Проверь диктант написанный учеником. Методическое пособие «Методические рекомендации

Как особый вид контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся используют разные виды диктантов. Диктант - это одно из наиболее употребительных письменных грамматико-орфографических аналитико-синтетических упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного, то есть воспринятого на слух текста или отдельных его элементов, а также зрительно воспринятого и, в отличие от списывания, фиксируемого по памяти. Различают зрительные, слуховые, свободные, «Проверяю себя», мини - и макси - диктанты... По используемому материалу - текстовые, состоящие из отдельных предложений, и лексические (словарные) диктанты.

Зрительный диктант

Вид орфографических упражнений; развивает орфографическую зоркость, зрительную память и внимание, используется для лучшего закрепления знаний на повторительно-обобщающем уроке. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается, а школьники пишут по памяти, затем проводится проверка. В таком варианте он проводится в младших классах, в старших - проводится как самодиктант: учащийся прочитывает текст по книге, анализирует его, затем закрывает книгу и пишет* по памяти, используя свои знания и умения по грамматике и орфографии. Потом - самопроверка по книге.

Творческий диктант

Проводится с целью повторения и обобщения написания тех или иных орфограмм.

Замените выделенные слова синонимами с приставками на з-1с-.

Грачи давно ходили (расхаживали) по двору и начали вить гнезда в березовой роще. Скворцы тоже переселялись (располагались) поближе к человеческому жилью. Отец сообщал (рассказывал), что видел стаю лебедей. Они летели на большой высоте, и отец едва мог их увидеть (разглядеть). Река Тверца вышла из берегов (разлилась) и затопила луга.

Мини- и макси - диктанты

Кончается учебный год, и наступает пора проверить, какие орфографические и пунктуационные умения и навыки приобрели школьники пятых - седьмых классов.

Словарный диктант (5 кл.)

Присягать, воплощать, директор, до свидания, стрижка, ходьба, поверхностный, частный, чувство, счастливый, объяснение, осенью, в страхе, без помощи, кирпич, ложь, опасность, почта, занавеска, подставить, распорядиться, развесить, отложить, предлагается, отрасли, нарастает, прищелкивает, четный, птицы, реставрация, В. Белов «Скворцы», о юбилее, об армии, бородачом, выигрышем, сказочным озером, тощ, могуч, не просишь, неволишь, бреешь, беречься, дерется, клеваться, заклеят, задержите.

С помощью мини- и макси - диктантов можно проверять не только пунктуационную, но и орфографическую грамотность.

И еще один диктант - это неадаптированный связный текст, в котором есть незапланированное сочетание орфограмм и знаков препинания.

Правописание о -- е после шипящих и ц.

Щеголь с щеголихой выступают лихо.

У нее -- платье желтое из шелка.

У него - лихая челка.

У нее в руках кошелка, где крыжовник, шоколад.

У него -- тяжелый жернов, он тащить его не рад.

Пчелка желтая летает, за решеткой псы сидят.

Шепот, шорох провожают эту пару щеголят.

Диктант «Проверяю себя»

Вид обобщающего диктанта, отличающийся высоким уровнем самоконтроля учащихся; разрешается спрашивать учителя, пользоваться словарем, справочником и прочим. Вопросы и другие способы самопроверки поощряются (если вопросы задаются не ради показной активности), исправления тоже. Диктант «Проверяю себя» способствует выработке орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту. Вызывает у учащихся интерес.

Словарный диктант с обобщением

Обобщение нацеливает детей на осознание общих закономерностей, лежащих в основе ряда написаний, общих признаков, характерных для какой-то группы орфограмм.

  • 1. В процессе написания словарного диктанта составляется таблица, на основании которой и дается последующее обобщение. Например, детям предлагается записывать слова в три столбика:
    • а) гласные, проверяемые ударением;
    • б) написание гласных проверяется правилом;
    • в) непроверяемые гласные.

Наращение, морковь, весна, бинокль, подросли, прилагательное, приложение, молодой, портфель, картофель, пилить, больной, росток.

После проверки и объяснения написанных в каждом столбике слов учащиеся формулируют общее правило правописания безударных гласных в корне слова.

  • 2. После написания словарного диктанта: пол-окна, по-русски, кое-как, что-нибудь, некоторый, еле-еле, по-видимому, спортивно-авиационный, орлиный -- учащимся предлагается назвать слова, которые мешают объединить все слова словарного диктанта в одну группу по общему признаку. Затем дети должны назвать этот общий признак и сформировать общее (сводное) правило о правописании дефиса, иллюстрируя его примерами из словарного диктанта.
  • 3. После написания диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким-то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, их местоположению.

Предупредительный диктант с использованием алгоритмов

Вначале на уроках с помощью алгоритмов ведется работа по изучению и закреплению материала. Усваивая логическую структуру новых правил, учащиеся под руководством учителя составляют алгоритм, занимаются «комментированным» письмом с подробными устными объяснениями по алгоритму, коллективно выполняют упражнения по учебнику, ориентируясь на «предписания». И лишь после этого переходят к написанию предупредительного диктанта с использованием алгоритмов. Работа организуется следующим образом. Учитель в замедленном темпе читает словосочетания, предложения или связный текст. Учащиеся в необходимых случаях контролируют свое письмо по алгоритму, записывая в скобках номер операции алгоритма.

Возьмем для примера алгоритм, связанный с изучением в шестом классе правил правописания безударных личных окончаний глаголов.

Алгоритм:

Глаголы I и II спряжения

  • 1. Найти глагол с безударным личным окончанием
  • 2. Настоящее (будущее) ли это время?
  • 3. Поставь глагол в неопределенной форме.
  • (Что делать? Что сделать?)

  • 4. Оканчивается ли он на - ить?
  • 5. Входит ли в исключения?

I спряжение (-е, -ут, -ют) II спряжение (-и, -am, -ят)

Таблица с алгоритмами вывешивается на доске, или учащиеся открывают свои альбомы наглядных пособий, где заранее записывается нужный алгоритм.

