Пути преодоления конфликтов в образовательном учреждении за. Конфликты и конфликтные ситуации в образовательном процессе

Основные понятия: педагогический конфликт, межличностное взаимодействие.

Образовательный процесс невозможен без противоречий и конфликтов, так как только они являются источником развития. Противоречия и конфликты в образовательной организации - явление естественное. В обществе практически нет иных социальных институтов, имеющих такой разнородный по множеству параметров (образованию, возрасту, интересам, социальному положению, потребностям, авторитетам, ценностям и т.д.) и при этом столь многочисленный контингент.

Межличностное взаимодействие в образовательной организации можно представить в виде горизонтальных и вертикальных связей:

  • - вертикальные: педагогический работник - обучающийся; педагогический работник - администрация; обучающийся - администрация и т.д.;
  • - горизонтальные: обучающийся - обучающийся; педагогический работник - педагогический работник; администратор - администратор; родитель - родитель;
  • - смешанные конфликты: педагогический работник - обучающийся - педагогический работник; педагогический работник - обучающийся - родитель; педагогический работник - педагогический работник - администратор; педагогический работник - обучающийся - администратор.

В образовательной организации все конфликты рассматриваются как педагогические; они влияют на решение задач обучения и воспитания.

Педагогические конфликты вызваны целым рядом обстоятельств.

Во-первых, деятельность педагогических работников является одной из стрессогенных. Например, исследования психологии труда, которые проводились в нашей стране в 1950-е гг., свидетельствуют, что работа учителя по своей психофизиологической напряженности приравнивалась к деятельности альпинистов и летчиков-испытателей. Сегодня деятельность педагогических работников стала еще более напряженной и интенсивной.

Во-вторых, деятельность педагогического работника связана с контролем и оценкой обучающихся, оценочная модель взаимодействия переносится и на других людей. Категоричная, неадекватная оценка человека, события, явления, так как иногда не учитываются все обстоятельства и условия, является источником конфликтов. Рассмотрим типичные ошибки, которые допускают педагоги при оценке обучающихся, вызывающие недовольство и приводящие к конфликтам. О. А. Иванова выделяет следующие группы ошибок .

  • 1. Нарушение процедуры оценивания: неаргументированная, необоснованная оценка (оценивание ради оценки; оценка личности ученика, а не его достижений; оценка не результатов учебной деятельности ученика, а его поведения; отсутствие сотрудничества и диалога при оценивании; учет прошлого опыта ученика при выставлении оценок; однообразие в видах оценки).
  • 2. Представление оценки: сопровождение негативными комментариями отрицательной оценки; категоричность оценки, невозможность ее исправления; проявление жестокости, догматизма, ригидности оценок.
  • 3. Наличие субъективных факторов при оценивании: субъективность оценки, определяемая личностным отношением к ученику; шаблонность и стереотипность в выставлении оценок; «предвзятость» - негативное понятие из более широкого круга явлений априорности, т.е. предварительной заданное™; оценка ученика инструмент решения внутриличностных проблем педагога; неспособность к модификации оценок с учетом условий жизни и индивидуальных особенностей учащихся.
  • 4. Нарушение этических норм оценки: оценка - наказание; большая распространенность негативных оценок; отстаивание ранее сделанной оценки; излишняя эмоциональность в выставлении оценок; наличие коррупции при оценке деятельности учащихся.

В образовательном процессе чаще всего используются монологические методы (методы воздействия), которые предполагают ориентацию учеников на выполнение определенных требований. Обучающихся лишают возможности инициативных действий, а это приводит к снижению уровня мотивации к взаимодействию, сотрудничеству. У обучающихся не формируются навыки диалогического взаимодействия и сотрудничества (особенно в конфликтных ситуациях). Они испытывают затруднения в управлении собственными психическими состояниями, эмоциями.

Педагогическому работнику следует помнить, что дети, которые в детстве испытывали дефицит родительского тепла, были лишены материнской любви, ласки и заботы, чаще, чем другие, имеют дефекты в эмоциональной, этической или интеллектуальной сферах. В ряде работ отмечается, что у выдающихся людей, как правило, были хорошие матери. В семьях, где есть насилие, антисоциальность, дети испытывают высокий уровень тревожности, агрессивности, конфликтности. Они чаще вступают в конфликты и разрешают их с позиций силы.

В работах С. К). Теминой выделены объективные и субъективные причины педагогических конфликтов .

Объективные причины педагогических конфликтов: недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребенка; противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика; существенное ограничение степеней свободы; различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям; зависимость ученика от учителя; необходимость оценивания учащихся учителем; игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах; множественность ролей, которые школьник вынужден играть в силу предъявляемых к нему разных требований; различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни; социальная нестабильность и др.

К субъективным причинам относятся: психологическая несовместимость учителя и ученика; наличие у учителя или ученика определенных черт характера, определяющих конфликтную личность (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т.д.); отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика; необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика; несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований; недостаточная компетентность учителя; наличие у учителя или ученика серьезных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса; чрезмерная загруженность учителя или ученика; вынужденная бездеятельность ученика; отсутствие самостоятельности, творчества в учебном процессе; несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.

Социально-педагогические конфликты имеют двойственную природу. Как правило, они обусловлены объективными, субъективными и объективно-субъективными особенностями социума. Объективные особености связаны с неудовлетворенностью педагогического работника статусным положением, отсутствием четкости в распределении функциональных обязанностей, несоответствием прав и обязанностей, неудовлетворенностью коммуникацией, нарушением трудовой (учебной) дисциплины, различиями в целях, ценностях и др. Субъективные обусловлены психологической несовместимостью педагогического работника и обучающегося, наличием у субъектов взаимодействия черт характера, определяющих конфликтную личность (агрессивность, раздражительность, нетактичность, грубость, жесткость и т.д.), низким уровенем коммуникативной культуры, а также использованием конфликтогенов и др. Объективно-субъективные факторы обусловлены преобразованием объектов социума субъектами.

Проблемы, которые возникают у обучающихся в образовательном процессе, неприятности в школе нередко становятся причиной разногласий и конфликтов с родителями. Иногда дети не могут самостоятельно решить проблемы в школе, освободиться от переживаний, они ищут поддержки у родителей, педагогических работников, но не всегда получают ту, которую ожидают. Порой цепочки проблем ребенка, непонимание со стороны педагогических работников образуют замкнутый круг, из которого ребенок самостоятельно выбраться не может. Непонимание потребностей, проблем школьников учителями и родителями становится источником конфликтов. Педагогические работники иногда стараются не замечать проблем учеников или не придавать им большого значения. Если ребенок обращается за помощью, нужно действовать, а из-за занятости или некомпетентности это не всегда получается. Поэтому иногда педагоги и родители делают вид, что ничего не происходит, и ждут, когда ситуация разрешится сама собой.

Причины конфликтов используются для типологизации конфликтов, например, К. М. Левитан описывает шесть типов конфликтов, характерных для педагогической деятельности .

