Психология и эргономика. конца XIX-первой половины XX в

Психология труда. Носкова О.Г.

3- е изд., стер. - М.: 2007. - 384 с.

В пособии освещены следующие вопросы психологии труда: психологическое профессиоведение, профессиональная подготовка, профотбор, профориентация, развитие человека как субъекта труда, индивидуальность в труде, психология работоспособности, трудовой мотивации, группового субъекта труда и др. Кратко изложена история отечественной и зарубежной прикладной психологии труда. Особое внимание уделено вопросам аварийности и травматизма на производстве, социально-трудовой адаптации больных и инвалидов.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Может быть полезно психологам-практикам, педагогам профессиональных учебных заведений, специалистам в области экономики и менеджмента, социальным работникам.

Формат: djvu / zip

Размер: 5 ,6 Мб

Скачать

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 3
Глава 1. Краткая история возникновения и развития психологии труда 5
1.1. История психологии труда и смежных психологических направлений в России конца XIX-первой половины XX в 5
1.2. Психология труда, индустриальная и организационная психология за рубежом 11
Гуманистическое направление менеджмента. Школа «человеческих отношений» 21
Системный подход в менеджменте 23
Ситуационный (или релятивистский) подход в научном менеджменте 25
Концепции креативной, развивающейся, обучающейся организации 26
Направления зарубежной прикладной психологии, обслуживающие теорию и практику менеджмента 27
1.3. Психология труда в России второй половины ХХ-начала XXI в i 29
Глава 2. Психологическоепрофессиоведение 36
2.1. Вводные понятия 36
2.2. Профессиографирование и профессиограммы 37
Принципы профессиографирования 39
Уровни психологического профессиографирования 40
2.3. Психограмма как модель индивидуально-личностных качеств профессионала 41
2.4. Методы психологического анализа профессий 43
2.5. Концептуальные основы анализа профессиональных задач в зарубежных исследованиях 56
2.6. Технология анализа психических процессов субъекта труда через интерпретацию его профессиональных задач 58
2.7. Способы представления профессиограммы и психограммы 65
2.8. Классификации профессий в психологическом профессиоведении 67
Общие требования к классификациям массовых явлений 67
Какие классификации профессий существуют? 68
Информационно-поисковая система «Профессиография»....71
Классификация профессий для старшеклассников 73
2.9. Методы классификации профессий 77
Глава 3. Психология трудовой мотивации 85
3.1. Основные понятия 85
3.2. Ранние исследования трудовых интересов работников 87
3.3. Значение труда для личности 88
3.4. Теория потребностей А.Маслоу и практика менеджмента 91
3.5. Двухфакторная теория трудовой мотивации Ф.Герцберга 93
3.6. Концепция «Гуманизация труда» 95
3.7. Концепция трудовой мотивации Д. Мак-Клелланда 99
3.8. Концепция трудовой мотивации Дж.Аткинсона 101
3.9. Теория ожиданий В.Врума 101
3.10. Концепция «состояния потока» М.Чиксентмихайи 103
3.11. Исследования отношения к труду в работах отечественных ученых 105
3.12. Методы диагностики мотивационно-смысловых образований личности 111
Глава 4. Развитие человека как субъекта труда 114
4.1. Труд как фактор исторического развития человека 114
4.2. Труд как вид деятельности 115
4.3. Дифференцированная оценка структуры труда, отраженной в сознании его субъекта 118
4.4. Стадии, которые проходит человек в онтогенезе как субъект труда 119
4.5. Развитие человека как субъекта труда в дошкольном возрасте 121
4.6. Возрастные изменения психических функций человека в трудоспособном периоде онтогенеза 122
4.7. Стадии цикла профессионализации 126
4.8. Критерии зрелой личности и формы организации труда 129
4.9. Противоречия и кризисы профессионального развития личности 130
4.10. Синдром «эмоционального выгорания» и копинг-стратегии... 133
4.11. Профессиональная адаптация и дезадаптация в экстремальных трудовых условиях 136
4.12. Нормальное профессиональное развитие и признаки деформации 138
4.13. Методы исследования развития личности профессионала 144
Глава 5. Психология труда и задачи профессиональной подготовки 148
5.1. Функциональное развитие человека как субъекта труда 148
5.2. Формирование и оценка профессиональных знаний 149
5.3. Формирование и оценка профессиональных умений и навыков 151
5.4. Проблема переноса упражнения 152
5.5. Общетрудовые и специальные умения и навыки 152
5.6. Обучаемость умениям и прогноз профпригодности 153
5.7. Психологические критерии эффективных тренажеров 155
5.8. Опыт развития профессионально важных качеств и современные направления профессионального тренинга 157
5.9. Методы обучения, используемые в работе с персоналом в современных организациях 162
Глава 6. Проблема индивидуальности в труде и индивидуальный стиль деятельности 164
6.1. Концепция интегральной индивидуальности В.С.Мерлина... 164
6.2. Проблема индивидуального стиля в психологии 168
6.3. Исследования индивидуального стиля трудовой деятельности в отечественной психологии 171
Связь индивидуального стиля деятельности с эффективностью труда 171
Виды труда, в которых может быть сформирован эффективный ИСД 174
Первое проявление индивидуального стиля и мера его устойчивости 176
Может ли человек владеть разными стилями деятельности? 176
Степень осознанности индивидуального стиля деятельности 178
6.4. Методы изучения индивидуального стиля деятельности 179
Глава 7. Психология отбора и оценки персонала 182
7.1. Краткая история вопроса. Опыты Г.Мюнстерберга 182
7.2. Психологический отбор персонала и современное понимание профессиональной пригодности 189
7.3. Разработка системы психологического прогнозирования профпригодности 194
Этические принципы в профессиональной психодиагностике 199
Критерии и способы оценки профессиональной эффективности работника 200
Способы получения экспертных оценок и пути повышения их точности 201
Технология центров оценки персонала 203
Глава 8. Психология профессиональной ориентации и психологического консультирования в выборе профессии 205
8.1. Профориентация и профконсультация в истории зарубежной психологии 205
8.2. Профориентация и профконсультирование в России 206
8.3. Теоретические концепции профессионального развития личности в целях профконсультирования 210
Традиционный подход 210
Структурные концепции 213
Мотивационные (психодинамические) теории 214
Теории развития 216
Теории единства профессионального и жизненного личностного самоопределения 217
8.4. Особенности профессионального консультирования разных групп населения 220
Психологическая профориентация и профконсультация школьников 220
Половые и тендерные аспекты выбора профессии 223
Психологическое консультирование и помощь безработным 226
8.5. Методы карьерного консультирования 227
Глава 9. Психология профессиональной работоспособности и функциональных состояний 229
9.1. Основные понятия 229
9.2. Динамика работоспособности человека в труде. Виды функциональных состояний 231
Профессиональное утомление и переутомление 234
Состояние монотонии и психического пресыщения в труде 239
Профессиональный стресс 244
9.3. Пути оптимизации состояний работоспособности субъекта труда 245
9.4. Методы оценки трудовой нагрузки и психодиагностики функциональных состояний 252
Глава 10. Психологические аспекты социально-трудовой адаптации больных и инвалидов 254
10.1. Программа социальной поддержки инвалидов 254
10.2. Психология восстановительной трудотерапии при травмах и ранениях верхних конечностей 258
10.3. Работоспособность как один из критериев психического здоровья. Способность к труду при аномалиях развития личности 262
10.4. Трудотерапия при психопатологии 264
Трудовая терапия при галлюцинаторном синдроме 267
Трудовая терапия при депрессивных состояниях 267
Трудотерапия при двигательной заторможенности 268
Трудотерапия при олигофрении 269
Психологические аспекты экспертизы трудоспособности инвалидов 270
Трудоспособность лиц преклонного возраста 270
Глава 11. Психология группового субъекта труда 274
11.1. Признаки группового субъекта труда 274
11.2. Способ организации совместной деятельности, межличностные отношения и эффективность труда 276
11.3. Совместимость членов бригады 278
11.4. Профессиональное общение и психология профессиональных конфликтов: 281
11.5. Лидеры в совместной трудовой деятельности 287
Глава 12. Психология производственного травматизма и аварийности 291
12.1. Правовые гарантии безопасности труда в промышленности 291
12.2. Личный (человеческий) фактор в происшествиях 293
12.3. Концепция безопасности Д. Петерсона 296
12.4. Методы изучения происшествий в психологии 297
12.5. Типология «отказов» человека как звена эргатической системы и пути их преодоления 299
Библиография 310
Приложения 329

