Рабочая программа творческий литературный кружок. Как решить эту проблему? Встречи с Очёрскими поэтами

Рабочая программа кружка "Литературная гостиная".

Пояснительная записка.

«Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело».
В.Г. Белинский.

Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. На наш взгляд, существует ряд факторов, вызвавших это явление.

Во-первых, глобальная информатизация объективного пространства, окружающего каждого человека: посредством интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме, в том числе и «сжатый» вариант любого литературного произведения.

Во-вторых, засилье в СМИ (телевидении, прессе) рекламы, формирующей у ребёнка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что настоящий Человек – это успешный бизнесмен, непременно выходящий из роскошной иномарки и раздающий указания подчинённым по самой последней модели телефона.

В-третьих, объективные экономические и финансовые трудности приводят к тому, что взрослые вынуждены посвящать все свои мысли и своё время зарабатыванию материальных благ. Они даже и не вспоминают о книгах! Психологами же доказано, что именно родители являются образцом для подражания для детей. Если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

Актуальность.

Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами.

Но далеко не каждый может построить развернутый и связный рассказ, придумать собственную сказку, сочинить стихотворение. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного.

Как же ему помочь?

Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомился хотя бы с одной из существующих.

Художественные произведения в символической форме раскрывают перед детьми смысл человеческих отношений, переживаний.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок.

Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Направленность

Данная программа направлена на обеспечение построения целостного педагогического процессса, направленного на всестороннее развитие ребенка: физическое, познава –тельное, речевое, социально - личностное и художественно - эстетическое во взаимосвязи. На расширение круга представлений детей через художественные образы. Система работы, изложенная в данной программе, помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.

Новизна программы заключается в том, что она способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ребёнка-читателя. Кружковое занятие поможет решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как книга для ребёнка – и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Цель данной рабочей программы – повышение интереса детей к работе с книгой и дополнительное развитие их познавательных и речевых умений на материале любимых произведений, в том числе и произведений детских писателей и поэтов Мурманской области, и произведений устного народного творчества.

Основными задачами программы являются:

  1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации.
  2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.
  3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.
  4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

Отличительная особенность программы.

В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг» .

Повернуть дошкольное образование «лицом» к активной работе с книгой - вовсе не повод отказываться от обучающих задач, количество которых в последнее время возросло в связи с усложнением школьных программ, к усвоению которых мы должны подготовить ребёнка в детском саду. Напротив, систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ. Отличительной особенностью программы является то, что воспитатель на занятиях постоянно создаёт ситуации направленные на наибольшую активизацию самостоятельной речевой деятельности детей, самостоятельное изготовление детьми персонажей произведений и их обыгрывание. Рабочая программа по приобщению дошкольников к книге разработана с учётом требований и отдельных положений нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ДОУ:

Работа проводится в координации с детской библиотекой «Яблочко» № 17 г. Мурманска Содержание рассчитано на детей 5-ти - 6-ти лет. Срок реализации данной рабочей учебной программы – 1 год. Формы и режим занятий. Данная работа организуется в старшей группе с ноября по апрель каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Речевое развитие» . Кружок проводится 1 раз в месяц во второй половине дня по 25-30 минут. Учебно-художественный материал включает в себя произведения русских, советских и зарубежных писателей и поэтов и писателей.

Формы организации занятий:

  • Комплексное занятие.
  • Занятие-путешествие;
  • Занятие-инсценировка;
  • Литературное развлечение
  • Занятие-викторина

Методы работы: наглядные: использование мультимедийных средств (просмотры DVD-фильмов, слайдов) , показ иллюстраций, тематических альбомов.

словесные: Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.

Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование) . Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей. Практические: Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.

Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.

Ожидаемый результат: развитие личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов, обучение детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) , усовершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительских умений.

Для определения результативности проведенной работы была разработана диагностическая карта по реализации рабочей программы:

Основными контрольными «инструментами» являются: наблюдение за работой ребёнка в процессе изучения того или иного художественного произведения. В случаях затруднений в оценке усвоения программы – индивидуальные беседы с ребёнком.

При организации наблюдения и беседы используется методика, разработанная психологами Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, представленная в издании «Практикум по деткой психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада Под ед. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: Владос, 1995.

Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование результатов в естественных условиях повседневной деятельности. При наблюдении необходимо соблюдать определённые условия:

Перед любым наблюдением педагог формулирует для себя цель: какое умение, качество ребёнка при работе с художественной литературой будет изучаться, например, умение видеть и использовать средства речевой выразительности (многозначность, сравнения и т.п.) .

В зависимости от цели исследования выбирается структурный компонент кружкового занятия, в которых будет осуществляться наблюдение. Например, «Речевая зарядка» .

При наблюдении необходимо поддерживать естественную, привычную атмосферу кружкового занятия, не заостряя внимания на том, что педагог «проверяет» данного ребёнка. Педагог не вмешивается в деятельность или ответ ребёнка.

Наблюдение даёт объективные данные, если проводится последовательно и систематично, то есть за ребёнком наблюдение по данному структурному моменту занятия ведётся не менее 2-3 занятий подряд. Это связано ещё и с тем, что наблюдаемые факты не отделены от многих попутных явлений (настроения ребёнка, мотивированности его на деятельность, сложности задания и т.п.) .

Педагог заранее определяет для себя способы фиксации данных – высказывания ребёнка, не искажая и не приукрашивая их. Такие результаты может фиксировать младший воспитатель или второй воспитатель группы, чтобы не нарушать естественный ход занятия. В протоколе отмечаются и эмоции, реакции ребёнка на происходящее, что даст дополнительные данные для определения отношения ребёнка к прочитанному.

Нет строго определённой формы фиксации результатов – воспитатель выбирает удобный, понятный для себя вариант, на основе которого будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.

Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с наблюдением. Например, изучая отношение ребёнка к прочитанному, педагог наблюдает за ним во время 2-3 занятий, а затем задаёт вопросы индивидуально:

Что тебе больше всего было интересно в этой сказке? С кем ты не согласен? А если бы ты попал в эту сказку, что бы ты сказал героям, чем бы им помог? Хочется ли тебе что-нибудь изменить в этой сказке? Почему? Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:

Подготовка беседы требует от педагога постановку конкретной цели, выбор материала для неё, например, конкретной сказки, иллюстраций к ней.

