Психология воображение общая характеристика свойства виды. Воображение

Введение………………………………………………………………….2

    Общая характеристика воображения…………………………….3

    Способы создания образов воображения…………………………6

    Виды и формы воображения……………………………………….9

Заключение …………………………………………………………….12

Список используемой литературы…………………………………..13

ВВЕДЕНИЕ.

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекунд­но на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стиму­лов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определен­ной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность чело­века воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от жи­вотного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои уси­лия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совер­шает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы построй­кой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного пау­ка тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом - его воплощение на практике.

Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот про­цесс - процесс создания новых психических образов - и получил название вооб­ражения.

1. Общая характеристика воображения.

Воображение - это процесс преобразования представлений, отражаю­щих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в пос­ледующей практической деятельности человека. Эта способность че­ловека заранее представлять конечный итог своего труда, а также про­цесс создания материальной вещи резко отличает человеческую дея­тельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформирова­лись в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имеющих­ся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание ново­го предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важ­ное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс вообра­жения представляет собой совместную работу обеих сигнальных сис­тем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепле­ния, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от дей­ствительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность. Воображение - это образное конструирование содержания поня­тия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифи­цируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Для воображения характерно то, что знание еще не оформилось в логическую категорию, тогда как своеобразное соотнесение всеобще­го и единичного на чувственном уровне уже произведено. Благодаря этому в самом акте созерцания отдельный факт открывается в своем универсальном ракурсе, обнаруживая свой целостнообразующий по отношению к определенной ситуации смысл. Поэтому в плане вообра­жения целостный образ ситуации строится раньше расчлененной и де­тализированной картины созерцаемого.

Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в хо­де исторического развития человека, деятельность воображения стала проявлять­ся не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художе­ственном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как ре­зультат преобразования наших представлений, полученных из реальной действи­тельности.

Следует отметить, что образы воображения создаются только путем перера­ботки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительно­сти. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымыш­ленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.

Деятельность воображения тесно связана с мышлением.

Ориентируя человека в процессе деятельности, воображение создает психологическую модель конечного и промежуточных результатов работы и этим обеспечивает воплощение идеального образа в материальный или идеальный продукт.

Ценность воображения состоит в том, что оно помогает человеку ориентироваться в проблемных ситуациях, принимать правильные решения, предусматривать результаты своих действий в условиях, когда знаний недостаточно для непосредственной реализации познавательной потребности. Благодаря воображению становиться возможным эффективное поведение и деятельность человека в условиях неполной информации.

2. Способы создания образов воображения.

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ниче­го. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе пред­ставлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной дей­ствительности, может протекать в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представле­ний, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В хо­де такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагиро­вание частей объекта.

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтези­рующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования об­разов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т. д.

Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым художникам: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, - пусть это будет, скажем, змея, - то возьми для ее головы голову ов­чарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфи­бия и судно на воздушной подушке.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов воспри­ятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персо­нажи.

Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливают­ся новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое зна­чение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому про­цессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью кон­тролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается со­ответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэто­му весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы во­ображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.

Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схема­тизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, при­чем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.

Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные дета­ли и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и ста­новится более обобщенным.

И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвле­чение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек созна­тельно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свой­ства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, ти­пичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов вос­приятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действитель­ность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, од­нако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механи­ческого складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типиче­ского образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает опреде­ленные индивидуальные особенности человека, создающего этотобраз.

3. Виды и формы воображения.

Деятельность воображения может быть охарактеризована со стороны участия в этом процессе волевой регуляции, в зависимости от характера деятельности и от содержания создаваемых образов.

В зависимости от участия воли и деятельности, воображение делят на произвольное и непроизвольное .

Непроизвольное – это такое воображение, когда в основе создания новых образов не лежит специальная цель. Непроизвольное возникновение представлений тесно связано с чувствами человека. Крайним случаем непроизвольной рабо­ты воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднаме­ренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях.

Процесс воображения может быть произвольным, когда он направляется специальной целью создать образ определенного предмета, возможной ситуации, вообразить или предусмотреть сценарий развития событий. Произвольное создание образов имеет место, главным образом, в творческой деятельности человека.

