Психологические особенности развития речи младших школьников. Речевое развитие младших школьников

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Шуйский филиал ИвГ У

Кафедра педагогики и психологии детства

Развитие речи у младших школьников в процессе учебной деятельнос ти

Выполнила:

студентка 2 курса факультета

педагогики и психологии (ЗФО)

Научный руководитель:

кандидат псих. наук, доцент

Шуя, 2015

Введение...........................................................................................................3

Глава I . Теоретические основы развития речи у младших школьников

в процессе учебной деятельности.................................................................. 6

    1. Речь: понятие, виды, функции.........................................................6

      Особенности развития речи в младшем школьном возрасте......10

      Развитие письменной речи у школьников в процессе

учебной деятельности.....................................................................13

Выводы по 1 главе.........................................................................................20

Глава II . Исследование развития речи у младших школьников

в процессе учебной деятельности. ................................................................21

    1. Организация и методы исследования.............................................21

      Качественный и количественный анализ

результатов исследования......................................................................25

Выводы по 2 главе.........................................................................................30

Заключение.....................................................................................................32

Список литературы........................................................................................35

Приложение

Введение

Научить детей правильной и красивой речи – сложная задача, требующая комплексного подхода. От успешности ее решения во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания младших школьников. В настоящее время система народного образования столкнулась с проблемой, что количество трудностей в обучении школьников неуклонно растет. По данным исследований от 20% до 40% учащихся начальных классов испытывают затруднения в развитии речи. Проблема развития речи традиционно рассматривается в теории и практике преподавания русского языка как одна из важнейших. Она всегда находилась и находится в центре внимания многих наук, изучающих деятельность человека: педагогики, психологии и филологии.

Теоретические вопросы развития речи находят отражение в работах выдающихся лингвистов, методистов и учителей-практиков – это
К.Д. Ушинский, А.А. Леонтьев, Т.А. Ладыженская, Л.В. Занков, Р.С. Немов, Н.И. Жинкин, Л.С. Выготский, М.Р. Львова, Е.И. Никитина и др.

В настоящее время в центре внимания находится целенаправленное, системное, опирающееся на лингвистические знания обучение школьников различным видам речевой деятельности. Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками.

Одно из решающих условий этой задачи – хорошо развитая речь – важнейший пласт всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познавательной деятельности. Формирование правильного произношения – это сложный процесс, ребенок учится управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль над речью окружающих и собственной.

Таким образом, развитие речи учащихся – это практическая сторона обучения языку, формирование тех умений и навыков, которые способствуют обогащению активного словарного запаса, свободному пользованию всеми грамматическими средствами – формами частей речи, словосочетаниями, предложениями различных типов, словообразовательными моделями, а также формирование навыка для выражения своих мыслей, знаний, чувств, намерений.

Объект исследования – процесс развития связной письменной речи младших школьников на уроках русского языка.

Предмет исследования – уровень развития речи учащихся в процессе обучения.

Цель исследования - изучить особенности развития речи младших школьников в процессе учебной деятельности.

Задачи:

    Проанализировать литературу по теме развития речи.

    Раскрыть сущность основных понятий исследования: речь, виды речи, учебная деятельность.

    Подобрать методики и с их помощью провести обследование речи у младших школьников.

    Дать качественный и количественный анализ результатов исследования.

    Предложить комплекс упражнений направленных на коррекцию и улучшение уровня развития речи.

База исследования: МБОУ СОШ №4, города Иваново; учащиеся 3 «А» класса.

Методы исследования:

Анализ психолого-педагогической литературы;

Эксперимент;

Психодиагностические методы;

Качественный и количественный анализ полученных результатов исследования.

Для определения уровня развития речи применялись следующие методики:

1. Методика Эббингауза

2. Тестовая методика экспресс - диагностики речи младших школьников. Т. А. Фотековой.

3. Диагностика письменной речи у младших школьников О.И. Азовой.

Курсовая работа состоит из двух частей. Первая часть содержит психолого-педагогические основы развития речи младших школьников. Вторая посвящена диагностике письменной речи учащихся.

В разделе «Список литературы» представлен список использованной научной и методической литературы.

Глава I . Теоретические основы развития речи у младших школьников в процессе учебной деятельности

    1. Речь: понятие, виды, функции

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать, как прошлый, так и настоящий опыт, является речь. Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не смог бы получать и передавать информацию, в особенности ту, которая несет в себе смысловую нагрузку или фиксирует то, что нельзя усвоить при помощи органов чувств. Речь отличает человека от животных, выступая основным средством не только общения, но и мышления. Животные не обладают речью как средством общения. Только «в человеке прибавляется, можно думать,- пишет И. П. Павлов,- специально в его лобных долях, которых нет у животных в таком размере, другая система сигнализации, сигнализация первой системы - речью». В речи отражаются возрастные, интеллектуальные, половые и профессиональные качества, главным образом, присущие человеку. Что же такое речь? Из толкового словаря Ожегова, мы узнаем, что:

Речь – способность говорить, говорение; разновидность или стиль языка; звучащий язык; разговор, беседа.

Роберт Семенович Немов, пишет, что речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для представления, переработки, хранения и передачи информации.[ 21].

Маклаков, видит речь - как процесс общения людей посредством языка, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания.

По мнению С.Л. Рубинштейна, речь - это деятельность общения посредством языка, это язык в действии.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер.

Психологическая природа речи раскрыта А. Н.Леонтьевым (на основе обобщения этой проблемы Л. С. Выготским):

    речь занимает центральное место в процессе психического развития, развитие речи внутренне связано с развитием мышления и с развитием сознания в целом;

    речь имеет полифункциональный характер:

    речь является полиморфной деятельностью, выступая то, как громкая коммуникативная, то, как громкая, но не несущая прямой коммуникативной функции, то, как речь внутренняя. Эти формы могут переходить одна в другую;

    в речи следует различать ее физическую внешнюю сторону, ее форму, ее семическую (семантическую, смысловую) сторону;

    слово имеет предметную отнесенность и значение, т. е. является носителем обобщения;

    процесс развития речи не есть процесс количественных изменений, выражающийся в увеличении словаря и ассоциативных связей слова, но процесс качественных изменений, скачков, т. е. это процесс действительного развития, который, будучи внутренне связан с развитием мышления и сознания, охватывает все перечисленные функции, стороны и связи слова. .

Основные функции речи:

    Сигнификативная функция (функция обобщения) отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.

    Регулирующая функция – используется для управления познавательными процессами и поведением человека и других людей.

    Функция коммуникации, т. е. передачи информации. Если первые две функции речи могут быть рассмотрены как внутренняя психическая деятельность, то коммуникативная функция выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизъявительную.

    Эмотивная функция - выражает собой психологическое состояние говорящего, его чувства и отношение к собеседнику.

Речь человека многообразна. Это и разговор друзей, и горячий призыв оратора, и монолог артиста на сцене, и ответ ученика. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Необходимо знать особенности каждого вида речи. (см. рис. 1.1) В психологии различают два основных вида речи:

    Внешняя речь.

    Внутренняя речь.


Рис. 1.1 Виды речи .

Внутренняя речь – это особый вид речевой деятельности. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности. Поэтому для внутренней речи, с одной стороны, характерна фрагментарность, отрывочность. С другой стороны, здесь исключаются недоразумения при восприятии ситуации. Поэтому внутренняя речь чрезвычайно ситуативна. Внутренняя речь формируется на основе внешней. И также имеет несколько форм. Ее можно представить в беззвучной форме – не воспринимаемой на слух, не сопровождаемой звуковым оформлением, представляющей собой «внутреннее» развернутое проговаривание какой-либо информации.

Другая форма – собственно внутренняя речь как средство мышления,

отличается от беззвучной речи особой структурой. Она свернута, сжата, в ней опускается большое количество второстепенных членов предложения, остается только центральное подлежащее или сказуемое.

