Психическое здоровье педагогов. Психологическое здоровье учителя! Напряженные ситуации педагогической деятельности

Исследование педагогической деятельности показали, что она обладает рядом особенностей, позволяющих характеризовать ее как потенциально эмоциогенную. Это "работа сердца и нервов", где требуется, как справедливо заметил В.А. Сухомлинский, буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил.

Высокая эмоциональная напряженность педагогического труда вызывается наличием большого числа факторов стресса: высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д.

Большая часть рабочего дня педагога дошкольного образования протекает в эмоционально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда педагог теряет самообладание и проявляет себя в агрессивной форме (окрики, проявление гнева, раздражительности). Но профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния.

Психологическое здоровье (эмоциональное благополучие, внутренний душевный комфорт, чувство защищенности) - основной критерий успешности школьной и дошкольной психологической службы. Всё чаще звучат призывы к широкому применению здоровье сберегающих технологий в работе с детьми, изменилось и отношение самих педагогов к своему здоровью. Его ценность осознают не только учителя, воспитатели-пенсионеры, педагоги среднего возраста, но и молодые, для которых "быть здоровым" становится престижным. Здоровые педагоги производительно работают, предрасположены к творчеству, обладают способностью самоизвлечения новых резервов эффективности своей жизнедеятельности.

Сохранению и восстановлению психологического здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения.

Позитивное восприятие педагогом самого себя является одним из важнейших факторов эффективности его деятельности. Однако многие исследователи констатируют, что подавляющая часть педагогов обладает неадекватной Я-концепцией, низкой самооценкой, неуверенностью в себе. Внутренние источники данных негативных явлений - необъективное восприятие ситуации, низкая самооценка, недостаточная степень самоуважения.

Важным аспектом работы по сохранению психологического здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции. Необходимость саморегуляции возникает, когда профессионал сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения; находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, находится в ситуации оценивания со стороны коллег, других людей, администрации. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. Овладев ими, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией. Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет физическое и профессиональное творческое долголетие. Программа профессионального психологического самосохранения может иметь следующие пункты:

активная позиция в профессиональной жизни (перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств), а именно реализация себя как активной личности в активной профессиональной среде;

готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок, которую наблюдают у многих долгожителей;

укрепление в своей личности тех ее качеств, которые особенно необходимы и востребованы в современном обществе (готовность к включению в новые проекты, укрепление у себя ресурса "успеха" и уверенности в своих силах);

создание оптимистической профессиональной перспективы, усиление авторства своей жизни даже в сложных обстоятельствах;

поддержание у себя позитивной Я-концепции себя как профессионала, акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств;

внутренняя личностная ответственность за свое психическое и физическое здоровье;

способность жить в ладу с самим собой, внутренняя гармония, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни;

умение понять себя как индивидуальность, самобытность, действование не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;

установка на творчество даже в малоподходящих для этого условиях ("выживание через творчество");

владение приемами самовосстановления (физического и психического) после перегрузок, нормализации уровня работоспособности;

исключение из своей жизни саморазрушающих и самопоражающих стратегий поведения, усиление своего жизненного потенциала и жизнестойкости.

Нижегородова Л. А. г. Челябинск, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования

Сегодня проблема психологического здоровья педагога выходит на передний план. Л.М. Митина отмечает, что профессиональное здоровье учителя - основа эффективной работы современной школы и ее стратегическая проблема. Следы нервных стрессовых переживаний педагога проявляются в негативном отношении к учащимся, к работе, постоянной усталости, рассеянности, снижении результатов труда, неудовлетворенности профессиональной деятельностью .

Как известно, профессия педагога, относится к профессиям социономического типа и, следовательно, связана с высокими эмоциональными затратами. Так, например, если говорить о синдроме эмоционального выгорания (СЭВ), то его диагностируют от 30 до 90% работающих, причем наиболее часто он встречается у врачей, учителей, психологов, социальных работников, спасателей, работников правоохранительных органов. П. Сидоров отмечает, что почти 80% врачей психиатров, психотерапевтов, психиатров-наркологов имеют различной степени выраженности признаки синдрома выгорания. Те или иные симптомы выгорания можно наблюдать у 85% социальных работников. У трети сотрудников уголовно-исполнительной системы, непосредственно общающихся с осужденными, и у трети сотрудников правоохранительных органов диагностируется СЭВ . По сравнению с прочими профессиональными группами, у педагогов часто наблюдаются невротические расстройства, соматические проблемы. Все это свидетельствует о необходимости актуализации психологической профилактики и восстановления профессионального здоровья педагога.

В педагогике и психологии профессиональное здоровье рассматривается, как способность организма сохранять и активизировать компенсаторные, защитные, регуляторные механизмы, обеспечивающие работоспособность, эффективность педагогической деятельности и развитие личности учителя (Т.Г. Глухова, Л.М. Митина и др.) .

Учитывая данную проблему, а также с целью совершенствования качества преподавания в Челябинском институте переподготовки и повышения квалификации работников образования до начала курсовой подготовки проводится анкетирование слушателей. Цель данной анкеты - получить сведения об удовлетворенности педагогами их собственной профессиональной подготовкой, а также выявить их потребности в расширении и углублении профессиональных знаний, определить проблемные зоны, касающиеся разных сторон педагогической деятельности, а также способов сохранения профессионального здоровья.

Для оценки представлений педагогов о профессиональном здоровье как ценности и методах его поддержания и укрепления нами были проанализированы ответы 175 педагогов-предметников г. Челябинска и Челябинской области. Слушателям было предложено отметить факторы, которые, по их мнению, способствуют сохранению профессионального здоровья педагога. Было представлено двенадцать факторов, среди которых, три фактора, так или иначе, создают дисбаланс в профессиональной деятельности и говорят о негармоничном развитии личности. Детальный анализ показал:

Факторы, способствующие сохранению профессионального здоровья педагога

кол-во

ответов

Стремление к совершенству

Умение отдыхать

Чувство долга

Высокая самоорганизация

Высокие жизненные притязания

Здоровая «Я-концепция»

Принятие жизни без критики

Овладение приемами саморегуляции

Психологические тренинги

Использование методов профилактики

Рефлексия

Укрепление физического здоровья

В зависимости от выбора можно сделать вывод о знании педагогов способов сохранения профессионального здоровья, рационального использования своих внутренних ресурсов. При этом необходимо обратить внимание на конкретный выбор ответов. Так, например, выбор варианта ответа «здоровая Я-концепция» свидетельствует об адекватном представлении о себе, о своем здоровье, о положительном отношении к себе, что включает в себя, прежде всего, самосохранение, укрепление своего здоровья, в том числе профессионального, как главного условия для эффективной самореализации в жизни в целом и профессиональной деятельности в частности. Примечательно то, что педагоги понимают, что укрепление физического здоровья (98,9%) и умение отдыхать (93,1%) способствуют сохранению их здоровья, однако не все умеют и не все знают, приемы саморегуляции (81,7%).