В зависимости от характера деятельности человека его воображение разделяют на творческое и репродуктивное .

Воображение, которое включается в творческую деятельность и помогает человеку создавать новые оригинальные образы, называется творческим.

Воображение, которое включается в процесс освоения того, что уже создали или описали другие люди, называется воспроизводящим или репродуктивным.

Так, у конструктора-изобретателя, который создает новую машину, воображение – творческое, а у инженера, создающего образ машины по словесным описаниям или чертежу, воображение – репродуктивное.

Важную роль в творческом воображении играет язык, который является способом осознания творческого замысла и инструментом аналитико-синтетической деятельности.

Репродуктивное воображение – это процесс создания человеком образов новых предметов на основании их словесного описания или графического изображения.

В зависимости от содержания деятельности, воображение подразделяется на техническое, научное, художественное и другие его виды, связанные с характером работы человека.

Художественное воображение имеет преимущественно чувственные образы, чрезвычайно яркие и детальные.

Для технического воображения характерно создание образов пространственных отношений в виде геометрических фигур и строения, их легкая диссоциация и объединения в новые соединения, мысленное перенесение их в разные ситуации.

Образы технического воображения наиболее часто объединяются в чертежах, схемах, на основании которых потом создаются новые машины, новые предметы.

Научное воображение находит свое выражение в построении гипотез, проведении экспериментов, выработке обобщений, осуществляемых при создании понятий. Фантазия играет важную роль в планировании научного исследования, в построении экспериментальной ситуации, в предвидении в ходе эксперимента.

Особой формой воображения является мечта.

Мечта – это процесс создания человеком образов желательного будущего.

Мечты могут быть реальными, действенными и нереальными, бесплодными. Действенность мечты – необходимое условие воплощения в жизнь творческих замыслов человека, направленных на реальное преобразование действительности. Такие мечты, в определенном понимании, являются движущей силой действий и поступков человека, помогают ему ставить цели, бороться с трудностями, противостоять неблагоприятным влияниям.

Мечты могут быть пустыми, бесплодными. Тогда они дезориентируют человека, лишают его видения реальных жизненных перспектив, делают неспособным противостоять трудностям реального бытия.

Положительное влияние на жизнь человека оказывает только активная, творческая мечта, она обогащает жизнь человека, делает ее яркой и интересной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что наряду с восприятием, памятью и мышлением, воображение играет важную роль в дея­тельности человека. Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение значительно расширяет и углубляет процесс познания. Оно играет огромную роль и в преобразовании объективного мира. Прежде чем изменить что-то практически, человек изменяет это мысленно.

Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

С деятельностью воображения связано формирование ряда морально-психологических качеств человека – гуманности, чуткости, чувства обязанности и т.д.

Функции воображения: создания новых образов – опережающее отражение действительности.

Механизмы воображения: диссоциация впечатлений и элементов в новые комбинации.

Список используемой литературы:

1. Маклаков А. Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2001. - 592 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)

2. Максименко С.Д. Общая психология. – М.: 2004, изд. «Рефл-бук».

3. Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.1. -М.: 1989.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Общая характеристика воображения

Воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением. Благодаря этому образы воображения создаются путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности.

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т.е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения.

2. Виды воображения

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т.д. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А.С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.

Чаще всего с воссоздающим воображением сталкиваются, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда человек воссоздает представление о каком-либо предмете, не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т.е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.

Следующий вид произвольного воображения - продуктивное (творческое) воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Продуктивное воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. Однако мечта имеет ряд существенных отличий от продуктивного (творческого) воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта - это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т.е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.

3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Они формируются на основе предшествующего опыта, на основе представлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений или имеющихся представлений на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т.е. он представляется изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т.е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т.д.

Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как правило, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недостаточностью критичности или недостаточностью аналитичности восприятия, и процессы произвольные, т.е. контролируемые сознанием, связанные с мыслительными обобщениями. Образ кентавра, вероятно, появился, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, возник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвижения по воздуху и конкретизирован в чувственном образе.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов восприятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи.

Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью контролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.

