Психологическая структура. Понятие о личности и ее структуре

Одной из проблем изучения личности является понимание ее психологической структуры. Во второй половине прошлого века в отечест-венной психологии сложилось представление о личности как эпицентре индивидуального и социального. Все больше и больше отечественных психологов склонялось к мысли о том, что именно личность есть узел общественных отношений, а это означает, что природа личности конкретно-исторична; личность – мера индивидуальной активности, самовыражения, самоактуализации, самоутверждения, творчества; личность – субъект истории, существующий в социальной целостности. Главной детерминантой станов-ления личности в отечественной психологии признается деятельность. Деятельность всегда субъективна. Условием ее осуществления и ее основным продуктом является человек, который всегда вполне определенно относится к окружающему миру. Его сознание обусловлено структурой самой деятель-ности, направленной на удовлетворение потребностей. То, что человек полу-чает в результате труда, должно прежде существовать в его представлении. В представлении же заложено то, что определяет структуру его личности.

Психологическая структура личности представляет собой целостное системное образование, совокупность социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и поступков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.

Психологическую структуру личности составляют ее психические свойства (направленность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особенности психических процессов, самосознание и т.д. Структура личности складывается постепенно в процессе ее социального развития и является продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. Функционирование такого образования возможно лишь посредством взаимодействия личностных свойств, являющихся компонентами структуры личности

В современной психологии существуют различные точки зрения на внутреннее строение личности (табл. 4).

Таблица 4.

Структура личности в представлении отечественных психологов

Компоненты структуры личности

С.Л. Рубинштейн

Направленность

Знания, умения, навыки

Индивидуально-типологические особенности

В.Н. Мясищев

Направленность

Уровень развития

Динамика нервно-психической реактивности (темперамент)

Мотивация

Отношение и тенденции личности

А.Г. Ковалев

Направленность

Характер

Возможности

Система упражнений

Б.Г. Ананьев

Определенный комплекс коррелируемых свойств индивида

Динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей

Статус и социальные функции-роли

Мотивация поведения и ценностные ориентации

Структура и динамика отношений

А.Н. Леонтьев

По мнению автора, структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных¸ внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий «психологический» профиль личности.

Все это позволяет А.Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

    широту связей человека с миром (посредством его

деятельностей)

    степень иерархизованности этих связей, преобразо-

ванных в иерархию смыслообразующих мотивов (мотивов-целей)

    общую структуру этих связей, точнее мотивов-це-

Процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов»

Наиболее известной является динамическая функциональная психологическая структура личности К.К. Платонова (рис. 3). Его концепция удобна в практическом применении (например, при составлении характе-ристики лиц, отбираемых в правоохранительные органы).

Элементы подструктуры

Соотношение

биологического

и социального

Убеждение, мировоззре-ние, личностные смыслы, интересы

Социальный уровень (биоло-гическое практически отсутс-твует)

Подструктура направленности

Социально-биологический уровень (социального больше, чем биологического)

Знания, умения, навыки, привычки

Подструктура социального опыта

Биосоциальный уровень (биологического больше, чем социального)

Особенности познаватель-ных процессов (памяти, внимания и др.)

Подструктура особенностей психических процессов

Биологический уровень (соц-иальное практически отсутст-вует)

Скорость протекания нер-вных процессов, баланс процессов возбуждения, торможения и т.п.; поло-вые, возрастные свойства

Подструктура биопсихических свойств

Рис. 3. Иерархическая структура личности (К.К. Платонов)

Направленность. Черты личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственно врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Данная подструктура формируется путем воспитания и включает в себя убеждения, мировоззрения, стремления, интересы, идеалы, желания. В этих формах направленности личности проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные виды потребностей. При этом один из компонентов направленности доминирует и имеет ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности.

Подструктура направленности личности тесно связана с правосознанием, особенно в той части, которая определяет отношение субъекта к соблюдению норм права (нравственные принципы, ценностные ориентации, мировоззрение). Изучение направленности личности индивида позволяет определить его социальные воззрения, образ мыслей, ведущие мотивы, уровень его нравственного развития и во многом прогнозировать его поведение и поступки.

Социальный опыт. Эта подструктура объединяет знания, навыки, умения, привычки, приобретенные на основе личного опыта путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности (например, способность к быстрому запо-минанию, физические данные, лежащие в основе образования двигательных навыков и т.п.). Эту подструктуру иногда называют индивидуальной куль-турой, или подготовленностью, но лучше ее кратко называть опытом.

Через подструктуру опыта личность наиболее отчетливо проявляется в своем развитии, в выборе ведущих форм деятельности, в достижении опре-деленных результатов. С одной стороны, успешность овладения знаниями и умениями во многом определяется задатками и способностями человека, с другой, огромную роль в приобретении знаний и умений играют направлен-ность личности и ее мотивы.

Индивидуальные особенности психических процессов. Данная подструктура объединяет индивидуальные особенности отдельных психи-ческих процессов, или психических функций: памяти, ощущений, восприятия, мышления, эмоций, чувств, воли, которые формируются в процессе социальной жизни. Познавательные психические процессы и другие формы отражения действительности вместе с приобретенными человеком знаниями и опытом во многом определяют такое сложное интегративное образование личности, как интеллект, положительно коррелирующий с умственным развитием. Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процес-сов осуществляется путем упражнений.

Биопсихические свойства. Это биологически обусловленная подструк-тура объединяет типологические свойства личности, ее половые, возрастные особенности и патологические изменения, которые в значительной степени зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга. Актив-ность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне. Процесс формирования данной подструктуры осущест-вляется путем тренировки.

Различные черты и свойства личности, входящие во все названные подструктуры, образуют две наиболее общие подструктуры: характер и способ-ности, понимаемые как общие интегративные качества личности (рис. 4).

Рис. 4. Структура личности (К.К. Платонов)

Характер , или стиль поведения человека в социальной среде – это сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особеннос-тей, проявляющихся в темпераменте. В системе характера тоже можно выделить ведущие свойства, к которым относятся в первую очередь моральные и волевые, составляющие его основу.

Способности обеспечивают успех деятельности, они взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминиру-ют, другие им подчиняются. Подчиненная способность усиливает основную, ведущую способность.

Все эти поструктуры тесно связаны между собой и проявляются в виде единого целого, выражающего такое сложное интегративное понятие, как личность. Не только каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь, имеет свои подструктуры, но и каждая черта личности, также имеет свою структуру.

Применяя на практике знания о структуре личности, юрист овладевает неоценимым психологическим «инструментом» анализа в оценке человека, необходимым для верного выбора методов и приемов взаимоотношений с разными категориями граждан и способов самосовершенствования.

Личностью рождаются или становятся? Что это вообще за понятие, и как его трактует наука о человеке – психология? Каждый ли человек личность, а если нет, то как ей стать? Обо всем этом читайте в статье.

Основателем психологии личности принято считать Уильяма Джеймса. Ему принадлежит философская теория прагматизма, из которой вышли многие современные направления психологии.

Джеймс – первый трансперсональный психолог. Согласно его теории, личность – взаимодействие инстинктов и привычек с волевыми качествами человека.

Однако сам термин «личность» принадлежит Н. М. Карамзину. В его понимании личность – хозяин судьбы, жизни, богатый духовно и обладающий своеобразием человек, отвечающий за свои поступки. Исходя из этого, можно утверждать, что личностью не рождаются, а становятся.

  • Личность – продукт социального в человеке. При рождении человек имеет только биологический элемент, но сразу же начинается его становление как личности, то есть он усваивает социальный опыт.
  • Однако существует множество подходов к трактовке феномена личности. Подробнее об этом можно прочитать в статье .
  • В психологии принято выделять внутренний и внешний мир личности. О первом элементе можно прочитать в статье . Под внешним миром подразумевают взаимоотношения личности с обществом, социальной средой, воспитание и становление как субъекта общества.