Диктуются, например, такие предложения:

  • 1. Ты много трудишься над сочинением.
  • 2. Девочка смотрит вдаль.
  • 3. Мальчики колют дрова.

Запись ведется выборочно. Например: трудишься (4), смотреть (5а), колют (56).

Наблюдения показывают, что в подобных предупредительных диктантах орфографических ошибок на только что изученные правила обычно не бывает.

Предупредительный диктант с использованием таблиц

Применение таблиц на уроках русского языка, как известно, помогает сделать более конкретным изучаемый языковой материал и одновременно с этим перейти на более высокие ступени абстракции.

Сказанное в первую очередь относится к таблицам обобщающего характера, позволяющим в яркой и вместе с тем лаконичной форме донести до учащихся суть изучаемых правил. Подобные таблицы лучше всего принять в тот момент, когда на уроках закрепления и обобщения знаний начинается этап сокращения («свертывания») операций алгоритма.

Вот какую, например, таблицу при написании предупредительного диктанта можно использовать на уроке в связи с упомянутым выше алгоритмом.

Безударные личные окончания глаголов проверяй с помощью правила

II спряжение I спряжение

Am, -ят -ym, -ют

  • а) Все глаголы на -итъ: вается. ___________________________________________________________________________________________Все остальные глаголы
  • (кроме стелить, брить)
  • б) 7 глаголов на -еть:

смотреть, видеть,

ненавидеть, обидеть,

терпеть, вертеть, зависеть

в) 4 глагола на --ать:

слышать, дышать,

держать, гнать

В левой половине таблицы указываются дифференцирующие признаки II спряжения, в правой - признаки I спряжения.

Поиск нужного окончания в процессе написания предупредительного диктанта начинается с левой половины таблицы, то есть с попытки обнаружить у анализируемого глагола признаки II спряжения. В случае отрицательного ответа «поиск» переводится на правую половину таблицы.

Так в процессе работы с наглядным пособием постепенно вырабатываются обобщенные ассоциации, на основе которых формируется прочный навык правописания безударных личных окончаний глагола.

Предупредительные диктанты с использованием справочных таблиц удобнее всего проводить в тех случаях, когда у школьников имеются индивидуальные альбомы наглядных пособий, изготовляемые в ходе изучения программного материала. В соответствии с дидактическими задачами предупредительному диктанту с использованием наглядных пособий может быть придан характер фронтальных занятий всего класса или сугубо индивидуальной работы учащихся.

Диктант как средство развития

орфографической зоркости

учащихся 3 классов.

Калинкина У.А.

г. Москва

2013

полезности этого правила для решения задачи – проблемная ситуация.

Нужно постараться вывести правило в ходе общего рассуждения, а не вводить правило в готовом виде.

Сама формулировка правила должна появляться как результат проведённого обобщения. Если можно, то перед обобщением давать схему, модель. Чтение по учебнику правила может выполнять требование проверки, контроля.

Завершаться работа должна ответом на вопрос: как надо действовать, чтобы правильно написать.

Четвёртое умение – умение контролировать. Необходимо осуществить самоконтроль, проверку написанного.

Для формирования комплекса этих орфографических умений используются различные упражнения. Одним из них являются диктанты. Например, объяснительный и предупредительный. В объяснительном диктанте –объяснение после записи. В момент письма можно ставить «дырки», либо отмечать сомнения «?» над написанной буквой. Писать диктант, отмечая все орфограммы. Предупредительный диктант – объяснение до записи.

Самым эффективным из диктантов является диктант «Проверяю себя», он может выполнять как контролирующую, так и обучающую функции.

Организация работы по обучению диктанту

«Проверяю себя».

После повторения понятия «орфограмма» и разведения понятий «орфограмма» и «правило», началась целенаправленная работа по обучению диктанту «Проверяю себя».

При обучении были использованы следующие упражнения:

  1. Запишите предложения, пропуская все орфограммы (Один ученик записывает на доске, остальные в тетради).

Ч. дес. н, . каз. ч. н ру.. к. й ле. з. мой.

Затем следующий ученик вставляет пропущенные буквы (если пропущенная орфограмма не изучена, то букву помогает вставить учитель).

  1. Сосчитайте, сколько орфограмм вам встретиться в предложении

Н. ступил перв. й зимн. й ден. . (4 орфограммы).

3) Упражнения, развивающие «орфографическую зоркость» и готовящие ребят к диктанту есть и в учебнике.

__________________________________________________

При выполнении упражнений необходимо знать правила проверки безударного гласного в корне и уметь применять данное правило на практике.

Методика проведения диктанта строится на основе упражнений подобного характера.

  1. Диктую предложение.

Наступил первый зимний день.

  1. Запишите предложение, пропуская все орфограммы.

Н. ступил перв. й зимн. й ден. .

3) Сколько орфограмм пропустили? (4).

4) Как записали слово наступил?

Наступил, записали слитно, т.к. на – это приставка, приставка является частью слова. После н буква а , т.к. приставка на .

Хорошо!

5) Проверьте запись слова первый, после буквы в буква ы , это окончание прилагательного. О написании окончаний разных частей речи мы поговорим в дальнейшем. В слове зимний после буквы н вставьте и – это тоже окончание прилагательного.

6) Как записали слово день?

На конце слова ь – показатель мягкости согласного.

Правильно!

Затем идет запись второго предложения. Перед тем, как диктовать, еще раз напоминаю детям о том, что необходимо пропускать все орфограммы.

Мы п. шли на л. сны. . зер. .

После записи предложения опять разбираем каждое слово с точки зрения орфограмм и изученных правил. На месте пропусков вставляем нужную букву зеленой ручкой.

Эта работа проходит над каждым предложением диктанта. Она помогает детям «видеть» орфограммы в тексте, учит разграничению – «знаю» - «не знаю».

Диктант «Проверяю себя» помогает детям развивать творческое воображение и вместе с тем формирует у них орфографические умения.

1.Послушай слово.

2.Повтори слово.

3.Проговори слово по слогам.

5.Диктуй себе по слогам.

6.Выполни проверку. Прочитай записанное слово, поставь ударение. После введения понятия «орфо­грамма» - подчеркни орфограммы.

