Психоанализ или фрейдизм. Главные направления во фрейдизме

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названо это направление по имени Зигмунда Фрейда (1856 - 1939). На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из 3-х уровней: "ОНО", "Я", "СВЕРХ-Я" .

"ОНО" - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. "ОНО" насыщено сексуальной энергией - "либидо". Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека - постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, "ОНО" подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека.

Второй принцип поведения - гомеостаз - тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень "Я" сознания находится в состоянии постоянного конфликта с "ОНО", подавляет сексуальные влечения. На "Я" воздействуют три силы: "ОНО", "СВЕРХ-Я" и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. "Я" старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу "реальности".

"СВЕРХ-Я" служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "ОНО", но в противовес "СВЕРХ-Я", то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. "СВЕРХ-Я" не пускает инстинкты в "Я", и тогда энергия этих инстинктов воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях). Если энергия "либидо" не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска.

Для спасения от конфликта между "Я" и "ОНО" применяются средства психологической защиты:
- вытеснение, подавление - непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное "ОНО";
- проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу;
- рационализация - бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею.
Становление психики у ребенка происходит через преодоление Эдипова комплекса. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение, мальчик хочет походить на отца, но и хочет смерти ему, и потому испытывает чувство виновности, боится отца. Ребенок преодолевает Эдипов комплекс (к 5 - 6 годам) и у него возникает "СВЕРХ-Я", совесть. Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности.
Фрейд сформулировал теорию сексуального развития. По его мнению, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, огда рот младенца становится эрогенной зоной - зоной удовольствия (оральная фаза). Примерно в возрасте 4-х лет начинает преобладать интерес к половым органам (фаллическая фаза). Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола.

Чрезмерное увлечение эротической активностью или, наоборот, мешающие ей конфликты, запреты или травмы могут вызвать задержку развития либидо на какой-то стадии. Такая задержка при неспособности разрешить эдипову ситуацию становится причиной психоневрозов, сексуальных извращений и других форм психопатологии.

В поздних работах Фрейд выдвинул предположение о существовании двух категорий инстинктов: тех, что служат цели сохранения жизни (инстинкт любви - Эрос) и тех, что противодействуют жизни и стремятся вернуть ее в неорганическое состояние (инстинкт смерти - Танатос). При угрозе организму возникает тревога. При настоящей тревоге угроза исходит от конкретного внешнего источника, при невротической тревоге источник ее неизвестен. В младенческом и детском возрасте тревога возникает в результате чрезмерного возбуждения инстинктов - позднее она проявляется в ожидании опасности, а не как реакция на опасность. Инстинктивные влечения, которые когда-то, в каких-то ситуациях были неприемлемы, а потому были изгнаны из сознания, подавлены, упрятаны в бессознательную часть психики, сохраняются как скрытые очаги возбуждения и постепенно расшатывают систему защиты. Таким образом, неврозы развиваются вследствие частичного отказа системы защиты. Более тяжелое расстройство механизмов защиты приводит к психиатрическим заболеваниям (например, шизофрения), для которых свойственна значительная деформация Эго и восприятия реальности.

При психоанализе (по Фрейду) стоит задача: 1) воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы; 2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и придать этой энергии новое направление. Цель психоаналитической терапии, по скромным словам Фрейда: "Превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности".

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной войны с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (Адлер), коллективное бессознательное, выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества. Таким образом, человек с позиции фрейдизма - это противоречивое, изначально порочное, мучающееся, страждущее существо, невротичное и конфликтное.

Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

В течение продолжительного времени философы-психологи из Европы продвигали концепции, основанные на рационалистических представлениях. Человеческое сознание являлось главным объектом философских дискуссий, в которых активно обсуждалось видение и осознание человеком мира вокруг.

Фрейд же открыл новый взгляд на эволюцию личности. Он ввел такое понятие, как , а фрейдизм и неофрейдизм раскрывали основные идеи ученого, в которых он характеризовал субъективную реальность человека.