  • 1. Конфликты, обусловленные многообразием профессиональных обязанностей педагога. Осознание невозможности одинаково хорошо выполнять все свои дела может привести добросовестного педагога к внутреннему конфликту, потере уверенности в себе, разочарованию в профессии. Такой процесс является следствием плохой организации труда педагога. Преодолеть его возможно, только выбрав главные, но в то же время реальные и носильные задачи и методы их решения.
  • 2. Конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, кто оказывает влияние на исполнение профессиональных обязанностей учителя.
  • 3. Конфликты, возникающие из-за низкого престижа отдельных предметов школьной программы.
  • 4. Конфликты, связанные с чрезмерной зависимостью поведения учителя от различных директивных предписаний, планов, оставляющих мало пространства для самодеятельности.
  • 5. Конфликты, в основе которых лежит противоречие между многогранными обязанностями и стремлением к профессиональной карьере. В условиях школы учитель имеет мало возможностей сделать служебную карьеру - немногие учителя занимают посты директора и его заместителей. Вместе с тем у педагога неограниченные возможности профессионального роста и личной самореализации.
  • 6. Конфликты, обусловленные несовпадением ценностей, которые пропагандирует учитель в школе, с ценностями, которые наблюдают ученики вне ее стен. Педагогу важно быть психологически готовым к проявлению эгоистичности, грубости, бездуховности в социуме и в школе, чтобы отстаивать свою профессиональную позицию.

М. М. Рыбакова выделяет следующие конфликты между учителем и учеником: конфликты деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий; конфликты поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее; конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и учителей 1 .

Конфликты деятельности. Возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе, или когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. В последнее время наблюдается увеличение таких конфликтов из-за того, что учитель часто предъявляет завышенные требования к усвоению предмета, а отметки использует как средство наказания тех, кто нарушает дисциплину. Эти ситуации часто становятся причиной ухода из школы способных, самостоятельных учеников, а у остальных снижается интерес к познанию вообще.

Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотивы, сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учеников.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

И. Г. Геращенко отмечает многомерность педагогических конфликтов, которая проявляется в многообразии их видов: горизонтальные и вертикальные конфликты, частичные и всеобщие, поверхностные и глубинные, агонистические и антагонистические, межнациональные, религиозные и т.д.

Педагогические конфликты бывают мнимыми и реальными. Враждебные отношения между учениками или учителем и его воспитанниками на первый взгляд кажутся легко объяснимыми детской неуравновешенностью или невыполнением требований педагога, но при внимательном анализе причины конфликтов оказываются более существенными: межнациональные и межрелигиозные противоречия, нервозность в результате неудовлетворительного материального положения, неуверенность в завтрашнем дне и т.п. Исследования показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием.

Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

Для конструктивного выхода из конфликта важны взаимоотношения педагога с родителями подростка.

Часто общение учителя с повзрослевшими учениками продолжает строиться на тех же принципах, что и с учащимися начальных классов, позволяющих учителю требовать подчинения. Такой тип отношений не соответствует возрастным особенностям подростка, прежде всего новому представлению о себе, стремлению занять равное положение по отношению к взрослым. Благополучное разрешение конфликта невозможно без психологической готовности учителя перейти к новому типу взаимоотношений с взрослеющими детьми. Инициатором таких взаимоотношений должен быть взрослый.

О. А. Иванова на основе анализа ошибок учителей разработала типологию конфликтов, представленную в табл. 5.5 1 .

Таблица. 5.5

Типология конфликтов на основе ошибок педагогов

1 Иванова О. А. Подготовка педагога в вузе к взаимодействию в конфликтной образовательной среде.

Конфликты, возникающие между субъектами образования в социально-образовательной среде, можно классифицировать:

По коммуникативной направленности: горизонтальные, вертикальные, смешанные;

Предмет разногласий в бытовых конфликтах - бытовое устройство. Например, учитель предложил сделать в классе ремонт или генеральную уборку, а учащиеся и их родители против. В результате могут возникнуть конфликты между учениками, учениками и учителем, учителем и родителями, администрацией и родителями и др., однако предмет разногласий один - ремонт класса (генеральная уборка).

В административных конфликтах объектом столкновения становятся полномочия, на которые претендует один субъект, а другой отрицает его право. Например, в школе часто возникают конфликты между администрацией и родителями, когда одни отстаивают право учиться в той или иной школе, а другие его отвергают.

В качестве объекта в профессиональных конфликтах выступает профессиональная деятельность. Например, учитель, прошедший переподготовку, использует в своей деятельности новые нетрадиционные технологии, а учителя, работающие по традиционной системе обучения, отрицают их эффективность. В результате возникает противоречие, которое может перерасти в профессиональный конфликт.

В центре идеологического конфликта лежит отношение субъектов к одному и тому же явлению ценностного плана. Например, на класс выделили недостаточно учебников. Каждый из учеников хочет обладать всеми необходимыми учебниками. Учащиеся не могут их поделить. В результате возникает конфликт.

Центром противоречий в психологических конфликтах выступают психологические особенности человека (темперамент, мышление, воображение, ощущение и т.д.), т.е. один или оба субъекта при взаимодействии друг с другом чувствуют себя дискомфортно. Например, если учитель холерик, он пытается вести урок в быстром темпе, требует от учеников моментальных ответов, а ученик медленно соображает, его ответы раздражают учителя, не дослушав ученика, он его прерывает. Ученик испытывает чувство обиды, досады, да если при этом учитель называет его тугодумом - это способствует возникновению конфликта.

Объектом амбициозных конфликтов является репутация. Старые учителя считают, что молодые не имеют права не соглашаться

(оспаривать) с их точкой арония, так как они не имеют и десятой доли опыта, накопленного ими. Подобную ситуацию можно наблюдать и во взаимоотношениях учитель - ученик. В настоящее время ученики имеют возможность пользоваться компьютером, смотреть различные учебные программы и на уроках делятся этой информацией с другими учениками, иногда эта информация в некоторой степени противоречива с той, которую предлагает учитель. Некоторые учителя рассматривают это как покушение на свою репутацию.

В этических конфликтах объектом выступают нормы поведения. Например, ребенок постоянно опаздывает в школу, ходит без второй обуви, имеет небрежный вид, расталкивает всех в столовой. Это может привести к конфликту, но возможно, что ему в семье не привили эту норму поведения. Стоит ему объяснить, и конфликт будет исчерпан.

«Пустые» конфликты не имеют содержательного компонента. Они возникают вследствие неблагоприятного психологического, физического состояния одного из оппонентов. Например, ученик невнимателен или не работает на уроке, но это состояние не характерно для ученика. Возможно, что в семье возникли какие-то проблемы, а учитель начинает сосредоточивать внимание на этом ученике, используя при этом конфликтогены различного рода, что непременно приведет к конфликту.

Большинство конфликтов между субъектами образования можно отнести к разряду межличностных. По мнению ряда психологов и педагогов, межличностный конфликт можно рассматривать как ситуацию столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения, вызываемую противоречивыми взглядами, способами поведения, установками людей в условиях стремления их к достижению каких-либо целей.