Выбор «неверных» вариантов ответов говорит о наличии отрицательной Я-концепции, то есть педагоги проявляют деструктивное отношение к самому себе и своему здоровью. Тревожит то факт, что таких педагогов более трети. Так факторами, способствующими сохранение профессионального здоровья, педагоги называют стремление к совершенству (36,6%), чувство долга (36,6%) и высокие жизненные притязания (29,7%). Рассмотрим их подробнее.

Стремление к совершенству или перфекционизм сейчас считается модным. Стремление к совершенству - это стремления быть лучше всех, поэтому многие педагоги стремятся добиться наилучшего результата в своей профессиональной деятельности. Если говорить о плюсах перфекционизма, то он только один, это способность человека заставлять учиться, работать, развиваться «через не хочу», то есть, не стоять на месте. Однако психологи убеждены, что перфекционизм - это душевное расстройство, которое не приносит никакой пользы ни самому перфекционисту, ни окружению. Удовлетворения от результата своей работы перфекционист не получает, так как он постоянно «не дотягивает» до мнимого идеала. Зато есть бесконечное возбуждение, которое, скорее всего, идет от низкой самооценки, порожденной высокой тревогой.

Высокие жизненные притязания или уровень притязаний - это стремление к достижению цели такой сложности, на которую человек считает себя способным. Однако если у педагога преобладает неадекватный его способностям и возможностям уровень притязаний, то это ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать. Поведение педагога становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышается уровень тревожности. Это говорит о том, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности.

И еще один фактор, который слушатели выделяют как фактор, способствующий сохранению профессионального здоровья - это чувство долга. Оно формируется в каждом из нас с самого рождения, в окружении значимых людей, которые учат и воспитывают нас. Сформировавшись в нас, это чувство говорит о том, что мы - должны! Что и кому мы должны, не имеет значения, но должны. Правда, чаще всего мы видим то, что должны нам и поэтому предъявляем окружающим нас людям и обществу в целом, соответствующие требования, будучи полностью уверенными, в собственной правоте .

Следовательно, детальный анализ показал, что все эти факторы создают психологический дискомфорт и влияют на физическое и психическое здоровье педагога.

Таким образом, исходя из полученных результатов в рамках курсовой подготовки, целесообразно проводит соответствующие занятия, целью которых будет целенаправленная работа на создание психологического комфорта, на приобретение новых продуктивных механизмов, обеспечивающих созданию мотивов и интересов быть здоровым, а также умение применять полученные знания. Для реализации данной цели мы разработали модульный курс «Тренинг жизненных умений», который включает в себя 3 блока, при этом у каждого своя цель. Рассчитан модуль на 12 часов по 3 часа в течение 4 дней.

Модульный курс «Тренинг жизненных умений»

Однако возникают трудности с привлечением слушателей к данному модульному курсу. Педагоги, как правило, выбирают те курсы, которые могут повысить их компетентность в рамках преподаваемого предмета. Посещение модульных курсов, чье название и содержание не учитывается при прохождении аттестации, их не интересует. Хотя большинство педагогов признают существующую у них проблему, но все же решать ее не желают по каким-то только им понятным причинам.

Таким образом, одним из приоритетных направлений работы с педагогами является актуализация восприятия педагогами своего профессионального здоровья как важнейшей личностной ценности. Другим важным направлением должно стать изменение отношения к проблеме и активная позиция в отношении здоровья каждого учителя.

Литература:

1. Митина Л. М. Психология профессионального развития педагога. М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. - 200 с.

2. Синякова М. Г. Профессиональное здоровье педагога в условиях развития поликультурного образования / М. Г. Синякова, Е. Л. Умникова // Психологическое сопровождение в системе образования: сб. науч. трудов по материалам международной междисциплинарной научно-практической конференции «Психология и психологическая практика в современном мире». — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. — С. 216-224..

Форма проведения: тренинг-игра

Цель: профилактика синдрома профессионального выгорания у педагогов ДОУ, путем информированности о симптомах и факторах, способствующих его появлению и обучению специальным физическим упражнениям и приемам релаксации для повышения стрессоустойчивости.

Задачи:

  1. Развивать способность к когнитивной структуризации и осмыслению ситуаций, позитивного и рационального мышления.
  2. Развивать рефлексию, умение распознавать свои эмоциональные состояния, мотивы поведения, последствия поступков.
  3. Обучить эффективному использованию способов снятия эмоционального напряжения и приемам саморегуляции.

Ход: Упражнение «Приветствие»

Инструкция: Продолжить фразу по кругу, обращаясь к каждому члену группы: «Привет, (имя), «Сегодня замечательный день, потому, что…»

Теоретическая информация. Метод «Ключ» - это сознательно-волевое управление внутренними процессами организма. Проще говоря, "ключ к себе" - это реальный способ самостоятельно ввести себя в транс. В этом «нейтральном состоянии» происходит восстановление сил, возвращается душевная гармония, внутренний баланс.

Упражнения 1: Расхождение рук

Вытяните руки перед собой. А теперь представьте что две руки- это одно полярные полюса магнита, и они отталкиваются друг от друга. Или просто воображайте как руки расходятся. Получается, вы не двигаете руками механически, но они понемногу расходятся сами, усилием Вашей воли. В первый раз сложно будет определить, иллюзия это движение или нет. Это ощущение ни на что не похоже, и в первый раз немного обескураживает. Попробуйте пару раз, не торопитесь, не ждите немедленного результата.

Упражнение 2: Схождение рук

Вытяните руки перед собой, затем обычным механическим способом разведите их по сторонам (руки должны находиться так же на уровне плеч). Теперь представьте как руки "притягиваются" друг к другу. Повторяйте, пока получаете от этого удовольствие.

Упражнение 3: Качалка.

Поворачивание туловища в стороны. Руки как веревочки свободно двигаются за туловищем. Каждый качается в своем ритме. Главное почувствовать приятное ощущение от движений.

Упражнение 4. «Обхват себя руками» - постукивание по лопаткам (плечам) расслабленными руками.

Кроме того, в таком состоянии человеческий мозг очень восприимчив к самовнушению. Это как раз и лежит в основе гипноза: человека вводят в транс и дают ему установку. Теперь Вы можете задать установки своему организму самостоятельно!

Как правильно давать себе установку:

  • Утверждение должно отражать то, чего Вы хотите, а не от чего пытаетесь избавиться. Не используйте частицу «не» при составлении утверждений и не упоминайте любые негативные моменты.
  • Установка должна иметь конкретный смысл, быть простым и понятным.
  • Добавьте Ваше личное отношение и ощущения с помощью фраз: мне нравится, я наслаждаюсь, с удовольствием и т.д.
  • Формируйте установку в настоящем времени, а не в будущем. Используйте глаголы - их подсознание «читает» как призыв к действию.
  • Когда будете проговаривать про себя эти утверждения, постарайтесь не делать это машинально, а со смыслом. Представьте, что это утверждение- реальность, Вы получили желаемое. Какие эмоции Вы бы испытали, достигнув своей цели? Вы бесконечно счастливы, довольны, рады, горды собою и своими достижениями. От Вас требуется пережить эти эмоции на себе, прочувствовать смысл установки.

1 слайд: Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации - как бы вопреки экстремальным ситуациям.

