Программа 12 шагов достоинства и недостатки. Лечение алкоголизма по программе «12 шагов анонимных алкоголиков

Во всем мире алкоголизм признан тяжелым прогрессирующим заболеванием, пагубно влияющим не только на физиологию человека, но и на его психическое состояние. Лечение алкогольной зависимости процесс трудоемкий, сложный и длительный. Однако, даже успешно пройдя полный курс реабилитации, большинство алкоголиков, возвращаясь в привычное для себя общество, снова начинают пить – алкоголь вновь становится смыслом жизни. Помочь надолго сохранить ремиссию может сильная мотивация и осознание проблемы как таковой. Сегодня самой эффективной методикой признана реабилитационная программа «12 шагов анонимных алкоголиков», базовыми концепциями которой (так называемой Миннесотской моделью) пользуются для восстановления зависимых людей многие анонимные сообщества.

Создателями первой в мире группы анонимных алкоголиков стали два американца – Роберт Смит и Билл Уилсон. Они оба были зависимы от алкоголя. В надежде бросить пить мужчины обращались за помощью к официальным методикам, но они оказались бессильны.

Именно несовершенство (на тот момент) медицины натолкнуло их на мысль создания абсолютно иного подхода к решению проблемы. Так в 1937 году появилось первое общество зависимых от алкоголя людей, которое гарантировало полную конфиденциальность каждому пришедшему за помощью человеку.

Всего за год существования группы анонимных алкоголиков его основатели разработали собственную программу избавления от зависимости – «12 шагов». По сравнению с жесткой медикаментозной терапией, данный реабилитационный метод казался достаточно простым, но это только теоритически.

Антиалкогольный метод 12 шагов к трезвости базируется на работе с сознанием зависимого человека. Он должен признать себя алкоголиком и избавиться от мыслей о спиртных напитках, только так можно победить болезнь, но для таких людей сделать это крайне сложно.

Тот, кто прошел все этапы и трезво взглянул на жизнь, полностью меняет свое мировоззрение – порочный круг разрывается, происходит переоценка ценностей и возврат в реальность.

Убедившись в эффективности своей методики, основатели анонимного содружества для зависимых людей приступили к написанию книги, в которой изложили четкую, развернутую программу 12 шагов. Вышла книга «Анонимные Алкоголики» в 1939 году, с тех пор в ней не изменилось ни одного слова, поскольку многолетний опыт применения данной методологии подтвердил свою эффективность.

Программа объясняет возникновение зависимости достаточно просто (без приведения научных доводов). В развитии алкоголизма важную роль играют два свойства головного мозга. Первое – это возврат человека в состояние равновесия (поиск пути к достижению душевного покоя). Втрое – это то, что наш мозг запоминает самый короткий путь к достижению цели и следует ему.

Как возникает зависимость

Чтобы понять, как работает 12 шаговая программа для алкоголиков нужно разобраться, почему у человека развивается зависимость.

Мужчина или женщина, находясь в состоянии неудовлетворенности, следует импульсам головного мозга, которые показывают наиболее короткий путь к достижению комфортного состояния. Изначально для достижения душевного равновесия мозг сигнализирует человеку, например, принять ванну, посмотреть комедийный фильм или поговорить с другом. Почему, потому что он не знает другого, более короткого пути к состоянию покоя.

У обычных людей возникают нормальные, здоровые интересы (кино, рыбалка, прогулка), которые помогают им расслабиться, отдохнуть, прибавляют жизненных сил, заряжают энергией. Например, в пятницу, после тяжелой трудовой недели у человека появляется мысль посетить бассейн – это сигнал мозга о том, что организм устал, ему необходим отдых. У других людей поступают иные сигналы, в зависимости от интересов.

Если же человек для того чтобы расслабиться каждый вечер с друзьями выпивает бокал вина, мозг запоминает именно этот путь. Изначально он мысленно торопит время, его сознание хочет, чтобы скорей наступил вечер, ведь предстоит встреча с друзьями. Про алкоголь навязчивых мыслей пока нет. Но проходит еще какой-то промежуток времени и мозг дает уже более четкую установку – нужно выпить. Зачем ему придумывать сложные комбинации, есть короткий путь к достижению равновесия и это алкоголь.

С психологической точки зрения получается следующее – у алкоголиков возникает навязчивое мышление (одержимость ума), он встает и ложится с мыслью о спиртном, его ничего не интересует, единственный его смысл это алкоголь.

Описание физиологического аспекта зависимости в программе такое: алкоголизм это аллергия, то есть ненормальная реакция организма на введение какого-либо вещества. В отличие от обычных, здоровых людей алкоголики, начиная пить, уже не могут остановиться, их организм выдает неадекватную реакцию, требуя все больше и больше выпивки.

Природа алкоголизма (в рамках программы) впервые была описана доктором Силквером. Он сказал так: «Если ты не можешь употреблять спиртное из-за аллергии, не можешь оставаться трезвым из-за навязчивого мышления, значить ты полностью бессилен перед алкоголем».

Цели реабилитационной методики

Принцип методики в том, что алкоголик лечит себя самостоятельно без стороннего принуждения. В рамках программы ведется воздействие на человеческое сознание, в результате чего зависимый начинает открывать для себя иные жизненные грани, меняет мировоззрение, видит новые здоровые ориентиры.Такая переоценка ценностей дает возможность самореализоваться, быть полноценным членом общества.

Программа «12 шагов» ориентирована на групповую реабилитацию, поскольку поддержка со стороны других участников, понимание, а также их личный опыт борьбы с зависимостью придает уверенности, сил и стимулирует к преодолению алкоголизма.

Программа реабилитации «12 шагов» не просто избавляет от алкогольной зависимости, она учит алкоголика управлять своим патологическим пристрастием и сознательно контролировать его.

