Программа музыкального развития детей с овз. Инклюзивная практика с детьми с особыми возможностями здоровья в музыкально-образовательной деятельности

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 7»

«Музыкальная деятельность, как средство развития детей с ОВЗ»

Подготовил:

музыкальный руководитель

Попов С.В.

2016г.

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. За последний год изменились нормативно - правовые, экономические и административные условия существования системы дошкольных образовательных учреждений.Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста. В связи с этим все образовательное содержание программы, в т. ч. и музыкальное, становится условием и средством этого процесса. Иными словами, музыка и детская музыкальная деятельность есть средство и условие вхождения ребёнка в мир социальных отношений, открытия и презентации своего "Я". Это основной ориентир для специалистов и воспитателей в преломлении музыкального содержания программы в соответствии со Стандартом.В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы. Увлечение компьютерными играми, неограниченный просмотр телевизионных программ приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в коммуникативном общении. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи.

Цель образовательной программы детского сада- создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности (игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и др.) , сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития. Я тесно взаимодействую с учителем-логопедом, мы пришли к выводу, что чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии.

Цель моей работы - помочь детям с ЗПР активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.

Основная задача моей коррекционно-педагогической работы состоит в том, чтобы создать условия для всестороннего развития ребенка с ЗПР в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Охарактеризую основные направления работы музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание дошкольников с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в процессе освоения различных видов музыкальной деятельности:

восприятия музыки - сложного чувственного процесса, наполненного внутренними переживаниями. Восприятие музыки является как самостоятельным видом музыкальной деятельности, так и методическим приемом, предваряющим детское исполнительство (пение, движения под музыку, игру на детских музыкальных инструментах) .

Для слушания музыки я использую вокальные и инструментальные произведения (программные и не программные) , разные по тематике;

детское исполнительство – которое предполагает изобразительно- деятельностное проявление детей в пении, движении под музыку, в игре на музыкальном инструменте;

музыкально-образовательная деятельность - проявляющеяся в усвоении детьми элементарных сведений о музыкальном искусстве, его выразительных особенностях.

детской музыкально-творческой деятельности - выражающейся в элементарных проявлениях в разных видах музыкальной деятельности.

Музыкальное воспитание детей мной осуществляется посредством различных форм музыкальной деятельности:

Музыкальное занятие - основная форма организации музыкального воспитания, обучения и коррекции отклонений в развитии детей с проблемами средствами музыкального искусства. Оно основывается на программных требованиях, составленных с учетом клинико-психологических, возрастных особенностей таких детей. Музыкальные способности дошкольников с проблемами проявляются в совместной деятельности со взрослым.

Художественно-досуговая деятельность - форма музыкальной деятельности дошкольников, включающая праздники, развлечения. Она объединяет детей и взрослых общностью переживаний, дает возможность ребенку приобрести опыт общения, создает ощущение торжества. Красочное оформление помещения, где проводится праздник, музыка, яркие детские костюмы, присутствие родителей-зрителей - все это обеспечивает сильные, незабываемые впечатления ребенка с проблемами в развитии. Праздники и развлечения - важное средство художественного развития, формирования художественной культуры.

Проведение музыкального занятия строится по определённой схеме: Слушание и подпевание; музыкально-игровой показ; забавная гимнастика: пестушки, потешки, песенки, игры, пляски.

Один из главных моментов в музыкальном воспитании детей с различными нарушениями – индивидуальная работа. В общении с глазу на глаз выполняются различные коррекционные задания. Например, в игре «Лошадка», «Синичка», «Тучка- сердючка»- развиваются у детей певческие навыки, которые способствуют развитию коммуникативных навыков.

Упражнения подбираются с учётом не только физических, но и психических нарушений каждого ребенка. При выполнении заданий: «Пой и двигайся, как я», «Строим дом», «Весёлые ладошки», «Музыканты» у детей развивается ритмический слух, ладовое чувство, формируется положительный эмоциональный настрой.

И пускай эти дети выполняют не так чётко и ритмично, но они своим стремлением дарят радость окружающим и близким.

Они чувствуют, что нужны людям, они верят что у них всё получится, а вера в себя – это та внутренняя сила, которая способна победить любые недуги.

Основной формой непосредственно являются музыкальные занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия детей, обучение их элементарному пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучение игре на детских музыкальных инструментах, которым я уделяю на занятиях большое внимание. Почему? Да потому что детское музицирование–одна из самых доступных форм ознакомления детей с миром музыки. Игра на детских музыкальных инструментах способствует общему развитию умственных способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания, слухового восприятия, развития мелкой моторики, двигательной реакции, что очень важно для детей с ОВЗ. Но что самое главное - повышает интерес детей к музыкальным занятиям.