4. Основные характеристики представления

Представление - это психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Результаты представления - это вторичные образы, то есть извлеченные из памяти «первые сигналы». Представления воспроизводят прошлые первичные образы. Это образы объектов, которые в данное время не действуют на рецепторную поверхность анализатора. Представления воплощают в себе один из видов памяти (образную память), что определяет их важнейшее значение в структуре психических процессов. Представления есть необходимое связующее звено между первосигнальными психическими процессами (образы ощущений и восприятий) и второсигнальными мыслительными и речемыслительными процессами. Представления позволяют видеть не только «лицо», но и «спину» объектов во время их отсутствия. Причем, объектов, не только когда-то непосредственно воспринятых, но и относящихся к обобщенному классу объектов, синтезированных в представлении.

Наглядность . Человек представляет образ воспринятого объекта исключительно в наглядной форме. При этом имеет место размытость очертаний и исчезновение ряда признаков. Наглядность представлений беднее наглядности восприятия вследствие утраты непосредственности отражения.

Фрагментарность . Для представления предметов и явлений характерна неравномерность воспроизведения их отдельных частей. Преимущество имеют объекты (или их фрагменты), которые в предыдущем перцептивном опыте обладали большей привлекательностью или значимостью. Фрагментарность представлений, отмеченная ещё Г. Эббингаузом и подтвержденная современными исследователями, состоит в том, что «при внимательном анализе или попытке установить все стороны или черты предмета, образ которого дан в представлении, обычно оказывается, что некоторые стороны, черты или части вообще не представлены». Если неустойчивость представления есть аналог неполной константности, то фрагментарность представляет собой эквивалент неполной целостности или выражение её дефицита в представлении по сравнению с восприятием.

Неустойчивость . Представленный в данный момент времени образ (или его фрагмент) можно удерживать в активном сознании лишь в течение определенного времени, по истечении которого он начнет исчезать, утрачивая фрагмент за фрагментом. С другой стороны, образ представления возникает не сразу, а по мере восприятия новых сторон и свойств предмета, новых временных связей; постепенно он дополняется, изменяется и «проясняется». По своей сущности неустойчивость как проявление непостоянства является отрицательным эквивалентом или выражением дефицита константности, свойственной перцептивному образу. Она хорошо знакома каждому по собственному опыту и заключается в «колебаниях» образа и текучести его компонентов.

воображение физиологический нервный представление

5. Виды представлений

Зрительное и слуховое представление

В настоящее время существует несколько подходов к построению классификации представлений. Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущений и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные, обонятельные, вкусовые, температурные и органические.

Однако данный подход к классификации представлений не является единственным. Так, Б.М. Теплов говорил, что классификацию представлений можно осуществить по следующим признакам:

По степени обобщенности; с этой точки зрения можно говорить о частных и общих представлениях.

Кроме этого, классификацию представлений можно осуществить по степени проявления волевых усилий.

Однако наиболее распространенной является классификация представлений, в основу которой положены ощущения.

Зрительные представления . Большинство имеющихся представлений у человека связано со зрительным восприятием. Характерной особенностью зрительных представлений является то, что в отдельных случаях они бывают предельно конкретными и передают все видимые качества предметов: цвет, форму, объем. Однако чаще всего в зрительных представлениях преобладает какая-нибудь одна сторона, а другие или очень неясны, или отсутствуют вовсе. Характер зрительных представлений человека главным образом зависит от содержания и той практической деятельности, в процессе которой они возникают. Так, зрительные представления играют центральную роль при занятиях изобразительными искусствами, потому что не только рисование по памяти, но и рисование с натуры невозможно без хорошо развитых зрительных представлений. Немаловажную роль играют зрительные представления и в педагогическом процессе. Даже изучение такого предмета, как литература, требует для успешного овладения материалом включения воображения, что, в свою очередь, в значительной мере опирается на зрительные представления.

В области слуховых представлений важнейшее значение имеют речевые и музыкальные представления. В свою очередь, речевые представления также могут подразделяться на несколько подтипов: фонетические представления и темброво-интонационные речевые представления. Фонетические представления имеют место тогда, когда представляют на слух какое-нибудь слово, не представляя никакого определенного голоса. Такого рода представления имеют достаточно большое значение при изучении иностранных языков.

