Распорядок дня для второй смены. Распорядок дня школьника начальных классов: образец

Тайм-менеджемент – наше все, когда речь идет о школе. Ведь успеть надо немало: сделать уроки, погулять, отдохнуть. Плюс домашние дела, драмкружок, кружок по фото и вселенское зло в виде компьютера и телевизора. В общем, чем лучше составлен режим дня, тем меньше риск переутомления у ученика. Начинать планирование лучше с самых первых дней: привыкнуть сразу – проще, чем потом перестраиваться. Конечно, многое зависит от смены, в которую учится ребенок.

Первая смена

Основные проблемы: подъем в семь утра, иллюзия большого количества свободного времени. Классика жанра, ее хвалят и врачи, и учителя. Разве что сами дети недовольны: вставать рано, ложиться – тоже. С последним чаще всего возникают проблемы. Кто из родителей не отлавливал чадо, прячущее под одеялом в лучшем случае – книжку с фонариком, а то и вообще гаджет?

Так что правильный день начинается с вечера – хорошо бы, чтоб ребенок лег в кровать вовремя. Во сколько именно?

Специалисты рекомендуют десятичасовой сон для младших и средних школьников, и минимум восемь с половиной – для старших. Будет меньше – накопится усталость, ухудшатся оценки и общее состояние. А еще,увы, нехватка сна в течение недели не компенсируется сном до обеда в выходные. Так что придется постараться с мотивацией и запастись терпением. И – ограничить активные игры, веселые фильмы и компьютер. Как это сделать в реальности, специалисты умалчивают.

Итак, ребенок уложен. Дело за малым – разбудить его утром. Ухищрений для этого множество, от чашки какао возле кровати до специальных программ на телефоне, которые определяют оптимальный момент для пробуждения. И ни одно толком не работает. Особенно, когда за окном темно и холодно.

И тут важно набраться терпения и разбудить чадо заранее, чтобы на сборы и завтрак было достаточно времени. Ничто так не нервирует и не портит утро, как спешка и проглоченный наспех бутерброд всухомятку. Если есть силы и задор, можно мотивировать школьника вкусным завтраком и красиво накрытым столом.

Следующий этап квеста – приход из школы, обед и, в идеале – как минимум часовой отдых. Особенно хорошо, если не за телевизором-компьютером. Уроки пока делать не рекомендуется. А вот в три-четыре часа – самое то. Помогите ребенку выработать оптимальный алгоритм. Одним детям лучше начинать со сложных заданий, а легкое оставлять на потом. Другие, напротив, долго раскачиваются – им нужна разминка, настрой на успех: в этом случае первыми хорошо пойдут легкие и любимые предметы. Каждые 20–30 минут можно делать пятиминутный перерыв, а при необходимости – подкреплять силы фруктом или кусочком шоколада.

Родительское собрание 1
Тема: Режим дня младшего школьника, занимающегося во вторую смену
Цель: показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и
выполнения режима дня школьника; убедить родителей в необходимости
формирования у ребенка привычки выполнения режима дня.
Форма проведения: семинар – практикум.
Вопросы для обсуждения: здоровье ребенка и школьные нагрузки;
особенности рационально организованного режима дня; приемы сохранения
психического и физического здоровья ребенка с помощью режима дня.
Подготовительная работа: анкетирование, подбор статистических
материалов, подготовка комплекса упражнений, памятки для родителей.
Результаты анкетирования используются в ходе собрания.
Приглашение
Уважаемые _________________________________!
Родительский комитет, классный руководитель приглашают Вас на
родительское собрание по теме «Режим дня младшего школьника, обучающегося
во вторую смену».
Собрание состоится_____________________
Классный руководитель________/_______________/
Председатель родительского комитета__________/____________/
Анкета для учащихся
1. В котором часу ты встаёшь утром?
2. Тебя будят родители или ты просыпаешься сам?
3. Ты встаёшь охотно или с трудом?
4. Какие процедуры входят в твой утренний туалет?
5. Делаешь ли ты зарядку по утрам?
6. Ты делаешь её один или вместе с родителями?
7. Как долго ты делаешь уроки?
8. В какое время ты делаешь уроки?
9. Ты выполняешь их сам или тебе помогают родители?
10. Гуляешь ли ты на улице перед тем, как начать выполнять домашние задания?
11. В котором часу ты идёшь спать?
Анкета для родителей
1.Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности
вашего ребенка выполнение им режима дня?
2.Ваш ребенок встает сам лил вы его будите?
3.Он встает охотно или с трудом?
4.Как вы на это реагируете?
5.Занимаетесь ли вы закаливанием собственного ребенка?

6.Делает ли ваш ребенок зарядку?
7.Являетесь ли вы для него в этом примером?
8.Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором, особенно в
вечернее время?
9.Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?
10.Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?
11.Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?
12.Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя
здоровым и бодрым?
Ход собрания
Вступительное слово:
Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей человека,
залог его благополучия и долголетия. Основы здоровья закладываются с
детства и факторами, влияющими на здоровье человека являются: 1.
Четкий и правильный распорядок дня; 2. Высокая двигательная
активность и достаточная физическая нагрузка.
Всем нам – и родителям, и педагогам – хочется видеть не только
умное, воспитанное, но и здоровое будущее поколение. Как известно,
все закладывается в детстве, особенно в дошкольном и младшем
школьном возрасте. Человек – совершенство природы. Но для того,
чтобы он мог пользоваться благами жизни, наслаждаться ее красотой,
очень важно иметь здоровье. «Здоровье – не все, но без здоровья ничто»,
­ говорил мудрый Сократ. А здоровье детей – забота всех.
Здоровье детей за последние годы имеет устойчивую тенденцию к
ухудшению. И речь идет не только о физическом здоровье, но и
психическом. Неблагоприятное экологическое состояние окружающей
среды, предельно­низкий социально­экономический уровень жизни
населения страны привели к снижению защитно­приспособительных
возможностей организма. По мнению специалистов, состояние здоровья
населения в той или иной стране на 15% зависит от генетических
факторов, на 55% ­ от социальных условий и образа жизни, на 15% ­ от
степени загрязнения окружающей среды, т.е. среды обитания, и на 15% ­
от состояния и уровня здравоохранения в стране.
Новые требования школьной жизни, подчас превосходящие
возможности ребенка, изменяют состояние его эмоциональной сферы.
Результаты исследования влияния современной учебной нагрузки на
состояние здоровья младших школьников, обучающихся по различным