Для того чтобы стать личностью, нужно приложить немало усилий:

  • овладеть речью;
  • с ее помощью – моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.

Становление человека как личности – результат его социализации. Чем больше человек воспримет и усвоит информации, ценностных ориентаций, традиций, тем более развитой личностью он станет.

Понятие личности тесно связано с понятием индивида и индивидуальности:

  • Индивид – человек как представитель своего вида.
  • Индивидуальность – совокупность уникальных отличительных черт человека.

Но что интересно: человек может быть индивидуальностью, но при этом не быть личностью. Каждый человек уникален, но не каждый становится личностью.

Таким образом, если мы говорим о человеке как о личности, то подразумеваем социальный элемент в нашей природе. В то время как при обсуждении человека как индивида большую роль играет биологический элемент.

Процесс формирования личности – целостный и взаимосвязанный процесс формирования , интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов конкретного человека.

Структура личности

В структуру личности входит направленность, темперамент, характер, особенности протекания познавательных процессов и чувств.

Направленность личности

В ее состав входят:

  • интересы,
  • склонности,
  • потребности,
  • мотивы,
  • идеалы.

Направленность определяет активность личности и уровни ее развития. Основной компонент направленности личности – мировоззрение (система взглядов на развитие общества, природы, сознания, убеждений). Подробнее об этом элементе можно прочитать в статье .

Темперамент

Это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризирующих динамическую и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения. Подробнее о темпераментах можно прочитать .

Характер

Комплекс индивидуальных, наиболее выраженных, устойчивых черт . Через них проявляется отношение человека к действительности. От характера зависит поведение.

Способности

Это свойства психики и ее систем, выраженные в разной мере. От них зависит успешность освоения и выполнения деятельности.

Мотивационно-потребностная сфера как основа личности

Потребности – побудительная сила деятельности личности.

  • Потребность – нужда организма в определенных условиях, без которых жизнь невозможна.
  • Мотив – опредмеченная потребность.
  • Совокупность мотивов, направленных на цель – мотивация.

Потребность в познании мира – самая важная для личности. Она высвобождает человека из плена страхов, непонимания и суеверий, позволяет быть творцом жизни.

Не менее значимы для личности и другие духовные потребности:

  • в эстетическом наслаждении;
  • в труде;
  • в общественной деятельности;
  • в общении.

Развитие потребностей (от низших к высшим) – условие развития личности.

Аспекты личности

  • свойства самого человека, или интраиндивидный аспект;
  • особенности взаимодействия личности с другими людьми, или интериндивидный аспект;
  • воздействие личности на других людей, или метаиндивидный аспект.

Через анализ этих аспектов можно охарактеризовать внутренний мир человека.

Личность – это представитель конкретного общества или социальной группы, занимающийся конкретным видом деятельности, осознающий свое отношение к окружающему миру и имеющий определенные индивидуально-психологические особенности.

Сложности понимания человека как личности

Сложность четкого представления и описания феномена личности состоит в неоднозначности теории. Можно выделить следующие проблемные позиции:

  • Нередко личность отождествляется с индивидом.
  • Иногда личностью называют часть внутреннего мира или особенности психической структуры.
  • Личность расценивает как некий компонент, включающий в себя и что-то данное от рождения, и какой-то недостижимый идеал, и совокупность общественных отношений.
  • Сколько существует наук, изучающих человека, и исследователей, задающихся этим вопросом, столько и существует определений термина «личность».

Личность характеризуется системой ее сознательных отношений. В последнее время стало популярно говорить не только о влиянии социального и биологического фактора, но и о роли ситуации как сдерживающего элемента личности.

Послесловие

Несмотря на то, что большинство ученых придерживаются мнения о том, что личностями становятся, а не рождаются, вопрос о том, все ли люди – личности, продолжает собирать вокруг себя споры и неоднозначные мнения.

  • Спорными являются вопросы о том, можно ли ребенка считать личностью, хотя гуманистическая педагогика утверждает, что, несомненно, можно и нужно.
  • Таким же спорным предстает понимание психически больного человека или преступника как личности.
  • Не выглядят ли словосочетания «асоциальная личность» или «деградированная личность» нелепо?

В итоге каждый сам выбирает, к какой стороне в этих вопросах относится он. На мой взгляд, к каждому человеку (особенно актуально для детей раннего возраста при воспитании) можно относиться как к потенциальной личности, то есть давать несколько очков фору. Однако это возможно до тех пор, пока человек не докажет обратное.

Понятие личности является одним из ключевых в психологии.В научной психологии термины,обозначающие представителей человеческого вида,имеют несколько разное значение и указывают на разные функциональные признаки:

Человек -самое широкое понятие,обозначающее любого представителя виды homo sapiens.

Индивид обозначает конкретного представителя из вида homo sapiens.

Личность указывает на общественную сущность человека,т.к.может сформироваться только в социуме,приобретая характеристики,связанные с взаимодействием человека с миром людей:коммуникабельность,акцентуация характера,организаторские способности

Индивидуальность -единичное,уникальное проявление личности,характерные только для данного конкретного индивида (например,речь).

Личность - это человек,взятый в системе таких его психологических характеристик,которые социально обусловлены,проявляются в общественных по природе связях и отношениях,являются устойчивыми,определяют нравственные поступки человека,имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Структура личности:

Способности (понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека,определяющие его успехи в различных видах деятельности)

Темперамент (включает качества,от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства)

Характер (содержит качества,определяющие поступки человека в отношении других людей)

Волевые качества (охватывают несколько специальных личностных свойств,влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей)

Эмоции (переживания)

Мотивация (побуждения к деятельности)

Социальные установки (убеждения и отношения людей)

Направленность личности -интересы,идеалы,убеждения,мировоззрение.

Теория личности А.Н.Леонтьева:

По мнению А.Н.Леонтьева,«личность человека создается общественными отношениями».Личность,по его мнению, -это психологическое образование особого типа,порождаемое жизнью человека в обществе.Соподчинение различных деятельностей создает основание личности,формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза).

К понятию «личность» Леонтьев не относил генотипические обусловленные особенности человека -физическую конституцию,тип нервной системы,темперамент,биологические потребности,эффективность,природные задатки,а также прижизненно приобретенные знания,умения и навыки,в том числе профессиональные.Перечисленные выше категории,по его мнению,составляют индивидные свойства человека.Понятие «индивид»,по Леонтьеву,отражает,во-первых,целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и,во-вторых,особенности конкретного представителя вида,отличающие его от других представителей этого вида.По его мнению,индивидные свойства,в том числе генотипически обусловленные,могут меняться в ходе жизни человека.Но от этого они не становятся личностными,потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид.Свойства индивида не переходят в свойства личности.Даже измененные,они так и остаются индивидными свойствами,не определяя складывающейся личности,а составляя лишь предпосылки и условия ее формирования.

Развитие личности предстает как процесс взаимодействий множества деятельностей,которые вступают между собой в иерархические отношения.Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей.«Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием,они-то и образуют ядро личности, -отмечает автор.

Для психологической трактовки «иерархий деятельностей» А.Н.Леонтьев использует понятия «потребность»,«мотив»,«эмоция»,«значение» и «смысл».Место просто мотива занимает так называемый мотив-цель,понятие,вводимое А.Н.Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.Существуют мотивы-стимулы,т.е.побуждающие,но лишенные смыслообразующей функции,и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели,тоже побуждающие деятельность,но при этом придающие ей личностный смысл.Иерархия этих мотивов составляет мотивационную сферу личности,центральную в структуре личности А.Н.Леонтьева,поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии мотивов-целей.По его мнению «структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию «главных,внутри себя иерархизованных,мотивационных линий.Внутренние отношения главных мотивационных линий… образуют как бы общий «психологический» профиль личности».