2 слайд: Психологически здоровый человек - это, прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с самим собою, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но первым, ни на кого не нападающий и пр. (А.Маслоу). Абрахам Маслоу выделял две составляющих психологического здоровья. Во-первых, это стремление людей быть всем, чем они могут, то есть развивать весь свой потенциал через самоактуализацию. Во-вторых, это стремление к гуманистическим ценностям.

3 слайд: А.Маслоу утверждал, что психологически здоровой личности присущи такие качества, как: принятие других, автономия, стойкость, чувствительность к прекрасному, чувство юмора, альтруизм, желание улучшить человечество, склонность к творчеству .

4 слайд: Одной из наиболее распространенных преград к профессионализму, творчеству и самореализации педагога является возникновение синдрома профессионального выгорания.

«Эмоциональное выгорание» - это состояние физического, эмоционального, умственного истощения, это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействие. «Выгорание» - это ответ на хроническое эмоциональное напряжение.

Термин «эмоциональное выгорание» впервые был употреблен американским психиатром X. Фрейденбергером в 1974г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально термин определялся как состояние изнеможения, истощения, ощущение собственной бесполезности.

5 слайд: Симптомы эмоционального выгорания К. Маслач (1978 г.) и Е. Малер (1983 г.) условно разделяют на три группы.

Физические симптомы: усталость, утомление, истощение, психосоматические недомогания, бессонница, одышка.

Психологические симптомы: негативное отношение к партнерам и к самой работе; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение и связанные с ним цинизм; пессимизм, чувство безнадежности и бессмысленности существования; апатия, депрессия, чувство вины; общая негативная установка на жизненные перспективы. Человек испытывает двойственное состояние: вроде бы все хорошо, но скучно и пусто на душе. Все чаще коллегам и домочадцам хочется сказать: «Ну не лезьте ко мне, оставьте меня в покое!».

Поведенческие симптомы: восприятие репертуара рабочих действий как скудного, стремление пораньше уйти с работы, установить дистанцию в общении с клиентами и коллегами, неприязнь к исполнению профессиональных обязанностей и желание скорее «расправиться» с этим (иногда человек ищет душевное успокоение в алкоголе).

Все эти признаки или их часть люди часто списывают на авитаминоз, сезонную депрессию, недосыпание, загруженность рабочими и домашними делами, а некоторые стараются не придавать усталости особого значения («А с кем не бывало? Работоспособность имеет свойство снижаться и повышаться!»).

Но в случае эмоционального выгорания речь идет об интенсивных, частых, продолжительных проявлениях, которые причиняют человеку дискомфорт и как следствие приводят к чрезмерному напряжению, психологическому и физическому истощению.

6 слайд: Эмоциональное выгорание не наступает вдруг, это явление накопительного характера.

В какой бы ситуации общения и деятельности ни проявлялась напряженность, она способна вызвать стресс.
Стресс (от англ. Stress- давление, напряжение) - состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры), проявляемое на физическом, психологическом и поведенческом уровнях.

Кратковременный стресс может быть полезен человеку, поскольку сопровождается большим выбросом энергии. Хронический же стресс, который развивается при многократном повторении сильных воздействий, вредит человеку, приводя к снижению сопротивляемости организма, усилению подверженности нарушениям в любых системах организма, обмене веществ, энергетическом балансе. Считается, что самые тяжелые болезни нашего времени связаны с хроническими стрессами.

Внешнее сдерживание эмоций при внутреннем бурном эмоциональном процессе не только не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает психическое напряжение, сказывающееся на состоянии здоровья.

На первом этапе развивается нервное (тревожное) напряжение. Фаза формирования сопротивления и защиты нарастающему стрессу. Здесь преобладает симптом расширения сферы экономии эмоций - это ограничение контактов с другими людьми, нежелание общаться.

Далее следует симптом эмоционально-нравственной дезориентации . Этот симптом выражается в том, что воспитатель делит детей на "хороших" и "плохих", отдавая предпочтение одним и игнорируя других.

Второй этап - это резистенция, т.е. сопротивление. Человек пытается - более или менее успешно - оградить себя от неприятных впечатлений. Симптом неадекватного эмоционального реагирования - воспитатель неоправданно "экономит" на эмоциях. "Если есть настроение, проявлю участие и сочувствие, откликнусь на потребности и состояние ребенка, если нет настроения, не считаю это необходимым".

Симптом редукции профессиональных обязанностей - это попытка облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат, желание упростить решение профессиональных задач.

Третий этап характеризуется истощением, оскудением психических ресурсов, снижением эмоционального тонуса. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Преобладает симптом эмоциональной отстраненности - воспитатель почти полностью исключает эмоции из сферы профессиональной деятельности: начинает работать как бездушный автомат. Могут развиваться физические и психологические проблемы типа язв и депрессии; попытки заботиться о себе, как правило, не дают результата, а профессиональная помощь не приносит облегчения. Человек может подвергать сомнению ценность своей работы, профессии и даже жизни.

Таким образом, согласно современным исследованиям, синдром выгорания понимается как процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии , проявляющийся в эмоциональном, умственном истощении, физическом утомлении, личностной отстраненности и снижении удовлетворения исполнением работы.

7 слайд: Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта, активной созидательной позиции в сложных условиях? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности?

Чтобы определить, грозит ли Вам синдром «профессионального выгорания» заполним экспресс-анкету «Эмоционального выгорания»

Модифицированная методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко

Инструкция: прочитав суждения, отвечайте «да» или «нет». Примите во внимание, что если в формулировках теста идет речь о партнерах, то имеются в виду люди, с которыми вы работаете.

Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться.

Я ошибся в выборе профессии (занимаю не свое место).

Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее).

Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа два-три) мне хочется побыть наедине с собой, ни с кем не общаясь.

Моя работа притупляет эмоции.

Бывает, я долго засыпаю и плохо сплю из-за переживаний, связанных с работой.

Я бы сменил место работы, если бы представилась такая возможность.

Иногда самое обыденное общение на работе вызывает раздражение.

При воспоминании о некоторых коллегах по ра-боте или партнерах у меня портится настроение.

Конфликты или разногласия с коллегами от-нимают много сил и эмоций.

Обстановка на работе мне кажется очень слож-ной и напряженной.

У меня часто возникают тревожные предчувст-вия, связанные с работой: что-то должно случиться, как бы не допустить ошибки, смогу ли сделать все.

Я очень переживаю за свою работу.

При мысли о работе мне обычно становится не по себе: начинает колоть в области сердца, повыша-ется давление, появляется головная боль.

У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с
непосредственным руководителем.

Последнее времй меня преследуют: неудачи на работе.

Усталость от работы приводит к тому, что я ста-раюсь сократить общение с друзьями и знакомыми.

На работе я испытываю постоянные физичес-кие или психологические
нагрузки.

Я часто работаю через силу.

Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день закончился.

Подсчитайте количество утвердительных ответов и определите уровень эмоционального выгорания (каждый утвердительный ответ - 1 балл).

Уровни: от 6 до 0 баллов - низкий уровень эмоционального выгорания, синдром выгорания Вам не грозит.
от 13 до 7 баллов - средний уровень эмоционального выгорания, вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел, либо сменить работу, либо лучше, переменить стиль жизни.

