Происхождение турок начало пути. Гурбангулы меняет вектор внешней политики

Заселения Малой Азии тюрками восходит к завоевательным походам турок-сельджуков. Сельджуки были одной из ветвей тюрок-огузов, проживавших до X века в степях Центральной Азии. Ряд ученых считает, что огузы сформировались в степях Приаралья в результате смешения тюркютов (племена Тюркского каганата) с сарматскими и угорскими народами.

В Х веке часть огузских племен переместилась на юго-восток от Приаралья и стала вассалами местных династий Саманидов и Караханидов. Но постепенно тюрки-огузы, воспользовавшись ослаблением местных государств, создали собственные государственные образования - государство Газневидов в Афганистане и государство Сельджукидов в Туркмении. Последнее и стало эпицентром дальнейшей экспансии тюрок-огузов, называемых также сельджуками, на запад - в Иран, Ирак и далее в Малую Азию.

Великая миграция тюрок-сельджуков на запад началась в XI веке. Именно тогда сельджуки во главе с Тогрул-беком двинулись на Иран. В 1055 г. они захватили Багдад. При преемнике Тогрул-бека Алп-Арслане были завоеваны земли современной Армении, а затем нанесено поражение войскам Византии в битве при Манцикерте. В период с 1071 по 1081 гг. была завоевана практически вся Малая Азия. Огузские племена расселились на Ближнем Востоке, дав начало не только собственно туркам, но и многим современным тюркским народам Ирака, Сирии и Ирана. Первоначально тюркские племена продолжали заниматься привычным для них кочевым скотоводством, однако постепенно происходило их смешение с проживавшими в Малой Азии автохтонными народами.

Ко времени вторжения тюрок-сельджуков население Малой Азии было невероятно пестрым в этническом и конфессиональном отношении. Здесь проживали многочисленные народы, на протяжении тысячелетий формировавшие политический и культурный облик региона.

Среди них особое место занимали греки - народ, игравший ключевую роль в средиземноморской истории. Колонизация Малой Азии греками началась еще в IX в. до н. э., а в эпоху эллинизма греки и эллинизированные аборигенные народы составляли большую часть населения всех прибрежных районов Малой Азии, а также ее западных территорий. К ХI веку, когда в Малую Азию вторглись сельджуки, греки населяли не менее половины территории современной Турции. Наиболее многочисленное греческое население было сосредоточено на западе Малой Азии - побережье Эгейского моря, на севере - на побережье Черного моря, на юге - на побережье Средиземного моря вплоть до Киликии. Кроме того, внушительное греческое население проживало и в центральных районах Малой Азии. Греки исповедовали восточное христианство и являлись главной опорой Византийской империи.

Пожалуй, вторым по значимости после греков народом Малой Азии до завоевания региона тюрками были армяне. Армянское население преобладало в восточных и южных районах Малой Азии - на территории Западной Армении, Малой Армении и Киликии, от берегов Средиземного моря до юго-западного Кавказа и от границ с Ираном до Каппадокии. В политической истории Византийской империи армяне также играли огромную роль, было много знатных фамилий армянского происхождения. С 867 до 1056 года в Византии правила Македонская династия, имевшая армянское происхождение и также называемая некоторыми историками Армянской династией.

Третьей многочисленной группой народов Малой Азии к Х-XI вв. были ираноязычные племена, населявшие центральные и восточные районы. Это были предки современных курдов и родственных им народов. Значительная часть курдских племен также вела полукочевой и кочевой образ жизни в горных районах на границе современных Турции и Ирана.

Кроме греков, армян и курдов, в Малой Азии проживали также грузинские народы - на северо-востоке, ассирийцы - на юго-востоке, многочисленное еврейское население - в крупных городах Византийской империи, балканские народы - в западных районах Малой Азии.