Внешняя речь подразделяется на устную речь (звучащую) и письменную (графически зафиксированную). Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Устная речь - звуковая, она характеризуется определенными информационными средствами (темп речи - ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, паузы, логические ударения, эмоциональные окраски и т. п.), может сопровождаться мимикой и жестами; говорящий может использовать наглядные средства, обратиться к ситуации. Основными формами устной речи являются:

    монологическая - длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом;

    диалогическая - непосредственное общение двух людей, при условии, что реплики одного из них – это ответы на высказывания другого (в школе обычно применяется искусственная форма диалога – беседа, диалог между учителем и учеником);

    полилогическая - предполагает одновременное участие в разговоре более трех участников;

Но более пристальное внимание мы обратим на письменную форму. Эта форма речи наиболее трудна. Она самая развернутая и нормативная. Построение каждой фразы в письменной речи является предметом обдумывания, а на стадии овладения навыками письма осознается и весь процесс написания каждого слова. Письменной речи, в общем, свойственны те же черт, что и устному монологу, но они более строго выражены.

Л. С. Выготский характеризует письменную речь как речь-монолог: «Эта речь – монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником, в то время как всякая ситуация устной речи сама по себе, без всяких усилий со стороны ребенка, есть ситуация разговорная».

У нее есть свои отличительные черты:

    Письменная речь всегда сложнее и полнее устной. Чаще употребляются конструкции, осложняющие предложение, больше книжных слов.

    В письменном варианте невозможны паузы, логические ударения, интонации, жесты. Этот недостаток компенсируется знаками препинания, делением текста на абзацы, выделение слов, подчеркивание.

    Осложнена орфографией, которая отнимает у младших школьников много сил и иногда веру в свои силы. Слабый орфографический навык является очень серьезной помехой в развитии письменной речи.

    Письменная речь формируется значительно медленнее, чем устная, особенно в начальном звене.

Следовательно, речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Основные же особенности речевого развития в младшем школьном возрасте мы рассмотрим в следующей главе.

1.2 Особенности развития речи в младшем школьном возрасте

Человек совершенствует свою речь всю жизнь, овладевая богатством родного языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в формирование его речевой деятельности. Наиболее важными ступенями в овладении речью являются – дошкольный и школьный периоды. В этой главе мы более подробно рассмотрим развитие речи в младшем школьном возрасте. Современная периодизация психического развития младшего школьного возраста выделяет период от 6-7 до 9 – 11 лет.

Л.С. Выготский характеризует этот возраст как целостную динамическую структуру, которая не является суммой отдельных частей, а имеет центральное новообразование, которое и определяет все психические особенности ребенка шести-семи лет.

"Младший школьный возраст - период воспитания, накопления знаний, период освоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются" - так характеризует этот возраст Н.С. Лейтес.

Таким образом, младший школьный возраст является сензитивным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии ребенка.

К семи годам, дети уже владеют основными важными средствами морфологии и многими формами синтаксиса – в пределах разговорного стиля. Дети овладевают языком через восприятие речи и говорение. Вот почему важно создать условия для успешного развития речи детей, для общения и выражения своих мыслей.

Каковы же условия успешного развития речи, для формирования речевых умений и навыков у детей?

    Важным условием развития речи является создание речевой среды. Нужно дать детям образцы речи. Речевая среда – это речь родителей, друзей, художественная литература, средства массовой информации, речь учителя, учебники… Речь помогает ребёнку общаться и познавать мир.

    Овладение речью – это способ познания действительности. Школьники хорошо расскажут или напишут только о том, что они хорошо знают: у него должен быть словарный запас знаний, необходимый материал по теме рассказа. Только тогда он сможет вынести из этого что-то существенное.

Однако, стихийно усвоенная речь нередко примитивна и не всегда правильна. К чему же следует стремиться ребенку? Какие требования следует выполнять для овладения грамотной речью?

    Логичность - умение не повторять одного и того же при переходе от одной части к другой.

    Точность - умение передавать факты, чувства и наблюдения – выбирая подходящие языковые средства, передающие именно то, о чем хочет сказать ученик.

    Выразительность - умение ярко, убедительно и сжато передавать мысль, воздействовать интонацией, настроением.

    Ясность - доступность для тех к кому речь обращена.

    Произносительная сторона речи – хорошая дикция, выговаривание звуков, владение интонацией, логическими ударениями, паузами.

    Правильность – играет особенно большое значение для школы, соответствие литературным нормам языка.

Все это применимо к речи младших школьников и должно соблюдаться в процессе ее развития. Некоторые важные аспекты овладения речью могут быть усвоены только под руководством учителя, в процессе учебной деятельности.

Следовательно, развитие речи - педагогический процесс, имеющий целью формирование у обучаемых навыков практического владения литературным национальным языком.

1.3 Развитие письменной речи у школьников в процессе учебной деятельности

С поступлением ребенка в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом интеллектуальное развитие детей. В. В. Давыдов считает, что именно внутри учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста возникают свойственные ему основные психологические новообразования. Эта деятельность определяет характер других видов деятельности: игровой, трудовой и общения.

В рамках учебной деятельности закладываются наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Школа с определенным содержанием усваиваемых в ней знаний есть исторически сложившаяся форма организации учебной деятельности детей. Школа становится важным этапом в развитии потребности ребенка в учебной деятельности как особой форме его связи с обществом, в котором он живет.

Но даже при наличии соответствующих предпосылок эта деятельность возникает у ребенка не сразу. Ребенок, только что пришедший в школу, хотя и начинает обучаться под руководством учителя, но еще не умеет учиться. Учебная деятельность формируется в процессе обучения под руководством учителя. Ее формирование выступает важнейшей задачей обучения - задачей не менее важной, чем усвоение знаний и навыков. Процесс формирования учебной деятельности очень длительный и происходит на всех учебных занятиях. Нельзя формировать учебную деятельность на занятиях арифметикой и не формировать ее на уроках родного языка. Необходимо охватить процесс обучения в целом и по всем основным учебным предметам.

Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина.

    Первый компонент - мотивация. Учебная деятельность - она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Д.Б. Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии.

    Второй компонент - учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Примером учебной задачи может служить морфосемантический анализ на уроках русского языка.

    Учебные операции (третий компонент) входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. В предыдущей части, например это значит - найти корень, приставку, суффикс и окончание в заданных словах.

    Четвертый компонент - контроль. Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю - важная и сложная педагогическая задача

    Последний этап контроля - оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться и адекватно ее оценивать. [ 1 6,30]

Итак, учебная деятельность - это такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя. С поступлением в школу ребенок впервые реализует свою деятельность, направленную на изучение и усвоение системы научных понятий. Содержание и формы организации учебной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащегося. Центральной линией развития выступает интеллектуализация и формирование произвольности всех психических процессов.

ФГОС второго поколения выделяет развитие речи, как основную задачу, требующую практическое решение. Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Изучение курса русского языка делится на два этапа: обучение грамоте и систематический курс (раздельное изучение русского языка и литературного чтения). Развитие речи по ФГОС второго поколения является основной содержательной линией курса «Русский язык».

Исследования, проводимые Т. Г. Егоровым, Е. В. Гурьяновым, Д. Н. Богоявленским, Д. Б. Элькониным показали, что освоение грамоты, а затем чтения и письма - очень сложный процесс.

Для овладения этим процессом необходимо:

1) тонко различать звуки в слышимых словах (или в их частях-фонемах);

2) уметь соотнести слышимый звук речи с определенным знаком, напечатанным в книге, или уметь изобразить самостоятельно;

3) научиться воспринимать не только каждую букву и по образовавшейся ассоциации воспроизводить соответствующий этому знаку «чистый звук»; нужно увидеть сочетание одной буквы с другой и в соответствии с этим изменить произношение нужного звука: пи-пи, пу-пу, па-па;

4) все буквы в слове нужно произносить слитно, как целый звуковой комплекс;

5) слово должно быть понято, т. е. получившаяся комбинация звуков должна быть понята как обозначение какого-то знакомого ребенку предмета, действия, признака.