Все это позволяет А.Н.Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

Широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

Степень иерархизованности этих связей,преобразованные в иерархию мотивов-целей;

Общая структура этих связей,точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А.Н.Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

5. ЛИЧНОСТЬ И ЕЁ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА. ЗАРУБЕЖНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ .

Субъект – указание на конкретного, живого, одушевленного носителя психологической феноменологии, деятельности и поведения.

Личность – 1) человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

2) сознательный индивид, который свободно и ответственно проигрывает свою социальную роль (отец, мать, сын, рабочий и т.д.) и занимающий определенное положение/ статус в обществе.

Психологическая структура личности – это целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности личности (человека, индивида, субъекта).

Психологическая структура личности:

1. Темперамент и характер

2. Способности и задатки

4. «Я-концепция» – внутреннее «я» в человеке, на основе которого формируются - самооценка, само отношение, самоуправление, самообучение, самовоспитание

5. Особенности проявления всех остальных психических процессов и состояний.

6. Психический опыт личности

Психоаналитическая теория З. Фрейда (1856–1939) представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека, при котором считается, что поведение контролируют неосознаваемые психологические конфликты.

С целью описания степени доступности психических процессов осознаванию Фрейд выделял три уровня сознания: сознание, предсознательное и бессознательное. В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Супер-Я).

Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.

Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям Ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу Эго решает при помощи вторичных процессов представления.

Супер-Эго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Супер-Эго состоит из двух структур – совести и Эго-идеала.

Защитные механизмы: отрицание, подавление, рационализация, формирование реакции, проекция, интеллектуализация, замещение.

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт имеет четыре основных параметра: источник, цель, объект и стимул.

Данное Фрейдом объяснение стадий психосексуального развития основано на предпосылке о том, что сексуальность дается от рождения и развивается, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. В представлении Фрейда развитие личности проходит через следующие стадии: оральную, анальную, фаллическую и генитальную. Латентный период не является стадией психосексуального развития. Фрейд предполагал, что в процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов характера. Так, взрослые с фиксацией на анально-удерживающей стадии становятся негибкими, скучными и принудительно-аккуратными.

Открыл бесознательное; предложил метод для его изучения; предложил психотерапевтические методы.

Минимизировал действие сознательного; преувеличивал значение либида.

Психологическая структура личности предназначена для представления единой личностной картины, которая взаимодействует с микроклиматом, не выходящим за рамки собственных границ.

Чтобы определиться с понятием личности и ее особенностями, для этого существуют научные подходы. В их основу положены различные методики, иногда вступающие между собой в , или взаимно дополняя друг дружку. Под личностью подразумевают не просто субъекта, а человека, состоящего из тела и крови, являющимся носителем , обладающим способностями, заключенными в нем, называемые познанием. Человек может переживать и сопереживать, вокруг него может преобразовываться весь окружающий мир, он может вступать в контакты с вещами и людьми окружающего мира.

Затевая разговор о личности, имеем ввиду ее активное поведение, осознанность, ответственный подход к любому делу, преобразование реалий, приспосабливаемость. И это не полный перечень обладания , которые в совокупности помогают осуществлять реакцию на текущие события, а также принимать в них участие и даже изменять их ход.

Структура личности: философия

Под личностью подразумевают конкретного человека, которому присущи только ему проявления своеобразных умственных, волевых, эмоциональных и физических свойств. Возникновение и развитие личности осуществлялось в течение огромного периода времени, обусловленного общественно-историческим развитием человечества, а также в результате трудового процесса.

Психологическая и определяется ее принадлежностью к общественной среде с ее включением в общественные отношения.

Личность - является социальной сущностью, субъектом познания, активным деятелем в развитии общества. Характерные признаки личности определяются ее сознанием, участием в исполнении общественных ролей, полезной деятельностью для общества.

Также одно из качеств личности определяется ее индивидуальностью, то есть, совокупностью своеобразных и неповторимых психологических отличий в характере, темпераменте, ходе развития психики (восприятия, памяти, речи, воли и др.), а также в мотивирующей сфере.

Но как бы там ни было, личность есть ни что иное, как продукт собственных деяний и участия в экономических отношениях среды обитания. Сам процесс изучения личности определяется историческим исследованием, ее становлением при попадании в определенные условия социума, а также общественного строя.

Структура личности по Рубинштейну

Нельзя упускать из виду то, что Рубинштейном положено начало специальной методологической основе, которая рассматривает проблемы психологического развития человека. Он категорически отрицает:

  1. идеализацию личности;
  2. функциоанализацию, то есть, деление на разрозненные функции;
  3. оторванность от жизнедеятельности;
  4. доведения личности к осознанности.

По заверениям Рубинштейна, личность и ее деятельность зависит от отношений в обществе и конкретной обстановки в ее общественном бытие, зависимости ее сознательности от совершенных действий. По С. Л. Рубинштейну формирование личности человека происходит в результате взаимодействия с окружающей средой, в том числе и людьми.

По утверждению психолога, личностное ядро состоит из мотивов осознанных действий, но личность также характеризируется и неосознаваемыми тенденциями или побуждениями. Структура личности по Рубинштейну различалась личностным темпераментом, самосознанием, способностями, характером и направленностью.

Структура личности по Платонову

Если обратиться к подходу Платонова, то личность у него подразумевается, как некая биосоциальная иерархическая структура. Им выделены такие подструктуры:

  1. наличие опыта, состоящего из знаний, умений и навыков;
  2. наличие направленности;
  3. присутствие индивидуальных способностей, выраженных различными отражающими формами, например, ощущением, памятью, восприятием;
  4. обладание объединенными свойствами поведения.

К можно отнести интерпретированную общую структуру личности, как некие объединенные ее биологические и социально обусловленные отличительные черты.

Комплекс знаний, навыков и умений можно отнести к фундаментальным звеньям, которые влияют на определение трудовой деятельности человека. В самом трудовом процессе происходит не только появление продукта труда, но и формирование его самого в трудовой деятельности. Трудовая деятельность осуществляется во взаимосвязи с восприятием и темпераментом.

Наличие восприятия , является чувственное осознание по отношению к какому-то предмету или явлению.

  1. Ощущать, значит отражать отдельное чувственное качество.
  2. Память является психическим процессом, записывающим, сохраняющим и в последствии воспроизводящим прошлый опыт.
  3. Мышление является процессом познавательных действий, которые характеризируются обобщенной и опосредствованной зеркально отражающей действительностью.

Наличие темперамента показывает своеобразную индивидуальность свойства психики, которая определяет активную психическую деятельность человека, проявление которой всегда фиксируется в одной и той же мере.

  1. Характер объединяет в себе устойчивые индивидуальные особенности личности, которые складываются из деятельности и .

Структура личности по Фрейду

Структура личности по Фрейду состоит из трех составляющих:

  1. «Оно» - есть самой примитивной материей, охватывающей явления врожденного и подчиненного характера объекту удовольствия и нисколько не ведающих о реалиях.
  2. «Я» - является сознанием, следующим правилу действительности, создавая механизмы адаптации к окружающей обстановке.
  3. «Сверх-Я» - ресурс, воспроизводящий моральные и религиозные чувства, выступающий в роли контролирующего и наказывающего агента, является итоговым продуктом влияния, который исходит от другой массы людей. Появляется с раннего детства. «Оно» конфликтует со «Сверх-Я».

Перечень защитных механизмов:

  1. отрицать все и вся;
  2. подавлять внутренние импульсы, идущие от «Сверх-Я»;
  3. рациональный подход, который разумно оправдывает любые поступки, противоречащие внутренним принципам;
  4. формировать реакции, когда выражение неприятного мотива людьми осуществляется за счет мотива в противоположном типе;
  5. формирование проекции - когда свои недостатки приписываются на счет других людей;
  6. формирование интеллектуализации - когда возникает угрожающая ситуация, человек хочет ее избежать за счет абстракции;
  7. замещать - отчасти удовлетворять неприемлемый мотив за счет нравственно допустимого способа.