Вторгшиеся в Малую Азию турки-сельджуки первоначально сохраняли свойственное кочевым народам племенное деление. На запад сельджуки продвигались в привычном порядке. Племена, входившие в правый фланг (бузук), занимали более северные территории, а племена левого фланга (учук) - более южные территории Малой Азии. Стоит отметить, что вместе с сельджуками в Малую Азию пришли и присоединившиеся к тюркам земледельцы, которые также осели на малоазийских землях, создав свои поселения и постепенно тюркизировавшись в окружении сельджукских племен. Переселенцы занимали преимущественно равнинные территории в Центральной Анатолии и лишь затем продвинулись на запад - к Эгейскому побережью. Поскольку большинство тюрок занимали степные земли, горные районы Анатолии в большей степени сохранили автохтонное армянское, курдское и ассирийское население.

Формирование единой турецкой народности на основе многочисленных тюркских племен и ассимилируемого тюрками автохтонного населения происходило достаточно долго. Оно не было завершено даже после окончательной ликвидации Византии и создания Османской империи. Даже внутри тюркского населения империи сохранялось несколько групп, весьма отличавшихся по образу жизни. Во-первых, это были собственно кочевые тюркские племена, которые не спешили отказываться от привычных форм хозяйствования и продолжали заниматься кочевым и полукочевым скотоводством, осваивая равнины Анатолии и даже Балканского полуострова. Во-вторых, это было оседлое тюркское население, включавшее в том числе и земледельцев Ирана и Средней Азии, пришедших вместе с сельджуками. В-третьих, это было ассимилированное автохтонное население, включая греков, армян, ассирийцев, албанцев, грузин, принимавших ислам и тюркский язык и постепенно смешивавшихся с тюрками. Наконец, четвертая группа пополнялась постоянно за счет выходцев из самых разных народов Азии, Европы и Африки, также переселявшихся в Османскую империю и тюркизировавшихся.

По некоторым данным, от 30% до 50% населения современной Турции, считающегося этническими турками, на самом деле составляют исламизированные и тюркизированные представители автохтонных народов. Причем цифру в 30% озвучивают даже националистически настроенные турецкие историки, тогда как российские и европейские исследователи считают, что процент автохтонов в составе населения современной Турции гораздо выше.

На протяжении всего своего существования Османская империя перемалывала и растворяла самые разные народы. Некоторым из них удалось сохранить этническую идентичность, однако большинство ассимилированных представителей многочисленных этносов империи окончательно смешались между собой и превратились в фундамент современной турецкой нации. Помимо греческого, армянского, ассирийского, курдского населения Анатолии, весьма многочисленными группами, принимавшими участие в этногенезе современных турок, были славянские и кавказские народы, а также албанцы. Когда Османская империя распространила свою власть на Балканский полуостров, под ее контролем оказались обширные земли, населенные славянскими народами, в большинстве своем исповедовавшими православие. Некоторая часть балканских славян - болгар, сербов, македонцев - предпочла принять ислам, чтобы улучшить свое социальное и экономическое положение. Сформировались целые группы исламизированных славян, такие как боснийские мусульмане в Боснии и Герцеговине или помаки в Болгарии. Однако многие славяне, принявшие ислам, просто растворялись в турецкой нации. Очень часто тюркская знать брала в жены и наложницы славянских девушек, которые потом рожали турок. Славяне составляли значительную часть янычарского войска. Кроме того, многие славяне в индивидуальном порядке принимали ислам и переходили на службу Османской империи.

Что касается кавказских народов, то они также с самого начала очень тесно контактировали с Османской империей. Наиболее развитыми связями с Османской империей обладали адыго-черкесские народы, проживавшие на Черноморском побережье. Черкесы издавна шли на военную службу к османским султанам. Когда Российская империя покорила Крымское ханство, в Османскую империю начали переселяться многочисленные группы крымских татар и черкесов, не желавших принимать российское подданство. В Малой Азии расселилось большое количество крымских татар, которые смешались с местным тюркским населением. Процесс ассимиляции был быстрым и безболезненным, учитывая очень большую языковую и культурную близость крымских татар и турок.