3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 384 с.

В пособии освещены следующие вопросы психологии труда: психологическое профессиоведение, профессиональная подготовка, профотбор, профориентация, развитие человека как субъекта труда, индивидуальность в труде, психология работоспособности, трудовой мотивации, группового субъекта труда и др. Кратко изложена история отечественной и зарубежной прикладной психологии труда. Особое внимание уделено вопросам аварийности и травматизма на производстве, социально-трудовой адаптации больных и инвалидов.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии. Может быть полезно психологам-практикам, педагогам профессиональных учебных заведений, специалистам в области экономики и менеджмента, социальным работникам.

Формат: djvu / zip

Размер: 5,6 Мб

Предисловие 3

Глава 1. Краткая история возникновения и развития психологии труда 5

1.1. История психологии труда и смежных психологических направлений в России конца XIX-первой половины XX в...

Отдохни - посмотри картинки,приколы и смешные статусы

Разные афоризмы

Если ты становишься похож на фотографию в паспорте, значит тебе пора в отпуск.

Цитаты и Статусы со смыслом

Самый страшный наркотик - это задница.На нем сидят абсолютно все.

Приколы из школьных сочинений

Кобра - это змея, для которой укус человека смертелен.

«О. Г. Носкова ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА: ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Автор обсуждает предмет, задачи, общественный статус психологии труда, ...»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2010. № 2

О. Г. Носкова

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА, ИНЖЕНЕРНАЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ЭРГОНОМИКА:

ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

инженерной психологии и эргономики, соотношение этих научных дисциплин

в разные периоды второй половины ХХ - начала XXI в. в России.

Ключевые слова: психология труда, инженерная психология, эргономика, историко-психологический анализ.

The Author discusses the subject, main problems, the social status of psychology of labour, engineering psychology and ergonomics, a parity of these directions of the Russian science in the second half of the ХХ-the beginning of the XXIst century.

Keywords: psychology of labour, engineering psychology, ergonomics, historicopsychological analysis.

Статус научных дисциплин, их название, востребованность со стороны общества, как известно, могут меняться в разные периоды жизни страны. Периодически возникает потребность историко-научной рефлексии их генеза, современного состояния и тенденций развития.

В настоящее время такая потребность стала особенно актуальной в связи с разработкой нового государственного образовательного стандарта подготовки психологов-бакалавров. Ранее действовавший стандарт (2-го поколения, принятый в 2000 г.