от 20 до 14 баллов - высокий уровень эмо¬ционального выгорания, положение весьма серьезное, но, возможно, в вас еще теплится огонек, нужно, чтобы он не погас.

А чтобы действительно этот огонек не погас, предлагаю вам некоторые приемы снятия психоэмоционального выгорания.

8,9,10 слайды: Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Практические рекомендации

Лечебные и профилактические меры во многом схожи, но при профилактике СЭВ еще можно обойтись без медикаментозной коррекции состояния. Так какие же меры профилактики необходимы? Прежде всего, обучение методам мышечной и психической релаксации. К первым относятся: периодическая «ревизия» мышечного корсета, устранение «зажимов», которые могут стать хроническими. Они являются телесным проявлением эмоциональных блоков! И умение расслабляться предотвращает возникновение мышечных зажимов, способствует повышению стрессоустойчивости. Одно из упражнений:

  • Примите удобную позу сидя или лежа. Определите для себя неудобство или стресс, которое вы хотите устранить. Эта эмоция обязательно имеет в теле свою локализацию! Например, вас раздражает поведение ребенка или коллеги. Постарайтесь определить эту область, где базируется раздражение. Она может быть где угодно - в ногах, в туловище, в любом участке тела. Постарайтесь описать форму и размер этой области, её цвет, твердость или мягкость, любые другие качества. После подробного описания (для себя), начните мысленно посылать энергию в проблемную область тела. Вы должны представить этот сгусток энергии в виде, скажем, золотистого шара, свечение и тепло которого «испаряет», растворяет, уничтожает (как кому удобней) проблему в данной области тела . Следите за тем, как изменяется в вашем теле то, что мешает вам жить. Может изменяться форма, цвет, размер, местонахождение и другие характеристики. Постепенно вы устраните эту негативную энергию и проблему. И почувствуете значительное облегчение!
  • Еще одно упражнение - «подъём неба» - часто используется в различных восточных практиках, в том числе и в единоборствах: Встаньте прямо. Расслабьте все мышцы. Ноги вместе. Руки опустите вниз. Поверните ладони внутрь так, чтобы они смотрели в землю и были под прямым углом к предплечьям. Пальцы направлены друг к другу. Поднимите руки вперед и вверх. Ладони направлены к небу. Выполняя движение, плавно вдохните через нос. Поднимите голову вверх и смотрите на свои ладони. Тянитесь вверх, но не отрывайте пятки от земли. Задержите дыхание на несколько секунд и ощутите поток энергии, идущий от ваших ладоней вниз вдоль тела. Затем, через стороны опустите руки вниз, плавно выдыхая ртом. Опуская руки, смотрите вперед. Выполняйте это упражнение десять раз каждое утро (или в течение дня, когда вам захочется). Регулярное выполнение только этого упражнения в течение двух - трех месяцев даст весьма ощутимые результаты! И тогда вы поймёте, почему «подъём неба» - одно из лучших упражнений!

Теперь о релаксации. Для верующих лучшей релаксацией и медитацией является молитва! Ну а для остальных предлагаю следующие нехитрые, но действенные приёмы:

  1. Сядьте удобно. Закройте глаза. Сделайте несколько глубоких вдохов - выдохов. Теперь дышите, как привыкли («автоматическое дыхание»). И просто наблюдаете за тем, как воздух входит в ваши легкие через нос и выходит через рот. Через некоторое время, вы почувствуете, что напряжение и назойливые тревожные мысли исчезли! Данный метод, как вы уже поняли, очень прост и эффективен! (Разумеется, можно выполнять это упражнение и лежа).
  2. Сядьте удобно. Выберете на стене против вас, на уровне ваших глаз два объекта на расстоянии 1,5 - 2 метра друг от друга. Это могут быть рисунки обоев, различные пятна. Лучше конечно вырезать кружки или квадраты из бумаги или картона и разрисовать их разными цветами. И прикрепить на указанном расстоянии. Зафиксируйте взгляд на несколько секунд сначала на одном объекте, затем несколько секунд на другом. И так продолжать несколько минут. Результат - голова будет «пустой». Все негативные мысли исчезнут!

Упражнение: Медитация «Горная вершина»
(музыкальное сопровождение Эолия «Любовь на ветру»)

Вообразите, что Вы стоите у подножия огромной горы. Со всех сторон Вас окружают каменные исполины. Может быть, это Памир, Тибет или Гималаи. Где-то в вышине, теряясь в облаках, плывут ледяные вершины гор. Как прекрасно должно быть там, наверху! Вам хотелось бы оказаться там. И Вам не нужно добираться до вершин, карабкаясь по труднодоступной и опасной крутизне, потому что Вы... можете летать. Посмотрите вверх: на фоне неба четко виден темный движущийся крестик.

Это орел, парящий над скалами... Мгновение - и Вы сами становитесь этим орлом. Расправив свои могучие крылья, Вы легко ловите упругие потоки воздуха и свободно скользите в них... Вы видите рваные, клочковатые облака, плывущие под Вами... Далеко внизу - игрушечные рощицы, крошечные дома в долинах, миниатюрные человечки... Ваш зоркий глаз способен различить самые мелкие детали развернувшейся перед вами картины. Вглядитесь в нее. Рассмотрите подробней...

Вы слышите негромкий свист ветра и резкие крики пролетающих мимо мелких птиц. Вы чувствуете прохладу и нежную упругость воздуха, который держит Вас в вышине. Какое чудесное ощущение свободного полета, независимости и силы! Насладитесь им...

Вам не составляет труда достигнуть любой, самой высокой и не доступной для других, вершины. Выберите себе удобный участок и спуститесь на него, чтобы оттуда, с недосягаемой высоты, посмотреть на то, что осталось там, далеко, у подножия гор... Какими мелкими и незначительными видятся отсюда волновавшие Вас проблемы! Оцените - стоят ли они усилий и переживаний, испытанных Вами! Спокойствие, даруемое высотой, наделяет Вас беспристрастностью и способностью вникать в суть вещей, понимать и замечать то, что было недоступно там, в суете. Отсюда, с высоты, Вам легко увидеть способы решения мучивших Вас вопросов... С поразительной ясностью осознаются нужные шаги и правильные поступки… Пауза.

Взлетите снова и снова испытайте изумительное чувство полета. Пусть оно надолго запомнится Вам... А теперь вновь перенеситесь в себя, стоящего у подножия горы... Помашите рукой на прощание парящему в небе орлу, который сделал доступным для Вас новое восприятие мира... Поблагодарите его...

Вы снова здесь, в этой комнате. Вы вернулись сюда после своего удивительного путешествия...

Обратная связь. Какого цвета ваше настроение?

Упражнение "Продолжи фразу" (письменно).

Цель: Осознание личностного и профессионального ресурса.
Разделить лист на 2 части и продолжить предложения:
1. Я горжусь своей работой, когда я… 2. Не хочу хвастаться, но в своей работе…

Упражнение "Радуга".

Рефлексия.

Что ожидали Вы от мероприятия? Оправдались ли Ваши ожидания?
- Ценна ли полученная информация для Вас? Что особенно значимо?
- Каков Ваш настрой на дальнейшую работу?

