Произведение демон. Демон» Лермонтова: философская проблематика

марта 02 2010

Мысль о «Демоне» появилась у Лермонтова еще в юности, во время обучения в Московском благородном пансионе, и вынашивалась поэтом много лег. Кавказские впечатления подсказали ему выбор места действия поэмы, а знакомство с грузинскими народными легендами помогло в создании сюжета. Во время второй ссылки окончательно отработал текст и привез «Демона» в Петербург, собираясь напечатать поэму в «Отечественных записках». В образе Демона, существа фантастического и нереального, отражены в сущности реальные настроения, являвшиеся типичными для многих лучших людей эпохи. Николаевский режим с его деспотизмом, произволом, вся лицемерная николаевская политика вызывали чувство протеста, выражавшегося чаще всего не в прямых политических выступлениях, а в отрицании действительности и презрении к ней. Как известно, эти чувства звучали в стихотворениях Лермонтова. Они являются основными и в поэме.

Демон - сильное, гордое существо, не примиряющееся ни с богам, ни с людьми. Он царь познанья и свободы, бунтарь, не принимающий ничего и готовый ‘все разрушить. Дух протеста, свойственный Демону, презрение “его к ничтожеству земли вызывали глубокую симпатию, читателей, не мирившихся, с убогой действительностью. Но сильный и гордый Демон бесконечно одинок. Устав от одиночества, он ищет спасения в любви к Тамаре. Однако его любовь приносит Тамаре гибель, потому что и в любви он остается индивидуалистом. Опустошенный постоянной ненавистью и презрением, Демон не может возродиться для добра и снова оказывается «один, как прежде, во вселенной, без упованья, без любви».

Одиночество Демона было символически обобщенным художественным выражением того одиночества, на которое николаевская система обрекла лучших людей общества. И все-таки, искренне сочувствуя своему герою, иногда даже любуясь им, Лермонтов не восхищается Демоном, а развенчивает его. Противопоставив себя всему миру, Демон отрицает и ненавидит все («Все, что пред собой он видел, он презирал ненавидел»); он не имеет никакой цели, никакого положительного идеала (он «все благородное бесславил и все прекрасное хулил»), и поэтому его отрицание бесплодно, оно не может принести ни удовлетворения, ни . Показывая трагическое одиночество утратившего всякую веру в добро Демона, Лермонтов утверждает необходимость положительного идеала для человека. В этом отношении Демону противостоит Мцыри, подлинно положительный герой Лермонтова, сочетающий отрицание монастырского плена с утверждением красоты свободной жизни.

Важно подчеркнуть , что для 30-х годов ценным было неприятие действительности, протест против нее, поэтому в свое время Демона имел несомненно прогрессивное значение. Но судьба этого гордого одиночки продолжала волновать людей и в иные времена. Когда чей-нибудь насильственный гнет делался особенно нестерпимым, вспоминался лермонтовский Демон. Составление канвы позволяет установить теснейшую связь творчества Лермонтова с общественно-политической жизнью страны, Но в отдельных случаях целесообразно предложить вместо таблицы составить рассказа о том или ином периоде жизни Лермонтова.

Чем можно объяснить исключительный успех стихотворения Лермонтова? Оставаясь хронологически в рамках первого периода русского освободительного движения, Лермонтов преодолевал узость мировоззрения декабристов, далеких от народа. Весь его жизненный и творческий путь - это непрестанное движение к народу. Продолжая декабристские идеи в , Лермонтов в го же время стал поэтом нового поколения борцов за освобождение народа, поэтом, приближающимся к революционно-демократическому направлению русской поэзии.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Кратко об идейном содержании поэмы «Демон» Лермонтова . Литературные сочинения!

Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю.Лермонтова.

