Человек по своей природе настроена на межличностную взаимодействие, к которой его побуждают потребности в присоединении, контроле и открытости (В. Шутц).
Присоединение трактуется как желание быть вовлеченным в общество, особняком среди других, находиться в центре взаимодействия. В зависимости от приобретенного в детстве опыта присоединения взрослый человек в ситуации взаимодействия может демонстрировать одну из следующих моделей поведения:
Субсоціальність. Человек избегает контактов, поскольку не способна рисковать, боится быть ігнорованою. Избегание может принимать разные формы: отказ от участия в социальных контактах, формальная социальная поведение, имитация общения;
Надсоціальність. Человек ищет общества (поскольку не терпит одиночества), используя такие формы взаимодействия, как навязывание контакта, привлечение к себе внимания, демонстрация своей власти;
Социальность. ее характеризуют способность к контактам с другими людьми, а также хорошее самочувствие вне обществом.
Контроль реализуется как попытка контролировать других, быть или не быть контролируемым. Навыков установления контроля приобретают в детстве, во взрослом возрасте он воплощается в одной из таких моделей поведения человека:
Поведение, что предполагает отказ. Индивид занимает позицию подчиненного, которая защищает его и от власти, и от ответственности;
Автократическая поведение. Индивид стремится к власти, готов за нее бороться. В основе такого поведения - неуверенность в своей компетентности, необходимость доказывать себе и всем свою способность быть ответственным. По аналогичным причинам нередко отказываются от власти;
Демократическое поведение. Личность способна принимать решения, брать на себя ответственность, никому не доказывая.
Открытость является потребностью в установлении близких эмоциональных отношений с другими людьми. Стратегии такого коммуникативного поведения взрослого человека также зависят от приобретенного в детстве опыта. Речь идет прежде всего о такие виды стратегий: -
Субперсональність. Вызывают ее боязнь не понравиться, быть відторгненим. Избегая открытости, человек поддерживает поверхностные отношения с другими, большое количество контактов психологически защищает ее от чрезмерной, на ее взгляд, зближеності с кем;
Надперсональність. Чаще всего она проявляется в стремлении установить близкие отношения с как можно большим количеством людей, что должно нейтрализовать ее тревогу по поводу своей відторгненості. Модель такого поведения выстраивается на стремлении заслужить одобрение, привлечь к себе внимание;
Персональность. Человек комфортно чувствует себя как на уровне поверхностного общения, так и в близких отношениях.
Основной при этом е проблема ощущения своей способности любить и вызывать любовь других. Если индивид не уверен в своей способности нравиться окружающим, его поведение в сфере налаживания взаимодействия будет экстремальной, проявляясь как полное избегание близости или надвідкритість.
Потребность индивида в налаживании социальных связей выражает понятие "афилиация" (англ. to affiliate - присоединить, присоединяться, устанавливать связи). При определенных обстоятельствах эта потребность особенно заметна. К установлению контактов человека побуждают разные мотивы: утвердить свое "Я", осознать свое место в системе связей, избежать неуверенности в себе, найти положительную стимуляцию средствами интересного взаимодействия, добиться внимания и похвалы от других, получить эмоциональную поддержку, сформировать отношение к себе, обменяться умениями, знаниями, навыками и результатами деятельности, повлиять на другого. Важными для личности является и поиск поддержки, утешения, получения облегчения, удовлетворения интересов, и особенно - социальное сравнение, редукция (восстановление) тревоги, поиск информации.
Люди чаще контактируют с теми, кто на вид менее взволнован, чем они. Это помогает обнадійливіше видеть свои перспективы. В угрожающих, а также таких, которые подавляют личность, ситуациях, они обращаются к тем, кто способен им посочувствовать, утешить, поддержать или просто выслушать. Подобной является их поведение и в отношении поиска информации. Под давлением определенных угроз они ищут того, кто знает и может предоставить информацию, необходимую для правильной оценки опасности. В неопределенных ситуациях общение с другими людьми, попавшими в такие же условия, дает возможность сравнить свою реакцию с их и оценить ее уместность. Благодаря общению в обществе индивид получает возможность проверить свой способ поведения. Близость других людей способствует снижению тревожности, смягчая последствия физиологического, психологического стресса. Особенно позитивной для индивида, который переживает стресс и волнение, присутствие близких, знакомых людей. Одиночество за тяжелых обстоятельств часто подталкивает к суициду. Будучи одним из психогенных факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека, одиночество свидетельствует о дефиците общения и социальных связей.