Следовательно, освоение грамоты - трудная работа для семилетнего школьника, она основана на тонком и точном слухо-зрительно-артикуляционном анализе и синтезе, на сочетании звуковой формы слова с его значением. Маленький ученик часто читает неправильно, ставит ударение не там, где нужно, поэтому слова звучат искаженно, затрудняется понимание их смысла. Читая предложения, школьник учится понимать связи между словами, а значит, правильно называть окончания слов и читать предлоги и союзы, которые соединяют слова в предложении, выражающем определенную мысль.

В младшем школьном возрасте ребенок постепенно начинает овладевать письменной речью. Она более абстрагирована от ситуации. Иначе мотивирована. Значительно произвольнее, чем устная речь. Письменная речь - это особый способ общения и становления мысли. Д. Б. Эльконин выделяет несколько специфических особенностей письменной речи по сравнению с устной речью:

    Это большая произвольность. Умение расчленить слово на составляющие его звуки - первая произвольная операция, которой должен овладеть ребенок при письме.

    Уметь придать мысли синтаксически развитую форму, представляющую в момент своего возникновения смысловое целое. Приучая ребенка к расчленению потока мысли, к ее оформлению и развернутому выражению, письменная речь тем самым дисциплинирует мышление.

    Письменные структуры ребенок воспринимает и запоминает главным образом благодаря чтению. Чтение является тем предметом школьного обучения, который пробивает дорогу к самостоятельному овладению письменной речью. Запоминаемые при чтении структуры письменной речи постепенно становятся структурными формами собственной мысли ребенка и ее оформления.

Многие педагоги разрабатывали методы обучения детей письменной речи.

М. Монтессори, создавая игровые ситуации, использовала письменную речь как средство общения: дети писали короткие тексты на карточках. Содержание текстов было весьма разнообразным, но соответствовало возрасту детей. Так обеспечивалась мотивация детей.

Л.Н. Толстой, как известно, для развития письменной речи предлагал детям писать различные сочинения. При этом он подчеркивал, что темы этих сочинений должны быть серьезными.

Французский педагог С. Френе ввел письменную речь в деятельность словесного творчества, чем также обеспечил единство двух указанных сторон. Он поощрял сочинение свободных текстов. На этих текстах и шло обучение разным аспектам письменной речи. Учащиеся редактировали тексты, проводили лексический анализ, грамматический разбор и т.д.

Аналогичную работу с детьми проводил Дж. Родари, делая обучение письменной речи частью жизни детей. В частности, в его практике использовалось сочинение сказок детьми.

Овладение письмом играет огромную роль в развитии речи младшего школьника. Оно происходит одновременно с овладением навыками чтения. Если при овладении навыками чтения ребенок идет от букв к звукам, то формирование навыков письма совершается в обратном порядке, т. е. от звуков к буквам. Е. В. Гурьянов в своем исследовании определил, что формирование навыков письма проходит три стадии:

    Элементарная - внимание ребенка сосредоточивается преимущественно на написании элементов букв, на правильной осанке, на движении руки, на пользовании пером и тетрадью.

    Буквенная - когда действия, связанные с написанием элементов букв и техническими правилами письма, постепенно автоматизируются и становятся нетрудными для ребенка, его внимание переключается на правильное изображение букв.

    Формирование навыков связного письма. Здесь внимание школьника сосредоточено на правильном соединении букв в слова и на соблюдении требований написания самих букв в слове по их величине, наклону, нажиму, расстановке и положению.

Все эти три стадии навыка письма являются подготовительными для последующего овладения связным и скорописным письмом. Основные трудности при овладении техникой письма обусловлены тем, что мелкая мускулатура руки ребенка развита еще недостаточно.

Слабая гибкость пальцев руки и плохое противопоставление большого пальца остальным создают значительные трудности в овладении ручкой. И, наконец, затрудняет овладение техникой письма отставание в развитии письменной речи. Все эти существенные причины приводят к наиболее распространенным недостаткам в графическом письме школьника:

    почерк длительное время остается крупным, медленным и угловатым;

    вследствие неустойчивости наклона и нажима при написании букв форма букв не всегда правильная;

    расстояния между буквами, словами и строчками не всегда равномерны;

    к правой стороне страницы строчки часто скашиваются (наклон вниз).

Для устранения перечисленных недостатков можно рекомендовать следующее:

    не разрешать ребенку писать длительное время (к сожалению, многие родители заставляют для улучшения почерка писать своих детей сверх меры);

    упражнять мелкую мускулатуру кисти руки первоклассника, давая ему задание по лепке, рисованию, плетению, шитью и т. п.;

    практиковать списывание с образца: причем дети должны постоянно зрительно контролировать каждую написанную букву и особенно буквы, выходящие за строчку, как наиболее трудные;

    добиваться того, чтобы школьники понимали дефекты своего письма и достигнутые успехи в их устранении;

Что же надо предпринять для успешного усвоения детьми правил орфографии?

Одно из важнейших средств - проговаривание ребенком про себя членораздельно по слогам тех слов, которые он пишет. Особенно необходимо проговаривать те слова, которые ребенок постоянно пишет неправильно.

Ведущими приемами обучения грамматическим навыкам можно назвать образец, объяснение, указание, сравнение, повторение. Они предупреждают ошибки детей, помогают сосредоточить внимание ребенка на правильной форме слова или конструкции предложения.

Орфографически грамотное письмо зависит от самоконтроля, т. е. умения школьника проверять правильность написанного. При воспитании самоконтроля необходимо учитывать как возрастные, так и индивидуальные особенности ребенка.

Итак, продуманная и правильно организованная учебная деятельность имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Содержание учебной деятельности имеет отличительную особенность: его основную часть составляют научные понятия, законы науки, общие способы решения практических задач.

Правильно сформированная и развитая письменная речь является одним из результатов учебной деятельности.

Выводы по 1 главе :

1. Речь служит важнейшим средством изучения процесса мышления

2. Информативность речи зависит, прежде всего, от ценности сообщаемых в ней фактов и от способности автора к сообщению.

3. Младший школьный возраст является сензитивным периодом в овладении новых знаний, умений, навыков и очень благоприятным периодом в речевом развитии ребенка.

4. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность, которая определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки - создает необходимую базу для всего своего последующего обучения.

5. Целенаправленное изучение в школе языка вызывает существенные изменения в речевой деятельности детей.

6. Письменная речь – это речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению. Поэтому овладение этой формой речи полезно для повышения языковой культуры. Письменная речь оказывает в школе все большее влияние на устную речь учащихся.

Глава II. Исследование развития речи у младших школьников в процессе учебной деятельности

2.1 Организация и методы исследования

В первой главе нашей работы были рассмотрены теоретические основы обучения младших школьников навыкам устной и письменной речи. Во второй главе мы экспериментальным путем исследовали особенности формирования навыков письменной речи в начальной школе.

Цель : изучить уровень развития грамматического строя речи.

Задачи исследования :

1. Подобрать комплекс психодиагностических и исследовательских методик.

2. Проанализировать особенности развития письменной речи младших школьников.

3. Подобрать комплекс коррекционных упражнений по развитию письменной речь у младших школьников.

Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №4 г. Иваново. В исследовании приняли участие учащиеся 3 «А» класса.

Чаще всего диагностика развития речи проводится на материале слуховых диктантов, диктантов словарных слов (используются слова сложной слоговой структуры и слова, соответствующие фонематическому, морфологическому, традиционному способу написания слов), упражнений по восстановлению пропущенных букв (усвоение способов проверки орфограмм), изложения, сочинения.

На первом этапе экспериментального исследования мы провели свободный диктант, для выявления количества учащихся отстающих по развитию письменной речи. Был взят свободный диктант из учебника ФГОС по образовательной программе «Школа 2100», Русский язык Бунеев Р.Н. (см. рис. 2.1)

До проведения эксперимента тексты диктанта не зачитываются. По окончании выполнения задания ребенок должен проверить выполненную работу и подчеркнуть в словах пройденную орфограмму.