«Демон» – поэма, над которой М.Ю.Лермонтов работал на протяжении всего своего творческого пути. Образ Демона владел
чувствами и мыслями поэта с четырнадцатилетнего возраста. Он много раз переделывал начатую поэму. Но с каждой новой
переделкой поэма становилась всё более художественной по содержанию и по форме.
В основе поэмы «Демона» – древний миф о гордом ангеле, восставшем против Бога. Сюжет поэмы не сложен. Основное место в
поэме занимают монологи Демона, раскрывающие его мысли и чувства, описания природы, подробные изображения переживаний
героини – Тамары.
Демон, «печальный дух изгнанья», которому в жизни наскучило всё, видит смертную девушку, красавицу Тамару… Он очарован
ею. Охваченный чувством любви, он мечтает о возрождении. Ему кажется, что любовь Тамары приведёт его к добру, к правде.
Он проникает в монастырь, где после гибели жениха скрывается Тамара, и своими пламенными речами возбуждает к себе
жалость и сочувствие Тамары. Поцелуй Демона оказывается смертельным для Тамары. Демон пытается овладеть её душой, когда
светлый ангел уносит её в рай. «Она моя!» – восклицает Демон, но ангел отвергает его.

И проклял Демон побеждённый
Мечты безумные свои,
И вновь остался он, надменный,
Один, как прежде, во вселенной,
Без упованья и любви!..

Нетрудно убедиться в том, что отец Тамары и её жених – фигуры второстепенные. Главными героями являются Демон и Тамара.
Лермонтов называет Демона «духом познанья и сомненья» и наделяет чувством неукротимой гордости. Демон отрицает
существование гармонии в мире, с презрением смотрит на несчастный род людской и находится в непрерывной и вечной борьбе
с божеством. Он горд и одинок, замкнут в своих переживаниях, и холод одиночество причиняет ему безграничное страдание.
Это – символ индивидуализма. Но если Демон является символом, то естественно видеть и в образе Тамары нечто
символическое. Иначе вся поэма обратится в сказку, лишенную смысла и значения. В Тамаре сильно подчёркнута одна черта –
необычайная красота.

…Ни единый царь земной
Не целовал такого ока;
Гарема брызжущий фонтан
Ни разу жаркою порою
Не омывал подобный стан,
Ещё ничья рука земная,
По милому челу блуждая,
Таких волос не расплела.

Итак, Тамара – символ красоты. Влечение Демона к Тамаре – это отчаянная попытка замкнутого в себе индивидуалиста выйти
из состояния отчуждённости и вынужденного бездействия, найти в красоте отраду и забвение. Но любовь гордого
индивидуалиста заканчивается печально.
В развязке выступает «Ангел» – символ противоположных Демону начал: любви и прощения. Появление Ангела подчёркивает всю
безысходность положения Демона: на пути, по которому он идёт, на пути индивидуализма, когда собственное «я» ставится в
центре всего существующего, нет ни счастья, ни живой деятельности.
Образ Демона является двойственным. С одной стороны в нём воплощено отрицание всего косного, отрицание человеческой
пошлости, ограниченности, устаревших авторитетов, преданности старым устоям и традициям. Демон произносит страстную
речь, в которой клеймит земную жизнь,

Где нет ни истинного счастья,
Ни долговечной красоты,
Где преступленья лишь да казни,
Где страсти мелкой только жить,
Где не умеют без боязни
Ни ненавидеть, ни любить.

В этих словах многие справедливо видели характеристику современного им дворянского общества.
Но взамен «жалкого света» , отрицаемого Демоном, он не обещает Тамаре безмятежного благополучия. Он зовёт её в тот мир,
где она будет жить полной, истинно человеческой жизнью, где ждёт «иное страдание», «иных восторгов глубина». Он обещает:

