Профессиональная самореализация личности. Профессиональная самореализация

Недостаточно знать себе цену - надо еще уметь себя реализовать (Евгений Сагаловский).

Каждая психологически зрелая личность по-своему уникальна и имеет неповторимые индивидуальные черты. И пусть длина жизненного пути предопределена высшими силами, лишь от личности зависит ее ширина и глубина. Именно в последних критериях зачастую кроются проблемы личности, суть которых сводится к вопросу самореализации человека. Некоторые люди успешно проходят путь самопознания и самопринятия, находят свою нишу, в которой им удается раскрыть свои возможности, задействовать потенциал и получить удовлетворение от действий. Другие большую часть жизни проводят в поисках представления о себе – образа «Я» и, не достигнув зрелой идентичности, теряются в океане жизни, не сумев реализовать себя. Третья категория людей вовсе не пытаются раскрыть природные таланты и прожигают свою жизнь впустую.

Самореализация личности в психологии означает два явления:

  • сам процесс реализации имеющихся природных способностей человека и потенциала, приобретенного в результате целенаправленной деятельности личности;
  • результат, достигнутый персоной при претворении в жизнь талантов, способностей, навыков, знаний, который воспринимается личностью как важное составляющее его существования.

Самореализация: процесс познания, развития, самосовершенствования

Человека, который смогразвить и применить на практике свои внутренние врожденные и приобретенные ресурсы, общество оценивает как состоявшуюся личность. Чтобы произошла такая оценка социумом,свершилось самопризнание личностью достигнутых высот, несомненно, персона должна:

  • интеллектуально познать себя,
  • принять свою индивидуальность,
  • осознать свою устойчивость и цельность во времени,
  • сформировать верную самооценку,
  • непрерывно развивать и расширять структуру таланта.

То есть процесс самореализации требует от особы, в первую очередь, активного приложения волевых усилий в условиях конкретной деятельности.

Проблемы самореализации личности

Вопрос самореализации интересовал выдающиеся умы древности. В работах Аристотеля присутствует много рассуждений о значимости этого явления, например: «Счастье достижимо через реализацию потенциальных талантов человека».

Проблема самореализации была аспектом изучений американского психолога А. Маслоу. Ученый полагал, что необходимость человека в самоактуализации, самовыражении, самореализации заложенного потенциала находится на самом верхнем уровне, «украшая» пирамиду потребностей. Маслоу считал, что удовлетворение этой наивысшей потребности – наиболее сложная задача в сравнении с преодолением начальных уровней: потребностей физиологической природы (необходимость в пище и воде, в отдыхе), в безопасности и социальных аспектах (дружбе, любви, уважении). По мнению психолога, добраться до такой высокой «планки» пирамиды удается не более 4% человеческой популяции, при этом удовлетворение даже на 40% жажды самореализации, личность ощущает себя счастливой.

Не все ученые разделяют точку зрения автора «Иерархии потребностей» касательно такого распределения по значимости нужд личности. Однако не подлежит сомнению факт: реализация человеком имеющегося потенциала, успешное применение на практике знаний и навыков в значимых для персоны сферах деятельность – неизменная составляющая для счастливой жизни личности.

На пути становления личности и ее конечной цели – самореализации, часто возникают серьезные психологические проблемы, вызванные явным несоответствием между энергетическим потенциалом, интеллектуальными возможностями, уровнем приобретенных навыков и знаний и степенью актуализации умений в реальности. В силу различных обстоятельств: труднопреодолимых или неистребимых помех внешней среды (например: проживание в зоне затяжного военного конфликта), мешающих внутренних факторов (например: плохое зрение с природной одаренностью к рисованию) истинные способности человека не совпадают с желаемым конечным результатом деятельности. Это несовпадение возможностей, стремлений, желаний с фактическим положением в жизни особы приводит к возникновению ощущения неудовлетворенности, а у некоторых людей потенцирует патологические отклонения психики.

Резкое прекращение перспективы воплотить существующие умения в жизнь является для человека сильным стрессовым фактором. Например: талантливый и целеустремленный спортсмен в результате аварии вынужден довольствоваться передвижением в инвалидной коляске, и естественное следствие возникшей невозможности проявить себя на спортивном поприще – формирование тяжелой и затяжной депрессии. Еще одним примером внешнего вмешательства может быть крах многолетней работы перспективного ученого в результате прекращения финансирования проекта. Наглядно демонстрирует следующее негативное развитие событий: хотя первичное по сути заболевание – алкогольная депрессия (зависимость), однако недуг отяготился на фоне одиночества женщины климактерического возраста, которая не смогла реализовать себя в жизни в желаемом качестве – в роли супруги и матери.

Самореализация: составляющие успеха

С. Мадди в результате многолетних исследований в своей теории личности привел характеристики полноценно функционирующего человека. Он описывает личность, способную на самореализацию как особу:

  • обладающую свободой действий в любых жизненных ситуациях;
  • ощущающую самостоятельный контроль над жизнью;
  • подвижную, имеющую высокие адаптационные ресурсы;
  • действующую спонтанно в принятии решений;
  • имеющую творческий потенциал.

Не все психологи однозначно трактуют вышеуказанные характеристики человека как необходимые черты, качества, условия для самореализации личности. Однако очевидно: для достижения успеха необходима не столько врожденная одаренность, а сколько приобретенные свойства: , понимание цели, решительность, трудолюбие, жизненный азарт. Самореализация возможна на том уровне развития человека, когда личность открывает и развивает свои способности, осознает приоритеты в своих интересах и потребностях, имеет определенный набор качеств характера, готова прикладывать определенные волевые усилия.

Самореализация: движущие силы

Какие факторы мотивируют человека на длительный кропотливый труд для достижения самореализации? Как правило, человеком движут естественные потребности и общечеловеческие ценности, среди которых:

  • необходимость в признании как члена социума;
  • потребность в уважении;
  • жажда развить и продемонстрировать интеллект;
  • стремление создать семью и обзавестись потомством;
  • мечта установить спортивные рекорды;
  • стремление занять достойную нишу в обществе;
  • необходимость избавиться от вредных привычек и стать физически здоровым человеком.

Движущие силы для самореализации – понятны и просты, идеалы человечества – незыблемы и многообразны, поэтому процесс воплощения в жизнь своих стремлений не имеет временных рамок.

Самореализации личности: жизненные стратегии

Значимым условием для самореализации является умение оперативно избирать, корректировать и видоизменять стратегии, быстро адаптироваться к новым требованиям, сохраняя при этом спокойствие и здравый рассудок.

Жизненные цели человека – понятия относительно нестабильные и непостоянные. Это объясняется тем, что с изменением возраста, социального статуса, состояния здоровья, уровня доходов меняются потребности личности, а значит, формируются новые цели, требующие кардинальной перемены стратегий. Например: подросток-старшеклассник выбрал интересующую профессию и стремится поступить в престижный университет. Его стратегия действий и сфера прилагаемых усилий будет сосредоточена в области приобретения достаточных знаний. Достигнув первой ступени самореализации, человек озадачен потребностью в получении должности в привлекательной для него отрасли, дальнейшей адаптации в новой роли, стремлении достигнуть профессиональных высот, соответственно корректируется его жизненная стратегия. Нетрудно предвидеть, как изменятся цели молодого мужчины, когда он встретит свою любовь и ощутит потребность самореализации в качестве супруга и отца.