Вопросы для беседы должны быть чёткими, краткими, конкретными, не должны подсказывать готовые ответы. Следует избегать использования в вопросах слов с двойным толкованием, имеющих неясный для ребёнка смысл.

Педагог заучивает вопросы наизусть и задаёт ребёнку в строго определённом порядке, стимулируя его к развёрнутым ответам. Возможно использовать уточняющие вопросы, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.

Беседа не должна превышать 10-15 минут, чтобы ребёнок не потерял к ней интерес.

До начала беседы необходимо установить с ребёнком доверительные отношения, мотивировать его на беседу. Для этого можно сначала поговорить с ребёнком на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринуждённо, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал малышу личную заинтересованность в разговоре с ним.

Предварительно продумывается способ фиксации данных. Можно вести запись, как и в процессе наблюдения, можно использовать технические средства (диктофон) . На основе зафиксированных данных будет заполняться итоговая диагностическая таблица, представленная ниже.

Рабочая программа литературного кружка

Учитель русского языка и литературы

Ершова Тамара Андреевна

Пояснительная записка

Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрены новые требования к образованию, новые подходы к работе: творческие мастерские, читательские конференции, викторины, конкурсы, экспресс-концерты и другие формы проведения, которые способствуют организовывать и проводить увлекательную кружковую работу.

Материалы, разработанные для работы в кружке, можно использовать и на уроках литературы, и на дополнительных занятиях.

Целью литературного кружка является:

Развитие творческих способностей детей, самостоятельной творческой деятельности

Расширение жизненного опыта школьников, вовлечение их в соответствующую их интересам творческую среду

Развитие общего творческого потенциала и специальных литературно-творческих способностей.

Программа ставит следующие задачи :

1. Обучающие:

Освоение детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества (стихосложение, жанры произведения, лексические средства языка);

Формирование у обучающихся творческого мышления: ассоциативных образов, фантазирования, понимание закономерностей, умение решать сложные проблемные ситуации;

Развивать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме;

Развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения.

2. Воспитательные:

Воспитание у учащихся уважения и любви к родной литературе;

Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных навыков, культуры общения со сверстниками;

Воспитание активной жизненной позиции.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Личностным результатом обучающихся по программе кружка является формирование всесторонне образованной, инициативной, успешной и творческой личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно – нравственных, культурных и этических принципов.

Метапредметные результаты заключаются в формировании и развитии познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических действий – умений;

Умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию;

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.

Предметные:

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

Осознание значимости литературы для личного развития;

Умение применять литературные знания в повседневной жизни.

Направленность программы: художественно-эстетическая

Педагогические условия реализации программы :

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого учащегося;

Доброжелательный психологический климат на занятиях;

Личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;

Оптимальное сочетание форм деятельности;

Доступность.

Формы работы:

Эвристическая беседа;

Индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность;

Выразительное чтение;

Самостоятельная творческая работа (индивидуальная и групповая) – творческие мастерские;

Артикуляционные разминки;

Обсуждение проблемных вопросов;

Конкурсы;

Викторины

Театральные постановки;

Выпуск журнала.

Основные принципы работы кружка.

1. Принцип связи внеклассной работы с уроками литературного чтения

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала.

3. Принцип учета индивидуальных интересов и способностей учащихся.

4. Принцип занимательности.

5. Принцип разнообразия форм и видов внеклассной работы.

6. Принцип взаимосвязи отдельных видов внеклассной работы.

7. Принцип добровольности.

8. Принцип массовости.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Что такое слово?

Лексическое значение слова

Прямое и переносное значение слова

Шифрованное письмо

Интонация

Страна «Ребусология»

Малые жанры фольклора

Сочиняем загадки

Небылицы

Лото сказок

Наш театр. Басни.

Стихи о животных

Итоговое занятие. Создание журнала «Мы на площадке-2016»

Техническое оснащение :

Компьютер;

Проектор;

Художественные рисунки и иллюстрации;

Книги с произведениями;

Материалы для художественного творчества (гуашь, акварель, бумага и т. д.)

Список литературы:

Для учителя:

Альбеткова Р.И. / Русская словесность, - учебное пособие, ДРОФА, М., 2013.

Кружок
«Литературная мастерская Ученого Кота»

Направление:
Чтение художественной литературы; коммуникация (связная речь - развитие свободного общения с детьми и взрослыми); развитие эстетического вкуса;

Возрастная группа:
разновозрастная - для детей с 2,5 до 4 лет

Пояснение

«Литературная мастерская ученого кота» - подразумевает не просто дополнительное образование, а помощь ребенку в освоение учебного материала детского сада. Даст ребенку возможность освоить, с самого раннего возраста, техники запоминания стихотворных произведений, каждый из детей найдет именно свой способ, из предложенных.

А так же именно литературно-художественная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, воспитания интеллектуального и художественно-эстетического вкуса.

Основой любой национальной культуры являются фольклорные произведения, создаваемые народом на протяжении многовековой истории. Устное народное творчество или фольклор (от английского ¬"folklore"), в буквальном переводе означает «народная мудрость», «народное знание». Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров, которые имеют огромное познавательное и воспитательное значение. Они обогащают понимание детей о прошлом и настоящем Родины, помогают усвоить высокие нравственные принципы.

Фольклор любого народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, колыбельными песнями, потешками, прибаутками, скороговорками, дразнилками, считалками, пословицами и поговорками, загадками.

«Литературная мастерская» будет проводится в уютном стиле, в гостиной-мастерской ученого кота (предполагаются декорации) , для достижения большего эффекта попадания в сказку.

Участвуя в играх, слушая сказки, просматривая показываемые сказочные произведения, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает возможность глубже познать красоту и многообразие окружающего мира. Одновременно, игра в литературных героев, прививает ребенку устойчивый интерес к произведениям, родной культуре, театру. Огромно и воспитательное значение художественного чтения. Заучивания стихов, пересказы, формируют уважительное отношение друг к другу. Дети познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей развивает их внутренний комфорт, раскованность, способствует легкому общению взрослого и ребёнка.

Цель:
Формировать связную речь, развитие творческих, эстетических способностей, через чтение художественно-литературных произведений. Формировать целостную картину мира, Заучивания стихов используя различные техники запоминания.