Литература:

  1. Фопель К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Практическое пособие. Пер. с нем. - 4-е изд. - М. Генезис, 2006.
  2. О.И. Бабич «Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов».Волгоград. Учитель. 2009 г.
  3. Е.В. Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. Волгоград. Учитель 2009 г.

Семёнова Елена Михайловна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
Российский государственный социальный университет (филиал в г. Минске)

Минск, Республика Беларусь

Специалисты в области общественного здоровья высказывают мнение о формировании новой политики в деле охраны здоровья. В частности, подчеркивается, что категория «здоровье работника» должна иметь экономическую ценность наряду с прибыльностью производства.

Большое значение придается фактору здоровья в успешной деятельности представителей различных профессий, психическое и физическое нездоровье которых могут послужить причиной развития профессионального стресса. Особую актуальность данная проблема приобретает для специалистов социальной сферы деятельности, работа которых связана с непосредственным взаимодействием с людьми.

К числу так называемых «помогающих профессий», в которых деятельность специалиста реализуется через построение особых отношений с другими людьми, относится профессия педагога. Данную профессию относят к категории «риска», как наиболее, по сравнению с другими социономическими профессиями, подверженной профессиональной деформации и психическому выгоранию.

Исследование педагогической деятельности показали, что она обладает рядом особенностей, позволяющих характеризовать ее как потенциально эмоциогенную. Это «работа сердца и нервов», где требуется, как справедливо заметил В.А.Сухомлинский, буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил.

Высокая эмоциональная напряженность педагогического труда вызывается наличием большого числа факторов стресса: высокий динамизм, нехватка времени, рабочие перегрузки, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка, необходимость осуществления частых и интенсивных контактов, взаимодействие с различными социальными группами и т.д.

Занимаясь изучением профессиональной дезадаптации учителей, Л.С. Шафранова сформулировала характеристики учительского труда:

· постоянно присущее рабочим ситуациям состояние новизны;

· специфика трудового процесса определяется не столько характером «предмета» труда, сколько особенностями и свойствами самого «производителя»;

· необходимость постоянного саморазвития, так как иначе «возникает ощущение насилия над психикой, приводящее к подавленности и раздражительности»;

· эмоциональная насыщенность межличностных контактов;

· ответственность за подопечных;

· постоянное включение в деятельность волевых процессов .

Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно и конструктивно реагировать. При встрече с непредвиденными ситуациями, он должен думать, прежде всего, о том, как разрешить проблему с наименьшими последствиями для детей, которые находятся под его ответственностью. Особенно это значимо в условиях дошкольного образования, где ответственность за жизнь и здоровье детей крайне высока.

Большая часть рабочего дня педагога дошкольного образования протекает в эмоционально напряженной обстановке: эмоциональная насыщенность деятельности, постоянная концентрация внимания, повышенная ответственность за детей. Напряженные факторы такого рода оказывают влияние на эмоциональное и физическое самочувствие педагога: появляется нервозность, раздражительность, усталость, разного рода недомогания. В отдельных случаях эмоциональное напряжение достигает критического момента, когда педагог теряет самообладание и проявляет себя в агрессивной форме (окрики, проявление гнева, раздражительности). Но профессиональный долг обязывает принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, возмущения, недовольства, отчаяния.

Внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс не приводит к успокоению, а, наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье. А между тем, требуемая от педагога дошкольного образования выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств, во многом обусловлены его здоровьем.

Последние годы характеризуются повышением внимания общества к проблемам здоровья, проводится целый ряд мероприятий, нацеленных на его укрепление. При этом традиционно основное внимание уделяется вопросам сохранения физического здоровья: закаливанию, физической активности, рациональному питанию, режиму и т.п. Между тем, современные представления о здоровье выходят далеко за рамки медицины и предполагают немалые усилия и в другом направлении. Так, всё более широкое признание получают взгляды на здоровье как на источник повседневной жизни, заключающий в себе как социальные и личные ресурсы, так и физические возможности (ВОЗ); здоровье рассматривается как структурообразующий конструкт духовной сферы человека и условие его творчества (А.А. Бодалев, В.Т. Ганжин, А.А. Деркач). Есть и другие подходы к определению здоровья. Однако обращают на себя внимание не столько различия, как общность в современных определениях здоровья – значимой его характеристикой выступают психологические аспекты.

Психологическое здоровье (эмоциональное благополучие, внутренний душевный комфорт, чувство защищенности) – основной критерий успешности школьной и дошкольной психологической службы. Всё чаще звучат призывы к широкому применению здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, изменилось и отношение самих педагогов к своему здоровью. Его ценность осознают не только учителя, воспитатели-пенсионеры, педагоги среднего возраста, но и молодые, для которых «быть здоровым» становится престижным. Здоровые педагоги производительно работают, предрасположены к творчеству, обладают способностью самоизвлечения новых резервов эффективности своей жизнедеятельности.

В связи с вышеизложенными фактами стоит вопрос об охране здоровья педагога, его профессиональном долголетии. Но как достичь этого? Как обеспечить профессиональное долголетие, укрепить здоровье педагогов?

Сохранению и восстановлению психологического здоровья педагога в значительной степени способствует формирование положительного самовосприятия, самопринятия, самоуважения, т.е. позитивной оценки себя как способного человека, достойного уважения.

Позитивное восприятие педагогом самого себя является одним из важнейших факторов эффективности его деятельности. Однако, многие исследователи констатируют, что подавляющая часть педагогов обладает неадекватной Я-концепцией, низкой самооценкой, неуверенностью в себе . Внутренние источники данных негативных явлений – необъективное восприятие ситуации, низкая самооценка, недостаточная степень самоуважения.

Высокий уровень самопринятия (принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинствами, но и слабостями, недостатками) обусловливает положительное отношение к другим. Педагог, принимающий себя как личность, индивидуальность, стремится к самореализации. Она предполагает определение своих положительных качеств и перспектив, осознание себя творческой индивидуальностью, определение индивидуальных путей профессионального самосовершенствования. Осознанная потребность в самоанализе, саморазвитии и самосовершенствовании своей личности является одним из условий развития сохранения психологического здоровья педагога дошкольного образования.

Обладая адекватной самооценкой и позитивным самоотношением, педагог оказывает позитивное воздействие на самооценку и самоотношение детей, стимулирует у них стремление к успехам в деятельности, содействует развитию у них таких личностных качеств как доброжелательность, отзывчивость, уверенность в себе.

Значительное число напряженных ситуаций в процессе педагогического взаимодействия порождает консерватизм, шаблонность поведения педагога, которые постепенно переходят в черты характера, отражаются на мыслительных процессах.

Ригидность мышления и поведения – это то, что мешает педагогу работать творчески, изменять стратегию своего поведения в зависимости от ситуации, находить нестандартные решения сложных педагогических ситуаций.

Слово ригидность означает затрудненность в изменении субъективной программы деятельности человека в условиях, объективно требующих ее перестройки. Ригидность мышления, его чрезмерная логичность – это то, что мешает педагогу изменять стратегию своего поведения в зависимости от ситуации, находить нестандартные, нестереотипные решения сложных педагогических ситуаций. В ситуации решения мыслительных задач ригидность проявляется в привязанности к привычному (отработанному) способу действия, в неспособности изменить установку.

