Прощание с матерой читать анализ. Анализ прощание с матерой

Валентин Григорьевич Распутин - замечательный современный писатель. Его перу принадлежат хорошо известные читателям произведения: “Деньги для Марии” (1967 г.), “Последний срок” (1970 г.), “Живи и помни” (1975 г.), “Прощание с Матерой” (1976 г.) и другие.
В повести “Прощание с Матерой” писатель пишет о “малой” родине, без которой не может быть настоящего человека. В книге “Что в слове, что за словом?” Распутин так объясняет это понятие: “Малая” родина дает нам гораздо больше, чем мы в состоянии осознать. Я верю, что и в моем писательском деле она сыграла не последнюю роль...”
Повесть “Прощание с Матерой” - это крик души о загубленных, разоренных и затопленных деревнях, людях, насильно выселяемых с насиженных мест, и о великом значении традиций в жизни человека.
Носительницей многовековых традиций видит Распутин свою героиню Дарью. Она никак не может да и не хочет покинуть обжитое место, переселиться пусть в благоустроенный, но не одухотворенный поколениями поселок. В этой избе жили еще родители ее родителей, здесь провела она счастливые годы замужества и материнства, здесь и горе мыкала во время войны. А теперь надо все бросить и ехать “на материк”. Старухи, живущие на Матере, сравнивают себя со старыми деревьями, которые вдруг вздумали пересаживать. “Кто же старое дерево пересаживает?!”, “Всех нас, девка, пересаживают, не одну тебя...”
Понимая неизбежность расставания, Дарья, покидая родную избу, моет и обряжает ее, как покойника перед погребением. “Побелить избу всегда считалось праздником. Но теперь ей предстояло готовить избу не к празднику, нет. Не обмыв, не обрядив во все лучшее, что только есть у него, покойника в гроб не кладут - так принято. А как можно отдавать на смерть родную избу, из которой выносили отца и мать, деда и бабку, в которой сама она прожила всю без малого жизнь, отказав ей в том же обряженье?.. Она проводит ее как следует...”
Тяжело старому человеку видеть, непонятно, ради какой “высшей цели” надо разорять и уничтожать веками складывавшуюся жизнь, хозяйство, а главное - могилы предков. За какие грехи затопляют кладбище, уничтожая саму память о людях, некогда живших здесь?
Дарья да листвень - хранители традиций и самой Матеры - матери-земли, уничтожаемой временщиками ради сиюминутной выгоды. “Царственный листвень” назвали пожогщики “неповалимым”. “Один выстоявший непокорный... продолжал властвовать надо всем вокруг. Но вокруг него было пусто”.
На Матере начались пожары, и жечь ее начинают не чужие, пришлые люди, а свой, выросший на ней Петруха. Некудышным человеком был: “Под сорок человеку, а все продуриться не хочет, все как мальчишка: ни семьи, ни рук, способных к работе, ни головы, способной к жизни”. Заработать делом денег не мог, а вот уничтожать созданное другими Петруха всегда рад, хоть где-то отыграться за свою никчемность.
Поражается Дарья, как мог человек сжечь свой дом: камень вместо сердца надо иметь. А мне кажется, у Петрухи и камня нет, одна пустота внутри, которую нечем заполнить, вот и воюет он с беззащитными стариками, деревней да кладбищем.
Ужасается писатель, а вместе с ним и мы тому злу, которое творится под маской рациональности и законности.
Но природа не так беззащитна, как может показаться на первый взгляд. Она жестоко мстит людям, уничтожающим ее. Гордо и величаво стоит листвень, не поддающийся ни топору, ни огню, ни пиле. Он уйдет только вместе с землей, породившей его таким могучим и красивым.
Последние страницы повести символичны: заплутались люди то ли в тумане, то ли в жизни, не знают, что им надо и где верный путь. Так кто дал им право распоряжаться великой природой, если, в своей жизни не могут разобраться?


Как определяется нравственное состояние общества?В первую очередь его отношением к природе, к земле, к родине, к предкам, к человеку. Природа - это леса, поля, луга, среди которых протекает жизнь человека. Земля - это единственная ценность, которая не принадлежит людям. Она достаётся им от предков, чтобы в сохранности передать во владение потомкам. Родина - это место, где человек родился, где проходило его детство, это дом, где жили его предки.

родина - это земля, где покоятся родные и близкие?

Как быть, если всё это приказано уничтожить?Смириться с этим и принять как необходимость: надо - значит, надо?

В повести В. Г. Распутина "Прощание с Матёрой" в жизни героев наступает такой момент, когда каждый должен дать ответ на этот вопрос. Для них наступает страшный, переломный год, время, когда нужно расставаться с родной землёй. Матёра - это остров и деревня, расположенная на этом острове. выше по течению на реке Ангаре строят плотину для гидроэлектростанции. Поднявшаяся вода затопит деревню и близлежащие земли. Обитатели острова должны поселиться на новом месте жительства - в посёлке на правом берегу реки.