Участником группы новичок становится, только посетив 2-3 занятия (иногда больше). Ведь чтобы стать полноценным членом общества и принять истины, на которые «опираются» все участники анонимных алкоголиков (АА) новичок должен понять суть 12-ти шаговой программы, ее работу и конечно же ознакомиться, привыкнуть к обстановке в самой группе.

Все новички, которые стали участниками АА имеют спонсоров, то есть за ними закрепляется человек (такой же участник), но пребывающий в стадии долгосрочной ремиссии (год и более не принимающий алкоголь). Спонсор помогает новичку разобраться в волнующих его вопросах, облегчает выполнение и написание шагов, а также на собственном примере показывает, что зависимость, возможно, взять под контроль.

Для того чтобы реабилитация прошла успешно человек шаг за шагом должен преодолевать каждую ступень программы. Если не получается осмыслить предыдущий этап, к следующему он не приступает, причем сторонняя критика в его адрес отсутствует, оценку человек дает себе сам, это показывает насколько он осознал и принял свою проблему. Активная позиция, дискуссии с психологом и другими участниками группы, проговаривание своей проблемы вслух, а также обмен опытом – все это неотъемлемая часть терапии без которой рассчитывать на долгосрочную трезвость нельзя.

Универсальность программы «12 шагов»

Многие уверены, что 12-ти шаговая модель реабилитации имеет под собой религиозный подтекст, но это не совсем так. Такая форма психологического воздействия действительно основывается на глубокой вере, но не на религии с ее незыблемыми канонами, а на вере в себя.

Есть люди глубоко религиозные, а есть полные атеисты и заставить их уверовать в Бога невозможно, ведь это претит их убеждениям. Поэтому программа двенадцать шагов основывается на вере – той твердыне, которая есть у каждого человека глубоко внутри. Эта вера рассматривается как высшая сила, благодаря которой можно обрести здравомыслие и «обуздать» непреодолимую тягу к спиртному. Это дает возможность формировать группы из абсолютно разных людей – пол, возраст, вероисповедание значение не имеют.

12-ти шаговую программу по праву считают универсальной. Этот метод применяют для лечения игромании, табакокурения, наркомании и других зависимостей. Интересно то, что этой методологией пользуются даже академики и государственные деятели.

Сергей Глазьев (член РАН) разработал стратегию экономического роста России, именно основываясь на методике «12 шагов». Сам Глазьев, как эксперт госуправленец считает 12-ти шаговый механизм стратегическим прорывом, который поможет РФ избежать дальнейшей деградации.

Любая программа должна выполняться поэтапно, так и здесь прописаны все двенадцать шагов, которые должен преодолеть алкоголик.

Этапы 12-ти шаговой системы

В каждом из 12-ти этапов заложен свой глубокий смысл, осознав который алкозависимый человек сможет вернуть собственную независимость перед алкоголем, избавиться от навязчивых мыслей и приступить к построению новой свободной от спиртных напитков жизни.

Самым тяжелым с точки зрения восприятия и осознания является первый шаг программы, где алкоголик должен принять свое полное бессилие перед алкоголем. Зависимому человеку крайне сложно признать себя таковым самостоятельно, именно поэтому этим людям необходим спонсор, который поможет им принять проблему, а в дальнейшем бороться с ней.

Кроме этого для лучшего осознания всем участникам группы рекомендуют визуализировать свои проблемы. Новичкам советуют составлять алкобиографию, так сказать, наглядно расписать весь путь личностной деградации. Далее, делая каждый шаг, участники составляют списки или таблицы где кратко прописывают свои жизненные аспекты (вписывают родственников, которых обидели, дефекты и положительные стороны характера, ущерб, нанесенный близким людям и так далее).

Успешно пройдя все 12 шагов человек вправе выйти из группы, но, как известно бывших алкоголиков не бывает, поэтому вернувшись в обычную среду, у них часто происходит «срыв». Однако следует отметить, что многие участники группы остаются членами команды десятки лет – избавившись от зависимости, они курируют новичков, читают лекции, делятся собственным опытом, помогают алкоголикам делать следующий шаг на пути к выздоровлению.

Остановимся подробнее на каждом шаге программы.

Первый этап

Зависимый человек осознает собственное бессилие. Он признает, что не в состоянии контролировать безудержную тягу к спиртному. Психическая и физическая зависимость от алкоголя (одержимость ума и аллергия) сделала из него пьяницу, который неспособен управлять собственной жизнью.

Второй этап

Обретение веры и здравомыслия. В первую очередь нужно уверовать в высшие силы, признать существование более могущественных сил, нежели его собственная – Бог, семья, близкий друг, что именно будет выбрано, не имеет значения, главное собраться с духом, попросить о помощи и поверить в то, что все получится. Постепенно убеждения человека меняются, он начинает верить в избранную им высшую силу, в то, что она поможет ему вернуться к здоровой полноценной жизни.

Второй этап также выполняется письменно. Написание шагов на 2 шаге программы это прописанные от руки ответы на вопросы (например, готов ли человек верить высшим силам, удовлетворен ли жизнью, сможет ли попросить о помощи и тому подобное). Здесь главное раскрыться, рассказать о проблеме и попросить высшую силу помочь с ней справиться.

Третий этап

Формирование глубоких доверительных отношений с высшей силой. По сути, это истинная вера в исцеление, к которому человек должен идти несмотря ни на что. Он тверд в своей позиции бросить пить, его убеждения непоколебимы, высшие силы помогут ему достичь независимости и обрести здравомыслие.

Четвертый этап

Основная цель – самоанализ. С одной стороны листа прописываются положительные стороны характера, а с другой личностные дефекты. Человеку нужно понять кто он, чем руководствуется в жизни и что стало причиной его алкоголизма. Только полностью разобравшись в себе можно переходить к следующему шагу.