Одиночество - совокупность эмоций, которые возникают в ответ на дефицит (количественный И качественный) социальных контактов; болезненное, острое переживание, которое выражает определенную форму самосознания И свидетельствует о нарушении системы отношений и связей личности с внешним миром.
Распространена она среди людей, лишенных близких отношений, дружеских связей. Это порождает острые эмоциональные реакции, часто провоцируют психологический шок, характеризующийся тревожностью, депрессией, а также актуализирует потребность во взаимодействии. Отсутствие разнообразных взаимоотношений может вызвать серьезные проблемы со здоровьем. Исследования свидетельствуют, что для выживания мужчинам очень важно быть в браке, а женщинам - иметь взаимоотношения с друзьями и родственниками. Те, кто имеет развитые социальные контакты, пользуются адекватной поддержкой своего окружения, дольше живут, чем те, кто их лишен.
Люди, состоящие в членах различных групп, неизбежно между собой общаются, что вполне естественно, мало того, закономерно. Складывающиеся межличностное общение и взаимодействие оказываются предметом, который подлежит изучению науки, называемой социальной психологией.
В силу специфических особенностей человека он должен общаться внутри социальной группы, ибо в противном случае, при отсутствии надлежащего контакта между отдельными индивидами, ни одна из человеческих общностей не будет иметь никаких возможностей для реализации совместной деятельности.
Общение и межличностные отношения
В связи с необходимостью осуществления индивидами любой коллективной деятельности возникает потребность в общении, являющемся процедурой, способствующей развитию отношений между личностями.
Буквально каждая возникающая межличностная связь сопровождается стремлением решить три ключевых задачи:
- развитие межличностных связей;
- расширение базы взаимопонимания человека человеком;
- межличностная оценка.
Межличностное общение всегда будет находиться в зависимости от ряда факторов, в частности от таких характеристик личности как: пол и национальность, темперамент и возраст, наконец, состояние здоровья индивида и накопленный им опыт общения. Со временем восприятие окружающего мира каждым индивидом начинает преломляться сквозь призму его образа жизни.
Чем выше уровень социального интеллекта у индивида, тем он более действенен в своей способности определения психического состояния, социального и физического облика окружающих, с которыми ему приходится поддерживать отношения.
Изначально и прежде всего, происходит концентрация внимания человека на физическом, телесном образе индивида, а именно на его характеристиках:
- физиологических – потоотделении, дыхании, кровообращении;
- функциональных – позе, осанке, невербальных особенностях;
- паралингвистических.
Формирование социального облика индивида сопровождается его восприятием на уровне характеристик:
- экстралингвистических, таких как тембр, высота голоса, его своеобразие;
- проксемических, касающихся взаиморасположения общающихся;
- социального оформления личности, выражающегося в одежде, обуви, аксессуарах;
Социальные особенности оказываются более информативными, нежели особенности физического облика. Стоит заметить, что в любом случае работают механизмы, которые препятствуют восприятию неискаженного образа, что существенно ограничивает потенциал непредвзятого постижения окружающих. Речь в данном случае идет о роли первого впечатления, которое в значительной степени оказывает влияние на формирование образа индивида.
Что еще немаловажно, так это включение механизма интерпретации, когда восприятие конкретного индивида сопряжено с использованием накопленного личного опыта. Нередко происходит так, что межличностное познание происходит через отождествление конкретного человека с другим индивидом, в результате чего ему могут приписываться не свойственные ему в действительности мотивы и особенности.
Чем дольше взаимодействуют индивиды, тем глубже их межличностное взаимопроникновение. Вполне естественно, что одной из составных частей взаимодействия являются межличностные связи.
Межличностное общение, его психология
Процедура, при которой осуществляется взаимодействие индивидуумов с целью обоюдного познания, развития взаимосвязей, в результате чего проявляются взаимные влияния на поведение и взгляды участников таких связей, расценивается как психология межличностного общения.
Ведь коммуникации (общение) оказываются одной из ключевых категорий психологии и рассматриваются ею на равных условиях с такими категориями, как:
- Поведение
- Мышление
- Личность
- Отношения
Что же понимается под общением в психологии? Прежде всего – человеческие отношения, подразумевающие различные конфигурации общей деятельности индивидов. Чаще всего общение и деятельность распознаются как разные стороны социального человеческого бытия, либо общение разбирается как отдельный элемент той или иной деятельности, рассматриваемой в свою очередь как условие общения. Общаясь, люди обмениваются сформировавшимися у них взглядами, возникающими идеями, чувствами.