По-разному относятся жители к тому, что родное место будет стёрто с лица Земли и ни следа от него не останется. Писатель Распутин, сам переживший затопление родной деревни, решает в своей повести сложные нравственные вопросы. В центре его внимания отношение человека и общества к природе, к земле, к родине, к предкам, проблемы памяти и совести. Нравственный уровень героев оценивается с точки зрения их отношения к гибели родной деревни.

Глубокой совестливостью и высоким чувством ответственности за происходящее обладает Дарья Васильевна Пинигина, "старинная старуха", к которой за советом и помощью идут в трудную минуту все жители села. О таких праведницах пишет Распутин с огромным уважением: "В каждом нашем поселении всегда были и есть ещё одна, а то и две старухи с характером, под защиту которого стягиваются слабые и страдательные..." Дарья ничем не может изменить трагического хода событий, предотвратить гибель родной деревни, но другие старухи идут к ней, "чтобы рядом с Дарьей и себя почувствовать тоже смелей и надёжней". Сильная духом и справедливая женщина свято чтит два завета отца, честного труженика земли. Первый завет - жить, как бы трудно ни было, жить. "чтобы покрепче зацепить... с белым светом своих родителей, когда они уйдут из жизни. Перед смертью "тятька" завещал Дарье: "Ты, Дарья, много на себя не бери, а возьми ты на себя самое первое: чтоб совесть иметь и от совести не терпеть". Вот и старается всю жизнь Дарья Васильевна жить по совести. Правду жизни видит Дарья и её единомышленницы - "старинные старухи" - в памяти, в почитании предков. Им противостоят власти и исполнители чужих указаний, пришедшие уничтожить кладбище. Работники санэпидемстанции выполняют приказ - очистить кладбище для ложа будущего водохранилища. Вот и срывают они с могил кресты, сносят в кучу памятники, чтобы их сжечь. Конфликт на кладбище - это противостояние двух правд. Правда жизни председателя сельсовета Воронцова и его работников состоит в "больших делах" - добыче электричества для нужд хозяйства. Ради этих "больших дел" можно забыть и о малах: об уважении к умершим предкам, о страдании старых людей. которых насильственно отрывают от родной земли. Воронцова и его компанию не беспокоит то, что их деятельность нарушает привычный ход жизни крестьян, привыкших жить и трудиться на земле. "Воронцов" - фамилия говорящая. Как чёрный ворон, кружит он над могилами, совершенно не понимая, что он глумится над памятью умерших людей. Под стать ему "лицо официальное" - товарищ Жук "из отдела по зоне затопления". Очень характерная деталь его портрета - "чёрное цыганское лицо". Как цыган, он не имеет привязанности к земле, и ему не понять, какие чувства испытывают старики и старухи, которых он лишает родины.

На этот раз жители Матёры отстояли правду, прогнали "чертей" и "аспидов" и до поздней ночи ползали по кладбищу, втыкая обратно кресты, устанавливая тумбочки. Но понимают они, что скоро затопят остров, и поплывёт вся их "рать", а они ничего не смогут изменить. Высокое чувство нравственной ответственности заставляет Дарью мучиться от тягостного чувства вины без вины: "Сёдни думаю: а ить оне с меня спросют. Спросют: как допустила такое хальство, куды смотрела? на тебя, скажут, понадеялись, а ты? А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мене лежало доглядывать. И что водой зальёт, навроде тоже как я виноватая".

Но есть среди жителей Матёры и те, кто не чувствует привязанности ни к родной земле, ни к родному дому. Это Петруха и Клавка Стригунова. Настоящее имя Петрухи - Никита Алексеевич Зотов. В Петруху его перекрестили "за простоватость, разгильдяйство и никчёмность", Он первым из села поджигает свою избу, чтобы получить за неё деньги. Он выполняет приказ, и начальство его за это хвалит. Но люди отнеслись к пожару, как к "неприятному и постыдному событию". Они молча смотрели на горящую избу, а на душе у односельчан было "нехорошо, неловко". Они и не пытались спасти избу: знали, что то же самое будет и с другими избами. Клавка Стригунова не жалеет Матёры, радуется переезду в посёлок: "Давно надо было утопить. Живым не пахнет... не люди, а клопы да тараканы. Нашли где жить - середь воды...как лягушки". Она подговорила приезжих, и те подожгли её избу.

Не такова Дарья. Её дом - живое существо, одухотворённая часть её жизни. Вот почему её прощание с родной избой напоминает обряд соборования. Из последних сил белит она стены своего жилища, обречённого на смерть, украшает его лапами ельника.

Все симпатии автора на стороне древней, исконной, безвозвратно уходящей жизни. Тревогой проникнуты его размышления о том, что в погоне за большими делами человек забывает о совести, предаёт память предков, а без этого нет жизни. Вместе со своим героем Павлом, сыном Дарьи, он жалеет о том, что будет затоплена земля, "самая лучшая, веками ухоженная и удобренная дедами и прадедами и вскормившая не одно поколение". И у него, как и у его героя, прошедшего войну, недоверчиво и тревожно замирает сердце:"не слишком ли дорогая цена" за то, чтобы построить новую жизнь? Да и лучше ли будет новая жизнь?

