разработанные советскими психотехниками А. А. Кушинниковым, Е. И. Рузером, А. А. Толчинским, И. Н. Шпильрейном и др. (Руководство…, 1929). Попытки применения экспериментального метода в качестве самостоятельного метода изучения профессии для определения профессионально значимых психических функций были подвергнуты серьезной критике с указанием на то, что в профессиографии недопустима подмена анализа экспериментом <…>. Для проведения экспериментального исследования в профессиографии осуществлялись выбор методов и подбор испытуемых. Методы экспериментального исследования выбирались на основании оценки степени их эффективности по следующим данным: а) по критериям, позволявшим вскрыть соотношение и внутреннюю связь отдельных активируемых профессией психологических функций, а также способу их сочетания и специфического взаимодействия с объектом труда; б) по изменению профессионально важных признаков под влиянием упражнения; в) по специфическим формам активируемых профессией функций (Геллерштейн, 1968, С. 24).

Подбор испытуемых для эксперимента должен был отвечать следующим условиям: сохранению однородности в выборке испытуемых по возрасту, социальному положению, состоянию здоровья, профессиональному стажу и общеобразовательной подготовке, показателям производительности труда <…>.

Итак, отечественным психотехникам к концу 20-х гг. XX в. удалось в условиях отсутствия оформленной методологической и теоретической основы советской психологической науки впервые разработать методический подход к психологическому изучению профессиональной деятельности – профессиографию. Этот подход позволял составлять аналитическое описание профессии, включающее всю многообразную гамму внешних факторов, специфичных для конкретных видов труда, в определенной мере обусловливающих характер протекания профессиональной деятельности. Но психологическая структура, выделенная в процессе профессиографирования только на основании операционно-технологического анализа, представляла собой перечень отдельных психических и психофизиологических функций, актуализируемых при выполнении исследуемых операций. Поэтому, как отмечал С. Г. Геллерштейн, проникнуть в «профессиональную структуру», т. е. в специфический способ сочетания профессионально важных признаков, «психотехникам так и не удалось, так как не был выяснен принцип структурного формирования профессии» (1968, с. 6). Тем не менее, данный подход не утратил своей актуальности и ныне. Так, профессиография достаточно активно применяется в настоящее время не только в психологии труда <…>, но и в инженерной психологии <…>, и эргономике <…>.

24 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100

Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова
Лаборатория психологии профессий и конфликта,
Кафедра психологии труда и инженерной психологии

«Психология как профессия»

Редакционная коллегия:

Базаров Т.Ю., Иванова Е.М., Климов Е.А. (отв. ред), Кузнецова А.С., Носкова О.Г. (отв. ред).

ВВЕДЕНИЕ

· Предисловие. Климов Е.А.

· Проект «Психология как профессия». О. Г. Носкова

· Практический психолог в детском саду

· Школьный психолог

· Психолог в Доме ребенка

· Психолог-профконсультант в школе

· Психолог районного психологического центра

· Психолог-реабилитолог

· Педагог-психолог в школе (профилактика наркозависимости)

· Преподаватель психологии в общеобразовательной школе

· Преподаватель психологии в вузе

· Психолог-методист

· Социальный работник

· Семейный психолог-консультант

Раздел 2. РАБОТА ПСИХОЛОГА В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

· Клинический нейропсихолог (в клинике нервных болезней)

· Психолог в психиатрической клинике

· Детский нейропсихолог

· Психолог-консультант в службе экстренной психологической помощи - «Телефон доверия»

· Клинический психолог в судебной сексологии

· Психолог в поликлинике МГИМО

· Психолог (психотерапевт, консультант при наркологическом диспансере)

· Психоаналитик

· Гештальт-терапевт

· Психолог-игротерапевт

· Психолог-перинатолог

Раздел 3. РАБОТА ПСИХОЛОГА В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

· Эргономист

· Военный психолог (психолог полка)

· Психолог в гражданской авиации

· Психолог-эксперт (в гражданской авиации)

