Проявление лидерских качеств. Качества лидера – какими качествами должен обладать лидер, как их развить? Определение и четкое видение перспективы

Уметь быть лидером важно каждому, кто решил заняться собственным бизнесом или возглавить компанию. Кому-то это умение дано от природы, и это проявляется еще в детстве – в школе, на спортивных площадках, в кругу сверстников. Вырасти в настоящих лидеров по жизни таким детям, несомненно, проще. Однако, если природа не в полной мере наделила вас качествами лидера, это всегда можно исправить упорной работой над собой.

Придерживается того мнения, что всё и всегда можно в себе развить, главное иметь большое желание и упорство. Чтобы знать, к чему стремиться, рассмотрим качества лидера, которые сформулировал Джон Максвелл (тренер по развитию личности, и в частности, лидерства). По его мнению, каждый настоящий лидер должен гармонично сочетать 21 качество, о них пойдет речь далее.

Твердость

На жизненном пути каждого человека иногда встречаются сложные ситуации, и чтобы принять решение, необходимо проявить свой характер. Именно в таких ситуациях и выявляется степень твердости характера и настойчивости. За человеком, который не умеет проявлять твердость в решении важных вопросов и демонстрирует непостоянность, никогда не пойдут другие люди.

Харизма

На тему, как стать харизматическим лидером, написаны сотни книг. Это отдельная часть общей теории о лидерстве. И не зря психологи уделяют этому такое внимание – развить в себе харизматические качества не так-то и просто, если они вам не даны от природы. Сложно, но вполне возможно! Мнение о том, что харизма либо есть или ее нет, и ничего с этим не поделаешь – ошибочно. Такие люди сами блокируют свои достижения. Харизма – это личная притягательность, и чтобы её в себе развить, необходимо научиться любить свою жизнь и людей.

Преданность

Чтобы увлечь за собой людей, вы должны быть преданны тому делу, которым занимаетесь. Адекватная влюбленность и приверженность своему делу – обязательные качества лидера. Ваша цель – заставить людей поверить в ваше общее дело, а как вы это сделаете, если сами не будете верить? Преданность может выражаться и в других, более «приземленных» вещах: в том, сколько времени вы проводите на работе, чем жертвуете ради неё и в количестве усилий прикладываемых для достижения цели.

Коммуникабельность

Наверняка вы замечали, что лидер в каждом коллективе – это человек общительный, разговорчивый и легко идущий на контакт. Это не излишняя болтливость, а именно коммуникабельность. Если вы хотите стать лидером, крайне важно развивать в себе навыки общения с самыми разными людьми. Если у вас есть идея или мысль, но вы не можете эффективно её донести до окружающих, то как они о ней узнают? И тогда для них абсолютно не будет иметь значения тот факт, что вы обладаете какой-то уникальной идеей.

В целом, чтобы развить в себе коммуникабельность, важно придерживаться следующих принципов – не усложняйте свою речь, в замечайте в людях индивидуальность, говорите только искренне и настаивайте на ответной реакции.

Осведомленность

Осведомленный, или компетентный лидер – это не просто человек, который может донести до окружающих свою мысль, но и может разработать план действий, чтобы решить задачи; спланировать то, что нужно сделать ему самому и окружающим. Компетентному лидеру не нужно убеждать людей следовать за ним. Когда он становится компетентным, люди сами хотят за ним идти. Причем, осведомленность – это одно из тех качеств, которое нужно доказывать постоянно. Каждый день вы должны проявлять это качество в общении с вашими последователями, и никогда не нужно останавливаться на достигнутом однажды уровне.

Отвага

Отвага, которая живет внутри лидера, способна зародить это качество и в его последователях. Когда перед вами встает сложная ситуация, требующая мужества, смелости и отваги, необходимо для начала преодолеть борьбу с самим собой. Отважный лидер – это тот, кто принимает не просто быстрые и находчивые решения, но и правильные.

Дальновидность

С этим качеством вы сможете найти решение текущей проблемы и знать, без негативных последствий в будущем. Чтобы избрать правильный путь решения трудности, необходимо выяснить истоки ее возникновения. Ведь никогда не бывает единственно решения, важно рассмотреть все альтернативы.

Концентрированность

Эффективность лидера определяется его способностью концентрироваться на поставленной задаче. Здесь же нужна правильная расстановка приоритетов. Чтобы наиболее эффективно достичь цели, нужно знать, какие вещи требуют большей концентрации и меньшей. Джон Максвелл советует фокусироваться на сильных сторонах на 70%, на слабых – на 5%, и на новых, пока не проработанных – на 25%.

Великодушие

Великодушие – мощный фактор убеждения и лидерства. Однако, и тут важно постоянно придерживаться одной линии и быть великодушным всегда, а не только «по праздникам». Великодушие, проявленное только один раз, вряд ли даст основание считать вас истинно великодушным и щедрым человеком. Настоящий лидер, который способен увлечь за собой людей, должен действовать в интересах своей группы и каждого отдельного её участника, а не только в собственных.

Воспитать в себе истинную щедрость – процесс не быстрый, однако, когда вам это удастся, вы заметите, как люди начнут сами к вам тянуться. Конечно, это возможно только в сочетании с другими качествами лидера, о которых мы говорим в этой статье. Начните с искренней благодарности за то, что вы имеете, а деньги воспринимайте не как цель, а как средство.