Пятый этап

Еще один сложный шаг – человеку нужно озвучить результаты самоанализа, раскрыться высшей силе и другим участникам группы. Это так называемая исповедь алкоголика. Ему важно понять и признать свои ошибки для того чтобы иметь возможность работать над ними вместе с той высшей силой которую он избрал для себя.

Шестой этап

К алкоголику приходит четкое осознание того что изменения в его жизни необходимы, он готов следовать за высшей силой и не свернет с намеченного пути. Он понимает и принимает свои недостатки, но в то же время не забывает про положительные стороны характера. Для наглядности с одной стороны листа прописываются ресурсы (положительные качества), а с другой отрицательные черты (неэффективное поведение).

Седьмой этап

Готовность к сознательным действиям. Смиренно признав ошибки, человек начинает работать над собой – ведется борьба с личностными дефектами, пагубными привычками и приобретается новый положительный опыт. Это шаг, дойдя до которого человек уже способен взять под контроль собственное бессилие.

Восьмой этап

Налаживание взаимоотношений. Алкоголик составляет поименный список людей, которые пострадали от его зависимости. Также необходимо составить план действий, решить, каким образом он будет исправлять нанесенный ущерб (это могут быть искренние извинения, выплата денежного долга, возврат украденных вещей и так далее). Но здесь нужно быть готовым к тому, что не каждый человек захочет принять возмещение (слишком велика обида).

Девятый этап

Исправление ошибок. Приводится в действие план, составленный на восьмом этапе. Человек должен неукоснительно следовать его пунктам, даже если близкие люди не воспринимают, относятся критично к тем изменения, которые происходят. Если в плане прописано наладить отношения с родственниками значит нужно выполнять, причем не ждать от них какой-либо компенсации – все делается бескорыстно, с любовью, от чистого сердца.

Десятый этап

Контроль над собой. Алкоголик должен сохранять здравомыслие в любых ситуациях – не поддаваться искушению, не искать быстрых путей к достижению морального комфорта. Например, если раньше при неудовлетворенности, гневе, обиде, жалости к себе он достигал комфорта через алкоголь, то сегодня находит другие, здоровые пути к душевному равновесию.

Одиннадцатый этап

Предпоследний шаг – этап самосовершенствования. Духовный рост, сосредоточенность на собственной жизни, достижение личностного комфорта и отстранение от прошлых негативных привязанностей. Социум (окружение) меняется, друзья-алкоголики остаются вне его пределов.

Двенадцатый этап

Последний шаг – исцеление, полный переворот сознания. Пройдя весь путь и обретя знания человеку нужно продолжать самосовершенствоваться и делиться собственным опытом с новичками. Теперь он сам может быть спонсором.

12 традиций анонимных алкоголиков

Становясь участником АА, каждый член группы должен неукоснительно следовать имеющимся в ней традициям:

  • Единство группы залог успешного выздоровления;
  • Никаких других авторитетов кроме высшей силы нет;
  • Искреннее желание избавиться от зависимости;
  • Каждая группа – самостоятельная ячейка;
  • Цель едина – помочь всем желающим побороть бессилие перед алкоголем;
  • Идти к намеченной цели вопреки всему;
  • Никакой посторонней помощи – рассчитывать только на собственные силы;
  • АА непрофессиональная организация, которая может привлекать узких специалистов;
  • Управление группой прерогатива самих участников;
  • Общество аппозиционное, никаких публичных споров, дискуссий – рассматриваются лишь вопросы деятельности АА;
  • Никакой общественной пропаганды, только публичное освещение принципов и идей АА без рекламы конкретных его участников;
  • Анонимность – главная традиция. Личные цели как самопожертвование идут во благо общественности.

Достоинства программы «12 шагов» очевидны – она не просто помогает побороть зависимость, а учит управлять, контролировать сове пристрастие, адаптирует человека к новому социуму. Однако некоторые скептично настроенные люди видят в такой реабилитации минусы.

Атеисты основным недостатком видят принудительную религиозность (хотя это не так, вера здесь никоим образом не переплетается с религией). Глубоко религиозные люди напротив убеждены в сектантских пропагандах, хотя анонимные алкоголики никогда не занимались этим.

Что ни говори, итог один – программа работает, причем уже на протяжении нескольких десятков лет.

Если нет возможности прочесть книгу «12 шагов», можно посмотреть онлайн на телеканале Психология 21 телепередачу «О главном». В ней ведущий Эдуард Сагалаев беседует с врачом-наркологом Яковом Маршаком и тема их беседы как раз программа 12 шагов. Каждой из 12-ти ступеней этой реабилитационной методики посвящен отдельный выпуск.

В 1937 году в Нью-Йорке Билл Уилсон, в прошлом злоупотреблявший алкогольными напитками, вместе со своими единомышленниками организовал работу первой официальной «Группы Анонимных Алкоголиков». Группа в те времена насчитывала 40 человек. В декабре 1938 года был разработан текст программы «12 шагов», ставший основой механизма работы самой группы. С каждым годом количество участников группы лишь росло. Сама деятельность группы АА приобретала все большую популярность среди населения. В 1939 году группы анонимных алкоголиков стали появляться при психиатрических больницах США, а вскоре движение приобрело международный характер. И уже в 1995 году согласно статистике сообщество анонимных алкоголиков насчитывало более 2 миллионов членов и работало в 141 стране.

