Проверь диктант написанный учеником. Запись под диктовку текста

Диктант как средство развития

орфографической зоркости

учащихся 3 классов.

Калинкина У.А.

г. Москва

2013

полезности этого правила для решения задачи – проблемная ситуация.

Нужно постараться вывести правило в ходе общего рассуждения, а не вводить правило в готовом виде.

Сама формулировка правила должна появляться как результат проведённого обобщения. Если можно, то перед обобщением давать схему, модель. Чтение по учебнику правила может выполнять требование проверки, контроля.

Завершаться работа должна ответом на вопрос: как надо действовать, чтобы правильно написать.

Четвёртое умение – умение контролировать. Необходимо осуществить самоконтроль, проверку написанного.

Для формирования комплекса этих орфографических умений используются различные упражнения. Одним из них являются диктанты. Например, объяснительный и предупредительный. В объяснительном диктанте –объяснение после записи. В момент письма можно ставить «дырки», либо отмечать сомнения «?» над написанной буквой. Писать диктант, отмечая все орфограммы. Предупредительный диктант – объяснение до записи.

Самым эффективным из диктантов является диктант «Проверяю себя», он может выполнять как контролирующую, так и обучающую функции.

Организация работы по обучению диктанту

«Проверяю себя».

После повторения понятия «орфограмма» и разведения понятий «орфограмма» и «правило», началась целенаправленная работа по обучению диктанту «Проверяю себя».

При обучении были использованы следующие упражнения:

  1. Запишите предложения, пропуская все орфограммы (Один ученик записывает на доске, остальные в тетради).

Ч. дес. н, . каз. ч. н ру.. к. й ле. з. мой.

Затем следующий ученик вставляет пропущенные буквы (если пропущенная орфограмма не изучена, то букву помогает вставить учитель).

  1. Сосчитайте, сколько орфограмм вам встретиться в предложении

Н. ступил перв. й зимн. й ден. . (4 орфограммы).

3) Упражнения, развивающие «орфографическую зоркость» и готовящие ребят к диктанту есть и в учебнике.

__________________________________________________

При выполнении упражнений необходимо знать правила проверки безударного гласного в корне и уметь применять данное правило на практике.

Методика проведения диктанта строится на основе упражнений подобного характера.

  1. Диктую предложение.

Наступил первый зимний день.

  1. Запишите предложение, пропуская все орфограммы.

Н. ступил перв. й зимн. й ден. .

3) Сколько орфограмм пропустили? (4).

4) Как записали слово наступил?

Наступил, записали слитно, т.к. на – это приставка, приставка является частью слова. После н буква а , т.к. приставка на .

Хорошо!

5) Проверьте запись слова первый, после буквы в буква ы , это окончание прилагательного. О написании окончаний разных частей речи мы поговорим в дальнейшем. В слове зимний после буквы н вставьте и – это тоже окончание прилагательного.

6) Как записали слово день?

На конце слова ь – показатель мягкости согласного.

Правильно!

Затем идет запись второго предложения. Перед тем, как диктовать, еще раз напоминаю детям о том, что необходимо пропускать все орфограммы.

Мы п. шли на л. сны. . зер. .

После записи предложения опять разбираем каждое слово с точки зрения орфограмм и изученных правил. На месте пропусков вставляем нужную букву зеленой ручкой.

Эта работа проходит над каждым предложением диктанта. Она помогает детям «видеть» орфограммы в тексте, учит разграничению – «знаю» - «не знаю».

Диктант «Проверяю себя» помогает детям развивать творческое воображение и вместе с тем формирует у них орфографические умения.

(предложена З.Ф.Ульченко):

Этап работы над орфограммой Рекомендуемый вид диктанта
Опознавание орфограммы на уровне знакомства с нею Выборочный диктант
Устное объяснение орфограммы до записи текста Предупредительный диктант
Объяснение орфограммы в процессе письма Комментированный диктант
Объяснение орфограммы после записи текста Объяснительный диктант
Включение орфограммы в новые связи Выборочно-объяснительный диктант
Возвращение на более высоком уровне к этапу осознания орфограммы Диктант «Проверяю себя»
Объединение усвоенных частных действий в одну сложную деятельность в условиях полной самостоятельности учащихся Контрольный диктант

Слуховой диктант – орфографическое упражнение, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложений, текста.

Предупредительный диктант – вид слухового диктанта. Цель – предупреждение ошибок путём объяснения орфограмм до записи текста, слова. Применяется на первичных этапах изучения темы. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится орфографический анализ – учащиеся объясняют, как пишут слово и почему.

«Безошибочный» диктант – разновидность предупредительного диктанта. Перед учащимися ставится задача – полностью разобраться в орфографической стороне текста и надписать диктант без ошибок. Прослушав текст, учащиеся ставят вопросы в отношении написания тех или иных слов. На эти вопросы отвечают ученики, уверенные в правописании данного слова. При затруднении к объяснению орфограмм подключается учитель.

Предупредительно-контрольный диктант – разновидность предупредительного диктанта. Перед диктантом в течении 8-10 минут повторяются те правила правописания, которые отражены в его тексте. В качестве примеров рассматриваются слова из текста диктанта, специально отобранные учителем.