Данные об авторе

Кучмина Надежда Владимировна

Место работы, должность:

учитель русского языка и литературы МОУ "СОШ р.п.Духовницкое Духовницкого района Саратовской области"

Саратовская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Среднее (полное) общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Литература

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Тип ресурса:

Методическая разработка

Краткое описание ресурса:

Работа над повестью В. Распутина Прощание с Матерой; в одиннадцатом классе - это часть процесса рассмотрения темы "Человек и природа, человек и мир, его окружающий", в русской литературе 70-90 годов, попытка осмыслить и оценить литературную ситуацию в конкретном произведении, возможность определить личную, читательскую, точку зрения на произведение и по возможности сравнить ее с общепринятой в современной литературной критике. Цели урока: побудить интерес учащихся к изучению творчества писателя;помочь учащимся глубже осмыслить нравственную проблематику повести;воспитывать чувство ответственности за землю, семью, детей.

Задачи урока:

Формирование умений анализа фрагментов художественного произведения. Формирование и расширение знаний об идейном смысле художественного произведения: раскрытие смысла названия произведения и постижение нравственных уроков, заключенных в содержании повести.

Побуждение детей к размышлению о сущности природы на основе их сегодняшнего экологического опыта, переосмысление лозунга: Человек царь природы Развитие умения аргументации собственной точки зрения, культуры общения.

Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

Ход урока

Прости нам, господи, что слабы мы,

непамятливы и разорены душой.

С камня не спросится, что камень он,

с человека же спросится.

В.Распутин. Прощание с Матёрой.

I. Вступительное слово учителя.

Литература - это отражение жизни общества и личности, реакция на события в истории человечества.

Ещё одно предназначение литературы - предугадать, предчувствовать ход развития цивилизации и предупредить нас, читателей, бездумно бегущих по жизни, порой ничего не замечающих вокруг себя о грозящих непоправимых бедах.

В произведениях В.Распутина постоянно чувствуется тревога за человека и землю, на которой он живёт. Писатель убеждён, что роль литературы не в том, чтобы изменить мир, а в том, чтобы изменить человека.

II . Работа с эпиграфом (слайд 2).

В качестве эпиграфа к нашему уроку я взяла строки из повести «Прощание с Матёрой». Кому принадлежат эти слова?

Как вы их понимаете?

II . Анализ повести.

1. Конфликт

О чём это произведение?

Какой вам представляется Матёра? (прекрасный остров надёжно, "утюгом" стоит на Ангаре. «Лучше этой земли не сыскать, - решил тот, кто первым открыл для людей Матеру»… Рядом другой остров - Подмога. На высоком чистом небе хорошо видна церквушка, старая мельница, кладбище за деревней на возвышении, поля, лес, у дороги, могучий листвень, царь - дерево).

Перечитаем начало повести. Обратите внимание, какие слова настойчиво повторяет автор. Что он хочет этим сказать? (настойчиво звучит «опять». в пейзаже, кажется, что мир гармонии будет существовать всегда, но постепенно появляется ощущение трагичности и неустойчивости жизни в Матёре: «все посадили огороды - да не все, посеяли хлеба - да не на всех полях, « и, наконец, «многие жили на два дома…та Матера - да не та» - как некий вывод. Почему изменилась Матера, мы понимаем позже. Автор коннотативно отрицает надвигающиеся перемены, так как эти перемены не просто изменяют мир Матеры, а разрушают его. «Не та Матера», потому что «повяла деревня, повяла, как подрубленное дерево…» Подчеркивается безжизненность изменяющейся Матёры: «мёртво застыли окна, гуще и нахальней полезла крапива».)

В чём заключается конфликт повести? (старое и новое, прогресс и душа, совесть).

Кто и что в повести стоит за сохранение Матёры? (Дарья, старухи, Богодул,; душа, совесть).
- Кому и чему необходимо исчезновение Матёры? (государство, прогресс ).

Вот и давайте оценим проблему исчезновения острова с двух позиций: со стороны прогресса и со стороны старожилов Матёры.

Работа в группах. (слайд 3)
1 группа. Матёра должна исчезнуть.

Какова необходимость пожертвовать островом?

Что взамен получат матёринцы? (ГЭС, посёлок городского типа).

Позаботилось ли государство о комфорте жителей Матёры?

2 группа. Матёру необходимо уберечь.
- За что так держатся матёринцы? Почему? (право на родной дом, на родовые святыни, родовые захоронения).

Жителям Матёры предоставляются благоустроенные квартиры в посёлке городского типа, в городе. Почему же они сопротивляются, не хотят покидать Матёру?

Отчёт групп.

Когда строили Саратовскую ГЭС, многие наши деревни тоже ушли под воду: Красная Ивановка, Маховка, Матвеевка, Теликовка… И ничего. Людей переселили, живут теперь на новых местах, вспоминают иногда о прежней жизни, о той, до затопления. Что тут такого страшного? (возможна дискуссия).

2.Характеристика персонажей.

Всякую идею двигают люди. Кто в повести представляет государственную идею? - Кто за новое? (Воронцов, Жук, Петруха).

Обратимся к сцене разорения кладбища, что происходит на кладбище? (демонстрация эпизода фильма).