программам (традиционной, развивающей) показали, что во всех случаях
школа предъявляет к детям чрезмерную учебную нагрузку. Это ведет к
снижению умственной работоспособности и утомлению к концу
рабочего дня.
По данным исследований низкий уровень работоспособности
обнаруживается примерно у 20% младших школьников, поэтому они
попадают в разряд неуспевающих.
Таким образом, чтобы все эти факторы не ухудшали физическое
здоровье и эмоциональное состояние ребенка, необходимо правильно
организовать учебную деятельность, смену умственного труда
умеренной физической нагрузкой, включение двигательной зарядки.
Особое значение в этом имеет режим дня.
Родители школьников, обучающихся во вторую смену, негативно
относятся к новому распорядку дня, так как он по их словам доставляет
массу неудобств. Также родители жалуются на то, что дети устают, а о
кружках им и вовсе приходится забыть. Специалисты утверждают, что и
во вторую смену ребенок может успешно учиться, успевать отдыхать и
помогать по дому. Все что необходимо для этого сделать – это
правильно организовать режим ребенка.
Режим дня школьника второй смены.
Среди приоритетов при составлении расписания ребенка,
обучающегося во вторую смену можно отметить:
­ здоровое питание,
­ полноценный отдых и сон,
­ учебу в школе и дома,
­ нахождение на свежем воздухе.
Просыпаться следует в 7:00. Утренний туалет, зарядка (желательно
совместно с родителями), уборка постели и завтрак.
В 8:00 школьник должен приступить к выполнению домашнего
задания. (время должно быть зафиксировано и постоянно. Выполнение
уроков в одно и тоже время позволит ребенку быстро войти в рабочее
состояние и способствует лучшему приготовлению домашнего задания).
Время не подготовку д/з в начальных классах отводится от 1,5 до 2
часов. Во время учебы во вторую смену не рекомендуется выполнять д/з
после школы, так как организм ребенка к этому моменту уже
перегружен, и он не может хорошо усваивать информацию.

С 10:00 до 11:00 у детей появляется свободное время, которое они
могут потратить на выполнение домашних дел или хобби, а также
использовать его для прогулок на свежем воздухе.
Обед у ребенка должно быть в одно и тоже время с12:00 до 12:30.
Пообедав ребенок отправляется в школу.
С 13:30 до 18:00 – занятия в школе. В течение часа у учеников
второй смены есть возможность погулять. В 20:00 ребенок должен
ужинать. Следующие 2 часа он занимается своими увлечениями, готовит
одежду и обувь на следующий день и совершает гигиенические
процедуры.
В 21:00 ребенок отправляется спать.
Неоценимое значение для здоровья,
высокой
работоспособности имеет гигиена сна. Потребность в сне составляет в 9
– 12 лет – 9­10 часов, в 13 – 14 – 9­9,5 часов, в 15 – 16 – 8,5­9 часов.
бодрости,
Израильские ученые доказали, что недосып ночью даже на 1 час
плохо влияет на психоэмоциональное состояние детей. Они сильнее
устают к вечеру и хуже справляются с тестами на память и реакцию.
Поэтому нет нужды доказывать, что сон ребенка надо оберегать:
яркий свет, шум, разговоры – все это должно быть исключено. Воздух в
комнате, где спит ребенок должен быть свежим. Сон важно оберегать до
того как ребенок заснул. Понятно, что ребенка не поместить под колпак,
не оградить его от всего, однако разумное ограничение впечатлений
необходимо. Иначе это отразится на сне – будет затягиваться его
наступление, он станет неглубоким.
«Но как быть, спросите вы, если нам самим хочется смотреть
телепередачу, а отправить сына спать сил нет? Он обижается, да и
жалко его: сами смотрим, а ему не даем». Нет ничего страшного, если
телевизор будет говорить вполголоса, а ребенок будет спать за закрытой
дверью в другой комнате. Но если уж в семье не сумели поставить так,
чтобы это воспринималось спокойно и просто, есть еще один выход из
положения: не смотреть передачи самим. Это наименьшее зло.
При подготовке к собранию мною была проведена анкета среди
учащихся. В ней было 11 вопросов. Проанализировав полученные
ответы, можно сделать следующие выводы.
1. Просыпаются наши дети в 7, 8 9 , 10 и даже в 11 часов дня. 16
из них встают самостоятельно и охотно. 9 человек встают с
трудом. Зарядку делают по утрам 12 учащихся, 9 – не делают