Гибкость (пластичность) в отличие от ригидности предполагает легкость перестройки поведения, оперативное реагирование на изменение ситуации. В исследованиях многих авторов (Н.С.Ефимова, Л.М.Митина, Г.С.Никифоров), употребляющих понятие «гибкость», она определяется как свойство противоположное ригидности.

Многие авторы для обозначения интеллектуальной гибкости используют разные термины: одни называют ее «переключаемостью», другие «подвижностью», третьи «нешаблонностью, нестереотипностью, нестандартностью мышления».

Э.Боно употребляет термин «нешаблонное мышление». По его мнению, шаблонно мыслящие люди избирают для решения проблемы с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему . Нешаблонное мышление позволяет по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того, чтобы придерживаться раз избранной позиции.

Нешаблонное мышление доступно каждому, кто заинтересован в получении новых идей и является привычкой и делом практики, - пишет Э.Боно. При желании любой человек может развить в себе определенные навыки к мышлению такого рода. Однако, для его развития необходимо обладать достаточно развитым чувством юмора: «Всякий, кто обладает … развитым чувством юмора, гораздо лучше поймет природу нешаблонного мышления, нежели тот, кого природа не одарила этим чувством».

Проявлениями педагогической гибкости считаются: способность создавать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, менять освоенные способы (стратегии) выполнения задания, способность видеть объект под новым углом зрения, умение свободно переносить и трансформировать приобретенный опыт в новые ситуации. Гибкость ума проявляется в использовании предлагаемых идей, даже если они противоположны собственным, в нахождении выхода даже из безвыходных ситуаций.

Изучение рассматриваемого феномена востребовано практикой, констатирующей, что педагог зачастую не готов к большим интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам, с трудом меняет свое поведение в сложных, непредсказуемых ситуациях. С увеличением стажа работы у него возрастает стереотипность, шаблонность мышления, закрепляются защитные психологические механизмы, ведущие, к повышению авторитарности, неспособности принять другую точку зрения, ригидности поведения. Все это препятствует взаимопониманию педагога и ребенка, сказывается на их психологическом здоровье.

Развитию гибкости педагога способствует использование следующих методов и приемов:

· при обсуждении педагогических проблем в дискуссиях с коллегами применять приемы мозгового штурма: при обмене мнениями отказаться от критики высказываний других, постараться высказать в короткий срок как можно большее число идей, затем оценить реальность предложений и переходить к их реализации;

· самоанализ педагогических ситуаций - подобрать несколько решений к определенной ситуации (развитие вариативности поведенческих реакций в нестандартных условиях, рефлексивный анализ собственного поведения);

· развитие креативности (решение психологических загадок и задач с нахождением нестереотипных ответов, поиск альтернативных способов подхода к одной ситуации с использованием разнообразных приемов, абсурдных решений и т.п.);

· самоанализ поведения в сложных жизненных ситуациях, осознание нерациональности импульсивных поведенческих реакций, переоценка значимости событий, интеллектуальный анализ эмоций.

· упражнения на развитие мыслительной гибкости. Например:

ü Взять три слова, мало связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Необходимо составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали в себя эти три слова.

ü Придумать как можно больше вариантов использования не по прямому назначению следующих предметов: утюг, пуговица, канцелярская скрепка, банан.

ü Придумать два случайно выбранных слова. Необходимо назвать для них как можно больше общих признаков, стремится к нестандартным вариантам ответов на основе анализа существенных признаков предметов .

Педагогическая гибкость является таким психологическим феноменом, который, проявляясь в условиях проблемной ситуации, заставляет педагога произвести перестройку сформированных у него умственных операций, в зависимости от требований ситуации, дает возможность приспособиться к неблагоприятным факторам деятельности, проявляя подвижность, нестандартность мышления и поведения. Основными элементами педагогической гибкости, способствующими ее развитию, являются: вариативность, нешаблонность мышления и поведения, развитое чувство юмора и творческая активность личности. Именно они обеспечивают эффективную адаптацию личности к требованиям ситуации, способствуют быстрому нахождению необычных, новых и наиболее оптимальных способов деятельности.

Важным аспектом работы по сохранению психологического здоровья педагога является овладение приемами саморегуляции. Необходимость саморегуляции возникает, когда профессионал сталкивается с новой, необычной, трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения; находится в состоянии повышенного эмоционального и физического напряжения, что побуждает его к импульсивным действиям, находится в ситуации оценивания со стороны коллег, других людей, администрации. В настоящее время для саморегуляции психических состояний используются разнообразные методы: дыхательная гимнастика, концентрация и визуализация, релаксация, аутогенная тренировка и др. Овладев ими, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, адекватно управлять собой в соответствии со сложившейся ситуацией .

Для ситуативной саморегуляции эмоционального состояния во время действия эмоциогенных факторов могут использоваться:

· Дыхательные упражнения успокаивающей направленности (характеризуются постепенным удлинением выдоха до продолжительности удвоенного вдоха).

· Сосредоточение внимания и воображения на определенном объекте (зрительных, звуковых, телесных и других ощущениях). Например, при первых признаках напряжения представить внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающую отрицательную энергию и внутреннее напряжение, связанное с нею.

· Сочетание приемов концентрации внимания, актуализации воображения и дыхательных упражнений. Например, можно использовать следующий прием перед предстоящей неприятной беседой: глубоко вдохнуть, во время выдоха резким движением в воображении, как бы сорвать напряжённую маску со своего лица. После этого начинать беседу.

· Активизация чувства юмора, – попытаться увидеть комическое даже в сложной, серьёзной ситуации, простить партнеру его ошибку, несообразительность, эмоциональность.

· Отвлечение – постараться, как можно ярче представить ситуацию, в которой обычно чувствуете себя наиболее спокойно и уютно, поставить себя в эту ситуацию.

· Переключение на интересную деятельность, любимое занятие – создать новую доминанту. При перевозбуждении в коре головного мозга образуется доминантный очаг возбуждения, который обладает способностью тормозить все остальные очаги, подчиняет себе всю деятельность организма, все поступки и помыслы человека. Значит, для успокоения надо ликвидировать, разрядить эту доминанту или же создать новую, конкурирующую. Чем увлекательнее дело, тем легче создать конкурирующую доминанту.

В основе «нездоровых» моделей поведения лежат иррациональные мысли и убеждения. Они ведут к неконструктивным переживаниям, не способствуют преодолению стресса и повышают риск выгорания. Иррациональные убеждения характеризуются сильными неприятными переживаниями – гнев, беспомощность, растерянность, раздражение. Часто в них используются слова «должен», «обязан». Они всегда пессимистичны и предполагают неудачный исход «»я этого не выдержу», «я не смогу этого сделать», «у меня ничего не получится». Их смысл пронизан безнадежностью, беспомощностью.

Для профилактики и преодоления негативных эмоциональных состояний иррациональные убеждения могут быть переработаны в рациональные. Для этого их необходимо вовремя выявлять и систематически замещать на рациональные убеждения.