Сложности межличностного общения и взаимодействия проявляются через возникновение мотивационных и операциональных затруднений, соотносящихся с интерактивной и коммуникативной сторонами общения. Характерными признаками оказываются недостаток желания осмыслить особенности личности собеседника, его интересы и внутреннее состояние. Как следствие – проявление проблем общения со стремлением извлечь выгоду от коммуникации с собеседником через его обман, запугивание или демонстрирования чрезвычайной о нем заботливости.
Молодежная среда и межличностное общение
Переломным периодом процесса эволюции межличностных отношений является подростковый возраст и особенно – юношеский. Именно в этом периоде, в возрасте 14 лет, происходит установление разных отношений к людям пожилого возраста, к собственным родителям, одноклассникам, друзья, учителям, к лицам других национальностей, к людям больным.
Обычно подросток обращен вовнутрь себя, нередко он погружен в собственные фантазии, задумчив. Вместе с тем он часто нетерпим к окружающим, крайне раздражителен, имеет место проявление агрессии. В 16 лет обычно начинается период самопознания с самоутверждением, молодой индивид проявляет свою наблюдательность. Из-за своего предельно критичного отношения к реальности молодые люди многое не приемлют и отрицают.
Молодежная среда, из-за нередкого неумения студентов сострадать, уважать чувства других, наполняется конфликтами, что является причиной дестабилизации эмоционального фона студенческих коллективов. В этом возрасте молодые люди обоих полов часто преступают принципы культуры поведения. Для уклонения от активации подобных ситуаций, взрослые должны стараться не повышать градус общения, придерживаясь уважительного тона. Рекомендовано не использовать в отношении подростков безапелляционных суждений в вопросах, касающихся музыки и моды.
Исключительно добрые отношения являются залогом уравновешенного межличностного общения в молодежной среде, к которому должны стремиться взрослые люди. Избегание скандалов и стремление достижения компромиссов – главная цель взрослых, которым необходимо стараться мягко уступать, не развертывая конфликты с их демонстрацией как можно большему числу окружающих. Именно такой подход будет благоприятствовать налаживанию стабильно хороших отношений.
Межличностное общение и его культура
Развитие межличностных отношений и их культуры, способствует умению верно определять черты человеческого характера с верным восприятием окружающих индивидов, выбором соответствующего стиля и тона общения. Часто одни и те же слова могут при общении с разными людьми, спокойными или возбужденными, провоцировать различную реакцию.
С развитием межличностных отношений формируется и их культура, в основе которой – высокая потребность в глубоко эмоциональном, содержательном общении. Она удовлетворяется в том случае, когда личность способна сопереживать другим людям, воспринимая их мысли и чувства. Для соблюдения культуры межличностного общения важно обладать умением правильно формулировать вопросы, а также уметь на них отвечать исчерпывающе и точно, для чего иметь большой словарный запас и образность речи.
Психология общения и межличностных отношений Ильин Евгений Павлович
ГЛАВА 11 Потребность людей во взаимоотношениях
Потребность людей во взаимоотношениях
11.1. Межличностные отношения и их классификация
Межличностные отношения - это отношения, складывающиеся между отдельными людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.
Межличностные отношения делятся на следующие виды:
1) официальные и неофициальные;
2) деловые и личные;
3) рациональные и эмоциональные;
4) субординационные и паритетные.
Официальными (формальными) называют отношения, возникающие на должностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законами. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные) отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.
Деловые взаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей. Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обязанностей между членами организации, производственного коллектива.
Личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своего коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или враждовать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружбы и интимные отношения. Знакомство - это такие отношения, когда мы знаем людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество - это более тесные положительные и равноправные отношения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взглядов ради проведения досуга в компаниях. Дружба - это еще более тесные избирательные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения - это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, привязанностью друг к другу.
Рациональные отношения - это отношения, основанные на разуме и расчете, они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.
Субординационные отношения - это отношения руководства и подчинения, т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.