Инициативность

Чтобы стать успешным, надо действовать. Причем, проявлять не какие-то абстрактные действия, а вполне конкретные. Если вы даже ненадолго остановитесь, вы уже рискуете потерять многое из того, что могли бы иметь. Двигаясь по заданному пути, конечно, иногда вы будете совершать ошибки, но главное никогда не прекращать действовать. Проявляйте инициативу и в мотивировании самого себя: не ждите внешних стимулов, мотивируйте себя изнутри. Также внутри себя стоит искать и причину недостатка инициативности. Во всем, что в вас не так, как вам хотелось бы, виноваты только вы сами, но никак не окружающие.

Искусство слушать и слышать

Это качество Джон Максвелл назвал именно искусством, так как такое умение требует большой работы над собой. Лидер всегда должен строить свою коммуникационную стратегию так, чтобы последователи говорили с ним не о том, что хочет слышать лидер. Важнее то, что ему действительно нужно знать в конкретной ситуации. Если с вами говорят только о приятных вещах, восхваляя ваши знания и умения, но боятся (или не хотят) сообщить о неприятностях или признаться в своих промахах – то создается лишь иллюзия лидерства.

Чтобы услышать то, что хотел донести до вас собеседник (подчиненный, партнер, клиент, конкурент), во время разговора открывайте не только свои уши, но и сердце. Восприятие лишь голых фактов не даст вам шанса проникнуть в саму суть проблемы. Научитесь читать между строк и понимать не только слова собеседника, но и его чувства и эмоции.

Страсть

Что может дать лидеру наличие страсти? Во-первых, она всецело развивает силу воли личности. Если в вас есть сильное стремление добиться чего-либо, вы найдете в себе силы сделать это, даже если придется и чем-то пожертвовать. Во-вторых, страсть усиливает возможности достичь намеченной цели. В-третьих, страсть способна изменить мир вокруг вас. Если в достижении своей цели вы будете руководствоваться именно выработанной к ней страстью, а не какими-либо другими намерениями или чувствами, то станете более эффективным лидером.

Страсть способна стереть из вашего лексикона слово «невозможно» - ведь если вы чего-то страстно возжелаете, то ничто не сможет вам помешать в достижении своей цели.

Положительный настрой

Человеку нужно периодически заряжаться позитивом. Добрые мысли и установки – важный момент в вашем становлении как преуспевающей личности. Это влияет не только на ваше собственное восприятие мира и окружающих, но и на то, как люди относятся к вам.

На пути каждого человека будут встречаться как люди, дарящие ему цветы, так и, бросающие в него камни. Важно не допускать того, чтобы эти камни испортили вашу положительную жизненную установку. А самые опытные и эффективные лидеры могут даже превращать весь негатив, направленный в их сторону от недоброжелателей, в позитив. Ваша жизненная установка определяет многое, что с вами происходит – от мелочей до великих событий.

Умение преодолевать текущие трудности

В какой бы сфере вы ни работали, иногда вас будут настигать сложности, которые надо преодолевать. Уйти от проблем невозможно, они всегда были, есть и будут в нашей жизни. Мы находимся в постоянном развитии.

Чтобы выработать в себе умение решать проблемы, опирайтесь на следующее: анализируйте текущую ситуацию и прогнозируйте возможные трудности; принимайте реальность такой, какая она есть; всегда рассматривайте полную картину, а не отдельные её фрагменты; действуйте по порядку, не пропуская ни одного шага; не опускайте руки, даже когда что-то пошло не так.

Умение ладить с людьми

Каждый из нас взаимодействует с разными людьми. А тот, кто стремится стать лидером, должен по-особому относиться к взаимоотношениям с окружающими личностями. Люди будут к вам тянуться, если им приятно с вами работать; если вы сможете с ними ладить в любых ситуациях, даже самых некомфортных. Умение строить благоприятные взаимоотношения с людьми основано на трех факторах: понимание, симпатия и желание помочь.

Ответственность

Необходимо запомнить раз и навсегда: за то, кем вы являетесь, что вы имеете и что вы делаете, несете ответственность только вы сами. Настоящие лидеры никогда не перекладывают ответственность на родственников, друзей, коллег, начальников, подчиненных. Большой успех возможен только при наличии умения брать на себя ответственность и с достоинством отвечать за свои поступки при любом исходе ситуации.

Уверенность в себе

Если вы каким-то образом заняли лидирующую позицию, но в внутри вас еще остались следы неуверенности. Вы как лидер нанесете только вред своей команде, но прежде всего – самому себе. При таком раскладе ваши внутренние личностные недостатки (неуверенность в своих действиях) будут только усиливаться, так как от вас как от лидера ждут многого, а вы не сможете это дать. Лидер – это человек, который способен поселить уверенность в других людях; лидер, который дает людям больше, чем от них получает; лидер, который расширяет свои возможности, не забывая о других.

Самоконтроль

Самоконтроль – одна из основ успеха в достижении поставленных целей. Без самодисциплины вы не сможете извлечь из своих возможностей весь максимум и раскрыть все умения и таланты. Чтобы развить в себе самоконтроль лидера, необходимо начать вести дисциплинированный образ жизни, причем касаться он должен не только работы, но и всех остальных сфер. Забудьте о каких-либо оправданиях своим неправильным действиям, расставьте приоритеты и четко следуйте намеченному плану.

Умение работать на других

Стоит сразу же оговориться: здесь говорится не о вашей должности или рабочих обязанностях, а о психологической стороне этого умения. Как ни парадоксально, но чтобы научиться по-настоящему служить людям, необходимо обладать сильной уверенностью в себе. Только она способна позволить вам это делать без ущерба адекватному самолюбию (которое есть в каждом человеке). Лидер, служащий другим, делает это по собственному желанию, и ставит интересы людей несколько выше, чем свои личные.