Внутриличностный конфликт может принимать различные формы. Одной из наиболее распространенных форм является ролевой конфликт, когда к одному человеку выдвигаются противоречивые требования со стороны значимых других. К примеру, к школьнику предъявляются требования, которые он воспринимает как несовместимые: успешно учиться, исправно выполнять домашние задания, исполнять работу но дому, посещать занятия в музыкальной школе, заниматься спортом и т.д.

Если требования к образованию или к осуществлению своих непосредственных обязанностей не согласуются с личными потребностями или ценностями индивида, то также может возникнуть внутриличностный конфликт. Например, старшеклассник всерьез интересуется языками и литературой, в дальнейшем собирается поступать в вуз по данному профилю, однако обучается в школе с естественно-научным уклоном. Он вынужден углубленно заниматься физикой, химией, биологией, затрачивать на эти дисциплины временные, интеллектуальные, энергетические ресурсы и при этом существенно меньше времени и сил уделять интересующей его области.

Конфликт может возникнуть и у преподавателя, если он, к примеру, вынужден максимум времени, интеллектуальных ресурсов, энергии уделять подготовке и проведению учебных занятий и при этом у него практически не остается возможности заниматься семьей, решением собственных проблем, самообразованием и самосовершенствованием.

Внутриличностный конфликт может быть обусловлен перегрузкой или недогрузкой (учебной или рабочей). Такой конфликт связан с низкой удовлетворенностью работой (учебой), малой уверенностью в себе и организации, стрессом. К примеру, учитель, получающий низкую заработную плату, вынужден брать дополнительную нагрузку, что отражается и на качестве его работы, и на состоянии здоровья. Причиной внутриличностного конфликта также могут служить противоречия между системой нравственных ценностей индивида и социально поощряемыми в данной группе образцами поведения. Например, ученик А участвует в агрессивных играх своих товарищей, так как боится остаться в изоляции и стать объектом насмешек, однако внутренне протестует против подобных развлечений.

Конфликт между личностью и группой может быть обусловлен тем, что ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности. К примеру, учащиеся данного класса весьма прохладно относятся к процессу образования, довольствуются средними результатами, не всегда выполняют домашние задания, протестуют против больших, по их мнению, заданий и т.н. Но один из учеников класса серьезно относится к учебе, выполняет полностью все задания, получает отличные отметки, его ставят в пример другим учащимся. В подобной ситуации может возникнуть конфликт между этим учеником и классом (эффект «белой вороны»). Конфликт того же рода, но на более высоком уровне личностного развития рассматривал А. Маслоу: «Как ни определять самоактуализированного человека, ему никуда не деться от глубокого конфликта, вызываемого его собственной “элитарностью”, избранностью, - в конце концов, по каким бы показателям ни сравнить их с другими людьми, они заведомо будут лучше» .

Между личностью и группой конфликт возникает в случае, если личность занимает позицию, отличную от позиции группы. Например, большинство учащихся класса решили уйти с урока, а один ученик отказался это делать, или, напротив, класс настроен на учебу, квалифицированный учитель дает нужную и интересную информацию, однако один из учеников постоянно мешает и вызывает раздражение и неприязнь у остальных учащихся. Конфликт между личностью и группой может быть связан с непониманием мотивов поведения личности, резкими отличиями во взглядах, представлениях, интересах, уровне интеллекта индивида и группы.

К конфликтам данного рода относят также «адаптационные конфликты». Они возникают между новичками в данной группе и правилами и нормами межличностной коммуникации. По мнению К. Левина, пересекая границы новой группы, «человек чувствует себя не в своей тарелке и посему становится застенчивым, заторможенным или же заходит в своих действиях слишком далеко». Неопределенность положения в группе может привести к тому, что человек занимает позицию на границе группы. Это характерно для людей, отличающихся от большинства группы социальной, национальной или религиозной принадлежностью.

Конфликт между группой и руководителем также относится к данному типу конфликтов. В школьной практике это может быть конфликт между учителем и данным классом. Такие конфликты возникают обычно в классах, в которых учащиеся представляют собой сплоченную группу, придерживаются общих принципов и отстаивают коллективные интересы. В качестве примера можно привести ситуацию с заменой педагога, с которым у класса сложились близкие, теплые отношения, на нового учителя. В таких случаях часто возникает конфликт между классом и новым учителем, причем последнему приходится прикладывать немалые усилия, чтобы заслужить доверие учащихся.

Межгрупповой конфликт отличается тем, что конфликтующими сторонами выступают уже социальные группировки, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления. В педагогических коллективах меж- груиповые конфликты могут быть вызваны альтернативными позициями учителей по какой-либо актуальной проблеме, различным отношением к политике администрации, внедрению новаций, получению определенных должностей, поощрений, благ и др. В ученических коллективах конфликты могут возникнуть на основе различий в оценке того или иного значимого события, соперничества в стремлении занять определенное место, иоложение, получить какие-либо дивиденды, при резком противопоставлении интересов, устремлений, позиции разных групп учащихся. Межгрупповые конфликты могут быть обусловлены принадлежностью учащихся к разным социальным общностям (по этническим, религиозным, имущественным признакам, социальному происхождению, месту проживания - «двор на двор» и др.). Межгрупповые конфликты могут также возникать на основе фанатичной приверженности учащихся к различным спортивным, музыкальным группам, конкретным личностям.

Межличностные конфликты являются наиболее распространенным типом конфликтов в произвольной организации. Существуют различные взгляды на природу и характер межличностных конфликтов. В межличностных конфликтах действующие лица могут преследовать несовместимые при взаимодействии друг с другом интересы, стремиться к занятию определенного положения, места, должности в острой конкурентной борьбе, отличаться психологической несовместимостью, испытывать острую неприязнь друг к другу и т.д.

Межличностный конфликт возникает тогда, когда конфликтные стороны негативно воспринимают друг друга, обоюдно атакуют и стремятся более или менее осознанно нанести ущерб друг другу. При этом несущественно, предпринимается сильная или слабая атака, нападают только словесно или другими средствами. Враждебное молчание или демонстративная пассивность также относятся к негативным действиям. Л. Козер определяет межличностный конфликт как борьбу, гак что поведение в конфликте может быть воспринято, как враждебные действия, которые совершаются кем-либо в результате развития ситуации и формирования участвующих сторон с различными стратегиями.

По представлению К. Левина, частоту конфликтов в группе определяет уровень напряжения, в котором существует человек и группа. В школьном классе такой уровень напряжения остается постоянно высоким, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций.

В литературе имеются попытки выделить особенности педагогических конфликтов. Так, например, С. Ю. Темина среди специфических особенностей конфликтов в школе выделяет следующие:

  • - в них всегда задействованы дети;
  • - последствия конфликта непосредственно отражаются на личностном развитии учеников, а зачастую и на дальнейшей судьбе выпускников школы;
  • - сталкиваются интересы, ценности, идеи, функционально ролевые позиции представителей разных социальных групп;
  • - основная роль в разрешении конфликта отводится учителю или администрации;

в конфликт обычно вовлекается достаточно большое число участников, которое в случае затягивания конфликта постоянно растет;

Социально-психологическая зависимость ученика от учителя и др.