Самореализация: сферы воплощения способностей

Личность использует различные инструменты, чтобы занять свою нишу в жизни,достичь результатов самореализации и получить общественное признание. Человек раскрывает свои способности через профессиональную деятельность, творчество, занятия спортом, научные изыскания, реализовывает себя в семье и детях.Существуют различные сферы самореализации, и проявить себя в наилучшем свете во всех ипостасях – не совсем реальная, хотя выполнимая некоторыми особами, задача.

Профессиональная самореализация – достижение значимых успехов в выбранной и интересующей личность сфере трудовой деятельности. В частности может выражаться в занимании желаемой должности, выполнении приносящих удовольствие профессиональных обязанностей. Термин может включать, однако не является идентичным понятию, профессиональную успешность, означающую в большей мере высокий уровень заработной платы, занимание престижной должности.

Социальная самореализация – достижение успешности во взаимоотношениях в обществе, причем именно в таком количестве и качестве, которые приносят ощущение счастья человеку, а не ограничиваются мерками, устанавливаемыми социумом. Например, персона может испытывать глубочайшее удовлетворение от своих действий, оказывая добровольную помощь сиротам в детском доме. В тоже время, такая волонтерская деятельность для некоторых членов общества может казаться бесполезной тратой времени и сил.

Самореализация для женщин часто трактуется как истинным, природно заложенным предназначением представительниц слабого пола. Успешное осуществление женщиной потенциала: встретить свою любовь, сознать семью, состояться как мать, для большинства дам – необходимый компонент для ощущения себя счастливой личностью.

Творческая самореализация включает в себя раскрытие талантов не только в сфере искусств и творчестве, но и успешное применение своих способностей и знаний в научной деятельности. Достигнуть видимых успехов, сделать выдающее открытие, создать гениальный шедевр – жизненно важная цель творческих натур.

Самореализация – это процесс, заключающийся в осознании собственных задатков, потенциала, таланта и в их грядущем воплощении в каком-нибудь выбранном виде деятельности. Также самореализацией называется абсолютное претворение в жизнь, воплощение в реальности субъектом своего индивидуального потенциала. Потребность в самореализации была изначально заложена природой в каждом конкретно взятом индивидууме. Согласно учения Маслоу и его концепции «иерархия потребностей» самореализация представляет собой наивысшую потребность личности. просто жизненно необходимо предопределить и осознать свое персональное место в обществе, жизни, эффективно использовать собственные заложенные природой задатки, проявить собственную личность по максимуму в действительном мире ради того чтобы потом испытывать полное удовлетворение от действительности.

Самореализация личности

Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и раскрытия неявных задатков и талантов личности, способствующих дальнейшей успешной и счастливой жизни.

Проблема самореализации личности появляется в раннем детском возрасте и сопутствует индивиду на протяжении всего его дальнейшего жизненного пути. Для преодоления таких проблем нужно усиленно трудиться в этом направлении, так как сами по себе они не решатся.

Существует множество методов, способствующих самореализации, но наибольшее применение получило несколько из них.

Самым большим врагом самореализации служат стереотипы, навязанные обществом. Поэтому первым этапом на пути к личностной самореализации будет избавление от навязанных социумом стандартов и шаблонов.

Личность представляет одновременно и объект, и субъект социальной взаимосвязи. Поэтому в ходе личностной социализации огромным значением обладает активная позиция самой личности, ее склонность к определенной деятельности, общая стратегия поведения. Целеустремленная деятельная личность, стремящаяся к наиболее эффективной самореализации, чаще всего, добивается большего успеха в жизни, нежели индивидуум, шагающий на поводу у происходящих обстоятельств.

Личностная самореализация заключается в стремлении индивидуума к наиболее эффективному применению объективных условий социализации и своих субъективных способностей и потенциала с целью достижения поставленных стратегических целей. Целью в процессе самореализации именуют идеальное, мысленное предугадывание итогов деятельности, а также способы и механизмы ее достижения. Под стратегической целью понимается ориентирование личности на продолжительную перспективу.

Как правило, возможность самореализации появляется у индивида в нескольких разных видах деятельности, а не в одном. Так, например, кроме профессиональной реализации, большинство индивидов стремятся создать крепкие семейные отношения, иметь верных друзей, занимательные увлечения, хобби и др. Все виды деятельности в совокупности с целями создают так называемую систему ориентирования индивида на долгосрочную перспективу. Опираясь на эту перспективу, человек планирует соответственную жизненную стратегию, т.е. общую устремленность жизненного пути. Такие стратегии следует условно разделить на несколько основных типов.

Первый тип — это стратегия жизненного благополучия, заключающаяся в стремлении построить благоприятные условия для жизни.

Второй тип — это стратегия жизненной успешности, которая заключается в стремлении к карьерному росту, покорению очередной «вершины» и др.

Третий тип — это стратегия жизненной реализации, которая охватывает стремление предельно развить собственные способности в выбранных видах деятельности.

Выбор жизненной стратегии может иметь зависимость от нескольких факторов:

  • объективных общественных условий, которые социум может предложить индивидууму для его самореализации;
  • принадлежности личности к определенному социальному единству, этносу, социальному слою;
  • социально-психологических характеристик самой личности.

Например, в традиционном или кризисном социуме, в котором актуальной является проблема выживания, большинство его членов вынуждены выбирать стратегию жизненного благополучия. А в социуме со сформированными рыночными отношениями более популярной будет стратегия жизненного успеха.

Стремление к самореализации, свойственное каждому индивиду, по сути представляет собой отражение более базовой потребности – стремление к самоутверждению, которое выражается, в свой черед, в движении «Я» реального к «Я» идеальному.

Самореализация личности зависит от ряда факторов. Факторы самореализации могут быть единичными и всеобщими, воздействующими на выработку в сознании индивида его собственного сценария жизненного пути.

Творческая самореализация

Блага цивилизации и творения культуры, которыми люди пользуются ежедневно в обыденной жизни, они воспринимают в качестве чего-то вполне естественного, как итог развития производственных и социальных взаимоотношений. Однако за таким безликим видением скрыто огромное множество научных деятелей и величайших мастеров, познающих вселенную в процессе своей персональной деятельности. Ведь именно творческая деятельность предшественников и современников является базисом прогресса материального производства и духовных творений.

Творчество — это неизменный атрибут деятельности индивида. Оно подразумевает под собой исторически сложившуюся эволюционную форму активности субъектов, которая выражается в различной деятельности и ведет к формированию личности. Базисным критерием духовно развитой личности считается ее овладение полным процессом творчества.