) предполагал преподавание «Психологии труда» в качестве федерального компонента подготовки, тогда как дисциплины «Инженерная психология» и «Эргономика» были отнесены в раздел региональных разделов учебного плана (Государственные…, 2002). Таким образом, эти дисциплины были отданы на усмотрение вузов, которые могли своим решением вводить или не вводить эти курсы. В стандарте 3-го поколения, разработанном в 2009 г., в качестве общепрофессиональной дисциплины рекомендуется сводный курс «Психология труда, инженерная психология и эргономика».

Пока в университетах указанные дисциплины читались по отдельности, вопрос об их соотношении преподносился каждым преподавателем в его авторском видении. Подготовка проекта учебной программы по данному курсу потребовала от коллектива кафедры Носкова Ольга Геннадьевна - докт. психол. наук, профессор кафедры психологии труда и инженерной психологии ф-та психологии МГУ. E-mail: [email protected] психологии труда и инженерной психологии МГУ выработку некоторой согласованной позиции о научном предмете, истории возникновения, задачах и методах, о теоретических основах, методологических ориентациях и тенденциях развития этих дисциплин. В этой работе нам оказались весьма полезными идеи Е.А. Климова в области историкопсихологической тематики (Климов, 1983, 1998; и др.). Е.А. Климов предложил рассматривать формы научного знания как сосуществующие с формами вненаучными. В соответствии с современными концепциями науковедения Климовым была выдвинута модель порождения нового научного знания (новых проблем, направлений, научных дисциплин, отраслей науки), предполагающая обслуживающую функциональную роль науки по отношению к потребностям общества и его насущным задачам. При этом генез новых ветвей прикладных научно-практических дисциплин предполагал разные варианты: во-первых, путь приложения к задачам практики достижений фундаментальной науки; во-вторых, постановку новых научных проблем для решения социально важных задач практики и, наконец, сложное переплетение первого и второго вариантов.

Вненаучные формы психологического знания, по мысли Климова, в историческом времени, как правило, опережают появление научных исследований и далее сосуществуют с ними, нередко в конкурентных отношениях. Данная модель была эмпирически обоснована в исследовании зарождения научно-психологического знания о труде и трудящемся в деятельности специалистов-практиков (непсихологов) в России конца XIX - начала ХХ в., применительно к более ранним историческим эпохам и в отношении новейшей истории (Климов, Носкова, 1992; Носкова, 1986, 1997, 2001; и др.). Климовская модель развития науки как системного образования (особенно ее прикладных направлений) предполагает важную роль социальной детерминации, влияние событий гражданской истории на судьбы научных работников, научных институтов, научно-профессиональных объединений.

Это представление позволяет не только более точно и всесторонне воссоздать прошлое науки, понять ее настоящее, но и увидеть векторы будущего развития.

В настоящем сообщении сделана попытка обсудить общее и специфичное в научном предмете, задачах психологии труда, инженерной психологии и эргономики, динамику статуса этих дисциплин в науке и практике.

На рисунке схематически представлены варианты соотношения обсуждаемых дисциплин, приверженцев которых при желании можно было бы более обстоятельно указать в отечественных научнопсихологических публикациях. В связи с ограниченным объемом нашего сообщения оставим «за скобками» вопрос авторства и попробуем изложить аргументы «за» и «против» каждого из вариантов в русле обозначенного выше историко-психологического подхода. НескольВМУ, психология, № 2 а) в) б г))

–  –  –

ко огрубляя, предмет сравниваемых дисциплин можно представить следующим образом. Вариант «а» иллюстрирует представление о психологии труда (далее - ПТ) как части общей психологии, призванной изучать психические процессы, личность и деятельность работающих людей прежде всего в области традиционно сложившихся профессий массового производства. К основным разделам психологии труда были отнесены «…психологические вопросы профессионального труда, профессионального … и политехнического обучения» (Гурьянов и др., 1957, с. 5). Кроме того, главное значение придавалось проблеме непрерывного повышения производительности труда, проблемам творчества в труде, профилактике утомления и травматизма, подбору и расстановке кадров, профконсультации молодежи, оканчивающей школу. Критически оценивался опыт индустриальной психологии капиталистических стран, указывалась несостоятельность «так называемой социальной психологии» (там же, c. 4; курсив мой. - О.Н.).

Указывались среди прочего и «вопросы так называемой инженерной психологии, изучающей конструкцию производственных механизмов с точки зрения их соответствия психологическим закономерностям»

(там же, с. 6). Об ИП говорили как о новой проблеме ПТ, пока еще слабо разработанной, но важной и перспективной. Такое понимание ПТ и ИП отражено в программном докладе на Московском совещании по психологии труда в 1957 г. Его авторы подчеркивали, что ПТ не является продолжением индустриальной психотехники, ибо последнюю все еще принято было трактовать по предложению В.Н. Колбановского в качестве лже- и псевдонауки (Колбановский, 1936/1992). Речь шла о восстановлении направления прикладной психологии, ориентированного на задачи индустрии, восстановлении после двадцатилетия «инобытия», запрета на психологическую практику в данной области.

Но развитие ПТ предполагалось в русле методологических установок общей и экспериментальной психологии, в условиях отрицания всего опыта индустриальной психотехники и сохраняющегося табу на использование метода тестов. Так, например, К.К. Платонов писал в своей монографии: «Психотехника дискредитировала и затормозила развитие отечественной психологии труда, хотя в русле психотехнических работ … было много ценного для психологии труда фактического материала.

Ценность этих работ определялась их экспериментальным характером и, что особенно важно, приближением эксперимента непосредственно к реальным условиям производства. Ликвидация психотехники в Советском Союзе была вызвана не внешними, как иногда считают, а чисто внутренними, заложенными в ней самой причинами, что убедительно было показано на совещании по вопросам психологии труда в 1957 г.