Началась история создания сообщества в городе Балтимор в 1840 году. Именно здесь было организовано так называемое Вашингтонское общество, в котором начался первый опыт алкоголиков желающих помочь другим страдающим тем же недугом. Общество, как это было свойственно в то время многим движениям за трезвость, возникавшим в разных странах, заняло сразу активную и политическую и социальную позицию. Что и объясняло, почему в общество входили даже люди, которые не имели никакого отношения к проблеме алкоголизма . И тем самым, упустив свою главную цель, общество перестало считаться группой взаимопомощи для людей больных алкоголизмом.

Другое сообщество, ставшее предвестником группы АА, стала так называемая «Оксфордская группа», бравшая свое начало с деятельности «сообщества ранних христиан», в свое время основанная пастором Фрэнком Бахманом. Что и повлияло на цели и задачи группы. Основной своей целью «Оксфордская группа» считала возрождение христианских заповедей и традиций. Деятельность группы была основана на 4 христианских абсолютах: абсолютная честность по отношению к себе и другим, абсолютная готовность к помощи ближнему, абсолютная чистота духа и стремлений, абсолютная любовь к Богу и ближнему своему.

В 1932 году у известного психоаналитика Карла Юнга проходил курс лечения некий Роланд Х. Пройдя часть курса, Роланд посчитал, что он достаточно хорошо изучил самого себя и методы сопротивления алкоголизму, и покинул своего врача. Однако он вскоре сорвался и был вынужден снова вернуться на терапию к доктору Юнгу, который сумел внушить своему пациенту мысль о том, что противостояние со своей болезнью можно выиграть только в случае духовного обновления личности. Тогда же Роланд и вступил в ряды «Оксфордской группы». Придерживаясь традиций группы, Роланд начал помогать другим людям, страдавшим от алкоголизма. В процессе деятельности он знакомится с Эдвином Т., с которым делится своими мыслями о природе алкоголизма. Так с 1932 года берет начало история возникновения общества анонимных алкоголиков.

Еще более судьбоносная встреча для создания общества АА произошла позднее в 1935 году. Когда Эдвин Т., будучи уже какое-то время «в завязке», зашел навестить своего школьного друга Билла Уилсона, который с ноября 1934 года находился в запое . Помня о том, каким безнадежным пьяницей был Эдвин, Билл не мог поверить своим глазам. Уже потом, продолжая свою деятельность, Эдвин неоднократно навещал своего старого товарища, с которым бывало вместе выпивал. Делясь своими мыслями в беседах с Биллом, Эдвин заложил у него надежду на выздоровление и дал толчок к решению лечиться.

Уже в декабре того же года Билл Уилсон обратился за помощью к доктору Силкворту, который положил его на стационарное лечение от алкоголизма для прохождения очередного, уже 4-ого для него курса, за последние 3 года. Продолжая навещать Билла в больнице, Эдвин доносил до него идеи о том, что необходимо признать свое бессилие перед алкоголем прежде, чем начать выздоравливать, что необходимо найти в себе веру в ту Высшую Силу, которая и поможет ему начать выздоравливать. Вдохновившись идеями Эдвина, выйдя из , Билл и его многострадальная жена Луис вступили в «Оксфордскую группу». Вскоре Билл в прошлом биржевой брокер нашел себе подходящую работу. Жизнь человека страдавшего от алкоголизма налаживалась.

Однажды, находясь в служебной командировке, Билл чуть было снова не сорвался и не запил. Он почувствовал, что нуждается в общении с тем кто может его понять и кому он может помочь. С помощью Генриетты Зейберлинг, членом местной «Оксфордской группы», Билл встретился с неким Бобом, страдавшим алкоголизмом. Хоть этот Боб и находился при их встрече в состоянии алкогольного опьянения , но согласился уделить Биллу 15 минут. Эта встреча стала основой решения Билла Уилсона систематизировать и упорядочить примерную программу выздоровления от алкогольной зависимости. Продлившись до 7 часов, эта беседа дала толчок написанию Биллом Уилсоном программы «12 шагов».

На пороге трезвости и благодати
Материал «Журнала Московской патриархии»

Программу «12 шагов» комментируют:
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Я глубоко убежден, что должны приветствоваться любые средства, которые помогают человеку избавиться от алкоголизма и наркомании, если эти средства не связаны с отказом от христианской веры и христианских убеждений. Не приветствуется только то, что наносит вред духовному, психическому и физическому здоровью человека, например колдовство, оккультизм, магия, а также то, что отрывает человека от веры, от благодати. Поскольку алкоголизм, как и прочие виды зависимостей, - грех и болезнь одновременно, нужно, чтобы общество и Церковь боролись против него совместными усилиями. Негативное отношение духовенства к программе «12 шагов» зависит от степени осведомленности… Никаких богословских предпосылок отвергать программу нет.

Против вина не показывай себя храбрым, ибо многих погубило вино (Сир. 3, 29)

Митрополит Волоколамский Илларион

Смысл этой программы («12 шагов») заключается в том, что она предлагает не только освобождение от последствий алкоголизма или наркомании, но и врачует сам корень болезни, освобождая человека от той внутренней пустоты, которая является причиной «зависимости». Программа эта рассчитана на постепенное осознание человеком бесперспективности своей прежней жизни, необходимости исправиться, собственного бессилия и необходимости какой-то Высшей Силы, которая помогла бы ему духовно и нравственно переродиться. Иными словами, это программа всецелого исцеления на всех уровнях: физическом, душевном и духовном. Эта программа имеет религиозный наполнитель; на каком-то этапе она приводит человека к Богу.