Как вы к этому относитесь? Можно так поступать?

Вспомним строки Пушкина (Слайд 5):

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Действительно, «пища для сердца» - это любовь. Любовь к Родине, к её истории, к предкам, память о них.

Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. А матёринцы разве не тот же народ?

Как вы думаете, можно ли кощунствовать над десятками людей ради блага тысяч? Что, все средства хороши?

Чем страшна позиция таких исполнителей, как Жук и Воронцов?

Теперь давайте поговорим о хранителях Матёры. Кто это? (Дарья, старухи, Богодул - те, за кем душа, совесть).
- Почему никто не назвал имени Павла? Где он в этом конфликте нового и старого? (“себя не пойму”).
- Павел с женой уже пользуется всеми благами цивилизации: живёт в благоустроенной квартире, не надо ни скотину кормить, ни корову доить: молоко и в магазине купить можно. Что же его не устраивает в такой жизни? (“не для себя строили”. “И где правда, почему так широко и далеко ее растянули, что не найти ни начал, ни концов? Ведь должна же быть какая-то одна, коренная правда?! … “А не слишком ли дорогая цена? Не переплатить бы? На смену Матере идет поселок, “ сработанный хоть и богато, красиво, домик к домику, линейка к линейке, да поставленный так не по-людски и несуразно, что хоть руками развести”. Ни хлеба там толком не вырастишь, ни скота не разведешь. Чувствую облегченность городской жизни, а человека это делает легковеснее, “без твердости и надежности”) .

4. Образ Дарьи.

Вдумайтесь в ужас предстоящего будущего. Народ другую привычку возьмет: жить для комфорта, полегче, без особого труда, боли и ответственности, не видя дальше сиюминутного довольства, а дальше будь что будет? Вот это-то ещё больше возмущает и оскорбляет Дарью - бездушие, потеря совести, которую раньше “сильно различали”. И Дарья упорно держится за родовые устои, за своё право на спокойную жизнь, память, совесть.

- “ Она, жисть ваша, ишь, какие подати берёт,” - говорит Дарья. О чём это она? Чем приходится жертвовать людям по пути к лучшей, благоустроенной жизни? (потеря души, памяти).

Итак, прогресс требует жертв. И Дарья, необразованная деревенская старуха, понимает, что двигают прогресс люди - обсевки, не помнящие родства, а жертвы их деятельности - человеческие души, души тех, на ком жизнь держится. Для Дарьи же потеря родовой памяти - это конец всему, конец самой жизни.

Прочтите «плач Дарьи» (гл.20)

Да, трудно помнить тех, кто жил до тебя, тех, перед чьей памятью ты в ответе. Так надо ли человеку помнить прошлое? Для чего? (чтобы не повторять ощибок; чтобы ощущать ответственность перед будущими поколениями…).

5. Отношение к природе.

Для кого из персонажей повести значимо прошлое, а для кого оно неважно? (….., одни: за что держаться? людям нужно электричество! провались она ваша Матёра!.. другие: за всё спросится!).
- Почему такие разные позиции?

Каково отношение людей к природе?

Чем является природа для сторонников прогресса, “строителей будущего”? (материал, «не храм, а мастерская»)

А для матёринцев что есть природа? (родной дом, дар, данный “на подержание”).

Работа в парах.

А для вас чем является природа? Подумайте, обсудите с соседом по парте.

(Выслушиваются 3-4 высказывания).

Прочтите мысли великих о природе. (слайд 6)

Какое высказывание о природе для вас наиболее близко? Запишите те, которые особенно понравились.

Символы в повести.

Матёру сожгли, не смогли её отстоять 5 старух. Матёринцев переселили, стали они обживаться на новых местах. Для чего же автор оставил нам царский листвень, который не смогли сокрушить ни топоры, ни огонь? Как вы расцениваете этот образ? (жизнь всё перенесёт, везде примется.)
- Царский листвень - символ жизнеутверждающий. Но Распутин написал эту повесть не только для того, чтобы утвердить нас в этой мысли. Он призывает человека задуматься над жизненными приоритетами. Он предостерегает человека от лёгких и скорых решений там, где сталкиваются НАДО и НЕЛЬЗЯ, т. е. интересы разума и души.
“Природа - мастерская и человек в ней работник” - утверждает Базаров. Строители ГЭС уже не в природе работники, они себя выше Бога ставят: чинят насилие над природой.

Андрей сказал: “Человек - царь природы”. Как Дарья отвечала на эти слова внука? (“Поцарюет, поцарюет, да загорюет”)
- Как вам кажется, кто здесь прав? Человек - царь природы? Если не царь, то кто? В каких отношениях он должен быть с природой? (дитя, сын, часть )

III . Рефлексия (слайд 7)

Подведите итог нашему уроку. Для чего Распутин написал эту повесть? Что он хотел нам сказать? О чём предупредить?

(Распутин говорит о том, что многие беды наши от безразличия, от равнодушия человека. Отходя от природы, человек теряет свои корни, свою душу. Нельзя быть иванами, не помнящими родства ).

IV . Домашнее задание: эссе «Уроки Распутина». Поразмышляйте о том, чему учит повесть Распутина, что поняли вы.

