Психологический взляд (PsyVision) - викторины, учебные материалы, каталог психологов. Сочетание интеллектуальных способностей, личностных потребностей и социальных ожиданий взрослых и периоды развития

Третья фаза – период зрелости. Она начинается в 25–30 и продолжается в среднем до 45–50 лет. В эту пору человек, как правило, уже нашел свое призвание или хотя бы просто профессиональное занятие, которое является делом его жизни и дает средства к существованию. Большинство людей имеет в это время собственные семьи. В пору зрелости человеку свойственны реальные ожидания от жизни, трезвая оценка своих возможностей, основанная на знании себя, по крайней мере, это должно быть так. Знание жизни и самого себя позволяет человеку ставить перед собой вполне конкретные жизненные цели и часто достигать их. С точки зрения Ш. Бюлер, в 40 лет самооценка личности базируется на результатах предыдущих достижений, от них зависят и перспективные планы, жизнь рассматривается (или должна рассматриваться) как решаемая задача.

Четвертая фаза – фаза начала старения – от 45–50 до 65–70 лет, когда стареющий человек уже завершает свою профессиональную деятельность. Из его семьи, как правило, уходят взрослые дети. Для человека наступает «трудный возраст» душевного кризиса вследствие биологического увядания, потери репродуктивной способности, сокращения будущего времени жизни. У стареющих людей, по наблюдениям Ш. Бюлер, усиливается склонность к мечтам, воспоминаниям, одиночеству. В конце этого периода завершается путь самоосуществления, исчезает и самоопределение, постановка новых жизненных целей.

Пятая и последняя фаза жизни – от 65–70 лет до смерти. Подавляющее большинство старых людей оставляет профессиональную деятельность, которую нередко заменяют хобби. Семья окончательно распадается, ослабевают и сходят на нет все социальные связи. Внутренний мир стариков обращен к прошлому, в нем преобладает тревога, предчувствие близкого конца и желанного покоя. С точки зрения Ш. Бюлер, человек в этом возрасте влачит бесцельное существование. Исследователь Н.А. Логинова отмечает, что если встать на позицию Ш. Бюлер, то логично было бы не причислять последнюю фазу жизни к жизненному пути вообще. Она остается как бы за скобками .

Мы также не можем полностью согласиться с мнением Ш. Бюлер относительно последней фазы человеческой жизни. В действительности это далеко не всегда происходит именно так, как она описала. Все мы знаем случаи активной и творческой старости. В этом возрасте больше, чем раньше, жизнь человека зависит от него самого, от его индивидуальных особенностей, от того, как он прожил предыдущие годы. Хотя Ш. Бюлер и говорит о разграничении биологического и социокультурного созревания, ко второй половине жизни она этого почему-то не относит. Уже на четвертом этапе при появлении первых признаков старения, с ее точки зрения, должен наступить «душевный кризис», связанный с биологическим увяданием и потерей репродуктивной способности. В действительности же к последнему фактору можно отнестись по-разному – в потере репродуктивной способности объективно есть не только отрицательные, но и положительные стороны. А уж если говорить об истинно религиозных людях, то по мере приближения к вечности у них возрастает ощущение смысла жизни и ответственности за нее.

Если внутри первого периода жизни Ш. Бюллер провела дополнительную классификацию, выделив в детстве отдельно каждые 2–3 года, то в дальнейшем в одной возрастной стадии размах достигает 20 и более лет. В таком подходе автор не одинока, многие разделяют его. Дело в том, что учеными гораздо более детально изучен детский и отроческий возраст, чем период зрелости. Так, из восьми стадий жизненного пути, выделенных Э. Эриксоном, четыре стадии относятся к периоду первичной социализации до окончания школы, еще две – к периоду юности и ранней молодости, и только две приходятся на всю оставшуюся жизнь, где выделяется зрелость и заключительный этап . Таким образом, если в первые 25–30 лет жизни человека Э. Эриксон выделяет шесть стадий, то вся последующая жизнь на протяжении 40–50 лет подразделяется лишь на две стадии. Вероятно, это связано с тем, что процесс вхождения ребенка в мир, первичная адаптация к социальной среде имеет ряд общих черт, а в дальнейшем развитие человека во многом становится гораздо более индивидуализированным. Конечно, это не означает, что его следует меньше изучать, но чем меньше общих характеристик можно выделить, тем изучение становится сложнее.

В настоящее время учеными более детально изучен детский и отроческий возраст, чем период зрелости.