Структура личности: социология

Структура личности в социологии объединяет в себе объективные и субъективные свойства субъекта, которые возникают и функционируют в период различной жизнедеятельности, при этом оказывающих на него влияние общности и объединения, с которыми контачит человек. Исходя из этого, социальная структура личности характеризируется самостоятельной деятельностью и взаимодействием из себе подобными, что фокусирует понимание объекта жизнедеятельности. Анализировать структуру личности невозможно, не проанализировав формы ее функционирования.

Социальные установки личности определяются ее ценностными ориентациями, которые служат регулятором ее поведения. За счет них осуществляется отражение основоположных интересов личности, определяется в ее деятельности. Их проявление происходит на жизненной позиции объекта, мировоззрении и нравственных принципах. Формирование целостных ориентаций происходит, благодаря усвоению объектом социальных навыков, в перечне которых общественные, нравственные, политические, эстетические идеалы, а также непреложные нормативные требования, которые предъявляются объекту, как к обязательной составляющей, входящей в социальную общность.

Структура личности по Петровскому

Структура личности по Петровскому состоит из трех образующих и трех подсистем:

  1. индивидуальности личности;
  2. представления личности в структуре отношений между личностями;
  3. представления в лице других людей.

Характер личности должен выражаться единением всех трех составляющих, в ее существовании, как межиндивидного субъекта, социальным происхождением взаимоотношений.

Так выглядит структура личности по Петровскому:

  1. Личность - является социальным свойством, которое рассматривается индивидуально.
  2. Личность, как субъект взаимодействия с себе подобными.
  3. Личность, под воздействие которой попадают другие люди.

Структура личности по Леонтьеву

Структура личности по Леонтьеву состоит в том, что ее поиск не нужно осуществлять в какой бы то ни было коллекции, собранной отдельными особенностями человеческой психики такими, как генетика, приобретенные знания, умения, навыки и задатки. В качестве прочного фундамента личности человека можно применить его предметную деятельность, либо, выражаясь более точно, систему его отношений к окружающей среде, которую можно реализовать с помощью иерархии разного рода деятельностей. В меру того, как человек развивается, ему приходиться подключаться все к большему числу разновидностей деятельностей. Это происходит на условиях тех общественных отношений, в которые попадает человек, благодаря жизненным обстоятельствам. Одним из них уготована роль ведущих для этого человека, другим приходится попадать под его подчинение. Это называется иерархией деятельностей, и является ядром личности, которая не зависит от того, в каком состоянии находится организм человека. За «спиной» этих соотношений деятельностей находятся мотивирующие отношения, так как у сферы личности многовершинное устройство.

А теперь рассмотрим перечень базовых параметров структуры личности по А. Леонтьеву:

  1. Индивид и его разнообразные связи с окружающим миром, которые реализуются в совокупности с различными деятельностями.
  2. В какой мере иерархизированность связана с окружающей средой (деятельностями), какую мотивационную окраску они имеют.
  3. Индивид с его общим устройством связей с окружающей средой, которая образовывается с помощью внутренних соотношений основных мотивов совместно с деятельностями.

Структура личности по Адлеру

Структура личности по Адлеру состоит всего из четырех установок или типов поведения:

  1. Управляющего типа поведения.
  2. Берущего типа поведения.
  3. Избегающего типа поведения.
  4. Социально-полезного типа поведения.

Под управляющий тип подпадают активные, напористые и самоуверенные люди, ориентир которых направлен на наличие превосходства над себе подобными.

Характерно стремление спасаться бегством, чтобы не решать возникшие проблемы. У них низкая социальная активность, да и любая активность тоже.

К социально-полезному типу поведения относятся люди, которые сочетают в себе высокий уровень активности и социальные интересы, проявляют заботу об других, и всегда стремятся с кем-то сотрудничать. Этот тип является самым эффективным.

Структура личности по Юнгу

Структура личности по Юнгу соответствует трем основным уровням:

  1. Эго, то есть Я.
  2. Личностному бессознательному.
  3. Супер-Эго - коллективному бессознательному.

Эго - является нашим сознанием. В его состав входят перцепции, воспоминания, ощущения и мысли. Эго несет ответственность за самоотождествляемость и по своей сути это центр личности.

Личное бессознательное состоит из ощущений, комплексов, страхов, мыслей, вытесненных из сознания и как бы о них забыли. В личном бессознательном все время появляются новые переживания, которые нами игнорируются, или же не осознаются.

Коллективное бессознательное - является самым спорным аспектом структуры личности по Юнгу, из-за которого возникли разногласия у Юнга и Фрейда. Этому уровню личности дали еще одно название - надличностного бессознательного. Оно состоит из воспоминаний и образов, которые передали по наследству предыдущие поколения, и относится ко всем людям без исключения. По мнению Юнга, коллективное бессознательное является наследием предков, которое сформировалось за все время эволюции людей.

Введение

1.1 Общее представление о личности

2.2 Зарубежные теории

Заключение

Литература

Введение

Актуальность курсовой работы. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Трудно найти такую область деятельности, в которой использование психологических знаний и методов не было бы тесно связано с необходимостью учитывать целостность личности как субъекта и объекта психологического воздействия. В психологической практике невозможно «работать» лишь с одной частью личности, отдельным процессом, не затронув всей личности и ничего не изменив в системе ее отношений, в мотивах, переживаниях.

В основе личности лежит ее структура - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности: способностей, темперамента, характера, волевых качеств, эмоций и мотивации.

Взгляды на психологические проблемы личности формировались представителями разных школ и направлений отечественной и зарубежной психологии. В современной психологии выделяют семь основных подходов к изучению личности. Каждый подход имеет свою теорию, свои представления о свойствах и структуре личности, свои методы их измерения.

Теория личности - это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.

За минувшее столетие психология превратилась в развитую область знаний и практической деятельности для многих тысяч специалистов. Внутренняя специализация, сосуществование в рамках единой науки различных школ и направлений - все это, несомненно, свидетельствует о зрелости психологии как науки, представителей которой, однако, по-прежнему объединяет обостренный интерес к проблеме личности, проблеме, которая была и остается фундаментальной, ключевой.

Как объект исследования личность уникальна по своей сложности, так как личность включает в себя множество компонентов и процессов.

Проблема личности является одной из центральных проблем в теоретической и прикладной психологии. Различным аспектам этой проблемы посвящены многочисленные исследования отечественных и зарубежных психологов, однако сложность механизмов ее формирования и развития обуславливают тот факт, что при изобилии научной литературы, посвященной становлению личности, мы все еще далеки от полного решения вопросов, касающихся детерминант личностного развития и основных закономерностей этого процесса.

В психологии существуют разные подходы к пониманию законов развития личности. Однако точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно отличаются. Эти различия касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности.

Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности так или иначе обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.

Вместе с тем в последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов.

Наука о личности - это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования разнообразных исследовательских стратегий.

Объектом курсовой работы является личность с точки зрения психологии.

Предмет - понимание структуры личности и теории личности как отечественных, так и зарубежных психологов.

Цель курсовой работы: изучить сложившиеся в психологии представления о структуре личности.

Задачи:

  1. Рассмотреть общее представление о личности.
  2. Раскрыть сущность понятия структуры личности.
  3. Рассмотреть отечественный подход к изучению структуры личности.
  4. Дать характеристику зарубежным теориям.

Гипотеза. Структура психической жизни личности образуется путем соотношения психических процессов, психических состояний и психических свойств личности.

Глава 1. Теоретический анализ представления о личности в психологии

1.1. Общее представление о личности

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.