Задачи обучения и воспитания

1. Формировать у детей эмоциональное восприятие литературных произведений
и интерес к ним.
2. Развивать умение слушать художественный текст и реагировать на
его содержание вместе с группой сверстников.
3. Учить детей выполнять игровые действия, соответствующие тексту
знакомых произведений.
4. Вызывать у детей эмоциональный отклик на ритм, музыкальность
народных произведений (стихов, песен).
5. Учить детей узнавать при многократном чтении и
рассказывании литературные произведения и их героев.
6. Стимулировать ребёнка повторять отдельные слова, выражения,
предложения, по возможности производить пересказ произведения.
7. Учить рассматривать иллюстрации, узнавать в них героев произведений
и отвечать на вопросы по содержанию иллюстраций.

Кружок предполагает чтение художественной литературы, в уютной гостиной созданной декорацией, занятия проводятся в форме: совместной игровой, подражательной деятельности воспитателя с детьми.

Занятия проводятся 1 раз в неделю, во вторую половину дня.

Длительность одного занятия составляет:

От 2,5 до 4 лет – 10-15 минут,

Количество занятий в год – 34.

Тематическое планирование

Месяц № Тема Задачи:
Сентябрь
1 Игра «Давайте познакомимся»
Потешка «Повстречались» (Развиваем мелкую моторику, стр. 21)
Учить детей знакомиться с окружающими, друг с другом, эмоционально реагировать на произведение.
2
Рассматривание картинок (сборник русские народные потешки), Знакомство с основными эмоциями.
Вырабатывать интерес к книжной графике. Вызвать у детей радостный, эмоциональный настрой.
3 Потешка «Заиньки» (Развитие мелкой моторики, стр.35) Развитие мелкой моторики с помощью движения рук. Дать представление о появлении морковки, определение «овощи».
4 Чтение и инсценировка сказки «Репка».
Беседа по прочитанной сказке. Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, пробуем участвовать в сказке, запоминать действующих лиц и последовательность событий.
Октябрь
5 Стихотворение «Осень». Беседа о времени года, приметах осени, Учимся слушать стихотворение, пробуем выучить, с помощью техники рисования. Закрепляем понятие - осень
6 В гостях у бабушки-хозяюшки, потешка «Чайничек» (Развитие мелкой моторики стр. 39) Связная речь, рассказ по образцу воспитателя, стараемся запомнить потешку с помощью игровой техники
7 В гостях у бабушки-хозяюшки, потешка «Пирожки» (Развитие мелкой моторики стр. 51) Развивать умение слушать и реагировать на содержание сказки.
8 Игра «Весёлые превращения» (угадай и назови животного). Продолжать закреплять знания о животных их повадках. Учить отгадывать загадки.

Ноябрь
9 Упражнения на изменения голоса «Гости теремка». Формировать интерес к тексту сказки. Развивать умение подражать голосом героям сказки.
10 Настольная картотека «узнай и назови», по теме осень. Учить детей составлять рассказ из нескольких предложений, отвечать на вопросы.
11 Чаепитие с «Зайкой, мишкой, лошадкой» (Стихи А. Барто) Уметь задать детям праздничное настроение. Учить детей выразительно повторять строчки.
12 Слушание сказки «Сказка о том, как зайчик шубку сменил» Пробуждать интерес детей к сказке, прививать умение слушать сказку.

Декабрь
13 Беседа о приметах зимы, загадки о зиме.
Игра импровизация «Снежинки». Выявить знания у детей о приметах зимы, развивать умение отгадывать загадки. Создавать весёлое настроение детям.
14 Потешка «Снежный ком», (Развитие мелкой моторики, стр.47) Формировать интерес к тексту, Развивать пластику движений.
15 Потешка «Хлопушки» (Развитие мелкой моторики, стр. 63). Развивать умение участвовать в сказке с помощью воспитателя, стараться запоминать стихи с помощью техники движения.
16 Игра «Найди по описанию» (изменения животных зимой).
Слушаем стихотворную сказку про новогодний праздник «Ёлка».
Понимать текст загадки, запоминать отдельные слова, произносить их вслух. Пробуждать интерес к сказке, поддерживать хорошее настроение.

Январь
17 Пальчиковая игра «Зайчики» (Развиваем мелкую моторику ст. 32.)
Развитие моторики ручек
18 Драматизация сказки «Рукавичка» (настольный театр). Стимулировать повторять движения за взрослыми. Закреплять умения работать коллективом.
19 Беседа «Кому зимой хорошо»
Подвижная игра «Кому не хватило рукавички». Учить детей выполнять игровые действия соответствующие заданию.

Февраль
20 Заучивание потешки «Моя семья» (Развиваем мелкую моторику стр.9) .
Развиваем понимание любви к семье. Учимся заучивать с помощью техники рисования
21 Заучивание стихотворения к 23 февраля
Учим стихотворения для папы, дедушки, с помощью техники рисования.
22 Обыгрывание сказки «Теремок». Учить детей подражать героям сказки. Почувствовать сказку в жизни. Понимание начала и конца сказки.
23 Чтение сказки «Заюшкина избушка» Формировать интерес к тексту сказки, развивать умение сопереживать героям.

Март
24 Заучивание стихотворения к 8 марта Запоминаем стихи с помощью техники рисования
25 Пальчиковая игра, стихотворение «Пирожки» (Развиваем мелкую моторику стр.51). Побуждать интерес слушать.Умение работать по подражанию.
26 Чтение и обсуждение потешки «Солнышко». (Развитие мелкой моторики, стр.50) Обогатить речь детей, показать напевность, мелодичность потешки.
Развивать умение играть дружно.

Апрель
27 Сказочная разминка - чтение отрывка из сказки «Заюшкина избушка» - дети отгадывают название).
Формировать навыки внимательного прослушивания, осмысленно воспринимать текст и содержание.
28 Дидактический материал «У кого, какой домик»
П /игра «Займи свой домик». Развивать умение правильно выполнять упражнения.
Формировать эмоциональное восприятие и интерес к сказке которую играем.
29 Потешка «Лодочка»,(Развитие мелкой моторики, стр. 62) Стимулировать детей повторять упражнения, играть друг с другом. Развивать наблюдательность.
30 Стихотворение «Радуга»,(Развитие мелкой моторики, стр. 52) Развиваем умение правильно выполнять движение пальцами, развитие памяти. Поддерживаем позитивное эмоциональное настроение.
31 Упражнение на внимание (Кого не стало), стихотворение «Воробьи» (Развитие мелкой моторики стр.64) Развивать внимание, память, движение пальцев.