С этой точки зрения особенно впечатляет одна из периодизаций человеческой сексуальности, где период зрелой сексуальности трактуется как одно целое и составляет целых 30 лет – от 26 до 55 лет. Здесь выделяются:

1) парапубертатный период – от 1 до 7 лет;

2) предпубертатный – до 13 лет;

3) пубертатный – до 18 лет;

4) переходный период становления – до 26 лет; сексуальности

5) период зрелой сексуальности – до 55 лет;

Трудно представить, чтобы в течение 30 лет сексуальное поведение человека не менялось и интерпретировалось только как «зрелая сексуальность». С нашей точки зрения, «переходный период» более точно было бы назвать юношеской гиперсексуальностью, и в 26 она, если и начинает спадать (у мужчин), то совсем незначительно, и в дальнейшем снижение происходит постепенно. Поскольку сексуальность – явление не только физиологическое, но и психологическое, то она связана также и с возрастными кризисами, и с особенностями самосознания личности. В середине жизни она продолжает развиваться или, по крайней мере, претерпевает глубокие изменения. Кроме того, в этой классификации ничего не говорится об особенностях мужской и женской сексуальности, как будто между ними нет никаких различий.

В современной науке отсутствует единая, всеми признанная классификация возрастных периодов. Оригинальную классификацию времени человеческой жизни предложил американский исследователь Д. Левинсон . Он поставил акцент на взрослые периоды жизни, мало обращая внимания на детство, которое назвал «эрой предвзрослости». В его классификации отдельные годы входят сразу в две группы, являясь окончанием одного периода и началом нового. Он выделяет: 1) эру предвзрослости (0-22), эру ранней взрослости (17–45), эру средней взрослости (40–65) и эру поздней взрослости (60 – до конца жизни). В каждой «эре» он выделяет еще три периода: переход к следующему этапу взрослости, вхождение в этот этап, и наконец, кульминационный период. По мнению Левинсона, благополучие жизни в следующей эре закладывается уже на предыдущих этапах. Мы полностью согласны с таким подходом, однако будем обращать внимание на то, какие возможности имеются у индивида, если основы для благополучия на предыдущих этапах ему заложить не удалось или он был лишен такой возможности в детстве.

Из современных российских исследователей, занимавшихся проблемами классификации стадий жизненного цикла человека, следует отметить А.А. Реана с соавторами, К.А. Абульханову, В.Д. Шадрикова, Л.А. Регуш, О.В. Краснову, М.Б. Ермакову. Семь стадий в жизни человека выделил А. А. Реан:

1) младенчество (от рождения до 2 лет);

2) раннее детство (от 2 до 6);

3) среднее детство (от 6 до 11);

4) подростковый и юношеский возраст (от 11 до 19);

5) ранняя взрослость (от 20 до 40);

6) средняя взрослость (от 40 до 60);

7) поздняя взрослость и старость (60…75…) .

Данную классификацию вряд ли можно считать соответствующей задачам изучения адаптации и решения личностных проблем. С нашей точки зрения, подростковый и юношеский возрасты совершенно нецелесообразно объединять в одну группу, поскольку и мироощущение, и задачи, стоящие перед подростками и юношами, далеко не одинаковы. Эту возрастную группу нельзя считать единым целым, общим у них является лишь само переходное состояние, но оно имеет существенные различия. Стремление продлить период ранней взрослости характерно для многих авторов, но в этом, по нашему мнению, есть большая натяжка. Вряд ли 35, а тем более 40 лет можно все еще считать началом взрослой жизни. Учитывая среднюю продолжительность жизни, в этот период человек находится во второй ее половине, и наиболее значимые выборы им уже сделаны. И если 40 лет еще можно отнести к средней взрослости, то с приближением к 50 годам неизбежно начинается стадия биологической инволюции. Соответственно, различаются и задачи, возникающие перед людьми разных возрастных категорий, что влечет за собой различие в механизмах их адаптации.

В отличие от периодизации детских возрастов, периодизации взрослости различны, реже имеют четкие границы и имеют разное основание.

В классическом учебнике по психологии развития Г. Крайг называются три типа факторов, влияющих на развитие личности: нормативный возрастной, нормативный исторический и ненормативный. Естественные закономерности развития (нормативные факторы) имеют наибольший вес в детстве, в юности большое влияние могут оказать исторические факторы. Роль ненормативных факторов (индивидуальных условий жизни) в течение жизни человека неуклонно повышается.

Периодизация детских возрастов представляет из себя более простую задачу именно потому, что зависит в основном от естественных факторов и хорошо соотносится с хронологическим возрастом.

Нижняя граница зрелости зависит от того, относится ли автором юношеский возраст к периоду взрослости или нет. Таким образом, нижняя граница взрослости - от 17 до 25 лет. Границы периодов внутри взрослости ещё более размыты и индивидуальны.