Таким образом, фрейдизм - психологическое учение З. Фрейда, раскрывающее концептуальные представления о природе человека. Это философское течение базируется на изучении подсознания человека, его бессознательных психических процессов и тайных намерений.

Определение

Фрейдизм — это обобщенное название многочисленных философских школ, представители которых намеревались исследовать теории Фрейда, дабы объяснить природу явлений и раскрыть тайны подсознания.

В психологии фрейдизм как философская доктрина отлична от самого метода — психоанализа, которому Фрейд придавал более универсальное значение. С момента своего возникновения фрейдизм как философия не являлся чем-то цельным; сам Фрейд двояко трактовал идеи о , так как в нём он узрел причину и созидательных, и губительных процессов, что способствовало разной трактовке идей Фрейда.

Фрейдизм начал активно распространяться после Первой мировой войны, вследствие общего кризиса в традиционной психологии буржуазного общества и культуры в целом. Именно в тот период ученый предложил новую теорию о строении психики человека как особой системы, в основание которой заложено противоречие между некоторыми уровнями психики, особенно между сознанием и бессознательным (подсознанием). Фрейдизм гласит о биологических основах сознания человека.

Пытаясь расширить границы использования психоанализа, ученый постарался интегрировать основы доктрины практически во все сферы культуры и общества: мифы, народный фольклор, искусство, религию, астрологию, хотя изначально это течение принадлежало психологии.

Принципы концепции Фрейда

Фрейд внес огромный вклад в исследование психоанализа, заявив, что человеческая психика включает в себя сознательное, подсознательное и бессознательное. Бессознательное, по мнению ученого, состоит из элементов человеческой психики, похожих на инстинкты животных:

  • Страсти.
  • Желания.
  • Ощущения.

Бессознательное контактирует с сознанием людей через:

  • Оговорки.
  • Устные и письменные ошибки.
  • Введение в транс.

Бессознательное (оно) - это основополагающий элемент в психике, работающий на базе имеющихся с рождения, генетических инстинктивных проявлений. Сознание человека, его ум или эго, находится между подсознанием и окружающим миром. Осознание действительности будто помогает подсознанию реализовать истинные мотивы и желания, воплотить их в жизнь.

Сознательное ясно переживается человеком. Осознание исходит снаружи и изнутри и олицетворяет наши эмоции и переживания. Пребывание в осознанном состоянии кратко по времени и предельно.

Подсознательное, гипер-эго — это тайная совесть личности. Она формируется в ходе социализации, во время формирования запретов и возникновения рамок, это плод воздействия окружающих людей. Бессознательное — результат определенной комбинации генов. Сознательное — следствие личного опыта.

Одной из основных идей фрейдизма является теория о наличии в бессознательном вечно присутствующих сексуальных инстинктов, жажды удовольствия. конфликтует с осознанностью индивида, внимание которого сосредоточено на объективной реальности, т.е. на общепринятых в социуме способах получения наслаждения.

Сознательное и подсознательное хотят воздействовать на бессознательное и управлять им, но при этом конфликт не разрешается, а лишь временно уходит на дно, и есть вероятность, что он может всплыть в самый неподходящий момент.

Поэтому человек должен осознанно контролировать свои желания, понимать, что они есть, и при возможности реализовывать или сублимировать их. , по Фрейду, - это особый тип отклонения сексуальных потребностей. Как считал ученый, вследствие сублимации возникли религии, искусство, различные социальные институты.

В 20 веке также возник социальный фрейдизм. Это течение охватывает культуру, социум и политику, соотнося эти сферы с сублимацией энергии либидо, которая выступает как следствие бессознательного, что является основой всего социального и культурного. Доктрины Фрейда об изучении психоанализа сподвигли других ученых сформировать концепцию неофрейдизма, исследовавшую разные формы отношений между людьми, поведение при стрессе и агрессию людей.

В начале 40-х годов неофрейдизм стал набирать популярность, стремясь трансформировать фрейдизм в теорию, сугубо связанную с социумом и культурой, не уделяя внимания концепции о бессознательном. Основоположники неофрейдизма отмечали, что классический фрейдизм не в силах разобраться со связью человека и социума.