Рис 2.1 Текст свободного диктанта для начального этапа исследования .

Критерии оценки:

Высокий уровень (5 баллов) - работа выполнена без ошибок.

Уровень выше среднего (4 балла) - 2-3 ошибки, которые замечены и исправлены самостоятельно.

Средний уровень (3 балла) - 2-3 ошибки, отдельные исправления и помарки.

Уровень ниже среднего (2 балла) - 4-6 ошибок, много помарок и исправлений.

Низкий уровень (1 балл) - более 6 ошибок, многочисленные помарки и исправления.

По результатам проведенного свободного диктанта можно сказать, что у 45% результат среднего уровня развитости грамматического строя речи. (см. Приложение 1, таблицу 2.1)Так же можно сказать, что практически вся группа испытывала трудности в написании диктанта, не успевая записывать предложенный текст, тяжело воспринимая его на слух.

Чаще всего выделяются и оцениваются те признаки речи, которые соответствуют ее лингвистическому анализу, в том числе лексика, грамматика, стилистика, фонетика и т.п. И изучению подлежит в основном то, как ребенок пользуется речью для управления своими познавательными процессами, для регуляции поведения и общения с окружающими людьми.

В силу сказанного используемые нами методики психодиагностики речи необходимо рассматривать как такие, которые позволяют получить комбинированную, психолингвистическую информацию о соответствующем познавательном процессе, включая определения понятий, развитие словарного запаса ребенка и звукобуквенный анализ. Поэтому для определения речевого развития письменной речи у младших школьников мы использовали следующие диагностические методики:

1. Методика Эббингауза.

Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.

Инструкция: "Вставьте пропущенные слова".


Инструкция : "Расставь точки".


Анализ результатов: Фиксируются продуктивность ассоциаций и количество слов.

2. Тестовая методика экспресс - диагностики речи младших школьников. Т. А. Фотековой .

В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И.Лалаевой (1988г.) и Е.В. Мальцевой (1991г.).

Цель: выявления особенностей речевого развития учащихся.

Методика включает четыре серии:

Серия 1 – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает четыре группы заданий:

Серия 2 – Исследование грамматического строя речи.

Серия 3 – Исследование словаря и навыков словообразования.

Серия 4 – Исследование связной речи.

Для диагностики мы воспользуемся 2 серией. Она состоит из 3 заданий.

Высчитывается процентное соотношение качества выполнения методики (серии), соотносится затем c одним из уровней. (см. Приложение 2)

Низкий уровень 12 – 13 баллов

3. Диагностика письменной речи у младших школьников О.И. Азовой. Обследование орфографическихзнаний, умений и навыков. Проводится на материале слуховых диктантов, диктантов словарных слов (используются слова сложной слоговой структуры и слова, соответствующие фонематическому, морфологическому, традиционному способу написания слов), упражнений по восстановлению пропущенных букв (усвоениеспособов проверки орфограмм), изложения, сочинения. Анализ графических и орфографических ошибок. (см. Приложение 3)

2.2 Качественный и количественный анализ результатов исследования

Проанализировав результаты первого этапа исследования, а именно, написание свободного диктанта «Паучок». Мы сделали выводы об уровне развития грамматического строя речи у младших школьников. (см. рис. 2.2)


Рис. 2.2 Диаграмма уровней развития письменной речи после проведения диктанта.

Следующим этапом стало проведение методики Эббингауза. Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций. В результате я получила данные о развитости активного словарного запаса у детей. (см. рис. 2.3)

Рис. 2.3 уровень активного словарного запаса у детей (методика Эббингауза).

Итак, на основе результатов полученных после проведения диагностики можно сказать, что у 11 человек уровень продуктивности ассоциаций находится на высоком уровне. Низкий же уровень развития активного словарного запаса наблюдается у 4 человек. Средняя оценка развития активного словарного запаса вычислялась по формуле:

Низкий уровень 12 – 13 баллов и ниже.

Средний уровень 13 – 14 баллов

Высокий уровень 14 – 15 баллов

= = %

Средний результат уровня успешности развития грамматического строя речи:

Данные результат говорит о том, что менее 50% детей имеют грамматически развитую речь. (см. рис. 2.4)

Рис. 2.4 Уровни успешности развития грамматического строя речи (Т. А. Фотекова) .

Последней диагностикой письменной речи младших школьников была диагностика письменной речи у младших школьников О.И. Азовой. Результаты исследования показывают, что сформированность орфографических знаний, умений и навыков находится на среднем уровне успеваемости. (см. рис. 2.5) На основе полученных результатов, после проведения исследования, уровня развития речи учащихся мы можем сделать следующий вывод. Уровень развития речи у 50% учащихся данного класса находится на высоком уровне развития речи. 33% имеют средний уровень сформированности навыков письменной речи, а у 17% развитость грамматического строя находится на низком уровне. (см. рис 2.6)

Рис. 2.5 Уровни сформированности орфографических знаний, умений и навыков (О.И. Азова).

Таким образом, можно сказать, что активная, планомерная, систематическая работа над развитием письменной речи в процессе учебной деятельности у младших школьников способствует повышению и улучшению навыков орфографических знаний и умений. Поставленная нами цель и задачи полностью достигнуты и решены.

Орфографические ошибки у детей с речевыми нарушениями характеризуются многообразием и стойкостью. Этим занимаются такие специалисты, как В.В. Комарова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Л.Г. Милостивенко, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова, Г.М. Сумченко и др. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение видов ошибок и проблем в речи. Стойкие и специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями, умениями и навыками отмечаются у детей с низкой речевой функцией не только в период обучения в начальной школе, но и в средних и старших классах. Эти дети составляют значительную часть неуспевающих учащихся по родному языку. Вместе с тем школьная неуспеваемость отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывая нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, интеллектуального развития. Особенно важным нам представляется то, что все исследователи, занимающиеся изучением этой проблемы (О.И. Азова, Т.Г. Визель, Е.Д. Дмитрова, Р.И. Лалаева, Л.Г. Парамонова, И.В. Прищепова и др.), считают, что при несформированности у учащихся предпосылок, необходимых для овладения морфологическим принципом письма, основная причина допускаемых ими грамматических ошибок заключается не в простом незнании грамматических правил, а в невозможности их применения в процессе выполнения различных видов письменных работ.

Такие школьники принадлежат к категории учащихся, которые особенно нуждаются в коррекционно-логопедической помощи. При отсутствии специально организованной коррекционной работы создаются не только затруднения в процессе обучения, но и зачастую дети оказываются в числе неуспевающих по всем предметам.

В устной и письменной речи младших школьников встречается много недочетов, неправильностей. Неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма – бороться с ними трудно, так как невозможно использовать какие – либо правила. Необходима планомерная работа, система совершенствования речи детей. Задача состоит в том, чтобы привлечь самих школьников к исправлению допущенных ошибок, совершенствовать свою культуру речи. Системой исследования таких причин является выявление причин речевых ошибок. Они делятся на:

    лексико – стилистические:

1) повтор одного и того, же слова;

2) употребление неточного значения слова (Надоел «рыбий» (надо; рыбный) суп)

3)употребление просторечных, диалектных слов (взади, поклал, вперед всех)

    морфолого стилистические

1) детское словотворчество (штукатурщики (штукатуры))

2)образование просторечных форм (они хочут)

3) пропуск морфем выглядал в окно (выглядыва л)

4) образование форм множественного числа у существительных (оружий – оружия)

    синтаксико – стилистические

Для этого необходимо использовать на уроках и во внеурочной деятельности детей различные комплексы упражнений направленных на коррекцию и улучшение уровня развитости письменной речи. Для этого исследователями в этой области были разработаны психодиагностические таблицы, как эффективного средства. Так, Н.П. Локаловой были разработаны психодиагностические таблицы на основе анализа психолого – педагогической литературы и бесед с учителями начальных классов. Принципом построения таблиц является выделение трудностей обучения при письме. С.В. Вахрушев составил свои психодиагностические таблицы на основе трудностей обучения, выделенных и систематизированных Л.А. Венгером. (см. Приложение 5)

Нарушение письменной речи – это одно из проявлений системного нарушения, затрагивающего, кроме речевого развития, и ряд важных неречевых функций, особенно двигательные функции руки и слухомоторную координацию. Задержка и искаженное развитие этих функций также приводят к возникновению специфических ошибок в письменной речи младшего школьника. В акте письма участвует зрительный и двигательный анализаторы, которые не только отвечают за обеспечение технической стороной письма, но и активно участвуют в формировании ассоциативной цепи зрительно – двигательных представлений, обеспечивающих процесс письма. Для этого нами был подобран занимательный, коррекционный материал, который поможет учащимся начальных классов устранить ошибки в грамматическом строе речи. Разнообразные упражнения помогут учителям начальных классов, а так же родителям в коррекционной работе при обучении младших школьников русскому языку. Материал дает большие возможности для дифференцированной помощи учащимся начальных классов, обучающимся по разным программам. (см. Приложение 6)

Выводы по 2 главе:

1. Свободный диктант - способствует развитию умения уловить ход мысли автора, запомнить их последовательность, связь. Для свободных диктантов хороши сюжетные тексты.