Подготовленный диктант – разновидность предупредительного диктанта с элементами объяснительного. Текст сначала разбирается, потом записывается и проверяется.

Объяснительный диктант – вид слухового диктанта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы. В процессе записи текста учащиеся подчеркивают орфограммы, требующие проверки, после записи – контролируют правильность выполнения работы.

Объяснительный диктант с предварительной подготовкой . До записи текста учитель выделяет время на повторение изученных правил правописания и способов проверки необходимых орфограмм. После орфографической подготовки и своеобразной «настройки» учащихся на определенный вид орфограмм проводится диктант. После записи учащиеся доказывают правильность написания слов с изученными орфограммами, исправляют допущенные ошибки.



Диктант «Проверяю себя» - вид слухового диктанта, характеризующийся высоким уровнем самоконтроля. Способствует развитию орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту, осмыслению орфограмм на достаточно высоком уровне, вырабатывает навыки самопроверки. Во время записи текста ученику разрешается спрашивать учителя, как пишется та или иная орфограмма, пользоваться словарем, справочниками и пр. Вызвавшую сомнение орфограмму ученик подчёркивает (это важно использовать учителю для анализа). Если делается исправление подчеркнутой орфограммы, оно за ошибку не считается. В то же время допущенные ошибки на изученные правила учитываются более строго, так как ученик не увидел орфографически опасных мест.

Письмо с пропуском букв (диктант с пропущенными орфограммами) – разновидность диктанта «Проверяю себя». В процессе записи текста учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. На месте пропуска букв ставится прочерк – по нижней линейке проводится черта. Запись в тетради выглядит следующим образом: В л__су слышна звонк__я трель с__л__вья. После записи осуществляется орфографический анализ слов с пропущенными буквами. Пропуски заполняются. Такой прием предупреждает появление ошибок и большого количества исправлений, является одним из самых эффективных приёмов развития орфографической зоркости.

Комментированный диктант – вид орфографического упражнения, разновидность слухового диктанта в сочетании с орфографическим разбором. Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста.

Комбинированный диктант – вид слухового диктанта, обладающий признаками предупредительного. Объяснительного и контрольного диктантов. Используется преимущественно на уроках обобщения, а также в работе с отстающими. Вначале проводится предварительное объяснение орфограмм (2-3 предложения), в последующих предложениях орфограммы объясняются одновременно с письмом или после записи предложения, затем несколько предложений записываются без объяснений, по методике контрольного диктанта.

Выборочный диктант – вид слухового или зрительного диктанта. Предполагает запись не всего текста, лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы на изучаемое правило. Выборочный диктант развивает орфографическую зоркость, внимание, умение обнаруживать изучаемые языковые явления, приучает школьников к анализу текста до его записи.

Морфемный диктант – разновидность выборочного диктанта. Учитель диктует слова, словосочетания или предложения, ученики записывают только указанные учителем значимые части того или иного слова с нужной орфограммой. Данный диктант способствует запоминанию графического облика морфем, развивает орфографическую зоркость, совмещает грамматический и орфографический анализы слов.

Творческий диктант – по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определенные слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов. Например, в ходе изучения имени прилагательного учитель предлагает дополнить предложения подходящими по смыслу именами прилагательными; при изучении множественного числа имени существительного имени существительного – заменить форму единственного числа на множественное и др. Вырабатывается навык применения орфографического правила в условиях, когда необходимо думать о содержании предложения и его грамматическом оформлении.

Свободный диктант – в процессе записи текста учащиеся могут заменить отдельные слова, изменить структуру предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям (3-4 предложения); каждая часть записывается после повторного её прочтения. Учащиеся записывают каждую часть текста по памяти, как запомнили. Тренируется память. Дополнительная цель – развитие речи учащихся. В методике рассматривается как вид работы, подготавливающий учащихся к написанию изложений.

Зрительный диктант – вид орфографического упражнения, развивающий орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка.

Зрительные диктанты по методике профессора И.Т. Федоренко - система специально подобранных наборов предложений, обеспечивающая развитие оперативной памяти.

Как особый вид контроля за знаниями, умениями и навыками учащихся используют разные виды диктантов. Диктант - это одно из наиболее употребительных письменных грамматико-орфографических аналитико-синтетических упражнений, состоящее в воспроизведении услышанного, то есть воспринятого на слух текста или отдельных его элементов, а также зрительно воспринятого и, в отличие от списывания, фиксируемого по памяти. Различают зрительные, слуховые, свободные, «Проверяю себя», мини - и макси - диктанты... По используемому материалу - текстовые, состоящие из отдельных предложений, и лексические (словарные) диктанты.

Зрительный диктант

Вид орфографических упражнений; развивает орфографическую зоркость, зрительную память и внимание, используется для лучшего закрепления знаний на повторительно-обобщающем уроке. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается, а школьники пишут по памяти, затем проводится проверка. В таком варианте он проводится в младших классах, в старших - проводится как самодиктант: учащийся прочитывает текст по книге, анализирует его, затем закрывает книгу и пишет* по памяти, используя свои знания и умения по грамматике и орфографии. Потом - самопроверка по книге.

Творческий диктант

Проводится с целью повторения и обобщения написания тех или иных орфограмм.