Самосовершенствование

Настоящий лидер никогда не будет удовлетворен тем, чего он уже добился. Даже когда вы уже добились уважения от окружающих, ваше мнение ценится, и вы можете влиять на людей, никогда не переставайте самосовершенствоваться.

Если остановиться на достигнутом, можно потерять многое из того, чего уже добились. Почему? Логическая цепочка проста: 1) умение самосовершенствоваться определяет то, кто вы есть; 2) то, кто вы есть, определяет кого и как вы можете вести за собой; 3) а то, кого вы поведете за собой, имеет немалое значение в общем успехе вашей команды. Чтобы начать эффективное самообучение, необходимо избавиться от излишней гордости и самовлюбленности, и признать, что вы еще очень многого не знаете и не умеете.

Работа на перспективу

Без этого качества ни один человек не сможет стать лидером. Те, кто желает получить всё и сразу, как правило, не обретают ничего и никогда. Смотрите в будущее, концентрируйте свои силы на цели и у вас всё обязательно получится!

Многие люди хотят развить в себе качества лидера. Вот только не все понимают, кто такой лидер, и кем он является. Говоря простым языком, отличающийся целеустремленностью, неутомимостью, умением мотивировать других людей, служить им примером, вести их к результату. Лидер - это не только престижный статус, но и большая ответственность. И поскольку данная тема очень интересная, следует уделить ее рассмотрению чуть больше внимания.

Становление лидера

Для начала стоит немного поговорить об этом. Можно ли стать лидером? Да, если у человека изначально есть соответствующий характер, темперамент, огонь внутри и то, что называется хваткой. Все перечисленное может какое-то время «спать» в человеке, но потом либо само пробудится под воздействием обстоятельств, либо их обладатель запустит процесс.

Как бы там ни было, все лидеры проходят четыре этапа развития. Вкратце их можно обрисовать следующим образом:

  • Сам себе лидер. Человек учится понимать себя, нести ответственность за собственные слова и поступки, формулирует индивидуальную мотивацию, тренирует дисциплину, ставит цели, достигает их.
  • Лидер в ситуации. Человек возлагает на себя ответственность за небольшую группу/компанию в определенных обстоятельствах. Староста в университетской группе - один из примеров.
  • Лидер в коллективе. Человек, способный привести большую группу людей к сложным и важным целям. К примеру, руководитель отдела какой-либо компании.
  • Лидер команды. Тот, кто имеет огромный потенциал, неиссякаемую уверенность, крепкую силу духа и амбициозную цель, для достижения которой он собирает целый коллектив. Например, бизнесмен, организовывающий свое дело.

Быть лидером - это непросто. Но данный статус приносит большие плоды. Так какими качествами лидер обладать обязан?

Умение работать с целями

Об этом нужно сказать в первую очередь. Главное качество лидера заключается в умении определять цель и работать с ней в дальнейшем. Ему точно известно следующее:

  • Какие стратегии способны помочь добиться результата.
  • В каком направлении надо двигаться для ее достижения.
  • Какое количество времени и ресурсов потребуется для достижения цели.
  • Что будет получено в результате.

Также лидер умеет планировать, анализировать, конструктивно размышлять и предлагать дельные мысли. К тому же он способен доступно и понятно объяснить все перечисленное любому члену коллектива.

Коммуникабельность

Это тоже необходимо отнести к основным качествам лидера. Под коммуникабельностью подразумевается умение налаживать контакты и способствовать взаимно обогащающему, конструктивному общению. Если человеку свойственно данное качество, то он считается социально успешным.

А для лидера умение эффективно общаться с людьми, коллегами и партнерами является еще и залогом успеха. Если он коммуникабелен, то ему не составит труда создать полезную связь в нужное время, что поможет в эффективном достижении цели. К тому же, данное качество помогает располагать к себе людей, правильно задавать вопросы, незаметно переводить тему в необходимое русло и быстро получать интересующую информацию.

Умение вдохновлять и мотивировать

Это очень важное качество. Лидер - это человек, который не просто ведет за собой людей, а тот, за кем хочется идти! Он должен уметь создавать импульсы действий, стимулирующие как его самого, так и остальных. Более того, он обязан еще и вдохновлять на действия, создавать долгосрочную и устойчивую мотивацию.

Лидер умеет продемонстрировать притягательное и красочное будущее и вызвать тем самым у своих последователей и подопечных желание поскорее окунуться в него с головой. Для этого он должен:

  • Иметь хорошо поставленную речь.
  • Создавать «картинку» будущего, ярко описывать, но не приукрашивать.
  • В некоторой мере быть психологом. Без знания «точек» своих коллег и подопечных, на которые нужно воздействовать для вдохновения и мотивации, никак не обойтись.

И конечно, лидер обязан быть примером. Энергичным, позитивным, уверенным и в то же время по-деловому спокойным. Чтобы люди, глядя на него, знали - все получится, их определенно ждет успех, да еще и под таким руководством.

Человечность

Несмотря на то что все мы - люди, данное качество свойственно не каждому. Но лидер его иметь просто обязан. За кем будут идти люди? Кого они поддержат? К кому прислушаются? Только к тому, что кто оказывает им поддержку, заботится об их интересах, относится по-человечески, с пониманием.

Это очень важное личностное качество. Лидер может одновременно быть строгим и располагающим. Многие боятся проявлять понимание и поддержку, боясь потерять авторитет, но хорошие руководители знают, в каких ситуациях нужно проявлять ту или иную сторону.