Обращаем особое внимание учителей на обяза­тельность пунктов 2-5 в приведённом алгоритме. Это обязательные операции самостоятельного действия учащегося, которые пропускать на данном этапе обу­чения нельзя.

Методике проведения диктанта, включая и запись под диктовку отдельных слогов и слов, уделено значительное внимание в работах известных методистов в области рус­ского языка. Так, Ф. И. Буслаев (1818-1897) при диктанте требовал от учеников повторять диктуемое и анали­зировать слова. Для проверки рекомендовал исполь­зовать разнообразные приёмы: сверка написанного с образцом (по книге); сверка написанного с записью на доске; взаимопроверка (меняются тетрадями и прове­ряют друг друга); учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и исправить ошибку .

В качестве образца записи под диктовку слова (ученик записывает слово на доске) приведём мето­дику работы, описанную Н. А. Корфом:

1.Учитель диктует слово.

2.Ученик чётко повторяет, начинает записывать на доске.

3.Учитель повторяет слово. Можно несколько раз, так как слух ребёнка ещё не развит настолько, чтобы он
мог с одного раза расслышать, разобрать все звуки, из которых состоит слово.

4.Ученик в процессе письма диктует себе слово . Учитель организует такие виды работ, чтобы предупредить ошибки. [ иногда не прерывает ученика, даже если он пишет с ошибками.]/

5.Осуществляется проверка. Учитель просит ученика прочесть написанное слово. Учитель вновь (уже как образец для проверки) произносит то же слово, протягивает особенно тот звук, который при письме пропущен учеником или неверно им написан. Школьник должен по слуху «добраться до ошибки» и исправить её
.

Запись под диктовку отдельного предложения.

Учитель читает предложение 3 раза.

Ученики должны чётко знать цель каждого прочтения:

1-й раз - дети слушают, осмысливают, запоминают.

Хором можно повторить предложение, затем ученики проговаривают «про себя».

2-й раз - учитель чётко проговаривает каждое слово, дети обращают внимание на произношение.

1-й шаг - ученики хором повторяют предложение так, как будут писать - чётко проговаривают по слогам каждое слово.

2-й шаг - записывают, диктуя себе по слогам.



3-й раз - самопроверка, т.е. чтение для выполнения операции контроля; цель этого чтения должна быть оговорена заранее: «Проверь, не забыл ли ты написать букву, слог, слово».

Учащиеся обязательно держат в руке ручку и следят за чтением учителя.

Запись под диктовку текста.

Учитель читает текст :

1)весь текст - для общего восприятия (1);

2)каждое предложение с паузами - для записи (2);

·Послушайте первое предложение.

·Повторите его.

·Диктуйте себе по слогам.

3) весь текст - для проверки.

Выбор вида диктанта обусловлен этапом работы над формированием орфографического навыка и целью урока.

3. Ф. Ульченко предложена следующая система использования различных видов диктантов:

Этап работы над орфограммой Рекомендуемый вид диктанта
Опознавание орфограммы на уровне знакомства с нею Выборочный диктант
Устное объяснение орфо­граммы до записи текста Предупредительный диктант
Объяснение орфограммы в процессе письма Комментированный диктант
Объяснение орфограммы после записи текста Объяснительный диктант
Включение орфограммы в новые связи Выборочно-объясни­тельный диктант
Возвращение на более высоком уровне к этапу осознания орфограммы Диктант «Проверяю себя»
Объединение усвоенных частных действий в одну сложную деятельность в условиях полной самостоя­тельности учащихся Контрольный диктант

2.2.1. Слуховой диктант - орфографическое упражне­ние, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложе­ний, текста.

2.2.2. Предупредительный диктант - вид слухового диктанта. Цель - предупреждение ошибок путём объ­яснения орфограмм до записи текста, слова. Приме­няется на первичных этапах изучения темы. По мере освоения способа проверки и усвоения материала за­меняется объяснительным диктантом. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится орфографический анализ - учащиеся объ­ясняют, как напишут слово и почему.



2.2.3. «Безошибочный» диктант - разновидность пре­дупредительного диктанта. Перед учащимися ставится задача - полностью разобраться в орфографической стороне текста и написать диктант без ошибок. Прослушав текст, учащиеся ставят вопросы в отношении написания тех или иных слов. На эти вопросы отвечают ученики, уверенные в правописании данного слова. При затруднении к объяснению орфограмм подключается учитель.

2.2.4 Предупредительно-контрольный диктант -разновидность предупредительного диктанта. Перед диктантом в течение 8-10 минут повторяются те пра­вила правописания, которые отражены в его тексте. В качестве примеров рассматриваются слова из текста диктанта, специально отобранные учителем.

2.2.5 Подготовленный диктант - разновидность пре­дупредительного диктанта с элементами объяснитель­ного. Текст сначала разбирается, потом записывается и проверяется.

2.2.6 Объяснительный диктант - вид слухового дик­танта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы. В процессе записи текста учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, по­сле записи - контролируют правильность выполнения работы.

2.2.7. Объяснительный диктант с предварительной подготовкой. До записи текста учитель выделяет время на повторение изученных правил правописания и спо­собов проверки необходимых орфограмм. После орфо­графической подготовки и своеобразной «настройки» учащихся на определённый вид орфограмм проводится диктант. После записи учащиеся доказывают правиль­ность написания слов с изученными орфограммами, исправляют допущенные ошибки.

2.2.8. Диктант «Проверяю себя» (введён А. И. Кобызевым) - вид слухового диктанта, характеризующийся высоким уровнем самоконтроля. Способствует развитию орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту, осмыслению орфограмм на до­статочно высоком уровне, вырабатывает навыки само­проверки. Во время записи текста ученику разрешается спрашивать учителя, как пишется та или иная орфограм­ма, пользоваться словарём, справочниками и пр. Вы­звавшую сомнение орфограмму ученик подчёркивает (это важно использовать учителю для анализа). Если делается исправление подчёркнутой орфограммы, оно за ошибку не считается. В то же время допущенные ошибки на изученные правила учитываются более строго, так как ученик не увидел орфографически опасных мест.