Замените выделенные слова синонимами с приставками на з-1с-.

Грачи давно ходили (расхаживали) по двору и начали вить гнезда в березовой роще. Скворцы тоже переселялись (располагались) поближе к человеческому жилью. Отец сообщал (рассказывал), что видел стаю лебедей. Они летели на большой высоте, и отец едва мог их увидеть (разглядеть). Река Тверца вышла из берегов (разлилась) и затопила луга.

Мини- и макси - диктанты

Кончается учебный год, и наступает пора проверить, какие орфографические и пунктуационные умения и навыки приобрели школьники пятых - седьмых классов.

Словарный диктант (5 кл.)

Присягать, воплощать, директор, до свидания, стрижка, ходьба, поверхностный, частный, чувство, счастливый, объяснение, осенью, в страхе, без помощи, кирпич, ложь, опасность, почта, занавеска, подставить, распорядиться, развесить, отложить, предлагается, отрасли, нарастает, прищелкивает, четный, птицы, реставрация, В. Белов «Скворцы», о юбилее, об армии, бородачом, выигрышем, сказочным озером, тощ, могуч, не просишь, неволишь, бреешь, беречься, дерется, клеваться, заклеят, задержите.

С помощью мини- и макси - диктантов можно проверять не только пунктуационную, но и орфографическую грамотность.

И еще один диктант - это неадаптированный связный текст, в котором есть незапланированное сочетание орфограмм и знаков препинания.

Правописание о -- е после шипящих и ц.

Щеголь с щеголихой выступают лихо.

У нее -- платье желтое из шелка.

У него - лихая челка.

У нее в руках кошелка, где крыжовник, шоколад.

У него -- тяжелый жернов, он тащить его не рад.

Пчелка желтая летает, за решеткой псы сидят.

Шепот, шорох провожают эту пару щеголят.

Диктант «Проверяю себя»

Вид обобщающего диктанта, отличающийся высоким уровнем самоконтроля учащихся; разрешается спрашивать учителя, пользоваться словарем, справочником и прочим. Вопросы и другие способы самопроверки поощряются (если вопросы задаются не ради показной активности), исправления тоже. Диктант «Проверяю себя» способствует выработке орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту. Вызывает у учащихся интерес.

Словарный диктант с обобщением

Обобщение нацеливает детей на осознание общих закономерностей, лежащих в основе ряда написаний, общих признаков, характерных для какой-то группы орфограмм.

  • 1. В процессе написания словарного диктанта составляется таблица, на основании которой и дается последующее обобщение. Например, детям предлагается записывать слова в три столбика:
    • а) гласные, проверяемые ударением;
    • б) написание гласных проверяется правилом;
    • в) непроверяемые гласные.

Наращение, морковь, весна, бинокль, подросли, прилагательное, приложение, молодой, портфель, картофель, пилить, больной, росток.

После проверки и объяснения написанных в каждом столбике слов учащиеся формулируют общее правило правописания безударных гласных в корне слова.

  • 2. После написания словарного диктанта: пол-окна, по-русски, кое-как, что-нибудь, некоторый, еле-еле, по-видимому, спортивно-авиационный, орлиный -- учащимся предлагается назвать слова, которые мешают объединить все слова словарного диктанта в одну группу по общему признаку. Затем дети должны назвать этот общий признак и сформировать общее (сводное) правило о правописании дефиса, иллюстрируя его примерами из словарного диктанта.
  • 3. После написания диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким-то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, их местоположению.

Предупредительный диктант с использованием алгоритмов

Вначале на уроках с помощью алгоритмов ведется работа по изучению и закреплению материала. Усваивая логическую структуру новых правил, учащиеся под руководством учителя составляют алгоритм, занимаются «комментированным» письмом с подробными устными объяснениями по алгоритму, коллективно выполняют упражнения по учебнику, ориентируясь на «предписания». И лишь после этого переходят к написанию предупредительного диктанта с использованием алгоритмов. Работа организуется следующим образом. Учитель в замедленном темпе читает словосочетания, предложения или связный текст. Учащиеся в необходимых случаях контролируют свое письмо по алгоритму, записывая в скобках номер операции алгоритма.

Возьмем для примера алгоритм, связанный с изучением в шестом классе правил правописания безударных личных окончаний глаголов.

Алгоритм:

Глаголы I и II спряжения

  • 1. Найти глагол с безударным личным окончанием
  • 2. Настоящее (будущее) ли это время?
  • 3. Поставь глагол в неопределенной форме.
  • (Что делать? Что сделать?)

  • 4. Оканчивается ли он на - ить?
  • 5. Входит ли в исключения?

I спряжение (-е, -ут, -ют) II спряжение (-и, -am, -ят)

Таблица с алгоритмами вывешивается на доске, или учащиеся открывают свои альбомы наглядных пособий, где заранее записывается нужный алгоритм.

Диктуются, например, такие предложения:

  • 1. Ты много трудишься над сочинением.
  • 2. Девочка смотрит вдаль.
  • 3. Мальчики колют дрова.

Запись ведется выборочно. Например: трудишься (4), смотреть (5а), колют (56).

Наблюдения показывают, что в подобных предупредительных диктантах орфографических ошибок на только что изученные правила обычно не бывает.