Претендуя на роль самостоятельной науки и иногда игнорируя, а иногда активно противопоставляя свои позиции теоретическим позициям общей психологии, перестраивавшейся на основе марксистской теории отражения, психотехника лишила себя перспектив научного развития и потерпела крах» (Платонов, 1962, с. 9). На наш взгляд, противоречивость и тенденциозность подобных оценок опыта индустриальной психотехники создавала дополнительные трудности для молодых ученых тех лет, обратившихся к психолого-трудовой тематике.

Вариант «б» обозначает иное понимание соотношения ПТ и ИП, а именно указывалось, что инженерная психология появилась в СССР в конце 1950-х гг.

Как наука, изучающая и оптимизирующая труд человека-оператора в автоматизированных системах управления (системах Человек - Машина), а также участвующая в проектировании новых человеко-машинных систем. В учебнике, опубликованном под редакцией Б.Ф. Ломова, отмечалось, что по своим истокам ИП является «…ветвью экспериментальной психологии, и развивалась она независимо от психологии труда» (Основы…, 1977, с. 24). Оформление ИП в особую науку в нашей стране принято связывать с задачами создания военной техники и ее совершенствованием в годы «холодной войны».

Эргономика (далее - Э) - дисциплина, имеющая междисциплинарный статус, она изучает и оптимизирует работу человека как военных, так и гражданских профессий. Э объединяет разные науки о работающем человеке, и статус каждой из них в конкретном эргономическом исследовании может быть первостепенным и/или минимальным в зависимости от решаемой практической задачи, этапа исследования и характера обследуемого вида труда. Подчеркивалось, что отечественная Э является аналогом зарубежных научных дисциплин о человеческих факторах в труде, которые получили с 1949 г. термин «эргономика» благодаря специалистам Великобритании. В случае «б» подчеркивалось относительное обособление этих трех дисциплин, имеющих свой предмет, свою особую историю, поле практических приложений. В 1950-1970-х гг. это было важно, ибо подчеркивало недостаточность программы ПТ (в трактовке 1957 г.). Главное противопоставление ИП и ПТ шло по линии содержания и орудий труда изучаемых специалистов: ПТ ограничивалась традиционными средствами труда, а ИП изучала новые, перспективные профессии - труд операторов автоматизированных систем управления различными объектами. Согласно подходу, обозначенному буквой «б», в 1960-1980-х гг. издавались учебные пособия, учебники, ориентировавшие читателя в рамках одной из указанных трех дисциплин (Введение…, 1974; Левитов, 1963; Носкова, 2004; Основы…, 1977; и др.).

Вариант «в» сложился к середине 1970-х гг. и проявлялся в экспансии ИП на соседние области, в расширительном толковании ИП как научной дисциплины, сменившей ПТ, поглотившей ПТ (как ее исторический аналог, как область научных знаний, ранее возникшую, но утратившую свою независимость и лидерство). Это была эпоха, когда потоки финансирования ИП и ПТ были трудносопоставимыми, отражая львиную долю средств, потреблявшихся оборонной промышленностью по сравнению с гражданским сектором народного хозяйства.

В этот период монографии и учебные пособия по ИП включали наряду с новыми темами (исследование информационных потоков и процессов переработки информации операторами, инженерно-психологическое изучение средств отображения информации, органов управления на рабочем месте оператора и пр.) и проблемы, традиционные для ПТ.

К ним можно отнести исследование профессионального утомления и других неблагоприятных функциональных состояний в труде, вопросы обучения, тренировки операторов, профессиональный отбор операторов и др. (Инженерная…, 1964). Такое расширение тематики работ по ИП было неизбежным, поскольку ученые быстро убеждались в том, что рационализация частных сторон операторского труда недостаточна для обеспечения надежности, безаварийности работы систем Человек-Машина, необходим полноценный системный подход, рационализация всех факторов, существенных для результатов труда.

Важность социального заказа для оборонной промышленности, видимо, создавала для психологов большую свободу действий, размышлений, используемых методов, нежели их деятельность в гражданском секторе, и это тоже привлекало молодежь в ИП. Можно было проявлять творчество, не оглядываясь на прошлое, на идеологические запреты, не боясь опасных, «заминированных» тематических зон. Своеобразие ИП проявлялось не только в особенностях изучаемых видов труда (труда операторского типа), но и в методах его изучения, в использовании новых для психологии концептуальных средств (теории информации, системы понятий кибернетики, количественных оценок трудовой нагрузки и пр.). Новые методы изучения профессионального поведения были обусловлены во многом задачей описания всех звеньев человекомашинной системы с помощью одного языка. В частности, такой единый язык был необходим на этапе проектирования новых человекомашинных систем, когда решалась задача распределения эргатических функций между человеком и машиной. Эти новации принесли с собой новые возможности, но одновременно и новые проблемы. Среди инженерных психологов оказалось много людей с базовым инженернотехническим образованием, не имевших психологической подготовки.

Кроме того, труд операторов в армии, подразделениях ВМФ, в военной авиации был секретным объектом, и в публикациях термин «оператор»

заменял собой чрезвычайно разные по предметному и функциональному содержанию виды труда. Читателю литературы по ИП оставалось догадываться в меру его жизненного и профессионального опыта, о каких конкретно профессиях идет речь.

В связи с секретностью возникали проблемы адекватности экспериментальных моделей реальным видам операторского труда, т.е. усиливался разрыв между профессиональной деятельностью операторов и ее изучением в лабораторных условиях на экспериментальных моделях. Все это неизбежно порождало трудности применения экспериментальных фактов, научных обобщений в практике. Об этом писал С.Г. Геллерштейн в своих тезисах на конференцию по ИП (Геллерштейн, 1968). Режим секретности создавал трудности в подготовке кадров в области ИП, в преемственности научных подходов, в оценке достоверности и эффективности результатов исследований.