Темброво-интонационные речевые представления имеют место тогда, когда представляют себе тембр голоса и характерные особенности интонации какого-нибудь человека. Такого рода представления имеют большое значение в работе актера и в школьной практике при обучении ребенка выразительному чтению.

Двигательное и пространственное представление

По характеру возникновения двигательные представления отличаются от зрительных и слуховых, так как никогда не являются простым воспроизведением прошлых ощущений, а всегда связаны с актуальными ощущениями. Каждый раз, когда человек представляет себе движение какой-нибудь части своего тела, происходит слабое сокращение соответствующих мышц. Таким образом, при всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения, которые дают человеку соответствующие двигательные ощущения. Но ощущения, получаемые от этих зачаточных движений, всегда образуют неразрывное целое с теми или иными зрительными или слуховыми образами. При этом двигательные представления можно разделить на две группы: представления о движении всего тела или отдельных его частей и речевые двигательные представления. Первые обычно являются результатом слияния двигательных ощущений со зрительными образами. Речевые двигательные представления являются слиянием речедвигательных ощущений со слуховыми образами слов. Следовательно, двигательные представления бывают или зрительно-двигательными (представления движения тела), или слуходвигательными (речевые представления).

Следует обратить внимание на то, что слуховые представления также очень редко бывают чисто слуховыми. В большинстве случаев они связаны с двигательными ощущениями зачаточных движений речевого аппарата. Следовательно, слуховые и двигательные речевые представления - качественно сходные процессы: и те и другие являются результатом слияния слуховых образов и двигательных ощущений. Однако в этом случае можно говорить о том, что двигательные представления в равной степени связаны как со слуховыми образами, так и с двигательными ощущениями.

Таким образом, все основные типы представлений человека в той или иной мере оказываются связанными друг с другом, а деление на классы или на типы весьма условно. Можно говорить об определенном классе (типе) представлений в том случае, когда зрительные, слуховые или двигательные представления выступают на первый план.

Завершая рассмотрение классификации представлений, нам необходимо остановиться еще на одном, весьма важном, типе представлений - пространственных представлениях. Термин «пространственные представления» применяется к тем случаям, когда ясно представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты при этом могут представляться очень неопределенно. Как правило, эти представления настолько схематичны и бесцветны, что на первый взгляд термин «зрительный образ» к ним не применим. Однако они все же остаются образами - образами пространства, так как одну сторону действительности - пространственное размещение вещей - они передают с полной наглядностью.

Пространственные представления в основном являются зрительно-двигательными представлениями, причем иногда на первый план выдвигается зрительный, иногда - двигательный компонент. Весьма активно представлениями данного типа оперируют шахматисты, играющие вслепую. В повседневной жизни человек тоже пользуется данным типом представлений, например когда необходимо добраться из одной точки населенного пункта в другую. В этом случае он представляет себе маршрут и движется по нему.

Классификация представлений по степени обобщенности

Первичную информацию об окружающем мире человек получает с помощью ощущения и восприятия. Однако человек может спустя длительное время после того, как он воспринимал какой-либо предмет, вызвать (случайно или намеренно) образ этого предмета снова. Это явление получило название «представление».

Все представления также различаются и по степени обобщенности. Представления принято разделять на единичные и общие. Одно из основных отличий представлений от образов восприятия заключается в том, что образы восприятия всегда бывают только единичными, т. е. содержат информацию только о конкретном предмете, а представления очень часто носят обобщенный характер.

Единичные представления - это представления, основанные на наблюдении одного предмета.

Общие представления - это представления, обобщенно отражающие свойства ряда сходных предметов.

Все представления различаются по степени проявления волевых усилий. При этом принято выделять произвольные и непроизвольные представления. Непроизвольные представления - это представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека. Произвольные представления - это представления, возникающие у человека в результате волевого усилия, в интересах поставленной цели.

Необходимо также отличать представления (их отдельные виды) от первичных образов памяти и персеверирующих образов.