Среди особенностей педагогических конфликтов А. Я. Анцупов

и А. И. Шипилов выделяют следующие :

  • - ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;
  • - участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;
  • - разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;
  • - различное понимание событий и их причин (конфликт глазами учителя и глазами ученика видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;
  • - присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;
  • - профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в разрешении конфликта и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;
  • - всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;
  • - конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Следует заметить, что независимо от того, кто из субъектов образования является участником конфликта, конфликт всегда носит воспитывающий характер, учащиеся приобретают позитивный или негативный опыт взаимодействия в конфликте, познают способы разрешения конфликтов. Педагог должен помнить, что опыт поведения в конфликте, усвоенный в детстве, остается на всю жизнь, поэтому и родители, и учителя должны быть ответственны за свои действия, поступки в условиях конфликта.

Вопросы и задания

  • 1. Перечислите причины и виды конфликтов в образовательной организации.
  • 2. Охарактеризуйте типологию конфликтов в образовательной организации.
  • 3. Выберите один из приведенных кейсов. Изучите материал и выполните все задания кейса.

Кейс 1. Конфликты в педагогическом процессе и способы их разрешения

«Начинается урок литературы. Учительница Мария Петровна обращается к Саше Сергееву, который опаздывает, просит сесть на свое место:

  • - Сергеев, ты вечно опаздываешь, - с раздражением говорит учительница.
  • - Любопытно. Вы все замечаете, - язвит подросток.

Что-то ты сегодня опять разговорчивый. Проверим, как ты выполнил домашнее задание. К сегодняшнему дню надо было выучить одно из стихотворений Маяковского. Слушаем тебя. Может быть, ты нас чем-то порадуешь?

  • - Я не выучил, - признался Саша.
  • - Почему? - спрашивает Мария Петровна.
  • - Не выучил и все, - вторит подросток.
  • - Ветер у тебя в голове гуляет, Сергеев. Безответственный ты человек. На таких, как ты, ни в чем нельзя положиться, - заключает учительница.
  • - Почему это на меня ни в чем нельзя положиться? - возмущается Саша.
  • - Потому, что человек проявляется в том, как он относится к своим обязанностям. А ты безответственно относишься к своим учебным обязанностям.
  • - Подумаешь, одно стихотворение не выучил. Может быть, я Маяковского вообще не люблю.
  • - Скажите, пожалуйста, критик какой нашелся. Маяковского он не любит. А вообще, кому это интересно - любишь ты или не любишь? Маяковский - известный поэт, он в программе.
  • - Ну и что с того, что он в программе, - парирует Саша.
  • - Может быть, тебя программа не устраивает? - спрашивает учительница.
  • - Может быть, и не устраивает, - отвечает Саша.
  • - В таком случае, может быть, тебя и школа наша не устраивает? Тогда поищи себе другую.
  • - А что вы меня пугаете. И вообще, чего вы ко мне привязались со своим Маяковским? Вы сами-то, кроме Маяковского, что-нибудь знаете? - расходится подросток.
  • - Как ты себя ведешь, Сергеев! Выйди из класса! - кричит учительница.
  • - Ну и выйду.

Задание 2. Проанализируйте ситуацию под углом зрения определения истинных причин конфликта, привлекая психологические знания. Выясните ошибки учителя и определите, в чем ее профессиональная некомпетентность. Предложите вариант диалога с Сашей Сергеевым, который бы убедил его в неправильном (недопустимом) поведении при разговоре с учительницей. На данном примере покажите, как надо доказывать подросткам их ошибки и как можно и нужно разрешать конфликты.

Кейс 2. Конфликты в образовательной организации

Задание 1. Познакомьтесь с ситуацией.

«Ефрат Григорьевич по убеждению ребят - во! И вдруг выясняется, что он покидает школу по семейным обстоятельствам. Прощальный урок был полит слезами, девочки откровенно плакали. Сам учитель часто доставал свой платок, хотя насморка у него не было. В седьмых классах “траур”. Найти нового учителя физики непросто. Администрация школы пригласила временно поработать вышедшую на пенсию Ольгу Сергеевну. Она - женщина крупного, мощного сложения, голос самого нижнего регистра и такой силы, что слышно на всех трех этажах. Начались се уроки, но физика кончилась. Она начала с того, что нещадно разбранила Ефрата Григорьевича.

Какой сапожник вас учил? - кричала она. - Вы же ни одной формулы даже вызубрить не сумели! Тупицы, двоечники, халтурщики, - запас бранных слов у этого педагога был предостаточным.

“Военбаба” - не думая долго, назвали ее ребята.

На первом уроке она провела “проверку” знаний и всем вызванным к доске поставила двойки. Все, чего добился предыдущий учитель, новая “физичка” свела на нет. Издеваться над ребятами была ее вторая профессия.

Раньше на уроки физики учащиеся шли как на праздник, теперь они превратились в каторгу. Физику никто не учил, ее возненавидели, как и саму учительницу. Самый сильный класс в школе отвернулся от физики категорически и бесповоротно. Два месяца длился казарменный кошмар под командованием Военбабы. К счастью, нашелся новый учитель. Знакомясь но журналу с классом, он был поражен “эшелоном” двоек.

Что же тогда творится в душах и сердцах ребят? - подумал новый учитель. Как же начинать работу с классом? Как все исправлять?»

Задание 2. Проанализируйте ситуацию. Какие педагогические ошибки допущены? Какие пути выхода из ситуации существовали, но учитель их не видел? Предложите свой вариант решения возникшей проблемы с теоретическим обоснованием.

Кейс 3. Конфликты в образовательной организации

Задание 1. Анализ проблемной ситуации.

Урок биологии в седьмом классе ведет молодая учительница. Через пять минут после начала с шумом раскрывается дверь и, нагло спросив «Можно войти?», на пороге останавливаются трое учеников. Учительница просит их выйти и войти в класс как полагается. Ученики выходят в коридор. Через минуту дверь открывается снова, и подростки вползают в класс на четвереньках.

Задание 2. Сформулируйте возникшую воспитательную проблему и предложите вариант ее решения.

  • Иванова О. А. Конфликты в школьной образовательной среде: учеб.-метод.пособие. СПб.: ИОВ РАО, 2003 ; Ее же. Подготовка педагога в вузе к взаимодействию в конфликтной образоватсльой среде. СПб.: ИОВ РАО, 2003.
  • Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Теория и практика. СПб. :Питер, 2013. С. 357-358.
  • Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М., 1997.

Выполнил: Ардынцов А.А., заместитель директора по УВР, МБУ ДО ДЮСШ пос. Светлый, Светлинского района Оренбургской области.

Проект № 2. «Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации».

Требования к проекту:

    Обосновать актуальность проекта для образовательной организации;

    Сформулировать стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации, занести их в таблицу:

    Разработать систему мер, позволяющих конструктивно разрешать конфликты в образовательной организации.