Поэтому основной представитель неофрейдизма, не принимал биологизм и социальный пессимизм Фрейда, вследствие чего он намеревался преобразовать психоанализ в философско-социальное течение. Основные представители фрейдизма — это психиатр , который в свое время очень заинтересовался анализом снов в рамках фрейдизма, и Фромм, исследовавший психоанализ с его антропологической и гуманитарной сторон.

Учение фрейдизма сильно повлияло на психологию о социуме, этнографию, литературоведение, художественную критику. Фрейдизм оказал влияние на многие современные художественные направления.

Сегодня в рамках психоаналитической мысли фрейдизм включает полный спектр идей и доктрин Фрейда. В основе этого учения лежит идея о главной движущей энергии эволюции индивида, которая выражена извечно присущим человеку сексуальным и агрессивным влечением.

Так как противоположностью удовлетворения желаний являются запреты и ограничения, придуманные обществом, инстинктивные желания вытесняются или скрываются, формируя при этом подсознание человека, которое пытается контактировать с индивидом через внешние проявления. Автор: Дарья Сергеева

Был не только основателем психоанализа. Его невероятные, революционные идеи о составляющих человеческой личности в частности и эволюционировании человечества в целом, дали мощный толчок к развитию такого философского направления как «Фрейдизм».

В принципе, Фрейдизм – это общинное обозначение для совершенно разных течений и школ, которые стремятся применять психологическое учение доктора Фрейда для объяснения различных явлений культуры, творческих процессов и всего общества в его целостности.

Если рассматривать Фрейдизм как философско-антропологическую и социальную доктрину, то, несомненно, ее следует отличать от психоанализа как метода постижения бессознательных психических процессов, то есть тех принципов, которым Фрейд придавал универсальное значение и которые привели его к обобщенной психологизации и общества, и личности.

С самого начала Фрейдизм не представлял собой что-то монолитное, единое. Он всегда был двойственным, вероятнее всего, из-за двойственного отношения самого Фрейда к бессознательному, ибо он видел в нем как источник всех творческих сил человека, так и некую разрушительную тенденцию.

Именно эта двойственность породила возможность диаметрально противоположных толкований принципов учения доктора Фрейда. Даже среди самых ближайших учеников Фрейда, еще в десятых годах двадцатого века возникал спор о том, что же именно следует полагать главенствующим движущим фактором человеческой психики. Вот, допустим, и у самого А. Адлера, и в индивидуальной психологии, основанной им, эту функцию исполняет комплекс неполноценности и, как следствие, желание самоутверждения.

Согласно школе «аналитической психологии» и авторитетному мнению ее основателя К. Юнга, первоосновой является коллективное бессознательное, а также его архетипы. У О. Ранка абсолютно вся деятельность человека оказалась подчинена стремлению преодолеть первичную «травму рождения».

В то время как у Фрейда, учителя всех этих достойнейших господ, основным фактором, движущей силой психики признается только энергия и мощь бессознательных психосексуальных влечений. Фрейдизм начал широко распространяться после окончания , что было обусловлено не только кризисом, который переживало общество и культура, а и кризисом целого ряда направлений в науке психологии, ранее считавшимися традиционными.

При этом разнообразные направления Фрейдизма ставили себе целью восполнить пустоты методологических и философских обоснований учения Фрейда, опираясь в этом на разные социологические и .

Биологизаторское течение Фрейдизма, к примеру, оказало огромное в своей значимости воздействие на эволюцию психосоматической медицины. Это направление очень созвучно позитивизму, и наибольшее распространение получило в США. К биологизаторскому Фрейдизму также примыкают опыты с кибернетикой и рефлексологией.

А вот, к примеру, социальный Фрейдизм (в своей традиционной форме) рассматривает и изучает культурные, политические и социальные явления как результат сублимирования психосексуальной энергии и трансформации первичных бессознательных процессов, которые играют роль основы по отношению к культурной и социальной среде. В конце тридцатых годов двадцатого века возникло такое направление как Неофрейдизм, который окончательно порывает с концепцией бессознательного и всеми биологическими факторами учения Фрейда и превратил Фрейдизм в исключительно культурологическую и социологическую доктрину.