Лидирующий социальный статус ИП (по сравнению с ПТ) был для некоторых психологов основанием, чтобы считать именно ИП правопреемницей индустриальной психотехники. Действительно, ИП отличалась не просто рационализаторской установкой, но и участием в проектировании человеко-машинных систем (т.е. максимально активным вмешательством в труд), тогда как представители ПТ ограничивались чаще рационализацией частных сторон труда либо качеств работника (Пископпель, Щедровицкий, 1996).

Сложились два толкования статуса ИП, в отличие от ПТ, обозначенные на рисунке пунктами «г» и «д». Буквой «г» обозначен вариант понимания ИП как дисциплины, больше связанной с психологическими науками, нежели с эргономикой (комплексной междисциплинарной областью). ИП чаще выступала как «…дисциплина, исследующая когнитивные процессы, информационное взаимодействие в деятельности оператора» (Основы…, 1977, с. 7). Представители данного подхода усматривали некоторую общую зону интересов, подходов, методов исследования ИП и ПТ, но признавали и отсутствие их полного тождества или поглощения ПТ со стороны ИП. ПТ при этом обретала некоторую самостоятельность, ибо признавалось, что она решает такие задачи, которые не затрагиваются ИП (психология трудового воспитания, профориентация и пр.). ПТ понималась как некий аналог зарубежной индустриальной психологии, производственной психологии, а Э выступала скорее как проект будущей науки, нежели ее развитая организационная форма.

Буквой «д» обозначен подход, представители которого подчеркивали большую степень тождественности ИП и Э, так как обе эти дисциплины, используемые при проектировании новых СЧМ, по необходимости руководствовались системной методологией. Задача проектирования не стояла перед ПТ, и таким образом, ПТ оказывалась относительно независимой научно-практической областью. Такой подход был ближе московским ученым (Введение…, 1974; Мунипов, Зинченко, 2001;

и др.), тогда как подход, обозначенный буквой «г», чаще использовался ленинградскими специалистами (Дмитриева и др., 1979; и др.). Можно предположить, что сосуществование разных терминов для обозначения близких по содержанию научных (и научно-технических) дисциплин было следствием не только внутринаучных идейных расхождений их защитников, но также и желания создать свою научную школу, обосновать специальное финансирование исследований и пр. С другой стороны, разные подходы могли отражать реальную многогранность исследуемых объектов и практических задач.

В 1980-е гг. и особенно в период горбачевской перестройки, по мере преодоления гонки вооружений, снижения остроты военного противостояния нашей страны и стран НАТО расширялось поле эргономических исследований в интересах гражданского общества. Подчеркивалось существование общих зон между ПТ и Э, ИП и Э, ПТ и ИП. При этом каждая из этих дисциплин сохраняла и особые, только ей присущие задачи. Этот вариант соотношения трех дисциплин представлен на рисунке буквой «е».

После «мирной революции» 1991 г., с распадом СССР и возникновением Российской Федерации как самостоятельного государства, в первой половине 1990-х гг. в условиях тяжелых социально-экономических, идеологических и правовых реформ, конверсии оборонной промышленности, в значительной степени пострадали лаборатории и службы, в которых работали инженерные психологи. Резко сократилось количество защищенных по этому направлению диссертаций (Носкова, 2001). Во многих технических вузах было свернуто преподавание учебных дисциплин по ИП и Э, оказались утраченными высококвалифицированные кадры специалистов. ПТ, напротив, оказалась в более благоприятных условиях. Этому способствовала существенная трансформация данной отрасли науки, речь идет о работах многочисленных ученых, научных коллективов Петербурга, Москвы, Ярославля, Казани, Екатеринбурга и других городов. Важный вклад в обновление психологии труда был сделан Е.А. Климовым. В его работах, в частности в учебнике «Введение в психологию труда» (1988, переиздания 1998, 2004) дается новое определение предмета этой научной дисциплины, а именно: предлагается психологически изучать субъект труда (отдельного человека или группу людей) в процессе его развития, становления, а также искать пути психологической оптимизации функционирования его деятельности.

Данный подход претендовал на то, чтобы исследовать все формы труда (труд самообслуживающий, потребительный, общественно полезный и труд профессиональный, охватывающий весь мир профессий), все стадии онтогенеза человека, важные для его трудового развития (начиная с дошкольного возраста и заканчивая периодом старости). Е.А. Климовым разработаны программы системного психологического изучения предметов и продуктов труда, средств и условий труда, классификация профессий как многопризнаковых объектов, полезная для практики профессионального просвещения и индивидуального консультирования по выбору профессии. Классификация профессий представлена в расширенном варианте (включающем около 100 признаков) и в краткой форме для школьников (из 16 признаков), эмпирически доказано существование достоверных различий образа мира у представителей разнотипных профессий (Климов, 1995). Исследования человека как субъекта труда способствовали тому, что центр внимания психологов смещался от изучения профессионального поведения, а также традиционных для ПТ профессионально важных качеств, свойств как устойчивых характеристик индивидуальности к психическим регуляторам деятельности работающего человека. Психология труда обогатилась научным знанием о таких явлениях, как профессиональный опыт, содержание сознания и самосознания субъекта труда, перцептивная картина мира, типичная для представителей разных профессиональных групп, мотивы и смыслы труда, профессионально-специфичные приемы саморегуляции функционального состояния, профессиональное общение, профессионально-специфичное мышление и его проявления и пр.