Конфликт в коллективе может проявляться открыто (в форме дискуссии, спора, выяснения взаимоотношений) или скрытно (без словесных и действенных проявлений), тогда он скорее ощущается в тягостной атмосфере. Скрытому конфликту способствует плохой психологический микроклимат в коллективе, недосказанность, взаимное недоверие, неприязнь, агрессивность, неудовлетворенность собой. Повод к началу конфликта может быть, как объективный (принимать или не принимать, например, того или иного сотрудника, так как вы по-разному видите итог его работы в вашем коллективе), так и субъективный (краситься на работу или нет), так как результата работы он никак не касается, это только ваши личные предпочтения. Первый более свойственен мужским коллективам, второй – смешанным и женским. Этим и обуславливается актуальность проекта.

Чаще всего в организации возникают конфликты между начальником и подчиненными, на которые приходится до возникновения всех конфликтных ситуаций. Это не только самый распространенный, но и самый опасный для руководителя вид конфликта, так как окружающие смотрят на развитие ситуации и проверяют влияние, авторитет, действия своего начальника, все его поступки и слова пропускают через развивающуюся напряженную ситуацию. Конфликт необходимо разрешить, иначе тягостная атмосфера будет затягиваться и влиять на результаты работы всего коллектива.

Для решения конфликта в первую очередь необходимо установить причину возникновения конфликта, на поверхности ситуация может смотреться совершенно по-другому. Для этого руководителю, если возник спор между подчиненными, лучше выслушать обе стороны и попытаться понять источник возникновения разногласий. Если сотрудники постоянно ссорятся из-за того, кто забрал не свой инструмент, проверьте, достаточно ли у них инструмента, возможно, что его просто не хватает, а к вам обратиться они или не решаются или не задумывались об этом. Тогда разрешение ситуации только поднимет ваш авторитет руководителя, а сотрудники, увидев вашу заинтересованность к их труду, получат дополнительную мотивировку. Или, например, ваш бухгалтер постоянно опаздывает и у вас с ним из-за этого случаются утренние стычки. Причина конфликта может быть вовсе не в его неорганизованности, а, например, в том, что иначе она не может отправлять ребенка в садик, тогда перевод ребенка или смещение ее рабочего графика разрешит конфликт и снова прибавит вам «очков» в ваших взаимоотношениях с коллективом.

Главное при возникновении конфликта – не делать скоропалительных выводов и не принимать срочные меры, а остановиться и попытаться разобраться, взглянув на ситуацию с нескольких сторон. Потому что конструктивное разрешение конфликта приведет к сплочению коллектива, росту доверия, улучшит процесс взаимодействия между коллегами, повысит управленческую культуру предприятия.

Стратегии и методы разрешения конфликтов в образовательной организации.

Стратегии

Методы разрешения конфликтов в образовательной организации

1. Стратегия принуждения сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения. Стратегия борьбы характерна для деструктивной модели. Здесь используется активно власть, сила закона, связи. Авторитет. Она является эффективной при защите интересов дела от посягательства на них конфликтной личности и при угрозе существованию организации, коллектива.

Все методы разрешения конфликтов условно можно разделить на две группы:

1) негативные, включающие в себя все виды борьбы, преследующие цель достижения победы одной стороны над другой:

Соперничество (противодействие), т.е. стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим людям. Оно предполагает максимальный учёт своих интересов и применяется тогда. Когда нужно быстро разрешить проблему в свою пользу;

Приспособление – принесение в жертву собственных интересов ради другого:

Избегание. Для этого метода характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей;

Метод скрытых действий используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия. Метод показан в случаях несущественных расхождений интересов в условиях привычных моделей поведения людей.

2) позитивные, при использовании их предполагается сохранение основы взаимосвязи между субъектами конфликта:

Сотрудничество, когда участники конфликта приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;

Компромисс реализуется в частном достижении целей партнёров ради условного равенства. Это открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обеих сторон решения;

Переговоры - это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Они выступают некоторым продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления;

Дебаты – метод урегулирования конфликта, рассчитанные на взаимные уступки.

2. Стратегия ухода - отличается стремлением уйти от конфликта Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Данная стратегия имеет два варианта развития:

Предмет спора не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражён в образах конфликтной ситуации;

Предмет конфликта имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации. То есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он имеет рецидив.

3. Уступка. Выбирая эту стратегию, человек жертвует личными интересами в пользу интересов соперника. Однако, уступка может отражать тактику решительной борьбы за победу. Она может вести к временному «перемирию» и тогда может стать важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

4. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе её можно назвать стратегией взаимной уступки. Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Компромисс может принимать активную и пассивную формы. В первом случае проявляется в чётких действиях: заключении договоров. Принятие определённых обязательств и т.п. Во втором случае – это отказ от каких-либо активных по достижению определённых уступок на тех или иных условиях. Действий.

5. Сотрудничество характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает манёвр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их существование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

Стратегии и методы

Образовательная среда - совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. Она содержит большое количество участников: обучающиеся, их родители, педагогический состав, администрация образовательной организации. Каждому из них характерны собственное мнение, своя картина мира, свои желания и потребности, которые могут быть основой возникновения споров, ссор, конфликтных ситуаций, конфликтов в образовательной организации.

Одним из факторов успешного обучения является здоровый и положительный социально-психологический климат в коллективе, который сложно поддерживать при постоянных ссорах и конфликтных ситуациях.

Конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, столкновение противоречивых или несовместимых интересов, позиций, намерений. Это противоборство сторон, возникающее в ходе разрешения конфликтной ситуации является «помехой» для образовательного процесса, что впоследствии сказывается на результатах обучения и психологическом самочувствии обучающихся.

Чаще всего конфликтные ситуации у участников образовательного процесса возникают по следующим причинам: различия в ценностях, целях, способах достижения цели, неудовлетворительные коммуникации, распределение ресурсов, взаимозависимость, различия в психологических особенностях. Эти причины проявляются в различных видах конфликтов: личностных, межличностных, межгрупповых и внутригрупповых.

Управление конфликтами – это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Для решения конфликта важно знать все его скрытые и явные причины, провести анализ различных позиций и интересов сторон и сконцентрировать внимание именно на интересах, т.к. в них решение проблемы. Важно справедливое отношение к инициатору конфликта, сокращение числа претензий, осознание и контроль руководителем своих действий.

Разрешения конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющий личную значимость для участников конфликта, и на этой основе гармонизации их взаимоотношения.

Нет универсальных способов преодоления конфликта. Для его "решения" единственно возможным является полное вовлечение в ситуацию. Только "вжившись" в сложившуюся в образовательном учреждении ситуацию можно изучить проблему конфликта и дать рекомендации относительно оптимальной стратегии поведения и методов его преодоления, которые необходимо знать руководителю.

Стратегии разрешения конфликтов в образовательной организации

Методы разрешения конфликтов в образовательной организации

соперничество (противодействие), т. е. стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другим людям. Соперничество предполагает максимальный учет своих интересов и потребностей и применяется тогда, когда надо быстро разрешить проблему в свою пользу. Достоинством этой стратегии является выявление наиболее динамичного участника. Примерами подобной стратегии служат различные конкурсы и соревнования. К недостаткам соперничества относятся проигрыш одной или нескольких, а иногда и всех сторон конфликта, высокий уровень напряжения и возможный разрыв всяких взаимоотношений сторон конфликта.