2. Была проведена диагностика уровня развития письменной речи младших школьников. (см. Приложение 7) И выявлены уровни развития связной письменной речи у младших школьников.

2. Проанализировав работы, мы увидели, что уровень развития письменной речи у них развит по-разному и все дети распределились на три группы:

Рис. 2.6 Уровни развитости письменной речи.

3. Развивающий эффект обучения будет максимальным, если работа по подготовке и проведению уроков русского языка будет организована так, чтобы каждый урок обогащал ум детей новыми наблюдениями, душу – сильными впечатлениями и чувствами, речь – новыми словами, умением выражать мысли точно, красиво и грамотно.

4. В механизме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов

5. На уроке в школе учитель может использовать ряд заданий и упражнений, способствующих общему речевому развитию детей: обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др.

6. Только систематическая работа по развитию речи разных видов даёт положительный результат.

7. Активная, планомерная, систематическая работа над развитием письменной речи в процессе учебной деятельности у младших школьников способствует повышению и улучшению навыков орфографических знаний и умений. Поставленная нами цель и задачи полностью достигнуты и решены.

Заключение

Итак, проблема развития речи учащихся приобретает в наши дни все большую актуальность. Однако, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, проблемы развития речевой деятельности при изучении разделов русского языка остаются решенными не до конца. Так значительная часть учащихся начальной школы не владеет достаточно чёткой речью. А именно в начальной школе более актуальна работа по развитию речи. Развитие речи - педагогический процесс, имеющий целью формирование у обучаемых навыков практического владения литературным национальным языком.

На протяжении младшего школьного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитии ребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность, складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Содержание учебной деятельности имеет отличительную особенность: его основную часть составляют научные понятия, законы науки, общие способы решения практических задач.

В учебной деятельности усвоение научных знаний и умений, навыков выступает как основная цель и главный результат деятельности. Ребенок под руководством учителя начинает оперировать научными понятиями. В учебных ситуациях усваивает общие способы выделения свойств понятий или решения некоторого класса конкретно-практических задач.

Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умение учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируется, в процессе овладения, через речь, проявляются также в речевой деятельности. Логически чёткая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Проблема развития речи в период обучения – это важная задача не только для учителя, но и для родителей. Современные учебные пособия созданы и направлены на решение этой трудности в обучении. В ФГОС второго поколения прописаны основные характеристика курса «Русский язык» и первой и самой главной задачей является развитие речи. В структуре курса этот огромный пласт работы выделен в основную содержательную линию и является частью программы обучения.

Необходимо формировать навыки устной и письменной речи младших школьников. В своей работе мы решали вопросы, связанные с трудностями у младших школьников связанные с развитием письменной речи. Так как этот вид речи начинает приобретать большую значимость именно во время учебной деятельности. Это находит свое отражение на навыках письменной речи: снижение зрительно – двигательной координации, неправильное звукопроизношение и практически неразвитый фонематический слух. Поэтому целенаправленное изучение в школе языка, и в частности грамматики, вызывает существенные изменения в речевой деятельности детей. В настоящее время одной из важнейших задач в развитии грамотной личности является раскрытие коммуникативной функции языка, т.е. развитие реи каждого школьника, в том числе и связной письменной речи. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Речь всегда рассматривается в единстве содержания и формы.

Мы провели экспериментальное исследование особенностей формирования навыков письменной речи в начальной школе. База нашего исследования: 3 «А» класс МБОУ СОШ №4 г. Иваново, всего 21 ученик. Мы предположили, что целенаправленная, последовательная и систематическая работа по обучению младших школьников письменной речи будет эффективной, если в процессе обучения будет использоваться соответствующая система упражнений по развитию и коррекции письменной речи.

На первом этапе исследования мы провели свободный диктант «Паучок», в соответствии с требованиями ФГОС. На основе полученных результатов был сделан вывод о том, что у 45% результат среднего уровня развитости грамматического строя речи. Так же, практически вся группа испытывала трудности в написании диктанта, не успевая записывать предложенный текст, тяжело воспринимая его на слух.

Далее была продиагностирована письменная речь по методикам Эббингауза, Азовой О.И., Фотековой Т.А. Мы выяснили, что 50% третьеклассников имеют высокий уровень развития грамматического строя речи. Несомненно это является заслугой педагога. Однако, 33% и 17% учащихся показали что уровень развитости находится на среднем и низком уровне. Так же был исследован активный запас и продуктивность ассоциаций у большинства этот показатель достаточно высокий, но, примерно пятая часть детей имеет низкий активный словарный запас.

Таким образом, в результате проведенного экспериментального исследования, мы сделали вывод о том, что при использовании в процессе обучения специальной системы упражнений по развитию устной и письменной речи у младших школьников, уровень их речевого развития будет повышаться.

А значит, наша цель изучить уровень развития грамматического строя речи, достигнута, задачи выполнены.

Список литературы :

1. Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 64 с. (Библиотека Логопеда).

2. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Ось - 89», 2005. – 272с. (Практическая психология)

4. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М., 1981.

5. Вопросы психологии, учебной деятельности младших школьников, 1962.

6. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собрание сочинений; т.2 -М..1982.

7 Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512с.

8. Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972.

9. Занков Л.В., Кузнецова Н.В. Опыт обучения русскому языку в 1 классе. – М., 1961, с.13

10. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 2 класс (Пособие для начальных классов). М.: «Грамотей», 2004. – 96 с

11. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/ Дону. 1997.

12. Игнатьев Е. И., Лукин И. С., Громов М. Д. Пособие для педагогических училищ (школьных). М., «Просвещение», 1965 г.

13.Карпов Ю.В., Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного развития

учащихся. - М., 1989.

14. Коррекция письма на уроках. 1-4 классы. – Вып. 2/ авт. – сост. Л.В. Зубарева. – Волгоград; Учитель, 2008. – 119 с

15. В. А. Крутецкий. " " "Просвещение", Москва, 1976 г.

16. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1997

17. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Избранные психологические произведения: В 2-х т./Под ред. В. В. Давыдова и др. – М, 1983. Т.2. С.69-70).

18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: МГУ, 1981.

19. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников /М.Р. Львов. – 3 – е изд., перераб. и доп. – Тула: ООО Издательство «Родничок»; М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 238, c . – (библиотека учителя начальной школы)

20. Люблинская А. А. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов. М., «Просвещение», 1971 г.

21. Немов Р.С. Психология. Учебник. В 3-х т. – М.: Высшее образование, 2005

22. Общая психология: Учебник для вузов А. Маклаков. - СПб: 2002.

23. Политова Н.И. развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 91 с.

24. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317 с. – (Стандарты второго поколения)

25. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб: Питер, 2002. - 432 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002.

27. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001. 460 с..

28. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. - М.: Школьная пресса, 2000.

29. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2006.

8. Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студентов средних учебных заведений, 7-е изд., испр. – М., 2008.

30. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2007.

31. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996.


1.2 Речевая деятельность младших школьников

В раннем детстве у ребенка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он "использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

Речевая деятельность - процесс словесного общения с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта, установление коммуникации, планирования своих действий. Высказывания младших школьников свободны, непосредственны. Часто это простая речь: речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная реактивная (диалогическая) речь. Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать на уроке. Нужно ставить перед учащимся задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать большой по объему материал. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникабельной и монологической речью. На протяжении младшего школьного возраста происходит развитие всех сторон речи: фонетической, грамматической, лексической. Первоклассники практически владеют всеми фонемами, тем не менее фонетической стороне надо уделить большое внимание, так как обучение чтению и письму требует хорошо развитого фонематического слуха, т.е. умение воспринимать, правильно различать все фонемы, научиться анализировать их, выделять каждый звук из слова, выделенные звуки сочетать в слова. На протяжении младшего школьного возраста идет развитие и грамматической стороны языка. Ребенок приходит в школу, практически владея грамматическим строем родного языка, т.е. он склоняет, спрягает, связывает слова в предложения. Развитию грамматического строя языка способствует новая форма речевой деятельности - письменная речь. Необходимость быть понятым в письменном изложении заставляет учащегося грамматически правильно строить свою речь.

Речевая деятельность требует не только механического воспроизведения известных случаев применения слов, но и творческого оперирования словами, понимания и оперирования их в новых ситуациях, в новых значениях. Поэтому успешность овладения учащимися лексикой определяется и количеством запоминающихся слов, и возможностью широко и адекватно пользоваться ими: самостоятельно понять новые случаи применения уже известных слов по аналогии с ранее бывшими в опыте ребенка, догадаться о значении нового слова, умение выбрать наиболее верное в данной ситуации.

Развитие речи в младших классах осуществляется в первую очередь на уроках родного языка. Овладение речью идет одновременно в нескольких направлениях: по линии развития звуко-ритмической, интонационной стороны речи, по линии овладения грамматическим строем, по линии развития лексики, по линии все большего и большего осознания учащимися собственной речевой деятельности.

При такой организации обучения в центре оказывается самая важная функция языка - коммуникативная. Раскрыть коммуникативную функцию языка для ребенка значит научить его планировать, высказывать свои замыслы языковыми средствами, предвидеть возможные реакции участника общения, контролировать свою речевую деятельность.

Вообще язык усваивается ребенком стихийно, в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно; стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно, как правило, усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

Это усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный, правильный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых знаний уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которые дети в устной дошкольной речевой практике совсем не употребляли.

В школе учащиеся овладевают чтением и письмом. И чтение и письмо -речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знания его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. Все это не приходит к ребенку само собой, всему надо учить; этим и занимается методика речевого развития.

Третья сфера работы школы по развитию речи - доведение речевых умений детей до какого-то минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся. Это совершенствование речи учащихся повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей.

Речь - очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются три линии: работа над словом, работа над словосочетанием и предложением, работа над связной речью.

Вообще все эти три линии работы развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений для связной речи; при подготовке к рассказу сочинению проводится подготовительная работа над словом и предложением. В развитии речи нужна долгая кропотливая работа учащихся и учителя. Временные неудачи срывы не должны пугать. Систематическая работа по развитию речи обязательно даст плоды. Речевые умения и навыки развиваются по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему - речь совершенствуется и обогащается.

1.3 Психологические особенности формирования речи первоклассников

Одним из важнейших показателей уровня культуры мышления, интеллекта человека, является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребёнок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребёнок овладевает не пассивно, а активно - в процессе своей речевой практики.

Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка (слов, их сочетаний, предложений и пр.) Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника -средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большей степени зависит от обогащения ребёнка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Могут быть выделены следующие периоды речевого развития человека:

- младенческий возраст - до 1 года - гуление, лепет;

ранний возраст - от 1 года до 3 лет - овладение слоговым и звуковым составом слова, простейшими связями слов в предложении; речь диалогическая, ситуативная;

- дошкольный возраст - от 3 лет до 6-ти - появление монологической речи, контекстной; появление форм внутренней речи;

младший школьный возраст - от 6 до 10 лет - осознание форм речи (звукового состава слова, лексики, грамматического строя), овладение письменной речью, понятием о литературном языке и норме, интенсивное развитие монолога;

средний школьный возраст - от 10 до 15 лет - овладение литературной нормой, функциональными стилями речи, начало формирования индивидуального стиля речи;

старший школьный возраст - от 15 до 17 лет - совершенствование культуры речи, овладение профессиональными особенностями языка, становление индивидуального стиля.

Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

1.4 Требования к речи учащихся

Первое требование - это содержательность. Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания - вся окружающая ребенка жизнь. Учитель помогает младшим школьникам подготовить накопленный материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженной темой.

Рассказ или сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг, картин. Пользуются успехом в начальных классах также сочинения на основе творческого воображения. В тех случаях, когда учащимся задаётся сочинение без достаточной подготовки его содержания, тексты оказываются бедными, расплывчатыми.

Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность, обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и завершить высказывание.

Третье требование - точность речи - предполагает умение говорящего или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства - такие слова, словосочетания, фразеологические единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие изображаемому.

Точность требует богатства языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных случаях разные слова, наиболее подходящие к содержанию.

Говорить или писать можно лишь о том, что хорошо знаешь. Тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем высказываются обдуманные, невыдуманные переживания. Эту, казалось бы, очевидную истину приходится повторять, потому, что нередко в школе детям предлагают рассказывать о том, что они не знают, к чему не готовы. Удивительно ли, что их речь оказывается бедной, расплывчатой? Однако те же дети неплохо рассказывают, накопив необходимый материал в результате наблюдений.

Отсюда вытекает четвёртое требование - богатство языковых средств, их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы, различные структуры предложения, наилучшим образом передающих содержание.

Пятое требование - ясность речи, т.е. её доступность слушателю и читателю, её ориентированность на восприятие адресатом. Говорящий или пишущий сознательно или подсознательно учитывает и возможности, и интересы, и другие качества адресата речи. Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложнённость синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами, "красивостями". Речь должна быть коммуникативно-целесообразной в зависимости от ситуации, от цели высказывания, от условий обмена информацией.

Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она выразительна (шестое требование).