2.2.9. Письмо с пропуском букв (диктант с пропущен­ными орфограммами) - разновидность диктанта «Проверяю себя». В процессе записи текста учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. На месте пропуска букв ста­вится прочерк- по нижней линейке проводится черта. Запись в тетради выглядит следующим образом: Вл_су слышна звонк_я трель с_л_вья. После записи осущест­вляется орфографический анализ слов с пропущенными буквами. Пропуски заполняются. Такой приём предупре­ждает появление ошибок и большого количества исправ­лений, является одним из самых эффективных приёмов развития орфографической зоркости. Учащиеся должны уяснить: если не знаешь, как проверить, лучше пропу­стить букву, но писать наугад нельзя!

2.2.10. Комментированный диктант (комментированное письмо, грамматико-орфографическое комментирование) - вид орфографического упражнения – вид орфографического упражнения, разновидность слухового диктанта в сочетании с орфографическим разбором. Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста.

Один учащийся в процессе и в темпе письма вслух комментирует все орфограммы, указывает их типы, называет правило проверки, кратко называет шаги алгоритма орфографического действия, подбирает проверочные слова, делает вывод. При этом форма объяснения написания должна быть краткой, иначе теряется связь между словами. Например: «Пишу зелёный с безударной гласной е. Проверочное слово - зелень» или «Зелёный. Проверяю безударную гласную - ставлю под ударение - зелень. Пишу зелёный с буквой е». Обязательное условие - к комментированию поочерёдно привлекаются все учащиеся класса, не только сильные. При систематическом применении вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированный диктант обеспечивает овладение учащимися алгоритмом действия, направлен на отработку приёмов применения правила в процессе письма.

2.2.11. Комбинированный диктант - вид слухового диктанта, обладающий признаками предупредительного, объяснительного и контрольного диктантов. Используется преимущественно на уроках обобщения, а также в работе с отстающими. Вначале проводится предварительное объяснение орфограмм (2-3 предложения), в последующих предложениях орфограммы объясняются одновременно с письмом или после записи предложения, затем несколько предложений записываются без объяснений, по методике контрольного диктанта.

2.2.12. Выборочный диктант - вид слухового или зрительного диктанта. Предполагает запись не всего текста, а лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы (пунктограммы, грамматические формы) на изучаемое правило. Может сопровождаться дополнительным заданием. Выборочный диктант развивает орфографическую зоркость, внимание, умение обнаруживать изучаемые языковые явления, приучает школьников к анализу текста до его записи.

2.2.13. Выборочно-распределительный диктант - разновидность выборочного диктанта. Предполагает выбор из текста и запись слов с определёнными орфограммами и одновременной их группировкой по каким-либо признакам, например слова с проверяемыми безударными гласными выписываются в левый столбик, с непроверяемыми - в правый.

2.2.14. Морфемный диктант - разновидность выборочного диктанта. Учитель диктует слова, словосочетания или предложения, ученики записывают только указанные учителем значимые части того или иного слова с нужной орфограммой. Данный вид диктанта способствует запоминанию графического облика морфем, развивает орфографическую зоркость, совмещает грамматический и орфографический анализы слов.

2.2.15. Творческий диктант - по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определённые слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов. Например, в ходе изучения имени прилагательного учитель предлагает дополнить предложения подходящими по смыслу именами прилагательными; при изучении множественного числа имени существительного - заменить форму единственного числа на множественное и др. Вырабатывается навык применения орфографического правила в условиях, когда необходимо думать о содержании предложения и его грамматическом оформлении.

2.2.16. Свободный диктант - в процессе записи текста учащиеся могут заменить отдельные слова, изменить структуру предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям (3-4 предложения); каждая часть записывается после повторного её прочтения. Учащиеся записывают каждую часть текста по памяти, как запомнили. Тренируется память. Дополнительная цель - развитие речи учащихся. В методике рассматривается как вид работы, подготавливающий учащихся к написанию изложений.

2.2.17. Зрительный диктант - вид орфографического упражнения, развивающий орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка.

Зрительные диктанты по методике профессора И. Т. Федоренко - система специально подобранных наборов предложений, обеспечивающая развитие оперативной памяти. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Каждое последующее предложение постепенно, по одной-две букве, наращивается по длине. Первое предложение набора № 1 состоит из двух слов и содержит всего 8 букв, последнее предложение набора № 18 состоит из 10 слов и содержит 46 букв. Если предложения не соответствуют содержанию урока, их можно заменить равноценными с тем же количеством букв.

Время работы со всеми наборами занимает 2-3 месяца. Для записи шести предложений на уроке уходит от 5 до 8 минут. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно (тренировку оперативной памяти можно осуществлять на уроках как русского, так и белорусского языка, подбирая предложения на русском и белорусском языках соответственно). Письмо через день эффективного результата не даёт!

Методика проведения

1.На доске учитель заранее записывает 6 предложений одного набора и закрывает листом бумаги (можно заготовить каждое предложение на отдельной полоске бумаги, напечатав его крупным шрифтом, или для демонстрации предложений использовать мультимедийные средства обучения).

2.Открывается первое предложение (лист бумаги сдвигают вниз). Учащиеся в течение определённого времени (от 4 до 8 секунд в зависимости от набора предложений) читают предложение «про себя» и стараются
его запомнить.

3.По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях по памяти.

Если ученик не успел запомнить предложение, ему разрешается посмотреть у соседа. Если многие ученики класса не успевают запомнить предложение и обращаются к соседям по парте, работу с данным набором предложений повторяют на следующий день. И так до тех пор, пока практически все ученики смогут записать предложения по памяти самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору.

4. Открывается второе предложение. Учащиеся читают, стараются запомнить. Предложение стирается, ученики записывают его по памяти.

5-8. Чтение, запоминание и запись по памяти следующих предложений набора (работа организуется аналогичным образом).

2.2.18. Письмо по памяти или самодиктант - самостоятельная запись выученного наизусть текста, который воспринимается учащимися зрительно или на слух. По окончании работы текст открывается для осуществления самопроверки.