вовсе, 3 – иногда и в основном одни. Это первые 6 вопросов
анкеты.
2. Следующие 5 вопросов касались школьной жизни. На вопрос
«Как долго ты делаешь уроки?» Дети ответили следующее: 1
час – 8 человек, 2 часа – 9 человек, 3­4 часа – 3 человека. Но
мне хочется остановиться на тех детях, которые выполняют д/з
до 1 часа. Оказывается на выполнение д/з эти дети могут
выполнить за 6 минут, 15 минут, 25 минут. Каков же результат
в обучении?
3. На вопрос «В какое время ты выполняешь уроки?» дети
ответили в основном после школы, т.е. после 7 часов вечера,
когда работоспособность ребенка падает, организм его
перегружен и не способен должным образом воспринимать
информацию.
продолжительность
выполнения уроков (3­4 часа).
Отсюда нервозность,
4. При выполнении д/з лишь 6 учащихся выполняют его
самостоятельно, остальные при помощи родителей. А как
помогают у нас родители? Некоторые просто решают за
ребенка, а он переписывает. В результате в классе ребенок не
может выполнить задание даже по образцу. Потому что нет
рядом мамы или папы. Перед сном гуляют 10 человек, не
гуляют совсем – 14. Ну и последний вопрос «В котором часу
ты идешь спать?» дети ответили следующим образом: в 9 часов
вечера – 11 человек, в 10 часов – 5 человек, в 11 часов – 4
человека, в 12 – 1, после 12 часов ночи – 2. Делайте выводы
товарищи родители.
Я хочу сказать вам, что здоровье, учение наших детей во многом
зависит, конечно от нас с вами. Иногда нужно сказать, что это нельзя
смотреть – лучше пораньше лечь спать и отдохнуть. Ведь многие дети
просто не высыпаются. А отсюда и плохая работоспособность и
утомляемость, нежелание учиться и помогать дома. И все это результат
неправильного режима дня. Вы можете возразить мне. Мы работаем и
утром выполнять уроки нам некогда. Но и при таком режиме можно
найти выход.
Нарушения в установленном распорядке дня
нежелательны, так как это может привести к расстройству
выработанного режима в деятельности организма ребенка.

В заключение хочу предложить вам некоторые родительские
«НЕЛЬЗЯ» при соблюдении режима дня.
Нельзя:
1. Будить ребенка в последний момент перед уходом в школу,
объясняя это себе и другим большой любовью к нему;
2. Кормить перед школой и после нее сухой пищей, объясняя это
себе и другим, что ребенку такая еда нравится;
3. Требовать от ребенка только отличных и хороших результатов
в школе, если он не готов;
4. Сразу после школы выполнять домашнее задание;
5. Лишать детей игр на свежем воздухе из­за плохих отметок в
школе;
6. Кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних
заданий в частности;
7. Заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;
8. Ждать маму и папу, чтобы выполнять уроки;
9. Сидеть у телевизора и за компьютером более 45 минут в день;
10.
Смотреть перед сном страшные фильмы и играть в
шумные игры;
11.
12.
Ругать ребенка перед сном;
Разговаривать с ребенком о его школьных делах зло и
назидательно;
13.
Не прощать ошибки и неудачи ребенка.
У каждого человека свое мнение. Каждый живет своей жизнью – это
его право. Но есть много общих закономерностей. Деятельность
человека обусловлена биологическими и социальными условиями. И
специально продуманный ритм своего дня, занятие физкультурой
помогут человеку избежать многих проблем, выйти из трудных
ситуаций.
Режим дня школьника, занимающегося во вторую смену.
7.00
7.30
8.20
10.00
12.30
13.00
13.30­18.00
Пробуждение, гимнастика, утренний туалет
Завтрак
Приготовление уроков
Свободные занятия, пребывание на воздухе
Обед
Дорога в школу
Занятия в школе, полдник

18.00
19.00
20.30
21.00
Дорога из школы
Ужин
Подготовка ко сну
Сон
Памятки для родителей
Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних
заданий
­ оздоровительная минутка проводится через каждые 15­20 минут выполнения
домашнего задания;
­ продолжительность такой минутки не более 3 минут;
­ если ребенок выполнял письменные задания, необходимо выполнить
упражнения для расслабления мышц рук, кистей, шеи;
­ после длительного сидения ребенку необходимо делать потягивания,
приседания, повороты туловища в разные стороны;
­ если ваш ребенок мало активен, то необходимо выполнять упражнения
вместе с ним;
­ позаботьтесь, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь;
Упражнения по предупреждению зрительного утомления во время
выполнения домашнего задания
­ исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий
вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 5­6 раз.
­ исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки,
крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.
­ исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо,
посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть
левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4­5 раз.
­ исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2­3 секунды,
поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15­20 см от
глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3­5 секунд, затем
опустить руку. Повторить 4 раза.
­ исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев,
поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, не поднимая головы,
руки отпустить (выдох). Повторить 5­6 раз.
­ «рисование картины». Найти в комнате какой­либо предмет и «нарисовать»
его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и
внешней стороны.

Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.
Организм ребенка для своего роста и развития нуждается в определенных условиях, так как его жизнь находится в теснейшей связи с окружающей средой, в единстве с ней. Связь организма с внешней средой, приспособление его к условиям существования устанавливаются при помощи нервной системы, путем так называемых рефлексов, т. е. ответной реакции нервной системы организма на внешнее воздействие.
Внешняя среда включает в себя естественные факторы природы, такие, как свет, воздух, вода, и социально-бытовые факторы - жилище, питание, условия занятий в школе и дома, отдых.
Неблагоприятные изменения во внешней среде приводят к заболеваниям, отставанию физического развития, снижению работоспособности и успеваемости школьника. Родители должны правильно организовать условия, в которых школьник готовит домашние задания, отдыхает, питается, спит так, чтобы обеспечить наилучшее осуществление данной деятельности или отдыха.
В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.
Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей и прежде всего с учетом возрастных особенностей деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается ее выносливость к большей нагрузке, организм привыкает к выполнению большей работы без утомления. Поэтому обычная для школьников среднего или старшего школьного возраста нагрузка является чрезмерной, непосильной для младших школьников.
В настоящей статье речь идет о режиме дня для здоровых школьников. У детей с ослабленным здоровьем, зараженных глистами, с туберкулезной интоксикацией, больных ревматизмом, а также у детей, выздоравливающих после таких инфекционных заболеваний, как корь, скарлатина, дифтерия, выносливость организма к обычной нагрузке снижена и поэтому режим дня должен быть несколько иным. При организации режима дня школьника важно обратиться за советом к школьному или участковому врачу. Врач, руководствуясь состоянием здоровья школьника, укажет на особенности необходимого для него режима.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