Язык - это средство речевого общения и интеллектуальной деятельности человека. Речь - это процесс общения посредством фонетических, лексических и грамматических элементов языка. Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. С помощью слова человек осознаёт получаемую информацию, соотносит её с имеющимися знаниями, принимает решения, планирует предстоящие действия, сопоставляет полученный результат с намеченной целью, осуществляет контроль и корректировку действий. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, не имеющих ещё чёткого грамматического оформления, речь постепенно обогащается и усложняется. Словарный запас человека, характеризуется как с количественной, так и с качественной стороны. К моменту поступления в школу ребёнок имеет в словарном запасе от 3000 до 7000 слов. К моменту перехода в средние классы словарь младшего школьника увеличивается до 7000-12000 слов. При поступлении в школу ребёнок уже обладает достаточным словарным запасом, который даёт ему возможность овладеть всей сложной системой грамматики. В то же время он испытывает активную нехватку лексических средств, является носителем такого большого запаса неясных, непродуманных, но пережитых представлений, что едва ли обладает достаточными языковыми средствами, чтобы его передать.Такое противоречие в характеристике словаря ребёнка данного возраста объясняется тем, что к началу обучения в школе он научается пользоваться языком в целях общения и мышления, то есть овладевает словарём в пределах повседневных потребностей, с приходом же в школу начинается новый этап в его языковом развитии. Практика обучения и отдельные исследования свидетельствуют, что словарный запас младших школьников, как правило, ограничен количественно, истощён, беден по составу: 1) мало прилагательных и наречий, почти полностью отсутствуют деепричастия, причастия, отглагольные существительные; 2) почти не используются слова, имеющие собирательное и абстрактное значение; 3) учащиеся затрудняются определять и передавать словесно физические и эмоциональные или нравственные состояния людей. Кроме этого наблюдается недостаточная дифференцированность слов по семантике, повторы одних и тех же слов, неадекватное их использование; во фразах преобладают имена существительные, глаголы, личные и притяжательные местоимения. Высказывания дошкольника и младшего школьника, отмечает в своих трудах психолог, как правило, непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь. Школьный курс, способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать объемный материал. Передача целых рассказов, вывод и формулировка правил строится как монолог. В процессе учебной деятельности учащиеся должны овладеть произвольной, активной, программированной, коммуникативной и монологической речью. На протяжении младшего школьного возраста идёт развитие и грамматической стороны языка. Этому способствует новая для ребёнка форма речевой деятельности - письменная речь. Необходимость быть понятным в письменном изложении, подчёркивает,заставляет учащихся правильно строить свою речь. Письменная речь - разновидность монологической речи. Но она более развернута, чем устная монологическая речь, так как предполагает отсутствие обратной связи с собеседником. Отсюда большая структурная сложность письменной речи. Это самый произвольный вид речи. В письменной речи, сознательно оценивается степень пригодности языковых средств. Даже в процессе элементарного письменного высказывания мысль развертывается, уточняется, совершенствуется. Так как письменная речь лишена жеста, интонации и должна быть (в отличие от внутренней) более развернутой, для младшего школьника перевод внутренней речи в письменную вначале очень труден. Психолог И. Ю. Кулагина связывает развитие речи младших школьников и умения читать и писать с изменением мышления и понимания учащихся. «От доминирования наглядно-действенного и элементарного образного мышления, от до понятийного уровня развития и бедного логического размышления школьник поднимается до словесно-логического мышления на уровне конкретных понятий». Происходит усвоение и активное использование речи как средства мышления для решения разнообразных задач. Развитие идёт успешнее, если ребёнка обучают вести рассуждения вслух, словами воспроизводить ход мысли и называть полученный результат. Работая над развитием речи, мы тем самым совершенствуем психические функции младших школьников. Как показывают исследования, все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми. Первоначально ребёнок целиком и полностью находится во власти внешних впечатлений. С овладением же речью он начинает осознавать свои потребности и интересы и соотносить их с целями и задачами, которые ставят перед ним родители, учителя и другие взрослые, и на основе этого принимать решения и действовать в соответствии с этими решениями. Точно так же в связи с овладением речью происходят существенные изменения в умственном развитии, в развитии познавательных сил. Большинство психологов рассматривает речь как речевую деятельность, выступающую или в виде целостного акта деятельности (если она имеет специфическую мотивацию, не реализуемую другими видами деятельности), или в виде речевых действий включённых в неречевую деятельность. Выделяют условия, без которых речевая деятельность невозможна, а, значит, невозможно и развитие речи учащихся. Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои стремления, чувства, мысли не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у них потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно. Второе условие речевого высказывания - это наличие содержания материала, то есть того, о чём нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание. Значит, условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений, забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной. Выражение мысли и общение между людьми возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Поэтому третье условие успешного речевого развития - это вооружение средствами языка. Детям нужно дать образцы языка, создать для них хорошую речевую среду. Различают речевую деятельность по степени произвольности (активная и реактивная), по степени сложности (речь-называние, коммуникативная речь), по степени предварительного планирования (монологическая речь, требующая сложной структурной организации и предварительного планирования, и диалогическая речь). Речевая деятельность теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Рассматривая взаимосвязь речи с различными психическими процессами, подчёркивал, что высшие психические функции (произвольное внимание, произвольная память, творческое воображение, абстрактное мышление) - не изначально даются как свойства душевной жизни, а как результат активного овладения ребёнком языком, речью. В школе дети овладевают чтением и письмом - это речевые умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его морфологии, грамматики, на навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей. Одна из целей уроков литературного чтения - это доведение речевых умений школьников до определённого минимума, ниже которого не должен остаться ни один ребёнок, это совершенствование речи, повышение её культуры, всех выразительных возможностей. Таким образом, мы выяснили, что условием развития речи и обогащения словаря младших школьников является создание широкой системы речевой деятельности. С одной стороны, восприятие хороших образцов речи, достаточно разнообразных и содержащих необходимый языковый материал, с другой - создание условий для собственных речевых высказываний, в которых ученик мог бы использовать все те средства языка, которыми он должен овладеть. Вот почему так важно создавать условия для речевой активности учащихся, для общения, для выражения школьниками своих мыслей. Развитие речи ребёнка - не стихийный процесс. Оно требует постоянного методического руководства. Все перечисленные в этой части главы особенности речевого развития младших школьников следует учитывать учителю в работе с младшими школьниками на уроках литературного чтения.

Речь является средством общения и формой существования мысли. С помощью языка и речи формируется мышление ребенка, определяется структура его сознания. Сама формулировка мысли в словесной форме обеспечивает лучшее понимание объекта познания.

У первоклассника высказывания, как правило, непосредственны. Часто его речь - это речь-повторение, речь- называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь.

Школьный курс способствует формированию произвольной, развернутой речи, учит ее планировать. На занятиях учитель ставит перед учащимися задачу научиться давать полные и развернутые ответы на вопрос, рассказывать по определенному плану, не повторяться, говорить правильно, законченными предложениями, связно пересказывать относительно большой по объему материал. Передача целых рассказов, вывод и формулировка правил строятся как монолог.

Овладение речью идет по разным линиям: развитие звукоритмической, интонационной стороны речи, овладение грамматическим строем, развитие лексики, все большее осознание учащимися собственной речевой деятельности.

За счет специальной организации учебной деятельности учитель управляет речевым развитием учащихся. Одной из главных проблем совершенствования системы развития речи является постановка темы урока, заинтересованность ею и живое обсуждение учащихся. Общими задачами учителя в развитии речи школьников являются:

  • 1. Обеспечение для учащихся хорошей речевой (языковой) среды (восприятие речи взрослых, чтение книг и т. д.).
  • 2. Создание па уроке ситуаций общения, речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи детей, развитие их интересов, потребностей и возможностей самостоятельной речи.
  • 3. Обеспечение правильного усвоения учениками достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизированные употребления слов, образования форм, построения речевых конструкций.
  • 4. Проведение специальной работы по развитию речи па различных уровнях: произносительном, словарном, морфологическом, синтаксическом, па уровне связной речи.
  • 5. Способствование развитию желания и стремления у учеников говорить правильно, литературным языком.
  • 6. Развитие не только речеговорения, но и аудирования.

Письменная речь принципиально усложняет структуру общения, так как открывает возможность обращаться к отсутствующему собеседнику.

Развитие речи требует долгой, кропотливой, систематической работы младших школьников и учителя. А дома - при участии родителей.

К концу 4-го класса учащиеся должны овладеть произвольной, активной, коммуникативной, монологической и диалогической речью.

СИТУАЦИЯ № 52. Дислексия, как неспособность к учению, связанная с небольшими трудностями в овладении чтением, заключается в том, что младшие школьники путают буквы «Э» и «3». Им трудно не только называть буквы или слова, но также предметы и цвета. Извлекая из памяти слова: «стол», «синий», они тратят больше времени, чем сверстники. Таким детям трудно па слух определить два отдельных слога в двухсложном слове или установить, с какого звука начинается слово и каким заканчивается.

С чем может быть связано явление дислексии?

Как помочь таким учащимся?

Решение. Предполагается, что это связано с «дисфункцией мозга».

Большинство детей начальную стадию овладения чтением проходят быстро, а эти дети задерживаются на ранних стадиях чтения. К тому же они позднее начинают говорить, и их речь менее развита, чем у сверстников. Есть много фактов, подтверждающих роль наследственности в этом расстройстве.

Обычно этим расстройством страдали и родители, братья, сестры.