Предупредительный диктант с использованием таблиц

Применение таблиц на уроках русского языка, как известно, помогает сделать более конкретным изучаемый языковой материал и одновременно с этим перейти на более высокие ступени абстракции.

Сказанное в первую очередь относится к таблицам обобщающего характера, позволяющим в яркой и вместе с тем лаконичной форме донести до учащихся суть изучаемых правил. Подобные таблицы лучше всего принять в тот момент, когда на уроках закрепления и обобщения знаний начинается этап сокращения («свертывания») операций алгоритма.

Вот какую, например, таблицу при написании предупредительного диктанта можно использовать на уроке в связи с упомянутым выше алгоритмом.

Безударные личные окончания глаголов проверяй с помощью правила

II спряжение I спряжение

Am, -ят -ym, -ют

  • а) Все глаголы на -итъ: вается. ___________________________________________________________________________________________Все остальные глаголы
  • (кроме стелить, брить)
  • б) 7 глаголов на -еть:

смотреть, видеть,

ненавидеть, обидеть,

терпеть, вертеть, зависеть

в) 4 глагола на --ать:

слышать, дышать,

держать, гнать

В левой половине таблицы указываются дифференцирующие признаки II спряжения, в правой - признаки I спряжения.

Поиск нужного окончания в процессе написания предупредительного диктанта начинается с левой половины таблицы, то есть с попытки обнаружить у анализируемого глагола признаки II спряжения. В случае отрицательного ответа «поиск» переводится на правую половину таблицы.

Так в процессе работы с наглядным пособием постепенно вырабатываются обобщенные ассоциации, на основе которых формируется прочный навык правописания безударных личных окончаний глагола.

Предупредительные диктанты с использованием справочных таблиц удобнее всего проводить в тех случаях, когда у школьников имеются индивидуальные альбомы наглядных пособий, изготовляемые в ходе изучения программного материала. В соответствии с дидактическими задачами предупредительному диктанту с использованием наглядных пособий может быть придан характер фронтальных занятий всего класса или сугубо индивидуальной работы учащихся.

Методика проведения диктантов по русскому языку в разных классах

Диктант - вид упражнения, когда учащийся записывает слова, предложения или тексты, которые воспринимаются на слух. Методика проведения диктантов в начальных классах и в старших имеет несколько существенных различий. Также стоит иметь в виду, что есть несколько типов диктантов, для каждого из которых разработаны отдельные методические рекомендации.

Виды диктантов

Все диктанты условно можно разделить на две большие группы: обучающие и контрольные. К первой группе относятся выборочные, словарные, распределительные, творческие, свободные, предупредительные, восстановленные, графические, диктанты по аналогии и т.д.

Эти же виды диктантов можно использовать и в качестве контрольных. Но чаще всего для контроля выбирают полный диктант (без изменения текста) и диктанты с грамматическим заданием. Для контрольных диктантов обычно выбирают связный отрывок текста из художественного произведения, а в старших классах можно выбрать текст из научной статьи или СМИ.

Как проводить диктант в начальной школе

Во-первых, следует учесть, что для каждого класса определен необходимый минимум и максимум слов, которые должны присутствовать в тексте. Все нормы подобно расписаны в требованиях Государственного стандарта для каждого года обучения.

Во-вторых, текст диктанта подбирается с учетом изученных орфограмм и правил. Все орфограммы желательно распределить равномерно по всему тексту, так как учащиеся чаще всего делают ошибки в начале диктанта и в конце. Слов с неизученными орфограммами в тексте должно быть не более трех!

Порядок работы :

1. Сообщение цели проведения диктанта. Здесь необходимо акцентировать внимание учащихся на орфограммах, которые будут использованы в диктанте.

2. Чтение всего текста учителем.

3. Объяснение незнакомых слов (если такие встретились).

4. Запись слов с неизученными орфограммами на доске.

5. Чтение текста под запись. Учитель читает каждое предложение по два раза: первый раз - для понимания смысла предложения, второй раз - под запись. Нельзя разрешать писать, пока чтение предложения еще не окончено.

6. В конце учитель еще раз читает весь текст, но в этот раз паузы между предложениями нужно увеличить, чтобы учащиеся успели проверить правописание всех слов или дописать пропущенное.

Если предложение слишком длинное и трудно воспринимается на слух, его следует прочитать по частям. Все неизученные пунктограммы проговариваются учителем.

Читать текст нужно громко, четко проговаривая каждое слово. Но! Не допускается "подсказывание": например, нельзя читать "коГО-то или мОлОко". Читать нужно, соблюдая правила произношения, но не искажая нарочито фонетическое звучание слов.

Чтобы сориентироваться, какого времени достаточно для написания одного предложения, можно выбрать одного ученика из класса со средней успеваемостью, и ориентироваться по нему.

Как проводить диктант в 5-7 классах

При проведении контрольных диктантов в средних и старших классах, схема проведения урока остается той же. Что приведена выше. Меняются лишь количество слов и сложность текста.

В средних классах контрольные диктанты можно усложнить более обширными грамматическими заданиями. В этот же период обучения следует вводить свободные диктанты, диктанты по картине, творческие. Это даст возможность разнообразить виды контроля.