Присутствие кавказских народов в Анатолии существенно увеличилось после Кавказской войны, когда многие тысячи представителей адыго-черкесских, нахско-дагестанских и тюркских народов Северного Кавказа переселились в Османскую империю, не желая проживать в российском подданстве. Так в Турции сформировались многочисленные черкесские, абхазские, чеченские, дагестанские общины, которые влились в состав турецкой нации. Некоторые группы мухаджиров, как назывались переселенцы с Северного Кавказа, сохранили этническую идентичность вплоть до настоящего времени, другие практически полностью растворились в тюркской среде, особенно если и сами изначально говорили на тюркских языках (кумыки, карачаевцы и балкарцы, ногайцы, татары).
В полном составе в Османскую империю были переселены воинственные убыхи - одно из адыгских племен. За полтора столетия, прошедшие со времени Кавказской войны, убыхи полностью растворились в турецкой среде, а убыхский язык прекратил свое существование после смерти последнего носителя - Тевфика Эсенча, который скончался в 1992 году в возрасте 88 лет. Многие выдающиеся государственные и военные деятели как Османской империи, так и современной Турции имели кавказское происхождение. Например, убыхом по национальности был маршал Берзег Мехмет Зеки-паша, кабардинцем - один из военных министров Османской империи Абук Ахмедпаша.

На протяжении XIX - начала ХХ вв. османские султаны постепенно переселяли в Малую Азию многочисленные группы мусульманского и тюркского населения с окраин империи, особенно из регионов, где преобладало христианское население. Например, уже во второй половине XIX века началось централизованное переселение греков-мусульман с Крита и некоторых других островов в Ливан и Сирию - султан беспокоился о безопасности мусульман, проживавших в окружении христиан-греков. Если в Сирии и Ливане такие группы сохраняли собственную идентичность в силу больших культурных отличий от местного населения, то в самой Турции они стремительно растворялись в среде тюркского населения, также вливаясь в состав единой турецкой нации.

После провозглашения независимости Греции, Болгарии, Сербии, Румынии, а особенно - после Первой мировой войны и распада Османской империи, - началось вытеснение тюркского и мусульманского населения из стран Балканского полуострова. Были проведены т.н. обмены населением, главным критерием которых была религиозная принадлежность. Христиане выселялись из Малой Азии на Балканы, а мусульмане - из балканских христианских государств в Малую Азию. В Турцию были вынуждены переселиться не только очень многочисленные балканские турки, но и исповедовавшие ислам группы славянского и греческого населения. Наиболее масштабным был Греко-турецкий обмен населением 1921 года, в результате которого в Турцию переселились греки-мусульмане с Кипра, Крита, Эпира, Македонии и других островов и регионов. Аналогичным образом происходило и переселение турок и исламизированных болгар - помаков из Болгарии в Турцию. Общины греческих и болгарских мусульман в Турции ассимилировались довольно быстро, чему способствовала большая культурная близость между помаками, греками-мусульманами и турками, наличие многовековой общей истории и культурных связей.

Практически одновременно с обменами населением в Турцию стали прибывать и многочисленные группы новой волны мухаджиров - на этот раз с территории бывшей Российской империи. Установление советской власти было очень неоднозначно воспринято мусульманским населением Кавказа, Крыма и Средней Азии. В Турцию предпочли переселиться многие крымские татары, представители кавказских народов, народов Средней Азии. Появились и иммигранты из Китая - этнические уйгуры, казахи, киргизы. Эти группы также частью влились в состав турецкой нации, частью - сохранили собственную этническую идентичность, которая, однако, все больше «размывается» в условиях проживания в среде этнических турок.

Современное турецкое законодательство считает турками всех, кто рожден от отца - турка или матери - турчанки, распространяя понятие «турок», таким образом, и на потомство от смешанных браков.