Работа проводится мною организованно и последовательно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально-дидактических игр, имеется большая база детских музыкальных инструментов..

Систематическое применение на музыкальных занятиях музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к таким занятиям, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Наблюдая за тем, как дети с большим удовольствием играют на занятиях с предложенными им музыкальными игрушками, я решил для себя научить их играть на шумовых инструментах (трещотках, маракасах, бубнах, свистульках, ложках, круговых трещетках, колокольчиках и др.) – это наиболее многочисленная подгруппа инструментов и в большинстве своём наиболее доступна для освоения детьми с ОВЗ. Для занятий на них не требуется особой выучки и приёмы игры просты, и представляют собой такие естественные движения, как покачивание, встряхивание, удары.

Работу по обучению детей с ОВЗ игре на шумовых музыкальных инструментах считаю успешной, потому что дети на занятиях получали радость и с нетерпением ждали новых встреч. Лучшая награда за мою работу - сияющие глаза детей, всегда ожидающих чуда, их неиссякаемый интерес к музыке. Свою работу по музыкальному воспитанию детей с ОВЗ считаю маленькой частичкой всего процесса, радуюсь тому, что и мой труд дает возможность сделать жизнь ребят более интересной и привлекательной.

Для детей с ДЦП игра на детских музыкальных инструментах - более доступное направление, чем, например, музыкально-ритмическое развитие, где дети в силу своих физических возможностей менее успешны. Игра на музыкальных инструментах развивает мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус. Далеко не сразу и не все дети могут правильно и хорошо двигаться под музыку, петь, объяснять свои впечатления о прослушанной музыке, поэтому игра на доступных детям музыкальных инструментах в некоторой степени компенсирует их вынужденную бездеятельность. При обучении детей стараюсь создать положительный эмоциональный климат на занятиях, что в свою очередь, позволяет успешно осваивать практический материал. Опираясь на программные задачи и требования, а также изучив опыт работы других педагогов-музыкантов, я систематизировал материал по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах, подобрал музыкально-дидактические игры для лучшего освоения игры на инструментах. Игра на инструментах приносит всем детям удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения.

Программа для музыкальных занятий для детей с ограниченными возможностями здоровья в группе "Особый ребенок" (с интеллектуальными нарушениями) на один учебный.

Реализация программы обеспечивается через использование на занятиях специальных методов и приемов, создание специальных условий, распределения содержания программы, исходя из психофизиологических особенностей ребенка: это прослушивание музыкальных произведений, соответствующего характера, прослушивание детских песенок, акустическое подражание звукам, словам, темпу, ритму музыкального произведения доступным способом, дыхательная гимнастика, логоритмика, движения в соответствии с текстом и музыкой с помощью учителя, приемы игры на элементарных музыкальных инструментах, развитие слухового восприятия и ориентации в основных базовых музыкальных характеристиках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 16

Пушкинского района г.Санкт-Петербурга

(структурное подразделение: Дошкольное)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ: «МУЗЫКА»

для детей дошкольного возраста

с ОВЗ групп «Особый ребенок»

3 -7 лет

на 2017 – 2018 учебный год

Разработчик программы: музыкальный руководитель

Лялене Надежда Анатольевна

Санкт-Петербург

2017 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Музыкальные занятия в группе ОР проводятся два раза в неделю.

Еженедельно планируется проведение индивидуальных занятий.

Музыкально-ритмические занятия имеют большое значение для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Это связано с тем, что характерные для них особенности нервно-психического склада, эмоционально-волевая и личностная незрелость, своеобразие деятельности и поведения, особенности двигательной и психической сферы хорошо поддаются коррекции специфическими средствами воздействия на ребенка, свойственными ритмике. Сущность коррекционной ритмики состоит в коррекции и развитии высших психических функций, средствами музыки и специальных двигательных и психокоррекционных упражнений.

Основной целью музыкально-коррекционной работы с детьми с ОВЗ является создание оптимальных условий для развития эмоционально-волевой, познавательной, двигательной сфер, позитивных качеств личности ребенка и направлена на преодоление нарушений развития, а также на формирование определенного круга знаний и умений, необходимых для успешной подготовки к жизни в обществе.

Структура музыкально-коррекционных занятий

Для достижения оптимальных результатов музыкально-коррекционные занятия строятся, равномерно распределяя психофизическую нагрузку и проводятся по следующей схеме:

Приветствие.