Организованность

Рассказывая о том, какими качествами должен обладать лидер, нельзя не упомянуть об организованности. Очень важно не размениваться по мелочам, уметь отметать лишние действия, концентрироваться на важном. Основу действий настоящего лидера составляет:

  • Самодисциплина и дисциплина.
  • Четкий порядок действие.
  • Продуманный график и неукоснительное следствие ему.
  • Прилежность и пунктуальность.
  • Умение распределять время.
  • Способность максимально сосредоточиться на конкретном действии.

В процессе проявляется непосредственно. Ведь он не просто сам следует всему перечисленному, он еще и учит этому подчиненных. Кстати, в деловой среде это именуется тайм-менеджментом.

Что такое лидерство?

Это не качество, но оно тоже заслуживает внимания. Лидерством называется процесс социального влияния, за счет которого человек получает поддержку от других людей (членов коллектива, как правило) для достижения определенных целей.

Разновидностей может быть масса. Стиль лидерства определяет мировоззрение человека, особенности его характера, опыт. Иногда влияют и обстоятельства. Стили бывают следующими:

  • Автократический. Характеризуется сильно централизованной властью. Все решения принимает лидер, подчиненные лишь исполняют приказы.
  • Демократический. В принятии решений принимают участие все члены коллектива.
  • Либеральный. Лидер передает свои полномочия подчиненным, что повышает их инициативность и креативность.
  • Нарциссический. Лидер не считается с чужими интересами. Это не всегда обусловливает плохой исход дела, но в коллективе с таким авторитетом людям, как правило, неуютно из-за его высокомерия и агрессивности.
  • Токсический. Авторитет использует лидерство так, что коллектив оказывается в худшем положении.
  • Ориентир на результат. Лидер ведет коллектив к цели, четко следуя плану и помня о временных рамках.
  • Ориентир на отношения. Лидер пытается улучшить отношения в коллективе, ставя реальные цели на задний план.

Политическая сфера

Было бы неплохо вкратце рассмотреть тему в рамках той или иной жизненной отрасли. Вот, например, какими должны быть качества политического лидера? Из основных можно выделить такие:

  • Последовательная деятельность и активность. Это важно. Политик должен восприниматься людьми, как человек активный и деятельный. Экспрессивные выступления, впечатляющие решения, речи, проекты, поступки… все это данное качество демонстрирует.
  • Способность формировать свое поведение и образ. Политик должен уметь ориентироваться на людей, улавливать их требования и соответствовать им.
  • Умение политически мыслить. Оно помогает формулировать социальную позицию в определенных случаях и определять свое поведение.
  • Способность улавливать взаимосвязь между событиями в жизни общества и сферами.
  • Умение вызывать оправданное доверие. Ни один политический лидер не повлияет на людей, если они не будут ему доверять.

Также в этот перечень можно включить умение пользоваться властью и брать на себя ответственность, способность понимать простых граждан, а еще проявление гуманизма и высокой нравственности.

Признаки лидера

Их хотелось бы перечислить напоследок. Выше было многое сказано о том, какие качества характеризуют лидера. И вот, что можно отнести к признакам, по которым такого человека легко распознать:

  • Он не ждет приказов, а действует сам, причем делает это разумно и эффективно, во благо.
  • Ему присущи смелость и сильный характер.
  • Он принимает смелые решения.
  • У него много единомышленников и советчиков.
  • Он мыслит оптимистично, но не безрассудно.
  • Одно из лучших качеств лидера - он всегда знает, чего хочет.
  • Он не боится разрушить все ради построения чего-то нового.
  • Лидер не пытается быть кем-то, он остается самим собой.
  • Такой человек не конкурирует с другими, а сотрудничает.
  • Перемены и кризис воспринимает не как проблему, а как возможность начать активно действовать.
  • Преграды его мотивируют, а не угнетают.
  • Он всегда идет до конца. Ничто не способно заставить его свернуть с пути.
  • Его жизнь всегда впечатляет и восхищает.
  • Многие пытаются ему подражать.
  • Лидер не напрягается. Если возникает проблема, то он ее решает, не тратя время на сетования и переживания.
  • В любой сфере жизни по нему видно, что он - лидер. Даже если он отдыхает в одиночестве.

Изучив даже этот небольшой перечень, можно понять, что лидер - это сильная и волевая личность, способная как самостоятельно совершать поступки и подвиги, так и с успехом мотивировать на это других.

Понятие лидерства широко распространено в социологии, политологии, психологии и ряде других наук о человеке и обществе. На протяжении XXвека его изучение и развитие находилось в центре внимания многих зарубежных учёных, тогда как в отечественной психолого-педагогической науке всегда существовала некоторая нестабильность интереса исследователей к этому вопросу.Отечественные исследователи приступили к анализу понятия «лидерство» лишь с кон­ца 60-х - начала 70-х годов прошлого столетия. До этого вре­мени, примерно с середины 30-х годов, проблематика лидер­ства в отечественной науке, равно как, впрочем, и другие аспекты социальной психологии, по причинам идеологичес­кого характера (нарастание в стране тоталитаризма, постепен­ная сталинизация общества) была закрыта.

В основном ученых интересовал дошкольный и школьный возраст (В. Ф. Ануфриева , Н. С. Жеребова, Р. Л. Кричевский, Т. Н. Мальковская, Б. Д. Парыгин, Л. И. Уманский и др.). Вопрос о подростковом лидерстве долго не поднимался в отечественной науке, несмотря на большое количество психолого-педагогических исследований детского лидерства (конец 60-х гг. XX в.).