«Старый свет»

(Христианский общественный благотворительный фонда)психолог, председатель правления — Евгений Проценко .
Христианский общественный благотворительный фонд «Старый Свет» около 25 лет работает в области профилактики и реабилитации зависимости - алкоголизма и наркомании.
Основываясь на системном анализе собранных данных об эффективных подходах в этой области и на практике собственной многолетней работы, я с полной ответственностью свидетельствую, что среди возможных средств решения этих задач в нашей стране абсолютно вне конкуренции находятся группы «Анонимных алкоголиков», «Анонимных наркоманов», «Анонимных игроков» и другие подобные сообщества. Именно эти движения, опираясь на десятилетиями выверенную и беспрецедентно эффективную методологическую основу - «Программу 12 шагов», являются, по моему убеждению, единственным реальным ресурсом в нашей ситуации. Почему? Прежде всего потому, что они не требуют абсолютно никаких финансовых затрат со стороны государства или других источников. Также эти движения направлены на самовоспроизводство, а значит, могут (опять-таки, без всяких материальных затрат) создавать целостные системы поддержки, в том числе - и в тех регионах, областях или населенных пунктах, где такая поддержка отсутствует полностью.
Что же касается духовной составляющей этого подхода, то является несомненным (и это подтверждается множеством виднейших отечественных и зарубежных богословов и пастырей), что она опирается исключительно на принципы христианской аскетики (причем в понимании, наиболее близком традициям православия). Возникающие же у отдельных представителей Православной (и не только) Церкви возражения против этой программы основаны, в подавляющем большинстве случаев, на совершенно недостаточном или абсолютно предвзятом знакомстве с ее принципами. Никакой серьезной дискуссии с подобными «возражателями» (а порой - и «запретителями») за все время не получается, чаще всего - потому, что к подобной дискуссии эти люди не готовы, предпочитая такой полемике эмоциональные, бездоказательные и зачастую абсолютно несуразные обвинения в адрес программы.

Епархиальный совет Москвы

ответственный за работу с алкоголиками и наркоманами в Комиссии по церковной социальной деятельности — Валерий Доронкин

Далеко не в каждом приходе есть возможность организовать работу групп самопомощи, не каждый священник может заниматься реабилитацией алкоголиков и наркоманов. Но каждый приход может стать дружественной средой для страждущих, помочь химически зависимым людям сориентироваться таким образом, чтобы, в конце концов, они попали туда, куда нужно. Те, кому в первую очередь нужна медикаментозная помощь, - обратились в бесплатные наркологические стационары, а те, кто ищет психологической и духовной поддержки, - в реабилитационные центры при храмах и монастырях.
В Комиссии по церковной социальной деятельности при мос¬ковском Епархиальном совете проводятся семинары для благочиний, детализирующие работу с алко- и наркозависимыми. В помощь священникам составлена памятка, где четко расписано, в какую больницу или центр можно отправить человека, чтобы он обрел настоящую неформальную поддержку. На сегодняшний день реабилитация алкоголиков и наркоманов осуществляется при 20-ти московских храмах, в 13-ти из них используется программа «АА» «12 шагов». И весьма успешно.
Конечно, группы самопомощи «Анонимных алкоголиков» могут функционировать и без Церкви. Однако они ориентированы на поиск веры, поиск Бога. По существующей статистике около 10 000 человек за последние десятилетия обрели трезвость, посещая «АА», и более 70% из них считают себя православными. Кто-то из них пока не готов к активному воцерковлению, но многие с открытым сердцем приемлют истину Христову. Здесь для нас - широчайшее поле для миссионерской деятельности. И в нашей епархии уже есть специалисты - психологи, катехизаторы, - которые готовы этим заниматься, считают для себя кровным делом помочь страждущим людям войти в ограду церковную.



Алкоголизм и наркомания.

Священники часто сталкиваются с этими социально-духовными недугами общества. Сегодня для химически зависимых людей и их родственников при многих храмах созданы группы реабилитации, братства и сестричества трезвости, семейные клубы. Есть различные программы помощи. Об одной из них, о том, как можно организовать работу и каких ошибок избегать, мы беседуем с духовным руководителем программ психологической и социальной реабилитации алко — и наркозависимых при Даниловом монастыре игуменом Ионой (Займовским).

Даже беглый взгляд на историю программы "12 шагов" поражает и убеждает в некой особой феноменальности этого явления. Судите сами.

Рождение группы анонимных алкоголиков, созданной бывшими алкоголиками, биржевым маклером Билли В. (Вильям Грифт Вилсон, 1895-1971) и врачом – хирургом Бобом (Роберт Хальбрук Смит, 1895-1971) относят к 1935-1937 гг. .

Зародилось движение в Соединённых Штатах Америки. Поэтому эта страна и сегодня является его координационным центром со штаб-квартирой в Нью-Йорке. В последующем ячейки движения распространились в другие регионы мира, а также практически во все страны Западной Европы.

У истоков этого нового объединения стояли также пасторы трех главных протестантских деноминаций. В 1939 году аналогичные программы были внедрены в Канаде, Ирландии, Мексике, Японии. Поражают стремительный рост и масштабы распространения этой организации .

Анализ результатов деятельности различных групп самопомощи, основанных на идеологии "12 шагов", впоследствии дал возможность объединить духовные принципы работы групп АА (и других) с некоторыми положениями психологии, психиатрии, социологии, антропологии и других наук.

Это привело к появлению в конце 40-х годов Миннесотской модели, основу которой составляют следующие представления:

Химическая зависимость (алкоголизм, наркомания) является неизлечимым хроническим заболеванием, имеющем духовную основу и возникающем не по вине заболевшего;

Химическая зависимость является одним из возможных проявлений глубинных духовных дефектов (позже они были названы созависимостью) и имеет единую природу с другими видами зависимости;

Зависимость невозможно вылечить, однако возможен поворот от развития болезни к выздоровлению при готовности человека к такому повороту и желании отказаться для этого от своеволия;

У человека, страдающего алкоголизмом или наркоманией, легко может сформироваться зависимость от любых веществ, изменяющих сознание, волевую, эмоциональную или интеллектуальную сферу. Поэтому лечение по Миннесотской модели – полностью безмедикаментозное;

Лечебный центр должен представлять собой терапевтическое сообщество, персонал которого не противопоставляет себя пациентам, а сотрудничает с ними. Поощряется и стимулируется максимальная открытость в общении, при строгом соблюдении правил конфиденциальности и анонимности;

Ответственность за выздоровление лежит на самом пациенте.