В отечественной психологии личность изучается с двух точек зрения:

  • с позиции введения в методологию и теорию психологии личностного принципа. Он означает, что все психические процессы - внимание, память, мышление - носят активный, избирательный характер, т.е. зависят от особенностей личности (мотивации, интересов, целей, характера).
  • с точки зрения изучения личности самой по себе - ее структуры, особенностей формирования и развития, самосознания и самооценки.

Личность по Леонтьеву - внутренний момент деятельности. Ребенок становится личностью лишь как субъект общественных отношений. Понятие личности обычно сопоставляется с понятием индивида. "Понятие "индивид" выражает неделимость, целостность и особенность конкретного субъекта, возникающие уже на ранних ступенях развития жизни. Индивид - продукт филогенетического и онтогенетического развития. Личность - относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека; она "производится", создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей деятельности".

Единицей анализа личности выступает личностный смысл как отражение в сознании человека отношения мотива к цели. Личностный смысл обычно соотносится с понятием значения. А.Н. Леонтьев утверждает, что значение не может быть использовано как единица анализа личности, поскольку действительность отражается в нем в независимой от индивида, личности форме. "Значение - это то обобщение действительности, которое кристаллизовано, фиксировано в чувственном носителе его - обычно в слове или в словосочетании. Это идеальная, духовная форма кристаллизации общественного опыта…"

Постановка вопроса о связи сознания и деятельности потребовала раскрытия того, как и где образуется эта связь. Личность, по Рубинштейну, является основанием этой связи. За кажущейся простотой постановки вопроса о связи сознания и деятельности стоит сложность преодоления отрыва сознания от личности и подстановки его на место личности.

Личность как целое, согласно С.Л. Рубинштейну, выражается через триединство: чего хочет человек (потребности, установки), что может (способности, дарования), что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере). Если раньше (в 30-40-е г.) понятие личности использовалось для реализации принципа единства сознания и деятельности, то в 50-е г. в работах "Бытие и сознание", "Принципы и пути развития психологии" оно соотносится с понятием детерминизма. С помощью этого принципа нужно было показать специфику психической деятельности, не отрывая от связей с другими явлениями материального мира. Сущность детерминизма определяется Рубинштейном через диалектику внешнего и внутреннего. Личность рассматривалась как высший уровень организации материи, как регулятор сознания по отношению к деятельности. Личность и ее психические свойства являются одновременно и результатом, и предпосылкой деятельности.

Важным моментом в исследовании личности, по Рубинштейну, являются особенности ее включения в более широкий контекст - не только в деятельность, но и в жизнедеятельность. "Сущность человеческой личности, - говорит Рубинштейн, - находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю".

По мнению Л.И. Божович, личность трактуется как целостная психологическая система, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимоотношениях с окружающей средой. Совершаясь на основе усвоения человеком общественных форм сознания и поведения, становление личности освобождает его от непосредственного подчинения влияниям окружающей среды и позволяет человеку не только приспосабливаться к ним, но сознательно преобразовывать и эту среду и самого себя.

Психологи В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев дают такое определение личности: " Личность есть целостность субъективной реальности и способ бытия человека в системе взаимоотношений с другими; личность - субъект, свободно определившийся в пространстве культуры и времени истории.

Согласно З. Фрейду, личность есть замкнутая в себе биологическая индивидуальность, живущая в обществе и испытывающая его влияния, но противостоящая ему. Оказывается, что источником активности личности являются подсознательные влечения: сексуальные и влечения к смерти, проявляющиеся роковым образом. Соответственно смысл жизни состоит в удовлетворении этих изначальных биологических влечений.

Г.У.Олпорт так сформулировал известное определение личности: «личность есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют его поведение и мышление». Таким образом, он рассматривал личность как постоянно изменяющуюся динамическую систему.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс), половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное «Я», то есть созданное под влиянием воздействия других представление о собственной особе, и отраженное «Я», то есть, комплекс представлений о себе, созданный из представлений других людей о нас самих.

Личность характеризуется, прежде всего, как система отношений человека к окружающей действительности. В анализе эту систему можно дробить на бесконечное количество отношений личности к различным предметам действительности, но как бы в данном смысле эти отношения частичны ни были, каждое из них всегда остается личностным. Самое главное и определяющее личность - ее отношения к людям, являющиеся одновременно взаимоотношениями.

Основными характеристиками личности являются: активность, устойчивость, целостность. Под активностью понимается способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющаяся в общении, совместной деятельности, творчестве и саморазвитии. Устойчивость - это относительное постоянство личностных свойств.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности.

Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.

Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.

1.2 Понятие структуры личности

Структура личности - система представлений о личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с подчинением низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

В понимании структуры личности необходимо придерживаться следующих требований комплексного подхода.

Во-первых, структурная организация личности осуществляется по двум взаимосвязанным основаниям: по основанию деятельности (как системообразующего фактора развития личности) и по основанию социальных отношений, в которые она вступает в процессе своей жизнедеятельности.

Во-вторых, подсистемы деятельности являются в одно и то же время ее этапами или стадиями, последовательно сменяющими и обусловливающими друг друга. В своей совокупности эти стадии образуют единый процесс деятельности.

В-третьих, они же выступают подсистемами самой личности как динамической и саморазвивающейся целостности.

В-четвертых, структурные элементы деятельности входят в систему ее социальных отношений не полностью, а лишь частично, опосредуя связи между субъектами и сторонами этих отношений.

Первое (“деятельностное”) основание структурирования личности используется преимущественно в психологии, а второе (“отношенческое”) — в социологической науке. Комплексный подход позволяет объединить оба основания в единую структурно-логическую схему.

Психолог рассматривает эту структуру с точки зрения психических свойств и качеств человека. С одной стороны, он выделяет в ней “побудительный” компонент, выражающий отношение человека к своей жизни и к миру в целом (направленность личности), а, с другой, “исполнительный” компонент, составляющий условия успешного выполнения его деятельности (способности).

Согласно З.Фрейду личность состоит из трех основных систем: ид (врожденные состояния и инстинкты человека, являющиеся источником психической энергии), эго (исполнительный орган личности, выступающий посредником между инстинктивными запросами организма и условиями среды; его главное предназначение — сохранение и воспроизводство организма), суперэго (развивающая система личности, осуществляющая функции совести как морального самоконтроля и репрезентирующая традиционные ценности и идеалы общества). В определенном смысле личность, функционируя как единое целое, включает в себя ид как биологическую составляющую, эго — как психологическую составляющую и суперэго — как социальную.

По мнению автора аналитической теории К.Юнга, личность состоит из нескольких дифференцированных систем. Наиболее важные из них следующие: эго (сознательный ум, центр сознания), личное бессознательное (индивидуальные переживания, подавленные и вытесненные из сферы сознания) и его комплексы (“ядро” личного бессознательного, организованная группа чувств и инстинктов), коллективное бессознательное (ведущая система, выступающая в качестве хранилища скрытых воспоминаний, унаследованных от предков) и его архетипы (универсальные мыслительные формы или идеи, составляющие содержание коллективного бессознательного), установки (интроверсия и экстраверсия), функции (мышление, чувство, ощущение и интуиция) и самость (центр всей личности).

Несколько иначе понимают структуру личности последователи Фрейда — Э.Фромм, К.Хорни, Г.Салливан и представитель гуманистической психологии А.Маслоу. У Э.Фромма структуру личности определяют экзистенциальные потребности (потребности в установлении связей, в преодолении, в корнях, в идентичности, в системе взглядов и преданности). Основу личности, по К.Хорни, составляют невротические потребности, в том числе потребности в любви и доверии, в руководящем партнере, в ограничениях, во власти, в эксплуатации, в общественном признании, в восхищении собой, в честолюбии, в самодостаточности и независимости, в безупречности). В структуре личности Г.Салливан выделяет такие компоненты, как динамизмы (мельчайшие энергетические единицы психики), персонификации (индивидуальные образы самого себя или других) и когнитивные процессы (переживания и представления).