Из книги Возрастные кризисы автора Шихи ГейлГлава 7. ПРОБЛЕМЫ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ СУПРУГОВ Утро в Калифорнии. Прекрасное лицо молодой женщины дрогнуло. Она приподняла ресницы и открыла глаза. Ослепительный мир предстал перед ней во всех красках. Но что-то нарушало эту идиллию. О да, обещание!… Она поклялась, что
Из книги Сновидение в бодрствовании автора Минделл АрнольдГлава 12. Нерушимая целостность во взаимоотношениях Если Возлюбленный повсюду, Любящий - это завеса Но когда сама жизнь становится Другом, Влюбленные, исчезайте. Согласно медитативным традициям, представлениям коренных народностей, квантовой физике и психологии,
Из книги Парадокс страсти - она его любит, а он ее нет автора Делис Дин КГлава 2. Действия равновесия. Чередование сил во взаимоотношениях Все взаимоотношения создаются действиями равновесия. Неуверенность, неопределенность и очарование молодой любви помогают поддерживать равновесие. Но когда отношения становятся достаточно зрелыми, оно
Из книги 13 способов преодолеть кризис любовных отношений автора Зберовский Андрей ВикторовичГлава 22. Потребность в сексуальной коррекции Внимание: Рекомендации, приведенные в данной главе, могут приятно дополнять и другие методики реанимации кризисных любовных отношений. Особенно методику "преодоления усталости отношений", "увеличения объемов личной свободы"
Из книги Приручи своих Драконов автора Стивенс ХосеСочетания драконов во взаимоотношениях людей Высокомерие с саморазрушением.Взаимоотношения с саморазрушительным партнером предоставляют человеку высокомерному отличную возможность выносить свое осуждение и неизменно ощущать собственное превосходство. Это
Из книги Невротическая личность нашего времени автора Хорни КаренГлава 6. Невротическая потребность в любви и привязанности. Нет сомнения в том, что в нашей культуре перечисленные ранее четыре способа защиты собственного «Я» от тревожности могут играть решающую роль в жизни многих людей. Это люди, главным стремлением которых является
Из книги Корни любви. Семейные расстановки - от зависимости к свободе. Практическое руководство автора Либермайстер СвагитоГлава 5. Семейная вина: потребность в равновесии Мы видели, что с помощью вины совесть заставляет человека вести себя в соответствии с правилами того общества, к которому он принадлежит. Чувство вины - это осознаваемое нами чувство, оно возникает внутри нас, когда наши
Из книги Биоритмы. Или как стать счастливым. автора Квятковский Олег ВадимовичГлава 22. Потребность, удовлетворение и переудовл. С понятием "потребность" мы уже встречались в этой книге.Новым для нас будет понятие – "переудовлетворение потребности".В чем выражается переудовлетворение?Переудовлетворение – наступает вследствии длительного
Из книги Здоровое общество автора Фромм Эрих Зелигманн Из книги Залог возможности существования автора Покрасс Михаил ЛьвовичПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ПРИЧАСТНЫМ И ПОТРЕБНОСТЬ В ПРИЗНАНИИ Приобретение потребностей в другом человеке, в обществе как необходимой, своей среде, выработка потребностей в организации этой среды удобным для себя и способствующим ее благополучию образом, то есть потребности в
Из книги Секреты царя Соломона. Как стать богатым, успешным и счастливым автора Скотт СтивенГлава 11 Преодоление силы, самой разрушительной во взаимоотношениях Жесток гнев, неукротима ярость, но кто устоит против ревности? Притчи, 27:4 Недавно наше общество было шокировано хладнокровным убийством двадцатитрехлетней женщины. Она сидела в припаркованной машине со
Из книги Из противников в союзники автора Бург БобГлава 56 Еще один ценный урок о взаимоотношениях с людьми от бенджамина франклина Мы уже говорили о том, какие подводящие реплики помогают смягчить удар при попытке повлиять на собеседника, переубедить его или склонить на свою сторону.В связи с этим нужно добавить, что
Из книги Процессуальный ум. Руководство по установлению связи с Умом Бога автора Минделл Арнольд Из книги Приемный ребенок. Жизненный путь, помощь и поддерка автора Панюшева Татьяна Из книги Секреты счастья. Тренинг, который поможет вам обрести счастье автора Рубштейн Нина Валентиновна Из книги автораГлава 9 Потребность во взаимодействии с людьми «Наконец-то я встретил братскую душу», – сказал Каин Авелю. Я. Васильковский Человек отличается от животных тем, что он – существо социальное. Человек растет и развивается в рамках общественных, культурно-исторических
Итак, общение – это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями. В процессе межличностного общения люди сознательно или неосознанно влияют на психическое состояние, чувства, мысли и поступки друг друга. Функции общения весьма разнообразны, оно является решающим условием становления каждого человека как личности, осуществления личных целей и удовлетворения ряда потребностей. Общение составляет внутренний механизм совместной деятельности людей и является важнейшим источником информации для человека.