Один из хороших и нестандартных вариантов написания контрольного диктанта - релейный. Суть его в том, что учащиеся уже задолго до контрольной работы предупреждаются, что диктант будет взят из того материала, который они будут проходить в течение определенного периода времени. Практика показывает, что ученики после такого предупреждения гораздо внимательнее относятся к выолнению упражнений, как в классе, так и дома. Еще бы! Диктант-то будет взят из учебника.

Однако стоит заранее предупредить и о том, что релейный диктант будет оцениваться гораздо строже, чем обычный, так как текст уже знакомый.

Как проводить диктант в 8-9 классах

Начиная с 8 класса, учителя стараются начать подготовку к ГИА. А так как на экзамене нужно будет писать изложение, то и для диктантов все чаще выбирают тот вид, которые предполагает пересказ текста своими словами. Это может быть диктант по картине, письмо по памяти, диктант с элементами изложения.

К этому времени объем изученных орфограмм возрастает настолько, что требуется тщательно выбирать тексты, чтобы акцентировать внимание на новых правилах, но, в то же время, последовательно повторять и все пройденные темы.

Чтобы повысить интерес к обучению и хотя бы немного снять стрессовую нагрузку на учеников, которая их охватывает уже при произнесении лишь слова "Диктант", можно раз в четверти проводить подготовленный диктант - соревнование. Суть его в следующем:

Учитель заранее дает список трудных слов, которые нужно изучить, список правил, которые будут задействованы в диктанте, слова, значения которых нужно уточнить в словарях. Далее начинается подготовка учащихся. Они могут сами составлять словарные диктанты, диктовать друг другу, работая в парах или группах, сами проверять, выявлять ошибки, растолковывать правила. Практика показывает, что после такой подготовки результаты контрольного диктанта заметно улучшаются, а материал лучше усваивается.

Как проводить диктант в 10-11 классах

К этому периоду учащиеся уже должны владеть техникой написания всех видов диктантов, что дает для учителя возможность варьировать задания, комбинировать виды диктантов. В старших классах уже нет смысла в проведении привычного диктанта по схеме: диктовка-написание. Так как выпускников готовят к выпускным экзаменам (где, кстати, требуется написание сочинения), то и все диктанты в 10-11 классах лучше выбирать такие, которые предполагают работу с текстом.

Неплохой вариант - свободные или творческие диктанты. Они позволят не только определить уровень владения орфографическими и пунктуационными навыками, но и умение ученика свободно излагать текст своими словами.

Еще один вариант - диктанты с языковым анализом. Он проводится как обычный. А вот затем следует аналитическая работа с текстом. Т.е. после диктанта учитель предлагает ряд вопросов, касающиеся языка изложения, выразительных языковых средств, образов, стиля речи. Получается, что после диктант учащимся нужно написать часть контрольной работы в своем изложении. Это позволит проверить, насколько свободно учащиеся могут излагать свои мысли, насколько они владеют терминологией.

1.Послушай слово.

2.Повтори слово.

3.Проговори слово по слогам.

5.Диктуй себе по слогам.

6.Выполни проверку. Прочитай записанное слово, поставь ударение. После введения понятия «орфо­грамма» - подчеркни орфограммы.

Обращаем особое внимание учителей на обяза­тельность пунктов 2-5 в приведённом алгоритме. Это обязательные операции самостоятельного действия учащегося, которые пропускать на данном этапе обу­чения нельзя.

Методике проведения диктанта, включая и запись под диктовку отдельных слогов и слов, уделено значительное внимание в работах известных методистов в области рус­ского языка. Так, Ф. И. Буслаев (1818-1897) при диктанте требовал от учеников повторять диктуемое и анали­зировать слова. Для проверки рекомендовал исполь­зовать разнообразные приёмы: сверка написанного с образцом (по книге); сверка написанного с записью на доске; взаимопроверка (меняются тетрадями и прове­ряют друг друга); учитель ставит знак на полях, дети сами должны найти и исправить ошибку .

В качестве образца записи под диктовку слова (ученик записывает слово на доске) приведём мето­дику работы, описанную Н. А. Корфом:

1.Учитель диктует слово.

2.Ученик чётко повторяет, начинает записывать на доске.

3.Учитель повторяет слово. Можно несколько раз, так как слух ребёнка ещё не развит настолько, чтобы он
мог с одного раза расслышать, разобрать все звуки, из которых состоит слово.

4.Ученик в процессе письма диктует себе слово . Учитель организует такие виды работ, чтобы предупредить ошибки. [ иногда не прерывает ученика, даже если он пишет с ошибками.]/

5.Осуществляется проверка. Учитель просит ученика прочесть написанное слово. Учитель вновь (уже как образец для проверки) произносит то же слово, протягивает особенно тот звук, который при письме пропущен учеником или неверно им написан. Школьник должен по слуху «добраться до ошибки» и исправить её
.

Запись под диктовку отдельного предложения.

Учитель читает предложение 3 раза.

Ученики должны чётко знать цель каждого прочтения:

1-й раз - дети слушают, осмысливают, запоминают.

Хором можно повторить предложение, затем ученики проговаривают «про себя».