По Б.Г. Ананьеву взрослый период жизни человека длится от 18 до 60 лет. В нём он выделял три периода:

от18 до 25 - ранняя взрослость

от 26 до 46 - средняя взрослость

от 47 до 60 - поздняя взрослость.

В периодизации, созданной Ш. Бюлер в середине XX века, основанием для деления на периоды является интенциональность, которая структурируется из «базовых тенденций» - врожденных стремлений человека к реализации определенных ценностей и смыслов. Жизненный путь человека в её концепции делится на пять фаз:

  • 1. от 16 до 20 - предшествует самоопределению, человеку свойственна спонтанность.
  • 2. от 16-20 до 25-30 лет - предварительное самоопределение, выбор профессии, супруга, часто в этом возрасте жизненные цели подвержены изменениям. Человек становится самостоятельным и зрелым.
  • 3. от 25-30 до 45-50 - фаза зрелости. Человек находит своё дело в жизни, есть собственная семья, желания соотносятся с реальностью, достигается самореализация. Период наивысшей генеративности.
  • 4. от 45-50 до 65-70 - стареющий человек. Завершение профессиональной деятельности, психологический кризис, сворачивание жизненных целей, достижение мудрости.
  • 5. после 70 - старый человек. Обращенность к прошлому, желание покоя, отсутствие целей, сокращение социальных связей.

Согласно Э. Эриксону, человек проживает восемь стадий, в каждой из которых содержится психосоциальный кризис, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего развития человека.

Фазы развития следующие:

от рождения до 1 года (младенчество, или орально-сенсорная стадия);

от 1 до 3 (раннее детство, или мышечно-анальная стадия);

от 3 до 6 (возраст игры, или локомоторно-генитальная стадия);

от 6 до 12 (школьный возраст, или латентная стадия);

от 12 до 19 (подростковый и юношеский возраст);

от 20 до 25 (ранняя зрелость);

от 26 до 64 (средняя зрелость);

от 65 (поздняя зрелость).

Эриксон был последователем психоанализа, поэтому в основе его периодизации лежат стадии развития, выделенные Фрейдом, однако он существенно развил его идеи. Он является создателем концепции «эго-психологии», в которой главная роль отводится не борьбе Ид и Супер-Эго, а именно формированию Эго и эго-идентичности, обеспечивающими гармоничное развитие человека и способность к гармоничным отношениям с другими людьми.

Период собственно взрослости, длящийся примерно от 19 до 65 лет, делится в периодизации Эриксона на две фазы, на раннюю и позднюю зрелость.

Ранняя зрелость (молодость), длящаяся до 25 или дольше, обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии (“устройства”), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни. В целом это период получения профессии (“устройства”), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

В этой фазе главным конфликтом, является достижение близости против изоляции. Близость (интимность) по Эриксону определяется как поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без страха потерять себя. Это напрямую связано с задачей предыдущего периода - собственно с достижением цельной идентичности.

Главная опасность периода - изоляция. Излишняя поглощенность собой и избегание близких межличных отношений приводит к неспособности их устанавливать, одиночеству и социальному вакууму.

Разрешение этого конфликта ведет к обретению любви. Эриксон уделяет большое внимание разным аспектам любви, но главной особенностью любви является для него способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

Вторая фаза, зрелость, характеризуется конфликтом между продуктивностью и инертностью. Продуктивность - это забота старшего поколения о тех, кто придет ему на смену, осознание связи поколений. Человек, достигший такой продуктивности, испытывает чувство самореализации не только от собственных успехов, но и от успехов своих детей или учеников.

Если человек чрезмерно поглощен собой, ему не удается стать продуктивным, он концентрируется только на собственных желаниях и проблемах, это обедняет межличностные отношения, ухудшается его функционирование как деятельного члена общества. Это выражается в виде кризиса возраста, сопровождающегося чувством бессмысленности жизни и безнадежности. Такой человек становится инертным.

Если же у человека продуктивность преобладает над инертностью, то он обретает способность к заботе, которая является главным достижением данной фазы.

Американским психологом Р. Хевингхерстом (в 1953 году) была разработана периодизация взрослых возрастов, основанная на задачах развития. Задача развития, по Хервингхерсту, это «задача, которая возникает в определенное время в жизни человека, и успешное разрешение которой влечет за собой счастье и успешность в более поздних задачах, в то время как неудача приводит к несчастью, неодобрению обществом, и трудностям с решением более поздних задач» (L. Manning, 2002).

Задачами периода вхождения во взрослость и ранней взрослости являются следующие:

Принятие своего тела и присвоение гендерной социальной роли.

Установление новых, более зрелых отношений со сверстниками обоих полов.

Достижение эмоциональной независимости.