Обязательный ритуал на протяжении всех занятий, оно способствует

развитию координации движений, артикуляции, воспитывает ритмический

слух и имеет огромное значение для эмоционального и психического

самочувствия детей.

Музыкально-ритмические упражнения (ритмо-пластика, логоритмика) – оказывают на детей коррекционное воздействие, развивают внимание, память, ориентировку в пространстве, координацию движений.

Игры и упражнения на дыхание.

Различные виды игр и упражнений на дыхание способствуют развитию интенсивного выдоха, навыков совместных действий. Чрезвычайно велика роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний.

Игры с шумовыми музыкальными инструментами – увлекательное и полезное занятие с детьми, развивающее внимание, память, мелкую моторику,речь, чувство ритма.

Музыкальные сюжетные игры - дарят радость и возможность проявлять свои эмоции, способствуют развитию у детей познавательных интересов и эмоциональной сферы, воспитанию волевых и нравственных черт характера, координации движений, быстроты реакции, ловкости.

Прощание. Обязательный ритуал, аналогичен разделу “Приветствие”.

Календарно – тематический план музыкальных занятий в группе ОЗ -1 и ОР-2

Тема

Кол-во занятий

Тип занятия

Элементы основного содержания

Задачи

Сентябрь

“Настроения и чувства в музыке”

Пальчиковая

Игра

Ритмопластика

Танцевальные

движения

«Ладушки-ладошки» Иорданского

« Где же наши ручки?» Ломовой

«Да-да-да» Тиличеевой

«Киска» Д. Костраба

Побуждать детей передавать ритм ходьбы и бега вместе с воспитателем. Учить детей выполнять простые танцевальные движения по показу воспитателя. Побуждать детей передавать простые игровые действия.

Октябрь

«Золотая осень»

Ритмопластика

Пальчиковая гимнастика

Танцевальные движения

Праздник осени

« Танечка, баю-бай» обр. Агафонникова

«Ах, вы сени» р.н.м. «Ходим-бегаем» Тиличеева, «Побежали» Тиличеевой «Погремушки» Раухвергера

«Солнышко и дождик» Раухвергера

Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. Учить детей начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Побуждать детей передавать игровые образы

Ноябрь

«Природа в музыке»

Игры с шумовыми музыкальными

Инструментами

Логоритмические

Упражнения.

Праздник “День мамы”

Тихо-громко» Тиличеевой «Гопачок» обр. Раухвергера «Маленький хоровод» обр. Раухвергера

«Мышки и кот» Т.Бабаджан

Игры и упражнения на дыхание

Пальчиковые игры

Логоритмические упражнения

Декабрь

«Здравствуй, Новый год!»

Музыкально-сюжетные игры

Ритмопластика

Новогодний праздник

«Новогодняя пляска»

Танец-игра «Со снежками»

«Маленький хоровод» обр. Раухвергера «Зима» Красев, «Наша елочка» Красева

«Дед Мороз» Филиппенко

Выполнять плясовые движения в кругу Учить выполнять притопы, «фонарики», «пружинки». Побуждать передавать игровые образы, ориентироваться в пространстве. Развивать умение подпевать повторяющиеся фразы. Развивать эмоциональную отзывчивость детей. Привлекать детей к посильному участию в празднике.

Январь

«Снежная сказка»

пальчиковая игра

«Мы идём» Рустамова»

«Приседай» обр. Роомере

«Игра в мяч» Красева. «Машина» Волков, «Моя лошадка» Гречанинова

«Наша елочка» Красева

«Как на ёлке у ребят» муз. Петровой

«Дед Мороз» Филиппенко

Побуждать малышей слушать веселые, подвижные песни, понимать их содержание. На музыкальное заключение прищелкивать языком и подражать гудку машины

Февраль

«Песня, танец, марш»

Музыкально-сюжетные игры

Ритмопластика

Игра с шумовыми музыкальными инструментами

.«Вот так, хорошо!» Попатенко, «Пирожок» Тиличеева.

«Мамочка милая» Тиличеевой

Побуждать детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием, ритмично ударять по бубну и двигаться с ним, отмечая двухчастную форму пьесы. Передавать разный характер музыки образно-игровыми движениями. Развивать способность детей следить за действиями игровых персонажей, сопереживать, активно откликаться на их предложения

Март

«Музыкальные инструменты и игрушки»

пальчиковая игра

музвкально-ритмические упражнения

Солнышко» Попатенко «Маму поздравляют малыши» Ю.Слонова «Ноги и ножки» Агафонников, «Прилетела птичка» Тиличеева.