Специфика межличностных отношений
В социально-психологической литературе высказываются различные точки зрения на вопрос о том, где «расположены» межличностные отношения, прежде всего относительно системы общественных отношений. Природа межличностных отношений может быть правильно понята, если их не ставить в один ряд с общественными отношениями, а увидеть в них особый ряд отношений, возникающий внутри каждого вида общественных отношений, не вне их1.
Природа межличностных отношений существенно отличается от природы общественных отношений: их важнейшая специфическая черта - эмоциональная основа. Поэтому межличностные отношения можно рассматривать как фактор психологического «климата» группы. Эмоциональная основа межличностных отношений означает, что они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. В отечественной школе психологии различаются три вида, или уровня эмоциональных проявлений личности: аффекты, эмоции и чувства. Эмоциональная основа межличностных отношений включает все виды этих эмоциональных проявлений.
Отношения между людьми не складываются лишь на основе непосредственных эмоциональных контактов. Сама деятельность задает и другой ряд отношений, опосредованных ею. Поэтому-то и является чрезвычайно важной и трудной задачей социальной психологии одновременный анализ двух рядов отношений в группе: как межличностных, так и опосредованных совместной деятельностью, т.е. в конечном счете стоящих за ними общественных отношений.
Все это ставит очень остро вопрос о методических средствах такого анализа. Традиционная социальная психология обращала преимущественно свое внимание на межличностные отношения, поэтому относительно их изучения значительно раньше и полнее был разработан арсенал методических средств. Главным из таких средств является широко известный в социальной психологии метод социометрии, предложенный американским исследователем Дж. Морено, для которого она есть приложение к его особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность этой концепции давно подвергнута критике, методика, разработанная в рамках этой теоретической схемы, оказалась весьма популярной1.
Таким образом, можно сказать, что межличностные отношения рассматриваются как фактор психологического «климата» группы. Но для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования применяется социометрическая техника.
Психологическая природа межличностных отношений
Межличностные отношения - это совокупность связей, складывающихся между людьми в форме чувств, суждений и обращений друг к другу.
Межличностные отношения включают:
1) восприятие и понимание людьми друг друга;
2) межличностную привлекательность (притяжение и симпатия);
3) взаимодействие и поведение (в частности, ролевое).
Компоненты межличностных отношений:
1) когнитивный компонент - включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально- психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются:
а) адекватность - точность психического отражения воспринимаемой личности;
б) идентификация - отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида;
2) эмоциональный компонент - включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой, партнером, работой и т.д.;
в) эмпатия - эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием);
3) поведенческий компонент - включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений. Эффективность межличностных отношений оценивается по состоянию удовлетворенности - неудовлетворенности группы и ее членов.
Виды межличностных отношений:
1) производственные отношения - складываются между сотрудниками организаций при решении производственных, учебных, хозяйственных, бытовых и др. проблем и предполагают закрепленные правила поведения сотрудников по отношению друг к другу. Разделяются на отношения:
а) по вертикали - между руководителями и подчиненными;
б) по горизонтали - отношения между сотрудниками, имеющими одинаковый статус;
в) по диагонали - отношения между руководителями одного производственного подразделения с рядовыми сотрудниками другого;
2) бытовые взаимоотношения - складываются вне трудовой деятельности на отдыхе и в быту;
3) формальные (официальные) отношения - нормативно предусмотренные взаимоотношения, закрепленные в официальных документах;
4) неформальные (неофициальные) отношения - взаимоотношения, которые реально складываются при взаимоотношениях между людьми и проявляются в предпочтениях, симпатиях или антипатиях, взаимных оценках, авторитете и т.д.
На характер межличностных отношений оказывают влияние такие личностные особенности, как пол, национальность, возраст, темперамент, состояние здоровья, профессия, опыт общения с людьми, самооценка, потребность в общении и др. Этапы развития межличностных отношений:
1) этап знакомства - первый этап - возникновение взаимного контакта, взаимного восприятия и оценки людьми друг друга, что во многом обусловливает и характер взаимоотношений между ними;
2) этап приятельских отношений - возникновение межличностных отношений, формирование внутреннего отношения людей друг к другу на рациональном (осознание взаимодействующими людьми достоинств и недостатков друг друга) и эмоциональном уровнях (возникновение соответствующих переживаний, эмоционального отклика и т.д.);
3) товарищеские отношения - сближение взглядов и оказани е поддержки друг другу; характеризуются доверием1.