При поддержке Е.А. Климова удалось приступить к научной реабилитации отечественной индустриальной психотехники и конструктивно использовать ее опыт в современных исследованиях и практике (Носкова, 1997). Психология труда (и проблемы, которые она традиционно разрабатывала) оказалась полезным фундаментом для прикладной психологии, активно внедрявшейся с конца 1980-х гг. во все сферы общественной жизни. Психологические службы действуют в настоящее время на железнодорожном и автомобильном транспорте, в военной и гражданской авиации, морском флоте, на крупных промышленных предприятиях, атомных электростанциях, в сфере финансов и торговле, в медицине, органах правопорядка, в системе общего и специального образования, в организациях профессионального спорта, в учреждениях культуры и искусства - короче говоря, везде, где люди заняты профессиональным трудом. Речь идет не о голословном утверждении, а о фактах, подтвержденных, в частности, материалами Межрегиональной научно-практической конференции, состоявшейся в МГУ в 2005 г. (Прикладная…, 2005). В течение последних 10-15 лет психологическое изучение человека как субъекта труда в обязательном порядке стало учитывать особенности той объемлющей эргатической системы, звеном которой он неизбежно является. Возрос интерес психологов труда к изучению совместных форм труда, социально-психологическим феноменам в труде. Оформляется проблематика «социальной психологии труда»

или «психосоциальный подход» (Журавлев, 2005; Орлова, 2008; и др.).

Системная методология, принятая на вооружение представителями ИП и ПТ, находит применение не только в изучении отдельного субъекта труда, систем Человек-Машина, Человек-Машина-Среда, но и в исследовании всей производственной организации как социотехнической системы. Усиливаются процессы интеграции научных исследований и практически ориентированных работ в области психологии труда, психологии управления, организационной психологии, экономической психологии, психологии личности.

Завершая обсуждение трех ветвей прикладной психологии в свете изложенных выше соображений, скажем, что в настоящее время в нашей стране соотношение ПТ, ИП и Э приближается к варианту, схематически обозначенному на рисунке буквой «ж». Проблематика учета человеческого фактора в проектировании новой и рационализации существующей техники должна, безусловно, сохраниться, но быть более согласованной с системой представлений, опытом психологии труда. Не стоит в будущем «умножать сущности» и противопоставлять теорию и практику в области базовых проблем (например, проблемы профотбора), имеющих якобы принципиально особое своеобразие в труде оператора по сравнению с другими видами труда. Инженернопсихологические проблемы могут разрабатываться в рамках трансформирующейся ПТ как объемлющей научной дисциплины. У Э, ИП и ПТ могут быть общие зоны, но это не означает поглощения психологии труда эргономикой или эргономики со стороны психологии труда или инженерной психологии. Усиление статуса ПТ в 1990-е гг. по сравнению с ИП отражает (смеем надеяться) реальный рост прав личности в системе общественных отношений.

Направления прикладной психологии в области хозяйственной жизни оказываются не случайными, но закономерно порождаются требованиями практики. Для индустрии заказ в отношении исследований прикладных психологов оформляется в работах представителей научного менеджмента. В начале ХХ в. индустриальная психотехника и комплексные исследования труда и трудящихся порождались запросами со стороны классической школы научного управления.

Школа «человеческих отношений» была стимулом для развития социально-психологических прикладных исследований, психологии управления. Системный подход в научном управлении 1950-1970-х гг.

(и за рубежом, и в нашей стране) способствовал становлению инженерной психологии и эргономики. Ситуационные теории менеджмента 1970-1980-х г. привели к оформлению организационной психологии.

В настоящее время в области научного менеджмента ведущее место занимают концепции креативной, развивающейся, обучающейся организации. Именно в таких организациях, ориентированных на использование наукоемких технологий, ключевую роль снова (как во времена Ф.У. Тейлора) играет «первоклассный» персонал, но в наше время это персонал, способный к постоянному совершенствованию.

Именно психология труда (конечно, в союзе с психологией развития, акмеологией, педагогической психологией, психологией личности, социальной психологией) оказывается отраслью науки, способной ответить на социальный запрос, запрос со стороны научного менеджмента. Именно в этой дисциплине накоплены (при этом учитывается и опыт индустриальной психотехники) и готовы к использованию, совершенствованию идеи, методы выявления профессиональных компетенций и компетентностей работников, опыт управляемого развития профессионального мастерства, профессионализма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение в эргономику / Под ред. В.П. Зинченко. М., 1974.

Геллерштейн С.Г. Психологический анализ трудовой деятельности в свете задач инженерной психологии // Проблемы инженерной психологии: Мат-лы II Всесоюзн.

конф. по инженерной психологии. М., 1968. Вып. 1-2.

Государственные образовательные стандарты и примерные учебные планы подготовки бакалавров: Гуманитарные и социально-экономические специальности / Под общ. ред. В.А. Садовничего, А.М. Салецкого. М., 2002. С. 191-233.

Гурьянов Е.В., Ошанин Д.А., Чебышева В.В. Современное состояние и задачи психологии труда // Тез. докл. на совещ. по вопросам психологии труда. М., 1957.

Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. Л., 1979.

Журавлев А.Л. Психология совместной деятельности. М., 2005.

Инженерная психология / Под ред. А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, Д.Ю. Панова. М., 1964.

Климов Е.А. Психология труда, как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия // Вопр. психологии. 1983. № 1. С. 102-108.

Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995.

Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. 2-е изд. М., 1998; 3-е изд.

Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. М., 1992.