Турки (нация) Турки (самоназвание ‒ тюрк), нация, основное население Турции. Численность в Турции свыше 35 млн. чел. (1975, оценка). Живут также в Болгарии (свыше 700 тыс. чел.), Югославии (около 200 тыс. чел.), Греции (около 100 тыс. чел.), на Кипре (около 100 тыс. чел.), Румынии, Ираке, СССР и др. Говорят на турецком языке . По религии основная масса Т.‒ мусульмане-сунниты. Антропологически большинство Т. относится к средиземноморской расе . Этнически Т. сложились из двух основных компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племён (главным образом огузов и туркмен), переселившихся в Малую Азию из Средней Азии и Ирана в 11‒13 вв., во время монгольских и сельджукских завоеваний (см. Сельджуки ), и местного малоазийского населения. Часть тюркских племён проникла в Малую Азию с Балкан (узы и печенеги). Смешиваясь с местным населением (греками, армянами, грузинами и др.), тюрки ассимилировали часть его, но сами перенимали у него навыки хозяйства и многие черты культуры. В этногенезе Т. участвовали в разное время также арабские, курдские, южнославянские, румынские, албанские и др. элементы. В ходе турецких завоеваний 14‒16 вв. Т. проникли на Балканы и Кипр. Формирование турецкой народности завершилось примерно в 15 в., турецкая нация сложилась в первые десятилетия 20 в.

Большинство современных Т. (около 65%) занято в сельском хозяйстве (земледелие и скотоводство). Число промышленных рабочих ‒ около 2 млн. чел.

В составе Т. есть этнографические группы полукочевников: юрюки, тюркмены, тахтаджи, абдалы и др. Полукочевники, переходя на оседлость, быстро ассимилируются Т. Об истории, экономике и культуре Т. см. в ст. Турция .

Народы Передней Азии, М., 1957; Еремеев Д. Е., Этногенез турок, М., 1971.

Д. Е. Еремеев.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Турки (нация)" в других словарях:

    Турки Türkler … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Турки (значения). Запрос «Турок» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Турки … Википедия

    - (от лат. natio племя, народ), историч. общность людей, складывающаяся в ходе формирования общности их территории, экономич. связей, лит. языка, некоторых особенностей культуры и характера. В бурж. социологии и историографии нет… … Философская энциклопедия

    - (самоназвание тюрк) нация, основное население Турции (св. 50 млн. человек). Общая численность 53,3 млн. человек (1992). Язык турецкий. Верующие мусульмане сунниты … Большой Энциклопедический словарь

    Рок, ркам; мн. Нация, основное население Турции; представители этой нации. ◁ Турок, рка; (разг.) Турка, и; м. Турчанка, и; мн. род. нок, дат. нкам; ж. Турецкий (см.). * * * турки (самоназвание тюрк), народ, основное население Турции (50 млн.… … Энциклопедический словарь

    турки Этнопсихологический словарь

    ТУРКИ - коренная нация Турции давнего соседа России, страны, лежащей к югу от Черного моря. В психологии турок наиболее рельефно проявляются такие черты, как глубокая фанатическая религиозность, выносливость и терпеливость, крайняя неприхотливость в быту … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    I Турки Ахмед Риад (16.3.1902, Танта, 17.1.1971, Каир), египетский физико химик. После окончания Каирского университета работал там же (в 1953 57 декан факультета наук). Возглавлял (с 1957) Национальный исследовательский центр Академии… … Большая советская энциклопедия

    - (самоназв. тюрк) нация, осн. (90%) население Турции. Числ. Т. в Турции св. 32 млн. (1972), в Болгарии св. 750 тыс., Югославии ок. 200 тыс., Греции ок. 100 тыс., на Кипре ок. 100 тыс., в Румынии 15 тыс., Ираке 10 тыс., в СССР 79 тыс. чел. Турецкий … Советская историческая энциклопедия

    турки - рок, ркам; мн. см. тж. турок, турка, турчанка, турецкий Нация, основное население Турции; представители этой нации … Словарь многих выражений

История появления тюркского народа начинается с похода турков – сельджуков. Сельджуки принадлежали к тюркам – огузам, которые жили в цепи Центральной Азии. Многие археологи считают, что тюрки возникли после объединения угорской и сарматской нацией.