Необходимо провести самоанализ внутреннего диалога и устранить из него все деструктивные речевые обороты, обращения к себе, в которых сквозят обреченность, самообвинения, отсутствие веры и надежды на успех. Например, «я ничего не могу изменить», «меня никто не понимает». Необходимо заменить их на конструктивные или позитивные, способствующие мобилизации внутренних психологических ресурсов и укрепляющие уверенность в собственных силах .
Полезно заручиться позитивными высказываниями про запас, научиться думать конструктивным образом, чтобы не «застревать» на негативных переживаниях и не препятствовать своему творческому поиску новых путей преодоления жизненных и профессиональных стрессов.

Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет физическое и профессиональное творческое долголетие.

Программа профессионального психологического самосохранения может иметь следующие пункты:

· активная позиция в профессиональной жизни (перестать чувствовать себя жертвой обстоятельств), а именно реализация себя как активной личности в активной профессиональной среде;

· готовность к постоянному самоизменению, лабильность установок, которую наблюдают у многих долгожителей;

· укрепление в своей личности тех ее качеств, которые особенно необходимы и востребованы в современном обществе (готовность к включению в новые проекты, укрепление у себя ресурса «успеха» и уверенности в своих силах);

· создание оптимистической профессиональной перспективы, усиление авторства своей жизни даже в сложных обстоятельствах;

· поддержание у себя позитивной Я-концепции себя как профессионала, акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств;

· внутренняя личностная ответственность за свое психическое и физическое здоровье;

· способность жить в ладу с самим собой, внутренняя гармония, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни;

· умение понять себя как индивидуальность, самобытность, действование не вопреки своей индивидуальности, а в союзе с ней;

· установка на творчество даже в малоподходящих для этого условиях («выживание через творчество»);

· владение приемами самовосстановления (физического и психического) после перегрузок, нормализации уровня работоспособности;

· исключение из своей жизни саморазрушающих и самопоражающих стратегий поведения, усиление своего жизненного потенциала и жизнестойкости .

Библиографический список:

1. Боно, Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении: Пер. с англ. / Э. Боно; /Под общ. ред. О.К. Тихомирова. – М.: Прогресс, 1976. – 144с.

2. Водопьянова, Н.Е.Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова.– СПб.: Питер, 2008. –336 с.

3. Габдреева, Г.Ш. Самоуправление психическим состоянием: Учеб. пособие / Г.Ш. Габдреева. – Казань: Изд-во КГУ, 1981. – 63 с.

4. Гаджиева, Н.М. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания / Н.М. Гаджиева, Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. – Екатеринбург, 1998. – 144с.

5. Кипнис М. Тренинг креативности. М.: «Ось-89», 2005. – 168 с.

6. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993. – 192 с.

7. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: Флинта: Моск. психолого-соц. ин-т, 1998. – 200 с.

8. Психофизический потенциал и реальный уровень здоровья педагогов / С.М. Косенок, В. М. Карлышев, А.П. Исаев, С.А. Кабанов // Педагогика. – 1998. – №4. – С. 118 – 119.

9. Семенова Е.М. Психологическое здоровье ребенка и педагога: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.М. Семенова, Е.П. Чеснокова; под ред. проф. Е.А. Панько. – Мозырь: Белый ветер, 2010. – 174с.

Психологическое здоровье личности учителя. Зрелость личности учителя. Психологическое время и психовозрастной статус как показатели здоровья и зрелости личности педагога. Психосоматизация и девиации личности учителя. Психологическая устойчивость учителя.

Психологическое здоровье личности учителя

Профессию учителя правомерно отнести к профессиям «группы риска». Суть в том, что, работая с людьми, будут ли это дети, их родители, взрослые (студенты) и другие субъекты образовательного процесса, педагогу необходимо сохранять, поддерживать и укреплять свое соматическое и психическое здоровье. Это в свою очередь будет позитивно сказываться как на самих субъектах образовательного процесса, так и на его качестве и эффективности.

Говоря о здоровье, хочется привести тезис В.Е. Каган, который указывал на то, что «исчерпывающая характеристика здоровья подобна горизонту, но каждый человек представляет себе, что такое здоровье, и способен, так или иначе, соотнести с этим представлением свое актуальное состояние» .

В словаре русского языка слово здоровье означает «правильная, нормальная деятельность организма; то или иное состояние организма» .

Здоровье - состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) организма и постоянно меняющимися условиями среды .

Здоровье - «физическое и психическое состояние целостности, интеграции, стабильного функционирования всех органов и развития внутренних процессов, способствующих жизнедеятельности человека» .

Душевно здоровый человек - это тот, кто живет по любви, разуму и вере, кто уважает жизнь - как собственную, так и своего ближнего .

Здоровье - это баланс между различными аспектами личности (субличностями) человека (Р. Ассаджиоли) .

Здоровье - это баланс между потребностями индивида и общества, который поддерживается постоянными усилиями (С. Фрайберг) .

Здоровье - это процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные и поведенческие аспекты (Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова) .

Как указывает Т.И. Чиркова , неоднозначность термина «психологическое здоровье» обусловлена тем, что в нем «как бы связаны» две практики: медицинская и психологическая. При этом важно то, что и в том и другом случае в трактовке термина «здоровье» содержится два подхода:

Первый - здоровье как отсутствие болезни.

Второй - здоровье как присутствие таких качеств, как «полнота жизненных проявлений», «душевное и физическое благополучие»,

«естественность состояния организма, характеризующая его уравновешенность с внешней средой», «состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта», «наличие предпосылок и условий всесторонней и долговременной активности в сфере социальной практики», «количественно-качественная характеристика жизнедеятельности человека» и др. .

Показатель психологического здоровья, по мнению А.В. Толстых - «это направленность всех видов и форм активности человека на позитивное, творческое взаимодействие с миром, причем не только адекватно уравновешивающее его с окружающей средой (гомеостатическое приспособление), но прежде всего - творчески созидательное» [цит. по: 2].

Здоровый человек есть тот, кто при строго определенных общих жизненных условиях максимально выполняет строго определенную работу, дает жизнеспособное потомство и может в известных границах приспособиться к новым условиям жизни [цит. по: 2].

Здоровый человек есть тот, кто способен сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных потоков сенсорной, вербальной и структурной информации [цит. по: 2].

  • 1. Медицинская оценка здоровья. Находит свое выражение в клиническом диагнозе - психиатрическом для нервно-психического или поведенческого расстройства, и соматическом - для физического заболевания.
  • 2. Субъективная личностная репрезентация своего физического и (или) психического состояния, интегрально выраженная в самооценке здоровья.
  • 3. Восприятие личностью адекватности своего функционирования в главных социальных ролях, оцениваемое по уровню удовлетворенности и целостно проявляющееся в общей удовлетворенности жизнью (субъективном благополучии, счастье, позитивном аффекте).

Слово «счастье» - самое бессодержательное и ничего не значащее из человеческих слов. Никакого критерия и мерила счастья не существует, и никакого сравнения не может быть счастья одного человека со счастьем другого (Н.А. Бердяев).