Колбановский В.Н. Так называемая психотехника (1936 г.) // Психол. журн. 1992.

Т. 13. № 3. С. 162-165.

Левитов Н.Д. Психология труда: Учебник. М., 1963.

Мунипов В.М., Зинченко В.П. Эргономика: человеко-ориентированное проектирование техники, программных средств и среды: Учебник. М., 2001.

Носкова О.Г. Психологические знания о труде и трудящемся в России конца XIX - начала ХХ века: Дис. … канд. психол. наук. М., 1986.

Носкова О.Г. История психологии труда в России (1917-1957) / Под ред.

Е.А. Климова. М., 1997.

Носкова О.Г. Тенденции развития психологии труда и смежных прикладных психологических дисциплин в России последнего десятилетия // Вестн. Моск. унта. Сер. 14. Психология. 2001. № 4. С. 46-56.

Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие / Под ред. Е.А. Климова. М., 2004.

Орлова М.Ю. Актуальность психосоциального подхода для современной психологии труда // Личность и морская профессия: психологический взгляд. Сб. науч.

Б1.Б.1 История. Общая трудоемкость дисциплины Составляет 3 з.е.,108 час. Требования к результатам освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины формируются сле...»

«Федеральная таможенная служба Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская таможенная академия" Владивостокский филиал Федеральное архивное агентство Россий...»

«Направление ПОДГОТОВКА СЛУЖИТЕЛЕЙ И РЕЛИГИОЗНОГО ПЕРСОНАЛА ПРАВОСЛАВНОГО ООП ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ Название Сектоведение дисциплины Целью освоения дисциплины "Сектоведение" является ознакомление студентов Семинарии с историей нехристианских религий и систематизация представлений в данной области исторического знания.Задачи: позн...»

«Исторические науки 47 11. Коноплева С.В. Либеральные реформы 1908-1911 гг. в Великобритании в оценках современников: дисс. . канд. ист. наук. – М., 2014. – 216 с.12. Литвинова Е.А. Историко-правовые аспекты парламентской реформы в Великобритании в начале ХХ века: автореф. дисс.. канд. ист. наук. – Рязань, 20...»

«Автономная некоммерческая организация среднего профессионального образования "Урюпинский колледж бизнеса" ГУСИ № 3(10) спецвыпуск Студенческая газета декабрь 2015 года. Сегодня НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС...»

«М. Г. Косменко ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ БРОНЗОВОГО ВЕКА – РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ В КАРЕЛИИ Общие замечания о теории изучения этносов и этнической истории числу наиболее сложных и дискуссионных пр...»

Серия: "Высшее профессиональное образование"

В пособии освещены следующие вопросы психологии труда: психологическое профессиоведение, профессиональная подготовка, профотбор, профориентация, развитие человека как субъекта труда, индивидуальность в труде, психология работоспособности, трудовой мотивации, группового субъекта труда и др. Кратко изложена история отечественной и зарубежной прикладной психологии труда. Особое внимание уделено вопросам аварийности и травматизма на производстве, социально-трудовой адаптации больных и инвалидов. Для студентов высших учебных заведений. Может быть полезно психологам-практикам, педагогам профессиональных учебных заведений, специалистам в области экономики и менеджмента, социальным работникам.

Издательство: "Академия" (2011)

Формат: 60x90/16, 384 стр.