Выбор и обучение профессии. Достижение экономической независимости.

Развитие систем понятий, необходимых для гражданской компетентности. Принятие гражданской ответственности, стремление к социально-ответственному поведению.

Выбор супруга, начало семейной жизни. Научиться жить с партнером по браку. Ведение хозяйства. Воспитание детей.

Найти близкую по духу социальную группу.

Приобретение набора ценностей и этической системы в качестве базы поведения.

В периодизации Д. Левинсона возрастные периоды характеризуются через структуру жизни - выстраивание отношений индивида с внешним миром (отдельными людьми, малыми и большими группами, социальными системами). Всего он выделяет 4 этапа по 15-25 лет, для каждого из которых характерна особая структура жизни. В определенном возрасте люди начинают исследовать свои системы жизни и, вырастая из них, конструируют новые. Затем этот цикл повторяется. (Г. Крайг, 2012)

Левинсон выделил следующие переходы:

  • - к ранней взрослости -- 17--22 года;
  • - переход 30-летия -- 28--33 года;
  • - к средней взрослости -- 40--45 лет;
  • - переход 50-летия -- 50--55 лет;
  • - переход к поздней взрослости -- 60--65 лет.

Вхождение во взрослость, период начинаний, приходится на возраст от 17 до 33 лет.

Задачами ранней взрослости являются:

Определить мечту, цель в жизни, то, что будет вдохновлять на развитие.

Найти наставника, который обеспечит переход в мир взрослых, поддержит на пути осуществления мечты.

Построение карьеры.

Установить близкие отношения со значимым другим, которые так же будут вдохновлять на деятельность.

Левинсон отдельно рассматривает жизненный путь мужчины и женщины, и многие его работы посвящены гендерным различиям а развитии. Одной из особенностей является то, что развитие женщины больше зависит от стадий семейного цикла, и их жизненные цели больше связаны с семьей, а профессиональное развитие во многом подчинено семейным интересам. (Roberts, Newton, 1987)

Американская исследовательница Г. Шихи, последовательница Левинсона, применила изучала период взрослости в сравнительном анализе жизни супругов. Ее выводы во многом подтвердили данные Левинсона.

Первый кризис, происходящий в 20-22 года -- это переход к ранней взрослости, кризис «отрывания от родительских корней». В этом возрасте человеку необходимо определять и уточнять свои жизненные планы и приступать к их осуществлению. Молодой человек ищет себя, создает свою индивидуальность и окончательно осознает себя как взрослого, осознает свои права и обязанности в связи с этим. Так же это возраст, когда большинство ищет супруга и создает семьи. В профессиональном плане главной целью является специализация и приобретение мастерства в выбранной деятельности.

Около 30 лет происходит кризис конца молодости, переход к средней взрослости, «золотому возрасту», периоду наивысшей работоспособности и отдачи. Это нормативный кризис взрослости, он происходит от несоответствия того, что есть и того, что могло бы быть. Чем сильнее расхождения, тем больше человек переживает беспокойства и сомнений. В этом возрасте человеку необходимо переосмыслить свой жизненный путь с учетом накопленного опыта, скорректировать жизненные планы и упорядочить свою жизнь во всех сферах (семейной, профессиональной, и т.д.). Происходит переоценка предыдущих выборов, иногда из-за этого человек может резко изменить свою жизнь: распадаются ранние браки, люди получают новое образование, меняют сферу деятельности, если она их не устраивает. Но без личностной перестройки и рефлексии это может оказаться иллюзорным путем решения проблемы.

После 30 лет - «корни и расширение» - главными целями становится карьерные продвижения, решение материальных проблем, обретение постоянного жилища, расширение социальных связей. Также человек постепенно принимает себя таким, какой он есть, интегрирует те части своего Я, которые раньше игнорировались.

В периодизации, предложенной В. Моргуном и Н. Ткачевой, положен критерий ведущей деятельности. В периодизации рассматриваются семь возрастных периодов: юность, молодость, расцвет, зрелость, пожилой возраст, старость и долгожительство.

Ведущей деятельностью в юности (18-23 года) указывается личностное и профессиональное самоопределение, молодости (до 30 лет) - поиск себя, индивидуальности, осознания себя взрослым, выработка индивидуального стиля, достижения мастерства в определенной деятельности. Следующий период, расцвет (31-40 лет) описывается через переход кризиса 30 лет, подведение первых итогов и переосмысление жизни. Ведущей деятельностью является самосовершенствование.

Переход через рубеж 30-и лет, по мнению многих авторов (Д. Левинсона, Г. Шихи, Дж. Холлиса и других) характерно переосмысление своей жизни, целей, ценностей. Новообразованием возраста является достижение социальной зрелости (Хухлаева, 2002), то есть не только выполнение обязанностей взрослого(профессиональная деятельность, создание семьи), но и принятие на себя ответственности за свою жизнь.