Особенно влияние Фрейдизма проявилось в этнографии, социальной психологии, художественной и литературной критике. А также не последнюю роль Фрейдизм сыграл в формировании различных художественных течений. Например, сюрреализм расширил формы художественного искусства посредством привлечения бессознательного.

Зигмунд Фрейд - выдающийся австрийский психоаналитик, разработавший уникальный метод изучения личности - психоанализ. Он первым исследовал скрытую часть психики - бессознательное, его роль в жизни человека. Философия Фрейда заложила базис для развития новых методов изучения психики и способов психологической помощи.

Главные открытия

Фрейд совершил несколько фундаментальных открытий в области психологии, введя новые течения и понятия. К ним относятся:

  1. Бессознательное. Под Бессознательным Фрейд понимал особую область психики, наличие которой человек не осознает. Бессознательное стремится подчинить волю и избавить человеческую особь от давления моральных норм.
  2. Либидо. Фрейд назвал его двигателем психической жизни индивида. Активность либидо влияет на амбиции и стремления. Фрейд проводит параллель между сексуальной и социальной активностью: либидо мужчины сильнее либидо женщины, поэтому у него сильнее развита потребность в сексе и стремление к конкуренции.
  3. Толкование сновидений. Бессознательное постоянно пытается пересилить волю индивида и посылает ему сигналы, напоминающие о подавляемых желаниях. Эти сигналы человек получает в виде сновидений. Чтобы избавиться от чувства тревоги, нужно анализировать сны и находить истинные причины дискомфорта.
  4. Невротизм. Психические расстройства, вызванные подавлением влечений, Фрейд собрал в одну группу и назвал нервными болезнями или невротизмом. Все люди, существующие в рамках европейской культуры, подвержены невротизму, поскольку они отдалены от природы и вынуждены постоянно контролировать свои естественные потребности.

Не все современники приветствовали идеи Фрейда, некоторые их критиковали. Карен Хорни, американский психоаналитик, в одной из своих работ подробно рассмотрела теорию Фрейда о зависти женщин к мужскому пенису и предположила, что на самом деле мужчина завидует наличию матки и способности воспроизводить потомство, а движущей силой человеческой личности является не либидо, а тревожность. Смелые взгляды Карен сделали ее одной из знаковых фигур неофрейдизма.

Личность

Изначально, в философии закрепилось представление о человеческой особи, как у существе разумном. Все поступки рассматривались как результат сознательного решения.

Так было до открытия бессознательного - скрытого компонента, который руководит поступками индивида, но остается неосознанным.

Фрейд предположил, что психика личности не цельная. Это структура, состоящая из отдельных частей:

  • «Я» - отвечает за осознанное понимание реальности;
  • «Сверх-Я» - контролирует составляющие, сформированные под влиянием социальных норм;
  • «Оно» - хранит подавляемые инстинкты и желания.

В каждом человеке присутствуют все компоненты. Они постоянно взаимодействуют друг другом. Когда у него возникает какое-либо желание, Сознательное оценивает его с точки зрения моральных норм. Если выполнение желания чревато нарушением этих норм, оно переходит в скрытую часть структуры личности и остается в ней, пока не будет удовлетворено. Чем больше у индивида моральных запретов (чем сильнее его воля), тем больше у него будет нереализованных желаний, спрятанных от сознательного за рамками «Оно». Постоянный контроль над своими стремлениями вызывает неврозы – соматические проявления, выражающиеся физическим и психическим дискомфортом. Фрейдизм в философии позволил значительно продвинуться вперед в изучении одного из основных вопросов познания - сущности человека.

Компоненты психики

Человеческая психика состоит из Сознательного и Бессознательного. Они не равнозначны: Бессознательное пытается подавить сознание и заставить индивида следовать своим первичным влечениям: Эросу и Танатосу. Эрос вызывает сексуальное желание, Танатос – потребность в смерти, собственной и чужой. Если первичные влечения сливаются, человек становится маньяком. Он не способен руководствоваться принципами реальности и видит мир искаженным, созданным для удовлетворения его желаний. Потребность достижения гармонии между компонентами психики заставляет его совершать убийства и преступления сексуального характера.