· Психолог, работающий с персоналом банка

· Психолог железнодорожного депо

· Кадровый консультант (консультант по персоналу)

· Психодиагност в управлении персоналом

· Тренинг-менеджер

· Психолог-консультант (психология менеджмента)

· Организационный психолог (консультант по управлению, оргконсультант)

· Политолог-психолог (политическая психология)

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Перечень нормативно-правовых документов, законов, постановлений, рекомендаций регламентирующих труд психолога-практика

2. Диссертации, защищенные по проблеме «Психология как профессия»

3. Краткая памятка для составителя статьи по проекту «Профессии Московского университета»

4. Этические принципы и правила работы психолога. Крылов А.А., Юрьев А.И.

Предисловие

Предлагаемые материалы рассчитаны, прежде всего, на тех, кто обдумывает для себя выбор профессии психолога (или специальности, специализации). А именно, они, надеемся, помогут заинтересованному читателю создать или расширить необходимую в обсуждаемом случае предварительную ориентировку в предметной области и условиях будущей трудовой деятельности.

Тексты не обязательно читать все подряд, можно и, полагаем, небесполезно «выспрашивать» методом выборочного чтения. Кроме того, к данным материалам не нужно относиться как к священной окаменелости. «Все течет, все изменяется» - замечено еще в древности. Некоторые детали упоминаемых здесь перечней учебных дисциплин, содержания образования могут со временем изменяться. Могут преобразоваться и разновидности мест и форм занятости специалистов, условия работы и подобное. Но основные цели и содержание работы психологов, особенности их побуждений, осведомленности, умелости, возможных затруднений - это все же реальности вполне определенные, относительно стабильные.

Материалы собраны и подготовлены к печати в основном студентами-психологами (многими), которые встречались с соответствующими профессионалами, наблюдали их работу, беседовали, консультировались с ними (участники работы указаны в конце каждого текста). Ценно, что представленные описания отображают профессиональный оптимизм студентов, их увлеченность своим делом, уважение к учителям, а также осведомленность в отношении возможных нежелательных вариантов профессионального развития, противопоказаний к выбору данной области труда.

Проведенная студентами многотрудная работа фактически вносит вклад и в научную картину мира профессий. Дело в том, что множество трудовых постов психологов пока еще не определилось, по крайней мере, в нашей стране. Если, положим, будущий зооинженер, инженер-строитель, учитель, программист, концертный исполнитель имеют возможность относительно твердо знать о том, где, что и как они должны и будут делать, то о психологах этого пока не скажешь. Есть даже сребролюбивые люди, не имеющие подчас специального образования, но поименовавшие себя психологами и занимающиеся «снятием порчи», «снятием сглаза» и пр. в расчете на доверчивых людей. Поэтому основанное на фактах представление о деятельности истинных психологов имеет и важное общественное значение.

Статьи сборника взаимно дополняют одна другую. И редколлегия не «причесывала» их под один шаблон. Иногда авторы текстов говорят об «особости» психологии. У представителей других профессий это может вызвать улыбку. Каждая профессия в своем роде «особая». Пусть эта улыбка будет снисходительной, поскольку указанное мнение авторов продиктовано их любовью к своему делу.

Е.А. Климов

Проект «Психология как профессия»

Психологи труда, как известно, изучают разные профессии, описывают варианты профессионального продвижения, выявляют профессионально-важные качества субъекта труда, психологические противопоказания, сложные и привлекательные стороны профессии и т.д. Известен опыт зарубежных и отечественных психологических служб вузов, помогающих в профориентации абитуриентам и студентам. С осени 1998 года на факультете психологии МГУ им. М.В.Ломоносова под руководством профессора Е.А.Климова началась работа по сбору материалов о профессиях, которым обучают в МГУ. Исследование проводилось силами студентов 3 курса в форме выполнения учебного задания по курсу “Психологии труда”. Сведения собирались по единой программе