2.2.19. Разученный диктант (подготовленный диктант) - разновидность письма по памяти, можно практиковать в IV классе. Предварительная подготовка к написанию текста осуществляется учениками самостоятельно, возможно - дома. Текст заучивается наизусть. На следующий день в классе ученики пишут заученный текст по памяти или под диктовку учителя.

2.2.20. Картинный диктант (беззвучный диктант) - учитель молча демонстрирует предметную картинку, учащиеся записывают название изображённого предмета.

2.2. 21. Предметный диктант (беззвучный диктант) - учитель молча демонстрирует предмет, учащиеся записывают название предмета.

2.2. 22. Диктант-игра «Кто больше запомнит?» (введён Л. П. Федоренко) - разновидность слухового или зрительного диктанта с установкой на точное воспроизведение по памяти услышанных или зрительно воспринятых слов, направлен на тренировку памяти.

Методика проведения

1.Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирует её на доске или экране в течение 9-15 секунд (примерно по 3-5 секунд на одно слово) и больше не повторяет.

2.Учащиеся записывают то, что запомнили.

3.Учитель читает или демонстрирует новую цепочку из 3 слов и делает паузу, достаточную для того, чтобы учащиеся успели записать по памяти слова.

4.Самопроверка или взаимопроверка. Учащиеся подсчитывают друг у друга или каждый у себя количество слов. За каждое правильно записанное слово начисляется по одному очку. За пропущенное или заменённое слово и за каждую орфографическую ошибку - по штрафному очку.

5.Учитель на доске или экране демонстрирует правильно записанные слова. Учащиеся проверяют точность своих подсчётов. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков.

6. Тетрадь кандидата в победители проверяет учитель.

Количество слов для диктанта:

II класс - 4-6-8 слов (цепочки из 2 слов); 6-9 слов (цепочки из 3 слов);

IIIкласс - 8-10 слов (цепочки из 2 слов); 9-12 слов (цепочки из 3 слов);

4 класс- 10-12-14слов (цепочки из 2 слов); 12-15 слов (цепочки из 3 слов).

Самыми лёгкими для запоминания являются цепочки слов, принадлежащих к одной части речи и одной тематической группе, например: капуста, картофель, помидоры. Трудными, но наиболее эффективными для тренировки памяти (развивать память можно только нагружая её) оказываются цепочки слов, относящиеся к разным частям речи и тематическим группам, например: кровать, решать, горячий.

Диктант «Будь точным» (введён Л. П. Федоренко) - разновидность диктанта «Кто больше запомнит?», но для записи предлагаются не отдельные слова, а предложения. Название диктанта указывает, что применительно к предложению важно точное его воспроизведение, а не количество записанных слов. Учитель читает каждое предложение только один раз. Учащиеся записывают так, как запомнили. Первое предложение не повторяется! Дальше учитель читает один раз второе предложение и т.д.

2.2.23. Контрольный, или проверочный, диктант - вид слухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать без ошибок. Цель - выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умением применять их на практике.

Текст контрольного диктанта должен включать основные орфограммы и пунктограммы, изученные на момент проверки. По возможности орфограммы должны быть равномерно распределены в разных частях текста. Объясняется это тем, что наибольшее количество ошибок, исправлений, пропусков букв, слогов и даже целых слов допускается учащимися в начале и в конце текста: в начале текста при прочих равных условиях учащиеся ещё не успели сосредоточиться, втянуться в работу, в конце диктанта - на фоне общей утомляемости ослабевает внимание. Количество слов с неизученными орфограммами не должно превышать трёх. Если текст содержит более трёх таких слов, он для диктанта не используется.

Контрольный диктант может сопровождаться дополнительными грамматическими заданиями, содержание которых должно соответствовать учебной программе. Количество заданий не должно превышать трех.Для каждого варианта подбираются однотипные грамматические задания.

В отдельных случаях возможно дать для диктанта не один це­лый текст, а два-три небольших отрывка, но с условием, чтобы они, вместе взятые, удовлетворяли всем требованиям, предъяв­ляемым, к тексту диктанта и изложенным выше.

Текстом для диктанта может служить научная, политическая статья или отрывок из художественного произведения. Для IV-VI классов лучше брать связный рассказ, для VII-VIII – науч­ные и публицистические статьи, для тех и других – орфографи­чески осложненный (в том числе и обработанный учителем, адап­тированный в нужном с точки зрения обучения орфографии нап­равлении) текст художественного произведения. Текст не обяза­тельно должен быть книжным: он может быть составлен и самим преподавателем.

В случаях затруднений в подыскании связных текстов мож­но допустить и диктант из отдельных предложений.

Не безразлично, каков размер предложений, из которых со­стоит предлагаемый для диктанта текст. Так, гоголевский период, например, явно неприемлем для учащихся V классов, и наоборот, текст, состоящий только из простых, хотя бы и распространен­ных предложений, неприемлем для VII классов. Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся IV-X классов по русско­му языку установлен объем диктанта: в IV классе – 90-100 слов, в V классе – 100-110, в VI классе – 110-120, в VII классе – 120-140, в VIII классе – 140-160. В случае необходимости, если текст содержит что-либо мешающее использованию его в классе, он может быть подвергнут некоторой обработке со стороны учителя: период, встречающийся в тексте для V класса, может быть разделен на ряд отдельных предложений; редко встречаю­щиеся слова и выражения, устаревшие и тяжелые по конструк­ции обороты опущены или заменены и т. п. Конечно, все это дол­жно делаться без нарушения смысла текста в целом и без сни­жения его ценности в орфографическом отношении.


Текст для проверочного диктанта, проводимого в конце года, должен включать все основные орфограммы (и пунктограммы) данного года обучения.