Творческая деятельность представляет собой производную реализации субъектом уникальных возможностей в конкретной области. Именно поэтому наблюдается прямая связь между творческим процессом и воплощением в жизнь способностей субъекта в социально значимом виде деятельности, имеющей признаки самореализации.

Давно установлен факт, наиболее полноценное раскрытие задатков и талантов личности возможно только через выполнение общественно значимой деятельности. При этом довольно важным является то, чтобы осуществление такой деятельности обуславливалось не только внешними факторами (социума), но и внутренними потребностями личности. При таких условиях деятельность личности трансформируется в самодеятельность, а реализация способностей в выбранной деятельности приобретает черты самореализации. Отсюда выходит, что творческая деятельность является самодеятельностью, охватывающей трансформации реальности и личностную самореализацию в ходе создания материальных благ и духовных ценностей. Творческая самореализация личности позволяет расширить границы человеческого потенциала.

Вдобавок, следует отметить, что не столь важно, в чем конкретно выражается творческий аспект, в умении искусно управляться с ткацким станком или же в виртуозной игре на рояле, в способности грамотно и быстро решать различные изобретательские задачи или организационные вопросы. Ведь ни к одному виду деятельности не далек творческий подход.

Совсем не обязательно, чтобы каждый член социума умел слагать стихи или писать картины. Сочетание всех природных сил индивида, выражение всех его особенностей личности в деле благоприятствуют формированию индивидуальности, акцентируют его неординарные качества и неповторимые черты.

В полной мере освоенное творчество личностью означает, что она идет по пути развития духовной составляющей личностного роста.

Творческая самореализация личности представляет собой область применения индивидуального творческого потенциала субъекта и выработки у него рефлексивного отношения к собственной личности. Любой вид творчества — это своеобразный процесс становления личностного мировоззрения. Через творческую деятельность индивиды самостоятельно приобретают новые знания и приемы деятельности. Вследствие приобретенного опыта через такую деятельность у индивида происходит формирование к собственной личности и к действительности, которая его окружает, эмоционально-ценностного отношения. Индивид достигает определенной степени творческой самореализации личности, применяя творческий потенциал и выражая свою творческую суть.

Профессиональная самореализация

Сегодня особая актуальность проблемы самореализации индивида обусловлена уразумением того, что личностная самореализация являет собой специфический определяющий критерий в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации, к которым относят профессиональную деятельность и реализацию в семейной жизни. Для нынешнего социума вопрос реализации в профессиональной сфере становится ключевым. Требования современности к прогрессивному и преуспевающему человеку довольно высоки. Огромное соперничество на рынке труда, тяжелые социально-экономические обстоятельства жизни обуславливают условия для саморазвития и самореализации.

Саморазвитие и самореализация обусловлены самоопределением и самоактуализацией личности. Самоопределение обеспечивает собственное определение, оценивание себя, способность к сопоставлению поставленных задач, выбранных средств достижения и ситуации действия.

Самоактуализация является в какой-то мере пусковым механизмом выстраивания самореализации. В этом заключается существенное различие самоактуализации от самореализации. Следовательно, под профессиональной самореализацией можно понимать постоянный разновременный процесс формирования потенций индивида в творческой деятельности в течение всего жизненного пути.

Так как самое полное раскрытие задатков индивида происходит только в общественно полезной деятельности, поэтому именно в профессиональной деятельности открываются особенно широкие перспективы для самореализации. Профессиональная деятельность в жизни индивидов занимает практически центральное место. Люди в процессе жизни отдают профессиональной деятельности практически все основное время, весь потенциал и силы. В пределах выбранной профессии формируются способности, происходит карьерный подъем и личностный рост, обеспечиваются материальные основы жизнедеятельности, достигается определенный социальный статус. Следование выбранной профессии, применение профессиональных умений – это один из самых значимых критериев достижения определенного уровня жизненной успешности.

В ходе профессиональной самореализации у субъекта вырабатывается профессиональное мышление, для которого свойственны следующие характеристики:

  • сознание собственной принадлежности к выбранной профессиональной общности;
  • осознание степени собственной адекватности профессиональным стандартам, своего места в иерархии профессиональных ролей;
  • осознание индивидом степени признания его в профессиональной сфере;
  • осознание собственных сильных сторон и слабых аспектов, возможностей самосовершенствования, потенциальных зон удач и неудач;
  • понимание о своей работе в дальнейшей жизни и о себе.

По степени развитости перечисленных характеристик следует судить об уровне реализованности индивида в профессии.

Тем не менее, не всякое занятие профессиональной деятельностью будет являться сферой самореализации. Так, например, самореализация педагога представляет собой процесс достижения преподавателем практических результатов своей педагогической деятельности благодаря реализации определенных профессиональных целей и стратегий. Не всегда определенная профессиональная мотивация индивида свидетельствует о деятельной самореализации. Также деятельность, осуществляемая, в основном, только вследствие волевого напряжения является довольно энергозатратной и выматывающей, что обычно приводит к эмоциональному «выгоранию». Поэтому профессиональное дело для индивида, стремящегося себя реализовать, должно быть занимательным и привлекательным. Наряду с этим очень важно, чтобы базисом привлекательности являлось понимание социальной ценности и индивидуальной значимости труда. Гарантией успешной самореализации считается превалирование в иерархии ценностей личности значимости труда. Активное самосовершенствование в профессиональной сфере предупреждает возникновение синдрома выгорания.

Саморазвитие и самореализация субъекта в профессиональной деятельности является значимым для личностной приспособляемости и жизненной успешности.

Можно выделить факторы самореализации, включающие личностные качества, которые будут являться общими прогностическими параметрами для профессиональной самореализации. Среди наиболее значимых личностных факторов, способствующих профессиональной реализации, выдвигаются на передний план самоэффективность личности, гибкость ее поведения и неудовлетворенность персональной деятельностью. Непосредственно самоэффективность выражается в способности организовать свою профессиональную деятельность и достигать успеха при взаимодействии с социумом. Гибкость поведения отвечает за эффективные межличностные коммуникации и профессиональное взаимодействие и стимулирует выработку потребности к дальнейшему росту в профессии.

Социальная самореализация

Социальная личностная самореализация заключается в достижении социальной жизненной успешности в таком количестве, в каком хочется конкретному индивиду, а не в соответствии с реальными критериями социальной успешности.

Социальная самореализация имеет взаимосвязь с осуществлением гуманитарной функции, общественно-хозяйственной роли, общественно-политического и общественно-педагогического предназначения или любой другой общественно-значимой деятельностью. А личностная самореализация ведет к духовному росту индивида и обеспечивает на первых стадиях развитие личностных потенций, таких как ответственность, любознательность, коммуникабельность, трудолюбие, настойчивость, инициативность, интеллектуальность, нравственность и др.

Самореализация в жизни непосредственно имеет связь со способностью индивида к , проявлению сочувствия, чувства сострадания и с целеустремленностью в качестве уверенности в собственных способностях к достижению результатов. Социальная самореализация у индивида будет выше в том случае, когда у личности будут ярче выражены такие качества, как ответственность в качестве умения индивида брать ответственность за свои деяния на себя, уверенность в собственных потенциях и силах, готовность принять в качестве основы своих действий религиозные нравственные ориентиры.