Студенты 3 курса дневного отделения нашего факультета, пожелавшие принять участие в этом общеуниверситетском проекте, проводили интервью с профессорами кафедр, обеспечивающими подготовку по конкретным университетским специальностям (свыше 70-ти) и специализациям (около 300 разновидностей). В качестве организаторов исследования, консультантов и редакторов текстов выступали преподаватели факультета - Е.М.Иванова, А.С.Кузнецова, О.Г.Носкова, а также сотрудники лаборатории психологии профессий и конфликта. Лучшие профориентационные описания были опубликованы в сборнике “Профессии Московского университета” (М., 2000. Вып. 1, 2, 3). Таким образом, сформировалась достаточно представительная база сведений по профессиям практически всех факультетов МГУ. К январю 2005 г. эти материалы можно будет увидеть на юбилейном сайте Московского университета в форме “интернет-выставки” - “ПРОФЕССИИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА” (см.: http://msu2005.ru ).

В рамках этого проекта факультет психологии представлен весьма скромно, отражены лишь сложившиеся направления специализаций с их краткой характеристикой. Однако, современная психология становится массовой профессией. Психологическая наука, практика и её ветви отличаются специфическими чертами, которые совсем непросто выявить абитуриентам и их родителям, и даже студентам-психологам младших курсов, которым предстоит выбор специализации. На Зимней психологической школе факультета психологии МГУ 2001 г. (а именно в группе её участников, работавших под руководством Т. Ю. Базарова) была намечена программа исследований профессии психолога в интересах помощи абитуриентам, помощи в трудоустройстве выпускникам-психологам, а также в целях определения путей совершенствования унверситетской подготовки психологов.

Осенью 2001 г. была начата работа в рамках проекта “ПСИХОЛОГИЯ КАК ПРОФЕССИЯ” (руководитель - профессор Е.А. Климов), а именно, силами студентов был проведен сбор профессиографической информации о работе психологов. Большую помощь оказали сотрудники кафедр факультета психологии МГУ, предоставившие контактные телефоны для интервью выпускников. Результаты этой работы представлены ниже. Описания профессиональной деятельности психолога-практика упорядочены в 3 группы, соответствующие сферам общественной жизни - “Общее и профессиональное образование и социальная помощь населению”; “Здравоохранение”; “Производственные организации”. Надеемся, что эта база данных будет пополняться, её можно использовать в курсе “Введение в профессию”.

Для более обстоятельного знакомства с профессией психолога будут также полезны следующие материалы:

· Перечень нормативно-правовых документов, законов и постановлений правительства РФ, в известной мере регламентирующих труд психолога-практика.

· Перечень диссертационных исследований, посвященных изучению профессиональной деятельности психологов.

Замечания и пожелания можно присылать по адресу: [email protected]

О.Г. Носкова


Раздел 1. РАБОТА ПСИХОЛОГА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ И В СОЦИАЛЬНОМ ОБСЛУЖИВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ

Практический психолог в детском саду

Внедрение практического психолога в образовательные учреждения началось в 1988 г., когда ставка «психолога» была введена в учебно-воспитательные учреждения. Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. В соответствии с поставленной целью детский практический психолог выполняет следующие задачи: реализует в работе с детьми возможности развития каждого возраста, развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и пр. От психолога требуется создать благоприятный для развития ребенка климат в детском саду, а также необходимо оказывать своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям.

Климов Евгений Александрович - психолог и профессор СССР, который родился 11 июня 1930 года в Кировской области в селе Вятские Поляны. Он написал более 300 монографий, множество научных статей и учебных пособий.

Однако этот предмет может быть интересным, если правильно подходить к его изучению. Для этого необходимо каждому преподавателю стать на время занятий психологом и просто беседовать с учащимися, приводить примеры из жизни. Тогда студентам предмет станет более доступным для понимания.

Евгений Климов призывает учителей обучать учащихся в спокойной и дружеской обстановке. Тогда студенты становятся более открытыми к диалогу и их можно научить любому предмету, а не только психологии.

Награды Климова

У профессора самая первая медаль появилась в 1957 году. Называется она «За освоение целинных земель». Климова наградили этой медалью за участие и хорошую работу в советских организациях.