Май
32 Игра «Волшебные превращения».(с использованием
элементов костюма) Развивать у детей наблюдательность,
логику, внимание. Умение уступать в игре сверстникам.
33 Занятие развлечение «Волшебная прогулка по весеннему
лесу» Формировать у детей навыки поведения в коллективе.
34 Чаепитие - «экзамен», (беседа - что такое сказки)
Отвечать на заданные вопросы. Доброжелательная атмосфера,
позволяющая верить в сказку.

Требования к уровню подготовки:

К концу года дети должны научиться:
Проявлять интерес, любовь к книге, к произведениям,
художественному слову;
Слушать художественный текст и эмоционально реагировать
на его содержание;
Выполнять элементарные игровые действия, соответствующие
знакомому тексту;
Узнавать и называть знакомых героев литературных произведений
на иллюстрациях;
Сопровождать произведение жестами, отдельными словами, предложениями;
Находить книгу с заданной сказкой, делая самостоятельный выбор
из нескольких имеющихся (трёх - четырёх).
Так же к концу года дети освоят технику запоминания стихов, что
очень пригодится им в дальнейшем обучении.

Список средств обучения; материал –
стихи, художественные произведения, народный фольклор, сказки;
иллюстрации, альбомы, открытки;
настольный, пальчиковый, кукольный театр;
игрушки;
развивающие игры;
элементы театрального костюма.

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Недокурская средняя общеобразовательная школа»

Литературный кружок в школе

7 - 9 классы

Дополнительная общеобразовательная программа

Составитель дополнительной

общеобразовательной программы

учитель русского языка и литературы

Воловенко Валентина Александровна

2017-2018 г.

Список учащихся, посещающих литературный кружок

п/п

ФИ ученика

Возраст

Класс

Головко Л.

Заборцева М.

Просовой А.

Иноземцева А.

Чернышёв Д.

Храмцов М.

Прошин С.

Рожков С.

Храмцова С.

Программа литературного кружка в школе

7 - 9 классы.

Пояснительная записка.

Программа литературного кружка в школе для 7 - 9 классов составлена на основе:

      «Об образовании в Российской Федерации»;

      Приказа Министерства образования РФ № 1080 от 05. 03. 2004 г. «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

      Примерной Программы по литературе для 5 – 11 классов (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв; В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина: под ред. В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008);

      Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ (приказ № 1312 от 09.03. 2004) для 1 - 11 классов;

      Базисного учебного плана МКОУ Недокурская СОШ, расписания

занятий на 2017- 2018 учебный год (приказ № 116 от

      УМК МКОУ Недокурская СОШ (приказ № 6 от 14.01.2017г.);

      СанПин 2.4.2.2821-10;

      Школьного Положения о рабочих программах (приказ № 03-02-07 от 16.01.2013).

Федеральным государственным образовательным стандартом предусмотрены новые требования к образованию, новые подходы к работе: творческие мастерские, читательские конференции, викторины, конкурсы, экспресс-концерты, учитывающие интересы учащихся.

Программа кружка по литературе в 7 – 9 классах поможет не только глубже усвоить учащимся школьную программу, но и в то же время расширит круг чтения детей, рассматривая произведения, в школьную программу не входящие. Это особенно актуально в наши дни, когда чтение во многих семьях вытеснено телевидением и компьютерными играми.

Оставаясь в русле традиций литературного образования, на кружковых занятиях активизируются творческие способности детей, стимулируется исследовательская деятельность, уточняются и развиваются важные теоретические знания, освещённые в учебниках.

Цели кружка по литературе для учащихся 7 - 9 классов:

    Воспитание эстетически развитого человека, способного к пониманию позиции автора художественного текста и собственному суждению о произведении и жизненных явлений, в нём отражённых.

    Воспитание эстетического вкуса, любви к художественному слову, языку.

    Овладение практическими умениями и навыками в различных видах литературной творческой деятельности: слушание произведений, создание художественных образов, критическая оценка литературных произведений.

Задачи кружка по литературе:

    Владеть художественными приёмами.

    Применять выразительные средства различных литературных приёмов в творческой деятельности.

    Анализировать содержание произведения, определять средства их выразительности.

    Размышлять о литературном произведении, понимать его, выбирать свою точку зрения в процессе диалога с автором.

    Создавать творческие работы.

    Осуществлять конструктивное творческое общение в группе сверстников и взрослых.

    Не только познакомить учащихся с известными писателями и поэтами страны, но и разбудить их любознательность к культуре и искусству народов России, способствовать воспитанию чувства гордости и любви к своей Родине.

На занятиях кружка преобладают следующие формы работы:

    эвристическая беседа;

    индивидуальная, групповая и коллективная исследовательская деятельность;

    выразительное чтение;

    самостоятельная творческая работа;

    артикуляционные разминки;

    обсуждение проблемных вопросов;

    словесное рисование;

    конкурсы;

    мини-концерты.

Такие формы работы помогают установить взаимопонимание между детьми, учат внимательно слушать друг друга, радоваться удачам товарищей и адекватно оценивать свою работу.

На занятиях - в конце или в начале - уделяется несколько минут рассказам учеников о недавно прочитанных книгах.

В первой и второй четвертях программа предлагает детям поразмышлять на тему чуда, рассматриваемую в разных аспектах. В третьей четверти изучается тема «Дети и эпохи», в четвёртой - тема смысла человеческой жизни, героического и трудового подвига.

На протяжении года программа предусматривает регулярное занятие развитием памяти у детей, стремясь закрепить в их сознании мысль о том, что цепкая память - это прекрасный помощник в жизни и учёбе (рубрика «В гостях у Мнемозины»).

Каждое занятие начинается (кроме вводного) с заучивания наизусть коротких стихотворений разных авторов.

Литература

    Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под. ред. В. Я. Коровиной./ Москва. «Просвещение», 2007.

    Ерёмина О. А. литературный кружок в школе. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ М.: Просвещение, 2011.

    Хрестоматия по детской литературе. - М.: Просвещение, 2000.

    Литература народов России. - М.: Дрофа: Вече, 2002.

    Фольклор народов России. - М.: Дрофа: Вече, 2002.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата проведения:

по плану

фактически

Что такое чудо? Ф. Г. Лорка. «Как улитка отправилась путешествовать и кого она встретила в пути».