Завершая урок, хочу обратиться к строкам современного поэта Юрия Марковцева:

Память — совести мститель,
Память — времени страж.
Память — боли обитель,
В ней дней прошлых мираж.

Не забыть — всё напрасно,
Память — честный судья.
Память — судит бесстрастно,
Чувства дав того дня.

Память — ты как проклятье,
Вечно ты надо мной.
Память — всё же ты счастье,
Страж ты совести, мой.

Список использованных ресурсов.

«Прощание с Матерой»


В основе сюжета повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» лежит реальная история. В процессе строительства ГЭС на Ангаре были затоплены окрестные деревни. Переселение стало болезненным явлением для жителей затопляемых деревень.

Произведение открывается поэтичной картиной описания начала бурного ледохода на Ангаре. Автор подчеркивает циклический характер этого действия: так было каждый год. Но одновременно с этим В.Г. Распутин показывает и необычность этой весны: деревня «повяла как подрубленное дерево, откоренилась, сошла с привычного хода». Прошли слухи о предстоящем затоплении Матеры. Ослабела хозяйская рука: жители перестали чинить дома и прибирать в избах. Лишь оставшиеся в ней старики сохраняли до конца существования деревни «жилой дух».

В.Г. Распутин не жалеет сил для колоритного описания складывающегося годами уклада деревенской жизни. Матера находится на острове. Практически вся связь с большой землей, с остальным миром лежит через воду. Однако образ бегущей воды в распутинском повествовании имеет также иное значение. Это символ времени: «И как нет, казачось, конца и края бегущей воде, нет и веку деревне». Триста лет жила деревня этой размеренной, обыденной жизнью. Сменялись поколения. Строились, завшшвшшсь и вновь возводились избы. Жизнь в Матере была настолько обособленной, что даже поселки, возводящиеся где-то на правом берегу реки, кажутся жителям краем света. А уж в то, что одна из старушек Сима видела когда-то Москву, вообще никто не верит, хотя за свои рассказы и получила она прозвище Московишна.

От общего описания деревенской жизни В.Г. Распутин переходит к судьбам ее жителей. Все они при определенной ин-дивидуализации чем-то похожи: в них нет беззаботного счастья, а доминирует лишь тяжелый труд по хозяйству, неустроенность да редкие обыденные радости (вроде приезда сына с невесткой раз в неделю к старухе Дарье).

Единственная настоящая отдушина в жизни для этих людей

Ощущение благодати родной земли. Перед вынужденным отъездом воздух родины становится еще целебней. Переезд сравнивается со смертью: ведь люди разъезжаются кто куда, порывая связи не только с прежним хозяйством, но и друг с другом: «Я там в одну неделю с тоски помру. Посередь чужих-то! Кто ж старое дерево пересаживает?!» - жалуется Настасья Дарье. Наливая подружке четвертый стакан чая, та утверждает, что в городской квартире, где предстоит жить Настасье, и чай не чай: «Только что не всухомятку. Никакого скусу. Водопой, да и только». В.Г. Распутин подробно и убедительно показывает, как тяжело человеку, всю жизнь прожившему на одном месте, отрываться от корней, от истоков, покидать родимый дом, оставлять под затопление могилы близких.

Сцена разорения кладбища - одна из самых трагических страниц повести. Старая слабеющая Дарья, защищая надгробия, преображается и с палкой бесстрашно бросается на здоровенного, как медведь, мужика в брезентовой куртке, обещая ему все кары на свете. Возмущенные жители хотели устроить разорителям могил самосуд: скинуть их в Ангару. Однако выяснилось, что прибыли они по заданию санэпидстанции. Выполнение специального постановления о санитарной очистке всего ложа водохранилища оказывается для властей важнее, чем душевные страдания жителей.

Прощаясь с могилами родных, Дарья вспоминает их наказы: «...Живи, Дарья, покуль живется. Худо ли, хорошо - живи, на то тебе жить выпало».

Грустные мысли о прощании с родиной перемежаются в разговорах жителей деревни с рассуждениями о современной жизни вообще. Богатые житейской мудростью старики замечают ненужную суетную торопливость: «Все сломя голову вперед бегут. Запыхались уж, запинаются на каждом шагу - нет, бегут». Мало того, уходит острота восприятия такого понятия, как совесть. Раньше жизнь людей проходила на виду, и тех, кто про совесть забывал, могли и одернуть. Однако самые тяжелые и мучительные переживания в сердце главной героини Дарьи связаны с осмыслением такого понятия, как старость: силы уходят, а приобретенный жизненный опыт никому, по сути, не нужен. «Теперь и подкормку для полей везут из города, всю науку берут из книг, песни запоминают по радио», - сетует она. Дарья приходит к выводу о том, что старость не доставляет человеку ничего, кроме неудобств и мучений: «Стоило жить долгую и мытарную жизнь, чтобы под конец признаться себе: ничего она в ней не"поняла». Единственное, что успела сделать Дарья в своей жизни, - это детей нарожать. Трех похоронила, а остальные трое жили со своими семьями. Так постепенно открывает для себя Дарья основной смысл человеческой жизни: «Тебе господь жить дал, чтоб ты дело сделала, ребят оставила - ив землю...».