В качестве составляющих благополучия Л.В. Куликов описывает следующие:

  • социальное благополучие - удовлетворенность личности своим социальным статусом, межличностными отношениями;
  • духовное благополучие - ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод). Это также возможность принимать те или иные высшие ценности и свободно им следовать, переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством. Для духовного благополучия важно продвижение в понимании сущности и предназначения человека, достаточно полное осознание смысла жизни;
  • витальное (телесное) благополучие - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус;
  • психологическое благополучие (душевный комфорт) - слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия.
  • 4. Адаптация человека к социальному окружению, которая может включать самооценочные показатели, но обычно определяется по объективируемым оценкам со стороны других людей, входящих в его ближайшее социальное окружение. Также используется изучение уровня адаптации, изучение конкретных случаев.

Адаптация - приспособление строения организма, его органов и клеток к условием среды, направленное на сохранение гомеостаза (биология); приспособление органов чувств к спецификам воздействующих стимулов для их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки. Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого приспособления. Имеет два типа: активный и пассивный. Активный тип - активное воздействие на социальную среду; пассивный - пассивное принятие целей и ценностных ориентаций группы .

5. Самооценка здоровья - используется для получения данных о физическом (соматическом) здоровье индивида. Ее адекватность как измерительного инструмента характеризуется по совпадению с клиническими суждениями врача.

На основании отмеченного выше правомерно сделать вывод о том, что в понятии здоровье заложены «объективные и субъективные» компоненты личности педагога. Объективные аспекты здоровья - то, что можно измерить, то, что поддается внешнему наблюдателю. Субъективная составляющая представляет собой «внутреннюю картину здоровья», в которой «здоровье и болезнь не противо-, а сопоставлены так, что понятие болезни характеризует не количественный, а качественный аспект здоровья, и внутренняя картина болезни предстает как частный случай внутренней картины здоровья» .

Согласно В.А. Ананьеву, внутренняя картина здоровья - это «совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс его эмоциональных переживаний, ощущений и поведенческих реакций» . Внутренняя картина здоровья представляет собой:

  • самосознание и самопознание человеком себя в условиях здоровья;
  • определенное психофизиологическое пространство, где человек способен оценить свои биологические, социально-психологические и духовные возможности;
  • знание своих возможностей и умение пользоваться истинными резервами и нераскрытыми в себе самом потенциалами.

Мотивация - это совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, определяющих поведение субъекта; совокупность мотивов; побуждение, вызывающее активность субъекта и определяющее ее направленность; система процессов, отвечающих за побуждение к деятельности и ее поддержание на необходимом субъекту уровне .

К факторам мотивации здорового стиля жизни относят:

  • 1) знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему;
  • 2) желание быть «хозяином» своей жизни, вера в то, что здоровое поведение даст положительные результаты;
  • 3) положительное отношение к жизни - взгляд на жизнь как на «праздник», которым нужно наслаждаться;
  • 4) развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин, наслаждаться всем лучшим, что может предложить жизнь. Здоровый стиль жизни невозможен без формирования внутренней картины здоровья предполагающего.
  • 1. Осознание и идентификацию собственного внутреннего динамического состояния гомеостаза, отождествление себя с образом здорового психосоматического целого.
  • 2. Осознание появляющихся признаков любого стойкого нарушения гомеостаза, т.е. индикацию в себе индикаторов предболезни, предвестников отклоняющегося состояния в динамическом процессе здоровья .

В контексте данной работы будем придерживаться позиции

В.А. Ананьева , согласно которой, здоровье - динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Нарушение равновесия, неадекватная реакция организма на факторы внешней среды представляют собой болезнь. Человек является «носителем» здоровья. Здоровье - процесс максимальной естественной продолжительности жизни при высоком ее качестве, оптимальной трудоспособности и социальной активности.

Придерживаясь позиции В.А. Ананьева, считаем, что здоровый образ жизни можно и, на наш взгляд, нужно раскрыть через развитие антропологического идеала . Для этого необходимо раскрытие потенциалов (компетенций личности) человека : потенциал разума, потенциал воли, потенциал чувств, потенциал тела, общественный потенциал, креативный потенциал, духовный потенциал.

  • 1. Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья). Это способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение приобретать знания и воплощать их в жизнь. Основная задача человека состоит в том, чтобы не страдать от собственных знаний, а учиться приспосабливать этот инструмент для собственного совершенствования и совершенствования других.
  • 2. Потенциал воли (личностный аспект здоровья). Это способность человека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

Воля - это способность человека действовать в направлении поставленной цели, преодолевая те или иные (внутренние или внешние) препятствия.

Отсутствие цели, равно как и достижение ее могут выступать в качестве факторов риска в развитии депрессивных состояний. «В жизни есть две трагедии: это поставить цель и не осуществить ее, и поставить цель и осуществить ее» (О. Уайлд).

  • 3. Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья). Эмоциональная компетентность - это способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно соглашаться с чувствами других. Способность элиминировать (исключить) чувства вины, страха, неуверенности в себе - особое качество зрелой личности (В.А. Ананьев).
  • 4. Потенциал тела (физический аспект здоровья). Это способность развивать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телесность как свойство своей личности. Здоровая телесность - это спонтанное, естественное телесное поведение, устойчивость тела, целостность восприятия тела, способность к получению сексуального удовольствия, принятие собственного тела. Этот потенциал включает алиментарную компетентность, сексуальную компетентность:
    • алиментарная компетентность - ориентация в выборе режима, форм, содержания питания на собственные телесные предпочтения, а не навязанные массмедиа модные диеты; это знание потребностей собственного тела;
    • сексуальная компетентность - это совершенствование себя в области сексуальных знаний и умений.

Согласно В.А. Ананьеву быть сексуально здоровым значит:

  • быть способным к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики;
  • быть свободным от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения;
  • не иметь органических расстройств, заболеваний и «недостаточностей», мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.
  • 5. Общественный потенциал (социальный аспект здоровья). Социальная компетентность определяется:
    • способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям;
    • стремление постоянно повышать уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной компетентности;
    • обретение чувства принадлежности ко всему человечеству.
  • 6. Креативный потенциал (творческий аспект здоровья). Способность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в жизни, выходя за рамки ограничивающих стандартных знаний. Креативная компетентность предполагает:
    • способность нестандартно мыслить и решать любые жизненные задачи, посредством развитого доверия к творческой части своей личности;
    • учиться генерировать оригинальные идеи, не боясь «опрокидывать» установленные кем-то границы, придавать завершенный вид продуктам своего мышления.
  • 7. Духовный потенциал (духовный аспект здоровья). Духовная компетентность - это способность развивать духовную природу человека, выражать и воплощать высшие ценности - делать добро, отстаивать справедливость, а не декларировать эти добродетели. Духовность напоминает росток, который у многих завален «хламом социальной премудрости» .

Подводя итог, обратим внимание на то, что, по мнению В.А. Ананьева, хорошее общее состояние здоровья - это «всегда гармоничное равновесие физиологических, психических и социальных аспектов человеческой личности. Здоровье означает целостность личности» .

Однако, говоря о психологическом здоровье, уместнее употреблять термин здоровая (зрелая) личность , так как по определению психо и логос не могут описывать здоровье. Описанию характеристик зрелой личности будет посвящен следующий параграф.