Знакомство с фильмом по книге А. С. Грина «Алые паруса».

Л. В. Соловьёв. «Зверь, именуемый кот» (отрывок из «Повести о Ходже Насреддине»).

В. П. Крапивин. Фантастическая повесть «Выстрел с монитора».

Подвиг Галиена Тукка. Выход на Дорогу.

«Куда ведёт Дорога?» Творческая мастерская.

Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Удивительная Индия.

«Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Чудеса, увиденные протопопом.

Жизнь детей в разные эпохи. А. Н. Толстой. «Пётр Первый» (отрывки).

Сто лет спустя: жизнь дворянских детей. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» (отрывок).

Жизнь крестьянских детей. Н. А. Некрасов. Стихотворения, посвящённые русским детям. Экспресс-концерт.

К. М. Станюкович. «Максимка».

А. П. Чехов. «Ванька»

В. А. Осеева. «Динка», «Динка прощается с детством».

«Дети и эпохи». Читательская конференция.

Творческая мастерская. Обсуждение новых детских произведений.

Ю. В. Друнина. «Зинка».

Дети и война. Творческая мастерская.

Дж. Лондон. «Как вешали Калтуса Джорджа».

В. К. Арсеньев. «Дерсу Узала».

И. А. Ефремов. «Белый Рог».

Выпуск школьной «Литературной газеты» Творческая мастерская»

«В гостях у Мнемозины». Конкурс чтецов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа литературно-поэтического кружка «Художественное слово» составлена на основе:

    Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам освоения основного общего образования, установленных в Федеральном Государственном образовательном стандарте основного общего образования 2012 года.

    Учебного плана общеобразовательной средней школы поселка Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области на 2015-2016 учебный год

    Примерной основной образовательной программы основного общего образования/ Программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители- член-корреспондент РАО А. М.Кондаков, академик РАО Л. П.Кезина. Составитель -Е. С. Савинов. М. «Просвещение», 2012

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, признающего приоритетной духовно-нравственное развитие и воспитание для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык и культуру и уважающего традиции и культуру других народов. В ней учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

Программа кружка детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта II поколения, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа адресована учащимся 5 класса общеобразовательной средней школы. Срок ее реализации – 2015-2016 учебный год. Данная программа рассчитана на 1 год реализации.

В программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучающихся, программа имеет особенности, обусловленные предметным содержанием системы общего образования и психологическими особенностями учащихся.

Данная программа опирается на такой учебный предмет как литература. Предмет «Литература», в свою очередь, входит в область «Филологические дисциплины», является одним из основных предметов общего школьного курса, что подробно отражено в программе.

Структура программы

Программа имеет следующую структуру:

    Пояснительная записка.

    Содержание программы.

    Содержание тем учебного курса (таблица тематического распределения часов на ступень обучения).

    Календарно-тематическое планирование учебного материала.

    Описание материально-технического оснащения.

Отличительные особенности данной программы

Главная отличительная особенность программы заключается в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления и создание собственных поэтических текстов рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство развития личности.

Предпосылки к разработке данной программы

Предпосылкам к разработке данной программы послужили следующие противоречия, выявленные в ходе предметного анкетирования учащихся 5-го класса в конце учебного года:

1. Между необходимостью принятия школьниками национальных духовных традиций и культурного опыта народа и несформированностью потребности в приобщении к культурным ценностям.

2. Между потребностью учащихся к самовыражению и успешной социализации в обществе и невладением ими знаниями и приёмами положительного самовыражения.

3. Между желанием учеников совершенствоваться в литературном творчестве и отсутствием целенаправленной работы в этом направлении.

После анализа выявленных противоречий была сформулирована проблема, с которой столкнулись учащиеся, имеющие потребность реализовать себя в литературном творчестве. Это проблема эстетического развития подростков с позиции системно-деятельностного подхода и в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Цели создания литературного кружка «Души прекрасные порывы»

Основная цель литературного кружка, как в целом и литературного образования, состоит в становлении духовного мира человека, создании условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих способностей. При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.

Помимо основной цели создания данного кружка можно выделить еще несколько дополнительных целей, которые должен ставить перед собой руководитель подобного литературного сообщества:

    формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

    развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

    постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

    поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

    овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

    овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

    использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Главная идея программы литературного кружка – изучение поэтического наследия разных авторов с целью выявления отличительных или сходных черт между стихотворными произведениями, сохранения литературных традиций и др.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи, в частности, такие как создание собственных стихотворений а также предложен перечень поэтических текстов для заучивания наизусть или выразительного чтения перед аудиторией.

Основные задачи литературного кружка

1) выявить талантливых детей, занимающихся литературным творчеством и представить им возможности для развития творческих способностей;

2) повысить интерес учащихся к литературе и русскому языку посредством приобщения к культурному наследию народа и творческих встреч с бардами, поэтами и писателями г. Ирбита;

3) предоставить возможность детям, занимающимся литературным творчеством, обмениваться опытом со своими сверстниками и педагогами;

4) развивать ИКТ – компетентность: умение пользоваться компьютерными программами, разрабатывать мультимедийные продукты.

Достижению целей и задач программы литературного кружка будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий :

1. Активные методы обучения

2.Игровые технологии

3.Исследовательская технология обучения

4.Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

5.Метод проектов

6.Технология мастерских на уроках русского языка и литературы

7.Технологии уровневой дифференциации

8. Информационно-коммуникационные технологии

9.Здоровьесберегающие технологии.

Курс программы литературного кружка для 5 класса представлен следующими разделами:

    Поэтическое наследие русского народа

    Поэтическое ХIX века.

    Поэтическое наследие ХХ века

    Зарубежная поэзия

    Сведения из теории и истории литературы.

Предполагаемые результаты работы литературного кружка

Результаты работы литературного кружка представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся по предмету «Литература».. Они содержат следующие компоненты: уметь – перечень конкретных умений и навыков по литературе, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

Система оценивания достижений учащихся

Система оценивания касается предметных, метапредметных и личностных достижений ученика.

А) Предметные достижения оцениваются с помощью выпуска литературных газет (печатных органов кружка), проводимых по окончанию изучения темы. За участие в создании выпуска газеты учащиеся получают поощрение.