Функции бессознательного

«Оно» или Бессознательное требует от человека удовлетворять потребности. Бессознательное руководствуется только внутренними желаниями, оно эгоистично и непоследовательно. Согласно взглядам Фрейда, главные человеческие желания - стремление к размножению и власти, желание испытывать удовольствие и избегать чувства страха. Если человек в своих поступках руководствуется Сознательным, Бессознательное вступает с ним в конфликт. Возникает эмоциональное напряжение, которое необходимо устранить. Для этого психика использует такие приемы:

  1. Вытеснение - перемещение желаний в область «Оно», где они продолжают воздействовать на психику, вызывая чувство безотчетного страха и тревожности.
  2. Рационализации - поиска более приемлемого объяснения для истинных желаний, избавляющего от чувства стыда.
  3. Сублимации - замены инстинктивных влечений на другие занятия: творчество, социальная работа и другие.
  4. Регрессии - отказа личности от восприятия действительности, возвращение к стадии развития личности, которая могла обеспечить психологический комфорт.

Постоянный конфликт между Сознательным и Бессознательным приводит к психическим расстройствам. Главная цель психоанализа - определить истинные желания человека, и найти компромиссные способы их реализации.

Истоки зависимости от курения

Фрейд разделил психическое развитие на стадии, зависящие от способа получения удовольствия. Первую он назвал оральной – стадией получения удовольствия с помощью области рта. Младенцы, питаясь молоком из материнской груди, стимулируют ротовую полость. В процессе насыщения у них появляется чувство удовлетворения, и оно автоматически ассоциируется с глотанием, жеванием, облизыванием.

Фрейд считал, что зависимость от курения появляется у людей, нуждающихся в удовлетворении своих потребностей, но имеющих возможности их реализовать. Эти люди ментально возвращаются на первую стадию развития и бессознательно стремятся воздействовать на ротовую полость.

Однажды Фрейд заявил, что женское пристрастие к курению – подсознательное желание орального секса. Сам ученый страдал от никотиновой зависимости, и его студенты тут же напомнили ему об этом, надеясь смутить. В ответ на это Фрейд сказал свою знаменитую фразу, позже ставшую крылатой: «Иногда сигара - это просто сигара».

Роль культуры

Для Зигмунда Фрейда, философия была способом анализа влияния культуры на человека. По его мнению, культура - внешний цензор личности, определяющий нормы и границы допустимого. Процесс развития культуры напрямую связан с чувством удовлетворения. Эволюция культуры отдаляет человека от природы, удовлетворения первобытных влечений, и делает его несчастным.

Ограничение природных желаний вызывает чувство вины. Фрейд был убежден, что культура подавляет естественные желания человека к агрессии и разрушению. Его коллега и последователь Карл Юнг в начале своей деятельности был солидарен с Фрейдом, но позднее изменил свое мнение. Юнг более подробно рассмотрел влияние либидо на человека и его стремление к творчеству. На основе учения Фрейда Юнг создал собственную теорию об архетипах – образах, формирующихся в коллективном бессознательном, и влияющих на восприятие людей.

Эдипов комплекс и Комплекс Электры

Концепция философии Фрейда включает глубокий анализ сексуальных желаний человека. Ученый полагал, что они формируются в детстве и проявляются как Эдипов Комплекс или Комплекс Электры.

В основу описания комплексов, легли на наблюдения Фрейда за детско-родительскими отношениями и способами проявления привязанностей у мальчиков и девочек. Он установил, что мальчики гораздо больше внимания уделяют матери, стремятся обнять или поцеловать ее, требуют постоянного внимания. Если мать предпочитает больше времени проводить со своим мужем, а не сыном, мальчик начинает ревновать. Бессознательно он испытывает к матери сексуальную тягу и воспринимает отца, как соперника. Девочки демонстрируют привязанность к отцу и показывают негативную реакцию на его отношение к матери.