Пучину гордого страданья
Взамен открою я тебе…

И содержание речей Демона, и горячее чувство, которым они насыщены, привлекают нас к герою поэмы. И всё же Демон в
поэме осуждён.В нём осуждён его крайний индивидуализм. Он презирает людей. Мечтая о любви Тамары, которая должна спасти
его от страшной многовековой тоски, дать смысл его существованию, Демон думает только о себе. Его любовь к Тамаре
целиком эгоистична. Вот почему он не может дать счастья ни ей, ни ему, и после попытки овладеть ею он вновь обречён на
скитания.
В романтическом образе Демона отразились и различные черты некоторых людей лермонтовской эпохи: резко отрицательное
отношение их к отжившим устоям и авторитетам, сочетавшееся в них с гордой замкнутостью, с крайним индивидуализмом.
Но одновременно в Демоне остались черты неотразимо-привлекательные: протест против деспотизма, откуда бы он ни исходил,
порыв к свободе, неустрашимая мысль.
Современники Лермонтова воспринимали его поэму как призыв к освобождению и как осуждение существующих общественных
условий. Увлечение «Демоном» было велико: он в рукописях ходил в публике, как некогда ходило «Горе от ума».
По словам одного из известных критиков того времени, все увлеклись так «Демоном» потому, что пафос его есть с «небом
гордая вражда».

Задачи и тесты по теме "Сюжет, проблемы, образы одной из поэм М.Ю.Лермонтова."

  • Формы слова. Окончание. Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова - Состав слова 3 класс

    Уроков: 1 Заданий: 9 Тестов: 1

  • Синтаксис и пунктуация - Важные темы для повторения ЕГЭ по русскому языку
  1. Демон- Его образ олицетворяет собой возрождающееся зло, отрицающие свою человеческую природу. Демон полностью отрицает существование добрых человеческих чувств, он находится на грани отрицания существования реального мира. Он скептически относится к жизни людей, к их чувствам и переживаниям. Демон не скептик, он страдающее от бессмысленности окружающего его мира, зло. Однако не стоит отрицать, мрачное, загадочное обаяние Демона.Демон главный судья человеческого мира. Он полон отчаяния отомстить всему живому, обществу и Богу. Прообраз главного героя взят из ветхого завета, из истории о крушении Вавилона, повествующей о восстании падшего ангела против земного Творца.
  2. Тамара- Противоположностью главного героя, злого творца человеческих чувств, является Тамара. Образ Тамары основан на наивном представлении мира. До встречи с Демоном жизнь Тамары была наполнена радостью, счастьем, безмятежностью на фоне прекрасных пейзажей. Каждый день Тамара наслаждалась чудесами природы, ее звуками и цветами. После смерти жениха, сердце Тамары наполнилось горестью и печалью.Эти два героя соединены в одно целое, они являются абсолютными противоположностями друг друга, которые непременно должны быть рядом. Демону не хватает жизнерадостности, цельности и безмятежности, которыми обладает Тамара. Цельность уклада ее жизни означает для Демона свободу, принятия самого себя и понимание человеческой сущности. Встреча Демона и Тамары означает потерю цельности и естественности главой героини – начало познания собственного «я» главных героев.

Начало поэмы

Демон пролетает над чудными пейзажами Кавказа: его живописными горами, реками, удивительной яркости зеленью и самобытным народом. Ничего не радует Демона, все вызывает в нем ненависть и презрение. Демон испытывает одиночество, бессмысленность бытия.

Его грызет бессмертие и власть над человеческими судьбами. Перед ним Грузия с роскошными долинами и вершинами гор. Вдруг, он видит праздничное веселье – грузинский князь Гудал отдаёт замуж единственную дочь.

Демон любуется красотой Тамары

На свадьбу собрались многочисленные родственники невесты. Вокруг смех, вино и пляски. Как сообщает Гудал, жених приедет к вечернему застолью. Свадьба Тамары и Синодала — самое значимое событие в стране, на которое собрались молодые владыки, важные господа и все горожане. Слуги расстилают украшенные золотом ковры, разливают вино. По традиции, перед приездом жениха Тамара должна станцевать грузинский танец с бубном.