В возрастной психологии выделяет три основные возрастные группы.

Чтобы лучше понимать взрослых, давайте рассмотрим их, условно разделив на три возрастные группы: молодые взрослые (от 18 до 34 лет); взрослые среднего возраста (от 35 до 64 лет); пожилые взрослые (65 лет и старше). Исследователи используют разные названия и делят людей по разным возрастным группам, но большинство из них соглашаются с тем, что взрослые на различных стадиях жизни имеют сходные характеристики и нужды. Так как исследование, на котором основана эта статья, было проведено на Западе, то некоторые специфические примеры не могут быть применены ко взрослым других стран. Однако эти примеры могут помочь преподавателю понять и применить основные психологические принципы обучения на занятиях со взрослыми в любой стране.

МОЛОДЫЕ ВЗРОСЛЫЕ (от 18 до 34 лет):
Даниэль Левинсон, признанный исследователь развития взрослых мужчин, использует термин «ранний переходный возраст» взрослых людей для определения возраста от 17 до 33 (плюс - минус 2 года в ту или другую сторону). Молодой человек пытается войти во взрослую жизнь. Он стремится утвердить свою независимость. Он хочет стать психологически независимым от своих родителей (даже если он продолжает жить с ними) и стать независимым в финансовом отношении. Многие молодые женщины тоже преследуют такую же цель.

ВЗРОСЛЫЕ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА (от 35 до 64 лет):
Можно выделить три задачи для взрослых среднего возраста:

  1. Примириться с тем, что молодые годы уже прошли;
  2. Помочь (и позволить) подросткам стать взрослыми, отвечающими за свои поступки;
  3. Приспособиться к стареющим родителям.

Левинсон описывает период с 40 до 45 лет, как «переходный период в середине жизни». Эти годы также называют временем переоценки всей жизни, включая личные приоритеты, работу, брак и религиозную веру. Поиск смысла - важная часть этого периода. Кажется, что как мужчины, так и женщины хотят стать самими собой. Они полны решимости начать жить так, как им хочется, а не так, как хотят от них другие.
Переоценка жизни в среднем возрасте может привести к пересмотру приоритетов. Такой пересмотр может повлиять на отношения с другими людьми, включая супруга или супругу. Те, кто готовит учебные материалы для взрослых, и преподаватели, ведущие занятия по изучению Библии со взрослыми, состоящими в браке, должны учитывать ту напряженную обстановку, которая, возможно, наблюдается в семьях взрослых среднего возраста.

Болезненная проблема, связанная с разводом, наблюдается в любом периоде супружеской жизни, а не только у людей среднего возраста. Все же переходный период в середине жизни может оказать большое отрицательное влияние на супружеские отношения.
Конечно, не все подвержены кризису переходного периода в средние годы. В результате исследования Левинсон показал, что около 80-ти процентов мужчин переживают этот кризис по-разному. В течение этого периода многие взрослые пересматривают каждый аспект своей жизни.

Маккой называет возраст от 44 до 55 лет периодом «оседлой жизни» , а возраст от 56 до 64 лет - периодом «зрелости». Период «оседлой жизни» можно охарактеризовать одним словом - «приспособление» . Взрослый человек приспособляется к условиям как на работе, так и дома. Левинсон выделяет другой переходный период в возрасте 50-55 лет. В течение этого периода человек несколько смягчает те изменения, которые имели место в переходный период в середине жизни. Приспособление к условиям жизни продолжается в период « зрелости», особенно когда человек готовится к выходу на пенсию или к выходу на пенсию супруга или супруги.

Говоря об этих кризисных и переходных периодах, мы вовсе не утверждаем, что жизнь человека среднего возраста сплошь состоит из одних несчастий. Дело обстоит не так. Наоборот, эти годы - годы наивысшей производительности и радости.

Как же могут составители пособий и преподаватели Библии, занимающиеся с людьми среднего возраста, наилучшим образом использовать знание того, что происходит в жизни этих людей? Понимание тех бурь, которые происходят в «переходный период» людей от 40 до 50 лет, может помочь в работе с ними. На первый взгляд может показаться, что взрослые люди среднего возраста -уверенные в себе люди и умеют себя сдерживать. Однако они также могут испытывать внутренние бури в то время, когда они переоценивают свою жизнь. Взрослым людям среднего возраста необходимо иметь возможность служить другим. Для них очень важно жертвовать собой и помогать окружающим. Взрослые люди сами хотят определить для себя, каким образом помогать другим, но так или иначе им необходимо отдать частичку себя другим.