Таким образом, межличностные отношения - это отношения с близкими людьми; это отношения между родителями и детьми, мужем и женой, братом и сестрой, друзьями, коллегами.
Общий фактор в этих отношениях – это различного рода чувства привязанности, любви и преданности, а также желание сохранить эти отношения. Если возникают неприятности между близкими людьми, это обычно приобретает первостепенное значение, поскольку общение с близкими – это потребность, первостепенная потребность в общении.
Психология межличностного общения
Межличностные отношения как потребность в общении
Содержание
Введение
В настоящее время возрастает
интерес практиков к исследованиям
межличностных отношений в различных
социальных группах, среди которых
особое место занимают исследования
межличностных отношений.
Характерной чертой развития
современного общества является постоянно
возрастающий интерес к индивидуальности
человека, который, входя в новое
тысячелетие, ощущает острую потребность
не только в познании самого себя, но
и в понимании других. Искусство
строить отношения между людьми
требует от каждого умения заглянуть
за пределы очевидного и прикоснуться
к глубинным психическим процессам,
на основе которых строится межличностное
взаимодействие.
Межличностные отношения
проходят практически через все
сферы жизнедеятельности человека,
который, будучи даже в одиночестве,
продолжает опираться в своих
действиях и мыслях на представления
об оценках значимых для него людей.
Отношения между людьми, как важнейшая
сторона их совместной жизни и
деятельности, всегда так или иначе
осмысливалась ими, сначала на уровне
обыденного, житейского сознания, а
затем и на более глубоком теоретическом
уровне.
Фундаментально разрабатывали
многие проблемы психологии межличностного
взаимодействия отечественные психологи:
Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, В.М. Бехтерев,
A.A. Бодалёв, JI.C. Выготский, Л.Я. Гозман,
Е.И. Головаха, И.Н. Горелов, В.В. Знаков,
Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, Е.А. Климов, В.Н.
Куницына, В.А. Лабунская, В.П. Левкович,
A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, В.С.
Мерлин, В.И. Моросанова, В.Н. Панфёров,
В.М. Поголып, A.A. Реан, C.JI. Рубинштейн, Е.Т.
Соколова, В.И. Тютюнник, A.A. Ухтомский,
К.Д. Шафранская, Д.Б. Эльконин, В.В. Юстицкий
и др.
Межличностное общение играет
важную роль в организации жизнедеятельности
индивидов и групп, в процессе
социализации, обеспечении благоприятного
климата, совместимости и стабильности
коллективов. От характера, особенностей,
успешности межличностного взаимодействия
зависит самочувствие, психическое здоровье,
продуктивность учебной и профессиональной
деятельности, степень самореализации
человека. Поэтому межличностные отношения
можно рассматривать как потребность
человека в общении.
Потребность людей
в общении
Основой межличностных отношений
является общение – потребность
человека как социального, разумного
существа, как носителя сознания.
Общение – это процесс
межличностного взаимодействия, порождаемый
потребностями взаимодействующих
субъектов и направленный на удовлетворение
этих потребностей 1 . Роль и интенсивность общения
в современном обществе постоянно возрастают,
поскольку с увеличением объема информации
более интенсивными становятся процессы
обмена этой информацией, увеличивается
число технических средств для такого
обмена. Кроме этого, возрастает число
людей, профессиональная деятельность
которых связана с общением, т. е. имеющих
профессии типа «человек – человек».
В психологии выделяют важные
аспекты общения: содержание, цель и
средства.
Содержание общения –
это информация, которая во время
общения передается от одного живого
существа к другому. У человека содержание
общения гораздо шире, чем у
животных. Люди обмениваются друг с
другом информацией, представляющей знания
о мире, делятся своим опытом,
умениями и навыками. Человеческое
общение многопредметно и разнообразно
по содержанию.
Цель общения – это
то, ради чего у живого существа возникает
данный вид активности. У животных
это может быть, например, предупреждение
об опасности. У человека целей общения
гораздо больше. И если у животных
цели общения обычно связаны с
удовлетворением биологических
потребностей, то у человека они
представляют собой средство удовлетворения
многих разнообразных потребностей:
социальных, культурных, познавательных,
творческих, эстетических, потребностей
интеллектуального роста и нравственного
развития и др.
Средства общения –
это способы кодирования, передачи,
переработки и расшифровки информации,
передаваемой в процессе общения. Информация
может быть передана с помощью
прямого телесного контакта, например
тактильного контакта руками; ее можно
передавать и воспринимать на расстоянии
через органы чувств, например наблюдая
за движениями другого человека или
слушая производимые им звуковые сигналы.