Стремление к самореализации определяется позицией «Я для других», которая переживается субъектом в качестве актуального или прогнозируемого отношения остальных к тому, каким образом он воплощает в жизнь при их участии или в их присутствии свою индивидуальность, осознающую им как выражение самости.

Социальная самореализация еще не означает социальную успешность, выраженную в карьерном росте, высокой зарплате, мелькании в СМИ. Если личность устремлена к социальному успеху, то она в жизни больше сможет сделать, в частности и для людей. Если личность устремлена к социальной самореализации, она гораздо в жизни довольна и счастлива. Однако не следует противопоставлять социальную успешность и самореализацию – вполне осуществимо сочетать жизненную успешность и ощущать себя счастливым человеком.

Условия самореализации личности

Главными общекультурными условиями, способствующими личностной самореализации, являются две направляющих: воспитание и образование. Вдобавок к этому каждая социальная общность отрабатывает свою собственную специфику воспитательных процессов, присущих ему, которые вкладывают в сознание индивида именно те объединяющие чувства, шаблоны поведения и эталоны мировосприятия, нормы тождественности и солидарности, наиболее актуальные на данной исторической ступени развития культуры. Большим значением, в условиях массовой информационной культуры обладают традиции, принятые в социуме. Собственно они передают ценностные и нравственные ориентиры. Все это демонстрирует то, что на ход воспитательного процесса воздействуют и такие определенные инструменты культуры, как постижение традиций, копирование ребенком взрослых и др.

Потребность в самореализации имеет свои особенности и условия удовлетворения. Специфика заключается в том, что при ее удовлетворении в единичных видах деятельности, например, в написании романа или создании художественного произведения индивид никогда не сможет удовлетворить ее полноценно. При удовлетворении своей базовой потребности в личностной самореализации в разнообразной деятельности, субъект преследует собственные жизненные цели и установки, находит собственное место в системе социальных взаимосвязей и взаимоотношений. Поэтому было бы глупо выстраивать единый шаблон самореализации вообще. Так как самореализация «вообще» не может существовать. Определенные формы, способы, типы, виды самореализации различны у разных индивидов. В многообразности потребности в самореализации обнаруживается и приобретает развитие насыщенная человеческая индивидуальность. Именно поэтому, когда говорят о всесторонне развитой и гармоничной личности, то делают акцент не только на полноте и богатстве её способностей и задатков, но и на многообразии, содержательности потребностей, в удовлетворении которых воплощается в жизнь исчерпывающая самореализация человека.

Цели самореализации

Потребность в самореализации заключается не только в стремлении к совершенствованию познанию себя, но и проявляется в качестве результата работы с заложенным потенциалом и постоянного роста. Людей, которые реализовали собственные внутренние ресурсы, обычно называют состоявшимися в жизни. Психологическая проблема самореализации личности содержит в себе несоответствие между энергетическими, умственными возможностями индивида и уровнем его актуализации. Другими словами, вследствие различных жизненных ситуаций настоящий потенциал субъекта может не совпасть с итоговым результатом его деятельности, что часто ведет к чувству неудовлетворенности своей жизнью. Однако, невзирая на это, потребность в личностной самореализации сберегается у каждого субъекта.

Хотя и личностная самореализация наблюдается в процессе жизнедеятельности индивида, она делается возможной только при условии того, что сама личность будет осознавать собственные задатки, способности, таланты, интересы и, конечно же, потребности, на основании которых индивид будет выстраивать цели. Другими словами вся жизнь субъекта выстраивается на череде действий, целенаправленных на личностную самореализацию и достижение поставленных жизненных целей. Для жизненной успешности следует прилагать определенные усилия, состоящие из определенных стратегий и целей. Главным условием личностной самореализации является выполнение таких стратегий и достижение целей.

В процессе взросления индивида, видоизменяются и его потребности, следовательно, цели и стратегии тоже модифицируются. Так, например, в детстве главной целью индивида является учеба, а в юности начинают превалировать цели, связанные с определением в выборе профессии и решением вопросов интимной жизни. После достижения первой стратегии или ступени самореализации, когда индивид уже обзавелся семьей и самоопределился с профессией, в действие вступает механизм коррекции и трансформации стратегий и целей. Так, например, если потребность в карьерном росте удовлетворена и индивид получил должность, которой добивался, то эта цель уходит и начинается процесс адаптации к занимаемой должности, коллегам и т.п. В семейных отношениях происходит нечто аналогичное. Выбор стратегий самореализации и постановка текущих целей происходит с учетом возрастной категории субъекта, его характера и насущных потребностей.

Самореализация в жизни имеет свои определенные способы и инструменты реализации. Ежедневно индивид раскрывает себя в работе, хобби и увлечениях и др. Однако сегодня главным и важным инструментом, посредством которого раскрывается весь потенциал личности, является творчество. Многие психологи полагают, что только при творческой активности у индивида включается сверхнормативная деятельность без преследования определенной цели. Другими словами, творческая деятельность выступает в роли добровольного занятия, на которое индивид готов расходовать весь свой потенциал, все силы для того чтобы выразить себя и собственные потенции. А на кропотливую и длительную работу над собой индивида мотивируют следующие общечеловеческие ценности, механизмы и потребности:

  • потребность в признании в коллективе;
  • в развитии интеллекта;
  • стремление обзавестись семьей;
  • стремление достичь успешности в спорте или стать физически развитым;
  • потребность в элитной профессии, карьерном росте и работе с высоким заработком;
  • стремление постоянно совершенствовать себя;
  • стремление к социальному статусу.

Процесс самореализации

Важнейшим условием личностной самореализации выступает саморазвитие. Так как для успешной личностной самореализации индивиду необходимо обладать морально-духовными ценностями, являющимися содержательным фундаментом такого духовно-практического процесса. Так, например, самореализация педагога предполагает устойчивое нравственное самосовершенствование, устремленность к постоянному творческому саморазвитию. Саморазвитие заключается в трансформации индивида самого себя в направлении к собственному «Я»-идеальному, появляющемуся под воздействием внешних факторов и внутренних причин.

Личностное саморазвитие связано с жизнедеятельностью индивида, в пределах которой оно реализуется. Именно поэтому уже с возраста дошкольника, с того момента, как ребенок выделил персональное «Я», он становится субъектом своей жизнедеятельности, так как начинает выстраивать цели, слушаться собственных желаний и повиноваться стремлениям, но при этом, учитывая требования других. Такие побуждения обязательно должны приобретать социальную направленность, иначе они будут деструктивно воздействовать на формирование личности.