Первичными образами памяти называются такие образы, которые непосредственно следуют за восприятием объекта и удерживаются очень небольшой промежуток времени, измеряемый секундами.

Персеверирующими образами называются те непроизвольные образы, которые с исключительной живостью всплывают в сознании после длительного восприятия однородных объектов или после такого восприятия объекта, которое оказало сильное эмоциональное воздействие. Например, каждый, кто собирал грибы или долго гулял по лесу, знает, что, когда ложишься спать и закрываешь глаза, в сознании всплывают достаточно яркие картины леса, образы листьев, травы.

Это же явление характерно и для слуховых образов. Например, после того как человек услышит какую-нибудь мелодию, она долго и навязчиво «звучит в ушах». Чаще всего это та мелодия, которая вызвала сильное эмоциональное переживание.

Следует отметить, что персеверирующие образы сходны с последовательными образами своей конкретностью и наглядностью, а также совершенной непроизвольностью, как бы навязчивостью и тем, что они представляют собой почти простую копию восприятия, не неся в себе заметного элемента обобщения. Но они отличаются от последовательных образов тем, что могут быть во времени отделены от восприятия несколькими часами, а иногда даже и днями.

Индивидуальные особенности представления и его развитие

Все люди отличаются друг от друга по той роли, которую играют в их жизни представления того или иного вида. У одних преобладают зрительные, у других - слуховые, а у третьих - двигательные представления. Существование между людьми различий по качеству представлений нашло свое отражение в учении о типах представлений.

В соответствии с этой теорией все люди могут быть разделены в зависимости от преобладающего типа представлений на четыре группы:

1) люди с преобладанием зрительных представлений;

2) люди с преобладанием слуховых представлений;

3) люди с преобладанием двигательных представлений;

4) люди с представлениями смешанного типа.

К последней группе принадлежат люди, которые примерно в одинаковой степени пользуются представлениями любого вида.

Человек с преобладанием представлений зрительного типа, вспоминая текст, представляет себе страницу книги, где этот текст напечатан, как бы мысленно его читает. Если ему нужно запомнить какие-то цифры, например номер телефона, он представляет себе его написанным или напечатанным.

Человек с преобладанием представлений слухового типа, вспоминая текст, как бы слышит произносимые слова. Цифры им запоминаются также в виде слухового образа.

Человек с преобладанием представлений двигательного типа, вспоминая текст или стараясь запомнить какие-либо цифры, произносит их про себя. Следует отметить, что люди с ярко выраженными типами представлений встречаются крайне редко.

У большинства людей в той или иной мере присутствуют представления всех указанных типов, и бывает достаточно тяжело определить, какие из них играют у данного человека ведущую роль. Причем индивидуальные различия в данном случае выражаются не только в преобладании представлений определенного типа, но и в особенностях представлений. Так, у одних людей представления всех типов обладают большой яркостью, живостью и полнотой, тогда как у других они более или менее бледны и схематичны. Людей, у которых преобладают яркие и живые представления, принято относить к так называемому образному типу. Такие люди характеризуются не только большой наглядностью своих представлений, но и тем, что в их психической жизни представления играют чрезвычайно важную роль. Например, вспоминая какие-либо события, они мысленно «видят» картины отдельных эпизодов, относящихся к этим событиям; размышляя или говоря о чем-нибудь, они широко пользуются наглядными образами и т.д.

Увеличение обобщающего значения представлений может идти в двух направлениях. Один путь - это путь схематизации. В результате схематизации представление теряет постепенно ряд частных индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме. По этому пути идет, например, развитие пространственных геометрических представлений. Другой путь - путь развития типических образов. В этом случае представления, не теряя своей индивидуальности, наоборот, становятся все более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений. Этот путь ведет к созданию художественных образов, которые, будучи в максимальной степени конкретными и индивидуальными, могут содержать в себе весьма широкие обобщения.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика воображения как процесса преобразования представлений, его роль в психической деятельности. Индивидуальные особенности дифференциации воображения, основные этапы его развития. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы.

    реферат , добавлен 23.06.2015

    Исследование процесса творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность. Воображение как способ познания внешнего мира. Изучение видов и функций воображения. Обзор механизмов переработки представлений в воображаемые образы.