При анализе предметных результатов необходимо руководствоваться принципом обучения через деятельность. Процесс анализа предполагает ответы на вопросы: «Что сможет сделать ученик, успешно освоивший материал?», «На какие вопросы он сможет ответить?», «Какие задачи сможет решать ученик?».

2) При определении метапредметных результатов целесообразно выделить те результаты, которые можно проанализировать. Это прежде всего сформированность у учащихся таких областей культуры, как проектная, исследовательская, коммуникативная.

Проектная деятельность направлена на приобретение опыта создания и реализации учебных проектов. Исследовательская деятельность включает в себя общеучебную культуру и культуру работы с информацией. Коммуникативные навыки предполагают владение всеми видами речевой деятельности.

3) Личностные достижения учащихся заносятся в таблицы личностных неперсонифицированных данных. Их рекомендуется оценивать по системе «зачёт»/»незачёт», при подведении итогов по разделам лично учителем.

Итоги работы

    создание печатного органа кружка (газет);

    чтение наизусть поэтических текстов;

    взаимоконтроль;

    самоконтроль;

    заседания кружка;

    участие в школьных творческих конкурсах.

    выставки

Методы

    наблюдение за увлечением учащихся, за общественной жизнью школы, города, страны;

    анкетирование с целью выявления интересов и потребностей подростков и коррекции тематического планирования работы кружка и содержания отдельных занятий;

    анализ полученных сведений и беседа на каждом занятии кружка.

Формы работы

    индивидуальная работа

    проекты,

    групповые занятия,

    исследования,

    Конкурсы,

    Презентации

    выставки.

Принципы, положенные в основу работы программы литературного кружка

Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.

Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.

Деятельностно - ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.

Место и роль литературного кружка в обучении:

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии с Учебным планом МОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области» кружок «Художественное слово» ведётся в 5-х классах. Общее количество уроков в неделю составляет 1 ч. (34 учебных недель в году предполагает проведение 37 занятий – 34 занятия + 3 занятия в каникулярное время).

Описание ценностных ориентиров содержания литературного кружка

Литературный кружок в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Посещение литературного кружка в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

Учебный предмет «Литература», который является основой программы литературного кружка – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Связь литературы с русским языком очевидна, т.к. освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература взаимодействует также с другими дисциплинами: музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой, историей, обществознанием, географией, биологией и даже с математикой.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В результате освоения содержания литерного кружка учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

Достижение этой цели предполагает:

    чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

    формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

    формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

    развитие художественно-творческих способностей, воображения, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

    развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программного материала литературного кружка «Души прекрасные порывы»

Личностные:

§ положительное отношение к познавательной деятельности;

§ желание приобретать новые знания, умения;

§ освоение новых видов деятельности;

§ участие в творческом процессе;

§ осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Предметные:

§ готовность использовать знания предметных областей в творческой созидательной деятельности

Метапредметные

Владение всеми видами речевой деятельности

Регулятивные УУД:

§ умение планировать свою деятельность через совершение необходимых действий и операций;

§ умение ставить цели и реализовать намеченное;

§ умение вносить необходимые коррективы;

§ умение адекватно оценивать свои достижения (самооценка).

Познавательные УУД:

§ готовность осознавать познавательную задачу;

§ умение выполнять учебно-познавательные действия в материальной и умственной форме;

§ умение осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения;

§ умение делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УУД:

§ умение участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

§ умение формулировать собственные мысли и слушать высказывания других;

§ умение высказывать и обосновывать собственную точку зрения;

§ умение работать в группах (определение цели и функций участников группы)

Требования к уровню подготовки учащихся после завершения работы литературного кружка

Результаты обучения

Результаты внеурочной деятельности литературного кружка «Души прекрасные порывы» представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников, которые содержат следующие компоненты: поучить возможность научиться/научится – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.

В результате освоения программы литературного кружка ученик научится следующему:

Узнает основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; постоянные эпитеты, гипербола, сравнение (развитие представлений); лирика как жанр литературы (развитие представлений); стихотворная речь и стихотворные размеры (начальные представления);метафора, звукопись и аллитерация; юмор; портрет, пейзаж (развитие представлений); лирический герой.

Учащиеся получат возможность научиться следующему:

анализировать лирическое произведение;

отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

выявлять основную нравственную проблематику произведения;

определять тему и идею лирического произведения, находить художественные средства, используемые в произведении автором;

прослеживать изменение настроения (интонации) в стихотворении;

воспринимать многозначность слов в поэтическом художественном тексте, определять их роль в произведении;

различать особенности построения и языка произведений (лирических стихотворений);

пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

ориентироваться в незнакомой книге (автор, аннотация, оглавление, предисловие, послесловие);

подготовить выразительное чтение лирического стихотворения наизусть с последующим анализом;

аргументировать своё отношение к героям произведения, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

написать творческую работу (заметку) на материале жизненных и литературных впечатлений;

сочинять небольшие лирические произведения;

создавать газеты как форму отчетности работы кружка..

Для удобства работы в программе используется система сокращений (условных обозначений). С их помощью обозначены формы контроля на занятий и типы занятий (за основу взята типология уроков)..

Сокращения (условные обозначения), используемые в программе

Формы текущего и промежуточного контроля

    ФО – фронтальный опрос;

    РГ – работа по группам;

    СГ – создание газеты;

    ВЧ – выразительное чтение;

    ЧН – чтение наизусть

Типы уроков (занятий)

    УОНЗ – урок ознакомления с новыми знаниями;

    УОНР – урок отработки навыков и рефлексии;

    УОМН – урок общеметодологической направленности;

    УРК – урок развивающего контроля

Содержание программы

    Введение (1 ч.) «Литературный калейдоскоп» . Эвристическая беседа. Заполнение анкеты

    Поэзия есть жизнь (16 ч.) Творческая мастерская (сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню учителя, юбилею школы, памятным датам) . Краткий разбор анкет и беседа: "Какова главная примета поэзии?" Знакомство с литературной критикой (анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре").
    Конкурс чтецов
    «Очей очарованье». Чтение учащимися стихов собственного сочинения. "Что такое поэзия?" Внимательность и воображение читателя поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста. Лингвистический анализ стихотворений Есенина, Друниной.

    Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева. Конкурс штампов. Работа над выпуском газеты «Вдохновение»

    Все о стихотворении (19 ч.)