В процессах самосовершенствования выделяют уровни самореализации личности:

  • агрессивное непринятие осуществляемой деятельности, т.е. индивиду не хочется заниматься данным видом деятельности, но приходится;
  • устремленность к мирному уклонению от трудовой деятельности, т.е. индивид выбирает другую профессию;
  • выполнение трудовой деятельности проистекает по шаблону или в соответствии с определенной моделью, данный уровень носит название пассивный;
  • устремленность индивида совершенствовать собственные отдельные элементы осуществляемой работы;
  • устремленность индивида совершенствовать свою реализуемую работу или в целом деятельность, данный уровень именуется творческим или изобретательным.

Также существует и другая дифференциация уровней. В ней представлены следующие уровни самореализации: низкий или примитивно-исполнительский, средне низкий или индивидуально-исполнительский, средне высокий или уровень воплощения ролей и реализации норм в социуме с элементами личностного роста, высокий уровень или уровень ценностной реализации и воплощения смысла жизни. Каждому уровню свойственны собственные детерминанты и преграды. Это выражается в наличии у каждого из уровней разнообразной психологической природы. Так, например, гендерные различия на несходных уровнях имеют разную степень выраженности (в максимальной степени – на низких уровнях, в минимальной – на высоких уровнях личностной самореализации в основных областях жизнедеятельности).

Процесс личностной самореализации не выступает в качестве достижения выработанного «идеала» через «раскрытие» всего своего потенциала – это активный и безграничный процесс формирования и личности на протяжении жизненного пути индивида.

Проблемы самореализации

К сожалению, сегодня следует констатировать тот факт, что проблема личностной самореализации так остается недостаточно изученной и разработанной, так как отсутствует целостная теория самореализации в качестве социального процесса. Однако можно выделить типичные проблемы самореализации, с которыми индивид сталкивается на жизненном пути.

В отрочестве каждый подросток мечтает вырасти и стать крупным бизнесменом или известным актером. Однако, жизнь, социум и даже родители всегда вносят свои коррективы. Ведь современному обществу не нужны тысячи актеров и крупных бизнесменов. Общество для своего прогресса и процветания нуждается в индивидах, виртуозно овладевших рабочими специальностями, в бухгалтерах, водителях, продавцах и др. Вследствие несоответствия желаемого с неприятной действительностью рождается первая проблема самореализации. Вчерашнему подростку, живущему в мечтах, приходится делать нелегкий выбор между делом, которое ему интересно, и прибыльной профессией. Вторая трудность заключается в невозможности после окончания школы правильно определить и выбрать наиболее подходящую область деятельности. Часто многие не понимают, что сферы самореализации могут быть различными. Если взрослый индивид стал профессиональным хирургом, а не известнейшим актером, как мечтал в детстве, то это еще не будет означать, что он не сумел самореализоваться в профессии. Сферы самореализации довольно обширны, индивид может реализовать себя не только в профессии, но и в роли родителя, супруга или супруги, в творчестве и др.

Для того чтобы решить проблему самореализации не следует замахиваться в подростковом возрасте на планирование всей жизни. Также при появлении первых трудностей не нужно сдаваться, менять или продавать свою мечту за хорошие деньги.

После определения с профессиональной деятельностью, перед субъектом возникает следующая проблема самореализации, заключающаяся в его восприятии возможностей своей трудовой и профессиональной деятельности в качестве условия дальнейшего полноценного личностного роста.

Способы самореализации

Каждый интеллектуально развитый и духовно думающий индивид задается вопросом о способах личностной самореализации. Подобный вопрос зарождается в сознании субъекта вследствие того, что он устремлен к удовлетворению потребностей, желаний, к ощущению счастья. Если не ставить перед собой вопросы о способах самореализации, о личностном росте, то индивид проживёт жизнь впустую, удовлетворяя лишь низменные потребности. Это нельзя будет даже назвать жизнью, ведь жизнь без саморазвития и реализации будет всего лишь существованием. Счастье открывается перед индивидом только при условии, что он реализовывает себя, открывает смысл бытия для себя, живёт по призванию.

С целью осознания способов самореализации и понимания, каким именно образом, в какой сфере индивид сможет себя раскрыть, в первую очередь, и реализовать, следует постигнуть себя. Понять себя возможно только посредством взаимодействия с окружающими людьми и в деятельности. Осознавая себя, открывая собственные таланты, постигая все свои сильные аспекты и учитывая свои слабые стороны, следует принять собственную личность и полюбить ее такой, какой она является в действительности. Неизбежным шагом на пути к личностной самореализации будет являться напряженная работа над собственной личностью и своими душевными позитивными качествами, талантами, задатками, способностями, которые непременно необходимо развивать. Для самореализации необходимо выработать ценностные ориентиры в жизни, доминирующие аспекты и второстепенные категории. Следует определить сферу профессиональной деятельности по душе, а не ради социального статуса или огромной заработной платы. Выбор профессии по душе должен являться для личности доминирующим аспектом, а заработок – второстепенной категорией. Основополагающим этапом в ходе реализации своих потенций является постановка стратегической цели. Следующим этапом будет развитие через действия веры в себя и реализация назначенной цели. Ключевым в достижении цели считается преданность своей мечте, устремленность вперед при достижении результата. Для самореализации индивиду необходимо выработать в себе или обладать сильным желанием и потребностью заниматься любимым делом. Если в голове индивида будет царить мысль, что он, несмотря на трудности и преграды, неизменно будет следовать своему любимому делу, то можно считать, что личность уже совсем рядом с самореализацией. Не нужно бояться ошибок, ведь в них рождается опыт, однако не следует совершать подобные ошибки, они только расходуют время и силы. В этом заключается формула личностного роста.

Кроме перечисленных выше способов личностной самореализации сегодня существует множество других. Ведь к собственной самореализации каждый индивид идет своей персональной дорогой, согласно собственным внутренним ощущениям. Страстное желание заниматься приносящим удовольствие видом деятельности и неуклончивая устремленность к поставленной цели, будут являться подсказками в выборе собственного способа самореализации.

Что такое самореализация? Если выражаться простым языком, то это процесс осознания собственного таланта, способностей и задатков с последующим их воплощением в каком-либо виде деятельности. Или же реализация индивидуального потенциала в жизни. А вообще, это потребность, которая есть у каждого из нас.

Важность самореализации

Она неоспорима. Но почему? Большинство из нас твердо уверены в том, что очень важно найти себя в этой жизни, реализовать свои таланты и возможности, раскрыть потенциал. Однако когда появляется вопрос «почему?», не у всех получается обосновать. Так вот, причин множество, но основные можно сформулировать так:

  • Постепенное развитие самореализации - это возможность познать себя, выявить как положительные, так и отрицательные качества.
  • Самореализация - это путь к нахождению своего собственного смысла жизни.
  • Также это способ, при помощи которого можно найти ту сферу деятельности, в которой себя и свои возможности удастся проявить наиболее полно. И, самое главное, это будет приносить удовольствие.
  • Реализовав себя в какой-либо сфере и начав использовать свои способности и таланты, человек чувствует себя лучше. Он ощущает, что делает нечто полезное, и у него это хорошо получается. Это чувство собственной значимости, и оно служит напоминанием о том, что он проживает жизнь не впустую, а со смыслом.