Кроме этих всех данных от природы
способов передачи информации, у человека
есть и другие, изобретенные им самим,
– это язык, письменность (тексты,
чертежи, схемы и т. д.), а также
всевозможные технические средства
записи, передачи и хранения информации.
Общение можно разделить
на несколько видов (рис. 1).
Рис. 1. Классификация видов общения
Общение людей бывает вербальным
и невербальным.
Невербальное – это
общение без использования языковых
средств, т. е. с помощью мимики и
жестов; его результат – это
тактильные, зрительные, слуховые и
обонятельные образы, получаемые от другого
индивида.
Вербальное общение происходит
с помощью какого-либо языка.
Большинство невербальных форм
общения у человека является врожденным;
с помощью них человек добивается
взаимодействия на эмоциональном уровне,
причем не только с себе подобными,
но и с другими живыми существами.
Многие из высших животных (например, обезьяны,
собаки, дельфины) так же, как и
человек, обладают способностью невербального
общения с себе подобными. Вербальное
общение присуще только человеку.
Оно располагает гораздо более
широкими возможностями, чем невербальное.
В структуре общения выделяют
три взаимосвязанные стороны:
1) коммуникативная – обмен
информацией между общающимися
индивидами;
2) интерактивная – взаимодействие
между общающимися индивидами;
3) перцептивная – взаимное
восприятие партнеров по общению
и установление на этой основе
взаимопонимания.
Когда говорят о коммуникации
в общении, то, прежде всего, имеют
в виду, что в процессе общения
люди обмениваются между собой различными
представлениями, идеями, интересами,
чувствами и пр. Однако в коммуникативном
процессе происходит не просто движение
информации, как в кибернетическом
устройстве, а активный обмен ею.
Главная особенность заключается
в том, что люди в процессе обмена
информацией могут влиять друг на
друга.
Коммуникативный процесс
рождается на основе некоторой совместной
деятельности, и обмен знаниями,
идеями, чувствами и т. д. предполагает,
что такая деятельность организованна.
В психологии выделяют два вида взаимодействия:
кооперация (сотрудничество) и конкуренция
(конфликт).
Итак, общение – это
процесс взаимодействия между людьми,
в ходе которого возникают, проявляются
и формируются межличностные
отношения. Общение предполагает обмен
мыслями, чувствами, переживаниями. В
процессе межличностного общения люди
сознательно или неосознанно
влияют на психическое состояние, чувства,
мысли и поступки друг друга. Функции
общения весьма разнообразны, оно является
решающим условием становления каждого
человека как личности, осуществления
личных целей и удовлетворения ряда потребностей.
Общение составляет внутренний механизм
совместной деятельности людей и является
важнейшим источником информации для
человека.
Специфика межличностных
отношений
В социально-психологической
литературе высказываются различные
точки зрения на вопрос о том, где
«расположены» межличностные отношения,
прежде всего относительно системы
общественных отношений. Природа межличностных
отношений может быть правильно
понята, если их не ставить в один
ряд с общественными отношениями,
а увидеть в них особый ряд
отношений, возникающий внутри каждого
вида общественных отношений, не вне
их 1 .
Природа межличностных отношений
существенно отличается от природы
общественных отношений: их важнейшая
специфическая черта - эмоциональная
основа. Поэтому межличностные отношения
можно рассматривать как фактор
психологического «климата» группы.
Эмоциональная основа межличностных
отношений означает, что они возникают
и складываются на основе определенных
чувств, рождающихся у людей по
отношению друг к другу. В отечественной
школе психологии различаются три
вида, или уровня эмоциональных проявлений
личности: аффекты, эмоции и чувства.
Эмоциональная основа межличностных
отношений включает все виды этих
эмоциональных проявлений.
Отношения между людьми не
складываются лишь на основе непосредственных
эмоциональных контактов. Сама деятельность
задает и другой ряд отношений, опосредованных
ею. Поэтому-то и является чрезвычайно
важной и трудной задачей социальной
психологии одновременный анализ двух
рядов отношений в группе: как
межличностных, так и опосредованных
совместной деятельностью, т.е. в конечном
счете стоящих за ними общественных
отношений.