Вот список задач развития для взрослых людей среднего возраста, составленный Хэвингхерстом:
- принятие на себя гражданской и социальной ответственности;
- достижение и поддержание нормального экономического уровня жизни;
- помочь своим детям-подросткам вырасти счастливыми людьми, способными брать на себя ответственность;
- способность организовать проведение своего свободного времени;
- отношения с супругом или супругой как с другой личностью;
- приспособление к изменениям психики среднего возраста и принятие их;
- приспособление к жизни стареющих родителей.

Специалисты, занимающиеся вопросами развития, издавна рассматривают изучение детского и юношеского периодов как средство познания человека в зрелом возрасте. Такой подход во многих отношениях оправдан, однако он непроизвольно создает впечатление, что в какой-то определенный момент развитие прекращается, и взрослый человек становится относительно статичным существом. Другая точка зрения, которая зародилась еще во времена психологов Карла Юнга и Эрика Эри-ксона, напротив, подчеркивает динамичную сущность взрослого человека. Согласно этому мнению, период зрелости - это непрерывный процесс познания, кризисов и выбора. Даниэль Левинсон (1978) уподобил жизненный цикл путешествию:

"Характер путешествия определяют разнообразные обстоятельства, встречающиеся на пути. Они могут заставить изменить маршрут, ускорить или замедлить передвижение, и даже, в крайних случаях, совсем прекратить путешествие. Но до тех пор, пока движение продолжается, путешествие проходит в определенной последовательности".

Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса - 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.

Психологическое содержание возрастного периода:

  1. 16-22 года-Время взросления, стремление к самостоятельности, неопределенность. Уход из родительского дома;
  2. 23-28 лет-Осознание себя как взрослого человека с его правами и обязанностями сформированности представлений о своей будущей жизни работе. Встреча со спутником жизни заключение брака;
  3. 29-32 года-Переходный период: прежние представления о жизни оказываются не совсем верными. Иногда жизнь строится заново;
  4. 33-39 лет-"Буря и натиск", как бы возврат отрочества. Семейное счастье часто теряет свое очарование, все силы вкладываются в работу, достигнутое кажется недостаточным;
  5. 40-42 года-Взрыв в середине жизни: впечатление, что жизнь проходит зря, молодость утраченая;
  6. 43-50 лет-Новое равновесие. Привязанность к семьей;
  7. После 50 лет-Семейная жизнь, успехи детей - источник постоянного удовлетворения. Вопросы о смысле жизни, ценности сделанного.

Подход Д. Левинсона требует более подробного анализа, поскольку он наиболее ярко иллюстрируют социальную специфику нормативных подходов к исследованию личности.

Ученый полагал, что течение жизни не является размеренным, постоянным накоплением качественных изменений. Напротив, в жизни существуют качественно различные «сезоны» . Каждый сезон отличается от того, который предшествовал ему и идет ему на смену, несмотря на то, что у них есть нечто общее. Д. Левинсон считал, что жизненный цикл человека эволюционирует через последовательность эр (сезонов), каждая из которых длится примерно 25 лет. Эры (сезоны) частично «перекрываются» , следовательно, следующая начинается, когда предыдущая подходит к концу. Последовательность эр (сезонов) выглядит следующим образом:

  1. Детство и подростковый возраст: 0 -22;
  2. Ранняя взрослость: 17 - 45;
  3. Средняя взрослость (средний возраст): 40 - 65;
  4. Поздняя взрослость: 60 - …

Эра (сезон) является «временем жизни» в полном смысле. Внутри нее происходят важные изменения, но каждая эра имеет свои собственные, уникальные качества, которые являются способом жизни, определяют жизненную траекторию на значительном временном отрезке. Для ее изучения Д. Левинсоном был применен междисциплинарный подход, в котором учитывались биологические, психологические и социальные параметры жизни взрослых людей. Таким образом, эра не является стадией биологического развития или карьерного роста.

Последовательность эр (сезонов) составляет макроструктуру жизненного цикла. Периоды развития, на которые дробится эра, дают более подробную картину конкретных событий и деталей жизни. Все люди проходят через последовательность эр и периодов, решая сходные задачи, во многом определяемые возрастом.

С точки зрения нормативных подходов, самореализация личности может рассматриваться как процесс, заданный обществом в виде норм и правил социальной жизни (что является характерным для стабильных обществ). Если человек будет своевременно проходить через предписанные обществом этапы жизненного пути личности (попадая в своеобразное «расписание» ), то он достигнет удовлетворяющего его уровня самореализации.

Нормативная стратегия формирования жизненной траектории возможна и в современном обществе. Однако все большую представленность имеют вариативные (индивидуальные) способы конструирования жизненного пути.