Выходит, что такое самореализация? Это жизненная необходимость. Способ осознать свое место в жизни и обществе, эффективно использовать собственные задатки, проявить себя в этом мире, чтобы испытать удовлетворение от действительности. Это метод индивидуального роста и самосовершенствования. И даже не нужно говорить о том, насколько ценно ощущение, возникающее, когда человек понимает, что сегодня он снова лучше, чем вчера.

Правильный выбор профессиональной сферы

Каждому из нас по жизни приходится чем-то заниматься. Как минимум потому, что деньги на существование нужны всем.

И на работу большинство людей тратит в среднем половину своей жизни. Поэтому важность профессиональной самореализации очевидна. Работе люди отдают практически все свое время, силы и потенциал. Так что надо выбирать сферу, соответствующую следующим критериям:

  • Деятельность должна нравиться, быть интересной и приносить удовольствие. Слова, возможно, заезженные, но каждому стоит задуматься, когда он стоит перед выбором: готов ли он лет 40 изо дня в день тратить по 8-10 часов на скучное, неприятное и рутинное дело?
  • Деятельность должна быть перспективной. Хотя бы в индивидуальном плане, непосредственно для человека. Говорят, что богатым или успешным можно стать, занимаясь любым делом, если «гореть» им.
  • Деятельность должна быть такой, чтобы человек, занимаясь ею, не деградировал и не стоял на месте, а развивал в ее рамках свое мышление и способности, совершенствовал способности и умения.
  • Работа должна быть по плечу. В идеале - не забирать все силы, оставлять время и ресурсы. А если человек и будет отдаваться ей полностью, то это должно быть в удовольствие и приносить удовлетворение.

Карьерный рост

Если задуматься, то данное понятие напрямую связано с профессиональной самореализацией. Что такое карьерный рост? Это продвижение человека по служебной лестнице, которое подразумевает:

  • Достижение более высокого должностного статуса.
  • Увеличение зарплаты.
  • Получение более интересных, содержательных и адекватных по отношению к профессиональным навыкам заданий.
  • Развитие способностей.
  • Личностный рост и удовлетворение от самореализации.

Тут все просто. Когда человека повышают в должности, он понимает, что чего-то стоит. Осознает, что осуществляемая им деятельность ценится и приносит пользу. И это не только приносит удовлетворение, а еще и мотивирует на дальнейшее самосовершенствование и более активный труд.

Личностный рост

Рассказывая о том, что такое самореализация, нужно отметить и это понятие. Оно подразумевает процесс личностного становления и совершенствования человека. Считается, что рост происходит, когда:

  • У человека расширяется круг интересов. Чем больше увлечений, тем насыщеннее наполнение жизни. Это своеобразные стимулы.
  • Человек ощущает свою внутреннюю свободу, чувствует себя независимым и является таковым.
  • Индивид постоянно пребывает в стабильном состоянии внутренней гармонии.
  • Человек совершенствует свое умение анализировать (отличать одно от другого) и синтезировать (видеть связи явлений и событий).
  • Он начинает понимать и принимать людей такими, какими они являются, осваивает умение прощать. В том числе проявляет все перечисленное по отношению к себе. Какое отношение это имеет к самореализации? Прямое. Нередко люди, засматриваясь на других успешных личностей, завистливо думают: «Эх, мне бы такие способности и возможности, как у них». А не нужно на этом заострять внимание. Каждый из нас такой, какой он есть. И нужно ориентироваться лишь на себя и на свои собственные возможности и таланты.

С учетом всего перечисленного, человек уверенно идет по пути самореализации личности. У него нет внутренних метаний, сомнений и необоснованных страхов. Он не винит ни в чем других людей, предпочитает действие словам. И делает все во имя собственного прогресса.

Главный вопрос: кем я хочу стать?

Ответ на него - это и есть первый шаг к самореализации личности. Все зависит от наших желаний. Поэтому в первую очередь человек должен решить, кем он хочет видеть себя в дальнейшем. И не подходят абстрактные ответы вроде «успешным и богатым», «счастливым и беззаботным». Это характеристика итогового образа.

Речь идет о том самом случае, когда нужно начинать с конца. То есть определить итоговый результат и, ориентируясь на него, подбирать соответствующие пути достижения. Говоря иными словами, человек начинает вырабатывать и планировать свою жизненную стратегию, общую устремленность.

О стратегии

Чтобы было проще, можно подразделить ее на три составляющие:

  1. Стратегия жизненного благополучия. Направлена на достижение благоприятных условий для жизни.
  2. Стратегия успешности. Заключается в стремлении к покорению вершин или профессиональному росту.
  3. Стратегия жизненной реализации. Выражается в стремлении по максимуму развить свои индивидуальные способности в тех или иных видах деятельности.

Как правило, следование этим трем стратегиям приводит к налаживанию внутренней гармонии и другим приятным последствиям, перечисленным ранее.

Творчество

Нельзя не затронуть и эту сферу в рамках темы о том, что такое самореализация. Творческий процесс - неотъемлемая жизненная составляющая каждого из нас. Ведь это эволюционно образовавшийся механизм проявления человеческих субъективных возможностей.

Так что с определенной точки зрения творческая реализация присутствует в жизни каждого из нас. Все определяет подход к той или иной проблеме, задаче, умение привносить что-то новое и уникальное, даже если речь идет о повседневной рутине. Человек реализует свои мысли, идеи, фантазию. Они могут даже казаться мелкими и незначительными, но в любом случае определенную долю удовлетворения и «плюс» к развитию мышления индивид получит.

К тому же через творчество человек приобретает новые приемы деятельности и ценные знания. А это влияет в итоге на формирование эмоционально-ценностного отношения к себе и окружающей действительности.

Социальная самореализация

Она направлена на достижение успешности в сфере межличностных отношений и общества. Основывается на личных целях человека. Решив реализовать себя в социуме, он начинает двигаться в сторону достижения такого статуса, который кажется идеальным именно для него.

Нередко этот путь тесно связан с освоением социальной роли, которая также является и профессией. А их перечень очень широк. Сюда можно отнести сферу педагогики, психологии, медицины, медиа, юриспруденции.

Человек, осваивая определенную профессию, соответствующую его идеалам, в дальнейшем пытается через свою уже профильную деятельность реализовать какие-то социальные стремления и взгляды, донести их до других.

Хотя связано это может быть и не с профессией. Некоторые, например, находят себя в построении крепкой счастливой семьи и отдаются этому полностью. Другие же реализуют потребность в самореализации, становясь отшельниками и уезжая искать свое счастье в какой-нибудь таежный лес. Каждый выбирает то, что ему по душе.

Условия

О них хотелось бы сказать напоследок. Говорят, что два главных условия самореализации - это наличие воспитания и образования. Они являются своеобразными направляющими на пути самосовершенствования и поиска себя.