Проблема лидерства оказалась тесно связанной с решением проблемы самореализации личности, рассматриваемой как процесс и результат творения субъектом своей собственной жизнедеятельности в конкретных социально-исторических условиях (Е.И.Головаха, А.А.Кроник, Л.Г.Брылева, В.П.Лаврентьев, Г.Е. Минскер и др.). Довольно интересны современные акмеологические исследования (А.А.Бодалев, А.А.Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, С.Е.Шишов и др.), направленные на изучение и описание закономерностей достижения человеком высот профессионального мастерства и творчества, которые определяют лидерский статус личности и профессионала.

Само понятие лидерства многогранно и рассматривается исследователями с разных позиций. В англоязычной литературе этот феномен рассматривается как сосредоточие групповых процессов, форма убеждения, характеристика личности и порождаемых ею эффектах, отношение к власти, форма группового дифференцирования и других.

Р. Ликерт считал, что лидерство - процесс относительный, и лидер должен принимать во внимание ожидания, ценности, межличностные навыки подчиненных. Лидер должен дать подчиненным понять, что организационный процесс направлен на их пользу, так как обеспечивает им свободу для ответственного и инициативного принятия решений.

В.Е. Хоккинг предположил, что лидерство - функция группы, которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им программе.

В своих работах Т.О. Джакобс сформулировал свой вариант теории обмена лидерства: группа предоставляет лидеру статус и уважение в обмен на его необычные способности достижения цели.

Все эти определения показывают, насколько тесна связь лидера и группы, в которой он существует, что его деятельность напрямую зависит от потребностей и стремлений этой группы.

В среде отечественных исследователей так же можно выделить некоторые трактовки лидерства. Например, Г. М. Андреева подчеркивает, что лидерство есть психологическая ха­рактеристика поведения определенных членов группы.

М. Г. Ярошевский связывает понятия руководства и лидерства, говоря, что руководство может быть рассмотрено как официально санкционируемое лидерство.

Б. Д. Парыгин придерживается подхода к изучению лидерства, который основывается на взаимосвязи этого феномена с взаимодействием членов группы, говорит о том, что лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, а само лидерство – стихийно возникающий процесс, социально-психический феномен, обеспечивающий повышение эффективности официального руководства в малой группе.

Лидерство как один из процессов организации и управления малой группой, удовлетворяющий потребность в групповой деятельности, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным результатом, в конечном счете, детерминированный по своему содержанию господствующими в данном обществе социальными отношениями. Так в своих исследованиях Н. С Жеребова рассматривает данный феномен.

А. С. Залужному представляется лидерство как персональная способность к руководству, доминированию одной личности, подчинению себе других в конкретных условиях. Феномен лидерства он связывает с решением задач и с организацией какой-либо деятельности, важной для группы.

Кричевский, в своих работах рассматривает лидерство как средство координации, организации отношений членов группы, средство управления ими.

По мнению А. Л. Уманского, лидерство это результат взаимодействия членов малой группы в конкретный временный промежуток, на который оказывает влияние как наличие тех или иных качеств или их совокупность у ее членов, так и их проявление в конкретной ситуации, а также взаимное влияние имеющихся качеств в конкретной ситуации. В своём исследовании мы придерживаемся данной точки зрения, которая не умоляет значения других членов группы, а так же особенности конкретных ситуаций и условий, но говорит о том, насколько важны именно личностные качества для настоящего лидера.

Трактовка, принятая в отечественной со­циальной психологии, очень специфична, но затрагивает многие стороны этого феномена и выглядит так: лидерство это преимущественно психологический по своей природе феномен, стихийно возникающий и развертывающийся в системе не­формальных (неофициальных) отношений людей и вместе с тем выступающий средством организации отношений этого типа, управления ими. Основу лидерства (прежде всего в ма­лой группе) составляет процесс межличностного влияния, раз­ворачивающийся между лидером (наиболее активный, влия­тельный член группы) и последователями (остальные члены группы, или ведомые), в котором инициирующей групповые действия стороной выступает лидер.

По данным выше понятиям становится понятно, что лидерство это феномен группового руководства, способный направлять группу, при этом учитывая особенности всех её членов. В отношении того человека, кто является субъектом лидерства, так же имеются различные точки зрения, которые вылились в конкретные формулировки.

Лидер - это представитель малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов, или организует вокруг себя группу при соответствии его норм и ценностных ориентацийс групповыми, и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей, такова точка зрения Н.С. Жеребовой.

В. И. Зацепин считает, что лидер - это вожак, это человек, который сознательно и активно ведет других к достижению определенной цели.

Мы же, в своём исследовании придерживаемся точки зрения А. Л. Уманского, который пишет, что лидер - человек, который от рождения получает определенные задатки, но это совсем не означает, что он обязательно станет лидером. Для этого он должен овладеть определенными культурными ценностями и находиться на определенном информационном уровне, уметь реализоватьимеющиеся у него возможности.

Все исследовали при изучении лидерства в целом придерживаются одной из существующих различных концепций: теории принятия ролей (Р. Бейлз, Ф. Слеттер, и др.) , системной теории (Г. Хоманс, и др.), ситуационной теории (Р. Стогдил, Ф. Фидлер, Э. Фромм, А.Портер, . М. Грегор, и др.), теории черт (М.Вебер Е. Богардус, Г. Оппорт, др.), поведенческой теории (П. Херси, К. Бланшар, и др.).

Наибольшее распространение и изучение получили три подхода к изучению феномена лидерства: личностных черт, поведенческий и ситуационный.