Вторым ученым, который самое пристальное внимание уделял именно зрелому периоду человеческой жизни, а также этапам инволюции, был Даниэль Левинсон.

Он обратил внимание, что структура и направленность личности начинает существенно меняться в возрасте около тридцати лет. Левинсон указывал, что многие люди в период от 28 до 34 лет начинают серьезно задумываться над тем, чему было посвящено их личностное функционирование за последние десять лет, тем ценностям, которым они отдали предпочтение, тех целях, для достижения которых они тратят столько усилий. Как писал R. L. Gould (161), это такое время жизни, когда многие люди останавливаются и спрашивают себя: «Является ли та жизнь, которую я сейчас веду, той жизнью, которую я предполагал вести?». И смутные опасения по этому поводу могут зачастую становиться причиной достаточно сложных и очень болезненных попыток что–либо изменить. Семья может распасться, карьера быть заброшенной и весь жизненный стиль может быть изменен. Люди в этот период иногда чувствуют, что все неудовлетворительные аспекты их жизни должны быть немедленно изменены, потому что скоро будет поздно. Этот период жизни Левинсон назвал «кризисом тридцатилетних».

Как только вопросы и изменения, связанные с «кризисом тридцатилетних» постепенно теряют свою интенсивность, личность вступает в новый период взрослости. Для работающих мужчин и женщин период жизни между 35 и 40 годами может быть особенно продуктивным в профессиональном плане. При изучении как высококвалифицированных специалистов, так и простых рабочих, этот период обозначается как время «making it» , то есть период максимального расцвета мастерства, работоспособности, на фоне стабилизации собственного статуса в мире взрослых и активного завоевания собственной ниши. Обычно все это сопровождается подъемом по лестнице престижа и достижениями в выбранной карьере.

В возрасте около сорока лет период ранней взрослости заканчивается и начинается «midlife transition» – переходный период середины жизни. У женщин, которые посвятили свою жизнь роли жены и матери, кризис может быть связан с периодом, когда дети вырастают и начинают оставлять дом. Приспосабливаясь к этим изменениям, женщина в этот период может найти удовлетворение в работе вне дома, возвращаясь к прерванной карьере или, возможно, начиная новую.

Для мужчин «midlife transition» обычно концентрируется вокруг проблем, связанных с личной жизнью и карьерой. Подобно женщинам на этой стадии, они могут размышлять: «Что должен я сделать со своей жизнью? Что я должен совершить? Что я еще хочу сделать?». В исследовании мужчин, проведенных Даниэлем Левинсоном и его коллегами в 1978 году, более 80 процентов обследованных пережили «midlife transtion» как умеренный или серьезный кризис, характеризующийся пересмотром практически всех аспектов своей жизни.
Проблемы середины жизни, описанные Левинсоном, соответствуют седьмой стадии в теории социального и личностного развития рика Эриксона. Трансформация, которую предстоит пройти личности, в соответствии с Эриксоном, должна заключаться в способности выйти за рамки заботы исключительно о собственном благополучии и проявлении заботы о будущих поколениях своим непосредственным участием. Эриксон назвал подобную цель «генеративностью». Личность, не переходящая в стадию генеративности, в соответствии с классификацией Эриксона, обречена на стагнацию. Немногочисленные эксперименты, проведенные другими исследователями, подтвердили основные положения теории Эриксона и Левинсона.

После критической транзиции середины жизни, начинается период средней взрослости. Для большинства людей это период наибольшей стабилизации. Максимально возрастает доход. Люди обычно уверены в профессии, которую они выбрали, и их продуктивность часто достигает пика. Но в период средней взрослости приходит и новое ощущение времени. Люди постепенно осознают, что жизнь идет к концу, и они начинают более размышлять о приоритетах в своей жизни. Увеличивается значимость межличностных отношений. Многие люди сообщают о большем удовлетворении своим супругом, потеплении отношений и усилении связей со своими детьми и друзьями. Для многих людей эта тенденция имеет свою силу и в пожилом возрасте – в период поздней взрослости.

Периодизаций возрастного развития довольно много. Наиболее детально разработанными и содержательными являются периодизации развития в детстве и отрочестве. Это не случайно. Первый этап в жизненном цикле человека -истоки, время становления и психических функций, и личностных образований; он очень значим в генетическом плане и хорошо изучен. В зрелости уже не будет качественных изменений («метаморфоз») в развитии психологических процессов: взрослый человек имеет творческое мышление, произвольную смысловую память, произвольное внимание, развитые формы речи, включая письменную, и т.д. Отдельные их показатели колеблются в том или ином диапазоне, но таких существенных сдвигов, как в детстве, в зрелости не наблюдается.