Огузы воспользовались обессиливанием соседних народов и основали свою страну Газневидов и Сельджукидов. Создание государства Сельджукидов стало причиной миграции сельджуков к западу Ирана. С 1071 по 1801 годы сельджуки завоевали всю Малую Азию. Огузы переселились на Ближний Восток. При захвате сельджуков в Малой Азии жили люди различной нации. Среди них большую численность имели греки. Греки начали колонизировать землю в 9 столетий до н.э. Греки были опорой Византийской империи и проповедовали восточное христианство.

Образование единого турецкого народа проходило достаточно долго. На основе формирования данного народа лежит объединение нескольких тюркских племен. Формирование народа не было закончено даже после основания Османской республики.

Во время своего существования Османское государство уничтожало все народы. Отдельным народам получилось сберечь свою этническую принадлежность. В состав народа Османской империи входили ассирийцы, армяне, греки, курды, кавказские племена и албанцы. Чуть позже империя захватила земли Балканского полуострова. На этих землях жили македонцы, сербы и болгары. После захвата большинство наций приняли ислам. В Боснии, Болгарии и Герцоговине образовались новые славянские мусульмане.

Богатая знать Османской империи брала в наложницы славянских женщин. Янычарские войска в основном формировались из славянской нации. Кавказский народ был в хорошем взаимоотношении с империей. Кавказцы проживали на побережье Черного моря. Черкесы были в рядах османских войск.

Многие народы стали переселяться на земли Османской республики. Так в государстве образовались черкесские, чеченские и дагестанские коммуны, которые образовали турецкий этнос.

В 19 – 20 веках правители Османской республики переселяли общины мусульманских жителей в православные регионы. Мусульмане – греки были иммигрированы в Сирию и Ливан. Подобным образом, после окончания первой мировой войны суверенность получили Болгария, Греция, Румыния и Сербия. Османское государство начало обменивать народ по религиозной принадлежности. По этой причине в Турцию переместились балканские турки и славяне, которые придерживались правилам ислама. Самый крупный обмен народами состоялся в 1921 году. При обмене в Турции поселились греки из Крита, Кипра и Эпира, Македонии. Переселение произошло очень быстро. Причиной являлись вековые совместные традиций, летопись и культура.

В Турцию перебралась большая группа мухаджиров из России. После становления советской власти в Турцию переехали крымские татары и кавказское племя. Чуть позже сюда же перебрались переселенцы из Китая как казахи, уйгуры и киргизы.

Закон современной Турции считает турками тех, кто родился от турчанки и турка. При этом турками считаются дети из смешанных семей.

являются тюркоязычным народом, говорящим на турецком языке (государственный язык Турции). Согласно статистике, в данный момент на территории страны проживает более 80 миллионов человек, 90 % из которых — мусульмане (сунниты). Как отдельный народ турки появились в конце 13 века, окончательно сформировавшись в 16 веке. В составе этнической группы современных турков находятся 3 племени: тюркские кочевники и выходцы из Персии и Малой Азии. По мнению ученого Д. Е. Еремеева, в формировании турецкого народа приняли участие 30 % разных народностей, и только 70 % составляли тюрки.

Антропологически турецкий народ представляет собой смешение кавказской, балканской и европеоидной расы. Обобщенно — сформировавшаяся народность относится к средиземноморской расовой группе.