7.00 - Подъем (позднее пробуждение не даст ребенку время хорошо проснуться - может долго сохраняться сонливость)

7.00-7.30 - Утренняя зарядка (поможет легче перейти от сна к бодрствованию и зарядит энергией), водные процедуры, уборка постели, туалет

7.30 -7.50 - Утренний завтрак

7.50 - 8.20 - Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе

8.30 - 12.30 - Занятия в школе

12.30 - 13.00 - Дорога из школы или прогулка после занятий в школе

13.00 -13.30 - Обед (если по каким-то причинам вы исключаете горячие завтраки в школе, то ребенок обязательно должен ходить на обед, если он посещает группу продленного дня)

13.30 - 14.30 - Послеобеденный отдых или сон (современного ребенка сложно уложить спать после обеда, но спокойный отдых необходим)

14.30 - 16.00 - Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе

16.00 - 16.15 - Полдник

16.15 - 17.30 - Приготовление домашних заданий

17.30 - 19.00 - Прогулки на свежем воздухе

19.00 - 20.00 - Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, спокойные игры, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)

20.30 - Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание)

Ребенок должен спать около 10 часов. Они должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20.30 - 21.00, а старшие - в 22.00, самое позднее - в 22.30.

Вы можете менять занятия местами. основываясь на предпочтениях и приоритетах вашего ребенка, главное сохранять чередование отдыха и труда.


Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики , которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Комплекс упражнений утренней гимнастики лучше всего согласовать с преподавателем физической культуры. По совету школьного врача в гимнастику включаются такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки.
Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года - при открытом окне или на свежем воздухе. Тело по возможности должно быть обнажено (заниматься надо в трусиках и тапочках), чтобы организм одновременно получал воздушную ванну. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему.
После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний. Начинать водные процедуры следует только после беседы со школьным врачом о состоянии здоровья школьника. Первые обтирания следует проводить водой температуры 30-28°, а через каждые 2-3 дня снижать температуру воды на 1° (не ниже 12-13°), при этом температура в комнате должна быть не ниже 15°. Постепенно от обтираний можно перейти к обливанию. Водные процедуры с постепенным снижением температуры воды повышают сопротивляемость организма к резким температурным колебаниям внешней среды. Следовательно, утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.
Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома . Но для всестороннего развития детей очень важно также приучать их к физическому труду; работе в школьной мастерской, на производстве, в кружках «Умелые руки», в саду, огороде, помощи матери по хозяйству. При этом дети приобретают не только трудовые навыки, но и получают физическую закалку, укрепляют свое здоровье. Только правильное сочетание умственного и физического труда способствует гармоническому развитию школьника.
Для школьников младшего, среднего и старшего возраста, исходя из возрастных особенностей их центральной нервной системы, устанавливается определенная продолжительность учебных занятий в школе. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1 1/2-2 часа, средних классов - 2-3 часа, старших классов 3-4 часа.
При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными; сколько-нибудь заметных признаков утомления не отмечается.
Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.
Увеличение продолжительности приготовления учебных заданий часто зависит от того, что многие родители заставляют своих детей готовить домашние уроки тотчас по приходе из школы. В этих случаях школьник после умственного труда в школе, не успев еще отдохнуть, сразу получает новую нагрузку. В результате у него быстро появляется усталость, скорость выполнения заданий снижается, запоминание нового материала ухудшается и, чтобы хорошо подготовить все уроки, прилежный школьник сидит за ними многие часы.
Например, мать мальчика Вовы считает, что ее сын, который учится во 2-м классе первой смены, должен, придя из школы, поесть и выполнить задания на дом, а потом идти гулять. Вова К., очень аккуратный, исполнительный мальчик, по совету своей матери готовит задания сразу по приходе из школы, но с некоторых пор выполнять задания стало для него мукой, он сидит непрерывно но 3-4 часа, нервничает из-за того, что плохо усваивает учебный материал. Это сказалось и на здоровье, и на успеваемости. Мальчик похудел, побледнел, стал плохо спать, на уроках в школе стал рассеянным, успеваемость его снизилась.
Готовить уроки тотчас по приходе из школы нецелесообразно. Чтобы хорошо усваивать учебный материал, учащиеся должны отдохнуть. Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2 1/2 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.
Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше чем с 16-17 часов. Для учащихся второй смены на подготовку домашних заданий следует отвести время, начиная с 8-8 1/2 часов утра; нельзя допускать, чтобы они готовили уроки вечером после возвращения из школы, так как работоспособность к концу дня понижается.
При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.
Часто дети тратят много времени на приготовление домашних заданий потому, что родители не помогают им правильно организовать домашнюю работу, не создают для этой работы такие условия, которые позволяли бы сосредоточиться и работать без отвлечения внимания. Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио. Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма. В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться во время работы посторонними делами. Бывает и так, что родители во время приготовления ребенком домашних заданий прерывают его, дают мелкие поручения: «поставь чайник», «открой «верь» и т. д. Это недопустимо. Надо создать для школьника спокойные условия занятий и требовать, чтобы он работал сосредоточенно и не засиживался за уроками больше положенного времени.
Каждый школьник нуждается в определенном, постоянном месте за общим или специальным столом для выполнения домашних уроков, так как в одной и той же постоянной обстановке быстрее сосредоточивается внимание на учебном материале, а следовательно, успешнее идет его усвоение. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться со своими пособиями. Размеры стола и стула должны соответствовать росту учащегося, в противном случае происходит быстрое утомление мышц, ребенок не может сохранять правильную позу за столом во время выполнения заданий. Длительное сидение в неправильной позе влечет за собой искривление позвоночника, появление сутулости, впалой груди, неправильное развитие органов грудной клетки. Если у школьника есть специальный стол для занятий, то до 14-летнего возраста следует своевременно менять высоту стола и стула. Для учащихся ростом 120-129 см высота стола должна быть 56 см, а высота стула - 34 см, для учащихся ростом 130-139 см - высота стола 62 см, стула - 38 см.
При работе школьника за общим столом разница в высоте стола от пола и высоте стула от пола должна быть не более 27 см и не менее 21 см. Чтобы обеспечить такое положение младшим школьникам, можно положить на стул одну-две хорошо выстроганные доски, а под ноги подставить скамеечку для опоры. Родители должны следить за посадкой учащегося во время приготовления домашних уроков и при свободных занятиях. Правильная посадка школьника обеспечивает нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке хорошей осанки. При правильной посадке 2/3 бедра школьника помещаются на сиденье стула, ноги согнуты под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах и опираются о пол или скамеечку, оба предплечья свободно лежат на столе, плечи находятся на одном уровне. Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ширине ладони школьника, расстояние от глаз до книги или тетради - не менее 30-35 см. Если высота стола и стула соответствует размерам тела учащегося, то, контролируя правильность посадки, можно легко приучить детей сидеть прямо.
Для роста и развития организма ребенка необходим чистый, свежий воздух. Большое значение он имеет для повышения умственной работоспособности, улучшения работы мозга и сохранения бодрости. Поэтому перед занятиями, а также во время 10-минутных перерывов нужно проветривать комнату, а в теплое время года следует заниматься при открытой форточке или при открытом окне. Другим важным условием для занятий является достаточное освещение рабочего места, как естественное, так и искусственное, так как выполнение домашних заданий (чтение, письмо) связано с большим напряжением зрения. Свет из окна или от лампы должен падать на учебники (тетради) слева от сидящего ученика, чтобы не падала тень от руки. На окне не должно быть высоких цветов и сплошной занавески, так как это ухудшает освещение рабочего места. При занятиях в условиях искусственного освещения стол необходимо дополнительно освещать настольной лампой, ставя ее спереди и слева. Электрическая лампа должна быть мощностью 75 ватт и закрыта абажуром для предупреждения попадания лучей света в глаза.
Выполнение всех перечисленных условий способствует сохранению высокой работоспособности.
Успешность приготовления домашних заданий и успешность занятий в школе зависят также от своевременности выполнения других элементов режима. Так, важным элементом режима дня школьника является отдых.
При длительной напряженной умственной работе утомляются, истощаются нервные клетки головного мозга , в работающих органах процессы распада веществ начинают преобладать над пополнением их, поэтому снижается работоспособность. Чтобы это не произошло, организму следует предоставлять своевременный отдых. Во время отдыха в тканях усиливаются процессы восстановления веществ, ликвидируются происшедшие сдвиги обмена и восстанавливается должная работоспособность. Особенно большое значение при умственном труде, в котором участвуют прежде всего клетки коры головного мозга, обладающие быстрой утомляемостью, имеет чередование умственного труда с другими видами деятельности.
Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим. При умственном труде возникает возбуждение в работающих клетках коры головного мозга; в то же время другие клетки коры головного мозга находятся в состоянии торможения - они отдыхают. Переход на другой вид деятельности, например движения, вызывает возникновение возбуждения в ранее неработавших клетках, а в работавших клетках возникает и усиливается тормозный процесс, во время которого клетки отдыхают, восстанавливаются.