Все это ставит очень остро
вопрос о методических средствах
такого анализа. Традиционная социальная
психология обращала преимущественно
свое внимание на межличностные отношения,
поэтому относительно их изучения значительно
раньше и полнее был разработан арсенал
методических средств. Главным из таких
средств является широко известный в социальной
психологии метод социометрии, предложенный
американским исследователем Дж. Морено,
для которого она есть приложение к его
особой теоретической позиции. Хотя несостоятельность
этой концепции давно подвергнута критике,
методика, разработанная в рамках этой
теоретической схемы, оказалась весьма
популярной 1 .
Таким образом, можно сказать,
что межличностные отношения рассматриваются
как фактор психологического «климата»
группы. Но для диагностики межличностных
и межгрупповых отношений в целях их изменения,
улучшения и совершенствования применяется
социометрическая техника.
Психологическая
природа межличностных отношений
Межличностные отношения
- это совокупность связей, складывающихся
между людьми в форме чувств, суждений
и обращений друг к другу.
Межличностные отношения
включают:
1) восприятие и понимание
людьми друг друга;
2) межличностную привлекательность
(притяжение и симпатия);
3) взаимодействие и поведение
(в частности, ролевое).
Компоненты межличностных
отношений:
1) когнитивный компонент
- включает в себя все познавательные
психические процессы: ощущения, восприятие,
представление, память, мышление, воображение.
Благодаря этому компоненту происходит
познание индивидуально- психологических
особенностей партнеров по совместной
деятельности и взаимопонимание
между людьми. Характеристиками
взаимопонимания являются:
а) адекватность - точность
психического отражения воспринимаемой
личности;
б) идентификация - отождествление
индивидом своей личности с личностью
другого индивида;
2) эмоциональный компонент
- включает положительные или
отрицательные переживания, возникающие
у человека при межличностном
общении с другими людьми:
а) симпатии или антипатии;
б) удовлетворенность собой,
партнером, работой и т.д.;
в) эмпатия - эмоциональный
отклик на переживания другого человека,
который может проявляться в
виде сопереживания (переживания тех
чувств, которые испытывает другой),
сочувствия (личностного отношения
к переживаниям другого) и соучастия
(сопереживание, сопровождаемое содействием);
3) поведенческий компонент
- включает мимику, жестикуляцию,
пантомимику, речь и действия,
выражающие отношения данного
человека к другим людям, к
группе в целом. Он играет
ведущую роль в регулировании
взаимоотношений. Эффективность
межличностных отношений оценивается
по состоянию удовлетворенности
- неудовлетворенности группы
и ее членов.
Виды межличностных отношений:
1) производственные отношения
- складываются между сотрудниками
организаций при решении производственных,
учебных, хозяйственных, бытовых
и др. проблем и предполагают
закрепленные правила поведения
сотрудников по отношению друг
к другу. Разделяются на отношения:
а) по вертикали - между
руководителями и подчиненными;
б) по горизонтали - отношения
между сотрудниками, имеющими одинаковый
статус;
в) по диагонали - отношения
между руководителями одного производственного
подразделения с рядовыми сотрудниками
другого;
2) бытовые взаимоотношения
- складываются вне трудовой
деятельности на отдыхе и в
быту;
3) формальные (официальные)
отношения - нормативно предусмотренные
взаимоотношения, закрепленные в
официальных документах;
4) неформальные (неофициальные)
отношения - взаимоотношения,
которые реально складываются
при взаимоотношениях между людьми
и проявляются в предпочтениях,
симпатиях или антипатиях, взаимных
оценках, авторитете и т.д.
На характер межличностных
отношений оказывают влияние
такие личностные особенности, как
пол, национальность, возраст, темперамент,
состояние здоровья, профессия, опыт
общения с людьми, самооценка, потребность
в общении и др. Этапы развития
межличностных отношений:
1) этап знакомства -
первый этап - возникновение
взаимного контакта, взаимного восприятия
и оценки людьми друг друга,
что во многом обусловливает
и характер взаимоотношений между
ними;
2) этап приятельских отношений
- возникновение межличностных
отношений, формирование внутреннего
отношения людей друг к другу
на рациональном (осознание взаимодействующими
людьми достоинств и недостатков
друг друга) и эмоциональном
уровнях (возникновение соответствующих
переживаний, эмоционального отклика
и т.д.);
3) товарищеские отношения
- сближение взглядов и оказание
поддержки друг другу; характеризуются
доверием 1 .
Таким образом, межличностные
отношения - это отношения с близкими людьми;
это отношения между родителями и детьми,
мужем и женой, братом и сестрой, друзьями,
коллегами.
Общий фактор в этих отношениях
– это различного рода чувства привязанности,
любви и преда
и т.д.................