До 1915 года (когда произошел геноцид христианского населения турками) на территории Турции проживало много Армян и Греков. Греки в Турции проживали на своей исторической родине в Малой Азии (в античных древнегреческих городах, которые впоследствии были завоеваны тюркскими племенами, переселившимися в Малую Азию).

Турецкие диаспоры существуют во многих странах мира, самые крупные из них базируются в государствах, которые ранее являлись частью Османской империи. Согласно официальному решению ООН, Турки незаконно оккупировали территорию острова Кипр, образовав там Турецкую республику Северный Кипр, которую не признала ни одна другая страна. Самая большая турецкая диаспора проживает на территории Германии, и появилась она там по причине экономического роста страны и повышенного спроса на работников.

В музыке турецкого народа много общего с арабской и иранской традиционной музыкой. Прослеживаются характерные элементы и других тюркских народов Средней Азии, Кавказа (в основном – Азербайджана).

Сельджуки и Османская империя

В начале XI в. полукочевые племена огузов-туркмен во главе с предводителями из рода Сельджуков вторглись на территорию Ирана и за короткий срок завоевали Иран, Ирак, значительную часть Малой Азии. Приняв ислам, тюркские племена осели в отвоеванной у Византии Малой Азии. В начале XIII в. под ударами крестоносцев с запада и затем монголов с востока сельджукское государство распалось. Нашествие монголов положило конец и существованию Халифата Аббасидов; монголы были остановлены в своем победоносном продвижении на Ближнем Востоке лишь мамлюкскими султанами Египта. Под властью монгольских ильханов оказались Иран, Ирак, Закавказье и значительная часть Малой Азии, включая бывший сельджукский султанат.

В начале XIV в. в западной части Малой Азии стало усиливаться небольшое тюркское (турецкое) государство бея Османа. Походы против соседней Византии привели к успеху: вскоре большая часть Малой Азии оказалась под властью османских турок. Во второй половине XIV в. турки вторглись на Балканы и завоевали значительную часть их. Кроме того, турецкие султаны распространили свою власть на восток вплоть до Ирака. Столкновение с армией победоносного Тимура, в конце XIV в. разгромившего монгольское государство ильханов и объединившего под своей властью Среднюю Азию, Иран и значительную часть Ближнего Востока, отбросило турецких султанов на исходные позиции.

Однако после распада империи Тимура турки продолжили свою экспансию. Создав регулярную армию из янычар, султаны уничтожили Византию (захват Константинополя в 1453 г. сопровождался варварскими разрушениями), завершили завоевание Малой Азии и Балкан, а в начале XVI в., сильно потеснив иранских Сефевидов, присоединили значительную часть Армении и северный Ирак. Повернув затем войска на юго-запад, турецкие султаны завоевали Египет и Сирию, установили свою власть в Аравии и заставили последнего из халифов уступить турецкому султану прерогативы повелителя правоверных. Вслед за тем власть турецкого султана была распространена на всю арабскую северную Африку, а в Европе турецкие войска штурмовали Вену. Кроме того, вассалом турецкого султана считался крымский хан, под властью которого находилась значительная часть Причерноморья.

Объединив под своей властью подавляющее большинство мусульманских стран и народов, турецкий султан стал фактическим повелителем правоверных, преемником верховной власти арабских халифов. Однако он уже не мог претендовать на религиозную власть в пределах всего исламского мира. Самостоятельным политическим образованием в позднем средневековье был сефевидский Иран с его в основном шиитским населением, не говоря уже об Индии.

Из книги Судак. Путешествия по историческим местам автора Тимиргазин Алексей Дагитович

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Османская империя: династические традиции Наследницей первых тюрок-завоевателей стала Османская империя, или, официально, Высокое Османское Государство. Государство османских султанов образовалось в 1299 году. В Европе его часто называли Оттоманской империей или

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

Глава 4 Османская империя (Турция) Первые волны тюркоязычных племен в Малой Азии датируются эпохой Великого переселения народов (сер. I тысячелетия н.э.), но в период эффективной власти византийских императоров эти племена достаточно быстро ассимилировались местным

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Тамерлан и Османская империя Тамерлан одержал победы над чингизханидами Кашгарии, южной России и Султанатом Индии. Мы только что рассмотрели тот факт, насколько мало он ценил султана Египта. Единственной силой с которой ему приходилось считаться, так это была Османская

Из книги Месть географии [Что могут рассказать географические карты о грядущих конфликтах и битве против неизбежного] автора Каплан Роберт Д.