«Кошка и котята» В.Витлина

Учить детей менять движения с изменением характера музыки или содержания песни. Побуждать детей принимать активное участие в игровой ситуации. Эмоционально откликаться на контрастные произведения, познакомиться с песней ласкового характера.

Апрель

«Природа и музыка»

Музыкально-ритмические и танцевальные двиения

упражнения на дыхание

артикуляционные упражнения

открытое тематическое занятие

«Дождик» обр. Фере, «Березка» Рустамов

«Прятки» обр. Рустамова.

«Умывальная» АН. Александрова,«Цап-царап» С. Гаврилова

Двигаться в соответствии с характером и текстом песни, начинать движение после музыкального вступления. Выполнять простейшие движения с платочком. Передавать игровые действия, меняя движения на вторую часть музыки.

Май

«Потешные уроки»

Музыкально-сюжетные игры

Ритмопластика

Игра с шумовыми музыкальными инструментами

«Гуляем и пляшем» Раухвергер, «Жук» Карасевой, «Хорошо в лесу», «Теремок». «Паровоз» А. Филиппенко

Побуждать детей слушать и различать по характеру контрастные пьесы, Петь звукоподражания песни вместе с педагогом.Учить детей двигаться в соответствии с характером музыки, меняя движения со сменой частей.

Итого

*В зависимости от целей, задач и возможностей воспитанников музыкальное наполнение занятий может варьироваться на усмотрение музыкального руководителя (см.планы музыкальных занятий).

Теперь, когда мы научились летать

по воздуху, как птицы, плавать под водой,

как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди.

Инклюзивная практика с детьми с

особыми возможностями здоровья

в музыкально-образовательной деятельности.

По данным Всероссийской диспансеризации 2002 г. количество детей с ОВЗ, к которым относятся дети с нарушением зрения, слуха, речи, интеллекта, с расстройствами эмоционально-волевой сферы и трудностями в обучении, значительно возросло. В 2008 г. были опубликованы два новых документа, которые стали базовыми для интегрированного воспитания и инклюзивных процессов в образовательном пространстве РФ. В письме Министерства образования и науки от 01.01.2001 3АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» говорится: «Получение детьми с ОВЗ и детьми инвалидами образования является одним из основных неотъемлемых условий социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в разных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации прав детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации».

Основой жизненной позиции общества должна стать толерантность. Инклюзивное образование помогает развивать у здоровых детей терпимость к физическим и психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Они способствуют формированию у детей с ОВЗ положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения.

Наиболее распространённой формой получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является специальное (коррекционное) образование. Одной из основных его задач - осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом или психическом развитии ребёнка. В настоящее время инклюзивное образование детей с ОВЗ в дошкольные учреждения России активизируется, апробируются разнообразные формы и модели взаимодействия специального и массового образования, предпринимаются различные попытки создания адекватных условий для наиболее полной социализации и адаптации таких детей.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ОВЗ в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ требует деликатного и гибкого подхода, так как всеми осознается, что не все дети, имеющие нарушения в развитии могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает постепенное включение таких детей в коллектив сверстников с помощью взрослого. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса обучения и воспитания.

Музыкальное воспитание является частью системы коррекционно-педагогической работы , проводимой с детьми ОВЗ (с задержкой психического развития и нарушением интеллекта). Органично вписывается в эту систему, а именно в ее эстетический блок. Умение подражать действиям взрослого формируется постепенно, на протяжении всех этапов обучения, и является одним из основных направлений коррекционной работы на музыкальных занятиях.

Инклюзивное образование, основанная на идеях инклюзии, является одним из актуальных направлений деятельности современной системы образования. Эта идея в ДС № 000 «Облачко» более 7 лет успешно реализуется на практике в музыкальной деятельности. В нашем детском саду (корпус № 1) шесть норма групп, четыре группы с задержкой психического развития и две группы детей с нарушением интеллект. Целью работы музыкального руководителя является создание условий для включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную систему и их социализацию, и формирование толерантного отношения к ним всех детей детского сада. Для реализации идеи были выявлены и обозначены следующие проблемы:

· Неготовность воспитанников детского сада к взаимодействию с детьми с иными физическими психическими способностями

· Отсутствие контактов детей ОВЗ со сверстниками норма групп

· Недоверие родителей, переживающих за своих детей, опасающихся, что их ребенка могут обидеть недобрым словом, назойливо рассматривать. Данная проблема существует и сейчас.