Не обязательно, чтобы каждое из правил было представлено в тексте диктанта не одним, а несколькими написаниями. Вряд ли можно подыскать такой текст, чтобы в нем встречались абсо­лютно все случаи правописания по программе данного года обу­чения, да еще в нескольких вариантах. Поэтому, если тот или иной отрывок и не включает отдельных вариантов написаний на какое-либо правило, это можно не считать препятствием для осу­ществления общей (т. е. по всему пройденному) проверки орфогра­фической грамотности учащихся. Неосновные орфограммы, ред­кие случаи написания, «исключения» могут быть и не включены в текст для такого диктанта. Не следует допускать включения в текст специально подобранных, не употребительных ни в литературном языке, ни в разговорной речи слов, сочетаний и фраз или казуистических случаев написаний, рассчитанных на про­воцирование учащихся на ошибку. <…>]

Не все слова текста (особенно специальные термины и иностран­ные слова) могут быть известны учащимся и не во всех случаях могут быть опущены совсем или заменены другими, соответству­ющими им по значению. Учитель должен сам объяснить школь­никам значение таких слов (еще до чтения всего отрывка), а в слу­чае надобности записать их на доске. Такая обработка текста не снижает значения ни самого метода проверки знаний учащихся, ни результатов ее. Непонятных слов в тексте не должно быть мно­го (не больше двух-трех), иначе текст нужно признать неудач­ным.

После окончания диктанта надо дать ученикам 5-7 минут для проверки и самостоятельного исправления ошибок. Проверка мо­жет проводиться двумя способами: учащиеся молча, каждый про себя, исправляют ошибки; или исправление идет в то время, когда учитель, закончив диктант, медленно прочитывает весь текст це­ликом, останавливаясь подолгу на точках (в конце предложений). чтобы дать школьникам возможность самим найти ошибку и испра­вить ее.

После просмотра диктанта учащимися тетради немедленно от­бираются учителем для проверки их на дому.

Алгазина орфографических навыков: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1987. – С. 71-73.

Формирование орфографических навыков с учетом вариантов орфограммы

Орфографические навыки необходимо формировать на таком дидактическом материале, в котором имеются все варианты соот­ветствующей орфограммы. В результате учащиеся получат конк­ретное представление о том, на какой круг слов распространяется то или иное правило…

Варианты орфограммы необходимо учитывать и при подборе текстов для проверочных работ по орфографии.

Во-первых, чтобы получить объективные данные о степени усвоения изученного орфографического правила, в текст для конт­рольной, работы включаются те варианты орфограммы, которые были предметом специальной заботы учителя. Что касается вариантов орфограммы, не попавших во время тренировки в поле зрения учащихся, то включение слов с этими орфограммами не отразит объективных данных о характере усвоения подлежа­щего проверке орфографического правила.


Например, если в ходе закрепления правила правописания при­ставок на з(с) в упражнения не было включено слово безвкусный, а в контрольной работе оно встретилось, то большое количество ошибок в написании этого слова еще не говорит о том, что уча­щиеся не усвоили интересующего нас правила.

Во-вторых, когда учитель готовит учащихся к. очередному диктанту или изложению, он должен обратить их внимание на трудные для них варианты орфограммы. Возьмем, например, диктант:

Возле нашего дома был пустырь, там одиноко рос огромный дуб. На пустыре мы играли в волейбол, футбол, городки.

Однажды утром выглянул я в окно и не поверил своим глазам. Появились люди, грузовые машины, мощные самосвалы, подъемные краны. Я поспешил на наше любимое место, а там уже собрались мои друзья.

Они сообщили мне интересные новости. Здесь будут строить Дворец пионеров и школьников. Сюда придут каменщики, бетонщики, свар­щики.

А вокруг Дворца мы посадим фруктовый сад, и наш дуб не будет одиноким.

При подготовке к этому диктанту проводится работа со слова­ми: мощный (ср.: мощь), ночной (ср.: ночь); каменщик (ср.: камень), фонарщик (ср.: фонарь); не будет, не станет, не сможет, не захочет. […]

Работа над ошибками должна также проводиться с учетом вариантов орфограммы. Если ученик, например, допустил ошибку в глаголе не был (написал не слитно), то для работы над ошибками подбирается дидактический материал с тем же вариантом орфо­граммы: не мог, не хотел, не стал, не буду, не могу, не хочу, не стану.

Таковы общие вопросы, касающиеся вариантности дидакти­ческого материала как одного из условий формирования орфогра­фических навыков.

Чедия диктанта в психокоррекционной работе при прохождении синтаксиса русского языка «методом погружения» // Научные записки психологов-педагогов г. Твери и области. 1998. № 6. С. 136-141.

По мере роста учебных возможностей ребят сложность и объем диктантов дозированно увеличиваются с таким расчетом, чтобы диктант представлял собой трудность, тем не менее посильную для напряжения сил. <…>

Очень полезно начать сталкивать разные провокационно похожие друг на друга синтаксические явления, что надежно защитит от формирования бездумного шаблона. <…>

Булохов разновидностей диктанта. – Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1994. – С. 6-8.

В основу психологической классификации видов диктанта следует положить виды памяти, участвующие в формировании правописных умений и навыков.

По продолжительности действия различают долговременную и кратковременную (оперативную) память. Письмо по памяти (самодиктант) специально ставит перед школьниками задачи на­долго запомнить «физиономию» слова и синтактико-пунктуационный образ предложения. На то же направлены повторный и подготовленный (разученный) диктанты, а также очень похожие друг на друга, но получившие разные названия у авторов: релей­ный диктант, по проверке домашних упражнений, «По следам выполненных упражнений».

К диктантам, развивающим оперативную речевую память, в первую очередь относится диктант «Кто больше запомнит», когда учащиеся записывают серию слов (словосочетаний) или целое предложение с одного прочтения учителя, а также любой другой вид диктанта (объяснительный, контрольный, предупредитель­ный, слуховой), если предложения читаются большими частями, которые надо запомнить, а количество прочтений ограничено. считает, что свободные диктанты тоже развивают оперативную память. По нашим данным, тому же спо­собствуют и творческие диктанты с перестановкой вводных и вставных конструкций, причастных и деепричастных оборотов, придаточных частей из постпозиции в препозицию или интерпозицию, из препозиции в интерпозицию (особенно в позицию между главными членами предложения).

Словесно-логическую память развивают многие виды дик­танта, но особо следует отметить диктанты, ставящие задачи классификации языковых явлений: выборочный, распределитель­ный, выборочно-распределительный, цифровой, буквенный.