При переезде вещи, которые когда-то были незаменимы в крестьянском хозяйстве, становятся ненужными. С тоской оставляет Настасья «совсем доброе корыто». Образ брошенной избы у В.Г. Распутина одушевляется: слепнут стены, словно изба тоже страдает от разлуки со своими обитателями. «Сидеть в пустой разоренной избе было неудобно - виновно и горько было сидеть в избе, которую оставляли на смерть», - пишет В.Г. Распутин.

Оставляет Настасья в Матере и убежавшую куда-то кошку, надеясь, что заберет ее, когда приедет копать картошку.

Понимание неотвратимости утраты родного дома приходит к жителям Матеры во время пожара, когда сгорает уникальная изба Петрухи, которую как раз хотели сохранить и увезти в музей как памятник деревянного зодчества. Глядя на догорающую избу, каждый понимает, что такая же гибель ждет и его дом, так как перед затоплением деревни все избы будут обязательно сжигать.

Символично, что из оставляемой Матеры жители переезжают в построенный не по-людски поселок. Бесхозяйственность, с которой расходуются огромные деньги, больно ранит душу писателя. Плодородные земли затопят, а в поселке, построенном на северном склоне сопки, на камнях да глине, расти ничего не будет. В этом поселке городского типа сын Дарьи Павел ощущает себя квартирантом. В.Г. Распутин поднимает здесь характерную для деревенской прозы в целом тему противостояния города и деревни. Было время, когда Павел хотел переехать в Иркутск, но понял, что тем, кто вырос в деревне, там делать нечего. Примечательно, что сын Павла Андрей по-другому оценивает идею затопления Матеры. Ведь ГЭС строят для большого количества людей. Это важный хозяйственный проект, ради которого надо перестраиваться, не держаться за старое. Переносить могилы Андрей соглашается только из уважения к бабушке. У него самого такая мысль даже и не родилась бы.

Символом все приближающегося затопления в повести становится дождь, который все чаще сменяет описания солнечной погоды. Однако Дарья понимает, что солнце будет сиять на небе и без Матеры: «Остановят Ангару - время не остановится, и то, что казалось одним движением, разойдется на части. Уйдет под воду Матера - все так же будет сиять и праздновать ясный день и ясную ночь небо».

Дарья до самого конца остается с родной Матерой. Горько сетует она на то, что не смогла, не успела перевезти родительские могилы, белит и трогательно прибирает избу, словно наряжает покойника, провожая в последний путь.

Читатель должен сам решить, чья позиция ему ближе: старухи Дарьи или ее внука Андрея, человека новой эпохи. Симпатии же автора однозначно находятся на стороне коренных жителей Матеры.

Само название деревни Матера и образ старухи Дарьи актуализируют женское материнское начало. Это своеобразный корень жизни, который человек рубит под собой сам.

Я пишу о деревне, потому что я вырос там, Она вскормила меня, И рассказать правду о ней теперь мой долг. Чтобы понять раздумья, чувства, заботы писателя, важно знать об истоках его жизни. Сам Распутин уверен, что все мы с рождения впитываем в себя картины своей Родины, что они влияют на наш характер. Отсюда и такое признание В. Распутин


Воспоминания М.Сергеева – писателя, земляка Распутина «Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском, рабочий посёлок, районный центр Усть-Уда. От немудрящей пристани круто поднимается вверх бугристая улица, кажется, начинается она прямо в реке, под водой, по бокам её- лиственничные избы, вперемежку с местными учреждениями, столовой, магазинами… В 1937 году, когда родился В.Распутин, река была поуже, а улица подлиннее, а там, где голубеют разливы Братского моря, степенностью своей, заменив стремительность тогдашней Ангары, были в те дни колхозные пашни. Всё это надо знать, чтобы понять, откуда у современного горожанина, учившегося в Иркутском университете, работавшем в местных областных газетах, живёт это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, простых обстоятельств жизни, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров.»


Воспоминания В.Распутина «Детство моё пришлось на войну и на голодные послевоенные годы. Оно было нелёгким, но оно, как я теперь понимаю, было счастливым. Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в неё удочки, ещё не окрепнув, тянулись в тайгу, начинавшуюся сразу за деревней, собирали ягоды, грибы, с малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за вёсла, чтобы грести к островам, где косили сено, потом снова шли в лес – большинство наших радостей и занятий было связано с рекой и тайгой. Это была она, известная всему свету река, о которой слагались легенды и песни.»


Биография Валентину Распутину На родине, как в космосе, не счесть огня и леса, камня и простора, всё не вместишь, не потому ли есть у каждого из нас своя Матёра, своя Ока, где тянет холодок в предзимний день от влаги загустевшей, где под ногой еще хрустит песок, крупнозернистый и заиндевевший... Прощай, Матёра! Быть или не быть тебе в грядущей жизни человечьей - нам не решить, но нам не разлюбить. Стихотворение С. Куняева Родился в крестьянской семье ямщика Ефима Вилкина и Анны Паршуковой, в селе Покровском Тюменского уезда Тобольской губернии. Родных мест не покидал до поступления в университет. В 1959 году окончил историко- филологический факультет Иркутского университета. Начинал работать в газете, на телестудии. Затем работал журналистом. Был депутатом Верховного Совета СССР, членом президентского совета России.