Вовлечение детей с ОВЗ в детский социум – процесс очень болезненный , связанный с предвзятостью и непониманием даже со стороны родителей здоровых детей. Своими некорректными репликами они культивируют негативное отношение к детям с ОВЗ у своих детей. В такой ситуации мы можем говорить о нравственных и духовных изъянах нашего общества, ибо нравственный человек никогда не обидит другого ни взглядом, ни словом.

Цели:

Ø Создание оптимальных условий для успешной постепенной адаптации детей с ОВЗ в детский социум с помощью музыкальной деятельности

Ø Обеспечение коррекционно-образовательного процесса обучения детей с ОВЗ.

Задачи:

Ø Формирова ние толерантного отношения к детям с ОВЗ у детей норма групп

Ø Развитие творческих способностей детей с ОВЗ с помощью детей норма групп

Ø Создание атмосферы гуманного доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, доброжелательными, способными помочь ближнему, стремящихся к совместному творчеству

Ø Максимальное использование разнообразных видов музыкальной деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса

Ø Творческая организация музыкальной деятельности детей норма групп и ОВЗ

Ø Вариативное использование музыкального материала, позволяющее развивать творческие способности каждого ребенка

Ø Уважительное отношение к результатам совместного творчества

Ø Развитие коммуникативных навыков и культуры общения , создание позитивного эмоционального настроя в музыкальной деятельности

Основные этапы и формы работы с детьми ОВЗ для решения обозначенных проблем.

1 этап: годы 2008 – 2010

Организация и проведения музыкальных развлечений и праздников совместно с детьми норма групп

В планомерной работе по формированию толерантного отношения к детям ОВЗ исключительную роль играет инклюзивное образование. Не подлежит сомнению, что именно совместное обучение способствует пробуждению чувства сострадания, формирует в детях жизненные ценности и высокую нравственность.

Организация развлечений - одна из самых простых и доступных форм музыкальной деятельности, огромный мир положительных эмоций и радостных переживаний. Участниками этих мероприятий были дети норма групп и ОВЗ (с задержкой психического развития и с нарушением интеллекта). Особенно успешно дети ЗПР включались в игровые и танцевальные формы, «болели» не только за своих, но и за других детей. Зато дети с нарушением интеллекта – это благодарные слушатели и зрители. Они с удовольствием наблюдали и проявляли эмоциональную отзывчивость, в конце развлечений многие из них с большим желанием танцевали со всеми детьми. Развлечения проводились на темы «День защиты детей», «День юмора и смеха», «День знаний» и т. д.

Организация и проведение праздников - одна из форм музыкальной деятельности, где все виды (игра на музыкальных инструментах, пение, слуховое восприятие, музыкально-ритмические движения) составляют основное ее содержание. Очень успешно были организованы совместные праздники «Новый год», «Здравствуй осень», «Весна красна» и т. д.. При подготовке к праздникам возникла необходимость в совместных музыкальных встречах. Дети ЗПР с интересом наблюдали за пением и игрой на музыкальных инструментах детей норма групп и с большим желанием приняли участие в совместных танцах: гораздо быстрее они научились двигаться змейкой, водить концентрический круг, двигаться парами и тройками по показу своих сверстников.

Ежегодно в преддверии международного дня толерантности в нашем детском саду проходит городская акция «Добротой согреты!» в рамках городского сетевого проекта «Тольятти – город толерантности». Именно детский сад № 000 «Облачко» в 2012 г. по инициативе заведующего стоял у истоков этого движения. Методистами детского сада был разработан план взаимодействия детей норма групп с детьми ОВЗ. Дети ходили друг к другу в гости, проводились совместные занятия по продуктивной деятельности, прогулки, игры. Итогом этой недели был большой музыкальный праздник «Мы вместе», где впервые взаимодействовали дети подготовительной норма группы и дети с нарушением интеллекта. В ходе совместных встреч у многих воспитанников появились новые друзья, они помогали им, чувствовали за них ответственность, совместно пели, играли на музыкальных инструментах и танцевали. Однако следует отметить, что не все дети готовы взаимодействовать с детьми инвалидами.

В ноябре 2014 г. в этом движении приняли участие и другие детские сады: МБУ № 000 «Радуга», МБУ № 000 «Сказочный», МБУ № 000 «Солнечный», № 000 «Гвоздичка». В сентябре 2015 г. к проекту «Тольятти – город толерантности» присоединилась МОУ СОШ №73, а итоговое концертное мероприятие для всех детей ОВЗ и их родителей проводилось в малом концертном зале дворца Детского и Юношеского Творчества (МОУДОД ДДЮТ).