планирование социального развития;

сотрудничество, когда участники конфликта приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;

информированность работников о целях и каждодневной эффективности организации;

избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденций к достижению собственных целей. Избегание полезно в тех случаях, когда нет времени или возможности разрешить конфликт немедленно. К негативной стороне этой стратегии можно отнести то, что конфликт при применении данной стратегии не разрешается. Избегание или уход от конфликта также часто используется руководством при управлении.

использование четких инструкций с конкретными требованиями к работе каждого члена организации

приспособление, означающее уступчивость в противовес сотрудничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. Достоинством приспособления считается сохранение отношений с оппонентом. К недостаткам - отказ от удовлетворения своих интересов и потребностей. Данная стратегия применяется, когда у индивида имеется мало шансов на победу или когда ситуация незначима для индивида и важно сохранить отношения. Администрация зачастую идет на уступки за счет уменьшения собственных притязаний.

организация материального и морального вознаграждения за труд наиболее результативных сотрудников

компромисс, реализующийся в частном достижении целей партнеров ради условного равенства. Компромисс - открытое обсуждение мнений, направленных на поиск наиболее удобного для обоих сторон решения. В этом случае партнеры выставляют аргументы в свою и в чужую пользу, не откладывают решения на потом и не принуждают в одностороннем порядке к одному возможному варианту. Преимущество этого исхода - во взаимности равности прав и обязанностей и легализации (открытости) претензий. Компромисс требует гораздо меньше времени и меньше усилий на решение вопроса, в целом устраивающего стороны конфликта. В этом состоят преимущества компромисса. К недостаткам его относится остаточная неудовлетворенность сторон, пожертвовавших какими-либо своими интересами.

аличие простой и доступной пониманию каждого системы исчисления заработной платы;

принуждение. Это тактика прямолинейного навязывания того варианта исхода противоречия, который устраивает его инициатора. Например, начальник отдела, пользуясь своим административным правом, запрещает разговаривать по телефону по личным вопросам. Этот исход конфликта в некотором смысле действительно быстро решает и решительно устраняет причины недовольства инициатора. Но он самый неблагоприятный для сохранения отношений.

адекватное восприятие неконструктивного поведения как отдельных работников, так и социальных групп

метод скрытых действий. Используется в организациях, ориентированных на коллективные методы взаимодействия, а также в странах традиционного коллективизма. Метод показан в случаях несущественных расхождений интересов в условиях привычных моделей поведения людей в коллективе. Метод основан на подчеркивании общих интересов, когда различия приуменьшаются, а общие черты - акцентируются: «Мы одна дружная команда и не следует раскачивать лодку». Вероятный результат использования этого метода предполагает наличие двух вариантов: «выигрыш-проигрыш», «выигрыш-выигрыш».

актические методы управления конфликтом включают в себя две базовые тактики:

Соперничество;

Приспособление.

и три производные тактики:

Уклонение;

Компромисс;

Сотрудничество.

Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности работников, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними. Профилактика конфликтов - это их предупреждение в широком смысле слова. Ее задача - создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними. Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. Она требует меньших затрат сил, средств и времени и предупреждает даже те минимальные деструктивные последствия, которые имеет любой конструктивно разрешенный конфликт.

    обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации;

2) справедливое и гласное распределение организационных ресурсов;

3)разработка нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций;

4) создание рекреационной среды труда, профессиональный психологический отбор, подготовка компетентных руководителей.

Таким образом, можно подвести итог, и указать, что основными причинами возникновения конфликтных ситуаций в организациях могут быть ограниченность ресурсов, которые нужно делить, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере поведения, а также плохая коммуникация, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация к выполнению работы. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликта. Одной из причин возникновения конфликтных ситуаций в организациях является неадекватное восприятие информации. Порядка 80 процентов рабочего времени у человека проходит во взаимодействии с другими людьми. Около 50 процентов всей передаваемой информации воспринимается неправильно. Стрессовое напряжение может стать элементарной причиной для конфликта.

Лучшие способы разрешения производственно-организационных конфликтов - постоянная забота руководителя о совершенствовании условий труда, своевременная информированность рабочих о производственной ситуации. Большое значение в разрешении конфликтных ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры. Предполагая провести беседу со своим оппонентом, руководитель должен предварительно, по возможности полно проанализировать сложившуюся ситуацию. Задачи руководителя по разрешению конфликта состоят в выяснении причины конфликта, определении цели оппонента и намечение сферы сближения точек зрения с оппонентом, уточнении поведенческих особенностей оппонента. Чем точнее определение существенных элементов конфликта, тем легче найти средства для эффективного поведения.

Однако необходимо учитывать, что в каждой конкретной конфликтной ситуации стратегия поведения будет отличаться, с учетом особенностей ситуации. Метод разрешения конфликта, выбранный в одной ситуации, может не подойти к другой.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

Кафедра педагогики и психологии

РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В ЭФФЕКТИВНОМ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ

Выпускная аттестационная работа по дополнительной профессиональной образовательной программе «Технологии управления персоналом»

Научный руководитель:

кандидат психологических наук,

доцент кафедры управления, экономики и права

Челябинск- 2011

ВВЕДЕНИЕ. ..........................................................................................................3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

1.1. Сущность и причины конфликтов. ……………………………………… 6

1.2 Управление конфликтами в организациях……………………………..13

Выводы по главе……………………………………………………………..19

2. РОЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ В УПРАВЛЕНИИ КОНФЛИКТАМИ

2.1. Анализ результатов диагностики…..……………………………………21

Выводы по главе ………… ………………………………………………. 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………… … ………………………………………….35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................... ……………38

ВВЕДЕНИЕ

Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов , других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко переходящие в конфликты.

Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят 20 % рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов.

Не маловажное значение имеет умение управлять конфликтами в организации. Основную роль в этом играют менеджеры различного уровня и от того, насколько они подготовлены к поведению в конфликтных ситуациях подчас зависит успешная работа этой организации.

Проблема эффективности работы современного руководителя по предупреждению конфликта на начальных этапах обусловила актуальность и выбор темы « Роль руководителя образовательного учреждения в эффективном разрешении конфликтов»

Проблема конфликтных взаимодействий раскрыта в ряде работ отечественных и зарубежных психологов (, К. Боулинг, Р. Дарендорф, М. Дейч, Л. Козер, К. Левин, Г. Зиммель и др.). Во многих из этих работ теоретические подходы к проблеме организационных конфликтов, их характеру и содержанию становится основой объяснительных моделей личности.

7 наличие времени для полноценного отдыха и т. п.

Неустроенный, несостоявшийся, неуважаемый в коллективе и обществе, вечно загнанный, больной человек более конфликтен при прочих равных условиях по сравнению с человеком, у которого этих проблем нет.