Девушка исполняет танец, обаяние которого задевает полную презрения душу Демона. Он любуется девушкой, испытывая при этом неведомые до сих пор искренние, человеческие чувства.

Мысли невесты

Во время танца Тамару обуревают самые разные мысли. Она боится оставить отца одного, уехать из родного дома, где жила безмятежно и счастливо.

Она жаждет встречи с молодым князем – готовится стать женой красивого, богатого, влюблённого в нее, Синодала. Отдаваясь танцу, музыки, ритму бубна, она отбрасывает прочь сомнения и тревоги.

Смерть Синодала

Главным событием всего произведения является смерть жениха Тамары. Демон не в силах противиться охватившему его счастью при взгляде на прекрасный танец Тамары. Он любуется ее красотой, обаянием и безграничным счастьем.

Как настоящий тиран, он приказывает разбойникам убить Синодала. Раненный жених мчится к своей любимой, но смерть забирает его у крыльца ее дома.

Тамара покидает родной дом

Сердце Тамары разбито, ее отец горюет о неудачной женитьбе своей единственной дочери. Засыпая, Тамара слышит прекрасный, удивительный голос, зовущий ее в бескрайние просторы снов.

Во сне девушка встречает красивого мужчину. Однако проснувшись утром, она понимает, что сон «фальшивый» — Демон искушает ее. Тамара решает уйти в монастырь, чтобы уберечь свою жизнь и достоинство от проделок лукавого. Сотрясая проклятьями воздух, отец дает свое разрешение, и Тамара становится монахиней.

Смерть Тамары

В монастыре Тамару постоянно преследуют мысли о Демоне. Она понимает, что ее нестерпимо тянет к этому мужчине. Она молится святым, преклоняется перед Демоном и не знает, что делать. Физическая близость с Демоном для Тамары равна смерти.

Демон понимает это и решает отменить свой коварный план. Но Демон не может совладать со своими чувствами и ночью он врывается в келью Тамары.

Даже на смертном одре Тамара улыбается. Смертельно несчастный Гудал похоронил единственную дочь в церкви на вершине холма. Ангел унес ее душу на небеса. Демон кричал ему наперерез: «Оставь ее, она моя!». В ответ же ангел отвечал: «Исчезни, Демон. Долго ты торжествовал.

Бог знает правду – Тамара любила и страдала, ее душа окажется в раю». Забыв свои безумные надежны, Демон навсегда остался одинок.

На вершине холма у могилы Тамары свистит ветер, видны развалины церкви и ходят легенды о любви Демона к смертной красавице. Вокруг могилы копошатся ящерицы и змеи, и лишь высокие горы охраняют безмятежный вечный сон Тамары.

Тест по поэме Демон

Поэзии.

Сюжет

Демон смотрит на мир с неземной высоты. Он видит чудесный мир Кавказа. Казбек, Терек и вьющаяся река Дарьяла наводят на него презренье и тоску. Его все перестало уже радовать, даже власть перестала его вдохновлять. Он облетает свои владения, ландшафт медленно изменяется. Все красоты здешнего мира не могут вызвать даже новых дум.

Он замечает праздник некоего феодала Грузии по имени Гудал. Феодал отмечает приготовление свадьбы своей единственной дочери, наследницы всех его земель.

Вся родня собралась и уже начала отмечать. Вино льется рекой. Жениха еще нет. Он приедет только вечером. Синодал, жених Тамары весьма знатен. Приготовления подходят к концу. Невеста, по обычаям этой страны, должна станцевать предсвадебный танец и уже вовсю готовится к нему. Невеста начинает танцевать, ее танец прекрасен и женственен. Она еще не знает, как встретит ее новая семья и наслаждается последним днем в родительском доме. Тамара счастливая, она выходит замуж по любви, ведь выбор отца совпал с ее выбором, но все равно страшно, ведь здесь она свободна, а что ее ждет там…