Ранние исследования лидерства ставили своей целью выявить свойства или личностные характеристики эффективных руководителей. Изучение лидерства именно с позиции личностных черт началось с исследования психолога и антрополога Ф. Гальтона, который выдвинул идею наследственности в природе лидерства. Он считал, что лидер обладает такими качествами, отличающими его от других, которые передаются по наследству и которые можно выделить. Согласно этой теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных черт. Развивая эту мысль, можно утверждать, что если бы эти качества могли быть выявлены, люди могли бы научиться воспитывать их в себе и тем самым становиться эффективными руководителями. Некоторые из этих изученных черт, выделенные Ф. Гальтоном - это уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование и высокая степень уверенности в себе.

Сторонники этой теории (Л.Л. Бернард, В.В. Бинхам, О. Тэд, С.Е. Килбоурн и др.) считали, что лидером человека делают определенные психологические качества и свойства («черты»). Лидер рассматривался через призму ряда факторов. Во-первых, «способности» - умственные, вербальные т.д. Во-вторых, «достижения» - образование и спорт. В-третьих, «ответственность» - зависимость, инициатива, упорство, желание и т. д. В-четвертых, «участие» - активность, кооперация и т.д. В-пятых, «статус» - социально-экономическое положение, популярность. Наконец, в-шестых, «ситуативные черты» личности.

Наиболее интересный результат был получен известным американским консультантом Уорреном Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств:

1) управление вниманием, или способность так представить сущность результата или исхода, цели или направления движения (действий), чтобы это было привлекательным для последователей;

2) управление значением, или способность так передать значение созданного образа, идеи или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

3) управление доверием, или способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

4) управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Составить точный перечень черт, которые присутствовали бы в характерах всех изучаемых лидеров, не удавалось. Впервые список из 79 черт, упоминаемых различными исследователями как «лидерские», составил американский психолог К. Бэрд в 1940 г. Однако ни одна из черт этого списка не заняла прочного места в разных перечнях. К примеру, только 5% черт были названы в них четыре раза, 4% - три раза, 26% - дважды, 65% - один раз.

Однако говорить о том, что эта теория безосновательна, нельзя. Учёными был сделан вывод, что на чистоту результатов влияла личность исследования, его личные предпочтения в выборе черт в качестве лидерских. Подход к лидерству как к некоему личност­ному качеству или набору черт и умений, часто критикуемый академическими психологами, весьма популярен в наши дни среди отечественных и зарубежных практиков, имеющих дело с отбором, аттестацией и под­готовкой управленческого персонала.

Одним из важнейших исследователей данного вопроса является Ральф Мелвин Стогдилл, который в 1948 г. сделал комплексный обзор исследований в области лидерства, где отмечал, что изучение личных качеств продолжает давать противоречивые результаты. Он обнаружил, что лидеры, как правило, отличались интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социально-экономическим статусом. Однако так же выявил, что в различных ситуациях на первый план выходили различные черты личности.

На смену теории черт пришёл поведенческий подход к лидерству, согласно которому, эффективность определяется не личными качествами руководителя, а скорее его манерой поведения по отношению к подчинённым. Этот подход к изучению лидерства сосредоточил своё внимание именно на поведении руководителя.

Благодаря исследователям, придерживающихся этого подхода, была заложена основа классификации стилей руководства. Стиль лидерства это совокупность характерных приемов и методов, используемых руководителем в процессе управления. Он отражает:степень делегирования руководителем полномочий своим подчиненным, используемый тип власти, методы работы с внешней средой, способы влияния на персонал и привычную манеру поведения руководителя по отношению к подчиненным.

В этом подходе различают два вида возможного поведения лидера: поведение, ориентированное на работу и поведение, ориентированное на человека.

Поведение, ориентированное на человеческие отношения включает в себя уважение к потребностям работников, забота о развитии персонала, тогда как поведение, ориентированное на выполнение производственных задач любой ценой имеет своей особенностью игнорирование потребностей и интересов подчиненных и недооценку необходимости развития персонала.

Не приуменьшая вклад исследований, использовавших данный подход, многие учёные говорят о том, что не существует оптимального стиля руководства, тогда как данный подход предполагает именно это. Эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль.

Тогда как подход с позиции личностных качеств и поведенческий подход сосредотачивают своё внимание на конкретных компонентах лидерства, ситуационный подход выдвигает на передний план то, что решающую роль в эффективном лидерстве играют ситуационные факторы, при этом не отвергая важность личностных и поведенческих характеристик.

Считается, что эффективность лидерства имеет ситуационный характер и зависит от предпочтений, личностных качеств подчиненных, степени их веры в свои силы и возможности воздействовать на ситуацию. Лидерство обусловливают также черты личности самого руководителя, его интеллектуальные, личностные, деловые и профессиональные качества.

Результаты более поздних исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства - в зависимости от характера конкретной ситуации. Настоящий лидер должен уметь вести себя по-разному в зависимости от конкретной ситуации.

В своём исследовании мы придерживаемся системного подхода, говоря о том, что для лидерства важны различные его составляющие: поведение лидера, взаимодействие с членами группы, конкретные особенности ситуаций, но в каждом человеке заложены определённые личностные качества, которые при должном развитии смогут сделать из любого человека настоящего лидера. Р. Стогдилл говорил: "человек не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личных свойств". Мы согласны с его словами, при этом осознавая, что этот набор личных свойств, качеств, важен для становления настоящего лидера. И именно на развитие этих качеств мы можем влиять.