2.Справедливое и гласное распределение организационных ресурсов. Анализ конфликтов между работниками организаций с различной формой собственности показывает, что типичной объективной причиной их возникновения является недостаток материальных ресурсов и их несправедливое распределение. Реже причиной конфликтов выступает несправедливое распределение социальных и духовных ресурсов. Оно обычно связано с совершенствованием профессиональной подготовки, поощрениями, наградами и т. п.

Если бы материальных ресурсов хватало на всех работников, то конфликты, связанные с их распределением, видимо, все равно были бы, но реже. Причиной сохранения конфликтов было бы возрастание потребностей людей и сама система распределения, существующая в современном российском обществе. Однако конфликты при достатке материальных ресурсов были бы менее острыми и частыми. В нынешних условиях дефицит денег и других материальных ресурсов создает объективную основу для конфликтов по поводу их распределения.

Помимо снижения остроты дефицита ресурсов, к объективным условиям предупреждения межличностных конфликтов на предприятии относится справедливое и гласное их распределение. Это условие в определенной степени одновременно и субъективно. Если дефицитные материальные ресурсы распределять между работниками, во-первых, справедливо, во-вторых, гласно, чтобы исключить слухи, связанные с тем, что кому-то больше заплатили, то число и острота конфликтов, связанных с распределением материальных ресурсов, заметно сократятся.

Справедливое распределение духовных ресурсов в своей основе имеет компетентную, объективную и комплексную оценку результатов деятельности работников. По данным известного отечественного конфликтолога, каждый шестой конфликт, возникающий в организации, в той или иной степени связан с недостатками в оценке деятельности работников.

3. Разработка нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций. Анализ конфликтов во взаимоотношениях работников показал, что существуют типичные проблемные и предконфликтные ситуации, обычно приводящие к конфликту. Конструктивное разрешение таких ситуаций можно обеспечить, разработав нормативные процедуры, позволяющие сотрудникам отстоять свои интересы, не вступая в конфликт с оппонентом. К подобным ситуациям относятся:

‒ унижение руководителем личного достоинства подчиненного;

‒ определение размеров заработной платы и других форм материального поощрения;

‒ назначение на вакантную должность при наличии нескольких претендентов;

‒ перевод сотрудника на новое место работы;

‒ увольнение сотрудника и др.

Например, в организации освобождается должность руководителя одного из структурных подразделений и на нее, как обычно, претендуют, и вполне обоснованно, несколько управленцев. Но на эту должность могут назначить не самого достойного из претендентов. В этом случае велика вероятность возникновения конфликтных ситуаций между назначенным сотрудником и претендентами, которые считали себя более достойными назначения. Конфликты, связанные с назначением на должность, можно было бы свести к минимуму, если вовремя внедрить в организации понятную, справедливую, известную всем сотрудникам нормативную процедуру конкурсного назначения на вышестоящую должность.

4. Создание рекреационной среды труда. К факторам материальной среды, способствующим уменьшению вероятности конфликтов, можно отнести:

1 удобную планировку рабочих кабинетов;

2 оптимальные характеристики воздушной среды, освещенности, электромагнитных и других полей;

3 цветовое оформление комнат отдыха в спокойных тонах;

5 отсутствие раздражающих шумов.

Кроме того, большое значение имеет оборудование комнат психологической разгрузки, создание тренажерных залов в непосредственной близости от мест трудовой деятельности, обеспечение возможности осуществления водных процедур и т. п.

5 . Профессиональный психологический отбор. «Кого отберешь, с теми и будешь работать» - эта аксиома кадровика, кадровых структур. Соответствие работника максимальным требованиям, которые может предъявить к нему занимаемая должность, является важным условием предупреждения конфликтов. Назначение сотрудника на должность, которой он не в полной мере соответствует по своим профессиональным, нравственным, другим психологическим и физическим качествам, создает предпосылки для возникновения конфликтов между этим работником и его начальниками, подчиненными, сослуживцами. Поэтому, назначая на должности компетентных, порядочных, трудолюбивых, здоровых сотрудников, мы тем самым предотвращаем возникновение многих межличностных конфликтов.

8. Подготовка компетентных руководителей. Руководителя, прекрасно подготовленного, с солидным опытом управленческой деятельности очень сложно подобрать извне, со стороны. Обычно управленцы растут «дома», в стенах своей организации. Поэтому нужно создавать условия для профессионального роста любого работника, а тем более - руководителя. Это связано не только с его будущим и будущим организации - это, в первую очередь, связанно с настоящим. Стабильность и успех организации являются результатом, прежде всего, принятия оптимальных управленческих решений, определяющих деятельность других работников, особенно подчиненных. Некомпетентные управленческие решения провоцируют возникновение у руководителя конфликтов с теми, кто будет их исполнять и видит их непродуманность. Кроме того, необоснованная негативная оценка результатов деятельности также способствует возникновению предконфликтных ситуаций между оценивающим и оцениваемым.

Таким образом, учет руководителем ряда условий, обеспечивающих оптимальное функционирование учреждения, в значительной степени может снизить общей уровень конфликтности между работниками. Задача профилактики конфликтов - создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними.

Необходимые и целесообразные направления деятельности для профилактики конфликтов:

1 обеспечение благоприятных условий для жизнедеятельности работников в организации;

2 справедливое и гласное распределение организационных ресурсов;

3 разработка нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций;

4 создание рекреационной среды труда, профессиональный психологический отбор, подготовка компетентных руководителей.

Выводы по главе 2

Структурные методы разрешения конфликтов включают уточнение производственных ожиданий, механизмы координирования и интегрирования, постановку более высоких по уровню заданий и систему вознаграждений.

Имеется пять стилей разрешения конфликтов. Уклонение представляет уход от конфликта. Сглаживание - такое поведение, как будто нет необходимости раздражаться. Принуждение - применение законной власти или давление с целью навязать свою точку зрения. Компромисс - уступка до некоторой степени другой точке зрения, является эффективной мерой, но может не привести к оптимальному решению. Решение проблем - стиль, предпочитаем в ситуациях, которые требуют разнообразие мнений и данных, характеризуется открытым признанием разницы во взглядах и столкновение этих взглядов для того, чтобы найти решение приемлемое для обеих сторон.

Предупреждать конфликты можно, изменяя свое отношение к проблемной ситуации и поведение в ней, а также воздействуя на психику и поведение оппонента. К основным способам и приемам изменения своего поведения в предконфликтной ситуации можно отнести:

1 умение определить, что общение стало предконфликтным;

2 стремление глубоко и разносторонне понять позицию оппонента;

3 снижение своей общей тревожности и агрессивности;

4 умение оценивать свое актуальное психическое состояние;

5 постоянная готовность к неконфликтному решению проблем;

6 умение улыбнуться;

7 не ждать от окружающих слишком многого;

8 искренняя заинтересованность в партнере по общению;

9 конфликтоустойчивость и чувство юмора.