Отец горд за свою прекрасную дочь. Ей восхищаются все гости, поднимая вина за ее здоровье, и произнося самые почтенные тосты. Даже демон не смог отвести взгляд от юной красавицы. Он вновь и вновь пролетает над замком феодала, не имея возможности улететь прочь. В душе Демона появляются чувства. Он ощущает страсть к земной девушке. Демон не может допустить свадьбы и убивает своего соперника, насылая на него разбойников. Разбойники разгромили все приготовления к свадьбе и убивают всю охрану. Лишь благородный конь князя вывозит своего хозяина, уже раненого в бою, за пределы досягаемые разбойниками. Но, когда уже было спокойно за его жизнь, в него попадает шальная пуля. Верный конь продолжает свой путь с уже полуживым феодалом. Синодал прискакивает обратно и падает у ворот.

Семья невесты разбита. Девушка плачет, незаметно, в ночи, появляется незнакомый, очень приятный и спокойный голос. Он пытается утешить красавицу, и когда она немного успокаивается, он обещает приходить к ней вечерами, каждый день. Тамара осматривается, никого не видя, приходит к мнению, что все это ей привиделось.

К утру девушка засыпает. Она видит странный сон в котором неизвестный пришелец, склоняет свою голову. Она не понимает кто это, он не похож на ангела, в нем нет той чистоты и тех прекрасных кудрей, но так же он и не похож на нечто злое, ведь смотрит с нежностью и любовью. Тот голос сдерживает свое обещание и как только красавица готовится ко сну, он приходит к ней. Понимая, что вероятнее всего этот дух злой, она просит отца отдать ее в монастырь. От женихов нет отбоя, Тамара отказывает всем. Отец злится, вновь и вновь отказывая ей в просьбе. Отец грозит ее проклясть, но девушка опять не уступает. Тогда Гунал разрешает дочери отправиться в священную обитель, но и здесь дух не оставляет ее в покое. Тамара и здесь видит его образ, да те самые глаза что приходили к ней в отчем доме.

Девушка падает у иконы, бесконечно молясь святым, но через некоторое время понимает, что все ее молитвы обращены к нему. Красавица понимает, что влюбилась в этот голос и в эти глаза. Демон знает то, что не знает прекрасная княжна, ведь ежели у них хоть на миг будет физическая близость, то для нее это обратится горем, она умрет. Демон безумно желает предстать перед Тамарой, но он уже почти готов отказаться от плана, чтобы не навредить прекрасной земной девушке. По крайней мере, ему уже начинает так казаться. Одной ночью он приближается к заветной келье, а когда делает попытку уйти, то понимает, что не имеет возможности взмахнуть крыльями. Они не шевелятся. Он роняет слезу на пол, нечеловеческую, такую которая прожигает все на своем пути.

Он уже не призрачный образ в темноте, он прекрасный мужчина, пусть и с крыльями, но очень красивой наружности. Он приближается к уснувшей девушке, но в мгновение ока ему преграждает путь ее ангел. Ангел требует уйти и не прикасаться к Тамаре. Демон объясняет ему, что он пришел слишком поздно, что это его владения, и ангелам сюда проход закрыт. Тамара просыпается и, не узнавая в нем прекрасный призрачный образ, пугается его. Демон открывает душу красавице и перестает казаться ей опасным. Девушка жалеет Демона. Она просит не обманывать ее и не играть с ее доверчивостью. Демон дает ей клятву. Он клянется всем, что ему подвластно, и земным и неземным. Но чего не наобещает влюбленный мужчина, при желании овладеть женщиной, а если представить себе, что этот мужчина Демон… Он обещает и забрать ее в свой мир и построить рай на земле.

Заканчивается это свидание, не только первым прикосновением к руке Тамары, а жарким поцелуем ее уст, нежных, трепетных, ласковых, как лепестки роз. Делая обыкновенный обход, сторож останавливается возле комнаты Тамары, так как слышит в ней звуки любви, ноты нежности и жадного поцелуя. Он притих у двери княжны, прислушался, и стон доносящийся из комнаты, его привел в ступор, он был ужасен, слаб но слышен сквозь прочные двери. И вот он услышал предсмертный крик монахини.