2 этап: годы 2010- 2013

Разработка и реализация адаптивной образовательной программы дополнительного образования для детей ОВЗ (с задержкой психического развития) и норма групп.

В детском саду «Облачко» существует несколько услуг по дополнительному образованию, в том числе и кружок «Шумовой оркестр». Впервые эта услуга была предложена в 2010 г. Родители детей ОВЗ с большим энтузиазмом восприняли эту информацию и записали их почти всей группой в этот кружок. Уже более 5 лет дети ОВЗ занимаются по авторской программе музыкального руководителя

Основная идея программы – это ребенок дирижер. Одна из ведущих задач – воспитание оркестрового мышления, умение сочетать ритмически и темброво различные группы детских музыкальных инструментов. Кредо нашего репертуара – это лучшие образцы классической музыки.

В кружке «Шумовой оркестр» две группы детей: первая – подготовительная норма 10человек, вторая – подготовительная ЗПР 9 человек. Следует отметить, что все приемы игры отрабатываются на обычных музыкальных занятиях. В кружке идет творческая работа над репертуаром, причем берется один и тот же музыкальный материал для всех детей (например: марш из балета «Щелкунчик», Л. Моцарт «Катание на санях»). Есть общие и совместные занятия, когда дети взаимодействуют друг с другом, поэтому нет проблем с концертными выступлениями.

Итогом этой работы становится выпускной праздник, где один из детей (самый активный) занимает место музыкального руководителя и дирижирует оркестром.

Результатом этой творческой работы является очень успешное выступление всех воспитанников кружка «Шумовой оркестр»:

· 2012 -2014 г. г. - Благодарственные письма школы №69 за участие в концертных выступлениях в благотворительном марафоне «Спешите делать добрые дела» городской акции «За жизнь без барьеров»

· 2012 г. – Диплом 3-й степени конкурса инструментальных оркестров и фольклорных ансамблей городского фестиваля детского творчества для детей с особыми возможностями здоровья «Солнечный круг»

· 2010-2015 г. г. – Дипломы лауреатов областного Рождественского фестиваля детского и юношеского творчества «Вифлеемская звезда» в номинации «Шумовой оркестр»

· 2010-2015 г. г. – Дипломы лауреатов областного Рождественского фестиваля детского и юношеского творчества «Пасхальная капель» в номинации «Шумовой оркестр»

· 2012 г. – После выступление на гала концерте именно детей ЗПР с музыкальным номером И. Штрауса «Деревенские ласточки» зал аплодировал стоя, а педагог был отмечен грамотой «За исполнительское мастерство» (видео в приложении)

3 этап: годы 2014- 2015

Разработка и реализация музыкальных проектов, театрализованных представлений (сказок), формирование системы работы по социализации детей ОВЗ и духовно-нравственных отношений воспитанников детского сада

В ходе реализации проектной музыкальной деятельности отмечена большая заинтересованность детей ОВЗ (с задержкой психического развития)

Наиболее интересные из них:

· Проект с использованием интегрированного обучения «В мире волшебных шумовых звуков» для детей подготовительной группы с ЗПР (по принципам программы Карла Орфа). Здесь дети с большим интересом играли на хрустальных фужерах, чашках и блюдцах, озвучивая «Польку» С. Рахманинова. Экспериментировали с листом бумаги, создали шумовой оркестр, используя в игре различные приемы (щелчки, встряхивания и т. д.), озвучивали «Польку» М. Глинки. В продуктивной деятельности разрисовывали шаблоны в фантазийном стиле, изготовили инструменты-самоделки из половинок грецких орехов. На презентации была выставка шумовых инструментов и детский концерт.

· Проект «Придумай свой танец» - созданный с целью развития творческой фантазии у детей с задержкой психического развития и закрепления музыкальных жанров.

· Совместный театральный проект сказки «Красная шапочка да на новый лад». В нем участвовали дети подготовительной норма группы, подготовительной ЗПР и подгруппа детей с нарушением интеллекта. Родители с удовольствием включились в этот проект. Именно они придумали различные дополнительные персонажи. А музыкальный руководитель определил роли в соответствии с индивидуальными музыкальными способностями детей.

· Музыкальная сказка «Лягушка - путешественница». В постановке сказки ее полноправными участниками стали дети ЗПР и с нарушением интеллекта, включаясь в игровые эпизоды сказочного действия.

4 этап: годы 2015- 2016

Перспектива работы - составление карт индивидуального маршрута

Выводы.