Для предотвращения межличностных конфликтов необходимо оценивать, в первую очередь то, что удалось сделать, а затем – то, что не удалось:

Оценивающий должен сам хорошо знать деятельность; оценку давать по существу дела, а не по форме;

Оценивающий должен отвечать за объективность - оценки; выявлять и сообщать оцениваемым работникам причины недостатков;

Четко формулировать новые цели и задачи; воодушевлять сотрудников на новую работу.

Соблюдение этих правил поможет конфликтующим сторонам предотвратить конфликтные ситуации, а если они произошли, то конструктивно их разрешить и найти оптимальный выход из конфликта.

Заключение

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

о роли руководителя образовательного учреждения в эффективном разрешении конфликтов.

Во-первых , для предотвращения социально-психологической напряженности в коллективе необходимо еще на стадии подбора кадров осуществлять отсев кандидатов, чье поведение может впоследствии вызвать возникновение конфликтов в коллективе.

Во-вторых , для снижения показателей текучести кадров необходимо не только обеспечить соответствующий ожиданиям работников уровень заработной платы, но также необходимые благоприятные условия труда и возможности как карьерного, так и профессионального роста.

В-третьих , необходимо информировать персонал о деятельности и конечных результатах работы организации. Сотрудники должны осознавать конечную цель, как своей деятельности, так и цель работы всей организации. Осознание своей роли в процессе достижения конечного результата позволит сотрудникам более ответственно относится к выполнению своих обязанностей, а также усилит их внутреннюю мотивацию.

В-четвертых , важным фактором профилактики конфликтов является зрелость коллектива, которая проявляется в умении видеть положительные стороны друг друга, в терпимости к трудным чертам характера, в умении сознательно сглаживать неизбежно возникающие напряженные ситуации. В целях оздоровления коллективов с недостаточно высоким уровнем развития, предотвращения реальной опасности их развала можно использовать различные методы, например, воспользоваться услугами специалистов.

Хорошим стабилизирующим фактором могут служить и положительные традиции в коллективе. Для каждого сотрудника необходимо разработать твердые правила деятельности. В любой организации должны присутствовать ясные должностные инструкции , устанавливающие совокупность обязанностей работников, четко определяющие роль каждого в общегрупповой работе.

В-пятых , во избежание ролевых конфликтов необходимо, чтобы персонал соответствовал профессии и своей роли в организации. Грамотное распределение должностей и обязанностей более чем на треть повышает эффективность деятельности организации. Разные виды деятельности предъявляют разные требования к вниманию, памяти, мышлению и личностным качествам человека.

В первую очередь нужно проводить выверенную кадровую политику. Правильный подбор и расстановка кадров с учетом не только профессиональных, но и психологических особенностей уменьшает вероятность возникновения конфликтов.

В-шестых , немаловажную роль в предотвращении конфликтов в коллективе играет стиль руководства и индивидуальные качества руководителя. К числу важных качеств, которые позволяют ему выполнять свои функции по управлению производственным процессом и трудовым коллективом, относятся аналитические способности, готовность принимать решения, высокая стрессоусточивость, самоконтроль и умение правильно строить отношения с окружающими.

Важным фактором, который может предотвратить конфликт, является авторитет руководителя. В коллективе должен быть только один лидер – официальный. Хорошо, если он одновременно является и неформальным лидером, то есть лидером общения.

Неблагоприятный психологический климат в коллективе нередко служит причиной снижения эффективности труда, не говоря уже о стрессах, эмоциональных срывах и неконструктивном поведении работников.

Нужно помнить: предотвратить конфликт, то есть заранее устранить порождающие его факторы, или своевременно подготовиться к нему и, значит, правильно выбрать стратегию поведения гораздо лучше, чем его разрешать.

Выдвинутая гипотеза: Динамика конфликта в образовательном учреждении будет положительно-успешной, если руководитель образовательного учреждения будет обладать достаточно сформированной конфликтологической компетентностью, в которой необходимо развивать ценностно-ориентационный, содержательно-технологический и технологический компоненты - полностью подтвердилась;

Список использованной литературы.

1. Анцупов, [Текст] /А. Я Анцупов, . - М., 1999.

3. Андреев; Искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов. М., 1995

4.Андреев менеджера. М., 1999

5.Александрова -трудовые конфликты: Пути разрешения. М.,1993

6.Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 1995

7.Битьянова психология. М., 1999

8.., Коряк: конфликт! Новосибирск, 1989

9. Вельган формирования стиля работы руководителя. М.,1998

10.Вэттен, навыков менеджмента [Текст] /Д. А Вэттен, К. С Камерон. - Санкт– Петербург: Издательский дом Нева,2004.

11.. Грановская практической психологии. М., 1997

12.Гришина, конфликта [Текст] /Н. В Гришина. - Москва, 2001.

13.Дмитриев, в общую теорию конфликтов [Текст] /А. В Дмитриев, В. Н Кудрявцев. –Москва. ,1992.

15.Здравомыслов, А.Г. Социология конфликта [Текст] / А. Г Здравомыслов. – Москва.,1995

16. Зеркин, конфликтологии [Текст] /Д. П Зеркин.-Ростов-на - Дону:Феникс.,2001.-120 с.

17.Козырев в конфликтологию. М.,1999

18.Кричевский, вы - руководитель… [Текст] /Р. Л Кричевский. – Москва, 2001.-85с.

19.Крылов, конфликт благое дело [Текст] / / / Кадры, персонал.-2001.-№3.-С.34.

20. Ладанов управления рыночными структурами: Преобразующее лидерство. М.,1997

21.Липчевский, и конфликты: общение в работе руководителя [Текст] /. - Москва: Экономика, 2000.

22.Ликсон Ч. Конфликт: Семь шагов к миру. Спб., 1997

23.Личневский Э. Э Контакты и конфликты. М., 2000

24. Мастербук у. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996

25.Морозов психология. СПб., 2000

26.Несмеева, [Текст] / / / Информационно-аналитическая газета Консультант. - от 1 мая 2004 г. -№8.-с.93.

27. Ночевник общения и бизнес. М.,1995

28. Панфилова коммуникация в профессиональной деятельности . СПб., 1999

29.Практическая психодиагностика: Методики и тесты. Самара, 1998

30.Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. Проф. . СПб.,1999

31.Розанова управления: учебно-практическое пособие. М.,1997

32., Столяренко управления: Учебное пособие. Ростов –н/Дону,1997

33.Социология: Практикум / Сост. И отв. Ред. , . М.,1993

34.Сперанский, и самоменеджемент в конфликтных ситуациях [Текст] / . - Москва,2001.

35.Субботина, Л.Ю. Конфликты [Текст] /Л. Ю.Субботина / / Персонал.-2004.-№1.-с.318.

36.Тарасов, - технология: отбор и подготовка менеджеров [Текст] /.- СПБ: Машиностроение, 2004.

37.Шипилов, можно предупредить [Текст] / / / Кадры предприятия.-2002.-№1.-С.20.

38.Шейнов, В.П. Управление конфликтными ситуациями [Текст]: рекомендации для руководителей /.-Минск,1990.

39.Шувалов психология менеджмента. М.,1997

40.Якокка Л. Карьера менеджера. М.,1992