Гуналу приходит извещение, что дочь его скончалась в монастыре. Он забирает ее мертвое тело. Отец желает похоронить свою единственную дочь на семейном кладбище, где когда-то давным-давно, один из их родственников, чтобы искупить свои грехи, построил прекрасный храм. Так же отец не хочет видеть свою принцессу в гробу в лохмотьях монахинь. Он дает указ одеть ее так, что бы она была прекрасней чем когда либо выглядела на праздниках. Уже прошло три дня и три ночи, Гунал скачет быстрее поезда. Все кто рядом с княжной, находятся в молчании и безмолвии. Уже несколько дней прошло с минуты смерти Тамары, а ее кожа все прекраснее и белее становится, а улыбка, застывшая в миг кончины, все еще не спадает с ее лица.

Тамару хоронят. Караван пускается в обратный путь.

Гунал сделал все правильно, ведь прошло уже много лет с тех пор, как произошел тот трагический финал. Река размыла дом феодала, она уничтожила всю память о некогда живших в этом доме хозяев, но милый храм все стоит, а могила девушки по имени Тамара, находится так высоко, что нет возможности туда добраться человеку.

История создания

«Демон» - это одно из центральных произведений Лермонтова, над которым Лермонтов работал больше десяти лет (1829-1839). Он начал писать эту поэму еще в четырнадцатилетнем возрасте, когда учился в университетском благородном пансионе. В ту пору он задумал поэму о демоне и ангеле, влюбленных в одну монахиню. Потом Лермонтов изменил замысел: в новом варианте демон влюбляется в монахиню и губит её из ненависти к ангелу-хранителю.

В этих ранних редакциях действие поэмы происходило вне времени и пространства. Затем Лермонтов задумал приурочить поэму ко времени «пленения евреев в Вавилоне». Этот библейский вариант остался ненаписанным. По тексту четвертой редакции можно догадаться, что действие перенесено в Испанию: появились некоторые детали в описании – «теплый южный день», «лимонная роща», «испанская лютня». Однако общий характер поэмы от этого не изменился.

Вернувшись из Грузии, Лермонтов подверг поэму капитальной переработке. Горы Кавказа, Казбек, который кажется пролетающему демону «гранью алмаза», «излучистый Дарьял», Кайшаурская долина, зеленые берега светлой Арагвы, угрюмая Гуд-гора оказались самой подходящей обстановкой для лермонтовской поэмы. В новом варианте «Демона» появились развернутые описания грузинской природы и грузинского феодального быта. Романтическая поэма о любви небожителя к смертной приобрела черты подлинного реализма. В этой «кавказской» редакции 1838 года, созданной Лермонтовым в Петербурге вскоре после возвращения из ссылки, она стала одним из самых замечательных произведений русской поэзии.

Некоторые дореволюционные исследователи считали Кавказ некоей условной декорацией, экзотическим обрамлением, подчеркивающим образ «гордого мятежника», заимствованный Лермонтовым у западных романтиков. Однако кавказский материал в «Мцыри» и в «Демоне» не экзотическое обрамление в стиле «восточных повестей» Байрона (хотя у Лермонтова «Демон» и назван «восточной повестью»), а органическое претворение непосредственных переживаний и наблюдений, благодаря которым прежние сюжеты приобрели новое качество. Несомненно, что решающее влияние на создание новой редакции оказали на Лермонтова грузинские народные предания, легенды и песни, знакомство с бытом и нравами новой для него страны.

Еще в 1880-х годах первый биограф Лермонтова, П.А. Висковатов, писал о том, что поэт, «странствуя по Военно-Грузинской дороге, изучал местные сказания, положенные в основу новой редакции «Демона». Однако он не подкрепил своих предположений развернутыми доказательствами, а либерально-буржуазная критика, стремившаяся связать творчество Лермонтова с западноевропейской литературной традицией, естественно, обошла эту статью полным молчанием.