О личности детские психологи говорят, начиная с дошкольного возраста. Формирование мотивационной сферы, самосознания, ценностных ориентации и др. прослеживается на протяжении младшего школьного и подросткового возрастов. По окончании отрочества начинается стабилизация личностного развития, хотя в юности именно в этом плане могут происходить существенные изменения.

Таким образом, психическое развитие ребенка и подростка интенсивно и охватывает все сферы. Оно имеет общие закономерности, прежде всего потому, что условия жизни в это время однотипны. В семье, детском саду и школе осваиваются основные нормы поведения и отношений со взрослыми и сверстниками, наиболее важные виды деятельности - непосредственно-эмоциональное общение с матерью, манипулирование предметами, игра, учение.

Американские психологи рассматривают влияние на развитие личности трех типов факторов - нормативного возрастного, нормативного исторического и ненормативного. Как видно на рис. 1.12, возрастные изменения в психике для всех максимальны в детстве, минимальны в юности и зрелости; роль нормативного возрастного фактора несколько повышается в старости. Исторические условия (экономический подъем или спад, война, революция, политическая стабильность и т.д.) отражаются на развитии личности наиболее сильно в юности. Для детей, которые не видели в своей жизни ничего другого, и для пожилых людей, мировоззренческие взгляды и ценности которых давно сложились и мало зависят от обстоятельств, этот фактор малозначим. И наконец, неуклонно повышается с возрастом роль ненормативных факторов - индивидуальных условий жизни, достижения или недостижения конкретным человеком поставленных целей, важнейших событий, таких, как обретение любви, рождение ребенка, утрата близкого человека, тяжелая болезнь и т.п.

Рис. 1.12.

(по Г. Крайг):

Нормативные возрастные факторы;

Нормативные исторические факторы;

– – – - ненормативные факторы

В детстве и отрочестве развитие зависит от нормативных возрастных факторов и подчиняется общим закономерностям. Возрастные периоды вследствие этого имеют определенное содержание и достаточно четкие временные границы.

Возрастные периоды, приходящиеся на середину и конец жизненного цикла, охарактеризовать труднее: с возрастом увеличиваются индивидуально-типические различия. Развитие личности на каждом этапе зрелости зависит от жизненного замысла и его реализации, «дорог, которые мы выбираем». Менее определенными становятся, наряду с содержанием, и границы периодов. Анализируя развитие зрелой личности, следует исходить не столько из общих закономерностей, сколько из вариантов развития.

В то же время существуют периодизации развития взрослого человека. В них отражены представления, иногда совершенно различные, о целостном жизненном пути, решаемых задачах, переживаниях и кризисах. Возрастные рамки периодов чаще всего определяются следующим образом. Граница юности и молодости устанавливается около 20-23 лет, молодости и зрелости - 28-30 лет, иногда ее отодвигают до 35 лет, граница зрелости и старости - примерно 60-70 лет. В некоторых периодизациях выделяется дряхлость. Последнюю границу жизни особенно трудно определить. По современным статистическим данным, в развитых западных странах это 84 года у женщин и 77 лет у мужчин. Но индивидуальные различия настолько велики, что некоторые долгожители продлевают последний возрастной период до 100 и более лет.

Наиболее известной и признанной в мировой психологии является периодизация Э. Эриксона, охватывающая весь жизненный цикл. Она представлена в следующей главе.

Приведем в качестве примера две различные периодизации развития зрелой личности Ш. Бюлер и Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта.

Выделяя пять фаз жизненного цикла человека, Ш. Бюлер делает акцент на зрелости - времени расцвета; после 50 лет начинается старение, окрашивающее жизнь в мрачные тона.

Более оптимистична периодизация американских психологов Р. Гаулда, Д. Левинсона, Д. Вейланта. Во взрослой жизни человека они подчеркивают два кризиса - 30 и 40 лет; в остальное время, в том числе и в старости, наступает душевное равновесие.

В отечественной психологии, по сравнению с западной, проблеме периодизации развития зрелой личности уделялось меньше внимания; интерес к ней повысился в последнее время.

В периодизации В.Ф. Моргуна 10 этапов.

Более подробно содержательная сторона периодизаций развития зрелой личности представлена у А.В. Толстых и Г.С. Абрамовой. К положениям А.В. Толстых, не давшего жестких рамок возрастных периодов, мы будем обращаться в III разделе книги. Укажем возрастные границы по Г.С. Абрамовой.

Юность - 18-22 года

Взросление - 23-30 лет

Переходный возраст - 30-33 года

Зрелость - 36-50 лет

Пожилой возраст - 51-65 лет

Старость - старше 65 лет