Коррекционная работа с дислектиками должна проводиться по разработанной специалистом программе, которая предусматривает:

  • обращение внимания на занимательность материала;
  • возможность быстрого достижения успеха;
  • создание у ребенка чувства уверенности в своих силах.

Дети-дислектики, сумевшие быстро преодолеть свой недостаток, могут стать преуспевающими взрослыми, как Т. Эдисон, X. Андерсен и др. Они в детстве страдали дислексией.

СИТУАЦИЯ № 53. У ребенка с нормальным зрением затруднено чтение мелкого шрифта в отличие от доступных ему текстов, написанных крупными буквами.

Какие могут быть причины?

Решение. Одной из причин может быть то, что, уже владея прочтением слов и фраз, ученик еще не освоил необходимую для полноценного чтения операцию «конструирования» текста.

Сформированное чтение включает в себя возможности организации пространственного поля текста, что при плотной печати и мелком шрифте более затруднено, чем при восприятии текста, напечатанного крупно, с отчетливо заданными интервалами, окончаниями фраз, заметно выделенными абзацами.

СИТУАЦИЯ № 54. Иногда у детей в начальной школе возникает явление, называемое дисграфией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его мышления, интеллекта является его речь. Возникнув впервые в раннем детстве в виде отдельных слов, речь постепенно обогащается и усложняется. Ребенок овладевает фонетическим строем и лексикой, практически усваивает закономерности изменения слов (склонение, спряжение и пр.) и их сочетания, логику и композицию высказываний, овладевает диалогом и монологом, различными жанрами и стилями, развивается меткость и выразительность его речи. Всем этим богатством ребенок овладевает не пассивно, а активно - в процессе своей речевой практики. Речь - это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств язык.

Речь выполняет функции общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника - средством успешного обучения в школе. Речь - способ познания действительности. С одной стороны, богатство речи в большой степени зависит от обогащения ребенка новыми представлениями и понятиями; с другой - хорошее владение языком, речью способствует познанию сложных связей в природе и в жизни общества. Дети с хорошо развитой речью всегда успешнее учатся по разным предметам.

Есть несколько условий, без которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся.

Первым условием возникновения и развития речи человека является потребность высказываний. Без потребности выразить свои мысли, чувства, стремления не заговорили бы ни маленький ребенок, ни человечество в своем историческом развитии. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является создание ситуаций, вызывающих у школьников потребности высказываний, желание и необходимость что-то высказать устно или письменно.

Второе условие любого речевого высказывания - это наличие содержания, материала, т.е. того, о чем нужно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание. Четкость, логичность речи зависит от того, насколько богат и насколько подготовлен материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является тщательная подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений и пр.), забота о том, чтобы речь детей была по-настоящему содержательной.

Язык усваивается в общении, в процессе речевой деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь нередко примитивна и неправильна. Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы. Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Иными словами, школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний, множество таких грамматических форм и конструкций, которых он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях; должен усвоить нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также орфоэпические и орфографические нормы.

Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма - важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи, в отличие от разговорной, стилями и жанрами.

Третья задача школы - это совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.

В развитии речи отчетливо выделяются три направления: работа над словом (лексический уровень), работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень) и работа над связной речью (уровень текста).

Кроме того, в объем понятия "развитие речи" включается произносительная работа - дикция, орфоэпия, выразительность, исправление произносительных недочетов.

Указанные три линии работы развиваются параллельно, хотя они и находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливают связную речь. В свою очередь, связные рассказы и сочинения служат средством обогащения словаря.

Развитие речи учащихся имеет свой арсенал методических средств, собственные виды упражнений; наиболее важные из них - это упражнения в связной речи (рассказы, пересказы, сочинения и пр.). Они представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, так как в них сливаются все речевые умения и в области словаря, и на уровне синтаксическом, умение накапливать материал, логические, композиционные умения

Развивать связную речь школьников - это значит прививать им ряд конкретных умений.

1. Умение понять тему, вдуматься в нее, осмыслить, умение с относительной полнотой раскрывать тему сочинения. Работа над любым связным текстом начинается с вопроса "о чём?". Подготовка к пониманию темы проводится при пересказе, в изложении, при анализе образцов, а самостоятельное раскрытие темы осуществляется в сочинении. Готовясь к рассказу или сочинению, школьники отбирают материал, который соответствует теме сочинения.

2. Умение подчинить свое сочинение определенной (основной) мысли.

3.Умение собирать материал для рассказа, сочинения или другого связного текста. Сбор материала иногда продолжается длительное время, требует систематических наблюдений, а иногда и записей.

4. Следующее умение - это систематизация материала, расположение его в нужной последовательности, умение составлять план предстоящего связного текста и писать, придерживаясь намеченной последовательности и составленного плана. Дети сами решают, о чем нужно сказать сначала, о чем - после, как будет закончен рассказ.

5. Умение использовать средства языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, т.е. умение правильно выражать свои мысли. Для того, чтобы успешно работать над связным высказыванием, нужна подготовленная языковая база: необходимо иметь достаточный запас лексики, синтаксических умений. Этому служат системы упражнений со словом, словосочетанием и предложением, а также усвоение образцовых текстов (т.е. языковая среда). Наряду с постоянной языковой работой, которая проводится на всех уроках независимо от предстоящего изложения или сочинения, предполагается и конкретная языковая подготовка каждого отдельного связного текста, сочинения, изложения и т.п.

6. Умение писать сочинение, составлять устный или письменный текст, т.е. подводить итог всей подготовительной работы. Умение начать, не упустить важного, использовать материал, подготовленный к сочинению, подобранные слова, все записать с соблюдением полей, красной строки, каллиграфически правильно, без грамматических ошибок.Умение завершить, закончить сочинение. Очень важно научить детей работать над текстом достаточно быстро, выработать умение укладываться в сроки, отведенные на рассказ, изложение или сочинение.

7. Умение совершенствовать написанное, редактировать собственный текст (в элементарных формах) также доступно младшим школьникам и поэтому включается в список обязательных умений. Это умение воспитывается на основе самокритического отношения к своему творчеству. Учащихся необходимо постепенно приучать замечать недостатки, ошибки в отборе материала, в его расположении, в полноте или правильности раскрытия темы, в отборе слов, в построении словосочетаний и предложений. Опыт показывает, что учащиеся третьего класса при соответствующей подготовке или в результате специального обучения делают по 3-4 исправления, улучшающих написанный текст.

Каждое упражнение в составлении связного текста предполагает использование всех этих умений в той или иной степени. Но учить всем умениям сразу в одинаковой степени невозможно. Поэтому на каждом уроке, где составляется учащимися какой-то текст, будь то изложение или сочинение, рассказ или пересказ, письмо или отзыв о прочитанной книге, должна быть четко определена главная учебная задача.

Школьники овладевают умениями, последовательно продвигаясь от простейших к более сложным, устанавливая связи между ними. Осознание связей и зависимости между фактами, событиями, явлениями развивает мышление школьников. Успех дела будет обеспечен тогда, когда каждое упражнение, каждое новое умение, которым овладеют учащиеся, будет представлять собой необходимое звено в цепи упражнений, в их системе. Необходимо предусмотреть постепенное расширение, обогащение всех тех умений, о которых было сказано выше.

Поэтому планировать развитие связной речи учащихся необходимо на длительный срок, например на год. При этом условии в плане могут быть предусмотрены различные виды упражнений, различные темы, формирование различных умений. План должен охватывать все доступные возрасту учащихся виды сочинений, изложений, рассказов, других упражнений. Это позволит разносторонне развивать связную речь учащихся.

Очень важно определить примерное соотношение упражнений. Так, устные упражнения проводятся чаще, чем письменные. Это преобладание достигается за счет пересказов прочитанного и (что очень важно!) рассказов по наблюдениям, драматизации, импровизации, словесного рисования и т.д.

Такие письменные упражнения, как сочинения и изложения продолжительностью в один урок, проводятся сравнительно редко, 2 раза в месяц, но письменные речевые упражнения малых форм проводятся почти на каждом уроке, 3-5 раз в неделю.