Для чего людям нужна речь? Для чего людям нужны стихи? Стопа, метр, двухсложные стихотворные размеры. Главное в произведении - идея, основная мысль. Как связать предложения в тексте, образы в стихотворении? Трёхсложные стихотворные размеры. Разностопный размер стиха. Образы вокруг нас. Литературная игра "Что на что похоже?". Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года. Стили речи. Художественный стиль.. Смешение стилей. Форма и содержание. Что важнее? Гласные и согласные звуки в стихотворении.. Поэтические жанры, их художественное своеобразие. Что такое строфа? Конкурс стихов, посвящённый природе. Пародия. Ирония, юмор, сарказм, сатира в поэтическом произведении. Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений "Это надо увидеть! Это надо услышать!"Повествовать - значит рассказывать (умение строить стихотворение повествовательного характера на основе текста, серии рисунков, воображаемого сюжета) Почему мы так говорим? (сочетаемость слов, слово в тексте). Конкурс чтецов «Счастливая пора детства». Работа над выпуском газеты «Вдохновение» ко Дню защиты детей».

    Подведение итогов (1 ч.)

Содержание тем учебного курса. Таблица тематического распределения часов на ступень обучения

Раздел учебного курса, количество часов. Элементы содержания

Характеристика деятельности обучающихся

УУД

Формы контроля

Раздел 1. Введение

Литературный калейдоскоп . Эвристическая беседа. Заполнение анкеты (1 ч.)

Беседуют с учителем. Приводят в качестве аргументов примеры из художественной литературы, осознанно строят высказывания и выслушивают мнения одноклассников.

Регулятивные : умение планировать свою деятельность через свершение определенных операций; постановка учебной цели и задачи;

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; осознанное построение речевого высказывания; анализ и синтез полученной информации; готовность осознавать познавательную задачу;

Коммуникативные :

определение цели, функций участников, способов взаимодействия умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;Личностные ; м етапредметные : ; предметные :

ФО

Раздел 2. Поэзия есть жизнь

Поэзия есть жизнь (16 ч.)

Творческая мастерская (сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню учителя, памятным датам). Создание литературной газеты. Краткий разбор анкет и беседа: "Какова главная примета поэзии?" Знакомство с литературной критикой (анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре").
"Я знаю силу слов…" Беседа о назначении поэта и поэзии. Выступления учащихся с сообщениями о любимых поэтах. Диспут «Как понимать - "Поэтом можешь ты не быть"?
Конкурс чтецов «Очей очарованье».
Поэзия и мы". Чтение учащимися стихов собственного сочинения. Литературная дискуссия. (О, раскройте глаза свои шире, нараспашку вниманье и слух, - это ж самое дивное в мире, чем вас жизнь одаряет вокруг!)
"Что такое поэзия?" Внимательность и воображение читателя поэзии. Рекомендации по комплексному анализу текста. Лингвистический анализ стихотворений Есенина, Друниной.
Поэзия и штампы. Разбор неудачных стихов, несовершенных поэтических произведений, подобранных учителем и учащимися (штампы, стилистические неточности, назидательность).
Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева. Конкурс штампов.

Читают текст, выявляют отличительных композиционных и художественных черт былин разных циклов, и анализируют художественный текст. Подбирают цитаты для ответа на поставленный вопрос, пересказывают художественные тексты. Анализируют образы героев, самостоятельно оценивают литературное произведение, ищут материал для проекта, подготавливают проект и газеты.

Регулятивные : , умение планировать свою деятельностьчерез свершение определенныхопераций; умение вносить необходимые коррективы.

Познавательные:

Коммуникативные :

планирование учебного сотрудничества,

Личностные : использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; формирование чувства прекрасного, любви к литературе и Отечеству, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; м етапредметные : владеть всеми видами речевой деятельности; предметные : осознанно воспринимать поэтический текст

ФО, РГ, СГ, ВЧ, ЧН

Раздел 3. Все о стихотворении

Все о стихотворении (19 ч.)

Для чего людям нужна речь? Для чего людям нужны стихи? Стопа, метр, двухсложные стихотворные размеры. Главное в произведении - идея, основная мысль. Как связать предложения в тексте, образы в стихотворении? Трёхсложные стихотворные размеры. Разностопный размер стиха. Образы вокруг нас. Литературная игра "Что на что похоже?" Силлабо-тоническое стихосложение. Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года. Стили речи. Художественный стиль. Смешение стилей.. Форма и содержание. Что важнее? Инструментовка стиха: аллитерация, ассонанс. Поэтические жанры, их художественное своеобразие. Что такое строфа? Конкурс стихов, посвящённый природе. Пародия. Ирония, юмор, сарказм, сатира в поэтическом произведении. Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений "Это надо увидеть! Это надо услышать!" Повествовать - значит рассказывать (умение строить стихотворение повествовательного характера на основе текста, серии рисунков, воображаемого сюжета) Почему мы так говорим? (сочетаемость слов, слово в тексте). Конкурс чтецов «Счастливая пора детства». Работа над номером газеты «Вдохновение»

Читают текст, выявляют отличительных композиционных и художественных черт былин разных циклов, и анализируют художественный текст. Подбирают цитаты для ответа на поставленный вопрос, пересказывают художественные тексты. Анализируют образы героев, самостоятельно оценивают литературное произведение, ищут материал для проекта, подготавливают проект

Регулятивные : способность к целеполаганию, постановка учебной задачи; умение вносить необходимые коррективы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; осознанное построение речевого высказывания; анализ и синтез полученной информации.

Коммуникативные :

планирование учебного сотрудничества,

определение цели, функций участников, способов взаимодействия умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; создание поэтического текста собственного сочинения по определенным канонам; работа над созданием литературных газетЛичностные : использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; формирование чувства прекрасного, любви к литературе и Отечеству, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; м етапредметные : владеть всеми видами речевой деятельности; предметные :

ФО, РГ, СГ, ВЧ, ЧН

Итоговое занятие. Игра «Юные поэты»

Участвуют в игре, доказывают свою точку зрения, привлекая ранее изученный литературный материал.

Регулятивные : способность к целеполаганию, постановка учебной задачи; умение вносить необходимые коррективы.

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль процесса и результатов деятельности; осознанное построение речевого высказывания; анализ и синтез полученной информации.