Психология - это наука, которая изучает психику человека. Исследователи, которые изучают психологию, с каждым годом делают все больше и больше новых открытий, касающихся изучения мозга человека и сложных психических процессов, происходящих в нем. Рассмотрим одну из самых известных теорий в психологии, которая носит называние фрейдизм.

Определение понятия "фрейдизм"

Термин происходит от фамилии известного ученого Зигмунда Фрейда, который предложил свою теорию психоанализа человека. Фрейдизм - это теория психоанализа, которая объясняет некоторые происходящие на бессознательном уровне. По мнению Фрейда, вся психическая жизнь человека состоит из трех основных уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного.

Бессознательный уровень Фрейд связывает с сексуальной энергией. Фрейд в своей теории выделяет такие компоненты личности:

  1. «Ид» - носитель инстинктов.
  2. «Эго», или по-другому «Я», которое действует по принципу реальности.
  3. «Супер-Эго», или «Сверх-Я», отвечает за моральные качества личности.

Если между этими компонентами возникает конфликт, то начинают проявляться

Роль фрейдизма в психологии

Фрейдизм в психологии занимает очень важную ступень, ведь именно благодаря учению Фрейда можно говорить о лечении неврозов и затяжных депрессий, но для этого необходимо в первую очередь выявить причину возникновения этих заболеваний. Основным моментом для начала лечения является в первую очередь психоанализ. Опыты с использованием гипноза, которые проводились Фрейдом, доказали, что различные чувства и желание достичь цели могут менять поведение исследуемого, даже если он сам не будет полностью этого осознавать.

Основа возникновения фрейдизма

Зигмунд Фрейд на основании своих долгих клинических наблюдений смог сформировать новую, до того момента неизвестную психологическую концепцию. Фрейдизм - это еще теория, которая опирается на концепцию триединой :

  1. «Оно» в этом случае подразумеваются психические процессы, которые происходят на бессознательном уровне. Это означает, что эти психические процессы были заложены еще до рождения ребенка, например, свою роль играет наследственность. «Оно» направлено на то, чтобы получить удовольствие любого характера, в первую очередь сексуального.
  2. Вторая структура носит название «Я». Она направлена на, то чтобы сохранить равновесие, поэтому «Я» практически постоянно находится в конфликте с «Оно». У каждого человека его «Я» живет в реальности, то есть психические процессы начинают проявляться после того, как складывается определенная ситуация, требующая немедленного решения. Фрейд относит эту структуру к врожденной, она формируется не только на бессознательном уровне, но и в предсознании.

3. Третья структура называется «Сверх-Я». Она считается приобретенной в течение жизни и выполняет роль критика и совести. Поэтому, если «Я» не может справиться с «Оно», то в силу вступает «Сверх-Я», которое действует по совести. Если человек не может долгое время найти выход своему «Сверх-Я», Фрейд советует дать выход этой энергии с помощью разговора или даже проявить себя в творчестве.

В чем суть фрейдизма?

Врач может направить правильно энергию человека, проведя психоанализ. Фрейдизм указывает на то, что человек в некоторых случаях может справиться самостоятельно со своей проблемой, но для этого психика должна включить защиту, если же этого не произошло, то без помощи специалиста обойтись не получится. Вот основные виды зашиты:

  1. Изначально защита проявляется в вытеснении и подавлении мыслей, которые считаются недозволенными.
  2. Когда происходит проекция, то на бессознательном уровне психика человека пытается избавиться от навязчивого желания и идей.
  3. Рационализация проявляется тогда, когда отказаться от идеи нет возможности, и тогда человек пытается оправдать себя.

Главные направления во фрейдизме

Фрейд выделяет три основных мотива - это тревога, агрессия и чувственность. Именно их считает основой любых человеческих поступков фрейдизм. Направление выделяет на пять основных фаз развития личности:

1. которая проявляется еще при рождении ребенка, например, ребенок, родившись, сразу стремится сосать материнскую грудь.

2. Анальная фаза заключается в похвале ребенка, который самостоятельно может уже ходить на горшок.