В результате многолетней целенаправленной работы по музыкальному воспитанию удалось создать определенные условия, которые:

· Способствуют созданию музыкального пространства для всех детей, в том числе и для детей ОВЗ

· Дети с ограниченными возможностями здоровья получают качественное дополнительное образование в кружке «Шумовой оркестр» и награждены многочисленными дипломами лауреатов городских и областных конкурсов

· Многие воспитанники детского сада «Облачко» демонстрируют свое толерантное отношение к детям ОВЗ

Коллектив педагогов делает все возможное по разрушению стереотипного восприятия проблем инвалидов в детском социуме и привлекает всех своих воспитанников в совместные массовые мероприятия.

Я работаю музыкальным руководителем в детском саду компенсирующего вида, который посещают дети с разными нарушениями зрения и речи.

Зрительный дефект значительно обедняет способность детей к подражанию, образному взаимодействию, они испытывают моторную неловкость, трудности в общении со взрослыми и сверстниками, нет четких представлений об окружающей жизни. При анализе игровой деятельности, дети не сопровождают игры достаточно эмоциональной окраской.

На детей с нарушением зрения музыка оказывает лечебное, коррекционное и профилактическое воздействие и в связи с этим появилась необходимость использования нетрадиционных эффективных методик.

Изучив методику «элементарного музицирования» Карла Орфа включила ее в музыкально-коррекционную деятельность, которая имеет большое значение для всестороннего развития ребёнка с ОВЗ.

Элементарное музицирование – это творческая деятельность, в которой неразрывно соединены музыка, речь и движение. При этом важнейшую роль играют музыкальные инструменты, как орудие музыканта. Концепция Карла Орфа называется «Шульверк» (учусь, делая).

Элементарное музицирование – это игровая педагогика: с детьми играют, но они при этом не осознают, что их учат.

Все участники процесса имеют возможность выбирать пару, инструмент. Таким образом, я включаю элементарное музицирование практически во все разделы НОД. Как только дети входят в музыкальный зал, они уже готовы творить, приветствуя друг друга.

С детьми младшего и среднего возраста включаю «Игру — приветствие», музыка «Индо эу». Учу навыкам «пружинности», смене частей музыки, умению начинать и заканчивать движение вместе со звучанием музыки по показу взрослого или самостоятельно.

На первую часть музыки дети двигаются по всему залу свободно, а на вторую часть находят себе пару и кружатся, или выполняют пружинку.

Дети самостоятельно показывают «фонарики» друг другу, топотушки, сложив руки полочкой, то есть любые музыкально – ритмические движения, соответствующие возрасту.

С детьми старшего возраста – движения усложняются.

Вариант 1: на первую часть музыки можно двигаться, одновременно играя на звучащих жестах: хлопки, шлепки, щелчки и др., а на вторую — тройные хлопки правой рукой, левой и двумя руками, затем прощаются глядя в глаза друг другу и помахав рукой, идут искать другую пару.

Вариант 2: дети ходят парами, по окончании первой части, останавливаются одна пара напротив другой;

2 часть – хлопки: с партнёром напротив, с партнёром наискосок, со своим партнёром.

Последний становится новым дружком (происходит обмен).

Проходя тему недели «Домашние животные», мы можем поприветствовать друг друга как кошечки, собачки, козлики, поросята. Малыши просто промяукать или прохрюкать, а дети постарше уже придумывают каждый свою песенку щенка или коровы с целью развития звуковысотного слуха и чувства ритма.

В гости к детям приходит медведь (игрушка), мы с ним поздоровались (спели «здравствуй, мишка»), прохлопали свои имена и пошли вперевалку напевая песенку на русскую народную мелодию «Я на горку шла»:

Мишка шёл, шёл, шёл

И машину нашёл.

(Дети «садятся» в машину, «берут руль» в руки и едут друг за другом под песню «Машина» муз. М. Красева, остановились, сигналят — «би –би –би»).

Старшие дети могут двигаться в разных направлениях (ориентировка в пространстве), а сигналы придумывать поочерёдно, каждый по – своему, все дети повторяют. Мишка может найти всё, что угодно:

  • «полочка» – танцуем топотушки, сложив руки полочкой;
  • «фонарики» – танцуем ручками фонарики;
  • «конфетка» – кушаем конфету (развитие мимики),
  • «ковырялочка» – закрепляем танцевальное движение (носок – пятка).

Затем дети сами придумывают что нашёл Мишка.

Музыкально – ритмические движения:

Используя одно произведение «Семь прыжков» реализую задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей.

В младшей группе первая часть — это ходьба по кругу, держась за руки и показ различных частей тела.