Односторонняя умственная сидячая работа школьников не создает условий для полноценного физического развития и здоровья. Смена умственного труда физическим, в котором весь организм ребенка или его части вовлекаются в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение. Свежий, чистый воздух укрепляет организм школьника, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции. Лучшими видами подвижной деятельности, быстро рассеивающими усталость и утомление, являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года - игры с мячом, прыгалкой, городки и др.; зимой - катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).
Как показывает опыт, при желании и настойчивости родителей почти в каждом дворе зимой можно залить каток, а летом организовать площадку для игр с мячом.
Родители должны поощрять желание школьников среднего и старшего возраста заниматься спортом в одной из спортивных секций при школах, домах пионеров или при юношеских спортивных школах. Эти занятия делают школьника крепким, выносливым и оказывают положительное влияние на его работоспособность и успеваемость.
Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков, а учащимся второй смены - после приготовления домашних уроков до ухода в школу. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе, включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3 - 3 1/2 часов, для старших - не менее 2 - 2 1/2 часов.
Подвижным играм, спортивным развлечениям на воздухе следует уделять больше времени в выходные дни, сочетая их с прогулками за город, в лес, с экскурсиями. Многие родители неправильно думают, что вместо игр на открытом воздухе детям лучше заняться чтением художественной литературы или выполнением работ по хозяйству. Им следует напомнить старое педагогическое правило: «Характер детей образуется не столько в классной комнате за партой, сколько на лужайке, в подвижных играх».
В режиме дня школьника следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности , такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1 - 1 1/2 часа, а старшим - 1 1/2 - 2 1/2 часа.
Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим - прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.
Некоторые родители совсем не привлекают детей к работам по обслуживанию семьи и даже к обслуживанию самого себя (чистка ботинок, платья, уборка постели, пришивание воротничка, пуговиц и др.). Этим они долускают большую ошибку.
Так, мать двух школьников, несмотря на то, что они уже в 6-м классе, считает, что дети ее еще малы для работы по дому. Мать сама убирает квартиру, ходит за продуктами, моет посуду, не привлекая к этому детей. Раньше у детей появлялось желание сделать для дома что-нибудь самим, но во всем их предупреждала заботливая мать. А сейчас, подрастая, они предъявляют матери претензии: почему не так выглажена одежда, почему плохо убрано в комнате. Дети выросли эгоистами, людьми, не умеющими ничего делать. Такие родители забывают, что трудовая деятельность не только способствует правильному воспитанию ребенка и дисциплинирует его, она содействует улучшению его физического развития и здоровья. Каждого школьника надо приучать помогать семье и прививать любовь к труду.
Для правильного роста и развития ребенка необходимо достаточно калорийное питание , полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.
Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время - через 3-4 часа (4-5 раз в сутки). У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т. е. при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи.
Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара.
Для иллюстрации можно привести пример со школьником. У него не было определенных часов для приемов пищи: в одни дни он обедал тотчас по приходе из школы, в другие дни, не пообедав, с куском хлеба выбегал на улицу, затем забегал домой то за конфетой, то за печеньем. Родители часто давали ему деньги на покупку мороженого, которое он съедал тут же на улице. Вернувшись с такого гуляния, мальчик не только забывал об обеде, но отказывался и от ужина. Мать мальчика, пытаясь найти причину потери аппетита у сына, ходила с ним от одного врача к другому, думая, что мальчик серьезно болен. Причина была одна: нерегулярное питание, беспорядочная еда сладостей. В этом случае достаточно было матери установить для мальчика точное время приемов пищи, как аппетит восстановился. Большое значение для возбуждения аппетита имеет обстановка, в которой происходит прием пищи. Вид стола с аккуратно расставленными тарелками и приборами, запах вкусно приготовленной пищи возбуждают аппетит, вызывая так называемую психическую фазу отделения пищеварительных соков.
Нужно приучить школьника мыть руки перед каждым приемом пищи, есть не спеша, не разговаривая, не читая во время еды. Регулярный прием полноценной пищи при соблюдении всех гигиенических правил является залогом здоровья.
День школьника должен завершаться вечерним туалетом и последующим сном . На вечерний туалет отводится не более 30 минут. За это время школьник должен привести в порядок школьную форму и обувь. Затем нужно умыться, почистить зубы, вымыть ноги водой комнатной температуры.
К вечеру, после напряженных часов бодрствования и восприятия множества раздражений из внешнего мира, в коре головного мозга быстрее возникает тормозной процесс, который легко распространяется на другие участки нервной системы, обусловливая сон.
Это торможение называют охранительным, так как оно охраняет нервную систему от чрезмерной работы, от истощения. Как уже говорилось, чем младше ребенок, тем его нервная система обладает меньшей выносливостью к внешним раздражителям и тем больше его потребность в сне.
Так, общая продолжительность сна для 7-летних школьников должна составлять 12 часов в сутки, кз которых один час лучше отводить на послеобеденный сон. Продолжительность сна для детей 8-9 лет составляет 10 1/2-11 часов, для 10-11 лет - 10 часов, для 12-15 лет - 9 часов и для учащихся старшего возраста - 9 - 8 1/2 часов. Ночной сон является продолжительным отдыхом, устраняющим то утомление, которое появляется к концу дня, и восстанавливающим силы организма. В нервных клетках под влиянием тормозного процесса усиливаются процессы восстановления. Клетки опять получают способность воспринимать раздражения из внешней среды и давать на них соответствующую реакцию. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности.
Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать , тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час.
Учащиеся как первой, так и второй смены должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20 часов 30 минут - 21 час, а старшие - в 22 часа, самое позднее - в 22 часа 30 минут.
Полноценность сна определяется не только его продолжительностью, но и глубиной. Сон достаточной продолжительности, но не глубокий, со сновидениями, разговором во сне не дает полного отдыха. Чтобы сон ребенка был, глубоким, необходимо, чтобы перед сном школьник не занимался шумными играми, спорами, рассказами, вызывающими сильные переживания, так как это мешает быстрому засыпанию и нарушает глубину сна. Глубокому сну препятствуют также внешние раздражители: разговоры, свет и др.
Спать ребенок должен в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела; это создает возможность в течение всего сна поддерживать мускулатуру тела в расслабленном состоянии.
Одним из основных условий сохранения глубины сна детей является сон в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не выше 16-18°. Еще лучше приучить школьника спать при открытой форточке. В этом случае кровать должна стоять не ближе чем 2 м от окна, чтобы холодная струя воздуха не попадала на ребенка, или же надо завешивать форточку марлей.
Соблюдение всех этих условий способствует полноценному сну ребенка и полному восстановлению его сил к следующему трудовому дню.
При составлении распорядка дня школьника родители могут руководствоваться схемами режима дня. На основании этих схем режима дня каждый школьник с помощью родителей может составить распорядок своего дня, вывесить это расписание на видном месте и строго его придерживаться. Школьникам необходимо напомнить слова М. И. Калинина, который говорил, что надо так организовать свою учебу, свой день, чтобы успевать и отлично учиться и гулять, и играть, и заниматься физкультурой.
Особенно трудным и ответственным временем в жизни каждого школьника является период экзаменов , поэтому в этот период режим должен соблюдаться особенно четко. Ни в коем случае нельзя увеличивать часы занятий за счет сна и прогулок, нарушать режим питания, так как это ведет к утомлению и ослаблению нервной системы и всего организма. К сожалению, очень часто во время экзаменов школьники, особенно десятиклассники, нарушают режим и занимаются много часов подряд без отдыха и сна, думая, что это поможет им лучше подготовиться к экзаменам. Но они не правы - утомленный мозг плохо воспринимает и запоминает прочитанное и на усвоение того же материала приходится тратить больше времени, а результат получается плохой.
Так, например, девочка накануне экзамена, чувствуя, что мало времени остается для повторения пройденного материала, занималась до 2 часов ночи. В результате недосыпания нескольких часов утром болела голова, девочка стала очень раздражительна, волновалась, хотя и успела повторить весь материал. Во время экзамена она не могла вспомнить то, что хорошо знала. После этого случая школьница взяла за правило никогда не заниматься поздно и соблюдать режим труда и отдыха во время экзаменов.
Родители должны знать и внушить своим детям, что необходимо серьезно работать в течение года, тогда экзамены не будут трудны. А в период экзаменов родителям следует помочь детям в организации режима занятий, обеспечить тишину, правильное питание, своевременный сон.