Добрались "12-тишаговики" и до России.

С 1987 года "12-ти шаговая" программа реабилитации алкоголь- и наркозависимых внедряется и активно распространяется по всей России. Проводятся всевозможные съезды, симпозиумы, конференции, выпускается специальная литература, альманахи, брошюры, книги с символикой АА. Протестантский пастор Д.В. Кинли помог организовать деятельность филиалов в Киеве, Кишинёве, Одессе, Алма-Ате, Новосибирске и Москве.

С начала 90-х годов прошлого века, пользуясь тем, что, к сожалению, ни в стране в целом, ни в Русской Православной Церкви, в частности, не было ещё опыта работы с наркозависимыми и каких-либо реабилитационных программ, некоторые деятели ухватились за то, что как всегда "вовремя" подсунул Запад, и стали активно внедрять "12-ти шаговую" программу в России. Недаром многие православные россияне считают общества АН оздоровительной сектоподобной протестантски ориентированной международной организацией, которая окормляется "пастырями" из-за рубежа или по их подсказке.

Да и стажировались некоторые наши "продвинутые" активисты и даже священники в США по приглашению Института проблем химической зависимости в Нью-Йорке (причем, будучи далекими по своему образованию не только от проблем наркологии, но и от медицины в целом). Можете себе представить, что бывшие педагоги, музыканты или повара вдруг в одночасье становятся специалистами в области наркологии (?!!). Нет? Оказывается, еще как это возможно, было бы желание, а Америка поможет.

Цель такой стажировки – перенять и внедрить в России опыт избавления от алкоголя и наркомании по протестантской Программе "12 шагов", а обучение этому проходит в реабилитационных центрах "Эшли" (штат Мэриленд) и "Грэймар" (штат Нью-Йорк) и др. Окончив там курсы, заимствовав готовую методику, заручившись зарубежной поддержкой и сославшись на то, что "эта программа хорошо зарекомендовала себя уже во многих странах" , руками некоторых наших сограждан программа начинает широко и очень активно внедряться в России. Тем более что деньги на это даются, в том числе, например, Луисом Бентлом, президентом одной из крупнейших табачных компаний США – "UST", очень почему-то заинтересованному в реабилитации от наркотиков наших соотечественников, а подготовкой наших психологов руководят профессионалы из известнейших центров США: Хезелден (штат Флорида), Эшли (штат Мэриленд), Хай Вотч (штат Коннектикут), Сера Тусон (штат Аризона), "Грэймар" (штат Нью-Йорк).

"…Программа "12 шагов" лоббируется со стороны государства и финансируется международными структурами".

Хочется напомнить историю с внедрением у нас Программ демографического сдерживания – "Полового воспитания" и "Планирования семьи" – тоже "хорошо себя зарекомендовавших" (с точки зрения тех, кому мешало население России) и завезённых к нам из США. Потом мы кусали локти и теперь, объявив демографическую проблему первоочередной для России, пытаемся спасти ситуацию! Да что там, по той же схеме внедрялась у нас в стране сайентология, а первыми адептами-внедряльщиками ее в России стали слетавшие в Лондон на стажировку бывшие космонавт и сотрудник МВД. А пресловутая программа "Альфа-Омега" все с тем же протестантским душком, которую тоже пытались протащить через Русскую Православную Церковь скомпрометировавший себя в Ивановской Епархии и изгнанный из неё и из игуменства Николо-Решемского монастыря игумен Евмений?

Пока проблемами химической зависимости будут заниматься некомпетентные люди, ждать положительных результатов не приходится. Мы даже знаем случай, когда серьёзными вопросами акушерства и гинекологии вдруг занялись прапорщики, провизоры, компьютерщики и парикмахеры. Теперь та же история повторяется и с вопросами наркомании. Как говорится в известной басне И.А. Крылова:

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник,
И дело не пойдет на лад.
Да и примечено стократ,
Что кто за ремесло чужое браться любит,
Тот завсегда других упрямей и вздорней:
Он лучше дело все погубит…

Нашу страну губят дилетанты и падкие на западные подачки новаторы-реформаторы.

По свидетельству многих российских исследователей, 12-ти шаговая Программа плохо приживается на нашей почве. Интересно, почему? Да потому что наш менталитет является духовным иммунитетом. В литературе наркологического профиля была опубликована серия материалов, в которых анализировался опыт работы общества АА (А.Л.Игонин. 2007 г.). И хотя авторы в чем-то положительно оценивали этот опыт, их суждения не были уж столь восторженными.

Иеромонах же Иона Займовский, автор книги "Церковь и страдающая личность" и руководитель упомянутого Центра духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловском монастыре, характеризует успехи групп АА/АН, работающих по иностранному образцу, "как беспрецедентный успех". Догадайтесь, где стажировался уважаемый иеромонах?

Очень жаль, что священник, живущий в России, здесь воспитывавшийся и получивший образование, не учитывает накопленный в Русской Православной Церкви огромный опыт душепопечения и излечения духовных недугов.

Это и положительный опыт исцеления пьяниц и алкоголиков в "Обществах Трезвости" перед началом Первой Мировой Войны.

Трудно предположить и печально, если он этого не знает. Ещё печальнее, если знает и отвергает.