    презентация , добавлен 03.04.2017

    Понятие о природе воображения, отличие собственно воображения от образной памяти. Виды воображения, связь воображения и творчества, значение воображения в художественном творчестве. Преобразование действительности в воображении, его закономерные пути.

    контрольная работа , добавлен 12.11.2009

    Общие представления и теории воображения. Характеристика старшего дошкольного возраста. Истоки формирования воображения, механизмы его формирования на ранних стадиях онтогенеза. Подходы к развитию воображения дошкольника на основе сюжетно-ролевой игры.

    дипломная работа , добавлен 28.11.2011

    Функции воображения. Роль воображения в построении образа и программа поведения в проблемной ситуации. Воображение как деятельность синтеза. Способы синтезирования в создании образов воображения. Виды воображения. Творческое воображение.

    контрольная работа , добавлен 27.09.2006

    Психологическая характеристика представлений, механизмы их возникновения, функции и классификация. Изучение понятия о воображении, механизмы процесса воображения, физиологические основы, виды, влияние воображения на творческую деятельность индивида.

    контрольная работа , добавлен 20.02.2010

    Понятие воображения как психического процесса создания новых образов и представлений. Развитие воображения у дошкольников. Особенности воображения у детей конкретных возрастных групп. Использование сказок и рассказов для развития детского воображения.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2009

    Феномен воображения как психического и познавательного процесса и необходимого элемента творческой деятельности человека. Виды воображения и их характеристика. Преобладание среднего и низкого уровня развития воображения у глухих и слабослышащих детей.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Специфические функции воображения в жизни человека. Различные формы и виды человеческого воображения, его проявления. Взаимосвязь воображения с творчеством. Периодизация возрастных периодов в психологии, разноречивость в определении возрастных границ.

    реферат , добавлен 03.02.2012

    Понятие воображения и когнитивных процессов, их связь с восприятием. Особенности творческого воображения у младших школьников, экспериментальная работа по их исследованию. Диагностическая программа исследования особенностей творческого воображения.

Воображение особый психический процесс, свойственный только человеку. Воображение выражается в воссоздании и преобразовании представлений, в создании новых образов, никогда не бывших в восприятии, в конструировании новых связей и отношений, отсутствующих в действительности. В этом смысле воображение может быть отнесено к интеллектуальным познавательным процессам.Воображение также обеспечивает предвидение будущих результатов активности, возможных изменений в окружающем мире и в себе, позволяет построить программу поведения, поэтому оно может быть отнесено к интегративным процессам. Воображение пронизывает всю психическую деятельность человека: преобразует перцептивные образы, представления, мыслительные понятия, тесно взаимосвязано с памятью. Отличие воображения от мышления заключается в том, что мышление открывает реальные внутренние связи действительности, а воображение строит новые связи, создает гипотезы о возможных отношениях, выходя за пределы наличной ситуации.

Классификации видов воображения

1. По степени намеренности и сознательности:

· пассивное воображение характеризуется тем, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Для пассивного воображения характерно создание образов, которые не воплощаются в жизнь, программ, которые не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах (галлюцинации), в полудрёмном состоянии, во сне. Преднамеренное пассивное воображение создаёт образы (грёзы), не связанные с волей, которая могла бы способствовать их воплощению в реальность;

· активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя определенные образы. Активное воображение может настолько захватывать человека, что он утрачивает связь со своим временем, полностью «вживается» в создаваемый им образ. Например, во время работы над романом «Мадам Бовари» Г. Флобер, описывая отравление своей героини, почувствовал во рту вкус мышьяка.

2. По решаемым задачам:

· репродуктивное (воссоздающее) воображение – воспроизведение имеющихся образов или создание новых связей известных образов, сохраненных в памяти. При использовании репродуктивного воображения ставится задача воспроизвести реальность в таком виде, какова она есть, и, хотя здесь также присутствует элемент фантазии, этот вид воображения больше напоминает восприятие или память.

· продуктивное (творческое) воображение – создание новых образов в процессе творческой деятельности человека. При использовании продуктивного воображения ставится задача преобразовать действительность.