В гуманистической психологии А.Маслоу (1908-1970) структура личности рассматривается в зависимости от ее базовых потребностей. Это — физиологические потребности, потребности в безопасности и защите, в принадлежности и любви, в признании и самоуважении, в самоактуализации и личном самосовершенствовании. Над ними возвышаются метапотребности как бытийные ценности (потребности в познании и понимании, эстетические потребности).

В отечественной литературе также встречаются различные интерпретации структуры личности. Известный отечественный психолог К.К.Платонов предложил иерархическую структуру личности, взяв за основу отношения биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного.

Однако в предложенной выше схеме в структуру личности входят биологические свойства человека, что противоречит общепринятому взгляду. По мнению другого отечественного психолога А.Н.Леонтьева, в ее структуру не следует включать биологически обусловленные предпосылки человека (темперамент и характер, способности и знания). Личность впервые возникает лишь в человеческом обществе, а человек начинает свою историю как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями.

Следовательно, темперамент и характер, способности и знания являются скорее свойствами индивида, а не личности. Индивид — это генотипическое образование, формирование которого происходит в течение всей жизни. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Личностью не рождаются, ею становятся в процессе осуществления деятельности в обществе.

Учитывая конкретно-научные данные о человеке, которыми располагают современные науки, можно выделить три неразрывно взаимосвязанных и взаимообусловленных уровня личности:

− биологический, представленный определенными генетически детерминированными, психофизиологическими задатками: естественными потребностями, предрасположенностью к определенным видам деятельности и поведения, к развитию интеллекта, мышления, речи и т.д.;

− духовный, выступающий как внутренняя субъективная реальность, идеальный мир человека, его «Я». Чаще этот уровень определяют как психологический. Однако человеческая психика и духовность - это разнопорядковые понятия. Духовность формируется как результат взаимодействия психофизиологических и социокультурных компонентов;

− социальный, собственно личностный, включает те свойства личности, которые вырабатываются в процессе ее участия в жизни общества, социальных групп; ценностные ориентации, совокупность социальных знаний, умений, навыков, привычек и т.д., необходимых для выполнения многочисленных социальных ролей.

Личность, следовательно, предстает как структурная целостность психобиологических, духовных и социальных компонентов. А вся совокупность свойств, обусловленных этими тремя вышеуказанными

уровнями человеческой личности, возникающих и функционирующих в процессе ее разнообразной жизнедеятельности, под влиянием тех социальных групп, в которые она входит, составляет структуру личности.

В качестве элементов социальной структуры личности можно выделить следующие:

а) деятельность как способ существования личности;

б) способности и детерминированные обществом социальные потребности;

в) духовный мир человека, как совокупность научных, эстетических, нравственных, религиозных, обыденно-практических и др. знаний; нравственных ценностей, идеалов, верований, интересов и т.д.; всех рациональных и эмоциональных сторон человеческой жизни, осознаваемых и смутно ощущаемых ее граней, а также многие другие аспекты, состояния духовной жизни человека;

г) нравственные нормы, принципы, убеждения, установки, которыми руководствуется личность в своей жизнедеятельности;

д) навыки, умения.

Итак, чтобы составить представление о многообразии значений понятия личность в психологии, обратимся к взглядам некоторых признанных теоретиков в этой области. Например, Гордон Олпорт определял личность как то, что индивидуум представляет собой на самом деле — внутреннее «нечто», детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. А в понимании Эрика Эриксона индивидуум в течение жизни проходит через ряд психосоциальных кризисов и его личность предстает как функция результатов кризиса. Джордж Келли рассматривал личность как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. Совсем другую концепцию предложил Рэймонд Кеттел, по мнению которого, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными чертами.

Несмотря на некоторые точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируют. Большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.

В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью.

В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

Если обобщить определения понятия «личность», существующие в рамках различных психологических теорий, то можно сказать, что личность традиционно понимается как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде и в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида.

Глава 2. Представление о структуре личности в различных психологических теориях

2.1 Отечественный подход к изучению структуры личности

Каждая персонологическая концепция имеет дело с относительно неизменными характеристиками, которые люди проявляют в различных обществах и в разное время. Эти стабильные характеристики составляют основные блоки человеческой психики, как атомы или клетки в естественных науках. Простой пример структурной концепции - черта личности. Черта рассматривается как устойчивое качество и склонность человека вести себя определённым образом в разных обстоятельствах. Гордон Олпорт, Рэймонд Кеттел, Г.Айзенк, изучавшие черты личности, полагали, что структуру личности лучше представить в терминах черт, лежащих в основе поведения.

Другие предпочитают описать структуру личности при помощи концепции типа личности. Тип личности описывается с помощью совокупности различных черт, образующей самостоятельную категорию с чётко очерченными границами. (Интраверты и экстраверты).

Среди отечественных работ по теории личности, ее структуре в психологии выделяются работы К.К. Платонова, А.Г. Ковалёва и В.Н. Мясищева.

Структура личности по Платонову основана на концепции динамической функциональной структуры личности, рассмотрим ее подробней.

Динамическая функциональная психологическая структура личности имеет четыре подструктуры. Их выделение определяется следующими критериями:

1) необходимостью и достаточностью для включения в них всех элементов (черт) личности;

2) общепринятостью практически оправдавших себя классификаций свойств личности и психологических понятий;

3) обратной пропорциональностью градиентов социальной и биологической обусловленности как отдельных свойств личности, так и объединяющих их подструктур;

4) специфичностью иерархически связанных видов формирования каждой из этих подструктур.

Первая подструктура объединяет направленность, отношения и моральные черты личности. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных природных задатков и отражают индивидуально преломленное классовое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она социально обусловлена. Коротко ее можно называть подструктурой направленности личности. Можно сказать и иначе — это установки, ставшие свойствами личности.

Взятая в качестве целого, направленность в свою очередь включает в себя несколько связанных иерархией форм. Это прежде всего влечение как наиболее примитивная биологическая форма направленности. Она четко выражена по своей специфичности, но нечетка по содержанию, это смутная потребность в чем-то. Генетически наиболее ранняя и по своим физиологическим механизмам наиболее простая эта форма входит в структуру всех последующих.

Желание — это уже вполне осознанная потребность и влечение к чему-то вполне определенному. Оно может быть и пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента становится стремлением.

Интерес — это познавательная форма направленности на предметы. Генетически в его основе лежит безусловный ориентировочный рефлекс, связанный с эмоцией, но у человека интересы развиваются всегда на базе условного рефлекса второй сигнальной системы и комплексно, становясь любознательностью. Интерес может быть пассивным, но при включении в его структуру волевого компонента направленности — стремления, он становится склонностью, которую можно определить как интерес и стремление к определенной деятельности.

Конкретизированная в образе или представлении предельная цель склонности есть идеал. Эта цель может проявляться в нескольких формах: нравственного, эстетического, познавательного (гностического) и праксического идеала.

Мировоззрение — система усвоенных человеком представлений и понятий о мире и его закономерностях, об окружающих человека явлениях, природе и обществе. Оно может быть смутным или принявшим форму познавательного идеала; пассивным миросозерцанием или становиться убеждением.

Убеждения— это высшая форма-направленности, в структуру которой входят ее низшие формы и в которой мировоззрение связано со стремлением к достижению идеалов.

В направленности личности в целом надо различать ее уровень, широту, интенсивность, устойчивость и действенность. Эти же качества направленности, суть которых ясна из их названий, присущи и ее указанным отдельным формам.

В формах направленности личности проявляются как отношения, так и моральные качества личности. Однако отношение, как было уже показано, не столько свойство личности, но прежде всего свойство сознания наряду с переживанием и познанием. Все формы направленности личности вместе с тем являются и ее потребностями, и потенциальными (а могут становиться и актуальными) мотивами деятельности. В этом наиболее отчетливо проявляется принцип единства сознания и деятельности.