Вторая часть — с каждым проведением ритмического движения добавляется разный по длительности звук. При этом формируется умение начинать и заканчивать движение вместе со звучанием музыки.

Со старшими детьми игра усложняется. На первую часть музыки дети танцуют свободно (как вариант: с атрибутами или со звучащими жестами), а на вторую часть дети замирают в различных позах по типу «морская фигура», но при этом меняют позу на каждый длинный звук. Это могут быть ледяные фигуры, различные звери, облака и т. д.

На этом материале учу детей ориентироваться в пространстве, находить свои оригинальные движения и жесты для выражения игрового образа.

Используя музыку «Стоп энд гоу», где собраны несколько разнохарактерных музыкальных отрывков, разделённых паузами, учу ребят различать контрастные свойства звуков по высоте, длительности, динамике и тембру, получать радостные ощущения от участия в музицировании.

Вариант 1: дети двигаются свободно по всему залу, как им подсказывает музыка.

Вариант 2: дети сидят, при этом поочерёдно танцуют различные части тела на каждую смену частей в музыке (руки, плечи, глаза – зрительная гимнастика, губы, пальчики и т. д.), на паузу – остановиться и продолжить с возобновлением музыки.

Вариант 3: дети стоят в тесном кругу друг за другом, в руках у каждого шишки, под музыку шишки танцуют на спине у соседа справа. (массаж).

Вариант 4: дети разбирают разные по звучанию музыкальные инструменты и играют поочерёдно различную по характеру музыку.

Подвожу детей к пониманию выразительных свойств звука: например: высокие, лёгкие звуки (снежинки, стрекозы и др); низкие, медленные звуки (бегемот, Дед Мороз и др.)

Дети очень любят петь песню «Кошка Мурка». Здесь я учу детей правильному дыханию, петь протяжно, расширяя певческий диапазон, создаю музыкально – игровой образ, отрабатываю вокально – хоровые навыки.

Эту песню можно использовать в таких лексических темах, как «Транспорт», «Зимние забавы», «Одежда», «Театр».

1. Кошка Мурка едет к нам из-за горы – «би –би».

Она может ехать на машине, на санках с горки – глиссандо сверху вниз — «Ух», по выбору детей. Кто – то из детей играет на ксилофоне остенато на развитие метрического чувства.

2. Будет кошка все дорожки подметать — «вжик – вжик», (движение метлой).

3. Будет кошка у бабули крепко спать (имитация сна).

4. Будет красную пижаму надевать

5. Будет кошечка на сцене выступать.

Текст не высокохудожественный и может меняться в зависимости от поставленных задач:

  • дети сами придумывают текст с помощью педагога;
  • дети подыгрывают на музыкальных инструментах в конце музыкальных фраз

Одна из любимых игр наших детей «Тра-та-та».

Цель: Раскрепощение детей и создание психологически комфортной атмосферы, развитие навыков двигательной импровизации, воображения, фантазии.

Ход игры: Дети поют зачин песни с простейшими движениями: хлопками, шлепками и т. п. Затем двое детей образуют ворота, в которые четверо детей, стоящих друг за другом артистично заходят и замирают в образе какого – либо сказочного героя.

Для первых проведений игры наиболее типичные персонажи – Бабка и Дед. Затем могут появиться кошка, козлик, мышка, робот. Каждый из четырёх детей старается быть не похожим на предшественника и сделать свой образ, с какими – то особенностями. Например, бабка может быть сердитой, хромой, задумчивой и т. д. При повторении игры «ворота» образуют двое последних детей из бывших солистов.

Игра «Концерт».


Цель:

  • Формирование контроля за движениями;
  • Развитие уверенности в себе, сотрудничества в группе.

Одному участнику предлагают быть солистом и встать в центр круга. Остальные берут бубны. Звучит музыка, и все танцуют вокруг солиста, играя на своих инструментах. Все это время солист стоит не двигаясь. Внезапно музыка обрывается, и танцующие замирают, как статуи, держа инструменты на вытянутой руке в любом удобном для них положении. Тогда солист подходит к каждому и играет на всех инструментах по очереди. Либо солистами могут быть два участника одновременно.

Дети любят использовать в этой игре маленькие барабаны, они самодельные и оклеены яркой бумагой, что важно для детей с нарушением зрения, а, так же орф-инструменты.

В связи с вышеизложенным методика Карла Орфа помогает мне:

  • создавать образовательную среду, обеспечивающую переживание ребенком чувства удовлетворения, радости, увлеченности;
  • открывать новые знания у детей на основе импровизации, творческого музицирования;
  • и получить сертификат к аттестации ?