3. По характеру образов (С.Л. Рубинштейн):

· конкретное воображение оперирует образами единичными, обременёнными множеством деталей, вещными;

· абстрактное воображение пользуется образами высокой степени обобщённости, образами-схемами, символами.

Функции воображения:

· функция целеполагания – будущий результат деятельности создается в воображении, он существует только в сознании субъекта и направляет его активность на получение желаемого;

· представление действительности в образах , а также создание возможности пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена;

· регулирование эмоциональных состояний. При помощи воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряжённость. Данная жизненно важная функция особенно подчёркивается и разрабатывается в психоанализе;

· произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека , в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями;

· формирование внутреннего плана действий – способности выполнять действия в сознательном, идеальном плане, манипулируя образами;

· планирование и программирование деятельности , составление программ, оценка их правильности, процесса реализации;

· функция проникновения во внутренний мир другого человека – на основе описания или демонстрации воображение способно создавать картины пережитого (переживаемого в данный момент времени) другим существом, тем самым делая возможным приобщение к его внутреннему миру; эта функция служит основой для понимания и межличностной коммуникации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путём человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для регуляции.

Выделяют основные способы создания образов воображения : комбинирование (агглютинация), акцентирование, типизация, схематизация, гиперболизация.

Комбинирование – сочетание данных в опыте элементов в новых вариантах. Продукты человеческой деятельности, созданные путём комбинирования: мобильный телефон, карандаш с закреплённым ластиком, пудреница с зеркальцем, троллейбус – соединение свойств трамвая и автомобиля и т. п.

Частным случаем комбинирования является агглютинация (от лат. aglutinare – склеивание) – соединение несоединяемых в реальности качеств, свойств, частей объектов . Например, сказочный образ кентавра – получеловека, полуконя; избушка на курьих ножках, русалочка и т. п.

Акцентирование (заострение) – намеренное усиление в объекте определённых качеств, которые оказываются доминирующими на фоне остальных. Примером выступает рисование карикатур, дружеских шаржей.

Гиперболизация увеличение или уменьшение объекта и его частей. Создать новый образ можно путём преувеличения (или преуменьшения ) характеристик объекта. Этот приём широко используется в сказках, народном творчестве, когда герои наделяются сверхъестественной силой и совершают подвиги. Примером являются следующие образы: Мальчик с пальчик, Дюймовочка, великаны Гаргантюа и Пантагрюэль.

Типизация выделение повторяющегося и существенного в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе (тип героя, тип злодея, типичный образ «Героя нашего времени»).

Схематизация сглаживание различий между объектами и выявление черт сходства между ними (схематическое изображение женской и мужской фигур на дверях туалета, схемы в автобусах, на картах и т. д.).

Воображение - процесс преобразования и порождения новых образов на
основе прошлого опыта, являющихся и продуктами творческой деятельности и прообразами для нее.

Воображение не сводится к образному мышлению. Мышление стремиться познать как можно лучше и точнее и отразить реальную действительность. Воображение - придумать что-то такое, чего не бывает. Человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, может вообразить картину того, чего он в действительности никогда не видел. Воображение тем плодотворнее и ценнее, чем в большей мере оно, преобразуя действительность, отклоняясь от нее, при этом все же учитывает ее существенные стороны и наиболее значимые черты.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представлений, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтезирующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования образов воображения.

Приемы фантазирования:

Агглютинация - создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому (нр, русалка, кентавр),

Схематизация (предполагает отбрасывание каких-то элементов, нр, схема метро). Причины схематизации: сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта; забывание каких-либо несущественных деталей или частей; в результате неполного, поверхностного восприятия объекта.

Акцентирование (преувеличение какой-то одной черты, свойства, нр, карикатуры - акцентируют нос, горб),



Миниатюризация и гиперболизация (изменение величин, нр, в сказках - богатыри-великаны).