Вторая подструктура личности включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически обусловленных свойств личности. Ее иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью; кратко она может быть названа подструктурой опыта.

Навыки и умения есть способы объективизации личности в деятельности. Надо отметить, что именно через эту подструктуру наиболее отчетливо объективизируется личность в ее индивидуальном развитии и именно через эту подструктуру индивидуальное развитие личности аккумулирует исторический опыт человечества.

Третья подструктура охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, как форм отражения. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо. Эта подструктура, взаимодействуя с остальными, формируется путем упражнения. Коротко ее можно называть подструктурой форм отражения.

Четвертая подструктура объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности), половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые органические изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются) путем тренировки. Они несравнимо больше зависят от физиологических и даже морфологических особенностей мозга, чем от социальных влияний на человека, и потому кратко эту подструктуру можно называть биологически обусловленной подструктурой.

В эти четыре подструктуры могут быть уложены все известные свойства (черты) личности. Число последних очень велико. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, например: убежденность и заинтересованность— к подструктуре направленности; начитанность и умелость — к подструктуре опыта; решительность и сообразительность — к подструктуре форм отражения; истощаемость и возбудимость — к биологически обусловленной подструктуре. Другие свойства лежат на пересечениях этих подструктур. Имея свою структуру, они являются результатом взаимосвязей различных подструктур. В качестве примера можно назвать морально воспитанную волю, которая представляет собой взаимосвязь подструктуры направленности и подструктуры форм отражения; музыкальность как взаимосвязь форм отражения и опыта; самообладание как взаимосвязь подструктур форм отражения, биологически обусловленной и, часто, опыта.

Каждая из этих четырех подструктур, рассматриваемая как целое, в свою очередь имеет свои подструктуры, каждая черта личности образуется из более тонких связей.

Однако точка зрения К.К. Платонова оспаривается отдельными учеными-психологами.

Структура личности, полагает другой психолог А.Г. Ковалев, образуется путем соотношении психических процессов, психических состояний и психических свойств личности, то есть в виде единства направленности характера, темперамента и способностей.

А. Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

  • темперамента (структуры природных свойств),
  • направленности (система потребностей, интересов, идеалов),
  • способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

Мясищев говорит о структуре личности с 30-х годов, но рассматривает ее только в качестве одной из сторон личности наряду с направленностью, уровнем развития и динамикой; он считает, что «структурная характеристика и освещает нам человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций».

В своих более поздних выступлениях В. Н. Мясищев употребляет термин «структура отношений личности», или «профиль отношений».

2.2 Зарубежные теории

Большое количество взглядов на проблему структуры личности существует и в зарубежной психологии. Мы охарактеризуем только наиболее ярких ее представителей.

Важнейший вклад в теорию личности сделал Зигмунд Фрейд, предложив структуру психики (Я, Сверх-Я и Оно) в теории психоанализа.

Разработанная З.Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического.

В общем плане психика человека представляется Фрейду расщепленной на две противостоящие друг другу сферы сознательного и бессознательного, которые являются существенными характеристиками личности.

Но во фрейдовской структуре личности эти сферы представлены не равнозначно: бессознательное он считал центральным компонентом, составляющим суть человеческой психики, а сознательное - лишь особой инстанцией, надстраивающейся над бессознательным; своим происхождением сознательное обязано бессознательному и выкристаллизовывается из него в процессе развития психики.

Хотя представления Фрейда о структурных уровнях человеческой психики и менялись на протяжении его теоретической деятельности, принципиальное деление на сферы сознательного и бессознательного в том или ином виде сохранялось во всех созданных им моделях личности.

Однако в начале 20-х годов прошлого века Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов, находящихся в определенном соподчинении друг с другом: сознательного («Сверх-Я»), предсознательного («Я») и бессознательного («Оно»), в которых и располагаются основные структуры личности.

"Оно" - бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. "Оно" насыщено сексуальной энергией - "либидо". Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека - постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, "оно" подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения - гомеостаз - тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень "я" сознания находится в состоянии постоянного конфликта с "оно", подавляет сексуальные влечения. На "я" воздействуют три силы: "оно", "сверх-я" и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. "Я" старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу "реальности". "Сверх-я" служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если "я" примет решение или совершит действие в угоду "оно", но в противовес "сверх-я", то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. "Сверх-я" не пускает инстинкты в "я, и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Если энергия "либидо" не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от противодействия между "я" и "оно" применяются средства психологической защиты: вытеснение, подавление - непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное "оно"; проекция - бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; рационализация - бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею. Становление психики у ребенка происходит через преодоление эдипова комплекса.

Разработанную З. Фрейдом теорию личности можно отнести к типу психодинамических, охватывающих всю жизнь человека и используемых для описания его как личности, внутренних психологических свойств индивида, в первую очередь его потребностей и мотивов.

Фрейд был первым кто охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми силами инстинкта, рассудка и сознания. Термин "психодинамический" указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между разными аспектами личности. Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода - она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями, которые конкурируют или борются друг с другом за главенство в регуляции поведения человека. В представлении, согласно которому личность является динамической конфигурацией процессов, находящихся в нескончаемом противодействии, выражена суть психодинамического направления, особенно в трактовке Фрейда. Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм распространяется на все, что мы делаем, чувствуем или о чем думаем, включая даже события, которые многие люди рассматривают как чистые случайности, а также оговорки, описки и тому подобное. Данное представление подводит нас к главной и решающей теме, разрабатываемой психодинамическим направлением. А именно, оно подчеркивает значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека. Согласно Фрейду, не только наши поступки часто являются иррациональными, но также само значение и причины нашего поведения редко бывают доступными осознанию.

Воззрения Юнга на личность человека являются, возможно, наиболее сложными, неортодоксальными и наиболее полемическими в персонологической традиции. Он создал уникальную, представляющую огромный научный интерес теорию, заметно отличающуюся от всех других подходов к изучению личности.

Существо расхождений Юнга с Фрейдом сводилось к пониманию природы бессознательного. Юнг считал, что Фрейд неправомерно свел всю человеческую деятельность к биологически унаследованному сексуальному инстинкту, тогда как инстинкты человека имеют не биологическую, а всецело символическую природу.

Юнг считал, что человеческая душа состоит из 3-х сложных компонентов: эго, бессознательное и коллективное бессознательное.

Эго отвечает за осознание, как себя самого, как личности, которая наделена определенными чертами, характеристиками, навыками и т.п., так и восприятие внешнего мира, окружения. Благодаря ему, каждый из нас сохраняет способность отличить себя от других (идентифицировать).

Личное бессознательное выступает большим темным складом, в котором храниться все наши воспоминания, конфликты, переживания, страхи, которые были нами забыты или подавлены. Там лежит все то, что человек не хочет вспоминать по той или иной причине.

И наконец, нововведенный им пласт человеческой «души» - коллективное бессознательное, отвечающее за сохранение информации, которая была получена не в нашей жизни, ею запечатлены наши предки, мысли и чувства, общие для всего человечества, все прошлое человечества. Оно складывалось веками и тысячелетиями и одинаково для всех.
Юнг предположил, что архетипы есть первичные прообразы, заложенные в наше коллективное бессознательное. Они едины для всех, что подтверждается определенным типом реагирования на определенные ситуации всеми. Архетипы позволяют быстрее реагировать на ту или иную ситуацию.

Юнг полагал, что каждый архетип помогает классифицировать определенные чувства, темы, объекты, отношения в типы и объединяет их под себя. Тем самым человеку проще извлекать из себя ту или иную эмоцию. Это единство четко прослеживается в кроскультурных исследованиях, где встречаются поразительные сходства символов, используемых людьми.