Р. Стогдилл заключает, что "структура личных качеств руководителя должна соотноситься с личными качествами, деятельностью и задачами его подчиненных". Поэтому важно воспитывать человека, который сможет влиять на других, учитывая их интересы.

Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. Так, французский социолог, один из основоположников социальной психологии Габриэль Тард полагал, что лидерам свойственно сочетание таких качеств, как творческая одаренность и нонконформизм.

С этих же позиций личность лидера (вождя) характеризовал его соотечественник Густав Лебон, отмечая в ней, однако, иную совокупность черт: твердую убежденность ("убежденные участвуют в тех скрытых силах, которые управляют миром"), фанатизм ("фанатики и страдающие галлюцинациями делают историю"), одержимость идеями ("идеи, а следовательно, и те люди, которые их воплощают и распространяют, руководят миром"), слепую веру, "двигающую горы". Ум, интеллект, по Лебону, не являются качествами лидера, так как "мыслитель слишком ясно видит сложность проблем, чтобы он мог иметь когда-либо очень глубокие убеждения, и слишком мало политических целей кажутся ему достойными его усилий". По его мнению, только "фанатики с ограниченным умом, но с энергичным характером и с сильными страстями могут основывать религии, империи и поднимать массы".

Ральф Стогдилл в 1948 г. и Ричард Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Так, Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера: 1) ум или интеллектуальные способности; 2) господство или преобладание над другими; 3) уверенность в себе; 4) активность и энергичность; 5) знание дела. . Позже Р. Стогдилл добавил к ним бдительность, популярность, красноречие.

Проанализировав литературу по выбранной теме исследования, мы выделили ряд лидерских качеств, которые по нашему мнению можно считать лидерскими и на развитие которых будет направлена разрабатываемая программа.

Были выбраны такие качества, как: социальная активность, самооценка и уверенность в себе, интеллект, а так же коммуникативные и организаторские склонности.

Понятие социальная активность является частным случаем понятия активность, которое используется во многих областях знаний. По мнению некоторых авторов - социальная активность это высшая форма человеческой активности, которая проявляется как способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к внешней среде, но и целенаправленно изменяя ее.

Отечественные ученые (Л.П. Буева, О.И. Иванов, JI.H. Коган, В.Г. Мордкович и др.) определяют социальную активность как качество личности, способствующее преобразованию окружающей действительно и самого индивида. Социальную активность личности как динамическое качество личности, способствующее реализации социальной направленности личности и ее готовности проявлять себя в различных аспектах жизнедеятельности, в том числе культурно-досуговой деятельности, представляет в своей диссертации Леонова Е. И.

Развёрнутым и реализующим главный смысл социальной активности является определение, данное В. З. Коганом и именно его мы принимаем за основное. Социальная активность - это сознательная и целенаправленная деятельность личности и ее целостно-социально-психологическое качество, которые, будучи взаимообусловлены, определяют и характеризуют степень или меру персонального воздействия субъекта на предмет, процессы и явления окружающей действительности. Он выделяет значение деятельности в развитии личности и говорит о том, что она является реальным проявлением социальной активности человека.

Дополняя его мнение, Н. П. Фетискин выделяет мотиваторы социально-психологической активности личности, отмечая, что знание молодыми людьми основных своих потребностей – исходный момент самомотивации, личностного менеджмента, и, соответственно, существенный плюс для выстраивания своего собственного жизненного пути, карьеры.

Следующим качеством личности является интеллект. В толковом словаре С. И. Ожегова дается следующее определение - интеллект (ум) - мыслительная способность, умственное начало у человека.

Согласно академику Н.Н. Моисееву, интеллект - это, прежде всего, целеполагание, планирование ресурсов и построение стратегии достижения цели. Штерн В. же полагал, что интеллект - это есть некоторая общая способность приспособления к новым жизненным усло­виям.

В нашей работе мы придерживаемся мнения Айзенка, который говорит о коэффициенте интеллекта (баллах IQ) - показателе способности человека узнавать что-то новое. Это степень, в которой человек может наблюдать и понимать происходящее.

Интеллект включает в себя несколько компонентов. Любопытство - стремление разносторонне познать то или иное явление в существенных отношениях. Это качество ума лежит в основе активной познавательной деятельности. Глубина ума заключается в способности отделять главное от второстепенного, необходимое от случайного. Гибкость и подвижность ума - способность человека широко использовать имеющийся опыт, оперативно исследовать предметы в новых связях и отношениях, преодолевать шаблонность мышления. Логичность мышления характеризуется строгой последовательностью рассуждений, учетом всех существенных сторон в исследуемом объекте, всех возможных ею взаимосвязей. Доказательность мышления характеризуется способностью использовать в нужный момент такие факты, закономерности, которые убеждают в правильности суждений и выводов. Критичность мышления предполагает умение строго оценивать результаты мыслительной деятельности, подвергать их критической оценке, отбрасывать неправильное решение, отказываться от начатых действий, если они противоречат требованиям задачи. Широта мышления - способность охватить вопрос в целом, не теряя из виду исходных данных соответствующей задачи, видеть многовариантность в решении проблемы.

Следующим, не менее важным качеством личности является самооценка.

Отечественные психологи, рассматривая самооценку, в первую очередь подчеркивают важность деятельности человека. По А.Н. Леонтьеву самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она выступает у индивида как мотив и побуждает его соответствовать уровню ожиданий и требований окружающих и уровню собственных притязаний.

Бориснёв С. В. рассматривает самооценку как свойство человека оценивать себя, свой социальный статус и коммуникативную роль в конкретной ситуации.Мы придерживаемся точки зрения А.И.Липкиной, по мнению которой самооценка - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности.