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    2012
    847 бумажная книга
    Г. Х. Боронова Информативные ответы на все вопросы курса « Психология труда » в соответствии с Государственным образовательным стандартом. БикЮ - Научная книга, Шпаргалки электронная книга
    39.98 электронная книга
    Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова В учебном пособии представлены теория и практика психологии труда, а также современные разработки наиболее актуальных проблем, связанных с поиском смысла трудовой деятельности. Несколько… - Академия, (формат: Твердая глянцевая, 480 стр.) Mrs. Hartwells classroom adventures 2012
    1253 бумажная книга
    Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова В учебном пособии представлены теория и практика психологии труда, а также современные разработки наиболее актуальных проблем, связанных с поиском смысла трудовой деятельности. Несколько… - Academia, (формат: 60x90/16, 480 стр.) Высшее профессиональное образование 2009
    847 бумажная книга
    Пряжников Н. Несколько парадоксальные рассуждения авторов о сущности и ценности труда в современной России помогут студенту сформировать свое отношение к обсуждаемым темам, понять значимость честного… - Академия, (формат: Твердая глянцевая, 480 стр.) 2007
    994 бумажная книга
    Г. Х. Боронова, Надежда Владимировна Прусова Информативные ответы на все вопросы курса - Научная книга, (формат: 60x90/16, 480 стр.) Шпаргалки 2008
    бумажная книга
    Толочек Владимир Алексеевич для бакалавров и специалистов. Гриф УМО по классическому университетскому образованию Психология труда - одна из первых и базовых психологических дисциплин, сыгравших серьезную роль в становлении психологии как науки и прикладной отрасли. В учебномпособии отражены история дисциплины… - Питер, (формат: 60x90/16, 480 стр.) Учебное пособие 2017
    732 бумажная книга
    Толочек В. Психология труда. Учебное пособие Психология труда - одна из первых и базовых психологических дисциплин, сыгравших серьезную роль в становлении психологии как науки и прикладной отрасли. В учебном пособии отражены история… - Питер СПб, (формат: Твердая глянцевая, 480 стр.) 2016
    763 бумажная книга
    Толочек Владимир Алексеевич Психология труда одна из первых и базовых психологических дисциплин, сыгравших серьезную роль в становлении психологии как науки и прикладной отрасли. В учебном пособии отражены история дисциплины… - ПИТЕР, (формат: Твердая глянцевая, 480 стр.) Учебник для ВУЗов 2017
    828 бумажная книга
    Толочек В.А. Психология труда. Учебное пособие. 2-е изд Психология труда - одна из первых и базовых психологических дисциплин, сыгравших серьезную роль в становлении психологии как науки и прикладной отрасли. В учебном пособии отражены история… - Питер, (формат: Переплёт, 480 стр.) 2017
    663 бумажная книга
    Владимир Алексеевич Толочек Психология труда. Учебное пособие Психология труда – одна из первых и базовых психологических дисциплин, сыгравших серьезную роль в становлении психологии как науки и прикладной отрасли. В учебном пособии отражены история дисциплины… - Питер, (формат: Переплёт, 480 стр.) Учебное пособие. Стандарт третьего поколения (Питер) электронная книга 2016
    618 электронная книга
    Пряжникова Е. Психология труда: теория и практика. Учебник для бакалавров Психология труда: теория и практика. Учебник для бакалавров - Юрайт-Издат, ООО, (формат: Твердая глянцевая, 520 стр.) 2016
    1286 бумажная книга
    Толочек Владимир Алексеевич Психология труда. Учебное пособие для бакалавров и специалистов. Гриф УМО по классическому университетскому образованию В учебном пособии отражены история дисциплины, динамика ее развития, особенности взаимодействия психологии труда с другими дисциплинами, с развивающейся социальной практикой, перспективы дальнейшего… - Питер, (формат: Переплёт, 480 стр.) Учебное пособие 2019
    1215 бумажная книга
    Толочек В.А. Психология труда. Учебное пособие. 3-е издание, дополненное В учебном пособии отражены история дисциплины, динамика ее развития, особенности взаимодействия психологии труда с другими дисциплинами, с развивающейся социальной практикой, а также возможные… - Питер, (формат: 60х90/16, 480 стр.) учебное пособие 2018
    1387 бумажная книга
    Толочек В. Психология труда. Учебное пособие В учебном пособии отражены история дисциплины, динамика ее развития, особенности взаимодействия психологии труда с другими дисциплинами, с развивающейся социальной практикой, перспективы дальнейшего… - Питер СПб, (формат: Твердая глянцевая, 352 стр.) 2019
    1383 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      Психология труда раздел психологии, который рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков. Существует мнение, что следует разделять описание этой науки в широком и узком… … Википедия

      психология труда - наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности и отношения человека к труду. С позиций П. т. рабочее и свободное время индивида тесно взаимосвязаны, так же как условия труда и воспроизводства… … Большая психологическая энциклопедия

      Отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже 19 20 вв. (см. Психотехника) в связи с научной организацией труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора, профессиональной ориентации,… … Большой Энциклопедический словарь

      ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - наука, изучающая психологические закономерности формирования конкретных форм трудовой деятельности. П. т. тесно связана с социологией труда, эргономикой, инженерной психологией, прикладной математикой, кибернетикой и др. науками. Важнейшие… … Российская энциклопедия по охране труда

      Наука о психических процессах, совершающихся в человеке во время его трудовой деятельности; анализирует процесс труда, исследует, как способность к обучению, навыки, упражнения, смена работы обусловливают процесс труда, и применяет результаты… … Философская энциклопедия

      Область психологии, изучающая закономерности проявления и формирования в труде различных психологических механизмов. Выделяются следующие основные направления исследований: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности, формирование… … Психологический словарь

      Англ. psychology of labour; нем. Arbeitspsychologie. Отрасль психологии, изучающая псих, деятельность и личность индивида в процессе труда. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

      ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА. Отрасль психологии, изучающая психологические особенности различных видов трудовой деятельности, их зависимости от общественно исторических и конкретных производственных условий, орудий труда, методов трудового обучения,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

      Отрасль прикладной психологии, изучающая психологические аспекты и закономерности трудовой деятельности человека. П. т. начала формироваться на рубеже 19 20 вв. в связи с ростом производственной сферы, появлением новых видов трудовой… … Большая советская энциклопедия

      Отрасль психологии, изучающая психологические аспекты трудовой деятельности. Возникла на рубеже XIX XX вв. (см. Психотехника) в связи с научной организацией труда (НОТ) и решением вопросов профессионального отбора, профессиональной ориентации,… … Энциклопедический словарь

      ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА - наука о психических процессах, совершающихся в человеке во время его трудовой деятельности. Она анализирует процесс труда; изучает психологические особенности трудовой деятельности человека; исследует, как способность к обучению, навыки,… … Профессиональное образование. Словарь

    Фильмы

    • Звездные амазонки , 2008 - Почему на 400 человек, побывавших в космосе, приходится лишь 50 женщин? Мужчины с трудом терпят женщин даже на обычном корабле, а на космическом – тем более. И оперируют научными данными, благо психологи и физиологи еще не пришли к консенсусу по данному вопросу. Физиологи считают, что женщин и мужчин должно быть поровну. Женщины более стрессоустойчивы, а значит, хороши при длительных перелетах. В их организме меньше железа, они меньше подвержены радиации. Мужчины лучше переносят взлет и посадку, быстрее принимают решения. У мужчин более крупные вены, циркуляция крови более активная, меньше головокружений. Психологи думают, что в мужском коллективе нет повода для конфликтов. Присутствие женщины заставляет мужчин соперничать. Почему мужчины в нашей стране открыто или подспудно противятся полетам представительниц противоположного пола в космос? Какие суеверия существуют вокруг пребывания представительниц слабого пола в звездном пространстве? Об этом рассказывает фильм.