Итак, в истории психологии личности отчетливо прослеживается несколько последовательных этапов, в которых доминировали определенные подходы и акценты, формировалось отношение к реальным сторонам личности, их особое видение. Исследователи личности придавали особую значимость то бессознательному и сознанию, то активности и реактивности, то рациональности и иррациональности и т.д. Как справедливо отмечает Гибсон, предмет психологии описал своего рода круг - «от власти субъективности к безраздельному господству объективных явлений и вновь к признанию субъективных феноменов. На наш взгляд, психология личности в течение ХХ-ого века прошла аналогичным круг своего становления. По мнению некоторых ученых и нашему мнению история психологии личности параллельно следует за историей общей психологии.

Проблема структуры личности тесно связана с принципом системности, который предполагает исследовать объект с точки зрения его иерархического строения и типов связи между отдельными уровнями.

Рассматривая структуру личности, большинство психологов, как отечественных, так и зарубежных, включают в нее темперамент, способности, характер, направленность, своеобразное сочетание которых создают неповторимость человеческой индивидуальности.

Аналитическая психология К.Г. Юнга как наиболее адекватная из известных систем. В отличие от большинства перечисленных теорий, Юнг, развив и качественно переработав фрейдизм, рассматривает личность как цельную систему, помимо осознаваемых элементов обладающую как индивидуальным, так и коллективным бессознательным компонентом (архетипы как феномены коллективного бессознательного - наиболее важная часть теории Юнга), рассматривается также динамический аспект развития в виде либидо. Структура личности рассматривается как система из Эго, Суперэго и Ид, причем их взаимодействие куда более сложно, чем у Фрейда.

Заключение

Итак, можно констатировать, что существуют разные подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии; представление о «личности» в каждом подходе является специфичным.

Сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или менее общепринятая концепция личности.

Взгляды зарубежных психологов на личность характеризуются еще большей пестротой. Л. Хьелл и Д. Зиглер в своей известной монографии выделяют по меньшей мере девять направлений в теории личности. Это - психодинамическое (3. Фрейд) и пересмотренный А. Адлером и К. Юнгом вариант этого направления, диспозиционное (Г. Олпорт, Р. Кеттел), бихевиористское (Б. Скиннер), социально-когнитивное (А. Бандура), когнитивное (Дж. Келли), гуманистическое (А. Маслоу), феноменологическое (К. Роджерс) и эго-психология, представленная именами Э. Эриксона, Э. Фромма и К. Хорни.

В отечественной психологии большое внимание уделялось теоретическим аспектам, в западной — практическим. Современное состояние отечественной психологии во многом характеризует интенсивный процесс освоения ею зарубежного опыта, в частности, через приобщение российских психологов к мировой психологической литературе. На сегодняшний день мы получили возможность познакомиться и с лучшими образцами психологической классики, и с работами современных авторов в области практической работы.

В современной зарубежной психологии существуют разнообразные подходы к определению понятия личности. Несхожесть всех подходов к определению понятия личности показывает, что содержание личности с позиции разных теоретических представлений более многообразное, чем концепции «внешнего социального образа». Все подходы к тому или иному пониманию личности зависят от теоретических представлений персонолога. Учитывая, что теория - система взаимосвязанных идей, постулатов, принципов, имеющая своей целью объяснение определённых наблюдений, она всегда умозрительна по своей сути и не может быть правильной или неправильной.

Личность представляет собой сложное, внутренне структурированное образование. Однако по вопросу о том, какие структурные элементы образуют личность, существуют большие разногласия. Понимание внутренней структурированности личности находится в прямой зависимости от истолкования понятия «личность». В психологии личности сложилось много различных подходов и теорий личности. К типу психодинамических относятся теории, описывающие личность и объясняющие ее поведение исходя из ее психологических, или внутренних, субъективных характеристик.

К числу структурных причисляют теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых — преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

Многочисленные свойства могут быть обобщены и сведены в целостную структуру личности. Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, обобщив имеющиеся походы и взгляды на проблему личности, выразил кратко свое понимание ее структуры в трех аспектах:

  • что человек хочет (потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы и т.д.);
  • что он есть (характер, способности и т.д.);
  • что он может (опыт, умения, знания и т.д.).

Структура личности имеет своим генетическим источником длительные и разнообразные метаморфозы психических феноменов, особенно их интеграцию по типу. В этом смысле структура личности - продукт индивидуально-психического развития, который выступает в трех планах: онтогенетической эволюции психофизиологических функций, становления деятельности и истории развития человека как субъекта труда, познания и общения, наконец, как жизненного пути человека - истории личности. Вместе с тем структура личности, сложившаяся в процессе индивидуального развития человека, сама детерминирует направление, степень изменения и уровень развития всех феноменов психического развития. С. Л. Рубинштейн именно в этой структуре личности, в комплексе личностных свойств усматривал те внутренние условия, через которые действуют те или иные внешние факторы.

Исходя из анализа существующих теорий личности, можно предложить следующее схематическое определение: личность - это многомерная и многоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальное своеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.

На основании теоретического анализа мы подтвердили гипотезу о том, что структура психической жизни личности образуется путем соотношения психических процессов, психических состояний и психических свойств личности.

Литература

  1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 2006.
  2. Анцыферова Л.И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. М., 2006.
  3. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Академия Смысл, 2007.
  4. Ахо А. Хопкрофт ДЖ., Ульман ДЖ. Мотивационная структура личности. - М., 2007.
  5. Берн Э. Три аспекта личности. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 2006.
  6. Братусь Б.С. Смысловая сфера личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. / Сост. Л.В. Куликов. - СПб., 2005.
  7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. - М., 2007.
  8. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ,
  9. Дмитриева Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций. — Эксмо-Пресс, 2008.
  10. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология человека. М.: Изд. "Школа-пресс". 2006.
  11. Зинченко В.П. Мещеряков Б.Г. Психологический словарь, М.: Педагогика-Пресс, 2006.
  12. Ковалёв А.Г. Психология личности. 3-е изд. переработ. и доп. М., «Просвещение», 2006.
  13. Куликов Л. В. Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия - СПб., «Питер» 1-е издание, 2007.
  14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2006.
  15. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2007.
  16. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 2006.
  17. Мясищев В. И.. Структура личности и отношения человека к действительности. — «Доклады на совещании по вопросам психологии личности». М, 2007.
  18. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 2006.
  19. Немов Р.С. Психологический словарь. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007.
  20. Олпорт Г. Личность: проблема науки или искусства? // Психология личности. Тексты. Под ред. Гиппенрейтер Ю.Б., Пузырея А.А. - М.: Изд-во МГУ, 2005.
  21. Орлов А.Б. Эмпирическая личность и ее структура // Вопросы психологии. - 2005. - № 7.
  22. Петровский А.В. Личность в психологии. -Ростов на Дону, 2006.
  23. Психология индивидуальных различий / Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 3-е издание, перераб. и доп. - М.: АСТ, 2008.
  24. Психолого-педагогический словарь. /Сост. Е.С.Рапацевич.- Мн.: "Современное слово", 2006.
  25. Психология: Учебник для гуманитарных вузов / Под общей ред. В.Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2006.
  26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.
  27. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. - М.: Ювента, 2005.
  28. Сержантов В.Ф. Структура личности и концепция функциональной системы П.К.Анохина. // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. - М.: Наука, 2005.
  29. Теория личности З.Фрейда. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 2006.
  30. Теория личности К.Юнга. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 2006.
  31. Тихомиров О.К. Вклад А.Н. Леонтьева в общую психологию // А.Н. Леонтьев и современная психология / Под ред. А.В. Запорожца и др. М.: МГУ, 2007.
  32. Фрейд З. "Я" и "ОНО". // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 2006.
  33. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 2006.
  34. Щербатых Ю.В. Общая психология. — Питер, 2008.
  35. Юнг К.Г. Психологические типы. / Пер. с нем. / Под общ. ред. В.В.Зелинского. - Мн.: ООО "Попурри", 2006.