«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы».
Т. Карлейль

Организация режима дня школьника, обучающегося во вторую смену.

В этом году дети пошли учиться во второй класс. Семилетним - восьмилетним гражданам очень трудно включаться в особый, напряженный ритм школьной жизни после летних каникул. Меняется весь уклад жизни ребенка, появляются новые обязанности, заботы. И ко всему этому нужно приспосабливаться, привыкать. Чтобы усидеть, например, все 45 минут урока, нужна особая тренированность, про которую за продолжительный срок отдыха дети забыли. Ограничение в движении дети переносят наиболее тяжело. На протяжении всего урока требуется от ученика и внимание, а способность концентрировать его еще недостаточна. И писать, рисовать на первых порах тоже нелегко, потому что мелкие мышцы кисти, участвующие в этих процессах, еще не полностью развиты.

К этим трудностям, объясняющимся особенностями физического развития, в последние годы прибавились и другие, связанные с восприятием новой, более сложной программы.

Чтобы организм ребенка справился с предъявляемой нагрузкой, чтобы обучение шло успешно и не в ущерб здоровью, необходимо рационально организовать быт школьника, до мельчайших деталей продумав распорядок его дня. Другими словами, строго выполнять режим дня.

Если спросить у Вашего ребенка: «Какой у тебя режим дня?», многие ответят: «У меня его нет». Некоторые ответят, что каждый час дня у него распланирован и листок с режимом дня висит над его рабочим столом или над его кроватью. А между тем режим дня имеет каждый ребенок, только у одних он правильный, у других – нет.

Правильно организованный режим дня - одна из основных составляющих здорового образа жизни. Он определяется чередованием различных видов деятельности и отдыха, способствует сохранению работоспособности в течение дня и профилактике переутомления. Несоблюдение режима дня приводит к развитию серьезных заболеваний.

Распорядок дня Вашего ребенка строится так, как это удобно и лучше для Вашего ребенка. Важно, чтобы за свой день ребенок успел все, что надо сделать: и не спеша позавтракать, вовремя прийти в школу, и погулять, и сделать уроки, и, конечно, хорошо выспаться, так как недосыпание приводит к быстрому переутомлению, при котором невозможно успешное обучение.

Родители школьников, обучающихся во вторую смену, негативно относятся к новому распорядку дня, так как он, по их словам, доставляет массу неудобств. Также родители жалуются на то, что дети устают, а о кружках им и вовсе на этот период приходится забыть. Специалисты, между тем, отмечают, что и во вторую смену ребенок может успешно учиться, успевать отдыхать и помогать по дому. Все что необходимо для этого сделать – правильно организовать режим дня ребенка.

Среди приоритетов при составлении расписания ребенка, обучающегося во вторую смену, можно отметить:

здоровое питание;

полноценный отдых и сон;

учебу в школе и дома;

физические нагрузки;

нахождение на свежем воздухе.

Начинать утро школьника лучшего всего с зарядки. Она даст возможность проснуться и взбодриться. Просыпаться ребенку следует в 7:00.

После зарядки идут гигиенические процедуры, уборка комнаты и завтрак.

В 8:00 школьник должен приступать к выполнению домашнего задания . Пожалуй, большие затруднения в составлении и выполнении режима дня испытывают учащиеся второй смены. Обычно это связано с тем, что они поздно засиживаются вечером, так как утром не нужно идти в школу, и, чтобы выспаться, встают, естественно, тоже поздно. Родители в это время на работе, а для ребенка начинается ленивый, неорганизованный день. А время летит быстро и, едва выучив уроки, приходится бежать в школу, чтобы не опаздывать на занятия. Сходить погулять, сделать что-то по дому не остается времени.

Некоторые школьники, чтобы освободить себе полдня для отдыха, стараются учить уроки вечером. Они поступают совершенно неправильно. Их учебная нагрузка распределена неверно: занятия в школе во вторую смену и подготовка уроков вечером – слишком большое напряжение для организма. А кроме того этот период самый низкой умственной работоспособности. Поэтому садиться за выполнение домашнего задания школьникам второй смены, конечно, надо с утра.

Время начала выполнения домашнего задания должно быть твердо зафиксировано . Выполнение уроков всегда в одни и те же часы позволяет ребенку быстро войти в рабочее состояние и способствует лучшему приготовлению домашних заданий. Позаботьтесь об удобном рабочем месте. У ребенка должен быть свой письменный стол.

Следует учитывать, что на подготовку уроков детьми младших классов уходит порядка 1,5-2-х часов.

С 10:00 до 11:00 у детей появляется свободное время , которое они могут потратить на выполнение домашних дел или хобби, а также использовать его для прогулок на свежем воздухе.

Обед у ребенка ежедневно должен быть в одно и то же время. Пообедав, ребенок отправляется в школу.

С 13:40 - до 18.15 часов - занятия в школе, по их окончании ребенок отправляется домой.

В течение часа у учеников второй смены имеется возможность погулять, в начальной школе этого времени немного больше. В 20:00 ребенок должен поужинать. Следующие два часа он занимается своими увлечениями, готовит одежду и обувь на следующий день и совершает гигиенические процедуры.

В 21:00 ребенок отправляется спать.

Рано засыпать и рано просыпаться в одно и то же время – эта лучшая привычка, которую родители могут привить ребенку. Она дает возможность полноценно высыпаться, всегда легко просыпаться и быть активным и бодрым в течение дня. Детям младшего школьного возраста недостаточно 8 часов на сон, они должны спать 10 часов.

Привычка соблюдения режима дня не складывается сама собой, она требует наличия волевых усилий самого человека, а в раннем периоде его развития - волевых усилий родителей и других близких людей.

Довольно скоро новые полезные привычки Вашего ребенка заменят старые, и он почувствует, что ему стало легче учиться.

Переходя из садика в школу, у ребенка резко меняется распорядок дня и появляется дополнительная умственная нагрузка. Чтобы этот переход произошёл легко для ребенка, нужно четко распланировать часы учебы и отдыха. Весь день младшего школьника должен быть расписан буквально по часам и минутам, с обязательными перерывами на прогулку и свободную деятельность в виде игр. Так малышу будет легче втянуться в учебный процесс и адаптироваться к новым условиям.