Это так, но не совсем. Намного более важным является наличие у человека способности к самостоятельному мышлению. Потому что иногда в рамках воспитания и образовательных процессов может произойти навязывание взглядов, ценностей, приоритетов, мировоззрений. Ведь в социальной общности так принято - вкладывать в сознание индивида определенные шаблоны, нормы, эталоны, нравственно-ценностные ориентиры, которые, к сожалению, зачастую стереотипны.

Безусловно, ознакомление с ними - это тоже опыт и источник знаний, сравнений. Но человек должен мыслить самостоятельно. Уметь рассуждать, вникать в те или иные жизненные темы, ситуации, проблемы. Видеть не поверхностно, смотреть с разных ракурсов, замечать все стороны. Потому что самореализация - это процесс воплощения своего потенциала в собственной жизни ради личного блага и удовлетворения. И достичь его можно, лишь ориентируясь на себя и свои ценности, а не на те, которые были навязаны.


Изучение своих способностей, их реализация в практической деятельности в интересах личности и общества стимулируют человека к развитию природного потенциала. У каждого из нас заложены большие возможности, однако из-за ограниченности мышления, инфантильности далеко не всем удается воспользоваться ими сполна.

Что нас движет к саморазвитию

Толчком для самоактуализации служит недовольство собой.

Психологический дискомфорт стимулирует к восстановлению потерянного равновесия через самосовершенствование.

Процесс связан с осознанной работой над привычками, аспектами характера, мышлением.

Для этого необходимы:

  1. мотивация;
  2. цель;
  3. намерение двигаться вперед.

Самореализация личности


Кроме базовых потребностей на уровне тела существует инстинктивное желание самореализации, когда при взаимодействии с окружающим миром человек через действия проявляет таланты, знания.

Состояться как личность возможно при условии развитого интеллекта, внутренней свободы, определяющей род занятий.

Процесс становления начинается с поиска предназначения. Чтобы выявить цели, доминирующие черты следует проанализировать личностные, материальные, временные факторы.

План самореализации

  1. Спросите себя, с чем вы легко справляетесь.
  2. Погрузитесь в себя, беспристрастно оцените отрицательные, положительные качества.
  3. Перечислите, чем хотели бы заниматься. Намерения должны быть истинными, а не навязанные социальными стереотипами. Часто проблемы появляются оттого, что человек неправильно выбирает сферу. Художник в душе не сможет стать хорошими финансистом.
  4. Рядом напишите аспекты, необходимые для конкретного вида деятельности.
  5. Сравните записи, отметьте преобладающие черты характера. Подсчитайте сколько времени, средств готовы затратить на освоение новой профессии или организации бизнеса. Решите, кто для вас авторитет. Сопоставьте факты с действительностью, сформируйте представление о перспективе.


Необязательно вкладывать ресурсы исключительно в профессию. Процесс непосредственно связан с творчеством. Радость приносит увлечение, которое часто становится отправной точкой для организации своего дела. Вдохновение, удовольствие от действий приводят к материальному успеху. При этом креативный подход в решении повседневных вопросов активизирует мозг.

Развивайте умственные способности

  • Избавляйтесь от стереотипов. Индуктивное умозаключение неоднозначно. Умение делать выводы из многократных повторяющихся событий приводит к типичным реакциям, ограничивающим восприятие действительности.
  • Развивайте критическое мышление. Способность формировать собственное мнение, исходя из конкретных фактов, подводит к логическим умозаключениям, учит выделять из информационного потока нужные сведения.
  • Не опускайте планку возможностей, иначе не решитесь на поступки. Человек может генерировать идеи, но боится предпринять шаги для их материализации, заранее убеждая себя в несостоятельности.
  • Сравните мнение о своей персоне с восприятием себя другими людьми. Ваше «Я» - это система убеждений, сформированная воспитанием, самооценкой. С годами складывается идеальный образ себя, но реальное «Я» часто не совпадает с внутренними ощущениями, мнением людей. Внутренняя несбалансированность приводит к неудовлетворенности собой, сомнениям. Страхи, неуверенность препятствуют желанию самосовершенствоваться. Чтобы их устранить, поработайте со специальными техниками.

Используйте инструменты для саморазвития

  • Используйте медитацию и визуализацию. Задача - сформировать намерение, детально воспроизвести конечный результат в глубоко расслабленном состоянии, испытать эмоции, ощущения. Оно должно быть реалистичным, обоснованным. Для его материализации подсознанию нужны картинки. Позитивные образы – главное условие успешной самоактуализации. Фокусируя на них внимание, вы направляете энергетические потоки в нужное русло. Не отвлекайтесь на доводы ума, утверждающего об отсутствии опыта, профильного образования. У подсознания свои механизмы формирования реальности.
  • Визуализируйте одну мечту, поскольку энергетические ресурсы человека ограничены. Одновременно достичь результатов в деятельности и личной жизни не получится. Согласовывайте ближние и дальние цели. Часто бывает, что принимая решение, внимание фокусируется на второстепенных приоритетах. Например, психологический комфорт, сложившийся коллектив, налаженные связи. Обычно эти факторы не имеют значения для самореализации.
  • Стимулируйте себя новыми привычками. Прочитывайте по 100 страниц в день биографии людей, состоявшихся в жизни. Это не только вдохновляет, но и помогает выстраивать собственную концепцию развития. Проще, если перед глазами есть наглядный пример трансформации личности. Наберитесь смелости сопоставить себя с успешным коллегой, другом, найти отличительные особенности, признать факт несовершенства.

4 правила самореализации и саморазвития личности

Высокий интеллект помогает осознать потребности души, найти гармонию с собой и миром.

Самосовершенствование предполагает определенный алгоритм действий.

Для начала научитесь работать с информацией. Чтобы не загружать мозг гигабайтами неактуальных сведений, пользуйтесь интернетом целенаправленно.

Отследите, что забирает время. Лучше сразу отказаться от социальных сетей, чтения новостей, отписаться от ненужных рассылок.

В этой статье мы рассмотрим то, к чему стремится практически все человечество - самореализация . Сначала давайте ответим на вопрос - что такое самореализация? имеет несколько определений. Давайте прочтем их.

1) Самореализация - это выявление своих способностей (талантов) и развитие их человеком в какой-либо конкретной деятельности.

2) Самореализация - это полная реализация индивидуального потенциала человека.

Что эти определения означают? Дело в том, что потребность в самореализации лежит в каждом из нас. Потребность реализовать себя в полной мере, это что-то наподобие встроенной функции, находящаяся в каждом из нас. по теории Маслова относится к наивысшей потребности человека.

Я слышал множество историй о таких людях, которые имели ВСЁ в самом широком понимании этого слова. Они зарабатывали огромные деньги, скупали виллы, яхты, иномарки и так далее, но при этом чувствовали себя НЕУСПЕШНЫМИ. Они ощущали внутреннюю пустоту. И чтобы заполнить ее - они транжирили деньги на вещи, которые временно заполняли их пустоту и делали их . Но с каждым разом такие действия приносили все более непродолжительный эффект. Богачи в чем-то нуждались, а именно - в реализации своего потенциала.