2-й раз - учитель чётко проговаривает каждое слово, дети обращают внимание на произношение.

1-й шаг - ученики хором повторяют предложение так, как будут писать - чётко проговаривают по слогам каждое слово.

2-й шаг - записывают, диктуя себе по слогам.



3-й раз - самопроверка, т.е. чтение для выполнения операции контроля; цель этого чтения должна быть оговорена заранее: «Проверь, не забыл ли ты написать букву, слог, слово».

Учащиеся обязательно держат в руке ручку и следят за чтением учителя.

Запись под диктовку текста.

Учитель читает текст :

1)весь текст - для общего восприятия (1);

2)каждое предложение с паузами - для записи (2);

·Послушайте первое предложение.

·Повторите его.

·Диктуйте себе по слогам.

3) весь текст - для проверки.

Выбор вида диктанта обусловлен этапом работы над формированием орфографического навыка и целью урока.

3. Ф. Ульченко предложена следующая система использования различных видов диктантов:

Этап работы над орфограммой Рекомендуемый вид диктанта
Опознавание орфограммы на уровне знакомства с нею Выборочный диктант
Устное объяснение орфо­граммы до записи текста Предупредительный диктант
Объяснение орфограммы в процессе письма Комментированный диктант
Объяснение орфограммы после записи текста Объяснительный диктант
Включение орфограммы в новые связи Выборочно-объясни­тельный диктант
Возвращение на более высоком уровне к этапу осознания орфограммы Диктант «Проверяю себя»
Объединение усвоенных частных действий в одну сложную деятельность в условиях полной самостоя­тельности учащихся Контрольный диктант

2.2.1. Слуховой диктант - орфографическое упражне­ние, в процессе которого пишущий соотносит звуковой и буквенный составы слов, словосочетаний, предложе­ний, текста.

2.2.2. Предупредительный диктант - вид слухового диктанта. Цель - предупреждение ошибок путём объ­яснения орфограмм до записи текста, слова. Приме­няется на первичных этапах изучения темы. По мере освоения способа проверки и усвоения материала за­меняется объяснительным диктантом. Учитель диктует предложение (словосочетание, слово). Перед записью проводится орфографический анализ - учащиеся объ­ясняют, как напишут слово и почему.



2.2.3. «Безошибочный» диктант - разновидность пре­дупредительного диктанта. Перед учащимися ставится задача - полностью разобраться в орфографической стороне текста и написать диктант без ошибок. Прослушав текст, учащиеся ставят вопросы в отношении написания тех или иных слов. На эти вопросы отвечают ученики, уверенные в правописании данного слова. При затруднении к объяснению орфограмм подключается учитель.

2.2.4 Предупредительно-контрольный диктант -разновидность предупредительного диктанта. Перед диктантом в течение 8-10 минут повторяются те пра­вила правописания, которые отражены в его тексте. В качестве примеров рассматриваются слова из текста диктанта, специально отобранные учителем.

2.2.5 Подготовленный диктант - разновидность пре­дупредительного диктанта с элементами объяснитель­ного. Текст сначала разбирается, потом записывается и проверяется.

2.2.6 Объяснительный диктант - вид слухового дик­танта. После записи предложения или текста в целом учащиеся объясняют написание орфограмм. Это своего рода коллективная проверка написанного, развивающая внимание учащихся к орфограммам. Проводится при закреплении темы. В процессе записи текста учащиеся подчёркивают орфограммы, требующие проверки, по­сле записи - контролируют правильность выполнения работы.

2.2.7. Объяснительный диктант с предварительной подготовкой. До записи текста учитель выделяет время на повторение изученных правил правописания и спо­собов проверки необходимых орфограмм. После орфо­графической подготовки и своеобразной «настройки» учащихся на определённый вид орфограмм проводится диктант. После записи учащиеся доказывают правиль­ность написания слов с изученными орфограммами, исправляют допущенные ошибки.

2.2.8. Диктант «Проверяю себя» (введён А. И. Кобызевым) - вид слухового диктанта, характеризующийся высоким уровнем самоконтроля. Способствует развитию орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту, осмыслению орфограмм на до­статочно высоком уровне, вырабатывает навыки само­проверки. Во время записи текста ученику разрешается спрашивать учителя, как пишется та или иная орфограм­ма, пользоваться словарём, справочниками и пр. Вы­звавшую сомнение орфограмму ученик подчёркивает (это важно использовать учителю для анализа). Если делается исправление подчёркнутой орфограммы, оно за ошибку не считается. В то же время допущенные ошибки на изученные правила учитываются более строго, так как ученик не увидел орфографически опасных мест.

2.2.9. Письмо с пропуском букв (диктант с пропущен­ными орфограммами) - разновидность диктанта «Проверяю себя». В процессе записи текста учащиеся пропускают буквы (орфограммы), если не знают или сомневаются в написании. На месте пропуска букв ста­вится прочерк- по нижней линейке проводится черта. Запись в тетради выглядит следующим образом: Вл_су слышна звонк_я трель с_л_вья. После записи осущест­вляется орфографический анализ слов с пропущенными буквами. Пропуски заполняются. Такой приём предупре­ждает появление ошибок и большого количества исправ­лений, является одним из самых эффективных приёмов развития орфографической зоркости. Учащиеся должны уяснить: если не знаешь, как проверить, лучше пропу­стить букву, но писать наугад нельзя!