По типу восприятия дидактического материала диктанты традиционно делятся на слуховые, к которым следует отнести упражнения, при проведении которых учитель диктует слова, словосочетания, предложения или текст, и зрительные – «обратный» диктант, письмо по памяти (самодиктант) и некото­рые другие их разновидности, например диктант «Кто больше за­помнит», в том случае, когда серию слов или предложение дети запоминают не на слух, а на основе зрительных восприятий.

Развитие речедвигательной (кинестезической) памяти под­держивается диктантами, которые сопровождаются послоговым орфографическим проговариванием вслух (па-ро-воз), но по­лезно, как отмечают специалисты, и мысленно прого­варивать слова, ибо повторяются в ослабленном виде те движения речевых органов (гортань, губы, язык), которые характерны для громкой речи. <…>

Моторную (рукодвигательную) память развивают все виды диктантов, при выполнении которых учащиеся записывают в со­ставе предложения или вне его слова и словосочетания в их пол­ном буквенном виде. Сюда явно не относятся графический дик­тант, цифровой, буквенный, с буквенным обозначением, потому что записываются не слова, а отдельные морфемы , графические обозначения морфем, цифры или буквы, присвоенные записыва­емым разрядам слов.

Зная психологические возможности каждой разновидности диктанта, учитель сможет совершенствовать имеющиеся у детей виды памяти и развивать недостающие, что будет способствовать повышению грамотности учащихся. <…>

Чтобы помочь учителям выбрать соответствующий по степени трудности для конкретного класса текст, мы составили его паспорт. Идея обязательной паспортизации текстов в экспли­цитной форме высказывается впервые, хотя трудно найти такой текст, рекомендуемый для диктовки, при котором не приводились бы какие-либо отдельные элементы паспорта, например: количе­ство слов, название грамматической темы или преобладающих орфограмм и пунктограмм. Составленный нами паспорт содержит эти традиционные характеристики текста, но, кроме того, он включает и показатели, предупреждающие учителя о степени психологической трудности текста. К ним относятся длина слова в буквах и длина предикативной единицы в словах.

Анализ письменной речи школьников показывает, что сред­няя длина слов, содержащих орфографические ошибки, превы­шает 7 букв, т. е. средний объем оперативной речевой памяти, отвечающей за построение и процесс записи предложения. Чем протяженнее предикативная единица, тем большие нагрузки испытывает оперативная память. В эксперименте доказано, что и длина слова, и длина предикативной единицы являются показа­телями орфографической трудности текста для диктанта. Таким образом, правописная трудность зависит не только от количества и специфики орфограмм и пунктограмм, не только от объема тек­ста, но и от длины слова и предикативной единицы.

Чтобы учитель проще ориентировался в определении степени психологической трудности текста, мы установили суммарный показатель средней длины слова и средней длины предикативной единицы, обозначив его буквой X. Например, средняя длина слова в тексте «Основание Красноярска» составляет 5,97 буквы, а средняя длина предикативной единицы – 15,12 слова. Суммарный показатель текста по этим параметрам Х = 20,09. В приведенных текстах величина Х колеблется от 11,7 до 21,29. При прочих рав­ных условиях тексты являются более легкими в правописном отношении, если показатель Х приближается к 11, более труд­ными, если он приближается к 21.

Суммарный показатель Х входит составной частью в паспорт текста. Надеемся, что предлагаемый нами паспорт (он нуждается в дальнейшем совершенствовании) поможет выбрать текст, исходя из задач развития психолого-педагогических возможностей учащихся.

Разумовская обучения орфографии в школе. – 2-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1996. – С. 198-200.

О контрольных работах по орфографии

В методическом письме «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей» в качестве проверочной работы по орфо­графии рекомендуется диктант. При этом указывается и количе­ство диктантов для каждого класса именно как оценочной рабо­ты за определенный период (начало-конец года, конец четвер­ти, после определенной значительной темы): V класс – 8 диктан­тов, VI класс – 8 диктантов, VII класс – 6 диктантов, VIII – 5 диктантов, IX класс – 3 диктанта. Конечно, количество оценочных работ может меняться по необходимости, но в целом оно отражает потребности практики.

Другое дело, какой вид работы должен использоваться в качестве оценочной, диктант ли? Диктант – привычное и довольно эффективное упражнение, надежно служащее целям тренировки владении правилами орфографии и пунктуации . Его результаты важны прежде всего для учителя: сразу видно, какой материал усвоен учащимися, а какой нет, успешно ли идет процесс становления у школьников безошибочного письма.

Однако подобрать грамотно с методической точки зрения текст диктанта – дело очень трудное. Каждый учитель знает, один диктант дает очень плохие результаты, другой – хорошие и речь идет не только о трудности-легкости написания отдельных слов, но и о языковых особенностях текста; о соответствии или несоответствии данного текста речевому и мыслительному развитию ребенка . И нередко причина ошибок кроется в том, что смысл текста в целом непонятен ребенку.

В «Нормах…» приводятся ограничительные пределы допустимых в текстах итоговых диктантов орфограмм: в V классе – различных орфограмм, в VI – 16, в VII – 20, в VIII и IX – 24 орфограммы. Но эти цифры мало помогают, потому что, во-первых, уровень трудности орфограмм различен (ср.: у речки на крутом берегу шаловливой речонки ), во-вторых, любой текст диктанта одних только орфограмм на безударные гласные корня содержит как минимум более двадцати на сто слов.

Словом, при кажущейся простоте диктант весьма коварный письменной проверки, не дающий справедливой оценки орфографической подготовки учащихся определенного возраста на конкретном учебном этапе, так как текст диктанта может находиться в противоречии с речевым и интеллектуальным развитием ребенка. Поэтому многие методисты горячо протестовали против диктанта, ратуя за творческую работу. Известный в области методики орфографии ученый считал, что качестве итоговой оценочной работы по орфографии должна быть работа творческого характера, например изложение.