Художественный мир писателя Действие у Распутина почти всегда происходит в деревне, и главные герои, «старинные старухи», и симпатии его отданы древнему, исконному, что безвозвратно уходит из жизни. Его интересует место личности в истории. Сюжет каждой повести связан с испытанием, выбором, смертью.


«Живи и помни» Действие переносится в 1945 год, когда не хотелось умереть на фронте герою повести Андрею Гуськову. И он дезертировал. В центре внимания нравственные и философские проблемы, вставшие как перед самим Андреем, так и перед его Настёной. Настёна укрыла бежавшего после госпиталя мужа, приняла его вину на себя. Находятся охотники выследить Настёну. И она, искупая вину и Андрея, и выслеживателей, вину жестокого времени, бросается в Ангару.


«Уроки французского» Рассказ вырос из вполне реальной истории, героиня которой однажды случайно наткнулась на книгу своего ученика. Автор угадывает нашу «вину перед учителями…и не за то вовсе, что было в школе.., а за то, что сталось с нами после». Но откуда же вина-то? Мог ли догадаться голодный мальчик, что учительница, играющая с ним в пристенок, обманывает этим наивным образом его мучительную гордость, чтобы помочь ему переживать трудные дни? Он поймёт это позже, но вина станет только острее, потому что поступки наших учителей обязывают нас не ронять жизни, быть «после» по росту тем жертвам, которыми выкупили нашу жизнь родители и учителя. Специально, не думая об этом, они сеют в нас острое чувство справедливости, но мы подчас слишком поздно обнаруживаем в себе эти семена, чтобы напоить их своим сердцем.


«Последний срок» В книге говорится о предсмертных днях старухи Анны и о собравшихся у постели умирающей матери её детях. Смерть высвечивает характеры всех персонажей и, в первую очередь, самой старухи. Сыновья Михаил и Илья, запасшись водкой для поминок, не выдержали ожидания и крепко выпили. Дочери Мося и Варвара едва не поссорились из-за своей доли забот о матери. Всё это та «младая жизнь», что у гробового входа способна играть. Старуха Анна не осуждает никого. Она как бы подошла к самому заповедному, смыслу бытия, оценила очищающий смысл страдания жизни не по лжи, простилась с подругой Мироникой, научила дочь Варвару, как следует ей «обвыть», оплакать мать. И какой-то странной и загадочной тревоги полно последнее неисполненное ожидание старухи: не приехала самая добрая, нежная, любящая дочь Татьяна. Почему душевный зов не дошёл до неё? Это загадка чудесной повести.


Высказывания писателя: Каким предстаёт писатель из своих высказываний? Я далёк от мысли, что как писатель пишу на все вкусы.. Но я другим быть не могу. Гражданская, идейная убеждённость и есть, в конечном счёте, то, что направляет наше перо. Для меня понятие гражданственности, идейной убеждённости неотделимы от того, что мы называем писательской совестью, сознанием своей правоты.


Сила настоящего художника такова, что он даёт нам ощущение присутствия при событиях, о которых рассказывает, и даже участия в них, если они нас трогают. Вот о событиях, которые нас трогают, мы и поговорим, анализируя произведение «Прощание с Матёрой» Мы видим Матёру глазами автора, Дарьи, хозяина острова


Какой же запомнили распутинскую Матёру? Глубь Сибири, Ангара, небольшой остров в пять километров, и деревня на нём с тем же названием Матёра, жила она, «встречая и провожая годы». Остров надёжно, утюгом стоит на Ангаре. «Лучше этой земли не сыскать»,- решил тот, кто первый открыл для людей Матёру… Вот мы с Дарьей на макушке острова, видим как на ладони Ангару; словно причаливший к Матёре другой остров – Подмогу. На высоком чистом месте хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится поле, а за ним лес, ближе леса, у дороги, царь- дерево, могучий в три обхвата листвень. При тихом солнышке неподвижна река. Тихо, хорошо у воды. Сюда спускали лодки, ходили за водой, отсюда ребятишки впервые озирали мир. «И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой землёй намеченная земля…от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке – не поэтому ли называлась громким именем – Матёрой?


Какой видим Матёру в ночное время? Матёра в ночной час, когда погасли звёзды и вышел оглядеть свои владения Хозяин острова. В тиши слышится журчание воды, тихий разговор ветра в деревьях, скрип старой лиственницы. Вот во тьме еле различим похожий на баржу колчаковский барак, пристанище Богодула. Словно не успела взобраться на горку, поодаль от других изба Петрухи, стонет, словно знает о предсмертном часе. Вот другие оставленные людьми избы, с пустыми, незрячими окнами. Протяжным вздохом отвечают они на приближение хозяина. А в этих избах ещё «теплится» жизнь Матёры-деревни. Стонут старухи в тяжёлых снах-воспоминаниях, и сны их вспыхивают за окнами зарницами, и по этому можно определить, где ещё остались люди.