В.В. Синявский и В.А. Федорошин говорят о таких качествах личности, как коммуникативные и организаторские склонности, направляя на их изучение свой диагностический материал.

Коммуникативные способности это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности. Они позволяют успешно вступать в контакт с другими людьми, осуществлять коммуникативную, организаторскую и др. виды деятельности, а так же определяют качественные и количественные характеристики обмена информацией, восприятия и понимания другого человека, выработки стратегии взаимодействия.

Л.И. Уманский разделяет организаторские способности на три группы: организаторское чутье, умение оказывать эмоционально-волевое воздействие, склонность к организаторской деятельности. Л.И. Уманский выделяет способность руководителя самостоятельно заниматься организаторской деятельностью, смело брать на себя функции организатора и ответственность за работу других людей в трудных и неблагоприятных условиях, потребность осуществлять организаторскую деятельность и постоянную готовность браться за нее, получение положительных эмоций от ее осуществления и скуку, если ею не заниматься.

Именно этот набор качеств личности диагностировались в ходе нашего констатирующего эксперимента, как лидерские. Те качества, которые при всех остальных объективных и субъективным условиях позволяют человеку стать лидером, настоящим руководителем той группы, в которой он существует.

Если человек дожил до 30 лет и ни разу не попробовал себя в качестве лидера, он может не справиться с этим, когда про- бьет его час. Он может быть идеальным организатором, пока все идет нормально. Но вдруг, независимо от его желания, воз- никнет ситуация, когда ему просто придется взять дело в свои руки. И что тогда? Начинать учиться будет уже поздно.

обеспечат ему успех среди окружающих. Это умение ярко го- ворить самому и умение слушать, когда говорят другие.

Искусство общения во все времена признавалось обяза- тельной чертой лидера. У всех народов, а у древних в первую очередь, считалось так: человек, стремящийся как-то выдви- нуться, стать лидером, должен обладать ораторским искусст- вом не меньше, чем воинской доблестью. Только одним он пользовался в мирное время, а другим - в военное. Вожди бы- ли уверены, что сила речи имеет то же значение, что и физи- ческая сила на войне.

Ораторы выделялись манерой держаться, стилем речи. Причем интонация, артистизм, расстановка правильных ак- центов зачастую больше воздействовали на слушателей, чем смысл слов. Наиболее почитались те, кто мог долго и образно говорить, прежде чем высказать свое мнение. Хороший ора- тор обладал чувством такта, умело учитывал характер собе- седников, знал историю народов и их взаимоотношений. «Большие люди» выступали в конце собрания, когда точки зрения были выяснены и надо было выразить мнение боль- шинства.

Искусство публичного выступления и умения общения с другими высоко ценится и сегодня. Многие народные депута- ты выдвигаются именно благодаря своему красноречию.

Умение общаться с людьми - это навык, который каждый может постепенно освоить. Чтобы произвести хорошее впе-чатление, вы должны понятно писать и правильно говорить.

При составлении доклада или реферата по какому-нибудь предмету помните, что это не сочинение по литературе, здесь необходимы простота и ясность

Еще одно правило. Не старайтесь поразить учителя умны- ми словами и выражениями, почерпнутыми из учебника. Учи- тель все равно поймет, что они не ваши. Если от вас требуется всего лишь собрать информацию и изложить ее так, чтобы тот, кто будет это читать, мог получить представление о пред- мете, то лучше действовать по заранее составленному плану.

Общение - это не односторонний процесс, при котором мы просто сообщаем информацию. Общаясь, мы также получаем информацию, а этот процесс требует от нас умения слушать.

Слушать означает больше, чем просто слышать.

Мы часто «слышим» только то, что хотим услышать. Когда мы слушаем, мы пропускаем через себя слова, интонацию и жесты собесед- ника. К этому мы должны добавить свои собственные реакции, которые дают понять собеседнику, что мы внимательно его слушаем. В число этих реакций входят: выражение лица, улыбка, кивание головой и различные реплики.

При получении информации необходимо полностью уде- лять внимание говорящему, не строя догадок о том, что вам собираются сообщить. По возможности записывайте наибо- лее ценную информацию. Это особенно важно при получении информации по телефону, когда происходящее в том месте, откуда звонят, вам незнакомо и легко может вас сбить с толку.

Когда вы слушаете, то:

Делайте это с полным вниманием;

Не стройте поспешных догадок о том, что собирается вам сказать собеседник;

Не теряйте время, пытаясь сформулировать ответ, слушая другого;

Глядя в глаза, покажите, что вы действительно внима- тельно его слушаете;

Слушая собеседника по телефону, не позволяйте происхо- дящему в комнате отвлекать вас;

Разговаривая по телефону, давайте понять звонящему, что вы его внимательно слушаете, время от времени произно- ся: «Так...», «Да...», «Хорошо...» и т.д.;

При необходимости делайте пометки.

Слушание представляет собой умение, которое можно вы- работать. Оно заключается в правильных ответах на постав ленные вопросы, в способности реагировать на актуальные для собеседника темы. У последнего должно сложиться впе-чатление, что вы им живо интересуетесь, и то, что вы внима- тельны и желаете продолжить беседу.

Реакция на вопросы должна быть спокойной и краткой, т.е. такой, чтобы она не мешала ходу мыслей выступающего или говорящего. Реакция может быть манипулирующей, непра- вильной и неэффективной, если она не совсем искренняя. Ре- акцию на смысл произнесенного лучше всего выражать в мо- мент паузы.