Глава 14 Бывшая Османская империя Если Иранское нагорье - это наиболее важное географическое формирование на Большом Ближнем Востоке, то значение полуострова Анатолии (Малой Азии), далеко выдвинутого на запад, по сравнению со всеми остальными частями Азии, является

Из книги Российская империя и её враги автора Ливен Доминик

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 2 Османская империя и ее армия

автора Коллектив авторов

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В КОНЦЕ XV–XVI ВЕКЕ ЭТНОДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ОСМАНСКИХ ЗАВОЕВАНИЙ XIV–XV ВЕКОВ Османские завоевания XIV–XV вв. сопровождались турецкой колонизацией завоеванных территорий, ассимиляцией отдельных групп местных жителей, обращением части

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVII ВЕКЕ НАРАСТАНИЕ ВНУТРЕННИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В ИМПЕРИИ К началу XVII в. Османская империя объединила в своих пределах огромные территории Ближнего Востока, Северной Африки и Юго-Восточной Европы. Она вовлекла в единый государственный организм области и

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ Гасратян M.A., Орешкова С.Ф., Петросян Ю.А. Очерки истории Турции. М., 1983.Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. М., 1992.Зеленев Е.И. Мусульманский Египет. СПб., 2007.Жюльен Ш.А. История Северной Африки. Тунис. Алжир. Марокко. М., 1961. Т. 2: От

автора Рахманалиев Рустан

Глава 7 Османская империя Истоки государства Османов В конце 1270-х гг. на северо-западе Анатолии возникло владение, вошедшее в историю как бейлик Османов – по имени предводителя тюркской племенной группы. «Анатолия» или «Восток» – так греки называли в античное время

Из книги Империя тюрков. Великая цивилизация автора Рахманалиев Рустан

Османская империя и Россия Одним из внешнеполитических факторов, оказывающих значительное влияние на общее положение Османской империи на рубеже XVII–XVIII вв. становятся отношения с Россией. И хотя характер открытого военного противостояния русско-турецкие отношения

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

12.4. ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVII В. Мятежи янычар показали, что на сцену выходит новое военное сословие, осознавшее свои интересы и требующее перераспределения ресурсов в свою пользу. Оказалось, что воины с ружьями могут точно также отстаивать свои сословные интересы, как

Из книги Золотая эпоха морского разбоя автора Копелев Дмитрий Николаевич

Османская империя и герои Алжира Алжирский вызовК началу XVI столетия берега Северной Африки превратились в яблоко раздора, ввергнувшее страны Средиземноморья в непрекращающиеся военные столкновения. Эта полоска земли, протянувшаяся тысячью километрами скалистых

Из книги История Ближнего и Среднего Востока с середины I тыс. до н.э. до XVIII в. автора Овчинников А. В.

9. Османская империя После распада Сельджукской державы на территории Малой Азии остался Румский султанат Сельджукидов (Карта 48) с военно-ленной системой землевладения. Правители Рума провели своего рода «социальную революцию», освободив рабов и крепостных, что

Из книги История ислама. Исламская цивилизация от рождения до наших дней автора Ходжсон Маршалл Гудвин Симмс

Сельджуки: тюркская империя и мусульманское единство Довольно успешную попытку восстановить единство мусульман предприняли султаны Сельджукиды: идеал единого исламского государства все еще влиял на умы жителей земель вокруг Багдада, где пришли к власти сельджуки.