Но правы ли будем мы, если скажем, что ветры истории, судьбы страны не задели Матёры? Нет. В судьбе деревни отразилась история, жизнь страны, её грандиозные перемены: видела Матёра бородатых казаков, ставивших на Ангаре Иркутский острог, стала свидетелем жестокого боя между колчаковцами и партизанами, создала «коммунию»-колхоз. Как вся страна, Матёра послала своих сыновей защищать Родину в годы войны и, так же как многочисленные деревни по всей необъятной России, осиротела, не дождавшись многих из них. Два сына полегло у Настасьи с Егором, прибрала двоих сыновей война у Дарьи. Течёт жизнь, время. Масштабы новых строек, огромные замыслы наших дней – всё это тоже непосредственно коснулось острова: при строительстве ГЭС Матёра подлежит затоплению. Мы видим деревню в последнее лето её существования.


Почему именно это время заинтересовало писателя? Почему он считает, что мы читатели, должны об этом знать? Хотел сказать, что научно- техническая революция связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением. Но ведь это прогресс. Автору жалко расставаться со своей землёй, но мы то понимаем, что нужно. Прощание с Матёрой- о памяти. Как у людей есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже. Гибель Матёры- это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время – это время испытаний для человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты. Сразу ясно, кто есть кто. Поэтому и заинтересовал писателя этот момент в жизни Матёры.


Необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и ради чего это делается? А вы уверены, что надо было затапливать Матёру? Это необходимо. ГЭС возводят ради блага людей. Ради тех же матёринцев и ещё, может быть, тысяч и миллионов. Земли здесь плодородные, урожаи отменные. Павел сомневается в правильности такого решения, а Дарья уверена: люди понимают, что не надо топить Матёру, а топят. Автор тоже не очень это одобряет. Людей сорвать с насиженных мест, душу им перевернуть – это что, так просто? Надо было это делать по- человечески. Если это делается для блага людей, в интересах государства, а наше государство народное, то могут ли быть оправданы любые достижения благородной цели? Как вы считаете?


Разговор о земле, о малой родине, о силе привязанности к ней, о духовном единении людей, преемственности поколений. Работа над эпизодами I группа Отъезд Настасьи и Егора II группа Сенокос III группа Прощание Дарьи с родной землёй IV группа Разорение кладбища


Мои воспоминания о малой Родине Как известно, на стыке XIX-XX веков на наших, тогда ещё мало заселённых дальневосточных территориях, ежегодно сменяя друг друга, трудилось множество научных экспедиций, которые чаще всего возглавляли специалисты военных ведомств – географы, гидрологи, картографы, этнографы, геодезисты. Многие из этих первых исследователей оставили на карте нашего края свои имена. Одним из таких учёных и исследователей был И.П.Надаров, в честь которого в самом начале века было названо одно из сёл в теперешнем Пожарском районе. Надаровку основали первопоселенцы с Черниговщины и Херсонщины, в 30-х годах к ним подселились выходцы из Пензы, Рязани, Мордовии. Это замечательное село Надаровка весной благоухало запахами цветущих садов. Это был прекрасный уголок, где жили мои предки: дедушки, бабушки (семьи Гуз и Трегубовых), родители(Николай Антонович и Тамара Сергеевна), где родилась и я(Гуз Любовь Николаевна). Дома стояли добротные, люди строились надолго. Жили дружно и не думали покидать свои дома. Без малого это село просуществовало 60 лет. А за селом, прямо за огородами каждое лето происходило самовозгорание залежей угля. Изредка животные, оставленные без присмотра или отставшие от стада, тонули в этой жиже. В 1960 году было обнаружено, что село стоит на огромных запасах угля. Власти решили переселить всех жителей этого села на новые места. Кто был помоложе переехал в строящийся Лучегорск, но, а пожилым хотелось жить на земле, вот и перебрались они вблизь лежащие сёла: Федосьевку, Игнатьевку, Нагорное и т.д.Многие жители ещё долго ездили в село, где родились, где прожили большую часть жизни, собирали урожаи со своих садов.Некоторые, как и герои повести «Прощание с Матёрой», сжигали свои дома (мой дед (Гуз А.А.)сжёг свой дом), перевозили на новое место жительства, разбирали.За селом находилось кладбище, где похоронены мои дедушка и бабушка, родственники, в настоящее время остался небольшой клочок земли, не перекопанный экскаваторами, который напоминает старожилам о кладбище.Всё забыто, и не все помнят сейчас, что первыми строителями нашего вечно юного города были жители этого села, и только изредка об этом селе вспоминают жители Лучегорска, когда празднуется день города.


Высказывания учащихся Всё, что я прочла у Распутина, пронизано любовью к простым людям с их порой нелёгкой судьбой Мне дорог и близок Распутин, потому что он в своих произведениях описывает человеческие чувства и душевные качества, которые я уважаю в людях. Распутин пишет о нашей сегодняшней жизни, исследует её глубины, будит мысль, заставляет работать душу. Распутин пишет просто, но в то же время глубоко и о серьёзном. Он прекрасный психолог, художник.