Чтобы успеваемость ребенка в школе была максимальной, ему нужно обеспечить полноценный отдых и сон. У ребенка младших классов он должен составлять не менее 11 часов в сутки. Это полезно для поддержания иммунитета ребенка, поэтому ему рекомендуется дневной сон после школьных занятий.

Утренние сборы

Ребенку легче было привыкнуть к новому распорядку дня, если все действия будут четко запланированы по времени, и родители изо дня в день будут придерживаться примерно одинакового распорядка дня. Нагрузки в школе очень сильно влияют на нервную систему младшего школьника. Чтобы не перегружать ее еще больше и не затевать лишние споры дома, старайтесь создать сборы в школу максимально удобными и комфортными для сына или дочки.

  • Готовьте школьную форму с вечера и вешайте ее всегда на одно и то же место.
  • Сбор необходимых книжек и тетрадок для занятий тоже должен осуществляться с вечера.
  • Обязательно проводите утреннюю зарядку с ребенком, это поможет ему быстрей проснуться и зарядиться силами и энергией на весь день.
  • Завтракайте правильно. Потому что это самый важный прием пищи для младшего школьника, и он должен быть очень питательным и что немало важно, полезным. Например, каша с фруктами, сырники с творогом или бутерброд с твердым сыром станут залогом успешного дня в школе.

Отдых и свободное время

Каждый учебный день школьника обязательно должен содержать в себе время для отдыха, от 1 до 1,5 часов. Этот период лучше провести в спокойной обстановке. Если ребенок соглашается на дневной сон, то это идеальный вариант. Потому что отдыхать должен весь организм. В случае если дочка или сын считают себя уже достаточно взрослыми и не желают спать днем, то все равно лучше обеспечить спокойное времяпрепровождение без гаджетов, книжек и телевизора. Чтобы успели отдохнуть глаза и нервная система юного школьника.

Так же для младших школьников очень важно проводить свободное время на свежем воздухе. Причем полезны как активные спортивные игры, так и спокойные прогулки по парку. В этот момент головной мозг насыщается кислородом и юный ученик вновь готов к решению сложных задач и умственным нагрузкам.

Выполнение уроков

Переходя на новый режим дня, ребенку первое время тяжело перестроиться и привыкнуть к четкому выполнению домашних заданий каждый день. Отличной идеей станет расписание, нарисованное своими руками или специальная готовая таблица, заполненная от руки. Повесить ее нужно на видное место, чтобы ваш ребенок легко сам смог по ней сориентироваться. Так же немало важную роль играет домашнее рабочее место юного ученика. Ведь стола и стул должны быть удобными для школьника и соответствовать его росту. Только в таком случае, ему будет комфортно выполнять уроки, и он не будет уставать.

Подготовка домашних заданий, как правило, занимает у школьников начальных классов от 1 до 3 часов в день. За этот промежуток времени они должны успеть выполнить математические задачи, письменные задания по русскому языку и выучить устные предметы. Но только прежде чем приступать к ним, детям нужно как следует отдохнуть от занятий в школе. На это отводиться как минимум 2,5 часа.

Для наглядности обычного распорядка дня школьника младших классов, представим таблицу:

Для учеников 1 смены

Подъем 7.00
Умываемся и делаем зарядку 7-7.30
Завтрак 7.30-7.50
Дорога в школу 7.50-8.20
Уроки в школе 8.30-12.30
Дорога домой 12.30-13.00
Обед 13-13.30
Дневной сон или отдых 13.30-15.00
Прогулка на свежем воздухе 15.00-16.00
Полдник 16.00-16.15
Выполнение домашних заданий 16.15-18.30
Ужин 18.30-19.00
Свободное время (игры, чтение, секции) 19.00- 20.30
Подготовка к завтрашнему учебному дню и ко сну 20.30-21.00
Сон с 21.00

Для учеников 2 смены

Подъем 7.00
Зарядка, гигиенические процедуры 7.00-7.20
Завтрак 7.20-7.35
Выполнение домашних заданий 8.00-10.00
Свободное время (игры или прогулка) 10.00-11.00
Второй завтрак 11.00-11.30
Подготовка к школе 11.30-12.00
Обед 12.00-12.30
Дорога в школу 12.30 -13.00
Занятия в школе 13.00-18.00
Дорога домой 18.00-18.30
Ужин 18.30-19.00
Занятия по интересам (секция, чтение или подготовка домашних заданий на завтра) 19.30-20.00
Прогулка или спокойные игры 20.00-21.00
Подготовка ко сну 21.00-21.15
Сон с 21.15

Вторая смена: привыкаем к новому распорядку

Для некоторых родителей и их детей обучение в школе во вторую смену становится настоящим испытанием. Так как по всем правилам правильного распорядка дня, домашние задания в таком случае должны выполняться с утра. Но как показывает практика, именно в это время юным ученикам хочется подольше поспать, особенно если родители уже ушли на работу и никто не контролирует выполнение уроков.

В таком случае тоже нужно придерживаться режима смены труда и отдыха, чтобы придя со школы, ребенок успевал отвлечься от занятий. Но все-таки в вечернее время тоже придется немного поработать над домашним заданием и выполнить хотя бы ее часть. А какую именно решают родители. Потому что работающим мамам и папам удобнее всего решить с вечера более сложные примеры, а на утро оставить самые легкие, с которыми ребенок справится самостоятельно. А для тех кто, например, работает по свободному графику и находится дома в первой половине дня, проще учить все уроки с детьми именно в это время.

Научив школьника управлять своим временем, и грамотно относиться к своему распорядку дня, вы прививаете своему ребенку чувство ответственности и пунктуальности, что очень пригодиться ему в будущем.