2.2.10. Комментированный диктант (комментированное письмо, грамматико-орфографическое комментирование) - вид орфографического упражнения – вид орфографического упражнения, разновидность слухового диктанта в сочетании с орфографическим разбором. Орфографический анализ текста производится не до записи или после неё, а совмещается с письмом текста.

Один учащийся в процессе и в темпе письма вслух комментирует все орфограммы, указывает их типы, называет правило проверки, кратко называет шаги алгоритма орфографического действия, подбирает проверочные слова, делает вывод. При этом форма объяснения написания должна быть краткой, иначе теряется связь между словами. Например: «Пишу зелёный с безударной гласной е. Проверочное слово - зелень» или «Зелёный. Проверяю безударную гласную - ставлю под ударение - зелень. Пишу зелёный с буквой е». Обязательное условие - к комментированию поочерёдно привлекаются все учащиеся класса, не только сильные. При систематическом применении вырабатывается орфографическая зоркость. Комментированный диктант обеспечивает овладение учащимися алгоритмом действия, направлен на отработку приёмов применения правила в процессе письма.

2.2.11. Комбинированный диктант - вид слухового диктанта, обладающий признаками предупредительного, объяснительного и контрольного диктантов. Используется преимущественно на уроках обобщения, а также в работе с отстающими. Вначале проводится предварительное объяснение орфограмм (2-3 предложения), в последующих предложениях орфограммы объясняются одновременно с письмом или после записи предложения, затем несколько предложений записываются без объяснений, по методике контрольного диктанта.

2.2.12. Выборочный диктант - вид слухового или зрительного диктанта. Предполагает запись не всего текста, а лишь тех слов, словосочетаний, предложений, в которых есть орфограммы (пунктограммы, грамматические формы) на изучаемое правило. Может сопровождаться дополнительным заданием. Выборочный диктант развивает орфографическую зоркость, внимание, умение обнаруживать изучаемые языковые явления, приучает школьников к анализу текста до его записи.

2.2.13. Выборочно-распределительный диктант - разновидность выборочного диктанта. Предполагает выбор из текста и запись слов с определёнными орфограммами и одновременной их группировкой по каким-либо признакам, например слова с проверяемыми безударными гласными выписываются в левый столбик, с непроверяемыми - в правый.

2.2.14. Морфемный диктант - разновидность выборочного диктанта. Учитель диктует слова, словосочетания или предложения, ученики записывают только указанные учителем значимые части того или иного слова с нужной орфограммой. Данный вид диктанта способствует запоминанию графического облика морфем, развивает орфографическую зоркость, совмещает грамматический и орфографический анализы слов.

2.2.15. Творческий диктант - по заданию учителя в диктуемый текст учащиеся вставляют определённые слова или изменяют грамматическую форму диктуемых слов. Например, в ходе изучения имени прилагательного учитель предлагает дополнить предложения подходящими по смыслу именами прилагательными; при изучении множественного числа имени существительного - заменить форму единственного числа на множественное и др. Вырабатывается навык применения орфографического правила в условиях, когда необходимо думать о содержании предложения и его грамматическом оформлении.

2.2.16. Свободный диктант - в процессе записи текста учащиеся могут заменить отдельные слова, изменить структуру предложения. Текст диктуется вначале целиком, затем по частям (3-4 предложения); каждая часть записывается после повторного её прочтения. Учащиеся записывают каждую часть текста по памяти, как запомнили. Тренируется память. Дополнительная цель - развитие речи учащихся. В методике рассматривается как вид работы, подготавливающий учащихся к написанию изложений.

2.2.17. Зрительный диктант - вид орфографического упражнения, развивающий орфографическую зоркость, зрительную память и внимание. Записанный на доске текст (слова, предложения) прочитывается учащимися, анализируется, затем стирается. Школьники пишут его по памяти. После записи осуществляется проверка.

Зрительные диктанты по методике профессора И. Т. Федоренко - система специально подобранных наборов предложений, обеспечивающая развитие оперативной памяти. В каждом из 18 наборов имеется 6 предложений. Каждое последующее предложение постепенно, по одной-две букве, наращивается по длине. Первое предложение набора № 1 состоит из двух слов и содержит всего 8 букв, последнее предложение набора № 18 состоит из 10 слов и содержит 46 букв. Если предложения не соответствуют содержанию урока, их можно заменить равноценными с тем же количеством букв.

Время работы со всеми наборами занимает 2-3 месяца. Для записи шести предложений на уроке уходит от 5 до 8 минут. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно (тренировку оперативной памяти можно осуществлять на уроках как русского, так и белорусского языка, подбирая предложения на русском и белорусском языках соответственно). Письмо через день эффективного результата не даёт!

Методика проведения

1.На доске учитель заранее записывает 6 предложений одного набора и закрывает листом бумаги (можно заготовить каждое предложение на отдельной полоске бумаги, напечатав его крупным шрифтом, или для демонстрации предложений использовать мультимедийные средства обучения).

2.Открывается первое предложение (лист бумаги сдвигают вниз). Учащиеся в течение определённого времени (от 4 до 8 секунд в зависимости от набора предложений) читают предложение «про себя» и стараются
его запомнить.