Поэма основана на библейской легенде о павшем ангеле, восставшем против бога. К этому образу, олицетворяющему дух отрицанья, обращались многие европейские писатели: Мефистофель в «Фаусте» И.В. Гете, Сатана в «Потерянном рае» Мильтона, Люцифер в «Каине» Дж. Байрона. В основе сюжета – стремление духа отрицанья и зла к добру и красоте. Это стремление рождается под влиянием любви, а финал поэмы говорит о недостижимости такой мечты по разным причинам: несовершенство мира и невозможность прийти к свету без покаяния и раскаяния.

Художественные особенности

Лермонтов меньше всего хотел создать образ дьявола, ещё одного Мефистофеля . Поэт пытается пробудить сочувствие к своему герою. Сочувствие вызывает его одиночество и разочарование. Дьявол причиняет боль, а Демон сам страдает. Дьявол воплощает мир обыденности, а Демон воплощает грусть по высокому идеалу. Зло в душе Демона побеждается красотой. Читатель верит в искренность раскаяния Демона, когда он плачет из-за сочувствия к человеческому роду:

И, чудо! из померкших глаз

Слеза тяжелая катится…
Поныне возле кельи той
Насквозь прожженный виден камень
Слезою жаркою, как пламень,

Нечеловеческой слезой!..

Читатель верит в глубину чувств Демона к юной красавице Тамаре. В любви к ней он видит надежду на возрождение другой, высокой и чистой жизни:

И входит он, любить готовый,

С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора….

О! выслушай - из сожаленья! Меня добру и небесам
Ты возвратить могла бы словом.
Твоей любви святым покровом
Одетый, я предстал бы там,

Как новый ангел в блеске новом…

Лермонтов вкладывает в уста Демона жаркие слова любви. Эти страницы являются самыми впечатляющими страницами в поэме. Вся душа Демона выражается в любви к Тамаре, для зла в его душе не остается места. Слова Демона убеждают, что это высокое чувство. Эти слова превозносят и саму женщину. Как и все романтики, Лермонтов утверждает благородную роль любви в мире, воспевает «вечную женственность ».

Поэма Демон лежит в основе одноименной песни финской дум-метал группы «Курск », а также в одноименной песни группы «

/ / Демон

Демон стал центральным образом одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. В этом произведении он представлен не как страшное чудище – исчадие ада, а как прекрасное крылатое существо. Демон – это падший ангел, изгнанный с небес за неповиновение. А наказанием для него стали бессмертие и вечное забвение. Вечность он проводит в тоске и одиночестве, его переполняет злость и чувство ненависти к мирским делам.

На страницах поэмы Демон предстает перед нами в трех разных образах.

Сначала мы видим его как существо, которое устало от совершения злых дел. Его ничего не радует и не привлекает внимание. Но все меняется в один миг – он видит прекрасную танцующую девушку. Это была Тамара.

Демон понимает, что поддался земному чувству любви. Он очарован красотой девушки. Демон не хочет снова творить зло. Он пытается избавиться от своего вечного одиночества, он пытается обрести счастье, освободится от проклятий. Услышав песню Тамары, опьяненный чувством любви, Демон проливает слезу, но его слеза не простая, она прожигает камень у монастырской стены.

Злой дух понимает, что его любовь погубит Тамару. Но его цель скинуть оковы вечного проклятия, вернуться в рай, пусть даже ценой жизни ни в чем не повинной девушки.

После того, как Тамара умирает, между ангелом-хранителем и Демоном разворачивается битва за душу девушки. Ангел побеждает, и душа Тамары отправляется в рай.

А Демон остался ни с чем. Он все также одинок. У него нет ни любви ни веры, осталась только вечность.