Коммуникативные :

планирование учебного сотрудничества,

определение цели, функций участников, способов взаимодействия умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; создание поэтического текста собственного сочинения по определенным канонам Личностные : использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации; формирование чувства прекрасного, любви к литературе и Отечеству, ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение; м етапредметные : владеть всеми видами речевой деятельности; предметные : осознанное восприятие поэтического текста

РГ

ВСЕГО ЧАСОВ 37

КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНОГО КРУЖКА

«ДУШИ ПРЕКРАСНЫЕ ПОРЫВЫ» В 5 КЛАССЕ

п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

Тип занятия (урока)

Текущий и промежуточный контроль

1 четверть (7, 5 недель) 8 занятий + 1 занятие в каникулярное время

Раздел 1. Введение

1.1 (1)

Вводное занятие. Знакомство "Литературный калейдоскоп"

УОНЗ

ФО

Раздел 2 Поэзия есть жизнь (16 ч.)

2.1 (2)

Сочинение стихотворений, посвященных школе

УОНЗ

ФО, РГ

2.2 (3)

УОНЗ

РГ

2.3 (4)

Создание газеты «Вдохновение» о школе

УОНР

РГ

2.4 (5)

Сочинение стихотворений и мини-поэм, посвященных Дню учителя

УОНР

ФО, РГ

2.5 (6)

Беседа «Какова главная примета поэзии?». Знакомство с литературной критикой.

УОНЗ

ФО, РГ

2. 6 (7)

Анализ поэтического содержания стихотворения Л. Мартынова "Богатый нищий" и "В ядре"

УОНЗ

ФО, РГ

2. 7 (8)

«Я знаю силу слов…» Подготовленные проекты выступлений учащихся о любимых поэтах.

УОНЗ

ФО, РГ

2. 8 (9)

Я знаю силу слов…» Подготовленные проекты выступлений учащихся о любимых поэтах

УОНР

ФО

2 четверть (8, 5 недель) – 9 занятий + 1 занятие в каникулярное время

2. 9 (10)

Диспут «Как понимать слова «Поэтом можешь ты не быть?»

УОНЗ

ФО, РГ

2. 10 (11)

Конкурс чтецов «Очей очарованье»

УОНЗ

ФО

2. 11 (12)

«Поэзия и мы». Чтение стихотворений на свободную тему

УОНЗ

ФО

2. 12 (13)

Что такое поэзия? Лингвистический анализ стихотворений С. Есенина, Ю. Друниной

УОНЗ

ФО, РГ

2. 13 (14)

Поэзия и штампы, Конкурс штампов

УОМН

ФО, РГ

2. 14 (15)

Сопоставление произведений разных авторов на одну и ту же тему "Что такое счастье?" Э. Асадова и Н. Асеева

УОНР

ФО, РГ

2. 15 (16)

Работа над выпуском газеты «Вдохновение» «Когда зажигаются елки»

УОНР

СГ

2.16 (17)

Работа над выпуском газеты «Вдохновение» «Когда зажигаются елки»

УОНР

СГ

Раздел 3 Все о стихотворении (20 ч)

3.1 (18)

Для чего людям нужны стихи? Стопа, двусложные размеры

УОНЗ

ФО

3.2 (19)

Главное в стихотворении – тема и идея

УОНЗ

РГ

3 четверть (11 недель) – 11 занятий + 1 занятие в каникулярное время

3.3 (20)

Как связать предложения в тексте и образы в стихотворении? Трехсложные размеры стиха

УОНЗ

ФО, РГ

3.4 (21)

Образы вокруг нас. Литературная игра «Что на что похоже?»

УОНР

РГ

3.5 (22)

Рифма, способы и типы рифмовки. Конкурс стихов, посвящённый временам года

УОНЗ

ФО

3.6 (23)

Стили речи. Художественный стиль. Смешение стилей

УОНЗ

ФО

3.7 (24)

Форма и содержание. Что важнее в стихотворении?

УОНЗ

ФО, РГ

3.8 (25)

Повтор согласных и гласных в поэтических текстах

УОНЗ

ФО, РГ

3.9 (26)

Поэтические жанры, их художественное своеобразие

УОНЗ

ФО, РГ

3.10 (27)

Что такое строфа?

УОНЗ

ФО, РГ

3.11 (28)

Сочинение стихотворений собственного сочинения на свободную тему

УОНР

ФО

3.11 (29)

Конкурс стихов о природе

УОНР

ФО

3.12 (30)

Пародия. Ирония и юмор в поэтическом произведении

УОНЗ

ФО, РГ

4 четверть (8 недель) – 8 занятий

3.13 (31)

Сарказм и сатира в поэтическом произведении

УОНЗ

ФО, РГ

3.14 (32)

Роль музыки и живописи в создании поэтических произведений. Защита проектов

УОНЗ

ФО, РГ

3.15 (33)

Повествовать - значит рассказывать (умение строить стихотворение повествовательного характера на основе серии рисунков и воображаемого сюжета)

УОНР

ФО, РГ

3.16 (34)

Конкурс чтецов «Счастливая пора детства!»

УОНР

ФО

3.18 (35)

УОНР

ФО, РГ

3.19 (36)

Работа над выпуском газеты «Вдохновение» «День защиты детей»

УОНР

ФО, РГ

Раздел 4. Подведение итогов (1 ч)

4.1 (37)

Итоговое занятие. Игра «Юные поэты»

УОМН

РГ

ВСЕГО ЧАСОВ 38

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОСНАЩЕНИЯ

Список литературы для учителя

    В. И. Анисимов. Поэзия правды и мечты. – М.: Художественная литература, 1988

    Каплан И. Е. Анализ произведений русской классики. – М.: Художественная литература, 1995

3 . Карсалова Е. В. "Стихи живые сами говорят…". – М.: Просвещение, 2002

4. Лянцман О. Я. Здесь живет поэзия. – Волгоград: Учитель, 2009

4. Е. Эткинд. Разговор о стихах. – М.: Просвещение, 2008

Список использованной литературы для учащихся.

1. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М. Дрофа, 2010
2. Воителева Т. М.. Русский язык. Дидактические материалы. – М. Дрофа, 2009
3. Никитина Е. И.. Русская речь. Развитие речи. – М. Дрофа, 2011

4. . Т. В. Матвеева. От звука до текста. – М. Дрофа, 2011

Приложения к программе

Темы проектов, творческих работ

    «Я знаю силу слов…». Мой любимый поэт XIX – XX века.

    Роль музыки и живописи в создании поэтических текстов.