3.По истечении времени учитель стирает предложение и предлагает записать его в тетрадях по памяти.

Если ученик не успел запомнить предложение, ему разрешается посмотреть у соседа. Если многие ученики класса не успевают запомнить предложение и обращаются к соседям по парте, работу с данным набором предложений повторяют на следующий день. И так до тех пор, пока практически все ученики смогут записать предложения по памяти самостоятельно. Только после этого можно переходить к следующему набору.

4. Открывается второе предложение. Учащиеся читают, стараются запомнить. Предложение стирается, ученики записывают его по памяти.

5-8. Чтение, запоминание и запись по памяти следующих предложений набора (работа организуется аналогичным образом).

2.2.18. Письмо по памяти или самодиктант - самостоятельная запись выученного наизусть текста, который воспринимается учащимися зрительно или на слух. По окончании работы текст открывается для осуществления самопроверки.

2.2.19. Разученный диктант (подготовленный диктант) - разновидность письма по памяти, можно практиковать в IV классе. Предварительная подготовка к написанию текста осуществляется учениками самостоятельно, возможно - дома. Текст заучивается наизусть. На следующий день в классе ученики пишут заученный текст по памяти или под диктовку учителя.

2.2.20. Картинный диктант (беззвучный диктант) - учитель молча демонстрирует предметную картинку, учащиеся записывают название изображённого предмета.

2.2. 21. Предметный диктант (беззвучный диктант) - учитель молча демонстрирует предмет, учащиеся записывают название предмета.

2.2. 22. Диктант-игра «Кто больше запомнит?» (введён Л. П. Федоренко) - разновидность слухового или зрительного диктанта с установкой на точное воспроизведение по памяти услышанных или зрительно воспринятых слов, направлен на тренировку памяти.

Методика проведения

1.Учитель произносит один раз цепочку, например из 3 слов, или демонстрирует её на доске или экране в течение 9-15 секунд (примерно по 3-5 секунд на одно слово) и больше не повторяет.

2.Учащиеся записывают то, что запомнили.

3.Учитель читает или демонстрирует новую цепочку из 3 слов и делает паузу, достаточную для того, чтобы учащиеся успели записать по памяти слова.

4.Самопроверка или взаимопроверка. Учащиеся подсчитывают друг у друга или каждый у себя количество слов. За каждое правильно записанное слово начисляется по одному очку. За пропущенное или заменённое слово и за каждую орфографическую ошибку - по штрафному очку.

5.Учитель на доске или экране демонстрирует правильно записанные слова. Учащиеся проверяют точность своих подсчётов. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество очков.

6. Тетрадь кандидата в победители проверяет учитель.

Количество слов для диктанта:

II класс - 4-6-8 слов (цепочки из 2 слов); 6-9 слов (цепочки из 3 слов);

IIIкласс - 8-10 слов (цепочки из 2 слов); 9-12 слов (цепочки из 3 слов);

4 класс- 10-12-14слов (цепочки из 2 слов); 12-15 слов (цепочки из 3 слов).

Самыми лёгкими для запоминания являются цепочки слов, принадлежащих к одной части речи и одной тематической группе, например: капуста, картофель, помидоры. Трудными, но наиболее эффективными для тренировки памяти (развивать память можно только нагружая её) оказываются цепочки слов, относящиеся к разным частям речи и тематическим группам, например: кровать, решать, горячий.

Диктант «Будь точным» (введён Л. П. Федоренко) - разновидность диктанта «Кто больше запомнит?», но для записи предлагаются не отдельные слова, а предложения. Название диктанта указывает, что применительно к предложению важно точное его воспроизведение, а не количество записанных слов. Учитель читает каждое предложение только один раз. Учащиеся записывают так, как запомнили. Первое предложение не повторяется! Дальше учитель читает один раз второе предложение и т.д.

2.2.23. Контрольный, или проверочный, диктант - вид слухового диктанта, представляет собой грамматико-орфографическое аналитико-синтетическое упражнение и проводится как полностью самостоятельная работа: учащиеся должны понять содержание текста и записать его без искажения смысла, понять каждое слово и грамматическую форму, обнаружить орфограммы и пунктограммы, проверить их, написать без ошибок. Цель - выяснить уровень владения учащимися изученными правилами и умением применять их на практике.

Текст контрольного диктанта должен включать основные орфограммы и пунктограммы, изученные на момент проверки. По возможности орфограммы должны быть равномерно распределены в разных частях текста. Объясняется это тем, что наибольшее количество ошибок, исправлений, пропусков букв, слогов и даже целых слов допускается учащимися в начале и в конце текста: в начале текста при прочих равных условиях учащиеся ещё не успели сосредоточиться, втянуться в работу, в конце диктанта - на фоне общей утомляемости ослабевает внимание. Количество слов с неизученными орфограммами не должно превышать трёх. Если текст содержит более трёх таких слов, он для диктанта не используется.

Контрольный диктант может сопровождаться дополнительными грамматическими заданиями, содержание которых должно соответствовать учебной программе. Количество заданий не должно превышать трех.Для каждого варианта подбираются однотипные грамматические задания.