Этот опыт теперь активно возрождается в России. Также как и накопленный на сегодняшний день богатый опыт православных организаций по реабилитации наркозависимых. Что же мешает отцу Ионе, православному монаху, изучить и использовать во благо заблудших душ отечественный опыт? Конечно, проще и легче пойти по проторенному Западом пути. Соответствовать, так сказать, духу времени, прослыть новатором-реформатором. Но что ждёт нас в конце такого пути?! Тем более что сам Запад не в восторге от эффективности своих программ.

Можете ли вы представить себе владыку Николая Японского, просветившего светом Православия Японию, "работающим" там для удобства местного населения по "инославным" программам и говорящего "об иных богах"? Или Нестора Камчатского, или вл. Макария Алтайского и многих, многих других? Неужели в России все так безнадежно, что мы вынуждены руками православного священства проводить в православной среде протестантскую или иную миссию?!

В первом номере журнала "Наркология" за 2007 год опубликована статья профессора, доктора медицинских наук, руководителя Отдела судебно-психиатрических проблем наркоманий и алкоголизма ФГУ "ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского" Росздрава А.Л. Игонина "Общество анонимных алкоголиков и перспективы его деятельности в России (обзорное сообщение)". Данный материал, вполне конкретно, с реальных научно обоснованных позиций объективно отражает различные аспекты работы сообщества "Анонимных Алкоголиков/Анонимных Наркоманов (АА/АН)".

Что же представляет собой 12-ти шаговая программа?

Профессор А.Л. Игонин выделяет три основных по сути компонента метода движения АА/АН:

Обращение к религиозным (якобы) чувствам своих членов;

Активное взаимодействие между собой и взаимопомощь друг другу пациентов в группе;

Создание особой антиалкогольной (антинаркотической) социальной среды.

Опыт 12-ти шаговой Программы показал якобы прекрасные результаты её работы во всём мире, и, если можно этому верить, помог огромному числу наркоманов и алкоголиков начать вести трезвый образ жизни. Это, конечно, момент отрадный – тысячи людей перестают быть наркоманами без всякого медицинского лечения, а только изменив свой образ жизни. Но тогда он явно свидетельствует в пользу того, что алкоголизм и наркомания – это болезни, прежде всего, духовные. А если это так, тогда можно предположить и путь к освобождению от чумы XXI века.

Мы не будем сейчас анализировать так называемый "религиозный" опыт работы в 12-ти шагах. Он не только весьма сомнителен, но, с нашей точки зрения, и вовсе не является религиозным. В лучшем случае его можно в какой-то мере назвать "духовным". Но мы же знаем, что между понятиями "религиозный" и "духовный" не стоит знак равенства. Да и духовность духовности рознь!

Рассмотрим второй компонент деятельности АА/АН – групповое взаимодействие. Использование данного метода ни в коем случае не является изобретением общества АА. Это частное проявление групповой психотерапии при наркологических заболеваниях широко использовалось ещё в начале 20-го века в тех же США. Этот метод, по мнению проф. А.Л.Игонина (независимо от того, применяется он членами общества АА или психотерапевтами обычных наркологических стационаров), имеет ряд важных для излечения пациентов эффектов. К ним относятся: достижение сплочённости, внушение надежды, обобщение, альтруизм, предоставление информации, межличностное обучение, развитие навыков в общении, имитирующее поведение, катарсис. Это можно считать важным моментом в процессе реабилитации больных.

Третьим компонентом деятельности общества АА/АН является создание особой социальной среды. Больные и члены их семей общаются не только во время заседания ячеек, но и вне их. Они ведут общественную деятельность по пропаганде трезвого образа жизни и распространению опыта деятельности АА/АН. Однако, к сожалению, и этот вид деятельности АН требует также особого рассмотрения и внесения корректировки.

Следует отметить большой недостаток в деятельности АА/АН, который может привести их (и периодически приводит) к тяжёлым медицинским последствиям. Дело в том, что идеологи АА/АН в своей деятельности дистанцируются от взаимоотношений с наркологическими и психиатрическими учреждениями официальной медицины. Это, с одной стороны, чревато медицинскими проблемами для больных (а нам известны подобные случаи: развитие острых психозов и совершение суицидальных попыток, особенно в постабстинентном и раннем восстановительном периодах, когда у них нередко развивается тяжёлый депрессивный синдром), а с другой стороны – может свидетельствовать даже о их связи с деструктивной сектой – в частности, сайентологическими организациями, занимающимися псевдомедицинской практикой (например, "Нарконон". "Церковь сайентологии" и другие хаббардистские организации (центры дианетики, Криминон" и пр.), которые относятся к опасным деструктивным культам! Сайентология – это образец тоталитарной секты, самая архетипическая тоталитарная секта .

И такая связь прослеживается. У нас имеются документы Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков и прокуратуры г. Москвы, свидетельствующие о том, что 12-ти шаговые Программы в мире активно распространяются на деньги той самой деструктивной секты – Американского Хаббардовского Центра. А сайентологи, как известно, питают особое пристрастие к методам психического воздействия на людей и вторгаются в наркологию со своими сомнительными, а точнее – оккультными, подавляющими волю и сознание личности, методиками, при этом нетерпимо относясь к официальной психиатрии и наркологии.

Неприязнь со стороны сайентологов мы ощутили как на деятельности нашего Центра, так и на себе лично (на меня в штаб-квартире сайентологов в Москве заведено ими досье, о чем несколько лет назад показали по TV – о. Анатолий Берестов).

То, что во всём мире "12 шагов" продвигаются, в том числе на хаббардовские и соросовские деньги, – это общеизвестно, хотя я вовсе не утверждаю, что отцы Иона и Пётр работают на эти деньги. Я этого не знаю, и поэтому утверждать не имею права, но я точно знаю, что в мире 12 шагов распространяются на хаббардовские и соровские деньги.

Анатолий Берестов, иеромонах
Русская линия – 16.10.2007.