Наверняка Вы меня спросите - Если человек столь богатый, неужели он не реализовал себя в полной мере? Я отвечаю - Если человек испытывает нужду, если он чувствует себя опустошенным, значит ДА, он не самореализовался в жизни. Но почему? Есть несколько причин. Например, потому что нет интереса к своему делу или он занимается совсем не тем, чем ему хочется. Быть может, этот человек реализовал чужие . Сам хотел стать пианистом, а его папа убедил, что ему лучше стать профессиональным каратистом.

И вот, этот человек из года в год упорно тренируется, чтобы оправдать надежды отца. Побеждает в различных соревнованиях, завоевывает первые места, титулы, медали и так далее. Отец прыгает от счастья. Ведь его сынок достиг того, чего он когда-то хотел. Таковы родители - всегда хотят, чтобы их дети добились их цели за них. Отец восторженно прыгает, а вот его сын чувствует что-то не то. Его эти победы не радуют. Он не чувствует самореализации.

Но каждый раз, когда сын видит играющего пианиста - у него загораются глаза. Он чувствует, что именно этим он хочет заниматься - радовать себя и публику игрой на пианино. Именно в этом деле он реализует свой потенциал в полной мере. Как Вы думаете, если этот человек не посвятит себя игрой на пианино, то чем будет заниматься его сын? Правильно!!! Этот человек принудит своего сына заниматься игрой на пианино, и теперь он будет воплощать его цели. А у него, может быть, склонность к футболу!!!

Вот такой вот замкнутый круг. Если мы сами не реализовали свой потенциал в какой-либо деятельности, то ищем кого-то, кто реализует его за нас, причем в той самой деятельности, от которой мы отказались. И этими людьми будут наши дети, так как чужие люди вызывают в нас зависть. Ведь они занимаются тем, чем нам всегда хотелось заниматься, а вот у нас не получилось - нужно было оправдать надежды наших родителей.

Самореализация

Так что те люди, которые самореализовались в какой-то конкретной деятельности - самые счастливые люди на свете. - это значит быть нужным и востребованным. Именно этого хотят все люди, даже не подозревая об этом. Реализация своего потенциала побеждает деньги. Ничто не делает человека счастливым так, как самореализация.

Как говорил один человек: «Я не завидую тем людям, у которых больше денег, чем у меня, но я завидую тем людям, которые счастливее меня» . Прочтите эту фразу еще раз!!!

Давайте рассмотрим конкретный пример, когда люди ради самореализации готовы пахать за копейки. Как часто Вы ходите в театр? Думаю, Вы знаете, что актеры получают копейки за свою работу. А профессия актер - очень тяжелая профессия. И вот Вы сидите и смотрите спектакль и думаете про себя: «Профессии всякие нужны, но почему они работают за копейки. Ведь им наверняка даже на проезд не хватает. Лучше бы банкирами стали или адвокатами. Эти профессии хотя бы кормят» . Да все верно, хорошие адвокаты зарабатывают солидные суммы. И что же заставляет людей выходить на сцену и не менять профессию долгие годы, а может быть вообще никогда? Конечно же, это публичность, актерский коллектив или состав (трупа), любовь к своему делу. Когда человек выходит на сцену и радует своей игрой зрителей - ничто не делает его таким счастливым. Когда в конце спектакля он стоит в одной линии со своими близкими друзьями и наблюдает бурные аплодисменты - он чувствует, что кому-то он нужен и что живет не просто так. А когда цветы начинают дарить… ЭХ!!!

Вот оно - чувство самореализации.

Что ж, я думаю из этого примера Вы поняли, что значит самореализация. Многие люди стремятся подняться по карьерной лестнице, чтобы иметь больше власти и авторитета. Они управляют людьми и чувствуют свою важность. Но позже они осознают, что роль руководителя - это не их роль. Многие руководители хотят быть ведомыми, а не ведущими. Когда они ведомы, они чувствуют себя намного лучше.

Один бизнесмен закрыл свой бизнес и стал работать дизайнером. Он стал зарабатывать намного меньше денег, чем раньше, но чувствовал себя намного счастливее и свободнее. Профессия дизайнер делала его самым счастливым человеком, потому что именно в ней он реализовывал себя.

Одна женщина уволилась с одной работы и устроилась на другую. Ее доходы сократились на 30%, а это очень много. Но как-то раз, она заметила, что ее затраты тоже сократились. Почему? Потому что при той работе она тратила больше денег, пытаясь заполнить свою пустоту различными материальными ценностями. А ее новая работа приносила ей удовольствие и радость. Поэтому расходы резко сократились, а свободных денег при меньшей зарплате стало больше.

Думаю, Вы теперь поняли, какую главную потребность Вам нужно удовлетворять. Сделав это - Вы будете самым счастливым человеком. Но сначала Вам надо определить деятельность, в которой Вы по-настоящему самореализуетесь. Это не так сложно. Вы все равно в той или иной степени подозреваете, чем Вам нужно заниматься, чтобы реализовать себя.

А если нет, то есть некоторые эффективные способы. В помощь Вам статья - . Ответив на все вопросы честно - Вы . А именно исполнив свое предназначение - Вы самореализуетесь по-настоящему.

Есть еще один факт. Все мы в детстве точно знаем, кем хотим стать и в большинстве случаев оказываемся правы в выборе своего предназначения. Дело в том, что дети имеют сильно развитую , и если с детства мама и папа дают возможность своему ребёнку прислушиваться к себе, и не навешивают на него свои не воплощенные фантазии (как я уже писал выше), тогда найти себя и начать самореализовываться куда легче.

Самое главное - прислушаться к себе. Вы должны понять свои желания, зафиксировать основную идею, которая крутится у Вас в голове. Например, Вы постоянно по психологии, читаете биографии самых выдающихся психологов, обращаете на них внимание, испытываете некую зависть, что Вы не на их месте, думаете, как же им повезло, что они стали теми, кем стали. Если Вы уловили такие мысли, значит Вам нужно стремиться именно к этому.

ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ВЫ НА ПРАВИЛЬНОМ ПУТИ:

  1. То, чем Вы занимаетесь, доставляет Вам удовольствие.
  2. Вы сами не понимаете, откуда у Вас берутся силы на выбранную Вами деятельность.
  3. Ваша деятельность действительно является полезной не только для Вас, но и для окружающих.
  4. Вы чувствуете, что у Вас есть резерв личностного и профессионального развития внутри выбранной деятельности.
  5. Вы хотите совершенствоваться в выбранной Вами виде деятельности.
  6. Вы хотите заниматься своей деятельностью снова и снова. Вы вскакиваете с постели, лишь бы поскорее приступить к работе.

Самореализация - это наивысшая потребность человека реализовать свои таланты и способности.

Это стремление индивида проявить себя в обществе и продемонстрировать свои положительные стороны.

Запомните, самореализация это то, к чему стоит стремиться. Реализация себя всегда было есть и будет самой достойной целью человека. Именно это сделает Вас самым счастливым человеком.

как достичь цели, способы достижения целей, как достигнуть цели

Нравится