Виды воображения: пассивное (образы воображения самопроизвольно трансформируется, всплывая перед воображением, а не формируются сами, нр, сновидение, мечта, галлюцинации) и активное (образы сознательно формируются и преобразуются в соответствии с целями творческой деятельности человека). Активное воображение бывает: воссоздающее (опирается на подсказку, нр, на описание, схему) и творческое(весь образ сочиняет сам субъект).

Схема развития воображения Рибо (19век): с увеличением опыта растет воображение, которое затем замедляется и начинает угасать. Три этапа:

1)бурное развитие воображения у детей (игры, сказки),

2)начинает работать рацио (наша критичность), вследствие чего рост воображения замедляется (но фантазия все еще есть),

3)воображение проникается рацио и они сливаются в единую
функцию, творчество падает.

Качества воображения:

Сила (отчетливость образов),

Широта (количество новых образов),

Критичность (близость к реальности).

1. метод Гельброннера, метод недорисованных рисунков;

2. размытые фотографии;

3.метод лингвистической изобретательности (даются 3 слова, нужно придумать предложения, где эти слова вместе. Ставятся очки);

4.метод Роршаха.

У разных людей воображение проявляется в различных областях. Существующую роль в определении направления, по которому идет развитие воображения, играет направленность личности (интересы). Значение воображения велико в художественном творчестве, научном творчестве, экспериментальном исследовании.

Типы воображения

по степени волевых усилий по степени активности


преднамеренное непреднамеренное активное пассивное

Общая характеристика воображения. Функции воображения. Виды воображения. Воображение и творчество.

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основой наглядно-образного мышления , позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны (нежелательны).

От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии . Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его именуют мечтой.

Воображение может быть четырех основных видов: активное, пассивное, продуктивное и репродуктивное. Активное воображение характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы. Образы пассивного воображения возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. В репродуктивном воображении ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

С феноменом воображения в практической деятельности людей, прежде всего, связан процесс художественного творчества. Источником любого направления в искусстве может быть только жизнь, она же выступает в качестве первичной базы для фантазии. Но никакая фантазия не способна изобрести нечто такое, что человеку не было бы известно.

Чаще всего творческий процесс в искусстве связан с активным воображением: прежде чем запечатлеть какой-либо образ на бумаге, холсте или нотном листе, художник создает его в своем воображении, прилагая к этому сознательные волевые усилия. Реже импульсом творческого процесса становится пассивное воображение, так как "спонтанные", независимые от воли художника образы чаще всего являются продуктом подсознательной работы творца, скрытой от него самого.

Работа человеческого воображения, разумеется, не ограничивается литературой и искусством. В неменьшей степени она проявляется в научном, техническом, других видах творчества. Во всех этих случаях фантазия как разновидность воображения играет положительную роль.

Но есть и другие виды воображения. Это - сновидения, галлюцинации, грезы и мечты .

Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. Подлинная их роль в жизни человека до сих пор не установлена, хотя известно, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в жизни.

Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по-видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью. Обычно они - результат тех или иных нарушений психики или работы организма - сопровождают многие болезненные состояния.

Грезы в отличие от галлюцинаций - это вполне нормальное психическое состояние, представляющее собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

Мечта от грезы отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т. е. в принципе осуществима. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства, вины, агрессивности.

Функции воображения . Люди так много мечтают потому, что их разум не может быть "безработным". Он продолжает функционировать и тогда, когда в мозг человека не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение.

В жизни человека воображение выполняет ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе. Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Наконец, пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда - наука, литература, искусство, инженерия и др.- развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела.



Существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека. У одних людей может преобладать конкретное, образное восприятие мира, которое внутренне выступает в богатстве и разнообразии их фантазии. Про таких индивидов говорят, что они обладают художественным типом мышления.

Воображение человека выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния в данный момент времени. Известно, что продукт творчества, его содержание и форма хорошо отражают личность творца. Данный факт нашел широкое применение в психологии, особенно в создании психодиагностических личностных методик. Личностные тесты проективного типа основаны на так называемом механизме проекции, согласно которому человек в своем воображении склонен приписывать другим людям свои личностные качества и состояния. Проводя по специальной системе содержательный анализ продуктов фантазии испытуемых, психолог на его основе судит о личности человека, кому эти продукты принадлежат.