Думается, что, действительно, изложение лучше всего подходит для итоговой оценки естественной грамотности: перелагая своими словами определенное содержание, ребенок отторгает несвойственные его речевому опыту элементы, воспроизводя в известной степени «свое». При этом орфографическая сторона грамотности не является самоцелью, а выступает «на своем месте», сопровождая письменное речевое высказывание. Поэтому во всяком случае в конце года, в конце четверти целесообразно проводить изложение малой формы, изложение с целями проверки навыков правописания в условиях собственного высказывания. Тогда окажется, что в V и VI классах проводится по 4 диктанта и по 4 изложения, в VII классе – по 3 диктанта и 3 изложения.

Тексты для диктантов желательно подбирать из изучаемых по литературе произведений или близких к ним, чтобы смысл, широкий контекст был хорошо известен и понятен учащимся. Тексты должны удовлетворять литературным нормам, так как в этом случае, как правило, гармонично сочетаются трудности написания, без их искусственного утрирования, возможного лишь в специальных тренировочных упражнениях.

Острикова диктант и его учебная трудность // Орфография в школе: полувековой опыт обучения. – М.: Вербум-М, 2008. – С. 195-199.

Методический паспорт диктанта

Методический паспорт ДМ показывает, насколько он ори­ентирован на решение учебных задач с учетом особенностей языковой подготовки учащихся, когда и где уместен в поклас­сной и индивидуальной системах обучения русскому языку, в текущих и итоговых, обучающих и контролирующих работах, на каком этапе обучения, в каком классе.

Составление паспорта диктанта требует знания следующих вопросов:

Типы и виды, варианты орфограмм и пунктограмм;

Знаки препинания, их виды и функция;

Академические и школьные формулировки правил ор­фографии и пунктуации;

Классификация дидактического материала;

Виды орфографических и пунктуационных ошибок;

Критерии и нормативы оценки контрольных диктантов.

Методический паспорт диктанта может быть кратким и развернутым. Сначала рассмотрим пример краткой паспор­тизации диктанта, представленной в пособии для учителя по практической методике русского языка.

Летом

Лето мы провели с братом на реке. Каждый день ходили ку­паться и ловить рыбу в речке. Как бодро мы чувствовали себя после купанья! Ежедневно приносили домой 15-12 ершиков и лещиков.

Хорошо летом на берегу реки! Качается над травой колоколь­чик. Краснеет под листиком земляника. Воздух наполнен све­жим ароматом трав, цветов, реки. Впереди чернеет хвойный лес. В нем щебечут, свистят птицы. Греет жаркое солнце. Проплыва­ют белые облака. Время летит быстро. Пора уходить, но очень не хочется. Сидим на берегу до позднего вечера.

(82 слова)

На доске слова аромат, ежедневно, чувствовать и другие.

Проверяемые безударные гласные в корне слова (орфог­рамма №Непроверяемые и труд непроверяемые без­ударные гласные в корне слова (орфограмма №Не­произносимые гласные в корне слова (орфограмма №Падежные окончания имен существительных и прилагатель­ных - 6. Гласные и, у, а после шипящих - 5. Личные оконча­ния глаголов - 5.

Орфографическая насыщенность - 76 % (62: 81) при нор­мативной насыщенности 70-75 %.

Процесс паспортизации облегчается, если использовать бо­лее развернутые схемы. Приведем фрагмент разработанного нами паспорта контрольного диктанта (см. таблицу 35).

Таблица 35

Паспорт-карта контрольного диктанта

для____________ класса, уровень трудности

1. Общие признаки ДМ (обвести нужное или записать)

Характер примеров: ДМ словный, словосочетательный, фразовый, текстовый; смешанный
Источник ДМ, его автор………..

Стиль и жанр: стиль художественный (жанры - рассказ, повесть, сказка...)...

Тип речи: описание, повествование, рассуждение, смешанный. Тематика: разговорная тема.......................................

программная тема (темы)....

число слов.... и предложений..

Психологичес­кая трудность

средняя длина слова... букв + средняя длина предложения …слов =
итого: индекс психологической трудности

Адаптация

по объему - полная или частичная;

по виду - лексическая, лексико-орфографическая, синтаксическая, синтаксико-пунктуационная, иная

Деформация ДМ

орфографически не деформированный, деформиро­ванный...

2. Орфографическая трудность диктанта

Тип орфог­раммы

Орфограммы

Примеры слов с потенциальными ошиб­ками, которые при оценке

не учиты­ваются

учитываются

однотип­ные

негру­бые

Проверямые правилом орфограммы

Орфограм­мы-буквы

Буквы прописные Ъ Ь разделит. Ь грамматический для обозначения мягкости Гласные в корне: проверяемые чередующиеся Согласные в кор­не: непроизносимые проверяемые Приставки: неизменяемые на 3-С пре-при Гласные в суффик­сах: сущ. прилаг. глаг. нареч. Гласные в оконча­ниях: сущ. прилаг; глаг. <…>

Небуквен­ные орфог­раммы

пробелы контакты дефисы

Словарные слова:

освоенные недавно изученные

Вывод об орфографической насыщенности ДМ:

старые орфограммы

новые орфограммы

итого орфограмм в % -

Орфографическая насыщенность диктанта - один из ос­новных показателей его учебной трудности, поэтому при пас­портизации диктанта обязательно определяется правописная концентрированность дидактического материала, а также про­водится его адаптация с учетом уровня развития класса и пе­риода обучения. Концентрированность орфограмм в диктанте может быть пониженная (диктант облегченный), нормативная (диктант типовой), повышенная (диктант «на засыпку»).

Итак, чтобы учащиеся допускали в диктантах «разумное» количество ошибок, не отбивающее охоту к учению, важно определять орфографическую насыщенность диктанта (см. таблицу 36), его концентрированность по количеству старых и новых орфограмм, причем среди тех и других выделять актуальные для данных учеников. Сверхконцентрированные тексты используются ограниченно, как правило, с целью за­крепления правописных навыков и текущего, не итогового контроля грамотности.

Таблица 36

Ориентировочные требования к объему и сложности письменных работ

Виды работ

Единицы подсчета

Классы

Словарный диктант

Текстовый диктант

словар­ные слова

орфо­граммы

пунктограммы