3. Фаллическая проявляется в более зрелом возрасте, когда ребенок начинает общаться со своими сверстниками разных полов и умеет сравнивать себя и остальных.

4. Латентная проявляется в период, когда интерес к сексуальным характеристикам несколько угасает.

5. Генитальная приходит, когда наступает полное половое созревание.

Задачи психоанализа во фрейдизме

Если описывать фрейдизм кратко, то основными задачами данного учения и проведения психоанализа для лечения психических расстройств, можно считать:

  1. Воссоздание из всех данных, собранных в качестве анамнеза, симптомов, являющихся для человека патологическими.
  2. Умение реконструировать событие, которое нанесло травму, освободить подавленную энергию и дать этой энергии возможность выбрать новое направление.

Проводится психоанализ для того, чтобы в дальнейшем человек смог свои чрезмерные страдания не превратить в невроз. Таким образом, по мнению Фрейда, также можно подавить конфликтность человека.

Представители фрейдизма

Фрейдизм - это теория, которая в будущем получила свое развитие. Представителями этой теории в дальнейшем стали ученики самого Фрейда. А. Адлер несколько переделал теорию своего учителя, указав на то, что главным в психоанализе является не влечения, происходящие на бессознательном уровне, а стремление каждого человека самоутвердится в обществе. По мнению Адлера, все процессы, описанные Фрейдом, могут проявляться исключительно после того, как ребенок ощутит свою неполноценность по сравнению со взрослыми.

Еще одним ярким представителем учения Фрейда считается Г. Юнг, который не только поддержал теорию своего учителя, но и активно начал ее развивать, утверждая, что психоанализ не только может повлиять на одного человека, но и влияет на поведение целого коллектива. Идеи фрейдизма активно поддержал Отто Ранк, который нашел главные факторы страха и тревоги. По его мнению, они скрываются еще в рождении человека, его теория получила название «травма рождения».

Возникновение неофрейдизма

Конечно же, теория Фрейда осталась во всех случаях ключевым явлением, поэтому можно сказать, что фрейдизм - это основа, которая была заложена и в неофрейдизм. Психоанализ Фрейда основывался исключительно на трех уровнях, которые есть в психике каждого человека, но представители неофрейдизма утверждали то, что ведущая роль все же остается за общественно-культурным воздействием. Именно влияние общества может вызывать внутренний конфликт у человека. Например, такое чувство, как тревога, может зарождаться у ребенка, только после того, как он столкнется с враждебно настроенным миром.

Несмотря на то что две теории, фрейдизм и неофрейдизм, имеют достаточно много отличий, в основу были взяты все те же бессознательные процессы. Ненависть и тревога доставляют личности дискомфорт, поэтому идет борьба внутри самого человека, а это и есть причина возникновения конфликта внутри себя, которая требует немедленного устранения, иначе может возникнуть психическое заболевание.

Представители неофрейдизма

Представителей неофрейдизма было намного больше, чем самого фрейдизма. Наиболее яркими можно назвать нескольких ученых. Так, Г. Салливан, утверждает, что личность человека - это не врожденное явление, а приобретенное, и формируется она исключительно с помощью общества, которое ее окружает. То есть младенец начинает повторять межличностные отношения, которые у него стоят в качестве модели. Личность ребенка в детстве может формироваться даже во время игры, когда малыш общается со сверстниками.

Э. Фромм в своих работах указывает на то, что человек - это совокупность биологического и социального начал. По его мнению, вся психология человека основывается на любви к жизни и стремлению к смерти.

Психоанализ показывает, что человек может быть склонен к неврозу, если он не смог найти любовь и понимание в обществе. Для каждого индивида важно достичь полной гармонии в обществе, к чему он и стремится на протяжении всей жизни. По мнению многих ученых, если индивид сможет исцелиться, то есть вероятность того, что может произойти полное исцеление общества.

Стоит отметить, что все идеи фрейдистов и неофрейдистов смогли повлиять на общественную жизнь и развитие культуры и этики. Что касается самого общества, то оно находится на пути к совершенствованию.