Использованная литература

1. Иванова Н., Бирун Н.. "Наркотики: выход есть". С.-Пб-Москва-Харьков-Минск. 2001. -С. 111-112.

2. Невярович В.К. "Порок души".

3. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность. - М.: Даниловский Благовестник, 2005. - С.21

4. Дворкин А.Л. Сектоведение. Тоталитарные секты. - Нижний Новгород: Христианская библиотека. 2006.

5. Займовский Иона, иеромонах. Церковь и страдающая личность". – М.: Даниловский Благовестник, 2005. - C.14.

6. 12 шагов и 12 традиций. - Нью-Йорк, 1989. - С.26.

НАЧАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОГРАММЕ «12 ШАГОВ»:

Движение «Анонимные Алкоголики» (АА) и впервые сформулированная в этом движении «Программа 12 Шагов» явились одновременно и предпосылкой (исторической и идейной) и следствием развития и реализации идеи « ».

«Программа 12 Шагов» формулируется в следующих принципах, называемых «шагами» или «ступенями»:

1) Мы признали бессилие перед своей зависимостью, признали, что наша жизнь стала неуправляемой. (В первом шаге программы «Анонимных Алкоголиков» речь идет о бессилии перед алкоголем.)

2) Пришли к убеждению, что лишь Сила, более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие.

3) Приняли решение вверить нашу волю и нашу жизнь Богу, как (насколько) мы Его понимаем.

4) Произвели глубокое и бесстрашное исследование своего поведения.

5) Признались перед Богом, собой и другим человеком в сущности своих ошибок.

6) Решили целиком подготовить себя к тому, чтобы Бог избавил нас от всех отрицательных черт нашего характера.

7) Смиренно попросили Его устранить наши изъяны.

8) Вспомнили всех, кому мы причинили зло, и приготовились возместить им нанесенный ущерб.

9) Лично возместили ущерб всем этим людям, где это было возможно, кроме тех случаев, когда такое возмещение принесло бы вред им или кому-либо другому.

10) Продолжали критически наблюдать за своим поведением и когда ошибались, то своевременно признавали это

11) Старались путем молитвы и размышления углубить наш сознательный контакт с Богом, как мы Его понимаем, молясь о знании Его воли для нас и о силе для исполнения этой воли

12) Достигнув духовного пробуждения в результате выполнения этих Шагов, мы старались делиться опытом с другими алкоголиками (наркоманами) и применять эти принципы во всех наших делах .

С конца 70-х годов в нашей стране стали появляться первые группы «Анонимных Алкоголиков» (АА), а несколько позже - и «Анонимных Наркоманов» (АН). За прошедшие годы эти движения, особенно АА, значительно разрослись и окрепли. Сейчас в России около двухсот групп АА (из них около 40 - в Москве и Московской области), в которых обрели трезвость уже тысячи людей.

В базе данных на нашем сайте приведены адреса зарегистрированных групп этих движений в разных регионах России. Сведения о вновь образуемых группах, а также обо всех переменах в деятельности существующих групп можно получить по информационным телефонам, также приведенным в базе. На собрании групп самопомощи «Анонимные Алкоголики» или «Анонимные Наркоманы» может присутствовать всякий, считающий, что он имеет проблемы с алкоголем или наркотиками. Родственники этих людей, их друзья, а также все, интересующиеся проблемой алкоголизма или наркомании, могут посещать так называемые «открытые» собрания этих групп. В списке групп дни этих собраний указаны особо.

Очень важно, чтобы родственники наркоманов и алкоголиков сами начали работу в специальных группах самопомощи. На сегодня в разных городах России есть много групп движения, которое называется «Ал-Анон» (от слов «АЛкоголики АНОНимные). Это движение создавалось женами основателей «Анонимных Алкоголиков», которые, начав общаться, увидели, что у них есть множество своих очень схожих проблем, причем многие из этих проблем появились у них с самого детства, то есть задолго до того, как их мужья начали пить. Они поняли, что им не меньше, чем их мужьям, необходимо всерьез и по-новому задуматься о своей жизни, начать совсем по-иному реагировать на то, что в ней происходит. Чтобы научиться этому, они выбрали ту же «Программу 12 Шагов», что лежит в основе движения «Анонимных Алкоголиков», справедливо посчитав, что если она помогает их мужьям, то поможет и им. К тому же это позволило им использовать для решения собственных проблем богатый опыт выздоровления, уже накопленный к тому времени «Анонимными Алкоголиками».

Созданное ими движение, а также появившиеся несколько позже группы родственников наркоманов (они называются «Нар-Анон» - от слов «НАРкоманы АНОНимные») являются наиболее действенным средством выхода из тупика, в котором оказываются ВСЕ члены семьи, где кто-то из ее членов пьет или употребляет наркотики.

Собрания групп проходят в специально установленном порядке . В первой части собрания присутствующие, назвав свои имена (но не фамилии) и свое отношение к проблеме, могут, если хотят, высказаться по обсуждаемой на данном собрании теме. При этом следует опираться, прежде всего, на свой собственный опыт, и говорить только о себе и от себя, избегая общих рассуждений и обобщений. Не принято задавать выступающим вопросы и вступать с ними или с другими присутствующими в дискуссии. Темы собраний определяются группой заранее, они могут либо затрагивать личные проблемы участников ("свободная" тема), либо касаться различных вопросов о болезни, выздоровлении, "программе 12 шагов" и т.д. Во второй части собрания, которая, как правило, проходит за чашкой чая, общение уже ничем не ограничено, хотя и здесь не приветствуются разговоры на темы, не имеющие непосредственного отношения к выздоровлению от зависимости, поскольку главная и единственная цель этих групп - помощь в решении проблем, связанных с зависимостью.