Так как Евгений Климов - отличившийся работник учебных заведений, который обеспечил дальнейшее развитие образования, он получил нагрудный знак «Отличник профтехобразования СССР» в 1979 году.

Как описано выше, Климов начал трудиться ещё с 14 лет. Всегда работу выполнял добросовестно, жертвовал своим временем и сном, чтобы добиться успехов. Именно за это получил медаль «Ветеран труда».

Профессор основательно развивал техническое образование. Он помогал студентам осваивать азы психологии и не только. За это и получил в 1988 году почётный знак «За заслуги в развитии системы профтехобразования».

Климов был заслуженным преподавателем и за это получил в 1998 году Ломоносовскую премию за педагогическую деятельность и награждён орденом «За заслуги в психологии».

За хорошую профессору была вручена Ещё получали награды и несколько учебных пособий, так как они действительно стали лучшими книгами по педагогике.

Заключение

Евгений Климов - ведущий психолог. Он стал знаменитым практически в каждом университете, где преподают такие предметы, как Многим понятия о жизни и труде помог освоить именно Климов.

Профессор стал для студентов находкой. Ведь благодаря ему учащиеся легко стали осваивать такие непростые предметы. Если внимательно прочитать любую статью или книгу, что написана Климовым, можно решить практически любую психологическую задачу.

Молодёжь, которая решила посвятить себя психологии, должна научиться у профессионалов обращать внимание на каждую, казалось бы, незначительную перемену в жизни личности. Ведь даже мимика или жест может многое рассказать о человеке.

М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МО-ДЭК», 1996 — 400 с.
Оглавление.
Предисловие автора.
РАБОТЫ, ОБРАЩЕННЫЕ К НЕПСИХОЛОГАМ.
Психология для профессиональной педагогики.
Индивидуальный подход при обучении рабочих на производстве новым приемам труда.
Матч между передовым опытом и индивидуальным стилем работы.
Опознавательной составляющей в практическом труде.
Алгоритмизация обучения профессионально-трудовым действиям и индивидуальные особенности человека.
Основные проблемы психологии в связи с задачами профтехобразования.
О структуре среды субъекта деятельности.
К информационно-психологической поддержке начинающего профессионала.
О профессиональном самосознании.
О профессиональной пригодности.
Психика как реальность. Психические регуляторы поведения.
Развивающийся человек в мире профессий.
Допрофессиональное развитие субъекта. Труд и Руководство профессиональным самоопределением.
Психологические особенности подростка и некоторые вопросы трудового воспитания в семье.
Общая сетевая модель разработки комплексной проблемы «Профориентация».
Правильный выбор профессии и методика профессиональной консультации.
Общая характеристика состояния и задач научных исследований по комплексной проблеме «Профориентация».
Старшекласснику о выборе профессии.
Человек и его профессия.
Эксперимент и психолого-педагогическая профконсультация.
Психологическое содержание труда и вопросы воспитания.
О принципах подготовки молодежи к труду и выбору профессии.
Некоторые общие вопросы.
Социальное и биологическое в контексте проблемы формирования профессиональной пригодности.
Об исторически конкретных формах фиксации психологического знания.
Профессиональный менталитет и психоэкологическая гипотеза.
РАБОТЫ, ОБРАЩЕННЫЕ К ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СООБЩЕСТВУ.
На подступах к индивидуально-типологическим особенностям профессионала.
К вопросу о роли индивидуальных особенностей интеллектуальной сферы в производственном труде.
Индивидуальные различия в трудовой деятельности ткачих-многостаночниц в связи с диагностическими испытаниями подвижности нервных процессов.
Некоторые особенности моторики и связи с типологическими различиями по подвижности нервных процессов.
О некоторых проявлениях индивидуального стиля учителя.
Немного истории и некоторые общие вопросы.
Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия.
Психологическое знание о труде в сочинениях М. В. Ломоносова.
Гипотеза «метелок» и развитие профессии психолога.
Реплика о структуре профессионализма и профессионала.
Примечания.